Абстрактные фотографии природы | Foto-kadr.ru

Абстрактные фотографии природы

Абстракции и фотографии природы в проектах Петроса Кублиса

Бескрайние ландшафты, текучесть природных форм, абстракции, одинокие животные и ни одного человека в объективе фотографа Петроса Кублиса (Petros Koublis).

Тихие и простые фотографии природы основаны на личной философии автора — иррациональной чувствительности.

36-летний Петрос Кублис — греческий фотограф родом из города Серре, в настоящее время проживающий в Афинах.

Петрос Кублис начал свой путь в фотографии в 2000 году. До этого он посвятил несколько лет живописи, считая это своим предназначением. Однако стоило фотокамере попасть в его руки, как представление Кублиса о деле жизни изменились.

«Фотография каким-то образом сама пришла в мою жизнь, я даже не осознал это. В какой-то момент я обнаружил себя с камерой в руках и с мыслями, как это знакомо и естественно»

Петрос изучал фотографию в Афинах и участвовал в серии семинаров по истории фотографии, но больше всего на развитие личного стиля Кублиса повлияло постоянное самостоятельные исследования.

С 2004 года он профессионально работает фотографом, занимаясь фешн-фотографией и портретной съемкой. Его изображения были представлены на крупных художественных и дизайнерских площадках, в журналах, таких как British Journal of Photography, the Royal Photographic Society Journal, European Photography, Esquire Russia и другие. Сейчас он пишет для американского издания The Huffngton Post и работает фотографом в Соединенных Штатах и в Европе.

Для Петроса фотография сродни археологии, только понятие времени полностью изменено: археология обнаруживает то, что пережило прошлое, в то время как фотография создает то, что намеревается пережить будущее. Часто фокусируясь на природе, Петрос Кублис исследует скрытые аспекты и мистический характер пейзажей.

«Я верю, что у природы есть символы, которые пробуждают внутри нас воспоминания о том, кто мы и откуда пришли. Я стараюсь найти их, изучить, понять, почему оливковая ветвь или вид моря пробуждают во мне эмоции»

Проект In Landscapes: тишина афинских пейзажей

Город и природа, агония и тишина — проект IN LANDSCAPES открывает для нас параллельный мир афинских пейзажей.

Семиты (Semitas) Сонный (Somnolent)

На окраине греческой столицы мы теряемся в другом мире — пейзаже вневременной природы и терпеливой тишины — там, где город сменяется сельской местностью.

Окруженный тишиной столетних оливковых рощ, лугов, гор и морей город борется за свое существование, столкнувшись с жесткой и напряженной реальностью, депрессией и кризисом. Тишина, которая царит менее чем в 30 милях от беспокойного центра, окружает громкий и отчаянный крик столицы. Окраина столицы живет в параллельной реальности, где время движется с другой скоростью. Это место говорит с человеческим духом на давно забытом языке.

Петрос стремился выразить неопределенное, мистическое присутствие, которое блуждает в этих областях, потерянная связь между городским жителем и красотой, которая всегда остается далекой, странной и незнакомой.

Чувства и образы в проекте In Dreams

В своей серии IN DREAMS Петрос Кублис сосредотачивается на визуальной чувствительности, исследуя меланхоличные сцены тотального бездействия.

Укрытие (Illatebra) Символ (Symbolo)

Кублис терпеливо дожидается пейзажного кадра, в который часто попадают одинокие птицы или животные. При этом фотограф не скрывает, что намеренно не включает в композиции человеческие фигуры.

«Мы никогда не сможем смотреть на солнце и звёзды так, как это делали наши предки, а животные, возможно, могут»

Идея обращения к первобытному опыту прослеживается во всех проектах Кублиса. Им движет желание преодолеть границы разума и поднять завесу, чтобы почувствовать другую реальность — искаженные остатки фантазий целых народов, вековые мечты человечества. Петрос считает опыт взаимоотношений с природой очень интимным.

Цель серии — обнажить чувства в обход разума. В работах Кублиса рассудку не за что зацепиться — высохшие пустыни, одинокие животные, обнаженные скалы, беспокойные воды прибоя. Чувства порождают образы, которые восходят к забытой истории нашего происхождения. В работах присутствует момент внезапности, впечатление спонтанного видения или сновидения.

Абстрактный фотопроект Advaita

ADVAITA — ведическое учение, которое идентифицирует индивидуальное Я (атман) с основанием реальности (брахман).

Серия фотография ADVAITA выбивается из ряда проектов Кублиса: никакой природы, только абстрактные изображения, которые обращаются к нашему подсознанию, поднимая на поверхность неконтролируемые мысли и чувства.

Благородный (Arya) Шравана — слушание священных писаний (Sravana)

Основная идея серии — единство всего. Мир зависит от сознания, сознание зависит от мира. Они оба возникают и разрушаются, опираясь друг на друга.

Петрос говорит, что личности не существует, есть только вездесущее сознание: «Идентичность — утверждение, что то, что появляется в нашем сознании, является волевым, зависит от нас. Мы говорим: я вижу, слышу, чувствую запах, касаюсь, чувствую вкус, но ни одно из этих действий не сопровождается волевым актом. Мысли и идеи поднимаются в нашем сознании помимо нашей воли, как и наши чувства. Мы не можем знать, какая мысль появится в нашем сознании, какие идеи возникнут в ближайшие несколько минут».

Ум может прийти к этому осознанию и вместо того, чтобы пытаться слиться с несуществующей личностью, он сольется с вездесущим сознанием.

Мы — всего лишь сознание, постоянное и безмолвное, пустое и вездесущее

Ландшафты Тиноса в серии Anama

В самом сердце Эгейского моря находится остров Тинос. Ландшафт греческого острова во внешней суровости сохраняет память о древней истории. Сильные ветры шепчут давно забытые легенды о Кале и Зета, крылатых сыновьях-близнецах Бореаса и Орейфии, которые умерли в Тиносе от руки Геракла. Их отец, Борей, бог северного ветра, оплакивая их, освободил ветры, которые и по сей день терзают остров и формируют неуловимый и вечный пейзаж.

Морская нимфа (Cymodoce) Акаст — в греческой мифологии сын Пелия и Анаксибии, один из аргонавтов (Acaste)

Проект ANAMA был инициирован находящейся в Афинах фирмой Talc Design Studio и был заказан местной группой предпринимателей. Идея заключалась в том, чтобы показать духовную часть острова, куда каждый год приезжают тысячи паломников.

В этой серии Петрос чествует изменчивую, текучую форму — смену ландшафта от измотанной бурями северной части острова к более мягкому югу. Он безупречно передал магическое место в совершенной визуальной интерпретации. Это обращение к нашему собственному первобытному опыту не как индивидуальностей, а как непрерывно присутствовавших свидетелей жизни. Это остров, сформированный мифами. Пейзаж, который сам по себе является мифом.

Фотографии Петроса Кублиса вызывают мифическое, почти потустороннее чувство, изображая божественные ландшафты Тиноса.

Если вам понравились природные ландшафты Петроса Кублиса, и вы хотите продолжить знакомство с пейзажной фотографией, то обязательно прочитайте нашу статью о серии снимков Брендана Линча в горах Кедлингарфьёдль, в Исландии.

Абстрактные фотографии природы

Абстрактным называется то, что мы видим, но не можем подобрать точного определения что именно находится перед глазами. А может ли природа быть абстрактной? Не совсем. Чаще всего мы сможем сказать какая именно часть растения или ландшафта перед нами, но навряд ли мы сможем определить точное название, представить размеры и общую структуру.

Посмотрим на следующую фотографию. Это могут быть листья пальмы. Но нет. Это подсвеченный сзади кактус Питайя, сфотографированный на макрообъектив.

На самом деле правил в создании абстрактной фотографии быть не должно. Изображенное на снимке может легко узнаваться, а может и нет. Подобные фотографии могут содержать лишь часть объекта. Крупный план не позволит определить большинство характеристик объекта, таких как размеры, разветвлённость и т.д. На снимке может быть лишь текстура. Движение может создавать отличные абстрактные рисунки при длительной выдержке. Течение воды или покачивающиеся ветви деревьев. Всё это создаёт уникальные виды. Для создания подобных снимков не нужно специальное оборудование. Достаточно обычного фотоаппарата и воображения.

Первое, о чем следует позаботиться, это то, что фотография должна выглядеть приятно. Особых настроек фотоаппарата для создания абстрактных снимков не существует.

Также важно не привязывать свои размышления к рамкам и стереотипам. Правильные настройки очень важны. Вы их должны почувствовать. Для этого необходим хотя бы какие-то знания о выдержке, диафрагме, светочувствительности и т.д. Стреляйте по мишеням в ручном режиме. Не бойтесь ошибиться. Автоматические режимы будут подгонять экспозицию к определённому стандарту. Нам нужно отойти от этого.

Диафрагма отвечает за глубину резко изображаемого пространства, фокусное расстояние – за степень размытия, а выдержка за передачу движения. Кроме всего этого нужно помнить об экспозиции. Наблюдательность важна не меньше умения пользоваться фотоаппаратом. Самые мелкие объекты могут быть в макрорежиме идеальными объектами для съёмки.

Хоть для абстрактной фотографии и нужно отходить от правил, но всё же есть кое какие ориентиры, которые помогут видеть снимки: линии, формы, цвета, узоры и текстуры:

Линии

Линия – это самый простой и базовый элемент дизайна. Из линий строятся любые изображения, формы и фигуры.

  • Скрещивающиеся линии. Такие линии направлены в разные стороны. В определённых местах они пересекаются. В зависимости от расположения и количества линий у зрителя может появляться ощущение хаоса.
  • Искривлённые линии передают более спокойные эмоции, чем линии прямые. Взгляд более спокойно скользит по искривлённым линиям.
  • Повторяющиеся линии и узоры. Такие элементы придают фотографии ритмичность, повторяемость и динамику (движение).
  • Диагонали намного более приятны для глаза чем горизонтали и вертикали. Взгляд по ним скользит плавно и размеренно. Хитрость получения диагональных линий заключается в том, что в абстрактной фотографии не обязательно следить за горизонтом. Поэтому можно смело наклонять фотоаппарат на нужный угол.

Ветви деревьев как будто растут из тумана и создают хаос из пересекающихся линий.

Форма

Природа полна формами. Нельзя их игнорировать, ведь они являются самым важным элементом. Мы можем отказаться от цвета или от текстуры, но форма должна быть всегда. Для хорошего абстрактного снимка нужно выбрать подходящую форму, которая будет вызывать позитивный отклик у зрителя. Обрезаем кадрированием всё лишнее. Нам не важно что это за объект. Нам нужна лишь его часть. Основная форма.

  • Круг имеет плавность и непрерывность. Он бесконечен. Круг – очень чувственная форма.
  • Треугольник перебаёт чувство фундаментальности и стабильности. Треугольник – это самая устойчивая фигура в геометрии. Треугольник надёжен когда стоит на своём основании и не надёжен, когда стоит на одной из граней.
  • Квадрат – упорядоченая фигура. Стабильная и сильная.
  • Спираль вызывает ощущение движения энергии. Это гибкая фигура, которая ассоциируется с цикличным движением.

Самый богатый выбор форм в природе можно встретить рассматривая цветы. Они всегда имеют уникальную форму и цвет.

Текстура

Одним из лучших источников текстур являются камни. Они сочетают в себе богатый набор линий и цветов.

Узоры можно сравнить с текстурами, но их структура более чёткая. Иногда узоры имеют повторяющийся рисунок с математической точностью. Самые поразительные узоры, которые создаёт природа – это снежинки. Также по своему уникальна паутина.

Паутина с утренней росой — очень интересный объект для съёмки. Мы видим множество структурированных повторяющихся линий. Также в данном примере очень интересно использована малая глубина резкости. Такой подход изолирует фотографируемый объект от фона.

В фотографии цвет имеет особую роль. Он создаёт настроение, акценты. Что-то выделяет, а что-то скрывает. Цветные снимки способны дольше удерживать внимание зрителя чем черно-белые.

Пожелтевшие осенние листья отражаются в лёгкой ряби водоёма.

Советы по поиску абстрактных образов в фотографировании природы:

  • Снимайте обычные объекты. Всё, что находится вокруг вас может стать объектом для абстрактной фотографии. Обычные деревья, кусты, трава, камни, песок, снег, ракушки, капли, лужи…
  • Пользуйтесь диафрагмой и фокусным расстоянием. Концентрируйте внимание на конкретных объектах при помощи ГРИП. Открывайте диафрагму и используйте большое фокусное расстояние чтобы сильнее размыть фон. Или делайте всё наоборот для того, чтобы объект съёмки слился в одну зону резкости с фоном. Всё зависит от вашей задумки.
  • Применяйте эффект движения. Применяйте длительную выдержку. Днём используете нейтрально серые фильтры для ослабления светового потока и увеличения времени экспонирования кадра. В случае с бурлящей водой реки или ручья, ветвями в ветреную погоду можно получить очень интересные эффекты.
  • Применяйте нестандартные настройки баланса белого. Создавая абстракцию совсем не обязательно передавать естественный цвет. Не стандартный баланс белого позволит иначе взглянуть на обычные вещи.
  • Добавляйте насыщенность цветов. Это лучше делать в графическом редакторе, хотя практически все фотоаппараты справятся с этой задачей. Но в графических редакторах больше свобода действий и контроль результата.
  • Следите за светом. Свет может делать из самого обычного кадра не стандартный абстрактный снимок.

Бурный поток воды на длинной выдержке ​создаёт плавные волнистые линии, которые как бы проскальзывают по снимку и создают рисунок, чем-то напоминающий флаг.

Размытость в абстракции

Для передачи движения не обязательно ждать ветреную погоду. Тем более при съёмке камней, грунта, текстуры деревьев ветер не внесёт ни каких изменений. А вот фотоаппарат двигать можно всегда. Это открывает огромный плацдарм для экспериментов. Двигайте камеру, крутите кольцо зума во время экспонирования кадра. Возможно придётся сделать не один десяток снимков пока получится что-то действительно интересное.

Снимайте контрастные сцены с хорошим освещением и чёткими линиями.

Деревья в ярком свете солнца размыты по вертикали при помощи движения фотоаппарата. Движение камеры вдоль линии, образуемой стволами деревьев как бы удлинило их и придало снимку динамику. Фотография сделана на выдержке 1/15 секунды с диафрагмой F/11 и светочувствительностью ISO200.

Абстрактные фото природы

Какое же точное определение можно подобрать для «абстрактной» cъемки фото природы? Природа позволяет очень просто создавать реалистичные и сказочные фотографии, но что же делать с абстрактностью? Возможно, вы слышали такую формулировку: «Если увиденное воспринимается как какой-то конкретный объект – оно не может считаться абстрактным». Но давайте не согласимся.

Снимок подсвеченного сзади кактуса Питайя, сделанный на макрообъектив. Вы видите цветные диагональные линии.

Не существует чётких правил для создания абстрактных фотографий. Объект на фотографии может быть как узнаваемым, так и не узнаваемым. На абстрактных снимках может оказаться лишь небольшая часть объекта или же множество объектов. Часто за абстрактностью будет стоять ограниченная часть объекта, раскрывающая форму, рисунок, цвет или текстуру. Движение тоже способно «создавать» абстрактные фотографии: текущая вода или ветер, качающий цветок. Чтобы сделать абстрактную фотографию на природе вам не нужно какое-то особенное оборудование – хватит лишь фотоаппарата и, самое главное, вашего воображения. Важно, чтобы ваш снимок получился визуально приятным вне зависимости от того, способны ли вы узнать на нём объект съёмки или нет.
В этой статье вы не найдёте магических настроек для фотоаппарата, позволяющих делать абстрактные снимки. Вам нужно думать вне рамок стереотипов. «Обнаружение» правильных настроек часто является ключом к великолепным абстракциям. Не бойтесь переключить ваш фотоаппарат в ручной режим и экспериментировать с различными значениями диафрагменного числа и выдержки. Не забывайте, что от степени открытия диафрагмы будет зависеть глубина поля резкости, а выдержка будет отвечать за резкость/размытость снимка. Также обычные правила композиции фотографий не всегда будут применимы к абстрактным снимкам. Важно стать супернаблюдательным: искать даже самые маленькие объекты, благодаря которым можно будет сделать абстрактную фотографию.
В то время как другие виды фотографии дают нам возможность рассказать историю или запечатлеть событие, абстрактная фотография позволяет «словить» эмоции. Существует 5 элементов, которые стоит рассмотреть, говоря об абстрактной фотографии: линии, формы, текстуры, узоры и цвета:

Линии

Линии являются базовым элементом в дизайне, и они используются как фундаментальные элементы в любом художественном изображении.

  • Пересекающиеся линии – это линии, которые идут в разных направлениях (в фотографию и из неё), что может создать у смотрящего на снимок ощущение хаоса.
  • Изогнутые линии, выражая намного более сдержанные эмоции, чем прямые линии, позволяют глазам смотрящего исследовать фотографию более спокойно.
  • Повторяющиеся линии или линии в повторяющихся узорах наделяют снимок силой и предсказуемостью, ощущением ритма и движения.
  • Диагональные линии визуально более приятны, чем вертикальные и горизонтальные линии. Они будут вести взгляд смотрящего намного более плавно, чем прямые вертикальные линии. (Наклоняя фотоаппарат, вы можете превращать вертикальные и горизонтальные линии в диагональные линии.)

Сикаморы, вырастающие из тумана, как пример пересекающихся линий.

Формы

Различные формы встречаются в природе повсеместно. Их можно использовать в качестве визуального наполнения фотографии. Чтобы сделать абстрактную фотографию, выберите интересную и приятную форму. Очень важно, чтобы форма вызвала эмоциональный отклик у смотрящего не неё человека; это называется фактором «вау».

  • Круги «скрывают» плавное движение, непрерывность и чувственность.
  • Треугольники создают ощущение стабильности, если расположены на своём основании, или ненадёжности, если стоят на одной из своих граней.
  • Квадраты показывают стабильность и порядок.
  • Спирали вызывают ассоциации с энергией, гибкостью и кругами жизни.

Цветы являются отличными источниками абстракций в природе благодаря своим великолепным цветам и формам.

Текстуры

Текстура создаётся грубостью поверхности и может казаться абсолютно беспорядочной. Текстуры часто являются производным от линий. Свет и тень создают глубину (для съёмки текстур может пригодиться макрообъектив).

Камни – это замечатльный объект съёмки, если вы хотите заснять текстуры, линии и цвета, создающие уникальные природные абстракции.

Узоры

Узоры похожи на текстуры, но намного более структурированы. Узоры иногда могут быть математически скомпонованы Матерью Природой. Например, это могут быть снежинки или паутина.

Паутины с каплями воды – замечательный пример абстрактных узоров и повторяющихся линий в природе. Обратите внимание на использование глубины резкости, чтобы изолировать паутину от фона.

Цвета

Цвета на абстрактных фотографиях помогают привлечь внимание смотрящего на них человека. Ищите дополнительные цвета, потому что они помогут дольше удерживать внимание человека.

Осенние цвета отражаются в ряби на воде.

Ещё несколько советов, которые помогут вам начать собственный проект с абстрактными фотографиями природы:

  • Фотографируйте привычные объекты. Деревья, камни, песок, ракушки, капли росы – даже самые заурядные объекты могут «превратиться» в абстрактные снимки.
  • Используйте глубину резкости, чтобы получить фотографию, которую вы хотите. Меняйте значение диафрагменного числа, чтобы контролировать поле резкости. Это особенно полезно при съёмке текстур, когда вам может понадобиться, чтобы весь объект был очень чётким.
  • Используйте движение. Использование длинных выдержек, чтобы сфотографировать объект в движении, может дать некоторые очень интересные эффекты.
  • Экспериментируйте с балансом белого. Как было упомянуто ранее, при создании абстрактных фотографий вам не всегда нужно следовать обычным правилам традиционной фотографии, поэтому вы можете смело менять баланс белого, чтобы получить интересные цвета.
  • Увеличивайте насыщенность цветами, чтобы сделать цвета приятными, и ищите дополнительные цвета.
  • Ищите творческие способы использования света для создания различных эффектов на ваших абстрактных фотографиях.

Поток воды, «пойманный» с помощью длинной выдержки, создаёт линии, которые плавно «скользят» по фотографии.

Абстрактная размытость

Ещё один метод, с которым можно поэкспериментировать, заключается в использовании движения фотоаппарата для создания абстрактной размытости. Абстрактная размытость отлично подходит для тех природных сцен, которые не вызывают достаточного творческого вдохновения. Этот метод предполагает большое количество экспериментирования. Вы удалите намного больше фотографий, чем оставить, но полученные результаты будут того стоить, когда вам удастся поймать тот самый снимок.
Ищите объекты с линиями, яркими цветами и хорошей контрастностью, вроде деревьев и цветов. Опасно: этот метод может вызывать привыкание!

На данной размытой с помощью движения фотоаппарата фотографии запечатлены деревья в утреннем свете. Фотоаппарат двигался вертикально вдоль линий деревьев. Настройки фотоаппарата: 1/15 секунды при F/11, ISO 200.

Чтобы настроить свой фотоаппарат для абстрактной размытости:

  1. Установите либо ручной режим, либо режим приоритета выдержки, в зависимости от того, в каком режиме вам удобнее фотографировать.
  2. Установите минимальное возможное значение ISO.
  3. Установите выдержку на значение в рамках от 1/4 до 1/20 в зависимости от объекта съёмки и расстояния до него. Чтобы получить размытие объектов, которые находятся далеко, может понадобиться более длинная выдержка, чем для получения аналогичного эффекта при съёмке близких объектов.
  4. Подкорректируйте значение диафрагмы, чтобы получить хорошую экспозицию, как бы вы сделали это при создании любой другой фотографии.
  5. Ищите возможности для съёмки со слабым освещением (например, рано утром или поздно вечером), которые располагают к использованию длинной выдержки без необходимости использования очень маленького открытия диафрагмы. Возможно, вам понадобится нейтральный светофильтр, если сцена окажется слишком яркой.
  6. Выставьте фокус. Важно сфокусироваться на объекте, даже несмотря на то, что итоговая фотография будет казаться не в фокусе. Нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы сфокусироваться на вашем основном объекте (удобным инструментом в данном случае может оказаться фокусировка задней кнопкой).
  7. Теперь, когда ваш объект в фокусе, нажмите кнопку спуска затвора полностью и двигайте фотоаппарат, следуя линиям объекта. Отпустите кнопку, когда выйдите за рамки объекта, при этом важно сохранять движение до момента, когда затвор будет полностью закрыт. Так все оттенки цветов на фотографии сохранятся однородными в рамках выставленной экспозиции. Экспериментируйте со скоростью движения фотоаппарата, чтобы добиться наилучших результатов.
  8. Повторяйте данный алгоритм до тех пор, пока результат не удовлетворит вас.

В заключение: следующий раз, когда вы выйдите куда-либо с фотоаппаратом, будьте наблюдательными и ищите визуальные детали и интересные способы выразить ваши эмоциональную и творческую точки зрения с помощью абстрактных фотографий природы. Если у вас есть какие-нибудь другие идеи о том, как создавать абстрактные снимки природы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

Спонтанные абстракции
Влада Багно

Член клуба «Российское фото» Влад Багно уже рассказывал о своем увлечении абстрактной фотографией. Мы решили вернуться к этой теме и поговорить о ней более предметно.

—Влад, чем вас привлекают абстрактные сюжеты?

— Порой в самых обычных вещах, в том, что нас окружает, можно найти неожиданные и очень интересные сюжеты.Глядя на них забываешь, что это что-то обычное и скучное, и видишь эдакое волшебство превращения чего-то непримечательного в творческое произведение. Интересный кадр можно найти буквально везде — дома, на работе, на прогулке, вне зависимости от времени суток, освещения и погоды. Часто в таких сюжетах проявляются изящество и лаконичность объектов.

Их можно увидеть и в природе — в рисунке снега, воды, песка, расположении веток, травы и тому подобном. Их можно увидеть и в том, что сделано человеком. Это может быть абстракция, в которой главное — цвет, сочетание и взаимное расположение объектов разных цветов, а может быть кадр, в котором главное — форма и геометрия, где цвет только отвлекает от главного, и в таком случае фотографию надо делать черно-белой.

— Как долго вы уже снимаете подобные сюжеты и можете ли вспомнить, с чего начался интерес к ним?

— С чего конкретно начался интерес — не помню. Само собой так случилось, какого-то резкого перехода от съемки в других жанрах к абстракциям не было. Одну из первых подобных фотографий я сделал еще в 2004 году своей первой цифровой мыльницей 3,2 мегапикселя. Удивительно, но та работа нравится мне до сих пор, чего я не могу сказать о многих других своих снимках, сделанных позже и лучшей фототехникой.

— Сразу ли вы их видите, они буквально бросаются в глаза или же вы замечаете их уже в процессе съемки, обработки?

— Большинство таких сюжетов я вижу сразу, но, к сожалению, не всегда могу точно донести, воплотить в конечном кадре то, что обнаружили захотел показать. Часть сюжетов получается увидеть уже при просмотре отснятого материала, в том числе и фотографий в других жанрах.

— Расскажите о географии своих абстрактных фотографий. Где они сделаны?

— Везде, где была под рукой фотокамера, — в своей квартире, во время прогулок, в поездках по городам и странам; даже в больнице после операции что-то такое пытался снимать, борясь со скукой и общей атмосферой больничных коридоров.

— Насколько российские города щедры на абстрактные сюжеты?

— Не могу выделить какие-то отдельные города, такие сюжеты можно найти практически везде и всегда, и если это получается, я прихожу в восторг. Безусловно, богата ими Москва: благодаря разнообразию архитектурных форм здесь соседствуют старина и XXI век. По-белому завидую некоторым фотографам, которые особенно хорошо умеют находить абстракцию в столице. Хотя мне проще делать это в маленьких городках и деревнях.

— Можете ли вы вспомнить какую-либо поездку или случай, особенно богатые на абстрактные сюжеты?

— Возможно, несколько больше обычного я снимал их в поездке по Республике Коми. Запомнился один мартовский день под Сыктывкаром: пасмурное небо, плюсовая температура, лужи на дорогах и снег в полях, ничего примечательного в плане интересных пейзажей не было. И вот, проезжая мимо такого поля, я вдруг захотел выйти из машины и пройтись по нему. Спустился с дороги, оказался по колено в снегу, а передо мной — большая белая-белая равнина и темное пасмурное небо, снежная туча. Вот этот простор, контраст, равновесие светлого и темного мне очень понравились, захотелось сделать странный двухцветный кадр с горизонтом посередине.

— Есть ли у вас пример для подражания в абстрактной фотографии?

— Мне очень нравятся абстрактные работы самых разных авторов, некоторых я знаю по публикациям, по фотосайтам, кого-то лично. Но подражать не люблю и стараюсь этого не делать. Фотограф старается вложить в снимок часть своей души, свое видение; зачем же я буду подражать ему, если мы отличаемся и каждый из нас может создать что-то свое, уникальное? Люди все разные, и это здорово.

Недавно мне про одну фотографию сказали, что она похожа на серию работ двух интересных авторов — Хироси Сугимото и Марка Ротко. С одной стороны, приятно, что с кем-то из признанных мастеров мысль пошла в одном русле, с другой — досадно, что похожее у кого-то уже было, хотя я и не знал об этом, не видел их работы. Кто-то может решить, что я всего лишь подражал.

— Какой у вас процент абстрактных фото за всю съемку?

— Трудно сказать. Бывают съемки вообще без абстрактных кадров, а бывает, что из всей съемки только такие работы,сделанные случайно, и нравятся. Вообще фотографии с абстракцией, геометрией я практически всегда снимаю спонтанно, когда при взгляде на что-то ко мне внезапно приходит мысль.

— Что для вас значит абстрактная фотография — демонстрация взгляда фотографа, показ геометрии и форм или нечто большее?

— Видение автора, демонстрация своего взгляда, воплощение идеи. Возможность показать частичку мира другим людям такой, как ее вижу я своими глазами. В каких-то абстракциях основное заключается в минимализме, который я очень уважаю в кадре. В других — присутствует некий хаос из объектов или цвета, который, однако, складывается в общую единую и цельную картинку, интересную взгляду.

— Кадрируете ли вы фото в большинстве случаев при постобработке?

— Не в большинстве, но бывает. Без кадрирования иногда не обойтись — когда хочется сделать квадратный кадр; когда в момент съемки невозможно было сделать его сразу, как хочется, и в него попадают посторонние объекты.

— Какими объективами вы предпочитаете снимать абстракции?

— Любыми, которые позволяют вовремя сделать кадр и воплотить в нем идею. Я снимал и стандартным штатным объективом, и фиксами, и телевиками. Фотографировать можно всем, что есть под рукой, — камерой или телефоном.

— Что вы можете посоветовать начинающим фотографам, которые тоже интересуются абстракциями?

— Очень помогает в этом деле желание фантазировать, искать и творить. Снимать для себя, следовать своим ощущениям, но при этом понимать свои действия и желаемый результат. И всегда полезно смотреть, изучать творчество художников, фотографов, дизайнеров и архитекторов.

— Благодарим за беседу и желаем новых привлекательных сюжетов!

Об авторе

Техника: Sony, Minolta.

Выставки, награды, достижения: «Russie eternalle» (Париж, сентябрь 2010), «Лучшие фотографии России 2009» (Москва, февраль 2010), «Лучшие фотографии России 2010» (Москва, февраль 2011), «Фотофорум» — стенд Sony (Москва, апрель 2010 и 2011), некоторые другие выставки в Москве, Тамбове, Липецке, Твери.

Источник вдохновения: жизнь, свет.

Лучший совет: ищите в жизни хорошее, доброе и будьте честны с собой.

Введение в абстрактную фотосъемку

Абстрактная фотография кажется чем-то неуловимым и сложным для описания определенным термином. Возможно, так случилось из-за абстрактной натуры идеи «абстракции» и закрепившихся неправильных представлениях об этом виде съемки.

Многие описывали данную тему со своей субъективной точки зрения и в этой статье я попытаюсь представить мою структуру работы с абстрактной съемкой. Она не будет ни верной, ни ошибочной, но ее можно применить к своим работам, процессу мышления и креативным идеям.

Что такое абстракция? На почве этого вопроса можно развести целую дискуссию. Фотографы навсегда привязаны к предметам, которые они снимают. Неразрывная связь с «реальностью» создает иллюзию того, что мы всегда видим перед собой фотографию чего-либо и это иногда задает тон снимка, либо же полностью портит его. Такой взгляд на фотографию полагается на то, чтобы увидеть объект в окружающем мире, полагаясь на их совместную связь.

В общих чертах, абстракция – это процесс, во время которого информация аккуратно удаляется, оставляя только очертания и ослабляя связь «объект-фотография». Например, возьмите лист бумаги и ручку, положите руку с пальцами врознь и обведите ее.

Теперь у вас есть только контур, модель руки без текстуры кожи, цвета, глубины формы и т.д. У нее даже нет отпечатков! Примерно так работает абстракция, мы отбрасываем часть информации и оставляем только то, что нам нужно. Контур, изображенный на скриншоте выше – это не обязательно моя рука. Таким образом, связь между субъектом и изображением теряется.

Абстрактные идеи сильнее обобщены, чем их исходные субъекты. Например, понятие «еда» более абстрактно, чем «фрукты», а «яблоко» — это уже конкретика. Может быть еще более детальный вариант – «зеленое яблоко». Таким образом осуществляется переход от абстракции к точному понятию.

Вы можете сказать: «Но на рисунке же ясно, что это рука. Как это может быть абстрактным изображением?». Это ловушка неверного понимания, в которую многие попадают. Изображения становятся абстрактными не потому, что перестают узнаваться. Это случается благодаря тому, что они передают не сам объект, а другие его качества – линии, текстуры, цвет, форму, узоры, ритм и т.д.

Способы создать абстрактную фотографию

Если абстракция отходит от определенных и конкретных вещей, как нам направить ее движение? Позвольте сказать, что все фотографии в какой-то мере абстрактны! Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы направляете объектив на трехмерный мир и на выходе получаете двухмерную, плоскую картинку. Вы только что оставили одно измерение позади. Это один уровень абстрагирования, несмотря на то, что мы уже к нему привыкли.

Также, если взять цветную фотографию и конвертировать ее в черно-белый, вы отбросите сведения о цвете. Однако, истинное значение абстрактных фотографий идет намного глубже, чем упомянутые выше примеры.

Абстракция методом изоляции или исключения

Глядя на объект, вы можете увидеть возможность для создания абстрактной фотографии, так как некоторые участки могут содержать обособленные от самого предмета контрастные линии, текстуры, цвета, фигуру или форму. Это можно сделать либо во время съемки, либо при помощи кадрирования на этапе постобработки, чтобы изолировать нужные участки.

Снимок выше – один из видов абстракции, в которых основной объект, каким бы он ни был, отсекается. В итоге у нас осталось две сильные линии с острыми краями и интересная блестящая текстура. Это уже не фотография «чего-либо», а нечто, предоставленное как самостоятельная часть, отделенное от основного объекта и полностью полагающееся на линии, формы, узоры, текстуру, цвет, ритм и структуру.

Абстракции методом увеличения дистанции

По мере того, как мы отдаляемся от субъекта, информация теряется. Это может стать особенно заметно на больших расстояниях, например, при аэрофотосъемке, где видимость ухудшается по мере роста высоты.

Фотография выше – одна из работ моей серии Инфракрасные ландшафты (Infrared Earthscape). Я сделал их из окна самолета, когда летел из Провиденса в Солт-Лейк-Сити, используя камеру, способную снимать в инфракрасном свете. Похожие на текстуру детали состоят из огромных холмов, гор и долин. При этом всё выглядит крошечным, словно текстура кожи под микроскопом. Конечно, густое снежное покрытие тоже сыграло свою роль в процессе абстрагирования, убрав некоторые детали.

Абстракция методом сокращения дистанции

Когда мы очень близко подбираемся к некоторым субъектам, вещи, которые обычно малозаметны, могут проявиться как отделенные абстрактные детали. На снимке выше присутствуют толстые линии, исходящие из похожей на арку полосы, и черная обводка. Сам объект при этом становится нематериальным. Яркий сплошной оранжевый цвет еще больше подчеркивает абстрактность.

Абстракция в движении

Еще один способ отбрасывать информацию, создавая тем самым абстрактную фотографию – движение. Двигаться может сам субъект, фотограф, камера или все вместе. Это можно получить, например, перемещая камеру вверх во время съемки деревьев. Хотя это может исключить часть информации, деревья все еще остаются основным элементом, хотя и в более импрессионистичной манере. Я говорю о движении, которое в большей степени растворяет информацию, оставляя позади некоторые цвета, узоры и линии.

Снимок выше был сделан из двигающегося поезда поздним вечером, где-то между Провиденсом и Вашингтоном. Линии и цвета получились из-за движения поезда и моего преднамеренного вращения камеры.

Абстракция методом случайных узоров

Вы можете узнать или не узнать то, что представляет этот снимок – это не важно. Ключ в том, что я никак не контролировал создание этого узора. Единственным решением был момент, когда я нажал на кнопку спуска затвора. Я основывался не на том, что видел, а на своих ожиданиях, что камера должна запечатлеть узор в течении 5-6 секунд, какой бы формы он ни был. Во время процесса съемки я забраковал множество кадров, так как результат был мне не интересен по определенным причинам.

Абстракция методом перемен

Цвет и оттенки – важные элементы фотографии. Мы ожидаем получить определенную связь между разными участками снимка и их цветами. Эту ожидаемую структуру можно поменять либо на этапе постобработки, либо непосредственно во время съемки, создав совершенно другой вид абстрактной фотографии.

Снимок выше – еще одна работа из моей серии Инфракрасные ландшафты. Она сделана при помощи камеры, чувствительной к инфракрасному свету. Обычно такие фотографии имеют другие цвета в зависимости от того, как они взаимодействуют с инфракрасным светом и сенсором фотоаппарата. Я еще и самостоятельно изменил цвета, добавив сюрреалистичности. Результат –снимок безымянной местности, наполненный сложными для распознавания деталями. Текстура, узоры, линии и новый цвет стали структурными элементами, а не определенным местом на карте. Даже обычная инверсия может создать интересные абстрактные изображения из некоторых фотографий.

Выводы

Узнаваемости объекта нечего делать в абстрактной фотосъемке. Я считаю, что фундаментальное различие в том, представляет ли художник объект либо другую графическую структуру. Посмотрите на работы Аарона Сискинда (Aaron Siskind), на которых можно различить шелушащуюся краску или кучу камней. По мере быстрого исчезновения этой узнаваемости вы остаетесь с поверхностью фотографии и ее содержимым, отделенным от объекта. Еще один пример – фотография стены дома от Андре Кертеса (André Kertész), на которой четко видно, что перед нами здание, но нет никакого смысла на этом концентрироваться, ведь кадр полон разных геометрических фигур, создающих сильную структуру. Снимок вполне может иметь абстрактные качества или читаться разными способами.

Я изложил свой взгляд на создание абстрактных фотографий, предоставив вам почву для размышлений. Я использую такую же структуру, когда смотрю на абстрактные работы других фотографов. Вам этот подход может пригодиться для работы или понимания абстрактной съемки, а может быть бесполезным. В любом случае, я буду готов услышать ваши мнения в комментариях.

Как делать абстрактные фото. Урок по фотографии

Пришло время повеселиться и выйти из повседневной рутины, о который вы может даже не догадываетесь. Пришло время создавать изображения, основанные на цвете, свете, эмоции, не беспокоясь о резкости и деталях.

Пришло время экспериментов с абстрактной фотографией.

В этом уроке по фотографии вы получите 6 дельных советов как делать абстрактные фото!

Абстрактный (прилагательное): выражение идей и эмоций с помощью таких элементов, как цвет и линии без намерения создать реалистичную картину.

У вас уже есть все необходимые для этого инструменты (камера или даже смартфон), так что давайте рассмотрим некоторые способы создания впечатляющих абстрактных изображений.

Техники съемки абстрактных фотографий

1. Перемещайте камеру

Самым простым способом создания изображения, наполненного цветом и линиями, является размытие всего. Для большинства из нас это прекрасный подход. Я слышу, как вы восклицаете: «Я могу перемещать камеру и не беспокоиться об ее устойчивости? О, небеса!».

Все эти техники выявляются опытным путем, но я могу дать некоторые советы о том, откуда начинать.

Первым делом замедлите выдержку до 1/10-й секунды или больше. Как и в случае с панорамным размытием, здесь начинается самое интересное. Вы можете использовать режим Приоритет выдержки, или, если вы знаете как настроить камеру в режим Приоритет диафрагмы или Программный режим, то используйте их для получения той же выдержки. Вам также поможет в этом низкое значения ISO, как, например, 100 или ниже.

Во-вторых, ищите предметы в тени. Такая длинная выдержка потребует малого количества света, иначе снимок будет переэкспонирован.

В-третьих, сделайте несколько пробных снимков, передвигая камеру то в одном, то в другом направлении. Я знаю, это звучит, как плохой совет и весьма упрощенный, но все начинается именно так. Вы должны увидеть, что происходит со сценой перед вами, когда вы двигаетесь в одну или другую сторону. Затем начинайте двигаться по кругу или в случайном порядке.

Иногда предметы с прямыми линиями выглядят наилучшим образом, когда вы работаете с их структурой и направлением. Порой круглые предметы (цветы, например) прекрасно выглядят в хаотичном вращении. Это ваше официальное разрешение на выход их каких-либо рамок в фотографии. Некоторые изображения будут, мягко говоря, неудачными. Но могут получится на самом деле привлекающие внимание кадры.

2. Перемещайте предмет

Мне не нравились метки на вагонах поезда до тех пор, пока я не понял магию случайных цветов, движущихся на скорости 40 миль в час (65 км/ч).

Теперь я часто ищу взглядом цветные предметы только ради их цвета. Форма, предмет или предназначение могут быть не теми, что мне нужно, но, если я могу использовать цвет и заставить его двигаться именно так, как я хочу…я смогу передать суть этого цвета.

Это в некоторой степени похоже на технику рисования светом, но без предмета, излучающего свет. Подумайте, какие предметы можно перемещать, и ищите смелые цвета.

ВНИМАНИЕ: будьте осторожны с белым, желтым и другими очень яркими цветами. Их свойства таковы, что они заполняют сенсор слишком большим количеством информации и вытесняют любой другой цвет на снимке.

3. Удалите контекст

Зум объектив будет вашим лучшим другом в данном случае. Широкоугольные снимки даже с достаточным количеством размытия часто позволяют нам определить сцену, а не сосредоточится на цветах и эмоции. Абстрактным же изображениям поможет то, что невозможно распознать.

Позвольте привести пример. Что вы видите здесь (ниже)?

Теперь я показу вам контекст.

Чем больше вы выбираете отдельные детали, тем более абстрактным получается изображение!

4. Снимайте через предметы

Я все еще серьезно экспериментирую со съемкой сквозь предметы, но здесь есть много интересного. Очень удобно, когда есть способ удерживания предметов или крепления их на стойку для студийного света. Или же начните с повседневных предметов и работайте через цветное стекло, стеклянный блок или даже нанесите различные гели или жидкости (вазелин, оливковое масло и пр.) на чистое стекло или органическое стекло.

5. Мультиэкспозиция для получения абстрактных фото

Использование техники мультиэкспозиции иногда оставляет слишком много оригинальных, узнаваемых предметов. Я определил средние настройки моего Canon для работы с комбинированными снимками. Если хотите испугаться, то начните с темных настроек и приготовьтесь делать много тестовых снимков.

Мой метод состоит в том, чтобы сделать один кадр в основном в фокусе. Затем я делаю еще два под разным углом вне фокуса. Иногда это приводит к просто мягкому фокусу, и поэтому такое изображение нельзя считать достаточно абстрактным. Вот почему я предпочитаю использовать зум и лишать предмет контекста.

6. Постобработка как площадка для экспериментов

Вы знаете, как люди склонны жаловаться на большое количество постобработки в работах некоторых фотографов? Пришло время расширить границы и развлечься. Вы можете смягчить сцену, чтобы сделать ее еще более воздушной.

Или можете попробовать различные версии того же изображения, но в совершенно разной цветовой подаче (в данном случае я просто изменил температуру Баланса белого и Оттенок в Lightroom).

Как только изображение попадает в компьютер, позвольте себе делать с ним все, что угодно!

Заключение

Что мне нравиться в абстрактной фотографии больше всего, так это то, что она играет на нерве каждого из нас «Мне это нравится, но я не знаю почему». Я могу проанализировать каждое из этих изображений и рассказать, почему я выбрал его, но в итоге это не имеет значения. Речь идет о создании искусства ради искусства. Речь идет о возвращении к основам привлечения к искусству. Речь идет об удивлении от увиденного на LCD мониторе, пока вы нарушаете несколько правил, которых привыкли так тщательно придерживаться.

Основы абстрактной фотографии

Абстрактная фотография отличается тем, что для ее восприятия необходимо сконцентрировать внимание на форме, линиях и цвете, а не на деталях изображения. Для правильного восприятия таких фотографий нужно научиться абстрагироваться от привычного понимания реального мира.

Важно отметить, что человеческий мозг способен воспринимать цвет и форму, но не сами предметы. И поэтому, логическое мышление меньше задействовано при созерцании абстрактных фотографий, это дает возможность глазам лучше рассмотреть всю композицию фотоснимка.

Абстрактные фотографии хороши тем, что для их получения нет необходимости ехать в какие-то экзотические страны за невероятными пейзажами или потратить кучу времени на поиск интересного кадра. Абстракции можно создавать самому, даже не выходя из дома.

Чтобы создавать правильные абстрактные фотографии, фотографу необходимо понимать основные аспекты, на которых базируется данный вид фотографии – это форма, цвет и линии.

Форма. Абстрактная фотография должна начинаться с интересной формы, ведь именно форма является основой композиции, а цвет и линии только дополняют ее. Интересную форму можно найти в любом предмете – стоит только включить воображение. Здесь нет четких критериев выбора. Форма в абстрактном снимке должна вызывать эмоции и у фотографа, и у зрителя.

Цвет. Этот критерий важен для абстрактной фотографии тем, что он привлекает внимание зрителя. А более насыщенный и яркий цвет оказывает еще больший эффект и возбуждает нервную систему (дополнительной насыщенности цвета можно добиться, используя графический редактор). Также, немаловажен в этом случае и цветовой контраст – даже самая обычная по композиционному исполнению фотография будет смотреться более выигрышно за счет контраста.

Линии. В абстрактных фотографиях часто используют разнообразные линии, благодаря чему они смотрятся еще оригинальнее и интереснее. Существуют два способа использования линий:

1. Линии направляются к зрительному центру картинки, где располагается объект. С помощью таких линий можно направить взгляд зрителя к основному смысловому центру фотографии.

2. Просто провести линии через весь кадр, не направляя к смысловому центру. Так, зритель сможет долго «путешествовать» по фотоснимку, анализируя его. Этот прием подходит для абстрактных фотографий, но в классических его лучше не применять.

Правильная абстрактная фотография зависит от хорошо выстроенной композиции – чем она лаконичней и оригинальней, тем лучше выходит абстракция. Для этого нужно научиться правильно выделять самую интересную часть в увиденном.

Ссылка на основную публикацию