Загадка портрета
Загадка портрета
Портрет, пожалуй, является одним из самых распространенных жанров фотографии. Каждый фотограф хотя бы раз в своей карьере снимал портрет, а любой из людей, хоть единожды, становился на место модели. Самым ярким примером, пожалуй, является фотография на документы. Во многих фотоателье раньше человеку предлагали самому найти свое фото из кучки чужих. Интересно, встречали ли когда-нибудь люди среди кучки чужих лиц? Нельзя говорить однозначно о причине, по которой мы вынуждены всю жизнь стыдиться фотографии в документах. Возможно, виноват сам фотограф, возможно, плохой снимок обусловлен особенностью снимаемого или неудачно пойманным моментом. Не исключено так же, что причиной всему непрофессионально выставленный свет.
На первый взгляд такой простой портрет является, без преувеличений, одной из самых сложных задач для фотографа. Существует одно очень важное правило: портрет для человека, а не человек для портрета. О нем порой напрочь забывают, увлекаясь выбором позы, постановкой света, техникой съемки. Конечно, все это важно, именно благодаря этим тонкостям можно смягчать или подчеркивать те или иные особенности лица человека. Но, одно дело естественным образом скрыть недостатки или подчеркнуть достоинства, а совсем другое – создавать портрет неестественный, с кожей, как у фарфоровых кукол, при этом порой не гнушаются даже дорисовывать какие-то элементы. Тогда лицо человека превращается в некий орнамент, служащий для завершения дизайна помещения, служит элементом стиля, и только. Конечно, ретушь в портретах не исключает себя полностью, но чрезмерное увлечение ей может привести к концовке, похожей на одну известную сказку, где персонаж использовал трафарет для написания портретов клиенток, ведь они хотели иметь такую же форму носа, губ, размер глаз и т.п. Отличить работы живых людей от изображений манекенов довольно таки сложно. Не легче и отказывать моделям, желающим, чтобы их портрет был перво-наперво – «красивым». Видимо, именно поэтому техника огламуривания оттачивается, шлифуется день за днем, не так много людей преодолевают желание идти по пути наименьшего сопротивления. В результате изображения получаются малопривлекательными: глаз, скользя по поверхности, не проникает внутрь фотографии. Невозможно увидеть характер человека, его настроение, историю жизни. Такой портрет больше похож на рекламу предмета, который готовят к продаже.
Что же, помимо сходства, должно быть в портрете? Что является главным при его создании? Для фотографии, используемой в документах, сходство – главный и неотъемлемый ее элемент. А вот так ли обязательно сходство для других портретных изображений? Обратимся к словам Моисея Наппельбаума, знаменитого фотографа- портретиста. Его представление о сходстве, как таковом, изменялось по мере расширения кругозора и увеличения опыта. По его слова, лишь приступив к сознательной работе, он отбросил для себя немало стандартных определений и изменил взгляд на, казалось бы, стандартные понятия, в их числе было и сходство. В начале пути он полагал, что сходство лежит в точной передаче черт лица. Однако, лишь позже фотограф понял для себя, что даже самая тонкая работа не гарантирует полного сходства портрета с моделью, ведь человек являет собой не только сумму внешних элементов и черт, фотография должна иметь некое душевное сходство, характер. Весь вопрос лишь в том, как же поймать в долю секунды эту «правду характера»?
Например, можно увлечься историей фотографируемого, изучением его характера, душевных и личностных качеств. Естественно, все это лишь на короткий промежуток фотосессии. Так будет легче найти в портрете живого человека, там останется и часть самого автора. Хорошо, если человек может жестикулировать и говорить, не обращая особого внимания на самого фотографа. Так можно поймать из множества взглядов, жестов, мимики, именно того человека, который нужен фотографу.
Видимо, именно по этой причине, портреты людей, которых хоть немного знаешь, получаются удачнее. Для чего снимается портрет? Для одной, но самой главной находки – момента, который превратит простое копирование в настоящую историю о человеке. Зная особенности лица, мимики, характера человека, достичь этой цели куда легче, чем если впервые видишь чье-то лицо.
А теперь посмотрите в зеркало и сравните то, что вы видите, с фотографией в паспорте. Те же черты лица: нос, овал лица, форма глаз и т.п. Казалось бы, сходство есть, но это, вроде бы, и не вы в то же время. Все дело в том, что в этой фотографии не отражена ваша история, в ней нет никакого отношения к вам фотографа, лишь простое сходство, которого, как оказывается, мало для получения хорошего портрета. Конечно, случается и так, что история может сложиться сама по себе, тогда снимок получается живым без всяких усилий. Но как ни старайся, загадка о том, что именно выводит портрет на новый уровень восприятия, останется неразгаданной. Возможно, это будет случайная деталь, как это было у Р.Барта. Для него это стало колье, надетое на фотографируемую, которое было точь-в-точь таким же, какое носила его погибшая родственница. Для кого-то это будет рассказ, который человек сможет прочесть в портрете. Ведь, по словам А. Родниченко, не может быть единой истории в портрете, ведь человек являет собой сумму характеров и образов, которые отнюдь не похожи друг на друга, но даже могут представлять собой прямые противоположности.
А может, это композиция, пластическое переосмысление действительности, когда образ появляется на белом листе, будто из ниоткуда, смотрит именно на тебя и улыбается именно тебе, причем, как-то по-особенному, как никому, кроме тебя. Видимо, именно эта неопределенность, неразгаданная загадка, тайна, манит всех, кто пытается уловить мгновение сходства себя самого с неким неопределенным идеалом.
Загадка портрета
Вот эта работа — с указанием «Женский портрет» без каких-либо подробностей — выставлена сейчас в Историческом музее на выставке Александра Герасимова. (Чтоб уточнить сразу — это тот Герасимов, который «Два вождя после дождя», и о самой выставке я уже подробно писала здесь.) Работа же находится в Институте русского реалистического искусства (это, по сути, частное собрание), а на выставку в ГИМ предоставлена временно.
Только вот в Историческом высказали предположение: а что, если это портрет скульптора Марии Денисовой? Сразу оговорюсь: сотрудник, это предположивший, говорит, что полагается больше всего на свою интуицию.
Впрочем, косвенные аргументы в пользу такой гипотезы есть. Но сначала стоит вспомнить, кто же такая Мария Денисова. Точнее, Денисова-Щаденко, по второму мужу (его поневоле упомянуть придется, и вы поймете почему).
Если нашу Марию и вспоминают, то чаще всего не как скульптора, а как женщину, вдохновившую в юности Владимира Маяковского на написание поэмы «Облако в штанах». Вот как она в то время выглядела.
Скульптурой и вообще изобразительным искусством Мария, между тем, не просто увлекалась, а занималась вполне профессионально. Начинала в частных студиях живописи и в художественном училище в России, потом, в 1914−18 годах — в Швейцарии, где жила тогда с первым мужем, позже — в московском ВХУТЕМАСе.
Авантюрный ли характер или что иное подтолкнули ее к этому, но на революционной волне Мария, оставив мужа-инженера, возвращается в революционную Россию. И оказывается в художественно-агитационном отделе Первой конной. Там в конце концов и выходит замуж вторично — за члена Реввоенсовета армии Ефима Щаденко. И в результате оказывается после войны в среде зарождавшейся советской номенклатуры.
Обратить внимание на ее работы мне довелось пару лет назад, в том же ГИМе, на выставке «Миф о вожде». Там были два скульптурных изображения Ленина — судя по всему, Мария Денисова имела возможность видеть его живьем. Во всяком случае, тут есть намек на документальность (в силу чего оба портрета и приземлились впоследствии в спецхран, а заказать с них отливку не позволили даже родственникам).
Судя по немногим сохранившимся работам, скульптор Денисова была весьма сильный. Но не сложилось — муж, высокий советский военный чин и член ЦК, запрещал ей работать, вплоть до вышвыривания работ с балкона известного «Дома на набережной». Необходимых средств для занятий скульптурой вроде бы вполне обеспеченная московская дама тоже не имеет — приходится деньги на материалы и отливку одалживать по знакомым (что в семье опять-таки вызывает скандалы).
С Маяковским, к слову, Мария в свой московский период вновь общается. Вот фотография сделанного ею скульптурного портрета (фотография из интернета, видеть этой работы не доводилось).
Сохранились некоторые ее записки к Маяковскому. В одной она, в частности, пишет: «С мужем разошлась — уходила в общежитие безработных РАБИС — и все из-за скульптуры…» И далее о муже: «Временно упросил все же вернуться — грозя, что застрелится. А уйти нужно — работать не дает. Домострой. Эгоизм. Тирания».
В конце концов Мария покончила с собой — по слухам, спрыгнув с того же балкона. Во всяком случае, самоубийство — официальная версия.
Однако в архивах Наркомата обороны сохранились и такие рапорты начальства ее мужа: «Состояние здоровья тов. Щаденко чрезвычайно неблагополучно, по-моему, у т. Щаденко в любой момент может произойти припадок буйного помешательства. Прошу безотлагательно освободить тов. Щаденко от работы в Академии и передать его в руки врачей. Начальник академии Корк.» Не передали, так что возможно всякое.
Что связало талантливую и образованную женщину с человеком, все образование которого уложилось в два класса церковно-приходской школы и два курса военной академии РККА (откуда Щаденко вынужден был уйти якобы по состоянию здоровья)? Я случайно наткнулась на его портрет, и подумалось, что возникший интерес мог быть чисто профессиональным. Лицо — грубое, но действительно скульптурной лепки.
Овдовевший генерал не без успеха продолжал карьеру. Он еще в 30-х стал помощником начальника так и не законченной им самим Военной академии — правда, по политчасти. Был и заместителем наркома обороны, и членом Главного военного совета. Но вот что пишет о нем в 1942 году генерал Александр Горбатов: «Идет война, соединения несут потери… Все они способны умереть за нашу Родину, но, к сожалению, не умеют бить врага, и в округах их этому не учат. А происходит все это потому, что этим руководит Ефим Афанасьевич Щаденко. Нужно заменить его хотя бы безруким или безногим генералом, но который знает в деле толк».
Ну, а на могиле Марии Денисовой на Новодевичьем установили скульптуру ее же работы («Материнство» — считается, что это ее автопортрет с дочерью от первого брака). Установили отнюдь не родные — могила долгое время была просто заброшена, — а Музей Маяковского (что даже указано на постаменте).
Муж, к слову, тоже упокоился на Новодевичьем — но не рядом с женой.
Вернемся, однако, к гипотезе ГИМа. Мог ли художник Герасимов быть знаком с Марией Денисовой? Да, это даже подтверждается. Более того: именно через нее художник познакомился с Климом Ворошиловым, что и дало импульс его «придворной» карьере.
Когда написан портрет? Дата на нем — 1927 год (некоторые ошибочно прочитывают 47-й, но это неверно). Марии тогда чуть за тридцать — чему внешность изображенной женщины вполне соответствует.
Проблема в том, что практически все имеющиеся фотографии сделаны анфас, а не в профиль. Сравнивать практически не с чем.
Ну, а в Музее Маяковского есть еще одна фотография — Мария Денисова за работой у скульптурного станка. Они даже использовали ее на афише к одной из выставок.
Так все-таки, Мария Денисова это или нет? Кто знает…
Интересные факты
К человеку пришли гости и один из них разглядывает висящий на стене портрет. «Чей это портрет?» — спрашивает он хозяина. Тот отвечает: «В семье я рос один, но всё же отец того, кто на портрете, — сын моего отца».
Вопрос: Чей портрет разглядывает человек?
Комментарии к статье “ Загадка про портрет ”
это он сам….тот к кому пришли…
- Факт Post author 2012/07/08 at 2:34 пп
а это ребёнок того к кому пришли. я поспешил с ответом…да-да не внимательно прочитал))))
Сын того к кому пришли
Это сын хозяина
какая разница кто на портрете)))от этого владелец нек меняется
Человек разглядывает портрет хозяина, вне зависимости, от того кто там изображён….
Это племянник. Там говорится сын моего отца значит это его брат. Потом там говорят отец того кто на портрете значит это ребенок его брата вывод- племянник
Пойдем от конца: «сын моего отца»- это может быть только сам хозяин или его брат. И этот человек является отцом изображённого на портрете. Но указано что у хозяина брата нет. А значит и племянника не существует. Остаётся единственный вариант — на портрете сын хозяина.
на портрете нарисован сын хозяина
на портрете это отчим
человек разглядывает свой портрет
По словам хозяина хорошо порассуждав выясняет один лишь верный факт. на портрете его сын. Вопрос был «Чей это портрет?». Ответ — это портрет художника, который нарисовал сына хозяина у которого спрашивают. исходя из картины на которой изображен пожилой человек ( сын хозяина) можно сделать вывод что старик очень любит пощекотать мозги окружающим своими ответами)
Очевидно что это сын хозяина.читайте внимательно вопрос.
ДЕД ЕГО СЫН И ВНУК
Если это «расшифровать»,то будет:»Отец того, кто на портрете, —я».Значит это ребёнок того,к кому пришли
Ребят, это Ван Гог.
Ответ:отец смотрит на портрет сына.
человеку нужно было ответить прямо — на портрете МОЙ СЫН.
сын моего отца это конечно брат!
1.-Сын хозяина дома ( если вопрос понимать как » кто изображён на картине? » и не обращать внимания, что на ней изображён Ван Гог). 2- Ван Гог (Если принять во внимание нарисованный автопортрет Ван Гога, тогда хозяин дома — отец Ван Гога). 3.- Ван Гог ( если понять вопрос как » Кто написал этот портрет?»). И вообще, зачем вы поместили известную картину к известной с детских лет задаче?
Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского . В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.
В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие 10 фактов о картинах известных художников
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- АБРАКАДАБРА ДОРАБОТАТЬ (6)
- АНАЛИТИКА (3071)
- АРХЕОЛОГИЯ (37)
- БИЗНЕС БЛЯДСТВО С ГОЛОВОЙ (6)
- бомонд россии (2)
- ВАССЕРМАН (23)
- (8)
- ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. (227)
- аккупация (23)
- тыл (30)
- фронт (116)
- ВИДЕО (645)
- ВОЕННАЯ ТАЙНА (23)
- ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК (6017)
- 1 — флот (105)
- 2 — армия (102)
- 3 — авиация (94)
- БЕЛАРУССИЯ (9)
- Беларусь (21)
- ВПК (61)
- ГОРЯЧАЯ (412)
- Евразийский СОЮЗ (71)
- ЕС (гейропка) (130)
- КИТАЙ (8)
- НАТО (228)
- НОВОРОССИЯ (1282)
- ОДКБ (1)
- Прибалтия-шпроты (221)
- ПРИДНЕСТРОВЬЕ (9)
- РВСН (108)
- РОССИЯ (1606)
- СЕРБИЯ (14)
- СИРИЯ (346)
- События (1544)
- США (312)
- ТРИБУНАЛ (29)
- Ударная Сила (53)
- Украина (1271)
- ВЧК, ГРУ, КГБ, НКВД, МГБ,НКО,СМЕРШ (817)
- работа СК РФ (153)
- говнометы-чебураторы (47)
- говнометы-чебураторы (101)
- из истории (68)
- СМЕРШ (136)
- События (будни) (269)
- голливуд (3)
- ДИСКУРС (59)
- ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (96)
- Великая Отечественная. (3)
- Другие жанры (7)
- ЖЗЛ (27)
- ЗДОРОВЬЕ (108)
- видео-уроки ,,будь здоров!» (10)
- минздрав (17)
- природная аптека (82)
- И ЛЕЗЕТ В ГОЛОВУ ВСЯКАЯ ХЕРНЯ. (96)
- ИСКУССТВО (98)
- Актеры (29)
- Живопись (30)
- Кино (16)
- Мастер-класс по живописи (7)
- события культуры бляха (4)
- Театр (13)
- ИСТОРИЯ (174)
- КИНО художественное (59)
- Другие студии (2)
- Россия (5)
- СССР (50)
- КОМП (16)
- для днева (4)
- по железу (8)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЧТЕНИЯ (239)
- проза (36)
- стихи (71)
- чи-литература (132)
- МОЛНИЯ! (109)
- МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА (140)
- авторские (барды) (14)
- аудио (4)
- военный фольклор (18)
- мелодии (4)
- ретро (6)
- сборник для изо (13)
- фолк — этно (17)
- шансон (14)
- шуточные (25)
- эстрада (попса) (37)
- МУЛЬТИКИ (3)
- МШ (сталкер) (6)
- НОВОСТИ (433)
- не РИА (135)
- РИА (297)
- ООН (2)
- ОСТОРОЖНО-ЛОХОТРОН. (0)
- ПОЗНАВАТЕЛЬНО (156)
- ПОЛИТИКА (719)
- Евразия (4)
- ЕСоюз (139)
- Россия (356)
- США (113)
- Украина (93)
- ПРОГРАММЫ ТВ (78)
- Другие (9)
- момент истины (6)
- постскриптум (2)
- Спец.корреспондент (4)
- РАЗМЫШЛИЗМЫ (224)
- мысли вслух (114)
- РОССИЯ (55)
- нацизм (7)
- патриотизм (31)
- РУССКИЕ БИТВЫ С ВОРОГОМ (6)
- СЕКРЕТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (84)
- СОВ. СЕКРЕТНО (29)
- СССР (101)
- США+НАТО (1)
- тайны. (76)
- ТРЕТИЙ РЕЙХ (20)
- Аненербе (6)
- Байки — чудо-глазовылупины (8)
- ФРАЗЫ и ВЫСКАЗЫВАНИЯ (6)
- ЧЁ ПОЖРАТЬ (по военному) (103)
- быстро (37)
- рецепты (53)
- что бог послал (30)
- ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ (37)
- ЮМОР (322)
- анекдоты, фельетоны и др. (231)
- видео (43)
- «КИБЕРБЕРКУТ» (4)
—Видео
—Цитатник
Боль В сторонке бабушка стояла, Рецепт, потертый кошелек… А по щеке слеза бежала… Жестокости н.
Если на Лиру выходит ошибка 500 или 413 — решение Здравствуйте. Вчера я написала у себ.
Какие службы можно отключить в Windows 7 и 8. Службы,котор.
Домашний сыр за 9,5 минут. Просто, вкусно, недорого. Домашний сыр за 9,5 минут. Просто, вкусно.
Обязательно прочтите — LiveInternet рекомендует — url]http://vk.cc/5dxRY6[/url — Дружба с пелено.
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Загадка портрета Марии Лопухиной.
Вторник, 18 Февраля 2014 г. 18:02 + в цитатник
Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд.
В этом очень легко убедиться на примере знаменитого портрета Марии Лопухиной, вышедшего из-под кисти Владимира Боровиковского.
Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ее было всего 23 года.
Гораздо позже поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…»:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать..
Однако сразу же после смерти юной красавицы это мнение разделили бы далеко не все. Ведь в то время по Москве пошли разговоры о том, что виноват в смерти Марии Лопухиной…именно злосчастный портрет.
От этой картины стали шарахаться, словно от призрака. Полагали, что если на нее посмотрит юная особа, то она вскоре умрет. По некоторым сведениям загадочный портрет погубил около десяти девушек на выданье. Говорили, что отец Марии, известный мистик, после того, как умерла его дочь, заманил ее дух в это полотно.
Однако, спустя почти сотню лет, Павел Третьяков не побоялся и приобрел этот зрительный образ для собственной галереи. После этого картина «присмирела». Но что же это было – пустые сплетни, странное стечение обстоятельств или за таинственным явлением кроется нечто большее? К сожалению, ответ на этот вопрос мы, скорее всего, уже не узнаем.
Рубрики: | ИСКУССТВО/Живопись |
Метки: живопись галерея портрет Мистика
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Загадки портрета сэра Хьюго Баскервиля и история английской живописи
Фанаты фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» ( 1981 год) давно выяснили , какая реальная картина была использована при создании ленты. Однако мы не просто сравним две работы , но и используем их как повод поговорить об истории английской живописи.
Советский реквизитор почти полностью повторил образец , изменив лишь черты лица и сделав живопись более реалистичной , объемной.
Англичанин, одолживший свой портрет
Исходная картина , хотя не известна широкой публике , важна для истории культуры Англии.
Кто здесь на самом деле изображен? Его имя известно точно — сэр Генри Ризли , 3-й граф Саутгемптон ( 1573 — 1624). У этого человека занимательная биография. Он один из покровителей Шекспира , посвятившего графу свои поэмы « Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Он спонсировал спектакли великого поэта. Подозревают , что вдобавок он — адресат шекспировских сонетов. Жена графа — леди Элизабет, — по одной маргинальной версии была любовницей Шекспира и якобы даже родила от него дочь Пенелопу. Кстати , Пенелопа — в браке Спенсер , прямой предок принцессы Дианы.
Вероятно , именно в книге , посвященной Шекспиру , советский кинематографист и увидел репродукцию этой редкой картины , которая хранится в частном собрании герцога Баклю в Нортгемптоншире. Причем репродукция , что не часто встречалось в ту эпоху , была цветная — красный цвет в «копии» сохранили и книга на столе , и башни замка в верхнем правом углу портрета. Это не просто башни , а изображение знаменитого Тауэра , где граф Саутгемптон просидел долгие годы.
Под картиной на стене начертан текст , относящийся к этому приговору: латинский девиз In vinculis invictus ( «в цепях не покоренный»), и даты. В Тауэре граф Саутгемптон , видный придворный елизаветинского времени , оказался за участие в заговоре своего друга , бывшего королевского фаворита Эссекса. Он был приговорен к казни , находился в тюрьме до самой смерти Елизаветы I , и вышел на свободу при новом короле Якове. Именно этому заключению — вернее , достоинству , которое граф сохранил в тюрьме, — и посвящен портрет
В числе других эпизодов жизни графа Саутгемптона — плавание на Азорские острова и славная смерть за короля в болотах Нидерландов в возрасте 51 года.
Такова реальная история человека , который одолжил свою одежду , тело , кошку и даже герб , написанный на обложке книги , Баскервилю-Янковскому. Теперь настало время поговорить о том , в чем портрет
Идеальный Хьюго: попытка реконструкции
В тексте Артура Конан Дойля о картине говорится такими словами: «кавалер напротив меня , в черном бархатном камзоле с кружевами»; «по виду он такой спокойный , тихонький. Правда , в глазах есть что-то бесовское»; «я долго рассматривал широкополую шляпу с плюмажем , белый кружевной воротник и длинные локоны , обрамляющие суровое узкое лицо. Это лицо никто не упрекнул бы ни в грубости черт , ни в жестокости выражения , но в поджатых тонких губах , в холодном , непреклонном взгляде было что-то черствое , чопорное , беспощадное» . И , самое главное — «сзади на полотне написано его имя и дата — тысяча шестьсот сорок седьмой год».
Кто же из английских или приезжих художников мог бы портретировать сэра Хьюго в 1647 году?
Из слов Шерлока Холмса мы знаем , что семья Баскервилей предпочитала заказывать свои портреты у художников первого ряда: «Бьюсь об заклад , что вон та дама в голубом шелковом платье — кисти Неллера. А толстый джентльмен в парике , безусловно , написан Рейнольдсом».
Наверняка сэр Хьюго предпочел бы пригласить самого ван Дейка , но , увы , великий художник скончался в 1641 году в возрасте 42 лет. Не успел бы он нанять и Уильяма Добсона — этот британец достиг бы большой славы , если б не скончался в 1646 году всего 35-летним.
Наконец , почему Конан Дойль указал конкретную дату написания портрета , но при этом не сообщил год гибели сэра Хьюго? На манускрипте стоит дата « 1742», то есть он был создан не в столетнюю годовщину трагедии , а всего на несколько лет раньше.
Быть может , разгадка заключается в том , что 1647 год был относительно спокойным периодом затишья: 1-я Гражданская война закончилась весной 1646 года , а 2-я Гражданская вспыхнет в феврале 1648 года. Английский читатель , в отличие от нас зубривший эти даты в школе , легко мог представить вояку , который в мирное время возвращается в поместье , позирует там для портрета — и так скучает , что вместе с беспутными товарищами , наверняка бывшими солдатами , похищает соседку. Логично предположить , что сэр Хьюго погиб вскоре после написания картины — следующий мирный период , между 2-й и 3-й Гражданскими войнами составит всего лишь несколько месяцев 1649 года.
Вернемся к живописи: ни один мастер уровня Неллера или Рейнольдса в 1647 году не работал , поэтому портрет
Тайны и загадки знаменитых картин
Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. По большому счету практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Месть Сальвадора Дали
Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж. В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия».
Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.
Двуликая Даная
Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Желтая спальня Ван Гога
В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах. Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.
Беззубое совершенство
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так „улыбается“ именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».
Майор на фейсконтроле
Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.
Почему Свобода обнажена
По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.
Неквадратный квадрат
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Мелодрама Австрийской Моны Лизы
На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее. Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.
Картина, вернувшая Гогена к жизни
Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу). Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.
Старый рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый. Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины.
В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).
+ 0