4 главные составляющие в хорошей пейзажной фотографии | Foto-kadr.ru

4 главные составляющие в хорошей пейзажной фотографии

Пейзажная фотография

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, основной задачей которого является отображение окружающей природы как в первозданном её виде, так и в изменённом человеком в той или иной степени. Поскольку фотография является одним из видов изобразительного искусства, пейзажная фотография полностью соответствует этому определению. Главным изобразительным центром пейзажной фотографии является природа во всех её проявлениях.

Конечно же пейзаж, как жанр, появился задолго до изобретения фотографии — в живописи. И отточенные столетиями художественные средства изображения пейзажа сформировали ряд необходимых условий, обязательных для этого жанра фотографии. Линейная перспектива , тональная (воздушная) перспектива, оптическая перспектива, композиция кадра , световое пространство и цвет — вот главные характеристики пейзажной фотографии, способные не только очень точно передать состояние окружающей природы в определённый момент времени, но и выделить смысловой центр снимка без применения дополнительных манипулятивных техник. И несмотря на то, что в пейзажной фотографии допускается присутствие в кадре людей или животных, им однозначно отводится роль стаффажа — элемента пейзажа, существующего для оживления изображения и играющего в этом изображении второстепенную роль.

По сути пейзажная фотография — это документальная фотография о природе. По виду изображаемого пространства пейзажная фотография может быть земной, водной, астрономической и метеорологической. Земная пейзажная фотография изображает ландшафт, рельеф и растительность и при этом бывает сельской и городской.

Водный пейзаж (морской пейзаж, марина) — это изображение водной (морской) стихии.

Астрономическая пейзажная фотография изображает небеса (звёзды, созвездия, Солнце, Луна),

а метеорологическая — погоду и осадки (туман, дождь, тучи, смерчь и т. д.).

По способу изображения пространства пейзажная фотография может быть камерной и панорамной. Камерная фотография в данном случае не подразумевает узкого круга зрителей, а выражает чисто техническую характеристику — небольшой, узкий угол обзора изображаемого пространства.

Панорамная пейзажная фотография является абсолютной противоположностью — это фотография, угол обзора которой может превышать зачастую 180 градусов.

По степени восприятия зрителем пейзаж может быть по аналогии с музыкой минорным или мажорным. Трагичным или торжественным. Унылым или весёлым. В решении этой задачи фотографу на помощь приходит теория цвета, а именно один из её разделов — психология цвета. Зная, какие цвета и как действуют на сознание зрителя, фотограф может настраивать цветовой баланс композиции пейзажа для достижения конкретного результата. При этом в пейзаже не всегда холодные оттенки могут создавать атмосферу враждебности, а тёплые — дружелюбия. Мелкая цветная растительность на фоне чёрных грозовых туч выглядит беззащитно, а снимок в целом вызывает чувство тревоги, в то время как холодный Эльбрус вызывает трепет и восторг своим величием.

Безусловно, в одном снимке с лёгкостью могут перекликаться одновременно несколько перечисленных природных пространств и состояний, но важным в этом случае для пейзажного фотографа будет решить, что именно в данном снимке является смысловым центром, и выделить этот центр при помощи изобразительных средствперспективы, композиции, света, цвета.

Если такого центра нет, то пейзажная фотография носит чисто эстетический, повествовательно-конкретный характер и используется в декоративных, научных или публицистических целях. Именно к категории эстетической по восприятию относится пейзажная фотография-пленэр — правдивая передача в изображении природы красочного богатства изменений цвета в естественных условиях под воздействием солнечного света и атмосферы.

Если в пейзажной фотографии всё же присутствует смысловой центр, то такой пейзаж будет заряжен эмоционально-драматической (или эпической) энергией и обретёт черты художественной пейзажной фотографии.

Наряду с обязательными условиями создания пейзажной фотографии существует и ряд условий, носящих специфический характер — динамичность , ракурс , подробность. Учитывая, что фотография является статичным и беззвучным видом изобразительного искусства, именно в фото пейзаже наиболее трудно передать те или иные атмосферные явления с большой точностью. Как на фотографии пустыни показать сильный ветер? Как горные исполины изобразить более величественно? Именно в этих случаях пейзажного фотографа спасают знания о динамике кадра, точке съёмки и ракурсе.

Большое распространение в наше время получила туристическая пейзажная фотография. Не являясь по сути отдельным жанром, туристическая пейзажная фотография стала очень популярной благодаря как доступности фототехники, так и возможности посещать самые отдалённые уголки нашей планеты.

Главная особенность пейзажной фотографии заключается в её доступности. Она не требует никаких декораций и постановочных трюков, она не зависит от настроения фотомодели и предпочтений заказчика. Она зависит от окружающей природы и погодных условий. И в этом смысле пейзажная фотография неповторима. Будь то парк или аллея в черте города, а может горный массив или тихая гладь озера за его пределами — везде, где бы Вы не находились, на отдыхе или в командировке, в своей стране или за её пределами, везде присутствует она — природа — потрясающее естественное пространство, способное менять форму, содержание и цвет ежеминутно, изо дня в день, круглый год, на протяжении тысячелетий. И даже если пейзажная фотография, сделанная Вами, не будет содержать никакого смыслового ядра, она всегда будет эстетична, а значит, всегда будет напоминать Вам о сущности и формах прекрасного.

Статьи по теме:

© Студия Бекар . Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

4 главные составляющие в хорошей пейзажной фотографии

Когда вы выходите на съемку и не уверенны, хорошие ли снимки у вас получаются, мысленно пройдитесь по этому короткому контрольному списку, чтобы убедиться, что ваши изображения содержат эти четыре главные составляющие.

Хороший свет

Свет является наиболее важным элементом пейзажной фотографии. Снимок, сделанный в восхитительном месте с резким полуденным светом, будет выглядеть плоским. Фотография скучного места, сделанная в идеальный момент, когда свет становится волшебным, превратится в уникальную и запоминающуюся.

Я на самом деле не верю, что существует по сути плохой свет. Вы просто должны знать, что делать с теми или иными условиями освещения.

Driftwood Beach на острове Джекилл, Джорджия, США.

Золотые часы рассвета и заката обычно являются самыми любимыми у фотографов. Мое любимое время – это синий час: сумерки. С этими двумя видами света трудно ошибиться.

Когда вы снимаете в дневное время с яркими солнечными лучами, то воспользуйтесь возможностью и поищите интересные тени.

Белое небо в пасмурный день является отличным временем для фотографирования крупным планом.

А как на счет грозовых дней? Они могут быть лучше всех с их драматичными тучами, сопровождающими бурю.

Главный объект

Следующим элементом является наличие главного объекта. Это может звучать достаточно очевидно, но помните об этом. Порой вы можете обнаружить, как я иногда, что фотографируете общий пейзажный план без определенного объекта. Это просто какая-то земля с деревьями или водой. Вам необходимо определить, что будет главным объектом, и это сделает ваш снимок более убедительным.

Маленькая Финляндия, Невада, США.

Когда я прихожу на локацию, мне нравится подумать о том, что в этом месте в первую очередь привлекло мое внимание, и я делаю его своим объектом. Это не значит, что вы потом не можете переключится на что-то другое, но когда в вашей сцене слишком много объектов, то ни один из них не станет главным, и ваш снимок будет слишком общим, чтобы быть интересным.

Пока мы думаем о главном объекте, как на счет того, что нравится вам? Держа в уме описание, когда вы делаете фотографию, вы сможете лучше сосредоточится и перенести это описание в снимок. Как на счет озера, которое вам нравится? Может дело в его отражении? Или форме? Или умиротворении? Это его чистота и прозрачность, через которую можно увидеть дно? Не только это поможет вам передать смысл в изображение, но поможет написать об этом позже.

Чистый задний план

Наряду с главным объектом так же важно то, что находится позади него.

Беспорядок и отвлекающие элементы могут разрушить хороший снимок. Вот где важна перспектива. Вы должны найти такой угол для съемки, чтобы на заднем плане не было никаких отвлекающих элементов. Это означает, что вы можете забраться повыше и фотографировать сверху вниз так, чтобы задний план был заполнен только одной текстурой. Или можете опустится совсем низко и снимать ввысь, чтобы задний план был заполнен небом.

Попробуйте изолировать ваш объект и упростить изображение насколько это возможно.

Steptoe Butte in the Palouse Hills of Washington, США.

Интересная композиция

Мне нравится думать о фотографии, как о противоположности живописи. Художники начинают с чистого холста и добавляют элементы один за другим, в то время как фотографам предоставлена сцена, заполненная деталями, и они должны удалять элементы, пока не останется только самое главное. Затем эти элементы должны быть расположены так, чтобы создать интересный графический рисунок.

Помните о «кирпичиках» композиции, на которые вы можете положиться для создания интересного графического рисунка:

«Уловка», если таковая имеется, состоит в том, чтобы соединить все эти четыре элемента. Это потребует терпения, упорства и немного удачи.

Составляющие отличной фотографии

Иногда любители фотографии задаются для себя вопросом: а что же такое «мощная фотография»? Как определить мощность фотографического снимка? Из каких компонентов она состоит? Над этим вопросом можно долго ломать голову, так и не найдя на него однозначного, более-менее вразумительного ответа. Вот об этом давайте сегодня и поговорим.

1. Объект съёмки

Объект съемки – это собственно то, что мы с вами решили сфотографировать. Многие думают, и они будут правы, тут не поспорить, что фотография, которую можно назвать мощной, как раз и нуждается в объекте съемки, который в силу каких-то причин, своих индивидуальных особенностей, тронет зрителя, или, как ещё говорят, заденет его за живое. Мощный снимок — это тот снимок, глядя на который хочется сказать что-то типа: «Ну и ну!», «Вот это да!», «Ничего себе!».

Посмотрите хотя бы вот на эту фотографию. Как четко автором выражен характер изображенной на ней старой женщины! Как эффектно «работает» на портрете ее лицо, покрытое тысячью морщин! Какой огромный житейский опыт в ее глазах! Вот это и есть пример того, когда объект съемки сам за себя говорит. И трогает нас до глубины души.

А вот красивейший акведук в испанском городе Сеговия. Этот снимок кардинально отличен от портрета старухи с сигаретой и с клубами белого дыма изо рта. Акведук сам по себе мощен и красив, а уж на мастерски выполненной фотографии он кажется зрителю ещё мощнее, эффектнее и красивее.

Конечно, ни в коем случае нельзя утверждать, что чтобы для того, чтобы создать хорошую фотографию непременно нужно искать для съемки какой-то особенный, эффектный объект. Фотографировать можно (и нужно!) и более простые, не такие значимые для общества объекты, вещи, которые, возможно, даже и не видны на первый взгляд в суете нашей обыденной жизни. Но хороший фотограф, мастер своего дела, сможет добиться такого эффекта, что эта вещь станет величественной и поистине мощной. Как говорят старые мастера, объект съемки сам по себе не делает снимок мощным. Но, не смотря на это, интересный объект съемки – это уже половина сделанного дела, хорошее начало для творческой работы. Можно даже сказать, что не самая хорошая фотография мощного объекта хоть как-то, но сможет заинтересовать зрителя. А вот к мастерски выполненной фотографии чего-то «серого» и невзрачного зритель на выставке может даже и не подойти.

2. Сильная композиция

Как добиться того, чтобы на вашей фотографии была бы сильная, эффектная композиция? Для этого нет никакой необходимости следовать строгим композиционным законам и правилам. Например, правилом третьей или какому-то ещё. Законы композиции, конечно же, знать, чтить и применять на практике нужно. Они очень хорошо помогают фотографу в работе. Но, тем не менее, законы и правила композиции – это не более чем средство достижения цели, которую вы для себя поставили как фотограф. И эта цель, возможно, будет более крупной, она будет заключаться в том, чтобы сделать суть снимка ясной и понятной для зрителя. Чтобы зритель без труда понял, что вы хотите своим снимком ему сказать. Очень важно за пределами кадра оставить всё лишнее, всё то, что не имеет прямого отношения к тому, о чем вы рассказываете. И только после принятия решения на этот счет, вам уже нужно будет думать о том, как расположить в кадре все его элементы. То есть, проще говоря, думать о композиционном построении кадра. Именно в этот момент и нужно вспомнить про правило третей и прочие законы построения изображения на плоскости, то есть про законы композиции и прочую теорию.

Посмотрите на эту фотографию. Она – замечательный пример того, о чем мы только что вам рассказали. А именно того, что на этом снимке за пределами его границ оставлено абсолютно все то, что к выбранному фотографом сюжету не имеет никакого отношения. На фотографии – голые ноги паломника, который проделал многодневное и тяжелейшее путешествие в священный город Лалибэла, находящийся в Эфиопии. Сколько же километров прошли по пустыне, по камням и горячему от палящего солнца песку эти стопы! Что лучше, чем эта деталь, расскажет о паломничестве в этот древний христианский город? Тут даже лица этого человека показывать не нужно. Оно зрителем как бы дорисовывается мысленно. Тут не нужны больше никакие детали. Истрескавшиеся стопы говорят об очень многом. Минимализм – очень эффектный прием. Конечно, если его использует мастер своего дела. Представьте, что на этом снимке человек был бы виден полностью, в полный рост. Это бы отвлекло зрителя от самого главного, не дало бы ему такого эмоционального заряда. Лишние детали в кадре всегда отвлекают от главного.

А вот этот снимок держится на геометрии конкретно взятого уголка пустыни, конкретного ландшафта. В кадре множество треугольников и других четко читаемых геометрических форм. Всё то, что нарушало бы этот сложившийся в кадре ритм, оставлено за его пределами. Линии, которые зритель видит в кадре, притягивают к себе его внимание. А это означает, что закон минимализма работает и в этой композиции.

Какой из всего этого можно сделать вывод? Так что же такое сильная композиция фотографии? Сильная композиция – это такое построение кадра, которое языком фотографии ясно и понятно говорит нам то, что хотел сказать фотограф, автор этого снимка.

3. Момент

Расхожая фраза: «Лови момент!». Что это может означать? Что такое «поймать момент»? На этот вопрос существует множество ответов. Ну, хотя бы, «поймать момент» — это поймать улыбку на лице девушки, которая прошла по улице мимо вас, или нажать на спусковую кнопку фотокамеры как раз в ту секунду, когда порыв ветра сорвал шляпу с головы некоего важного господина… Или неповторимое проявление любви и нежности между влюбленными… Или как вот на этом снимке – между бабушкой и внучкой.

Можно поймать момент движения, можно момент эмоций…Момент — это момент. Это доля секунды. Если вы опоздаете на мгновение – неповторимый момент может уйти навсегда, уйти в вечность. И его уже не вернуть.

Естественно, удачный момент может быть просто случайностью. Но иногда его можно и предсказать и даже дождаться. Например, фотографируя пейзаж во время так называемого «золотого часа» — то есть на закате или на восходе солнца, когда оно стоит низко над горизонтом и его свет очень мягок и нежен, а тени, отбрасываемые различными предметами, находящимися в кадре, глубокими и красивыми. Путем наблюдения можно высчитать заранее самое кульминационное время в той или иной знакомой вам точке и именно в эту секунду нажать на спуск. Если бы вы сделали снимок с этой же точки минутой-двумя позже, состояние природы было бы уже совсем другим.

Опытный фоторепортер тоже может с точностью до доли секунды предугадать кульминационный момент события, которое он снимает. Точно так же и спортивный фотограф – всегда нажмет на спусковую кнопку фотокамеры именно тогда, когда прыгун в высоту, например, будет находится в самой красивой позе. Самой эффектной точке своего полета… Но все эти навыки достигаются путем многолетней практики.

Вывод по этому пункту такой. Момент, который фотограф запечатлел на своем снимке, должен быть особым, отличаться от того, что было ДО и что будет ПОСЛЕ, отличаться от того, что можно назвать серым, повседневным и будничным. Однозначно, что это помогает сделать по настоящему мощный снимок.

4. Свет

Фотография в переводе означает светопись, или рисование светом, при помощи света. Свет — главный инструмент фотографии. Поэтому при рассказе о достижении мощности в фотографии нельзя обойти вниманием этот самый, наверное, важный ее компонент. Свет – это, пожалуй, решающий фактор. Правильно подобранный или искусственно выстроенный свет может придать фотографии такой заряд энергии, который надолго запомнится зрителю. Свет может помочь автору снимка выразить настроение происходящего события, характер персонажа, на нем изображенного. Свет сам по себе может даже стать вполне реальным объектом съемки. Фотографии, где свет играет главную роль – очень мощные фотографии.

Посмотрите, например, на этот снимок эфиопки, которая запечатлена фотографом в момент приготовления какой-то национальной еды. Это отличный пример и сюжета, и композиции, когда свет выступает в фотографии практически в главной роли. Он придает этому снимку неповторимое настроение. И ещё свет дополняет собственно сам сюжет фотографии – подчеркивает наличие в помещении дыма. Конечно, и без этого ярко прорезывающего пространство луча света снимок был бы просто замечательным, но с ним он реально вышел на новый уровень. Его автор доказал зрителю свое мастерство в полной мере. Зритель буквально чувствует запах того, что готовит эфиопка.

А вот пейзаж, который сделан в Африке, в Марокко. На первый взгляд, можно сказать, что главным объектом съемки на этой фотографии являются темные пальмы на переднем плане и холмы, которые видны на фоне, ближе к горизонту. Но – присмотритесь повнимательнее: свет тут тоже можно считать полноправным объектом, играющим вполне определенную, причем, далеко не маловажную роль. Это ещё один пример ситуации, описанной чуть выше в сюжете с эфиопкой в своем жилище. Если бы в этом пейзаже освещение было хоть чуточку другим – он бы стал намного-намного хуже. Свет тут очень выразителен. В этом снимке, как и в предыдущем, он берет на себя главную, ведущую роль.

5. Эмоциональное воздействие

Что такое эмоциональное воздействие снимка на зрителя – объяснить не так просто. Пожалуй, это именно то, что можно считать основным фактором, который делает фотографию мощной. Этот параметр не всегда сразу, с первого взгляда, различим.

Эмоциональное воздействие на зрителя может оказать и непосредственно «цепляющий» объект, и настроение, которое передано при помощи света или цвета, и удачно пойманный фотографом единственно верный момент съемки. Эмоциональное воздействие на зрителя может оказать и конкретно каждый из этих элементов сам по себе, так и несколько, так сказать, в комплексе, в сочетании.

Вот теперь и думайте над тем, как создать фотографию, которую бы зрители назвали мощной. Глядя на которую они восхищенно бы воскликнули: «Ну и ну! Вот это да! Как это он сумел…».

Пейзаж в кадре

Сегодняшний миф – это, с чем я сталкиваюсь постоянно, начиная с первого дня занятия фотографией. Ее величество фототехника!

Чем больше денег потрачено, тем лучше результат.

Вот так можно кратко его сформулировать. Давайте разбираться!

Миф 2: для хороших фотографий нужно много дорогого оборудования

Самые распространенные вопросы, которые я слышу на своих мастер-классах, вижу в электронной переписке и читаю на сайте, так или иначе касаются фототехники. На какую технику снимаю я сам? Какую камеру или объектив я мог бы посоветовать приобрести? Мое мнение о той или иной новинке? Вопросов этих бесчисленное множество. И как-то само собой так выходит, что когда человек узнает, что я профессионально занимаюсь фотографией, то первое что приходит ему на ум – разговор о фототехнике. В сознании многих людей существует очевидное для них правило: качественные фотографии можно сделать только на качественном оборудовании. На самом деле – это очередной устойчивый миф, потому что если бы это было так, то никаких классиков фотографии прошлого просто не могло бы существовать по определению, ведь все они снимали на допотопные механические камеры без электроники, подумать только… на пленку!

Очень часто в разговоре о новых возможностях той или иной камеры или объектива, мои собеседники оперируют понятием “качество фотографии”. Они с упоением рассуждают о детализации, рисунке, динамическом диапазоне, шумах, при этом я ловлю себя на мысли, что мой собеседник говорит сугубо о техническом качестве изображения. Однако техническое качество не равно хорошей фотографии. Да, безусловно, камера важна, но только как инструмент. Фотоаппарат не умеет самостоятельно принимать творческих решений. Камера не оперирует понятиями композиции, баланса, масштаба, глубины, качества света. Обо всем этом, из чего состоит фотография, думает фотограф, думаете вы. Именно вы принимаете решения. Все, что умеет камера – замерять свет, подсказывать вам параметры экспозиции и по вашей команде открывать и закрывать затвор на заданное вами количество времени. Но она сама по себе, даже самая дорогая и самая совершенная, ничего не способна придумать и создать. Если фотограф не знает, о чем говорит его фотография, если он не чувствует баланс и композицию, если он не понимает как меняется свет, поможет ли ему дорогая камера и оптика? Не уверен. У него будут получаться высоко детализированные, резкие, с правильным фокусом и идеальной гистограммой банальные и не интересные фотографии, тратить свое время на которые не имеет смысла.


Фото снято на камеру Nikon D80 и объектив Tokina 12-24/4

Первые пять лет своего серьезного занятия пейзажной фотографией я снимал на начальные зеркальные камеры Nikon D80 и Nikon D90. У меня было всего три объектива, один из которых, Nikkor 80-200/2.8 был выпущен в середине девяностых годов прошлого века. Мой бюджет всегда был весьма ограничен, но я очень хотел научиться делать хорошие фотографии. Я покупал только то, что мог себе позволить. Я не боялся подержанной оптики, я не переживал, что мой объектив Nikkor 50/1,8 был в пластиковом корпусе и стоил очень недорого. Вместо того, чтобы изучать тесты и обзоры фототехники, я читал книжки по фотографии, покупал альбомы интересных мне фотографов, читал их блоги, впитывал идеи и философию. Именно это сделало меня хорошим фотографом.


Фото снято на камеру Nikon D80 и объектив Nikkor 80-200/2.8

Я снял достаточное количество хороших фотографий на недорогую камеру, старые, доступные объективы и копеечный пульт спуска затвора с одной кнопкой. Многие из них попадали в шорт-листы и занимали призовые места в фотоконкурсах, участвовали в выставках и просто радовали читателей моего фотоблога. Несколько лет назад я купил себе новую и дорогую камеру Nikon D800, однако сделал я это в тот момент, когда фотография стала моей профессией, и мне непременно нужно было считаться с техническими требованиями агентств с которыми я работаю, и возможностью печатать свои работы большим форматом. Однако эта покупка не сделала мои фотографии лучше, глубже, атмосфернее, сказочнее. На это не способна ни одна камера в принципе. И если бы я не рассказывал о своем приобретении людям, едва ли они бы заметили разницу между старыми и новыми фотографиями.

В своих путешествиях я нередко встречаю фотографов с огромными фото рюкзаками за плечами, внутри которых скрываются десятки килограммов фототехники. Они всегда выглядят очень солидно, люди реагируют на такое изобилие уважительно. Однако мне кажется такой подход избыточным. Я знаю точно, что для большинства сюжетов в пейзажном жанре хватает трех объективов, не обязательно тяжелых и светосильных (потому что чаще всего съемка идет на закрытых диафрагмах) и одна камера. Все это легко помещается в скромный по размерам кофр или сумку. Носить же с собой больше оборудования имеет смысл только, если к месту съемки можно подъехать на машине. В случае же длительных пеших путешествий (а именно так чаще всего снимается большинство сюжетов дикой природы) большой вес означает не расширение возможностей, а их сокращение. Тяжелый рюкзак всегда приводит к быстрой усталости, и в такие моменты ты перестаешь думать о творчестве, о поиске кадра, и единственная мысль, заглушающая все остальное в твоей голове, кричит: “Мне плохо, давай все бросим, и будем отдыхать. Ну ее эту фотографию!”. Именно поэтому мой арсенал никогда не превышал трех объективов и 5-7 килограмм, включая вес кофра, запасных батарей, карточек и прочих мелочей.

Напоследок, у меня к вам одно предложение. Покажите в комментариях свои лучшие снимки, сделанные на простой фотоаппарат. Или даже на телефон. Напишите, почему они вам нравятся и кажутся удачными.

Об авторе

Евгений Тимашёв

Пейзажный и природный фотограф. Автор книг, статей, ведущий блога о фотографии и создатель проекта «Пейзаж в кадре».

Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий

Каждый дачевладелец время от времени фотографирует разные уголки своего участка — на память для фотолетописи или же просто для того, чтобы похвастаться перед друзьями своими достижениями. Сегодня мы откроем секреты, которые помогут сделать такие снимки особенно удачными.


Снимаем садовый пейзаж

Как вы полагаете, существуют ли стандартные требования к камере или параметрам съемки, которые надо соблюдать при фотографировании садовых пейзажей? Ответ неоднозначен и во многом зависит от величины и конфигурации участка, степени его застроенности, от плотности растительных посадок. Все-таки приусадебные участки часто ограничены в размерах, а значит, стандартные условия пейзажной съемки для них «работают» не всегда.

Классическая пейзажная фотография предполагает широкий угол обзора, далекую перспективу, присутствие нескольких планов и резкость по всему полю кадра. В обстановке реального сада такие условия сходятся вместе нечасто.


Пейзаж с широким углом обзора

Начинающему фотографу съемка пейзажа обычно кажется делом простым и понятным, не случайно именно этот жанр — как, впрочем, и портретный — оказывается наиболее востребованным. Однако по-настоящему мастерский пейзаж, запоминающийся и трогающий душу, удается снять не часто и не каждому. Ведь в пейзажной фотографии, помимо грамотного применения правил, необходимо поймать и передать особенное состояние природы, а еще лучше — и собственное настроение. Именно поэтому хорошие пейзажи часто получаются при нестандартных природных условиях: туманах, грозе, сильном ветре или снегопаде.


Пейзаж в дождь

Основное условие создания хорошей пейзажной фотографии — удачный свет, именно он определяет эмоциональную и художественную составляющие снимка, придает цельность всей картинке. Принято считать, что наиболее подходят для пейзажной съемки так называемые «волшебные» часы — это время рассветов и закатов. В это время солнце находится низко над горизонтом, а тени становятся длинными и выразительными. Освещение мягкое, неконтрастное, цветовая температура низкая, что придает объектам в кадре теплые оттенки. Совет: чтобы получить именно такой эффект — не забудьте выставить правильный баланс белого.

В пейзажной фотографии важно учитывать направление света. Снимая в саду, старайтесь, чтобы солнце освещало объект сбоку или по диагонали, тогда тени «начинают работать», подчеркивая объемы и создавая иллюзию глубины в кадре. Самые скучные и плоские фотографии обычно получаются при фронтальной съемке пейзажей, когда солнце светит в затылок фотографа.


В пейзажной фотографии важно учитывать направление света

Интересные пейзажные снимки в саду можно получить и при встречном, или контровом свете, когда листва деревьев и кустарников светится на просвет. При таком освещении можно также получить славные силуэтные изображения.

Но имейте в виду: съемка в контровом свете — дело технически сложное, такой кадр неизбежно получается очень контрастным. Что делать? Выбирать позицию, где источник яркого света (солнце) заслонен каким-то предметом (например, деревом или фрагментом постройки) или — использовать специальные приемы съемки с учетом высокого динамического диапазона (HDR).


Сад при вечернем освещении

Руководства по съемке пейзажей утверждают, что для этих целей нужно использовать объективы с широким углом обзора. На самом деле снять классический пейзаж можно практически любым стеклом, даже телеобъективом. Однако для садовых пейзажей лучше использовать объективы с малым фокусным расстоянием (14-35 мм). Это связано с небольшими размерами большинства садов и присутствием закрытых пространств, ограниченных кулисами, крупными солитерами, строениями. Объектив с указанным диапазоном фокусных расстояний на камере с полнокадровой матрицей дает возможность получить широкие углы обзора (от 114° до 64°), поэтому даже находясь на небольшой поляне или в компактном садовом кабинете, можно сделать снимок пейзажного формата.


Пейзаж садовой комнаты

Важно: как правило пейзажные снимки делают в горизонтальном формате, хотя при наличии высоких деревьев в саду они могут быть и вертикальными.

Еще один важный нюанс — выбор значений диафрагменных чисел объектива. Напомню, что они означают, насколько широко открыта диафрагма: чем это число меньше, тем отверстие диафрагмы шире. Диафрагменные числа определяют экспозицию и, что главное для нашей темы, глубину резкости изображаемого пространства (ГРИП). Поскольку в любом пейзаже обычно стараются получить резкое изображение разных планов, то — казалось бы — надо снимать при самых высоких значениях диафрагмы (от f/22 ). Однако в силу особенностей устройства объективов, следует выбирать средние (от f/8 до f/16), при таких значениях ГРИП достаточно велик, а резкость снимка самая высокая.

Совет: в пейзажном снимке сада обязательно должны присутствовать несколько планов (обычно три и более). Многоплановость пейзажной картинки создает ощущение ее объемности.

Не забывайте и о том, что максимально резкие снимки пейзажей получаются, когда фотоаппарат прочно зафиксирован в руках или поставлен на опору. Лучший результат — съемка со штатива с использованием тросика или автоспуска, практически гарантирующая отсутствие так называемой «шевеленки». Важно: если аппарат или объектив снабжены системой стабилизации изображения, эту функцию при использовании штатива лучше отключить.

Разумеется, как и в любом жанре фотографии, важнейшая составляющая удачного пейзажного снимка — это его композиционное построение, то есть достижение такого взаимного расположения объектов в кадре, которое вызывало бы у зрителя ощущение гармонии. Основные фотографические приемы для создания гармоничного снимка основываются на знании законов золотого сечения («правила третей»), использовании линейной и воздушной перспективы, учете баланса снимка и выборе оригинальных ракурсов.


Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России

История пейзажной фотографии

Пейзажная фотография является самым первым видом фотографии, который стал доступен человеку. Все началось в 1826 году. Француз Жозеф Нисефор Ньепс долгое время экспериментировал с различными материалами в надежде получить фотографическое изображение.

Уже разочаровавшись в своих опытах, он в последний раз взял пластину из олова и покрыл ее тонким слоем асфальтовой смеси. Установив ее в камере – обскуре, установил свой аппарат на подоконник и направил его во двор.

Экспонирование длилось в течение всего дня и вечером, когда ученый вынул пластину, то заметил на ней темные и белые участки, сформировавшие изображение. Промыв пластину лавандовым маслом Ньепс получил первое в мире изображение пейзажа, полученное фотографическим способом.

Снимок 1. Снимок, сделанный Ньепсом в 1826 году

Эволюция пейзажной фотографии

С этого года начинается развитие пейзажной фотографии. Она получила широкое распространение как среди профессионалов, так и среди любителей. За это время были разработаны самые различные фотографические процессы, благодаря которым сегодня мы имеем возможность увидеть снимки, сделанные несколько веков назад.

Несмотря на то, что Ньепс стал пионером фотографии, первый практический метод фотографирования появился только после его смерти. Его разработчиком стал Луи-Жака Манде Дагера – ученик Ньепса.

Он изобрел дагеротипию. Дагеротипы – это небольшие четкие изображения на пластинах из серебра, которые обычно устанавливались в футляры в форме книги с отделкой из бархата.

Технология дагеротипии была довольно продолжительным процессом и крайне вредным для здоровья фотографа, так как при проявлении изображения фотографу приходилось работать с парами йода, а при закреплении – с парами ртути.

Кроме того, материал основы изображения отражал свет, что затрудняло просмотр изображения. Также данный способ не позволял производить тиражирование изображений. Тем не менее, несмотря на недостатки, этот способ просуществовал вплоть до 1840 года, когда разработали объектив с относительным отверстием 1:3,6.

Следующей технологией фотографического процесса в пейзажной фотографии стала калотипия. Ее изобретателем стал англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот. Именно его можно считать родоначальником фотографии в том виде, в котором она просуществовала до появления цифровых технологий.

Суть технологии калотипии заключалась в получении промежуточного негатива, с которого впоследствии можно было бы делать неограниченное количество копий. Снимки, полученные по данной технологии, отличались мягкостью рисунка, были слегка размыты по краям и напоминали рисунки, выполненные углем, поэтому данная технология особенно подходила для пейзажной фотографии.

Снимок 2. В калотипии использовался бумажный негатив. Изображение получалось мягким и идеально подходило для пейзажной фотографии.

Позднее появились и другие фотопроцессы, но применение мокроколлоидного способа, предложенного в 1850 году Фредериком Скоттом Арчером, позволило фотографии сделать большой рывок.

Снимок 3. Две пейзажные фотографии, сделанные Д. Гейлом, который одним из последних отказался от мокроколлоидного способа.

Несмотря на трудоемкость процесса, данная технология позволила перейти от мокрых пластинок к сухим, а затем в 1885 году к первым катушечным пленкам. С этого момента катушечные пленки прочно заняли свои позиции вплоть до 1982 года, кода фирма «Кодак» разработала светочувствительный плоский диск, на котором миниатюрные изображения располагались по окружности.

Катушечные пленки, впоследствии, стали обладать большей чувствительностью, меньшими форматами и возросло их качество. Пленка размером 35-мм стала универсальной как среди любителей, так и среди профессиональных фотографов. Этот формат просуществовал до появления цифровых технологий в фотографии. Хотя некоторые фотографы — профессионалы ее используют и в настоящее время.

Мастера пейзажной фотографии

Пейзажная фотография — один из самых популярных жанров у фотографов, с бесчисленными конкурсами и наградами.

С помощью одноименной книги и мастеров своего дела рассмотрим 15 составляющих этого жанра.

Мастер минимализма

Камера Nikon D3X, диафрагма F/16, выдержка 30 секунд, ISO 100, ND-фильтр. (Фото Jonathan Chritchley | Masters of Landscape Photography):

Лесной Мастер

Это танцующие деревья в лесу Спилурда в Нидерландах. Камера Sony a7R II, диафрагма F/8, выдержка 1/10, ISO 100. (Фото Lars Van De Goor | Masters of Landscape Photography):

Мастер по диким местам

Государственный парк Эль-Капитан, штат Калифорния. Камера Nikon D800, диафрагма F/18, выдержка 1/20, ISO 100. (Фото Marc Adamus | Masters of Landscape Photography):

Заповедный Мастер

Фотограф специализируется на снимках заповедных мест, его работы появились в сотнях журналов и книг, выставлялись в музеях и галереях по всему миру.

Татшеншини — река, протекающая в юго-западной части территории Юкон и в северо-западной Британской Колумбии. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Камера Nikon F4, диафрагма F/11, выдержка 1/60, ISO 50. (Фото Art Wolfe | Masters of Landscape Photography):

Мастер креатива

Буковый лес на севере Германии. Камера Nikon D700, диафрагма F/5.6, выдержка 0.8 cек, ISO 200. (Фото Sandra Bartocha | Masters of Landscape Photography):

Горный Мастер

Фотограф с 35-летним стажем, побывавший в 40 странах и выпустивший 7 книг.

Горы Каракорум, Пакистан. Камера Canon 5D Mark III, диафрагма F/10, выдержка 1/100, ISO 100. (Фото Colin Prior | Masters of Landscape Photography):

Мастер по свету

Фотограф с 32-летним опытом и лауреат многочисленных премий, участник конкурсов дикой природы от BBC. Камера Canon EOS-1D X, диафрагма F/7.1, выдержка 1/200, ISO 100. (Фото David Noton | Masters of Landscape Photography):

Мастер уединенных мест

Фотограф — обладатель премий Hasselblad Master Award и изместный нам Photographer of the Wildlife Photographer of the Year.

Камера Canon D800E, диафрагма F/14, выдержка 2 сек, ISO 100. (Фото Hans Strand | Masters of Landscape Photography):

Мастер баланса

Разносторонний фотограф, черпавший вдохновение как из работ военных, документальных фотографов, так и из работ мастеров пейзажей.

Камера Sony a7R, диафрагма F/10, выдержка 1/25, ISO 100. (Фото Joe Cornish | Masters of Landscape Photography):

Мастер настроения

Фотограф с 14-летним стажем, победитель многочисленных конкурсов.

Камера Canon EOS 5D Mark II, диафрагма F/16, выдержка 4 сек, ISO 200. (Фото Mark Bauer | Masters of Landscape Photography):

Мастер ночных снимков

Камера Nikon D810, диафрагма F/2.8, выдержка 30 сек, ISO 800. (Фото Mikko Lagerstedt | Masters of Landscape Photography):

Мастер простых снимков

Графство Корнуолл. Камера Nikon D810, диафрагма F/11, выдержка 5 сек, ISO 100. (Фото Ross Hoddinott | Masters of Landscape Photography):

Мастер погодных явлений

Пейзажи на юго-западе Китая. Камера Phase One IQ280, диафрагма F/14, выдержка 3 сек, ISO 50. (Фото Thierry Bornier | Masters of Landscape Photography):

Мастер цвета

Камера Nikon D810, диафрагма F/8, выдержка 45 сек, ISO 100. (Фото Tom Mackie | Masters of Landscape Photography):

Мастер приключений

Панорамный вид с горы Хусфьелет на острове Сенья, Норвегия. Камера Nikon D800, диафрагма F/16, выдержка ¼ сек, ISO 100. (Фото Daniel Kordan | Masters of Landscape Photography):

Ссылка на основную публикацию