4 совета для зимней фотосъемки в мороз. | Foto-kadr.ru

4 совета для зимней фотосъемки в мороз.

Можно ли фотографировать на морозе?

Ответ очевиден — можно. Но, это нужно делать с умом — осторожно. О том что и как можно снимать зимой читайте в другой статье — как фотографировать зимой. Здесь мы чисто поговорим о технических аспектах фотографирования зимой.

Да, это моя зеркалка. Да, ничего с ней не случилось. Да я снимал в мороз на нее. Да, это я.

Обращение с аккумуляторами

На морозе очень сильно садятся аккумуляторы, особенно NI-MH батарейки. Для меня это критично при использовании вспышки, которая кушает 4 таких аккумулятора. И проблема даже не в том, что они разряжаются, а в том, что они не могут обеспечить быструю перезарядку. Часто приходится на вспышке менять аккумуляторы на более теплые. Те, которые в середине вспышки «отморозились», можно подогреть в кофре или кармане и они еще смогут вытянуть пару сотен кадров. Я настоятельно рекомендую иметь минимум два комплекта аккумуляторов.

Обычные батарейки тоже страдают временной потерей мощности на морозе. Попробуйте один раз, как поведет Ваша камера и вспышка и сделайте выводы.

По поводу литий-ионных аккумуляторов — дело обстоит проще, они не так боятся холода. Почти все цифро зеркальные камеры работают от литий-ионных аккумуляторов. Особо переживать за их разрядку не стоит. Из личного опыта скажу, что на моих зеркальных камерах Nikon D90, Nikon D200 количество снимков уменьшается при морозе где-то не больше чем на 30%. Чтобы не тратить лишний заряд батарей советую не особо долго всматриваться в полученные снимки на дисплее. Достаточно проверить один два снимка из серии и общее качество результата. Но все же, я настоятельно рекомендую иметь запасной аккумулятор.

Фото в мороз на зеркальную камеру

Акклиматизация камеры

Когда вдоволь наснимали на улице и зашли в помещение — камере нужно акклиматизироваться. Это означает, что она должна побыть в вашей сумке минут 10-20. И не нужно через чур переживать за нее. Не советую ставить камеру на батарею и т. д. Проблема в том, что когда камера из холода попадает в тепло — на ней оседает много конденсата. Особенно конденсат виден на объективе, который становится запотевшим. Если это зеркалка, то конденсат появляется и на видоискателе и на зеркале и может появится и на затворе, а еще хуже — на матрице. Конденсат нельзя стирать. Нужно просто методично выждать пару минут, пока он сам пропадет. Единственное, защиту матрицы от пыли может обеспечить встроенная функция сотрясения пыли, но вот защитить матрицу от легкого конденсата — очень проблемно. Потому, практически на любой камере на ее матрице появляются маленькие кляксы. Лечится это чисткой матрицы специальными средствами, либо просто, в сервис центре. Лично я чищу матрицы на своих камерах только из-за темных разводов, которые появляются со временем.

Хитрое решение

Часто приходиться лично мне работать в режиме холод-тепло-холод. При этом, практически, не реально справиться с помощью одной камеры. Поясню, снимаю я выкуп невесты у подъезда, потом веселье переходит в дом или квартиру или в лимузин, и конденсат на объективе полностью блокирует возможность фотографировать. Потому, я быстренько достаю из кофра вторую согретую камеру и продолжаю съемку. То же самое происходит в течении всего дня съемок. Худший вариант, когда камера из кофра тоже потеет. Такое тоже бывает. Один раз моя вторая камера запотела при съемках в тропическом климате ботанического сада. Выкрутился я в этой ситуации не самым удачным образом, достал еще один объектив из кофра, предупредил, что есть всего пару кадров и пока объектив в течении минуты не успел запотеть — снял серию и спас ситуацию. Я понимаю, что вторая камера, это дорогое решение такой маленькой проблемы, но иногда без нее просто нельзя получить фото, а заказчику все равно, он требует результат.

Фотография зимой на цифро зеркальную камеру

Осторожно! Снег!

Будьте внимательны. Падающий снег тает на камере. Получившаяся вода от таяния заливается между кнопок и может привести к короткому замыканию. У меня был случай, когда снег на теплой камере растаял, вода затекла в пазы между кнопками и там замерзла. После чего кнопки перестали нажиматься. Решение этой проблемы простое — перед тем, как выходить на улицу, охладите камеру у себя на балконе. Кофр работает как термос. Холодное останется холодным, теплое — теплым. И при попадании снега на камеру — просто его сдувать, или сметать.

Я снимаю. Обратите внимание, на объективе бленда.

Если идет снег (как на картинке выше), снимать нужно только с блендой. Беда в том, что снег падает на переднюю линзу и часто густо прилипает к ней, а еще хуже — тает. У меня бывали случаи, когда снег таял на передней линзе, а потом замерзал, после чего приходилось скручивать защитный светофильтр, чтобы продолжить съемку. Я рекомендую даже при самом маленьком снеге или дождике снимать с блендой и защитным фильтром.

Минимум движений на холоде

По возможности, основные настройки выставляем в теплых домашних условиях. Делаем настройку ISO, скорость съемки, качество изображения и метод фокусировки. С опытом сразу придет понимание о том, что нужно настроить. Также, проверяем другие настройки. Включен ли автофокус, сколько кадров осталось на карточке памяти и какой заряд аккумулятора. Если заряд низкий — меняем или перезаряжаем аккумулятор. Все это делается дома, чтобы на холоде не тратить время в пустую. При сильном морозе, важны каждые секунды как для камеры, так и для фотографа.

Фото сделанное в мороз на зеркалку

Личный опыт:

Если мне не нужно делать коммерческую съемку, я стараюсь снимать на недорогие свои объективы, это светосильный Nikon 50mm F1.8D, Helios-81, Kit 18-55. Лично я предпочитаю зимой снимать на фиксы. У зумов больше подвижных деталей, больше смазки, потому, существует бОльшая вероятность повредить объектив при низких температурах. На морозе смазка замерзает и фокусироваться, иногда, становится невозможно. Еще, на морозе советую использовать по минимуму техники, достаточно камеры. Даже вспышку я стараюсь не использовать при съемке в мороз. Вся лишняя фототехника требует внимания и времени, а за это время мерзнет фотограф, камера и люди в кадре (если они есть).

Дисплей и мороз

При морозе дисплей на жидких кристаллах начинает тормозить точно так как на мобильном телефоне или на электронных часах. Это нормально. У меня всегда после акклиматизации все приходило в норму.

Зимняя фотография. Фото во время снегопада

Согреваем руки

У меня был случай, когда снимал подвижный сет на снегу, при чем, я до такой степени замерз, что не мог нажать кнопку спуска. Потому, настоятельно рекомендую научиться работать с камерой в перчатках. С обычным цифровым аппаратом это не удобно, но на зеркальную камеру с ее большими кнопками и большими размерами мне удается прекрасно снимать в хороших теплых перчатках. Единственная серьезная проблема в перчатках — не чувствуешь, нажал ли кнопку фокусировки или нет, но можно прекрасно ориентироваться по звуку работы мотора объектива или камеры. Если нужно что-то настроить в меню, то советую снять перчатки.

Зимняя фотография. Фото во время снегопада

Ну, а на самом деле?

На самом деле, я раньше жалел свою «дорогую» зеркальную камеру, сдувал с нее пылинки. С опытом пришло понимание, что на морозе, холоде и большой влаге, ничего страшного с ней не происходит. Потому, лучше получить удачный кадр, чем выйти на зимнюю прогулку без камеры. И на самом деле все фото в данной статье сделаны на самый простенький Nikon D40 и Tamron 17-50 F2.8 и практически без обработки. Отдельная благодарность Наталье Романенко за бекстейдж и проявленный героизм при съемках. Обработанные зимние фотографиями можете посмотреть в гелерее Зимняя Фотосессия на еще одном моем сайте.

Выводы

Для того, чтобы максимально хорошо было камере и фотографу при съемке в холодную пору, достаточно следовать вот таким правилам:

  • охлаждаем камеру перед выходом на съемку
  • запасаемся аккумуляторами
  • не тратим лишнее время зря на настройки и проверку снятого материала на дисплее камеры
  • даем камере (в особенности объективу) акклиматизироваться в теплых условиях
  • снимаем с блендой и защитным фильтром, для обычных цифровых камер стараемся, чтобы снег не попал на объектив
  • учимся снимать в перчатках

4 совета для зимней фотосъемки в мороз.

Несмотря на то, что зимние пейзажи не такие яркие и разнообразные, как летние, в них есть что-то завораживающее и безмятежное. Снежный покров повсюду, иней и снег разнообразят ваш фотоальбом. Но при фотосъемке в холодную погоду нужно учесть несколько важных моментов.

1. Холодная погода может нанести вред фотокамере, поэтому перед съемкой обязательно прочитайте инструкцию к фотоаппарату, чтобы узнать при какой температуре вы сможете им воспользоваться, а при какой от съемки лучше отказаться. Даже если погода позволяет использовать фотоаппарат, примите все же некоторые меры предосторожности – помимо чехла для фотоаппарата используйте пластиковый пакет на молнии, он вам понадобится, когда с мороза вы войдете в теплое помещение: поместите фотоаппарат сперва в пакет, а затем в чехол и оставьте на пару часов, пока фотоаппарат постепенно не нагреется до комнатной температуры. Пластиковый пакет на молнии в данном случае необходим для того, чтобы помочь предотвратить появление конденсата. Также чтобы избежать появления конденсата не рекомендуется пытаться согреть фотоаппарат под верхней одеждой – если вы будете долго фотографировать, фотоаппарат замерзнет, а при попытке согреть его под одеждой из-за разницы температур на камере мгновенно появится конденсат как снаружи, так и изнутри.

Бросьте в чехол фотоаппарата несколько пакетиков силикагеля они помогут бороться с конденсатом (достать такие пакетики легко, обычно они идут в комплекте с любой обувью и некоторыми продуктами питания для впитывания влаги).

2. Если фотосъемка происходит во время снегопада, необходимо использовать специальный защитный бокс, если его нет в наличии, можно воспользоваться обычным полиэтиленовым пакетом с отверстиями для объектива и видоискателя. Если снег попал на фотоаппарат, не сдувайте его, т.к. он растает, и влага может попасть в фотоаппарат и вывести его из строя, лучше смахните снег кисточкой или перчаткой.

3. Если мороз вас не испугал и вы решили сделать много кадров с красивыми зимними пейзажами – запаситесь дополнительными аккумуляторами, чтобы севшие батареи не испортили ваши планы и настрой на хорошую фотосессию. Так как на морозе ресурс батареи гораздо ниже.

4. Запасную флэшкарту, а так же запасные батареи и держите в теплом месте, чтобы они сохранили заряд, лучше всего во внутреннем кармане вашей одежды. И самое главное – заботясь о вашей камере, не забудьте позаботиться о себе. Выберите надлежащую одежду и обувь, которая поможет вам провести больше времени на холоде и поможет сделать снимки, которые могут стать шедеврами.

Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила >>Правила

Мороз и солнце: советы по зимней спортивной съёмке от Роберта Максимова

Некоторые начинающие фотографы уверены, что подготовиться к спортивной съёмке в конце зимы намного сложнее, чем в любой другой сезон. Так ли это на самом деле, какие нюансы обязательно стоит учесть, если вы снимаете в это время года, и как не упустить «тот самый кадр»? Давайте обо всём и по порядку.

Подготовка к съёмке

Не важно, когда будет проходить съёмка – весной, летом, осенью или зимой – фотограф должен заранее к ней подготовиться. Особенно если речь идёт о таком динамичном жанре как спортивная фотография. Ещё до начала работы важно чётко понимать, что вы хотите сфотографировать. Без этого кадра просто не получится. Исходя из поставленной цели, подбирается и основной набор техники. Чаще всего это две камеры – основная и дополнительная – и три-четыре объектива к ним.

Лично я предпочитаю Nikon D5 – она отлично подходит для спортивной съёмки. А в качестве второй, дублирующей, использую беззеркальную Nikon Z6. Если говорить о «базовом арсенале» оптики, то это два телеобъектива с фокусными расстояниями в диапазоне 400-500 мм и 70-200 мм и конвертер. Я предпочитаю 1.4 – он увеличивает фокусное расстояние еще в 1,4 раза. Кроме того, с собой стоит взять объектив 24-70 мм или, например, 14-24 мм – в зависимости от вида и условий съемки.

Диафрагма – f/10;
Выдержка – 1/1250;
Фокусное расстояние – 230 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. (Нажмите на фото, чтобы его увеличить)

Обычно соревнования длятся от двух до пяти часов. Столько времени камеру с телеобъективом в руках удержать невозможно, поэтому любому спортивному фотографу просто необходим монопод. А также – качественная экипировка, в которой и кроется главное отличие съёмки в конце зимы от других времён года. Погода может быть особенно непредсказуема, и, если вы планируете выждать «тот самый кадр» – например, запечатлеть самый эмоциональный момент на финише, – то на стадионе придётся провести целый день, вне зависимости от температуры и условий.

Диафрагма – f/5.6;
Выдержка – 1/2000;
Фокусное расстояние – 400 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Аксиома для любого фотографа – нет плохой погоды, но есть плохая экипировка. Так, на одной из олимпиад во время соревнований по горным лыжам мы провели на выделенной нам позиции два с половиной часа – всё потому, что из-за сильного ветра старты скоростного спуска перенесли. Прождать столько времени на холоде невозможно, если не подготовиться к такому развитию событий заранее: поэтому профессиональные фотографы работают в термобелье и спортивной экипировке – она тёплая, но лёгкая, дышащая и не сковывает движение.

Важно, чтобы куртка была обязательно с капюшоном и мембраной типа GORE-TEX. Также не стоит пренебрегать очками: в это время года снег часто сочетается с ярким солнцем. А значит, есть риск заработать ожог сетчатки, который может вывести вас из строя минимум на неделю. Глаза для фотографа – это главное, как, собственно, и техника, на которую он снимает. И последней тоже нужна защита – от снега и дождя. Её брать с собой обязательно – вне зависимости от прогнозов погоды.

Диафрагма – f/6.3;
Выдержка – 1/1200;
Фокусное расстояние – 400 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Для горных лыж также обязательны альпинистские кошки: без них сегодня не пускают ни на Чемпионат мира, ни на Олимпийские игры, потому что есть риск падения на крутом склоне. И нередки случаи, когда фотографы падали, за что их удаляли с трассы.

Как снимать?

В плане съёмки, никаких поправок на время года нет – здесь всё зависит от конкретных условий, оптики и света. В профессиональной среде есть такое понятие – «работа в ноль». Это правильный замер экспозиции и правильная компоновка кадра. Важно, что замер производится в ту сторону, в какую будет проводиться съёмка.

От условий зависит и скорость съёмки: если свет яркий, то можно снимать с выдержкой 1/2000-1/3000. Когда человек один, диафрагму можно открыть – так вы отделите спортсмена от фона. А если бежит группа – диафрагму желательно сделать меньше (например, f/5.6, f/8), тогда глубина резкости будет больше и можно взять в кадр не только лидера, но и тех, кто его преследует.

Диафрагма – f/5.6;
Выдержка – 1/1600;
Фокусное расстояние – 550 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Ещё один нюанс подобных съёмок – зимой часто происходят ночные соревнования. И здесь экспозиция претерпевает коррекцию по фону. Если он очень яркий или слишком тёмный – профессиональные фотографы обычно меряют экспозицию по лицу. Например, коллеги. Также удобно использовать небольшие настройки так называемой функции «picture control» в камере. Они позволяют немного подкорректировать композицию по контрасту: если он сильный, то его можно сбить, или наоборот.

Главное – поймать момент

Как мы уже говорили, фотограф всегда должен знать, зачем он пришёл на соревнования и кого ему необходимо сфотографировать. На фигурном катании помогут протоколы – смотришь в них и знаешь, кто и за кем идёт. Также фигурное катание хорошо наличием разминки, на которой спортсмены прокатывают сложные элементы программы. Отсмотрев её, можно сориентироваться, в какой точке катка будет выполнена та или иная фигура, и готовиться к съёмке уже конкретного элемента. А вот на лыжных гонках или биатлоне при массовых стартах нужно знать «своего» спортсмена в лицо. Или хотя бы помнить его нагрудный номер, чтобы суметь найти среди остальных участников.

Диафрагма – f/4;
Выдержка – 1/1000;
Фокусное расстояние – 330 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Конечно, в любом виде спорта фотограф должен предварительно задумать кадр и пытаться его снять. На это у него будет всего одно мгновение. Именно поэтому мастеров фотографии можно приравнять не просто к своего рода спортсменам, а к снайперам, которые должны поймать один единственный миг – одну-две самые красивые фазы движения – и нажать на спуск. Они проходят мгновенно, и, если ты опоздал – второго шанса уже не будет.

Диафрагма – f/4;
Выдержка – 1/2000;
Фокусное расстояние – 280 мм;
Камера – Nikon D5;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.

Советы из личного опыта

Конец зимы – время частых изменений погоды. И если температура подвела, и вы, хорошо промёрзнув, решили погреться в пресс-центре или выпить там чашку кофе – не спешите. Это нужно делать очень аккуратно, ведь попадая в тёплое и влажное помещение, аппаратура покрывается конденсатом. Поэтому без протирочной салфетки на съёмках появляться нельзя – она обязательно должна быть в кармане любого фотографа.

Вторая опасность – попадая на улицу после тепла, образовавшийся на технике конденсат замерзает, и камера может остановиться. Однажды у меня замёрзли обе камеры, и спасла ситуацию лишь сухая финская баня – только там удалось отогреть аппаратуру и спасти съёмку. Поэтому совет для начинающих: лучше оставьте камеру на морозе под присмотром коллеги, а сами сбегайте попейте кофе или погрейтесь, но промерзшую камеру в тёплое и влажное помещение заносить не стоит.

Подводя итог: особых отличий съёмки в конце зимы – начале весны и в любое другое время года нет. Главное – в экипировке, чётком понимании, какой кадр вам нужен, а также подходе к самой съёмке. Фотограф обязан думать и уметь из любой ситуации выйти победителем, придумать что-то такое – невероятное – чтобы спасти себя и съёмку. Тогда и только тогда он сможет получить удовольствие от процесса и сделать по-настоящему достойные и удивительные кадры.

Как снимать на морозе зимой и не сломать камеру. 5 простых советов

Зиму можно любить, можно ненавидеть. Но как бы вы не относились к этой поре года, есть немало сюжетов , которые вы не снимите никогда, кроме как зимой. Толстый слой инея на деревьях, северное сияние, пар из ноздрей, причудливые узоры на льду, лесные животные в зимней «одежде» и так далее. В физическом смысле процесс фотографии почти не связан с температурой окружающей среды – попадание света никак не зависит от того, насколько прогрет воздух вокруг.

Типичный зимний пейзаж

Полярное сияние в Северном полушарии можно увидеть только зимой

Однако фотография – это не только нажатие на кнопку, это еще и выбор техники, дорога до точки съемки, выбор сюжета и необходимый уход за аппаратурой. Так вот все зимние сложности связанны именно с уходом за техникой. А самая очевидная особенность должна быть знакома даже тем, кто в жизни не снимал ничем кроме встроенной камеры смартфона.

1. Замерзающие батарейки

Самым слабым местом любого электронного устройства в морозную погоду будет аккумулятор. При низких температурах заряд расходуется гораздо быстрее, а общая емкость батареи снижается. Больше всего такому эффекту подвержены никель-металл-гидридные батареи. Литий-ионные страдают от этого недуга не так сильно, но все равно могут подвести вас в самый ответственный момент.

Батарейка – самое слабое «звено» любой цифровой камеры

Если у вас есть только один аккумулятор, советую достать его из камеры, «спрятать» поближе к телу и держать его там до начала съемки. Лучше всего для этого подойдет внутренний карман куртки или передний карман на джинсах. Если же аккумуляторов у вас несколько – проверьте, чтобы они были полностью заряжены перед съемкой, и пока вы пользуетесь одним – остальные держите в тепле. Желательно не просто класть их в карман, а дополнительно поместить в герметичный пакетик – так вы обезопасите батарейный отсек камеры от образования конденсата.

2. Конденсат

При резких перепадах температур на корпусе камеры образуется конденсат. Внешне это выглядит так, словно у вас запотел объектив. Иногда это даже красиво, но все таки подобных ситуаций лучше не допускать. Если вы провели час, снимая что-то на улице, а затем принесли камеру в помещение с температурой +25 градусов – она моментально покроется испариной. Самое важное – конденсат образуется не только снаружи, но и внутри. И не только на стеклах объектива, а на всех элементах конструкции. При самом плохом раскладе это может привести к замыканию и выходу камеры из строя. В ряде случаев ремонт будет возможен и обойдется недорого, но можно запросто «попасть» и на новую камеру.

Если вы носите очки, то периодически ичпытываете то же, что испытывает ваша камера при входе в теплое помещение

Уберечь технику от конденсата очень просто. После съемки на морозе, уберите ее в сумку или заверните в толстый слой материи (подойдет старый свитер, куртка или даже плед) и дайте камере в таком виде час-полтора полежать в помещении. В моем случае всегда хватало обычного рюкзака. Вернувшись в тепло, я ставил его в угол и ждал час пока он и его содержимое прогреется до комнатной температуры.

3. Вода и снег

Самым неприятным явлением в процессе зимней съемки может стать мокрый снег. И здесь многое будет зависеть от камеры. Если ваш фотоаппарат (и объектив) защищен от пыли и влаги – радуйтесь, мокрый снег или внезапный дождь ему не страшны. Вернее эти погодные явления не нарушат работоспособность, однако снежинки, льдинки или капли, попадающие на переднюю линзу объектива, будут сильно мешать съемке. Сниженная резкость, неуместные блики и засветки – вы наверняка видели, к чему это приводит.

Пример съемки во время снегопада

В большинстве случаев вы ничего с этим не сделаете. Но бывает, что осадки падают не прямо, а под небольшим углом – если вам удастся этот угол определить и выбрать позицию, в которой вода не попадает на объектив – считайте, что проблема решена. Плюс вы всегда можете воспользоваться зонтом. Но реальность такова, что во время слабого снегопада можно обойтись без зонта, а при сильном он окажется не особенно полезным.

4. Критические ситуации

Допустим, вы установили камеру на штатив и решили снять time-lapse ночью. Или вы случайно заснули в палатке, пока ваш фотоаппарат отрабатывал двухчасовую выдержку. В этом случае, вернувшись к камере, вы увидите нечто подобное.

Оледеневшая камера Canon

Не буду вас утешать – дело дрянь. Но шансы на успешное спасение камеры все еще довольно высоки. Первое, что вам нужно сделать – достать батарею и карту памяти. С вашими снимками все будет в порядке, так что можете сразу скопировать их на жесткий диск. А вот с камерой придется поработать подольше. Оставаясь на улице и всячески избегая любого нагрева (даже попадания солнечных лучей), уберите с нее весь иней. В этом может помочь зубная щетка и микрофибра. Только осторожнее с оптикой! Как только весь иней очищен – устраните все остатки влаги в потенциально опасных местах: на кнопках, вокруг байонета, около разъема для вспышки и всех крышек-заглушек. Затем заверните камеру в полотенце, уберите в сумку и внесите в теплое помещение. Через несколько часов камеру можно достать из «укрытия» и положить на полку. И на всякий случай стоит подождать пару-тройку дней прежде, чем вставлять аккумулятор и пробовать включить камеру снова.

5. Полезные мелочи

В технических характеристиках камер часто указывается совершенно смешной диапазон рабочих температур. Например, для зеркальной камеры профессионального класса может быть «-5..+35» градусов. Естественно, это далеко от истины. Если в указанном диапазоне температур гарантируется идеальная работа аккумулятора, то это похоже на правду. Но в действительности механические элемент камеры будут работать и при -20 градусах и даже ниже. Правда при особенно низких температурах возможны очень специфические сложности. Например, смазка в объективе станет более густой, а из-за этого может отказать автофокус. При -40 и ниже аккумулятор иной раз может отказаться работать. Как это иногда происходит с машинами.

И мороз не страшен: зимняя фотосессия по правилам

Зимы бояться – в лес не ходить. Или в парк, или на каток, или на пикник… Что бы ни говорили «теплолюбивые любители» фотографироваться, а идей для зимней фотосессии – предостаточно. И неважно, какой именно – свадебной, семейной, дружеской, детской или love story. Настоящая снежная зима – прекрасный повод пополнить фотоальбом. И упускать эту чудесную пору только потому, что велика вероятность замерзнуть, ну крайне непростительно. Главное, грамотно всё спланировать и подготовиться к фотосессии. И тогда красных носов и синих пальцев можно избежать. Как сделать так, чтобы зимняя фотосессия принесла удовольствие, что является must have во время такой съемки, и какие идеи особенно кстати для воплощения зимой – читайте в материале Artist.ru

Итак, что нужно учесть при подготовке к зимней фотосессии.

Определитесь с местами и маршрутом съемки
Предложить их может как сам фотограф, так и участники фотосессии. Если во время съемки планируется смена локаций, позаботьтесь о максимально удобном и коротком маршруте. Продумайте, где вы будете греться, есть ли поблизости подходящие места. Чаще всего это может быть автомобиль, близлежащие кафе или любые другие отапливаемые помещения. Помните, что длительность фотосессии на улице не должна быть большой – максимум два часа.

Помните о длине светового дня
Назначая время съемки, принимайте во внимание короткий световой день. Хотя сумерки и ночное освещение можно тоже сделать частью фотосессии и разделить съемки на две части – дневную и вечернюю.

Учитывайте погодные условия
Хотя у природы и нет плохой погоды, зимние метеоусловия могут внести свои коррективы в ваши фотосессионные планы. На случай изменения прогноза погоды продумайте план Б и приготовьте спасительный антураж – например, зонт на случай мокрого снега. Или ситуацию с ненастной погодой можно использовать во благо, сыграв на контрасте. Для этого нужно всего лишь спрятаться под крышу или в теплое помещение – получатся фото по ту сторону окна.

Экспертное мнение

Женева Нефедова, фотограф

В пользу зимней фотосессии есть масса плюсов. Во-первых, это погода. Можно быть уверенными, что дождя не будет. Во-вторых, ранний закат. Если запланированы вечерние съемки, не нужно долго ждать, когда стемнеет. В-третьих, можно использовать пушистый реквизит, который в другое время года будет неуместен (варежки, шапочки, декоративные валенки). В-четвертых, исконно русский антураж – самовар и сушки – как нельзя лучше гармонирует с зимним пейзажем. В-пятых, для проведения зимней фотосессии намного проще выбрать день, поскольку свободных дат больше по сравнению с летним периодом. Ну и конечно, во время фотосъемки зимой можно вдоволь наваляться в снегу!

Возьмите с собой горячие напитки
Горячие, а не горячительные. Они согреют и помогут продлить пребывание на свежем воздухе. Алкогольных напитков лучше избегать, так как они могут способствовать приливу крови к лицу и добавят ненужную красноту.

Продумайте одежду и обувь
Одежда и обувь должны не только соответствовать погоде, но и вписываться в общий стиль фотосессии, выглядеть «фотогеничными». Если идея фотосъемки не предполагает снятие верхней одежды, тогда беспокоиться не о чем. А когда приходится снимать привычные шубы, дубленки и пуховики, нужно найти им достойную замену. К примеру, во время свадебной фотосессии невесте можно использовать муфту, шаль, горжетку, пелерину или специальную короткую шубку. От туфель лучше всего отказаться – они скользят, быстро становятся жесткими, намокают на снегу и промерзают. Замените туфли на сапоги. Если платье длинное, они могут быть любого цвета – необязательно белого.

Делайте яркие акценты
Белоснежный фон требует ярких пятен. Поэтому смело надевайте разноцветную одежду. Если же это свадебная фотосессия, жениху и невесте нужно использовать яркие зимние аксессуары: цветные шарфы и варежки, вязаные шапки, контрастные накидки или пледы, елочные игрушки, декорированные шишки, букет, сухоцветы, свечи на снегу и многое другое – используемый антураж ограничивается только вашей фантазией. Главное, чтобы все аксессуары органично вплетались в общую идею фотосессии.

Снизьте яркость макияжа
Это правило особенно важно соблюдать во время свадебных фотосессий и love story. На фоне снега и зимнего солнца яркий макияж может выглядеть вульгарно. Образ девушки должен быть максимально естественен. На холоде кожа лица может покраснеть, а после согревания начать блестеть. Поэтому после уличной фотосессии наверняка придется поправить макияж и прическу, если планируется дальнейшее торжество в помещении. Обговорите заранее этот момент с визажистом и парикмахером.

Все правила учтены, подготовка идет полным ходом. Остается определиться с концепцией съемки. Представляем несколько идей, которые могут лечь в основу вашей будущей фотосессии.

Елочные украшения
Прихватите с собой яркие игрушки, отправляйтесь в заснеженный лес в поисках красивой елки и нарядите ее. Такой фон отлично подойдет для семейной, свадебной, детской, дружеской и романтической фотосъемки. В качестве украшений помимо стандартных игрушек удачно смотрятся яркие атласные ленты, серпантин, цветные подарочные коробки. Не отказывайтесь от этой идеи только потому, что поблизости с вами нет живописного елового леса. Обычное дерево или кустарник в городском парке – вполне достойная альтернатива.

В огнях большого города
В крупных городах почти на протяжении всей зимы сохраняется новогодняя иллюминация. Так почему бы не сделать городское праздничное освещение частью фотосессии. Можно даже использовать придорожные огни и свет от фар машин – получатся интересные кадры.

Экспертное мнение

Екатерина Кабирова, фотограф

Если вы любите животных, я бы предложила сделать фотосессию с домашними питомцами. Фото с ними всегда выглядят очень трогательно. В зимние фотосъемки органично вписываются собаки породы сибирский хаски. Они красиво смотрятся на заснеженных пейзажах и фотогеничны. Также беспроигрышная идея – это фотосессия с лошадьми. Вариантов сюжета здесь может быть множество: вести под уздцы, сидеть верхом, прокатиться на санях.
В качестве идеи для свадебной фотосессии подойдет фотосъемка в стиле рустик. Это сельский стиль, в котором сделаны акценты на простоту и мелкие детали. Характерные черты rustic – это близость к природе, незамысловатость, природные материалы, простота декора и даже легкая грубость в используемых фактурах и оформлении.

Игра контрастов
Для смельчаков и любителей безумств – фотосессия в формате «сыграем на контрастах». На улице снег и мороз – а вы в легкой одежде или используете несовместимые вещи – например, ласты и шапку-ушанку. Подобные идеи хороши тем, что позволяют получить как веселые снимки, так и трогательные, иногда даже магические, подчеркивающие противостояние хрупкости человеческой натуры природе.

Уютный пикник
Казалось бы, пикники – привилегия летнего сезона. Отнюдь. Зимой тоже можно устроить пикник, по крайней мере, на время фотосессии. Возьмите из дома теплые пледы, шали, шарфы, подушки, свечи, термос, кружки и отправляйтесь в лес. Уютные домашние атрибуты прекрасно смотрятся на фоне белоснежных пейзажей.

Зимние развлечения
Прыгайте. Бегайте по сугробам. Валяйтесь в снегу. Играйте в снежки. Встаньте под заснеженную ветку и тряхните на себя снег. Катайтесь с гор на санках. Рисуйте узоры на снегу. Внесите максимальную динамику в процесс съемки, и у вас получатся очень «живые» фотографии.

Теперь, после подборки наших рекомендаций и идей вы сможете избежать неприятных моментов во время фотосессии, связанных с холодом, и получить массу удовольствия от съемки. Впереди еще целый зимний месяц – успевайте поваляться в снегу и запечатлеть это на фотоаппарат.

Как не замерзнуть во время фотосессии рассказала Наталья Манько

Фотосъемка зимой. Основные советы

Сейчас зима, а это значит, что пришло время для съемки заснеженных пейзажей. Снимать, когда вокруг всё белое, не просто, поэтому стоит ознакомиться с советами. которые дают профессиональные фотографы.

Река Файрхол, Йеллоустонский национальный парк D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/500 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Раньше камеры определяли белый цвет как одну большую передержку и старались уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму. Снимки получались серыми и невзрачными. Чтобы компенсировать эту недодержку приходилось пользоваться экспокоррекцией, принудительно увеличивая выдержку на +1/3 или 2/3 Ev.

Кейстоун, Южная Дакота D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED , 1/500 секунды, f/5.6 , ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

С современными камерами работать проще. Достаточно поставить матричный экспозамер и приоритетную выдержку диафрагмы. С такой настройкой снег может получиться немного передержанным, но это не страшно, так как детализация в снегу не важна и практически невозможна. Конечно же, следует следить за тенями и детализацией темных объектов.

Норрис Базейн, Йеллоустонский национальный парк D3, PC- E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED, 1/250 секунды, е/8 , ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Если день выдался пасмурным, то при нормальной экспозиции фотография будет синеватой. В этом нет ничего плохого, так как именно этот цвет отражает ощущение холода. Если синевы слишком много, снимок можно отбелить, внеся компенсацию экспозиции в сторону осветления.

Невада, Монтана D3x, AF- S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, 1/1500 секунды, f/1.4, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Зимой не только снег отражает свет. Гигантским отражателем может быть и здание, которое окрасит освещение в более теплые тона. Этим можно воспользоваться для создания более уютной атмосферы.

Река Мэдисон, Йеллоустонский национальный парк D3, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/750 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Перед тем, как сделать снимок, подумайте, какую историю он будет рассказывать. Даже фотографируя деревья можно поведать о чем-то. Возможно, не все поймут историю так, как хотели бы рассказать её вы, но идея в снимке будет прослеживаться и каждый сам сможет интерпретировать по-своему события, происходящие на фотографии.

Обращайте внимание на свет. Если вы фотографируете яркие объекты, то экспозиция сместится таким образом, что светлые части будут хорошо видны, а тени станут слишком темными. Без использования HDR или специальных градиентных фильтров ситуацию не исправить. На самом деле исправлять её не обязательно. Кадрируйте снимок таким образом, чтобы на фотографии наблюдался конфликт света и тени. Также можно темные участки представить в виде виньетирования.

Норрис Базейн, Йеллоустонский национальный парк D3, PC- E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED, 1/60, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

В морозную погоду снимки будут получаться немного не такими, как в теплую. При сильном холоде в воздухе образуются очень маленькие кристаллы льда, которые преломляют лучи света и окрашивают воздух в необычный оттенок. Самое холодное время на рассвете и на закате.

Гора Бриджер, Монтана, D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/45 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Самые необычные явления происходят на закате или на рассвете. Иногда придется вставать в 4 часа утра, чтобы застать тот момент, когда солнечный свет начнет прорываться сквозь ночную тьму.

Одежда

При съемке в холодную пору главное позаботиться о том, чтобы вы смогли долгое время находиться на морозе. Очень важно обзавестись хорошей обувью. Также не помешает специальная одежа для суровых зимних условий. Самые лучшие перчатки — это перчатки для лыжников или скалолазов.

Йеллоустонский национальный парк Снято на Nikon D3x, AF-S VR Zoom- NIKKOR 200-400mm f/4G IF-ED, 1/3 секунды, ISO Lo-1 (эквивалентно ISO 50), приоритет диафрагмы, матричный экспозамер.

Защита техники

Современная техника хорошо переносит низкие температуры. Очень важно позаботиться о том, как вы будете заносить фотоаппарат в теплую машину, дом или палатку. Ни в коем случае нельзя дышать на технику. Занеся технику в помещение, стоит снять аккумуляторы, вытащить карту памяти и всё завернуть в полотенце. Конденсат, который будет образовываться на корпусе из-за разности температур, сразу будет впитываться полотенцем. В таком виде стоит оставить технику то тех пор, пока она не нагреется до комнатной температуры.

Йеллоустонский национальный парк Снято на Nikon D3x, AF-S VR Zoom-NIKKOR 200-400mm f/4G IF-ED, 1/1.5 секунды, f/32, ISO Lo-1 (эквивалентно ISO 50), приоритет диафрагмы, матричный экспозамер.

Думайте, прежде чем идти

Находясь на природе и прогуливаясь в поисках объекта съемки, задумайтесь над тем, что вы оставляет следы на снегу и портите вид нетронутой снежной пелены. Получается, что вы уже не сможете сделать снимок тех мест. по которым прошли. Природная эстетика будет нарушена.

Озеро Мамос, Калифорния D3S, AF- S NIKKOR 50mm f/1.4G, 1/3030 секунды, f/5.6, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Бентон Кроссинг, Калифорния D3s, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/ 1000 секунды, f /8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Бентон Кроссинг, Калифорния, D3s, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/60 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Особенности зимней фотографии

Можно ли фотографировать в мороз?

Многие начинающие фотографы, изучившие инструкцию своего фотоаппарата, серъёзно озабочены проблемами зимней фотосъёмки: ведь в инструкции чётко написано, что их фотокамера не может снимать при отрицательной температуре! Неужели для фотосъёмки при отрицательной температуре воздуха нужны какие-то особенные фотоаппараты? Можно ли обычным фотоаппаратом сделать вот такие зимние фотографии?

Да нет же — никаких особых фотоаппаратов для зимней фотосъёмки не нужно. При соблюдении некоторых правил, практически любым фотоаппаратом можно фотографировать даже на 30-ти градусном морозе! А как же инструкция? Всё очень просто: производители фотоаппаратов просто перестраховываются потому, что фотоаппарат при съёмке в мороз может не соответствовать заявленным характеристикам. Например, количество отснятых кадров на морозе может резко уменьшиться из-за быстрого разряда аккумулятора или жидкокристаллический дисплей начнёт «тормозить» при отрицательных температурах, а оптический стабилизатор изображения может вообще отказаться работать.

Как фотографировать в холодную погоду

Итак, мы уже знаем, что фотографировать в мороз можно! Однако, вам всё же придётся беспокоится о своём фотоаппарате больше, чем об отмороженных пальцах – помните, что производитель фотоаппарата НЕ ГАРАНТИРУЕТ работу фотоаппарата при отрицательной температуре.

Так что, читайте правила зимней фотосъёмки очень внимательно, и не забывайте, что вы можете потерять гарантию на фотоаппарат, если причиной поломки станет эксплуатация фотоаппарата в неподходящей окружающей среде при отрицательной температуре и повышенной влажности :о)

Пять правил фотосъёмки зимой

Первое правило фотосъёмки зимой: избегайте кондeнсата

Причина образования кoнденсата: холодный фотоапппарата и окружающий его тёплый и влажный воздух. Самое плохое, что конденcат образуется не только на поверхности фотоаппарата и линзах объектива, он образуется и на электронной начинке фото-камеры.

Образование конденсaта очень заметно на линзах объектива. Если линзы объектива или видоискателя запотели – ваше дело плохо! Часто бывает достаточно лишь включить запотевшую камеру и. «пшик» – дорогостоящий ремонт вам обеспечен!

Никогда не выносите запотевший фотоаппарат на мороз! Замёрзший кoнденсат может повредить не только линзы объектива, но и механически-подвижные детали.

Некоторые фотографы, снимая в мороз, всячески стараются согреть свой фотоаппарат
в перерывах между съёмками и прячут его под одeжду. Никогда так не делайте!

Температура воздуха под вeрхней одеждoй, как правило, значительно выше чем снаружи, а влажность намного больше. вы даже не успеете заметить как камера покроется конденсатом, а вы её достанете для съёмки и. «бац» — конденсат на морозе замёрз на линзах объектива. или замкнул электросхему при включении фотоаппарата. Даже если температура и влажность под oдеждой не сильно отличается от наружной вероятность образования конденсата очень велика!

Те, кто знает что такое точка росы, могут проверить, что под вашей шубой, при влажности 75% и температуре +20 °C конденсат образуется на поверхности фотоаппарата вплоть до температуры +16 °C ! А если вы перед этим ещё и быстро двигались, влажность и температура под веpхнeй одeждoй будет ещё выше и точка росы тоже увеличится. Так что имейте ввиду, прежде чем спрятать фотоаппарат под шубу его нужно согреть до температуры +16-20 °C, иначе образованием конденсата неизбежно. :о(

Так что, если вы уж вышли фотографировать в мороз, то старайтесь держать камеру в относительно сухом, хотя и холодном воздухе – для фотоаппарата не так страшен мороз как перепады температуры и влажности!

Если вы зашли в тёплое помещение и холодный корпус фотоаппарата начал покрываться «испариной» НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ ФОТОАППАРАТ! Выньте аккумулятор, карту памяти и не трогайте камеру ещё один-два часа (не меньше) после того, как она нагреется до температуры помещения — за это время кондeнсaт должен испариться! Толко после того, как вы убедитесь в отсутсвии конденсата не только снаружи, но и внутри фотоаппарата, вы можете вставить батарейки и карту памяти и, наконец-то, включить ваш фотоаппарат.

Вообще для зимней фотосъёмки обязательно нужно купить специальный кофр (футляр) или фотосумка. Перед возвращением в теплое помещение спрячьте фотоаппарат (и все дополнительные аксессуары) в сумку. Чтобы не образовался кoнденcат, открывайте сумку только после того, как ваш фотоаппарат и другие принадлежности нагреются до температуры помещения!

Второе правило фотосъёмки зимой: держите фотокамеру сухой

Пропустите это правило, если вы снимаете фотоаппаратом для подводной фотосъёмки или используете для фотосъёмки зимой фотобокс для дайвинга :о)

Даже если вы обладатель пыле-влаго-защищенной фотокамеры, избегайте попадания на её корпус и объектив капель воды от сосулек и снежинок.

Особенно следите за тем, чтобы вода не попала на линзы объектива. Кроме того, что кадр может быть испорчен такой каплей, может пострадать и просветление линз объектива. Во время длительных перерывов между съёмкой надевайте на объектив крышку и убирайте фотоаппарат в кофр или фотосумку. При кратковременных перерывах старайтесь держать камеру вниз объективом.

На всякий случай держите под рукой безворсовую тряпочку для ухода за фотоаппаратурой, которой можно осторожно промакнуть влагу.

Третье правило фотосъёмки зимой: экономьте электричество

На морозе больше всего страдают элементы питания фотоаппарата: батарейки или аккумуляторы. Электрическая ёмкость источников питания сильно уменьшается при низких температурах, поэтому, без запасных батареек вы сможете сделать намного меньше снимков, чем летом.

Если вам приходится много фотографировать при отрицательных температурах не пожалейте денег на запасной комплект аккумуляторов. Держите запасной комплект источников питания под вeрхнeй oдeждой, пока он не потребуется для съёмки. В перерывах между съёмкой желательно и основной комплект батареек вынимать из фото-камеры и перекладывать во внутренний карман одежды.

Для дополнительной экономии батареек отключите все ненужные в данный момент функции фотоаппарата: например, стабилизатор изображения и ЖК-дисплей (если у вас есть оптический видоискатель). Старайтесь поменьше использовать электропривод зум-объектива и фотовспышку. Отключите автоматический просмотр снятых кадров и используйте его только при острой необходимости.

Большинство современных цифровых фотоаппаратов тратит довольно много энергии при включении, поскольку при этом происходит самотестирование фотоаппарата. Чтобы сэкономить энергию аккумуляторов избегайте частых выключений-включений фотоаппарата. Лучше включите функцию автоотключения фотоаппарата при длительном простое (режим экономии батареи) и не трогайте никакие кнопки и рычажки пока фотокамера находится в экономном «спящем» режиме, конечно, если вы не собираетесь сделать очередной снимок.

Четвёртое правило фотосъёмки зимой: следите за руками

Самое худшее, что может придумать фотограф при зимней фотосъёмке – работать с камерой в рукавицах :о) Я видел и таких фотографов. Кроме того, что рукавицами или перчатками вы можете закрыть датчики фотоаппарата, сбить настройки фотоаппарата и т.п. вы можете просто уронить дорогостоящую зеркальную фотокамеру на лёд или в сугроб.

Если мороз не очень сильный, перед съёмкой снимайте рукавицы или перчатки. Чтобы их не потерять в погоне за неожиданным кадром, пришейте к пеpчaткам рeзинку и проденьте её в pукaва веpхней одeжды. В таком варианте, вы просто снимаете перчатку и она повисает на рукаве. Однако в перерывах между съёмками, старайтесь согреть пальцы рук – они вам ещё понадобятся, чтобы нажимать кнопку спуска затвора :о)

Отличным решением будет покупка специальных перчаток для фотографов. Если же у вас нет возможнеости купить такие перчатки, просто возьмите старые шерстяные перчатки и отрежьте по пол-пальца. Не нужно отрезать все пять пальцев, в большинстве случаев вы будете использовать только большой и указательный. Однако, в этом случае внимательнее следите за остальными пальцами, которые могут попасть в датчик или ещё куда-нибудь.

Пятое правило фотосъёмки зимой: вовремя остановите фотосъёмку

Как только вы стали замечать, что жидкокристаллический дисплей фотоаппарата стал притормаживать (замерзание жидких кристаллов), автофокус стал вялым, а звук хлопающего зеркала и затвора стал более глухим из-за загустевшей на морозе смазки — это признаки того, что ваш фотоаппарат уже замёрз и дальнейшая фотосъёмка может привести к поломке его деталей. Немедленно вынимайте батарейки, убирайте фотоаппарат в кофр или фото-сумку и идите пить чай, потому что к этому времени вы и сами уже промёрзли и рискуете заболеть от переохлаждения :о(

Зайдя в тёплое помещение не открывайте фотосумку!
Оставьте её в прохладном месте, подальше от нагревательных приборов
на два-три часа для того, чтобы фотосумка со всем содержимым
потихоньку нагрелась до комнатной температуры!

Ссылка на основную публикацию