Что такое глубина резкости? | Foto-kadr.ru

Что такое глубина резкости?

Объяснение глубины резкости

Что такое глубина резкости?

Что такое глубина резкости?

Камера может фокусировать объектив только в одной точке, но будет область, которая простирается впереди и позади этой точки фокусировки, которая все еще кажется резкой.

Эта зона известна как глубина резкости.

Потому что глубина резкости влияет как на эстетическое, так и на техническое качество изображения.

Классическим примером является то, когда вы фотографируете пейзаж, где наиболее желательным результатом является захват деталей с переднего плана на горизонт.

В других случаях предпочтительной будет небольшая глубина поля.

Хорошо, так где я могу найти глубину контроля на моей камере?

Во многих цифровых камерах имеется кнопка предварительного просмотра глубины резкости рядом с держателем объектива, или вы можете назначить одну и ту же функцию одной из других кнопок.

Изображение, которое вы обычно видите через видоискатель или на экране Live View, отображается на максимальной или самой широкой диафрагме объектива;

Однако нажатие кнопки «Предварительный просмотр глубины резкости» позволяет вам просматривать сцену на рабочей диафрагме, чтобы вы могли видеть, какие области будут резкими.

Существует ряд способов управления глубиной резкости — выбор диафрагмы, расстояния фокусировки и типа камеры.

Напомните мне, что вы подразумеваете под широким диафрагмой …

Широкие или большие диафрагмы соответствуют небольшим номерам f-stop, доступным на вашей камере.

Опять же, расстояние фокусировки играет роль в общем эффекте, при этом широкие диафрагмы предлагают значительно большую глубину резкости, когда фокусируются на предмете далеко, чем при фокусировке на объекте, близком к объективу.

Однако изменение расстояния фокусировки часто является наименее удобным способом управления глубиной резкости — гораздо проще просто выбрать альтернативную настройку диафрагмы.

Единственное, что вам нужно знать, это то, что переход от большой диафрагмы к маленькой может привести к размытым фотографиям.

Они могут делать, но выбор диафрагмы должен быть сбалансирован с выдержкой затвора и ISO, чтобы поддерживать постоянную экспозицию.

Ознакомьтесь с нашим руководством по треугольнику экспозиции для более подробного объяснения, но вот краткий обзор.

Следовательно, скорость затвора должна замедляться, что увеличивает риск дрожания камеры и движения объекта.

Хорошо, так как тип камеры влияет на глубину резкости?

Это размер датчика изображения внутри камеры, что делает разницу.

Это связано с тем, что вам нужно будет использовать более длинное фокусное расстояние или физически ближе к объекту, чтобы достичь того же размера изображения, что и при использовании камеры с меньшим датчиком, — и помните о том, что фокусировка ближе к глубине

Вот почему полнокадровая камера производит гораздо меньшую глубину резкости, чем цифровая зеркальная фотокамера APS-C или компактная системная камера (CSC) с эквивалентными фокусными расстояниями и апертурами.

Верно ли, что более длинные линзы дают меньшую глубину резкости?

Фокусное расстояние объектива оказывает значительное влияние на глубину резкости, при этом более длинные линзы создают гораздо большее размытие.

Однако, если объект занимает ту же пропорцию кадра, глубина резкости (область, которая кажется резкой), по сути, одинакова, независимо от того, стреляете ли вы с помощью широкоугольного объектива или телефото!

Вы, конечно, должны были бы сблизиться с широким объективом или дальше с помощью телеобъектива, чтобы поддерживать тот же размер объекта.

Похоже, что более длинные линзы создают меньшую глубину резкости благодаря их узкому углу обзора: по сравнению с широкой линзой телефото будет заполнять рамку гораздо меньшей областью фона, поэтому любое размытие также увеличивается.

Как … сделать глубину резкости приоритетом

Три классические ситуации, когда вы захотите твердо контролировать фокус и глубину резкости.

Изображение 1 из 3

Портреты

Если вы снимаете людей или портреты животных, наиболее успешными снимками часто являются те, где фон выходит за пределы глубины резкости и, следовательно, размывается.

Изображение 2 из 3

Пейзажи

Для максимальной четкости переднего плана в ландшафте или городском пейзаже используйте короткие фокусные расстояния и диафрагмы около f / 16 или меньше, и сосредоточьтесь примерно на треть пути в сцене.

Изображение 3 из 3

Крупным планом

Глубина резкости уменьшает приближение фокусировки, поэтому, когда дело касается фотографирования миниатюрных предметов, выбор диафрагмы становится решающим.

Как … получить это прямо в камеру

Узнайте, как наилучшим образом использовать функцию просмотра глубины поля.

Изображение 1 из 3

Активировать Live View

Функция просмотра глубины резкости в DSLR может использоваться для съемки в видоискателе или в режиме Live View, но более яркое изображение Live View облегчает оценку того, что является острым и мягким.

Изображение 2 из 3

Нажмите Предварительный просмотр DOF

Регулятор предварительного просмотра глубины резкости обычно находится на передней панели камеры рядом с креплением объектива.

Изображение 3 из 3

Предварительный просмотр и съемка

Изображение станет очень темным при выборе меньших апертур, хотя экран Live View с подсветкой позволяет легко увидеть эффект.

  • Размеры датчиков объяснены: что вам нужно знать
  • Основы фотографии: угол обзора
  • Как освоить глубину резкости для пейзажной фотографии

Глубина резкости (ГРИП)

ГРИП и гиперфокальное расстояние являются одними из основных понятий, которые необходимо усвоить начинающему фотографу. Давайте разбираться по порядку – что это такое и для чего применяется в фотографии.

ГРИП – это сокращенная аббревиатура от слов Глубина Резко Изображаемого Пространства, она же Глубина резкости. По-английски аббревиатура ГРИП будет называться Depth of Field или DOP. Это область пространства или расстояние между ближней и дальней границей, где объекты будут восприниматься резкими.

Строго говоря, идеальная резкость, с точки зрения физики, может быть только в одной плоскости. Откуда же тогда появляется эта область? Дело в том, что человеческий глаз, несмотря на все свое совершенство, все же не является идеальной оптической системой. Мы не замечаем небольшую размытость изображения до некоторых пределов. Принято считать, что человеческий глаз не замечает размытости точки до 0,1 мм с расстояния 0,25 м. На этом и основаны все расчеты глубины резкости. В фотографии эта небольшая размытость точки называется кружком нерезкости. В большинстве методик расчета за диаметр кружка нерезкости принимается величина 0,03 мм.

Исходя из допущения, что человеческий глаз не замечает некоторую размытость, мы будем иметь уже не плоскость резкости в пространстве (называемую фокальной плоскостью), а некоторую область, которая ограничивается допустимым размытием объектов. Эта область и будет называться глубиной резкости.

От чего зависит глубина резкости

На глубину резко изображаемого пространство оказывают влияние всего два параметра:

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.

В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так. Сам по себе размер матрицы или кроп-фактор никакого влияния на ГРИП не оказывает. Но почему тогда глубина резкости у компактных фотоаппаратов с маленьким размером матрицы значительно больше, чем у зеркальных фотоаппаратов с большим размером сенсора? Потому что с уменьшением размера матрицы уменьшается и фокусное расстояние объектива, необходимого для получения того же угла зрения! А чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше.

Глубина резкости также зависит от расстояния до объекта съемки – чем ближе к объективу, тем глубина резкости меньше, а размытие заднего плана выражено сильнее.

Как используется глубина резкости

Выбор оптимальной глубины резкости зависит от задач съемки. Самая распространенная ошибка начинающих фотографов, которые недавно приобрели светосильный объектив – снимать все на максимально открытой диафрагме. Когда-то это хорошо, а когда-то нет. Например, если вы снимаете портрет со слишком малой глубиной резкости, вполне может получиться так, что глаза будут в резкости, а кончик носа нет. Красиво ли это? Вопрос спорный. Если же голова человека повернута в сторону, то ближний глаз может оказаться резким, а дальний глаз — размытым. Это вполне допустимо, но у клиента, который не знает, что такое глубина резкости, могут возникнуть определенные вопросы.

Поэтому, для получения оптимальной глубины резкости при портретной съемке, не нужно стремиться всегда открывать диафрагму. Для большинства случаев ее лучше прикрыть на пару ступеней. Тогда и фон будет приятно размыт, и глубина резкости приемлемая. При съемке групповых портретов особенно важно обеспечить такую ГРИП, чтобы все люди получились резкими. Диафрагма в таком случае прикрывается сильнее, до значения f/8 –f/11 при съемке вне помещений и хорошем освещении.

Гиперфокальное расстояние

Как быть, если нам нужно, к примеру, сфотографировать пейзаж, где объекты переднего и заднего плана должны быть одинаково резкими? Здесь на помощь придет умение использовать гиперфокальное расстояние. Это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.

В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.

На этом снимке резок как передний, так и задний план

Расчет ГРИП и гиперфокального расстояния

Для расчета протяженности ГРИП и гиперфокального расстояния обычно применяют специальные таблицы. Но я рекомендую воспользоваться более современным способом, а именно, специализированной программой. Работает она онлайн прямо в браузере. Программа очень проста в использовании, и в ней легко разобраться самостоятельно. А самое главное, что поможет вам правильно выбирать ГРИП и гиперфокальное расстояние – это постоянная осознанная практика!

Подпишитесь на E-mail рассылку

Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!

NT1201: Цифровая фотография

Практически на любой фотографии есть зона, в которой все изображение четкое и ясное (резкое). На некоторых снимках резко всё: песок, пальма, лодка, мальчик, другой мальчик, половина девочки и, конечно же, море. Таких фотографий, как правило, большинство. На других же в “зоне резкости” находится маленькая область, а остальное изображение мутное, как бы размытое.

Этот эффект размытия присущ также и нашему зрению. Если поднести палец близко к лицу и посмотреть на него, то палец будет “четким”, а весь остальной мир — размытым. И, соответственно, наоборот. Если, не убирая палец, посмотреть на что-нибудь вдали, то палец станет “размытым”, а “что-нибудь вдали” — чётким.

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства)

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) — расстояние между ближней и дальней границами пространства, в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко).

На глубину резкости влияют:

Фокусное расстояние объектива

Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.

Расстояние до объекта

Глубина резкости уменьшается по мере приближения к объекту.

Эти два параметра взаимно компенсируются, т.е. если снять два кадра 135мм и 28мм объективами с 5 метров, глубина резкости будет отличаться, но, если для 28мм сократить расстояние до объекта в 135/28 = 4,8 раза, получатся кадры с одинаковой глубиной резкости.

Чем больше закрыта диафрагма (т.е. большое f-число и маленькое отверстие), тем больше глубина резкости

  • Размер матрицы фотоаппарата
  • Этот параметр жестко ограничивает, насколько узкую глубину резкости можно получить конкретной моделью камеры. Именно по этой причине мыльницами с маленькой матрицей очень сложно размыть фон, например, при съемке портрета. Зато хорошо получаются макрофотографии различных цветочков.

    Диафрагма

    Как мы уже говорили, яркость создаваемого объективом изображения прямо пропорциональна площади действующего отверстия объектива. Уменьшив диаметр действующего отверстия объектива в 2 раза, можно уменьшить в 4 раза количество проходящего через него света. Для регулирования светосилы в объективах применяется ирисовая диафрагма — конструкция из нескольких лепестков-шторок, позволяющая уменьшать или увеличивать отверстие, через которое проходит свет. Таким образом осуществляется контроль над количеством света, проходящим через оптическую систему. Процесс уменьшения светосилы объектива при помощи диафрагмы называется «диафрагмированием», а величина, обратная величине относительного отверстия объектива, называется «диафрагменным числом» (или просто — “диафрагмой”). По мере увеличения значения диафрагменного числа изображение становится темнее.

    Существует стандартный ряд значений: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32. Говоря математическим языком, стандартный ряд представляет собой геометрическую прогрессию со знаменателем в виде квадратного корня из 2 (естественно, цифры эти несколько округлены). Такой шаг значений диафрагмы выбран прежде всего для удобства, поскольку при переходе к соседнему в ряду значению диафрагмы количество проходящего через объектив света изменяется вдвое.

    Значение диафрагмы, соответствующее максимальному светопропусканию объектива, конструкторам не всегда получается вписать в стандартный ряд. Поэтому ряд диафрагм многих объективов начинается с нестандартного значения — например с 1.9, 3.2 или 4.5.

    Как уже говорилось ранее, диафрагма влияет на глубину резкости снимка. Уменьшение диафрагменного числа в настройках камеры приводит к уменьшению глубины резкости (диаметр относительного отверстия, наоборот, будет увеличиваться). Фотографы говорят: открытая диафрагма (т.е. площадь отверстия диафрагмы должна быть как можно больше, например f/2.8, что даст маленькую глубину резкости и красиво размытый фон) или закрытая диафрагма (т.е. площадь отверстия диафрагмы должна быть как можно меньше, например f/16, что даст большую глубину резкости). Часто фотографы называют отверстие диафрагмы “дыркой”. Говорят: “открой дырку посильнее” (т.е. нужно увеличить диаметр отверстия диафрагмы).

    Чтобы не путаться, различные варианты описания величины отверстия диафрагмы можно представить в виде таблицы:

    глубина резкости число в знаменателе диаметр отверстия диафрагмы количество света на матрице
    маленькая маленькое (например, f/1.4) большой много
    большая большое (например, f/16) маленький мало

    Чем качественнее объектив, тем больше лепестков используется в конструкции диафрагмы. На изображении можно отличить ровные и угловатые края размытых световых точек:

    Режимы камеры

    В некоторых камерах имеются различные автоматические режимы съемки, напрямую связанные с глубиной резкости:

    «Портрет» — камера пытается максимально открыть диафрагму (маленькое число в знаменателе, например, f/2.8), что приводит к размытию фона. В условиях низкой освещенности встроенная вспышка срабатывает автоматически.

    «Горы» или «Пейзаж» — камера пытается закрыть диафрагму (большое число в знаменателе, например, f/16), благодаря чему глубина резкости увеличивается максимально. Встроенная вспышка отключена.

    «Цветок» (макросъемка) — съемка с очень близкого расстояния. Камера пытается максимально открыть диафрагму, благодаря чему уменьшается глубина резкости. В условиях низкой освещенности встроенная вспышка сработает автоматически.

    ГРИП — глубина резкости

    ГРИП (глубина резко изображаемого пространства)

    ГРИП — расстояние вдоль оптической оси объектива между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого объекты отображаются в сопряжённой фокальной плоскости субъективно резко. Простыми словами — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.

    Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.

    Теперь обо всём по порядку

    Минимальная ошибка в фокусировке приводит к браку, и будет неважно, снимаете ли вы крупным планом портрет или человека в полный рост. Нерезкость настолько бросается в глаза, что её легко видит даже неискушённый зритель.

    Если вы снимаете портрет крупным планом, лучше всего фокусироваться на глаза. Глаза — это показатель резкости — если они окажутся вне фокуса, то весь портрет очень сильно проиграет.

    Отделение объекта съёмки от фона

    Подбор оптимальной глубины резкости позволяет визуально отделить снимаемый объект от фона. Фон, попадающий в зону нерезкости, размывается до такой степени, чтобы не отвлекать зрителя от главного героя.

    Обратите внимание, я специально написал «до такой степени», давая понять, что не нужно «убивать фон в хлам», превращая интересную локацию в студийную съёмку на пятнистом фоне. Если фон будет читаться, и в общих чертах будет понятно, что на нём происходит, это добавит снимаемому портрету разнообразия и антуража.

    Управление глубиной резкости

    Как вы знаете, глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы. Однако существуют ещё два фактора, влияющих на ГРИП — расстояние до объекта съёмки и фокусное расстояние объектива.

    Понимание того, как влияют эти факторы на изображение, и их грамотное комбинирование развязывает вам руки при создании композиции с нужной глубиной резкости.

    Давайте рассмотрим три этих фактора в порядке их важности для изображения.

    Диафрагма

    Диафрагма — самый важный фактор, который мы можем изменять в широком диапазоне значений.

    ГРИП и Диафрагма

    Как вы знаете, чем больше открыта диафрагма (меньше число f), тем меньше глубина резкости. И наоборот.

    Максимальные значения диафрагмы зависят от вашего объектива. Фиксы позволяют открывать диафрагму до значений 2,0, 1,4 и даже 1,2. При таких значения попасть в резкость весьма не просто.

    Использование крайних значений диафрагмы нежелательно, так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16. Поэтому, снимая на диафрагме F:1,4, будьте готовы не только к минимальной глубине резкости, но также к большим хроматическим абберациям и невысокой резкости.

    На первое время советуем воспользоваться он-лайн калькулятором.

    Фокусное расстояние

    На глубину резкости влияет и фокусное расстояние.

    ГРИП и Фокусное расстояние

    Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки.

    Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.

    Фокусное расстояние 12 мм 24 мм 50 мм 85 мм 105 мм 200 мм
    Глубина резкости 62 см — ∞ 314 см 51 см 17 см 11 см 3 см

    Таким образом, если вам нужно размыть фон в кадре и при этом снимать на той же диафрагме, вы можете использовать более длиннофокусную оптику.

    Расстояние до объекта

    Расстояние до объекта съёмки так же влияет на глубину резкости, как и фокусное расстояние.

    ГРИП и Расстояние

    Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.

    По этой самой причине, съёмка макрообъектов затрудняется минимальными значениями глубины резкости. Например, при фокусном расстоянии 60 мм, диафрагме f/22 и расстоянии до объекта 15 см глубина резкости составит всего 0,33 см, то есть 3,3 мм.

    Расстояние от камеры до объекта измеряется от плоскости матрицы; для этой цели на большинство фотокамер нанесён специальный символ — перечёркнутая окружность, указывающий на плоскость матрицы или плёнки.

    Например, условия съемки: диафрагма 8,0, фокусное расстояние 85 мм.

    Расстояние 0,2 м 0,5 м 1 м 5 м 10 м 15 м
    Глубина резкости 0,1 см 0,92 см 4 см 1,1 м 4,61 м 11,12 м

    Гиперфокальное расстояние

    Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резкости. Это самое короткое расстояние (до точки фокусировки) при котором бесконечность попадает в зону ГРИП. Если установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости будет от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

    Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние составит 1,5 метра. При фокусировке на точку, расположенную на данном расстоянии, все объекты в пределах от 75 см до бесконечности будут находиться в фокусе.

    Вывод

    Используя эти знания, вы можете легко подбирать необходимое сочетание диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта для реализации любых ваших задумок.
    Для упрощения такого подбора на большинство дискретных объективов нанесена шкала глубины резкости, с помощью которой вы легко сможете подобрать необходимое сочетание параметров съёмки.

    Например, если вы снимаете модель с расстояния 15 метров и хотите получить размытый фон, вам достаточно взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм и открыть диафрагму до значения f/4,0. Глубина резкости при таких параметрах составит 89 см.

    Что такое глубина резкости?

    Что такое глубина резкости объектива?

    Итак, давайте продолжим наше знакомство с ключевыми моментами из области фотографии, окунувшись еще глубже в некоторые ее теоретические особенности. В этой статье мы рассмотрим еще одно важное понятие и интереснейшее оптическое явление под кодовым названием — ГРИП.

    Глубина резкости объектива — это расстояние между двумя точками в пространстве. Ширина ГРИП отвечает за то, что на фотографии окажется в фокусе, а что нет. Таким образом, все объекты, находящиеся между этими точками будут отчетливо видны на снимке.

    Большая и малая ГРИП

    В природе существуют несколько параметров, от которых зависит глубина резко изображаемого пространства на фотографии. И сейчас мы постараемся разложить всю полезную информацию по полочкам.

    Для начала предлагаю разобраться в том, как применять это явление на практике. Глубина резкости бывает большая, используемая при съемке архитектуры либо пейзажа, и малая, широко распространенная в портретной фотографии.

    Чем больше ГРИП, тем детальнее получится фотография. И наоборот, меньшие значения позволяют заострить внимание зрителя на самом важном композиционном моменте, выделив его на фоне всего прочего. Особенно это касается съемки портрета на пестром фоне.

    Чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадает на матрицу

    Глубина резкости — как ею управлять?

    Факторов, влияющих на глубину резко изображаемого пространства, всего три. Поверьте, вам будет достаточно лишь одного прочтения, чтобы понять теорию и впоследствии успешно применять ее на практике. Однако тема на самом деле очень важная, поэтому постарайтесь вникнуть в суть.

    1. Диаметр отверстия диафрагмы. Когда мы собираемся максимально «размыть» фон, то начинать нужно как раз с открытия диафрагмы объектива. Чем меньше диафрагменное число (например, F1.4), тем меньше и ГРИП, а света, попадающего на матрицу фотоаппарата, больше. Прикрывая диафрагму (например, до значения F8), мы получаем обратный эффект, и в зоне резкости оказывается больше объектов.
    2. Фокусное расстояние объектива. Это дополнительный фактор, с помощью которого можно еще больше акцентировать внимание на каких-либо элементах. Запомните одно несложное правило — при любом значении диафрагмы, глубина резкости будет изменяться в зависимости от фокусного расстояния объектива. Таким образом, при увеличении последнего параметра, скажем, с 24 мм до 70 мм (оптическое зуммирование), величина ГРИП уменьшается.
    3. Расстояние от фотографа до объекта. Чем ближе объектив фотоаппарата по отношению к предмету съемки, тем меньше глубина резкости, но она становится все больше при увеличении дистанции.

    Как управлять глубиной резкости

    Осторожно: малая ГРИП!

    Эти нехитрые правила в действительности намного проще, чем в теории и действуют как вместе, так и независимо друг от друга. Теперь, вооружившись теоретическими знаниями, пришла пора закрепить материал на практике.

    Но, прежде чем завершить статью, хотелось бы предостеречь от повсеместного злоупотребления малыми значениями глубины резкости. Так же на первых порах будет сложно получить резкие кадры. Уменьшая ГРИП, вы рискуете промахнуться с фокусировкой.

    В солнечную погоду максимальное открытие диафрагмы возможно только в тени, так как управления одними лишь выдержкой и ISO уже оказывается не достаточно. Но решить эту проблему можно с помощью длиннофокусного объектива с большими фокусными расстояниями (например, 125 мм, 300 мм и т.д.).

    Статьи

    Урок 3. Диафрагма объектива. Что такое глубина резкости объектива (ГРИП).

    Сегодня мы коснемся диафрагмы: для чего нужно уметь управлять размером диафрагмы и что за зверь «глубина резкости».

    В первом уроке Школы цифровой фотографии мы уже познакомились с тем, как связаны выдержка и диафрагма, определяя правильную экспозицию, а во втором узнали как определяется экспозиция и как экспозамер влияет на выдержку и диафрагму — основа заложена, пора продолжить путешествие в мир профессиональной фотографии.

    Хочется сказать пару слов для благодарного читателя: задача этого учебного курса не просто научиться получать технически грамотные фотографии, но уметь управлять фотоаппаратом на другом уровне, при этом совсем немного прикладывая к этому голову и мыслительные процессы в ней. Для многих «зеленый режим» стал родным и фотографии порой получаются неплохими, но у будущего фотомастера есть огромное желание понять «почему?», а у меня не меньшее желание ответить на этот вопрос.

    Диафрагма объектива

    Диафрагма располагается в объективе и представляет собой отверстие, пропускающее свет. Поскольку есть задача изменять размер этого отверстия, диафрагму изготавливают из нескольких лепестков, образующих отверстие переменного размера в зависимости от установленного на фотоаппарате значения: лепестки диафрагмы сходятся и света поступает мало или наоборот расходятся для увеличения светового потока. Значения диафрагмы объектива может меняться в пределах, заданных конструкцией объектива. Как я уже говорил, по сути, диафрагма – это дырка, размер которой может меняться и обозначается как число f. Диафрагменное число f обратно пропорционально размеру дырки, т.е. чем сильнее раскрыта диафрагма и больше света попадает, тем меньшее число f.

    Управление диафрагмой

    Как мы уже знаем, диафрагма участвует в формировании экспозиции, т.е. ограничивает количество света, падающего на матрицу фотоаппарата. Кроме того она непосредственным образом влияет на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Наверняка, рассматривая профессиональные фотографии, вы замечали, если на фото несколько объектов и расположены они от фотографа на разном расстоянии, один из объектов находится в фокусе (т.е. резкий), а остальные объекты (ближе и дальше) размыты. Такой эффект часто используется при портретной съемке или если требуется выделить объект на фотографии, акцентировать на нем внимание. Объект, который резкий, находится в зоне резкости и глубина этой зоны может изменяться посредством диафрагмы.

    Расчет глубины резкости

    Давайте проведем эксперимент: возьмите газету или журнал с текстом и положите на горизонтальную поверхность. Если есть линейка – положите ее перпендикулярно строкам. Расположите фотоаппарат под углом к поверхности и сфотографируете место пересечение одной из строк текста с линейкой . Теперь рассмотрим результат: часть текста оказалась резкой, а часть до и после – размытой. Посмотрев на линейку, можно с точностью до миллиметра сказать, какова глубина пространства от передней границы размытости до задней. Это и есть глубина резкости фото, сокращенно ГРИП.

    Как я уже говорил, в зависимости от диафрагмы она (глубина резкости — ГРИП) может меняться: чем меньше диафрагменное число f, тем сильнее будут размываться объекты за пределами этой резкой зоны и будет малая глубина резкости. И чем сильнее вы закрываете диафрагму (увеличивая диафрагменное число f), тем более резкими будут объекты вне зоны фокусировки. Таким образом достигается большая глубина резкости. Перечитайте последний абзац столько раз, сколько необходимо, чтобы запомнить его содержание — не бойтесь того, что не поняли этого с первого раза!

    Просмотр глубины резкости

    Глубину резкости можно проверить (посмотреть и оценить), нажав кнопку предварительного просмотра глубины резкости на фотоаппарате слева в месте крепления объектива к фотоаппарату (для фотоаппаратов Canon).

    Подведем итоги:

    Диафрагма — основной инструмент управления глубиной резкости: на одиночных портретах необходимо размыть все объекты до и после модели (устанавливаем минимальное число f), а на пейзажных фотографиях необходимо оставить наиболее резкими как объекты на переднем, так и на заднем плане (трется увеличение диафрагменного числа f).

    В следующем Уроке №4 мы узнаем, как управлять глубиной резкости в полуавтоматическом режиме AV и при этом устанавливать правильную экспозицию для получения хорошего освещения.

    Подписавшись на новостную рассылку, Вы никогда не пропустите новые публикации и интересные предложения от сайта PROFIFOTO.ru

    Если у Вас есть непонимание того или иного аспекта, которые не нашли отражения в этом уроке — задайте вопрос профессиональному фотографу! Я дополню статью или выделю в отдельный блок, если тема окажется интересной!

    Комментарии

    Фотограф Дмитрий Кочетков 04.11.2012 21:31
    Размытие заднего фона зависит не только от максимальной диафрагмы, хотя это первое и самое важное значение.
    Также влияют: фокусное расстояние — чем оно больше, тем сильнее размывается фон; расстояние до объекта — чем оно меньше (чем ближе объект), тем сильнее размывается фон.

    На вашем объективе при максимальном фокусном 55 можно выставить только диафрагму 5,6 и при такой диафрагме можно добиться лишь небольшого размытия. Сфотографируйте лицевой портрет — размытие будет присутствовать. Управлять диафрагмой можно в режиме приоритет диафрагмы AV, главное следить за выдержкой — она может стать слишком длинной при недостатке света.
    Вообще, я советую дочитать статьи до конца — особенно следующую статью про режим приоритета диафрагмы. После экспериментов почитать еще раз. Если что-то непонятно, пишите комменты в статьях — я обязательно отвечу.
    Кстати, если есть желание ощутить возможность своей камеры и получить размытый фот и красочные снимки, попробуйте купить фикс Canon ef 50mm f/1.8 — стоит он около 3500р., но удовольствие я гарантирую!

    Фотограф Дмитрий Кочетков 09.01.2013 10:10
    Олег, спасибо за отзыв — очень рад, что удалось помочь разобраться!

    Действительно, на f/8.0-9.0 достикается максимальная резкость и достаточная глубина резкости для большинства задач. Но нужно не забывать, что света может быть очень много и даже такой короткой выдержки 1/8000с. может быть не достаточно для получения нужной экспозиции.
    А иногда требуется длинная выдержка в яркий солнечный день, например, при съемке водопадов .

    Существуют даже нейтрально серые фильтры, снижающие интенсивность попадющего в объектив света (затемняющие изображение)!

    Фотограф Дмитрий Кочетков 26.02.2013 22:13
    Начнем с диафрагменных чисел: они означают на сколько закрывается диафрагма объектива относительно диаметра зрачка объектива, куда попадает свет. Т.е. если значение диафрагменного числа F4, то диаметр объектива поделите на 4 и через такое отверстие попадет гораздо меньше света. При F11 в объектив попадет совсем немного света и теперь становится понятно, почему снимки при такой диафрагме будут совсем темными (ну при прочих равных, конечно)!
    Есть стандартный ряд диафрагменных чисел F – 1,0; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32. При изменении диафрагменного числа от меньшего к большему, количество попадающего света уменьшается ровно в два раза (и его можно компенсировать изменением выдержки на одну ступень — увеличить выдержку, сделать ее длиннее). В статье я сознательно не расшифровываю эти значения, поскольку они усложняют освоение фото и отпугивают новичков!

    Про размытие и глубину резкости (ГРИП): тут в ваших познаниях есть ошибочка!
    При большем фокусном расстоянии сильнее размывается фон (т.е. телеобъектив размоет фон сильнее, чем широкоугольный объектив при прочих равных условиях съемки) — это можно проверить, если воспользоваться формулой расчета глубины резкости. Приводить формулу тут не буду — ее можно посмотреть в любом поисковике, но главное понимать суть. Размытие сильнее (т.е. ГРИП меньше):
    1. При съемке объекта, который ближе к фотографу.
    2. При установке бОльшего фокусного рассояния.
    3. При установке меньшего диафрагменного числа, т.е. с более открытой диафрагмой.

    В первую очередь эти правила ощущают на практике люди, которые приобрели светосильный или теле объектив:
    1. На KIT 18-55 при фокусном 18 размыть фон вообще нереально, а вот при 55 при съемке крупного портрета (с близкого расстояния) размыть фон уже можно. Когда начинаешь снимать, к примеру, на фикс 50 1.8, то фон можно размыть даже при съемке далеко стоящего человека просто установив диафрагму побольше (поменьше поставив диафрагменное число, например 2.0).
    2. При фокусном даже установив диафрагму 5.6 — задний фон можно размыть очень значительно, вплоть до неузнаваемости. Но если объект очень далеко — размытие будет уже не таким явным!

    Надеюсь мои разъяснения поставят все на свои места.
    Удачных кадров!

    Глубина резкости

    Умение сделать определенную часть изображения более резкой – эффектный прием, которым удивительно легко овладеть. Освойте его, и вы будете хозяином своей фотографии.

    Когда мы фотографируем и наводим на резкость, мы, строго говоря, фокусируемся в одной точке. На практике, однако, резкость простирается, спадая в обе стороны от точки фокусировки, образуя зоны с «приемлемой резкостью». Зона этой почти резкости называется глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

    Протяженность ГРИП определяется диафрагмой и масштабом изображения, который зависит и от расстояния до объекта. Снимок, сделанный с маленькой диафрагмой, имеет ГРИП, простирающуюся за и перед точкой наводки на резкость на большее расстояние, чем при съемке с более открытой диафрагмой. Широкоугольные объективы также позволяют получить большие ГРИП, чем длиннофокусные. Но когда нам нужна большая глубина резкости, а когда надо ее уменьшить?

    Пейзажисты стремятся снимать с очень сильно закрытой диафрагмой (и широкоугольными объективами), поскольку они хотят, чтобы все было в фокусе от переднего плана до горизонта. При этом им приходится снимать с длительными выдержками, чтобы обеспечить правильную экспозицию.

    Открытая диафрагма ограничивает глубину резкости, размывая фон. Это часто помогает выделить объект переднего плана.

    Вот почему вы всегда увидите пейзажного фотографа со штативом: съемка с рук приведет к нерезкости изображения при длительной выдержке. Аналогичные требования возникают и при съемке архитектуры и особенно натюрмортов.
    Когда возникает необходимость максимизировать резкость, важно помнить, что ГРИП простирается за точку наводки на резкость, равно как и перед ней. При съемке пейзажа, используя автофокусировку, вы можете навести резкость на горизонт или бесконечность, но в этом случае потеряете диапазон расстояний ГРИП спереди. В таких случаях лучше наводить на резкость примерно на одну треть сцены, и тогда ГРИП будет простираться до горизонта. Вы сможете проверить результат по предварительному снимку или с помощью функции live view.

    Ограничение глубины резкости

    Бывают ситуации, когда нужна малая ГРИП, например, в портретах или когда вы пытаетесь отделить объект от фона, например, снимая людей, вы можете попросить их отойти от фона, чтобы они оказались более резко переданы, чем все, что за ними. Это достигается использованием диафрагмы f/4 или f/5,6, а также применением длиннофокусных объективов. Использование более открытых диафрагм требует более точной наводки на резкость, так как при меньшей ГРИП легче ошибиться. ГРИП также снижается, когда вы подходите ближе к объекту, но это можно с успехом применять при съемке портретов, когда вы наводите резкость на глаза, оставляя остальные части лица (уши, нос, рот) нерезкими.

    Предварительный просмотр и оценка ГРИП

    Когда вы смотрите через видоискатель цифровой камеры, вы видите мир через полностью открытую диафрагму. Это делается для удобства, чтобы изображение было ярким. При съемке диафрагма быстро прикрывается до установленного значения перед срабатыванием затвора и экспонированием. К сожалению, это затрудняет оценку ГРИП при рабочей диафрагме, которую вы задаете при компоновке снимка. Есть, однако, средства, позволяющие проверить, что окажется в фокусе, а что будет размыто.

    Съемка с приоритетом диафрагмы или ручной экспозиционный режим позволяют управлять диафрагмой. Здесь сильно открытая диафрагма ограничивает ГРИП и позволяет изобразить человека на мягко размытом фоне.

    Старое и проверенное средство представляет собой кнопку репетира диафрагмы, которая в нажатом состоянии зажимает отверстие диафрагмы с открытого положения до установленного значения. Отверстие диафрагмы при этом уменьшается, и изображение в видоискателе становится темнее, зато вы видите при этом, что окажется резким, а что нет. Это очень полезная функция для пейзажистов, которые стремятся, чтобы все было резким, или портретистам, которые хотят проверить, не будет ли мешать слишком резкий фон.

    Более современные режимы контроля ГРИП называются «live view». При их включении зеркало поднимается, и вы получаете возможность строить изображение по дисплею. Некоторые (но не все) камеры позволяют использовать рабочую диафрагму для этого, что дает вам возможность оценить ГРИП по изображению.

    Проверьте по инструкции к вашей камере, позволяет ли она такой режим.

    Нормальная резкость оказывается и спереди и позади точки фокусировки, поэтому, фокусируясь на бесконечности, мы теряем глубину резкости. Для максимизации ГРИП наводитесь на промежуточную точку.

    На некоторых объективах нанесена шкала глубины резкости, показывающая расстояния, между которыми объекты будут резкими. Отметки диапазона резкости по расстоянию делаются для разных значений диафрагмы с двух сторон от индикатора фокусировки. Считывая расстояния до этих крайних точек, можно определить ближнюю и дальнюю границу ГРИП для заданной диафрагмы. Не все объективы имеют эти очень полезные индикаторы, хотя существуют и некоторые альтернативы. Бывают ламинированные карточки с указанием ГРИП, которые вы можете носить в кофре, и даже электронные калькуляторы в смартфонах и ноутбуках.

    Компактные камеры и ГРИП

    Те, кто снимает компактными камерами, не могут проконтролировать распределение резкости при ручном управлении диафрагмой. Это происходит по двум причинам. Во-первых, многие компактные камеры не имеют физической диафрагмы, размер которой можно менять. Вместо этого эффект диафрагмы моделируется внутренним нейтральным фильтром. Во-вторых, в компактных камерах, в которых физически имеется механизм диафрагмы, малые размеры матрицы требуют короткофокусных объективов, чтобы получить углы поля зрения, эквивалентные глазу человека, иногда меньше 5 мм. Такие фокусные расстояния дают огромную глубину резкости, что очень удобно для пейзажей, поездок и общей фотографии, но не подходит, когда вы хотите ограничить ГРИП из творческих соображений, как это делается при съемке портретов.

    Большая ГРИП – лучший друг пейзажного фотографа, но применение сильно закрытых диафрагм требует длительных выдержек. Пользуйтесь штативом и дистанционным спусковым кабелем, чтобы избежать нерезкости, вызываемой колебаниями камеры.

    Это одно из наиболее важных ограничений компактных камер и одна из самых весомых причин для приобретения зеркальной камеры, если вы имеете более серьезные намерения в фотографии. Как уже говорилось, более новые микросистемные камеры содержат матрицы размером (а значит, и ГРИП) как у зеркальных, а габаритами намного меньше из-за отсутствия зеркала и пентапризмы.

    Ссылка на основную публикацию