10 советов фотографам-пейзажистам | Foto-kadr.ru

10 советов фотографам-пейзажистам

10 советов, которые поднимут пейзажные фотографии на новый уровень

Albert Dros, профессиональный фотограф из Нидерландов делится своими советами, которые будут полезны как для начинающих, так и продвинутых фотографов-пейзажистов.

В эпоху социальных медиа я заметил много людей, которые просто копируют фотографии, найденные на Facebook или Instagram. Я же всегда стараюсь быть творческим и находить новые углы обзора для себя. Для некоторых людей применение творческого подхода – это вполне естественный процесс, но другим нужен толчок для этого.

Вот 10 советов, которые могут быть полезны для создания более творческих снимков.

Совет № 1. Большинство ландшафтной фотографии делается широкоугольной оптикой. Я люблю широкоугольные объективы сам, но попробовать телефото и экспериментировать с длинными фокусными расстояниями 100-300mm или более – это интересно. Попробуйте фотографировать мелкие детали в пейзажах. Или попробуйте сосредоточиться на горных вершинах. Как только вы начнёте экспериментировать с длиннофокусными объективами, вы откроете для себя новый мир пейзажной фотографии.

Зеленые холмы. Фокусное расстояние 300mm

Совет № 2. Играйте с движением. Движение облаков, течение воды. Попробуйте создать динамику в кадре с помощью движущейся воды или облаков. Вы можете сделать это, используя длинную выдержку. Для более длительных экспозиций можно применить фильтры нейтральной плотности. Всегда экспериментируйте с различным временем экспозиции при съёмке облаков и воды.

Длительная экспозиция создаёт совершенно другое настроение

Совет № 3. Экспериментируйте с CPL-фильтром. Я занимался пейзажной фотогарфией без CPL-фильтра в течение многих лет. Но как только у вас появляется фильтр, вы начинаете видеть, почему он может быть полезен в различных случаях. Он может быть особенно полезен при необходимости контролировать количество солнечного света и отражения от стёкол и поверхности воды. Эти эффекты вы не можете сделать во время постобработки.

Совет № 4. При съемке с более длиннофокусными объективами, используйте слои и сжатие. Пейзажи выглядят совершенно разными с длиннофокусными объективами. Вы можете сжимать объекты переднего плана и фона, чтобы добавить глубину к фотографии.

Сжатая дорога. 135mm

Фокусное расстояние 200mm

Совет № 5. Используйте свет в ваших интересах. Свет всегда меняется, особенно во время закатов и рассветов. Ищите объекты, которые по-особенному выглядят под действием света. Это особенно хорошо проявляется в горах, где облака и свет играют вокруг вас на протяжении всего дня.

Утро. Свет падает на горные вершины

Совет № 6. При съемке с широким углом, подходите близко к объектам, чтобы создать больше глубины на фотографиях. Под «очень близко» я имею в виду очень близко. Так близко, что ваш объектив почти касается объекта, находящегося на переднем плане. Это может быть цветок, растение, или что-нибудь другое. Вы можете использовать объединение нескольких кадров с различной фокусировкой для расширения глубины резко изображаемого пространства. Широко открытая диафрагма позволит размыть объекты на переднем плане.

Очень близкие объекты находятся вне фокуса.

Очень близкие объекты находятся в зоне резкости благодаря стыковке нескольких кадров

Совет № 7. Используйте лучи от ярких объектов. При съемке прямо на солнце при закрытии диафрагмы до значений F/16 или F/22 вы увидите, что ваш объектив будет создать блики в виде лучей звезды. Различные объективы имеют разные характеристики. Некоторые линзы создают прекрасные солнечные звезды, и вы можете использовать их в своей композиции. Расположите солнце с краю кадра, на горизонте или в каком-нибудь другом месте для создания акцента. Попробуйте поэкспериментировать!

Прикоснитесь солнцем к краю объекта, чтобы создать солнечные лучи

Совет № 8. Снимайте и экспериментируйте с широкоугольными объективами и рыбьим глазом. Под широкоугольным я понимаю более широкий угол, чем 14mm в эквиваленте к полнокадровой камере. Фотографирование на 10mm-12mm или шире даёт эффект рыбий глаз, что создаёт совершенно новую перспективу пейзажа. Это открывает множество творческих возможностей. Также в постобработке можно исправить геометрические искажения, полученные от объектива рыбий глаз, чтобы снимки выглядели приятнее. Технику исправления искажений легко найти в интернете. Это может быть чрезвычайно полезным для фотографирования очень широких пейзажей.

Головокружительный кадр с углом обзора 180 градусов и исправлением искажений

Широкоугольный кадр с объективом 12mm Fish eye 180 градусов. Корректировка геометрии полностью исключает искажения.

Совет № 9. Не всегда стоит сразу фотографировать. Прогуливаясь на природе осматривайтесь и представляйте, как это всё выглядело бы через камеру. Вы также можете использовать смартфон, который, как правило, оборудован широкоугольным объективом около 20mm эквивалентного фокусного расстояния. Таким образом вы можете проверять кадрирование.

Случайные места с определённого ракурса могут выглядеть очень интересно

Совет # 10. Это может показаться очень очевидным, но важно тренировать своё видение сцены постоянно. Посмотрите вокруг вас и попытайтесь увидеть потенциальные композиции в повседневной жизни. Это может показаться трудно. Быть ландшафтным фотографом очень утомительно из-за многообразия сцен вокруг и необходимости искать ракурсы. Если вы натренируете свою способность видеть кадр, вы сможете заранее знать, как будет выглядеть снимок с определённым объективом.

10 советов съемки пейзажа

Работа над пейзажной фотографией – увлекательный и веселый процесс. Но, зачастую, когда мы возвращаемся домой и рассматриваем снимки на компьютере, нас посещает вопрос: «О чем я думал?» или «Как я совершил эту ошибку?». Очень трудно сфотографировать пейзаж, изображения на снимке не похожи на то, что мы видели вокруг себя. Действительный пейзаж оказывается более насыщенным, многоплановым, объемным, тогда как сделанные фотографии – плоскими. Начинающий фотограф может забросить фотографию пейзажа в самом начале, разочаровавшись в том, что снимки, которые получаются, выглядят не такими красивыми, как сама природа.

Предлагаем вам 10 советов съемки пейзажа, следуя которым, вы сможете значительно улучшить свои навыки пейзажной фотосъемки.

10 советов съемки пейзажа. S-образные кривые

Изображение, сделанное в Колорадо, наглядно показывает, как желтая линия деревьев создает на снимке S-кривую. S-кривые на фотографиях заставляют глаза зрителей двигаться именно по этой линии, что заставляет мозг воспринимать фотографию, уже не, как плоское изображение. При композиционном выборе того, что вы будете фотографировать, целенаправленно ищите в окружающей природе узоры и кривые, созданные самой природой. Такие находки помогут вам разнообразить снимки. При обработке фотографии, S-кривые можно выделить большим контрастом или добавлением цветности, что бы усилить необходимый характер.

10 советов съемки пейзажа. Отражение в воде

Основным правилом композиции является – запрет на размещение линий горизонта или линий деревьев в центре кадра. Если речь идет о снимках с использованием отражения, то этот запрет снимается.

Для создания хорошего снимка отражения, вам понадобиться хороший безветренный день, когда отражение в воде будет максимально совпадать с отражающимися объектами.

Можно попробовать использование поляризационного фильтра, для того что бы затемнить голубизну неба, отбелить облака, для создания более контрастного изображения. При этом, надо помнить, что использование такого фильтра в очень солнечный день, когда солнце находится в зените может привести к нежелательной сильной контрастности, при которой часть объектов может попасть в темную полосу на снимке. И такие полосы при обработке не убираются механически, даже при обработки в Photoshop или Lightroom. Поэтому стоит очень внимательно относиться к, подобного рода, экспериментам.

10 советов съемки пейзажа. Использование телеобъектива

Большинство пейзажных фотографий создаются при помощи широкоугольного объектива. Это оправдано желанием снять максимально полный ландшафт. Не смотря на это, для пейзажной съемки отлично подойдет и телеобъектив. С его помощью у фотографа есть возможность композиционно подчеркивать интересные объекты в кадре.

10 советов съемки пейзажа. Найдите свой фокус

Для создания максимально четких пейзажей, используют технику с максимальной глубиной резкости. При этом, вам самому выбирать на чем акцентировать внимание в своей фотографии, определять, что будет главным, а что 0 второстепенным. Помните, что использование камеры с автофокусом, не гарантирует вам четких снимков, потому как сама камера не знает на чем необходимо сфокусироваться. Автофокус можно использовать в случаях, когда первый план не слишком близко находится к объективу.

Можно попробовать сфотографировать один и тот же пейзаж с фокусом на разных предметах и разных планах, а потом, постараться собрать их в один снимок при помощи Photoshop.

10 советов съемки пейзажа. Идеальная панорама

Создание панорамы никогда не было так просто, как при использовании функции панорамы в программах Photoshop и Lightroom. Создание такой панорамы заключается в том, что бы отснять горизонтальную или вертикальную панораму, используя несколько снимков, которые вы потом сможете сшить вручную.

Для создания такой панорамы, вам необходимо выбрать пейзаж, который вы хотели бы сфотографировать. Установите штатив, поместите камеру, которая бы захватывала какую-то часть пейзажа, так что бы композиционно, экспозиционно и фокусно все объекты размешались одинаково четко. Начинать необходимо с самой освещенной части пейзажа, на которой вы определяете настройки экспозиции и баланса белого. Если менять настройки при каждом перемещении камеры, все снимки, в зависимости от разности освещенности могут в итоге дать разный нюанс по цвету.

Сделайте серию снимков, поворачивая камеру по горизонтали, в каждом следующем, захватывая на одну треть предыдущего изображения. Так же вам необходимо будет сделать тот же ход по вертикали, так как некоторые объекты окажутся обрезанными сверху и снизу. Затем, все эти кадры необходимо будет склеить при помощи Photoshop или Lightroom.

10 советов съемки пейзажа. Создание монохромных снимков

Когда мы удаляем некоторые цвета из изображения, мы как будто удаляем часть реальности из этого изображения. Такое преломление реальности может добавить художественности вашим снимкам.

Можно попробовать использование Photoshop и Lightroom при обработке фотографии и переводе их в черно-белый тон. При создании монохромных снимков очень важен контраст, поэтому, собираясь потом сделать из снимка черно-белое изображение, еще на этапе фотографирования, необходимо думать о контрасте, как самого выбранного объекта, так и увеличения контраста в настройках камеры.

10 советов съемки пейзажа. Плывем по течению

Для того, что бы получить идеальное изображение движущейся воды, необходимо использовать долгую выдержку, начиная от 5 секунд, в зависимости от скорости движения воды. При долгой выдержке, камера должна быть очень надежно установлена на штативе и абсолютно не двигается. Для того, что бы камера, не двигалась, в тот момент, когда вы будете производить фотографирование, необходимо использовать таймер, или дистанционный пульт. Нажатие вручную может дать движение камеры и снимок получится размытым.

10 советов съемки пейзажа. Не пропускайте вертикальных объектов

Горизонтальные изображения являются традиционными для большинства ландшафтных снимков. Однако, в некоторых случаях, вертикальные объекты могут быть намного интереснее того, что расположено по горизонтали, и могут рассказать лучшую историю. Особенно такой вертикальный подход хорош, при создании снимков деревьев.

10 советов съемки пейзажа. Эксперименты с высотой

Все мы начинаем работать с фотографией, размещая композицию кадра на том уровне, на каком они находятся у нас перед глазами. Это традиционный метод, по которому хорошо учиться. Но в какой-то момент он может и наскучить. Экспериментируя с высотой камеры, расположенной, выше или ниже, уровня глаз, у вас могут получиться неожиданные снимки. Ведь, чем выше над собой и над землей вы установите камеру, тем больший пейзаж вы сможете сфотографировать. И больше рассказать своему зрителю.

10 советов съемки пейзажа. Уснул – проиграл

Что бы стать хорошим пейзажистом в фотографии, необходимо рано вставать и дотемна оставаться на природе. Увеличивая время, которое вы проводите за работой, у вас увеличивается возможность увидеть идеальный по свету ландшафт. При разном, утреннем, дневном и вечернем освещении, одни и те же объекты выглядят по-разному.

Как фотографировать пейзажи: 10 советов

В этом вся суть пейзажной съёмки – нужно искать и смотреть. Иногда будет попадаться всякая ерунда, но, в противном случае придётся снимать одну и ту же посредственность снова и снова.

Пейзаж – один из любимых жанров фотолюбителей и фотографов любого уровня профессионализма. Однако, при съёмке пейзажа не всегда всё идёт как по маслу.

Отправляясь снимать окружающий ландшафт не всегда просто угадать с местом. Бывает так, что находишь не просто место, а настоящую сокровищницу для пейзажной фотосъёмки, а иногда, наоборот, это просто нереально загаженная дыра. Например, недавно, отправившись на съёмку, я нашёл сцену, у которой, казалось бы, был потенциал: каменная башня на вершине холма – это же красиво!

Спорим, что вам это знакомо: выбираешь объект съёмки, приезжаешь к нему с высокими ожиданиями, но уже на месте слегка расстраиваешься. Так вышло и в этот раз. Я очень хотел, чтобы всё получилось с тех двух ракурсов, что я выбрал для съёмки:

Но ни один из них не получился достаточно хорошо, по крайней мере настолько хорошо, насколько мне хотелось бы. И тогда меня посетили 2 мысли. Во-первых, само место очень важно для хорошей пейзажной фотографии. А, во-вторых, почему бы мне не поделиться советами по съёмке пейзажей?

Советы для пейзажной фотографии: тщательно выбирайте место

Итак, совет номер один, звучит просто: место, место и ещё раз место. Выбор правильной локации – это самое важное в пейзажной съёмке, потому что это и есть ваш объект съёмки. Исследуйте, гуглите, изучайте, идите и ищите новые места для съёмки. Иногда будет попадаться полная ерунда, но продолжайте искать захватывающие места с интересными объектами для фокусировки. Возможно, вам придётся ходить до тех пор, пока ноги не начнут «отваливаться». Или долго колесить на велосипеде. Суть в том, что нужно не лениться и перемещать свою пятую точку из пункта А в пункт Б, чтобы найти тот самый вид, который станет наградой.

В этом вся суть пейзажной съёмки – нужно искать и смотреть. Иногда будет попадаться всякая ерунда, но, в противном случае придётся снимать одну и ту же посредственность снова и снова. Но при этом, сделаю оговорку, что не стоит бояться снимать какой-то объект больше одного раза, потому что любой объект можно снять уж точно более одного раза. Если возвращаться туда, где вы уже снимали, можно найти новый ракурс или в буквальном смысле увидеть всё по-новому. Например, сезонные различия однозначно оправдывают повторную съёмку в одном и том же месте.

Как снимать пейзаж: планируйте свою съёмку

Второй совет, возможно, так же очевиден, как и первый – старайтесь планировать свою съёмку. Не стоит приезжать на место за пару минут до заката, потому что вы просто не успеете установить штатив, настроить камеру и выбрать лучший ракурс. Поэтому старайтесь добираться к месту съёмки заранее. Иногда бывает нелишним прикинуть время на дорогу с запасом – жалко будет упустить момент для съёмки из-за пробки на дороге или спустившего колеса.

Планирование также заключается и в том, что вы должны понимать, при каком свете вы хотите снимать: золотой час, голубой час, сумерки. Большинство фотографов твердят о золотом часе, но можно сделать сногсшибательные снимки в голубой час или в сумерках.

Вы, возможно, слышали про золотой час, когда солнце зависло над горизонтом и его свет, проходя через бОльшую толщу атмосферы, придаёт приятный, красноватый цвет загара всему вокруг. А голубой час – это когда солнце на 4-8 градусов ушло за горизонт и всё в непрямом свете получает голубоватый оттенок. Собственно, поэтому он так и называется.

В завершении подготовки проверьте прогноз погоды на день планируемой съёмки. Не нужно въедливо изучать информацию различных метеосайтов, просто узнайте достаточно для того, чтобы быть уверенным в возможности снимать в выбранном месте в желаемое время.

Совет номер три: Планируйте

Нет, вы не ослышались, и я не повторяюсь, хотя вам может так показаться. Я постараюсь не говорить о том, что нужно правильно упаковывать свою фототехнику. Но, говоря о технике, я просто не могу не упомянуть о нескольких предметах, которые необходимо взять с собой на пейзажную съёмку.

Прежде всего, фильтры. Фильтры – это наше всё в пейзажной съёмке. Стандартные и переменные нейтрально-серые фильтры могут пригодиться в любое время для снижения интенсивности света на несколько стопов.

Вы можете спросить, зачем же перекрывать этот красивый золотой свет, заливающий всё вокруг? Затем, что некоторые объекты иногда лучше выглядят на длинных выдержках. Короткая выдержка отлично подходит для тестовых снимков, но они будут выглядеть слишком обычно. Как будто фото сделано на смартфон, а не на полноценную камеру:

Длинная же выдержка, напротив, даёт интересные цвета, а любые движения воды или неба становятся размытыми:

Используйте качественный штатив

Четвёртый совет будет от Капитана Очевидность: используйте качественный штатив. Никто не захочет иметь под рукой неустойчивый штатив, собираясь снимать на 30-секундной выдержке. Ведь, в противном случае фото может выйти смазанным и вам придётся снимать ещё один кадр с 30-тисекундной выдержкой на неустойчивом штативе.

Добудьте широкоугольный объектив

Вы, конечно, можете снимать пейзажи и на имеющийся у вас 50 или 35-мм объектив, но очень здорово иметь по-настоящему широкоугольный объектив для построения драматических линий.

Используйте ведущие линии

Выберите ведущую линию, и она приведёт вас хорошей фотографии. Нет, я серьёзно. Правильно выбранная ведущая линия играет очень важную роль в пейзажной фотографии. Такая линия очень хорошо направляет взгляд, она, словно палец, указывает зрителю, куда смотреть.

Например, на этом снимке линии направляют ваш взгляд к средневековой береговой сторожевой башне:

Тщательно выбирайте передний план

Иногда пейзажный снимок выглядит абсолютно невнятно, когда он снят на широкоугольный объектив, а на переднем плане – широченный кусок земли, на котором глазу не за что зацепиться. Вы можете сколько угодно говорить о том, что это художественный замысел, но ничего не изменится – на переднем плане как ничего не было, так ничего и не будет.

Размещение яркой точки на переднем плане может исправить ситуацию, но тогда фокус внимания зрителя будет сосредоточен именно на ней:

Хотя в обычном пейзаже часто можно найти что-то неяркое на переднем плане:

Прикрывайте диафрагму

Восьмой совет заключается в том, что в пейзажной фотографии вам следует использовать большую глубину резкости. Прикройте диафрагму – чем больше число f, тем меньше диафрагма – это отступление я делаю для новичков в фотографии. Но в то же время не нужно совершать ошибку и выбирать самое минимальное значение диафрагмы. Я и сам совершал подобную ошибку, когда только начинал снимать пейзажи. Дело в том, что на диафрагме, например, f/22 вы получите дифракцию и изображение получится размытым.

Для хороших результатов я бы порекомендовал использовать диафрагму не менее f/16.

Осваивайте новые технологии

Предпоследний совет: если хотите попробовать что-то новое – поднимитесь в небо. Если вам нужны захватывающие снимки, непохожие на тысячи других, используйте квадрокоптер. Это позволит вам снимать с ракурса, который пока ещё доступен немногим.

Десятый совет мог бы звучать так: используйте правила третей. Но я ненавижу это правило потому, что все про него говорят и относятся к нему, как к правилу, а не как к идее, чем оно и является. Правило третей позволит вам сделать хорошую фотографию, на которое приятно смотреть, но не позволяйте ему ограничивать ваше творчество.

Давайте перейдём к совету номер десять.

Как снимать пейзажи: Никогда не отступайте!

Этот совет может напоминать второсортный мотивационный призыв, но тем не менее он важен. Не сдавайтесь, не позволяйте погоде вас остановить – даже если пасмурно, всегда есть варианты для съёмки. Плохая погода и лужи на земле не всегда вам помогают – скорее даже наоборот – но вы не можете ими управлять. Поэтому примите их как данность и работайте с тем, что есть. Например, в пасмурную погоду можно снимать облака.

Итак, в пасмурную погоду снимайте чёрно-белые пейзажи. В условиях плохой освещённости – повышайте значение ISO, но повышайте его так, чтобы фото было выдержано, как надо. Даже если вам кажется, что съёмка не удаётся, всё равно сфотографируйте что-нибудь – результат может вас удивить.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Как снять пейзаж:
10 советов Дмитрия Богачука

Panasonic выпустила новую камеру — Panasonic Lumix DC-G9. Редакция предложила трем фотографам, снимающим в разных жанрах, протестировать ее, показать результат и дать несколько советов начинающим. В первом выпуске опытом делится пейзажист Дмитрий Богачук.

Окончил факультет искусствоведения Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Участвовал в групповых выставках в Украине, России, Европе и США. Победитель конкурса концептуальной фотографии Artlimited, Франция (2011). Автор фотокниг Photographs и Le Plat Pays. Книга Le Plat Pays впервые была представлена на фестивале Le Quatrieme Image в Париже.

— Для хороших снимков умения выстраивать гармоничный кадр недостаточно — имеют значение визуальная осмысленность, новизна, авторская эстетика. В ажно также «сработаться» с фотоаппаратом, выявить его достоинства . Снимая на Panasonic G9, я на время оставил привычку брать с собой большую камеру со штативом — и наконец оценил преимущества компактного фотоаппарата.

Все снимки опубликованы без обработки.

Исследуйте мир вокруг

В путешествии нет конечной точки — иногда лучшие фотографии получаются в переходах между станциями, на вокзале, по пути домой после съемки.

Рене Магритт считал, что самое интересное путешествие — по собственной комнате. Не стоит полагать, что там, где нас нет, пейзаж интереснее. Марк Пауэр начертил маршрут вдоль границы Лондона; Алек Сот проехал вдоль реки Миссисипи.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/8 | Выдержка: 1/80 | ISO: 200

Не переусердствуйте, вычищая кадр: помеха может стать объектом съемки

Выделите день и отправляйтесь на окраину города, где вы никогда не были. Такая поездка может стать для вас настоящим открытием.

Избегайте бессмысленной констатации увиденного. Творческая фотография может быть о чем угодно — от полиэтиленовых пакетов на стройке до проволоки на фоне моря. У хорошего фотографа объекты, с первого взгляда кажущиеся лишними, могут оказаться в центре сюжета.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/1,4 | Выдержка: 1/100 | ISO: 200

Вставайте пораньше

Пейзажисты называют сумерки режимным временем — вечером проявляются цветовые контрасты, с которыми интересно работать. Но утренняя съемка обладает своими плюсами: меньше вероятность встретить людей, а безлюдное пространство или одинокий персонаж дают интересный эффект.

Утром глаз очень чутко реагирует на повышение яркости. Для вдохновения можно посмотреть самую свежую серию Грегори Крюдсона Cathedral of the Pines (но такой свет бывает редко — придется набраться терпения).

При утреннем свете воздух кажется осязаемым. Посмотрите, как мягкие утренние лучи подкрашивают пейзаж и задают ему тон.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/4 | Выдержка: 1/160 | ISO: 400

Дождитесь облаков

Солнечный день с большими кучевыми облаками также может создать подходящие условия для съемки: лучи, отражаясь от облаков, дают необычный свет, совершенно не такой, как в ясную погоду. Еще один бонус — тень от облаков ложится пятнами, с чем тоже можно работать.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/8 | Выдержка: 1/80 | ISO: 200

Луна — тоже источник света

Ночная съемка может быть интересной, когда есть лунный свет — прямой или в отражении облаков. Можно использовать свет уличных фонарей, сочетания теплого света от ламп накаливания и холодного неона. Бывает, что ночью спускается туман, и если найти освещение, можно получить интересный эффект.

У Panasonic Lumix DC-G9 видоискатель при съемке ночью увеличивает яркость — можно увидеть все детали.

В ночи ощущается отстраненность от будничной жизни, что также помогает создать настроение снимка. Но важно понять принцип выбора сюжетов. Пример интересного проекта про одинокие дома, снятого преимущественно ночью, можно подсмотреть у Тодда Хидо.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/1,4 | Выдержка: 1/50 | ISO: 400

Снимайте в непогоду

Чем хуже погода — снегопад, туман, проливной дождь, — тем непредсказуемее результат. Иногда это плюс. Скажем, в пасмурную погоду особый вид обретают отдаленные ландшафты, например побережья. Тучи служат, по сути, студийным софт-боксом — создают ровный мягкий свет, который подчеркивает объем и перспективу.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 12mm 1.4 | f/5 | Выдержка: 1/80 | ISO: 200

Город — ваша палитра

Если вам интересно снимать город, посмотрите на творческие приемы мастеров — экспериментальное кадрирование Сола Лейтера или многоплановость Георгия Пинхасова. Будьте наблюдательны. Помните, к примеру, что здания перекрывают друг друга, и хороший кадр может таиться в определенном ракурсе (такие находки часто встречаются в сериях Lucie и Simon).

Сочетание цветов в городе — например, серого неба и желтоватых отражений на мокром асфальте — создает щедрую палитру для снимка.

Panasonic DC-G9 | Объектив: Leica 12mm 1.4 | f/1,4 | Выдержка: 1/30 | ISO: 6 400

Panasonic DC-G9 | Объектив: Leica 12mm 1.4 | f/8 | Выдержка: 1/80 | ISO: 200

Откажитесь от штатива

Начинающим фотографам я бы рекомендовал пробовать снимать без штатива — во многих случаях он обуза. Новая камера Panasonic, скорее всего, и создана для съемки с рук: отличный стабилизатор, как у G9, обеспечит резкость при плохом освещении.

Нет штатива — проще подыскать ракурс: например, положить фотоаппарат на мокрый асфальт (в случае с G9 можно не трястись над камерой — корпус защищен от влаги и пыли).

Еще у G9 есть поворотный дисплей, который дает возможность фотографировать, не привлекая к себе внимания, — полезная штука для съемки городских сюжетов.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/9 | Выдержка: 1/200 | ISO: 200

Уделите внимание технике

Для фотографа-пейзажиста главное — линзы. Panasonic делает объективы для камер в сотрудничестве с Leica: они позволят снимать с максимально короткой выдержкой.

Если вы фотографируете, например, в метро и не хотите привлекать к себе лишнего внимания — оставьте камеру висеть на шее, а съемкой управляйте с телефона через приложение.

G9 снимает с разрешением до 80 мегапикселей. В видоискателе автоматически отображается режим яркости, что удобно после зеркалок.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 12mm 1.4 | f/8 | Выдержка: 1/80 | ISO: 400

Развивайтесь

Найдите единомышленников: снимать пейзаж гораздо интереснее в компании. Так проще развиваться и делиться опытом.

Смотрите на свое творчество со стороны. Не замыкайте себя в жанровые рамки — самые интересные фотографии сделаны на стыке жанров.

Panasonic Lumix DC-G9 | Объектив: Panasonic Leica 25mm 1.4 | f/3 | Выдержка: 1/160 | ISO: 400

Если хотите узнать больше о том, как снимать урбанистические пейзажи, — 25 января в Школе Bird In Flight стартует практический курс Дмитрия Богачука «Актуальный пейзаж».

10 секретов пейзажной фотографии

Известнейший американский фотограф Ансель Адамс, который прославился на весь мир своими черно-белыми пейзажными снимками, как-то сказал: «Пейзажная фотография — это главная проверка для фотографа и частенько — главное его разочарование.» И это, пожалуй, чистая правда. Как часто мы, замечая красивый вид, считаем, что достаточно лишь просто начать на кнопку спуска, запечатлеть увиденное — и получится шедевр. Однако, шедевра чаще всего не получается, потому что в пейзажному фотографу не достаточно быть просто зеркалом для природы, ему надо научиться выражать себя через пейзаж.

Фотограф Деклан О’Нейл поделился своими 10 секретами создания выразительных пейзажных фотографий.

1. Что вы можете сказать о пейзаже с помощью фотографии?

Чтобы прочитать и понять пейзаж, нужно время. Надо просто стоять и наблюдать, как свет меняет контуры и формы. По мере движения солнца леса и реки освещаются каждую минуту абсолютно по-новому и порой полностью преображаются. Свет создает в пейзаже свое настроение и свою эмоцию. Пейзаж можно сравнить с огромным холстом, на котором свет рисует свою сложную и удивительную картину.

В данном случае, фотография — это запечатление того, как свет преображает пейзаж. Поэтому решение о том, что фотографировать, и какую композицию выстраивать, должно быть продиктовано вопросом: «Говорит ли эта фотография что-то о свете и пейзаже?» Этот простой вопрос помогает отвергнуть множество проигрышных и пустых композиций и выбрать ту самую — идеальную.

2. Научитесь рано вставать!

Если у меня есть выбор между рассветом и закатом, я всегда выбираю рассвет. Я ничего не имею против закатных фотографий, но мне кажется, что сложно добавить что-то новое и оригинальное к тем тысячам закатных снимков, которые я уже успел повидать. Рассветный же свет, напротив, всегда приподносит сюрпризы! Очень сложно предугадать, что же именно вы получите, пока вы стоите и ждете в предрассветной темноте.

Это чем-то похоже на фотографирование диких животных — потому что с равной вероятностью вы можете получить тот снимок, о котором всегда мечтали, или не получить ничего. Рассветный свет может оказаться абсолютно разным — от дымчатого розового до теплого желтого.

Следите за прогнозами погоды — потому что, если вам посчастливилось жить в областях с холодными ночами и ясным небом, иногда можно поймать удивительные эффекты облачности и дымки, которые непременно рассеятся к тому времени, когда весь остальной мир проснется.

3. Несовершенство — это хорошо.

Одна из основных сложностей пейзажной фотографии в том, что вам приходится сталкиваться с огромным динамическим диапазоном. При этом становится очень сложно контролировать баланс освещенности в кадре. ND-фильтры иногда помогают, но часто оказываются неудобными или неподходящими для конкретного места и времени. Иногда приходится и вовсе отказываться от съемки из-за слишком большого динамического диапозона.

Можно, конечно, использовать HDR-технологии, но они чаще всего выдают себя и могут нарушить целостность и честность снимка. Многие снимки можно сбалансировать по свету при обработке на компьютере. Однако, иногда фотография только выигрывает от невозможности запечатлеть весь динамический диапазон. Скорее всего, такую фотографию не примут к участию на различных конкурсах и наверняка в ней будут участки, из которых невозможно будет вычленить хоть какие-то детали. Возможно, технически фотография получится очень бедной, но черный силуэт на светлом фоне очень часто невообразимо притягивает к себе внимание и как будто призывает рассмотреть себя повнимательнее. Иногда надо отказываться от возможности запечатлеть идеально освещенный снимок, чтобы привлечь внимание к потенциалу самого объекта съемки.

4. Оглянитесь назад!

Так просто — увидеть выигрышный снимок и забыть оглядеться по сторонам. Наблюдая закат или рассвет, люди обычно устремляют свои объективы в сторону солнца и снова делают тысячи снимков, миллионы которых они уже видели у своих друзей или в интернете. Однако, часто достаточно всего лишь обернуться назад, чтобы увидеть что-то абсолютно новое и всеми упущенное! Ведь вместо того, чтобы фотографировать встающее или заходящее солнце, можно запечатлеть то, что оно в этот момент освещает.

Очевидный снимок — не всегда самый лучший. Учитесь смотреть внимательнее.

5. Используйте программное обеспечение для планирования.

Существует множество программ, которые могут помочь вам при съемке на природе. Пожалуй, одна из наиболее полезные из них — The Photographers Ephemeris. Вкратце, она позволяет вам выбрать любое место на планете — и показывает, в каком месте будет находится солнце в любой день и в любое конкретное время. Таким образом, вы можете выбрать лучший день и время для съемки в определенном месте и выбрать конкретную точку съемки с наиболее выигрышным освещением. Если вы серьезно подходите к пейзажной фотографии, вам просто необходим этот инструмент.

Другой инструмент, который может очень вам помочь — это карта рельефа местности. Хорошая карта поможет вам предугадать, как выглядит пейзаж, и даст хоть какое-то представление о том, что попадет в поле вашего зрения. Умение разбираться в этих детальных топографических картах поможет вам сэкономить массу времени и не колесить по округе в поисках той самой — идеальной точки съемки!

6. Оборудование не так важно.

Лучшая аппаратура не гарантирует вам лучшие снимки, так же как лучшая ручка не позволит вам автоматически написать тот самый великий роман, о котором вы всегда мечтали. Аппаратура — это лишь устройство, которое позволяет вам донести до других то, что есть у вас в голове. Если у вас есть свой взгляд и если вам есть, что сказать, (см. пункт 1) — то вы можете использовать все, что угодно, от смартфона до Nikon D800.

Помните, что именно вы выстраиваете композицию вашего будущего снимка, а камера всего лишь запечатлевает его. Большее количество мегапикселей или более быстрый объектив никогда не помогут вам сделать композицию более выразительной и наполненной.

7. Не старайтесь «рисовать» пейзаж с помощью камеры.

В интернете последнее время все более модными становятся фотографии, прошедшие сильнейшую пост-обработку или созданные с использованием ND-фильтров, которые делают воду похожей на гладкий шелк. Почему бы не позволить природе естественно выражать себя? Поверьте, она прекрасно это умеет и без применения всяческих фильтров. То же самое касается и пост-обработки. Если использовать ее умеренно, она помогает подчеркнуть естественную красоту природы, если переусердствовать — мы уже начинаем менять пейзаж и рисовать его совсем не таким, какой он был на самом деле.

Настоящие фотографии всегда оставляют свой след в нашем сознании и подсознании. Вот почему сильно «отфотошопленные», идеализированные изображения пейзажей часто оставляют нас равнодушными. Они рассказывают выдуманную, а не реальную историю. Мы сразу замечаем фальш оранжевого неба и перенасыщенного цвета травы. Фотографии могут быть метафорами, но они должны быть метафорами, появляющимися в голове зрителя, а не в воображении фотографа.

Если вам все же хочется донести свое видение того, как выглядел пейзаж — возможно, вам стоит попробовать себя в рисовании?

8. Плохая погода — это хорошая погода.

Облачность и дождь — не самые вдохновляющие погодные условия, однако они несут с собой возможности гораздо более интересные, чем любой безоблачный день. Необходимо запастись терпением и оптимизмом, чтобы целый день ходить с камерой под дождем, но чаще всего вас будет ждать награда. Если внимательно смотреть по сторонам, вы непременно найдете удивительные кадры, созданные именно облаками и дождем!

9. Возвращайтесь на точки прошлых съемок.

Удача играет огромную роль в создании идеального снимка. Если вам удалось найти место с отличным потенциалом для фотографии, продолжайте возвращаться на него снова и снова — и вам практически наверняка удастся значительно улучшить изначальный кадр.

Малейшие перемены в погоде, свете, времени года и даже в вашем настроении заставят один и тот же пейзаж все время рассказывать все новые и новые истории!

10. Не слушайте ничьих советов!

Поиск своего собственного фотографического видения включает в себя в том числе и осознанный выбор, к каким советам прислушиваться, а какие пропускать мимо ушей.

Например, общепризнанная истина гласит, что при съемке пейзажа надо постараться включить какой-то интересный объект на передний план фотографии. Эта идея, по-видимому, базируется на представлении о том, что пейзаж слишком скучен сам по себе и нуждается в человеке или, например, жующей траву корове, которые бы смогли привлечь к себе внимание зрителя.

Если вы хотите включить в композицию снимка некий объект, который станет как бы посредником между зрителем и пейзажем, он тоже должен своим присутствием рассказывать свою собственную историю. Он не должен находиться там просто ради того, чтобы там что-то находилось.

Все, что было сказано выше, можно резюмировать всего в паре предложений. Решите, что интересует и задевает вас в пейзаже больше всего, а затем скомпонуйте и обработайте вашу фотографию так, чтобы пейзаж сам смог разговаривать со зрителем, рассказывая ему свою собственную историю. И помните, что самые лучшие фотографии — это те, которые нарушают правила.

Любите фотографировать и путешествовать? Узнайте, как находить дешевое жилье по всему миру!

Практические советы для фотографов-пейзажистов

Летом у многих любителей фотографии просыпается все больший интерес к пейзажной съемке. Пейзаж – хорошая практика для любого фотографа, поскольку этот жанр фотографии учит правильному построению композиции, освоению техники, пониманию экспозиции и терпению. В этой статье мы собрали общие практические советы фотографам, которые хотят научиться получать красивые и яркие пейзажные снимки.

Как фотографировать пейзаж

Правильно выбирайте время и погоду

Одно из основополагающих правил в пейзажной фотографии состоит в том, что одна и та же сцена может приобретать различный вид в зависимости от положения солнца и погоды. Многие начинающие любители фотографии стремятся снимать пейзажи в полдень, когда стоит хорошая погода и на небе ярко светит солнце. Прогулка на природе в такую погоду действительно прекрасна, но вот получению фотографических шедевров она явно не способствует. Жесткий солнечный свет приводит к тому, что снимки получаются плоскими, с бледными или наоборот чересчур контрастными цветами.

Пейзажные фотографии могут заиграть совершенно другими красками, если Вы сфотографируете ту же самую сцену на рассвете или закате. Особенно хороши пейзажные снимки, сделанные в утренние часы. Конечно, далеко не каждому любителю фотографии захочется вставать за час до рассвета и выбираться из теплого спального места на улицу, однако результат того стоит. Золотое время для фотографа-пейзажиста – сумерки или на рассвете. Ведь фотографии, снятые днем, буквально навевают скуку.

Старайтесь также следить за прогнозом погоды. Снимать в безоблачную, ясную погоду со скучным, голубым небом – далеко не самая лучшая идея. Гораздо более интересные и яркие фотографии можно получить, если фотографировать в более сложных погодных условиях, когда Вы сталкиваетесь с какими-либо погодными явлениями. Это может быть сильный ветер, туман, дождь, драматические облака, радуги – все это и многое другое позволяет создавать действительно уникальные пейзажные кадры. Если Вы серьезно относитесь к пейзажной фотографии, то обязательно выбирайте наиболее подходящую погоду и время для съемки.

Не зацикливайтесь на оборудовании

Важно понять, что само по себе фотографическое оборудование, каким бы современным и мощным оно не было, не гарантирует Вам оптимального результата и лучших фотографий. Камера и объектив – это всего лишь средство для выражения Вашего творческого замысла. Сначала найдите то, что стоит сфотографировать, правильно выстроите композицию, продумайте передний план. А для самой съемки можно использовать все, что угодно, вплоть до компактной «мыльницы».

В пейзажной фотографии на самом деле нет никаких весомых правил, касающихся использования того или иного оборудования. Конечно, хороший зеркальный фотоаппарат имеет свои преимущества в плане размеров матрицы, разрешения и возможности использования сменной оптики. Однако это не значит, что для съемки пейзажа обязательно нужна камера среднего или самого высокого уровня.

Учтите, что в пейзажной фотографии большую значимость приобретает объектив, а не сама камера. Если Вы планируете заниматься пейзажной съемкой, то, в первую очередь, стоит стремиться к покупке хорошей оптики. Для пейзажа более всего востребованы широкоугольные объективы и телевики. Широкоугольная оптика используется чаще всего, она позволяет захватить в кадре передний план и подчеркнуть перспективу. Также широкоугольник незаменим при съемке в условиях ограниченного пространства, когда фотографируемые объекты располагаются на небольшом удалении от Вас. Кроме того, широкоугольные объективы зачастую имеют свой собственный, характерный рисунок, способный придать индивидуальность пейзажным снимкам. Телевики же хорошо подходят для тех ситуаций, когда Вам требуется «оторвать» от фона объект съемки и грамотно его выделить. Плюс к этому, с помощью такой оптики Вы можете снять удаленные объекты, к которым тяжело подобраться.

Научитесь справляться с излишним контрастом

Одна из главных трудностей, с которой сталкивается фотограф при пейзажной съемке, заключается в том, что камера порой просто не может захватить весь динамический диапазон сцены. То есть запечатлеть в кадре яркости самого светлого и самого темного участка сцены. В результате, на фотографиях начинают проявляться неприятные пересветы или недосветы. Слишком большой контраст, например, между небом и землей, характерен для съемки закатов и рассветов. Наиболее простой способ избежать подобных проблем – это съемка с использованием градиентного фильтра. В случае с контрастом света и тени в кадре можно использовать технику HDR-съемки, которая подразумевает объединение нескольких по-разному экспонированных фотографий. Порой это действительно эффективный способ улучшить пейзажный снимок из-за широкого динамического диапазона.

Используйте максимальную глубину резкости

На пейзажной фотографии все объекты и детали должны быть резкими. Это в полной мере касается и переднего плана, и объектов на заднем плане. Одним словом, практически все фотоизображение должно находиться в фокусе. Чтобы обеспечить максимальную глубину резкости, рекомендуется задействовать большие значения числа диафрагмы (например, от f/8 до f/16). Ведь, как известно, чем больше число диафрагмы, доступное для Вашей камеры, тем больше и глубина резкости. Однако необходимо учитывать, что на слишком больших значениях диафрагмы резкость кадра может снизиться вследствие дифракции.

Снимайте со штатива

Пейзажная съемка требуется использования штатива. Это правило, которое нужно соблюдать постоянно, если Вы хотите получать действительно качественные фотографии. Только штатив способен превратить самую обычную камеру в достаточно мощный творческий инструмент, с помощью которого Вы сможете делать удачные, интересные кадры практически в любых условиях. Штатив позволит Вам задействовать длительные выдержки, снизить светочувствительность ISO и поможет уменьшить вероятность проявления шумов на фотоизображении. Желательно, чтобы штатив позволял Вам устанавливать фотоаппарат на любой высоте. Для дополнительной стабилизации камеры во время съемки вкупе со штативом можно использовать и пульт дистанционного управления для спуска затвора.

Избегайте завалов горизонта

Распространенная ошибка новичков – завал горизонта на снимке. Линия горизонта в подавляющем числе случаев должна размещаться горизонтально. Некоторые фотографы не слишком обращают внимание на этот аспект во время съемки, предпочитая исправлять допущенные мелкие ошибки уже в процессе постобработки изображений. Однако выравнивание горизонта программными средствами хоть и является весьма удобным приемом, однако приводит к некоторому ухудшению качества фотографии.

Для того, чтобы обеспечить правильное расположение линии горизонта на снимке, ориентируйтесь по уровням в фотоаппарате, либо активируйте опцию сетки на экране в режиме LiveView. Линия горизонта не должна делить кадр пополам, она не должна быть наклонена или вообще отсутствовать полностью на фотографии. Безусловно, любые правила существуют для того, чтобы их нарушать. Тем не менее, в случае с горизонтом все же лучше соблюдать классические принципы пейзажной фотографии.

Правильно выстраивайте композицию снимка

Любой пейзажный снимок должен иметь визуальный центр композиции или главную смысловую точку, чтобы взгляду зрителя было за что зацепиться. Таким центром может стать, что угодно – начиная от какого-либо сооружения и заканчивая величественной горной вершиной или деревом. Важно только правильно расположить этот объект в кадре. Например, с помощью общепринятого правила третей, которого еще никто не отменял. В композицию пейзажного снимка также можно включить активные линии, посредством которых взгляд зрителя будет перенаправляться с одной точки кадра на другую. Активные линии могут сделать фотоизображение более динамичным и объемным. Чтобы правильно передать глубину пейзажной фотографии, тщательно прорабатывайте передний план. Также не забывайте включать в снимок небо, особенно если оно полно каких-либо драматических оттенков.

Меняйте ракурс съемки

Старайтесь почаще менять ракурс и точку съемки. Одна и та же сцена может выглядеть совершенно по-другому, если Вы просто поменяете угол или немного повернете объектив камеры в ту, либо в другую сторону. Не спешите нажимать на кнопку спуска затвора, внимательно изучите местность и попробуйте отыскать более интересные ракурсы. Потратьте свое время на то, чтобы прогуляться вдоль речки или взобраться на склон. Сделайте несколько тестовых фотографий. Вы сможете выбрать наиболее удачные точки съемки. Если Вы нашли какой-либо интересный объект на переднем плане, то попробуйте опустить камеру пониже и запечатлеть пейзаж с низкого ракурса. Это может сделать фотографию более выразительной. Выбирая точку съемки таким образом, чтобы в кадр попали как ближние, так и дальние объекты, Вы можете получить более объемное, интересное изображение. Объем также может быть усилен за счет бокового или контрового освещения сцены.

Делайте пейзаж динамичным

Когда речь заходит о пейзажной съемке, то большинство любителей фотографии почему-то представляют себе статичное и довольно пассивное изображение. В действительности и в пейзажной съемке можно использовать динамичные элементы. Например, передав на снимке движение воды, что создаст определенное настроение снимка. Динамичность какого-либо природного явления позволит сделать пейзажную фотографию куда более интересной и привлекательной. Помимо движения воды, в кадре можно попытаться поймать дуновение ветра, плывущие облака над головой или летящих птиц.

Напоследок, стоит дать еще один совет фотографам-пейзажистам — будьте терпеливы. Порой для того, чтобы получить один единственный удачный кадр придется потратить несколько часов на ожидание того самого света, который способен буквально преобразить изображение и наполнить его потрясающими красками. Запаситесь терпением и, возможно, Вам выпадет шанс сделать уникальный пейзажный снимок, который Вы будете впоследствии с гордостью показывать своим друзьям и знакомым.

Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью с Даниилом Коржоновым

КАК ДАВНО ВЫ СНИМАЕТЕ ПЕЙЗАЖ?
Путь от новичка до профессионала занял у меня девять лет, и в 2012 году я окончательно и бесповоротно погрузился в фотографию. Но, на самом деле, мое становление как фотографа началось еще в детстве, когда я пошел в художественную школу и научился воспринимать цвет и композицию по-своему. После я поступил в институт, где занимался физикой. Это тоже мне было интересно и еще больше приблизило меня к фотографии. Возможно, именно желание совместить искусство с чем-то техническим привело меня к моей нынешней профессии.

Я учился самостоятельно, и самый главный шаг в обучении для меня — найти собственный подход к своему делу. Со временем я начал воспринимать каждую «вылазку» и каждую поездку как отдельный проект, из которого нужно вернуться с серией фото для выставки или, допустим, статьи. И это вдохновляло меня на то, чтобы бесконечно практиковаться. Не менее важно для любого новичка — слышать критику профессионалов и следовать их советам.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЪЕМКЕ? ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?
Хорошая фотография начинается с тщательного планирования. Для начала нужно определиться с местом и изучить его «заочно»: просмотреть работы других фотографов, сделанные в этих локациях, прочитать их описания в статьях. После этого один день стоит посвятить разведке: приехать на место и оценить его, поискать удачные композиции, продумать и оптимизировать маршрут. Просчитайте, до какой точки вы будете ехать на машине, а откуда пойдете пешком. Все это кажется неважным и решаемым по ходу дела, однако на месте вы обнаружите, что у вас очень тяжелый рюкзак, пешком идти трудно и долго и вы не успеваете дойти до нужного места к закату.

Собирать рюкзак стоит так же внимательно. Верите с собой только необходимый минимум, потому что в любом случае на себе придется тащить не менее 10 кг. Помимо фотоаппарата и объективов нужны вспомогательные инструменты, которые облегчат вам работу высоко в горах или среди сугробов. Обязательно нужен тросик или пульт дистанционного управления: в некоторых ситуациях без них не справиться, и половина фотографий получатся смазанными. Обязательно с собой в рюкзак я кладу фонарик, бленду, много (очень много!) флешек и фильтры, а еще протирки для камеры, чистящие карандаши и грушу, чтобы продувать матрицу в случае необходимости.

Если съемка планируется в холодных условиях или рядом с водой, то необходимы примус, запасные теплые вещи и горячий чай в термосе.
Вообще, термос — это must have для фотографа-пейзажиста.

КАКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ ДЛЯ ПЕЙЗАЖНОЙ СЪЕМКИ?
Самое главное в камере — это, разумеется, разрешение и качество получаемых фотографий. Кроме этого важна «живучесть» техники, ее способность выносить тяжелые погодные условия: travel-фотограф часто работает в повышенной влажности, при сильном ветре, в холод и в жару. Хрупкая техника таких потрясений попросту не выдержит.

Что касается оптики, то здесь все требования определяются задачами, которые я перед собой ставлю. Например, для пейзажной съемки мне важно иметь средний зум (для полной матрицы это эквивалентно 24–70 мм). Также я всегда обращаю внимание на резьбу для фильтров, равномерную резкость по всей площади кадра и минимальное искажение изображения. Не стоит недооценивать и вес техники, ведь все это вам придется носить в своем рюкзаке.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ ТЕХНИКЕ.
Последние три года я снимал на Nikon D810, но недавно перешел на новинку D850. Размер и вес остались практически неизменными, но при этом многие функции действительно улучшились. Фокусировка стала быстрее и точнее, интерфейс — удобнее. С поворотным экраном значительно реже приходится лежать в песке, грязи, воде, а подсветка кнопок облегчает жизнь во время ночных съемок.
Мой основной объектив — NIKKOR 24–70 mm f/2.8, он сочетает все ключевые требования к оптике: минимальное искажение, равномерная резкость, наличие резьбы для фильтров. Второй объектив в моем рюкзаке — NIKKOR 14 mm f/2.8, который обладает линзой, как у фишая, но при это дает очень правильную геометрию.
А для съемки портретов, животных и дальних планов я использую NIKKOR 80–200 mm f/2.8.

КАКУЮ ОПТИКУ ВЫ БЫ ПОСОВЕТОВАЛИ НОВИЧКУ? С УЧЕТОМ, ЧТО ОН МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО 1 ОБЪЕКТИВ.
Если вы только что купили свою первую камеру, и она с кроп-матрицей, то я рекомендую брать к ней AF-S DX NIKKOR 18–300 mm f/3.5–5.6 G ED VR. С этим объективом новичку легко экспериментировать во всех жанрах, чтобы в итоге понять, что ему ближе. Если вы остановитесь на пейзажной съемке, то следующей линзой можно будет брать 10–24 mm.

СНИМАЕТЕ НА РАССВЕТАХ И ЗАКАТАХ ИЛИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК?
В часы рассвета и заката действительно получаются более выразительные снимки. Днем редко удаются хорошие фотографии: свет жесткий, туманы рассеиваются и природа лишена того легкого состояния, которое делает картинку запоминающейся. Но дневное время не менее важно для фотографа. Это время для разведки и подготовки: если делать все в спешке, удачных кадров выйдет меньше.

Отличные фотографии получаются во время тумана: он создает тональную перспективу, делает цвета мягкими и бархатистыми, обеспечивает едва заметные переливы тонов. Остается только при обработке не потерять это разнообразие оттенков. А легкая фактура шума на снимках будет создавать чувство, что фотографии коснулась кисть живописца.

А ЧТО ДЕЛАТЬ С НОЧНОЙ СЪЕМКОЙ?
Мой главный секрет для ночной съемки — простые фонарики. Их можно применить для проработки отдельных деталей. Вообще, ночью главное — использовать условия себе на пользу. Например, луна дает сильную засветку. Но ее плюс в том, что она обеспечивает свой собственный холодный свет, поэтому в этом случае пейзаж освещен намного лучше безлунного (для которого, к слову, и необходимы фонарики).

Достаточно тяжело снимать северное сияние и Млечный Путь. Эти кадры требуют намного больше сил и концентрации, чем обычные ночные пейзажи: одновременно нужно держать в голове и контролировать много моментов. Съемка производится с длинными выдержками (счет идет в единицах секунд), но с определенных значений (15–20 секунд) сияние начинает расплываться, а звезды сдвигаются и превращаются в штрихи. Кроме того, надо грамотно осветить передний план.

ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЛИ ФИЛЬТРЫ В РАБОТЕ?
Фильтры — хорошие помощники пейзажного фотографа. Для того чтобы красиво запечатлеть воду, пригодятся ND-фильтры. А там, где мне бы пришлось делать два кадра и потом их склеивать в редакторе, с градиентным фильтром я могу получить результат одним кадром. ND-стоп-фильтры, в свою очередь, помогают добиться эффекта льда или разлета облаков даже при съемке днем, а еще с ними можно получить выдержки по 1–5 мин.

С фильтрами красивый снимок, проэкспонированный в светах и тенях, получается сразу, им уже можно поделиться, например, в соцсетях. Кроме того, фильтры помогут тем, кто любит конкурсы, поскольку их использование чаще всего не регламентировано (в отличие от того же брекетинга).

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ КРУТЫЕ ПЕЙЗАЖИ С МИНИМАЛЬНОЙ ПОСТОБРАБОТКОЙ ИЛИ ДАЖЕ ВООБЩЕ БЕЗ НЕЕ?
Для минимальной постобработки как раз пригодятся фильтры. Но совсем без обработки качественный снимок получить невозможно.
Технологии развиваются стремительно, однако даже самая лучшая матрица не обладает динамическим диапазоном и не может «видеть», как человек. То, что наши глаза видят в относительно равной яркости, на матрице выглядит как пересветы или провалы в тенях. Поэтому картинка не получается такой, какой мы ее видим на самом деле. И фотограф, обрабатывающий снимок, не «приукрашивает», а, напротив, восстанавливает изображение: расставляет акценты, высветляет и затемняет там, где это необходимо.

На вопросы редакции журнала PhotoCASA отвечал
Даниил Коржонов, амбассадор Nikon

Ссылка на основную публикацию