Что такое гистограмма в фотографии | Foto-kadr.ru

Что такое гистограмма в фотографии

И еще раз о том, как пользоваться гистограммами для выставления экспозиции

фото by Mardy Suong Photography

Гистограммы в режиме реального времени – одна из наиболее полезных функций цифровых камер, и она есть в большинстве современных моделей. Также инструментарий доступен в практически любом ПО для обработки снимков. Однако, гистограмма – одна из настроек, которую чаще всего оставляют на усмотрение авторежима, так как многие (даже опытные) фотографы просто не знают, как ею пользоваться. Осваивая новые навыки и постоянно появляющиеся технологии, мы повышаем мастерство и, в конечном итоге, собственную ценность. Поэтому стоит осветить вопросы использования гистограммы. Для начала давайте повторим, что из себя представляет гистограмма.

Графическое изображение на экране, выраженное в виде пиков и спусков, показывает степень яркости и ее изменения, которые есть на вашем фото – в диапазоне от черного цвета (0%) до белого (100%). Гистограмма – точный и четкий «путеводитель» по экспозиции. Она отражает параметры диапазона F и уровни яркости, присутствующие на изображении. Вам стоит выработать привычку просматривать гистограмму каждый раз, когда делаете снимок, и тогда будет гораздо проще корректировать экспозицию. Вот, например, типичная гистограмма – с ярко выраженными перепадами частей.

Классическая гистограмма на Nikon D7100

На картинке видно, что в окне отображения информации о снимке есть часть с данными о гистограмме. Ее можно включить или отключить в большинстве камер, представленных на рынке.

Что отражается в гистограмме по осям X и Y

Гистограмма – это двухмерное отображение тонального диапазона снимка, он указан на оси Х. Ось Y информирует о количестве пикселей. С левой стороны находятся более темные тона, по центру – средние, а справа – светлые. На рисунке, представленном выше, большинство пикселей находятся в средней зоне. Это означает, что фото равномерно, в нем практически нет пере- или недодержек (крайних левых и правых значений). Это оптимальные параметры для большинства снимков, но иногда нужно работать в высоком или низком ключе.

Используя гистограмму, можно создавать любые фотографии, в том числе нетипичные или идеально сбалансированные. Ниже вы можете увидеть несколько примеров, на которых хорошо заметна разница.

На рисунке три разные гистограммы. В первом примере ни одна из деталей снимка не теряется, нет лишних теней или засветки. Наиболее высокие значения находятся близко к центру графика, кривая красиво понижается к краям – наподобие колокола. График отображает снимок с большим количеством ярких фрагментов из среднего тонового диапазона.

Второй пример – гистограмма с распределением по всему диапазону. Пик по правому краю показывает, что на снимке есть очень яркие белые детали, на которых все подробности смазаны. Третья гистограмма отображает кадр в очень темных тонах, максимально светлых участков практически нет. На снимке очень мало полностью черного и вообще нет стопроцентно белого цвета.

Что же из вышеназванного правильно? Это вопрос с подвохом. Дело в том, что гистограмма – не более, чем отражение тонового диапазона, зафиксированного сенсорами камеры. Она не может «рассказать», правильно вы сделали фото или нет. На снимке ночного города будет много черных фрагментов и ярких, белых огней – и в этом нет ничего плохого. То же относится к портрету на чисто белом фоне.

Теперь давайте посмотрим, как гистограмма соотносится с реальным миром.

Различные тона на одной фотографии: 1 – тени, 2 – средние значения, 3 – высокие

Точно также гистограммы можно использовать для получения высоко- или низкоконтрастных изображений (с пере- и недодержками).

Вот фото в высоком и низком ключе и их гистограммы

Фото в высоком ключе – частый прием при съемке объектов, где не нужны детали на заднем плане. Прием используют, если необходимо подчеркнуть сам предмет. В низком же ключе часто делают портреты, на которых хочется выделить контрастность, особенности модели. В целом, конечно, использование гистограммы не сделает вас автоматически большим профессионалом, чем есть на самом деле. Однако, без всякого сомнения, научит понимать основы изображения, станет полезным инструментом, с которым вы сможете совершенствовать результаты.

Не все фотографы находят время, чтобы просмотреть гистограмму после каждого снимка, но стоит делать это хотя бы во время постобработки изображений. Навык работы с ней расширит ваши возможности и поможет продвинуться дальше на пути мастерства.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Что такое гистограмма и как ею пользоваться

Гистограмма отражает специфику тонового распределению пикселей на изображении. Это статистическая кривая. Она не позволяет оценить уровень художественной ценности фотографии, но является удобным инструментом коррекции экспозиции во время съемочного процесса и при постобработке снимков. В чем польза гистограммы и когда ее удобно использовать разберемся в этой статье.

Цифровые технологии облегчают работу фотографа, позволяя быстро и эффективно скорректировать качество снимков в процессе съемки. Дисплеи современных цифровых камер не только показывают результат съемки, но и позволяют провести анализ фотографий с помощью гистограммы.

Гистограмма снимка показывает распределения элементов изображения с различной степенью яркости. По горизонтальной оси графика обозначена яркость, по вертикальной — количество пикселей с определенным значением яркости, то есть площадь фотографии в конкретной тональности.

График принято делить на три части: левую — «тени», центральную — «полутона» и правую — «яркие детали». Всплеск в левой части гистограммы является признаком переэкспонированности снимка, справа находится область засветки.

Новые цифровые фотоаппараты показывают общую гистограмму экспозиции кадра, отдельную для каждого канала RGB (red, green, blue) и гибридную, в которой первая и вторая накладываются друг на друга.

По гистограмме можно составить общее представление об экспозиции, контрастности и цветовой насыщенности фотографии, принять решение о необходимости корректировки этих параметров при съемке или постобработке.

О пользе гистограммы

Современные камеры оснащаются качественными дисплеями, позволяющими просмотреть отснятый материал. Может показаться, что гистограмма не нужна, ведь и так все видно наглядно. Но дисплеи имеют определенный уровень яркости, из-за чего при разном освещение отображение меняется: ночью картинка кажется очень яркой, в солнечный день — бледной. График же всегда отражает истинную ситуацию, независимо от условий просмотра.

Даже очень качественный дисплей не позволит определить разницу между практически и абсолютно белым или черным цветами. А одного взгляда на график достаточно, чтобы убедиться в верной экспозиции и уверенно продолжить съемку.

У каждого изображения собственная гистограмма. Понятий «правильная» или «неправильная» гистограмма не существует. Но если подходить к вопросу академически, то идеальный график — это гауссиана, по форме напоминающая колокол.

Все логично: нет засветов и затемнений, на снимке преобладают средние тона. Но практика показывает, что форма кривой редко бывает идеальной, все зависит от типа и идеи снимка. Искусство невозможно вписать в математическую формулу, потому нет смысла добиваться идеального вида графика, достаточно использовать его как вспомогательный инструмент для оценки технических параметров снимка.

Когда удобно пользоваться гистограммой

Есть ситуации, когда гистограмма существенно облегчает процесс создания качественных снимков:

  • Съемка ночью или при ярком свете: как при отсутствии дополнительных источников света, так и при засветке экрана сложно определить уровень яркости и контрастности снимков.
  • Студийная съемка: при работе без экспонометра ориентироваться приходится по результатам на дисплее, график более точно отражает ситуацию с экспозицией.
  • Предметная съемка: при съемке предметов на белом фоне гистограмма позволяет четко оценить насколько белый цвет на дисплее действительно является белым.

Вывод: Гистограмма — удобный инструмент работы фотографа, помогающий создавать технически качественные фотографии. Применять ее или нет каждый решает для себя, но разобраться с этим инструментом и его пользой при съемке и постобработке снимков не помешает любому начинающему фотографу.

Что такое гистограмма в фотографии

Что такое гистограмма и как ей пользоваться? Если Вас мучает такой вопрос или вы слышали про такой термин, но точно не знаете что он обозначает, то эта статья именно для Вас. В ней мы разберем, как пользоваться гистограммой, как ее правильно «читать» и что это вообще такое. Поехали!

Как оценить правильность экспозиции и цветопередачи снимка? Как узнать, достаточно ли ваша фотография яркая, не слишком ли она тёмная? Конечно, это всё можно сделать и на глаз, просто посмотрев на фото. Однако глаз — инструмент неточный, а человеческое восприятие — субъективно. В зависимости от освещения или фона, на котором вы разглядываете фото, и даже вашего настроения фотографию вы можете видеть немного по-разному. Свои коррективы будет вносить и дисплей, на котором вы смотрите фото: не все экраны обладают идеальной цветопередачей. Как же быть? Как объективно оценить изображение? На помощь приходит график гистограммы изображения. Уверен, вы с гистограммой уже сталкивались. Но как работать с этим графиком? Давайте разберёмся!

Гистограмму изображения можно просматривать в любой мало-мальски серьёзной программе просмотра или обработки изображения, например, Adobe Lightroom, Adobe Camera Raw, Phase One Capture One, DXO Optics Pro и прочие. Разумеется, гистограмму можно увидеть и в графических редакторах типа Adobe Photoshop. Умение читать гистограмму позволит вам освоить такие инструменты компьютерной обработки, как Уровни (Levels), Кривые (Curves) и аналогичные им.

Но и это не всё! Гистограмму можно посмотреть прямо в фотоаппарате, в момент съёмки. Это делает гистограмму универсальным инструментом, который фотограф всегда имеет под рукой. Благодаря ей фотограф может оценить правильность экспозиции кадра прямо во время съёмки.

Суммарная гистограмма RGB совмещает на одном поле график красного, зелёного и голубого каналов.

Существуют гистограммы для каждого из основных цветов изображения (красного, зелёного, синего) и их суммарная гистограмма RGB. Также есть и гистограмма яркости, оценивающая именно яркость кадра. Мне кажется, разумнее начать знакомство именно с неё, так как она наиболее проста в понимании.

Смотрим гистограмму на фотоаппарате. Современные зеркальные фотокамеры обычно предлагают два варианта просмотра гистограммы. Рассмотрим их.

Первый способ — просмотр гистограммы уже отснятых изображений. Для этого достаточно открыть снятый кадр и выбрать нужный режим его показа на дисплее фотоаппарата. Один из них и содержит гистограмму изображения, а заодно и другую полезную информацию о параметрах съёмки.

Второй способ позволяет увидеть гистограмму прямо в момент съёмки. Для этого придётся воспользоваться режимом Live View. В нём на экран можно выводить различную съёмочную информацию с помощью кнопки info. В том числе и гистограмму.

Учимся читать гистограмму

Итак, что такое гистограмма? Это график распределения пикселей с различной яркостью на изображении.

На горизонтальной оси графика отображается яркость оттенков на изображении. От самого тёмного (чёрного) до самого светлого (белого). На этой оси расположены столбики, отображающие количество пикселей той или иной яркости. Чем столбик выше, тем больше пикселей такой яркости на фото. Например, в приведённом примере графика на снимке больше всего средних по яркости оттенков — полутонов. Тогда как тёмных и светлых оттенков немного.

Поскольку в разных кадрах оттенки располагаются по-разному, у каждого изображения будет свой, уникальный график гистограммы. Однако некоторые закономерности всё же имеются.

Чтобы лучше понять, как это работает гистограмма на практике, сначала научимся оценивать яркость и контраст фотографии по ней. Для начала рассмотрим гистограммы кадров с техническими недостатками.

Недоэкспонированный (слишком тёмный) кадр. Мы видим, что график гистограммы съехал на левую сторону графика. Гистограмма как бы «утекла» из поля графика в левую сторону. Если график гистограммы навалился на левую сторону, это говорит о том, что на фотографии очень много тёмных оттенков, тогда как светлых — совсем нет (правая сторона графика пустует). Видно, что на фотографии очень много чёрных пятен, лишённых деталей, поэтому и на графике гистограммы заметно, что на фото много чёрного цвета. Это свидетельствует о потере деталей в тёмных участках. Вместо них мы и видим чёрные пятна.

Как правило, кадр с такой гистограммой — это технический брак, ошибка экспозиции. Теоретически, такой кадр можно исправить при обработке на компьютере, особенно если кадр сделан в формате RAW.

Если же вы видите такую гистограмму на фотоаппарате при съёмке, самое время задуматься, не стоит ли сделать кадр ярче.

Кадр, отредактированный в RAW-конвертере.

Переэкспонированный (слишком светлый) кадр. Обратная ситуация: гистограмма «уползла» вправо, навалившись на правую границу графика. Это свидетельствует о потере деталей в светлых участках кадра. Вместо деталей различных оттенков в ярких участках фотографии мы видим лишь белые пятна: что на небе, что на воде. Об этом говорит и гистограмма.

Обычно снимки с такой гистограммой — это технический брак. Как и в случае со слишком тёмным кадром, тут имела место ошибка экспозиции. Однако, если тёмные кадры при обработке RAW спасти возможно, то такие пересвеченные снимки редактированию практически не поддаются. Вытянуть детали из пересветов вряд ли удастся, снимок, скорее всего, придётся отправлять в корзину.

Еще один пример кадра с потерей деталей в светлых участках. На фото вместо участков неба и белой футболки девушки — белёсые пятна. На графике им соответствует пик гистограммы, «прилипший» к правой границе кадра. Если на компьютере такой пересвет заметить легко, то во время съёмки, оценивая кадр на глаз по экранчику камеры, его можно запросто пропустить. Тем не менее этот кадр не поддаётся спасению и, грубо говоря, тоже является техническим браком.

Пересветов лучше всего не допускать при съёмке. Чтобы их не было, смотрите гистограмму снимка сразу после съёмки, пользуйтесь индикацией переэспонированных зон.

Включение индикации переэкспонированных зон.

Теперь при просмотре снятого изображения, пересвеченные участки начнут мигать.

«Нормальный» снимок. Теперь, когда мы знаем, как выглядят гистограммы снимков с потерей деталей в светлых и тёмных участках, взглянем на пример корректно проэкспонированного кадра. Его гистограмма похожа на холм или на удава, съевшего шляпу. Такая гистограмма показывает, что на снимке превалируют полутона, а не тёмные или светлые участки. При этом края гистограммы расположены близко к границам графика, а значит на фотографии присутствуют пиксели как самых тёмных оттенков, так и самых светлых.

Такой кадр, как правило, выглядит достаточно контрастно и выразительно, да и для обработки он подходит отлично.

Неконтрастный кадр. Его гистограмма целиком помещается в поле графика, при этом по краям (справа и слева) поле пустует. Это говорит о том, что на фото нет ни достаточно тёмных участков, ни достаточно светлых. Тем не менее такая гистограмма свидетельствует о том, что кадр проэкспонирован корректно и вполне пригоден для последующей обработки, при которой вы сможете, в том числе, поднять контраст.

Не всегда при фотографировании получается добиться нужного контраста изображения. Многое зависит от условий освещения, погоды, выбранного объектива. Главное — все детали на изображении сохранены, ничто не потерялось за пределами графика. Чтобы добиться большего контраста уже при съёмке можно поработать с режимами Nikon Picture Control, выбрав, например, Vivid (насыщенный). Он повысит как контраст изображения, так и насыщенность цветов.

Контраст и насыщенность фотографии увеличены при обработке.

Несколько пиков на одной гистограмме — это вполне возможный вариант. Часто это случается при съёмке контрастных сюжетов, где много как тёмных, так и светлых оттенков, а вот на долю полутонов остается немного места.

В данном случае левый пик пришелся на тёмные травы, а правый — на светлое небо.

Съёмка в высоком ключе. Под съемкой в высоком ключе понимают кадры, сделанные в светлой тональности. Таким кадрам характерен белый (светлый, во всяком случае) фон, общая светлая гамма. Типичные сюжеты — предметы на белом фоне, люди на фоне неба или в контровом свете. Гистограммы таких кадров вполне могут сильно «уползти» вправо. Да и некоторая потеря деталей в светлых участках при съёмке таких кадров вполне допускается — ими фотограф осознанно жертвует для создания общей светлой, воздушной атмосферы на снимке. Когда вы фотографируете сюжет в высоком ключе, не пугайтесь, если гистограмма «убежит» вправо. В случае творческой фотографии я советую такие сюжеты всё же снимать снимать с максимально корректной экспозицией, сохраняя на фото все детали. А яркость снимка можно повысить уже при обработке.

При съемке в низком ключе на чёрном фоне будет наблюдаться полностью противоположная ситуация: гистограмма «убежит» влево. Если вы хотите сделать кадр на чёрном фоне, будьте к этому готовы. Для комфортной обработки снимка я советую сохранить на нём максимум деталей.

НАБИРАЕМСЯ ОПЫТА

Выше мы рассмотрели базовые, самые типичные графики гистограмм и сопоставили их со снимками. Чтобы натренироваться в чтении графиков гистограммы, откройте папку со своими (или чужими — не важно) снимками и изучите их гистограммы. Проанализируйте, как на гистограмме отображены светлые и тёмные оттенки, полутона, сопоставьте их с самими фотографиями. Таким образом вы быстро овладеете этой темой.

ГИСТОГРАММА И ТВОРЧЕСТВО

Гистограмма станет отличным помощником на пути к качественным кадрам. Но так же важно понимать, что она даёт фотографу лишь справочную информацию о состоянии изображения. Если вы занимаетесь творческой фотографией, каким должен быть ваш кадр, решать только вам! Не бойтесь экспериментировать, но делайте это осознанно. Помните, что технический брак от шедевра порой отличает лишь творческий гений фотограф.

Подробнее о работе с гистограммой RGB, цветами, а также об инструменте Кривые, пойдёт речь в следующей части статьи! Оставайтесь с нами!

Творите, друзья! И делитесь вашими результатами в комментариях и в наших соц. сетях! Группы в: Facebook, Вконтакте. Ждем Вас!

Гистограмма

Гистограмма – это диаграмма по тоновому распределению пикселей на снимке.

Гистограмма. Статья от Радоживы

Слева направо (по горизонтали) указана яркость, а снизу вверх (по вертикали) количества площади фотографии той или иной тональности. Часто говорят, что вертикальные столбцы просто показывают соотношения количества пикселов той или иной тональности. То есть, диаграмма показывает сколько на снимке преобладает светлых или темных оттенков, сколько зеленых или красных или других оттенков цветов на снимке больше. Гистограммы бывают разные. В фотографии, в основном, используют трех типов:

  1. Общая гистограмма экспозиции (которая на рисунке ниже).
  2. Гистограмма по каждому из трех основных цветов, такую гистограмму часто называют RGB — red, green, blue — красный, зеленый, синий (как на других примерах)
  3. Гибридная гистограмма для общей экспозиции и для основных цветов (часто, просто на гистограмму по экспозиции накладывают гистограмму RGB).

Как пользоваться гистограммой

Гистограмма показывает сколько темных или светлых участков на снимке, какой общий баланс экспозиции снимка.

Фотография с огромным темным участком. Гистограмма «сдвинута» влево.

Гистограмму часто разделяют на 3-4 части. Часть гистограммы с самого левого края называют «тенями» или темными тонами, так как эта область показывает на сколько сильны темные участки изображения. Крайнюю правую часть «светАми» или светлыми тонами, так эта часть показывает сколько количество светлых участков на гистограмме. Середину – «полутенями» или средними тонами. Самую крайнюю правую часть иногда называют областью засветки, если в самом крайнем правом углу имеется всплеск на гистограмме, то, скорее всего, фотография переекспонированная.

Светлых участков на фото больше, чем темных. Пик гистограммы сдвинут вправо

Чем полезна гистограмма?

  1. С ее помощью легко контролировать недодержки (недоэкспонированное изображение) и пересветы (переэкспонированное). При переэкспонировании пик (вершина на диаграмме) будет виден в правой стороне гистограммы, а при недоэкспонировании пик будет наблюдаться в левой стороне гистограммы.
  2. Точно подстраивать экспозицию
  3. Контролировать цветовые каналы на фотографии. С помощью гистограммы можно определить цветовую насыщенность снимка.
  4. Контролировать контраст. По гистограмме можно легко угадать на сколько контрастная картинка.

Темных участков на фото больше, чем светлых. Пик гистограммы сдвинут влево

Какой должна быть гистограмма?

Единственного ответа на данный вопрос не существует. В идеальном случае вид гистограммы должен напоминать форму колокола (когда я учился в институте, такую форму называли гауссианой). По идее, такая форма самая правильная — ведь на изображении будет мало очень ярких и очень темных объектов, а преобладать будут средние тона на фотографии. Но как показывает практика, все очень сильно зависит от типа и идеи самой фотографии. Гистограмма — это сугубо математическое описания фотографии (искусства), а как известно, очень сложно описывать красивые вещи математически, тем более с помощью такого простого метода, как гистограмма. Потому, не нужно приводить снимок к шаблонному виду по гистограмме. Гистограммой нужно пользоваться просто как дополнительным инструментом при создании фотографии.

Гистограмма фотографии. Тон сдвинут в область светлых тонов. Контраст не высокий.

Когда я использую гистограмму?

Лично я использую гистограмму всего в двух случаях – когда нужно проверить экспозицию снимка при ярком освещении, когда самого снимка на дисплее камеры практически не видно. Это могут быть условия летнего пляжа или яркого солнца в горах. При таких условиях просто не видно того, что на снимке, потому, я смотрю на гистограмму, чтобы приблизительно прикинуть отклонения экспозиции. И, во-вторых я использую гистограмму при редактировании фотографий, очень удобно определять ключ, в котором сделана фотография по гистограмме, а иногда подгонять фото с помощью корректировки части кривой гистограммы. Например, иногда я просто беру «света» в гистограмме и ползунком двигаю их влево – двигаю в тени, фотография получается без пересветов. Такую гистограмму, как на примерах в данной статье, дает ViewNX 2.

Фотография с классическим видом гистограммы

Выводы

Гистограмма – полезный инструмент фотографа. Пользоваться гистограмой или нет – решать Вам, можно прекрасно обходиться и без нее, или все же разобраться в ее свойствах и использовать ее при обработке фотографии или корректировке точной экспозиции.

Фотография и гистограмма

Для многих гистограмма и фотография — это два совершенно разных обозначения, которые не могут иметь тесных общих черт. Однако все совершенно иначе. Прежде всего, нужно определиться с понятием гистограммы. Гистограмма — это график на изображении, где представлено распределение полутонов. По вертикали представляется относительное число пикселей, а по горизонтали ось представления яркости. Также имеются и данные значений яркости. В-первую очередь гистограмма позволяет получить общую информацию о правильности контрастов в экспозиции, а также насыщенности снимка. Если одна фотография делалась днем, а вторая ближе к вечеру, то при использовании гистограммы удастся оценить изменение цветового баланса, либо экспозиции.

Стоит рассказать о том, как распределяется система шкал на графике. Крайнее левое положение равно нулю, что обозначает полностью черный цвет, полностью белый представлен цифрой 255. При этом крайние черты не несут никакой информации, они больше указывают на то, что какие-либо детали в данном случае на снимке просто отсутствуют. Пиксели располагаются по яркости, распределение происходит от черного к белому. Некоторые фотоаппараты представляют информацию о расположении на шкале не в представленных параметрах, а в процентном соотношении, где 0 — это абсолютно черный цвет, а 100 процентов — абсолютно белый.

Недоэкспонированный снимок

Простой фотоаппарат не дает пользователю большое количество информации согласно гистограмме сделанного снимка. Все данные ограничиваются лишь показателем светлоты. Более дорогие зеркальные камеры позволяют получить расширенный объем информации, также её использование будет возможно для профессиональной обработки в графическом редакторе. Некоторые модели фотоаппаратов, по большей части профессионального типа, позволяют проделать изменения на данном уровне. Это весьма удобно, так как нет необходимости после обрабатывать снимок на компьютере в программе.

Переэкспонированный снимок

Есть некоторые небольшие недостатки гистограммы. Художественные качества в ней описать не удастся. К примеру, если снимать силуэт в контровом свете, то на снимке это будет пересвеченное или недосвеченное изображение. Однако можно легко будет произвести какую-либо коррекцию. Гистограмма предоставит фотографу все данные о потери информации на снимке. Здесь она позволяет оценить качество немного в ином ракурсе. К примеру, возможности цветопередачи пленки и матрицы ограничены лишь определенным диапазоном интенсивности. Если света много, то снимок будет слишком светлым, в другом случае, наоборот, темным. Между этими двумя крайностями есть граница, которая называется динамическим диапазоном. Если при создании сцены интенсивность намного выше динамического диапазона, то происходит некоторое отсечение стороны.

Нормальная гистограмма

Когда гистограмма получена, нужно уметь правильно понять всю представленную на ней информацию. Вначале обратить внимание на левый и правый край графика. Если представлено много данных, которые вплотную прилегают к одной из сторон снимка, то это указывает на то, что потеряно много деталей в свете или тени соответственно. Современное программное обеспечение позволяет работать со снимками в данном формате. Удается более точно регулировать свет и тени на снимке, что не всегда удается при использовании лишь обычного снимка. Для обработки фотографий можно использовать такие программы, как Adobe Photoshop, Lightroom и ряд других программ. В Photoshop данная деятельность осуществляется представлением сопоставлением пяти параметров — конечного и начального диапазона. Также используется гамма кривая, которую можно найти в панели Levels. Можно выбрать в программе кривую функцию и задать начальную и конечную точки гистограммы. Применить можно какой-либо из наборов предустановок, которые используются для коррекции. Использовать автоматический режим не рекомендуется, так как программа будет стараться сделать показатели лишь по одному из параметров. Все изменения могут быть перенесены на первичный снимок, что весьма удобно при работе с сложными профессиональными фотографиями. О сайте fotomtv.

Что такое гистограмма и как её читать

Чтобы снимок получился качественным и не нуждался в основательной пост обработке, фотограф должен на месте оценить корректность цветопередачи и экспозиции. На глаз не всегда удается на сто процентов оценить, нет ли пересвета или наоборот – лишнего затемнения на фотографии. Особенно, если мешают внешние факторы, например, яркое солнце или качество дисплея, который не всегда достаточно хорошо передает полученные цвета и свет. Оперативно оценить освещенность кадра поможет функция гистограммы. Поэтому далее мы разберемся что такое гистограмма и как её читать.

Что такое гистограмма в фотографии

Первоначально работа с данной функцией может показаться сложной. На самом же деле достаточно разобраться в принципе ее действия и она станет отличным помощником во время любой съемки. Гистограмма – это особый график или диаграмма, которая помогает корректно оценить значение тонов на снимке. Она указывает, сколько тонов определенной яркости присутствует на фото: от черного (“0” процентов яркости) до белого (“100” процентов яркости) диапазона. Характеристика темных тонов отображается в левой части, светлых – в правой, а средних тонов – в середине графика. Вертикальная ось графика отображает количество тонов определенной яркости. На гистограмму влияет экспозиция, кривые и другие настройки фотокамеры. Такой функционал есть в большинстве фотоаппаратов, даже в обычных мыльницах. А также в графических редакторах, позволяющих доработать фотографию пост фактум. Такая распространенность указывает на полезность и удобство использования диаграммы яркости.

Как читать и использовать гистограмму

Умение правильно оценивать эту диаграмму поможет спасти снимок или просто сделать его качественнее. Есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, читая график с тоновой характеристикой фотографии.

Где найти гистограмму

Первым делом надо узнать, как открыть ее в фотоаппарате.

В зеркальных фотокамерах обычно предусмотрено 2 способа просмотра.

  1. Открыть график уже снятых кадров. Для этого нужно включить просмотр фотографии и при помощи мультиселектора настроить необходимый режим отображения. Для этого в фотоаппарате зачастую нужно нажать на кнопку «Вверх»;
  2. Также ее можно открыть непосредственно в момент съемки. Это возможно при включении режима “Live View”. Для этого следует нажать на кнопку “info”. На экране отобразится много полезной информации, среди которой и гистограмма.

“Недосвет” и “пересвет”

Если часть гистограммы соприкасается с левым или правым краем, ряд деталей потерян. Это значит, что произошел «клиппинг». Если график коснулся левой границы, часть деталей на фотографии провалилась в черноту (недоэкспонированные зоны), если правой части – на снимке явно есть пересветы (переэкспонированные зоны). К такому итогу приводит неправильно выставленная экспозиция.

Проблему можно постараться устранить при последующей обработке снимков. Но не все умеют и хотят работать в графических редакторах, да и далеко не всё и не всегда эти деффекты поправимы. Особенно в случае с форматами, отличными от “сырого” RAW. Так что лучше сразу подкорректировать экспозицию. При работе с мыльницами это вряд ли удастся. А зеркальные фотоаппараты позволяют просто и оперативно внести нужные изменения.

Чтобы не терять детали в темной части снимка, необходимо прибавить несколько пунктов экспозиции от +0.3 до +0.7. Для затемнения светлых участков – наоборот убавить – от -0.3 до -0.7. Также, изучая график, следует учитывать обстоятельства. Например, при съемке ночью гистограмма должна иметь больше информации в темной части. Она и не должна быть светлой.

Анализ цветовых каналов

Благодаря гистограмме можно узнать сведения об использовании трех основных цветов: синего, красного, зеленого. То есть информацию об RGB каналах по отдельности. Такая диаграмма содержит несколько графиков, на которых указаны не только три главных цвета, но и серый – в местах объединения этих цветов. А также голубой, пурпурный и желтый – в местах пересечения двух основных цветов.

Также бывают графики, отдельно указывающие распределение по фотографии каждого из основных цветов. Однако они не пользуются такой популярностью и бывают необходимы лишь в специфических ситуациях.

Эталонная гистограмма

Не существует эталонного графика. Правильно проэкспонированный кадр может выдавать разные диаграммы – в виде холма в центре схемы, в виде бесформенной картинки, в виде горной гряды. Основные показатели, указывающие на хорошую фотографию – сосредоточенность информации ближе к центру графика, то есть в средних тонах и минимум по краям. На плохом снимке много информации будет концентрироваться по краям и касаться их. Значит, детали будут теряться в пересветах или тенях. Иногда на снимке присутствует оба недостатка – и пересветы и слишком глубокие тени, что ведет к сверх контрастности сделанной фотографии.

Однако новичку не стоит бояться всех теней и света. На каждом снимке они в любом случае присутствуют. Для творческой задумки автора может понадобиться преобладание светлых тонов или тени. В таком случае и гистограмма будет перемещена в одну из сторон. Это не говорит о некорректно проэкспонированном снимке.

Когда стоит особенно внимательно следить за гистограммой

Сразу оценивать график важнее всего при трех видах съемки:

При ночной съемке бывает сложно оценить яркость и контрастность фотографии на дисплее фотоаппарата. Снимая предметы, можно не заметить блик, попавший на них. Гистограмма поможет быстро исправить ситуацию. В студии график полезен для определения нужного количества освещения. Если в фотоаппарате нет экспонометра.

Существуют и другие моменты, когда она очень полезна, но это зависит от обстоятельств и предпочтений самого фотографа.

Что хуже – пересветы или недосветы

Исправить можно далеко не каждую неправильно проэкспонированную фотографию. Но если ошибки незначительные, поможет пост обработка. Проще всего улучшать качество фотографий, сделанных в формате RAW. В нем сохраняется больше информации о снимке и ее проще восстановить при пересвете или провале деталей в черноту.

Также начинающим фотографам необходимо знать, что проще восстановить недодержанный (слишком темный), чем передержанный снимок. Техника запоминает больше детальной информации о темных участках. Поэтому вполне можно увеличить их яркость. На белых участках восстановить детали, особенно при использовании формата JPEG, невозможно.

Качество и правильность кадра – понятие размытое и часто субъективное. И гистограмма – лишь помощник в создании правильно проэкспонированных кадров, а не эталон. Она способна указать на количество и яркость тонов, оценить засвеченность или недосвеченность. Но, если кадр с его пересветами и черными тенями – часть авторской задумки, не стоит все менять из-за показателей диаграммы.

Гистограмма – полезный инструмент, которым важно уметь пользоваться. И это не так сложно, как может показаться при первом взгляде на замысловатую диаграмму с рандомными показаниями. Это не значит, что нужно обязательно оценивать каждую фотографию, щепетильно выискивая недочеты. Использование гистограммы также не превращает любителя в профи. Просто бывают нестандартные ситуации, когда без нее не обойтись. А вовремя открытый график помогает избавить снимок от излишков света или теней. Изучайте свою технику и совершенствуйте, чтобы фотографии становились с каждым разом все лучше и лучше.

Как точно определять яркость фотографии (гистограмма)

О, НЕТ! ФОТКА ПЕРЕСВЕЧЕНА! Вот так часто получается, если оценивать яркость фотографии по самой картинке на экране фотоаппарата. Но практика показывает, что есть ситуации, когда это сделать затруднительно.

Например, в солнечный день экран камеры бликует и очень сложно определить не пересвечено ли фото или, наоборот, возможно, тёмные участки фотографии ушли в глубокую тень. В обоих случаях фотографию нужно переделывать. Но как мне точно определить, нужно ли перенастраивать камеру и делать фото заново?

И вот тут на помощь приходит она — ГИСТОГРАММА! Она показывает распределение по яркости точек на фотографии (вертикальная ось — количество точек, горизонтальная ось — яркость). Таким образом, если на гистограмме мы видим пик кривой в левой области, значит на нашем фото большая часть изображения будет темной (на снимке много чёрных или тёмных пикселей), если пик в правой части гистограммы — большая часть изображения очень светлая (много светлых или просто белых пикселей).

Но это не страшно — гораздо хуже, если гистограмма Вашей фотографии заваливается на левый или правый край — это значит, что большая часть фотографии абсолютно чёрная или абсолютно белая — это и есть потеря деталей в тенях или светах. Тогда нужно переделывать фотографию (это не касается творческих фото, где такая ситуация создаётся намеренно).

Например, гистограмма этого снимка (модель в черном платье на фоне белой стены) показывает, что на фото есть значительное число темных точек (левый пик на гистограмме) — это платье модели и волосы. А ещё больше на снимке светлых точек (правый пик) — это светлая стена фотостудии. Фото хорошее и его не нужно переделывать, потому как левый пик не заваливается на левый край, а правый пик не заваливается на правый край гистограммы. Все точки на изображении входят внутрь динамического диапазона матрицы. Значит, потерь деталей нет. Снимок, с точки зрения яркости, сделан хорошо.

Что делать, если гистограмма заваливается на правый или левый край? В большинстве случаев такой вариант говорит о потере деталей и вроде бы фотографию нужно переделывать, но! Тут всё не так однозначно.

Например, в силуэтной фотографии мне как раз-таки и нужно, чтобы фон был виден, а основной предмет съёмки был в полной темноте (см. пример) — тогда ситуация с заваливанием гистограммы на левый край оправдана — мы сознательно это делаем, уводя яркость главного предмета в темноту, иначе у нас получится обычная фотка, где виден и фон, и сам предмет съёмки.

Обратная ситуация с фотосъёмкой на белом фоне. Если мы хотим получить абсолютно белый фон, то мы намеренно повышаем яркость фотографии до тех пор, пока гистограмма не начнёт заваливаться на правый край.

Общий принцип оценки яркости фотографии такой — определяем, какой пик на гистограмме определяет наш основной предмет съёмки — стремимся к тому, чтобы этот пик был ближе к середине гистограммы — остальные участки гистограммы могут быть завалены на левый или правый край — это, конечно, нежелательно, но это и НЕ является нашим композиционным (или смысловым) центром на снимке.

Ссылка на основную публикацию