Базис по съемке птиц | Foto-kadr.ru

Базис по съемке птиц

Фотографирование птиц

Есть расхожая фраза о том, что глаза – зеркало души. Это каждому понятно при съёмке людей и домашних животных, но это правило распространяется и на птиц. Всегда пытайтесь наводить резкость на глаз птицы, остальная часть тоже окажется в фокусе. Ниже мы приведём пять правил фотографирования пернатых от Тони Гентилкора, мастера птичьей фотографии. Следуя им, вы сделаете неотразимые снимки.

Основной фокус наводите на глаза

Одно из самых сложных в деле фотографирования птиц – это выкидывать снимки редкого вида птицы или отличное фото в полёте лишь потому, что глаза были не в фокусе.

На первом фото резкость наведена неверно. На втором же правильно. Основной фокус на глазу.

Сидящую птицу удачно сфотографировать с широкой апертурой с точечным фокусом, зафиксированным на глазу. Это даст резкость в нужном месте и размытый фон или эффект боке.

Для движущегося объекта необходимо применять большую глубину резкости, например, f/8. Одновременно с этим используйте непрерывный автофокус и высокую выдержку от 1/1000 до 1/2000 и несколько фокальных точек. Соединение этих параметров увеличит шансы сфотографировать птицу с глазами, находящимися в фокусе.

Клюв должен быть повёрнут относительно камеры на 90 градусов

Иными словами, птица должна смотреть на камеру или повернувшись в профиль. Это кажется несколько непонятным, но проведите аналогию с человеком. Мы же не фотографируемся, отвернувшись от камеры.

Голова развёрнута от камеры, что неверно

На этом фото ошибок нет. Птица сфотографирована в профиль.

Чтобы получить правильное положение, лучше снимать в режиме серийной съёмки. Птицы крутят головой очень быстро. Мы не сможем среагировать молниеносно, чтобы нажать кнопку спуска затвора. Выследив объект съёмки, затаитесь и ждите.

Неверное положение головы птицы выдаст форма глаза. Это очень тонкий момент, но визуальное восприятие изображения ухудшается, если пренебречь правилом.

Камера должна располагаться на уровне глаз

Съёмка не на уровне глаз отличает любителя от профессионала. Птицы находятся либо над нами, либо под нами. Самый логичный способ – поднять или наклонить камеру, поэтому многие так и делают. Зрелище получается обыденное. Мы так видим пернатых каждый день. Задача же фотографа показать объект в необычном свете, показать мир по-новому. Один из способов – поставить зрителя на уровень птицы, а для этого надо фотографировать на уровне глаз.

Снято сверху, что плохо

Это легче сказать, чем сделать. Работа эта потребует терпения и удачи.

Для съёмки птиц в полёте ищите возвышенность, например, холм.

Фото, сделанное с холма

В некоторых парках, где обитают птицы, есть специальные смотровые башни. Можно фотографировать и из окна дома, выходящего в сад.

Снимок сделан со второго этажа дома

Для съёмки птиц, находящихся на земле надо расположить камеру очень низко. Часто приседаний бывает недостаточно. Выручит наклонный экран. Он позволит вам опустить камеру до самого уровня воды или расположить на земле.

Голова должна быть хорошо освещена

Глаза птицы должны на фото блестеть. Чтобы этого добиться, фотографируйте при свете, который падает на сторону, обращённую к камере.

Фото выполнено плохо. Голова обращена от солнца

Снимок удачный. Голова на солнце

Самый удачный свет для съёмки птиц – низкий и прямой. Выходите фотографировать за час до заката и в течение первого часа с момента восхода солнца. Это время, когда тени длинные и острые. Если придётся снимать в другое время, то готовьтесь к тому, что удалите массу хороших кадров, но неверно освещённых. Старайтесь находиться между солнцем и объектом съёмки. Вы можете найти хорошо освещённое место, и ждать когда туда придёт птица.

Показывайте цвет глаз

У всех птиц глаза разного цвета, некоторые просто поразительны. Фотография должна подчеркнуть эту красоту. Ужасны фотографии с безжизненными чёрными бусинками вместо глаз.

Лучше всего правильную экспозицию сделать во время съёмки, но многие фотографии от постобработки только выиграют.

Глаз недоэкспонированный, в нём нет жизни

Сделана компенсация экспозиции во время постобработки.

7 советов как фотографировать птиц

Фотосъемка птиц — это очень тяжелое занятие, которое может привести к разочарованию, если не вооружиться терпением и не попробовать на практике некоторые рекомендации.

У меня были ситуации, когда я буквально сходил с ума, пытаясь сфотографировать птиц и не получал при этом какого-либо видимого результата. Поэтому я решил дать некоторые советы, чтобы помочь вам в фотографии пернатых.

Вы уже запланировали на будущее фото-выезд, чтобы сфотографировать птиц? Вы хотите быть готовыми использовать вашу камеру на все сто, когда на пути окажется «дичь»? Тогда читайте внимательно эти советы.

1. Фотографируйте с ярким и естественным светом

Птицы — это животные, которые находятся в постоянном движении и требуют от вас быстроты реакции, а от вашей фототехники — высокую скорость фокусировки на коротких выдержках.

Так как время экспозиции очень ограниченно, чтобы избежать смазанного изображения, очень важно наличие достаточного количества света. Это позволит правильно проэкспонировать фотографию.

Когда вы используете телеобъектив, чтобы сфотографировать птицу на достаточно большом расстоянии, вы не можете себе позволить слишком широко открыть диафрагму. Это часто невозможно из-за технических возможностей объектива, а так же из-за ГРИП. Таким образом, чтобы гарантировать необходимую глубину резкости вы должны использовать относительно закрытую диафрагму.

Естественно, что при этом мы не собираемся увеличивать слишком сильно уровень светочувствительности ISO, следовательно, необходимо достаточное освещение сцены, чтобы была правильная экспозиция. Ведь так?

2. Изучай движение птиц

Довольно сложно в фотографии птиц «прийти, увидеть и победить». Чтобы получилась хорошая фотография, придется остановиться, не делая при этом излишнего шума и резких движений. Нужно быть очень внимательным по отношению к движениям птиц, которых вы собираетесь сфотографировать.

Самое главное не шевелиться, чтобы они не испугались и не улетели. Даже если у вашего объектива большое фокусное расстояние, этого может оказаться недостаточно, чтобы сфотографировать птицу, которая находится очень далеко от вас.

Чтобы не испугать птиц, можно использовать камуфляж или одежду невзрачных цветов, спрятаться в доме, машине, за деревом и т.д. Все это необходимо чтобы дать возможность животному вести себя естественно, чтобы они не боялись подойти к вам ближе.

Начать фотографировать можно только тогда, к огда вы уже достаточно долго понаблюдали за птицей и можете предугадать, когда она остановится или полетит и куда.

Это не легкая работа, поэтому вооружитесь терпением и выдержкой, у вас получится!

3. Привлеки внимание

В предыдущем совете я предлагал вам быть пассивным наблюдателем. В данном случае, я рекомендую быть более активным: «атакуйте»! Почему бы не поставить какой-нибудь элемент, который привлечет внимание птиц? Разве вы не так поступаете в парке, когда хотите привлечь к себе уток, голубей и т.д.?

Если у вас есть время и возможность это сделать, приготовьте место, где вы хотите сделать фотографию. Поставь чучело или корм, что бы привлечь внимание птиц. Таким образом, фотография будет под большим контролем.

Вам кажется это смешным? Попробуйте, это работает!

4. Используйте телеобъектив

Если речь идет не о крупной птице (орел, беркут и тому подобное), которая находится достаточно близко, чтобы добиться хороших результатов, нужно использовать телеобъектив.

Наиболее длиннофокусные объективы имеют переключатель ограничителя фокусного расстояния, который позволяет ограничить минимальное фокусное расстояние объектива и определить, хотим мы навести фокус на предмет, который находится близко или отдален. В этом случае, излишне говорить, что мы должны поставить автоматический фокус на дальнем расстоянии, чтобы получить нужный нам результат.

5. Активируйте серийную съемку

Даже со сложенными крыльями, птицы подвижные создания, они не замирают ни на секунду и эта гиперактивность увеличивается, когда они находятся в полете.

Поэтому, если в вашем фотоаппарате есть опция серийной съемки, рекомендуется ее активировать. Когда вы делаете портрет животного в какой-то конкретной позиции, сделайте более одной фотографии, чтобы гарантировать что как минимум одна из них выйдет хорошо. Но проверьте, чтобы карты памяти имели достаточную емкость, так как количество фотографий начнет резко увеличиваться.

6. Фокус на глаза

Точно так же как и при фотографировании портретов людей, домашних животных или других живых существ, золотое правило — фокусировка на глазах, в данном случае, птичьих.

Почему? Потому что люди ищут резкость именно в этой части и если ее нет, то снимок вызывает разочарование.

Если птица маленькая, и часть, которую она заполняет в видоискателе вашего фотоаппарата, небольшая, рекомендуется использовать непрерывную фокусировку (автофокус servo), чтобы гарантировать правильный фокус, несмотря на небольшое движение фотографа или птицы.

Если непрерывная фокусировка для вас сложна, используйте одиночный автофокус, но с небольшим количеством точек. Только так можно навести фокус именно на глаза, а не на клюв или другую анатомическую часть птицы.

7. Будь готов!

Фотография птиц мне напоминает рыбалку или охоту. И неспроста, так как мы хотим «поймать» птицу на нашем снимке.

Это значит, что наша удочка или ружье всегда должны быть готовы, в данном случае мы говорим о фотоаппарате. В самый неожиданный момент может появиться наша «дичь» и очень важно не упустить момент, другого шанса может не быть.

Как думаете, автор фотографии (расположенной выше) сидел сложа руки или имел наготове свою «удочку», когда он снял этого прекрасного орла во время охоты?

Так что имейте в виду, вы всегда должны быть готовы!

Теперь ваша очередь

Я уже дал свои советы, теперь ваша очередь подумать и добавить свою песчинку и написать восьмой, девятый, десятый совет…

Помогите мне увеличить список, чтобы в следующий раз, когда мы сделаем вылазку для фотоохоты на птиц, всем было легче!

Зимняя фотоохота и советы по съемке птиц

На улице холодно, поэтому многие из нас отложили свои фотоаппараты до лучших времен, когда потеплеет и снова появиться возможность фотографировать на улице. Но, на самом деле, холод не помеха фотосъемке. Сегодня мы поговорим о зимней фотоохоте и фотографировании птиц, которые непременно обитают в вашем саду, или в ближайшем парке.

Фотографировать птиц могут не только обладатели профессиональных и дорогих фотокамер, если у вас есть неплохая зеркалка начального уровня или хороший системный фотоаппарат, вы можете рассчитывать на красивые снимки. Более того, камеры с матрицами APS-C (кроп фактор 1,5) подходят для съемки дикой природы даже лучше чем фотокамеры с полнокадровыми матрицами, так как объектив со скромным фокусным расстоянием 300-мм, будет фотографировать с приближением эквивалентным 450 мм и более, что позволяет делать превосходные фотографии пернатых друзей.

Для того что б получить возможность фотосъемки птиц, вам придется привлечь этих капризных моделей. Конечно, вы можете целыми днями бродить по парку в поисках птиц, но лучше приманить их к себе. Для этого установите кормушку и сосуд с водой, в безопасном и удобном и для вас, и для птиц месте. Вы можете кормить их круглый год, но в конце осени, зимой и ранней весной они наиболее голодные.

Корм для пернатых моделей следует выбирать разнообразный и полезный, кроме стандартных зерен, которые можно купить в зоомагазине, в кормушку можно положить арахис, кунжут, семена подсолнечника, изюм и тертый сыр.

Организовывая кормушку для птичек, которых в дальнейшем вы собираетесь снимать, вы сами выбираете подходящее для съемки место. Поэтому повесьте кормушку там, где вам кажется, фон для кадров будет удачным. Повесив кормушку на ветке, разбросайте немного зерен на земле, что бы привлечь внимание птичек. Очень вероятно, что они не сразу найдут ваши угощения, особенно в очень холодную погоду, но будьте терпеливы.

Некоторые виды очень привычны к присутствию людей, и вы сможете спокойно сидеть неподалеку от них и фотографировать. Но есть и такие, которые могут вас бояться, и просто не подойдут к еде, если заметят человека неподалеку.

Вам лучше всего спрятаться, чтобы птицы были более расслабленными и спокойными. Так, они смогут резво общаться друг с другом и вести себя естественно и без опаски, что приведет к более интересным кадрам.

Вы можете спрятаться за кустами в парке, или, если фотографируете у себя в саду, можете смастерить себе небольшое укрытие из листа фанеры, или отходов древесины. Если есть возможность, вы можете фотографировать из окна. Главное помните, что у птичек очень хорошее не только зрение, но и слух, поэтому старайтесь вести себя как можно тише, не создавая лишних скрипов и шороха.

Обрамление ваших зимних фотографий дикой природы

Подумайте о том, каким должен быть фон на ваших снимках, учтите, он должен дополнять фотографию, а не отвлекать от основного сюжета. Размытый фон нейтрального цвета будет лучшим вариантом, для фотографии птицы.

Если трудно найти подходящее место в саду, или в парке, которое обеспечило бы хороший фон, то по возможности, вы можете решить эту проблему своими силами. Как вариант, вы можете взять окрашенный лист фанеры, однотонную светлую ткань, или еще что-то, что могло бы подойти. Прикрепите искусственный фон на забор, или на стену дома, и уже в зависимости от выбранного места устанавливайте кормушку.

Расположите фон, достаточно далеко от объекта, так, что бы он находился вне фокуса, тем самым создавая естественный эффект.

Освещение не менее важно, причем, освещение может быть и достаточно ярким, благодаря солнечным лучам, так и тусклым, в туманную, или снежную погоду. Яркий солнечный свет будет наиболее привлекательным на рассвете, или на закате, поэтому следите за положением солнца, так как от этого зависит удачность вашего будущего снимка.

Ваше положение для съемки является важным аспектом, особенно в пасмурный день. Постарайтесь найти наиболее удачный ракурс, так, что бы птичка была хорошо освещена, Плохая погода — падающий снег или туман, могут добавить вашей фотографии большей оригинальности и привлекательности.

Как видите, съемка дикой природы возможна и зимой, кроме того, фотографируя птиц зимой, вы учитесь, узнаете новые возможности своей камеры и получаете огромное удовольствие от общения с природой и от фотографий. Просто начните, и у вас все получится.
Ниже приведены три простых способа, снимать дикую природу зимой в саду, или в парке

Советы

Начните подкармливать птичек на одном и том же месте, установив там кормушку и сосуд с теплой водой, регулярно проверяя наличие воды и еды. Выберите хорошо освещенное место, с нейтральным фоном.
Не тревожьте птиц


Не пугайте птиц своим присутствием, для этого организуйте для себя укрытие, в котором вам с одной стороны было удобно снимать, а с другой – птицы не слышали бы и не видели вас. Так, пернатые модели будут чувствовать себя более уверенно и расслабленно. Снимать лучше с помощью телескопического объектива, установленного на штатив, так что бы камера была более устойчивой.
Следите за происходящим


Мелкие птички, как правило, более подвижные, поэтому есть большая вероятность смазанности снимков. Что бы этого избежать установите скорость затвора на значение, не менее чем 1/500 сек., так же, можно использовать серийную съемку, что бы потом выбрать лучшую фотографию.

Съемка птиц в полете

Невероятно красивыми будут фотографии птиц в полете. Для таких фотографий вам потребуется карта памяти большой емкости и немного терпения. Что касается условий съемки, то на улице должна быть ясная солнечная погода. Для резких фотографий вам придется поставить высокое значение ISO и выдержку около 1/2000 сек.. При съемке птиц в действии есть вероятность сделать смазанный кадр, поэтому настройки должны способствовать максимально четких снимков.

Автоматическая фокусировка не надежная для быстрой и оперативной съемки мелких птиц, поэтому лучше установить ручную фокусировку. Сначала сфокусируйтесь на птице, а затем фотографируйте. Если птица ест в кормушке и постоянно двигается, у вас может получится неплохой снимок. Так же можно использовать серийную съемку.
Если у вас есть возможность, попробуйте сфотографировать птиц на расстоянии, используя дистанционный спуск затвора, так вы сможете наблюдать за пернатыми на жердочке, а затем сделать несколько последовательных кадров.

Заключительные рекомендации по фотографированию птиц

Ухаживать за птицами

Обеспечьте пернатых друзей свежим, качественным и вкусным кормом и не забывайте наведываться к кормушке, что бы проверить свежесть продуктов. Кушая плохой или не свежий корм птички могут заболеть. Поставьте возле кормушки и поилку с теплой водой, что бы она не замерзала, и периодически меняйте водичку.

Прикормка
Рассыпьте корм под кормушкой и разместите на самой кормушке яркую веточку с ягодами, даже искусственными, что бы привлечь внимание птиц.

Фон
Если естественного однотонного фона у вас нет, по возможности, смастерите его самостоятельно.

Большая апертура
Самые красивые фотографии те, на которых фон будет размытым, а объект съемки четким и резким. Для этого установите на своей камере большое открытие диафрагмы, приблизительно на таких значениях как F / 4 или f/5.6. Это в сочетании с длинным фокусным расстоянием даст очень малую глубину резкости, тем самым позволяя вам сделать прекрасные снимки с размытым фоном и четким изображением птицы.

Против света
Попробуйте пофотографировать напротив солнца, так вы получите красивый силуэт птицы, на изображении будет красиво просматриваться оперение птички. Такую съемку лучше проводить с не очень ярким светом, на фоне рассвета или заката. Такие фотографии наполнены особым драматизмом и мистичностью.

Марк Хемблин – автор фотографий представленных в статье.

Как фотографировать диких птиц. Опыт фотографов-профессионалов

Птицы очень удивительные, но в то же время сложные объекты для съемки. Они быстры и неуловимы, биологически разнообразны и могут быть потрясающе красивы. «В мире различают около 10 тысяч птиц и их диапазон поведения очень широкий» — говорит Вильям Майорос, ученый и заядлый фотограф птиц из Северной Каролины. «Их сложно снимать на дикой природе, но все же интересно».

Перед тем, как стать фотографом птиц, Вильям был серьезным наблюдателем за ними, он считает что здесь интересна сама охота за птицами. «Я рекомендую тем, кто только начал фотографировать птиц, научится наслаждаться самим пребыванием вместе с птицами на природе и не стрессовать если вы упустили удачный снимок» — говорит он. Как говорят рыбаки, не нужно волноваться, чтобы что-то поймать. «Если вам удастся сделать несколько удачных фотографий, это как глазурь на пироге», добавляет Майорос.


Большая серая сова © Jari Peltomäki
Canon EOS-1D Mark III, Canon EF 300mm f/2.8 IS II. 1/125, f/4.5, ISO 1000

Мы взяли интервью у трех фотографов птиц, и хотя их подходы отличаются, через интервью мы увидели, что фотографирование птиц — это труд любви.

Датский фотограф Розеляйн Райнмонд, когда фотографирует птиц, делает акцент на их поведении. А финский фотограф Яри Пельтомеки экспериментирует с эстетикой птиц в движении. Майорос же использует научный подход, применяя точные настройки и мощное оборудование.

Подобраться ближе с базовым снаряжением

Розеляйн Райнмонд живет в Гоуде, Голландия и снимает не только птиц, но и другие виды диких живтоных. Она говорит: «Я интересуюсь секретами жизни животных. У птиц мой любимый момент для съемки — когда птица чувствует себя комфортно и не подозревает, что за ней шпионят. Это может быть спящий утенок или зимородок, чистящий свое оперение, или выпь, притворившаяся камышом».

Розеляйн предпочитает крупные планы птиц. Она носит с собой относительно темные объективы, потому что для нее важна портативность. «Я использую телеобъектив Canon EF 300mm f/4L IS, но для птиц он коротковат. Если у вас есть деньги, объектив с фокусным расстоянием 500 мм даст вам лучшие снимки с меньшими усилиями» — говорит фотограф. И по поводу фотоаппарата: «Мой Canon EOS 5D Mark III отличная камера, но скорость 6 кадров в секунду не самая быстрая. Для того, чтобы снимать птиц в полете лучше иметь камеру с возможностью скорости съемки до 10 кадров в секунду».


Скворцы © Roeselien Raimond
Canon EOS 7D, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/500, f/6.3, ISO 200

Розеляйн по прежнему стремится подобраться к птицам как можно ближе, но в то же время, чтобы их не потревожить. Она говорит: «Многие птицы бояться людей. Остаться незамеченной помогает камуфляж. Птицы любят свою зону комфорта и фотографу важно уважать их границы. Как близко вы можете подобраться, зависит индивидуально от каждой птицы. В каких-то случаях вы можете завоевать у нее доверие и она вам позволит больше действий. Будьте спокойны, не действуйте как хищник, и всегда проявляйте уважение».

Как правило, птиц можно найти в заповедниках или на побережье. Райнмонд верит, что ключевой момент это искать тщательнее: «Я более успешно нахожу свои объекты съемки благодаря сбору информации и о месте, куда я собираюсь пойти. Иногда друзья сообщают мне место, а иногда я ищу информацию о местах и повседневном поведении того или иного вида птиц в Интернет — так начинается мое путешествие».


Стайка гусей © Roeselien Raimond
Canon EOS 5D Mark III, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/2500, f/4.5, ISO 1000

Фотографирование птиц в полете и движении

Для фотографа дикой природы Яри Пельтомеки, который живет в Лиминке, Финляндия, птицы особенно красивы в движении. «Почему я снимаю птиц в полете размытыми? Я люблю, когда мы видим птицу в движении, из-за этого размываются в движении крылья и задний план, но голова птицы остается четкой» — говорит Яри.


Золотой орел в полете © Jari Peltomäki
Nikon D4S. 600mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. 1/60, f/5.6, ISO 5000

В этом ключе Яри использует ручные настройки на своей камере Nikon D4s и объективе Nikkor AF-S 600mm f/4G ED VR (иногда он также использует объектив Nikkor AF-S 200–400mm f/4G ED VR с телеконвертером TC-14E 1.4X Nikon AF-S). «Я устанавливаю ISO, выдержку и диафрагму вручную, поэтому я полностью все контролирую. Если я хочу показать движение, то устанавливаю выдержку в диапазоне от 1/15 до 1/125 сек. Для больших птиц это часто 1/60 сек. С такой большой выдержкой многие кадры получаются браком. Но внезапно вы можете получить отличный снимок с красивым движением и четкой головой летящей птицы!» — говорит Яри.

И наоборот, Яри часто «замораживает» птиц в движении на коротких выдержках. «Если я хочу сделать четкое фото большой птицы в полете, например орла, я устанавливаю выдержку 1/1600 и диафрагму f/6.3 (зависит от объектива). Мое ISO зависит от того, насколько светло на улице, обычно это в диапазоне от 800 до 1600. Для маленьких и быстрых птиц иногда требуется более короткие выдержки: 1/3200 сек достаточно, чтобы «заморозить» любую птицу, но это также зависит от объектива и от дистанции съемки».


Стая пеликанов © Jari Peltomäki
Canon 1D Mark III, Canon EF 70–200mm f/2.8L. 95mm, 1/2000, f/10, ISO 800

Яри советует снимать птиц в горизонтальном полете. «Фотографам птиц лучше фотографировать рано утром или вечером, кода солнце низко в небе. Днем солнце высоко и вам не удастся заснять глаза птицы и полностью передать оттенки перьев» — говорит Яри.

Для съемки он часто использует охотничьи приемы маскировки, такие как камуфляж и деревья, чтобы спрятаться в окружении. «При съемке очень помогает если вы различаете песни птиц, тогда вы можете определить местонахождение тех или иных видов. Слушая птичьи призывы вы можете изучать, что птица сейчас делает. Я могу ждать своего орла вслепую и не буду высовываться из засады, но по звукам догадаюсь, кода он приближается. Это благодаря воронам, которые поднимают тревогу в случае опасности. Вороны подают разные сигналы: для беркутов, белохвостых орланов, тетеревятников, кречетов. Изучение таких моментов очень полезно».

Максимизируйте и демонстрируйте детали вашей птицы

Как автор книг о птицах, Вильям Майорос различает эстетические и образовательные фотографии птиц. «В художественной фотографии важно следить, чтобы задний план был лаконичным, если сцена содержит на заднем плане много каких-то элементов (листьев или веток к примеру), я не хочу делать снимок, потому что я знаю, что он не удовлетворит мои художественные требования». Однако для документальной работы я не всегда придерживаюсь таких стандартов, все интересуются также и окружением — это честная игра».


Синяя птица счастья © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS c телеконвертером 1.4X. 1/300, f/8, ISO 125

Вильям применяет разные подходы к съемке, в зависимости от вида птиц. «Одна из моих специализаций — фотографирование камышевок. Лучшая стратегия для фотографирования этих крошечных, быстро перемещающихся птичек, это не слишком длинный объектив. 400mm f/5.6 с близкого расстояния позволит вам оставаться мобильными, вы можете следовать за птицами и ориентироваться в толпах птиц в популярных для них местах, где слишком длинные объективы станут для вас обременением. Но для больших птиц, таких как цапли и пернатые хищники — для которых типичное поведение держать дистанцию, вам нужны объективы подлиннее, такие как 600mm или 800mm. Это также зависит от типа снимки. Например я люблю заполняющие кадр фотографии, с массивным количеством деталей и рисунком перьев» — говорит Вильям.

Майорос устанавливает экспозицию вручную. «Это лучший способ выбрать настройки камеры на поле, чтобы игнорировать систему автозамера камеры и делать снимки как можно ярче, но без пересветов. На поле я делаю несколько тестовых фотографий сцены и потом проверяю каждый снимок, просматривая их на LCD дисплее, с включенным режимом подсветки пересвеченных участков. Это дает максимум информации о содержимом снимка и дает больше гибкости при дальнейшем редактировании на компьютере».

Вильям обычно снимает камерой Canon EOS-1D Mark III с внешней вспышкой Canon Speedlite 580EX II и линзой Френеля, которая равномерно рассеивает свет. «Я использую вспышку при фотографировании практически всех птиц. Исключение составляют некоторые птицы в полете. Когда окружающий свет слабый, вспышка помогает «заморозить» птицу на не таких коротких выдержках. Вспышки сделаны под цветовую температуру прямого солнечного света, так что цвета получаются приятными. Сильно направленный свет подсвечивает микрорисунок перьев и создает супер резкие и богатые текстуры. Прямой горизонтальный солнечный свет дает тот же эффект, но вспышка более удобна, поскольку ее легко переместить и направить в нужном направлении, в отличие от солнца» — отмечает Вильям.


Тулес © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS. 1/2500, f/5, ISO 800

Майорос часто ищет птиц для съемки в лесу, на болотах и на открытых просторах. Я нахожу их в городских парках, где ходят люди. Такая съемка более продуктивна, чем съемка на дикой природе, поскольку городские птицы привыкли видеть людей и они не такие пугливые» — говорит он. Но такие места могут быть переполнены другими «охотниками» за птицами.

Иногда можно обнаружить красоту даже во дворе у вас дома. «Я использую свой дом как приют для птиц. Я установил кормушки напротив окна и выжидаю, когда птицы прилетят клевать. Очевидно, снимки птиц в кормушке не очень эстетичны, но вы можете установить ветки за кормушкой и снимать птиц, чтобы захватывать в кадр более естественные сцены природы. В конце концов просто получать радость от их компании».

Как снимать птиц в парке?

Фотоохота… Слово знакомое всем. Часто мы представляем её как нечто довольно сложное, недоступное простым фотографам. На самом деле, поохотиться с фотокамерой на обитателей ближайшего парка сможет каждый. Птицы в парках привыкли к людям и подпускают к себе достаточно близко. Сейчас, когда деревья не покрылись листвой, даже в густом лесу днём достаточно светло, и все ветви хорошо просматриваются. Самое время попробовать себя в съёмке птиц.

Существует несколько подходов к съёмке птиц. Давайте рассмотрим их.

При «пассивном» подходе фотограф прячется в укрытии, наводит камеру туда, где, к примеру, лежит приманка, и ждёт пернатых гостей. Такой подход даёт прекрасные результаты в дикой природе, когда птицы очень пугливы. На затаившегося в укрытии неподвижного фотографа они не обращают внимания. Такой способ выбирают продвинутые фотоохотники, ведь он требует опыта, умения маскироваться, знания особенностей поведения птиц. Мы же поговорим о более простом подходе.

«Активный» подход подразумевает съёмку птиц на ходу: аккуратно приближаемся к своей «модели» и снимаем. Такой метод наиболее эффективен в местах, где птицы привыкли к людям и не очень пугаются при их приближении. Интересно, что в различных парках у птиц разные границы, на которые они готовы подпустить человека. Иногда вы сможете подойти к ним почти вплотную, а порой приходиться снимать издалека.

Мы стремимся к тому, чтобы сфотографировать птицу крупным планом. Обычно птиц фотографируют на расстоянии 3–10 метров. И чтобы при этом показать это небольшое существо крупным планом, потребуется телеобъектив. Для «кропа» можно порекомендовать объективы с фокусным расстоянием более 200 мм, для полного кадра — более 300 мм. В эти критерии вписывается множество объективов. Среди них есть как дорогие модели, так и более бюджетные. Например, доступный объектив для зеркальных камер Nikon — Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor. Его можно использовать как на кропе, так и на полном кадре. Среди более дорогих моделей стоит выделить хорошо зарекомендовавший себя у любителей съёмки птиц Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor.

Выбирая телеобъектив, важно обратить внимание не только на его фокусные расстояния (то, насколько он приближает), но и на светосилу, наличие оптической стабилизации. Светосильные объективы помогут получить более качественные кадры, ведь птиц снимают на очень коротких выдержках, добиться которых можно лишь значительно повышая ISO. Оптическая стабилизация очень важна, потому что на телеобъективе легко получить смазанное изображение от дрожания камеры в руках. Стабилизатор очень эффективно помогает этого избежать. Как рассчитать выдержку, при которой можно снимать с рук и кадр не будет смазываться? Читайте в нашем специальном уроке.

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor

С такими объективами вы сможете сфотографировать пернатых обитателей парка достаточно крупно. Цена более продвинутых моделей телеобъективов, применяемых профессиональными фотоохотниками, намного выше.

Компактные фотокамеры, обладающие солидным зумом (гиперзумы), тоже позволяют фотографировать птиц крупным планом. При этом они гораздо доступнее по цене, нежели зеркальные камеры с телеобъективами.

Этот снимок сделан на Nikon COOLPIX P600, но у Nikon появился еще более мощный зум, отлично подходящий для таких целей. Это Nikon COOLPIX P900.

Как же настроить фотоаппарат для съёмки птиц? Пожалуй, основной параметр, который важен фотоохотнику, — выдержка. Она должна быть достаточно короткой, чтобы шустрые пернатые непоседы не смазались в кадре. Кроме того, короткая выдержка поможет избежать смаза от дрожания камеры в руках. Птиц лучше всего снимать на выдержках короче 1/250-1/500 с. Диафрагма же почти всегда будет оставаться открытой; так мы получим достаточно света на короткой выдержке. Однако, чтобы сделать при таких коротких выдержках (даже с открытой диафрагмой) достаточно яркий, правильно проэкспонированный кадр, придётся сильно повышать ISO — будьте к этому готовы. Хорошо, если вы вооружены современной фотокамерой типа Nikon D5500, Nikon D7100 или Nikon D750. Эти модели даже на высоких ISO дают низкий уровень цифрового шума.

Поскольку важнее всего для нас выдержка, фотографировать будет удобно в режиме S (приоритет выдержки), отдав в управление автоматики прочие параметры. Удобно пользоваться серийной съёмкой: так вы не упустите самую красивую фазу движения или выразительный наклон головы птицы.

Больше всего птиц вы сможете встретить возле мест их кормёжки. В парках обычно есть специальные места с кормушками. Отметим, что кадры получатся красивее, если снимать птиц не на самих кормушках, где обычно творится беспорядок, а на веточках рядом. Попробуйте понаблюдать за птицами и поймать самые удачные ракурсы.

Как фотографировать птиц?
7 советов и 25 вдохновляющих фотографий

Вокруг нас множество птиц. Они красивы и необычны, привлекают расцветкой и поведением. Съемка пернатых относится к одному из самых интересных и сложных жанров — wildlife-фотографии. Представляем несколько полезных советов и 25 кадров, которые наверняка вдохновят вас на творчество!

Изучите повадки птиц и среду их обитания

Совет, быть может, банальный, но тем не менее — важный. Для съемки диких птиц это просто принципиально необходимое условие, ведь у разных видов пернатых разные ареалы обитания, периоды активности, повадки, предпочтительные места: каких-то птиц можно увидеть на полях среди травы, каких-то — на невысоких кустах, а какие-то большую часть времени предпочитают находиться высоко на деревьях, так что сделать снимок становится совсем непросто.

Фото: Raymond Barlow

Именно поэтому не стоит идти наугад в надежде встретить «какую-нибудь» птицу — так хорошего кадра не сделать.

Выходить на фотоохоту нужно с четким осознанием того, на кого из пернатых направлен ваш интерес, и исходя из этого, уже выбирать место и время съемки.

Фото: Marcin Nawrocki

Выбирайте точки прилета птиц

При съемке большинства видов пернатых у вас будет не очень много времени на выбор точки съемки, фокусировку и собственно фотографирование. Поэтому стоит это время максимально сокращать, заранее определившись с местами, куда, скорее всего, прилетят птицы.

Это могут быть ветки деревьев, отдельно стоящие кусты, скала над морем и прочее. Разумеется, нужно предварительно изучить повадки пернатых или же заранее без фотоаппарата разведать место и посмотреть, как там ведут себя интересующие вас птицы.

Фото: htmian (500px)

Подумайте о технике

Съемка диких птиц требует тщательного подхода к подбору фототехники. В большинстве случаев вам понадобятся штатив и длиннофокусные объективы. Дело в том, что к диким пернатым не так-то просто подобраться близко, особенно если вы пока еще не профессионал. А снимать на большом расстоянии с рук — не самая лучшая идея.

Объектив лучше всего подбирать в диапазоне примерно причем желательно с фиксированным фокусным расстоянием. Причина в светосиле, которая у фиксов обычно выше, чем у объективов с переменным фокусным расстоянием. Разумеется, никакой вспышки: птица просто улетит.

Готовьтесь заранее и не мешкайте

Птицы, само собой, не ждут вашего появления, чтобы вылететь и рассесться по веткам и кустам. А значит, придется долгое время просто сидеть и ждать их появления.

Фото: Jon Harris

Лучше в этот момент не отвлекаться, а прислушиваться и присматриваться — приближающееся чириканье или ветки, которые начинают колыхаться в безветренную погоду, подскажут вам о скором появлении пернатых.

Фото: Steven Ward

И тут уже нельзя мешкать: начинайте снимать сразу же, в режиме серийной съемки. Да, большинство из них окажутся негодными, но это все равно повышает шанс снять действительно хорошие кадры.

Фото: Balan Vinod

Водоплавающие птицы — отдельная история

Речь идет прежде всего о пернатых, обитающих в небольших озерах, прудах и других похожих водоемах, когда у птицы нет возможности уплыть очень далеко.

Фото: Doron Hoffman

А значит, здесь подойдут и не длиннофокусные объективы, тем более что водоплавающие птицы особенно красиво смотрятся именно в обрамлении воды.

Фото: Geo Messmer

И, кстати, обычно водоемы освещены куда лучше других типичных мест съемки диких пернатых, а значит и требования к светосиле меньше: хорошие кадры вполне можно сделать недорогим объективом с диапазоном примерно какие есть у каждого производителя.

Фото: Josep Sumalla

Продумывайте композицию

Поначалу вы наверняка будете фотографировать пернатых крупным планом. Но затем, по мере приобретения опыта, неизбежен переход к планам более общим, когда птица хоть и центральный элемент снимка, но не единственный объект в кадре.

А значит, нужно подумать о композиции. Тут, в общем-то, нет особых отличий от общих законов композиции, и если вы умеете продумывать композицию кадра как таковую, то справитесь и в этом случае.

Фото: Sham Jolimie

Тренируйтесь на городских птицах

Прежде чем идти на фотоохоту в лес, потренируйтесь на диких пернатых, которые окружают нас. Ближайший парк, желательно достаточно большой, чтобы несколько отойти от людей, предоставляет для этого отличные условия. Там же можно найти и пруды с водоплавающими птицами.

Фото: Henny Egdom van

Но вообще-то, даже просто выйдя во двор дома, можно увидеть немало птиц — воробьев, голубей, синиц. Они, конечно, весьма банальны и не столь фотогеничны, однако на их примере можно изучать повадки пернатых, учиться выстраивать композицию и просто получать первый опыт фотосъемки птиц.

Фотографируем диких птиц

Фотографировать диких птиц, я конечно не специалист и занимаюсь фотографией птиц сравнительно недавно, но уже кое какие навыки приобрел и стараюсь их усовершенствовать. Хочу с Вами поделиться своим небольшим опытом фотографирования птиц в природе.

Для начала поговорим о том чем снимать. В идеале нужен объектив с фокусным расстоянием от 300мм, это может быть фикс или зум объектив, конечно в идеале фикс объективы снимают резче чем зумы. Но к объективам с фиксированным фокусным расстоянием нужно так сказать дорасти, я использую зум объектив SIGMA 150 – 500мм. Да, Сигма 150-500, не самое лучшее, что нужно – она практически бесполезна в сумерках (диафрагма 5 – 6,3 маловата) и не так резка как фиксы, но мне для начала ее хватает, так как на данный момент обучения мне важна техника съемки, а к дорогому объективу нужно еще созреть — ибо он бесполезен если вы не знаете как найти и сфотографировать.

Теперь поговорим где снимать птиц. За время фотоохоты за птицами я усвоил одно правило –«чем дальше в лес, тем дальше птицы», я снимаю так сказать «наскоком», тоесть не сижу в засадах, а стараюсь приблизиться к птице на необходимую дистанцию. Самые непугливые птицы живут в населенных пунктах, и для тренировок лучше выбрать городские парки.

«воробей в парке подпустил на дистанцию менее 4 метров»

В парках птицы привыкли к близкому соседству с людьми и позволяют минимально сократить дистанцию съемки, в лесу же птицы держатся на солидной дистанции и очень пугливы. Если вы все таки решили вести съемку в лесу в дали от населенных пунктов, то не пытайтесь приблизится к птице, это практически бесполезное занятие, лучше дайте возможность птице приблизится к вам. Конечно в идеале лучше замаскироваться, сделать временную засидку в местах присадки птиц, но иногда достаточно остановится в нужном месте и подождать когда птицы привыкнут к вам и сами сократят дистанцию. А чтобы быть уверенным ,что птица прилетит в нужное место, нужно это место найти. Я выбирая место съемки — первым делом ищу гнездо, как не крути, а в гнездо птица вернется. Если вы попали в период кормление птенцов, то шансы поймать нужный кадр увеличиваются в разы. Кормящие родители часто делают вылеты в поисках пищи для птенцов и регулярно летают туда сюда.

Как найти гнездо? Можно конечно во все глаза искать его самостоятельно, но лучше когда птица сама приведет вас к нему. Нет, птица не возьмет вас за руку и не потянет показывать свою обитель, ваша задача просто наблюдать, ранней весной смотреть птицу с веточками, травкой, пухом и разной «гадостью» в клюве и если последить за ней – она приведет вас к месту постройки гнезда.

«находим птицу с матералом для постройки гнезда»

Ближе к концу весны и началу лета необходимо высматривать птицу с «добычей» — червячком, мухой.Все они будут направляться к гнездовью. Если вы проследуете в направлении полетов, то не составит труда обнаружить и место. Возможно следить придется долго, иногда не один час, но ваше упорство несомненно будет вознаграждено. Нередко в деревьях можно найти дупла и подождать хозяина, обратите внимание на дупло, если на краях отверстия нет свежих царапин, то вы можете потратить время зря ожидая хозяина. У жилого дупла зачастую имеются свежие царапины (видна светлая древесина). Когда место съемки определено у вас будет много времени, чтобы спланировать снимок, выбрать ракурс, время в которое нужно придти, чтобы воспользоваться правильным солнечным светом. Ракурс – конечно он немаловажен, постарайтесь занять место таким образом, чтобы вы находились примерно на одном уровне с местом съемки или пролета птицы (не всегда это легко, возможно придется или отходить, чтобы уменьшить угол или лезть на дерево. Очень неэффектно птица сидящая на ветке снятая с низу (пример на фото ниже).

В равной степени не особо эффектно смотрится птица сидящая на земле при съемке сверху (пример на фото ниже). На данной фотографии птица словно потерялась среди разного «мусора».

«съемка сверху, птица потерялась на фоне почвы»

В случае если птица сидит на земле на много выигрышнее будет снимок, если вы присядете, а еще лучше ляжете на землю (пример на фото ниже). В данном варианте удалось отделить птичку от части фона размыв его малой глубиной резкости.

«если присесть, то птица будет выглядеть на земле более выигрышно«

Но все же эффектнее на мой взгляд смотрится птица сидящая на ветке находясь практически на одном уровне с фотоаппаратом (пример на фото ниже).

Теперь немного о настройках которые я использую. Замер экспозиции: так как я часто использую режимы A или S то целиком завишу от правильного замера, я использую только точечный или средневзвешенный. Но если есть время, то лучше настроится в полностью ручном режиме. Очень часто птицы находятся в тени, поэтому если снимать их на фоне неба, пересветы гарантированны.

«Фотография получилось невзрачной и смазанной: недостаточно света, смаз из-за длинной выдержки»

Чтобы избежать этого, лучше использовать внешнюю фотовспышку.

«Используя вспышку удалось подсветить птицу оставив не пересвеченным небо и использовать более короткую выдержку, чтобы избежать шивеленку»

Так как съемка ведется оптикой с большим фокусным расстоянием, то накамерная вспышка будет почти бесполезна. Вспышку лучше установить отдельно от камеры на небольшом расстоянии от птицы и управлять ею с помощью синхронизаторов, ну или в крайнем случае используя светоловушку управляемую накамерной встроенной фотовспышкой. Фокусировка, стараюсь использовать автоматическую следящую фокусировку и только когда фотографирую сквозь находящиеся на переднем плане ветки или листву перехожу на ручную фокусировку.

Что еще хотелось бы добавить, помните, вы фотограф и в вашу задачу входит не только сделать снимок, но и не навредить. Если вы видите, что птица очень пуглива и не хочет из-за вас возвращаться в гнездо более получаса, отойдите дальше — там в гнезде могут или стынуть птичьи яйца или находится голодные птенцы, а если гнездо только еще строится, то птица может оставить его считая место небезопасным .

Ссылка на основную публикацию