Что фотографировать в полдень. Советы по фотографии | Foto-kadr.ru

Что фотографировать в полдень. Советы по фотографии

А вы знаете, как правильно настроить фотоаппарат при фотосъемке на улице?

Здравствуйте, фотолюбители! С вами на связи, Тимур Мустаев. Где вы предпочитаете фотографировать? На улице или же там, где есть только искусственный свет? Сегодняшний урок будет полностью посвящен именно улице и специфике ее условий.

Переходя к новым внешним обстоятельствам, закономерно приходится выставлять другие параметры на камере. Чтобы у вас получались отменные фотографии, я расскажу пару секретов о том, какие нужны настройки фотоаппарата для съемки на улице.

Уличная съемка: прогноз погоды

Не вдаваясь в подробности всех природных явлений, можно говорить о двух типах погоды, которые мы можем наблюдать днем, — это ясное солнце и значительная облачность. Это как две противоположности, две крайности, определяющие поведение фотографа: снимать или нет, а если снимать, то какие настройки?

Съемка на улице отличается непредсказуемостью. За это ее многие не любят, ведь нужно подстраиваться. Да, это вам не оборудованная всевозможными световыми источниками студия! Здесь точно не знаешь, что тебя ждет дальше, но все же есть плюсы: можно наткнуться на удивительный естественный свет.

К тому же, если вы не умеете работать со студийным светом, на улице ничего самостоятельно выставлять не придется.

Помимо выбора сюжета и воплощения определенной идеи, снимаете вы пейзаж или людей, может быть, животных, нужно определиться с настройками фототехники. В солнечный день это обычно:

  1. Съемка желательно в режиме приоритета диафрагмы (A – Nikon, Av — Canon), если вы не снимаете динамические сцены.
  2. ИСО минимальное – 100 или ниже (если поддерживает ваш фотоаппарат).
  3. Диафрагма (f) закрыта, то есть значение большое. Это необходимо, чтобы не повредить оптику на солнце и чтобы лучи не засвечивали кадр. Рекомендуют ставить f от 10. Но чтобы снимать портрет, такая диафрагма может не подойти, ведь в зону видимости попадет не только персонаж, но и все вокруг. Добиться минимальной глубины резкости можно малым f и очень короткой выдержкой.
  4. Выдержка может доходить и до тысячных секунды. Так вы опять же выровняете экспозицию. Если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, выдержка выставится самостоятельно.
  5. Баланс белого “солнечный день” или 5200—6000 по Кельвину. Ручной режим имеет неоспоримое достоинство, но работает только в руках знающего человека. Смело используйте его, если можете точно оценить, какая цветопередача в реальности и какая вас устроит на снимке.
  6. Не фотографируйте против солнца. Объект должен быть хорошо освещен, а не загораживать солнечный свет. Только если вы не хотите снять черный силуэт. Против солнца снимать можно, но только с компенсацией в виде вспышки.
  7. Желательно фотографировать в тени. При попадании прямых солнечных лучей, например, на лицо, образуются жесткие тени, а также объект съемки жмурится от солнца.
  8. Самое время использовать светофильтры! Например, нейтрально-серые и поляризационные, которые уменьшают поступление света в камеру, также убирают блики и очерчивают небо. Я постоянно использую поляризационный, если снимаю днем.

Что же нас ждет в пасмурную погоду? Настройки совершенно иные:

  • Съемка желательно в режиме приоритета диафрагмы (A – Nikon, Av — Canon), если вы не снимаете динамические сцены.
  • ИСО от 100 и выше. Света становится меньше, а значит, пора повышать чувствительность камеры. Слишком не увлекайтесь, так как в некоторых фотоаппаратах 800 – это показатель, при котором уже появляются признаки зашумленности изображения. Мой вам совет, ISO меняйте в последнюю очередь, если понимаете, что света совсем не хватает!
  • Диафрагма (f) открыта. Необязательно максимально, но значение 10 и выше, которое вполне адекватно при солнце, здесь слишком высокое. На практике я часто использую f 7,1. Ну здесь тоже важно знать, чего вы хотите добиться. Если снимаете портрет, то диафрагму можно открыть на 2,8 или 3,5 (если ваш объектив поддерживает).
  • Выдержка тоже короткая, но не более 1/200, 1/400. В противном случае освещенность будет низкой. Опять же, если снимаете в режиме приоритета диафрагмы, то здесь можно не беспокоиться, фотокамера настроит сама. Самое главное, чтобы не было длиннее 1/60 с. (не было 1/30, 1/15 и так далее). При таких значениях съемки с рук, фотографии получаются не четкими.
  • Баланс белого “облачно”, “тень” или от 6000 по Кельвину.

Любой профессионал фотодела должен позаботиться об условиях съемки. В ситуации, если это не помещение, нужно следить за погодой: защищать и себя, и технику от перегрева или осадков. В помощь вам кепки, очки, зонтики, дождевики и т.д.

Фотография в разное время года

В этой части статьи мы рассмотрим зиму и осень. На мой взгляд, их можно назвать если не самыми сложными, то приближенными к этому обстоятельствами фотосъемки.

Лето – благодатное время, когда можно и с освещением поиграть, и максимально цвета использовать, изучить их сочетание в природе, и четко увидеть проявление контрастов и т.п.

Можно легко делать выразительные и атмосферные снимки, например, подчеркнуть романтический образ на закате, отразить печаль и тихую грусть в пасмурную погоду, а когда светит яркое солнце, то и счастливые моменты несложно показать.

Итак, в чем же сложность фотографировать осенью? Прежде всего, это обилие красок, особенно желтых оттенков. Здесь основное правило – соответственно настроить баланс белого на камере.

Скорей всего, авто здесь не справится и лучше использовать ручную настройку. Для того чтобы желтизна не покрывала весь кадр, от этого цвета следует уходить в противоположную сторону – ближе к синему. Это гармонизирует цвета на итоговой картинке.

Баланс регулируется либо сразу на фотоаппарате, либо в постобработке, при условии, что вы снимаете в формате RAW.

Совет. Желательно, всегда фотографируйте в формате RAW, это поможет вам в пост обработке. Я всегда фотографирую в RAW+JPEG высокого качества. JPEG удобно просматривать, отсеивая при этом не нужные кадры, тем самым удаляя и ненужные RAW.

Еще одним вариантом работы с фото в осеннее время является изменение стиля Picture Control (на Nikon) или Picture Style (на Canon).

Не рекомендую выбирать насыщенный, тем более если снимаете портрет на фоне желтых деревьев и листвы. Пусть это будет нейтральный или стандарт. Цвета могут получиться блеклыми, слегка приглушенными, но это нестрашно, их избирательно можно повысить в фоторедакторе.

Теперь рассмотрим фотографирование зимой. Выделим несколько важных моментов:

  • Повсюду dас на улице будет окружать снег. Помните, он белого цвета! Малейший перекос в цветопередаче сделает все серым, желтым и т.д. Баланс белого выставляйте внимательно, желательно вручную, а также избегайте участков с “неэстетичными” сугробами.
  • Белые снега нужно чем-то разбавлять, то есть создавать яркие акценты: цветные дома, разноцветная одежда модели. Красиво смотрятся горы и их снежные верхушки, если вы являетесь поклонником пейзажа. Зимой освещенные горные склоны интересно выглядят и в черно-белой гамме.
  • Несмотря на то что летом солнце наиболее активно и может создавать чрезмерные для восприятия фотоаппарата контрасты, в зимнее время возможен тот же эффект. Снежная поверхность и кристаллы льда – сильный отражатель света. Как вы помните, яркие лучи вредны оптике, поэтому выставляйте диафрагму среднего значения. Еще могу посоветовать не снимать при солнце и против него. Это в принципе справедливо в любое время года – ищите менее жесткие контрасты, иначе недо- или пересветов не избежать.

На этом и все, дорогие мои читатели. Это основные советы съемки на улице. Идеальных настроек не существует, все настраивается на месте. С самой сутью я с вами поделился и надеюсь донес до вас основную мысль, а все остальное, только практикуясь.

Могу еще посоветовать два незаменимых помощника, это два отличных курса. Первый, все подробности о цифровом фотоаппарате « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или « Моя первая ЗЕРКАЛКА » и второй, правильная обработка сделанных фотографий, в мощном редакторе Lightroom, « Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа ». Эти курсы, должны быть у каждого начинающего фотографа!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев фотоаппарата зеркального NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев фотоаппарата зеркального CANON.

Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа

До свидания, читатели! До новых встреч! Делитесь с друзьями и подписывайтесь на обновления, и вы будите первыми в курсе всех важных новостей!

Секреты удачной портретной фотосъемки на ярком солнце

Ура, друзья! Лето буквально через пару дней, а это значит, что сезон красивых солнечных фотографий, которые будут скрашивать нам долгие зимние вечера, открыт. Сегодня мы поговорим о том, как можно сфотографировать красивый потрет в яркий солнечный день.

Я уже не раз говорила, что хорошее освещение – это залог удачной фотографии. И кажется – так вот же идеальные условия: яркий свет — отличные снимки. Но не все так просто.

К сожалению, не всегда правило «больше света – лучше фотографии» срабатывает. А в случае с портретной съемкой в яркий солнечный день мы вообще сталкиваемся с рядом серьезных проблем.

Например, съемка в солнечный полдень, когда солнце стоит в зените и свет падает прямо сверху на модель, зачастую приводит к тому, что у модели появляются глубокие тени на лице. При верхнем жестком свете на лице получается очень контрастный светотеневой рисунок – сильные тени под глазами, носом, подбородком. Такое освещение может испортить даже самую красивую девушку.Да и позировать под палящим солнцем– задача непростая. Попробуйте выйти в жаркий летний полдень на улицу без солнечных очков и при этом не щуриться и выглядеть расслабленно и естественно. Так что же теперь нам не фотографировать вообще в полдень? Конечно, лучше выбирать более благоприятное время дня для фотосессии, но иногда у нас нет выбора. Только помнить о небольших хитростях, которые существенно облегчат вам жизнь и улучшат качество фотографий.

1. Фотографируйте в тени

Если вы не снимаете в пустыне, то даже в самый жаркий полдень всегда можно найти открытую тень – от больших зданий, деревьев, навесов и т.п. В тени свет очень мягкий, и вы получите фотографии с равномерным освещением на лице модели. Съемка в тени позволит вам избежать сложностей работы с жёстким солнечным светом. Ключевой момент здесь найти не самое темное место, а скорее равномерно затемненный участок (большую равномерную тень), где свет хоть и в небольшом количестве, но ровно ложится на лицо. Фотографироваться под деревьями с редкой листвой – не самая удачная идея, так как из-за листвы на лице будет калейдоскоп из ярко освещенных и затемненных пятен.

Попробуйте использовать широкополую шляпу или зонтик для создания равномерно затененного участка. Или попросите ассистента подержать отражатель так, чтобы тень закрывала лицо модели. При перемещении с яркого света в тень не забудьте скорректировать баланс белого.

2. Используйте отражатель

В качестве отражателя может выступать любая поверхность, которая имеет свойство отражать свет по направлению к объекту съемки. Если вы планируете фотосессию и заранее готовитесь к съемке, обязательно прихватите с собой отражатель. Я обычно использую серебристый и белый на отражение, если вы хотите добавить тепла в ваши снимки, можно с осторожностью использовать золотой отражатель. Особенно удачно подходит для рыжеволосых или темнокожих моделей. Если отражателя у вас под рукой не оказалось, можно использовать подручные материалы. Любая белая или светлая поверхность способна служить отражателем. Светлая стена, белая футболка, алюминиевая фольга или отражатель света для лобового стекла в машине – все это можно использовать для съемки. Расположите рефлектор противоположно направлению падения света — так, чтобы отраженный свет падал на лицо модели немного снизу и сбоку. Это позволит заполнить и смягчить глубокие тени. Если дело происходит на песочном пляже, то все еще проще. Попросите модель прилечь на песок, и количества света, отраженного от светлого песка, будет достаточно для освещения лица модели.

3. Используйте рассеиватель (диффузор)

Рассеиватель смягчает прямой световой поток и уменьшает тем самым возможность пересветов. Он также увеличивает площадь поверхности источника света, и в результате тени от объекта фотосъемки становятся значительно мягче. 3-rasseivatel-hand-made1

Самый простой и, тем не менее, довольно эффективный рассеиватель на вспышку можно сделать вручную, используя белую плотную бумагу и резинку для фиксации бумаги на вспышке. В принципе для создания рассеивателя можно использовать любой белый полупрозрачный материал. Главное проявить немного фантазии, ну а для людей, не желающих заново изобретать велосипед существуют готовые серийные универсальные рассеиватели для вспышек.

4. Используйте вспышку

Возможно, звучит нелогично, но именно вспышка позволяет нам бороться с жесткими тенями на лице модели. Вспышка работает в качестве заполняющего источника света, и убирает излишне затемненные области. Если ваша камера позволяет менять интенсивность вспышки, то поэкспериментируйте c настройками коррекции мощности вспышки и найдите такое значение, которое будет убирать тени, но вместе с тем не будет излишне интенсивно и искусственно высветлять лицо. Для получения максимально удачного кадра, установите экспозицию на несколько ступеней в минус. Проверьте полученный результат и убедитесь, что изображение не было слишком засвеченным или наоборот темным. Вспышка слегка затемняет фон, что в этом случае играет нам только на руку. Легкий световой контраст между лицом и фоном придаст фотографии большую глубину. Использование вспышки позволит вам также снимать модель даже с солнцем за ее спиной. Свет, падающий сзади, будет красиво подсвечивать волосы, подсвечивать контур плеч, придавая фотографии определенный шарм.

Съёмка в солнечный день

Наверное, ни для кого из фотографов не секрет, что яркий солнечный полдень – далеко не самый лучший период для фотографирования на улице. Но, тем не менее, очень часто не фотограф диктует время проведения какого-либо мероприятия, с которого нужно вести фоторепортаж. Например, открытие памятника, митинг, праздничные гуляния на площади, свадьба, в конце концов. Условия плохие, а снимать нужно. Как быть?

Для того чтобы ваши снимки не получились некачественными, нелишне будет ознакомиться с основными правилами фотографирования на ярком солнце. Хочется думать, что из нашей статьи вы сможете почерпнуть необходимую для этого информацию.

Первое, что нужно запомнить: природу и архитектуру в солнечный полдень фотографировать практически не имеет никакого смысла. Фотография получится плоской и совсем некрасивой. Происходит это потому, что в полдень на улице отсутствуют тени – солнце-то в зените. И эту ситуацию никак не исправить, мы же не можем вмешаться в законы природы. Так что, если вам необходимо сфотографировать, например, какое-либо здание — придется подождать до вечера. Или проснуться пораньше и придти на съемку с утра. Когда солнце стоит низко над горизонтом, то его лучи очень эффектно и красиво освещают архитектурные объекты. Ну, а если уж и такой возможности не представится – то вам придется долго-долго сидеть за компьютером и обрабатывать снимки в различных программах.

Наиболее часто, как нам кажется, в солнечный полдень возникает необходимость снимать портреты. Вот об этом давайте и поговорим.

Так какие же конкретно проблемы могут возникнуть при съемке в солнечный полдень? Перечислим их по порядку.

  1. Очень четкие, глубокие, контрастные и некрасивые тени.
  2. На лице портретируемого человека такие тени появляются на глазах, под носом, под подбородком, под ушами. Эти места становятся похожими на глубокие ямы.
  3. Если солнечные лучи попадают на объектив – вполне возможно появление бликов на изображении.
  4. Если вы снимаете в автоматическом режиме, то небо на снимке получается чересчур ярким, а все остальные объекты, которые попали в кадр, слишком темными.

Как же справиться с этими проблемами? Поговорим о каждой из них отдельно.

Первым делом, постарайтесь напрочь забыть про режим автоматики. Намного рациональнее будет чуть больше времени потратить на настройку фотокамеры, при этом получить нормальные снимки, чем забить флешку некачественными кадрами. Вот поэтому и рекомендуем выставлять экспокоррекцию. Ее значение можно менять от -0,3 до -2, в зависимости от условий съемки. Экспокоррекцию сегодня позволяют выставлять не только практически все модели фотокамер, но даже и мобильные телефоны.

В солнечный полдень снимайте с блендой. Она убережет вас от солнечных бликов, которые могут образоваться от ярких лучей солнца. Ну, а если бленды у вас нет, то нужно просто постараться вести съемку с такой точки, чтобы солнечные лучи не попадали прямиком в объектив вашего фотоаппарата. И ещё запомните: прямые солнечные лучи очень и очень вредны для матрицы цифрового фотоаппарата. Для того, чтобы уменьшить влияние таких лучей, многие специалисты советуют использовать специальные защитные ультрафиолетовые светофильтры.

Ну а как же избавиться от очень резких и глубоких теней?

Многим фотографам, а особенно начинающим, покажется странным то, что мы посоветуем при ярком солнце воспользоваться вспышкой. На первый взгляд, и вправду абсурд — света и так избыток, какая необходимость подсвечивать человека вспышкой? Всё тут достаточно просто. Вспышка очень хорошо может подсветить глубокие черные тени на лице модели, сделать эти тени более мягкими. Но не забудьте, что мощность импульса вспышки необходимо отрегулировать так, чтобы ее свет не был слишком ярким. Если импульс будет чересчур ярким, то тени на лице портретируемого человека пропадут вовсе и тогда оно станет некрасивым и плоским, как говорят профессионалы, превратится в блин. На снимке мы получим лишь круглое белое пятно с точками глаз и ноздрей.

А ещё вспышка добавляет блеск в глазах вашей модели. Это нравится многим, в основном молодым женщинам. Плюс ко всему, достаточно часто люди при ярком солнце щурятся, и из-за этого их глаза на снимке получаются иногда не очень красивыми. Как избежать этого? Очень просто. Попросите портретируемого на несколько секунд закрыть глаза, и открыть их перед самым спуском затвора. Можно сказать человеку примерно такую фразу: «Сейчас вы закроете глаза, я сосчитаю до трех, и вы их сразу открывайте».

Со вспышкой хорошо снимать в контровом свете. Проще говоря, модель нужно повернуть спиной к солнцу и фотографировать ее со вспышкой. На снимке в таком случае вы получите нормально освещенное лицо и красиво подсвеченные сзади волосы. Особенно хорошо так снимать женщин с пышными волосами.

А ещё при съемке портрета в яркий солнечный полдень можно просто-напросто отойти в тень. Только учтите: главное, чтобы лицо фотографируемого человека было освещено равномерно. Свет в тени в солнечный полдень обычно бывает мягким и равномерным. Иногда очень интересной может оказаться тень от крон деревьев – проникающий сквозь листву свет падает на человека красивыми пятнами и бликами. Но не забывайте. Что в некоторых случаях эти блики и пятна могут всё испортить.

Дадим вам ещё один очень даже простой совет. Пользуйтесь отражателями. При помощи этого нехитрого приспособления очень хорошо направлять свет в нужное вам местно, например, на плохо освещенные участки. Таким образом вы сможете заметно смягчить тени. Ну, а если у вас фирменного отражателя нет, вместо него вполне реально использовать любой белый или другого нетемного цвета предмет, поверхность которого может отражать свет. Например, белую или светлую футболку, лист бумаги или вообще просто газету. Иногда в качестве отражателя может сработать и светлая стена.

Вот, собственно и вся нехитрая наука фотографирования на улице в яркий солнечный полдень!

Фотографирование в яркий день

Все неоднократно слышали лирические отступления фотографирующей публики на тему «золотого часа на закате и восходе», когда освещение благоприятствует и способствует. Но, как метко подметил один фотограф, что остается несчастным, любящим поспать утром и выпить вечером? Им остается только фотографировать под ярким солнцем.

Можно снимать и в яркий полдень. Вот несколько советов (в большей степени относящихся к портретной съемке):

Ищите Тень Тени кажутся слишком темными в яркий солнечный день. Это ошибка восприятия – там достаточно света. Снимайте в тени. Лучше всего подойдет тень от раскидистого лиственного дерева. Два замечания: первое – следите за прорывающимися через листву лучами, и второе – фотограф должен тоже находиться в тени, схожей с той, в которой находится портретируемый.

Рассеивайте Используйте рассеиватель, отгородив им объект съемки от прямых солнечных лучей. В сети есть масса рецептов изготовления самодельных рассеивателей. Требований два: присутствие ассистента, чтобы держать рассеиватель, и глубокое чувство уверенности в себе, чтобы не обращать внимания на привлеченных процессом прохожих.

Прикройте диафрагму Снимая на цифру, стоит экспонировать по светам: лучше недоэкспонировать снимок, чем переэкспонировать. «Выбитые» белые области фотографии не правятся в редакторах — там потеряна информация.

Используйте компенсацию экспозиции, а еще лучше переключайтесь в ручной режим и прикрывайте диафрагму на 1 – 2 стопа. Можно также воспользоваться Правилом №5 «Солнечно – 16» из Правил фотографии.

Все выше, и выше, и выше… Забирайтесь выше – используйте скамейки, лестницы, балконы. Если фотограф находится выше портретируемого, последний вынужден смотреть вверх, что помогает смягчить тени, особенно вокруг глаз. Только не заставляйте объект съемки смотреть в сторону Солнца – если только Вы не собираете галерею жмурящихся знакомых.

Силуэты Запечатлевайте солнечные лучи. Можно получить солнечный ореол вокруг снимаемого объекта, если снимать снизу и расположить Солнце прямо позади объекта. Выбирайте объект с четкими контурами и экспонируйтесь по небу за ним.

Снимая силуэты людей, старайтесь, чтобы они не были одеты в мешковатую одежду – иначе силуэта не получится. Бикини – беспроигрышный вариант.

Фильтруйте Творчески используйте фильтры. Поляризационный фильтр поможет сделать фотографию контрастнее и добавит синевы небу. Можно использовать сразу два ND фильтра, чтобы добиться длинных выдержек. Градиентные фильтры тоже будут совсем не лишними. Ничего нового, просто не забывайте о фильтрах.

Отражайте Ищите места с множеством источников отраженного света – чтобы объект был освещен с нескольких сторон не только солнечным светом, но и отраженным. «Зеркальные» офисные здания рекомендуются настоятельно.

Вспышка Вам в помощь Сделайте Солнце темнее, используя вспышку: динамический диапазон и пленки, и матрицы значительно уже, чем у человеческого глаза. Поэтому для матрицы не так важно, если вся снимаемая сцена слишком ярка – до тех пор, пока она находится в границах динамического диапазона. Самый простой способ – заполняющая вспышка. Так же рекомендуется направить вспышку перпендикулярно лучам Солнца и использовать рефлектор, чтобы подсветить объект съемки.

Что фотографировать в полдень. Советы по фотографии

«Не фотографируйте в полдень!» Сколько раз вы слышали этот совет? И то, что вы должны фотографировать только в «золотой час»? Хотя это и справедливо, что самые красивые пейзажи предпочитают солнце близ горизонта, нет причин спрятать вашу камеру и вздремнуть только потому, что солнце высоко. Полдень может быть не идеальным для некоторых видов пейзажной фотографии, но вы можете сделать множество других высококачественных снимков.

ПРИМЕЧАНИЕ. Все фотографии в этой статье были сделаны между 10:00 и 15:00.

Детали

Детали, детали, детали. Приближение и игнорирование широких панорам в полдень откроют новый мир возможностей.

Крупные молитвенные колеса, Непал. Снимок сделан в полдень под крышей, чтобы свет исходил сбоку.

Это прекрасное время для макросъемки, так как для маленьких предметов есть достаточное количество света. Помимо макро, найдите фрагменты сцены, которые помогут описать ваш предмет вместе с фотографиями, сделанными в Золотой час.

Деталь мозаики с металлической дверью крупным планом — Марокко.

Крупный план лебедки парусной яхты — США — Вашингтон — Беллингем

Цветы Plumeria, сфотографированные на открытом воздухе.

Шумовка и сито – Индия.

Паттерны

Избегая грандиозной перспективы, ищите паттерны в ваших пейзажах. Или в любом объекте, если на то пошло.

На мой взгляд, поиск паттернов меняет что-то в нашем уме. Хотя они, безусловно, художественны по своей природе, для меня они включают мою аналитическую сторону и помогают мне увидеть сцену по-другому.

Рифленый песок в пустыне — Оман.

Перила моста — Бутан.

Каяки, выстроенные в ряд — США — Колорадо.

Используйте рассеиватель

Рассеиватель может творить чудеса с этими жесткими полуденными тенями. Вам не нужно полагаться на удачу, потому что даже обычную бумагу можно использовать, чтобы рассеять свет, падающий на мелкие предметы.

Лучший рассеиватель — это тот, который мне нравится называть «проплывающие облака». Мне нравится, когда в середине дня появляются легкие облака, поскольку они дают ровный свет.

Крупный план купания кита в море — США — Аляска

Люди, посещающие храм Хармандир Сахиб — Индия.

Вот пример довольно больших рассеивателей (используется для следующего изображения в сочетании со вспышкой).

Используйте вспышку

Будь то вспышка, встроенная в вашу камеру, или наружная вспышка (на «горячем башмаке» или нет), добавление еще большего количества света в сцену на первый взгляд может показаться вам странным. Тем не менее, дополнительный свет может сбалансировать существующий свет и удалить тени.

Во-первых, дополнительный свет, который вы создаете, скорее всего, не затмит солнце, я надеюсь. Это означает, что света в сцене будут нетронуты, а дополнительный свет заполнит тени под шляпой, в области глаз и другие участки с тенями.

Возможно, вам придется поиграть с мощностью вспышки (либо непосредственно в ручном режиме, либо с помощью компенсации экспозиции вспышки вашей камеры), чтобы получить правильный баланс.

Блики в форме звезды при узкой диафрагме

Вы когда-нибудь видели снимки, на которых от солнца высоко в небе исходит полдюжины (или более) лучей? Вы задавались вопросом, как получить такой кадр?

Это очень легко. Переключитесь в режим приоритета диафрагмы и закройте диафрагму. Вот и все! Чем больше закрыта диафрагма, тем больше выделятся лучи. Теперь все, что вам нужно сделать, это создать интересную композицию.

Ищите свой угол

Некоторые люди считают, что когда солнце высоко в небе, прямо над головой, свет все тот же. Это неправда.

Хотя может быть 15-минутный промежуток времени, когда свет действительно одинаковый под любым углом, в оставшееся время вы можете найти лучший свет, слегка изменив угол или положение камеры.

Взгляните на эти высушенные на солнце перцы из Бутана. Проходя мимо них, я заметил их яркий красный цвет, дающий четкое предупреждение об их остроте. Но первый снимок был не лучшим.

Когда я перешел на другую сторону, это незначительное изменение угла солнца (или, точнее, мое отношение к углу Солнца) сыграло большую роль в передаче сущности перца.

Ищите уникальный угол

Если солнце поднимается высоко над головой, почему бы не подняться выше и не фотографировать, когда оно за спиной? Все эти снимки были сделаны из окна третьего этажа, смотрящего вниз на уличную жизнь в Катманду, Непал.

Некоторые пейзажи все еще работают

Фотография, конечно же не может быть однообразной. В то время как многие пейзажные фотографы расскажут вам, что нет ничего хорошего в том, чтобы фотографировать в полдень, тем не менее есть области планеты, которые хороши сами по себе и в ярком свете.

Особенно это относится к возвышенностям, таким как Непал, Бутан и Анды. К ландшафтам применяется то же, что и к упомянутым выше перцам. Иногда все, что требуется, это повернуться, чтобы заметить, что солнце немного лучше в одном направлении, чем в другом. Вот некоторые примеры полуденного света со всего мира.

Йеллоустонский Национальный Парк

Миссия Ридж, Вашингтон, США

Ступа Будханатха, Непал

Паром в Вашингтоне, США

Камни Мани и Гималаи – Непал

Также может помочь время года. В таких местах, как Исландия зимой полуденное солнце по-прежнему очень низко в небе по сравнению с летом.

Заключение

Я согласен, что грандиозные пейзажи с удивительным светом обычно не встречаются в полдень. «Золотой час» получил свое название по уважительной причине. Но это не значит, что вам нужно прятаться в помещении и перестать фотографировать, когда стрелки часов приблизятся к полудню!

Выходите и ищите объекты, которые вам нравятся, но в полуденном свете. Экспериментируйте и посмотрите, что вы можете создать, пока другие фотографы ждут заката.

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

В предыдущей части урока мы изучили режимное время — вечернее и утреннее освещение. Мы выяснили, что в большинстве случаев оно наиболее выгодно для съёмки. Однако что же делать фотографу в остальные часы? Скучать ему не придётся: хороший свет можно найти не только утром или вечером, но и днём.

В этой статье мы рассмотрим различные условия освещения, которые вы можете встретить в дневное время. Какие из них наиболее выгодны для съёмки? Давайте узнаем!

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Сразу определимся с понятиями. День у фотографа наступает приблизительно спустя два-три часа после рассвета — в этот момент Солнце уже достаточно высоко над горизонтом. Заканчивается день, соответственно, за 2–3 часа до заката.

Дневное освещение в ясную погоду

Ясной погодой мы называем такую, при которой солнечный диск не закрыт облаками.

Днём в солнечную погоду свет проходит через атмосферу Земли минимальное расстояние, а значит, хуже рассеивается, чем вечером или утром. Жёсткий, не рассеянный свет чреват присутствием в кадре очень тёмных теней и ярких бликов, которые будет трудно сочетать на одном фото. К тому же, если свет падает сверху, он не подчёркивает объём предметов на снимке.

Поскольку Солнце находится высоко над горизонтом, свет падает на предметы сверху. Такое освещение привычно человеческому глазу. Поэтому наше восприятие часто не замечает тёмных, контрастных теней, отбрасываемых предметами в ясный день. То же касается и ярких бликов, играющих на предметах. Зато на фото эти тени и блики будут достаточно заметны. Грубые тени пятнами могут лечь на лица людей. Такое освещение плохо подчёркивает объём и фактуру предметов. Поэтому дневной свет в ясную погоду — пожалуй, худшее освещение для фотосъёмки, в особенности для съёмки портретов.

Жёсткий, «плоский» свет, тёмные контрастные тени — со всем этим вам придётся иметь дело, фотографируя днём в солнечную погоду. Минус солнечной погоды при съёмке портрета — ваша модель будет щуриться от солнца. С этим фактом придётся постоянно считаться, выбирая ракурсы, комфортные для неё. Минус яркого солнечного освещения, касающийся техники — при нём изображение на дисплее камеры становится малоразличимым, блёклым. Особенно от этого будут страдать обладатели фотокамер без видоискателей (компактов, некоторых беззеркалок), где визировать изображение можно лишь по дисплею: им придётся снимать почти вслепую. В выгодном положении будут владельцы фотокамер с видоискателями, в которых в любую погоду видно яркое и чёткое изображение.

Плюс дневного освещения в ясную погоду — его интенсивность. При столь ярком свете вряд ли удастся получить на снимках «шевелёнку», да и ISO завышать не потребуется — фотографии днём получаются хорошего технического качества (резкие, без цифрового шума) даже у новичков. Тогда как для эффективной съёмки вечером или утром порой нужно разбираться в параметрах съёмки.

Как же фотографировать в солнечный день? Дадим несколько советов.

  • Фотографируйте отдалённые от вас объекты. На них меньше будут заметны жёсткие тени и яркие блики. При этом вряд ли удастся получить на снимке такой же объём, как в случае съёмки в режимное время.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

  • Снимайте в тени. Если вы хотите сфотографировать портрет в солнечный полдень, но на лице модели постоянно появляются то некрасивые тени, то блики, уведите её с солнца. Попробуйте снимать в тени деревьев, домов. Кстати, в тени модели не придётся щуриться, что значительно облегчит съёмку.

Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor

  • Пусть тени и блики работают на вас! Придумайте интересный сюжет с использованием имеющихся жёстких теней и бликов. Фотографируйте тени от прохожих, понаблюдайте, как они пересекаются с тенями от других предметов. Ищите их интересные сочетания! То же самое и с бликами: порой они могут красиво лечь на тот или иной объект.

  • Используйте отражатели и рассеиватели для портретной съёмки. Если вас всё же угораздило проводить портретную съёмку днём в солнечную погоду (допустим, на свадьбе), используйте простые приспособления для улучшения характера освещения. Рассеиватель поможет смягчить тени и блики на лице модели, достаточно расположить его между моделью и солнцем. Но чаще используются отражатели, они нужны для подсветки теней на лице модели. Вспомните, как в детстве вы пускали солнечных зайчиков в лицо друзьям. Принцип работы отражателя тот же. С помощью этих приспособлений фотограф получит тот минимум возможностей управления освещением, с которым уже можно работать. Разумеется, и отражатели, и рассеиватели используются только при съёмке объектов на небольших дистанциях — людей, предметов. Чем более общий план вы берёте, тем крупнее отражатель или рассеиватель вам, скорее всего, потребуются. Для съёмки пейзажей ни тот, ни другой не помогут совсем, так как все объекты съёмки в пейзаже слишком велики и далеки, чтобы как-то скорректировать свет, падающий на них.

Пасмурная погода

При пасмурной погоде солнечный свет рассеивается за счёт сплошного слоя облаков на небе. Как ни странно, пасмурная погода значительно выгоднее ясной для съёмки в дневное время. Благодаря рассеянному свету на объектах съёмки не образуются контрастные тени и яркие блики: свет мягкий и приятный глазу.

Пусть свет и не очень выразителен, зато он комфортен. Такое освещение особенно хорошо подходит для съёмки портретов. Для большей выразительности портретных снимков, сделанных в пасмурную погоду, можно использовать светосильную оптику. Это позволит сильно размыть на снимках фон, тем самым немного скрыв недостатки освещения в пасмурную погоду (излишняя равномерность, малая контрастность).

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Фотокамера Nikon D7200 со светосильным объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Для пейзажной съёмки освещение в пасмурную погоду может показаться скучноватым. Впрочем, и в пасмурную погоду вполне можно найти сюжеты для пейзажной съёмки: они могут быть основаны, например, на поиске интересных форм и очертаний. Придумывайте пейзажи в духе Майкла Кенны, работайте с длинными выдержками!

Этот кадр мне позволил сделать влагозащищённый фотоаппарат Nikon D810: точка съёмки была настолько низкой, что ему пришлось немного искупаться в луже. Благодаря надёжной защите от влаги аппарат остался цел, и кадр вполне удался.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Переменная облачность

Порой по небу плывут отдельные облака, то закрывая солнце, то позволяя ему выглядывать. Выжидайте моменты подходящего света! Когда они наступают, не медлите: свет в такую погоду может меняться быстро.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Конечно, очевидный вариант — дожидаться моментов рассеянного света, когда солнце прикрыто облаками. Но тут всё зависит от вас: экспериментируйте и получайте оригинальные кадры!

Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor

Для пейзажной съёмки погода с переменной облачностью подходит хорошо. Тем не менее освещение всё ещё не такое интересное, как в режимное время.

Гроза, ливень

Одно из интереснейших состояний освещения — свет во время надвигающейся или уходящей грозы, сильных ливней, когда часть неба закрыта чёрными тучами, а другая открыта для солнечных лучей. Таким образом получается интересное боковое направление света. Такое освещение можно использовать и в портретной, и в пейзажной съемке. Оно, пожалуй, настолько же интересно, насколько и режимное время. Но случается, к сожалению, такой свет не по расписанию, а лишь по воле стихии.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Во время грозы или ливня на небе можно наблюдать радугу и молнии. Эти явления вполне могут украсить ваш снимок!

Очевидный минус таких условий съёмки — опасность промокнуть под дождём. Если вы собираетесь фотографировать перед ливнем или грозой, позаботьтесь о том, что вам есть где спрятать себя и свою фототехнику на время дождя. Также стоит помнить и об известных правилах техники безопасности, чтобы не пострадать от удара молнии.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вместо заключения

Мы рассмотрели уже два ключевых периода освещения — режимное время и дневное освещение. Но важно понимать, что хорошие снимки зависят не только от выразительного света и интересных погодных условий. На фотографиях важен и сюжет, и их компоновка, и техническое качество снимка. При любом освещении можно снять шедевр, просто в некоторых условиях это сделать будет легче, а в других — труднее.

Чтобы лучше подготовиться к съёмке, следите за прогнозами погоды. Не за температурой, а за облачностью и осадками! К примеру, пасмурная погода в утренние или вечерние часы может свести на нет весь красивый режимный свет. А вот та же пасмурная погода может улучшить условия съёмки в дневное время.

Особенности съемки в солнечный день


Каждому профессиональному фотографу известно, что яркий, солнечный полдень – не очень подходящее время дня для проведения различных фотосессий на улице. Однако, очень часто это является вынужденной мерой при съемке праздников, мероприятий, так как место и время диктует заказчик.

Чтобы получить качественные фотографии, нужно знать основные правила съемки в солнечный день. Прежде всего, нужно помнить, что в это время дня не имеет никакого смысла фотографирование архитектуры или природы. Фото будет выглядеть не очень красиво и плоско. Причиной этого является отсутствие в полдень тени из-за того, что солнце в этот момент располагается в зените. Если обязательно нужно сфотографировать здание, то лучше подождать вечера или начать съемку с утра, когда солнечные лучи прекрасно его освещают. В случае, когда съемку никак нельзя перенести, фотографу предстоит долгая работа за монитором компьютера, где он будет обрабатывать полученные снимки с помощью использования различных программ.

Чаще всего в солнечную полдневную погоду фотографы вынуждены проводить съемку портретного типа. Основные проблемы, которые могут при этом возникнуть: глубина и контрастность теней на лице человека, которого фотографируют, подобные тени появляются под носом, на глазах, под подбородком и «окрашивают» эти места на глубокие ямки; появление бликов на фотографии в результате попадания лучей солнца на объектив.

Чтобы всего этого не случилось, необходимо следовать специальным рекомендациям.

Прежде всего, нужно забыть об автоматическом режиме. Лучше потратить немного больше времени, чтобы настроить работу фотокамеры, чем получить никому не нужные, некачественные изображения. Для того чтобы получились качественные снимки, нужно использовать экспокоррекцию. В зависимости от условий проведения съемки, ее значение можно регулировать в диапазоне -0,3 − -2. Этот режим в наличии не только в фотокамерах, но и в большинстве современных мобильных телефонов. Еще одна полезная рекомендация – в солнечный день необходимо снимать с блендой, которая с легкостью убережет от бликов солнца.

Для того, чтобы не получить на изображении глубокие и резкие тени, необходимо использовать вспышку. Дело в том, что вспышка обеспечивает подсветку теней на лице человека, которого фотографируют, что делает их нейтральными. При этом необходимо учитывать и импульс вспышки – ее свет необходимо отрегулировать до меньшей яркости. Вспышка также поможет добавить блеска глазам вашей модели. Для этого необходимо повернуть модель к солнцу спиной и сфотографировать с использованием вспышки, что также позволит хорошо осветить лицо и придать дополнительный блеск и неповторимость ее волосам.

Также при необходимости обязательной съемки в яркий, солнечный день можно просто переместиться в тень. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы лицо человека, которого фотографируют, освещалось в равномерной степени. Для большей эффектности можно снимать возле деревьев, от крон которых на лицо человека падает свет в виде необыкновенно красивых бликов.

Еще одной полезной рекомендацией будет использования отражателей. Они способны очень хорошо направлять в нужное место свет, в частности – на участки, которые плохо освещаются. На основе этого нехитрого способа можно достигнуть значительного смягчения теней. Вместо фирменного отражателя можно использовать различные предметы белого или любого светлого цвета, которые вполне смогут отражать свет (например, футболка, бумага или стена).

Ссылка на основную публикацию