Базовые композиционные правила фотографии | Foto-kadr.ru

Базовые композиционные правила фотографии

Базовые композиционные правила фотографии

Золотое сечение и правило третей.

Впервые термин «золотое сечение» использовал Леонардо да Винчи. По этому правилу снимок условно должен делиться на части. Эти части не равны: большая часть должна относится к целому, как меньшая часть к большей.

Золотое сечение исключает симметрию в фотографии. Для получения сетки золотого сечения квадрат нужно разделить на три равные части двумя вертикальными и горизонтальными линиями и провести диагональ. Зоны пересечения линий считаются зрительными центрами и они больше всего сосредотачивают внимание зрителя. соблюдение этого правила позволит создавать более гармоничные фотографии.

В пейзажных снимках линию горизонта рекомендуют размещать на верхней или нижней горизонтальной линии.

Существует и упрощенное правило золотого сечения. Его называют правило третей. По этому правилу кадр делится на три равные горизонтальные и равные вертикальные части. В точках пересечения линий сосредоточены зрительные центры. Многие фотоаппараты имеют сетку, которая позволяет делать разделение не в уме, а видеть его воочию.

Диагонали

Диагональное расположение объектов добавляет снимкам динамику.

Снимки воспринимаются по-разному в зависимости от присутствия объектов на той или иной диагонали.

В зависимости от степени наклона и вида диагонали они могут быть медленными и быстрыми. Ощущения зависят не только от диагоналей, но и от объектов, которые заполняют кадр. Так автомобиль может подниматься по диагонали вверх или опускаться вниз. Таким образом, создается различное ощущение скорости.

Также диагональные линии используются как ведущие. Они подводят взгляд зрителя к главному объекту.

Направление

Важную роль в фотографии играет и направление движения. Так, движение слева направо передает ощущения начала пути, старта, а движение в обратную сторону заставляет почувствовать завершение пути, финиш.

Данное правило позволяет правильно передавать динамику снимка.

Взглядом тоже можно передавать направление. Модель, смотрящая налево, ассоциируется с человеком, который смотрит в прошлое. Это создает настроение грусти, а взгляд вправо передает стремление к будущему, движению вперед.

Фон и портрет

В портретной фотографии стоит особое внимание уделить заднему плану. Фон может полностью испортить снимок. К примеру, из головы модели могут торчать ветки или столбы. Горизонтальные лини, проходящие через центр кадра, разрывают его на две части, делая не целостным. Подобные кадры не вызывают тех ощущений, которые фотограф хотел вложить в данные кадры. Также очень важно, чтобы объект съемки выделялся из фона. Открытая диафрагма поможет выделить объект съемки и размыть фон.

Пространство

Делая портретные снимки, следует оставлять немного пространства. Взгляд зрителя не должен упираться в границы кадра. Лишь несколько видов портретной съемки позволяют исключать пространство из кадра. В большинстве случаев лучше позволить зрителю рассмотреть фон и модель, которая расположилась на этом фоне.

Для передачи пространства в пейзажной съемке следует использовать естественные рамки. Это могут быть ветви деревьев, образующие арку или оконные и дверные проемы в зданиях.

Основные правила композиции в фотографии.

Для того, чтобы на снимки было приятнее смотреть, чтобы они привлекали внимание людей, нужно знать правила композиции в фотографии. Для вас мы собрали несколько советов, которые помогут сделать ваши работы сверхзалипательными для каждого зрителя.

Правило третей

Правило третей в композиции одно из самых главных. Оно довольно простое. Визуально экран нужно поделить на 9 частей. Это 3 линии по вертикали и 3 линии по горизонтали. Во всех новых смартфонах сейчас есть режим «Сетка», который очень помогает начинающим фотографам при съемке. Функцию можно включить в настройках камеры.

>>>> Главный предмет съемки должен располагаться на пересечениях граней.

Это правило тесно дружит с психологией. Потому что человек при просмотре снимков первым делом обращает внимание именно на эти зоны. И обычно его взгляд движется по часовой стрелки, начиная с самой нижней точки.

‼Хороший и запоминающийся пример – это плакаты депутатов перед выборами. Политики на баннере обычно располагаются справа или слева, а дальше идёт фамилия и лозунг. Сделано всё это, исходя из психологии человека. Первым делом взгляд избирателя «зацепиться» на фигуре.

Если нужно выделить человека/предмет/лозунг, то он должен располагаться на пересечении точек слева.

Горизонт

Основные правила композиции при создании фото не выдерживают шуток про заваленный горизонт.

>>>> Горизонт всегда нужно выравнивать. При создании фото можно воспользоваться «Сеткой» или позже выровнять его в настройках.

>>>> Горизонт нужно размещать или в верхней части, или в нижней части одноц из третей.

Бывают такие снимки, когда фотограф хочет заснять реку, по которой плывет корабль, или наоборот шикарное небо. Здесь важно понять, о чем ваше фото. Если оно больше о реке, о земле, о поле, то горизонт должен располагаться на первой трети пересечения линий. А если он больше о небе, то горизонт будет лежать на последней трети.

Пример 1. Здесь фото больше про корабль. Фотограф хочет показать массивность. Поэтому, линия горизонта расположена в нижней трети.

Пример 2. А здесь сюжет про воду. Автор делает акцент на отражающемся солнце на водной глади воды и плюсом еще кораблик. И горизонт располагается в верхней трети.

>>>> Но если у вас история с отзеркаливанием предметов (деревья, лодка) в воде, то линия горизонта по середине будет смотреться весьма гармонично.

>>>> Золотое правило композиции – человеческие глаза всегда должны быть расположены на верхней трети. Неважно: справа по центру или слева, главное, чтобы на верхней трети пересекающихся линий.

Перспектива в кадре

Фотографии будут смотреться удачнее, если на снимке будет законченная перспектива.

Законченная перспектива – это когда в кадре видна воображаемая точка сборки всех направлений. Дорога, тропинка, лесополоса, речка, забор, человеческое плечо соединяются и имеют одну точку сборку.

Незаконченная перспектива – это все остальные случаи, когда предметы не имеют общую точку сборки. И зрителю не совсем понятно, что там происходит дальше.

Это дело выбора каждого, но, по мнению профессионалов, лучше, когда линии визуально пересекутся в кадре где-то в будущем.

Точка съемки

Какие есть правила композиции при съемки человека? Допустим, у Вас намечается интервью с кем-то или вы сами себя снимаете на камеру.

>>>> Нужно снимать человека чуть ниже уровня его глаз.

Почему? Потому что чем ниже снимаешь человека, тем выше будет он в глазах зрителя. Это психологический приём.

>>>> Чем дальше вы отходите от объекта, тем ниже должна быть расположена камера.

>>>> Если вы снимаете сами себя, то камеру лучше всего расположить на уровне вашего носа.

>>>> Не забывайте, что глаза должны быть расположены на первой трети сетки (по центру, справа или слева).

>>>> Взгляд при этом должен быть направлен в противоположную сторону. Если вы, конечно, смотрите туда, пока что-то рассказываете. Допустим, вы сидите с левой стороны, а взгляд ваш должен быть направлен вправо.

Освещение

Магия света – это самое главное, что должно быть супер идеальным в вашем кадре. От этого зависит 95% вашей работы. Правильно поставленный свет поможет даже волосатому снежному человеку в кадре выглядеть прекрасным принцем.

Грубые ошибки

Чего на видео быть просто не должно:

  • пересвет;
  • засвеченное лицо;
  • желтый свет;
  • тень, которая закрывает лицо (от волос, носа);
  • блики и жирный блеск на лице;
  • блеск других предметов.

Для более мягкого света используйте лампы с софт-боксами.

Выразительность

Свет нужен для того, чтобы была видна сама картинка, а также, чтобы отделить человека от фона. Что для этого нужно сделать?

>>>> Выбирать одежду контрастных цветов, которая отличается от бэкграунда. Распределяйте роли правильно. Если вы хотите выделить себя, то надевайте яркую одежду и стойте на бежевом/молочном/сером бэкграунде.

>>>> Подбирать непохожие между собой цвета одежды (предмета) и фона.

>>>> Если в кадре находятся два предмета (крупный и маленький), то первый, по мнению зрителя, будет нести большую значимость.

>>>> Наличие человека или лица в кадре намного предпочтительнее, чем абстрактная фигура.

>>>> Важно правильно найти нужное расстояние от фона до фигуры (предмета). Желательно, чтобы оно было, как минимум, 2 метра (по возможности). Это даст чуть размытый фон, человек будет больше отделен, и всё это будет выглядеть в кадре очень хорошо. Если такой возможности нет, ну, значит нет.

>>>> Нужен свет, который сделает человека светлее, чем сам фон.

>>>> На саму фигуру должен падать светлый свет, а сзади должен быть холодный.

Правила композиции по построению света можно увидеть на ютуб канале dslrbloginfo. В них на примерах всё прекрасно показано.

Сорви овации

Будьте самыми стильными! Используйте супер эффекты:

Еще куча лайфхаков, секреты обработки, лучшие фильтры, о том, как сделать радугу на лице, как наложить текст, сделать правильную раскладку на фото собраны в нашей общей статье. Кликайте на картинку!

Как видите, основные правила композиции довольно просты. И их очень легко запомнить. Если вы будете соблюдать даже самую малость из них, то ваши снимки заметно преобразятся. Но никто не запрещает их нарушать! Пускай ваши работы собирают огромное количество лайков и престижных наград.

Спасибо за ваше потраченное время

Ритм и правило диагоналей в фотографии

Композиция в художественной фотографии, как впрочем в изобразительном искусстве в целом, призвана передать основной замысел фотографа, идею фотографии наиболее ясно и убедительно. Создание художественного образа является главным в композиции кадра. Мы уже познакомились с правилом третей , планом , ракурсом , точкой съёмки . Сегодня мы поговорим о ритме, как об одном из приёмов композиции и учитывая, что передача ритма в фотографии зачастую сопровождается построением композиции по правилу диагоналей, расскажем и об этом правиле.

Итак, что такое ритм? В различных словарях и энциклопедиях существует достаточно много определений этого понятия, относящихся к той или иной области деятельности человека. Суммируя все определения, можно универсально охарактеризовать понятие ритм как равномерное чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Чередование времён года — ритм, биение сердца — ритм, движения поездов по расписанию — ритм.
В изобразительном искусстве ритм является одним из важнейших выразительных средств композиции не только формируя изображение в целом, но и нередко придавая содержанию определённую эмоциональность.
В художественной фотографии ритм может быть задан линиями (фигуры людей, сооружения, конструкции), пятнами света и тени (тёмное-светлое), пятнами цвета (жёлтое-красное), контрастом объёма (плоское-объёмное). При использовании линий формирование ритма происходит за счёт чередования одинаковых по содержанию элементов композиции (солдаты в строю, вагоны железнодорожного состава и т.п), во всех остальных случаях чередуются противоположные по содержанию элементы (тёмное-светлое, жёлтое-красное, плоское-объёмное).

Ритм является незаменимым инструментом передачи движения на плоскости. Связано это, в первую очередь, с особенностями нашего зрения. Взгляд человека, переходя по изображению от одного элемента к другому, ему подобному, формирует в сознании иллюзию движения. Самый простой пример — фотография поверхности моря: если взгляд переводить от одной волны к другой, создаётся иллюзия движения волн.

Наряду с ритмом, передать движение в фотографии помогут следующие правила:
— для передачи движения лучше выбирать тот его момент, который наиболее ярко отражает характер движения и является его кульминацией;

— свободное пространство ПЕРЕД движущимся объектом создаёт иллюзию движения;

— иллюзию движения можно создать при использовании размытого фона или нечётких контуров объектов на заднем плане;

— если на фотографии использовать одну или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

— нагромождение вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение,

а изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

«Быстрая» диагональ «Медленная» диагональ

Последние два правила в совокупности формируют так называемое «правило диагоналей». Основная тонкость этого правила заключается опять же в особенности нашего зрения: воспринимая текст слева направо, движение в фотографии легче воспринимается в том же направлении, при этом слева направо движение кажется быстрее, а справа налево — медленнее.

Правила передачи покоя в композиции фотографии довольно просты и практически являются противоположностью правилам передачи движения:
— отсутствие в фотографии диагональных направлений создаёт иллюзию покоя;

Динамичная композиция

Статичная композиция

— композиция статична, если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

— если на фотографии объекты изображены в спокойных (статичных) позах и нет кульминации действия — изображение спокойное;

— иллюзию покоя можно передать, сделав композицию симметричной, уравновешенной или если композиция образует простые геометрические схемы: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Даже если в фотографии будут присутствовать диагональные направления, но при этом геометрический и композиционный центры фотографии будут совпадать, композиция будет уравновешенной и свободное пространство перед движущимся объектом будет отсутствовать — такое изображение будет находится в состоянии покоя.

Основные термины:
Симметричная композиция — зеркальное (или почти зеркальное) расположение объектов по отношению к центральной оси фотографии;

Уравновешенная композиция — гармоничное размещение как объектов в кадре по массе (объёму), тону и цвету, так и пространств между объектами для более комфортного восприятия изображения;

Геометрические схемы — наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются на фотографии не хаотично, а образовывая простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. д.);

Геометрический центр — центр фотоснимка;

Композиционный центр (смысловой центр, зрительный центр) — место расположения на фотографии главного (основного) объекта композиции, которому подчиняются второстепенные объекты. Композиционный центр выделяется на фотографии светом, цветом, контрастом, крупностью плана и другими средствами.

Статьи по теме:

Как творчески нарушить правила композиции в фотографии

Я уверен, что большинство из вас слышали о правилах композиции в фотографии. Вы наверняка знаете, что нужно держать горизонт и следовать правилу третей. Но, вопрос, который я иногда слышу, звучит так: «Что произойдет, если мой главный объект не получается разместить по правилу третей» Короткий ответ – ничего не произойдет! Чтобы быть по-настоящему креативным, вы должны знать, как и когда нарушать правила. В этом уроке по композиции в фотографии я хочу дать вам несколько идей для создания креативных снимков, в которых мы будем нарушать правила композиции.

Миф № 1: Всегда размещайте ваш объект на пересечении линий третей, или вдоль одной из линий

Теория, лежащая в корне этого правила, основана на идее, что ваше изображение будет более сбалансированным, если вы поместите свой главный объект на одну из точек пересечения линий третей, которую мысленно наложили на кадр. Однако, если вы хотите добавить некоторое не комфортное напряжение вашему снимку, попробуйте расположить объект у края рамки. Поскольку ваш объект находится не в типичном месте, он заставит зрителя остановиться и посмотреть еще раз.

На этом изображении не только горизонт очень низко, но также я поместил главные объекты в нижний правый угол фотографии, как будто они собираются покинуть кадр. Это придало снимку некое напряжение и тревогу.

X-T3 + XF50-140 ммF2,8 R LM OIS WR ФР 50 мм, ISO 160, 1/300, f / 16,0

В этом снимке я решил разместить горизонт ближе к верхнему краю кадра. Такая компоновка подчеркнула узоры на песке, а не небе. Поскольку линия горизонта очень высоко, это заставляет зрителя спросить: «Погоди, что я здесь пытаюсь найти?»

NIKON D800 + 24-70 мм f / 2,8 ФР 24 мм, ISO 100, 1/100, f / 16,0

К сожалению, в современном мире социальных сетей просмотр изображений с молниеносной скоростью является нормой. Любой шанс замедлить взгляд зрителя — это победа.

Миф № 2: Никогда не ампутируйте конечности вашего объекта съемки!

Когда вы компонуете кадр с людьми, вы никогда не должны обрезать их по суставам, например, по запястью, по коленям или по шее. Да, в большинстве случаев это хорошая идея. Однако, есть случаи, когда ваши объекты переживут агрессивную обрезку и не будут кровоточить по всей вашей фотографии! Когда вы отсекаете часть тела, это заставляет зрителя задуматься над тем, чего не хватает. Зрители должны завершить историю в своем воображении.

Вот три кадра, где я отрезал конечности объектов съемки. За один снимок я даже обезглавил человека! Я могу подтвердить, что все эти люди пережили мой творческий выбор подобной ампутации. Принимая это творческое решение, я считаю, что я добавил немного загадки к изображениям, которых не было бы там, если бы весь объект был в кадре.

X-T2 + XF18-55mmF2,8-4 R LM OIS ФР 42,5 мм, ISO 1600, 1/250, f / 7,1

X-T2 + XF23mmF2 R WR ФР 23 мм, ISO 200, 1/4700, f / 2,0

X-T2 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 1250, 1/7500, f / 2,8

Миф № 3: Убедитесь, что ваш горизонт не завален

Иногда прикольно наблюдать как океан стекает из наклоненного края фотографии. Поскольку наш мозг настроен на то, чтобы знать, что линия горизонта всегда прямая, фотографии, на которых горизонт немного завален, выглядят не совсем правильно. Тем не менее, преднамеренное изменение линии горизонта может стать еще одним эффективным способом повышения напряженности на изображении. С дико скошенным горизонтом он дает фотографиям ощущение волнения и удивления.

Просто убедитесь, что если вы собираетесь создать изображение с неровным горизонтом, то вы делаете это от души и с удовольствием. Вы должны дать понять своему зрителю, что ваш выбор был преднамеренным, а не случайностью!

X-T2 + XF10-24mmF4 R OIS ФР 10 мм, ISO 1600, 1/220, f / 10,0

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/1700, f / 7.1

Миф № 4: Заполните кадр главным объектом

Вам не нужно заполнять весь кадр главным объектом. Использование больших площадей пустого или как его еще называют негативного пространства создает поразительные образы. Такой тип подхода подчеркивает важность вашего объекта и создает ощущение масштаба.

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 32,1 мм, ISO 200, 1/220, f / 9,0

NIKON D7000 + 200-400 мм f / 4 ФР 280 мм, ISO 1600, 1/3000, f / 8,0

Миф № 5: Простота

Много деталей и объектов в кадре не обязательно плохо. Хорошие изображения ”рассказывающие историю” часто имеют более одного сюжета на котором должен сфокусироваться зритель. Рассмотрим эти два изображения ниже. Поскольку нет основной темы, ваш взгляд будет бродить по кадрам. При этом зритель находит несколько событий на каждом изображении. Эти события объединяются, чтобы рассказать историю о сцене.

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 16,5 мм, ISO 200, 1/450, f / 5,6

X-T2 + XF56mmF1.2 R ФР 56 мм, ISO 200, 1/3200, f / 4,0

Часто успех этих типов снимков зависит от хорошего планирования и небольшого количества везения. В такой сложной сцене убедитесь, что ваш фон не загроможден, чтобы он не конкурировал с элементами которые рассказывают историю. А вы, как фотограф, будьте готовы быстро отреагировать и сделать кадр, когда ваша история начинает разворачиваться.

Миф № 6: Убедитесь, что вы правильно проэкспонировали свою фотографию.

Этот миф может немного выходить за рамки правил «композиции», но тем не менее, я чувствую, что это важный момент, когда мы говорим о фототворчестве. Я часто слышу, как эксперты говорят: «Удостоверьтесь, что у вас нет провалов в светах и тенях». Благодаря современной передовой технологии матрицы камер становятся все лучше и лучше и захватывают больший динамический диапазон. Тем не менее, не бойтесь слишком темных теней и пересвеченных бликов. Я часто делаю экспокоррекцию в минус, чтобы углубить тени. Это создает чувство тайны и напряжения. Мне нравится заставлять своего зрителя, спрашивать «что скрывается в темноте?»

Вот три изображения, где большая часть кадра черная. Чтобы создавать подобные изображения, ищите области, где свет и тень играют вместе. Недоэкспонируйте свою фотографию, чтобы получились провалы в тенях, но света, чтобы были проэкспонированы нормально.

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/350, f / 8,0

X-T3 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 160, 1/1250, f / 2,8

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/550, f / 8,0

На этом изображении я настроил свою камеру на получение высококонтрастного черно-белого изображения. При пост обработке я еще больше подчеркнул этот контраст. В результате получается фотография с мощными графическими элементами.

X-T2 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 200, 1/850, f / 8,0

Миф № 7. Убедитесь, что ваш главный объект резкий

Цитата Анри Картье-Брессона, «резкость — это буржуазная концепция», отвергает резкость как критическую характеристику хорошей фотографии. Я не мог не согласиться! Небольшое размытие создает “воздушное” ощущение изображения. Если это размытие в движении, то оно также может обеспечить ощущение движения и потока. Не всегда зацикливайтесь на создании четких изображений.

NIKON D500 + 17-55 мм f / 2,8 ФР 30 мм, ISO 200, 1/25, f / 4,5

X100F ФР 23 мм, ISO 5000, 1/15, f / 5,6

X-T2 + XF18-55mmF2,8-4 R LM OIS ФР 24,3 мм, ISO 200, 1/5, f / 8,0

Заключение

Лучший способ стать фотографом — это часто снимать и практиковаться. И при этом не увязните в «правилах» композиции, четко им следуя. Вместо этого используйте их в качестве руководства, которое можно интерпретировать по-своему. Поэкспериментируйте со своей фотографией и дайте себе свободу иногда нарушать эти «правила». Если вы сделаете это, вы неизбежно научитесь видеть более творчески.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь – в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

7. ПАТТЕРНЫ И ТЕКСТУРА
Что такое паттерн? Если говорить о фотографии – это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов – особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры – ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

8. ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ
Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».

13. ИЗМЕНИТЕ ТОЧКУ СЪЕМКИ
Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

14. ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.

17. БАЛАНС
Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

19. ТРЕУГОЛЬНИКИ
Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

(Кстати, тут отличный материал о «треугольниках в построении фото-композиций» http://journal.foto.ua/likbez/theory/postroenie-kompozicii-treugolniki.html).

20. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.

Надеемся , что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа — не следовать никаким правилам!

Композиция в фотографии. Часть 1: правило третей

Итак, представим, что вы уже разобрались с такими основными понятиями как глубина резкости, экспозиция, выдержка, но эти знания почему-то не делают ваши фотографии выразительными и запоминающимися. Дело в том, что для создания красивой фотографии недостаточно только зафиксировать изображение, необходимо создать гармоничную композицию в кадре. Этого можно добиться либо разместив объекты в кадре определенным образом, либо выбрав правильный угол для съемки или же путем последующей обрезки (кропа) фотографии при обработке. Существует несколько традиционных правил построения композиции в фотографии: правило третей, золотое сечение, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Начнем с правила третей.

Что такое правило третей

Мысленно разделите изображение на три части по вертикали и горизонтали, таким образом, чтобы у вас получилось 9 одинаковых по размеру квадратов.Правило третей заключается в том, чтобы расположить основные объекты на фотографии (смысловые или композиционные центры) в точках пересечения третей или вдоль линий. Наше восприятие устроено так, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части фотографии одновременно. Поэтому для лучшего восприятия всей фотографии необходимо указать места, на которых должен задержаться взгляд зрителя. Располагая самые важные объекты вдоль линий или в точках их пересечения, вы тем самым фокусируете внимание зрителя на главных объектах в кадре. Примеры нарушения и соблюдения правила третей

В данном случае правило третей нарушено как по горизонтали, так и по вертикали. Если следовать правилу третей, то горизонт не должен проходить строго посередине кадра, равно как и фигура человека не должна делить фотографию пополам вертикально. На фотографии ниже и линия горизонта и фигура человека расположены вдоль линий третей, что делает композицию более гармоничной.

Как использовать правило третей: советы. Задайте себе пару вопросов прежде чем фотографировать:

  • Что является основными, важными объектами съемки для данной фотографии?
  • Где я хочу их разместить: на точках пересечения или вдоль линий?

2. Запомните, что в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево или фигуру человека лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. 3. В случае одиночных портретов глаза объекта располагайте вдоль верхней линейки третей линии. На групповых портретах лица располагаются по линиям третей.

Проверьте себя

Обратите внимание на фотографии ниже. Оцените их с точки зрения соблюдения правила третей. Композиция каких фотографий гармонична, а какие фотографии можно было бы улучшить и как? Пишите свои ответы в комментариях.

Базовые композиционные правила фотографии

Войти

Фото-школа. Урок №9: Основы композиции — Диагонали.

Добрый день, дорогие коллеги!
Сегодня мы продолжаем нашу с Оксаной фото-школу 🙂 Присылайте нам работы по темам, мы всегда рады их рассмотреть и дать совет. Кроме того, если у вас есть идеи, на какие темы вы бы хотели увидеть урок — пишите! И мы постараемся сделать все возможное!

Диагонали.

Этот композиционный прием – один из моих любимых. Именно его можно чаще всего увидеть на моих фотографиях, и не зря! Ничто так не оживит композицию и не добавит ей динамики и выразительности, как введение в кадр диагональных линий. И кроме того, диагонали — это простой, но при этом мощный и эффектный композиционный прием.

Способы образования диагоналей

Диогональ в кaдре может быть образована разными способами.

1.Один предмет и его расположение

Кажется самый очевидный способ – это положить под углом к краю кадра какой-либо предмет. В применении к фуд-фотографии это в певую очередь столовые приборы. А может быть вы украсили свою сервировку свежим цветком, травами или лентами?
Практически любой предмет, имеющий прямые края, может стать диагональю. По диагонали к краю кадра мы можем расположить край тарелки, салфетки, формы для запекания или даже стола.

Диагональ может задавать не только сам предмет, но и линии внутри предмета. Полоски на скатерти или салфетках, расписанные тарелки, даже следы от гриля на мясе или тосте могут стать не самыми явными, но красивыми диагоналями, оживляющими фотографию.

3. Ряд предметов

Для образования диагонали не обязательно иметь предмет с прямой стороной или полосатым рисунком. Диагональ легко можно образовать даже с помощью яблока! Вернее нескольких 🙂 Просто расположите их в ряд и выберите подходящий ракурс. Посмотрите вот на этот пример с суши, я очень люблю такой композиционный прием. Образуется не только приятная глазу диагональ, еще ритм и глубина, которую можно дополнительно обыграть, поэкспериментировав с глубиной резкости – получится чудесная фотография!

Разные углы наклона и количество диагоналей.

Диагонали принято делить по расположению — на диагонали ухода и прихода, и они придают кадру определенное ощущение. Диагональ прихода имеет наивысшую точку в левой части кадра, и постепенно спускается, такая диагональ ведет взгляд зрителя внутрь кадра. Диагональ ухода, наоборот, имеет наивысшую точку в правой части изображения и уводит взгляд за рамку кадра.
Используя тот или иной вид диагонали, фотографии можно придавать особое значение (как вводимого предмета в кадр, так вскоре уходящего предмета), или просто располагать диагональ в соответствии с общей композицией снимка и ощущением автора.

Диагонали приходи и ухода на одном снимке.

Еще один аспект в использовании диагоналей может оказать существенное влияние на итоговое изображение. Это угол, под которым диагональ располагается по отношению к краям кадра.

Принято считать, что наибольший эффект имеет диагональ под углом 45 градусов. Больший или меньший угол снижают динамический эффект. Но это совсем не значит, что диагональ нужно строго располагать только под 45 градусов. Совсем наоборот! Ведь с помощью разных углов мы можем добиться совершенно разного эффекта. Я довольно часто перекладываю предметы под разными углами по нескольку раз, чтобы выбрать тот, который наиболее подходит к снимку и моей задумке.

Если вы используете в кадре несколько диагоналей, они так же могут располагаться под одним углом, то есть параллельно друг другу, или же под разными углами.

Все диагонали под разными углами.

Принято считать, что наибольшую динамику придатут диагонали расположенные под разными углами. Так и есть! Такие диагонали создадут определенное напряжение в кадре, что не может не сказаться на эмоциях зрителя. Они заставят раз за разом проходить взглядом по созданным диагоналям, рассматривая фотографию. Разноугловые и разнонаправленные диагонали помогут направить взгляд зрителя на несколько разных точек изображения, заставят уделить внимания тем деталям, на которые он, возможно, не обратил бы внимания. Конечно, при этом не стоит забывать о замысле фотографии и о главном предмете вашей композиции.

Вот несколько вариантов взаимного расположения непараллельных диагоналей:

1) дианоганли образуют косой крест

2) диагонали образуют «веер»

3) диагонали образуют стрелку

4) диагонали образуют треугольник

С другой стороны параллельные диагонали зададут определенный ритм и также сделают фотографию интересной для более длительного разглядывания. А при внимательном использовании, когда параллельные диагонали будут создавать ощущение ухода вдаль, при подобранной глубине резкости – создадут невероятное ощущение пространства в кадре, глубину. Также стоит сделать выбор в сторону параллельных диагоналей, если в снимке не хватает устойчивости. Возможно, в вашем кадре и так достаточно динамики, или по какой-то причине одна часть фотографии перевешивает, тогда параллельные диагонали исправят положение и придадут статичности, при этом не уменьшая эмоциональной нагрузки.

Параллельные диагонали.

Куда указывает диагональ?

Я уже обмолвилась, что диагонали могут служить для того, чтобы направлять взгляд зрителя. Конечно, невозможно не проследить за таким мощным визуальным элементом. Поэтому нам необходимо обращать внимание, куда указывает диагональ, и куда она ведет взгляд.

Несомненный плюс – если диагональ или указывает, или неявно привлекает взгляд к главному предмету в кадре. Представьте блюдо и вилку опирающуюся кончиком о край тарелки, или ложка, которая лежит в супе.

Все диагонали указывают на горячий шоколад.

Другой вариант очень удачного направления – это углы, то есть диагональ указывающая в один из углов снимка. Такие диагонали становятся логичным началом рассматривания фотографии или его завершением, в зависимости от того, в какой угол диагональ смотрит. По поводу того, в какой последовательности мы рассматриваем изображение есть различные теории, но обобщить их можно общей направленностью слева на право.

Диагональ от угла.

Нужно сказать, что для того, чтобы диагональ указывала куда-либо, совсем не обязательно чтобы линия прямо упиралась в нужный предмет. Предмет, создающий диагональ, вообще может находиться в удалении от смыслового центра изображения — угол и направление заданные диагональю сыграют свою роль, и мы автоматически продолжим линию у себя в голове.

Если же мы используем диагональ не как один из значимых элементов в кадре, например, пара столовых приборов на заднем плане, обращайте внимание, чтобы такой яркий визуальный элемент не уводил взгляд зрителя в сторону от главного предмета в кадре. Использование менее ярких цветов и размытия от небольшой глубины резкости смогут смягчить эффект.

А как часто вы используете прием диагонали в своих фотографиях? Какие предметы чаще всего выступают у вас в качестве диагоналей? Вы используете одну или множество диагоналей? Задумывались ли вы о том, какой эффект используемые вами диагонали оказывают на снимок и на зрителя?

Конечно же фотографируем диагонали! Я предлагаю вам поэкспериментировать вдоволь: снимайте диагонали образованные разными способами и предметами, диагонали с разными углами, параллельные и не очень, приходящие и уходящие! Обязательно попробуйте направлять взгляд зрителя.

Во время работы не забываем про другие композиционные приемы, расположение предмета в кадре, равновесие, разные углы съемки и выбор объектива. Обязательно помните, что вы снимаете, что главное в кадре.

Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

Ссылка на основную публикацию