Акцент на объекте фотографии для начинающих
Акцент в фотографии
Все способы управления вниманием зрителя
Дьявол кроется в деталях. И не только дьявол… В фотокомпозиции малейший штрих, самый незначительный акцент могут диаметрально изменить восприятие снимка. А потому, приемы управления вниманием зрителя каждый фотограф должен знать на зубок. Все эти приемы не являются продуктом безответственного фантазирования бездельников-искусствоведов, а напрямую вытекают из законов визуального восприятия.
Существует несколько приемов, с помощью которых фотограф может управлять вниманием зрителя. Выделять какой-то один объект из ряда других — иногда очень похожих объектов — тем самым, создавая некую «безмолвную» подсказку.
1. Расположение главного объекта по центру кадра.
Этот прием является настолько очевидным, что подробно его разжевывать вряд ли имеет смысл. Если вы снимаете генерального секретаря ЦК КПСС в окружении «товарищей», то он в обязательном порядке должен быть в центре. Или, по крайней мере, ближе всех остальных к центру фотографии. Потому что сначала взгляд зрителя усnремляется в центр снимка, а уж потом начинает блуждать по периферии. Помещая какой-то снимаемый объект в центр композиции, мы тем самым подсказываем зрителю, что на него стоит обратить особое внимание.
2. Изображение главного объекта крупным планом.
Если на снимке присутствует несколько объектов, то внимание зрителя в первую очередь обращается к тому из них, который изображен более крупным планом. Этим пользуются фотографы, выбирая точку съемки таким образом, чтобы более важный по их замыслу объект располагался ближе к камере.
На снимке по мнению автора более важной персоной является не товарищ Чкалов, а товарищ Сталин. Попробовал бы автор иметь другую точку зрения.
3. Изображение главного объекта резким, а второстепенного размытым.
Глаз человека всегда фокусируется на предмете, вызывающем наибольший интерес в данный момент времени. Все остальное пространство видится нам нерезким. Поэтому, наводя при фотосъемке резкость на ту или иную деталь, мы, как бы, приглашаем зрителя обратить внимание именно на нее.
На фото мы видим обычный портрет. Но автор навел резкость не по глазам мужчины, как это бы сделали многие, а по кончику сигареты. В результате получился большой акцент на сигарету, тянущий за собой определенные ассоциации и новые нотки в отношении к изображенному персонажу.
Акцент с помощью малой глубины резкости является мощным выразительным средством, позволяющим сосредоточить внимание зрителя на той детали или на том человеке, который, с точки зрения автора, представляет интерес.
Технически этот прием может быть использован обладателями длиннофокусных светосильных объективов, имеющих малую глубину резко изображаемого пространства.
4. Выделение главного объекта или его сюжетно важной части светом.
Damir Sagolj |
Зрители всегда уделяют большее внимание освещенным частям изображения и значительно меньшее участкам, погруженным в тень. Поэтому, световой акцент на какой-то детали изображения придает ей особое значение. Этим, например, активно пользуются режиссеры в театрах, направляя лучи прожекторов туда, где должно произойти что-то важное.
На снимке Damir Sagolj погруженный во мрак район Сеула. Только портрет лидера Северной Кореи висит на стене в лучах света, притягивая к себе наше внимание. Добился бы автор такого эффекта, если бы снимал этот кадр днем?
Используя этот прием, фотографы либо подмечают существующее в природе, естественное выделение светом, либо сами освещают объекты нужным им образом. В крайнем случае, выделение светом производят в момент фотопечати. Этот прием называется «запечатывание». Он носит несколько искусственный характер, но свою функцию выполняет и воспринимается зрителями без особых возражений.
Сергей Максимишин | Дмитрий Агеев | Steven Young |
5. Помещение главного объекта или его наиболее важной части в точку схода основных линий кадра.
Взгляд человека устроен так, что ищет на картинной плоскости выраженные линии и следует вдоль них. Если на фотографии какие-то читаемые линии сходятся в одной точке, то взгляд неминуемо по ним в эту точку придет. Если фотограф разместит в области сходящихся линий какой-нибудь объект, то он окажется в центре внимания зрителей.
Анри Картье-Брессон |
6. Выделение главного объекта нарушением общего ритма снимка.
Если перед зрителем монотонная картина или картина с каким-нибудь повторяющимся рисунком, его взгляд беспорядочно блуждает по картинной плоскости, не зная за что зацепиться. Но стоит в эту ритмическую плоскость ввести объект, нарушающий ритм, взгляд приклеится к нему, как измученный жаждой путник к источнику.
Александр Родченко | Анатолий Мальцев | Алекс Гринберг |
7. Выделение главного объекта световым контрастом.
По такому же принципу работает выделение главного объекта световым контрастом. Внимание зрителя будет обращено к объекту, который имеет либо больший контраст по сравнению с фоном, либо меньший.
Виталий Бутырин |
8. Выделение главного объекта цветом.
Если какой-то объект на снимке будет резко отличаться цветом от фона, внимание зрителя ему тоже гарантировано.
Сергей Максимишин | Дмитрий Агеев |
9. Выделение естественной виньеткой.
Еще фотограф может просто закрыть второстепенные детали на фотографии виньеткой. Тем самым, привлекая внимание зрителя к тем элементам изображения, которые считает самыми важными. Но обычная виньетка, которая накладывается поверх фотографии, выглядит старомодно и не естественно. Куда более разумно использовать в качестве виньетки реальные предметы. Проемы окон и дверей, решетки мостов, кусты, цветы и так далее.
Сергей Максимишин |
Если вам удастся использовать на одном снимке одновременно два или три приема, разобранных выше, то результат может быть еще лучше. Например, можно поместить главный объект в центр кадра, выделить его резкостью, да еще обрамить виньеткой.
Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка
Фотография, тем более художественная, начинается с замысла, с идеи, которую фотограф желает воплотить в своем фотоснимке и, что очень важно, донести ее до зрителя. Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка и решает, какие из деталей выбранного для съемки материала должны войти в кадр, что следует оставить за его пределами, в какой части кадра должен оказаться главный объект изображения и где – второстепенные.
Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изобразить их отчетливо, выпукло, объемно, так, чтоб смысловой центр снимка сделать зрительным центром. Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как здесь – ключ к решению темы фотографии.
На «Фото 1» зритель сразу находит смысловой и зрительный центры кадра, они совпадают – это девушка. Она – ключ к раскрытию содержания фотографии. Ее восхищенный взгляд переводит взгляд зрителя на молодого человека, от которого зритель вновь возвращается к девушке, следуя за его взглядом. И мы видим влюбленную пару, их молчаливый диалог. Они прекрасно выделяются из фона, благодаря световому акценту на девушке и наоборот темной тональности молодого человека на фоне яркой листвы. А контровой свет обрисовывает их контуры, отделяя их от дальнего нерезкого плана.
Смысловой центр фотоснимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема заложенная автором в фотоснимок. Со смыслового центра начинается разворачивание темы фотографии зрителем во времени и в пространстве кадра. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.
Зрительный центр фотоснимка – это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Первая задача фотографа – так скомпоновать материал, вошедший в кадр, так построить композицию фотоснимка, чтоб смысловой и зрительный центры фотографии совпали.
Таким образом, прежде чем нажать на спусковую кнопку фотоаппарата, фотографу необходимо успеть оценить общую ситуацию и выделить ту часть окружающего мира, которая должна попасть в кадр. Более того фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Они отнюдь не равнозначны, эти элементы. Одни образуют центр сюжета, другие характеризуют обстановку, среду, третьи важны как изобразительные элементы, а четвертые являются помехой и вовсе не должны попадать в кадр. Конечно, у фотографа не всегда есть время на размышления и отбор материала, в этих случаях только навыки, опыт, быстрая реакция и острота мышления фотографа позволяют мгновенно найти правильное решение.
Очень часто начинающие фотографы допускают грубую ошибку – не умеют выделить смысловой центр фотоснимка. Рассмотрим фотографию «Фото 2». Подобные снимки мы встречаем десятками в практике начинающих фотолюбителей. Вроде бы снимок правильно воспроизводит натуру. Тихий городской уголок, деревья покрытые инеем, свежий белый снег… Хорошо, красиво! А на снимке все выглядит как-то неинтересно, скучно. Внешняя схожесть есть, а впечатления не осталось. В чем дело? Отсутствует зрительный центр, в кадре множество мелких подробностей, которые заполняют кадр, но не несут никакой смысловой нагрузки. Рисунок снимка делается запутанным, сюжет размазанным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому, что на снимке ни что не привлекает внимание, нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета. Все части кадра оказываются равнозначными. Глаз зрителя вряд ли задержится на такой фотографии.
Какие же существуют приемы и изобразительные средства, которые позволяют акцентировать внимание зрителя на главном? Рассмотрим некоторые, самые простые и распространенные приемы выделения смыслового центра снимка.
1. Укрупнение, изображение сюжетного центра в крупном масштабе с отсечением из кадра второстепенных элементов за счет сужения угла зрения объектива (использование длиннофокусных объективов) или приближения к объекту съемки. Сюда же входит и кадрирование – срез рамкой кадра лишнего пространства, фигур, предметов в процессе обработки фотографии. В кадре остается только главный элемент. Фотография «Фото 3» иллюстрирует этот прием выделения сюжетного центра. Снимок сделан с близкого расстояния от модели, благодаря чему не нужные элементы интерьера не вошли в кадр, а при обработке были срезаны частично попавшие в кадр верхняя и нижняя полки книжного шкафа, которые отвлекали зрителя.
2. Разномасштабность главных и второстепенных элементов в кадре — главные элементы размещаются на переднем плане и изображаются в крупном масштабе, а второстепенные на заднем плане в более мелком масштабе. Отличается от предыдущего приема тем, что объектив может иметь достаточно широкий угол обзора, снимок может представлять собой общий план, и только главный объект находится на близком расстоянии от точки съемки, а потому изображается в кадре крупно на фоне широкоохваченного заднего плана. Кадр в этом случае становится многоплановым (Фото 4).
3. Тональное различие объекта и фона. Контраст тонов помогает выявлению главного объекта изображения: светлый объект отчетливо рисуется на темном фоне, так же как и темный на светлом (Фото 5). Сюда же отнесем выделение цветом, когда главный объект имеет заметно отличающуюся от второстепенных элементов цветовую тональность (Фото 6).
4. Создание сочного, контрастного тонального рисунка на главном объекте (на переднем плане) и мягкой градации тонов на второстепенных элементах и на фоне (Фото 7).
5. Световой акцент – главный объект выделяется светом. Он может быть выделен контровым светом, обрисовывающим контуры (Фото 8), или выделяться от второстепенных элементов более ярким освещением (Фото 9).
6. Наводка на резкость по главному объекту изображения и потеря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению элементах (Фото 10 и Фото 11).
7. Направление основных линий в кадре, ведущих глаз зрителя к смысловому центру кадра (Фото 12).
8. Размещение главного объекта изображения в центре картинной плоскости или близко к нему. Если в кадре нет никаких специальных акцентов – глаз зрителя обращается к центральной части кадра, и если сюда поместить главный объект изображения, то есть смысловой центр картины совместить с его геометрическим центром, главный объект замечается зрителем прежде всего. Этот прием я даже не стану рекомендовать, так как его следует использовать совместно с другими приемами, как, например, на Фото 13.
Для выделения главного объекта на снимке часто одновременно используют несколько приемов. Сочетание приемов усиливает общий совокупный эффект. В каждом случае, какие приемы для акцентирования на главном будут использованы, решает, конечно же, автор фотографии и обусловливаются они содержанием кадра.
Мы достаточно подробно разобрали один из важных принципов построения снимка, когда основой рисунка снимка служит отчетливо сформированный смысловой центр. Этот принцип широко распространен в практике фотографов. Построение снимка по этому принципу помогает избежать ошибок: запутанности рисунка, пестроты, перегруженности кадра ненужными деталями. Но в практике фотографии встречаются и такие снимки, где четкого акцента на одном из элементов изображения вроде бы и нет, вместе с тем снимок закончен по рисунку (Фото 14).
Поэтому не стану утверждать, что акцентирование на смысловом центре фотографии – это необходимое условие, которому обязательно нужно следовать. Нет. Это просто одно из изобразительных средств фотографии как вида искусства и перечисленные творческие приемы, конечно, не исчерпывают всех возможностей изобразительного решения фотоснимка. Эти приемы понятны и доступны начинающим фотографам и их освоение их будет первым шагом начинающего фотографа на пути к вершинам мастерства.
Основа фотокомпозиции – акцент на главном.
Художественная фотография – это прежде всего грамотная фотокомпозиция, об этом говорилось в статье “Понятие фотокомпозиции” А основа фотокомпозиции — это сюжетный центр фотографии, главный элемент изображения. Фотоснимок должен притягивать внимание зрителя. А чтобы привлечь внимание зрителя необходимо как бы провести его взгляд через фотографию. Другими словами человек, взглянув на какую-нибудь точку снимка , должен затем рассмотреть его целиком. При этом используются физиологические особенности зрения человека, которые состоят в том, что при рассмотрении изображения взгляд задерживается прежде всего на ярких пятнах или на участках с наибольшим контрастом. Отсюда следуют и правила, на которых держится фотография – выделение смыслового, сюжетного центра фотографии.
— Сюжетный центр фотографии должен быть наиболее крупным элементом изображения.
— Этот главный элемент должен быть прорисован наиболее котрастно и резко.
— Сюжетный центр фотографии выделяется светом. Свет – главный рисовальщик на плоскости фотоснимка.
— Акцент на главном определяется содержанием фотоснимка.
Рассмотрим указанные принципы на примере следующих снимков.
На фото 1-1 нет акцента. Передний и задний план сливаются в результате довольно трудно разобраться в деталях. Такой снимок воспринимается плохо.
На фото 1-2 сюжерный центр фотокомпозиции – бревно, лежащее через ручей. Оно выделено падающим светом. Его изображение достаточно резкое, контрастное. Задний план затемнен, менее контрастен. А от бревна взгляд уходит дальше, вглубь леса. Фотокомпозиция строится на том, что сюжетный центр фотографии выделен и на него в первую очередь падает взгляд зрителя .Такой снимок скомпонован уже композиционно лучше. Это и есть те признаки, которые отличают художественную фотографию.
А теперь рассмотрим другой пример.
На этом снимке девушка сфотографирофана в красивом зале. Но ее изображение столь невелико, что с трудом рассматривается. Естественно, что внимание концентрируется не на ней а на элементах архитектуры зала. В этом случае можно было бы сделать фотографию лучше, если бы она подошла поближе, ее изображение стало бы крупнее.И это позволило бы выделить ее на фоне зала, и взгляд бы останавливался на ней а потом на окружающей архитектуре. И лучше было бы, если бы она еще и не смотрела в объектив фотоаппарата, а рассматривала статую, тогда появилась бы взаимосвязь элементов снимка, т.е. фотокомпозиция, как, например, на следующем снимке.
Однако и в данном случае фотограф мог бы подойти поближе, чтобы снять девушку более крупным планом. При этом архитектура зала видна была также.
Другой пример неправильной композиции представлен на фото 4.
На этом примере мы видим как отсутствие акцента в кадре мешает восприятию снимка. Передний план и задний сливаются. Изображение памятника накладывается на изображение здания. При этом некоторые деталипамятника трудно рассмотреть. А все же центральным элементом в данном снимке является памятник. У меня и самого случались такие казусы. С опытом приходит умение оценивать кадр, даже не глядя в видоискатель объектива. Смотришь, ищешь точку зрения с которой передний план выглядит более выделенным. Так и в рассматриваемом примере можно было поискать другую точку зрения, подойти к памятнику с другой стороны.
Рассмотрим теперь такой инструмент фотографа, как свет. Свет выступает как основа фотокомпозиции, служит средством для выделения сюжетного центра изображения. Посмотрим на снимок фото 5.
В лесу лучи солнца из тени выхватили начинающий краснеть куст рябины – признак еачинающейся осени. И взгяд зрителя сразу обращается на этот куст. Сюжетный центр изображения выделен более ярким освещением. Окружающий фон притемнен и не мешает впечатлению.
Обычно более ярким световым акцентом в кадре выделяется человек, если он является смысловым центром композиции.
При съемке портретов сюжетный центр фотографии – это лицо человека, и прежде всего – глаза,глаза – это основа фотокомпозиции а не одежда. Ведь не зря говорят, что глаза – зеркало души. При этом нужно стремиться отделить человека от фона. Нередко инструментом для этого служит глубина резкости фотообъектива . При малой глубине резкости основной объект оказывается в поле резкости, а фон размыт.
Каким образом сюжетный центр фотографии выделяется с помощью освещения описывается также в статье Освещение в фотографии и объемность фотокартины.
Акцент в фотографии и его роль в создании хороших кадров
Акцент в фотографии и его польза для создания эффективного визуального изображения
Акцент в фотографии помогает нам выделить основной объект. Если мы хотим получить визуально интересный кадр, то полезно использовать акценты. В качестве тренировок для фотолюбителей можно посоветовать поискать акценты в произведениях классиков. Также полезно будет потренироваться в правильной расстановке акцентов в своих кадрах.
Акцент в фотографии — примеры из наследия мастеров фотографического искусства
Акцент в фотографии — виды
Давайте разберем с вами сегодня, какие бывают акценты в фотографии. В сообществе «30 дней фото» мы уже играли в фото-игру «Цветовой акцент». Но акценты бывают не только цветовыми. Есть много способов акцентирования внимания на главном объекте или событии в фотографическом произведении.
Приведем примеры акцентов в фотографии:
- Цветовой акцент. Главный объект выделяется цветным пятном, приковывающим наш взгляд.
- Естественный фрейминг. Это хорошо знакомый нам из одноименного брифа акцент на объект с помощью естественной рамки.
- Резкий акцент на размытом фоне. Здесь все понятно из названия. Наш объект съемки располагается на переднем плане, а задний план делается размытым.
- Прерывающий ритм. Такой акцент получается, когда в фотографии есть явный ритм из повторяющихся элементов, а главный объект его прерывает.
- Разрыв паттерна. Внутри паттерна располагается прерывающий его структуру акцент.
- Центральный акцент в фотографии. Это такие фотографии, где основной герой располагается в центре композиции.
- Смысловой акцент. Он возможен, когда объект выделяется по смыслу, по логическому восприятию. Например, это работает, когда все взгляды персонажей обращены на объект.
- Акцент на ближний элемент. Обычно, в таком кадре мы видим, что объекты все резкие. Они располагаются на разных расстояниях от нас. Тот, который является основным располагается ближе к нам. Если в фотографию с таким акцентом добавить смысловой, то это усилит наше восприятие.
- Контрастный акцент. Главная фигура выделяется контрастностью по сравнению с окружением
- Геометрический акцент. Основной объект помещается в точку сходящихся видимых линий кадра.
- Линия плюс контраст. Например, когда наш контрастный объект располагается на одной из существующих линий
- Световой акцент в фотографии. Этот акцент работает, если объект выделяется при помощи освещения.
- Акцент на иллюзию в кадре. Это визуальные трюки, наложение планов и объектов, которое возникает в плоскости кадра. Например, когда человечек, который фактически находится на заднем плане, оказывается на ладони расположенной на переднем плане.
- Акцент на надписи в кадре. Это такой акцент, в котором надпись играет основную роль, усиливая смысловую нагрузку изображения. Однако, помните, что это не касается надписей, которые наносятся на уже готовое изображение. Здесь возможны только надписи находящиеся в естественной среде. Например, надпись на футболке, вывеска или плакат.
- Акцент на деталь. Это работает, когда необычная деталь привлекает сразу внимание.
Акценты в фотографиях участников сообщества 30ДФ
Резюме
Итак, мы разобрали сегодня, какие бывают фото — акценты. Возможно, что вам известны и другие. Поделитесь с нами в комментариях к этой статье.
Вы можете ознакомиться с другими интересными материалами по теории фотоискусства в нашей рубрике «База знаний для фотолюбителей»
Как акцентировать внимание на объекте | 8 творческих техник
Наш мир полон суматохи и суеты, и порой бывает сложно вырваться из нее и выделиться из толпы. То же самое можно отнести и к фотографиям. Чтобы должным образом донести до зрителя, что собой представляет объект Вашей фотографии, прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы он достаточно выделялся и был в центре внимания. Ниже представлено несколько техник, которые помогут Вам акцентировать внимание на конкретном объекте.
Нейтральный фон
Естественно, если объект изображен на нейтральном фоне, то он притягивает взгляд зрителя. Это не сложная задача. Это довольно простой, но очень эффективный способ убедиться в том, что внимание зрителя будет приковано именно к тому объекту, к которому оно подразумевается быть приковано. Также Вы можете использовать фактурный фон, однако позаботьтесь о том, чтобы фактура не была слишком яркой, иначе она может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.
Центральное расположение
Другим надёжным способом донести Вашу идею до зрителя является расположение объекта в центре композиции. Убедитесь в том, что на заднем плане и по сторонам от главного объекта нет других объектов, которые отвлекали бы. Чтобы ещё больше акцентировать объект, используйте эффект виньетки.
Малая глубина резкости
При использовании широкой диафрагмы со значением f/1.4, f/1.8, f/2.0 или f/2.8, Вы можете уменьшить глубину резкости и оставить в фокусе только основной объект съемки. Ослабляя глубину резкости, все кроме главного объекта, становится размытым и едва различимым.
Лучи света
Вы можете сфокусировать луч света на Вашем объекте, оставив остальные объекты в полумраке, но не полностью невидимыми. Это можно сравнить с осветительным прожектором, направленным на единственного на сцене певца. Полумрак с очертаниями предметов создаст особую атмосферу, не отвлекая при этом внимания от главного объекта.
Поймайте момент
Это является одним из моих любимых объектов для съёмки. Иногда я специально создаю композицию, но иногда я нахожу случайно обычные вещи в странных местах. Это может быть жёлтый фрукт в корзине с оранжевыми апельсинами, или кролик в капюшоне. Чем более необычно, тем лучше!
Слабое освещение и полутени
Поместите объект в место, где есть игра бликов и теней и найдите такой ракурс, чтобы запечатлеть объект, но не полностью, а лишь его часть. В этом случае Вам придется решить какую зону осветить, и тем самым акцентировать внимание зрителя, в то время как все остальное будет несколько скрыто.
Насыщенный цвет
Оставьте цвет главного объекта неизменным, выберите доминирующий цвет фона и слегка уменьшите его интенсивность. Другие не доминирующие цвета могут быть лишены интенсивности настолько, что останется только два главных цвета: цвет объекта и доминирующий цвет фона.
Сочетание различных техник
Вы можете сочетать различные техники для достижения более широкого ассортимента эффектов, попытка не пытка. В процессе съёмки Вы заметите, что практически всегда используете сразу несколько приёмов. Например, Вы можете попробовать сочетание слабой глубины резкости и насыщенного цвета…
…или поймайте момент и сочетайте его с унылым освещением.
Есть так много способов акцентировать внимание на главном объекте фотографии. А какое удовольствие доставляет находить такие объекты! Тот факт, что они выделены, делает их уникальными, так что стоит держать ухо и глаз востро. Вы никогда не знаете, когда встретитесь с чем-то, достойным фотографирования.
Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии
Элиотт Эрвитт, один из старейших членов знаменитого агентства «Магнум», безусловно, является одним из величайших фотографов 20-го, а может быть, и 21-го века (маэстро в свои 85 лет все еще полон энергии — выставку самых последних его фотографий, «Великое шотландское приключение», недавно могли посмотреть жители Москвы и Санкт-Петербурга). Имя Эрвитта всегда упоминают в связи с такими понятиями, как «наблюдательность», «ироничность», умение увидеть необычное в обычном» — иначе говоря, этот фотограф считается, прежде всего, мастером содержания, а не формы. В самом деле, мы не найдем у Эрвитта сложных геометрических построений, как у Картье-Брессона, фотографической «полиритмии», как у Бруно Барби, или сложной многоплановости, как у Алекса Вебба. Фотографии Элиотта Эрвитта почти всегда просты, ясны и очень внятны. Большинство из них построено так, чтобы форма не отвлекала от содержания, но, наоборот, подчеркивала его. Как он этого добивается, — можем спросить мы, — чему мы можем научиться у этого мастера? Ответ на этот вопрос весьма прост. Работы Эрвитта для нас — повод поговорить об одной из самых базовых вещей в фотокомпозиции, о том, что такое акцент в фотографии.
Акцент, как мы все прекрасно понимаем — это средство, позволяющее выделить главное в кадре, а точнее, объяснить зрителю, что считает главным автор снимка. Сделать это можно разными способами. Посмотрим, как этого добивается Эрвитт.
Один из базовых способов поставить акцент — расположение главного элемента в центре кадра. Ученые установили, что мы, то есть люди, в родных языках которых принято записывать тексты кириллицей и латиницей, читаем фотографии так же, как и книги — слева направо и сверху вниз. Однако сначала мы все-таки бросаем короткий взгляд в середину. Прием кажется очевидным, более того, многие современные фотографы уверены, что «центральная композиция» — это примитивно, и лучше строить кадр как-нибудь иначе. Однако «просто» не всегда значит «плохо», иногда не нужно ничего усложнять. Наверняка маэстро сам много раз слышал подобные высказывания, но это не помешало ему делать такие кадры:
Следующий, пожалуй, еще более простой и сильный способ подчеркнуть главное — размытие. В самом деле, если объект, находящийся на переднем плане, оставить резким, а задний план размыть, наше сознание однозначно прочитает резкое как главное. Прием, как и предыдущий, используется в случае, когда надо сделать простой и понятный снимок. Например, ставшие всемирно знаменитыми фотографии собачек чихуахуа (одна с ногами женщины в туфлях, другая с ногами в сапогах и лапами огромного дога) сделаны именно так:
а на этом снимке главный объект не только выделен резкостью, но и помещен в естественную раму внутри кадра:
Если же в кадре все объекты резкие, но расположены они на разном расстоянии от зрителя, как «главный» считывается тот, что расположен ближе всех. На следующей фотографии на первостепенное значение для сюжета человека, сидящего слева, указывает не только его расположение ближе к зрителю, но и направленные на него взгляды жениха и невесты, которые, казалось бы, как раз и должны быть главными на этом празднике:
Линия взгляда из этого примера подводит нас к следующему моменту. Если на фотографии присутствуют ярко выраженные геометрические линии, то главный объект лучше помещать не в центр кадра, а в точку схода этих линий — глаз зрителя естественным образом будет следовать этим линиям и придет к выделенному объекту. Этот прием, кстати, мы уже наблюдали на фото номер 5. Вот еще один пример его использования Эрвиттом:
На следующей фотографии главный объект, несмотря на свой малый размер относительно всего кадра, распознается моментально, хотя он и помещен не в центр схождения основных линий, а всего лишь на одну из них, потому что он выделен еще и резким контрастом:
Похожий прием — выделение светом. Наверняка примеры его использования можно найти и у Эрвитта, но самая выразительная фотография такого рода, которая сразу же приходит на ум, принадлежит австралийцу Тренту Парку. И, обратите внимание, несмотря на то, что главный объект выделен светом, Парк все же поместил его точнехонько в центр кадра. Два акцента работают сильнее, чем один!
Если на фотографии есть какая-нибудь повторяющаяся структура или цепочка похожих объектов (ритм), можно для создания акцента расположить главный объект либо в конце такой цепочки, либо посередине. Нарушение монотонного ритма неизбежно привлечет внимание зрителя:
До сих пор речь шла исключительно о черно-белой фотографии. В цветной ко всему перечисленному естественным образом прибавляется акцент цветовой: если какой-то объект резко отличается цветом от всего остального на снимке, то он и воспринимается глазом, как главный:
Наконец, бывают такие ситуации, когда нужно показать смысловое противопоставление между двумя находящимися в кадре объектами. В таком случае желательно, чтобы тем или иным способом поставленный акцент присутствовал на обоих смысловых центрах, при этом второстепенные детали не должны отвлекать внимание зрителя. Очень многие снимки Эрвитта построены подобным образом:
Впрочем, смысловое противопоставление (и сопоставление) — настолько большая тема, что она заслуживает того, чтобы посвятить ей отдельную статью.
Как уже было сказано, двойной акцент выделяет объект сильнее, чем одинарный, а тройной еще сильнее. Если посмотреть внимательно, можно заметить, что на многих приведенных в статье примерах Эрвитт использовал не один, а два или несколько акцентов. Я предлагаю читателю еще раз просмотреть фотографии в этой статье и найти многочисленные акценты самостоятельно.
Экспериментируйте! Мы будем рады увидеть ваши работы в комментариях, а самые интересные появятся в галерее лучших!
Рекомендуемые статьи:
Акцентируем внимание на деталях. 5 способов создания выразительных фотографий.
Как и в любом другом виде искусства, в фотографии важно не просто воспроизвести объект, а скорее представить его в окружении визуальных намеков и подсказок таким образом, чтобы зритель увидел картину шире. Точность вряд ли приведет зрителя в восторг и привлечет его к Вашему изображению. Для этого фотография должна нести чувства, стиль и послание.
…фотография должна нести чувства, стиль и послание
При создании композиции, Вам нужно не просто показать зрителям то, что они и сами могут увидеть в реальной жизни, а передать им маленький фрагмент картины, который побудит их представить то, что лежит за гранью Вашего кадра. Ваша цель – создать креативную картинку мира, которая вызовет у зрителя эмоции и подстегнет воображение. Если Вы можете заставить работать не только их глаза, но и ум, тогда можете делать снимок.
Одним из способов съемки таких фрагментов жизни является акцентирование внимания зрителей на деталях, которых они могут не замечать в гонке повседневной жизни. Снимки такого рода довольно часто становятся шедеврами фотоискусства, поскольку легко разжигают воображение зрителя. Давайте изучим несколько различных примеров того, как можно научиться делать такие снимки со значимыми деталями.
1 Одна деталь
Иногда можно показать один единственный аспект изображения не выдавая дополнительной информации…
Иногда можно показать один единственный аспект изображения не выдавая дополнительной информации обо всей картине, а только ту, которая присутствует у Вас в кадре. Практически все типы объектов пригодны для такого фотоснимка: архитектура, путешествия, свойства окружающей среды, пейзажи и даже активный спорт.
При съемке одной-единственной детали, убедитесь в том, что Вы фокусируетесь на создании простого, но мощного изображения. Поскольку Ваше изображение будет ограничено в плане смысловой нагрузки всего одной деталью, его сила будет зависеть от удачности композиции и использования света, цвета и формы.
2 Детали, которые передают место
…следует включать в кадр столько деталей, сколько достаточно, чтобы показать зрителю масштаб картины, не выдавая лишней информации и не отягощая изображение.
Включая большее количество элементов в снимок, зачастую можно дать больше информации о том, каким образом объект относится к тому, что его окружает. Это действительно может придать глубину фотоснимку, поскольку каждая из таких деталей рассказывает зрителю свою историю, а, следовательно, смысловая нагрузка у такой картины выше, чем у изображения одного объекта. Следует включать в кадр столько деталей, сколько достаточно, чтобы показать зрителю масштаб картины, не выдавая лишней информации и не отягощая изображение.
3 Большие детали
Детальные снимки маленьких объектов не всегда стоит возводить в ранг фотоискусства, да и не обязательно делать их с близкого расстояния. В мире существует огромное количество объектов разнообразных размеров, потому Вы можете сосредоточить свое внимание практически на чем-угодно, если Вам удалось сделать визуальный акцент на данном объекте в выгодном свете.
Детальные снимки маленьких объектов не всегда стоит возводить в ранг фотоискусства…
В этом случае длиннофокусные объективы действительно не имеют себе равных. Мне нравится делать наводящие на размышление снимки с дальнего расстояния при помощи увеличивающего телефото объектива. Узкий угол обзора позволяет сфокусироваться на двух-трех элементах, а небольшая глубина заднего плана создает мягкий фон, не отвлекающий внимания от основного объекта.
4 Линии и текстуры
Иногда снимок должен передать больше при помощи графики и текстуры, чем через физический объект фотографии. Если сделать это правильно, можно создать великолепное визуальное повествование, в котором смысловая нагрузка объекта весьма ограничена. Экспериментируйте с линиями, формами, цветами, рисунками и прочими абстрактными объектами, которые Вам нравятся. Тени могут стать мощным композиционным элементом, поскольку указывают зрителю на то, как объект связан с другими осязаемыми объектами вокруг него.
Экспериментируйте с линиями, формами, цветами, рисунками и прочими абстрактными объектами, которые Вам нравятся
5 Человеческие детали
Зачастую люди – самые лучшие объекты для снимка, так как будучи людьми, мы все имеем отношение один к одному и несем ответственность друг перед другом на определенном уровне.
Зачастую люди – самые лучшие объекты для снимка…
Существует бесконечное множество деталей, которые можно запечатлеть снимая людей и их действия. Старайтесь фокусироваться на таких элементах как взаимодействие, движение, эмоции и их ассоциации с другими людьми и с миром в целом.
Заключение Лучшее – враг хорошего
Точность вряд ли приведет зрителя в восторг и привлечет его к Вашей фотографии. Для этого картинка должна нести чувства, стиль и послание.
Помните, Вам вовсе не обязательно показывать картину в целом. Иногда одна-единственная деталь может стать мощным снимком. Экспериментируйте с обрезанием и с увеличением объектов съемки для того, чтобы показать минимальное количество визуальной информации, необходимой для хорошего фотоснимка. Вероятно, Вас удивит то, насколько мало нужно показать для того, чтобы создать значительную картину.
Я люблю повторять, что каждый раз, когда Вам удалось разбудить воображение зрителя, Вы достигли цели и сделали удачный снимок. Стремитесь к простоте при фотографировании, и увидите, насколько полно Вы можете воплотить потенциал этой концепции для наилучшего результата.
Фотар в социальных сетях: Facebook, Вконтакте и Telegram