Crop. Композиционное мышление | Foto-kadr.ru

Crop. Композиционное мышление

Crop. Композиционное мышление

Во многих программах для работы с изображениями, начиная от простейших просмотрщиков фотографий до навороченных версий фотошопа есть инструмент, который по-английски называется crop. По-русски – это просто кадрирование. Этот инструмент обычно обозначается вот так: квадратик с висящими по диагонали кончиками. Представим давайте, что вы когда-то в свое время закончили фотошколу или хотя бы фотографические курсы. Так вот знайте: именно в этих учебных заведениях учат кадрировать стандартно, то есть непосредственно при фотографировании, при помощи видоискателя. Но вот что интересно. Преподаватели этих фотошкол и фотокурсов обычно очень часто напрочь забывают об одной, с их стороны, мелочи. Нам это мелочью не кажется. Речь идет о том, что соответствие того, что вы видите в видоискателе, и того, что реально будет входить в границы снятого кадра далеко не всегда стопроцентно. Это может быть только либо в дорогих и профессиональных зеркальных фотоаппаратах, либо в дешевых мыльницах любительского уровня, в которых видоискателя и вовсе нет. В обычных же, самых распространенных зеркальных фотокамерах всегда есть некий запас в изображении. Он составляет примерно 6 процентов с каждой стороны кадра.

Немного о кадрировании с точки зрения теории фотографии

Мы уже сказали о том, что в фотошколах и на фотокурсах всё обучение чаше всего начинают с кадрирования. Тем не менее, мы так не считаем. Точнее, считаем, что не нужно делать именно так — настаивать на правильном кадрировании фотографии в процессе съемки с самого начала обучения новичка. То, что мы не отрицаем, что кадрировать нужно начинать еще при фотографировании – действительно так. Это классика. Это основа основ. Это теория. И вот как раз теории-то обычно и учат в фотографических учебных заведениях. Но, увы, теория очень часто так и остается теорией. Не переходит в практику, в практические навыки работы с фотоаппаратом. Вот поэтому, по нашему мнению, первым делом нужно не сидеть за умными (а порой и не очень) книжками, а брать в руки фотоаппарат и бежать на улицу. Начинать фотографировать. Так что призываем — перед съемкой ничего не читайте. Читать потом будете, когда возникнут вопросы. А пока вопросов у вас нет, так как вы о фотографии ровным счетом ничего не знаете, то и читать вам нечего. Квинтэссенция тут такая: искать информацию исключительно по тем вопросам, которые вы встретите на своем пути. А информации сегодня — море. Океан. Конкретно по любому пункту, по любой мелочи. Правда, все эти знания, всю эту информацию потом нужно проводить через практику. В противном случае у вас может случиться великое множество конфликтных пересечений, которые можно только практикой и разрешить.

Большинство методик обучения в фотошколах и на фотокурсах в своей основе имеют стремление привить ученикам так называемую «правильную» технику фотографии. Но вот незадача: если копнуть поглубже, то мы легко поймем то, что этой самой «правильной» техники и не существует вовсе! Вспомните, хотя бы, обычную общеобразовательную школу, которую все мы когда-то закончили (надеемся, что все закончили…). Чему учат в школе? Не только читать и писать, но еще и доброте, справедливости и многим другим хорошим человеческим качествам. Но сколько же непорядочных людей в нашем мире… Увы… А вот те, кто в школах искусств учатся плохо, очень часто становятся настоящими художниками. Прекрасными музыкантами, актерами, кинорежиссерами, фотографами… Именно они и создают, в основном, настоящие шедевры в искусстве. Вот поэтому мы и призываем с самого начала: не нужно учиться правильно.

Теория в жизни очень часто расходится с практикой. Это стоит констатировать с глубоким сожалением. Обратите внимание хотя бы на то, сколько выпускников фотошкол и фотокурсов становятся по настоящему хорошими фотографами. Мастерами своего дела…

Кадрирование на практике

На практике считается, что самым эффективным является обучение на чужих ошибках, ошибках, которые встречаются наиболее часто. Но – у других. Не у нас самих. Мы же считаем, что нужно учиться на своих собственных ошибках. Такое обучение намного индивидуальнее и конкретнее. Если говорить о теме нашего сегодняшнего разговора – то кадрирование после собственной съемки намного лучше, чем кадрирование при своей же съемке.

Неснятый кадр нельзя скадрировать. Это непреложный факт. Всё тут уж очень абстрактно и совершенно ничего не понятно. Что кадрировать, как….Кто его знает. Но вот когда в кадре уже есть что то, всё меняется коренным образом. По крайней мере, уже есть в наличии то, с чем можно и нужно работать. То есть, есть кадр, который можно кадрировать. А значит, и применять на практике те знания, которые вы уже получили. Вникать в правила и законы кадрирования, работая уже с конкретным материалом.

Во время фотографирования почти всегда изображение кадрируют на треть, а то и наполовину. Даже из горизонтальной вертикальную фотографию потом некоторые делают, или наоборот. Кто-то считает это глупостью. Но, как нам кажется, не так это уж и страшно. Технические параметры, а именно разрешение современных фотоаппаратов весьма хорошее. Для печати снимка размером 10х15 см. вполне достаточно 2 Мп. Для того, чтобы выложить свои картинки в интернет и 2 Мп. бывает лишку — одного вполне хватает.

Мы считаем, процесс кадрирования должен базироваться на визуальной практике. В первую очередь, на эстетическом вкусе фотографа. А вот для этого как раз и нужны теоретические знания эстетики фотографии: законов композиции, правил цветового решения и многого другого.

Кадрирование может затянуться надолго. В некоторых случаях вы будете терзать себя сомнениями, может быть, даже несколько часов. Но, тем не менее, каждый раз вы будете выводить для себя то или иное решение, которое вам пригодится в последующей практике. На первый взгляд кадрирование вообще кому-то может показаться глупым процессом. Смотришь на картинку. Справа чуть отрезал, потом сверху, слева… При этом почему именно так – и сам автор не понимает. По наитию. Так красивее. Ну вот понравилось так, и всё тут. Зато потом придет осмысление проделанного. И вы уже начнете при кадрировании думать осознанно. Так сказать, прочувствовав свой выбор на практике.

Каковы же преимущества такого варианта работы? А они, на наш взгляд, достаточно очевидны.

  1. Точно так же, как и при фотографировании в формате RAW, у фотографа всегда имеется возможность сделать снимок, так сказать, с запасом. А уж потом, при постобработке в графическом редакторе, думать над ним и резать его.
  2. Если у вас маловато опыта, то в этом случае у вас будет и меньше шансов отрезать в кадре что-то значимое, важное. То, что потом уже ни коим образом не восстановить. Ведь всегда в кадр мы захватываем несколько больше информации, а, значит, и меньше теряем ее.
  3. Еще одно преимущество этого метода — возможность учиться применять на практике законы композиции. Заметьте, причем: учиться на своих собственных снимках!
  4. Работая по этому принципу, перед вами происходит по настоящему олицетворение всех этих теоретических правил и законов фотографического искусства. Тех правил и законов, которых вы читали в умных книжках. Например, о том же самом законе направляющих линий можно очень много читать. Но пока эти самые направляющие линии вы не примените на собственной практике – ничего в этом законе не поймете.
  5. Какой-то кадр в процессе кадрирования можно сделать лучше, а может даже и вообще хорошим. А может быть и шедевром. Но не всегда. Уверяем вас, не всегда. Вот представьте: вы фотографируете водную гладь. Моря, озера, лужи — это совершенно неважно. И эта гладь занимает у вас всю площадь кадра. Как не старайся кадрировать — вода останется водой. В кадре должно что-то еще, кроме воды, присутствовать. А то это и фотографией-то трудно будет назвать…
  6. У тех, кто только начинает постигать азы искусства фотографии, ошибок, обычно, бывает довольно много. В том числе и ошибок в кадрировании. Если у вас в кадре есть некий запас – то и работу над собственными ошибками вам будет сделать намного легче, чем если бы этого запаса не было. То есть, другими словами, если бы вы неправильно скадрировали изображение еще на этапе фотографирования, то и исправлять вам будет уже нечего. Такие ошибки исправлению не подаются.

Не рекомендуем вам относиться к своим работам как к шедеврам фотографического искусства. Тем более, если вы находитесь только в самом начале своего творческого пути. Те снимки, те фотографии, которые вы делаете сейчас, на начальном этапе своего творчества, это не более чем рабочий материал, эскизы и наброски. Это потом, может быть, спустя годы, они превратятся в настоящие, достойные внимания и выставок, работы. Относиться к этими своими материалами, заготовкам на будущее, нужно очень бережно и осторожно. Не насиловать себя и их без особой на то нужды. Только так вы научитесь творить, создавать по-настоящему стоящие, ценные произведения искусства.

Советуем не искать в плохом хорошее. Вместо этого пустого и бесполезного дела займитесь лучше фотографированием. Снимайте, снимайте и снимайте! Снимайте больше! И так, постепенно, шаг за шагом, вы научитесь делать это на достойном мастера уровне. В том числе и кадрировать прямо при съемке.

А потом у вас в творчестве настанет такой этап, когда вы забудете все законы композиции. И вы опять будете кадрировать свои снимки точно так же, как это делали в начале творческого пути – по наитию, по интуиции. Только это наитие и эта интуиция будут уже совсем другого уровня, на несколько порядков выше, чем несколько лет назад. Просто вы уже будете мастером, вот и всё.

И вот еще что интересно. Знаете ли вы, что этот принцип постижения мастерства фотографии берет свое начало еще во времена пленочной фотографии? Ведь в то время стоимость его была в несколько раз выше. Пленка и фотобумага стоили достаточно дорого. И при хорошем навыке кадрирования при фотографировании фотограф реально экономил свои деньги. Порой немалые.

Что такое дизайн-мышление и как его применять

Все чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом большинство до сих пор не знает его точного определения.

Что такое дизайн-мышление

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма. Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии. Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Как работает дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.

Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.

1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это — главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

2 этап. Фокусировка

На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи — гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?

3 этап. Генерация идей

После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

4 этап. Прототипирование

Задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

  • в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
  • в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

Раздел на сайте — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.

5 этап. Тестирование

В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Как применять дизайн-мышление в дизайне

Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях. Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет. Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.

Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента и пользователя, как UI-/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, дизайнеру необходимо понять боли и страхи пользователя.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Фрагментарное мышление

Что такое фрагментарное мышление и как оно проявляется?

Я сидел в парижском аэропорту “Шарль де Голль”, ожидая самолёт, опаздывающий из заснеженного Питера, чтобы отправиться на нём домой, в тот самый Питер. За окном был дождь и серая мгла, которые делали Париж гораздо более «Питером в ноябре», чем являлся в этот день сам Питер, поскольку этот очаровательный в своей непредсказуемости город, минуя стадию слякоти и мокрого снега с дождём, стремительно рухнул в объятия настоящей зимы с метелью и морозом.

Хотелось коньяка и любимого хипстерами пледа. Вполне сгодился бы даже нехитрый, без изысков, Hennessy VS, но в пределах пешей доступности терминала 2С не было ни одного заведения, в котором я мог бы набраться мужества для перелёта туда, где мои коллеги уже несколько дней вели борьбу за живучесть, вооружившись лопатами и отгородившись от внезапно наступившей зимы пуховиками повышенной толщины.

Коньяка и пледа не было, но был интернет и ноутбук, поэтому я решил потратить пару часов на работу с почтой. Среди прочих писем, в которых наши клиенты запрашивали проведение тренингов, просили поменять даты тренингов, уточняли программы тренингов, благодарили нас за тренинги и надеялись на будущие тренинги, было одно письмо от потенциального заказчика, в котором он просил нас подробнее описать содержание программы по управленческому мышлению и дать свободное определение некоторым ключевым терминам, которые мы использовали. Поскольку тренинг про мышление, то и определять нужно было мышление, его разные виды и типы. Задача непростая, учитывая то, что никто толком не знает что такое мышление. Однако, никто не запрещает попытаться описать разные виды мышления и дать им какое-то определение.

Цепочка «фрагментарное (точечное) — линейное — системное» предлагала сначала определить что мы в нашей программе подразумеваем под фрагментарным или точечным мышлением. Конечно, в рамках тренинга это понятие определяется, но хотелось привести понятный и иллюстративный пример.

Я сидел недалеко от стоек, расположенных перед «гейтами». Мимо этих стоек пассажиры проходят при посадке в самолёт и здесь они в сотый раз демонстрируют свои документы и посадочный талон. За стойками уже минут пятнадцать скучали сотрудники ШДГ, ожидая появления нашего самолёта. Пассажиры тихо ждали наступления момента, когда они смогут, наконец-то, вернуться в родную Северную столицу.

Моё внимание привлекла пара человек, которые, запыхавшись, подбежали к стойкам, пройдя сложный лабиринт из синих лент. Свои посадочные талоны они несли перед собой в вытянутых руках, словно надеясь, что если те пересекут невидимый фотофиниш раньше них самих, то это прибавит им шансов не остаться в аэропорте, опоздав на самолёт.

Пассажиры подбежали к сотрудникам аэропорта и, потрясая посадочными талонами, а также используя «флюэнт инглиш», подкрепленный международным языком жестов, попытались объяснить, что им очень нужно сесть на самолёт в Санкт-Петербург.

И вот тут я понял, что прямо передо мной сейчас разворачивается прекрасная демонстрация проявления фрагментарного мышления. Того самого, что предшествует линейному.

Давайте разберём ситуацию.

Что мы имеем: пространство перед гейтом, стойки регистрации, сотрудники у стоек, готовые, казалось бы, пожелать «Бон вуаяж!» всем желающим улететь этим рейсом. Кроме этого: табло над стойками, где отображалось время задержки вылета самолёта и двери гейта — прозрачные двери, ведущие в данный момент в никуда, потому что к ним не был ещё пристыкован рукав телетрапа. Плюс в каждом посадочном талоне было проставлено новое время начала посадки и вылета.

Взглянем на ситуацию с точки зрения человека, который задумывается иногда о связи между событиями, фактами, элементами. Пусть даже о простой линейной связи. Замечу, что для осуществления этих мыслительных операций необходима минимально развитая внимательность. Итак, для такого человека посадка в самолёт является линейным процессом, который состоит из нескольких этапов и требует наличия определённых элементов. Подойдя к гейту такой человек, даже если он был невнимателен и не увидел другое время в посадочном талоне, как минимум, констатирует, что, несмотря на наличие сотрудников у стоек, садиться-то, собственно, некуда. Отсутствует важный элемент в этом линейном процессе — телетрап. Если ворота откроются, то пассажир выйдет со второго уровня под холодный парижский дождик. Поэтому он спокойно садится и ждёт, когда его пригласят сесть в самолёт.

А теперь попробуем представить как мыслит обладатель фрагментарного мышления. Для него нет процесса, нет линейности: он не смотрит назад, на то, что предшествовало достижению им гейта, а это регистрация на рейс, при которой ему был выдан талон с изменившимся временем вылета (помним, что невнимательность — один из признаков человека с фрагментарным мышлением. Не владение даже на минимальном уровне английским или французским языком оставим на совести отечественной системы образования). Также он не видит, что происходит после того, как он пройдёт мимо стойки перед посадкой — он выпадет на улицу. Для такого человека существует выхваченная из линейного процесса текущая ситуация и наиболее важная компонента этой ситуации — стоящие рядом со стойкой сотрудники аэропорта. А, значит, можно сесть в самолёт.

Точечное мышление оперирует свёрнутым в точку линейным процессом, выхватывает произвольный фрагмент и производит оценку ситуации и выбор решения, не осознавая наличия предшествующих и последующих элементов и стадий процесса.

Однако, это уже похоже на определение!

Добавим ещё один пример.

Такое мышление похоже на работу на конвейере: ко мне приехала машина, я прикрутил к ней бампер и она поехала дальше. Что было с ней до этого и что будет потом, меня мало интересует. Я нахожусь внутри своей функции. Я вижу несколько маркеров внутри фрагмента, по которым определяю как мне поступать. Сотрудники аэропорта у стоек перед гейтом — маркер того, что посадка идёт. Я отсекаю всё остальное, даже очевидное табло над стойками.

Я попытался представить себе все каждодневные ситуации, где люди проявляют фрагментарное мышление. Если подумать, их гораздо больше, чем мы могли бы себе представить.

Тем временем, пассажиров перед стойкой, настаивающих на своём немедленном препровождении в самолёт, удалось успокоить и объяснить, что посадка будет только через час. Они посмотрели на табло и грустно поплелись искать свободные сиденья. Мне снова захотелось коньяка и пледа, но я взял себя в руки и волевым усилием вернулся в рабочее состояние.

Можно было написать ответ на запрос определений основных терминов в нашей программе по мышлению. Как минимум, пример по фрагментарному был готов. Закончив письмо, я взглянул на двери за спиной сотрудников аэропорта у стоек и увидел, что к гейту подсоединили телетрап. Несколько пассажиров вскочили со своих мест и понеслись по лабиринту к стойкам. До начала посадки оставалось около получаса.

Crop. Композиционное мышление

Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Композиция отражает внутреннюю гармонию и упорядоченность и присуща не только дизайну, но и всем видам искусства.

Композиция в веб дизайне обусловлена содержанием сайта, его характером и назначением

Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.

Что такое «Формальная композиция?»

Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.

Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.

Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна), являются представителями авангарда. Основой искусства авангарда стала именно формальная композиция, таким образом, дизайн как направление искусства вырос именно из формальной композиции.

Как на основе формальной композиции создать веб дизайн?

Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то, сочетая символы и иллюстрации, мы получаем веб сайт. Если Вы разбираетесь в законах композиции, то точно будете знать какого размера сделать иллюстрацию, какой тип шрифта подобрать, какие подобрать цвета, чтобы веб сайт выглядел стильно и гармонично.

Формальная композиция. Законы

Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.

Закон целостности

Объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов

Закон соподчинения

Подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон равновесия

Такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

Формальная композиция. Приемы

Доминанта

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

Симметрия

— равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия

Динамичная композиция

— композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.

Статичная композиция

(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

Ритм

это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.

Контраст

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Акцент

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)

Аналог

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление. Что это такое, каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы сегодня и поговорим!

Определение понятия

Дизайн-мышление (design thinking) – человекоориентированная методика, позволяющая находить нестандартные решения задач.

Одним из основных принципов этой методики является эмпатия – осознанное сопереживание другим людям и понимание их психологии. Менеджеру необходимо посмотреть на ситуацию глазами заказчика, имеющего собственные желания и потребности, и глубоко осмыслить его проблемы. Нужно перестать довольствоваться заурядным и попытаться эмоционально вовлечь клиента в процесс покупки.

Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты.

История и примеры дизайн-мышления

Впервые дизайн-мышление было упомянуто в книге Саймона Герберта «Науки об искусственном» в 1969 году. В 1975 был основан «Институт управления дизайном». В 1987 году Питер Роуи написал книгу «Design Thinking».

В 1991 Девид Келли основал консультационную фирму IDEO, которая поставила себе цель развивать дизайн-мышление и сделать его применяемой всеми бизнес-практикой. В 2004 году Келли создал собственный институт, чтобы массово обучать других людей мыслить как дизайнер.

В 2015 году появилось русскоязычное издание книги Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер». В целом же, дизайн-мышление оказалось очень популярным инструментом.

Вот примеры компаний, которые использовали дизайн-мышление для достижения успеха:

  1. General Electric. Активное внедрение дизайн-мышления позволило компании в 2003 году повысить доход на 30%.
  2. Philips Lighting. Дизайн-стратегии помогли фирме стать лидером мирового рынка световых решений.
  3. Компании удалось превратиться из заурядного стартапа в одну из лучших площадок для поиска и аренды жилья. Продажи Airbnb выросли вдвое после того как сотрудники поставили себя на место пользователя и обнаружили, что фотографии квартир на их сайте имеют плохое качество. Тогда компания решила нанять профессионального фотографа. И эта мелочь изменила всё.

Это лишь несколько примеров, и при желании можно найти еще массу. Однако для нас важнее понять, как именно работает дизайн-мышление.

Основные принципы дизайн-мышления

Дизайн-мышление опирается на следующие принципы:

  1. Мыслить нестандартно. Дополнять скучные таблицы диаграммами, тексты – фотографиями. Находить нетривиальные решения сложных задач, которые обычно присутствуют в бизнес-проектах.
  2. Использовать прообразы. Успешные бизнесмены, практикующие дизайн-мышление, часто применяют прототипирование для своих инноваций. Это помогает выявить достоинства и недостатки нового продукта.
  3. Ориентироваться на эмоциональный опыт пользователя. Ошибочно предлагать продукт человеку, опираясь только на практическую значимость. Вместо того чтобы рассказывать человеку о простоте и удобстве при эксплуатации благодаря унифицированному графическому интерфейсу, лучше сказать просто: «У смартфона модный дизайн, который станет предметом восхищения и обсуждения со стороны ваших друзей».
  4. Полюбить неудачи. Выносить максимум из ошибок и использовать полученные знания для улучшения продукта и повышения качества услуги.
  5. Проявлять разумный минимализм. Удалять лишнее и стараться сделать свой продукт лучшим на рынке.

Мы рассмотрели основные принципы дизайн-мышления. Теперь перейдём к пошаговому плану его применения в бизнесе. Естественно, в рамках данной статьи мы рассмотрим его кратко.

Этапы дизайн-мышления

Есть 6 основных этапов дизайн мышления:

Этап 1. Эмпатия

Подумайте, чего хочет ваш потенциальный покупатель. Какие у него боли и проблемы? Чего он тайно желает?

Чтобы узнать это, используйте технику «Аватар»:

  1. Закройте глаза.
  2. «Влезьте» в тело клиента. Представьте, что вы поменялись с ним телами.
  3. Проживите в его теле целый день. Отметьте про себя, кем он работает, как одевается, какие люди оказывают на него влияние, чего он боится и страстно жаждет, сколько ему лет.
  4. Запишите всё это на листе бумаги.

На выходе у вас получится аватар клиента, который нужно использовать при создании продукта.

Этап 2. Фокусировка

Перечитайте полученные сведения и выявите главную боль человека. Это может быть лишний вес, плохая осанка, проблемы с выплатами по кредитам и т.п.

Этап 3. Генерация идей

Соберите всех сотрудников и проведите мозговой штурм.

Этап 4. Выбор идеи

Выберите идею продукта или услуги, которая лучше всего удовлетворит потребность потенциального клиента. Проведите голосование.

Этап 5. Прототипирование

Создайте несколько прототипов продукта. Например, если это новый вид мороженого, то приготовьте несколько порций.

Этап 6. Тестирование

Дайте попробовать мороженое группе экспертов и группе обычных людей.

Давайте посмотрим, как можно применить дизайн-мышление на практике. Допустим, у нас есть внучка, бабушка, её взрослый сын, его жена и пара котов. Люди хотят слетать в отпуск, но взять туда животных не могут. Чтобы организовать путешествие, можно использовать дизайн-мышление:

  1. Берём тетрадь и записываем потребности каждого. Потребность бабушки, сына, внучки и снохи – хорошо отдохнуть. Потребность котов – дождаться возвращения хозяев и не умереть с голоду.
  2. Проблема – как сделать так, чтобы котам хватило еды и воды на 10 дней.
  3. Есть несколько идей. Первая – купить побольше корма и поместить его в одну большую миску, а воду – в несколько мисок. Вторая – отдать котов друзьям или родственникам. Третья – найти зоогостиницу и оставить котов там.
  4. С первой идеей проблема – вдруг коты перевернут миски и останутся без воды. С третьей тоже всё не так радужно – вроде бы и уход в зоогостинице обеспечат, но за это надо платить. Второй вариант лучше всего – осталось только найти ответственного знакомого.
  5. Прототипирование пропустим, так как это не создание продукта. Приступим к тестированию. Оставим котов на пару дней с «дядей Васей», и если всё будет нормально, то он же будет ухаживать за любимцами во время отпуска, пока семья будет гулять по улицам Парижа.

Вот так просто с помощью дизайн-мышления мы решили бытовую проблему. Спроецировать же этот пример можно и на множество других ситуаций.

Дизайн-мышление – очень полезная методика, которая пригодится не только при ведении бизнеса, но и, как мы поняли, при решении бытовых задач. Применять его нетрудно, главное, – вникнуть в сам процесс. Мыслите как дизайнер и достигайте успехов! Желаем удачи!

Типология креативного мышления

Креативное мышление позволяет осуществить новые или уникальные подходы и получить результаты, которые могут быть названы полезными или приемлемыми. Такое мышление описывает то, как мы видим и понимаем мир, наши основные убеждения и нашу индивидуальность.

Алан Дж. Роу, рассматривая тест по определению «Профиля креативного потенциала», выделяет четыре основных стиля креативного мышления [1] (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Сочетание стилей креативного мышления по А. Роу

Интуитивный стиль мышления характерен для харизматических личностей, концентрируется на действии и считает, что каждая личность имеет огромный творческий потенциал, который просто надо раскрыть.

Новаторский стиль мышления характерен для людей, готовых к тяжелой работе и настаивающих на точных и аккуратных экспериментах. Этот стиль типичен для ученых, инженеров или изобретателей.

Образный стиль мышления присущ артистичным людям, которые получают удовольствие от сочинительства, являются лидерами по натуре, имеют отличное образное мышление и без труда могут выявлять благоприятные возможности.

Воодушевляющий стиль мышления характерен для людей, проводящих в жизнь социальные изменения и всецело посвящающих себя делу.

Конечно, большинство людей обладает более чем одним креативным стилем. В целом мы можем улучшить или усилить наши способности, но это не изменит нашей личности.

Аспекты креативности

Важно понимать, что креативность может быть как положительной, так и отрицательной (например, креативность террористов).

Алан Роу считает, что креативные озарения — это, как правило, результат отдыха ума, когда могут быть обдуманы новые возможности, а само воображение выше простого умения вызывать из памяти образы реальности и может затрагивать гипотетические, фантастические или необычные возможности, открытые разумом [2] .

Мысленные озарения, нахождение решения проблемы в одно мгновение есть не что иное, как часть процесса, состоящего из многих логических шагов. Такое озарение представляет собой результат серьезной работы ума, который находит решение за очень короткий отрезок времени.

Вдохновение часто приходит из непонятных источников, из событий и наблюдений, кажущихся не связанными между собой, но создающих основу и перспективу для творческого решения проблемы.

Успех креативных людей обусловлен свойствами личности, которые вносят особый вклад в креативность и помогают справляться с множеством неизвестностей (рис. 1.3). Хотя эти личностные характеристики могут быть врожденными, некоторым моделям поведения личностей, имеющих креативный потенциал, можно научить.

Рис. 1.3. Свойства креативных людей

Кроме того, креативные личности обладают способностью идентифицировать проблему, задаваясь правильными вопросами, и готовы шагнуть за рамки общепринятых правил и положений. Более того, они готовы следовать направлениям, противоречащим общепринятым правилам и признанным теориям.

Креативное мышление отражает внутреннее побуждение по достижению желаемых целей. В процессе креативного мышления удаленные по смыслу идеи способны комбинироваться между собой, создавая креативные взаимодействия. И в то же время креативный процесс зависит от знаний и опыта, которые ведут к новым знаниям. Как считал французский химик Луи Пастер [3] , основатель микробиологии и изобретатель пастеризации, только подготовленный разум способен к значительным открытиям и соответствующему восприятию действительности.

Восприятие человека активно реструктурирует информацию, необходимую для формирования картины мира. Препятствует восприятию поспешный вывод вместо исследования проблемной ситуации, в которой симптомы воспринимаются как причины самой проблемы. Это становится особенно важным, когда общественные правила определяют, что считать допустимым. А если проблема понята неверно, то наше размышление соотносит полученную информацию с имеющимися идеями и подталкивает нас к неправильным действиям.

Накопленный опыт человека влияет на толкование новой информации.

В начале 60-х гг. XX в. исследовательская группа Гарвардского университета под руководством Уильяма Дж. Гордона разработала подход к нахождению креативных решений проблем, основывающийся на применении аналогий, и назвала этот процесс синектикой [4] (слово «синектика» греческого происхождения, буквально означает «соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов»), В этом подходе, в частности, он рассматривал себя как часть проблемы, которая должна быть решена. Он, например, наблюдал за животными, за тем, как они охотятся и подкарауливают своих жертв для того, чтобы найти способ сконструировать совершенную мышеловку.

Познание описывает пашу способность воспринимать и понимать информацию, а также определяет важную для креативной деятельности функцию, потому что она позволяет комбинировать отдельные идеи в более сложные, основываясь на прошлом опыте. Познание характеризует способность составлять конкретные и абстрактные понятия на базе поступающей информации для создания креативных идей.

Наше воображение выступает элементом креативного мышления, так как помогает мысленно видеть и осмысливать варианты решений. Визуализация улучшает понимание креативных идей и новых возможностей, что находит свое отражение в построении парадигм.

Ссылка на основную публикацию