6 способов использования цвета для выразительной композиции | Foto-kadr.ru

6 способов использования цвета для выразительной композиции

Композиция

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.

Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из ее основных положений.

В разделе, посвященном цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность.

Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспри-нимается в окружении других цветов.

Чем дальше по цветовому кругу один цвет удален от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней же кажется легким. Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Желтый в верхней части произведения производит впечатление легкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении.

Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» — подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает легкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

«Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. В «Воскресении» Грюневальда диагональное расположение одеяний отрывает наш взгляд от горизонтально построенного переднего плана и уводит его вверх, погружая в созерцание сияющего торжества.

Живописцы эпохи барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности.

Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причем эти диагонали часто терялись в заоблачных далях.

Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.

Превосходным примером кругового движения может служить композиционное решение облаков в картине Альтдорфера «Победа Александра», которое повторяет и усиливает динамику батальной сцены.

Тициан во многих своих картинах использовал контрасты светлых и темных тонов как в горизонтальных, так и в вертикальных направлениях. В связи с чем этот его прием стал называться «формулой Тициана». С этой же целью он размещал в композиции фигуры в диагональном или круговом движении.

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера.

С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу свое определенное положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяетлюдей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют ее собственный внутренний порядок.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счет организации холодных и теплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.

Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых «перемещений». Красный и зеленый цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зеленый, то и часть зеленого должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикрепленной» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему ее краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот прием имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто.

Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счет подчеркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования четко выраженной направленности ограничивающих линий.

Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.

6 способов использования цвета для выразительной композиции

Художнику нужно только посмотреть на палитру, прежде чем нанести краску на холст. У фотографов другая трудность, так как они должны разместить цвета, изучая сцену. Конечно, это легко обойти, когда вы думаете о тенях, свете, глубине резкости, выдержке и других технических деталях, с помощью которых создается кадр. Все же, как говорил великий художник Кандинский, «Цвет – это сила, которая непосредственно влияет на душу». Его правильное использование в композиции может вывести вашу работу на новый уровень сложности.

Отделение заднего плана

Чтобы максимально усилить эффект смелых цветов, вы будете искать темные, приглушенные фоны. Этот решительный контраст ослабит окружающие области, переводя внимание зрителя прямо на объект. Конечно, смешанное освещение может обмануть даже самые сложные системы замера. Для наиболее правильной экспозиции используйте режим точечного замера камеры, чтобы считать самые яркие участки сцены. Если намеренно недоэкспонировать снимок примерно на пол шага, яркие цвета будут выглядеть глубже и богаче.

Просто касание цвета

Если вы хотите запечатлеть людей на вашем снимке, то используйте небольшое количество цвета. Этот тонкий метод придаст вашему объекту важности, позволяя выделится на фоне всего прочего. Эти обдуманные композиции опираются на другой подход в фотографии. Вместо того, чтобы добавить визуальный интерес, вы устраняете конкурирующие цвета и упрощаете кадр. Глядя через видоискатель, внимательно проверьте все четыре угла на предмет отвлекающих элементов.

Удалите блики

Каждую осень блестящие отражения осенней листвы привлекают десятки фотографов, желающих заснять этот классический пейзаж. Тем не менее, во множестве этих сцен, блики влажных, блестящих листьев будет отвлекать от желаемого цвета. Недорогим решением будет добавить круглый поляризационный фильтр в свой комплект оборудования. Когда вы прокрутите передний элемент фильтра, вы увидите, что отражение исчезает, выявляя только цвет. Чтобы добавить еще немного теплых оттенков в сцену, вы можете установить баланс белого в режим «Облачно» или «Тень».

Создайте свечение контровым светом

Свет может идти с разных направлений, возможно нет прекраснее возможности, чем съемка прямо на солнце. Это особенно актуально, когда вы хотите подчеркнуть цвет. Если подсветить сзади, то ваш объект будет светится. Если контраст слишком велик, уменьшите количество света в кадре. Таким образом его воздействие будет более равномерным, но в то же время обеспечит драматический эффект подсветки. Если вы чувствуете не совсем комфортно с ручным замером, сделайте несколько снимков, используя компенсацию экспозиции. В данном случае брекетинг будет быстрым способом справится со сложным сценарием.

Задайте настроение

Для усиленного воздействия рассмотрите возможность использования дополнительных цветов. Хотя синий и желтый находятся на противоположных сторонах цветового круга, они могут быть использованы вместе и дать прекрасный результат. С одной стороны спектра синий, он идеален для создания спокойного интроспективного настроения. Теплые тона придадут вашему объекту динамической энергии. Каждый сам по себе эффективен, но при одновременном использовании контраст привлечет внимание к вашему главному объекту.

Используйте силуэт

На протяжении волшебных часов заката и рассвета вы будете наслаждаться спектром цветов на небе. В это время ваш объект вероятно будет в густой тени. Если вы правильно экспонировали его, небо будет бледным или даже вымытым. Один простой вариант сохранить яркие цвета – это создание силуэта. Это особенно полезно при съемке движущихся объектов, когда HDR не подходить. Чтобы сделать это, просто экспонируйте снимок для неба и пусть тональность объекта опустится до черной.

Заключение

Чтобы улучшить свои визуальные способности, дайте себе задание, в котором основной целью будет поиск цвета. Например, выйдите на фото прогулку для поиска и фотографирования, к примеру, красного. Вместо того, чтобы смотреть на объект буквально, вы будете думать о цвете. Изучая мир вокруг себя таким способом, вы, пожалуй, удивитесь, сколько новых возможностей откроется перед вами. Попрактиковавшись, вы вскоре будете распознавать цвет как главный элемент композиции.

Выразительные средства композиции

К выразительным средствам композиции в декоративном и прикладном искусстве относят линию, точку, пятно, цвет, фактуру. Эти средства являются в то же время и элементами композиции. Исходя из поставленных задач и целей и учитывая возможности определенного материала, художник использует необходимые выразительные средства.

Линия— основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения.

Существуют три вида линий:

Прямые: вертикальные, горизонтальные, наклонные
Кривые: окружности, дуги
Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы и их отрезки

Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания.

Линии передают:

Вертикальные- стремление вверх

Наклонные- неустойчивость, падение

Ломаные- переменное движение

Волнистые- равномерное плавное движение, качание

Спиральные- замедленное вращательное движение, ускоряющееся к центру

Круглые- замкнутое движение

Овальные- устремление формы к фокусам.

Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств.

Точка— в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно- прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

Художники в своих произведениях часто используют в качестве изобразительных элементов геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Композиции из них могут символизировать движение времени, ритмы жизни человека.

Ритмическая организация орнаментальных мотивов из неизобразительных элементов (пятен абстрактной конфигурации, силуэтов геометрических фигур), объединенных в композиционные структуры, становится средством художественной выразительности.

Еще средства композиции

1. Соподчинение: человек в первую секунду начинает воспринимать композицию как силуэтное изображение на определенном фоне: площадь силуэта, рисунок контурной линии, степень компактности, тон, цвет, фактуру поверхности и так далее.

2.Симметрия иасимметрия: Действенным средством достижения равновесия композиции служитсимметрия— закономерное расположение элементов формы относительно плоскости, оси или точки.

Асимметрия— гармония асимметричной композиции достигается сложней, она основывается на применении сочетания различных закономерностей построения композиции. Однако композиции, построенные на принципах асимметрии, нисколько не уступают в эстетической ценности симметричным. При работе над ее пространственной структурой художник сочетает симметрию и асимметрию, акцентируя внимание на доминирующей закономерности (симметрия или асимметрия), использует асимметрию для выделения главных элементов композиции.

3. Пропорции— это количественная взаимосвязь отдельных частей композиции между собой и с целым, подчиняющаяся определенному закону. Композиция, организованная пропорциями, воспринимается значительно легче и быстрее, чем визуально не организованная масса. Пропорции подразделяются на модульные (арифметические), когда взаимосвязь частей и целого слагается путем повторения единого заданного размера, и геометрические, которые строятся на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений форм.

4. Нюанс и контраст: нюансные отношения- незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве листа. Как средство композиции нюанс может проявляться в пропорциях, ритме, цветовых и тональных отношениях, пластике.
Контраст: он заключается в резко выраженном противопоставлении элементов композиции. Контраст делает картинку заметной, выделяет ее среди других. Различают контрасты: направления движения, размера, условной массы, формы, цвета, света, структуры или фактуры. При контрасте направления горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо- наклону справа налево. При контрасте размера высокое противопоставляется низкому, длинное- короткому, широкое- узкому. При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого. При контрасте формы «жесткие», угловатые формы противопоставляются «мягким», скругленным. При контрасте света светлые участки поверхности противопоставляются темным.

6. Ритмомназывается определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (а), или сложным.

Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (в) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (б).

Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой.

Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (ад). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (е).
При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда.

Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов).

Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК)

Описание разработки

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

Всё в природе имеет определённый цвет, который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.

Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Содержимое разработки

Средства художественной выразительности

Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

Закат в степи на берегу моря

Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Композиция это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

В изобразительном искусстве

воздействует на зрителя

Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;

горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;

диагональные — передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — законченная, устойчивая форма -выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма —возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.

В сопоставлении двух фигур — раскрывается ведущая тема творчества Пикассо «розового» периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком. » линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща».

На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.

Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

А. Куинджи «Берёзовая роща».

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия

декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи

особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.

Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Составление декоративной композиции

Декоративная композиция

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.

Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.

Сочинение композиции:

1. Понятие композиционного центра

Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.

Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:

— расположение на плоскости;

Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.

Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.

В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.

При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.

2. Организация пространства композиции

Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.

А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.

Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.

В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).

Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.

Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.

Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.

З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.

И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.

К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.

3. Стилизация природных форм

Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.

Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!

Средство композиции – цвет

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательные:
    • познакомить с основными характеристики хроматических и ахроматических цветов, цветовым кругом, цветовыми сочетаниями;
    • научить подбирать различные цветовые сочетания к костюмам, имеющим разное назначение, стиль, предназначенных для разной возрастной группы.
  • Развивающие:
    • развивать способности, познавательный интерес. Развитие творческого мышления, воображения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать эстетический вкус;
    • учить не испытывать затруднений при комплектации своего гардероба;
    • учить использовать принцип взаимозаменяемости вещей.

I. Организационный этап

Дидактическая задача: подготовка учащихся к началу урока.

II. Обучающая часть

Дидактическая задача: подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

1. Сообщение темы

Цвет – многообразное и очень действенное средство композиции. Цвет придает костюму выразительность, эмоциональность восприятия которого зависит от того, в какой цветовой гамме костюм выполнен. Значение цвета для костюма трудно переоценить. Где форма проста, смена впечатлений достигается главным образом благодаря цвету. Цвет — неотъемлемый элемент формы костюма, выразительность восприятия которой зависит от того, в какой цветовой гамме выполнен костюм. С помощью цвета мы получаем дополнительную информацию о костюме: его функции, предназначенности для той или иной социальной группы.

Цвета делятся на две группы:

Ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый.
Хроматические (цветные)

Ахроматические цвета характеризуются только светлотой (Рис. 1)

Используя в композиции костюма ахроматические цвета, художник придает графичность силуэту и всему решению костюма. Таким приемом пользуются для создания элегантного городского костюма, костюма для небольших торжеств, когда хотят подчеркнуть новизну формы, пластику и гармонию линий. Цвет сознательно не даётся для того, чтобы был прочитан силуэт в целом, подчеркнута его выразительность. Композицию можно решить на контрасте тонов (черный + белый), а можно смягчить контраст путем введения среднего (серого) тона. (Рис. 2)

Хроматические цвета характеризуются:

а) цветовым тоном (Рис. 3)

б) насыщенностью (Рис. 4)

в) светлотой (Рис. 5)

По ассоциациям мы делим цвета на теплые и холодные.

2. Самостоятельная работа учащихся

Задание 1.

Начертите прямоугольник 20 на 4 и разбейте его на 5 частей.
Выполните светлотную характеристику любого ахроматического цвета.

Задание 2.

Начертите прямоугольник 20 на 4 и разбейте его на 5 частей.
Выполните характеристику насыщенности любого хроматического цвета.
Подведем итог.
– Что характеризует светлота
– Как вы думаете, а что характеризует насыщенность цветового тона

3. Сообщение темы (продолжение)

Известно, что не все сочетания цветов выглядят красиво. Цветовые сочетания как средства выражения в композиции костюма различных эмоций, настроений, имеют большое значение. Наиболее типичным является рассмотрение главных и промежуточных цветовых тонов в виде цветового круга как рабочей схемы.
Еще Леонардо да Винчи заметил, что основных, или главных цветов (реальных материализованных, а не физических цветов спектра) четыре: желтый, красный, синий, зеленый. Их выделяет как главные каждый человек не страдающий дефектами зрения. Эти цвета являются излюбленными в народном декоративном искусстве, в живописи примитивистов…
Цветовой круг с четырьмя главными цветами, как опорными точками достаточно легко может решить проблему цветовых сочетаний (Рис. 6).

Четыре главных цвета образуют две пары дополнительных цветов. Лежащие на концах перпендикулярных друг к другу диаметров цветового круга, они образуют границы четвертей круга, по которому располагаются между ними все промежуточные цветовые тона (Рис. 7-8).

Рассмотрим существующие виды цветовых сочетаний.

Цветовые сочетания

Одноцветное сочетание (Рис. 9).
Сочетание, при котором цвета отличаются только степенью насыщенности цветового тона. Такие костюмы обладают предельной элегантностью и подходят любому человеку.

Родственное сочетание (Рис. 10).

Ими будут два любых цвета, расположенные в пределах основных четвертей цветового круга. Их объединяет один или два главных цвета, но они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, т.к. они не удовлетворяют этим требованиям. Имеется 4 вида родственных сочетаний цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые.

Контрастное сочетание (Рис. 11).

Наибольший контраст образуют дополнительные чистые цвета: желтый – синий, красный – зеленый, а также дополнительные промежуточные цвета: желто-красные – сине-зеленые, красно-синие – желто-зеленые. Контрастные сочетания наиболее яркие, эмоциональные, активные. Умело составленные сочетания из контрастных цветов, красивы и оригинальны.

Родственно-контрастное сочетание (Рис. 12).

Эти цвета расположены в соседних основных четвертях цветового круга. Их объединяет один главный цвет, и оно содержат примеси контрастных, т.е. дополнительных цветов. Различают 4 вида родственно — контрастных сочетаний:

  • желто-красные с желто-зелеными,
  • сине-красные с сине-зелеными,
  • желто-красные с красно- синими,
  • желто-зеленые с сине-зелеными.

одственно-контрастное сочетание активнее, наряднее родственных, но мягче, «деликатнее», чем контрастное.

4. Самостоятельная работа учащихся

Выполнить 4 вида цветовых сочетаний.
Дать рекомендации по применению различных цветовых сочетаний в костюме в зависимости от стиля, назначения, возраста…
Наблюдение. В ходе работы давать советы по выполнению задания.

5. Сообщение темы (продолжение)

Зрительные иллюзии

Цвет также может создавать зрительные иллюзии. Умело используя их, можно скрыть некоторые дефекты фигуры.

Холодные цвета воспринимаются как отступающие, уходящие назад. Холодные цвета уменьшают фигуру (Рис. 13).

Тёплые цвета обладают свойством приближаться, выступать вперёд. Тёплые цвета увеличивают фигуру (Рис. 14).

Для увеличения длины фигуры тёмные детали должны располагаться в верхней, средней и нижней части костюма (Рис. 15).

Для уменьшения длины фигуры темные детали располагаются в центре (Рис. 16).

III. Заключительный этап

Подведение итогов работы.
а) демонстрация работ.
б) анализ допущенных ошибок, корректировка.
в) оценить выполненную работу каждого учащегося.

Список литературы.

  1. Г. С. Горина. Моделирование формы одежды. Москва. «Легкая и пищевая промышленность» 1981.
  2. Л. В. Орлова. «Азбука моды». Москва. 1988.
  3. Р. И. Егорова, В. П. Монастырская. Учись шить. Москва. 1987.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кино, Кинозвезды (373)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (62)
  • Археология, раскопки, открытия (475)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (1010)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (461)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (106)
  • Выживание в экстремальных условиях (79)
  • Вязание, плетение. (38)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (90)
  • Декоративно-прикладное искусство (433)
  • Дневник, оформление (380)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (335)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (65)
  • Древние цивилизации (159)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (524)
  • Женщина, красота, мода (912)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (205)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1010)
  • Живопись1 (718)
  • Животные (139)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (317)
  • Здоровье, Диета, Очищение (956)
  • Здоровье, медицина (1092)
  • Интересно!! (3736)
  • История мира, цивилизации, (1341)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (462)
  • Книги, писатели (529)
  • Компьютер (244)
  • Космос, Вселенная (469)
  • Красивые места Мира! (396)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (698)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (780)
  • Культура, Культурология, Нравы (975)
  • Любовь, Семья (547)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (299)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (161)
  • Музыка (1175)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (902)
  • Парки, Сады (150)
  • Педагогика, воспитание, образование (552)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (416)
  • Политика, экономика (370)
  • Поэзия, лирика, стихи (666)
  • Православие, христианство (155)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (346)
  • Психология. (1577)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (482)
  • Птицы (59)
  • Путешествия (375)
  • Религии Мира (71)
  • Скульптура, памятник (157)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (79)
  • Стиихийные бедствия (19)
  • Стихи избранные. (158)
  • Страны Мира (486)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1102)
  • Танцы, балет (214)
  • Тесты (170)
  • Технологии, изобретения, (599)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (252)
  • Философия, мудрость (694)
  • Фото, природа, пейзаж (356)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (254)
  • Художники, биография (40)
  • Цветы, растения, деревья (459)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (99)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (396)

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Выразительные средства композиций в дизайне!!

Пятница, 18 Мая 2012 г. 16:10 + в цитатник

5. Выразительные средства композиций.

Продолжим наш разговор о различных способах создания композиций в дизайне. Вы, конечно же, знаете, что основными выразительными средствами композиций являются:

  • Акцент;
  • Контраст;
  • Ньюанс;
  • Ритм;
  • Масштабность;
  • Массивность;
  • Баланс;
  • Симметрия;
  • Пропорциональность.

Рассмотрим подробнее акцент, т.е. точку, привлекающую внимание в большей степени, композиционный центр.

В любой композиции должен быть господствующий элемент, приковывающий взгляд в наибольшей степени. Два или более равноценных элемента рассеивают внимание и разрушают впечатление единства композиции. Акцент призван создавать впечатление единства.

Выбор акцента всегда зависит от замысла композиции, от ее стиля. Все другие элементы композиции подчиняются акценту и усиливают его звучание.

Акцент в узоре Необычная форма автоматически попадает в акцент

Наиболее распространенное средство выделения и повышения выразительности композиционного элемента – контраст.

Контраст – подчеркнутая противоположность в форме, цвете, размерах, фактуре и массе.

Контраст придает композиции эмоциональность, необычность. Он подразумевает, что будут два или болееэлемента, которые будут усиливать звучание друг друга.

Контраст представляет собой резкое противопоставление характеристик, например:

  • темное – светлое,
  • большое – малое,
  • простое – сложное,
  • прямое – кривое,
  • гладкое – шероховатое,
  • плоское и рельефное,
  • легкое и тяжелое.

Контраст позволяет избежать однообразия и скуки в художественных решениях.

От контраста следует отличать ньюанс – незначительное расхождение в форме и т.д. Сущность ньюанса заключается в плавном переходе характеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления. В композиции ньюанс неразрывно связан с контрастом. Если контраст не дополняется тонкими ньюансными переходами, он может огрубить форму, разрушить ее целостность.

Элементы в композиции располагаются не хаотично, а по законам ритма. Ритм присущ каждому динамическому ряду, характеризующемуся упорядоченным повторением элементов или мотивов через регулярные или нерегулярные промежутки. Следует отметить, что в неудачных композициях полностью отсутствует ритмическое начало.

Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются как группа. Восприятие метрических рядов зависит от сложности самих элементов. Так, объемные или сложные элементы вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные и простые. В тоже время чрезмерная длина ряда утомляет. Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Для остановки ритма можно использовать необычное решение крайних элементов. Так, в архитектуре Древней Греции для этого сокращали расстояние между крайними колоннами сторон перистиля или периптера.

Интересное решение ритма в развешенных на стене меленьких фотографиях. Большая картина, прерывающая ритм, служит принципу масштабности композиции (без нее фотографии казались бы слишком мелкими), и в тоже время разнообразит довольно скучный ряд.

Важным условием достижения гармоничности композиции является определение правильной масштабности.Масштабность композиции – соразмерность композиции помещению и принятому эталону.

В предметном мире людей эталоном является сам человек.

Чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнить размеры вещей с чем-то хорошо известным. Поэтому архитектор при проектировании здания изображает рядом с фасадом фигуру человека в масштабе изображения.

Массивность композиции – работает на выразительность и устойчивость композиции. Достигается размерами форм, либо их количеством, либо цветом, либо фактурой.

Самая массивная часть композиции тяготеет к горизонтальной поверхности. Например в помещении чаще всего самым светлым элементом является потолок, самым темным – пол; картина на стене всегда меньше размера дивана, над которым она висит.

  • Принцип массивности обусловлен законом всемирного тяготения. Для нас является обычным, что для придания устойчивости фигуре ее нужно поставить на более широкое основание. А по мере удаления в высоту объем фигуры может уменьшаться. Так растут деревья, трава, так построены пирамиды, большинство домов и т.д.

Баланс – уравновешенность частей композиции. Любая композиция гармонична, если она уравновешена.

Баланс может быть:

  • физический – естественная уравновешенность композиции;
  • либо визуальный – зрительная уравновешенность ее сторон.

Представьте себе весы, чаши которых должны быть уравновешены. В дизайне это можно достичь двумя способами. Либо положить на обе чаши одинаковые по массе предметы (мебель в разных частях комнаты одинаковая по общей массе). Либо на одной чаше будут предметы крупные, но светлые, нефактурные, а на другой – меньшего размера, но темные, грубые. Мы с вами будем еще говорить о цвете, сейчас просто скажу, что темные цвета всегда выглядят более тяжелыми, нежели светлые. Гладкие поверхности смотрятся легче, чем грубые, фактурные.

Баланс тесно связан с понятиями симметрия и асимметрия.

Самая строгая уравновешенность частей композиции возникает в тех случаях, когда элементы в ней расположены симметрично, когда правая и левая части (или же верх и низ) полностью повторяют друг друга. Симметричные композиции довольно часто встречаются в дизайне.

Для живых организмов более характерна неполная симметрия – квазисимметрия. Например, все знают, что правые и левые части человеческого лица не строго симметричны.

  • Попробуйте создать свой портрет из двух правых и двух левых половинок лица – это будут РАЗНЫЕ люди, похожие друг на друга!

Нарушение симметрии, асимметрия (отсутствие симметрии) используется в искусстве как художественное средство. Небольшое отклонение от правильной симметрии, то есть некоторая асимметричность, нарушая равновесие, привлекает к себе внимание, вносит элемент движения и создает впечатление живой формы.

Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным. В основе асимметричного построения жилого интерьера чаще всего лежит функциональная потребность, т.е. необходимость обеспечить площади для самых разных рабочих операций.

Ссылка на основную публикацию