Что такое "хороший" свет и как снимать красивые портреты с ним | Foto-kadr.ru

Что такое «хороший» свет и как снимать красивые портреты с ним

Что такое «хороший» свет и как снимать красивые портреты с ним

Две наиболее распространенные и неправильно понятые фразы среди фотографов современности звучат так: “Все дело в свете” и “Посмотри на этот красивый свет”. Но что это на самом деле означает? Как вы можете использовать его для создания красивых портретов? Вот несколько советов, о которых следует помнить во время последующих съемок, и которые помогут вам понять свет и использовать его наилучшим образом при создании портретов.

В свои ранние годы я часто слушал фотографов онлайн и их персональные лекции о важности света, но все же не получил четкий ответ о том, что такое хороший свет и как его использовать, чтобы объект выглядел привлекательно, минимизировав его изъяны, итак вот эти советы:

Направление света

Прежде, чем вы возьмете в руки камеру, остановитесь и осмотритесь вокруг, чтобы определить, откуда исходит свет. Это поможет вам понять, что делать с объектом. Это может показаться очевидным, но как только вы поймете важность направления света, половина битвы будет выиграна.

Например, когда вы впервые входите в комнату для портретной съемки в помещении или фотосессии невесты, наиболее очевидным источником света будет окно. С этим источником света у вас есть три общих сценария освещения, которые вы можете создать, меняя положение камеры и объекта относительно источника света.

Прямое освещение

В этом сценарии окно находится позади вас (вы стоите спиной к окну), поэтому на ваш объект ложится мягкий свет. Он не попадает в объектив камеры, как если бы вы снимали у окна. Обычно такое освещение ровное и плоское с отсутствием теней, так как из окна не проходят прямые солнечные лучи.

Здесь источник света находился за камерой, обеспечивая красивый ровный свет на лице жениха.

Контровое освещение

Такая схема света означает, что вы снимаете против света (камера смотрит в сторону окна). Съемка в таких условиях приведет к недостатку или отсутствию контраста в изображении, а задний план скорее всего будет переэкспонирован. Вы можете намеренно выбрать такую схему света, чтобы минимизировать отвлекающие детали, которыми могут быть здания снаружи и автомобили, отвлекающие от сцены.

Она подходит в тех случаях, когда вы хотели получить именно такой эффект или снимаете силуэт, но для портрета это не самое выгодное освещение.

Здесь намеренно была выбрана схема контрового света для девичника. Чтобы сохранить немного контраста, я просто прикрыл шторы, чтобы свет не попадал напрямую через окно.

Боковое освещение

Размещение объекта у окна и съемка параллельно к нему может быть хорошим способом создания объема, тона и текстуры путем выделения светов и теней на лице и теле. Таким образом можно скрыть или выделить определенные черты. Например, если у модели есть недостатки на одной стороне лица, просто поместите ее в тень или полностью скройте, если это возможно.

Здесь свет исходил слева от камеры, что сделало ее самой яркой частью фотографии по сравнению с темным фоном. Я и невеста стояли параллельно окну.

Освещение с замыслом

Чтобы подчеркнуть лицо, а не торс или руки, которые пропорционально больше лица, просто отверните корпус тела от источника света, а лицо направьте в сторону камеры.

Если вам удастся найти место, в котором фон темнее объекта съемки, то это поможет выделить модель как центральную точку интереса в изображении. Для этого выберите место в доме с темным средним тоном, а не белым или кремовым. Он все равно будет в расфокусе.

Здесь свет исходил из окна справа от невесты. Я попросил ее повернуть тело от источника света (влево для меня, вправо для нее), а лицо в направлении окна. Так получены тени на левой стороне лица и тела. Также я снимал с затененной стороны ее лица.

Качество света

Солнечный свет, свет из окна, отраженный свет, рассеянный свет и контровый – все они разного качества. Источники прямого света достаточно резкие и легко выявляют все недостатки кожи. Прямой полуденный солнечный свет может создать жесткие тени под глазами.

Если вы вынуждены фотографировать в полдень, помните, что свет исходит сверху. Поэтому, старайтесь выбирать такие позы, чтобы модели смотрели по направлению к солнцу, которое будет полностью освещать лицо, не образую ужасные мешки под глазами.

Смотрите на качество света и, если он слишком жесткий, то хорошо было бы рассмотреть возможность применения рассеивателя или переместится в тень.

Здесь я фотографировал в помещении, но свет, исходящий из окна, был слишком жестким. Поэтому я попросил ассистента подержать маскировочную сетку, создав таким образом равномерный мягкий свет.

Иногда на съемке можно найти природные рассеиватели. Поэтому, если вы видите белую стену или большой белый фургон, и солнце светит на него, то теперь это рассеянный источник света, и он будет намного мягче, чем прямой источник света, такой как солнце.

Это изображение было сделано на улице перед закатом с использованием просвечивающего отражателя в качестве рассеивателя. Я попросил своего помощника подержать отражатель между моделями и мной. Таким образом красивый, мягкий, непрямой рассеянный свет лег на их лица, заполняя тени. Естественный солнечный свет позади них добавляет мягкое свечение волосам. Вы даже можете рассмотреть отражения отражателя (блики) в их глазах.

Заключение

Учитывая все эти советы, самое главное помнить, что свет не создается одинаково. Лучшее, что я могу предложить, это выйти и просто практиковать в течение часа или около того в разное время суток с различными источниками света, чтобы увидеть, что работает, а что нет. Таким образом, вы будете увереннее чувствовать себя во время следующей свадьбы или портретной фотосессии.

Рисуем светом: создаем эффектные кадры со светокистью

Световая кисть, или перо – это уникальная фотографическая техника с использованием динамического тонкого источника света, которая создает на предметах оригинальный световой рисунок. Такой прием подчеркнет форму, фактуру или цвет любого объекта, а также позволит расставить акценты или выделить сразу несколько участков снимка. В результате каждый кадр получается абсолютно неповторимым и даже немного инопланетным! Вместе с экспертами Nikon рассказываем о том, как создать эффектные изображения, рисуя светом.

Определяем вид съемки

Чаще всего технику светового пера используют для съемки натюрмортов, однако она также поможет создать интересные пейзажи, портреты, рекламные и интерьерные фотографии. Отличие лишь в мощности фонарика – вашего главного инструмента прорисовки – чем больше пространство, тем ярче и мощнее он должен быть.

В любом виде фотосессий всегда старайтесь использовать предметы с интересной фактурой: особенно выигрышно смотрятся металлические, стеклянные или деревянные вещи, а также винтажные аксессуары. Сосуды с водой и льдом тоже создадут сюрреалистичный снимок.

Фотография взята с сайта pixabay.com

Пейзажи старайтесь снимать глубокой ночью. Не бойтесь при этом луны или звезд – они могут подчеркнуть естественную красоту общей картинки.

© Даниил Коржонов, амбассадор Nikon

Главное, чтобы на улице не было ветра, иначе контур деревьев и травы будет смазан. Светокисть будет выигрышно смотреться и на черно-белом изображении.

Выбираем оборудование

Секрет создания шедевра в технике светового пера заключается в грамотно подобранном оборудовании. Сегодня для съемки на длинных выдержках можно использовать камеру и с полнокадровой матрицей, и с кроп-фактором. Однако если вы хотите получить четкие снимки с минимальным количеством шумов (а это очень важно при использовании светокисти), лучше использовать полнокадровую камеру. С ней можно грамотно скорректировать экспозицию без потери качества. Все кадры с использованием светового пера должны быть сделаны либо в затемненном помещении, либо ночью в открытом пространстве. Именно поэтому вам нужна камера, способная обеспечить резкость снимков даже в таких условиях.

Как пример – фотография, сделанная амбассадором Nikon Сергеем Горшковым на Nikon Z 6. Резкость снимка сохранилась несмотря на слабое освещение – всё это благодаря системе оптического подавления вибраций и широкому динамическому диапазону камеры.

© Сергей Горшков, амбассадор Nikon

При работе с длинными выдержками вам также потребуется светосильный объектив. Чаще всего для предметной съемки с использованием светокисти фотографы выбирают объективы с фокусным расстоянием от 85 мм.

Фотография взята с сайта www.pexels.com

При подготовке обратите внимание на качественный штатив. Он должен быть максимально устойчивым, ведь любое движение заметно на длительной выдержке. Лучше всего брать штатив с дополнительным крючком для закрепления груза, рассчитанный на 5 килограмм.

В качестве пера для прорисовки можно использовать простой фонарик с белым светодиодом: его свет по температуре похож на дневной. Заранее запаситесь маленькими, средними и большими фонариками низкой и высокой цветовой температуры. Такое разнообразие кистей позволит создать по-настоящему космический кадр.

Если вы работаете с натюрмортом в фотостудии, удобнее всего контролировать процесс съемки с помощью монитора или ноутбука. Вы сможете внимательно рассмотреть каждую деталь на большом экране. Для ноутбуков у Nikon есть специальная программа Nikon Camera Control.

Готовимся к съемке

Натюрморты снимайте в темном помещении с использованием нейтрального фона. При этом старайтесь оставить небольшой дополнительный источник света или приоткройте дверь в студию, чтобы вам не пришлось орудовать фонариком в темноте. Во время студийной фотосъемки модели используйте световые схемы, которые позволят создать наиболее выигрышные кадры.

На съемку одевайтесь в темную одежду без отсвечивающих элементов.

Проработка макета должна быть очень тщательной, поэтому на выстраивание композиции, а также на эксперименты с параметрами камеры и маршрутом светокисти может потребоваться много времени. Сначала продумайте и выстройте расположение объектов съемки, а далее сделайте несколько пробных кадров незафиксированной камерой, чтобы понять, какие эффекты стоит использовать. Затем уже с помощью закрепленной на штативе камеры сделайте несколько пробных снимков, чтобы выбрать максимально верную скорость движения светового пера, его наиболее выгодное положение, выдержку и экспозицию. Также необходимо определить последовательность и интенсивность освещения.

Фотография взята с сайта www.pexels.com

Настраиваем параметры камеры

Работая со светокистью, лучше всего снимать в RAW-формате – так у вас будет больше возможностей для редактирования. Для съемки небольшого предмета или композиции из нескольких объектов в помещении или на улице будет достаточно выдержки длительностью в 1 минуту, а чтобы избежать шумов, используйте низкую чувствительность, например ISO 100. В процессе вы можете корректировать параметры таким образом, чтобы получить желаемый рисунок. Диафрагма камеры зависит от мощности вашего фонаря и фокусного расстояния. Обычно в такой технике используют значения f/8-16.

Работаем со светокистью

Главное правило идеальной работы со светокистью – неподвижность объектов съемки. Не двигайте предметы фонариком, иначе их контуры будут размыты. Если вы все же случайно коснулись пером какого-то объекта, старайтесь больше не подсвечивать его.

Рисуйте светокистью сбоку, а не позади камеры. Так вы подчеркнете необычную фактуру и придадите фигурам в кадре больше объема. Такая техника съемок просто создана для экспериментов: используйте для подсветки разные необычные углы и направления. При этом сначала необходимо «очертить» нужные фрагменты объекта. Чем дольше вы его освещаете, тем ярче он будет. Для создания максимально яркого пятна с резкими границами держите светокисть ближе к объекту.

Фотография взята с сайта pexels.com/ru-ru/

Неяркие пятна лучше всего получаются, когда кисть направлена на фигуру издалека.

Фотография взята с сайта pexels.com/ru-ru/

После того, как все предметы в кадре прорисованы, создайте дополнительный заполняющий свет, поводив над ними фонариком так, чтобы они оказались на свету. Чтобы оформить тени, некоторое время подержите предметы съемки на свету, не двигая кисть. Вы также можете использовать в фотографии контровый свет – просто осветите предметы с тыльной стороны.

© Виктор Лягушкин, амбассадор Nikon
_______________________

Nikon D4S / AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED Установки: ISO 1600, F13, 2 s,

Используйте фонарики разной цветовой температуры. Обычно светокисти с лампой накаливания дают желтый цвет, а светодиодные – голубой. Эти два цвета дополняют друг друга, поэтому вы получите очень интересные кадры. Предметы с бликующими поверхностями, например металл или стекло, лучше освещать, проводя по ним световым лучом без остановки. Таким образом вы избежите пересветов на снимке.

Помните, что самые красивые снимки – результат долгих экспериментов. Не жалейте времени на подготовку, пробуйте разные методы работы с предметами и светокистью, и у вас каждый раз будет получаться новый фотошедевр!

Личный опыт: как снять портрет, который приковывает взгляд

Кого снимать

Начнем с начала. Раз снимаем портрет, главный персонаж — это, конечно, человек. А если еще точнее — лицо человека.

Это должно быть не просто обычное лицо, каких миллионы вокруг, а такое, созерцание которого не оставит вас равнодушным. То есть, чтобы снять интересный, цепляющий взгляд портрет, недостаточно пригласить кого-то, поставить хороший свет и постараться поймать нужную эмоцию.

Нужно отыскать именно тот лик, который заставит ваше сердце биться, а в голове пробежит мысль: «Блин, она такая классная, я обязательно должен ее сфотографировать!»

Пейзажный фотограф не снимает городской лесопарк, а едет за тридевять земель искать живописный водопад. Макрофотограф не фоткает комнатных мух, а летит в тропики за редкой красоты бабочками. Анималист не ошивается в зоопарке, а отправляется в саванну за брачными играми жирафов.

Так и вы должны искать свою музу, которая вряд ли живет в соседнем подъезде. Без вдохновения от удачной находки у вас что-то хорошее вряд ли получится.

Нужно искать интересную модель. Я не буду намеренно писать «красивую», потому что понятие красоты у всех свое и весьма сильно отличается. А вот необычные и интересные являются таковыми часто для всех.

Образ должен быть «незаезженным». То есть снимать надо не тех, кого не сфотографировал только ленивый. Старайтесь найти «свежее» лицо. Может это мой «бзик», но мне всегда нравилось работать с теми моделями, которые еще не засветились в популярных фотогалереях.

В человеке важна харизматичность. Это могут быть выразительные глаза, глубокий печальный взгляд. Вполне возможно подойдут на роль вашей модели девушки, учащиеся на факультетах актерского мастерства или уже работающие на сцене.

Рыжие и веснушчатые – это ярко! Да-да, как бы банально и трендово это ни звучало, но рыжики имеют действительно яркий типаж и прекрасно впишутся в ваш кадр. К тому же их очень мало, (особенно веснушчатых) поэтому не упускайте шанс

Как снимать

Теперь поговорим о свете. Что логично, так как фотография и есть — рисование светом. Не заморачивайтесь со сложными студийными схемами света с кучей источников, отражателей и фильтров. Все, что вам нужно для начала, — это простое большое окно.

Большинство своих портретов я снимал именно с обычным светом из окошка. Несколько моментов, которые стоит учесть:

  • Свет лучше использовать не прямой, а рассеянный, это сделает светотеневой рисунок более мягким, а картинку — объемной.
  • Глаза должны блестеть, поэтому ваша модель должна быть достаточно развернута к свету.
  • все источники света в помещении лучше отключить, это позволит не смешивать теплый свет от ламп с холодным оконным светом и позволит отделить вашу модель от фона, так как весь свет от окна будет ложиться на нее, а все лишнее «провалится» в темноту.
  • Можете использовать отражатель, чтобы подсветить ту сторону модели, на которую не попадает свет, чтобы она не сливалась с фоном. Подойдет даже обычный лист белого ватмана.
  • Обязательно следите и за освещенностью рук. Кисти, так же как и глаза, передают общее настроение модели и являются точками притяжения для зрителя.

Как обрабатывать

Современная цифровая фотография почти немыслима без обработки. Особенно портретная, где ретушь уже становится необходимым условием хорошего портрета. Другое дело — как ретушировать, и как далеко можно зайти, чтобы не превратить фотографию в цифровой арт и лицо модели в пластиковое и неживое.

Я предпочитаю деликатную аккуратную ретушь, где максимально сохраняю всю натуральность моей модели, отсекая лишь некоторые недостатки кожи и усиливая объем и сияние глаз.

«Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства», — говорил австрийский оперный классик.

Вот и я советую не «городить огород» из вычурных поз, нелепых образов, причудливых тонировок и ядреной ретуши, а стараться снимать классические портреты, которые на мой взгляд всегда останутся вне времени и будут актуальны и через много лет.

Как пример, моя работа «Матильда», ставшая лучшей фотографией в любительской категории международного конкурса Sony World Photography Awards 2017, где мы не использовали сложный свет, декорации и мейкап. Идея этой съемки пришла после моего первого знакомства с «Матильдой» (девочку зовут Настя Маринина).

Она очень напоминала мне героиню Натали Портман и мы с Настиной мамой решили воплотить этот образ при следующей встрече. Нашелся чокер на шею, как в фильме, парик, который мы уже на месте укоротили до нужной длины, и наша Матильда была готова!

Кстати, я совсем не собирался участвовать в Sony World Photography Awards, но тревожное напоминание по электронной почте, что до конца приема работ остается неделя, подействовало, и я отправил 3 фотографии на конкурс. И мне повезло.

На что снято

Для тех, кому важны технические детали, снимал я эту серию на камеру Sony A99 и недорогой мануальный объектив Samyang 85/1.4 с постоянным светом в недорогой московской студии.

Кстати, большое заблуждение, что победить на Sony World Photography Awards можно, лишь снимая техникой Sony: это первый победный кадр в любительской категории снятый на камеру Sony за последние десять лет. Поэтому дерзайте!

Как снимать портреты с неоновым светом – с Джейсоном Ланье

Использование неонового света может придать вашим портретным снимкам фантастическое, футуристическое настроение. Park Cameras в сотрудничестве с Rotolight, и их ‘Мастером Освещения’ Джейсоном Ланье (Jason Lanier) провели семинар на тему неоновых фантазий в помещении фабрики «The Blitz Factory».

Мы обожаем посещать такие семинары, т.к. они предлагают уникальный шанс увидеть профессионалов в действии, а также получить совет от лучших специалистов в отрасли. Вот наши подсказки, которые помогут сделать отличные портреты с неоновым светом, включая рекомендации по наиболее подходящим для фотосъёмки с неоновым светом настройкам.

Понимание внешнего освещения

“Чтобы быть отличным фотографом, работающим с искусственным светом, нужно быть фотографом, который отлично работает с естественным светом”.

Чтобы весь семинар прошёл плодотворно Джейсон Ланье (Jason Lanier) начал его, вероятно, с самой важной темы для всех фотографов – понятия света, с которым идёт работа.

Начните с того, чтобы определить, какой тип освещения вы будете использовать во время съёмки – естественный, импульсный, светодиодный, модифицированный или смешанный – все эти типы предлагают свои уникальные возможности и трудности.

Возможность оценить окружающую обстановку до начала съёмки – это ключ к успеху. Джейсон подчеркнул, что первое, что он сам делает до начала любой своей съёмки – это оценивание окружающей обстановки.

© Эшли Лоуренс

Выбирайте неоновый фон

Нам выпала удача провести съёмку на фабрике ‘The Blitz Factory’, дочернем филиале ‘God’s own junkyard’, настоящем раю, наполненном неоном, в Уолтамстау, Лондон. Сейчас, когда эксцентричные неоновые вывески находятся повсюду, куда ни посмотри, трудно бороться с искушением фотографировать их все. Будьте внимательны, выбирая для себя фон, чтобы у вас была возможность сосредоточиться на качестве, а не на количестве.

Снимок ниже – это отличный пример – мы остались очень довольны эффектом боке на переднем плане, которого мы смогли достичь, благодаря тому, что Алёну мы снимали на фоне гигантского розового зеркального шара – он отделил её от фона. Однако – этот зелёный указатель выхода на фоне разрушает цветовую схему, и его придётся удалять при окончательной обработке.

© Эшли Лоуренс

Сосредоточьтесь на своей съёмке, принимая во внимание следующие пункты:

  • Куда я хочу, чтобы падал свет?
  • Куда я не хочу, чтобы падал свет?
  • Какое настроение я стремлюсь передать?
  • Получается ли у меня воплотить своё видение?

© Эшли Лоуренс

Воплощайте своё видение

Когда Джейсон показывал нам некоторые свои фотографии из этого (эпичного) портфолио, все его окончательные снимки передавали атмосферу «как в кино». Во многом, это благодаря тому, что искусственный свет, изолированный на объекте съёмки, был приведён в баланс с хорошо экспонируемым внешним освещением для окружающей обстановки. Благодаря использованию светоформирующих насадок (шторок на AEOS и сот), мы смогли уменьшить разлитие света на более широкую площадь портрета.

Если свет разливается на пол, он может отвлекать, если вы стараетесь изолировать объект вашей съёмки на портрете в полный рост. Корректировка подобных деталей означает, что вы можете модифицировать свет ещё до начала съёмки. Это обеспечивает дополнительное преимущество – возможность дать вашей модели немного отдохнуть, чтобы потом можно было сосредоточиться на быстрой и увлекательной съёмке.

Подобрать правильный фон для вашей модели – это очень важный параметр для фотосъёмки с неоновым светом – подходящая одежда поможет создать гармоничную цветовую схему, а солнцезащитные очки – это отличный аксессуар для портретов с неоновым светом, т.к. в них можно запечатлеть отражения.

Сосредоточьтесь на оттенках кожи

Начните с рассмотрения баланса белого. Когда вы выполняете съёмку с неоновым фоном, легко отвлечься на композицию и разместить модель слишком близко к неоновым вывескам. Это может привести к появлению слишком ярких отблесков на лице. Если вы тщательно продумаете, куда помеcтить модель, вы избежите этой проблемы.

© Эшли Лоуренс

Ещё один способ справиться с этой проблемой – это поиграть с цветовой температурой пилотного света. Все приборы Rotolight (NEO 2, AEOS и ANOVA Pro2) позволяют легко регулировать цветовую температуру одним поворотом диска, и при этом на заднем дисплее точно отображаются показатели в градусах Кельвина. Это очень удобно для добавления теплоты, или наоборот, холода – в зависимости от ситуации.
Это срабатывает особенно хорошо с беззеркальными камерами, т.к. вы видите результат в режиме реального времени.

Как сбалансировать экспозицию для портретов неоновым светом

Начните с замера вашей внешней экспозиции – это даст вам настройки диафрагмы и затвора, которых вам потом придётся придерживаться.

Для контроля мощности рисующего света, падающего на лицо модели, просто настройте экспозицию или мощность на своём осветительном приборе, или же переместите осветительный прибор ближе или дальше от объекта вашей съёмки. Светодиоды дают возможность приближения к объекту съёмки без пересвечивания – рассеянный свет от большого количества маленьких лампочек помогает в этой ситуации.

Хороший способ добиться нужной экспозиции на вашем источнике рисующего света – это настроить яркость на максимальный уровень, но так, чтобы ваша модель не щурилась. Глаз человека сам по себе представляет сложную диафрагму, и если яркость слишком сильная, получится, не только что ваша модель не будет выглядеть хорошо и чувствовать себя комфортно (что отразится на вашем финальном результате съёмки), но ещё и её лицо будет пересвечено.

© Эшли Лоуренс

Отделите вашу модель от фона

Чтобы отделить вашу модель от фона, вам нужно учесть дистанцию, фокусное расстояние и диафрагму, чтобы получить правильную глубину резкости.
Мы снимали на Canon EOS R с объективом Canon EF 85мм f/1.2, выбранным специально, чтобы получить залитые неоновым светом, с эффектом боке, фоны. Фокусное расстояние 85мм отлично подходит для добавления компрессии, что помогает заставить объект съёмки выделяться на фоне.

Во время съёмки с неоновыми вывесками, служащими фоном, вы можете менять расстояние между объектом съёмки и фоном, в зависимости от того, какой тип снимка вы хотите получить. Для портрета крупным планом небольшое расстояние поможет достичь приятного эффекта боке. Если у вас нет выносного света, вы можете уменьшить расстояние до источника света, но будьте осторожны, чтобы не допустить сильных цветных бликов от неонового света. Это относится к ситуациям, когда вы выполняете съёмку на улице, например, на фоне витрины магазина.

Лучшие настройки для эффекта боке

И, конечно, финальный аккорд – это выбор диафрагмы. Посмотрите на фотографию ниже; мы остались очень довольны аранжировкой и композицией, но из-за выбранной для съёмки настройки f/5.6 весь сюжет выглядит перегруженным, т.к. фон не достаточно отделён.

© Эшли Лоуренс

Большинство других снимков в этой публикации были сделаны с настройкой f/1.4, что помогло достичь эффекта боке, которой был нам нужен.

Обобщение по настройкам для съёмки с неоновым светом:

  • Нужно понимать внешнее освещение при вашей съёмке
  • Нужно знать, чего вы хотите достичь, до начала съёмки
  • Выберите фон, избегая загромождений
  • Принимайте во внимание оттенки кожи и баланс белого
  • Приводите в баланс свою экспозицию
  • Снимайте широкие изображения и добавляйте компрессию для достижения отличного эффекта боке

Изображения: Эшли Лоуренс (Ashley Laurence)

Огромное спасибо команде Rotolight, и, конечно, Джейсону Ланье (Jason Lanier), за сотрудничество в организации этого прекрасного мероприятия.

Более подробную информацию об продукции Rotolight см. на вебсайте.

Как снять портрет выставочного уровня

1. Выберите объектив

Для съёмок портрета крупным планом (в кадре только лицо или голова) лучше всего подойдут объективы с фокусным расстоянием 70–135 мм. Но помните, если в камерах с неполной матрицей используется объектив для полнокадровой матрицы, эти расстояния нужно разделить на величину кроп-фактора. Широкоугольные объективы не годятся, так как создают значительные перспективные искажения.

Для съёмки погрудного портрета хорош объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для съёмки людей в полный рост и групп подойдут объективы 35 мм и даже 24 мм. В портретной съёмке можно использовать как зум-объективы, так и объективы с фиксированным фокусным расстоянием. На вопрос, что лучше, однозначного ответа дать невозможно. Сила зумов в универсальности, преимущество фикс-оптики – резкость, хорошие светосила и цветопередача, компактность.

2. Используйте режимное время для съёмки на улице

Лучший свет для создания портрета – естественный. Идеальным для такой съёмки (мягким и рассеянным) он бывает утром (за полчаса до восхода солнца и в течение двух часов после) и вечером (за два часа до захода солнца и в течение 30–40 минут после захода). Это так называемое режимное время.

Наихудшим временем для портретной съёмки являются часы, когда солнце находится в зените, и на небе нет облаков. В это время свет жёсткий, он создаёт на лице человека некрасивые тени (под глазами, носом, в носогубных складках) и заставляет модель щуриться.

Снимать портреты можно и в пасмурный или облачный день. Облака являются отличным рассеивателем, и свет, пробиваясь сквозь них, будет равномерно освещать лицо модели.

3. Найдите тень

Если всё-таки обстоятельства вынуждают вас снимать в часы, когда солнце стоит высоко над горизонтом, не тушуйтесь. Осмотритесь кругом и найдите тень, где объект съёмки будет равномерно освещён. Такое место может быть под каким-то навесом или в глубине леса. А вот в тени дерева с редкой листвой фотографировать не стоит, так как в этом случае солнечный свет создаст на лице фотомодели световые пятна.

4. Снимайте при контровом освещении

А если тени поблизости нет, например, вы в поле или пустыне? Большинство любителей ставят модель таким образом, что солнце светит ей прямо в лицо. Хуже освещения трудно придумать. В этом случае нужно развернуть модель ровно на 180 градусов, чтобы солнце было у неё за головой. В результате можно получить очень красивые и романтичные фотографии.

Встречный свет мягко ложится на контур модели и тем самым создаёт волшебный светящийся ореол, отлично подсвечивает её волосы и плечи. Чтобы блики от солнца не попали в объектив, наденьте на него бленду. Но лицо человека при этом может получиться слишком тёмным. Поэтому воспользуйтесь вспышкой, уменьшив её яркость. Можно также поставить на вспышку рассеиватель.

5. Используйте рассеиватель

Другой приём, позволяющий сделать хороший портрет при высоком солнце, заключается в использовании рассеивателя, который нужно установить над головой модели, защитив её лицо от солнечного света. Рассеиватель может быть небольшим – 50 см. Но в этом случае не обойтись без помощника, который должен держать его. Но зато вы получите прекрасный мягкий свет.

6. Снимайте модель крупно

Выразительность и психологичность портрету придаёт крупный план. Кроме того, он позволяет избавиться от случайных, выпадающих из общей композиции кадра предметов и невыразительного заднего фона (беспорядок в комнате, обшарпанный подъезд, замусоренный неухоженный двор), отвлекающих от модели.

7. Размывайте задний фон

Акцентировать внимание на модели и отделить её от фона помогает размытие заднего фона. Нужно помнить, что рисунок размытия (боке) зависит от фокусного расстояния и диафрагмы объектива. Чем больше фокусное расстояние и больше открыта диафрагма (чем меньше число f), тем сильнее боке.

Степень размытия также можно усилить, если уменьшить расстояние от камеры до объекта съёмки и увеличить расстояние между моделью и фоном.

Иногда фон может быть достаточно интересным и дополнять портрет, в этом случае можно и даже нужно поставить модель ближе к заднему плану.

8. Правильно располагайте камеру

Если снимаете плечевой портрет, держите камеру на уровне головы человека. При съёмке в полный рост – на уровне пояса модели. Съёмка снизу визуально удлиняет ноги, съёмка сверху укорачивает человека. Удачный ракурс съёмки также позволяет избавиться от невыразительного фона. Например, фотографируя с верхней точки (с лестницы, скамейки, дерева) вы можете убрать из кадра провода, дорожные знаки, посторонних людей и другие отвлекающие объекты. А снимая снизу, можно сделать портрет на фоне листьев деревьев или неба.

9. Отделяйте модель от фона

Визуально отделить фотографируемого человека от фона можно несколькими способами. Направленным светом (человек в тени, фон освещён и наоборот) и контровым светом (свет, падающий на модель сзади).

Глубиной резкости – человек в резкости, фон мягко размыт. Цветом – например, девушка в ярко-жёлтом платье на фоне зелёной листвы и голубого неба будет всегда выгодно выделяться. Эти приёмы можно и нужно комбинировать.

10. Кадрируйте так, чтобы глаза модели находились в верхней трети кадра

И ближе к условной линии, отмечающей эту треть. Это важно, тем самым мы уберём лишнее пространство над головой модели. Фокус наводите на глаза модели.

11. Подчеркните цвет глаз модели с помощью фона

Подберите такой цвет фона, который будет эффектно сочетаться с цветом глаз модели. Дерево или песок хорошо подчёркивают коричневые глаза, а голубые и зелёные глаза сочетаются с голубым небом и зеленью природы.

12. Снимайте модель в движении

При съёмке модели по пояс или в полный рост попросите модель подвигаться. Она может танцевать, прыгать, идти. Движение придаёт снимку динамичность и выразительность.

13. Общайтесь с моделью

Доброе слово и кошке приятно. Поэтому в процессе съёмки демонстрируйте модели свой позитивный настрой. Пара одобрительных фраз и демонстрация на экране камеры нескольких удачных снимков только придадут человеку уверенности. Если у вас возникли технические проблемы и требуется сделать паузу в фотосессии, не молчите и, тем более, не проявляйте нервозность, лучше объясните модели причину перерыва.

14. Используйте в помещении естественный свет

При съёмке в помещении лучше всего использовать опять же естественный свет, который льётся из окна. Модель нужно расположить сбоку от окна или на оконном подоконнике. При необходимости образовавшиеся тени можно подсветить отражателем. При этом отражатель надо установить напротив теневой стороны модели. Если свет из окна слишком яркий, у вас всегда есть возможность использовать занавески или жалюзи, чтобы частично рассеять его.

Фото: Владимир Савельев

Желаем успеха всем участникам фотоконкурса!

Как снять красивый портрет?

Красивый портрет — это сочетание правильного света, подчёркивающего красоту лица, интересного и «ненапряженного» выражения лица и эстетичной позы. Учиться снимать портрет можно годами, но основные моменты можно усвоить за пару часов практики.

И, прежде чем начать пробовать, посмотрите рисунки Рембрандта и других художников: возможно, это поможет вам определить, что именно стоит делать со светом и лицом.

Техническую часть начните с выставления света: именно свет — главный инструмент фотографа, и именно свет играет одну из самых важных ролей в процессе портретирования.

Самая простая схема, которой пользуются многие начинающие — это бестеневой свет, идущий от одного или двух источников из-за камеры. Этот рисунок убирает тени на лице и делает его плоским, как при лобовой вспышке, но остаётся самым удобным для съёмки быстро движущихся фэшн-моделей. Для неспешного красивого портрета он решительным образом не подходит.

Более сложная схема — это моделирование естественного света окна. Она выполняется выставлением, например, среднего софтбокса (рисующего) под углом 45 градусов к модели сбоку, а большого (заполняющего) — за камерой. При этом рисующий источник даёт более яркий импульс, позволяющий получить контраст между тенями и светами на лице, а заполняющий не позволяет лицу «уйти в провал». Аналогично таком свету можно работать с окном и отражателем.

Важнейшим моментом для получения красивого портрета является такой рисунок, когда зритель видит игру теней на лице модели. Например, классический рисунок — «треугольник Рембрандта» — получается следующим образом:

  • — Расположении рисующего источника слева, его высота подбирается так, чтобы правый (от фотографа) глаз модели был освещён, сохранялась тень на правом веке.
  • — Затем перемещая источник на определённый угол от модели, мы добиваемся того, чтобы тень от носа уходила в тень на щеке, блик в глазах сохранялся, и на правой же щеке образовывался треугольник. Перемещая источник в стороны, мы можем почти прижать тень к носу или же, двигая его в другую сторону, осветить только половину лица.
  • — При съёмке важно следить, чтобы модель не была повёрнута освещённой половиной лица: если вы снимаете в три четверти при левом рисующем источнике, модель должна быть повёрнута к вам правой стороной лица.

В нашем случае нужно разместить его чуть выше, чтобы глаз также был освещён.

Подберите фон, который не будет контрастировать с цветом кожи: оптимальной будет серая текстура (как оштукатуренная стена или специальная ткань), холодный синий или подобный фон.

Подробнее про свет и его постановку для классического портрета можно прочитать в учебнике Зельцмана (http://lib.rus.ec/b/140425/read).

Общение

  • — Самая популярная ошибка — это попросить модель улыбнуться. Натянутая неискренняя улыбка убивает любой, даже технически-идеальный кадр. Попросите легко улыбнуться, или, лучше, используйте сторителлинг.
  • — Сторителлинг — это методика работы с моделью, когда вы рассказываете ей какие-либо ситуации или истории и просите представить, что она в них чувствует. Если вам удаётся погрузить модель в мир истории, вы получаете неподдельные чувства на её лице.
  • — Если со сторителлингом плохо, попросите человека просто спокойно посидеть. Спокойное лицо — хороший кадр для начала.
  • — Обязательно хвалите модель за все действия. Если фотографируете девушку — рассказывайте, как она замечательно вам помогает. Не получая такой обратной связи, модель начинает нервничать и беспокоиться.
  • — Не смешите модель, будет только хуже.
  • — Не рассчитывайте на быструю съёмку: первые минут 40 человек просто привыкает к студии или месту, поэтому реальные кадры начнутся где-то в начале первого часа. Ещё через час модель устанет, поэтому не затягивайте.

Чем естественнее себя чувствует модель на съёмке, тем лучше. Именно поэтому лучше включить лёгкую музыку. И ещё одно: чем раньше вы установите контакт с моделью, тем лучше: именно поэтому многие фэшн-фотографы, например, стараются коснуться модели в первые несколько секунд после встречи: иногда это выглядит странновато, но очень помогает дальнейшему общению.

  • — Не используйте шаблонные позы. Старайтесь либо подобрать варианты по подборке фотографий, либо смотреть на месте, как и какую мебель можно использовать и т.п.
  • — Не «ломайте» модель: следите, чтобы она не «смотрела» в кадр ладонью, запястьем, коленом и так далее. При просмотре потом может сложиться впечатление, что конечность непропорциональна. Плавные изгибы рук — оптимальны.
  • — Правило интересной компоновки — много диагоналей. Не нужно добиваться симметричной позы: позвольте модели наклониться, повернуться корпусом в одну сторону и головой в другую и т.п. С другой стороны, следите за её спиной и уровнем подбородка.
  • — Не снимайте на широком угле: искажения широкоугольных объективов совершенно не подходят для передачи пропорций человека.
  • — Помните, что при каждой смене поворота головы нужно проверять схему света, например, следить, чтобы дальний от рисующего источника глаз не проваливался в тень.
  • — Когда ставите поворот головы, старайтесь не брать человека за подбородок, это сразу же уменьшает контакт с моделью.

На один кадр может уходить по 10-30 минут: это нормально. Не торопитесь — и вы получите действительно красивый портрет.

Как сделать незабываемый портрет — 10 советов

Ни кто не будет спорить, что портрет в фотографии это наиболее популярное и востребованное направление. Если вы свадебный фотограф – слово портрет должно быть для вас в максимальном приоритете. Именного на портрет надо делать ставку. Портретная фотосъемка никогда не выйдет из моды и на хороший портрет всегда будет спрос. Сегодня хочу поделиться некоторыми советами, как создать незабываемый портрет!

1. Что главное в портрете?

Глаза — зеркало души. В хорошем портрете глаза это самое главное. Поэтому они должны быть в зоне резкости обязательно! Так же в портрете важно передать объем лица, тела вашей модели. Объем хорошо передается при использовании естественного света.

2. Какой объектив выбрать?

Минимальным портретным объективом можно считать полтинник (50 мм) Но с ним надо быть аккуратно, так как при фотосъемке с близкого расстояние, он деформирует картинку. Поэтому если вы действительно хотите и любите снимать портрет, то лучше приобрести 85ку. Объектив с фокусным расстоянием 85 миллиметров заслужил у профессионалов почетное звание лучшего портретного объектива. Вообще если суммировать, то для портрета подходят все теле объективы, единственное что, чем больше фокусное расстояние, тем дальше приходится отходить от модели. Но при этом картинка становится вкуснее и интереснее.

3. Точка съемки

В живописи, классической точкой для портрета, является точка на уровне глаз. Для фотографии это так же актуально, особенно если вы используете длиннофокусную оптику. При съемке объективами 50мм и 85мм Очень хорошо фотографировать немного выше уровня глаз. Опасайтесь нижнюю точку съемки, для портрета это противопоказано!

4. Диафрагма

Самые красивые портреты получается при использовании светосильных объективов, при съемке на открытой диафрагме. Главное помнить, что на открытой дырке глубина резкости очень небольшая, поэтому надо быть аккуратным при фокусировке.

5. Свет

Конечно свет это тот критерий, который напрямую зависит от вашей творческой задумки. Для фотографа сделано все для экспериментов. Вариантов придумано множество: вспышки, студийные импульсные, прожектора, видеосветы. На мой взгляд, идеальным светом для портрета остается естественный свет особенно направленный. Например, свет из окна. Не бойтесь экспериментировать со светом, в нем наша сила!

6. Объем

Что бы портрет получился незабываемым, очень важно, что бы он выгладил объемным. Объем на фотографии достигается светотеневым рисунком.

7. Съемка через объекты

Портрет можно легко украсить без вмешательства фотошопа. Достаточно помести какой-нибудь объект в непосредственной близости от объектива. Он будет расфокусирован до неузнаваемости, в результате на фото появится световое пятно. Пользовать этой техникой следует аккуратно, так как с ее помощью можно получить или очень красивый эффект, или полностью испортить то, что было.

8. Сложные световые условия

К сложным световым условиям можно отнести тот свет, при котором сложно получить хороший портрет без использования дополнительного оборудования. К такому свету можно отнести яркое полуденное солнце, фотосъемка против солнца. При фотосъемке в таких условиях необходимо использовать фотовспышки, отражатели. О роботе с ними, это тема для отдельной статьи.

9. Творческий подход

При фотосъемке портрета не стоит ограничивать себя классическими световыми схемами. Походите творчески. Используйте контровой свет, видеосвет, создавайте силуэты.

10. Личность

Портрет это не просто изображение человека. Портрет это нечто большее. Ваша задача, как фотографа – художника, передать не только внешний облик человека, но и его мир, его мысли. Это не просто. Но только когда вы этого добьетесь, сделанный вами портрет будет действительно незабываемый.

Ссылка на основную публикацию