5 причин попробовать черно белую фотографию | Foto-kadr.ru

5 причин попробовать черно белую фотографию

Почему черно-белые изображения так привлекательны?

Появление цветной фотографии во второй половине XIX века стало прорывом, и все же, несмотря на полуторавековое развитие технологий и максимальную реалистичность, цветные изображения так и не смогли вытеснить черно-белые.

Это работает даже в рекламе. Если взять посты в Instagram пятисот крупнейших американских компаний, то черно-белые фильтры (Inkwell, Willow) предсказуемо замыкают список самых популярных – реклама должна быть яркой. Но если посмотреть на сравнительную эффективность черно-белых постов (количество реакций на тысячу пользователей), то фильтр Inkwell выбивается на третье место.

О привлекательности монохромных изображений написаны тома. Даже в цифровой век, когда с помощью настроек фотоаппарата или программ для обработки снимков можно получить любую картинку, какую только пожелает фантазия, нас по-прежнему тянет к первой, черно-белой реинкарнации фотографии: несмотря на очевидные ограничения, она кажется более креативной. В чем дело?

Черно-белая фотография вечна. Она вне времени и как бы говорит сквозь поколения. Снимок, сделанный вчера, может выглядеть так, будто ему 70 лет, и эта загадка, сложность в определении его возраста, придает ему дополнительную прелесть.

Ничто не отвлекает. Насыщенные цветами снимки могут быть прекрасны, но буйство красок сбивает мысль и дезориентирует. Монохромная картинка может выглядеть скучной, но при этом на ней проще расставить акценты, подчеркнуть детали или увидеть, что хотел сказать фотограф. Черно-белое, как это ни парадоксально, порой заставляет по-настоящему увидеть объект съемки.

Она проста. Но эти простота и минималистичность способны производить более сильное впечатление, чем цветное фото. Темный силуэт на фоне светлого неба или яркая деталь на черном фоне цепляют и вызывают чувства и эмоции, которые не пробудили бы цвета. Черно-белый кадр оставляет место воображению, а оно лучше, чем тысячи оттенков, делает снимок живым.

Почему черно-белая фотография привлекает взгляд? Вероятно, потому, что человек видит окружающий мир в цвете, а значит, монохромная картинка на многоцветном фоне автоматически выделяется. Черно-белое изображение априори несколько оторвано от повседневной реальности – вот почему оно заставляет нас остановиться и вглядеться внимательнее. По этой же причине такие снимки могут вызывать глубокий эмоциональный отклик.

«Безусловно, в черно-белом есть какая-то основа, исключающая многие отвлекающие факторы, которые вносит цвет, – размышляет легендарный фотограф Дэвид Бёрнетт. – Черно-белое сводит кадр к тому, что воспринимается быстрее и проще. В нем содержится некая чистота, на которую мы реагируем даже без тщательного исследования. Интересно будет посмотреть, возникнут ли такие же чувства через 30 лет у людей, выросших в окружении красок».

Схожий принцип работает и в случае с живописью. Пабло Пикассо на протяжении своей долгой творческой жизни много раз возвращался к черно-белым и серым изображениям, как бы убавляя насыщенность картин. Он говорил, что цвет ослабляет, и вытравливал его, чтобы подчеркнуть структурность работ и самодостаточность формы. Представители движения оптического искусства (оп-арт) в 1950-х годах часто использовали черно-белые изображения с повторяющимися геометрическими элементами, чтобы вызвать у зрителя ощущение иллюзии, смущения – настоящего оптического удара от контраста. Американский художник Питер Милтон в 32 года узнал, что он, оказывается, страдает расстройством зрения – не различает цветов. Он не перестал рисовать, но перешел полностью на черно-белые изображения и именно благодаря своей технике снискал славу. Он говорит, что черное и белое «даже более элегантно, чем цветное». И добавляет: «Если, конечно, само сочетание цветов не использовано с элегантностью».

На самом деле нам не обязательно видеть краски: наукой доказано, что если речь идет о знакомых вещах, наш мозг даже черно-белые снимки самостоятельно ассоциирует с «правильными» цветами. Эксперимент, проведенный в 2013 году, показал, что если человеку продемонстрировать монохромные изображения бананов, клубники, брокколи и так далее (предметов, имеющих определенный известный цвет – желтый, красный, зеленый), в мозге активизируются те области, которые отвечают за распознавание реальных цветов. Таким образом, черно-белые картинки не мешают мозгу воспринимать такой признак предмета, как цвет. И в то же время монохромность не отвлекает от деталей, вызывает особенные эмоции и воспоминания. Рассматривая черно-белые снимки, мы вдруг обнаруживаем, что отсутствие цвета делает интенсивнее остальные компоненты изображения.

Возможно даже, что прав нейробиолог Марк Чангизи, исследователь оптических иллюзий, который в своей книге «The Vision Revolution» пишет о том, что черно-белое видение может быть более «настоящим», чем цветное. Большинство животных, рассуждает Чангизи, не обладают цветовым зрением и, возможно, отсутствие красок избавило бы и нас от предвзятости в восприятии увиденного.

«Когда я увидел свою цветную фотографию, меня гораздо больше интересовал цвет, чем личность или достоинства человека, – говорит знаменитый бразильский фотограф и фотожурналист Себастьян Салгаду, который сейчас снимает только в черно-белом. – Как я могу кому-то рассказать своими фотографиями историю, если я сам не чувствую в них истории? Разумеется, черное и белое – это абстракция, но между самым ярким белым и самым темным черным вы обнаружите серое, и именно эти серые тона я видел, когда делал снимки».

5 причин попробовать черно белую фотографию

Есть различные точки зрения на счет черно-белой фотографии. Некоторые считают, что это было техническим ограничением прошлого, которое нужно преодолеть и двигаться дальше. В то время как другие видят в ней творческий выбор, который нужно изучать на больших глубинах.

Технологии конструирования камеры улучшаются с большим упором на улучшение цветовых диапазонов, так почему вы принимаете решение снимать или обрабатывать свои изображения в черно-белом? В этой статье мы рассмотрим пять причин, по которым вы можете снимать или конвертировать ваши изображения в черно-белые.

1. Черно-белые фотографии помогаю видеть иначе

Старые «мастера» фотографии снимали в черно-белом изначально, потому что у них не было выбора. Даже с появлением Kodachrome, который представил миру цветную фотографию, черно-белая все еще существовала. А все потому, что черно-белая фотография была (и для некоторых все еще есть) фотографией в ее самой чистой форме.

Когда вы удаляете цвет, акцент смещается к другим композиционным элементам изображения. Сюда входят линии, форма и текстура, контрасты и тона.

Имея это в виду, очевидно, что не все изображения хорошо преобразуются в черно-белые. Поэтому посмотрите на все элементы и выделите то, с чем еще вы должны работать, помимо цвета.

Часто черное и белое помогает развить другую перспективу того, что мы привыкли видеть, и что воспитывает наш фотографический глаз.

2. Черно-белое устраняет отвлекающие элементы

Вы привыкли видеть мир в цвете, и в этом нет ничего плохого. Иногда это способствует тому, что другие элементы и детали теряются или воспринимаются как должное. Некоторые элементы (выделенные ранее), необходимые для отличной фотографии, включают контраст, текстуру, освещение и форму.

Когда вы снимаете черно-белые фотографии, вы бросаете вызов себе, чтобы удалить отвлечение цветом. К ним относятся цветовые оттенки и различия в цветовой температуре (источники окружающего света), а также конкретные яркие элементы, которые могут находиться на заднем плане или отвлекать от вашей истории.

Монохромные снимки заставляют вас сосредоточиться на форме и текстуре при составлении композиции. Если акцент делается на совместном использовании цветов, то эти элементы иногда пропускаются. В черно-белой фотографии отвлекающие цвета переводятся в оттенки серого.

3. Черно-белая фотография предлагает творческий выбор

Поскольку ваш мир цветной, можно с уверенностью сказать, что цветная фотография изображает реальность и более реалистична. Таким образом, черно-белая фотография рассматривается как толкование реальности, или как вы интерпретируете то, что видите.

Когда вы удаляете цвет, вы не только изолируете разные элементы, но и вынуждены искать, как они соотносятся друг с другом. Это поможет вам изучить и создать различные способы рассказать свою историю.

Когда вы убираете цвет, вы удаляете то, что ваш зритель привык видеть. Теперь вам нужно найти более сильные элементы сцены и выяснить, как их использовать, чтобы передать то, что вы хотите изобразить.

4. Добавляет эмоции или настроение

Что-то в вариации тональных диапазонов, богатых черных и глубоких контрастов привлекает нас психологически. Это создает связь, которая заставляет вас остановиться и обратить внимание на то, что изображено.

Многие фотографы используют черно-белые изображения для повествования о своих путешествиях и в уличной фотографии, а также при изображении религиозных или культурных мероприятий. Монохромный в некоторых жанрах соединяет и усиливает эмоции и настроение.

5. Черно белая фотография вне времени

Несмотря на то, что это последний пункт в списке, это все же одна из наиболее распространенных причин, по которым некоторые фотографы снимают в черно-белом. Монохромная фотография воспринимается все времени.

Черно-белые фотографии, кажется, превосходят реальность и возвращают вас в прошлое время. Исторически сложившиеся цветовые схемы, которые были характерны для некоторых типов пленки, или тенденций в цифровой фотографии могут обозначить дату создания ваших изображений. Удаление цвета не дает возможности выяснить, когда изображение было сделано.

Бонус

Вам больше не нужно представлять, как будет выглядеть ваша сцена в черно-белом цвете, поскольку современные технологии камеры позволяет вам попробовать это на месте и посмотреть, работает ли она. Хотя некоторые фотографы предпочитают снимать в черно-белом сразу, другие предпочитают снимать в цвете, а затем обрабатывать или преобразовывать свои изображения в черно-белые, чтобы получить другой или лучший тональный диапазон.

Примечание. Если вы снимаете в формате RAW и задаете в настройках монохромный режим, то при предварительном просмотре на ЖК-дисплее увидите изображение в черно-белом. Но все цвета будут сохранены в данных файла и будут доступны на этапе последующей обработки. Это дает вам лучшее из обоих миров — быстрый предварительный просмотр в черно-белом и возможность конвертации позже.

Это изображение было снято черно-белым, используя монохромные настройки камеры.

Это изображение было снято в цвете, а затем преобразовано в черно-белое.

Заключение

Хотя черно-белая фотография все еще играет важную роль в фотографии, обратите внимание, что не все предметы хорошо переносятся в этот режим. Несмотря на то, что сильная композиция не зависит от цвета, иногда сила фотографии — ее цвет. Вот почему хорошо знать, когда использовать черный и белый.

Если вас интересует монохромность, найдите другие элементы композиции, такие как текстура, форма, линии и контраст. Поэкспериментируйте со съемкой и обработкой черно-белых изображений и выясните, что вам нравится больше.

Пять советов по черно-белой фотографии

Для меня черно-белая фотография – это одно из самых интересных и вдохновляющих направлений в творчестве, это то, что люди называют увлечением или страстью. Она грубая и изысканная, натуралистичная и необычная, мощная и утонченная, загадочная и открытая, эмоциональная и спокойная, простая и сложная, она содержит в себе все оттенки от черного к белому. Черно-белые изображения связаны с истоками фотографии, однако то, что было когда-то лишь способом получения изображений, со временем превратилось в нечто более глубокое.

Вы хотите вступить в эту черно-белую игру? В этой статье содержится пять советов, которые помогут вам двигаться в нужном направлении. Если вы захотите узнать больше о процессе преобразования снимков в программе Photoshop, посмотрите мою раннюю запись, в которой описаны 12 способов создания черно-белой фотографии.

Практика, практика и еще раз практика

Опытные фотографы, занимающиеся черно-белой съемкой, могут видеть мир бесцветным. Они тренируют свое сознание воспринимать контраст и тона, игнорируя при этом отвлекающие их цвета. Это не тот навык, который вы сможете приобрести за короткое время, это то, что само придет к вам с опытом. Я не могу сказать, что я достаточно одарен черно-белым восприятием, но мне удается замечать некоторые сцены и объекты, которые требуют черно-белого формата.

Один из способов, который поможет подготовить ваш мозг – это осознанное усилие или, другими словами, практика. Тревор Карпентер дал нам прекрасный пример, начав свое «октябрьское испытание». Он решил ограничить себя только черно-белой фотографией в течение месяца. Это позволило ему поэкспериментировать в этой среде и научиться на своих собственных работах. Резюмируя свой проект, он сказал: «Я заметил, особенно в последние дни, что, делая или продумывая снимок, я заранее ощущаю потенциал воздействия композиции в черно-белом формате».

Сосредоточьтесь на контрасте

Черно-белая фотография – это черный, белый и все тона между ними. Человеческий глаз по своей природе устроен так, что он воспринимает две вещи – интенсивность света и цвета. Когда мы убираем цвета, наш глаз становится более чувствительным к световой интенсивности. Человек воспринимает зоны контраста, благодаря этому он может отличать одну вещь от другой.

Во время черно-белой съемки вашей основной задачей будет создать объект благодаря оттенкам серого. Используйте контраст для того, чтобы показать вашим зрителям, что важно, а что – нет. Отыскивайте сцены, которые сами содержат проявления высокого контраста, благодаря этому ваши черно-белые снимки с самого начала будут более выразительными.

Во время обработки черно-белых фотографий использование возможностей Photoshop, таких как: уровни (levels), кривые (curves) и смешивание слоев (layers) – откроет перед вами широкие возможности для получения конечного изображения. Также вы можете использовать технику осветления (dodge) и затемнения (burn), которая является эффективным приемом повышения контраста. Эта техника работает хорошо благодаря тому, что она позволяет сосредоточиться на обработке определенных элементов изображения, не затрагивая прилегающие зоны.

Сосредоточьтесь на текстуре

В действительности, текстура – не что иное, как проявление контраста, однако она воспринимается совершенно иначе. Если задуматься, то текстура представляет собой постоянную или непостоянную структуру теней и света различной степени интенсивности. Черно-белая фотография во многом зависит именно от текстуры.

Цвета добавляют дополнительный уровень к воспринимаемому человеком изображению, в связи с этим, они маскируют самые утонченные текстуры. Поищите места с интересными текстурами, поверхность которых может быть сфотографирована так, что будет подчеркнута специфика ее поверхности и проявится контраст.

Решения, которые вы принимаете при обработке, так же могут оказать существенное влияние на текстуру. В процессе обработки черно-белого снимка у вас появляется возможность извлечь текстуру из ровной поверхности благодаря выбранному вами приему. В цифровой фотографии синие и красные каналы, как правило, содержат больше шума, чем зеленые, поэтому такие инструменты, как микшер каналов и черно-белый корректирующий слой в Photoshop позволят вам подчеркнуть текстуры, содержащиеся в снимке.

Снимайте в цвете

Это по большей части относится к цифровой фотографии. Если ваша камера предлагает вам выбор делать цветные или черно-белые снимки, никогда не выбирайте черно-белый режим. В действительности камера сначала делает цветной снимок, а потом переводит его в черно-белый формат.

Программное обеспечение для обработки фотографий может сделать перевод гораздо лучше, так же у вас будут более гибкие возможности изготовления конечного изображения. Просто невероятно, насколько могут сильно отличаться фотографии, полученные в результате самостоятельной обработки, поэтому лучше не ограничивать себя еще до того, как изображение будет получено из камеры.

Единственное исключение из данного правила, если вы используете черно-белый режим фотокамеры для того, чтобы понять, как сцена может выглядеть на итоговой черно-белой фотографии. Этот прием может помочь вам быстрее найти хорошие черно-белые сцены, но после того, как вы их найдете, верните камеру в режим цветной съемки и сделайте повторный снимок.

Используйте цветные фильтры

Для того, чтобы изменить оттенки снимков, фотографы, которые занимаются пленочной черно-белой съемкой используют фильтры. Вы когда-нибудь видели черно-белые снимки с темным небом и белоснежными облаками? Это не результат естественных условий, для этого применяются цветовые фильтры, позволяющие получать желаемый эффект. Использование подобных цветных фильтров с цифровой камерой вполне приемлемо, это не обязательно, но может дать вам определенные преимущества.

Программное обеспечение, подобное Photoshop позволяет нам применять фильтры, которые при этом не подвергают изменениям исходное изображение. Благодаря программе, эти же результаты могут быть достигнуты при переводе из цветного в черно-белое изображение. Те, кто использует программу Photoshop версии CS3, заметят, что меню настройки черно-белого изображения дает возможность настройки и применения нескольких фильтров.

Так что, если вы решите немного попрактиковаться в черно-белой фотографии, вам обязательно стоит думать об этих вещах до и после съемки. Любой человек может сделать черно-белый снимок, но вам потребуется немного больше мастерства и знаний для того, чтобы создать хорошую черно-белую фотографию.

15 советов для создания качественных черно-белых фотографий

Один из самых загадочных видов фотографии — черно белое фото. В руках умелого фотографа даже самый обычный кадр, переведенный в монохромный формат, может стать шедевром. Этот прием используется в различных целях — стремление подчеркнуть характер персонажа, создание необходимой атмосферы, построение сюжета, стремление избавиться от чрезмерного количества цветов — у каждого свои мотивы. Одно неизменно, черно-белое фото может захватить внимание зрителя, если создать его со знанием всех тонкостей и деталей. Именно поэтому мы выбрали 15 важных советов, которые помогут каждому начинающему фотографу научиться работать с монохромным кадром.

    Смотрите Черно-Белое кино

Перед тем, как начинать снимать в черно-белом формате, нужно немного привыкнуть и освоиться в специфике цветов и построения кадра. И нет лучшего способа, чем воспользоваться нетленной классикой. Шедевры кинематографа такие, как “Касабланка”, не только помогут вам приятно провести время, но и дадут массу великолепных идей. Не стесняйтесь и обращаться за помощью к состоявшимся фотографам, вдохновиться можно лучшими черно-белыми кадрами известных артистов.

Снимайте в формате RAW

Когда мы снимаем фото, любое фото, оно не всегда выходит таким, каким хотелось бы нам. Обычно, это становится заметно только дома, при просмотре отснятых кадров на большом экране. Пусть изменить ничего уже нельзя, всегда можно что-нибудь исправить. Формат RAW (или “сырой” в переводе) позволяет внести массу корректировок при пост-обработке. Подправить экспозицию, контрастность, и т.д. Поэтому, несмотря на то, что Raw-фотографии занимают больше места на карте памяти, это — наиболее подходящий формат, в котором стоит снимать всегда.

Смотрите черно-белым взглядом

Как бы малопонятно это ни звучало, именно так и нужно смотреть перед тем, как сделать кадр. Для того, чтобы цвета не отвлекали от сюжета, вовсе не обязательно бежать изобретать новые очки. Достаточно всего лишь обратить внимание на линии, тени и формы. Именно они строят композицию, а на ней, в свою очередь, держится весь черно-белый снимок.

Обращайте внимание на шумы

Еще недавно условия низкой освещенности требовали вспышек, дополнительных источников освещения и вообще всячески усложняли фотографу жизнь. Современные же камеры обладают невероятными способностями даже при небольшом количестве света. Кроме того, не стоит забывать, что под рукой у нас всегда имеется масса программ, способных снизить количество шума на фото. И тем не менее, привычка побеждает рациональность, и фотографы не обращают внимания на шумы. Однако, настоящий мастер должен учитывать все детали, в том числе и надоедливые точки.

Следите за контрастом

На вкус и цвет товарищей, быть может, и нет, однако самые выдающиеся фотографии, снятые в черно-белом формате, как правило, включают как почти цельно-белые области, так и почти цельно-черные. Увеличив контраст, можно добавить кадру глубину, скрыть лишние, отвлекающие внимание детали и подчеркнуть наиболее важные элементы. Поэтому всегда стоит покрутить настройки (или бегунки при пост-обработке), чтобы сравнить более контрастный и менее контрастный кадр. Результат может вас удивить.

Ищите больше градиентов серого

Помимо черного и белого, в кадре присутствуют миллионы промежуточных цветов, и все они несомненно влияют на восприятие итоговой картинки. Для того, чтобы фото не казалось однообразным и скучным, выбирать для черно-белых съемок стоит те объекты, в которых имеется достаточно промежуточных оттенков. Если объект уже выбран, добавить их можно при помощи теней, отражателей и дополнительного света. В итоге вам удастся обогатить изображение и сделать его интереснее для зрителя.

Как мы уже знаем из множественных предшествующих материалов, поляризационный фильтр убирает лишние блики и отражения при съемке воды или крон деревьев. Они могут отвлекать и на цветном фото, но когда речь идет о черно-белом, они могут полностью аннулировать идею и смысл кадра. Поэтому поляризационный фильтр особенно важен для монохромного стиля. С его помощью вам удастся сохранить композицию и не перенасыщать кадр лишними деталями.

Не забывайте про текстуры

У текстур в черно-белой съемке есть и плюсы и минусы. Один из плюсов в том, что если они не подсвечены примитивно прямо, их контрастность и детальность добавит привлекательности изображению. Кроме того, их можно использовать для того, чтобы подчеркнуть главный объект или модель.

Обратная сторона текстур опять же, в отвлечении внимания — если неграмотно использовать их, они могут рассеивать внимание зрителя. Например, ими не стоит пытаться заполнить негативное пространство. Поэтому во время съемок всегда следите за тем, где текстуры помогут улучшить кадр, а где рискуют разрушить его.

К черно-белым съемкам, как правило, относят три больших термина — ч/б (черно-белый), монохром и градации серого. Итак, “монохром” означает цвет, размещенный на нейтральном фоне, потому черно-белые фото (как правило, объект находится на белом или черном фоне) являются типом (самым распространенным) монохромной фотографии. А вот градации серого (грейскейл) — это всего лишь способ отображения черно-белых изображений на компьютере, возможности которого, по сравнению с глазом, ограничены.

Если присмотреться, в природе нас нередко окружают естественные узоры, на которые мы редко обращаем внимание. Тем не менее, пришло время открыть глаза: если отвлечься от обилия цветов, мы сможем заметить эти самые узоры, и именно они часто способны наделить фотографию смыслом или даже создать изображение. Как только вы приучите себя обращать на них внимание, вы начнете замечать их везде — в расположении машин на парковках, в обуви стоящих в очереди людей, в висящей в магазине одежде и так далее. Нас окружает масса интересных идей.

Черно-белые фото и длинная выдержка

Длинная выдержка используется в различных видах съемки, как правило, природе или городских пейзажах. Однако, иногда именно цвета нарушают целостность картинки. В таком случае, прежде чем отказываться от снимка, можно попытать счастье в черно-белом формате. Опыт показывает, что многие функции и эффекты, характерные для фото на длинной выдержке, очень удачно комбинируются с ч/б так что рекомендуем поэкспериментировать.

Черно-белый кадр не панацея от плохого освещения, но может иногда выручить

Бывает так, что условия становятся против вас и природное освещение, с которым никак не справиться, дает не лучший результат. Можно (и нужно) использовать фильтры, вспышки, отражатели и все, что есть у вас в арсенале, но иногда достаточно просто убрать цвета, таким образом, скрыв недостатки. Это срабатывает далеко не всегда, но например, если речь идет о кадре, который не так легко поймать (к примеру, дикое животное), стоит попробовать ч/б.

Иногда, мы снимаем кадры, в которых просто мало цвета. Особенно часто такое случается зимой — заброшенный почерневший дом, на фоне чистого снега, сзади сухие деревья — знакомая картина? Как правило, на этапе пост-обработке, при виде таких кадров, рука произвольно тянется к Ч/Б, но если дать волю импульсу и перевести фото в черно-белый формат, результат чаще всего разочаровывает. Так вот, если фото и без того практически бесцветно, в цветном режиме оно будет выглядеть лучше, чем в черно-белом.

Иногда даже удивительно то, как редко фото-сообщество уделяет внимание черно-белым HDR фотографиям. Все мы привыкли к тому, как эффектно выглядят снимки, сделанные в HDR, как они немного преувеличены, драматизированы и даже объемны. И все это без сомнения идеально подходит для черно-белой фотографии. Потому, упускать такую возможность определенно не стоит — все то, чего мы хотим добиться от ч/б станет еще ярче при использовании HDR.

Работайте с панелью HSL при пост-обработке

Вероятнее всего, этот совет — наиболее важен и касается он не самого процесса съемки или подготовки к ней, а пост-обработки. Когда у вас в руках готовое фото, абсолютно обязательно корректировать цвета, используя HSL панель в вашем редакторе изображений. Ориентироваться в этом нужно на многие детали и моменты, но что определенно ясно, так это то, что иногда можно добиться гораздо лучшего результата, если воспользоваться этим маленьким секретом.

5 причин попробовать черно белую фотографию

Путь к цветной фотографии, ставшей обыденной в наше время, был очень долгим и тернистым. Откровенно говоря, цветными изображениями можно назвать даже первые дагерротипы, которые появились еще в первой половине XVIII века (в том смысле, что дагерротипы фиксировали практически все полутона, — поэтому они не были черно-белыми изображениями в общепринятом смысле).

Как вы помните, первые фотографии были сделаны Жозефом Нисефором Ньепсом и Вильямом Генри Талботом в 1826 и 1835 годах соответственно. Попытки создать цветное изображение были предприняты в 1861 году известным шотландским физиком Джеймсом Максвеллом, который первым предположил, что красный, зеленый и синий являются основными цветами. Исследуя эту концепцию, ученый три раза сфотографировал один и тот же объект, предварительно прикрепив к объективу фотоаппарата красный, зеленый, а затем синий фильтр. Чтобы продемонстрировать цветное изображение, сквозь полученные снимки был пропущен свет ламп, окрашенных в соответствующие цвета.

Несмотря на то, что первые полноценные цветные снимки появились еще в 1935 году, черно-белая фотография оставалась востребованной как среди любителей, так и среди профессионалов до середины 60-х годов прошлого столетия. Любителей привлекала относительная дешевизна черно-белых снимков, а также удобство демонстрации таких работ, чего не скажешь о цветных слайдах. Любительское цветное фото получило широкое распространение только после существенного удешевления процесса печати цветных фотографий.

Свое предпочтение черно-белой фотографии профессиональные фотографы объясняли несколькими причинами. Например, издание, на которое работал фотограф, печаталось в черно-белом цвете (цветные издания были большой редкостью вплоть до середины 1960-х годов). В одних случаях во главу угла ставились исключительно творческие замыслы. Дело в том, что цвет достаточно часто только отвлекает зрителя от основной идеи, а иногда попросту меняет настроение снимка. В других случаях профессионалы предлагали черно-белые снимки тем клиентам, которым цветные фотографии были не по карману. Сейчас, наверное, это звучит смешно, однако в начале шестидесятых такая практика была широко распространена, поскольку альбом цветных свадебных фотографий стоил намного дороже его черно-белой версии (чаще всего вручную раскрашенной).

Цветная фотография существенно потеснила свою черно-белую предшественницу уже в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Этот прорыв был обусловлен появлением первых полуавтоматических фотоаппаратов и автоматизацией процесса печати, что, в сущности, и привело к уравниванию цен на цветные и черно-белые снимки (или по крайней мере к заметному снижению цен на цветное фото). Примерно в то же время начали использовать первые лазерные сканеры, благодаря которым цветные фотографии стали публиковать в различных газетах и журналах. С появлением таких редакторов графических изображений, как программа Photoshop, настольных сканеров и компакт-дисков, исчезли последние преграды для тотального распространения цветной фотографии. Однако это совсем не означает, что черно-белая фотография безвозвратно канула в лету. В наши дни черно-белую пленку для традиционного фотоаппарата можно купить едва ли не на каждом углу, а в самых современных цифровых фотокамерах по-прежнему предусмотрены режимы для съемки монохромных изображений.

Однако сейчас, когда цветное фото уверенно занимает лидирующие позиции, рассуждения о черно-белой фотографии вызывают немой вопрос в глазах большинства пользователей программы Photoshop. А веских причин для такого разговора довольно много, и некоторые из них перечислены ниже.

1. Предположим, что сделанные вами цветные фотографии впоследствии будут напечатаны в черно-белом журнале или рекламном проспекте некоторой фирмы. Прежде чем передать снимки требовательному заказчику, вы должны преобразовать цветные снимки в изображения в оттенках серого цвета, чтобы устранить вероятность появления различных дефектов. Дело в том, что некоторые едва различимые оттенки цветного снимка в черно-белом изображении будут выглядеть одинаково (либо только черными, либо только белыми) — в подавляющем большинстве случаев это крайне нежелательно.

2. Вам необходимо предусмотреть использование различных способов печати ваших цветных снимков. Например, каждый месяц один фотограф предлагает редакции местной газеты две-три фотографии. Он отдает редактору цветные версии своих работ в формате 5*7, поскольку примерно четверть всех снимков газеты печатают в цвете. Но прежде он просматривает эти снимки в черно-белом варианте, чтобы свести к минимуму возможность возникновения недоразумений после печати фотографий на «капризной» газетной бумаге.

3. Фотография, которую вам предстоит отретушировать, изначально была черно-белой.

4. Цвет отвлекает внимание зрителя от сюжета фотографии или главного объекта съемки. Если цвета главного объекта съемки явно приглушены, то, вероятнее всего, зритель первым делом обратит внимание на яркий цветной предмет красного или желтого цвета, который расположен в верхнем правом углу снимка. Такова особенность восприятия человека — сначала мы обращаем внимание на цвета, а уж затем на яркость предметов. Примером может служить снимок, показанный ниже. Глядя на него, вы сразу же обратили внимание не на пейзаж за бортом катера, а на ярко-красную штуковину, прикрепленную к его крыше. Чтобы исправить положение, данный снимок достаточно преобразовать в изображение в оттенках серого цвета.


5. Цвет оказывает пагубное влияние на общую атмосферу снимка. Большинство угрюмых, высококонтрастных и документальных снимков значительно лучше выглядят в черно-белом варианте. Вряд ли знаменитый снимок «Мать-мигрантка» («Migrant Mother»), сделанный Доротеей Ланг во времена Великой депрессии, выглядел бы лучше в цветном варианте. Только благодаря черно-белому исполнению фотографу удалось передать отчаянье и безысходность на морщинистом лице матери семерых детей, которой в то время было всего 32 года.


6. Имитация исторических снимков. Возможно, что цветной снимок, сделанный во время воссоздания событий времен гражданской войны в Северной Америке, будет выглядеть реалистично. Но все равно вам никто не поверит, что он был сделан в то далекое время. На фото ниже показана черно-белая версия такого снимка. Естественно, он не был сделан 150 лет назад, зато теперь отснятая сцена выглядит намного естественнее.


7. Цвета слишком реалистично передают драматизм и напряженность отснятой сцены. Если вы смотрели фильм Квентина Тарантино «Убить Билла: Часть I», то наверное обратили внимание, что одна из ключевых захватывающих схваток был отснята в черно-белом варианте (во всяком случае в американской версии фильма). Это было сделано намеренно, чтобы не шокировать впечатлительного зрителя реализмом откровенного кровопролития.

Создание лучших черно-белых фотографий — основные советы и примеры

Создание черно-белых снимков всегда было реальной мистикой для любого фотографа. Монохромные фотографии во многих случаях изображают особую значимость сцены, поэтому есть немало замечательных цитат на тему важности съемки картины в черно-белом цвете. Эти фотографии всегда достигали поставленной цели, будь то портрет или пейзаж. Фотографы в нашей современной цифровой эре переняли эту черту от мастеров, которые дали нам многочисленные примеры черно-белых образов. Они помогут и вам преуспеть в создании монохромных изображений.

В этом посте мы хотели бы рассмотреть создание черно-белой фотографии, различные факторы, благоприятствующие ей и поделиться с вами некоторыми советами по поводу съемки. Обратите внимание, что все фото связаны с первоисточниками. Кликнув на снимок, вы можете ознакомиться с другими работами авторов на их личных сайтах.

Зачем снимать в черно-белом цвете

Мы знаем, что все началось с черно-белых оттенков, так как цветная фотография не была доступна для первого поколения фотографов. Позже это было связано с импровизацией. Второе поколение фотографов испробовало свои свежие идеи на пленке. Но черно-белое изображение никогда не потеряет своего очарования. Оно обладает исключительным стилем и, что самое главное, цветная фотография порой проигрывает черно-белой в выразительности и символизме.

В современном мире до сих пор многие с удовольствием ведут съемку в черно-белом формате, потому что это открывает более глубокое понимание характера сцены. И монохромные изображения вызывают дополнительные ощущения.
Вам стоит прибегнуть к черно-белой съемке, когда цвета не имеют никакого значения в отображении характера картины, когда присутствует чувство тайны или особое настроение, или сильные эмоции, когда цвет может отвлечь внимание от сути картины или не в полной мере отразит сущность фотографии. В таком случае лучше нейтрализовать цвета сцены в одно монохроматическое изображение. Другими словами, это может выглядеть как компромисс для получения лучшего результата. Некоторые фотографии требуют этого подхода, а другие снимки не имеют выбора. Есть профессионалы, которые снимают в монохромном режиме на цифровых камерах, чтобы усилить свое видение черно-белой зоны.

Зонная система (зонная теория Адамса)

Один из пионеров и великих мастеров пейзажной фотографии Ансел Адамс придумал невероятную систему для представления фотографии с готовой картинкой. Эта концепция предварительной визуализации заставляет фотографа двигаться вперед. Хотя вначале система может показаться математической и сложной, она позволит вам технически освоить искусство фотографии.

Используя зональную систему, вы примените научный подход к созданию искусства. Речь идет об управлении светом, расчете переменных и осознании тонкости изменения света. Разделение на светлые и темные тона дает объяснение о зонной системе.

Фото: Nathan Wirth

Фото: Рохан Рейли

Качество света

Для любого художника важно понимать концепцию света и то, как он интегрирует с окружающей средой или субъектом съемки. Различные физические свойства несут ответственность за то, что записывается датчиком, когда камера пропускает свет. Чаще всего отраженный свет, в зависимости от интенсивности и контрастности границы, добавляет конечному изображению больше динамического диапазона.

Давайте вспомним разницу между зеркальным и диффузным (рассеянным) светом. Это может помочь вам производить чудеса с черно-белой фотографией. Говоря простым языком, зеркальный свет, как правило, возникает в том случае, когда источник света находится далеко от объекта съемки. Здесь присутствует высокая контрастность и, как следствие, яркие блики и острые темные тени. С другой стороны, рассеянный — это мягкий свет, который не дает резких теней и не поражает светлыми областями. Овладение этими легкими вариациями может помочь вам создавать чудесные черно-белые изображения, будь то на открытом воздухе или в вашей фотостудии.

Фото: Hengki Koentjoro

Фото: Hengki Koenjoro

Экспозиция

Любой профессиональный фотограф согласится с тем, что черно-белая фотография – это свет плюс экспозиция. Подход, с точки зрения экспонирования (проецирование изображения на светочувствительный элемент), остается одним и тем же, будь то пленочная или цифровая фотография. Как уже было сказано в зонной системе, изменение диафрагмы, безусловно, может принести изменения в любой части кадра.

В процессе экспонирования пленочный вариант и цифровой будут отличаться. В первом случае мы наблюдаем S-образную кривую, а в цифровом – прямая на протяжении всего диапазона изображения. И, наконец, никогда не затемняйте переэкспонированные области, так как это не добавит ни одной детали, зато приведет к неприятным серым тонам.

Фото: Jan Scholz

Фото: Hannes Caspar

Пост-обработка

Лучше с вниманием отнестись к редактированию снимков, так как многие фотографы не считают законченной картинку, которая не подверглась обработке. На этом заключительном этапе формирования фотографии первоочередную роль играет визуализация.
Существуют различные методы для обработки черно-белых изображений, применение которых зависит от каждого отдельного художника и его представления конечного шедевра.

Скорее всего, вы уже знакомы с основными нюансами использования редактора Photoshop. В конечном счете, надо понимать, когда ваш продукт готов. Обратите внимание, что добавление цветового тона может быть взаимосвязано с ядром фотографии, например, с настроением или эмоцией. А понимание теории цвета и экспериментирование с различными оттенками может качественно обогатить ваше черно-белое изображение.

Почему в противостоянии черно-белой и цветной фотографии нет смысла

50-е годы ХХ века профессиональные фотографы презирали цветные снимки. Теперь фото в цвете — «значение по умолчанию». Почему и как чаша весов склонилась в их сторону?

Пролог: мечте больше нет места

В 2015 году Leica выпустила красивое и нелепое рекламное видео. В нем шла речь о новом продукте бренда — цифровой камере, которая снимает только в ч/б. Видео впечатляющее и странно убедительное. На фоне гипнотизирующих монохромных орнаментов голос за кадром убеждал, что черно-белое решение чище, а гиперреализм цвета не просто чрезмерно груб — он не нужен в принципе и служит лишь помощью людям без воображения. Слоган видеоролика звучал безапелляционно: «В цветном мире нет места мечте».

Конечно, это утрированно и неверно. Ситуация обратна: цвет раскрывает то, что мы не видим в ч/б-режиме. Настаивая на черно-белом, автор зачастую выглядит претенциозно. Но видеозаявление Leica возвратило актуальность одному из самых старых противостояний в фотографии: спор о том, что лучше — ч/б или цвет. Сегодня мы понимаем, что эти дебаты бесплодны, но сама полемика и ее история очень интересны. Ларс Мензель (©Lars Mensel), фотограф и писатель из Берлина, составил небольшой экскурс, который поможет понять, как развивался этот спор.

Действие первое: цвет — глупость

Фотография стала «законной» формой искусства совсем недавно. В конце XIX века ее считали слишком буквальной и прямолинейной. Творческая аудитория говорила, что фото не развивает воображение так, как изобразительное искусство. Аргументация напоминает тезисы из того самого ролика Leica — что-то слишком реалистичное не может быть художественным.

Изначально фотография конкурировала с изобразительным искусством, требовала таких же временных затрат (на экспозицию), в ней использовалось тяжелое статичное оборудование. Наиболее популярными темами, как и в живописи, были пейзажи и портреты. Во время Первой мировой войны стали доступны портативные камеры и пленка — благословение по сравнению с ранее использовавшимися стеклянными пластинами. Прогресс позволил фотографам работать в ранее невозможных условиях, и материал стал сильнее отличаться от живописных картин.

Анри Картье-Брессон, Хелен Левитт и другие пионеры фото использовали реализм новаторским способом. Со своими неожиданными темами и моментами, пойманными на снимках, они демонстрировали, что съемка композиций и статичных объектов отличается от живописи. С появлением новой эстетики родилась уличная фотография.

photo by Henri Cartier-Bresson

Легендарные фотографы постигали свое ремесло в мире черно-белого фото. Делая снимок, они заранее знали, что он будет монохромным, и абстракция будет его естественным качеством — как, к примеру, двухмерность. Цветные фото появились лишь в середине 50-х годов ХХ века, когда были изобретены процессы, позволившие достаточно просто снимать и печатать цветное изображение. Этот технологический прорыв сопоставим с изобретением портативной камеры, а привыкшие к ч/б фотографы стали играть роль, которую раньше брали на себя адепты живописи. Они отказались принять новую технологию и признать цветные фотографии искусством.

Вместо того, чтобы наслаждаться открывшимися возможностями, фотографы-художники избегали цвета. В их представлениях серьезная, документальная, художественная фотография должна была быть исключительно черно-белой. Легендарный Анри Картье-Брессон, прославившийся монохромными снимками-шедеврами, даже заявил, что цвет — это полная ерунда и глупость.

Действие второе: монохромное видение

Почему Картье-Брессон так резко отверг цвет? Скорее всего, потому что ч/б «работает» иначе. Объекты, которые эффектно выглядят на черно-белых фото, в реальности зачастую не очень красивы — как, к примеру, яркие цветные изображения после уменьшения насыщенности.

Исторический фотоканон был разработан для одной палитры, и пионерам искусства нужно было научиться снимать предметы, которые хорошо смотрелись в ч/б-режиме. Портреты Тины Модотти, абстрактные снимки Ман Рэя, фото Эдварда Уэстона опирались на резкость контраста. Во многом они снимали, подстраиваясь под черно-белые «рамки» — подчеркивая форму, контрастность, очертания.

Картье-Брессон заявлял, что цвет отрицает все трехмерное значение фотографии. Это не так — просто в прошлом фотографы не умели им пользоваться. Принятый и привычный инструмент объясняет жесткую позицию по отношению к появившейся новинке. Говорят, что после экспериментов с полихромом Картье-Бресон был так недоволен результатом, что уничтожил все негативы. Сегодня фотограф известен только по монохромным работам.

В книге «Понять фотографию» (Understanding a Photogtaph) Джон Бергер писал, что до изобретения снимка картины были единственной визуальной демонстрацией того, как люди видели мир. Черно-белые фото тоже дают нам понять, как фотографы-первопроходцы видели мир: в красивых оттенках серого. Когда цветную съемку освоила рекламная индустрия, презрение художников только возросло. В 1959 году Уолтер Эванс констатировал: «В этом вопросе все просто — цветная фотография вульгарна».

Сегодня эта позиция кажется абсурдом. Цветная фотография давно стала стандартным способом отображения мира. Это изменение парадигмы можно считать полноценным маленьким восстанием.

Действие третье: мир в цвете

В то время, как фотохудожники задирали носы, цветная пленка спокойно покоряла мир. В послевоенные годы фотография из удела исключительно профессионалов стала превращаться в популярное хобби.

Изобретение Kodak цветной пленки Kodachrome в 1936 году и Ektachrome десятилетием позже привело к постепенному принятию цветных снимков. И почему бы и нет — ведь это позволило запечатлеть обычную жизнь во всей ее яркости.

В «черно-белые времена» фотографы должны были самостоятельно печатать снимки. Для многих профессиональных авторов обработка цветной пленки стала непосильной задачей, тогда как любители все чаще создавали домашние фотолаборатории. Не поднимая фото до произведения искусства, потребители просто стремились делать простые и реалистичные снимки — семейные и повседневные.

Обобщенный вывод Уильяма Эглтстона «мир в цвете — мы ничего с этим не поделаем» приняли все. Этот фотограф-новатор, как и Сол Лейтер, создававший из цвета слои на своих уличных снимках, Стивен Шор, Джоэль Мейеровиц и другие авторы, помог в 70-е годы перейти от ч/б к цвету, несмотря на яростное сопротивление. Восставшие фотографы хотели вырваться из монохромного мира, привычного предыдущим поколениям.

photo by Joel Meyerowitz

Джоэль Мейеровиц говорил, что цветные изображения информативнее, они гораздо больше, чем мир в оттенках серого. Эпоха сменилась, и вместе с ней изменился и предмет съемки. Фотографы начали фотографировать сцены, не связанные с логикой черно-белых, высококонтрастных настроек. Например, Уильям Эглтстон снимал торговые центры, Сол Лейтер — дождливые города, а Стивен Шор — яркие повседневные картины.

photo by Stephen Shore

В отличной книге Уильяма Эглтстона «От цвета к черно-белому» (From Color to Black and White) куратор Агнес Сир писала, что художники-новаторы смогли интересно изобразить банальные объекты, и именно использование цвета помогло решить эту творческую задачу. Переход от ч/б к полихрому был сродни переходу от героической фотожурналистики в стиле агентства «Магнум» к более поэтичному «повседневному» повествованию.

Сначала никому не были интересны подобные работы, но сегодня эти ранние пробы уже легендарны. Понадобилось время, чтобы у мира искусства открылись глаза на новое видение предмета и на цветную фотографию в целом. Казавшиеся обыденными фотографии стали популярными именно потому, что они были обыденными и знакомили широкую публику с красотой, «спрятанной» в повседневной жизни.

Эпилог: нерешенный вопрос

Цвет перестал быть противоречивой позицией, теперь это стандарт фотографии. Черно-белые снимки используются, в основном, для работы в классическом жанре, в фэшн-съемке, имитирующей модернистский стиль, или в маркетинговых кампаниях, которые хотят визуализировать размытое понятие высшего класса и изысканности. Это не означает, что противоречия разрешены и уничтожены.

Сегодня речь уже не идет о правильности и неправильности, реалистичности и снобизме, перспективности и старомодности. Противоречие сейчас заключается в том, как воспринимается воображение, как оно работает — или должно работать. Джоэл Меровиц сказал, что цвет — это не вопрос, а, скорее, ответ. Для фотографа он — одно из множества принимаемых профессиональных решений и часть видения и интерпретации мира.

photo by Alec Soth

Эта позиция уравнивает значимость ч/б и цветной съемки. Несколько лет назад фотограф Алек Сот в интервью Aperture сказал, что, глядя на фотографии, можно подумать — 80 лет назад мир был черно-белым. На самом деле, он не был похож на снимки того времени. Важно другое — то, как реальность была сфотографирована, формировало ее, как и сейчас.

Видеоканал Фотогора

Ссылка на основную публикацию