Советы по кадрированию портрета при съемке
Ошибки кадрирования при съемке портрета или Каждый фотограф немного хирург
Правило №1 съемки портрета
Изучая азы фотосъемки вы должны были сталкиваться с таким понятием, что правилам фотографии надо следовать, но иногда их можно нарушить, если того требует ваше видение результата. Но есть такое правило при съемке портрета, которое действительно лучше не нарушать: кадрировать по линии суставов человека не рекомендуется!
Не оставляйте человека без конечностей. Ведь даже самая красивая модель и правильное освещение не спасет такой снимок от провала.
Есть целые каноны, рассказывающие каким образом и по какую часть телам могут быть обрезаны портреты
Вас не заставляют следовать лишь канонам, рассказывающим каким образом и по какую часть телам могут быть обрезаны портреты. Вы вольны принимать это решение самостоятельно. А чтобы понять как не ошибиться, давайте разберем, почему так важно не «резать» человека по суставам.
Как мы видим
Каждому знакомы загадки на обман зрения. Суть такова: есть на первый взгляд простое изображение, которое нас сбиваем с толку при беглом просмотре. Только сильно приглядевшись можно понять что там изображено на самом деле.
Например, здесь красные кружки одинакового размера, хотя левый кажется меньшим.
Почему это происходит? Зрение человека это не только глаза, но в значительно степени наш разум. Мы как бы додумываем картинку, которую видим.
Что мы видим
Если даже модель имеет целые руки, то при неправильном кадрировании мозг зрителя решит, что она калека. Вместо того, чтобы обратить внимание на целые части тела, мы невольно будем представлять что же случилось с отсутствующими частями. При кадрировании по колени человека зритель не смотрит на ноги в целом, он смотрит конкретно на бедро и колено. Что же ниже колен? Такое чувство, что модели ампутировали ноги. Эти негативные чувства накладывают отпечаток на общее впечатление от фотографии.
Ниже приведен пример съемки портрета:
Согласитесь, этому мужчине явно не хватает ног – взгляд так и упирается в нижнюю границу кадра. Еще хуже дела обстоят с левой рукой. Здесь проблема позирования, но результат одинаков — мозг однозначно решает, что руки нет вообще. Хотя по факту мы понимаем, что мужчина вполне себе цел и невредим, но масса неприятных эмоций от такого снимка нам пришлось пережить.
Что мы ожидаем увидеть
Ум человека ленив. Он требует не просто много информации, он требует всю информацию об объекте съемки.
На фотографии слева мы видим полностью лицо, левую руку и почти всю правую. В силу того, что фотограф предоставил так много информации о внешнем виде модели, наш мозг решил, что это вся информация. Из чего подсознательно делается вывод о физической неполноценности модели, ведь у нее недостает нескольких пальцев на руке. Аналогичное наблюдение вы можете провести самостоятельно по правой фотографии.
Применяем принцип правильной съемки портрета
Во время следующей фотосессии обратите внимание на то, как вы кадрируете ваш снимок, не обрезаете ли вы человеку суставы. Включите в фотографию достаточно информации о модели, но не так много, чтобы мозг начал сам додумывать оставшееся. Обрезайте кадр ровно столько, чтобы можно было посмотреть на него без негативного впечатления.
Если вы не уверены в правильности вашего кадрирования, то захватите больше пространства вокруг человека. Уже во время пост-обработки вы сможете, если необходимо, перекадрировать изображение.
Как правильно кадрировать при портретной съёмке
Как правило начинающие фотографы фотографируют следуя внутреннему подсознательному вдохновению. В итоге получают «обрезанные» краем кадра руки, ступни, края одежды. Очень часто на фотографиях на заднем плане виднеется чьё-то «обрезанное» наполовину лицо или чья-то конечность.
Рассматривая портрет, первым делом мы обращаем внимание на глаза человека, потом на эмоцию изображенную на портрете, а дальше на выражение лица. Дальше мы переводим взгляд на образованный руками и лицом треугольник. А потом уже начинаем рассматривать общую позу. Практически всегда, если в кадре есть животные, то на них мы обратим внимание после того как посмотрим в глаза на портрете. Поэтому очень важно кадрировать правильно в зависимости от того какое впечатление вы хотите произвести от портрета.
1. Лицо. От середины лба до середины шеи.
Фотографируя крупный портрет человека, мы стараемся передать его внутренний мир. Чтобы его понять, его нужно прочувствовать – пообщаться с человеком, раскрыть его и тогда уже нажимать кнопку спуска затвора. Такое кадрирование пожалуй самое ответственное из всех, так как на лице могут быть видны малейшие дефекты кожи-косметики, асимметрия лица, усталость. Важно не упустить любую мелочь, которая грозит испортить портрет. Фокус не на той точке будет очень виден, так что фокусироваться надо всегда по глазам – оба глаза должны быть резкими и нос.
2. Голова и плечи. В кадре голова и линия ниже ключицы.
Обрезание макушки в таком кадрировании плохо смотрится и неоправданно (это правило касается всего ниже описанного). Оставляя в кадре только голову и плечи, мы выражаем отношение человека к чему-либо. Поэтому и кадрировать нужно так чтобы не потерять эту выразительность. Фотографировать нужно с уровня глаз модели.
3. Голова и грудь. В кадре голова и линия ниже груди, где-то посередине рёбер.
Такой портрет уже не настолько интимный как описанные в двух предыдущих пунктах. Но не стоит забывать про глаза, как и прежде фокус должен попадать именно на них. Если в кадре появляются кисти рук, то внимание на них удваивается, так что их обрезать никак нельзя. Так не забывайте обращать внимание на треугольник образованный глазами и кистями рук.
4. Портрет по пояс.
Самый распространённый ракурс, т.к. человека по пояс можно увидеть в любых ситуациях. Снова про обрезку рук, локтей и т.д. – обрезать нельзя. Ещё о линии таза – не всегда благоприятно отражается на фотографии, если кадр обрезается ниже этой линии. Если это место прикрыто одеждой или обработка фотографии позволяет скрыть, то допустимо, но вообще-то не стоит.
5. Три четверти выше колена.
Появляющиеся в кадре ноги добавляют общей фотографии динамики. Но! Нельзя обрезать колени – обрезать или выше или ниже (см. следующий пункт). Руки сильно вытянутые к фотоаппарату или наоборот назад, будут искажены пропорционально телу. Тщательно продумывайте позу и жесты.
Фотографируйте с уровня подбородка.
6. Три четверти ниже колена.
Ещё больше динамики чем в предыдущем пункте. Используя такое кадрирование можно показать линии и изгибы тела. Здесь общение модели и зрителя уже переключается с глаз на тело. Попросите модель развернуться корпусом, поднять руки и согнуть их локтях, расставить ноги и т.д.
Самая большая ошибка при фотографировании этого ракурса, это включение «ширика» на объективе. Т.е. когда не хватает размера студии и модель не помещается в кадр, её приходится «удалять» модель зумом. В этом случае сильно искажаются пропорции. В фотографировании портрета в этом случае нужен телевик от 50 мм.
7. Полный рост.
В этом случае можно показать весь характер модели, как она живёт. Но далеко не каждый человек способен показать всего себя в жестах и позах. Женщину лучше поставить на каблуки, так ноги будут казаться длиннее. Вообще лучше всего обувь не снимать в этом случае, если человек одет, конечно, и если это соответствует задумке фотографа.
В этом пункте действует то же правило что и в предыдущем – никаких «шириков», только телевик.
Ещё несколько моментов на которые следует обращать внимание при кадрировании:
Если в кадре есть какое-то движение, то необходимо оставить немного места для него. К взгляду это тоже относится, всегда в направлении взгляда нужно оставить немного пустоты в кадре, взгляд не должен упираться в край кадра.
Не забывайте, что существуют ещё и более крупные планы, чем описанный в самом первом пункте. Например, губы и часть носа или просто глаза. Такой выбор композиции поможет создать не портрет, а выразить какой-то общий замысел – например, если хотят показать чувственность.
Не «обрезайте» тело по суставам, пальцам. Если в кадре появляется кисть, то она должна быть видна вся. Конечно, многие профессиональные фотографы используют такие приёмы и в общем-то делают хорошие кадры. Но тут ключевое слово «профессионал», если не умеете-не знаете-не уверены лучше не надо, риск должен быть оправдан. Нарвётесь на критику, на которую нечего будет ответить.
Ну и напоследок скажу, что конечно эти все кадрирования не являются жёсткими правилами, я просто рассказала несколько наиболее распространённых приёмов. Конечно, можно оставить в кадре только ноги, только руки, только глаза. В каждом кадре важна идея!
Как правильно кадрировать портрет
“Учите правила как профи, чтобы потом нарушать их как мастер своего дела.” Пабло Пикассо
Эти слова как нельзя точно описывают процесс обучения фотографии. Нужно знать все правила фотографии, чтобы уметь их мастерски нарушать и получать снимки, которые выделяются из основной массы. А в этом уроке фотографии мы разберем как лучше производить кадрирование портрета по правилам или нарушая их.
То, как я обрезаю свои портреты, так же важно в определении моего стиля, как и выбор объектива, способ освещения и постобработка моих файлов. Я уверенна, что способ обрезки может изменить кадр из «мэ-э» в «удивительно».
Я всегда обрезаю снимок ниже колена, до середины бедра, на талии, по предплечью или через верхнюю часть головы. Если я собираюсь обрезать по талии, то обычно прошу модель поднять руки так, чтобы не пришлось их обрезать.
Я избегаю делать обрезку по любому из суставов тела. Это включает пальцы рук и ног, локти, колени и запястья. Я также думаю, что обрезка по подбородку модели выглядит странно.
Это заняло у меня много лет проб и ошибок, изучения работ моих любимых фотографов, чтобы узнать, что на самом деле существует несколько золотых правил обрезки, которым стоит следовать. Единственное, что имеет большое значение, так это визуальное воздействие моих портретов и то, как привлекательно выглядят на них люди.
Во всех правилах есть исключения, и мир искусства взорвался бы, если б эти правила постоянно не поддавались сомнению и не нарушались. Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог и Джексон Поллак являются примерами художников, нарушивших все правила в книге «как правильно рисовать», и в свое время они были высмеяны другими художниками и критиками, а сейчас их работы бесценны. Они изучали обычные правила живописи своего времени, а затем отправлялись нарушать эти правила и создавать свой авторский стиль. Вот интересно, они когда-нибудь задумывались о том, чтобы поменять цвет волос, чтобы выглядеть, как Мадонна …
Мой стиль съемки, освещения, позирования и постобработки развивался и развивался на протяжении многих лет, но способ обрезки моих изображений остался прежним.
Вот мои пять советов о том как кадрировать портреты:
#1 Кадрирование в камере при компоновке кадра.
Обрезка в камере в основном означает, что вы компонуете и делаете снимок именно так, как хотите, чтобы он выглядел в итоге, а не снимаете свободно, чтобы обрезать в процессе постобработки. Для этого есть две причины.
Во-первых, изображения, обрезанные в камере, выглядят совершенно иначе, чем те, что обрезаны после. Заполнение кадра и плотная обрезка означает, что у вас получится прекрасное размытие заднего плана (боке), которое удалит все отвлекающие элементы, обращая больше внимания на вашу модель, что всегда очень хорошо.
Другое преимущество кадрирования в камере при компоновке кадра состоит в том, что размер файла не изменяется. Свободно снятое изображение может в итоге оказаться лишь 10-15% от полного размера; так файл размером 30 MB при плотной обрезке может быть уменьшен до 3 MB. Меньшее разрешение изображения содержит меньше деталей и не будет настолько резким, как изображение в полном размере.
#2 Не обрезайте по изгибам
Я думаю, что обрезка по середине бедра визуально выглядит приятнее, чем по линии колен. Вид только части колена, где заканчивается платье, тоже выглядит неопрятно.
Есть также определенные способы позирования, помогающие сделать так, чтобы тело выглядело более привлекательно. Я всегда ищу способы разместить моих моделей таким образом, чтобы вытянуть тело; это лучше, чем обрезать некоторые части тела. Я стараюсь подчеркнуть их лучшие стороны, и спрятать или уменьшить видимость не самых сильных сторон.
В качестве общего правила, я обрезаю так, чтобы вытянуть и сделать тело более привлекательным. Обрезка на коленях, талии, локтях, пальцах ног и рук, лодыжках и запястьях может привести к тому, что модель будет выглядеть приземистей. Обрезка рук или ног сделает так, что модель будет выглядеть квадратной или больше, чем есть на самом деле.
#3 Избегайте кадрирования по подбородку и держите глаза в верхней трети кадра
Размещение глаз в верхней трети кадра визуально лучше, чем обрезка по подбородку, что лично для меня выглядит так, будто я недосмотрела во время съемки, и визуально такая обрезка (вверху слева) выглядит некрасиво.
Я пришла к выводу, что мои портреты выглядят лучше, когда глаза модели расположены в верхней трети кадра. Обрезка по подбородку для меня также диссонирует, как и чеснок в мороженном.
Это оригинальный кадр, который я сделала для обложки своей книги «Портреты – Замечательные позы». Я не была уверенна, какую часть кадра мы используем, поэтому снимала шире, а также оставила место слева для текста и других изображений.
Финальный снимок был обрезан очень плотно, потому что мне показалось, что наличие рук в кадре выглядит слегка неряшливо. Я обрезала изображение, разместив глаза в верхней трети кадра, так как визуально это самый сильный вариант.
#4 Давайте себе варианты
Бурное развитие социальных медиа радикально изменило мой стиль съемки портретов. Когда клиент заказывал мне фотосессию еще несколько лет назад, я снимала преимущественно в вертикальной ориентации. Теперь я делаю скидку на веб-сайты и социальные медиа-платформы, которые работают как с вертикальными, так и квадратными и горизонтальными изображениями.
Обычно я начинаю с вертикально ориентированными портретами, а затем поворачиваю камеру, чтобы сделать несколько горизонтальных.
Я обычно располагаю модель так, чтобы заполнить левую или правую треть кадра. Это делает портрет более интересным и визуально динамичным. При этом иногда я заполняю кадр по центру, так как очень люблю, как это выглядит.
Также мне нравится обрезка по верхней части головы, но это далеко не для всех, поэтому я всегда снимаю несколько вариантов с пространством над головой.
Вы никогда не знаете, когда понадобится финальное изображение – через пару недель или пару лет – так что я думаю, неплохо планировать наперед. Это займет всего пару минут, чтобы сфотографировать немного шире, вертикально и горизонтально в конце каждой установки.
#5 Обрезайте так, как считаете нужным!
Используйте это предложение в качестве отправной точки и ищите стиль, который подойдет именно вам. Начните с портрета во весь рост и попробуйте обрезку по традиционным правилам, а затем переходите к нарушению этих самых правил и посмотрите, что вы предпочитаете наиболее.
Каждый человек, локация и поза, которые вы фотографируете, всегда будут разными, так что не бойтесь экспериментировать и создавать свой авторский стиль. Единственный вопрос, который я задаю себе при обрезке фотографий, это «Такая обрезка выглядит как задуманная, или как ошибка?».
Иногда буквальное следование правилам сделало бы мои портреты визуально неприглядными. Например, я фотографирую модель в одежде с рукавом 3/4 и обрезаю по точке, которая технически правильная, оставив немного руки ниже рукава. Это выглядит, как ошибка, и было бы лучше обрезать чуть выше, чтобы кожи не было видно.
Чем больше вы будете снимать, тем больше будете понимать, что вам подходит. Если вы все еще не уверенны, сделайте два варианта и сравните их.
Вы можете также намеренно создать серию раздражающих портретов, потому что они вызывают эмоцию.
5 советов для улучшения портретной съемки
Вот некоторые техники, которые вы можете не знать, если вы новичок в портретной фотографии. Это потребует практики, но, познакомившись с этими идеями, вы начнете экспериментировать, и попробуете делать снимки, которые вы, возможно, иначе бы не сделали.
1. Кадрировать плотнее
В следующий раз, когда вы будете смотреть кино, обратите внимание на крупные планы. Видите чьи-нибудь макушки? Наверное, не очень часто.
Плотно кадрированный портрет с естественным освещением.
Оставлять слишком много места над головой является популярной ошибкой в портретной фотографии. Просто отрезайте макушку на крупноплановых портретах. Вам она не нужна. Я знаю, что это воспринимается странно поначалу, и я, если честно, никогда бы даже не стал пробовать это, если бы кто-то не подсказал мне. Но это работает, потому что мы контактируем с лицами, а не с макушками людей. Также откадрирование макушек (при съемке или постобработке) поднимает глаза выше в кадре, что помогает вам добиваться соответствия правилу третей или золотого сечения при размещении части лица в кадре.
Плотно кадрированный портрет с наложением линий золотого сечения для демонстрации композиции.
2. Глаза – самое важное!
Глаза часто выглядят лучше всего, когда зрачок находится в центре глаза. Направьте взгляд модели так, чтобы зрачок был по центру. Я имею в виду центр с точки зрения камеры, а не с точки зрения модели.
Портрет с естественным освещением, удачным положением глаз и красивыми бликами в глазах.
Я делаю это одним из двух способов, в зависимости от ситуации. Если возможно, я поднимаю левую руку и предлагаю модели следить за ней глазами пока ее зрачки не займут правильное положение. Если это не возможно, я прошу, например «Не двигай голову, а глаза отведи чуть левее.».
Помимо руководства взглядом модели, следует также уделять внимание бликам в глазах. Большой мягкий источник света будет создавать наиболее привлекательные блики. Окна без прямого солнечного света за ними отлично рисуют, также как чистое небо.
3. Дайте детям свободу!
Вы уже слышали об этом раньше, но я напомню снова. При детской фотосъемке, один из лучших путей получить естественные улыбки и веселые фотографии, это снимать их в их естественной среде, которой фотостудия точно не является.
И он только раз меня подтолкнул.
Помимо замечательного портретного совета, это также хорошее повсеместное упражнение для улучшения ваших фото-навыков. Дети во время игры быстры и непредсказуемы. Обучение кадрированию, фокусировке и съемке, пока момент не ушел, требует практики и терпения.
4. Следите за руками
Когда дело доходит до портретной съемки, руки редко остаются безучастными. Обычно они либо включаются в Ваше фото, либо убираются из него. Сделайте себе правило – следить за руками модели.
При фотосъемке женщин, выгодным будет демонстрация руки в профиль с согнутыми пальцами. Часто это выглядит более женственно и привлекательно, чем демонстрация тыльной стороны ладони. Рассмотрим такой пример:
В женских портретах демонстрация руки в профиль с согнутыми пальцами обычно выглядит хорошо.
Слышали ли вы когда-нибудь жалобы модели «Я не знаю, что делать с руками?» Если вы когда-нибудь выступали с речью перед большой группой людей, то вы знаете это чувство. Когда мы выходим на сцену, мы не знаем, что делать с руками.
Если руки в безделье путаются у вашей модели, займите их работой. Иногда решение проблемы с руками – это просто дать рукам что-нибудь подержать. Думайте творчески об использовании реквизита, чтобы занять чем-то руки вашей модели.
Девушка примеряет серьги.
Женщина играет с классической камерой Konica.
5. Снимать против солнца
Утро и вечер — лучшее время для подсветки портретов. Когда солнце находится низко над горизонтом, вы можете использовать его в качестве контрового света, чтобы подсветить волосы модели. Это работает лучше всего, если вы можете поставить модель напротив темного фона, например тени, не теряя свет на голове модели.
Контровая подсветка портрета с помощью солнца.
Я надеюсь, что дал вам несколько новых идей, для упражнений в следующий раз когда вы соберетесь снимать портрет.
Автор: Джейсон Веддингтон.
Хорошее кадрирование, плохое кадрирование: как кадрировать портреты
Выучите правила как профессионал, чтобы потом вы могли нарушать их как творец. (Пабло Пикассо)
Когда дело касается того, что хорошо для меня, есть несколько вещей, которые я знаю точно. Во-первых, никогда не нужно смешивать чеснок с мороженым. Во-вторых, даже если я перекрашусь в блондинку, я никогда не буду похожа на Мадонну. И наконец, когда механик предупреждает меня, что в машине надо как можно скорее починить цепь привода распределительного механизма, я должна послушаться его и сделать это.
Если вы читали другие мои статьи или электронные книги, то знаете, что за свою карьеру фотографа я научилась многому благодаря глупым ошибкам и безответственным поступкам. Через неудачи, методом проб и ошибок, я нашла то, что больше всего подходит именно мне.
При кадрировании портретов я стараюсь избегать приемов, использование которых напоминает мне смешивание чеснока с мороженым.
То, как я кадрирую свои портреты, определяет и мой стиль, равно как и то, какие я использую объективы, какое применяю освещение и как обрабатываю фотографии. Я уверена, что правильное кадрирование может кардинально изменить впечатление, которое производит снимок — с «фу!» на «потрясающе!».
Мне потребовалось много лет проб, ошибок и изучения работ моих любимых фотографов, чтобы понять, что существует всего несколько золотых правил кадрирования, которым стоит следовать. Следование этим правилам очень влияет на то, каким будет визуальный эффект от моих портретов, и на то, насколько привлекательно будут выглядеть люди на этих портретах.
Конечно, у каждого правила всегда есть исключения, и мир искусства взорвался бы, если бы правила постоянно не проверялись и не нарушались. Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог и Джексон Поллок — примеры художников, чей стиль нарушал все возможные правила. В свое время их высмеивали критики и другие художники, но сегодня их картины стоят бешеных денег.
Но, все они изучили общепринятые правила рисования своего времени, и уже потом стали их нарушать и создавать собственные уникальные стили. Мне интересно, думали ли они вообще когда-нибудь о том, чтобы перекрасить волосы и быть похожими на Мадонну…
Мои стили съемки, освещения, постановки и пост-обработки менялись с годами, но способ кадрирования фотографий оставался прежним.
Вот мои топ 5 советов о том, как кадрировать портреты:
1. Кадрируйте на этапе съемки
Кадрирование на этапе съемки в общем означает, что вы при съемке выстраиваете композицию своего фото так, как хотите чтобы оно выглядело в финале, вместо того, чтобы снимать как попало, и кадрировать снимки при пост-обработке. На это существует две причины.
Во-первых, фотографии, снятые изначально с нужной композицией, выглядят совершенно не так, как те, что кадрировались при пост-обработке. Полное заполнение и конечная компоновка кадра означает, что вы подходите ближе к объекту съемки или используете объектив с другим фокусным расстоянием и этим самым делаете большее размытие фона (боке), убираете все отвлекающее с заднего плана, фокусируя внимание на вашей модели, что всегда хорошо.
Второе преимущество кадрирования на этапе съемки — то, что размер вашего файла не страдает. От снимка, сделанного как попало, и позже обрезанного, может после кадрирования остаться 10-15% оригинального размера — т.е. если изначально файл весил 30 Мб, после обработки он уменьшится до 3 Мб. Снимки с меньшим разрешением не такие детализированные и четкие, как полноразмерные.
Основные способы кадрирование при съёмке портретов
Фотограф в отличии от художника, который добавляет в картину то, что хочет видеть, старается убрать из кадра все ненужные детали. В этом очень помогает кадрирование, особенно при портретной съёмке. И в зависимости от кадрирования портрета, можно сделать акцент на каких – либо конкретных аспектах личности человека. Давайте рассмотрим основные способы кадрирования портретной фотографии.
1. Кадрирование «только лицо». Не секрет что глаза это зеркало души человека. Снимая лицо крупным планом, мы открываем для себя внутренний мир человека, погружаемся в него и забираем туда нашего зрителя. Но для этого надо почувствовать того, кого вы снимаете и помочь ему раскрыться. Это в некотором смысле интимный кадр, потаённый. Это наиболее сложный вид съёмки, ведь сразу же видны все огрехи и недочёты.
Гораздо проще снять человека в полный рост. А при кадрировании лица видно всё – дефекты кожи, небольшая асимметрия, усталость во взгляде, а иногда и ваше отражение в глазах снимаемого вами человека. К такой съёмке надо подходить очень тщательно. Тут очень важен фокус. Фокусироваться надо на глазах, с запасом глубины резкости. Нужно добиться резкости обоих глаз и носа. Уши – на ваш вкус. Не забывайте и о композиции кадра. Самый лучший снимок может быть испорчен прядью волос, которая режет снимок по центру. Чтобы избежать этого примеряйте все пересекающиеся линии к себе, представляя, что это нож. Больно? Тогда здесь резать не надо.
2. Классика жанра «голова и плечи». Ещё внутренний мир человека, но уже с вкраплениями социальности. По кадру сразу же понятно, одет ли человек, поэтому особой близости здесь уже нет. Старайтесь кадрировать плечи таким образом, чтобы они показывали отношение человека. Обрезать старайтесь чуть ниже ключицы. Сверху же обрезайте над головой – обрезка макушки совсем ни к чему. Согласен, что есть отличные кадры и с обрезкой. Как пример – мать кормящая грудью. Но во-первых, везде есть исключения, а во вторых на таком снимке главный объект – младенец. Снимать такие кадры следует на уровне глаз. Точнее это отправная точка для начала съёмки, а дальше уже стоит подбирать высоту индивидуально. Эту рекомендацию можно отнести и ко всем остальным пунктам, изложенным ниже.
3. Кадрирование «голова и грудь». Мы уже находимся на том, безопасном, расстоянии, когда можно не лезть в душу. Для нас всё также важны глаза, но теперь основное внимание мы уделяем положению головы и рук. Стоит бережно относиться к суставам – резать их совсем не нужно. А если в кадре появляются руки – удваиваем свое внимание. Съёмка рук и кистей – очень сложна, ведь не каждый может похвастать фотогеничными руками. К тому же даже самые естественные положения рук в кадре могут смотреться посредственно. Например, ладонь которая повернута тыльной стороной кажется просто огромной. Обращайте внимание на обман зрения – возможны иллюзии, когда кажется, что у человека не пять пальцев, а четыре. Внимательно смотрите на руки. И не забывайте о «золотом треугольнике», который образуют кисти и глаза.
4. «Поясной портрет». Такой ракурс привычен нам по обычным ситуациям. При таком кадрирование создается ощущение, что он общается не только с нами, а и с теми, кто рядом. При таком ракурсе на первый план выходят жесты и мимика. Придерживайтесь всё тех же правил – никакой обрезки по суставам. Отдельно стоит упомянуть о тазобедренном суставе. Не подумайте, обрезать по нему также не рекомендуется. Но здесь нужно смотреть по обстоятельствам в каждом конкретном случае.
5. Кадрирование «3/4 выше колен». Ещё один вариант классики. Ног в кадре придают динамики, активности, готовности к действиям. Такое стремление ещё больше проявится в двух последующих вариантах. Пока всё ограничивается намёком. Снимать следует на уровне подбородка. Не вздумайте обрезать колени — это недопустимо. Обратите внимание, что ели руки или ноги вытянуты к вам или от вас, то они исказятся в пропорциях. При таком способе кадрирования очень сложно получить по настоящему хорошие кадры. Но возможно вам и удастся поймать такой кадр. При съёмке обращайте внимание на мимику и жесты.
6. «3/4, но ниже колен». Такое кадрирование дарит нам ещё больше динамики, драйва и движения в кадре. Ещё больше широких жестов руками. Движение происходит уже не припомощи глаз, а всем телом. Поэтому стоит обращать внимание на линии и контуры тела. Не желательно, чтобы модель вытягивала руки по швам или стояла столбом. Также не рекомендуется втягивать руку в кадре (не подъёмный кран снимаем). Посоветуйте модели, представить себя, стоящей в широком дверном проёме. Она должна по возможности максимально заполнить этот проём. Суть данного кадрирования в том, чтобы заполнение кадра было более – менее равномерным. Начиная с этого способа многие фотографы совершают одну и туже ошибку – из-за нехватки места начинают переходить на «телевики». Этого нельзя делать ни в коем случае, это приведёт лишь к искажению пропорций тела, независимо от того, какую точку съёмки вы выберете. Снимать следует на уровне груди. Пробуйте экспериментировать, ругать за это никто не будет, а вот необходимый опыт вы приобретёте.
7. Кадрирование «в полный рост». Ещё один представитель классики. При таком снимке человек показывается целиком – как живет, что чувствует, как общается с окружающим миром. Такой способ съёмки подходит далеко не каждому. Наверно потому, что не все мы умеем правильно жить. Здесь очень важен силуэт и поза человека. Обращайте внимание на ноги – неправильно повернутая стопа или нога, выглядит комично и нелепо. Большинство женщин стараются удлинить себе икры за счёт туфель на высоком каблуке, но красиво это выглядит только лишь при использовании телевика.
И последнее. Не бывает единственно правильного варианта кадрирования фотографии, всё здесь довольно условно. Всё выше написанное можно считать лишь шаблоном, отправной точкой, которую можно взять за образец и дальше развивать исходя из своих возможностей и предпочтений. Главное, чего следует добиваться при построении любого кадра, при любой композиции – это идея. Она должна быть во всём. В каждом вашем кадре. Удачи вам.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
- Природа (260)
- Город (171)
- Пейзажи (163)
- От нечего делать..xD (143)
- Макро (126)
- My Style (115)
- Портрет (108)
- Животные (104)
- Цветы (102)
- Отдых и путешествия (88)
- ФотоШоп (84)
- Бесконечное небо (84)
- Моё представление о жизни (65)
- Жесткая Реальность (35)
- Юмор (33)
- После дождя (28)
- LoVe (25)
- Съестное (19)
- Фантастика! (18)
- мистика (13)
- Industrial (12)
- Концерты (11)
- Экстрим (10)
- Urbanization (8)
- От администрации (8)
- Пирсинг и тату (1)
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Кадрирование при съёмке портретов — памятка
Пятница, 27 Февраля 2009 г. 16:54 + в цитатник
Одно из важных отличий фотографа от художника в том, что художник включает в картину то, что хочет там видеть, а фотограф стремится исключить из кадра всё, что он там увидеть не хочет. Поэтому кадрирование редко бывает лишним. Тем более при съёмке портретов. Мы очень, даже те, кто не художники, очень чувствительны к изображению человека (да и вообще животных). Практически в любом кадре где есть человек, он будет рассмотрен в первую очередь. Во вторую очередь люди обратят внимание на зверушек, а уж потом на всё остальное. В человеке мы в первую очередь смотрим на глаза, на эмоциональную мимику, выражение лица. Потом взгляд какое-то время блуждает в треугольнике, образованном лицом и запястьями. Потом мы замечаем обшую позу. Если снято несколько человек, то мы ещё и посмотрим на выражения отношений между ними.
В зависимости от того, как мы скадрируем портрет, мы сделаем акцент на разных аспектах личности.
1. Начнём с фрагмента — «только лицо». Глаза — зеркало души. Давая крупным планом лицо, мы сосредотачиваемся на внутреннем мире человека, проваливаемся в него и затягиваем туда зрителя. Для этого надо прочуствовать того, кого снимаешь и помочь ему раскрыться, а потом поймать момент истины. Это почти интимный кадр — ведь в нём даже не видно, одет человек или нет. Съёмка таким крупным планом — самая ответственная. Намного легче снять общий план в полный рост, где мелкие огрехи не видны. А на лице будет видно всё — и дефекты кожи, и лёгкая ассиметрия, и усталость во взгляде — даже ваше отражение в глазах может быть видно! Так что лицо снимаем тщательно-тщательно. Фокус также очень важен. Когда лицо во весь кадр, малейший уход фокуса будет очень заметен. Так что фокусируемся по зрачкам и делаем запас по глубине резкости, чтобы если лицо близко к анфасу, оба глаза были резкими, и был резким нос. Уши — ладно, на ваш вкус. Следим за композицией. Например, совершенно замечательный кадр может быть испорчен прядью, режущей глаз посередине. Примеряем все резкие пересекающие линии на себе, представляя, что это царапает нож. Больно? Не надо здесь резать.
0. На самом деле есть ещё более крупный план-фрагмент — отдельно глаза или губы. Такие кадры могут быть очень художественными, но они как правило безликие, не рассказывающие об этом человеке, а скорее выражающие какую-то общую концепцию. Например, губы могут выражать чувственность.
2. Классические «голова и плечи». Всё ещё внутренний мир, но уже с примесью социальности. Здесь сразу видно, есть ли на человеке одежда. Плечи хорошо выражают отношение человека, поэтому кадрируем так, чтобы сохранить их выразительность. Как правило, линия обреза идёт ниже ключицы. Сверху же кадрирование идёт выше головы — обрезка макушки уже ничем не оправдана. Да, есть хорошие кадры с такой обрезкой: например, женщина, кормящая грудью младенца. Но во-первых всегда бывают исключения, а во-вторых главный в таком кадре — младенец, на него и акцент. Снимаем с уровня глаз. Точнее начинаем съёмку с этого уровня, а дальше смотрим, какая высота камеры лучше для модели в этом случае. Это же касается и всех подобных рекомендаций в последующих пунктах.
3. «Голова и грудь». Мы уже отошли на безопасную дистанцию от внутреннего мира и в душу не лезем. Глаза для нас по-прежнему важны (они всегда важны), но основная игра у нас — положение головы и рук. Суставы бережём, не режем. Если в кадре появляются кисти рук, удваиваем внимание. Съёмка рук — кистей и пальцев — очень непростая вещь. Не у каждого человека фотогеничные руки. Кроме того, кажущиеся естественными положения кистей на кадре могут выглядеть несколько странно. Например, ладонь, повёрнутая тыльной стороной может казаться очень огромной. Или при каком-то положении руки может возникнуть иллюзия, что у человека не пять, а всего четыре или три пальца. Смотрите на руки! И смотрите на треугольник, образованный кистями и глазами.
4. «Поясной портрет». Человек в этом ракурсе виден в обычных ситуациях. Например, по телевизору. Он уже общается не только с нами, но и со всеми, кто есть рядом. На первый план выходят жесты. Правила всё те же — избегать обрезания по суставам. Отдельно скажу про тазобедренный сустав. Вообще то по нему обрезать тоже не рекомендуется. Но эта часть тела часто может быть прикрыта одеждой или замаскирована позой. Смотрите по обстоятельствам.
5. «3/4» выше колен. Тоже один из классических вариантов. Ноги добавляют активности, динамики, готовности к действию. Это ещё больше проявится в следующих двух вариантах. Сейчас же пока только намёк. Точка съёмки — как правило с уровня подбородка модели. Колени не трогаем — боже упаси обрезать по ним! Если руки-ноги вытянуты в нашу сторону или от нас, их пропорции исказятся. Хорошие кадры в этом случае очень редки (даже на плакате «ты записался в добровольцы?» использован «телевик» и рука согнута, чтобы палец не слишком далеко ушёл от груди). Опять же смотрим на жесты.
6. Тоже «3/4», но ниже колен. Ещё больше динамики и действия, ещё больше возможности для широких жестов руками. Человек общается с нами уже не глазами, тет-а-тет, а всем телом, фигурой. Поэтому здесь и в варианте «в полный рост» следим за общей игрой линий и контуров. Модель не должна стоять столбом или вытягивать руку, изображая подъёмный кран. Посоветуйте модели представить, что она стоит в дверном проёме раза в два шире модели. И она должна жестами, позой как можно более плотно заполнить этот проём. Цель в том, чтобы прямоугольник кадра был заполнен более-менее равномерно.
Начиная с этого момента многим фотографам не хватает размера студии и они впадают в тяжкий грех — переключаются на широкоугольники. Не делайте этого! В большинстве случаев пропорции тела будут неприятно искажены, какую бы точку съёмки вы не выбрали. Ищите варианты, снимайте на улице — но используйте телевик от 50 мм в 35мм эквиваленте. Начальная точка съёмки — с уровня груди. Впрочем, чем телевиковей будет объектив, тем меньше это будет иметь значение.
7. «Портрет в полный рост» — тоже классика. Их три, «классики» — «голова с плечами», «3/4» и «в полный рост». Здесь мы показываем человека целиком — что-то общее про него, как он живёт в этом суетном мире, как общается с ним. Далеко не все люди хорошо снимаются в этом ракурсе. Наверное потому что не все умеют правильно жить… Здесь важен общий силуэт и настрой позы. Неправильно повёрнутая нога может выглядеть очень комично, особенно стопа. Стопы — очень выразительные части тела. Женщины удлиняют икры засчёт туфель с каблучками — но красиво это будет выглядеть, только если снимать телевиком. Поэтому в большинстве домашних студий редко получаются качественные портреты в полный рост — не хватает места.
Снимая на цифру помните о том, что на большом листе кадры выглядят совсем не так, как в видоискателе или на экранчике камеры. Во-первых размеры очень меняют восприятие. Во-вторых, сильно влияет на восприятие рамка. Которая обчыно не чёрная, как корпус камеры. Сделайте себе из оклеенной белой бумагой картонки рамочку с прямоугольной прорезью. И проверяйте кадр, смотря через эту рамку. Чтобы легко менять размеры, разделите картонку на две «Г»-образные части и двигайте их друг относительно друга.
Единственно правильного варианта кадрирования не бывает. Два художника могут скадрировать один и тот же кадр по разному, и у обоих будет хорошо, только у каждого — свои акценты.
Для съёмки портретов на обложку есть дополнительные правила, о которых я уже писал.
Хочу упомянуть такое соотношение сторон, как 1:1. Это очень выразительный инструмент, добавляющий стабильности, уверенности почти любому кадру. Очень хороший вариант для съёмки ретро, особенно крупных планов. Экспериментируйте. Вообще соотношение 2:3 — не догма. Просто так повелось со времён Leica. Ни одно соотношение — не догма. Кадр может быть сильно вытянутым, может быть вообще круглым или змеиться, как буква «S». Начинайте с классики, потом пробуйте новое.
Если в кадре есть движение, дайте ему места. Взгляд — тоже движение. И он не должен упираться в край кадра. Мысленно продолжите это движение, жест в тех рамках, которые вы задали — не жмёт ли?
С другой стороны движение можно «подпереть» границей кадра. Он станет неуравновешенным и цепляющим.
В рекламе в последнее время в моде жестокая обрезка по пальцам/суставам/глазам. Не знаю, не знаю. Мне кажется, это не самовыражение, а по большей части непрофессионализм, возведённый в ранг культа. Даже у дорогих фотографов. Хотя, справедливости ради, среди этих фото есть хорошие кадры. Как исключения из правил. Такой обрез очень увеличивает дискомфорт при просмотре и иногда это именно то, что нужно. Ведь любая эмоция цепляет, а если не смог зацепить идеей, начинаешь искать утешения в технических средствах — драматизируешь цвета и контраст, режешь по живому, делаешь модели зверскую мимику, адски заваливаешь горизонт и используешь широкоугольник. Всё это — хорошие средства, когда применяешь их уместно. Но они — не замена message.
Всё перечисленное — только отправные точки. Можно снять отдельно ножки в туфельках или сцепленные пальцы рук. Можно снять человека со спины, или в сильно искажённой, свёрнутой позе. Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём.