Архитектурная фотография. 4 совета для начинающих | Foto-kadr.ru

Архитектурная фотография. 4 совета для начинающих

9 советов по архитектурной фотографии

Фотография классической или современной архитектуры — серьезное испытание. Однако силы, потраченные на съемку зданий и городских исторических достопримечательностей, стоят того, что чаще всего в результате получает фотограф. Вот несколько советов, которые помогут вам не бояться снимать архитектуру — в родном населенном пункте или туристическом центре.

Каток в Рокфеллер-Центре — Stuck in Customs

  • Будьте внимательны к направлению света, так как при его помощи можно увеличить контраст, тени, текстуры и отражения. Высокий уровень контрастности может привести к тому, что камеры будут неправильно передавать картину. Однако это можно легко преодолеть, используя компенсацию экспозиции.
  • Другой трюк заключается в том, чтобы поставить в один ряд снимки с разными значениями экспозиции (один снимок для подсветки, один для полутонов и один для теней), а затем объединить их в специальной программе HDR (например, Photomatix).
  • Рыбий глаз или широкоугольный объектив идеально подходят для этого жанра фотографии, поскольку позволяют охватить все здание целиком, вместе с его окружением. Однако, иногда снять всю картину все равно затруднительно, и в таком случае может помочь панорамная съемка.

Фотография здания не ограничивается только лишь фасадом. Бывает трудно правильно настроить баланс белого в интерьере, особенно если он зависит от различных форм искусственного освещения. Съемка интерьера в старых зданиях, как правило, более утомительная, потому что традиционно там небольшие окна и двери, и, следовательно, не хватает естественного света.

Попробуйте использовать штатив и длительную экспозицию, и помните, что вы всегда можете накрутить нейтральный фильтр, чтобы избавиться от бликов при дневной съемке. В качестве альтернативы можно подключить дополнительное освещение, например, выносную вспышку, однако будьте осторожны, поскольку это может лишить место его атмосферности и особых деталей.

Когда заходит солнце, рождаются совершенно новые формы для архитектурной фотографии. Для того, чтобы снять конструкцию в виде силуэта во время заката, расположите ее между собой и солнцем. Убедитесь, что вспышка деактивирована и экспозиция выставлена по небу. Если передний план слишком светлый, установите для компенсации экспозиции отрицательное значение, чтобы затемнить его. Этот эффект может придать фотографии особенную загадочность.

Ночные снимки могут быть очень драматичными и атмосферными, но не забудьте, что снимать их нужно, когда в небе еще есть какой-то свет, так как он добавляет тон на задний план и помогает как-то освещать детали. Как и прежде, найдите хорошую позицию, установите камеру на штатив и дождитесь ослепительного отражения городских огней в окнах, уличных фонарей и вывесок — все это в радуге неоновых цветов создаст настоящую магию. Используйте широко открытую диафрагму и длительную экспозицию и, если ваша камера позволяет, вы сможете использовать низкое значение ISO, чтобы гарантировать, что детали не испортятся шумом.

Неоновые монолиты в Чикаго — Stuck in Customs

В отличие от других видов фотографии захватывающие архитектурные образы могут быть созданы в любую погоду. Церковь в ясный день может приятно поразить зрителя, но может и выглядеть немного скучно. Но если посетить ее еще раз, когда над головой будет нависать буря, или туман, поднимающийся с сырой земли, то и результат может превзойти все ожидания. Снимая одно и то же здание в различных погодных условиях, фотограф может создать отличное портфолио. Можно также выбрать три лучших кадра, чтобы сделать интересный триптих.

Отражения вносят особый акцент при архитектурной съемке и позволяют фотографу создавать картину, на которой здание может быть игриво искажено. Городские пейзажи усеяны множеством отражающих поверхностей, поэтому вам никогда не придется уходить слишком далеко, когда будете практиковаться, например: окна, водные объекты, лужи и мокрые улицы, солнцезащитные очки у людей, реки или даже современное искусство.

Tervuren, Бельгия — снято fatboyke (Luc)

Исследуя историю архитектуры вы будете удивлены тем, что даже немного информации может стать сильнейшим источником вдохновения. Попросите экскурсовода показать небольшие, но интересные виды, которые, возможно, остаются незамеченными широкой публикой. Используйте телеобъектив, чтобы приблизить изображение и не забывайте штатив, чтобы поддерживать более длинные выдержки.

Среднее здание намного выше, чем самый высокий фотограф, и поэтому фотография архитектуры неизбежно будет немного искажена. Но это также можно использовать как источник напряжения внутри кадра. Просто расположитесь как можно ближе к основанию здания и направьте объектив прямо вверх. Если игра с перспективой не для вас, тогда просто отойдите назад и добавьте ощущение масштаба своему изображению, включив в него повседневные объекты, например, людей, деревья, транспорт, какие-то скамейки и прочее. Чтобы сохранить детали во всей картине, следует остановить свой выбор на значениях диафрагмы порядка f/14. Попробуйте также отбросить резкость переднего плана или фона, выбирая более открытую диафрагму.

Финансовый центр — снято HKmPUA

Архитектурные фотографии должны быть не просто эстетическими и графическими; они также должны передавать динамику — поэтому не забывайте про линии, свет и тени, чтобы сделать кадр интереснее и учесть иерархию уровней и областей.

Архитектура построена на принципе симметрии, поэтому акцент на этом в конечном итоге тоже может усилить композицию. Найдите центр симметрии, поместив руку между уровнем глаз и создав свою рамку вокруг этого центра. В качестве альтернативы освобождайтесь в кадре от холодных и стерильных прямых и прямых углов. Следуйте принципам природы, включая кривые и круги в виде теней или отражений, которые могут помочь смягчить структуру фото.

Прекрасное — снято telmo32

Видеоканал Фотогора

Архитектурная фотография. Как правильно фотографировать дома.

Урок по фотографии архитектуры пригодится практически любому человеку, потому что не только фотографы-любители, но и люди, которые берут камеру в руки раз-два в год, ездят… в отпуска!

Архитектурная фотография, как ни один другой жанр, передает опыт пребывания в определенном пространстве и местности. Именно здания на фотографиях наилучшим образом помогут представить зрителю где, в какое время и при каких условиях находился отдыхающий, турист или путешественник. Но, как и в любом другом жанре, у фотографии архитектуры есть свои головоломки. Как наилучшем образом фотографировать дома, мы и рассмотрим в этом уроке фотографии.

  • Фотография каких-то промышленных структур, торговых центров или бизнес-комплексов из железа и бетона в городе, который славится своими древними храмами и садами, поможет фотографу показать разнообразие. Вы покажете «движение» на снимке, если рядом с постройками позапрошлого века сможете грамотно вписать и современный новодел.

  • Оставляйте для старых зданий больше пространства. Если есть возможность включить в кадр деревья или другую растительность – делайте это. Такой подход покажет камерность старых застроек и привнесет дух прошлого, покажет настроение и подчеркнет перекличку старого (архитектура) с новым (деревья, цветы и т.д.).

  • Включайте в один кадр части нескольких архитектурных сооружений. Пробуйте найти общие черты и уловить ритм в цвете или деталях. Если не получается сразу, можно попытаться снять то же самое в другое время суток или при другой погоде.

by Sergey Bogomyako

  • Здание можно даже просто «вырвать из контекста». Убрать все детали окружающей действительности, чтобы подчеркнуть обособленность или уединенность.

by Giuliano Mangani

  • Если вы будете стараться исключить из фотографического поля все «лишние» кусочки сторонних зданий, может получиться слишком прямолинейная подача, которая хороша для фотографий недвижимости, предназначенной на продажу. Оставляйте некоторое пространство вокруг объекта съемки, это поможет закрепить объект в определенном контексте. Например, можно будет понять, насколько плотна застройка в том месте, где располагается дом.

  • Включайте в изображение тротуар, фрагмент улицы, пешеходов – детализация такого плана помогает зрителю проникнуться атмосферой и увидеть происходившее глазами фотографа.

by Fabrice Rose

  • Ошибочно полагать, что при съемке архитектуры нельзя использовать телеобъектив. Для своего рода сжатия перспективы, чтобы получить интересную закономерность, можно воспользоваться длиннофокусной оптикой.

by Sharon Riddick Groppi

  • Можно включить в композицию ритмичные объекты: деревья в ряд, штакетник забора или тени, которые создадут ритм и добавят объем снимку. (Дополнительно можно прочитать материал, который был уже опубликован на ФОТОГОРЕ «Зачем фотографу нужны тени».) За счет этого облегчается композиция, даже тяжеловесные здания будут выглядеть более гармонично в кадре.

  • Используйте погодные условия себе во благо. Полуденный свет создаст резкие тени и придаст контраст изображению. Но если перед фотографом стоит цель показать подробности украшенных фасадов, то лучшая погода будет в пасмурный день, тогда рассеянный свет способствует прорисовке мельчайших деталей.

  • Нет ничего более динамичного по своей природе, чем лестницы. Не бойтесь включать их в композицию снимка, это обязательно привлечет внимание зрителя.

by Ryusuke Komori

  • Надуманна и совершенно избита идея природных рамок. Но она работает. Бывает достаточно только грамотно включить в кадр естественное обрамление, чтобы он получился прекрасным образчиком вашего туристического достояния.

by Paul Emmings

  • Пока производителями не придуман antipeople-filtr, следите за расположением людей, которые попадают в объектив. Порой наличие человека в кадре придает изображению архитектуры законченный аутентичный вид.

  • Скульптура, лепнина, барельефы и архитектурные детали – требуют вашего внимания при съемке. Располагайте ключевые точки на линиях золотого сечения, чтобы на них в первую очередь было обращено внимание зрителя.

by Gianluca Tursi

  • Используйте все арки, которые попадаются на вашем пути. В их обрамлении любой тривиальный сюжет из жизни города будет выглядеть лучше и интереснее.

by Juergen Novotny

Если сложно найти арку, заполните передний план каким-то крупным изображением.

by Mahmut Yılmaz

  • Некоторые здания, особенно в центре городов лучше фотографировать поздним вечером. В цифровой фотографии увеличение значения ISO может привести к появлению неприятных цифровых шумов в кадре. Используйте штатив, чтобы снизить ISO до приемлемых значений. Например, 400 единиц или меньше, которые позволяют получить кадры без шума в условиях низкой освещенности.

by Sergey Eiderman

  • Промышленная архитектура хорошо получается при крупной детализации, тогда как руины лучше будут выглядеть в контексте окружающего пространства.

  • Помните про коррекцию перспективы. Даже среднее по высоте здание будет все равно выше фотографа. Это является источником 99% искажений архитектурной фотографии в мире.

Искажение не всегда плохо, обращайте внимание на сходящиеся вертикальные линии в кадре. Используйте широкоугольный объектив и наклоняйте саму камеру так, чтобы весь фасад вписывался в кадр.

Подведем итоги

Здания не двигаются. Только ленивый фотограф будет использовать высокое значение ISO, когда будет фотографировать архитектуру. Грамотный подход заключается в том, чтобы начать снимать с низким ISO (например, 100). В архитектурной фотографии желательна большая глубина резкости. У зрителя должен быть выбор, какую часть здания он хочет рассмотреть. Ее то он и должен найти в адекватном фокусе.

Большая глубина резкости означает небольшое отверстие. Небольшое отверстие плюс длительная выдержка – слишком «тяжелы» для съемки с рук. Следовательно, для того, чтобы правильно фотографировать дома и получить хорошие снимки, фотограф будет работать со штативом. Штатив более надежный помощник для фотографа, снимающего здания, чем разнообразие объективов. Даже с «обычным полтинником» можно получить прекрасные фотографии архитектуры. Тяжесть штатива можно и потерпеть. Ведь, в конце концов, здания просто красивы, и требуют к себе почтенного внимания.

by Saki Panagiotopoulos

По материалам зарубежной информации подготовил Ф.Светогоров

Видеоканал Фотогора

Архитектурная фотография. 4 совета для начинающих

Первая мысль, от которой вам следует держаться подальше, состоит в том, что архитектура – это строения, подразумевающие большинство сооружений, созданных человеком. Архитектурная фотография предполагает создание изображений физических сооружений наиболее эстетическим для зрителя способом. Вот несколько советов, которые стоит принять во внимание, если вы хотите попробовать себя в этом жанре фотографии.

1. Оборудование

В каждом жанре фотографии оборудование имеет значение, и это справедливо также для архитектурной фотографии.

Если вы хотите охватить в кадре все сооружение или комнату, или выбираете драматическую композицию, то положите в свою сумку широкоугольный объектив.

Помните, что иногда и такой объектив не в состоянии охватить огромное строение или ощущение места – здесь пригодится умение создавать панорамные снимки.

С другой стороны, вам не обязательно показывать все, а сфокусироваться лишь на самых интересных деталях. Прихватите с собой зум объектив для таких деталей, который поможет передать особенности архитектуры более богато и интересно.

Также, телеобъектив пригодится для съемки с большого расстояния, и сделает стены строений и линии более ровными (с меньшими искажениями).

2. Композиция

Интересным архитектурным фотографиям способствует хорошая композиция. Если искажение может добавить драматизма и внести ощущение художественности, то наклоненные назад здания и чрезмерное искажение будет не таким уж привлекательным. Всегда обдумывайте угол и то, как вы хотите представить объект.

Фотографы, которые специализируются на архитектурной фотографии, исправляют перекосы в процессе постобработки или покупают tilt-shift объективы, чтобы в первую очередь избежать искажения.

Если вы только начинаете и хотите поэкспериментировать с ощущением драматизма, то снимайте с более низкого или более высокого угла, чтобы максимизировать искажение. Помните о том, такой эффект может быть интересным, но не рекомендуется делать его слишком интенсивным, так как это может отвлекать.

Перемещайтесь и пробуйте разные углы – фотографируйте снизу-вверх, подходите ближе или отдаляйтесь, опускайтесь на землю или при возможности поднимайтесь выше самих строений, и смотрите, что делает ваши фотографии лучше.

3. Освещение

Основная трудность архитектурной фотографии в том, что вы не можете контролировать положение и ориентацию объекта (особенно, когда речь идет о зданиях), поэтому в большинстве случаев нужно по максимуму использовать имеющийся свет.

Одним из наиболее интересных (и рекомендуемых) вариантов освещения для зданий является боковой или фронтальный (фронтально-боковой). Такое положение источника света обеспечивает достаточное количество освещения и может накладывать интересные тени на фасаде здания, что создает ощущение трехмерности. Так что разведайте ваше местоположение в разное время и посмотрите, как свет и тени меняют вид и настроение ваших изображений.

Будьте осторожны с интенсивным контровым освещением при съемке зданий, так как в итоге может получиться однородная черная поверхность, если вы конечно не планируете создание силуэта. Опять же, в игру вступает время суток, и, если строение имеет подсветку, она добавляется в фото.

В качестве альтернативы, вы можете фотографировать ночью. Многие здания и города спроектированы с учетом ночного времени. Даже мосты, скульптуры и ветряные мельницы могут быть интересными объектами для съемки в темноте. Обращайте внимание на цвета и способы освещения сооружений, и используйте штатив!

4. Инвестиция времени

Как уже упоминалось, есть не так уж много контроля над масштабным освещением существующего величественного строения, так что работайте со светом, который имеется. Вы можете сделать это эффективно, если уделите достаточно времени, чтобы определить, какой свет наиболее привлекательный.

Здание выглядит лучше на рассвете или на закате? А как на счет ночи – оно подсвечивается, или создается прекрасный силуэт? Может оно создает интересное отражение в дневное время или много текстуры, которую можно передать? Помните о том, что разное время суток и погодные условия могут изменить настроение вашей архитектурной фотографии.

5. Заключение

Архитектурная фотография очень интересна и увлекательна. Дайте себе время, чтобы рассмотреть архитектуру с разных углов обзора, в разное время суток, и изучайте ее достаточно долго, чтобы понять, что вы хотите получить в конечном итоге. Вкладывайте время – оно может стоить того.

Руководство по съемке архитектуры

Архитектура окружает нас каждый день, и она является очень популярным объектом съемки. Следуя этому руководству, вы сможете делать отличные фотографии архитектуры.

Архитектура охватывает широкий круг объектов съемки: от небоскребов до маленьких хижин. Ежедневно, куда бы мы ни пошли, мы окружены архитектурой, и не удивительно, что она является таким популярным направлением в фотографии.

Несмотря на все это многообразие, существует ряд общих принципов и технических приемов, применимых в большинстве случаев. Зная их, вы сможете лучше продумывать композицию, выбирать сцену и освещение.

Практика позволит вам подстроить ваши глаза под съемку архитектуры. Благодаря этому вы сможете снимать объекты более интересным способом, избегая избитых композиционных приемов и вкладывая больше индивидуальности в каждый кадр.

Старая архитектура

Когда во время съемки старой архитектуры используется прямая и простая композиция, обычно получаются хорошие фотографии, демонстрирующие естественную красоту и элегантность зданий. Обычно удачным решением будет включение в снимок части окружающего ландшафта, чтобы сделать фотографию здания более свободной.

Простая композиция делает старые здания более величественными. Автор фотографии Stephen Murphy.

Современная архитектура

Во время съемки новой архитектуры приветствуется использование более современного, абстрактного стиля. Экспериментируйте, используя широкоугольный объектив для получения необычной перспективы или снимая здания с непривычных ракурсов. Также, из-за того что современные здания часто прижаты друг к другу, допускается выкадровка до узкого кадра, так как это не делает снимок неестественным.

Более абстрактный стиль съемки очень идет современной архитектуре. Автор фотографии Rohit Mattoo.

Используйте окружающий ландшафт… либо нет

Ответ на вопрос, стоит ли включать в снимок ландшафт, окружающий объект, зависит от ситуации и того содержания, которое вы хотите донести до зрителя. Спросите себя, будет ли окружающий ландшафт дополнять или отвлекать от объекта на фотографии. Если пейзаж дополняет здание, сделайте более широкий снимок, а если нет — обрежьте его.

Включив часть ландшафта, вы сможете передать объект съемки в естественном контексте. Автор фотографии Rob Overcash.

На предыдущей фотографии представлено старое здание в центре современного города. Если бы вы захотели передать ощущение противоречивости, то стоило включить в кадр современные здания. Однако если мы хотим сконцентрировать внимание на красоте старой архитектуры, тогда соседние современны здания становятся отвлекающим фактором и их необходимо обрезать.

Освещение

Освещение является ключевым моментом съемки архитектуры. Конечно, мы лишены возможности выбирать местоположение и ориентацию здания в пространстве, поэтому вопрос освещения, зачастую, автоматически отпадает, а нам приходится довольствоваться теми условиями, которые предоставляет нам природа.

Боковое освещение, как правило, позволяет сделать лучшие снимки архитектуры. Оно обеспечивает достаточную освещенность, а также бросает длинные интересные тени на фасад здания, выделяя детали его поверхности и придавая объем.

Боковое освещение позволит вам подчеркнуть текстуру и детали архитектуры. Автор фотографии Gianni Domenici.

Контровое (заднее) освещение хуже всего для съемки архитектуры, потому что оно создает бесформенные темные поверхности объектов. Один из лучших способов решения данной проблемы — постараться убрать из кадра небо и использовать более длинную выдержку, чтобы получить хотя бы какие-нибудь детали здания. Также вы можете снимать здание просто как силуэт или дождаться, пока немного стемнеет.

Ночная съемка

Даже самая скучная архитектура может «ожить» ночью. На самом деле, многие современные здания изначально спроектированы с расчетом на ночное время. С наступлением темноты эти здания освещаются десятками ламп, украшающих фасады разноцветными огнями и бросающих причудливые тени на поверхность здания.

Эффектное ночное освещение способно по-настоящему «оживить» здание. Автор фотографии Trey Ratcliff.

Снимая архитектуру ночью, обязательно используйте штатив и устанавливайте минимально возможное значение ISO, чтобы снизить уровень цифрового шума.

Используйте длиннофокусные объективы

Если вы снимаете здание со слишком близкого расстояния, стены на фотографии могут получиться искаженными, словно все здание заваливается назад. Хотя сам по себе этот эффект может быть достаточно интересным, обычно мы стараемся уменьшить его проявление, чтобы он не отвлекал внимание зрителей.

Используя телеобъективы и фотографируя архитектуру издалека, вы сможете получить прямые линии стен здания.

Используйте телеобъектив, чтобы выпрямить перспективу и устранить искажения. Автор фотографии Álvaro Vega Fuentes.

Также, используя телеобъектив, можно добиться неповторимого абстрактного эффекта. Снимая с большого расстояния длиннофокусным объективом, вы получите здание с выровненной перспективой и параллельными линиями, что придаст фотографии сюрреалистичности.

Выбирайте интересные детали

Большинство объектов архитектуры содержат мелкие детали, такие как витиеватые окна с красивыми креплениями и декоративные карнизы, которые сами по себе представляют интерес для съемки.

Старайтесь искать интересные детали, на которых можно сосредоточиться, а не фотографируйте только здание целиком. Автор фотографии Paul Hocksenar

Фокусируйте свое внимание на подобных деталях и компонуйте снимок, чтобы подчеркнуть эти особенности характера архитектуры.

Речь идет не только о зданиях

Занимаясь съемкой архитектуры, легко зациклиться на идее, что «архитектура = здания». Хотя это не далеко от истины, в действительности большинство искусственных сооружений попадают под категорию архитектурной съемки: мосты, башни, ветряные мельницы, памятники и даже фонарные столбы. Посмотрите на съемку иначе, чтобы сделать интересные фотографии, которые большинство людей просто упустят.

Бруклинский мост на закате, Нью-Йорк. Автор фотографии Lou Bueno.

Как стать
архитектурным
фотографом

Своим опытом делятся профессионалы российского рынка

Есть мнение, что для успешного старта в профессии каждому архитектурному фотографу нужно обязательно окончить архитектурный институт. Но вряд ли кто-то сможет подтвердить или опровергнуть справедливость этого высказывания лучше самих профессионалов.

Четырёх московских архитектурных фотографов с разным профессиональным и образовательным опытом мы спросили о том, как устроен профессиональный рынок в Москве, что влияет на ценообразование, какая техника и подготовка необходимы для съёмки.

Навигация по статье

1

Как давно вы занимаетесь архитектурной фотографией? Это основной заработок или хобби?

Фотографией я занимаюсь ещё с института. После МАРХИ пять лет я проработал архитектором, а потом понял, что надо менять профессию. И потихоньку стал переползать на архитектурную фотографию. Моим хлебом это является уже лет восемь-девять. Сейчас у нас с моим другом Дмитрием Чистопрудовым своё агентство, где мы занимаемся архитектурной и рекламной фото- и видеосъёмкой.

Первый заказ на съёмку пришёл семь лет назад. Начинал с простых интерьерных съёмок, постепенно заказчики начали просить снять здание снаружи. К тому времени я уже довольно долго занимался пейзажной фотографией и никаких трудностей с этой задачей не испытал. Движение солнца по небу, физика света, погода и время года одинаково влияют на восприятие объектов в среде. И хотя здания имеют неестественную для природы форму, они подчиняются тем же законам.

Фотограф Джулиус Шульман в процессе съёмки Stahl House архитектора Пьера Кёнига. Фото: © J. Paul Getty Trust

Профессионально архитектурной фотографией я занимаюсь чуть более года. Началось всё с хобби — мне просто нравилось фотографировать именно архитектуру. Получалось неплохо. Те, кто видел фотографии, давали хорошую обратную связь, и я подумал заняться этим уже всерьёз. Постепенно к архитектурной добавилась интерьерная съёмка, и сейчас это является моим основным занятием и заработком.

Съёмка фермы «Горчичная поляна». Снято на форматную камеру 4×5, пленка Fuji Provia 100. Фото: Евгений Евграфов, архитектор: Erwien Wachter (BDA), 2012 год

Через два года работы архитектором в крупном проектном институте я понял, что офисная жизнь до пенсии меня не очень устраивает. Поэтому решил совместить давнее увлечение фотографией со второй своей страстью — архитектурой. Первый год моего свободного полёта ушёл на информирование друзей-архитекторов, что я по-прежнему нахожусь в архитектурной среде, но теперь не проектирую, а снимаю. В этот же год начали приходить заказы на съёмку интерьеров и небольших архитектурных объектов.

Сейчас, шесть лет спустя, архитектурная фотография для меня — основной заработок. Я делаю порядка 100–150 съёмок в год и живу на гонорары. Часть моей работы занимает интерьерная фотография, потому что у нас полгода идёт зима, а зимой архитектуру особо не поснимаешь.

Это не основной заработок и не хобби, а одна из моих компетенций. Считаю, что человек может уметь делать совершенно полярные на первый взгляд вещи, которые в итоге формируют его профессиональный подход. Например, основная моя работа арт-директором (и продюсером в прошлом) помогает в организации съёмок — чтобы они проходили гладко и заказчик испытывал наименьший стресс от процесса.

2

Что такое хорошая архитектурная фотография?

Хорошая архитектурная фотография от нехорошей отличается тем же, чем любая другая плохая фотография от хорошей. Лично для меня критерий всегда один: если я готов повесить фотографию на стену, значит, фотография хорошая.

Есть известный список общепризнанных архитектурных фотографов: Джулиус Шульман, Эзра Столлер, Люсьен Эрве, Томас Штрут, Иван Бан. Опираясь на их опыт, можно понять, к чему стремиться в этой области.

Хороший снимок складывается из удачной композиции, технического совершенства, эстетического, социального аспекта и выполненной задачи. Если эти составляющие соединились в одной точке, то это хорошая фотография.

Хорошая архитектурная фотография должна быть не только красивой, правильной с точки зрения композиции и цветокоррекции, но ещё и информативной и реалистичной. Часто фотографы сильно увлекаются постобработкой и грешат непонятными, очень детальными ракурсами. Всё-таки человек, смотрящий на фотографию, должен представить, как здание выглядит вживую.

У хорошей архитектурной фотографии три составляющие: первая — она технически правильно выполнена, вторая — она даёт зрителю максимальное представление о здании и его масштабе, и третья — у автора снимка есть свой почерк, который выделяет его на фоне других фотографов. Если фотография вышеперечисленными качествами не обладает, то, скорее всего, её можно отнести к разряду «тех, что не очень».

ВДОХНОВЕНИЕ И ПОДГОТОВКА

3

Как фотографы готовятся к архитектурной съёмке?

Часто в качестве референса для съёмки дают архвизы и рендеры (верхний кадр). Нижний кадр — итоговая съёмка.
Фото: Евгений Евграфов

Всё начинается с локейшн-скаутинга. Представитель заказчика и рабочая группа из фотографа и архитектора встречаются на объекте и обсуждают план съёмки. На встрече нужно определить ракурсы и все переменные, которые могут помешать. Например, может понадобиться огородить часть парковки от машин, убрать какие-то конструкции на время, запросить разрешение у соседнего здания для доступа фотографу, предупредить всю охрану. Во время скаутинга фотограф делает тестовые снимки, на которые в дальнейшем ориентируются участники процесса. Тесты помогают распланировать световой день и дают понимание, когда и какой кадр следует снимать.

Желательно перед съёмкой побеседовать с архитектором, посмотреть планы и чертежи здания и вообще понять, что архитектор хотел показать объёмно-планировочным решением, чтобы в дальнейшем перенести это на фотографию. Архитектура — это достаточно сложносочинённая вещь, порой не всегда каким-то одним кадром можно передать идею всего здания. При съёмке высотного здания важно показать его в масштабе города. Также немаловажным считаю сделать снимки здания и в вечернее время, потому что это совершенно другая картинка по настроению.
В вечерней съёмке работает правило «голубого часа» — когда солнце уже зашло, но небо ещё синее. В это время получается показать подсветку здания и все искусственные источники света — они ещё не пересвечены.

Технопарк «Сколково», снятый с одного и того же ракурса, в разное время суток. В дневное время видно, насколько здание фукционально и хорошо вписывается в окружающую среду, тогда как на закате («голубой час») акцент смещается на его футуристичность за счёт освещения. Фото: Дмитрий Чабаненко, архитекторы: Valode & Pistre Architectes

Освещение задаёт определённое настроение снимку, поэтому нужно заранее посмотреть прогноз и решить, что нужно для съёмки объекта: это может быть пасмурная погода, небольшая облачность или напротив — большая, но с солнечными просветами.

Самое популярное приложение-помощник для фотографов, снимающих природу или архитектуру. Можно посмотреть движение солнца не только по карте, но и на месте через AR.
App Store, Google Play

В большинстве случаев здания фотографируют при солнечном свете либо на закате. Для съёмки в солнечную погоду нужно понять, как солнце освещает разные стороны здания, и в зависимости от этого выбрать время съёмки.

Расположение света помогает накидать себе базовый съёмочный график: с 9 до 12 снимаем южные фасады, с 12 до 13 — северный фасад. Через мобильное приложение смотрю, когда в нужную точку попадёт солнце, и до минуты знаю, когда начинать съёмку, чтобы свет был идеальным. Современные технологии помогают фотографам.

Архитектурная фотография — это всегда история про подготовку. Конечно, импровизация на месте может быть, но лично в моей практике она минимальна: можно снять какую-то интересную деталь, которую не заприметил на стадии подготовки к съёмке, либо какой-то ракурс. Иногда фотографу может повезти, и у него в сцене произойдёт интересное взаимодействие людей с архитектурой, красиво проедет велосипедист или пройдёт пешеход — такие моменты спрогнозировать очень сложно. Но они оживляют фотографию.

СОВЕТЫ: Как правильно снимать архитектуру?

Скоро наступит лето — время отпусков и бесконечных поездок! Люди колесят по стране или по миру, и что говорить, с каждым днем города становятся больше, лучше и красивее!

Архитектура — это лицо города. А, как известно, у каждого лица своя форма, своя геометрия.

Древняя архитектура завораживает, современная — поражает! Что не здание, то шедевр!

Как правильно фотографировать архитектуру? Об этом вам расскажет Фото Идея!

Архитектура на фотографии значит очень многое: это объект фотографии, фон, дополнительный элемент.

Фотографировать часто приходиться «на фоне стены этого дома», «на фоне этого небоскреба», или «Вот тут! Очень красивое здание!». А порой смотришь на привычное здание, видишь его каждый день, а сегодня в такую погоду перед вами шедевр архитектуры!

Но фотографировать здание нужно уметь: неважно обычный это дом или храм, которому уже тысяча лет.

Существует изначально несколько принципов съемки архитектуры:

1. Классическая съемка! При постройке здания, четко соблюдается геометрия. Это классика. Никто по диагонали или под углом 37 градусов ничего строить не будет! Проследите за тем, чтобы вертикали зданий были ровными!

2. Линия горизонта. Определитесь с композицией, в голове у вас должна быть четко нарисована картина, что вы хотите показать на фотографии (разницы нет: фотографируете вы снизу или с крыши).

3. Точка съемки фотографии: Очень важно определить для себя , с какой стороны Вы собираетесь фотографировать здание и при каком освещении.

Освещение — очень важный пункт при съемке архитектуры:

— Погода. Лучше всего фотографировать в облачную, пасмурную погоду. Это идеальные условия! Создается мягкое рассеянное освещение. А белые пятна облаков часто включают в композиции снимка. Фотография получится загадочная, интересная.

Снимать в мороз не стоит, хотя бы потому что мерзнет техника.

В дождь фотографировать нежелательно, однако в дождливую погоду получаются снимки с драматическим «характером». В таком случае используйте длинную выдержку.

Яркое солнце — тоже не приветствуется. Вы потеряете образ,объем, детали. В итога получится графика.

— Тени. Играют двоякую роль. С одной стороны, тень показывает нам объемность всего здания, подчеркивает рельефные рисунки и декор, если таковые имеются. Однако, если тень получится слишком глубокой и будет сильно затемнять участки, на которые она попадает, то снимок потеряет весь смысл. А здание потеряет изящные детали и всю свою красоту.

Конечно, если вам нужно показать на снимке только абрис, то тени вам не понадобятся вовсе.

— Время суток. Во-первых, выбор времени скажется на режиме фотоаппарата, в котором вы будете работать.

Сумерки и закат — идеальное время, если Вы хотите получить снимок «со смыслом», который будет побуждать зрителя задуматься.

Снимки, сделанные утром или днем, будут нести собой «прямой» смысл. На таких снимках главную роль будет играть сам сюжет, композиция.

Не забываем о том, что большое значение имеет то, как построено здание и когда построено. Например, современное стеклянное здание лучше фотографировать в ясную погоду, днем или с утра. А храм , который был построен в 10 веке будет лучше смотреться на закате. Христианскую церковь принято фотографировать в лучах восходящего солнца, например.

Фотографии архитектуры имеют уникальное свойство — они все разные. Даже если 10 фотографов будут снимать одно здание с одной точки, фотографии будут друг от друга отличаться. Зависит это от самого фотографа (например рост), во всем остальном — дело техники: опеределение фокуса ( окно на третьем этаже или окно на последнем этаже), оптика, фильтры, используется штатив или нет и т.д.

Фотограф, работающий с архитектурой, должен всегда помнить следующее:

  • Работайте с цветами: используйте как классику сочетаемости цветов (голубой-золотой, белый — желтый) , так и динамику цветов. Так вы получите разнообразные яркие фотографии.
  • Используйте зеркальные поверхности. Современные здания практически все имеют отражающую облицовку или отражающие стекла. Таким образом, у вас есть возможность рассказать две истории : реальности и зазеркалья.
  • Облака. Легкие перьевые облака или тяжелые тучи. Облака могут помочь создать вам «образ» здания на снимке.

Архитектурная фотография

Архитектурная фотосъемка – один из жанров фотоискусства, конечной целью которого является создание представления о построенных руками человека сооружениях. Как правило, снимок является документальным, поскольку данный вид фотографии призван фиксировать правдивые и точные элементы зданий, мостов, декора и т.п.

Ниже мы рассмотрим основные моменты создания архитектурной фотографии. Не огорчайтесь, если первые результаты не будут вас удовлетворять: терпение, эксперименты и опыт помогут вам со временем стать профи в непростом, но увлекательном процессе.

Выбираем точку съемки архитектурных объектов

В Сети и специализированных учебниках можно найти множество уроков на тему правильного фотографирования архитектурных объектов. При этом все советы сводятся к одному: важнейшее значение для создания качественного снимка имеет точка съемки. Потому что именно от того, на каком расстоянии или высоте по отношению к объекту будет находиться фотограф, а также под каким углом мастер будет смотреть на него, зависит успех всей работы.

При выборе точки съемки следует придерживаться следующих правил:

  • Пробуйте все варианты. Снимайте здание с близкого и далекого расстояния, с разных точек, в нескольких режимах и т.д. Согласитесь, что лучше потратить время на съемку и последующий выбор удачной фотографии из нескольких имеющихся, чем жалеть об упущенных возможностях.
  • Не позволяйте тени или слишком яркому освещению испортить кадр.
  • Не фотографируйте все подряд. Принцип героя популярных анекдотов «что вижу, то пою» здесь неуместен. Внимательно посмотрите вокруг, может быть объект идеального сюжета находится позади вас?
  • Играйте на контрасте: соседство памятника архитектуры со зданием в стиле хай-тек при правильном ракурсе дает сногсшибательный эффект.
  • Оставляйте старым зданиям больше пространства.
  • Используйте погодные условия (туман, снежная пелена, полуденный свет и пр.) по максимуму.
  • Не забывайте про природные рамки: «окно» из ветвей деревьев, иллюминаторы, арки из вьющихся растений и т.п.
  • Промышленные объекты детализируйте, а руины не оставляйте без окружающего контекста.

Как выбрать объектив для архитектурной съемки

Универсального объектива для съемки зданий не существует: здесь можно использовать весь диапазон фокусных расстояний. В городских районах с плотной застройкой, как правило, чаще востребована широкоугольная оптика в пределах 14-50 мм, за городом может понадобиться длиннофокусный телеобъектив.

Если вы стоите перед выбором, что приобрести в первую очередь, отдайте предпочтение широкоугольному объективу.

Несколько «зарубок» на память начинающему фотографу:

  • Для лучшего кадрирования изображения используйте телевик.
  • Для создания эффекта узоров на зданиях мегаполисов используйте зум-объективы с большим фокусным расстоянием.
  • Совсем новичкам будет полезно использовать оптику с отображаемыми на ней сеточками – при фотосъемке домов про ключевые точки «золотого сечения» забывать не следует.
  • Для уменьшения дисторсии чуть-чуть выдвигайте зум.
  • Чтобы здания на фотографии с проходящим по середине кадра горизонтом «стояли» ровно, используйте объективы с фокусным расстоянием от 50 мм.
  • Для создания фото с «агрессивной перспективой» используйте сверхширокоугольники или объективы с эффектами (например «рыбий глаз»).

Что нужно знать про освещение зданий

Касаясь вопроса о правильном фотографировании зданий, нельзя не поговорить про освещение объектов. В отличие от других фотожанров, в архитектурной фотографии в большинстве случаев нельзя выставить свет так, как хочет мастер.

Поэтому приходится либо ждать нужной погоды или времени суток, либо создавать шедевр здесь и сейчас, обращая внимание на то, что:

  1. Яркий боковой свет позволяет акцентировать внимание на рельефе и фактуре декоративных элементов объекта. Поэтому в пасмурный день, например, с декорацией работать сложно.
  2. Слабоконтрастное освещение размывает формы.
  3. Приходящее со всех сторон освещение может дать конфликт спектров, поэтому следует внимательно подходить к выбору точки съемки.
  4. При съемке черно-белых фотографий профессионалы рекомендуют использовать фильтры. Например, синий светофильтр выгодно подчеркивает контраст рисунков здания в желто-белых цветах.

Советы новичкам по съемке архитектуры

Фотография архитектуры – это тема как минимум для цикла статей, а то и для полноценной книги. Наш материал призван побудить вас попробовать себя в этом жанре, дав советы для успешного старта.

В заключение – еще несколько «узелков на память», которые помогут сделать качественные снимки:

  • Фокусируйтесь лишь на главном объекте съемке. Исключайте из кадра все, что может отвлечь внимание при просмотре вашего творения и испортить художественную ценность снимка. Но! Чтобы показать масштаб зданий, в кадр можно включить сопутствующие объекты: людей, машины, растительность.
  • Используйте в композициях отражения от окон проезжающего транспорта, стеклянных стен стоящих рядом зданий и т.п.
  • Выгодно смотрятся силуэты зданий – на закате, заре или при освещении ночными огнями города.
  • Планируя работу, не забудьте уточнить прогноз погоды: будет обидно, если пропадет день только потому, что набегут тучи или пойдет дождь.
  • Помните, что данный жанр фотографии включает в себя не только фиксацию промышленных зданий или жилых домов – в вашей коллекции шедевров должно быть место и для мостов, узких улочек, лестниц и других созданных с помощью строительных материалов объектов.
  • Протяженные объекты или архитектурные ансамбли в ряде случаев правильнее будет сфотографировать частями, чтобы впоследствии «сшить» из нескольких кадров один.
  • При фотосъемке зданий желательно использовать штатив с грузиком и не забывать про таймер задержки спуска – это позволит избежать шевелений камеры.
  • Для уменьшения шумов и увеличения глубины резкости правильным будет выставить минимальное значение ISO, а диафрагму зажать максимум до f14.
  • В борьбе с перспективными искажениями помогает фотографирование по центру объекта, высокая точка съемки и «ровная» камера.
Ссылка на основную публикацию