Акцентируем внимание на смысловом центре фотографии | Foto-kadr.ru

Акцентируем внимание на смысловом центре фотографии

Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка

Фотография, тем более художественная, начинается с замысла, с идеи, которую фотограф желает воплотить в своем фотоснимке и, что очень важно, донести ее до зрителя. Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка и решает, какие из деталей выбранного для съемки материала должны войти в кадр, что следует оставить за его пределами, в какой части кадра должен оказаться главный объект изображения и где – второстепенные.

Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изобразить их отчетливо, выпукло, объемно, так, чтоб смысловой центр снимка сделать зрительным центром. Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как здесь – ключ к решению темы фотографии.

На «Фото 1» зритель сразу находит смысловой и зрительный центры кадра, они совпадают – это девушка. Она – ключ к раскрытию содержания фотографии. Ее восхищенный взгляд переводит взгляд зрителя на молодого человека, от которого зритель вновь возвращается к девушке, следуя за его взглядом. И мы видим влюбленную пару, их молчаливый диалог. Они прекрасно выделяются из фона, благодаря световому акценту на девушке и наоборот темной тональности молодого человека на фоне яркой листвы. А контровой свет обрисовывает их контуры, отделяя их от дальнего нерезкого плана.

Смысловой центр фотоснимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема заложенная автором в фотоснимок. Со смыслового центра начинается разворачивание темы фотографии зрителем во времени и в пространстве кадра. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.

Зрительный центр фотоснимка – это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Первая задача фотографа – так скомпоновать материал, вошедший в кадр, так построить композицию фотоснимка, чтоб смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Таким образом, прежде чем нажать на спусковую кнопку фотоаппарата, фотографу необходимо успеть оценить общую ситуацию и выделить ту часть окружающего мира, которая должна попасть в кадр. Более того фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Они отнюдь не равнозначны, эти элементы. Одни образуют центр сюжета, другие характеризуют обстановку, среду, третьи важны как изобразительные элементы, а четвертые являются помехой и вовсе не должны попадать в кадр. Конечно, у фотографа не всегда есть время на размышления и отбор материала, в этих случаях только навыки, опыт, быстрая реакция и острота мышления фотографа позволяют мгновенно найти правильное решение.

Очень часто начинающие фотографы допускают грубую ошибку – не умеют выделить смысловой центр фотоснимка. Рассмотрим фотографию «Фото 2». Подобные снимки мы встречаем десятками в практике начинающих фотолюбителей. Вроде бы снимок правильно воспроизводит натуру. Тихий городской уголок, деревья покрытые инеем, свежий белый снег… Хорошо, красиво! А на снимке все выглядит как-то неинтересно, скучно. Внешняя схожесть есть, а впечатления не осталось. В чем дело? Отсутствует зрительный центр, в кадре множество мелких подробностей, которые заполняют кадр, но не несут никакой смысловой нагрузки. Рисунок снимка делается запутанным, сюжет размазанным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому, что на снимке ни что не привлекает внимание, нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета. Все части кадра оказываются равнозначными. Глаз зрителя вряд ли задержится на такой фотографии.

Какие же существуют приемы и изобразительные средства, которые позволяют акцентировать внимание зрителя на главном? Рассмотрим некоторые, самые простые и распространенные приемы выделения смыслового центра снимка.

1. Укрупнение, изображение сюжетного центра в крупном масштабе с отсечением из кадра второстепенных элементов за счет сужения угла зрения объектива (использование длиннофокусных объективов) или приближения к объекту съемки. Сюда же входит и кадрирование – срез рамкой кадра лишнего пространства, фигур, предметов в процессе обработки фотографии. В кадре остается только главный элемент. Фотография «Фото 3» иллюстрирует этот прием выделения сюжетного центра. Снимок сделан с близкого расстояния от модели, благодаря чему не нужные элементы интерьера не вошли в кадр, а при обработке были срезаны частично попавшие в кадр верхняя и нижняя полки книжного шкафа, которые отвлекали зрителя.

2. Разномасштабность главных и второстепенных элементов в кадре — главные элементы размещаются на переднем плане и изображаются в крупном масштабе, а второстепенные на заднем плане в более мелком масштабе. Отличается от предыдущего приема тем, что объектив может иметь достаточно широкий угол обзора, снимок может представлять собой общий план, и только главный объект находится на близком расстоянии от точки съемки, а потому изображается в кадре крупно на фоне широкоохваченного заднего плана. Кадр в этом случае становится многоплановым (Фото 4).

3. Тональное различие объекта и фона. Контраст тонов помогает выявлению главного объекта изображения: светлый объект отчетливо рисуется на темном фоне, так же как и темный на светлом (Фото 5). Сюда же отнесем выделение цветом, когда главный объект имеет заметно отличающуюся от второстепенных элементов цветовую тональность (Фото 6).

4. Создание сочного, контрастного тонального рисунка на главном объекте (на переднем плане) и мягкой градации тонов на второстепенных элементах и на фоне (Фото 7).

5. Световой акцент – главный объект выделяется светом. Он может быть выделен контровым светом, обрисовывающим контуры (Фото 8), или выделяться от второстепенных элементов более ярким освещением (Фото 9).

6. Наводка на резкость по главному объекту изображения и потеря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению элементах (Фото 10 и Фото 11).

7. Направление основных линий в кадре, ведущих глаз зрителя к смысловому центру кадра (Фото 12).

8. Размещение главного объекта изображения в центре картинной плоскости или близко к нему. Если в кадре нет никаких специальных акцентов – глаз зрителя обращается к центральной части кадра, и если сюда поместить главный объект изображения, то есть смысловой центр картины совместить с его геометрическим центром, главный объект замечается зрителем прежде всего. Этот прием я даже не стану рекомендовать, так как его следует использовать совместно с другими приемами, как, например, на Фото 13.

Для выделения главного объекта на снимке часто одновременно используют несколько приемов. Сочетание приемов усиливает общий совокупный эффект. В каждом случае, какие приемы для акцентирования на главном будут использованы, решает, конечно же, автор фотографии и обусловливаются они содержанием кадра.

Мы достаточно подробно разобрали один из важных принципов построения снимка, когда основой рисунка снимка служит отчетливо сформированный смысловой центр. Этот принцип широко распространен в практике фотографов. Построение снимка по этому принципу помогает избежать ошибок: запутанности рисунка, пестроты, перегруженности кадра ненужными деталями. Но в практике фотографии встречаются и такие снимки, где четкого акцента на одном из элементов изображения вроде бы и нет, вместе с тем снимок закончен по рисунку (Фото 14).

Поэтому не стану утверждать, что акцентирование на смысловом центре фотографии – это необходимое условие, которому обязательно нужно следовать. Нет. Это просто одно из изобразительных средств фотографии как вида искусства и перечисленные творческие приемы, конечно, не исчерпывают всех возможностей изобразительного решения фотоснимка. Эти приемы понятны и доступны начинающим фотографам и их освоение их будет первым шагом начинающего фотографа на пути к вершинам мастерства.

Манипулирование вниманием зрителя в фотографии

Любая хорошая фотография начинается с идеи, которую фотограф хочет донести до зрителя. Фотограф ищет в окружающем пространстве тот материал, который может лечь в основу снимка. При этом он самостоятельно выбирает, какие детали сцены должны войти в кадр, а какие должны остаться за его пределами. Однако иной раз случается так, что, глядя на фотографию, зрители просто не замечают творческий замысел и на то, что сам фотограф считает наиболее важным в кадре, они не сразу обращают внимание.

Тут мы приходим к одной очень важной вещи — умению манипулировать взглядом зрителя, чтобы привлечь его внимание именно к центру сюжета, оригинальной идее фотографа. Для того, чтобы взгляд зрителя, падающий на фотографию, попадал сразу или почти сразу в нужное место, используются различные приемы. Привлечение внимания к определенному объекту или отдельным деталям на фотографии – это довольно важная составляющая фотографического искусства.

Ключ для понимания замысла фотографа зрителем лежит в смысловом центре фотографии. И именно эта часть изображения должна привлекать внимание зрителя в первую очередь. Добиться этого можно, прежде всего, с помощью правильной компоновки кадра и выстраивания композиции будущей фотографии. Фотограф должен таким образом скомпоновать материал, чтобы смысловой и зрительный центр снимка совпали. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора он должен проанализировать ситуацию и выделить те детали окружающего мира, которые должны попасть в кадр.

Эти отдельные детали отнюдь не равнозначны. Одни могут формировать центр сюжета, другие – только подчеркивать обстановку и создавать атмосферу, а третьи являются лишними и вообще не должны попасть в кадр. Зачастую во время съемки у фотографа не хватает времени на такой вдумчивый анализ и отбор материала, поэтому в такой ситуации ему могут помочь только накопленный опыт, быстрота мышления и мгновенная реакция.

Как же привлечь внимание зрителя к смысловому центру или главному объекту в фотографии, основываясь на композиционных принципах построения изображения? Самый простой способ для выделения центрального объекта в кадре – это наводка на резкость по нему и потеря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению элементах. А можно просто расположить главный объект или детали изображения в центре картинной плоскости или близко к нему. И если на фотографии нет каких-либо другие деталей или акцентов, то взгляд зрителя непременно обращается центральной части кадра, где размещается главный объект изображения, то есть находиться смысловой центр снимка.

Размещение объекта съемки в центре кадра – это, конечно, верный способ привлечь к нему внимание зрителя. Особенно если ни сзади, ни слева, ни справа от снимаемого объекта нет никаких отвлекающих деталей. Однако существуют и другие, куда более интересные способы манипулирования взглядом зрителя в фотографии:

— Направление основных линий в кадре и структурное выделение

При выстраивании композиции фотоизображения необходимо ориентироваться на линии. В частности, основные линии в кадре должны быть направлены к смысловому центру кадра. Тем самым, взгляд зрителя будет медленно идти по линиям и, в конечном счете, остановится на центральном объекте изображения или смысловом центре фотографии. Чтобы привлечь внимание зрителя, стоит проанализировать, как фотография разделена вертикальными и горизонтальными линиями. Центральный объект лучше всего расположить, например, в точке пересечения главной вертикали и единственной горизонтали.

Также можно использовать такой распространенный прием, как «рамка в рамке». При таком композиционном решении взгляд зрителя неминуемо акцентируется на «внутреннем» изображении. Причем лучше если внешняя рамка в фотографии будет по тону серьезно отличаться от внутренней, благодаря чему зритель будет воспринимать содержимое последней как отдельное изображение.

— Игра с перспективой

Другой способ акцентирования внимания зрителя – это разномасштабность главных и второстепенных объектов в кадре. Например, главные элементы могут размещаться на переднем плане и изображаться в крупном масштабе, в то время как второстепенные на заднем плане и в более мелком масштабе. В этом случае снимок получается многоплановым, а внимание зрителя привлекается именно к тем объектам, которые несут главную смысловую нагрузку в фотоизображении.

Искажение перспективы зависит от фокусного расстояния объектива и при определенных условиях можно исказить объект до такой степени, что он будет превалировать в кадре, даже несмотря на наличие рядом с ним гораздо более крупных предметов. Кроме того, интересный эффект можно получить, выстраивая объекты в кадре таким образом, чтобы их относительные размеры не соответствовали реальным. В результате получается яркая оптическая иллюзия.

— Тональное различие объекта и фона

Один из самых очевидных способов акцентирования внимания зрителя на главном объекте изображения – это так называемое тональное выделение. В этом случае достаточно расположить объект съемки на однотонном фоне. При этом используется контраст тонов, когда, например, светлый объект отчетливо рисуется на темном фоне или наоборот. Тональное различие объекта и фона помогает выделению главного объекта изображения. Причем этот способ настолько эффективен, что внимание зрителя можно привлечь даже к объекту или отдельным деталям, занимающим совсем небольшую площадь в кадре.

Способ выделения цветом главного объекта можно применять как непосредственно при фотосъемке, так и в процессе последующей обработки фотоизображений. Суть этого приема заключается в том, что любой объект, который сильно отличается по цвету от окружающих деталей, будет привлекать к себе наибольшее внимание. В этом случае фотографу необходимо создать сочный, контрастный рисунок на главном объекте и мягкую градацию тонов на второстепенных элементах и на фоне. В принципе, если в фотографии превалирует определенная цветовая гамма, а какой-то объект окрашен в другой цвет, находящийся в противоположной части спектра, то именно этот контрастирующий объект сразу же привлечет внимание зрителя.

При обработке фотоизображения в графическом редакторе этот способ можно использовать следующим образом: главный объект выделяется цветом для того, чтобы он был самой яркой деталью на снимке. Затем выбирается доминирующий цвет фона и слегка уменьшается его насыщенность, а остальные цвета фона обесцвечиваются еще сильнее. В результате, на изображении должны остаться только основной цвет фона и контрастирующий с ним цвет главного объекта съемки.

Этот прием более сложный, чем все предыдущие. Заключается он в грамотном построении композиции и умении управлять глубиной резкости. Этот способ основан на особенности визуального восприятия человека, заключающейся в том, что наш мозг всегда заставляет нас искать наиболее «комфортную взору» часть изображения. Например, наклонная стена в кадре создает у зрителя подсознательное чувство отторжения и ощущение беспокойства, поэтому его взгляд быстро перемещается в поисках более спокойной зоны на изображении. То же самое можно сказать и об острых, блестящих предметах в кадре, которые вызывают подсознательное чувство опасности и заставляют зрителя перевести взгляд на другие детали.

С помощью сосредоточения в кадре подобных деталей и структур можно перенести взгляд зрителя в «комфортную» часть изображения, которая и будет являться смысловым центром фотографии. Привлекая внимание к определенным деталям, другие объекты в кадре можно делать менее заметными для устранения ненужного визуального конфликта в кадре. Вообще, использовать композиционные методы управления вниманием зрителя нужно осторожно, чтобы у последнего не возникало ощущения, будто кто-то дергает его за веревочки.

Способов акцентирования внимания зрителя в фотографии множество и каждый из них по-своему привлекателен. Как правило, в хорошей фотографии используется сразу несколько из вышеупомянутых способов, ведь сочетание приемов усиливает общий совокупный эффект. В каком случае использовать те или иные приемы манипулирования вниманием зрителя, конечно, решает сам автор фотографии. И обусловливается этот выбор содержанием кадра, а также творческим замыслом фотографа.

Акцентируем внимание на смысловом центре фотографии

Фотография — это творение фотографа, реализация его творческого потенциала. При съемке фотограф решает много задач: на чем сделать акцент, как подчеркнуть ключевые фигуры, какие элементы должны войти в снимок, а какие лучше оставить за его границами, и многие другие.

Одной из важнейших проблем является выделение ключевого момента кадра. Фотограф должен сделать акцент на объекте съемки, выделить его из окружения, но чтобы при этом он гармонично смотрелся в этом окружении.

Один из классических примеров съемки портрета демонстрирует отделение объектов съемки от фона при помощи ГРИП. Это сохраняет естественные цвета и формы объектов, но всё, что не является важным в кадре, становится размытым. Очень важно помнить про свет. Яркие световые или контрастные участки приковывают взгляд зрителя. Это тоже стоит использовать для расстановки акцентов. Также к смысловому центру кадра могут вести кривые линии или взгляд человека.

Перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора, фотограф должен оценить много факторов, влияющих на конечный результат. Мы сейчас не будем говорить о технической составляющей (выдержка, диафрагма, ISO, баланс белого, и т.д.). Важно правильно творчески скомпоновать кадр. Глядя на кадр, его нужно разложить на составляющие и каждую составляющую проанализировать. Это важно, так как некоторые элементы подчеркивают обстановку, создают атмосферу, другие создают нужные формы и очертания, третьи привносят незначительные творческие изменения в кадр, а четвертые портят кадр, не вписываясь в него. Самое главное правильно оценивать влияние элементов и стараться исключить те, которые в кадре не должны находиться.

Если в кадре не выделен смысловой центр, то снимок становится не интересным. Он может иметь исключительное качество, передавать атмосферу, цвета, обстановку, но не запомнится зрителю, так как в нем не будет элемента, который является главным героем снимка, его ключом Множество мелких элементов, в произвольном порядке расположенных по всей плоскости кадра создают ощущение хаоса. Такие снимки могут иметь свою красоту, но не будут нести ни какой творческой ценности. Это просто кадр с информацией, но не произведение искусства.

Какие бывают приёмы выделения смыслового центра?

Укрупнение — это расположение объекта съемки в кадре таким образом, чтобы он занимал большую часть пространства кадра. Остальные элементы, располагающиеся вокруг, становятся не значительны. Такой приём достигается съемкой с близкого расстояния, использованием длиннофокусных объективов или кадрированием снимков в графическом редакторе.

Разномасштабность — Главные и второстепенные элементы находятся на разном плане. Основные впереди, а второстепенные вдалеке. Такие кадры могут охватывать большое пространство, главное, чтобы основные объекты съемки были на переднем плане.

Контраст — это отделение объекта от фона при помощи цвета или света. Светлые объекты на темном фоне отчетливо выделяются. Это можно реализовать путем правильной постановки освещения или при помощи съемки на темном фоне.

Отделение объекта съемки от фона насыщенностью цветов. К примеру, яркая одежда будет выгодно выделяться на сером фоне. Это сделает нужный акцент и сконцентрирует внимание зрителя на ключевом элементе кадра.

Акцент светом — это обрисовка объекта контровым светом или солнечный блик на объекте съемки или просто более интенсивное подсвечивание объекта съемки, чем фона.

ГРИП — отделение объекта съемки от фона глубиной резко изображаемого пространства. Модель должна быть максимально резкой, а фон размытым. Это сконцентрирует внимание именно на модели.

Мало кто станет рассматривать замыленый фон.

Линии — это способ, использующий линии, чаще всего диагональные/наклонные, к объекту съемки.

Центр кадра — если композиция кадра строится таким образом, что возможности использовать описанные выше приёмы нет, то можно объект съемки расположить просто в центре кадра. Взгляд зрителя невольно зацепится за объект съемки, если не будет других акцентов.

Чаще всего, в кадре сочетается несколько приёмов, что приводит к увеличению отделения объекта съемки. Выше были рассмотрены примеры снимков, которые имели четко сформированные объекты в акценте, но такое бывает не всегда. Акцент может делаться и на объекты, которые своим видом привносят дисбаланс, но при этом снимок всё равно смотрится законченным и целостным.

Не стоит беспрекословно следовать правилам акцентирования внимания. Это не закон, которого нужно безоговорочно слушаться, а всего лишь один из видов реализации творческого потенциала.

Смысловые центры в портрете, способы концентрации внимания.

Рассмотрим главные смысловые центры классического портрета.
Он может быть как один, так и несколько, но желательно не более трех в кадре. Если центров несколько, один из них обычно доминирующий.
Итак, первичный смысловой центр в портрете . Чаще всего эту роль играют глаза модели. Они расскажут зрителю о многом, вне зависимости от того, куда направлен взгляд человека, изображенного на фотоснимке. Будь то прямой взгляд модели в объектив (глаза в глаза), или устремленный за границы кадра, или даже «внутрь себя». Глаза всегда несут максимум информации о настроении, раскрывают сюжет и замысел фотографии.
Вторичными смысловыми центрами выступают губы, волосы, руки модели.

Кстати, о руках. Этот смысловой центр иногда берет инициативу на себя и может вытянуть даже тривиальный снимок на уровень ярких и запоминающихся карточек.
Руки и особенно пальцы могут рассказать о чувствах, волнении, замешательстве человека, даже если лицо будет невозмутимым.
Во время съемки обязательно уделите внимание рукам модели. Попросите, чтобы они были расслаблены, а пальцы не были прижаты вплотную друг к другу. Если вас что-то не устраивает в начале съемки, возможно, модель не может раскрепоститься, то начните с лицевых портретов. Через полчаса обратите внимание на руки, скорее всего они уже будут готовы к съемке. Можно также попробовать занять руки каким-то предметом, в контексте съемки. И наконец, руки более фотогеничны в профиль.

Также смысловыми центрами в портрете могут быть другие части тела, элементы одежды (татуировка, брошь, бант и т.п.), аксессуары, даже домашние животные.
Существует несколько приемов съемки для концентрации внимания на смысловом центре.
Н аиболее эффективные приемы следующие: фокусный, световой, цветовой. Я не зря расположил их в таком порядке. Если глубиной резкости управлять просто (достаточно покрутить колесико фотоаппарата), то для управления светом и тенью, а также для правильного подбора цветового решения необходимы навыки. Рассмотрим их по порядку.
Руки и особенно пальцы могут рассказать о чувствах, волнении, замешательстве человека, даже если лицо будет невозмутимым.

Глубина резкости – краеугольный камень в портрете. Если, например, в пейзажной фотографии мы стараемся достичь как можно большей глубины резкости, чтобы максимально детализировать всю видимую область, с портретами зачастую дело обстоит в точности да наоборот. Фотографы-портретисты предпочитают снимать с короткой глубиной резкости, сосредотачиваясь на выделении определенной области и отодвигая в зону расфокуса все остальное, менее существенное. Как вы думаете, зачем нужен такой прием? Четко акцентированный смысловой центр расскажет историю в фотографии. Манипулируя этим приемом, можно рассказать разные истории или одну и ту же историю, но несколькими способами.

Есть несколько приемов использования глубины резкости: работа с передним планом (снимок сквозь листья), смещение фокуса от модели (следы на песке в фокусе, а фигура вдалеке – размыта), выбор альтернативного сюжета (два разных центра – уже две разные истории).

Что касается объектива – для съемки с короткой глубиной резкости я рекомендую использовать просветленную оптику, желательно дискретную, для получения максимального качества рисунка по всей области кадра – как в фокусе, так и вне этой области.
Используя свет и тень , можно также эффективно выделить либо растушевать детали в кадре. Зрение человека устроено так, что мы в первую очередь обращаем внимание на светлые области изображения. Умело используя этот механизм зрительного восприятия, можно привлечь внимание к нужной детали в кадре. Второстепенные детали, на которые не нужно акцентировать внимание, можно «загнать в тень». Также следует упомянуть о границе света и тени – именно здесь можно расположить смысловой центр, так как эта граница создает контраст, что также способствует привлечению внимания. Однако, следует помнить, что линия света и тени может незначительно искажать геометрию, пропорции.

Нельзя не упомянуть о композиции – желательно, чтобы визуально светлая часть кадра (в классическом понимании – это 50% площади, от любой стороны кадра) уравновешивалась его темной стороной.
И наконец, роль цвета в расстановке акцентов . Здесь «работает» то же правило, что и в предыдущем пункте – светлые и теплые цвета притягивают внимание зрителя в первую очередь. Холодные и темные – наоборот, желают остаться вне зоны первичного внимания.

Особенный цвет – красный. Мне понравилось, как Вик Мунис, фотограф и художник из Бразилии, рассказал о красном: «С ним нужно быть весьма осторожным. Либо ты его избегаешь, либо идешь ва-банк, используя красный по-максимуму. Это магический цвет, особенно для фотографии».

Есть одно железное правило при работе с цветами – чем их меньше, тем выигрышнее получится фото. Если же от «богатства» цветовой палитры никуда не деться, рекомендую «уходить» в черно-белое фото, которое, к слову, вполне самодостаточно. Именно здесь в полной мере раскрывается характер, эмоции, вся гамма чувств модели.

Автор текста и фото – Юрий Кривенко

Как акцентировать внимание на объекте | 8 творческих техник

Наш мир полон суматохи и суеты, и порой бывает сложно вырваться из нее и выделиться из толпы. То же самое можно отнести и к фотографиям. Чтобы должным образом донести до зрителя, что собой представляет объект Вашей фотографии, прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы он достаточно выделялся и был в центре внимания. Ниже представлено несколько техник, которые помогут Вам акцентировать внимание на конкретном объекте.

Нейтральный фон

Естественно, если объект изображен на нейтральном фоне, то он притягивает взгляд зрителя. Это не сложная задача. Это довольно простой, но очень эффективный способ убедиться в том, что внимание зрителя будет приковано именно к тому объекту, к которому оно подразумевается быть приковано. Также Вы можете использовать фактурный фон, однако позаботьтесь о том, чтобы фактура не была слишком яркой, иначе она может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.

Центральное расположение

Другим надёжным способом донести Вашу идею до зрителя является расположение объекта в центре композиции. Убедитесь в том, что на заднем плане и по сторонам от главного объекта нет других объектов, которые отвлекали бы. Чтобы ещё больше акцентировать объект, используйте эффект виньетки.

Малая глубина резкости

При использовании широкой диафрагмы со значением f/1.4, f/1.8, f/2.0 или f/2.8, Вы можете уменьшить глубину резкости и оставить в фокусе только основной объект съемки. Ослабляя глубину резкости, все кроме главного объекта, становится размытым и едва различимым.

Лучи света

Вы можете сфокусировать луч света на Вашем объекте, оставив остальные объекты в полумраке, но не полностью невидимыми. Это можно сравнить с осветительным прожектором, направленным на единственного на сцене певца. Полумрак с очертаниями предметов создаст особую атмосферу, не отвлекая при этом внимания от главного объекта.

Поймайте момент

Это является одним из моих любимых объектов для съёмки. Иногда я специально создаю композицию, но иногда я нахожу случайно обычные вещи в странных местах. Это может быть жёлтый фрукт в корзине с оранжевыми апельсинами, или кролик в капюшоне. Чем более необычно, тем лучше!

Слабое освещение и полутени

Поместите объект в место, где есть игра бликов и теней и найдите такой ракурс, чтобы запечатлеть объект, но не полностью, а лишь его часть. В этом случае Вам придется решить какую зону осветить, и тем самым акцентировать внимание зрителя, в то время как все остальное будет несколько скрыто.

Насыщенный цвет

Оставьте цвет главного объекта неизменным, выберите доминирующий цвет фона и слегка уменьшите его интенсивность. Другие не доминирующие цвета могут быть лишены интенсивности настолько, что останется только два главных цвета: цвет объекта и доминирующий цвет фона.

Сочетание различных техник

Вы можете сочетать различные техники для достижения более широкого ассортимента эффектов, попытка не пытка. В процессе съёмки Вы заметите, что практически всегда используете сразу несколько приёмов. Например, Вы можете попробовать сочетание слабой глубины резкости и насыщенного цвета…

…или поймайте момент и сочетайте его с унылым освещением.

Есть так много способов акцентировать внимание на главном объекте фотографии. А какое удовольствие доставляет находить такие объекты! Тот факт, что они выделены, делает их уникальными, так что стоит держать ухо и глаз востро. Вы никогда не знаете, когда встретитесь с чем-то, достойным фотографирования.

Смысловой центр кадра

Смысловой центр кадра, что это такое и как его выбрать? Данный вопрос очень актуален для начинающих фотографов. Кадр представляет из себя обычный прямоугольник. Если в основании лежит меньшая сторона, то кадр имеет вертикальный формат, если большая сторона, то кадр – горизонтальный.

Фотограф должен хорошо знать и понимать особенности заполнения кадра разного формата. Как мы уже знаем, композиция кадра определяется самим фотографом во время проведения съемки по видоискателю.

Бывают случаи, когда фотограф не имеет возможности как следует продумать размещение объектов в рамках кадра. В этом случае приходится прибегать к операции кадрирования во время обработки отснятого материала.

В ряде учебных пособий по фотографии приводятся рекомендации снимать высокие объекты на вертикально расположенный кадр, а объекты, развернутые в ширину, на горизонтально расположенный кадр. На практике в ряде случаев подобные правила приходится нарушать.

Что такое смысловой центр кадра

Положение кадра очень сильно зависит от выбранной темы, от того, что в данном снимке должно является главным, составляющим смысловой центр кадра.

Смысловой центр кадра – это объект или группа объектов, определяющих содержание снимка, выражающих его идею.

Фотограф во время съемки решает, какой объект в кадре должен стать самым важным и уже исходя из этого строит тот или иной кадр. Смысловой центр кадра в хорошем снимке привлекает к себе взгляд зрителя, т. е. является одновременно и смысловым и зрительным центром кадра.

Ошибки в выборе смыслового центра кадра

У начинающих фотографов очень часто смысловым центром кадра может оказаться любой второстепенный объект, например, ветви дерева на первом плане, какой-нибудь объект вдали и т. п. А самый важный объект, выражающий основную идею снимка, оказывается на второстепенном месте.

Взглянем еще раз на фотографию «В детском парке». Внимание зрителя привлекает большая урна – она выступает в качестве зрительного центра кадра, она перекрывает идущую по аллее группу детей, которая в свою очередь должна являться смысловым центром кадра.

В детском парке. Исходный вариант

Таким образом, мы видим, что снимок сделан непродуманно. Его тема выражена неверно. Можно данный снимок значительно улучшить, если правильно провести кадрирование снимка. Для этого правую сторону снимка кадрируем так, чтобы в кадр попала часть урны. Верхнюю часть тоже кадрируем. В результате зрительный центр кадра совпадет со смысловым центром кадра и снимок от такого преобразования только выиграет.

Фотография после кадрирования

Следующей типичной ошибкой начинающих фотографов является расположение объекта съемки строго по центру снимка, примерно на пересечении диагоналей воображаемого прямоугольника. Такое расположение главного объекта или группы объектов в кадре совершенно не является выгодной позицией.

Гораздо интереснее снимок будет выглядеть, если расположить объект на расстоянии 1/3 от края кадра. Вспомните правило третей.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Акцент в фотографии и его роль в создании хороших кадров

Акцент в фотографии и его польза для создания эффективного визуального изображения

Акцент в фотографии помогает нам выделить основной объект. Если мы хотим получить визуально интересный кадр, то полезно использовать акценты. В качестве тренировок для фотолюбителей можно посоветовать поискать акценты в произведениях классиков. Также полезно будет потренироваться в правильной расстановке акцентов в своих кадрах.

Акцент в фотографии — примеры из наследия мастеров фотографического искусства

Акцент в фотографии — виды

Давайте разберем с вами сегодня, какие бывают акценты в фотографии. В сообществе «30 дней фото» мы уже играли в фото-игру «Цветовой акцент». Но акценты бывают не только цветовыми. Есть много способов акцентирования внимания на главном объекте или событии в фотографическом произведении.

Приведем примеры акцентов в фотографии:

  1. Цветовой акцент. Главный объект выделяется цветным пятном, приковывающим наш взгляд.
  2. Естественный фрейминг. Это хорошо знакомый нам из одноименного брифа акцент на объект с помощью естественной рамки.
  3. Резкий акцент на размытом фоне. Здесь все понятно из названия. Наш объект съемки располагается на переднем плане, а задний план делается размытым.
  4. Прерывающий ритм. Такой акцент получается, когда в фотографии есть явный ритм из повторяющихся элементов, а главный объект его прерывает.
  5. Разрыв паттерна. Внутри паттерна располагается прерывающий его структуру акцент.
  6. Центральный акцент в фотографии. Это такие фотографии, где основной герой располагается в центре композиции.
  7. Смысловой акцент. Он возможен, когда объект выделяется по смыслу, по логическому восприятию. Например, это работает, когда все взгляды персонажей обращены на объект.
  8. Акцент на ближний элемент. Обычно, в таком кадре мы видим, что объекты все резкие. Они располагаются на разных расстояниях от нас. Тот, который является основным располагается ближе к нам. Если в фотографию с таким акцентом добавить смысловой, то это усилит наше восприятие.
  9. Контрастный акцент. Главная фигура выделяется контрастностью по сравнению с окружением
  10. Геометрический акцент. Основной объект помещается в точку сходящихся видимых линий кадра.
  11. Линия плюс контраст. Например, когда наш контрастный объект располагается на одной из существующих линий
  12. Световой акцент в фотографии. Этот акцент работает, если объект выделяется при помощи освещения.
  13. Акцент на иллюзию в кадре. Это визуальные трюки, наложение планов и объектов, которое возникает в плоскости кадра. Например, когда человечек, который фактически находится на заднем плане, оказывается на ладони расположенной на переднем плане.
  14. Акцент на надписи в кадре. Это такой акцент, в котором надпись играет основную роль, усиливая смысловую нагрузку изображения. Однако, помните, что это не касается надписей, которые наносятся на уже готовое изображение. Здесь возможны только надписи находящиеся в естественной среде. Например, надпись на футболке, вывеска или плакат.
  15. Акцент на деталь. Это работает, когда необычная деталь привлекает сразу внимание.

Акценты в фотографиях участников сообщества 30ДФ

Резюме

Итак, мы разобрали сегодня, какие бывают фото — акценты. Возможно, что вам известны и другие. Поделитесь с нами в комментариях к этой статье.

Вы можете ознакомиться с другими интересными материалами по теории фотоискусства в нашей рубрике «База знаний для фотолюбителей»

Ссылка на основную публикацию