Советы по композиции в фотографии
14 советов по композиции в фотографии
Ох уж эта композиция… Сколько приходится рассказывать и объяснять по этому очень важному вопросу, которому посвящен один из уроков нашей фотошколы. Но нет предела в совершенстве, мы предлагаем вам несколько советов, которые помогут разобраться в этом понятии и значительно улучшить ваши фотографии.
Совет 1. Приблизьтесь к точке съемки
Важно понимать, что нет «идеальной» композиции в фотографии. В отличии от изобразительного искусства, где художник может нарисовать так, как он считает правильным, вы практически никогда не сможете сделать снимок в точке, где нужно было бы остановиться и сделать «совершенный» снимок. Но вполне можно приблизиться к этой точке и сделать снимок с отличной композицией.
Совет 2. Простота
Одно из самых основных правил, это взаимодействие элементов в кадре друг с другом и их количество. Что следует включить в кадр, а что оставить за ним. Обычно многие хотят запихать в кадр как можно больше всего интересного и сразу. Но, думая о композиции, следует быть более внимательным и думать, что важно, а что нет. Очень много наиболее выразительных снимков имеют простую, но эффектную композицию. Количество важных элементов в снимке ограничено, что позволяет взгляду зрителя сосредоточится на главном, а не выискивать в хаосе объектов – что же именно хотел показать фотограф.
Совет 3. Правило третей
Правило третей – самое простое и самое основное правило хорошей композиции, доступное новичками и используемое профессионалами. Суть метода – мысленно провести в кадре две линии по вертикали и две по горизонтали, разделяя кадр на три равных секции по обоим осям (всего девять секций). Затем мы формируем кадр так, чтобы значимые элементы снимка находились на линиях или в местах их пересечений. Не обязательно точно, но максимально приближенно. Это правило – очень простое, но невероятно эффективное. Например для пейзажа – расположите линию горизонта по нижней линии, при этом так, чтобы гора была в районе правой вертикальной линии, а вершина горы приходилась на точку где она пересечется с верхней линией. В портрете – скомпонуйте кадр так, чтобы глаза приходились на пересечения верхней линии с вертикальными. Вариантов масса и соблюдение этого правила не требует больших усилий.
Совет 4. Пейзажная композиция
Эффективно используйте композицию при съемке пейзажей. Впечатление от пейзажа во многом зависит именно от композиции и структуры. Во-первых, спросите себя – что именно вы хотите снять. Вода, горы в отдалении, горизонт, восход или камни на переднем плане? На чем именно вы хотите сделать акцент? Используйте правило третей, и старайтесь использовать многоплановость. Наличие интересного ближнего плана придает пейзажу глубину и масштаб и подводит взгляд к тому, более приоритетным элементам снимка.
Линии – один из наиболее эффективных способов создания снимка вызывающего какие то эмоции. Горизонтальные и вертикальные линии придают снимку некую строгость и четкую структуру. Кривые линии дают толе расслабляющий эффект. Подумайте, где каждая линия снимка начинается и заканчивается. Линии можно использовать для подчеркивания главного объекта в кадре. Чтобы взгляд, скользя по ним, приходил именно к нему. Например, из одного угла снимка в другой. Дороги, реки, рельсы, провода, ограждения – множество вещей и предметов могут стать линиями, если вы сумеете их разглядеть и использовать.
При работе с вертикальными и горизонтальными линиями, следите за тем, чтобы их вертикальность и горизонтальность была соблюдена сразу. «Заваленный» горизонт или «падающий» дом могут безнадежно испортить кадр. Конечно, все можно исправить пост обработкой, но лучше следить за этим сразу, так как при пост обработке возможно вам придется пожертвовать чем то важным, что было на краю кадра и при повороте, окажется за краем.
Когда вы поймете роль линий и как они работают в композиции, вы начнете замечать и использовать формы. Попробуйте немного абстрагироваться от предмета съемки и оценить формы элементов в кадре. Важно понять, как они соотносятся друг с другом. Треугольные и квадратные формы проще найти и передать, чем мягкие округлые. Речь не идет о конкретных предметах – форма может быть выражена овальным озерцом или островком деревьев в поле, комбинацией нескольких предметов, в целом образующих треугольник и т.п. Использование форм и подчеркивание их в снимках, позволят усилить эффект от вашего кадра.
Совет 7. Контраст
Когда вы уже поняли, что является объектом съемки, посмотрите на его контекст и окружение. Как его цвет, форма, текстура, освещенность соотносится с окружением. Если они сильно различаются – подчеркните это различие, чтобы усилить визуальный эффект и подчеркнуть главный объект. Примеров может быть множество – яркий осенний лист на серых камнях, маленькая ручка новорожденного в руке его матери, гладкий стеклянный шарик на шершавой поверхности…
Совет 8. Обрамление
Обрамление так же один из основных и очень сильных композиционных элементов. Естественное обрамление предмета съемки, расположенного по центру, это первое, что приходит на ум, но часто выглядит несколько странно и не связано с объектом. Попробуйте сместить объект в один или другой угол и посмотрите что получится. Обрамление может быть частичным, например крона и ствол дерева сбоку и сверху. Но не стоит всегда избегать центрирования объекта. Иногда это наоборот, дает более сильный эффект. Так что здесь очень большой простор для экспериментов и фантазии.
Совет 9. Свободное пространство
Важно правильно ценить пространство вокруг объекта. При работе с мелкими одиночными объектами возникает желание снять его максимально «крупно». Чтобы максимально заполнить кадр нашим объектом. Но фокус в том, что впечатление может быть более сильным, если, наоборот, вы дадите объекту «дышать», оставив пространство вокруг него. Особенно, если это пространство контрастирует с самим объектом. Перед тем как нажать на кнопку спуска, попробуйте немного поиграть с размером и окружением объекта в кадре, возможно окончательное решение будет отличаться от первоначального.
Совет 10. Угол съемки
При работе с объектом, не забываете об угле, под которым вы его снимаете. Чаще всего вы снимаете «в лоб», но не факт, что ваш объект будет выглядеть лучше всего именно под этим углом. Попробуйте разные углы и точки съемки, возможно вы найдете что то более интересное.
Совет 11. Слои и перспектива
Слои и перспектива — это то, что в первую очередь важно для пейзажа. Но не забывайте об этом и при других съемках. Элементы расположенные в отдалении, придадут глубину вашему снимку. Этот эффект можно использовать и для того, чтобы наоборот, подчеркнуть значение того, что расположено на переднем плане.
Совет 12. Симметрия и повторы
Эффективное использование симметрии и повторяющихся деталей позволит делать очень интересные и запоминающиеся снимки, особенно если вы работаете с архитектурой. Потратьте немного времени и попробуйте найти повторы, линии, текстуры, формы – все что можно использовать. Попробуйте так же найти точку симметрии и сконцентрироваться на ней. Будьте аккуратны при формировании кадра, чтобы что то лишнее не испортило симметрию, тогда вы добьетесь от нее максимального эффекта.
Совет 13. Кадрирование
В наш цифровой век пост обработки, не все потеряно, если вы пришли домой и открыв снимок обнаружили, что в него «влезло» что то лишнее. Практически все программы работы для работы с фотографиями имеют инструменты кадрирования. Так что вы вполне можете воспользоваться ими, чтобы отрезать лишнее и оставить только то, что вам нужно. Кроме того, вы вполне можете позволить себе поиграть с соотношением сторон, например сделать снимок квадратным, для большего эффекта, или отрезать сверху и снизу, сделав эффект панорамы.
Кадрирование при съемке в помещении. Флаг-парус
Совет 14. Практика, практика, практика!
Самый важный момент. Чтобы научиться, нужно больше практиковаться. Снимайте больше, снимайте чаще. Не стесняйтесь тратить десятки кадров на одно и то же, чтобы экспериментировать и пробовать разные композиционные приемы. Используйте их всегда, и когда вы снимаете что то для души, и когда просто снимаете в поездке или в компании друзей.
Работаем с многоплановой композицией
Кадры с многоплановой композицией привлекают внимание. Если на фото есть интересные передний, средний и задний планы, зритель сможет глубже погрузиться в кадр, лучше прочувствовать сюжет, а вы сумеете более ярко и подробно рассказать историю на своем фото. Часто в кадре именно за счёт разного сочетания планов рождается сюжет, история. В этой статье мы дадим несколько простых советов, которые позволят более эффективно работать с многоплановой композицией.
Всем знакомы такие понятия, как передний план, задний план, фон. А зная, что это такое, уже можно осознанно работать с многоплановой композицией. Единственная тонкость — план работает лишь тогда, когда на нём размещён конкретный объект, который зритель может идентифицировать. Просто пространство (поле, лес и так далее) ещё не являются полноценным планом на фото. А вот цветок в поле или необычное дерево — уже вполне узнаваемые объекты, которые могут стать передним или задним планом.
На фото сверху представлен классический пример многоплановой композиции: деревце на переднем плане, скалы с крестом — на среднем, восходящее солнце — на заднем.
Следите за фоном
Часто начинающий фотограф не обращает внимания на фон. А ведь лишние предметы на нём будут хорошо заметны на снимке, станут отвлекать зрителя от основного объекта. Нам ни к чему «торчащие из головы» людей дорожные знаки, фонарные столбы, яркие элементы детских площадок. Отвлекает внимание зрителя от главного объекта и «фотографический мусор»: машины, случайные прохожие, яркие указатели и вывески. Конечно, лучше вообще убрать все подобные элементы из кадра. Но если это невозможно, то можно сильно размыть фон с помощью светосильного объектива.
Размытие заднего плана может скрыть мелкие детали на нём. Тем не менее в общих чертах фон продолжает «читаться» на фото и дополняет наш сюжет. Поэтому выбирайте красивый, интересный фон для съёмки!
Для получения сильного размытия фона используются светосильные объективы. Хорошо подходят для этих целей Nikon AF-S 50mm f/1,8G Nikkor, Nikon AF-S 85mm f/1,8G Nikkor.
Nikon AF-S 50mm f/1,8G Nikkor
Nikon AF-S 85mm f/1,8G Nikkor
Как сделать резкими передний и задний планы
Часто фотограф сталкивается с противоположной проблемой. Когда нужно не размыть задний план на фото, а, наоборот, сделать всё резким. Для этого просто прикройте диафрагму до F11–F16 и снимайте на коротком фокусном расстоянии (на минимальном зуме объектива). Для углублённого изучения этой темы у нас есть статья по работе с глубиной резкости. Когда вы научитесь работать с гиперфокальной дистанцией фокусировки, резкость перестанет быть для вас проблемой.
За счёт широкого угла обзора короткофокусная оптика отлично подойдёт для работы с многоплановой композицией в пейзажной и архитектурной съёмках. AF-P DX Nikkor 10-20mm F4,5-5,6G VR — широкоугольный объектив для камер с матрицей формата DX.
Nikon AF-S 18-35mm f/3,5-4,5G ED Nikkor — сравнительно доступный, лёгкий и очень резкий широкоугольник на полный кадр.
Подумайте, связаны ли логически планы на вашем фото
Начинающие фотографы зачастую не следят за сочетанием переднего и заднего планов и, как следствие, получают на фото не то, что ожидали. Хрестоматийный пример — мужчина, у которого «растут из головы» рога. В жизни эти рога просто висели за ним на стене, а на фото, соединившись с головой модели, стали словно частью замысла фотографа. В итоге зритель видит на фото именно мужчину-рогоносца и воспринимает снимок в лучшем случае как шуточный.
А ведь многоплановость можно использовать для рассказа фотоистории. Достаточно проявить немного внимания к своему сюжету, и вы увидите вещи, которые позволят лучше передать ваш замысел зрителю.
Объекты на разных планах дополняют друг друга, рассказывают сюжет снимка.
Чтобы зритель всё разглядел, не перекрывайте планы друг другом
Ещё одна ошибка начинающего — передний и задний планы перекрывают на фото друг друга настолько, что невозможно оценить ни один из них. Чтобы такого не происходило, можно попросту воспользоваться правилом третей, размещая один из планов на левом пересечении линий, а другой — на правом.
Кстати, сетку для помощи в компоновке в камерах Nikon можно вывести и в видоискатель, и на экран в режиме Live View.
Включение сетки кадрирования в меню Nikon Z 7
Сетка кадрирования на экране фотоаппарата Nikon Z 7
Встретив интересный объект для съёмки, поищите для него передний или задний план
Как снимает начинающий фотограф? Найдя интересный объект для съёмки, он тут же наводит аппарат и делает кадр, не сходя с того места, где его посетило вдохновение. В итоге, вероятнее всего, снимок получится скучным. Продвинутый же фотограф сначала подумает над точкой съёмки и компоновкой будущего снимка. Вполне возможно, что рядом обнаружится и интересный передний (или задний) план, который обязательно сделает кадр интереснее. Прежде чем нажимать кнопку спуска, изучите местность вокруг выбранного вами объекта съёмки!
Кстати, передний план не обязательно должен быть резким. Сейчас есть даже определённая мода на использование в компоновке красиво размытого переднего плана.
В случае пейзажной съёмки главный объект будет более-менее очевидным: красивая гора с закатным солнцем, интересный дом, дерево. Однако прекрасные горы и дома ваш зритель видел много раз и на фотографиях, и в жизни. Важно на фото показать собственную точку зрения на выбранный сюжет. В этом поможет грамотная работа с передними планами. Так, в случае с пейзажем на переднем плане можно показать мелкие объекты ландшафта — цветы, камни, фактуры. Таким образом, зритель составит полное впечатление о сюжете. Да и просто кадр, изобилующий деталями, всегда рассматривать интереснее.
Работа с многоплановой композицией заставит думать над точкой съёмки
Начинающий фотограф часто не думает о точке съёмки, отчего его снимки смотрятся несовершенными, беспорядочными. Осознанный выбор переднего или заднего плана для своего сюжета поможет вам более внимательно относиться к своим фото и получать более выразительные результаты. Например, передний план для съёмки пейзажа часто будет требовать снимать с низкой точки, с уровня колен или земли. А может, вы решите поработать с фреймингом, для чего придётся искать естественную рамку для вашего сюжета. То же самое и в любом другом направлении фотографии — поиск интересного фона, заднего плана приведёт к продуманности композиции ваших кадров.
Признак мастерства фотографа — умение создавать многоплановую композицию, находить для своих сюжетов интересные передние и задние планы. Проявите чуть больше внимания к своим сюжетам, к местности, в которой живёте и фотографируете, и тогда интересные многоплановые композиции обязательно найдутся!
15 основных советов по композиции в фотографии
Талантом идеального видения удачной композиции кадра обладают не все. Но это совсем не значит, что путь в фотографы закрыт для людей, не имеющей такой врожденной способности. Всему можно научиться, было бы желание. Приведем 15 советов, которые помогут хорошо скомпоновать кадр.
Выразительно показать нужно уметь даже очень красивые вещи. Плохая композиция может испортить, казалось бы, беспроигрышный кадр. Если в какой-то момент возникнут сомнения, как лучше снять тот или иной объект, воспользуйтесь одним из приведенных ниже советов.
1. Заставьте глаз зрителя двигаться в нужном направлении. Это одно из проявлений знаменитого правила «Золотого сечения». Точкой отправления лучше всего выбрать левый верхний угол, считается, что человек обычно начинает рассматривать изображения именно отсюда, но возможны и варианты.
2. Отставить симметричное деление! Разбивайте кадр на три части по горизонтали и работайте с ними. Это же можно сделать для вертикали, а потом расположить основные объекты на пересечениях линий. Такой подход оживит кадр!
3. Выбирайте вертикальный формат снимка, Фотографируя людей во весь рост, высокие здания и различные вертикальные объекты, . Снимая пейзажи, отдавайте предпочтение горизонтальному формату.
4. Не бойтесь пустот. Это касается динамичных кадров: движущиеся поезда, машины, бегущих людей и тому подобное лучше снимать, оставляя перед ними свободное место. Иначе взгляд уйдет за пределы фотографии и не зацепится на главном.
5. В борьбе «чет-нечет» побеждает «нечет». Другими словами, лучше, когда на фотографии нечетное количество объектов. Такие снимки привлекательнее, не нужно трудиться, чтобы выделить главный объект.
6. Используйте ритм. Повторение одинаковых линий позволяет показать необычно привычные вещи, делает снимки загадочными и вместе с тем понятными и простыми.
7. Акцент на главное. Чтобы выделить объект на снимке можно настроить объектив на небольшую глубину резкости. При открытой диафрагме это позволит «выдвинуть» главное и размыть фон. Чтобы придать снимку равновесия, располагайте главный объект в центре.
8. Следите за положением горизонта. Заваленный горизонт режет глаз и разбалансирует снимок. Иногда такой прием уместен, но не в классических пейзажах.
9. Простота — золото! Ограничьте количество объектов, присутствующих на снимке, это только добавит ему привлекательности. Простота композиции делает фотографию предельно ясной и интересной, притягивает к ней взгляд.
10. Избегайте «плоских» кадров. Фотографии, на которых видно и фасад, и боковую часть здания выглядят лучше отображающих только фасад. Меняйте ракурс, делайте больше кадров, чтобы добиться желаемого объема.
11. Обрамляйте объект съемки. При съемке пейзажа «рамкой» может выступать арка из ветвей деревьев. Отличные снимки получаются, если фотографировать из пещеры или через арку.
12. Кадрируйте с умом. Хорошо, когда объект или сюжет снимка занимает весь кадр и в него не попадает ничего лишнего. Добиться этого можно, подойдя ближе к предмету съемки, воспользовавшись зумом или «обрезав» кадр при его обработке в редакторе. Главное при этом не удалить лишнего, люди с кистями рук и ступнями ног смотрятся куда лучше, чем без них.
13. Создавайте эффект присутствия. Снимая пейзажи, обращайте внимание не только на средний и задний планы, но и на передний. Включите в него несколько объектов, и картинка станет глубже, а у зрителя возникнет эффект присутствия.
14. Эксплуатируйте линии. Линии имеют магическое свойство: изогнутые линии обладают успокаивающим эффектом, ломаные, напротив, являются раздражителем, диагональные — придают динамичность, уводят вдаль, вертикальные — даруют величие, а горизонтальные — безмятежность. Обратите внимание, что дорога в форме английской S всегда выглядит интереснее трассы, уходящей вдаль по прямой.
15. Меняйте точку съемки. Портреты и архитектуру лучше всего снимать на уровне глаз — известная догма, но иногда замена точки съемки на нижнюю или верхнюю бывает уместна. Попробуйте сфотографировать снизу красивое здание, снять динамичную сцену: бег, танцы, прыжки, а сверху запечатлеть парад, карнавал, пейзаж или портрет.
Композиция в фотографии: 6 эффектных приемов
Композиция в фотографии занимает одно из самых первых мест по важности применения. Очень редкий кадр может быть удачным, без применения основных правил композиции.
Да, правила существуют чтобы их нарушать. Но перед тем как начать обходить законы построения композиции, необходимо изучить принципы построения кадра и размещения объектов на фотографии. Поэтому мы подобрали для вас 5 эффектных приемов, которые можно применять во время фотосъемки и тем самым улучшить итоговые фотографии.
Перед тем как читать далее, советуем ознакомиться с одной из наших предыдущих статей: Жанры фотографии: 42 направления фотосъемки
Что такое композиция в фотографии
Композиция в фотографии — это управление взглядом зрителя в кадре. Вы, как фотограф, используя определенные приемы, решаете на что зрители смотрят в первую очередь и на что во вторую. Тем самым заставляя обращать внимание на ключевые объекты и пропускать то что не так уж важно.
Именно об этом и пойдет речь далее. Если освоите несколько не хитрых правил композиции, то у получите все шансы сделать ваши фотографии гораздо привлекательнее.
Виды перспективы
Мы видим окружающий нас мир в объеме. Фотоаппарат же создает снимки в двухмерном формате. Поэтому, для создания пространства, можно использовать прием перспективы. Она помогает указать расположение объектов в пространстве. То есть, указать который из них находится близко, а который далеко.
Существует три основных вида перспективы:
Линейная перспектива. Сходящиеся вдаль линии образовывают линейную перспективу. Это могут быть очертания дорог, зданий или уходящие вдаль столбы. Наше восприятие мира так устроено, что мы крупные объекты считаем ближе, а более мелкие воспринимаем как более дальние.
Воздушная перспектива. Туман, дымка от костра делают воздух плотнее, поэтому дальние предметы становятся менее контрастными. Это хороший способ, позволяющий показать зрителю что находится близко, а что дальше. Таким образом, можно показать глубину пространства.
Тональная перспектива. Все люди воспринимают цвета примерно одинаково. Теплые цвета: оранжевый, желтый и красный кажутся нам ближе, чем холодные. Этому есть объяснение. Мы привыкли видеть огонь, кожу других людей рядом с собой.
Холодные небо и горизонт от нас всегда далеко, поэтому в композиции это можно использовать, располагая теплые цвета на переднем плане, а холодные цвета (синий, голубой) на заднем плане.
Направляющие линии
Еще один способ — направляющие линии. С его помощью можно управлять взглядом зрителя, создав своеобразные дорожки, по которым взгляд будет перемещаться абсолютно неосознанно.
Это может быть тянущаяся сквозь пейзаж тропинка, последовательно расположенные элементы ландшафта или интерьера. Очень легкий, главное включить воображение. Попробуйте.
Золотое сечение
В видоискателе, а также на экранах многих фотоаппаратов, можно заметить горизонтальные и вертикальные линии, которые пересекаются в четырех местах, образуя прямоугольники. Именно в этих точках может проходить золотое сечение. Если главный объект попадет в места пересечения, взгляд зрителя устремится на него в первую очередь.
Этот прием еще проще, чем предыдущий. Не обязательно помещать главный объект точно в места пересечения линий. Главное чтобы он был рядом с этими точками.
Статика и динамика
Композиция помогает не только обозначить главные объекты. Она также позволяет передать ощущения или настроение. Если сравнивать горизонтальный и вертикальный кадр, то первый вам покажется статичнее. Придать дополнительную динамику снимку можно, просто сделав его вертикальным.
Хороший способ добиться нужной реакции зрителя — использовать диагонали. Их можно строить из чего угодно. Это могут быть линия горизонта, край крыши и другие элементы архитектуры. Помните о том, что диагональ может быть использована как способ задать настроение.
Линии, поднимающиеся слева направо, воспринимаются как направления роста. Они символизируют успех. Но также ассоциируются с напряжением. Поскольку в гору идти нелегко.
Пространство для взгляда
Существует одно очень важное правило при съемке портрета. Всегда оставляйте пространство для взгляда. Обратите внимание на то, куда смотрит ваша модель и кадрируйте так, чтобы было больше пространства там, куда направлен ее взгляд.
Областью за моделью можно пожертвовать, сократив ее до минимума. Правило золотого сечения здесь также уместно.
Симметрия и асимметрия
Симметрия в кадре может быть красивой, но часто она делает фотографию статичной и скучной. Ярким примером могут стать популярные изображения закатов. Когда зритель видит морской пейзаж с горизонтом и солнцем посередине, он не проникается. А все потому что фотограф не подсказал ему, что в кадре важнее небо, солнце или море.
Попробуйте выбрать что-то одно, обрезав вторую половину так, чтобы она не мешала восприятию. Расположите горизонт по одной из линий третей. Солнце поставьте в одну из точек пересечения. При таком кадрировании скучный снимок моментально станет гораздо интереснее.
Не забывайте поправлять горизонт. Фотография с заваленным горизонтом смотрится неопрятно и намекает на недоделанность. Выбирайте что-то одно. Либо вы строите из горизонта диагональ (если это чем-то оправданно) либо выравнивайте его так, чтобы привередливому зрителю не было к чему придраться.
Заключение
Надеемся, мы смогли вас убедить, что композиция в фотографии очень важный элемент. Попробуйте применять эти приемы во время фотосъемки. В один кадр можно включать несколько правил композиции. Это усилит эффект и позволит зрителю путешествовать взглядом по вашей фотографии.
Простые основы композиции в фотографии
Композиция в фотографии – это умение гармонично расположить составляющие изображения, с целью передачи творческого замысла автора, идеи и настроения кадра. Когда человек смотрит, на подсознательном уровне он концентрирует внимание на наиболее значимых вещах, а после оглядывает все пространство целиком, не задерживаясь на мелочах. Это действие длится пару секунд, в течении которых мозг обрабатывает полученную информацию, классифицируя её на значительную и незначительную.
Задача фотографа поставить кадр, чтобы при взгляде на него человек четко улавливал, какие объекты на снимке являются значимыми, составляют его историю и идею. Внимание смотрящего должно снова и снова возвращаться к композиционному центру, а не метаться по всему изображению в поисках чего-то за что можно зацепиться.
Часто, тщательно выбирая технику для съемки, фотолюбители не придают должного внимания композиции, совершая при этом огромную ошибку, ведь какой бы хорошей не была камера, этого мало для создания грамотного и интересного кадра. При неверно скомпонованном кадре, вряд ли будет понятен его замысел, скорее это будет ничем не примечательная сухая констатация. Если сам фотограф не выделил суть, то как может зритель уловить то, что до него собирались донести? Непродуманный снимок не вызывает интереса и не привлекает внимания. Стоит отметить, что правильное кадрирование неудачного снимка может исправить ситуацию с композицией, если соблюсти ряд правил.
Рекомендации по композиции в фотографии
Минимализм на фотографии
Когда речь идет о композиции, не стоит боятся простоты и минимализма. Убрав из кадра все лишнее, автор только поможет зрителю сконцентрировать внимание на объекте съемки. По возможности изображение стоит максимально очистить от ненужных деталей, сконцентрировавшись на сути снимка. Минимализм — это самое простое правило, придерживаясь которого сложнее всего испортить снимок нагромождением деталей.
Минимализм и контраст
Контраст объектов
Самым простым способом выделить нужное на фотографии является способ контрастных объектов. Для того, чтобы взгляд зрителя не метался по изображению в поисках ключевых деталей их стоит подчеркнуть при помощи яркости или цвета. Такие объекты неминуемо притягивают взгляд, поэтому, если они не важны для композиции конкретного кадра их стоит безжалостно ликвидировать. Так, например, подружка невесты, надевшая на церемонию красное платье на снимках будет явно выделяться на фоне белоснежного наряда самой виновницы торжества, первым делом притягивая внимание к себе. В таких случаях есть лишь два выхода:
- при съемке групповых фотографий, на которых алая одежда явно будет доминировать перед остальными, можно максимально замаскировать ее, другими словами — спрятать за спинами остальных гостей.
- при обработке фотографии изменить цвет платья на более подходящий.
В приведенном примере есть и исключения, если, например, красный цвет — это цвет всего мероприятия, в котором выдержаны другие стилистические акценты.
Нужно стараться всеми возможными средствами акцентировать внимание на самое важное в кадре. Для этого можно использовать контраст цветов и тонов, размещая светлые предметы на тёмном фоне, и наоборот, таким же образом можно использовать контраст тёплых и холодных цветов, выделять объекты при помощи фактуры или формы.
Детали второстепенны
На стадии построения кадра не стоит задумываться о мелочах. Если даже технически снимок будет безупречен, но при этом композиционно не продуман, он не притянет внимания. Стоит по максимум упростить изображение, грамотно сбалансировав его ключевые элементы. Гармоничная фотография будет притягивать к себе взгляд даже издалека. Изначально важно желание человека рассмотреть снимок, и только после этого станут важны мелкие детали изображения, поэтому в первую очередь стоит продумывать композицию.
Лучше всего сначала абстрагироваться от конкретного объекта, сконцентрировав внимание на том, как именно подать замысел фотографии, построить связь между предметами на снимке. Построение геометрического кадра с помощью простых фигур, линий и цветных акцентов поможет в этом. Для передачи идеи динамичности и напряжения в кадре стоит обратить внимание на четкие прямые линии, острые углы, высокий контраст и яркие цвета. Для того, чтобы показать умиротворение лучше использовать пастельные, нежные тона, плавные линии и сниженный контраст.
Уравновешенность изображения
Баланса изображения можно добиться, уравновесив обе его части: правую и левую. Симметрия — самый простой способ сбалансировать снимок, но абсолютно не обязательный, ассиметричные изображения зачастую смотрятся гораздо интереснее. Симметричное изображение минимум динамично, при желании изобразить движение, энергию, активность, стоит отказаться от баланса, это требует большего мастерства, но результат получится более драматичным.
Слева направо
Люди, выросшие в западной культуре как правило читают и пишут слева направо. Точно так же происходит визуальный осмотр изображения, взгляд движется в указанном порядке. Используя диагонали можно направить взгляд человека, рассматривающего фотографию к основному объекту, при этом стоит учитывать, что таким образом можно передавать настроение.
Линии задают направление взгляду
Проведя смысловую диагональ из левого нижнего угла по восходящий в правый верхний можно передать динамику фотографии, а диагональ из верхнего левого в нижний правый будет восприниматься нисходящей. Этот прием используется не только в фотографии, но и в кино. Так, герои фильма в финальных кадрах, как правило, идут по берегу моря и держатся за руки, двигаясь при этом из левого нижнего края экрана в верхний левый угол. На подсознательном уровне у человека такая диагональ ассоциируется с позитивом, подтверждает, что у героев все хорошо.
Все дело в фокусе
Если идея изображения позволяет использовать глубину резкости, стоит воспользоваться этим, при помощи фокуса выделив основной объект, и размыв те, которые не несут за собой смысловой нагрузки. С помощью этого приема очень легко притянуть взгляд к смысловому центру фотографии.
Грамотное кадрирование
Если форма и размер снимка четко не регламентированы техническим задание, то в зависимости от задумки фотографа, изображение может быть либо квадратным, либо прямоугольным, реже в форме круга. Если выбрана форма прямоугольная, то соотношение сторон снимка тоже зависит от идеи автора. Например, панорамный вид города скорее всего не влезет в стандартный формат 3:2 или 4:3. Иногда прибегнуть к нестандартным размерам требует именно композиция, поэтому не стоит ставить рамки общепринятых форматов, а подбирать размер под конкретный замысел. Если сделать это на этапе съемки не удалось, то исправить ситуацию можно при обработке, при помощи кадрирования.
Дерево отвлекает на себя внимание После кадрирования все внимание на белке
Базовым правилом кадрирования является теория золотого сечения или правило третей. Мысленно разделив любое избрание по горизонтали и по вертикали на три равные части образуются четыре точки пересечения. Расположение объекта на любой из этих четырех точек неминуемо привлечет взгляд и создаст акцент, так же, как и расположение предмета по центру. Придерживаясь этих несложных правил можно построить грамотный кадр и рассказать зрителю его историю, передать его атмосферу и настроение автора.
Советы по композиции – Основные советы по композиции кадров и типичные ошибки начинающих фотографов
Уважаемый читатель, а Вы знаете, что начинающие фотографы делают одинаковые ошибки при композиции кадра?
Типичные ошибки начинающих фотографов
Первая ошибка : не следует симметрично компоновать кадр, за исключением случаев, когда необходимо построение ритмичных рисунков кадра или же придания симметрии как главной идеи снимка.
Следующее: не стоит размещать линию горизонта или линию поверхности воды по центру кадра, так как такое построение стремиться разбить кадр на две независимые области, что очень здорово запутывает наблюдателя, который пытается понять: какая же часть снимка является главной.
Аналогичная ситуация может случиться при фотографировании отдельно стоящего дерева либо линии электропередач, стоящего по центру, и соответствующе линии изменения цвета, яркости или угол дома, за исключением конечно же кадров, которые обусловлены идеей фотографа.
Избегайте пустот!
Следующая ошибка: необходимо следить за тем, чтобы основной объект не сливался с фоном. Например, никогда не фотографируйте человека в светлой рубахе или в светлой одежде на фоне светлой стены. В этом случае снимок будет сливаться и человека различить будет очень тяжело.
Старайтесь выделить главный объект, используя направления солнечных лучей, различные тени, положения фотоаппарата, или же можете поиграться с глубинной резко изображенного пространства. Но самым лучшим способом будет выбор контрастного фона.
При фотографировании избегайте больших пустых пространств, например, таких как чистое небо, однообразная равнина или же гладь воды. Попытайтесь найти что-либо, что могло бы заполнить эту пустоту. Например, это может быть облако на небе, может быть корабль, плывущий по воде или же ветка, свисающая сверху.
Советы по съемке архитектуры
Следующий совет : придерживайтесь горизонтального положения воды и плывущих по ней кораблей. Наклон поверхности воды будет очень здорово резать глаза.
При съемке архитектуры старайтесь не наклонять строение. Во-первых, камеру нужно держать ровно, во-вторых, если съемка производиться короткофокусным объективом, то нужно держать в памяти искажения и то, что если наклонить фотокамеру вверх или вниз, то такие искажения значительно увеличатся. Если же Вам требуется произвести съемку архитектуры, то для этого существуют специальные шифт-объективы, которые позволяют снимать без искажения.
Старайтесь заполнять кадр сюжетом. Приблизьтесь насколько можно ближе к фотографируемому объекту. Если это не возможно, то используйте зум. Старайтесь сделать свой объект как можно больше. Это позволит наблюдателю вмиг выделить основное на снимке без длительного блуждания по всему изображению взглядом.
Ракурс или точка съемки
При фотографировании старайтесь соблюдать сбалансированность композиции таким образом, чтобы верхняя часть снимка не смотрелась тяжелее, чем нижняя. То же самое касается сторон снимка.
Не ленитесь опускаться вниз – фотографировать животных и детей. Фотографируйте с высоты их голов. Никогда не снимайте прямо снизу вверх или с высоты Вашего роста, конечно за исключением тех особых случаев, при которых Вы желаете добиться таким образом особенного эффекта.
Несмотря ни на что, всегда следите за фоном – обращайте внимание на то, чтобы линия горизонта или какие-то другие линии фона не пересекали голову. Неплохо, чтобы на фотографии присутствовали линии, которые ведут взгляд наблюдателя к основному объекту кадра. Данные линии могут быть образованы забором, дорогой, аллеями деревьев или же тонами. Не нужно делать данную ведущую линию чересчур доминирующей, так как глаз может очень здорово устать и просто напросто может не дойти до главного изображения на фотографии.
Съемка движущихся объектов
Когда Вы фотографируете движение, например, движущийся автомобиль, бегущий человек или велосипедист, всегда оставляйте ему место для перемещения, т.е. планируйте расположить объект так, будто он только что вошел на фотографию, а не выезжает из ее.
Композиция покажется более динамичной, ежели кадр основан справа налево. Воспользуйтесь маленькой глубиной резко изображенного пространства, конечно, если Ваш фотоаппарат такое позволяет делать, чтобы оградить Ваш объект от окружающей среды. Тем самым Вы его выделите на фоне.
Контрасты и выделение объема пространства
Следующий совет: старайтесь избегать ярких огней или пестрых цветовых пятен сбоку от главного сюжета. Вот такие объекты будут очень здорово отвлекать внимание зрителя от Вашего главного объекта, и тем самым фотография потеряет балансировку.
Помните, что фотография представлена только в одной плоскости. Поэтому для придания объема следует использовать различные приемы. К примеру, вид на здание, который позволяет увидеть его фасад и боковую сторону гораздо лучше, чем просто съемка фасада.
Подключайте к сюжету предметы переднего плана, например, ветку дерева, какие-то различные предметы. Это может быть автомобиль, почтовый ящик, домашние животные и т.д., пусть даже если они выходят нерезкими в кадре.
Используйте нечетное число!
И еще последний совет в нашей статье: старайтесь включать в кадр нечетное количество одинаковых объектов, т.е. один или три цветка смотрятся получше, нежели два или четыре. Конечно, для особых сюжетов данное правило можно нарушать.
Подведем итог…
Итак, уважаемые читатели. В этой статье мы разобрали ряд основных советов по композиции Вашего снимка. Старайтесь их проработать, запомнить и конечно применить на практике. Поэтому Вам сейчас домашнее задание. Прогуливаясь в очередной раз со своим фотоаппаратом, постарайтесь применить данные советы на практике.
Сделайте несколько снимков с учетом вышеизложенного материала и затем уже дома в спокойной обстановке посмотрите: насколько они с Вашей точки зрения получились удачными. Подойдите критично к просмотру своих фотографий, и постарайтесь выявить те ошибки и нарушения, которые мы с Вами сегодня разобрали. Желаем Вам успешных съемок и выполнения домашнего задания!
P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
Композиция фото. Секреты удачного кадра
Композиция кадра – это составление единого целого из отдельных частей соответственно сюжетной идее. Цель такого построения – создать, учитывая основы композиции, гармоничное, завершенное изображение, которое заинтересует зрителя, не оставит его равнодушным.
Правила композиции
Основная задача композиции – создать сюжет и донести его смысл до зрителя. Результат зависит от местоположения основных единиц, от правильности построения, цветовых и фактурных характеристик, освещения, ракурсов, геометрических условий и других факторов. Вывод: нет такого единственного правила композиции, которое обеспечит успех фото, так как все взаимосвязано, уравновешено, и подход обязательно должен быть творческим.
3 момента для получения грамотной компоновки снимка
- найти что-то необычное, интересное;
- грамотно создать кадр – расставить все элементы в нужные в данной композиции места;
- дождаться той ситуации, когда будет создана связь между всеми участниками сюжета. Если композиция построена правильно, то получаем уже художественную фотосъемку.
Композиция фото формируется так, чтоб в нем обозначить важнейшую часть. Это достигается определенным расположением в снимке основного объекта и правильным использованием заднего плана, высоты установки аппарата, фокуса, и т.д. Фотограф добивается просмотра зрителями в первую очередь главного героя композиции.
Выделение главного объекта
Композиция состоит одной главной и нескольких второстепенных частей. Главную необходимо выделить, чтобы была понятна Ваша идея. Это можно сделать различными способами:
- размерами – показать ее, как самую крупную часть сюжета (подробнее – в разделе «Масштабность плана»);
- создавая нечеткий, размытый фон;
- игрой цвета – выделить главное более яркими тонами;
- с помощью различного освещения – фон более темный, основной объект более светлый;
- уникальностью – главное должно резко отличаться от других частей композиции;
- и, конечно же, – убрать из кадра все лишнее, что мешает зрительскому восприятию сюжетной идеи.
Масштабность плана
Существует 4 вида.
- Общий план – охвачен большой фрагмент территории. Лица получаются мелкими, детали не видны.
- Средний план – окружающие лица или предметы – важная часть сюжета, у центрального объекта видны детали.
- Крупный план – здесь главный объект можно отлично рассмотреть, окружение отсутствует.
- Сверхкрупный план – фокусируется на детали, выразительно характеризующей основную идею (например, на глазах, губах).
Правило третей и «золотого сечения»
Это основное правило для получения интересных, динамичных снимков. Кадр условно разделяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 частей. Зрительные центры находятся в точках пересечения. С этих позиций обычно зрители начинают знакомиться с фото. В этих точках, а также на самих линиях, рекомендуется располагать главный объект фото. В итоге получается более привлекательный, гармоничный кадр, как на этом фото – песочный вихревой столб располагается по левой вертикальной линии.
Для начинающих фотографов это правило может показаться ненужным. Главный объект они помещают в центр кадра, и фото получаются менее интересными и динамичными. Чтобы убедиться в важности этого правила, можно провести эксперимент: сделать два фото – один и тот же снимок, но в двух вариантах: с расположением главного героя по центру композиции и то же фото — но уже располагая героя в рекомендуемых точках. Вы визуально увидите, как по восприятию будут различаться эти кадры.
На примере выше видно, что левая вертикальная линия проходит по центру лица – фотография смотрится гармонично.
Похожее по смыслу правило – «золотое сечение».
Соотношение длины сторон здесь такое: сторона В равна 0,618 от стороны А. Если упростить, то кадр делится на 8 частей по горизонтали и вертикали. Здесь точки расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев. Фотографии с соблюдением этих правил смотрятся легко и интересно.
Правило симметрии
Симметрия – наиболее легкий способ создания равновесия в композиции. В природе она наблюдается, например, в кадрах с зеркальным отображением, как на фото выше. Такие композиции вызывают ощущения стабильности, покоя, надежности. Однако полной симметрии в природе нет. Например лицо человека в фас, фигура человека не абсолютно симметричны. Стремиться к абсолютной симметрии в кадре не стоит. Даже в природе нет ничего идеального.
Глубина резкости
Для выделения главной детали она должна находиться в диапазоне резкости, а фон и другие детали размыты. Создается ощущение глубины композиции. При этом совершенно не имеет значения, на первом или на втором плане находится ключевая фигура.
Свободное место в кадре
Создавая композицию, необходимо оставить достаточно места между главной составляющей сюжета и краем кадра.
Такие объекты хорошо смотрятся – их удобнее рассматривать, не отвлекаясь на второстепенные детали, что придает сюжету динамичности.
Уравновешенность снимка
У объектов в кадре существует так называемый зрительный, или визуальный, вес. Это означает, что у каждого объекта есть своя «нагрузка», и её нужно учитывать, чтобы сбалансировать их в кадре. Для этого существуют разные приемы:
- с помощью жестов – если модель делает движение правой рукой, то уравновешиваем подобным движением левой рукой или ногой;
- с помощью предметов – в другую половину помещают предмет – противовес. Пример – на изображении выше;
- даже взглядом можно уравновешивать, предоставляя ему свободное место: для злого, яростного взгляда нужно намного больше места, чем для спокойного;
- цвета по-разному весят: яркие тяжелее, чем темные.
Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.
Паттерны и текстура
Паттерн – это множество повторяющихся фрагментов. При построении композиции, применяя это правило, можно получить интересные эффекты. С текстурой работают светом – играют тенями – результаты получают иногда неожиданно удивительные.
Ведущие линии
Линии бывают разнообразные – прямые, изогнутые, диагональные, линии электропроводов, дорог, горизонта. Направление линий имеет разный эмоциональный окрас: горизонтальные линии более спокойные, чем вертикальные, линии, проходящие по диагонали слева-снизу — несут напряжение, а противоположные им — умиротворенные. Также это могут быть выстроенные в ряд предметы. Изображения с диагональными линиями смотрятся динамичнее, чем с горизонтальными.
Простота
Постарайтесь убрать лишние нагромождения, чтобы лучше строить фон для основного объекта в кадре. Когда изображение открыто, легко его рассматривать.
Правило нечетных объектов
Считается, что глазами легче воспринимается именно нечетное число предметов, а при четном зритель не может определиться, на каком остановиться. Но это правило можно и нарушить, например если моделей только две.
Ритмы
Это геометрически похожие фигуры, цвета, линии, лавочки в сквере, шпалы на рельсах, фонари вдоль дороги. Достаточное количество их – 3, если больше, то ритмичность более активно влияет на зрительское восприятие. Прерывание ритма происходит при изменении цвета, размера, местоположения и др.
Точка съемки
Выбирают с расчетом основной идеи композиции: от портрета до большой группы людей; или с учетом фона: море или березовая роща; с высоты птичьего полета или от земли, на уровне глаз.
Обрамление
Существует множество моментов, когда можно из окружающих предметов создать рамку. В этом вам помогут объекты, которые служат рамками в жизни: оконные рамы, уличные пролеты, пространство между колоннами, зимние пейзажи, где деревья, их ветки сгибаются под тяжестью снега дугой, и множество предметов, которые можно найти в окружении.
Экспериментируйте!
Всегда можно для реализации Ваших идей поработать по правилам и с нарушением правил, но, чтобы нарушать, предварительно рекомендуется их изучить, ведь художественная фотосьемка – это не только удача и талант, но и знание правил. Каждый фотограф стремится делать не просто художественные снимки, а с изюминкой. Может, у Вас получится мировой шедевр.