Абстракции в природе | Foto-kadr.ru

Абстракции в природе

Абстракции в природе

Абстракционизм — направление в искусстве начала XX в., в рамках которого художники отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

Удивительно, но именно абстракционизм стал способом достижения гармонии: в начале XX вв. привычный материальный мир стремительно менялся, и художники вызывали ощущение полноты, комфорта и достаточности у зрителя лишь с помощью цвета, геометрических форм и законов композиции.

Отказ от предметности – не прихоть двоечников художественных школ, а закономерный этап развития искусства. Принцип «пиши что видишь» сформировался лишь в эпоху Возрождения, когда истинным творцом считался художник, способный максимально правдоподобно изобразить материальный мир и его элементы. Ранее, в Древнем Египте, художник должен был рассказать зрителю все, что известно о предмете (отсюда неестественные ракурсы тела). Античное искусство придало этим формам пластичности и грациозности, дабы, например, продемонстрировать красоту человеческого тела. В средневековой Европе искусство служило на благо церкви, повествуя о библейских сюжетах и житиях святых, а также вызывая трепет у зрителей своей монументальностью и каноничностью.

После эпохи Возрождения художники достигли совершенства в изображении ангелочков и таинственных женщин, поэтому нуждались в новых ориентирах. Они не заставили себя долго ждать: в XIX-XX вв. Европа была потрясена чередой революций, в результате чего появилась необходимость в создании нового языка искусства, равно интерпретируемого и доступного всем слоям общества от буржуазии до рабочих и крестьян. Живопись стремилась избавиться от всего лишнего, чтобы наладить контакт со зрителем. Многочисленные общественные потрясения, а также стремительная индустриализация, электрификация, автоматизация и прочие пугающие «-ации», до неузнаваемости изменившие материальный мир, провоцировали художников на поиск ускользающей гармонии. Более того, с изобретением и широким распространением фотографии у них пропала необходимость изображать материальный мир подробно и узнаваемо.

Все эти причины стали кирпичиками в фундаменте нового направления в искусстве, называемого абстракционизмом.

Это спорный вопрос. Некоторые художники, такие как Василий Кандинский, намеренно изображали фигуры, отдаленно напоминающие привычные вещи, цифры символы и т.д., однако их значение не играло никакой роли в интерпретации картины в целом. Джексон Поллок своей абстрактной живописью выражал эмоции и ощущения, импровизировал и играл с материалами, поэтому искать в его зрелых работах человеческие фигуры или объекты бессмысленно.

Тем не менее, ответ на данный вопрос зависит от конкретного художника и его работы. Цветовая палитра, композиция, линии и образованные ими углы – все это позволяет зрителям увидеть или не увидеть конкретные материальные объекты, согласно замыслу художника. Также всегда стоит обращать внимание на название полотна, которое порой указывает на наличие данного объекта или его схожести с изображением.

Спешим вас расстроить: нет, если вы не обладаете навыками живописи и не имеете за плечами десятилетия практики. Прежде чем уйти в абстракционизм, многие художники десятилетиями оттачивали свое мастерство портретами, натюрмортами, пейзажами. Занятия нефигуративной живописью требуют знаний основ колористики и композиции. Именно грамотная сочетаемость цветов и детально выверенное расположение линий и точек на полотне позволяют достичь визуальной гармонии даже без изображения ублажающих взор объектов.

По мере развития абстрактной живописи многие художники и вовсе отказались от предварительных эскизов, доверяя своему внутреннему ощущению гармонии и нанося краску на холст автоматически. За такой техникой стоят годы художественной практики, поэтому ребенок вряд ли сможет повторить шедевр Джексона Поллока и Марка Ротко.

Знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих, автор знаменитого труда по истории искусств, дает универсальный рецепт, как отличить истинный шедевр от рядовой картины.

Итак, находясь перед загадочными линиями и пятнами в музее или изучая картину в Интернете или книге, обратитесь к своему чувственному восприятию. Задавайте вопросы: что вы чувствуете, глядя на данную картину? Какие эмоции, ассоциации, воспоминания она вызывает? Позитивные или негативные ощущения вы испытываете, и почему?

Как правило, во втором случае зритель заканчивает свое знакомство с картиной, ставя клеймо «ерунда» — и совершает роковую ошибку. Даже если вам неприятно смотреть на картину или вы вовсе ничего не испытываете, продолжайте зрительно блуждать по полотну, изучайте его умственно. Что вы видите здесь? Какие цвета использует художник: теплые или холодные, яркие или тусклые? Как он располагает линии и точки, и как считаете, почему именно так? Какой материал он использует: масло, карандаш, ручка, или вовсе делает полотно похожим на коллаж из стекла, металла и картона?

Далее обратитесь к всезнающему экскурсоводу, другу-искусствоведу, аудио- или текстовому гиду или к небезызвестной поисковой системе, дабы узнать: кто этот художник? В какую историческую эпоху он жил и работал? Когда было создано конкретное полотно? Какова история его создания и что случилось с ним после?

Подобный скрупулёзный анализ поможет вам получить удовольствие от самой, казалось бы, провокационной мазни, позволит увидеть красоту в привычных линиях и цветовых пятнах, а также научит интуитивно отличать выдающуюся работу от рядовой.

Основоположниками данного направления считаются русский художник Василий Кандинский (1866 — 1944) и нидерландский художник Пит Мондриан (1872 — 1944). Они никогда не работали вместе и состояли в разных художественных обществах, и, тем не менее, каждый из них внес свой существенный вклад в развитие абстракционизма в начале 20 века.

После того, как в 1910 г. Василием Кандинским в Германии была нарисована первая абстрактная картина, данное художественное направление начало свое уверенное шествие по Европе. Одним из первых его оценил художник Казимир Малевич, однако, в отличие от соотечественника, он не создавал визуальную гармонию и не служил духовным идеям, а развивал концепцию «чистого творчества» и избавлял живопись от лишних элементов. Таким образом родился супрематизм – одно из ведущих художественных направлений начала 20 в. – и его икона – минималистичный «Черный квадрат» (1915 г.).

Группа нидерландских художников, дизайнеров и архитекторов заставила идеи абстракционизма служить обществу. Организовав сообщество «Стиль», они поставили своей задачей изменение человека внутри и его быта снаружи, а сами провозгласили идеал нового творца на службе общества. Архитектурные проекты группы отличались радикальностью, строгостью, и простотой, а дизайнерские решения для дома – удобством, при этом члены группы в качестве основных инструментов использовали прямой угол и лишь три цвета — синий, красный, желтый, зачастую позволяя себе роскошь в виде фонового белого и контурного черного.

Во время Второй Мировой Войны европейские художники массово мигрировали в США, познакомив местных творцов с абстракцией. Радикальные идеи и новый взгляд на окружающий материальный мир оказали колоссальное влияние на молодых и перспективных, позже основавших абстрактный экспрессионизм – одно из главных художественных направлений в американском искусстве. Его основоположник – Джексон Поллок – ныне гордость Америки и один из самых дорогих художников современности.

Как таковых «чистых» абстракционистов выделить сложно. Из наших соотечественников стоит упомянуть Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Евгения Михнова-Войтенко. Идеи нефигуративной живописи оказали влияние на Александра Родченко, Лазаря Лисицкого, Любовь Попову, а также таких европейских художников и скульпторов, как Константин Бранкузи, Умберто Боччони, Пауль Клее и т.д.

К сожалению, в XX в. огромное количество абстрактных полотен покинуло нашу страну. Тем не менее, некоторые институции могут похвастать чудесной коллекцией нефигуративного искусства — например, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства. Разумеется, есть работы абстракционистов и в Эрмитаже, а также, других музеях – но их концентрация там ниже чем в вышеупомянутых.

Также всем поклонникам абстрактного искусства рекомендуем к посещению следующие европейские музеи: Центр Помпиду во Франции, коллекция Пегги Гуггенхайм в Италии, галерея Тейт Модерн в Великобритании, Центр искусств королевы Софии в Испании.

А счастливым обладателям американской визы советуем не упускать свой шанс и при следующей поездке в США взглянуть на шедевры абстракционистов в музее Соломона Гугенхайма и музее современного искусства MoMa.

Абстракции в природе

Действительно хорошие снимки природы, и в частности абстрактные фотографии, получаются лишь у наблюдательных фотографов — у тех, кто внимательно относится к деталям. Некоторые считают: чтобы получить такие кадры, требуется дорогостоящая аппаратура. Я же, наоборот, посоветую свести оборудование к минимуму. Это поможет вам сосредоточиться на самом объекте съемки и не тратить время на возню с техникой, большая часть которой вряд ли пригодится. Наиболее удачные фотографии я снимал единственным макрообъективом с фокусным расстоянием 100 мм.

Рисунок и текстура

Абстрактная фотография замечательна тем, что ее объектом может стать все что угодно. Сюжеты ждут на каждом шагу. Обратите внимание на багряный лист на зеленой траве или какой-нибудь природный ритмичный рисунок, например узор песчаного берега. Определитесь с форматом снимка: горизонтальный кадр создает ощущение спокойствия, вертикальный смотрится динамичнее. Установите камеру в непосредственной близости от объекта и включите режим выборочной фокусировки. Не бойтесь плотного кадрирования, подходите ближе и используйте объектив с бóльшим фокусным расстоянием, так, чтобы сжать композицию до абстрактных линий.

При съемке абстракции очень важно смотреть на объект и выстраивать композицию снимка именно через видоискатель, не пытаясь доверять собственным глазам. В попытке сделать оригинальный кадр не бойтесь оставить лишние детали за его пределами. Будьте лаконичны. В полноценном статичном пейзаже вряд ли можно будет различить красочный узор, созданный отражением листьев в подернутой рябью воде. Меняя ракурс, приближая объект съемки и упрощая композицию, можно получить замечательные абстрактные фотографии.

В работе над этим снимком сложнее всего было положить погибшую на дороге птицу в полиэтиленовый пакет так, чтобы этого не заметили покупатели магазина, расположенного неподалеку от моего дома. Я установил Canon EOS 1Ds Mark II на штатив Gitzo, чтобы задняя стенка камеры располагалась параллельно объекту съемки. Снимая в режиме приоритета диафрагмы, установил ее значение f/11, а чтобы сохранить резкость, использовал блокировку зеркала и дистанционный спуск затвора

Учитесь замечать детали!

Я хотел устранить фон и при этом добиться того, чтобы зритель мог различить на фотографии ручей и наклонившийся над ним бук. Для этого поднял штатив на высоту, позволявшую снимать под углом 45° — в ракурсе, который фотографы не особенно жалуют. Создавая абстрактные кадры, исследуйте все возможные ракурсы. Ищите линии и очертания. Изгибы реки в низине, песчаный узор на пляже, рельеф коры дерева — во всем можно увидеть необычный рисунок. Самые впечатляющие рисунки — геометрические, например, паутина или расцветка змеиной кожи.

Замечайте оттенки цвета. Объект, утром окрашенный в насыщенные зеленые тона, в полдень приобретает, как правило, коричневые и сине-зеленые оттенки. Чтобы избежать цветового сдвига, попробуйте расположить между солнцем и объектом съемки лист белого матового пластика. Это также поможет рассеять свет.

Ищите красочные и интересные объекты съемки. Я сделал 20 снимков этой орхидеи, прежде чем кадрировать цветок настолько плотно, чтобы он оказался ограничен несколькими интересными фигурами. Если, снимая макрообъективом или короткофокусным зум-объективом, использовать удлинительное кольцо 12 или 25 мм, можно получить резкие кадры даже при сильном приближении.

Добиться размытого изображения потока воды можно с помощью большой выдержки. Просто направьте объектив на водопад в режиме приоритета диафрагмы, установите значение f/16 и снимайте. Если хотите сделать изображение еще более размытым (а значит, и более графичным), используйте нейтральный светофильтр.

Правило «третей»

Это правило построения композиции заключается в том, что вся площадь снимка делится на три части сначала горизонтальными, затем вертикальными линиями. На пересечении этих линий, вокруг центра, располагаются зоны, привлекающие к себе наибольшее внимание зрителя. Поместите объект съемки в одну из этих точек — и вы получите интересный кадр с уравновешенной композицией.

Я набрел на этот миниатюрный пейзаж из лишайника и мха, гуляя по вересковой пустоши заповедника Дорсета. Этот „пейзаж“ площадью не более 5×3 см настолько же сложен и интересен, как любой другой. Расположившись посреди сверкающей росянки, приблизил изображение макрообъективом 100 мм и отрегулировал штатив таким образом, что задняя стенка камеры оказалась параллельна объекту съемки — важный технический прием, когда хочешь добиться максимальной глубины резкости. Для дополнительной подсветки установил небольшой белый отражатель.

Абстрактные фотографии природы

Какое же точное определение можно подобрать для «абстрактной» фотосъёмки природы? Природа позволяет очень просто создавать реалистичные и сказочные фотографии, но что же делать с абстрактностью? Возможно, вы слышали такую формулировку: «Если увиденное воспринимается как какой-то конкретный объект – оно не может считаться абстрактным». Но давайте не согласимся.

Снимок подсвеченного сзади кактуса Питайя, сделанный на макрообъектив. Вы видите цветные диагональные линии.

Не существует чётких правил для создания абстрактных фотографий. Объект на фотографии может быть как узнаваемым, так и не узнаваемым. На абстрактных снимках может оказаться лишь небольшая часть объекта или же множество объектов. Часто за абстрактностью будет стоять ограниченная часть объекта, раскрывающая форму, рисунок, цвет или текстуру. Движение тоже способно «создавать» абстрактные фотографии: текущая вода или ветер, качающий цветок. Чтобы сделать абстрактную фотографию на природе вам не нужно какое-то особенное оборудование – хватит лишь фотоаппарата и, самое главное, вашего воображения. Важно, чтобы ваш снимок получился визуально приятным вне зависимости от того, способны ли вы узнать на нём объект съёмки или нет.
В этой статье вы не найдёте магических настроек для фотоаппарата, позволяющих делать абстрактные снимки. Вам нужно думать вне рамок стереотипов. «Обнаружение» правильных настроек часто является ключом к великолепным абстракциям. Не бойтесь переключить ваш фотоаппарат в ручной режим и экспериментировать с различными значениями диафрагменного числа и выдержки. Не забывайте, что от степени открытия диафрагмы будет зависеть глубина поля резкости, а выдержка будет отвечать за резкость/размытость снимка. Также обычные правила композиции фотографий не всегда будут применимы к абстрактным снимкам. Важно стать супернаблюдательным: искать даже самые маленькие объекты, благодаря которым можно будет сделать абстрактную фотографию.
В то время как другие виды фотографии дают нам возможность рассказать историю или запечатлеть событие, абстрактная фотография позволяет «словить» эмоции. Существует 5 элементов, которые стоит рассмотреть, говоря об абстрактной фотографии: линии, формы, текстуры, узоры и цвета:

Линии

Линии являются базовым элементом в дизайне, и они используются как фундаментальные элементы в любом художественном изображении.

  • Пересекающиеся линии – это линии, которые идут в разных направлениях (в фотографию и из неё), что может создать у смотрящего на снимок ощущение хаоса.
  • Изогнутые линии, выражая намного более сдержанные эмоции, чем прямые линии, позволяют глазам смотрящего исследовать фотографию более спокойно.
  • Повторяющиеся линии или линии в повторяющихся узорах наделяют снимок силой и предсказуемостью, ощущением ритма и движения.
  • Диагональные линии визуально более приятны, чем вертикальные и горизонтальные линии. Они будут вести взгляд смотрящего намного более плавно, чем прямые вертикальные линии. (Наклоняя фотоаппарат, вы можете превращать вертикальные и горизонтальные линии в диагональные линии.)

Сикаморы, вырастающие из тумана, как пример пересекающихся линий.

Формы

Различные формы встречаются в природе повсеместно. Их можно использовать в качестве визуального наполнения фотографии. Чтобы сделать абстрактную фотографию, выберите интересную и приятную форму. Очень важно, чтобы форма вызвала эмоциональный отклик у смотрящего не неё человека; это называется фактором «вау».

  • Круги «скрывают» плавное движение, непрерывность и чувственность.
  • Треугольники создают ощущение стабильности, если расположены на своём основании, или ненадёжности, если стоят на одной из своих граней.
  • Квадраты показывают стабильность и порядок.
  • Спирали вызывают ассоциации с энергией, гибкостью и кругами жизни.

Цветы являются отличными источниками абстракций в природе благодаря своим великолепным цветам и формам.

Текстуры

Текстура создаётся грубостью поверхности и может казаться абсолютно беспорядочной. Текстуры часто являются производным от линий. Свет и тень создают глубину (для съёмки текстур может пригодиться макрообъектив).

Камни – это замечатльный объект съёмки, если вы хотите заснять текстуры, линии и цвета, создающие уникальные природные абстракции.

Узоры

Узоры похожи на текстуры, но намного более структурированы. Узоры иногда могут быть математически скомпонованы Матерью Природой. Например, это могут быть снежинки или паутина.

Паутины с каплями воды – замечательный пример абстрактных узоров и повторяющихся линий в природе. Обратите внимание на использование глубины резкости, чтобы изолировать паутину от фона.

Цвета

Цвета на абстрактных фотографиях помогают привлечь внимание смотрящего на них человека. Ищите дополнительные цвета, потому что они помогут дольше удерживать внимание человека.

Осенние цвета отражаются в ряби на воде.

Ещё несколько советов, которые помогут вам начать собственный проект с абстрактными фотографиями природы:

  • Фотографируйте привычные объекты. Деревья, камни, песок, ракушки, капли росы – даже самые заурядные объекты могут «превратиться» в абстрактные снимки.
  • Используйте глубину резкости, чтобы получить фотографию, которую вы хотите. Меняйте значение диафрагменного числа, чтобы контролировать поле резкости. Это особенно полезно при съёмке текстур, когда вам может понадобиться, чтобы весь объект был очень чётким.
  • Используйте движение. Использование длинных выдержек, чтобы сфотографировать объект в движении, может дать некоторые очень интересные эффекты.
  • Экспериментируйте с балансом белого. Как было упомянуто ранее, при создании абстрактных фотографий вам не всегда нужно следовать обычным правилам традиционной фотографии, поэтому вы можете смело менять баланс белого, чтобы получить интересные цвета.
  • Увеличивайте насыщенность цветами, чтобы сделать цвета приятными, и ищите дополнительные цвета.
  • Ищите творческие способы использования света для создания различных эффектов на ваших абстрактных фотографиях.

Поток воды, «пойманный» с помощью длинной выдержки, создаёт линии, которые плавно «скользят» по фотографии.

Абстрактная размытость

Ещё один метод, с которым можно поэкспериментировать, заключается в использовании движения фотоаппарата для создания абстрактной размытости. Абстрактная размытость отлично подходит для тех природных сцен, которые не вызывают достаточного творческого вдохновения. Этот метод предполагает большое количество экспериментирования. Вы удалите намного больше фотографий, чем оставить, но полученные результаты будут того стоить, когда вам удастся поймать тот самый снимок.
Ищите объекты с линиями, яркими цветами и хорошей контрастностью, вроде деревьев и цветов. Опасно: этот метод может вызывать привыкание!

На данной размытой с помощью движения фотоаппарата фотографии запечатлены деревья в утреннем свете. Фотоаппарат двигался вертикально вдоль линий деревьев. Настройки фотоаппарата: 1/15 секунды при F/11, ISO 200.

Чтобы настроить свой фотоаппарат для абстрактной размытости:

  1. Установите либо ручной режим, либо режим приоритета выдержки, в зависимости от того, в каком режиме вам удобнее фотографировать.
  2. Установите минимальное возможное значение ISO.
  3. Установите выдержку на значение в рамках от 1/4 до 1/20 в зависимости от объекта съёмки и расстояния до него. Чтобы получить размытие объектов, которые находятся далеко, может понадобиться более длинная выдержка, чем для получения аналогичного эффекта при съёмке близких объектов.
  4. Подкорректируйте значение диафрагмы, чтобы получить хорошую экспозицию, как бы вы сделали это при создании любой другой фотографии.
  5. Ищите возможности для съёмки со слабым освещением (например, рано утром или поздно вечером), которые располагают к использованию длинной выдержки без необходимости использования очень маленького открытия диафрагмы. Возможно, вам понадобится нейтральный светофильтр, если сцена окажется слишком яркой.
  6. Выставьте фокус. Важно сфокусироваться на объекте, даже несмотря на то, что итоговая фотография будет казаться не в фокусе. Нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы сфокусироваться на вашем основном объекте (удобным инструментом в данном случае может оказаться фокусировка задней кнопкой).
  7. Теперь, когда ваш объект в фокусе, нажмите кнопку спуска затвора полностью и двигайте фотоаппарат, следуя линиям объекта. Отпустите кнопку, когда выйдите за рамки объекта, при этом важно сохранять движение до момента, когда затвор будет полностью закрыт. Так все оттенки цветов на фотографии сохранятся однородными в рамках выставленной экспозиции. Экспериментируйте со скоростью движения фотоаппарата, чтобы добиться наилучших результатов.
  8. Повторяйте данный алгоритм до тех пор, пока результат не удовлетворит вас.

В заключение: следующий раз, когда вы выйдите куда-либо с фотоаппаратом, будьте наблюдательными и ищите визуальные детали и интересные способы выразить ваши эмоциональную и творческую точки зрения с помощью абстрактных фотографий природы. Если у вас есть какие-нибудь другие идеи о том, как создавать абстрактные снимки природы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

Абстракционизм — это. Направления абстракционизма

Красота окружающего мира, переживания и значимые события в жизни с древности побуждали человека передавать зрительные образы с помощью красок. Живопись прошла долгий путь от наскальных рисунков и античных фресок до уникальных, поражающих реализмом, произведений искусства.

К концу XIX века некоторые художники стали искать новые способы выражения, стараясь привнести в свои произведения нетрадиционный взгляд, новую философию. С этого времени владеть в совершенстве техникой исполнения было уже недостаточно.

Так, на рубеже веков появилось направление под названием «модернизм» с присущим ему пересмотром классического искусства, вызовом устоявшимся эстетическим канонам. В его рамках развилось совершенно особое течение – абстракционизм.

Определение понятия

Латинское слово abstractio переводится на русский язык как «отвлечение». Его использовали для определения нового стиля в живописи, возникшего в начале XX века. Использовали не случайно, поскольку художники-абстракционисты, не придавая большого значения уровню исполнения, на первый план ставили особое видение автора и новые средства выражения.

Другими словами, абстракционизм – это специфический вид изобразительного творчества, отказавшийся от передачи реальных форм и предметов. Поэтому зачастую его характеризуют как нефигуративное или беспредметное искусство.

Вместо передачи визуальных образов абстракционисты сосредотачивают внимание на отображении внутренних, интуитивных закономерностей постижения мира, которые скрыты за видимыми предметами.

По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты.

Исторические вехи

Родоначальником абстракционизма принято считать Василия Кандинского. В 1910 г. он написал в Германии свою первую картину в новой на тот момент технике. Более того, в 1911 г. в Мюнхене вышла в свет книга Кандинского «О духовном искусстве».

В ней он изложил свою эстетическую философию, сложившуюся под влиянием трудов Р. Штайнера и Е. Блаватской. Книга имела огромный успех, а новое течении в живописи получило название «абстракционизм». Это стало отправной точкой: теперь беспредметный подход в творчестве приобрел популярность в различных видах изобразительного искусства.

Несмотря на то что у истоков абстракционизма стояли русские художники, такие как Кандинский В. и Малевич К., в Советском Союзе 30-х годов новое направление было предано остракизму. В годы Второй мировой войны центром абстрактного искусства становится Америка, куда из Европы иммигрировали многие его представители. Здесь еще в 1937 г. был открыт Музей беспредметной живописи.

Послевоенный абстракционизм прошел несколько стадий развития, включая возрождение нефигуративного искусства в России с началом перестройки. Художники наконец получили возможность создавать живописные полотна в разных направлениях. Личные субъективные переживания переносились ими на полотна с помощью цвета, особенно белого, который стал одним из главных слагаемых современного беспредметного искусства.

Направления абстракционизма

С первых лет появления нового вида изобразительного творчества в его рамках стали развиваться два основных направления: геометрическое и лирическое. Первое нашло свое отражение в творчестве Казимира Малевича, Питера Мондриана, Робера Делоне и др. Лирическое же направление разрабатывал Кандинский Василий, Джексон Поллок, Ханс Хартунг и пр.

Геометрический абстракционизм использует упорядоченные фигуры, плоскости и линии, а лирический, напротив, оперирует хаотично разбросанными цветовыми пятнами. В свою очередь, на основе этих двух направлений сформировались другие течения, связанные с абстракционизмом единой эстетической концепцией: систематизм, конструктивизм, супрематизм, орфизм, ташизм, неопластицизм, лучизм.

Лучизм и лирика

Открытия в области физики начала XX века послужили толчком к появлению внутри геометрического направления такого течения, как лучизм. У его истоков стояли русские художники М. Ларионов и Н. Гончарова. Согласно их представлению, любой предмет – это сумма лучей, которые передаются на полотне косыми цветными линиями. Задача художника – в соответствии с собственным эстетическим видением создать из них форму.

А 50-е годы прошлого века геометрическая абстракция, включая лучизм, на время уступила место лирическому направлению. Для него характерна импровизационность исполнения, а также обращение к эмоциональному состоянию художника. Другими словами, лирический абстракционизм – это своего рода моментальный снимок душевных переживаний человека, выполненный без изображения предметов и форм.

Геометрический лиризм Кандинского

Как уже отмечалось, стиль абстракционизм обязан своим появлением В. Кандинскому. Готовившийся к карьере юриста, он впоследствии увлекся живописью и, пройдя стадии увлечения различными направлениями модернизма, создал собственный, неповторимый тип абстрактной живописи.

Провозгласив отход от природы к сущностям явлений, Кандинский занимался проблемами сближения цвета и музыки. Кроме того, в его творчестве отчетливо прослеживается влияние символизма в отношении цветовой интерпретации.

В разные периоды жизни художник увлекался то геометрическим, то лирическим направлением. В результате абстракционизм в живописи Кандинского, особенно позднего периода, совмещает принципы обоих течений.

Неопластицизм Питера Мондриана

Голландец П. Мондриан, наряду с Кандинским В., считается одним из родоначальников абстрактного искусства. Вместе со своими последователями художник основал в 1917 г. общество «Стиль», выпускавшее одноименный журнал.

Эстетические взгляды Мондриана легли в основу нового направления – неопластицизма. Его характерная черта – использование крупных прямоугольных плоскостей, раскрашенных в основные цвета спектра. Это, безусловно, можно классифицировать как геометрический абстракционизм.

Картины Мондриана П., одержимого равновесием горизонталей и вертикалей, представляют собой полотна, состоящие из прямоугольников разной величины и разного цвета, разделенных черными жирными линиями.

Неопластицизм оказал заметное влияние на архитектуру, дизайн мебели, интерьеров, а также на типографское искусство.

Супрематизм Малевича

Абстракционизм в искусстве Казимира Малевича характеризуется определенным приемом наложения двух красочных слоев для получения цветового пятна особого рода. С именем художника связано появление супрематизма – направления, в котором сочетаются самые простые геометрические фигуры разного цвета.

Малевич создал свою уникальную систему абстрактного изобразительного искусства. Его знаменитый «Черный квадрат», написанный на белом фоне, до сих пор является одной из самых обсуждаемых картин художников-абстракционистов.

В конце жизни Малевич от беспредметной вернулся к фигуративной живописи. Правда, в некоторых полотнах художник все-таки пытался соединить приемы реализма и супрематизма, как это можно наблюдать в картине «Девушка с древком».

Неоспоримый вклад

Отношение к беспредметной живописи самое разное: от категорического неприятия до искреннего восхищения. Тем не менее нельзя отрицать влияние, которое оказал на современное искусство жанр абстракционизм. Художники создавали новые направления, откуда черпали свежие идеи архитекторы, скульпторы, дизайнеры.

И эта тенденция продолжается. Например, в современной беспредметной живописи развивается сюжетное направление, для которого характерно построение изображения, вызывающего определенные ассоциации.

Порой мы даже не замечаем, сколько предметов, выполненных в этой технике, нас окружает: мебель и ее обивка, ювелирные украшения, обои для рабочего стола и т. д. В фотошопе и компьютерной графике тоже широко используются абстрактные приемы.

Таким образом, абстракционизм – это художественное явление в искусстве, которое, независимо от нашего отношения к нему, занимает важное место в современном обществе.

Природа математических абстракций (стр. 1 из 2)

Реферат выполнил Филитов Василий Сергеевич

Московский Государственный Институт Управления Правительства Москвы

Абстрагирование как мыслительный процесс

Для более или менее подробного обсуждения предмета математики необходимо предварительно выяснить генезис и особенности ее важнейших исходных понятий, т.к. математика отличается от других наук, прежде всего, используемыми ею абстракциями. Стержневым вопросом философских проблем математики является отношение ее понятий к реальности, вопрос об объективном содержании математического знания. Чтобы лучше понять характер этих взаимоотношений, необходимо рассмотреть ключевой вопрос – процесс образования математических абстракций.

Процесс абстрагирования есть существенный и необходимый прием познания окружающей нас действительности. Если на чувственной ступени познания человек с помощью ощущений отображает явления природы, то путем мышления (в обобщенной форме и опосредованно) он проникает в сущность этих явлений. Однако было бы ошибкой полагать, что здесь происходит просто логическая переработка чувственных данных, что в мышлении нет ничего, чего не было бы в ощущениях.

Процесс абстрагирования и вытекающий из него процесс анализа являет собой отвлечение от несущественных сторон изучаемого объекта, выделение и рассмотрение только существенных свойств. Цель абстрагирования – получение более глубокого и «чистого» знания об объекте, чем на чувственной ступени познания. Таким образом, процесс абстрагирования завершается образованием исходных абстракций, однако они являют собой нечто неконкретное и одностороннее, поэтому для получения более глубоких и правильных знаний об изучаемом объекте, необходимо учитывать и вторую, чувственную ступень познания. Необходимо провести движение теперь уже от общего к частному путем синтеза.

Путем созерцания возможно познать лишь внешнюю сторону предмета, в то время как абстрагирование позволяет познать его сущность. Это объясняет то, почему современная математика зачастую способна глубже и адекватнее описать сложные процессы действительности, хотя по мере своего развития ее понятия имеют все меньше сходства с реальными явлениями окружающего нас мира, утрачивают свою наглядность.

Таковы характерные черты и возможности приема абстрагирования в его органическом единстве с методами восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза. Но в чем же заключается своеобразие математических абстракций?

Специфика математических абстракций

Как уже отмечалось, процесс абстрагирования в обычных науках заключается в мысленном отвлечении от несуществующих сторон изучаемого предмета. Однако в математике все оказывается более сложным. Имеются ли такие исходные понятия, которые отображали бы реально существующие свойства и стороны предмета, явления, процесса? Подавляющее большинство ученых дает на этот вопрос отрицательный ответ.

И вот почему. Возьмем, к примеру, такую область математики, как геометрию. В материальной действительности мы, строго говоря, не найдем квадрата, треугольника, прямой линии и тому подобных объектов. Иначе говоря, формирование этих объектов нельзя понимать как результат выделения человеком каких-то математических свойств в явлениях внешнего мира. Они – результат творческого воображения, логического конструирования, идеализации.

Среди ученых бытуют противоположные взгляды, в частности, утверждение о том, что математические свойства и фигуры есть не что иное, как плод чистой фантазии, который ничего общего не имеет с объективной реальностью. Голландский ученый А. Гейтинг писал, что математика «не выражает истину о внешнем мире, а связана исключительно с умственными построениями». Это утверждение ставит исследователя на ошибочные позиции наивного реализма, идеализма, априоризма и конвенционализма. А Энгельс писал: «Понятия и фигуры взяты не откуда-нибудь, а из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди научились считать, т.е. производить первую арифметическую операцию, представляют собой все, что угодно, только не продукт свободного творчества разума». Позже он дополнил свою мысль: «мы доходим до продуктов свободного творчества и воображения самого разума», т.е. до таких понятий, связь которых с окружающим миром непосредственно не просматривается.

Как же исторически и логически происходил процесс образования исходных понятий натурального числа в арифметике и фигуры в геометрии?

Как показывают исследователи древней культуры, в ранний период развития общества люди не имели понятия числа, хотя своеобразный счет ими, конечно, осуществлялся: скажем, величину стада овец они выражали с помощью пальцев рук. Со временем количество объектов стали определять путем отождествления их совокупности с равночисленным множеством других предметов. Например, одна из гипотез об изготовлении гигантских статуй на острове Пасхи звучит так: туземцы вытесывали туловища из серого камня и «парики» из красного в разных каньонах и, не умея считать, они были вынуждены употреблять камешки, сопоставляя их сначала с телами, а потом с головами.

Как мы видим, первоначально человек не отделял количество вещей от них самих, используя так называемые «именованные числа» — две руки, три пальца т т.п. Человек не абстрагировал понятие числа от понятия вещи. Этому он научился значительно позже. Человек начал пользоваться рядом натуральных, порядковых и количественных чисел.

Абстракция отождествления и понятие числа

Это был гигантский скачок в совершенствовании представлений человека о мире, как писал Д. Гильберт. При этом в сложном процессе становления понятия натурального числа первостепенное значение имела фундаментальная для науки абстракция отождествления. Кстати, использование ее далеко не ограничивается областью математики, как писала С.А. Янковская. Существенно, что выявление тождества не только не исключает, но, наоборот, предполагает различия между сопоставляемыми объектами. Без единства этих противоположностей сравнение как таковое теряет всякий смысл.

Эта абстракция использовалась Карлом Марксом в научной теории стоимости.

Итак, практические потребности в счете и измерениях, связанные с развитием общественного производства и совершенствованием экономики, явились причиной такого революционного акта, как возникновение понятия натурального числа, что, в свою очередь, послужило исторически исходным пунктом дальнейшего развития математики. А поскольку решающую роль сыграла абстракция отождествления, то логическое определение понятия числа осуществляется с обязательным ее использованием.

По мнению известного ученого Г.Фрёге, число есть не что иное, как общее свойство класса эквивалентных множеств – совокупностей предметов независимо от их качественной определенности и природы. Важно, что сравниваемые множества обладали изоморфизмом, когда каждому члену одного соответствует единственный член другого.

Наряду с использованием абстракции отождествления, в период зарождения математического знания применялась операция сравнения, которая допускает оценку в суждениях типа «больше», «меньше», «равно». В дальнейшем большую роль сыграла также операция косвенного измерения, когда фокус человеческого внимания смещался в сторону отношений между числами, в которых отражались реальные взаимосвязи между объектами, что свидетельствовало о возрастании активности познающего субъекта. Благодаря косвенному измерению возникли три другие простейшие арифметические операции – вычитание, умножение и деление. В.Вундт писал, что без косвенного измерения величин «никогда бы не развилось математическое мышление».

Метод соотнесенности, который выявляет схожие черты в сравниваемых предметах, лежит в основе формирования понятия фигуры, поскольку при этом используется принцип подобия, выражающий важнейшее общее свойство различных геометрических тел. Понятие фигуры, в отличие от понятия числа, складывалось без его точного прообраза в действительности, поэтому человек вынужден был пользоваться не только абстракцией отождествления, но и приемом идеализации в чистом виде.

Сущность данного приема заключается в образовании таких абстракций, которые отражают не только реально существующие свойства объекта, а, как писал Н.А. Шанин, значительно отклоняющиеся или даже воображаемые. Как уже отмечалось, в природе не существует линий, точек, правильных треугольников, квадратов и других геометрических фигур. Но, тем не менее, без этих исходных, первоначальных понятий в математике не обойтись. И ученые вынуждены были логически конструировать такие объекты, имея лишь в какой-то мере сходную внешнюю форму предметов в окружающей нас действительности. Для примера лучше всего взять астрономию. Земля и другие планеты Солнечной системы, включай само Солнце, человеку давно представлялись в виде шара, но мы сегодня хорошо знаем, что это не совсем верные, а точнее – совершенно неверные представления. Так, наша планета как бы сплюснута в районе полюсов и поэтому является эллипсоидом вращения. Кроме того, на ней присутствуют неровности.

Исходные первоначальные понятия арифметики и геометрии не могут быть определены классическим способом (т.е. подведены под более широкое родовое понятие с указанием на видовое отличие), потому что не существует более широких фундаментальных категорий математического характера. По этой причине определения точки, прямой и других исходных понятий даны Евклидом на интуитивном уровне и при дальнейшем доказательстве теорем фактически не использовались. Геометрическая точка (по Евклиду) это то, что не имеет частей; у линии нет толщины, она является следом движущейся точки; плоскость – результат движения прямой линии и т.д. Впрочем, и значительно позже многие ученые вынуждены были давать определение исходных математических понятий на интуитивном уровне.

Абстракционизм

Возникновение Абстракционизма:

Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».

Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

Особенности Абстракционизма:

Абстракционизм (от лат. Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии:

  • Перваягеометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта;
  • Вторая — лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

Мастера Абстракционизма:

Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс и другие.

Картины художников:

Композиция с красным, жёлтым, синим и чёрным. Пит Мондриан.

Кандинский Василий, беспредметное.

Дж. Поллок. Номер 8.

Малевич Казимир Северинович. Супрематизм (Супремус №58). 1916.

Франтишек Купка. Первый шаг. 1909. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Абстракционизм в искусстве

Абстракционизм – сравнительно молодое среди направлений искусства. Годом его зарождения официально признан 1910 год, когда художником Василием Кандинским было выставлено первое полотно в новой технике, написанное акварелью.

Представители абстракционизма берут в качестве основы для создания собственных шедевров простые и сложные формы, линии, плоскости и играют с цветом. К реальным предметам то, что получается в итоге, не имеет никакого отношения. Это произведение, которое доступно только сверхсознанию через чувственный мир личности.

В течение десятилетий после появления первой работы в данной стилистике, абстракционизм претерпевал разные изменения, активно внедрялся в другие авангардные направления.

(Абстракция от Carol Hein)

В рамках абстракционизма людьми искусства были созданы многочисленные картины, скульптуры, инсталляции. Отдельные элементы использовались и продолжают с успехом внедряться, в том числе, и в интерьеры современных помещений.

На сегодняшний день абстрактное течение в искусстве делят на геометрическую и лирическую абстракцию. Для геометрического направления абстракционизма характерны строгие и четкие линии, устойчивые состояния. Лирическая абстракция характеризуется свободной формой и демонстрацией динамики, заданной мастером или художником.

Абстракционизм в живописи

Именно с живописи и начал абстракционизм свое развитие. На холсте и бумаге он был явлен миру путем игры цвета и линий, воссоздающих нечто, что не имело никаких аналогов в реальном предметном мире.

(. и более понятная абстракция от Carol Hein)

Яркими представителями абстракционизма считаются:

Позже у них было множество последователей, каждый из которых вносил свою художественную лепту, применяя новые техники нанесения красок и новые принципы создания абстрактной композиции.

(Василий Васильевич Кандинский «Композиция IV»)

Основатели направления, создавая свои шедевры на холсте, опирались на новые научные и философские теории. Например, Кандинский, обосновывая собственные художественные творения, апеллировал к теософским трудам Блаватской. Мондриан был представителем неопластицизма и активно использовал в своих работах чистые линии и цвета. Его картины неоднократно копировались многими представителям сферы живописи и искусства. Малевич являлся ярым приверженцем теории супрематизма. Главенство в искусстве живописи мастером было отдано цвету.

(Казимир Малевич «Композиция из геометрических фигур»)

В целом, абстракционизм в живописи оказался для простых обывателей двояким направлением. Один считали подобные работы тупиковыми, вторые – искренне восхищались теми идеями, которые художники закладывали в свои творения.

Несмотря на хаотичность линий, форм и цветов, картины и произведения искусства в стилистике абстракционизма создают единую и целостно воспринимаемую зрителями композицию.

Направления искусства абстракционизм

Работы в стиле абстракционизма сложно четко классифицировать, так как у данного направления имеется множество последователей, каждый из которых вносил свое виденье в развитие. В общем, его можно разделить по типу преобладания линий либо техник. На сегодняшний день выделяют:

  • цветовой абстракционизм. В рамках данных работ художники играют с цветами и оттенками, ставя акцент в работах именно на восприятие их сознанием смотрящего;
  • геометрический абстракционизм. У данного течения имеются свои строгие характерные отличия. Это четкие линии и формы, иллюзия глубины и линейные перспективы. Представителями этого направления являются супрематисы, неопластицисты;
  • экспрессивный абстракционизм и ташизм. Акцент в этих ответвлениях делается не на цвета, формы и линии, а на технику нанесения краски, посредством которой задается динамика, передаются эмоции и отражается бессознательное художника, работающего без какого-либо предварительного плана;
  • минималистичный абстракционизм. Это течение ближе к авангарду. Суть его сводится к отсутствию отсылок на какие либо ассоциации. Лини, формы и цвета используются лаконично и по минимуму.

Зарождение абстракционизма, как направления в искусстве, стало итогом витавших вначале прошлого века изменений, связанных с новыми многочисленными открытиями, которые стали продвигать человечество вперед. Всему новому и еще непонятному требовалось такое же объяснение и выход, в том числе, и через искусство.

Ссылка на основную публикацию