5 советов как красиво фотографировать природу | Foto-kadr.ru

5 советов как красиво фотографировать природу

Как фотографировать пейзаж: советы.

Как фотографировать пейзаж рано или поздно задумывается каждый, кто увлекается фотографией. Пейзажная фотография привлекает как…

Как фотографировать пейзаж рано или поздно задумывается каждый, кто увлекается фотографией. Пейзажная фотография привлекает как профессионалов, так и фотографов-любителей. Этот жанр предлагает богатство природных ландшафтов, наполненных красотой и красками, изменяющимися в зависимости от времени года. В этой статье вы найдете несколько советов, которые помогут вам получить резкие и впечатляющие пейзажные фотографии.

Как фотографировать пейзаж: Создавайте глубину

Когда вы снимаете пейзаж, попробуйте создать на фотографии ощущение глубины, сохраняя в фокусе все детали. Чтобы добиться этого, вам необходимо использовать диафрагму, закрытую до значений f/16-f/22, поскольку такая диафрагма позволяет получить детали в фокусе по всей глубине кадра.

Поскольку при малой диафрагме на сенсор вашей камеры попадет малое количество света, то любые колебания камеры будут негативно отражаться на резкости предметов на фотографии. Во избежание этого при съемке пейзажа установите камеру на штатив.

Как фотографировать пейзаж: Используйте широкоугольный объектив

Для пейзажной фотографии наиболее предпочтительны широкоугольные объективы, поскольку они обеспечивают наиболее широкий угол обзора и, следовательно, более эффективно передают ощущение широкого открытого пространства и масштабности.

Кроме того, к их преимуществам можно отнести светосилу (что позволяет использовать более короткие выдержки) и большую глубину резкости.

Такой объектив при съемке, например, на f/16 гарантированно обеспечит вам резкость объектов как на переднем, так и на заднем плане.

Как фотографировать пейзаж: Используйте фото-фильтры

Для получения лучших результатов в пейзажной фотографии вы можете воспользоваться двумя видами фильтров.

Поляризационный фильтр поможет вам затемнить небо, выделить и подчеркнуть его синеву на фоне белых облаков.

Фильтр нейтральной плотности (ND-фильтр) позволит вам уменьшить количество света, падающего на сенсор вашей камеры, что, в свою очередь, даст возможность использовать длинные выдержки (например, для съемки движущейся воды или облаков). Это может быть полезным в солнечные дни, когда использование длинной выдержки (без фильтра) либо невозможно, либо приведет к засвечиванию кадра.

Как фотографировать пейзаж: Фотографируйте движение

Если вы работаете с движущейся водой, то используя длинную выдержку, вы можете создать потрясающий эффект «молочной» воды.

Один из способов сделать это – выбрать режим Приоритета выдержки (TV или S) и установить выдержку в 2 с и более.

Аналогичный эффект вы можете получить в режиме Приоритета диафрагмы (AV), выбрав значение диафрагмы f/32 (требующее, обычно, большое количество света).

Если вы решите получить этот эффект при ярком дневном свете, вам будет необходимо использовать ND-фильтр для увеличения времени выдержки без угрозы засветить кадр.

Кроме того, помните, что для получения резких фотографий при съемках подобного рода вы всегда должны использовать штатив.

Как фотографировать пейзаж: Используйте воду в качестве зеркала

Вода в приглушенном свете может создавать очень красивые эффекты и отражения. Лучшее время для фотосъемки такого рода – два «золотых часа»: первый час после восхода солнца и последний час перед его закатом.

Закрепите камеру на штативе и выберите режим Приоритета выдержки (TV или S). Установите длинную выдержку и позвольте вашей камере выбрать необходимую диафрагму. Если вы беспокоитесь о резкости полученного снимка, вы можете повысить значение ISO, хотя ISO 125 является хорошей отправной точкой для такой фотографии.

Как фотографировать пейзаж: Включайте в кадр людей

Пейзаж предполагает съемку не только природы, так почему бы не включить в него людей?

Например, пейзажная фотография может быть эффектно дополнена изображением ребенка или девушки, собирающей цветы.

Если вы решите включить в вашу пейзажную фотографию человека, помните о правиле третей и не помещайте человека в центр кадра – это позволит сделать снимок более эстетичным и интересным.

Установите выдержку в зависимости от того, какую цель вы преследуете: чтобы «заморозить» движение выберите короткую выдержку, а длинную — чтобы подчеркнуть его.

Как фотографировать пейзаж: Используйте правило третей

Чтобы использовать правило третей, представьте четыре линии: две горизонтальные и две вертикальные, разделяющие ваш кадр на девять квадратов (или прямоугольников).

Поместив объект съемки на одном из пересечений этих линий, вы сделаете фотографию более интересной для зрителя, поскольку картины и фотографии, скомпонованные с учетом правила третей, более естественны и приятны для глаз.

Как фотографировать пейзаж: Рекомендуемые настройки

Если вы снимаете днем, вы можете использовать диафрагму f/22 для получения резких и детализированных фотографий.

Для съемки движения воды, птиц, людей и т.д., вы можете использовать фильтр нейтральной плотности, который позволит вам работать с более длинными выдержками. При этом длина выдержки должна составлять:

  • для съемки движущейся воды – не менее 2 секунд
  • для съемки движения людей, животных, птиц — от 1/60 секунды

Для этих видов пейзажной съемки вам всегда необходимо использовать штатив.

Как фотографировать пейзаж: Необходимое оборудование

Снимая пейзажи в ярком дневном свете, во избежание возникновения на фотографии бликов используйте бленду.

Используйте поляризационный или ND-фильтр, чтобы избавиться от ненужных отражений и бликов (например, на поверхности воды), а также, чтобы выделить и подчеркнуть небо.

Если вы хотите получить резкие фотографии или же захватить движение (воды, животных и т.д.) – в обязательном порядке используйте штатив.

Если вы экспериментируете с углами съемки, вам может пригодиться бинбэг, который делает более удобной фотосъемку с уровня земли.

В некоторых случаях для подсветки слишком темных областей фотографии, вы можете использовать вспышку.

Заключение

Как мы отметили в начале статьи, пейзаж – пожалуй, один из любимейших жанров фотографии. Его популярность несложно понять, ведь занимаясь пейзажной съемкой, вы получаете возможность провести время на открытом воздухе наедине с природой.

Чтобы фотографировать пейзаж, помимо фотооборудования, вам необходимо иметь огромное терпение: ведь порой приходиться ждать несколько часов, ради нескольких минут идеальных условий освещения. Причем нередко погода вносит свои коррективы, и ваше ожидание проходит впустую.

Многие фотографы-пейзажисты могут вам поведать истории о том, как им пришлось ждать весь день, чтобы снять всего лишь один кадр. Но все они подтвердят, что этот кадр стоит затраченного на него времени.

Развивая свои навыки и терпение, вы сможете самостоятельно снимать поразительные пейзажные фотографии.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

5 советов как красиво фотографировать природу

Фотосъемка природы имеет довольно широкий спектр сцен и объектов, которые вы снимаете на открытом воздухе, и включает такие элементы как пейзажи, дикая природа, растения, деревья и цветы. И не важно, что конкретно снимаете вы: общие сцены или, к примеру, цветы крупным планом, фотосъемка природы очень полезна для развития навыков фотосъемки. В этом уроке по фотографии мы дадим 5 советов как получать красивые снимки в этом жанре.

Сосредоточьтесь на переднем плане

Съемка на природе может быть полезна не только для развития навыков фотосъемки. Свежий воздух, красивые места — все это отличный стимул для прогулки на открытом воздухе с вашей фотокамерой.

При съемке красивых сцен в природе обращайте внимание на то, что непосредственно перед вами, под ногами. Не забывайте работать с передним планом. Когда вы найдете волшебный пейзаж, чтобы сфотографировать, включите что-то интересное на передний план. Я часто вижу фотографии природы, на которых “пустые” пейзажи, да-да без заполненного переднего плана ваш пейзаж будет зачастую пуст и неинтересен.

Не поймите меня неправильно. Фотоснимки природы могут отлично выглядеть с атмосферным небом и привлекательным общим видом. Но добавление в кадр элементов переднего плана поможет сделать ваше изображение более глубоким и интересным. Займите передний план камнями или цветами, и фото станет намного ярче. На этой фотографии я включил одуванчики в передний план, чтобы подчеркнуть сцену.

Баланс в фотографии

Вы когда-нибудь были разочарованы фотографиями, которые получали после съемке на природе? Думаю, случалось такое. Поэтому мой следующий совет — делайте ваши фотографии более сбалансированными. При съемке природы и компоновке кадра тщательно контролируйте то, что в него включаете. Все элементы, оказавшиеся в кадре требуют баланса.

К примеру, возможно, вы сможете объединить некоторые части пейзажа, чтобы усилить сцену, например, это могут быть деревья и туман, или деревья и полевые цветы. Когда вы снимаете на пленере, вы сможете определить, что сделало бы ваш кадр более визуально приятным?

Используйте правильный объектив

В зависимости от объекта или сцены, которую вы фотографируете, важно выбрать правильный объектив, чтобы получить максимальную отдачу от ваших снимков. Для съемки крупным планом насекомых или цветов лучше всего подходит макрообъектив, который позволит вам максимально приблизиться к вашему предмету. Когда вы сталкиваетесь с большим открытым пространством, используйте широкоугольный объектив чтобы больше пространства попало в кадр. Так же это может сработать и наоборот, сверхширокоугольный объектив может удалить и поместить в кадр крупную сцену, а длиннофокусный объектив может вырвать из сцены на открытом просторе нужный эпизод.

Так же, если вы снимаете дикую природу, то лучше всего подойдут телеобъективы и зум-объективы, так как они могут помочь вам приблизиться к вашему объекту съемки.

Здесь так же все может быть наоборот. Например, если вы фотографируете животных в зоопарке, широкоугольный объектив может быть лучше, чем телеобъектив, если вы хотите захватить в кадре не только животное, или если вы находитесь рядом с ним.

Съемка в разные сезоны

Преимущество фотографии природы в том, что это можно делать в любое время года и в разные сезоны. Лето — отличное время для съемки пышных пейзажей и зеленой листвы, когда все уже расцвело. Весна — это время, когда все расцветает. Осень в местах с более прохладным климатом дает атмосферную погоду и туманы, а также же вся листва становиться желто-красной, что дает нам возможности для получения ярких фотографий.

Зима — еще одно замечательное время, чтобы поймать блеск природы. Хотя это время может быть суровым и холодным, оно также может быть поразительно красивым. Практически любые предметы, припорошенные снегом всегда выглядят хорошо на фотографиях природы.

Снег может добавить отличный контраст в пейзажных кадрах. Например, снег в этой сцене помогает вырисовать темные силуэты деревьев. Я также считаю, что заснеженные горы — прекрасные объекты для фотосъемки в зимний сезон.

Используйте локации рядом с местом вашего проживания

Вам не обязательно жить в красивом и удаленном месте, чтобы найти удивительные природные сцены для съемки. Вы найдете множество объектов и сцен, ожидающих ваших фотосессий в вашем регионе. Я сделал эту фотографию в пяти минутах езды от моего дома. Выходите на улицу и исследуйте парки, скверы, рощи и т.п. и делайте фотографии в природы в местах, близких к дому.

Заключение

Фотосъемка природы может быть действительно полезной и отличной возможностью поработать на открытом воздухе. Независимо от того, являетесь ли вы пейзажным фотографом или предпочитаете снимать растения или дикую природу, попробуйте применить эти советы на практике. И не стесняйтесь делиться своими снимками и любыми другими комментариями или советами ниже.

Как фотографировать пейзажи

Про фотосъемку пейзажей написано очень много. Не хочется повторяться, потому, я здесь опишу основные моменты и сделаю акцент на проблемах, с которыми я непосредственно сталкиваюсь при съемке.

Очень краткое пособие по фотографированию пейзажей:

  1. Следить за диафрагмой, часто, нужно ее сильно закрывать до F/5.6-F/16.0
  2. Следить за горизонтом, горизонт должен гармонично «резать» кадр. Осторожно и вдумчиво компоновать линии и пропорции в кадре
  3. Следить за источниками света (солнцем)
  4. Наслаждаться полученным результатом

Как видите, ничего сложного в съемке пейзажа нет. Но вот проблема в том, чтобы получить качественный снимок, нужно потрудиться:

  • Пейзаж подразумевает, что нужно будет его найти. Найти хорошенький пейзаж не всегда просто. Очень часто, когда находишь хороший пейзаж, с тобой нет камеры.
  • Снимать лучше всего утром и вечером, когда нет «жесткого»(сильного) солнца. Снимать при сильном и жарком солнечном свете очень сложно.
  • Так как лучше всего снимать утром и вечером, да еще и на закрытых диафрагмах, то нужен штатив. А штатив — это лишние расходы и лишний вес при транспортировке.
  • Чтобы ловить хорошие кадры, нужно внутреннее чувство гармонии, которое может либо быть врожденным, либо наработанным за долгое время фотографирования.

Мастера пейзажной фотографии имеют в своем арсенале очень большой запас навыков и наработок, описывать их бесполезно, так как каждая мелочь в хитрость будет полезна только в одном случае из сотни, и сам человек должен выбирать, как именно ему в той или иной ситуации нужно снимать.

Пейзаж. Линия горизонта делит фото не по центру. Небо занимает две трети снимка.

Настройка фотоаппарата для съемки пейзажа

  1. Почти всегда пейзаж снимается на закрытой диафрагме: F5.6-F36.0. Проще всего это сделать в режиме приоритета диафрагмы.
  2. Значение ISO нужно установить минимальное: ISO 50, 100, 200, lo1
  3. Настройка насыщенности цветов — максимальная
  4. Фокусировка лучше всего — ручная, фокусироваться желательно на бесконечности (на самом дальнем объекте)

Теория — это замечательно, но при практической съемки вся простота улетучивается. Во-первых, снимая пейзажи, очень серьезной проблемой является эффект пересвета или недосвета участков на фото. Самым распространенным примером является фото черной земли и белого неба. При этом: либо небо будет с деталями, а земля будет полностью черной (темной, без деталей), либо земля будет нормального экспонирована, но небо будет сильно высветлено (переекспонировано). Это связано с динамическим диапазоном камеры. Решить такую проблему помогает градиентный фильтр, который компенсирует разность «свечения» земли и неба. Очень часто, достаточно выполнить поправку экспозиции для того, чтобы немного «спасти» кадр. Для пейзажа очень полезным может оказаться поляризационный фильтр.

Пейзажи легко снимать не телефон из-за того, что на многих телефонах объектив имеет фокусировку на гиперфокальное расстояние

Во-вторых: пейзажи снимают на закрытых (прикрытых) диафрагмах. На цифрозеркальных камерах при закрытых диафрагмах будет видно каждую пылинку на матрице. Это очень сильно нервирует, расстраивает и сильно портит фотографию. Например, уже на F11 проступают «кляксы» на матрице (их видно и в примерах к данной статье). На F14 уже довольно сильно видно мелкую пыль. Бороться с таким недугом можно с помощью чистки матрицы, либо, понижением диафрагменного числа. Забавно, но обычные цифровые камеры (мыльницы) и пленочные камеры менее подвержены данному недугу. Зато, мыльницы сильно страдают дифракцией на закрытых диафрагмах.

В-третьих: часто, на глаз очень сложно скомпонировать кадр, чтобы линии были идеально вписаны в кадр. Линия горизонта так и норовит наклониться. Когда я снимаю с рук, вдумчиво и внимательно, а потом смотрю на компьютере снятый материал — горизонт часто «заваливается» на пару градусов. Для некоторых сюжетов, даже 5 градусов уже недопустимая погрешность. Чтобы побороть заваленный горизонт, я включаю «сетку» в видоискателе. Сетка выводит линии, деля кадр на 9 или 12 сегментов, что позволяет сразу видеть симметрию в кадре, а также, ровно располагать горизонт. Почти все ЦЗК Nikon поддерживают сетку. В некоторых камерах есть виртуальный горизонт (например, D300s), который позволяет контролировать линии. Ну, а если вообще проблемы с линиями, то можно выполнить кадрирования изображения с поворотом участка в Adobe Photoshop или других редакторах.

В-четвертых: для пейзажей, чаще всего, нужен очень широкий угол обзора, для этого используют широкоугольные и сверхширокоугольные объективы. Все «сверхширики» имеют дисторсию (искривление геометрии). Дисторсия может очень сильно подпортить картинку, а может придать ей необычность (как, например, эффект рыбьего глаза). Все же, чем дисторсия меньше, тем лучше. К сожалению, все сверхширокоугольные объективы имеют этот недостаток. Дисторсию можно побороть с помощью графических редакторов, некоторые камеры имеют встроенную корректировку дисторсию для ряда объективов (например, Nikon D5100). Либо, можно снимать на более длиннофокусный объектив без дисторсии. Фотографии неба снята на полтинник Nikon 50mm F1.8D AF, данный объектив не обладает дисторсией.

Личный опыт:

Если я снимаю без штатива, то использую режим S (приоритет выдержки). Обычно ставлю на значение от 1/80 до 1/200, при этом я знаю, что диафрагма при съемке будет (при хорошем освещении) сильно закрытой, что и нужно для пейзажа. При плохом освещении я все равно получу достаточно резкий кадр без смаза, снимая с рук. Когда использую штатив, то работаю в режиме А или М (приоритет диафрагмы или ручной режим). Со штативом не страшны длинные выдержки на закрытых диафрагмах. Пейзажи я снимаю редко, потому, на этом мой опыт заканчивается.

Меня часто спрашивают, а какая самая лучшая диафрагма для пейзажа? Единого ответа нет. Иногда, чтобы снять с рук вечером, достаточно F2.8, ISO 800. А иногда, чтобы «заморозить» водопад, нужно F/36.0 ISO 100. Кстати, на закрытых диафрагмах почти все объективы (и китовый) дают очень резкое изображение, так что, гоняться за специализированным пейзажным объективом для домашних целей — нет смысла.

Съемка пейзажа сильно усложняется, если нужно снять человека на фоне природы. В этом случае не всегда поможет фокусировка на бесконечности. При съемке людей на природе, также, рекомендую следить за размещением объектов в кадре, и в ряде случаев, человека лучше разместить не в центральной области снимка.

Пейзаж с человеком

Выводы:

Снимать пейзаж не сложно, сложно найти хорошее место. В пейзаже самое важное — гармония сочетаний линий, форм, света и тени. Чтобы грамотно компоновать (подбирать) снимок, нужно просто идти и экспериментировать. На практике опыт приходит очень быстро.

Не забудьте нажать на кнопки соцсетей ↓ — это важно для сайта. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

5 советов как красиво фотографировать природу

Съемка ландшафтов — одно из наиболее сложных и проблемных направлений фотосъемки. Скажу, что у меня, фотографа со стажем, съемка пейзажа до сих пор вызывает трудности. Это не так сложно с технической точки зрения – достаточно иметь штатив, широкоугольный объектив и уделить больше внимания экспозиции. Так что же делает этот вид фотографии таким сложным?

Прежде всего, к съемке пейзажа необходимо подходить творчески, чтобы суметь запечатлеть настроение и передать его зрителю. Если техническую сторону вопроса можно описать, то относительно творческой составляющей фотографии можно только советовать – Вам необходимо развивать свое видение по-настоящему уникальных снимков.

Оборудование

Начнем с простейшего. Какой объектив выбрать? Не смотря на то, что отличные фотографии можно получить с помощью любого объектива, предпочтительно, все же, использовать широкоугольные объективы. Они позволяют запечатлеть пространство пейзажа, подчеркнутую перспективу, которая добавляет изображению глубины. Если Вы используете DSLR камеру с APS-C сенсором, то обратите внимание на широкоугольник с ФР 10-20мм; для полнокадровых камер есть выбор из объективов с ФР 12-24 мм, 16-35 мм, 17-40 мм. Зум-объектив удобен в работе, однако лучшее качество обеспечат объективы с фиксированным фокусным расстоянием. В диапазоне ЭФР 12-24 обеспечивается широкий угол обзора, а 16-35 и 17-40 обеспечивают значительно меньший угол обзора, но они обеспечивают меньшие оптические искажения, особенно по углам изображения. Использование сверхширокоугольных объективов и объектива типа «рыбий глаз» сделает снимки более выразительными и оригинальными. Но снимать все кадры только «фишаем» будет неинтересно, поэтому он хорош как дополнение к основному объективу.

При съемке ландшафтов необходимо использовать только ручную фокусировку, особенно при съемке объектов на переднем плане вблизи камеры.

Чувствительность ISO необходимо выставлять наименьшую, которую позволяет камера, обычно это ISO 100-200. Не рекомендуется использовать расширение ISO 50, доступную как опцию в некоторых камерах из-за сниженного динамического диапазона. Снимая при ISO 100, изображение будет практически без шумов, с широким динамическим диапазоном и отличным качеством снимка, резкость которого можно улучшать, при обработке, не опасаясь появления сильных шумов. Выдержка: как вы понимаете, сочетание малой апертуры и малых значений ISO даст большую выдержку. В зависимости от освещённости, выдержка может быть от доли секунды (1/250 или 1/500) до нескольких секунд или даже минут.

Если Вы серьезно увлеклись фотографией пейзажей, то должны понимать необходимость использования штатива. Штатив – основной элемент, обеспечивающий резкие, детализированные снимки, особенно при длительной выдержке. Более того, штатив позволяет тщательно подобрать и продумать композицию. Используя штатив, возможно использовать специальную технику, позволяющую делать потрясающие снимки: на восходе или закате сделайте пару снимков одной и той же сцены – первый экспонируйте на небо, второй на передний план, затем совместите их – получится оригинальный кадр с широчайшим динамическим диапазоном. При съемке с руки будет невозможно снять два абсолютно идентичных кадра.

При пейзажной съемке рекомендуется использовать фильтры — поляризационный, серый нейтральной плотности и градиентный. Ультрафиолетовые и защитные фильтры бесполезны, так как они могут снижать качество изображения, уменьшают резкость и увеличивают вероятность бликов. При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

Свет

Свет — неотъемлемый элемент при съемке пейзажей. Правильный свет может преобразить даже невзрачный объект, а неправильный может испортить даже лучшую сцену. Занятно, но многие начинающие фотографы полагают, что ясный солнечный день и безоблачное небо – отличные условия для съемки – однако это не так — это худшие условия, которые можно представить для съемки ландшафтов. Лучший свет это не яркий, полуденный, а мягкий свет восхода или заката. Тени становятся четкими, цвета теплыми, насыщенными и приятными для глаз. Опытные фотографы называют это время золотым часом.

Если нет возможности или желания ждать заката или рассвета, снимайте в полдень – это еще одна стратегия получения лучшего освещения. Если небо безоблачно, постарайтесь исключить его из кадра, на сколько это возможно и, наоборот, если облака образуют затейливый рисунок, обязательно сделайте небо частью композиции. Поляризационный фильтр в этом случае поможет подчеркнуть контраст между облаками и небом и сделает более насыщенным краски.

Другая возможность получить отличный снимок – черно-белый кадр. Из фотографии, снятой даже при плохом освещении, можно получить отличный снимок, конвертировав его в черно-белый режим, однако не все снимки выиграют от «обесцвечивания». В черно-белом режиме, явно выигрывают кадры, насыщенные текстурами, гранями и другими контрастными элементами, тогда как другие могут выглядеть «плоскими». В любом случае, не брезгуйте экспериментами с контрастом при пост-обработке в графическом редакторе (не внутрикамерном!).

Настроение

Одни и те же места могут выглядеть весьма различно. Погода, время суток и еще множество различных факторов влияют на окружение – оно никогда не бывает одинаковым.

Эффектные пейзажи можно снять в туманную погоду. Впечатление тумана можно усилить, поместив перед объективом сетку из редкой шелковой ткани. Чтобы передать глубину пространства, в кадре на переднем плане надо поместить какой-нибудь темный предмет.

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ
В яркие, солнечные дни контраст пейзажа очень большой, что вызывается сочетанием ослепительно ярких бликов на снегу и, скажем, темных деревьев, особенно хвойных.

Зимний пейзаж лучше фотографировать в утренние или в вечерние часы, когда косые лучи солнца создают удлиненные тени,- это оживляет композицию и хорошо подчеркивает фактуру снега.

1. Правило третей

Хорошая композиция – неотъемлемая часть фотографии ландшафта, однако именно это наиболее сложная задача. Есть несколько «правил», которые помогут Вам улучшить композицию, но Вы должны постоянно развивать «творческий» взгляд, для получения достойных снимков.

Наиболее распространенная ошибка начинающих фотографов – размещение линии горизонта в центре кадра — как результат, статичное и несбалансированное изображение. Первый шаг улучшения композиции – съемка ландшафта согласно правилу «третей». Мы уже рассматривали его в наших предыдущих уроках по композиции, но напомнить будет не лишним. Все очень просто – мысленно разделите кадр на три части по горизонтали. И снимайте в пропорциях 1/3 передний план, 2/3 небо или наоборот – 2/3 передний план, а 1/3 небо. Иными словами – создавайте несимметричную композицию.

Естественно, правило «третей» не будет панацеей для всех фотографий, но помнить о нем надо.

2. Передний план и перспектива

Один из наиболее действенных способов создать сильную композицию – использовать широкий угол обзора и разместить на передний план какой-нибудь объект (цветок, камень и т.д.) Этот объект, в сочетании с усиленной широкоугольным объективом перспективой, даст ощущение глубины.

Глубина резкости должна вмещать все объекты. Поэтому и рекомендуется устанавливать значения диафрагмы f/11 или f/16.

3. Другие элементы композиции

В природе существует множество элементов, помогающих создать выразительную композицию – диагонали наиболее влиятельные из них. Используйте диагональные линии для акцентирования внимания зрителя к объекту. Если Вы присмотритесь внимательнее, то увидите что все вокруг подчинено неким направляющим. Ищите направляющие и пробуйте вписать их в композицию.

Если надо сфотографировать воду, подернутую рябь или небольшой волной, то ее снимают при встречно-боковом освещении под углом 35-45° к оптической оси объектива.

Воду против света фотографируют, когда лучи от солнца, скрытого облаком, падают на воду, создавая выразительные блестящие полосы. Но надо следить за тем, чтобы солнце не попало в поле зрения объектива.

Море лучше снимать с высокой точки. Тогда водное пространство занимает значительную часть кадра, фотография получается более выразительной.

Прибой обычно фотографируют с низкой точки с выдержкой не менее 1/1000 с.

Текущую воду лучше снимать с небольшой выдержкой. В этом случае происходит легкое смазывание изображения, которое и создает впечатление движения воды.

В горах лучше снимать рано утром. В эти часы воздушная среда передается наиболее эффектно. Облачная погода также способствует получению более выразительных снимков.

В солнечные дни сюжет надо выбирать с темным передним планом, по яркости которого и определять экспозицию. В этом случае дали будут несколько передержаны и выйдут на отпечатке светлее, чем передний план, что и подчеркнет глубину пространства, наполнит пейзаж ощущением воздуха, простора.

Наилучшим считается боковое освещение, так как оно подчеркивает форму гор, а просвеченная косыми лучами дымка создает впечатление глубины. Когда солнце находится позади фотоаппарата, изображение становится плоским. Когда — спереди, снимок получается очень контрастным, детали, особенно на переднем плане, пропадают.

Фотографирование горного пейзажа днем при высоком положении солнца выявляет детали изображения, без достаточного контраста.

При определении экспозиции необходимо учитывать, что с высотой в горах увеличивается интенсивность солнечного освещения, и оно приобретает иной характер, чем на равнине. С высотой происходит уменьшение яркостей теней и увеличение яркостей светлых участков пейзажа. Поэтому, когда снимают даль без переднего плана, выдержку по сравнению со съемкой на равнинной местности уменьшают: на высоте 500 м на 1/4, 1000 м — на 1/2, 2000 м — на 3/4, 3000 м — вдвое.

Рекомендуется использовать ультрафиолетовый фильтр.

Чтобы получить блики на поверхности ледника, следует фотографировать при контровом свете.

Как правильно фотографировать природу?

Share this with

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Фотография — одна из причин выбраться на природу и сполна насладиться летом.

BBC предлагает подборку советов о том, как усовершенствовать свои снимки растений и животных. Они предназначены прежде всего начинающим — владельцам смартфонов и «мыльниц», но некоторые советы могут пригодиться и более продвинутым фотографам.

Приготовление

Перед тем как отправиться на природу, остановитесь и подумайте: какова ваша цель?

  • Выберите тему съемки и подумайте, как ее можно осуществить. Обдумайте разные способы. Проверьте, какие события на лоне природы происходят рядом с вами, возможно, это вдохновит вас на выбор темы.
  • Прочитайте инструкцию! Звучит банально, но из нее можно узнать невероятное количество вещей о вашем фотоаппарате и принципах фотографии.
  • Посмотрите прогноз погоды и выберите соответствующую экипировку (плащ или солнцезащитный крем, защита камеры от дождя или бленды).
  • У вас есть подзорная труба или бинокль? Если да, возьмите их с собой.
  • Захватите штатив, если есть. Снимок, сделанный дрожащими руками, получится размытый — а вы же этого не хотите.
  • Запаситесь терпением. Природа — переменчивая и непостоянная вещь, за удачным кадром можно охотиться долго. Поэтому положите в рюкзак что-то из еды.
  • Фотографируя, располагайте камеру на одном уровне с объектом. Лучшая перспектива — один на один.
  • Показывайте свои фотографии друзьям и единомышленникам, выслушивайте их мнение. Это поможет вам понять, что вы сделали правильно, а что нет.

Композиция: правило третей и направляющие линии

Простой способ улучшить свои фото — правильная композиция. Грубо говоря, это то, как расположены различные объекты в кадре и как движется между ними взгляд.

Вы, возможно, уже слышали о «правиле третей» – это очень распространенный и простой композиционный принцип.

Расчертите фото на девять мнимых частей — тремя вертикальными и тремя горизонтальными линиями. Во многих камерах есть даже соответствующая опция — сетка на экране.

Если расположить объект или его важные детали вдоль этих линий, кадр будет выглядеть приятнее. А точки пересечения линий — и вообще идеальное место. Как пример — шмель на фото Рут Харт.

Попробуйте следовать этим советам, и ваши фотографии сразу улучшатся. Конечно, правила можно нарушать, и правило третей — не исключение. Но сначала его нужно изучить и закрепить, а уже потом искать повод его нарушить.

Другой помощник начинающего фотографа — наводящие линии, по которым взгляд зрителя движется от края кадра к центру композиции.

Где эти линии начинаются — не так уж и важно. Прекрасно подходят в этом качестве крылья насекомого, как на фото Эдди Нуркомба: крылья стрекозы словно указывают на ее голову.

Приблизьтесь к объекту: ноги, зум и дистанционное управление

Крупный план позволяет ухватить суть объекта и является очень удачным форматом для съемок природы. Сделать подобный снимок можно несколькими способами.

Первый и наиболее очевидный — как можно ближе подойти к объекту. Так вы получите крупное изображение и богатый деталями фон.

Но на природе это не всегда возможно, ведь ваша цель может просто улететь, убежать или уплыть, когда вы попытаетесь к ней приблизиться.

Выберите тему и работайте с ней, пока не исчерпаете . объектом съемки должно быть что-то, что вы действительно любите или ненавидите Доротея Ланж

Поэтому следующий способ — зум. Если у вас зеркальная цифровая камера, можно установить специальный объектив, если компактная — воспользоваться функцией оптического приближения. Но если и этого недостаточно, что можно сделать?

Здесь вам и пригодится бинокль. Если приставить объектив к одному из очков, камера сможет сфокусироваться на нужном вам объекте.

Это, конечно, не то же самое, что телеобъектив зеркального фотоаппарата, но значительно лучше, чем цифровой зум или полное его отсутствие.

А если вы перевернете бинокль, то сможете использовать его как макрообъектив.

Последний, и более продвинутый метод, — спустить затвор на расстоянии. Для этого существуют пульты дистанционного управления фотоаппаратом. Вам нужно расположить камеру, отойти, дождаться, пока животное или птица попадут в кадр, а затем нажать кнопку на пульте.

Будьте готовы к тому, что вам придется сделать не одну попытку, но полная съемка подарит вам уникальные кадры.

Свет — используйте условия по максимуму

Возможно, вы слышали о «золотом часе» для съемок природы. Некоторые из фотографов и вообще считают, что это единственная пригодная пора для работы.

Речь идет о последнем часе заката — или немного дольше зимой. В это время солнечным лучам приходится преодолевать длинный путь в атмосфере, что делает их золотистыми. Кроме того, объекты подсвечиваются сбоку — это создает хорошие тени и текстуру фото.

Красоту можно увидеть в чем угодно. Умение видеть и правильно подать красоту и есть то, что отличает любителя от фотографа Мэтт Харди

Но что можно сделать в другое время?

Старайтесь избегать тех нескольких часов в середине дня, когда солнце стоит высоко. В это время ваша камера не сможет справиться с контрастом ярко освещенных пятен и темных теней. Кроме того, растение или животное, которое вы снимаете, будет освещено сверху, что его не украсит.

А что делать в пасмурный день, когда солнца нет?

Не волнуйтесь, еще не все потеряно. Облака могут способствовать фотографу, поскольку это огромный природный диффузор, который рассеивает свет, делает его мягким и равномерным. А некоторые фото от этого только выиграют.

Макрофотография полевых цветов или лесные пейзажи с длительной экспозицией обычно удаются лучше при мрачном небе, поскольку такие условия помогают избавиться от слишком освещенных или затемненных участков на снимке.

Экипировка: лучше много идей, чем много снаряжения

Штатив. Если он у вас есть — очень хорошо (и устойчив, тем лучше). Если нет — задумайтесь над тем, чтобы его приобрести.

Но если вы все же оказались в поле без штатива, а он необходим, оглянитесь вокруг и подумайте, чем его заменить. Есть ли рядом какая-то стена, камень, забор или пенек, на которые можно поставить камеру?

Если ваши фото не достаточно хороши — значит вы подошли недостаточно близко Роберт Капа

Еще одна хитрость — носите с собой мешочек со специальным наполнителем. Он поможет вам выровнять камеру или наклонить ее под нужным углом: просто положите его на неровную поверхность, разгладьте, а сверху поставьте фотоаппарат.

Если вы снимаете пейзаж, то сделать камеру еще более стабильной можно с помощью таймера. Установите фотоаппарат и выберите функцию отложенной съемки. Таким образом вы избавитесь от любого движения в момент нажатия на кнопку и получите четкие снимки.

Объектив. Компактные камеры обычно имеют различные режимы съемки, поэтому убедитесь, что вы выбрали правильный.

Макросъемка (обычно обозначается цветочком) предназначена для фотографирования маленьких объектов — насекомых или цветов. А снимать ландшафты лучше в режиме пейзажа (отметка — горы): он имеет более широкий угол обзора.

Старайтесь не использовать цифровой зум, это ухудшит качество снимков.

Фильтры. В яркий день фото можно улучшить, держа перед объективом смартфона или мыльницы солнцезащитные очки.

Как и в любой сфере, если вы хотите лучше снимать — надо практиковаться. К счастью, у фотографа дикой природы множество источников для вдохновения!

Как научиться делать красивые фотографии природы

Наверняка у каждого фотолюбителя бывали случаи, когда очень интересный по сюжету кадр оказывался смазанной, засвеченной или затемненной фотографией. Низкое качество и невысокое разрешение снимка резко уменьшают его эстетическую ценность и лишают фотографа удовольствия делиться с близкими моментами радости, восторга и познания. Разумеется, полностью застраховать себя от фотоосечек не может даже профессиональный фотограф. Но узнать, как делать качественные фотографии на природе, в городе или дома, каждый имеет возможность.

Как фотографировать природу

Красота окружающего мира не перестает завораживать человека. Увлеченный красивыми пейзажами, очаровательными животными и величественной природой, он старается продлить в своей памяти эти моменты и отчасти поэтому берет в руки фотоаппарат.

Профессиональные фотографы природы советуют новичкам учиться отдельно делать:

  • фотографии животных;
  • снимки неживой природы.

Это связано с тем, что делать правильное фото объектов живой и неживой природы нужно в разных условиях и с разными настройками фототехники.

Разрешение фотографии – это параметр, который указывает, насколько детально отображены объекты. Чем выше разрешение, тем качественнее и детальнее фотография, и наоборот – при невысоком разрешении различить детали невозможно.

Новичок должен получить опыт работы в разных условиях и с разными предметами, что в дальнейшем поможет ему мгновенно подбирать правильные настройки, чтобы делать очень красивые качественные фото пейзажей, предметов или движущихся объектов.

Требования к технике

Как уверяют специалисты, сделать хорошие снимки высокого качества можно любым фотоаппаратом. В подтверждение сказанного приводятся работы лучших фотохудожников мира и России, сделанные на простой аппаратуре.

Чтобы делать снимки в хорошем разрешении, нужно досконально знать тонкости фотоискусства, однако по разным причинам не все могут позволить себе уделять много времени фотографии, чтобы в результате стать профессионалом. Чтобы делать качественные хорошие фотографии, начинающему достаточно иметь камеру с такими параметрами:

  • регулируемое ISO (светочувствительность);
  • настраиваемый баланс белого (ББ);
  • управляемая экспопара (диафрагма и выдержка).

Регулировка этих настроек сегодня присутствует даже в камерах некоторых смартфонов, уже не говоря о полноценных цифровых или зеркальных фотоаппаратах, начиная со средней ценовой категории.

Если фотолюбитель предъявляет к своим снимкам высокие требования, ему не обойтись без качественного штатива для камеры. Устойчивость фотоаппарата обеспечивает наилучшую резкость на фотографии.

Съемка животных

Красивые фото животных – редко результат везения и всегда следствие хорошей подготовки. Животное не может застыть в нужной позе и ждать, пока фотограф будет делать нужные кадры, поэтому для фотосессии с животным надо хорошо готовиться. Если съемка планируется летом на открытой местности с красивым пейзажем, фотографу понадобится:

  • подружиться с животным;
  • захватить с собой лакомства для «модели»;
  • взять игровой инвентарь.

Чтобы получить интересную качественную картину, рекомендуется устраивать игры на природе. Игры с животными и на природе помогают делать динамичные и эмоциональные сюжеты для снимков.

Технические требования для того, чтобы делать летом качественные фото с животными:

  • низкое ISO (поскольку летом в России практически все дни яркие и светлые);
  • серийная съемка;
  • отсутствие вспышки;
  • лучшие снимки получаются в режиме ручных настроек.

По возможности необходимо использовать штатив. Устойчивость камеры обеспечит качественные фотографии высокого разрешения.

Не нужно бояться экспериментировать с настройками камеры. Летом почти каждый выходной день дарит возможность делать фотосессии. Много времени для этого не требуется: достаточно одного часа.

Фотографирование пейзажей

Лучшие фото пейзажей летом в России – снимки, в которых запечатлены простор и богатство красок мира. Причем совсем необязательно фотографировать такие пейзажи в полях или степях.

Чтобы фото могло вместить в себя яркий кусочек необъятного мира, нужно максимально точно передавать через него естественные краски всех объектов, которые попадают в поле зрения камеры: растительность, небо, облака, строения и т.д.

Летом эта задача усложняется, поскольку яркое солнце засвечивает фотопленку. Лучшие снимки получаются в летних сумерках, в пасмурные дни либо в тени.

Требования к фотографированию пейзажей практически ничем не отличаются от общих условий:

  • ISO, соответствующее освещенности;
  • ручные настройки экспопары;
  • отсутствие вспышки;
  • настройка баланса белого;
  • штатив.

Чем дольше фотограф экспериментирует, тем лучше и качественнее фотографии у него получаются.

Сюжеты для фотографий

Сегодня многие интернет-ресурсы проводят конкурс фотографий. Такие конкурсы проводятся как в России, так и в других странах мира. Несмотря на то, что в них принимают участие профессиональные фотографы, любители также могут попробовать себя.

Более того, любитель может гарантированно стать победителем, если представит на суд жюри не просто фотографию высокого качества, а интересный и захватывающий снимок.

Самые невероятные моменты фотограф может «подловить», когда проводятся конкурсы на природе, либо просто наблюдая за обыденной жизнью в шумных городах и в безлюдных уголках России.

Участие в состязании может стать для начинающего фотографа хорошей мотивацией к профессиональному росту. В России такие конкурсы проводятся в ЖЖ, на «Яндексе» и на многих других крупных развлекательных ресурсах.

Лайфхак по фотографии: Съемка красивых пейзажей

1

Мне наиболее близка пейзажная тематика, поэтому своей статье я хочу рассказать о съемке именно в этом жанре.
Сразу скажу, что этому ремеслу я никогда и нигде не учился, диплома выпускника фотошколы не имею. Все пришло как-то само собой. Свою первую зеркальную камеру я купил три с половиной года назад, так ей до сих пор и пользуюсь. За это время мне удалось сделать несколько десятков хороших кадров и написать более 50 фоторепортажей. Кто-то даже считает, что у меня получается снимать шедевры, но со стороны, наверное, виднее.

К сожалению, у меня пока не так много возможностей и свободного времени для путешествий, но при первом удобном случае я стараюсь вырываться из паутины повседневности куда-нибудь подальше от города на природу, прихватив с собой камеру. В первую очередь я еду отдохнуть душой, разгрузиться эмоционально и отвлечься. В голове у меня нет мыслей во что бы то ни стало снять шедевр, скорее наоборот мне кажется, что до этого я уже выдал максимум своих возможностей и лучшего кадра, чем были до этого уже никогда не будет.
Очень часто мы путешествуем всей семьей или с друзьями.

Детство, проведенное летом в деревне, по всей видимости, оставили отпечаток в моем сознании, поэтому многие свои пейзажи я снимаю в русской глубинке. Мне очень нравится величие и многообразие русской природы, необыкновенные по красоте памятники деревянного зодчества, отдаленные и полузаброшенные деревни и привычные каждому русскому человеку покосившиеся избушки и заборы.
Такие картинки меня очень впечатляют!

Профессионалы же считают, что жанр «пейзаж» не совсем подходит ко многим моим фотографиям: некоторые сайты, а также организаторы большинства фотоконкурсов определяют мои снимки в раздел «архитектура» или «культурное наследие». Но я фотографирую то, что мне близко и радует глаз и мне без разницы каким жанром это именуется. Я бы назвал свои работы просто «Фото для души».

На традиционный вопрос: «Как это снято?» можно рассуждать долго и развернуто, но в формате этой публикации я бы хотел кратко пробежаться по основным моментам, которые позволяют мне делать хорошие фотографии.

Подготовка к съемке

Ни один более-менее приличный кадр я не снял случайно. Все мои путешествия и короткие вылазки хорошо спланированы и подготовлены.
Самым важным аспектом в пейзажной фотографии я считаю выбор места съемки (так называемая локация). Можно сколько угодно фотографировать красивый вид на парк из окна, топтать берег близлежащего озера в поисках идеального кадра или снимать закат у ближайшей рощи. Возможно, у вас и получится сделать несколько хороших фотографий, но самые красивые работы вы будете получать только перемещаясь во времени и пространстве.

В школьные годы я серьезно занимался спортивным ориентированием, участвовал во всероссийских и международных соревнованиях, попутно занимался и туризмом, поэтому относительно хорошо разбираюсь в картах. Это мне очень помогает в выборе локации и подготовке маршрута. Я бы даже сказал, что изучение карт и местности — это сопутствующее фотографии увлечение.
Нынешние возможности интернета поистине безграничны, поэтому все идеи рождаются после изучения информации из всемирной сети.

На картах Google maps, Google Earth, Wikimapia, Panoramio (приказал долго жить) — я смотрю фотографии и уникальные места со спутников. По многим дорогам, к слову, в Google maps можно «прокатиться» на виртуальной машине и предварительно промониторить окрестности. На популярных у фотографов сайтах, форумах путешественников, а также в сетях ищу интересные заметки, статьи. О памятниках деревянного зодчества много информации на сайте Соборы.ру. Отдельно хотел бы отметить заповедники, национальные и природные парки. Эти территории по определению должны представлять интерес для пейзажистов. Всю полученную информацию складываю воедино и получаю оптимальный маршрут.

Чтобы добраться до некоторых локаций иногда приходится предусматривать дополнительные средства передвижения, такие как лодка, велосипед или лыжи.
Если есть возможность, то лучше посетить объект перед съемкой, провести разведку и «примерить» ракурсы, — лишним это не будет.
Я бываю как на объектах «паломничества» фотографов, так и в местах, куда фотографы еще не добирались. Второй вариант мне нравится намного больше, так как на выходе зачастую получается неожиданно приятный результат и всегда уникальная картинка. В тех районах, где до меня уже сделали десятки или сотни кадров, я стараюсь подойти к съемке нестандартно и привнести в снимок что-то свое.

8

Выбор времени для съемки

Это второй момент, о котором хотелось бы сказать. Большинство своих кадров я делаю в так называемое «режимное» время: примерно час после рассвета и час до заката. Мягкий и теплый свет придает снимку сочности и насыщенности красками и детализирует текстуру объектов. Переходы между яркими и темными областями получаются более плавными.
Кроме этого в утренние и (реже) вечерние часы велика вероятность образования туманов, которые подчеркивают глубину изображения, красиво рассеивают свет и размывают контуры предметов, делая фотографии более таинственными и сказочными.

Естественно, важно понимать, где окажется источник света в момент съемки. Для этого в интернете я смотрю точное время восхода-захода солнца, а потом, ориентируясь по сторонам горизонта, накладываю направление движения светила на карту.
Ну, и конечно же самое главное — погода.
Когда выбранная точка съемки находится недалеко, то достаточно просто посмотреть за окно и на обещания синоптиков в телефоне. А если ехать придется долго, то я знакомлюсь с прогнозом как минимум в трех источниках и смотрю предполагаемую карту движения атмосферных фронтов. Она помогает корректировать маршрут прямо по ходу движения.
Проанализировав вышеупомянутые моменты, у меня в голове уже есть четкий график движения и примерные картинки, которые впоследствии окажутся на матрице моего фотоаппарата. Надо сказать, что осуществить задуманное получается почти всегда, но в некоторые места приходиться возвращаться повторно.

Снимаю я на Sony A65 и три объектива: Sony CZ16-80, Minolta 70-300, Samyang 8мм. Есть еще портретный фикс Sony SAL-50F18.
Первый объектив универсальный, им я снимаю около 80% всех кадров. Он обладает отличной резкостью и цветопередачей.
Пейзажные кадры делаю в основном на прикрытой до f/8 — f/13 диафрагме (это обеспечивает максимальную резкость по всему кадру) с минимально возможным значением ИСО в режиме авто (не всегда) фокуса. Все эти параметры, включая выдержку, выставляю в ручном режиме. Если есть необходимость получить в кадре красивые лучи от солнца можно прикрыть диафрагму и побольше.
Кадр записываю на карту памяти в формате jpg и raw, причем второй мне нужен только для подстраховки, если вдруг придется вытягивать тени или света. Из теней информация восстанавливается намного лучше, чем из засвеченных областей, поэтому чаще всего пейзаж снимаю с недодержкой.

Да простят меня многие фотографы, но я крайне редко использую штатив. Понятно, что в ночное время, при недостаточной освещенности и т.п. условиям без него никуда. Но в режимные часы свет меняется стремительно и мне его, как правило, хватает. Иногда даже приходится совершать пробежки от одной точки съемки к другой, чтобы не упустить момент. Но я бегать люблю и лишняя зарядка никогда не помешает:) Тринога же в этой ситуации значительно уменьшает оперативность. Иногда снимаю с брекетингом по экспозиции, но и здесь мне штатив, как правило, не нужен. Даже панорамные снимки в 90% случаев я делаю с рук.

О панорамной съемке

Некоторые свои работы я делаю в панорамной технике — сшиваю несколько кадров, снятых с одной точки с наложением. Выглядят такие снимки в итоговом варианте как совсем обычные. И дело здесь вовсе не в желании снимать сцены для плакатов или получать запредельные пиксели, просто панорама дает объем, глубину и резкость всему кадру, позволяет устремить взгляд зрителя от переднего плана к среднему и заднему, создать эффект присутствия в кадре, ну и само собой дает более широкий охват.

Мне очень нравятся фото с интересным передним планом, поэтому построение кадра (будь это панорама или одиночный снимок) я стараюсь начинать именно с него. В качестве переднего плана можно использовать камни, цветы, листья и т.п. Если зацепиться взгляду не за что, можно импровизировать, притащив, например, какую-нибудь корягу.

Постобработку кадров я выполняю в программе фотошоп Ps5. Правлю главным образом тени-света, контрастность, насыщенность, применяю фильтры и иногда технологию расширения динамического диапазона снимка (HDR). Фотоколлажи я не приветствую. В фотошопе сшиваю и панорамы, по большей части в автоматическом режиме. Руками дорабатываю несостыковки и геометрию.
Следует отметить, что использование фоторедактора позволяет улучшить кадр, но при этом исходник должен быть выполнен качественно. Если снимок откровенно не получился, то никакой редактор ничего путевого из него не сделает.

Ко многим своим кадрам я отношусь критично. Так получается, что в момент съемки какие-то моменты упускаешь из виду, а какими-то нюансами просто пренебрегаешь. По прошествии какого-то времени начинаешь понимать, что можно было снять и лучше.
Вот, вкратце, и все. Но, возможно, что-то упустил.

Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать следующее: если вы занимаетесь фотографией, делайте это с душой, относитесь к делу творчески и совершенствуйте свое мастерство. Ответственно подходите к выбору места съемки, планируйте маршрут, изучайте погоду…

Желаю всем удачи, интересных путешествий и красивых запоминающихся кадров!

Ссылка на основную публикацию