10 советов по съемке отличных портретов при естественном освещении | Foto-kadr.ru

10 советов по съемке отличных портретов при естественном освещении

3 хитрости съёмки красивых портретов с естественным освещением

Три интересных хитрости работы с естественным освещением, которые могут улучшить ваши фотографии

Не секрет, что качество фотографии зависит от качества освещения. И лучший свет, постоянно окружающий нас, можно получить совершенно бесплатно. Хорошее понимание того, как модулировать и использовать естественный свет, имеет решающее значение для развития в качестве фотографа.

Я расскажу вам о трёх интересных хитростях работы с естественным освещением, которые могут улучшить вашу фотографию. Этими хитростями поделился фотограф Сойер Хартман.

Хитрость 1: Отражённый свет

Всё, что вам нужно для использования этой хитрости – отражатель или любая другая большая отражающая поверхность белого цвета, например кусок картона или пенопласта (в качестве отражателя можно использовать даже обратную сторону потолочной плитки).

Разверните модель, чтобы солнце находилось позади неё.

В то время как при съёмке на улице мы обычно просим людей встать лицом к солнцу, при использовании этого приёма солнце располагается за снимаемым человеком.

У этого приёма есть два преимущества. Во-первых, он даёт возможность подсветить волосы:

Во-вторых, задняя часть плеч и рук выглядят яркими за счёт подсветки солнцем, тем самым отделяя модель от фона:

Как только ваша модель расположится так, чтобы солнце находилось за ней, используйте отражатель, чтобы осветить модель спереди. Отражённый свет заполнит тени, осветит модель и сделает её глаза более выразительными:

Хитрость 2: Выделение контуров лица и тела

Если вы хотите выделить какие-то конкретные черты тела или заставить кого-то выглядеть в хорошей физической форме, осветите их сбоку.

Свет, падающий спереди, будет освещать модель равномерно и одинаково, что делает изображение плоским. Попросите модель немного повернуться к солнцу боком, и увидите, как появляются тени, добавляющие снимку глубину, и подчёркивающие формы фигуры:

Тот же принцип применим и к лицу. Солнечный свет, падающий на лицо под углом, может дать красивую тень подчёркивающую линию скул:

Важно то, что вы начинаете изучать, как использовать свет для моделирования формы своего изображения, а не просто освещать объект съёмки

Хитрость 3: Дверные и оконные проёмы в качестве источника освещения

Наивно надеяться, что погода всегда будет хорошей и способствующей съёмке вне помещения. Тем не менее, скверная погода совсем не означает, что придётся отказаться от своих планов на фотосъёмку. Всегда можно поснимать в помещении. А окна и двери могут послужить отличными источниками света:

Используя дверной или оконный проём, вы действительно можете воссоздать вид дорогих голливудских осветительных приборов независимо от того, какая за окном погода.

Оконный или дверной проём будет работать как огромный источник освещения, направляющий свет на ваш объект. Разместите объект съёмки рядом с дверью или окном, и у вас будет мягкий источник света в форме проема, освещающего ваш объект.

Чтобы изменить интенсивность освещения, падающего на объект съёмки, просто переместите объект ближе или дальше от окна или двери.

Также смягчить свет от окна можно, занавесив его легкой шторой, тюлем или полупрозрачной шторой для душа.

Итак, теперь у вас есть три простых, но эффективных подсказки для работы с естественным освещением. Попробуйте их использовать и посмотрите, как они могут преобразить ваши фотографии.

Если статья вам понравилась или была интересна — поделитесь ею с друзьями в соцсетях, или оставьте комментарий — так вы сможете оценить и поддержать труд автора.

Советы по фотосъемке при естественном освещении

Зачастую естественный свет воспринимают как неразделимое понятие. Однако существуют его разновидности. А источники света разделяют по их направлению, а также их положению касательно фотографа и объекта. Еще источники света разделяют по их состоянию.

Рассеянный свет
Такой тип освещения мы можем увидеть во время сумерек, либо в облачную погоду. А в помещениях такой свет можно наблюдать из окон с несолнечной стороны или с помощью плотных занавесок.
С таким типом света работать легче всего, так как нет проблем с настройкой экспозиции, и ее замеры легко провести по любой точке, что освещается. Рассеянный свет равномерно освещает модель или объект, сводит к минимуму утрату деталей в тенях и дает мягкие тени.

К недостаткам его можно отнести низкую контрастность, из-за чего объект на снимке может выглядеть плоско. Но все же исход работы зависит только от того, какое настроение вы хотите придать снимку, и от основной цели. Используйте такой тип освещения при съемке кадров с тщательно подобранными всеми деталями.

Делать фотографии на улице при таком освещении сложнее, так как его сложнее контролировать. Снимая у окна, можно работать как с мягким боковым светом, так и с фронтальным.
Фотографировать можно и на ISO 400, только выбрав правильное экспонирование. Еще при естественном освещении хорошо снимать в интерьере.



Жесткий солнечный свет

Жесткий солнечный свет возникает, когда солнце близко или уже находится в зените. В это время многие фотографы отказываются делать снимки. Однако, при всей сложности работы с жестким светом, так как он создает резкие тени, и теряются детали, а также совершенно не ясно как его мерить, хорошие фотографии создать все-таки можно.

У данного типа освещение есть тоже преимущества. Он помогает поделить кадр на слои и придать больший ему объем. И таким образом можно создать весьма увлекательные эффекты, к примеру, расположив объект или модель фотосъемки в одной плоскости вместе с фоном, изображение будет очень графичным. К тому же, при помощи такого освещения создаются контрастные фэшн-кадры.

Как пример работы с таким светом можно назвать студийную «бабочку», что используют при фотосъемке «гламура». Над головой модели (за камерой) располагают источник света. То же самое происходит и когда солнце в зените. Снимая портреты, резкие тени хорошо будут подчеркивать линии подбородка и скулы модели.

При работе с жестким солнечным светом замеры делайте по свету, но только не в случаях использования его как контровую подсветку. Снимайте на коротких выдержках, а так же при низком ISO и без широкой диафрагмы.

Для корректировки негативных сторон при жестком освещении попробуйте воспользоваться отражателем, чтобы подсветить тени. Более эффективно будет справляться с этим больший отражатель. Вытянуть тени на маленькой площади поможет отражатель 50-60 см в диаметре.

Фотографируя портреты, чтобы под глазами у модели не было теней, попросите ее немного поднять к источнику света голову. Этим правилом можно пользоваться как при жестком свете, так и при других видах освещения, например при рассеянном.

Мало кто из людей сможет посмотреть на солнце, чтобы не прищурится и не прослезиться. Попросите свою модель приподнять голову и закрыть глаза, а сами выберите подходящий ракурс, сфокусируйтесь и на счет «три» модель должна открыть глаза, а вы сфотографировать.

Солнечный свет на рассвете или закате
Данный тип освещения любит большая часть фотографов. Такой свет наблюдается на улице в промежутке: за час до заката солнца и через час после его восхода. Поскольку солнце находится низко над горизонтом, то его цвета весьма теплые и золотистые, а в кадре все оттенки приобретают насыщенный и яркий вид. При таком освещении тени мягкие, более длинные и хорошо ложатся. Снимки получаются объемными, теплыми и насыщенными.

Только этот свет может подходить не для всех целей. А трудности в работе с ним могут возникать при замере экспозиции, так как возможно появление пересветов. Замерять экспозицию лучше будет по теням, а далее по светам, и выбрать среднее. От желаемого вами результата, то ли это глубокие тени, то ли подборка деталей, зависит зона для замера экспозиции. ISO при таком освещении, также стоит выбирать низким, только можно немного больше расширить диафрагму.



Немного о контровом свете

Если источник света расположен либо напротив камеры, либо сзади объекта съемки, возникает контровое освещение. Получить такое освещение можно работая с источником направленного света. Это весьма любопытный тип освещения, он помогает создавать кадры «с настроением».

В работе с таким светом сложно будет подобрать экспопару, необходимо сразу определить то, какой эффект вы хотите видеть на фото.
Лучше и точнее передать настроение и сделать завораживающим снимок поможет вам естественный свет!

10 советов по съемке отличных портретов при естественном освещении

Научиться эффективно пользоваться светом — важная ступень для каждого фотографа, ничто не заменит понимания того, как работает свет и как использовать его в интересах своей работы. При съемке портретов я всегда предпочитаю естественное освещении, даже если снимаю в закрытом помещении. Работа с естественным светом не так проста, есть множество аспектов, которые необходимо понять, чтобы не допустить ошибок.

1. Чего ради вы снимаете.

Прежде, чем взяться за камеру, вы должны определиться, какой кадр вам нужен. Есть ли у съемки какая-то цель?

Может быть, это актерская или бизнес-съемка, может быть, фэшн, семейный портрет, съемка для интернет-продвижения или просто для друга. Хорошенько подумайте о настройке и стиле съемки в зависимости от ее целей. Понадобится ли вам дополнительная одежда, макияж и время для стилизации? Каков должен быть антураж — для портрета, изображающего человека в знакомой обстановке, возможно, на работе или дома?

2. Место, место, и еще раз место.

Как только Вы определились с целью съемки, Вам будет гораздо легче выбрать подходящее для нее место. Подумайте, что могло бы соответствовать общему стилю съемки, например, какая-нибудь живописная местность с широкими пространствами, берега реки, озера, холмы или парк?

Может быть, Вы хотите представить объект съемки в русле шумного города среди современной архитектуры, непрерывного движения и толпы? Также можно использовать комнату в помещении. Более просторные комнаты, как правило, ярче (за счет того, что в них обычно несколько окон) и дадут Вам ощущение относительной свободы для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут для съемки, которая требует глубоких теней и мрачной атмосферы. Не забывайте использовать то, что вокруг Вас, особенно в помещениях, это касается дверных проемов, окон, лестниц, колонн, все может создать необходимую поддержку общей композиции в кадре.

3. Определить качество света.

Одна из самых важных вещей, которую необходимо учесть при съемке на открытом воздухе, это время суток, в которое Вы снимаете. Я советую работать в середине дня, потому что прямой солнечный свет, его яркие лучи, только затруднят Вашу работу и будет непросто избежать пересвета в кадре.

Лучше всего снимать немного раньше или позже, вплоть до полудня или после полудня, так у Вас будет достаточно света для работы, и этот свет не будет слишком сильным. Кроме того, можно попробовать снимать в пасмурную или облачную погоду. Может прозвучать, как плохая идея, однако на самом деле облака действуют как диффузор, и Вы можете работать в течение всего дня с постоянным источником света.

Помните об основах светотени. Резкий или жесткий свет создает драматические тени. Если это не есть Ваша цель, Вы можете сделать так, чтобы прямой свет падал на весь объект сразу. Мягкий свет может сделать предметы более плоскими на вид, но зато позволяет меньше волноваться о потере деталей в ярко освещенных или, наоборот, темных пространствах.

Если Вы работаете в помещении, Вы можете впустить в комнату столько света, сколько Вам нужно. Зная Ваше местоположение, Вы можете легко определить, какое время суток предлагает лучшее освещение, это зависит от того, в какую сторону выходят окна (север, юг, восток или запад).

4. Правильная позиция.

Одним из основных преимуществ искусственного света в студии — это свобода передвижения и регулирования высоты и наклона источника света в соответствии с Вашими требованиями и желаниями. Это, очевидно, невозможно, когда речь заходит о естественном освещении, поэтому Вам и карты в руки, чтобы Вы, как фотограф, смогли использовать свет, который находится в Вашем распоряжении, как можно лучше. Когда Вы находитесь на месте съемки, необходимо решить, где именно будет Ваша модель, и каково положение солнца в небе на данный момент. Важно, чтобы модель не смотрела прямо на солнца, иначе ее взгляд будет перекошен, а глаза на мокром месте! Начните с того, чтобы солнце было в стороне, и работайте с той точки. Хороший совет: повернуть модель на все 360 градусов, и следить за тем, как в определенной точке солнечный свет ложится на нее. Таким образом, Вы будете иметь возможность наблюдать, как меняется освещение, а значит, сможете выбрать наилучшую позицию.

5. Использовать свет в собственных интересах.

Есть несколько методов, с помощью которых Вы можете получить набиольшее количество света. Всякий раз, когда я использую естественное освещение, я ношу с собой отражатель. Это может быть чрезвычайно полезно для съемки портретов, так как Вы можете отражать свет, выделяя ключевые особенности лиц, не ослепляя их и не заставляя смотреть на солнце.

В погожие, светлые дни стоит попробовать прием с солнцем за объектом съемки. Опять же пригодится отражатель, когда Вы попытаетесь достичь теплого свечения вокруг фигруы Вашей модели, с помощью отражателя лицо не будет затемнено.

Помните, что у вас есть возможность использовать различные тени. Например, тенистое место под деревом может быть интересно, когда прямой солнечный свет слишком яркий, но в этом случае не забудьте проверить, равномерно ли распределяется тень, чтобы избежать слишком глубоких теней.

Тени являются отличным способом подчеркнуть особенности объекта, это может быть легко достигнуто при наличии источника света, направленного непосредственно в сторону объекта. Просто убедитесь в том, что тени не скрывают ключевых особенностей.

6. Окна.

Используя солнечный свет, проникающий через окно, можно снять отличный кадр с драматическим эффектом, это мой излюбленный метод. Мягкий свет через окно — это идеальный момент для сильной съемки, он работает особенно хорошо, если свет выделяет лишь одну сторону лица, оставляя другую в тени.

Основное правило заключается в том, что чем ближе Вы к окну, тем с большим количеством света придется работать, а значит, контраст между светом и тенью будет сильнее. Кроме того, если свет, проникающий через окно, слишком яркий, у Вас всегда есть возможность использовать шторы или жалюзи, чтобы немного рассеять его.

7. Настройки камеры.

Как и в любом портретной работе, здесь есть несколько приемов, которые помогут Вам получить желаемый результат. Во-первых, фокусировка на глазах. Когда мы смотрим на фото, первое, что мы замечаем, за что цепляемся взглядом, это глаза. Убедитесь, что глаза являются центром кадра и используйте ручную фокусировку, чтобы не бояться, что автофокус Вас подведет!

Еще одна хорошая идея — это большие значения диафрагмы (малое f-число), это размоет фон, чтобы ничто не отвлекало от объекта съемки.

8. Контакт играет ключевую роль.

Крайне важно — то, как Вы взаимодействуете с моделью. Убедитесь в том, что между Вами есть контакт, прежде, чем начинать съемку. Разговоры, обсуждение идей съемки — это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута.

Когда Вы снимаете, не думайте, что Ваша модель обладает сверхъестественными способностями и читает Ваши мысли. Она не будет знать, что Вы хотите, как себе представляете и что ждете от нее, если Вы не скажете об этом. Если Вы хотите запечатлеть какую-то особую форму, не стесняйтесь демонстрировать модели пример позы.

Некоторые практические рекомендации действительно помогают, хотя бывают и такие объекты, которые не выносят, когда им указывают, как делать их работу! Кроме того, помните, модель работает на съемках больше, чем Вы, и устает тоже больше. Делайте перерывы.

9. Тип света.

Не надейтесь, что все ситуации, в которых Вы используете естественный свет, будут одинаковыми. Качество и цвет света будет меняться в зависимости от времени суток, времени года и погоды. Через несколько дней у Вас будет желтый и теплый свет, хотя сейчас, допустим, на фото преобладают холодные голубые оттенки.

Здесь вступает в игру баланс белого. Вы можете менять настройки камеры, чтобы адаптироваться к новым условиям света, все равно достигая нужного Вам результата. Я предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время последующей обработки, но и варианты настроек непосредственно во время съемки тоже очень неплохо справляются с этой задачей.

10. Попробуйте сами.

Так, на этом в общем-то все! Надеемся, что эти несколько простых советов по поводу света просветили Вас (каламбур), и Вы готовы теперь к съемкам в естественном освещении. Наиболее сложный урок предоставит Вам личный опыт.

Не бойтесь просить семью или друзей о помощи. Это даст Вам отличную возможность попрактиковаться в методах съемки и заодно научит снимать кое-какие темы (это зависит, конечно, от того, кого Вы выберете «мишенью» своей тренировки). Всегда говорите им обо всем, что они должны делать, даже если это сводится к простому — «Стой там и улыбайся»!

Лучшие курсы по фотографии для новичка. Научитесь «выжимать» из своей фотокамеры ВСЕ.

«Цифровая «Зеркалка» для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Секреты креативных фотографий для новичка. Приемы и хитрости фотосъемки. Уровень II

Съемка портрета при естественном освещении

Детали урока

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 1 час
  • Необходимое оборудование: камера, модель, отражатель и хороший свет

Умение эффективно использовать свет необходимо всем фотографам, ничто не заменит понимания принципов работы света и способности использовать его преимущества в своем творчестве. Для съемки портретов я всегда предпочитаю работать с естественным освещением, даже если фотографирую в помещении. Это непросто, и существует множество аспектов, которые нужно учитывать во избежание ошибок.

1. Решите, для чего нужен кадр

Еще до того, как вы даже помыслите о том, чтобы взять в руки камеру, вы должны решить, какого рода снимок вы хотите сделать. Есть ли какая-то определенная цель у съемки?

Это могут быть крупноплановые портреты актера или бизнесмена, фэшн-съемка, семейный портрет, кадры для интернет-продвижения или просто для друга. Хорошенько подумайте о месте действия и стиле съемки в зависимости от ваших целей. Нужна ли вам будет дополнительная одежда, макияж и время для укладки? Будет ли это портрет в интерьере, изображающий человека в знакомой обстановке, возможно, на работе или дома?

2. Место, место, место

Когда вы определились с целью съемки, вам станет гораздо проще определиться с местом. Подумайте о том, что подойдет к стилю фотосессии, например, какое-нибудь живописное открытое пространство, у реки, у озера, на холмах или в парке?

Возможно, вы хотели бы представить свою модель в самом сердце шумного города, среди архитектуры, транспорта и толп людей? Можно также снимать в помещении. Большие комнаты обычно ярче (многие из них просто имеют больше окон) и дают вам ощущение пространства для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут, когда вам требуется больше теней и настроение помрачнее. Не забудьте использовать окружающие вас конструкции, особенно в помещении, такие как двери, окна, лестницы и колонны – все это может помочь вам создать структурную поддержку в изображении.

3. Определите качество света

Один из наиболее важных аспектов, на которые следует обратить внимание, если вы фотографируете не в помещении, это время. Я советую вам не снимать в середине дня, потому что работать с ярким направленным солнечным светом чрезвычайно трудно, и вы поймете, что очень легко переэкспонировать кадры.

Вместо этого рассмотрите возможность съемки немного раньше или позже полудня, до середины утра или во второй половине дня, так у вас будет достаточно света, но он будет не слишком сильным. Как альтернатива, вы можете попробовать поработать в пасмурный или облачный день. Это может показаться плохой идеей, но на самом деле облака работают как рассеиватель, и вы сможете работать на протяжении всего дня с равномерным освещением.

Помните основные принципы работы света. Жесткий и резкий свет создает драматичные тени. Если это не то, к чему вы стремитесь, вы можете сделать так, чтобы свет был направлен прямо в лицо модели. Из-за мягкого света вещи могут выглядеть более плоскими, зато вы сможете меньше беспокоиться о потере деталей в ярких светах и глубоких тенях.

Если вы работаете в помещении, вам нужно, чтобы в комнату попадало как можно больше света. Если вы уже знаете, где будете снимать, определите, куда выходят окна (на север, юг, восток или запад), и в какое время дня туда попадает больше всего света.

4. Выберите правильную позицию

Одно из основных преимуществ использования студийного света – это свобода передвижения и настройки высоты и угла источника света в соответствии с вашими требованиями. Все это, очевидно, невозможно, когда речь идет о естественном освещении, так что ваша роль как фотографа состоит в использовании доступного света наилучшим образом. Когда вы будете на месте съемки, найдите подходящее место для вашей модели, и определите положение солнца в небе.

Не нужно заставлять модель смотреть прямо на солнце, иначе все, что вы получите, это прищуренные и слезящиеся глаза! Попробуйте сначала поставить ее боком к солнцу и поработать отсюда. Хороший совет: попросите модель постепенно поворачиваться на 360 градусов, и следуйте за ее движением. Таким образом, вы сможете проследить изменения в освещении и выбрать наилучшую позицию.

5. Используйте свет себе на пользу

Есть еще несколько техник, которые вы можете испробовать, дабы получить от имеющегося света по-максимуму. Когда бы я ни работал с естественным освещением, я всегда ношу с собой отражатель. Он может быть чрезвычайно полезен для портретов, т.к. вы будете иметь возможность перенаправить часть света со стороны на лицо модели, подчеркнув ее ключевые черты, не ослепляя ее и не заставляя смотреть прямо на солнце.

В ясные солнечные дни стоит также попробовать поработать с контровым светом, когда солнце расположено прямо за вашим объектом. И опять же, отражатель тут пригодится, если вы захотите достичь теплого свечения по контуру модели и при этом обеспечить фронтальную подсветку лица.

Также помните, что у вас есть возможность использовать тени в портрете. Кадр в тени под деревом может оказаться именно тем, что вам нужно, когда прямые солнечные лучи слишком яркие, только проверьте, чтобы тени были распределены равномерно, дабы избежать темных пятен.

Тени также являются отличным способом усиления контраста, что может быть достигнуто, если источник света направлен на вашу модель сбоку. Только убедитесь, что они не скрывают какие-то ключевые черты.

6. Кадры у окна

Работа с солнечным светом, льющимся через окно, при съемке портрета, это моя любимая техника, она может позволить снять действительно очаровательные и яркие кадры. Мягкий свет из окна работает как способ создания сильных и мрачных фотографий, особенно в том случае, когда освещена лишь одна сторона лица модели, а вторая остается в тени.

Общее правило состоит в том, что чем ближе вы к окну, тем больше у вас света и тем сильнее контраст между светлыми и темными областями. Также, если свет из окна слишком яркий, у вас всегда есть возможность использовать занавески или жалюзи, чтобы частично рассеять его.

7. Настройки камеры

Как и в случае с любой портретной съемкой, тут есть несколько техник, которые действительно помогут вам получить желаемый результат. Первая состоит в фокусировке на глазах. Когда мы смотрим на фотографию другого человека, первое, что мы замечаем, это глаза. Убедитесь, что глаза являются точкой фокуса, и используйте ручную фокусировку, если не доверяете автофокусу!

Еще хорошая идея – выбирайте широкую диафрагму (низкое диафрагменной число), чтобы размыть фон, дабы он не отвлекал внимание от вашего объекта.

8. Коммуникация как ключевой момент

Абсолютно необходимо взаимодействовать с моделью. Убедитесь, что вы достигли взаимопонимания, прежде чем начнете снимать. Заведите беседу, подводящую к съемке, чтобы обсудить идеи и быть уверенным, что все заинтересованные лица одинаково понимают то, чего нужно достичь в этот день.

Когда вы уже снимаете, не стоит ожидать, что модель сможет прочесть ваши мысли. Они не будут знать, в какой позе вы хотите их снять или куда вы хотите направить их взгляд, если вы не будете с ними разговаривать. Если вам никак не удается объяснить, что вы хотите от модели, покажите ей примерную позу самостоятельно.

Тут вам поможет практика, однако учтите, что некоторые профессиональные модели не любят, когда им указывают, как выполнять их работу! Также просто предположите, что им приходится работать еще больше, чем вам. Делайте перерывы.

9. Тип света

Не думайте, что каждый случай работы с естественным освещением будет одинаковым. Качество и цвет света меняются в зависимости от времени суток, сезона и погоды. В одни дни у вас будет теплый желтый свет, в то время как в другие естественное освещение будет иметь синий оттенок.

Тут и вступает в игру баланс белого. Вы можете использовать настройки в камере, чтобы адаптировать имеющиеся условия под тот тон, который вы хотите получить. Я всегда предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время пост-обработки, хотя предустановки в камере также служат отличным ориентиром с множеством доступных вариантов.

10. Попробуйте сами

Итак, теперь ваша очередь! Надеюсь, несколько этих простых советов вас просветили (уж простите за каламбур), и вы готовы сделать несколько портретов с естественным освещением самостоятельно. Самое сложное во всем этом деле, пожалуй, это поиск моделей.

Не бойтесь просить семью или друзей помочь вам. Это даст вам прекрасный шанс опробовать разные техники, и в данном случае будет проще сотрудничать с моделью (хотя это зависит от выбранного вами члена семьи). Всегда напоминайте им, что все, что им нужно делать – это стоять вон там и выглядеть прелестно!

Портрет при естественном освещении

Портретная съемка – это одна из наиболее популярных и распространенных видов фотосъемки. Собственно, многие начинающие любители фотографии приобретают свою первую в жизни камеру как раз для того, чтобы запечатлеть на фото своих друзей и знакомых. Часто можно услышать мнение о том, что для того чтобы получить качественный портретный снимок необходимо снимать в студии при искусственном освещении.

Действительно, при искусственном освещении фотограф имеет возможность выполнить портрет с плавными тональными переходами и с точным распределением на лице модели света и тени. В условиях студии можно легко создать мягкий, рассеянный свет, который наилучшим образом подходит для осуществления портретной съемки. Однако все вышесказанное отнюдь не значит, что портреты лучше снимать исключительно в студии.

Съемка портрета при естественном освещении также имеет свои преимущества. Естественный свет помогает придать портретным снимкам индивидуальность и яркие, живые краски. При всем при этом портретная съемка на открытом воздухе, безусловно, создает фотографу определенные неудобства. Но, как показывает практика, эти сложности вполне преодолимы.

Говоря о проблемах, с которыми вынужден сталкиваться фотограф при естественном освещении, прежде всего, можно назвать большие перепады в динамическом диапазоне, что зачастую вносит неточности в автоматическую экспозицию камеры. При съемке портретов в условиях естественного освещения иногда приходится закрывать глаза на неполное воспроизведение диапазона яркостей. Но в большинстве случаев фотографу необходимо просто решать проблему определения точной экспозиции во время съемки, а также нахождения оптимальных настроек камеры.

При портретной съемке лучше всего использовать максимально открытую диафрагму, что дает возможность применять максимально короткую выдержку для снижения риска смазывания изображения и уменьшает глубину резкости таким образом, чтобы в фокусе находилась только модель. В компактных цифровых фотокамерах, где нет ручных настроек экспозиции через диафрагму и выдержку затвора, можно выбрать портретный автоматический режим съемки.

Для определения правильной экспозиции при съемке на открытом воздухе требуется вручную измерить яркость снимаемого объекта и яркость фона в режиме точечного замера. В том случае, если существуют существенные различия между моделью и какой-либо частью заднего фона, лучше изменить положение снимаемого человека. Для определения точной экспозиции можно использовать и переносной точечный экспонометр. При портретной съемке также требуется следить за балансом белого, который обычно в камерах выставляется по цвету кожи. Но в зависимости от характера освещения оптимальный баланс белого нужно корректировать для обеспечения правильной передачи изображения.

Постоянная необходимость корректирования настроек и экспозиции в условиях съемки при естественном освещении связана с тем, что сам естественный свет по мере движения солнца меняет свою интенсивность и цветовую температуру. Например, утренний свет благодаря более голубым тонам часто воспринимается как холодный и несколько унылый. В тоже время свет от заходящего солнца более теплый благодаря присутствию в нем желтых и оранжевых тонов. Фотограф, занимающийся портретной съемкой на открытом воздухе, должен понимать как солнечный свет с той или иной цветовой температурой отражается на настроении и характере снимка.

Наиболее оптимальными условиями для портретной съемки при естественном освещении считается время сразу после восхода или заката солнца. Портретные фотографии, снятые в эти часы, получаются с ярко выраженными, насыщенными цветами и мягкими тенями. Правда, в утренние часы хорошее освещение быстро исчезает, поэтому его необходимо «ловить». А вот вечером кульминационный момент проходит более медленно, а потому вечерний свет с его золотыми и оранжевыми тонами больше всего нравится профессиональным фотографам, специализирующимся на портретной фотографии.

Хорошие портретные снимки могут получиться и днем, когда солнце располагается за легкими, полупрозрачными облаками. В результате, появляется равномерное освещение, одинаково распределяемое по всей поверхности объекта, и не дающее сильных теней или бликов. А вот яркий солнечный день, вероятно, не самое лучшее время для портретных съемок. Жесткий прямой свет дает сильную контрастность, бликии густые, неприятные тени на лицах снимаемых людей. К тому же в этих условиях люди нередко щурятся на солнце, что также негативным образом отражается на портретном снимке. Знания о том, как оптимально использовать естественный свет с разной цветовой температурой, очень помогают фотографу при осуществлении съемок на открытом воздухе.

Итак, прекрасные портретные фотоснимки, созданные сияющим солнцем, получаются при съемке ранним утром или поздним вечером. Однако профессиональные фотографы учатся работать с естественным освещением таким образом, чтобы качественные фотографии выходили не зависимо от времени дня и цветовой температуры солнечного света. Для этого используются разнообразные технические приемы.

Например, при съемке в условиях яркого полуденного солнца фотографы пытаются найти своеобразную «световую преграду». Для этого, как правило, необходимо расположить модель в тени, например, под большим дубом, убрав снимаемый объект подальше от прямых лучей солнца. Следует избегать освещения лица модели прямым солнечным светом, поскольку он подчеркнет все недостатки лица и создаст резкие тени. Для получения интересных эффектов на фотографии можно также найти интересные природные отражатели света, например, кирпичную стену, песок или тротуар.

В целом, использование искусственных и природных отражателей при портретной съемке в условиях естественного освещения – это очень распространенный и полезный прием, ведь отражатели помогут смягчить освещение и заполнить тени. Сегодня в специализированных магазинах продаются различные складные модели отражателей, которые не занимают много места. Они представляют собой большие пластины, создающие заполняющий свет. Их грамотное использование позволяет добиться прекрасного естественного освещения лица модели.

Отражатели могут служить для отражения или рассеивания доступного света. Они могут быть с золотым, серебряным или белым покрытием для создания теплого, яркого и отраженного света. Пользоваться отражателями на открытом воздухе необходимо таким образом, чтобы легким, рассеянным светом привлечь внимание к лицу модели и убрать резкие тени. Кстати, вместо покупного отражателя можно всегда обойтись и листом обычного белого картона, площадь которого должна быть не меньше одного квадратного метра. Отражатели помогают фотографу создать блики в глазах модели и интересные тени, что делает ее более живой и яркой на портретной фотографии.

Принято считать, что никогда нельзя снимать против солнечных лучей, то есть солнце должно обязательно находиться позади модели. Однако это всего лишь на всего штамп, который с блеском опровергают многие профессиональные фотографы. Ведь снимая против солнца, можно получить потрясающий силуэт модели. Солнечные лучи такжесоздают в этом случае прекрасный эффект светящихся волос, который просто невозможно получить, когда объект съемки находится в тени от света. Справиться же с густыми тенями и высокой контрастностью снимка помогают все те же отражатели, которые нужно просто правильно расположить возле модели.

Снимая портреты на открытом воздухе при естественном освещении, многие начинающие любители фотографии очень мало внимания уделяет фону, концентрируя все внимание на переднем плане. И, очень напрасно, ведь плохой задний план может испортить всю фотографию. Задний план на открытом воздухе должен дополнять модель и работать на созерцание ее красоты. Это означает, что фон должен соответствовать характеру объекта.

Если есть задний план, который не будет отвлекать внимание от человека, но в тоже время может выразить нечто о его характере или эмоциях, то можно смело использовать его в портретной съемке. Задними планами также можно пользоваться как цветовыми палитрами, чтобы фон на снимках всегда выступал в роли своеобразной студийной декорации с нужным цветовым решением. Правильный выбор окружения модели и заднего плана – это одна из важных составляющих хорошего портрета. Разумеется, что выбирать задний план следует в соответствии с тем или иным освещением, характером цветовой температуры солнечного света.

Главное в портретной съемке – это привлечь внимание к человеку и попытаться выразить в фотографии его индивидуальность, характер и эмоции. Все это невозможно сделать без хорошего освещения. Понимание особенностей освещения на открытом воздухе, умение пользоваться ручными настройками камеры и световыми отражателями дает возможность фотографу получить гораздо больше интересных снимков. Портретная съемка в условиях естественного освещения может гораздо в большей степени способствовать раскрытию творческих способностей фотографа, чем привычная студийная фотография.

10 советов по съемке отличных портретов при естественном освещении

Естественное освещение – один из важнейших и при этом бесплатных инструментов для любой фотосъемки. Когда фотографу неизвестны принципы работы с ним, не поможет даже покупка дорогих вспышек. И если вы все еще считаете, что сможете обойтись зеркальной камерой и хорошим объективом, чтобы добиться качественных фотографий – не читайте дальше. Эта статья для тех, кто уже осознал, что без понимания света невозможно быть хорошим фотографом.

А теперь о принципах.

1. Следите за тем, как меняется естественный свет

Естественный свет постоянно меняется в течение дня. Обратите внимание на фотографии выше. Фотография слева снята в сумерках, кадр посередине – на восходе, а справа – в полдень. Если вам непонятны эти изменения, более подробно о характеристиках света вы можете прочитать в другой статье о солнечном свете. Фотографу понимание этих свойств дает возможность угадать, в какое время дня та или иная сцена будет выглядеть более привлекательно и вернуться туда в то время, когда освещение при фотосъемке будет его устраивать.

2. «Плохого» или «хорошего» света не бывает

Многие фотографы считают свет «хорошим» только в режимное время (до заката или после восхода) и предпочитают снимать только с использованием такого света. Дневной свет солнца в полдень они считают жестким и неподходящим для съемки. На самом деле, такой подход очень ограничивает творческие возможности.

Благодаря золотому оттенку и мягким переходам режимное время очень ценят в пейзаже или в сюжетах, когда нужно передать красоту места съемки или человека. Но не все сюжеты несут такой смысл. Фотография ниже – яркий тому пример.

Фотограф хотел передать тяжесть ручного труда под палящим солнцем. Если бы этот сюжет был снят в режимное время, он бы выглядел неправдиво и романтично.

3. Наблюдайте за светом

  • Наблюдайте за светом каждый день, вне зависимости от того, под рукой ли фотоаппарат.
  • Наблюдайте за тем, как освещение взаимодействует с окружающими вас предметами: частицами пыли, водой и т.д.
  • Обратите внимание, как меняется светотень, когда вы перемещаетесь из одного места в другое.
  • Следите за тем, как используют освещение в своих работах знаменитые фотографы или просто авторы, которые вам нравятся.

Чем больше вы наблюдаете, тем легче вам будет узнать тот или иной вид освещения в процессе фотосъемки и использовать его. Фотография выше получилась только потому, что фотограф знал о свойствах света в таких условиях. Он знал, что под этим углом узконаправленный свет в сочетании с дымом дает живописные лучи. Узконаправленный свет падал через дверной проем, и фотограф акцентировал его еще сильнее, попросив приятеля прикрыть дверь, чтобы луч стал еще более узким.

4. Экспериментируйте. Если вас заинтересовала сцена или освещение, сфотографируйте ее, пусть даже для того, чтобы увидеть, какой она будет на фотографии

Вне зависимости от того, как часто вы наблюдаете за светом и как много вы о нем узнаете из полезных статей, чтобы понять, как он работает, нужно фотографировать. Не ожидайте шедевров от своих экспериментов – вам нужно просто понять, как ведет себя свет на практике. Так получилась фотография ниже: автор увидел контровой свет и одновременно заметил, что свет также падает у него из-за спины, освещая лица людей. Он сделал несколько кадров с разной экспозицией и получил хороший результат:

5. Выбирайте экспозицию с учетом последующей обработки на компьютере

Какой бы дорогой не была камера, далеко не все сцены умещаются в ее динамический диапазон. Фотографу все время приходится чем-то жертвовать – либо светами, либо тенями. Чаще всего такие жертвы при съемке можно легко компенсировать при последующей обработке, поэтому при съемке думайте о том, что вы сможете скорректировать в Photoshop или Lightroom, а что – нет.

Например, оригинал фотографии выше явно недоэкспонирован – лица и фигуры людей очень темные. Однако если бы фотограф выставил экспозицию по людям, то небо оказалось бы пересвеченным, чего в графическом редакторе не восстановить. Напротив, недоэкспонированный кадр удалось легко оживить с помощью обычной команды «Света/Тени» в Lightroom, высветлив темные области.

6. Дождитесь нужного освещения

Самый простой и самый затратный по времени способ контролировать естественный свет – дождаться нужного освещения. Ждать можно несколько минут (например, чтобы солнце вышло из-за облаков), несколько часов (например, рассвета или заката) и даже несколько недель (например, чтобы сменились погодные условия).

Фотография выше получилась только потому, что фотограф наблюдал за природным явлением в этом регионе и на съемку приехал уже подготовленным. В это время года утро часто бывало туманным до восхода, но как только солнце всходило, туман рассеивался, поэтому самый выразительный кадр мог получиться только в первую минуту восхода. Именно этого момента и дождался фотограф.

7. Используйте рассеянный свет

Самостоятельно рассеять естественное освещение невозможно, поскольку его источник – это солнце. Именно поэтому самый простой способ добиться рассеянного света – контролировать положение камеры и объектов съемки относительно солнца. Например, можно попросить модель зайти в тень (или переставить объект съемки в тень) – в тени свет хорошо рассеивается. Фотография выше снята в яркий солнечный день. Прямой свет солнца был очень жестким и не подходил для сюжета, поэтому фотограф попросил моделей зайти в тень дома.

Свет можно рассеивать с помощью отражателей и рассеивателей. Эффект будет таким же, и, к тому же, отражатель может быть всегда под рукой. Чтобы рассеять солнечный свет в комнате, можно просто задернуть занавески.

Конечно, невозможно рассеять свет для больших объектов, таких как высокие здания и горы. В этом случае остается только ждать природного рассеивания – например, облаков или заката.

8. Учитывайте направление света

Похожим образом можно контролировать направление естественного освещения при фотосъемке – перемещаться относительно источника света (солнца или, например, окна в комнате) и располагать моделей так, чтобы свет ложился ровно.

Вот яркий пример такого контроля – чтобы создать силуэт, фотограф встал напротив источника света, так, чтобы модели находились между камерой и солнцем. Таким образом, он получил контровой свет.

Но приятнее всего то, что способов направить свет – огромное количество, и все они зависят от положения фотографа и, конечно же, положения модели. Фотография ниже – еще один хороший пример наблюдательности фотографа. Обратите внимание, какой яркий ореол создал свет вокруг пожилой женщины и коровы. Чтобы получить такое интересное свечение, фотограф снимал под особым углом – так, чтобы солнце освещало объекты сзади и немного сбоку. Именно в таком направлении ему удалось создать интересную подсветку.

Следующий кадр иллюстрирует контроль фотографа над направлением света в помещении. Самый простой способ создать такую схему – расположить объект съемки ближе к источнику света, в данном случае, дверному проему. Результат может быть очень выразительным, особенно если в комнате не очень светло. В таких условиях освещения наблюдается интересный переход тонов от светлых к темным, что придает фотографии дополнительный объем.

Конечно, в отличие от людей, горы и другие природные объекты двигаться не могут. Поэтому, как и с рассеиванием света, нужное направление придется ждать.

9. Старайтесь отразить свет

Свет отражается от различных поверхностей. Самый простой способ отразить его направленно – использовать отражатель (лайт-диск), как это сделано на фотографии выше. Рассеянный свет был слишком плоским и блеклым, и чтобы оживить изображение, фотограф задействовал лайт-диск.

Солнечные лучи отражаются от поверхности лайт-диска на объект съемки. Сильнее всего эффект отражателя заметен, если модель находится в тени, где свет рассеян. В данном случае фотографу помог друг, который встал на расстоянии 5 метров от модели и расположил лайт-диск так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Затем диск был развернут в сторону модели, и отраженные лучи солнца подсветили его лицо.

Отражатель может быть и природным. Почти все ровные поверхности в той или иной степени отражают свет. Особенно сильный эффект отражателя дают вода, снег и даже песок. В условиях города лайт-диском становятся стены домов и асфальт.

10. Ищите несколько источников света

Такие условия обычно возникают в закрытых пространствах. Источниками света служат дверные проемы или окна, если их несколько.

На фотографии выше мужчина освещен контровым светом (об этом говорит ореол), и одновременно хорошо видны черты его лица. Все потому, что один источник света (окно) находится сзади мужчины, а другой – спереди (дверной проем, к которому он идет – нет в кадре).

В похожих условиях снята и следующая фотография. Основной источник света здесь – окно в левой части кадра. Оно создает переход от светлых тонов к темным, отчего модели смотрятся объемно. Второй источник света – еще одно окно, которое находится прямо за спиной фотографа. Поскольку окно занавешено, свет рассеивается и играет роль заполняющего освещения (слегка подсвечивает тени).

Заключение

В завершение статьи хочется напомнить, что естественное освещение – это всего лишь инструмент. Не нужно делать из него самоцель и фотографировать только ради «красивого» света. Свет должен быть лишь основой для творческих сюжетов. И, конечно же, лучшее, что вы можете сделать для повышения своего профессионального уровня – как можно больше фотографировать. Все описанные выше приемы нужно обязательно применить на практике.

Автор статьи и фотографий: фотограф Митчелл Канашкевич (Mitchell Kanashkevich)
Перевод Екатерины Симаченко

Как сделать отличные портретные снимки в помещении, используя естественное освещение?

Совсем не обязательно иметь специально оборудованную фото студию для того, чтобы сделать отличные снимки в помещении. В большинстве домов есть как минимум 1 или 2 подходящих места. Вам не нужно иметь разнообразное дополнительное оборудование, более того, эти советы помогут вам сделать фото в помещении лишь при помощи вашей камеры и естественного освещения (в крайнем случае света лампы накаливания).

Пройдитесь по дому, в котором вы собираетесь снимать, в поиске лучшего освещения. Я много раз устраивал съемки новорожденных на кухне, потому что там было самое лучшее освещение. Зачастую спальни тоже являются небольшими гаванями солнечного света. Это не обязательно должна быть комната с самой красивой мебелью, но и так тоже хорошо. Свет – это для меня самое важное, а другие вещи в комнате второстепенны.

Ликвидируйте беспорядок или сведите его к минимуму

Когда вы нашли подходящее освещение, сделайте все возможное, чтобы устранить беспорядок на участке, где вы собираетесь проводить съемку. Если возможно, передвиньте отвлекающие объекты; намного легче убрать их перед съемкой, чем стараться удалить потом в процессе обработки. Если вы не можете избавиться от беспорядка, попробуйте снимать объект ближе.

Большую часть времени я снимаю в помещении со своим объективом 50 mm f /1.4 на полнокадровой тушке (попробуйте 35 мм объектив на APS – C или кадрированной матрице). Это дает мне достаточно пространства, чтобы добиться в снимке всего, чего я хочу, а также при необходимости это дает возможность сделать апертуру достаточно широкой, чтобы проводить съемку в слабо освещенных помещениях. Другие объективы могут работать также хорошо, в зависимости от того, чего вы пытаетесь достичь, но этот объектив, который нашел я, наиболее универсален и в большей степени подойдет для съемки в помещении.

Часто вам будет необходимо поднимать ISO , при нехватке проникающего естественного света. Я предпочитаю немного шума или зернистости к вспышке, но так, чтобы это не слишком беспокоило. Идеально снимать в наиболее солнечные дни и в то время дня, когда у вас в помещении много света. Но не обязательно снимать в золотые часы, прямо перед закатом. Можно попробовать поздно утром или рано вечером для более естественного света.

Направление света важно для создания настроения

Делая снимки с естественным оконным светом, обрати внимание на направление поступающего света, также, если бы вы снимали на улице при свете солнца. У вас может получиться красивое фото с затуманенной задней подсветкой или с драматической объемной боковой подсветкой или приятное четкое фото с подсветкой непосредственно с фронта. Решите, какое настроение вы хотите передать на вашем фото, а также обратите внимание на пространство, где вам придется маневрировать, и на ненужные вещи, которые могут быть на заднем плане.

Иногда приходится работать с тем, что имеется. Если вы столкнулись со съемкой при свете лампы накаливания, вы все равно можете сделать несколько удачных снимков. Старайтесь не использовать одновременно освещение лампы накаливания и естественное освещение, чтобы осветить объект. Как правило, это создает баланс белого, и тогда сложно сделать фото до тех пор, пока вы не преобразовали фото в черно-белое. Я обычно выключаю верхнее освещение до тех пор, пока без него будет абсолютно недостаточно света, или если я снимаю в ситуации, где у меня нет контроля над тем, где происходит действие.

Используй все в кадре

Иногда мне приходилось быть очень креативным, чтобы поместить на фото все, что мне нужно было включить туда. Вы также всегда можете использовать более широкий объектив, но он может исказить вещи, и вам не понравится такое изображение. Я стоял на столешницах в кухне, на кроватях (следите за потолочными вентиляторами – у меня было пара опасных ситуаций, когда я был невнимателен), и втискивался между мебелью. Все для хорошего снимка , не так ли ?

Последний совет: иногда вы можете точно не знать, где находится лучшее место с освещением, которое вам необходимо. Не бойтесь экспериментировать, перемещайте ваш объект, пока не будете довольны результатом. Когда я снимаю новорожденного на одеяле, совсем нетрудно вращать одеяло вокруг, пока мне не понравится то, как лег свет на его лицо.

Не бойтесь использовать свою камеру в помещении. Немного практики и экспериментов, и вы найдете много способов сделать отличные фотографии без какого-либо дополнительного оборудования.

Ссылка на основную публикацию