Составляющие домашней фотостудии
Составляющие домашней фотостудии
Каким оборудованием обычно располагает фотограф в свой домашней фотостудии? Первым делом, конечно же, стоит назвать штатив, на который устанавливается фотоаппарат. Потом — фон. Но все же самое главное, наверное, это осветительные приборы. Кроме этих приборов фотографы в своей работе обычно используют различные рассеивающие насадки и отражатели. Между тем, мало иметь все это в своей собственной домашней фотостудии. Нужно знать, как всей этой аппаратурой пользоваться. А если выразиться более точно – нужно знать, как правильно работать со студийными осветительными приборами.
Какие бывают студийные источники света? Тут можно выделить два их типа: источники постоянного света и импульсные. Теперь по порядку.
- Студийные источники импульсного света. Это так называемые лампы-пилоты и лампы-вспышки. Они выделяют кратковременный, но достаточно сильный импульсный поток света именно в тот момент, когда срабатывает затвор фотокамеры. Эти источники и фотокамеру связывают между собой различного вида синхронизаторы. Импульсные источники света не всегда удобны в работе, но зато у них есть другое довольно важное преимущество: по сравнению с источниками постоянного света они потребляют очень мало электроэнергии.
- Источники постоянного света. Чаще всего это галогенные или светодиодные лампы. Эти приборы никак не связаны с аппаратом, и поэтому, в отличии от импульсных, намного удобнее. Их недостаток в другом: очень часто они выделяют довольно большое количество тепла, а это не всегда удобно при съемке: если вы снимаете портрет – модель чувствует себя некомфортно, если натюрморт – непредсказуемо могут повести себя предметы, которые вы снимаете. Плюс ко всему, при непрерывной работе такие осветительные приборы потребляют достаточно много электроэнергии.
Что ещё нам будет необходимо для того, чтобы установить в фотостудии сбалансированный свет и создавать различные световые эффекты?
- Рефлектор. Он концентрирует в одном направлении световой поток. Рефлектор дает очень жесткий направленный свет и достаточно резкие тени. Для равномерного освещения заднего плана хорошо иметь фоновый рефлектор.
- Портретная тарелка. Этот аксессуар дает мягкий и сконцентрированный направленный свет. Портретная тарелка обычно устанавливается напротив объекта съемки и может быть дополнена рассеянным светом от софтбокса.
- Зонт. Зонт может быть использован в двух качествах: как рассеиватель света и как его отражатель. Если осветительный прибор расположить за зонтом, он будет рассеивать свет прибора, если световой поток направить внутрь зонта – он будет его отражать за счет светлой ткани, которой он обшит внутри. Свет в этом случае будет рассеянным и мягким.
- Софтбокс. Эта насадка на студийные осветительные приборы сегодня, пожалуй, является самой популярной из всех остальных насадок. Характер освещения, который дает софтбокс, зависит от его размеров, формы и расстояния до объекта съемки. Например, большой софтбокс в форме восьмиугольника, который также называют октобокс, используют для съемок групп людей, а для того, чтобы снять человека в полный рост – хорошо применить стрипбокс, софтбокс прямоугольной формы. Софтбоксы используются для получения ровного, красивого рассеянного света.
- Фотоотражатели. Фотоотражатели нужны для того, чтобы изменять направление света и его цветовую температуру. Эти аксессуары незаменимы в студиях, в которых имеется только лишь один источник света.
- Тубус, или спот. Эта насадка на студийные осветительные приборы позволяет сделать световой поток узким и жестко направленным. С его помощью можно высвечивать конкретные детали: например, глаза модели, или какой-то один предмет в натюрморте. Тубус применяется крайне редко.
- Цветные фильтры. Применяются они для того, чтобы изменить цвет освещения в студии. Если, например, цветной фильтр установить на источник света. который направлен на фон, то можно получить красивый портрет, на котором модель будет весьма эффектно смотреться в цветном ореоле. Но при этом цвет кожи модели не изменится.
- Соты. Соты применяются в контровом освещении. Они имитируют солнечный свет.
Со студийными источниками постоянного света у многих фотографов проблем обычно не возникает. Главное – правильно выстроить схему освещения. Это сделать достаточно несложно, если использовать уже готовые схемы. Но тут нужно учитывать, что фотографируя в студии с источниками постоянного света, вы будете вынуждены делать перерывы в своей работе, так как эти приборы очень быстро нагреваются.
Генераторы и моноблоки – это источники постоянного света. Более опытные фотографы, как правило, чаще всего выбирают генераторы, так как с ними работать намного легче, чем с моноблоками. Но генераторы и стоят дороже.
Сегодня в продаже можно легко найти множество комплектов источников студийного импульсного света. В эти комплекты обычно входят складная стойка, собственно источник света, небольшие зонтики-отражатели. Иногда производители комплектуют свою продукцию также и цветными фильтрами.
Чем такие источники света неудобны? Прежде всего, тем, что они требуют синхронизации. А для этого их нужно каким-то образом подключать к фотокамере. Без синхронизации импульсный источник света просто-напросто не сработает.
Каким образом происходит эта синхронизация?
- ИК-пускатель. Его иногда ещё называют трансмиттером. ИК-пускатель на вид выглядит как коробочка небольшого размера. Он крепится на фотокамеру на место вспышки. Каков принцип его работы? В моноблоке предусмотрено специальное устройство – ловушка. Эта ловушка улавливает инфракрасный импульс и с его помощью сообщает вспышке о том, что ей пора сработать. Но у трансмиттера есть очень существенный недостаток. Дело в том, что инфракрасный импульс обязательно должен находиться в поле зрения ловушки. Как, например, пульт и телевизор. Вот поэтому работа с трансмиттером достаточно неудобна, и многими профессионалами он применяется крайне редко.
- Радиосинхронизатор. Пожалуй, самый удобный и надежный способ синхронизации. Радиосинхронизатор работает по тому же принципу, что и ИК-пускатель, только его работа основана на радиоволнах. Поэтому он может находиться в любой точке, даже вне зоны прямой видимости. Главное, чтобы до импульсного осветительного прибора доходили радиоволны, которые он излучает.
- Синхрокабель. Это кабель, который соединяет фотокамеру и источник студийного импульсного света. Синхрокабели подключаются в специальные разъемы, которые имеются и на фотокамере, и на импульсном источнике света. Как вы, наверное, поняли, этот кабель будет постоянно находится у фотографа под ногами и мешать ему в работе. Именно поэтому этот способ синхронизации на практике удобен менее всего.
А теперь. когда мы разобрались со способами синхронизации, давайте настроим наш импульсный источник света. Он нам необходим для синхронизации. Первым делом нужно уменьшить его мощность, а затем переключить в ручной режим. В ручной режим нужно перевести и фотокамеру и настроить ее на минимальную чувствительность.
Если вы фотографируете с помощью моноблока, то не забывайте, что длительность излучаемого им светового импульса очень коротка, поэтому и выдержку надо настраивать по синхронизации. Это зависит от модели вашей фотокамеры. Вот именно поэтому выдержку вам придется подбирать самостоятельно. А правильную экспозицию вы можете определить флеш-метром или при помощи гистограммы яркости.
Искусство и бизнес фотографии
- Комментариев нет
- 18968
Это куда проще, чем кажется
Мысль о том, чтобы создать фотостудию с правильным светом, фоном и прочими штуками прямо у себя дома зачастую пугает и кажется недостижимой. Но вы можете быть спокойны: осветительное оборудование для портретной фотографии, которое вам понадобится, стало намного дешевле и легче в использовании. К тому же оно не требует много места.
Вся прелесть домашней фотостудии, особенно для портретной съёмки, в том, что вы сможете полностью управлять источниками света. А также решать, какие дополнительные принадлежности вам понадобятся и где их расположить.
Вы сами решаете какое оборудование приобрести, ориентируясь только на свои предпочтения и бюджет. Обойтись пенопластовой панелью в качестве отражателя или раскошелиться на софтбокс в натуральную величину? Решать вам.
Если вы хотите сэкономить, стоит обратить внимание на наборы студийного оборудования для начинающих, укомплектованных 2-мя импульсными источниками света. По стоимости в пределах 15 – 25 тыс. рублей вы сможете приобрести комплект, подходящий на первое время.
Настройка экспозиции
Новичков в студийной съёмке часто заботит вопрос, как управлять экспозицией, когда снимаемая сцена освещается светом вспышек. Можно методом «пристрелки» оценивать интенсивность света по ручному флешметру. Но вам необязательно пользоваться этим довольно устаревшим способом.
Гистограмма – идеальное средство для проверки и подстройки экспозиции. Гистограмму можно отобразить на экране фотоаппарата для любого снятого кадра. По гистограмме достаточно проверить, что тона изображения равномерно распределены в пределах её границ.
Ниже показано, какими могут быть три состояния экспозиции – нормальная, пере- и недо- экспозиция – какие гистограммы соответствуют каждому из состояний.
Уменьшая или увеличивая значение диафрагмы, вы можете регулировать интенсивность светового потока, проходящего через объектив. Это наилучший способ работы с экспозицией. Или попробуйте регулировать мощность светового импульса на источниках света, чтобы увеличивать или уменьшать интенсивность освещения.
Добавьте драмы
Большинство студийных наборов для начинающих включают в себя зонт, отражающий свет. Это очень полезный аксессуар. Очень удобно ставить два зонта «на отражение» по обе стороны от модели. Они создают мягкое, равномерно покрывающее и приятное освещение.
Однако, для создания снимка выше использовалось «энергичное» освещение, создающее глубокие тени. Это получилось за счет того, что был установлен только один источник с зонтом справа от модели и выше уровня её головы.
Из-за близости источника к правой стороне лица, на модель попадает наибольшая «порция» света, а противоположная сторона лица менее освещена. Тени углубились за счет черной пенопластовой панели, установленной слева от модели.
Настройки фотоаппарата
Не существует правил, однозначно определяющих настройки вашего фотоаппарата для студийного портрета. Но есть параметры, придерживаясь которых, вы сможете получать более качественные результаты. Начнём с ISO. Она должна быть минимальной, чтобы цифровой шум слабо проявлялся на снимках.
Далее необходимо установить баланс белого, чтобы цветопередача на фотографиях была близка к тем цветам, которые вы видите глазами.
Лучше всего снимать в ручном режиме. В нём вы управляете значением диафрагмы и выдержкой. В автоматических и полуавтоматических режимах фотоаппарат берёт эти обязанности на себя.
Снимайте в формате RAW. Даже если, вы следите за экспозицией по гистограмме на экране фотоаппарата, можно пропустить лёгкий «пересвет» в определённых областях изображения. Съемка в формате RAW позволит скорректировать сделанные снимки в фоторедакторе.
Выдержка синхронизации
Если вы снимаете с выдержкой короче выдержки синхронизации вашего фотоаппарата, то на фотографиях вы увидите чёрную полосу с одной из сторон кадра. Эта полоска – «шторка» затвора, которая ещё движется в момент срабатывания импульсного источника света.
Очевидно, что снимок с чёрной полоской – брак. Чтобы избежать такого, достаточно установить выдержку длиннее, чем выдержка синхронизации. У большинства современных фотоаппаратов выдержка синхронизации равна 1/200 секунды. Некоторые камеры могут синхронизироваться со вспышками на выдержке в 1/500 секунды.
Необходимые аксессуары
Одним из полезнейших студийных аксессуаров является комплект радиосинхронизации. С его помощью можно дистанционно управлять моментом срабатывания импульсных источников света. Подключите приёмник к одному из источников, установите передатчик на разъём «горячий башмак», который располагается в верхней части фотоаппарата. Теперь можно фотографировать, не беспокоясь о проводах или о том, чтобы из-за невнимательности не опрокинуть стойку с источником света.
Также следует приобрести софтбокс большого размера. Этот универсальный предмет может быть использован для создания различных световых эффектов.
Сделайте несколько кадров, затем переместите источник. Располагайте его с разных сторон, на разной высоте. Также, попробуйте осветить лицо модели с одной стороны, чтобы получить драматичные тени с другой стороны.
Как видите, сегодня нет ничего сложного в том, чтобы создать фотостудию на дому. Так что если у Вас хватает места дома — вперёд в магазин!
Лайфхак: как сделать фотостудию дома
Иметь свою студию — это заветная мечта любого фотографа. Сегодня мы расскажем, как стать ближе к ее достижению и не разориться.
Без чего невозможна фотография?
Есть проверенный вопрос, с помощью которого маститые фотографы ставят в тупик новичков. Он звучит так: “Без чего невозможна фотография?”. Звучат различные, вполне логичные на первый взгляд ответы: “без фотоаппарата”, “без фотографа”. Лишь единицы отвечают правильно: “Без света”.
Действительно, без фотографа легко обойтись, используя компьютер и задавая программу съемок. Без фотоаппарата — тоже можно обойтись, пример тому — камера-обскура (предшественница фотоаппарата) и набирающая популярность сканография. Так что главное в фотографии — это свет. И в этом плане фотограф очень зависим от капризов погоды, если ориентируется на естественное освещение. Полностью контролировать процесс можно только в студии.
Что такое фотостудия
Во-первых, это достаточное количество полезной площади (потолки лучше высокие — от 3,5 квадратных метров), пригодной для фотосессий и наличие определенного минимума профессионального оборудования. Что туда входит?
Оборудование
- Профессиональный фотоаппарат
Штатив
Световое оборудование
Отражатели
Насадки
Фон
Дополнительный интерьер
Нужные тематические аксессуары
Компьютер
Необходимый минимум для комфортного пребывания в студии
Виды света
- Рисующий свет. Основной световой источник, именно он обозначает форму объекта съемки и подчеркивает детали. Ярче остальных видов.
Заполняющий свет. Нужен для того, чтобы смягчать жесткие тени. Убирает излишнюю контрастность. Оборудование: софтбокс и отражающая панель.
Контровый свет. Отделяет объект от фона, создает световые акценты, подчеркивает фактуру. Жесткий источник света, располагающийся за моделью.
Фоновый свет. Работает с фоном, создавая различные световые эффекты. Позволяет имитировать различные эффекты естественного освещения.
Направленный свет. Освещает только поверхности, которые обращены к источнику, остальные части, как правило, находятся в тени. Хорошо показывает объем изображения, форма же выходит несколько расплывчато. Дает эффект бликов и обозначает резко выраженные света и тени.
Виды световых схем
Задавшись вопросом “Как сделать фотостудию дома”, нужно изучить такой важный вопрос, как виды световых схем. Именно управление светом делает из фотографии шедевр.
Начинающему фотографу важно освоить первые две схемы, после чего не будет проблемой научиться работать с другими вариантами по мере их усложнения (и увеличения возможностей).
Вариант 1. Подразумевает использование одного источника (моноблока и тарелки) и белого фона.
Мы получаем четкие переходы между светом и тенью, то есть — максимальную жесткость рисунка. Модель встает близко к фону, чтобы от фронтального источника света отбрасывалась плотная короткая тень.
Вариант 2. При этой схеме также подразумевается использование одного источника света. Составные части: моноблок и белый зонт + темный фон. Получаем глубину и выразительность. В этот раз модель стоит в некотором отдалении от фона.
Делаем студию дома
Переходим к самой интересной части нашей статьи. К созданию мини-фотостудия дома.
Пространство
Как мы уже сказали, первая и важнейшая составляющая студии — пространство и много его точно не бывает.
Если у вас есть роскошная возможность выделить отдельную комнату — отлично! освободите ее от мебели и всего, что занимает место. Больше воздуха, больше света! Ведь предметов есть свойство поглощать свет. Понимаем, что это далеко не всегда возможно. Поэтому возможны компромиссные варианты.
Следующим шагом станет обеспечение контроля света, независимо от времени дня и ночи. Естественное освещение тоже может понадобиться, но у вас должна быть возможность полностью блокировать натуральный свет “легким движением” руки.
Температура
Звукоизоляция
Этот пункт важен, если вы собираетесь помимо фотосъемки, заниматься видеосъемкой.
Делаем софтбокс
Софтбокс — это приспособление, надеваемое на источник света с целью получать мягкий свет, без бликовых эффектов.
- Нам понадобятся: картонная коробка, ватманский лист, галогенная лампа, отрез полупрозрачной ткани, деревянные рейки, прищепки, проволока, режущее приспособление, набор гаек и болтов, набор шпилек.
Составные части: каркас (можно приспособить любую коробку из картона. Одна крышка отрезается. Следующий пункт — слой, который отражает. Берем бумагу белого цвета (или фольгу) и аккуратно обклеиваем. Далее берется светлая и полупрозрачная ткань для создания экрана-отражателя и ей заклеивается сторона без крышки.
Если будет необходимость в большом софтбоксе, его можно сделать из реек и спиц из проволоки. Рама под экран должна быть значительно шире, чем рама под прожектор. На каркас натягивается чехол. Отдельно обтягиваем стенки при помощи прищепок. Для крепежа софтбокса можно использовать микрофонную стойку или ножку от настольной лампы. Во избежание чрезмерного нагрева оборудования, включайте его только когда занимаетесь непосредственно съемкой.
Задаваясь вопросом “как оборудовать фотостудию дома”, важно учесть все. Но это невозможно, поэтому учитываем самое необходимое, остальное приобретается по мере необходимости. Кроме оборудования, о котором мы говорили в самом начале статьи, вам не обойтись без: портретной тарелки, рефлекторов, зонта, светоотражателей, цветных фильтров, тубусов, сот.
Фоновый рефлектор
Функция фонового рефлектора — равномерное освещение заднего плана. Он дает необходимый для любой съемки жесткий свет.
Портретная тарелка располагается перед объектом съемки. Благодаря ей фотограф получает мягкий концентрированный свет, дополняющийся светом рассеянным. Для этого и нужны софтбокс с зонтом.
Лампа ставится непосредственно за ним или используется в качестве отражателя (если на внутреннюю поверхность поместить белую ткань). На сегодняшний день софтбокс остается само распространенной насадкой.
Софтбоксы делятся на восьмиугольные (octobox), которые отлично подходят для групповых снимков и на длинные прямоугольные (streepbox), которые подойдут для съемки портретов и если вы собираетесь снимать моделей в полный рост.
Синхронизация процесса
В съемках важная такая составляющая, как синхронизация вспышки. Есть три варианта:
С помощью инфракрасного трансмиттера. Это небольшая коробка, которая прикрепляется к камере на месте вспышки. Принцип действия: в моноблоке есть специальная “ловушка”, она отвечает за отслеживание импульсов, которые как бы говорят вспышке: “Время работать”. Минус — луч должен быть в пределах видимости (как в случае с пультом и телевизором).
С помощью радиосинхронизатора. Снимет из любой точки, куда дойдет сигнал. Принцип работы тот же, но основа его — радиоволна.
С помощью синхрокабеля. Этот способ доставляет неудобства, потому что путается под ногами.
После синхронизации переключаем камеру в мануальный режим. Экспозицию вымеряем по гистограмме или по флэш-метру.
Выводы по теме
Как вы, наверное, понимаете, раскрыть такую обширную тему, как «Фотостудия дома из подручных средств» в рамках одной статьи проблематично. Мы рассказали об основных составляющих студии, о роли света, о том, какие цветовые схемы изначально вам надо знать, о том, как сделать софтбокс и как недорого обставить свою студию.
Рано или поздно от вложенных усилий и денег будет отдача, и вы с благодарностью вспомните тот день, когда решили на первый шаг в данном вопросе. Мы желаем удачи вам в ваших начинаниях и благодарим за внимание к нашему порталу. На сайте вы также можете найти другие статьи по фотографии.
Домашняя фотостудия — легко!
Уважаемые друзья! Компания «СИВМА-Фототехника» рада предложить вашему вниманию продукцию всемирно известных европейских производителей фотооборудования: Metz, Manfrotto, Lastolite. Доступные и простые в применение аксессуары позволят существенно расширить ваши технические и художественные возможности. Мы надеемся, что советы по съемке из этой статьи помогут в ваших творческих начинаниях. Желаем удачных кадров.
Единственный источник света — софтбокс Lastolite Ezybox Hotshoe 76х76cm с вспышкой Metz 44 AF-1. Расположенный практически вплотную под углом 45 градусов к снимаемой поверхности, он дает равномерное освещение с небольшим световым градиентом. Для более сбалансированного освещения с противоположной стороны от софтбокса использовался отражатель Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover белого цвета.
В качестве источника света в домашней студии используется вспышка Metz 50 AF-1. Софтбокс Lastolite Ezybox Hotshoe 38х38cm дает мягкое рассеянное освещение, имитируя свет из окна. Для закрепления фона используются две стойки Manfrotto 1052BAC, телескопическая перекладина Manfrotto 272В и два зажима Manfrotto Spring Clamp 175. Для уменьшения плотности теней справа от натюрморта расположен отражатель Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover белого цвета.
Для съемки был применен один источник света – фотовспышка Metz 44 AF-1. Использование светоформирующей насадки Lastolite Strobo Beautybox позволяет осветить только сюжетно важный объект и получить более мягкие, чем от прямой вспышки тени.
Два источника света — вспышки Metz 50 AF-1. Источник рисующего света — софтбокс «Lastolite Ezybox Hotshoe 38х38cm», установленный на универсальной стойке «журавль» Manfrotto 420B. Контровой источник света — зонт «Lastolite Umbrella Dual», для дополнительного смягчения света перед зонтом установлен рассеиватель «Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover». Такая схема освещения, реализованная в домашней студии, позволила получить хорошую проработку фактуры букета и равномерное освещение фона с небольшим радиальным градиентом.
Источник рисующего света (вспышка Metz 50 AF-1) установлен чуть выше и левее модели на универсальной стойке «журавль» Manfrotto 420B. В качестве светоформирующей насадки используется софтбокс «Lastolite Ezybox Hotshoe 38х38cm». Вторая вспышка Metz 50 AF-1 с софтбоксом «Lastolite Ezybox Hotshoe 60х60cm» используется в качестве контрового источника света. Дополнительную подсветку обеспечивает отражатель «Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover» белого цвета справа от натюрморта.
Фотовспышка METZ 58 AF-2 с зонтом «Lastolite Umbrella Dual», расположенная справа от модели, использовалась в качестве основного источника света. Для более сбалансированного освещения слева от модели используется «Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover» белого цвета. Еще одна фотовспышка METZ 58 AF-2 с софтбоксом «Lastolite Ezybox Hotshoe 38х38cm», установленная на универсальной стойке «журавль» Manfrotto 420B, использовалась как фоновой источник света. Фон «Lastolite Wyoming 3 х 3,5 m» закреплен на специальном комплекте для крепления фона Manfrotto 1314B.
Использование смешанного освещения — естественного света и фотовспышки METZ 58 AF-2 с «Lastolite Strobo Beauty Box» — позволило уменьшить контраст по освещению между моделью и задним фоном, а также «заморозить» движение. При использовании на открытом воздухе осветительного оборудования, имеющего большую парусность, необходимо учитывать возможность его падения под воздействием порывов ветра. Для придания устойчивости оборудованию можно использовать специальные грузы (например, Manfrotto G200) или помощь ассистента.
Основной источник света, создающий светотеневой рисунок на модели — фотовспышка METZ 58 AF-2 с установленным на ней «Lastolite Strobo Beauty Box». Домашняя студия предполагает компактность оборудования. Дополнительную проработку в тенях обеспечивает отражатель «Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover» белого цвета, установленный справа от модели. В качестве фонового источника света используется фотовспышка METZ 58 AF-2 с софтбоксом «Lastolite Ezybox Hotshoe 60х60cm».
Для съемки в качестве рисующего и двух контровых источников света были использованы фотовспышки METZ 58 AF-2. На источнике рисующего света был установлен софтбокс «Lastolite Ezybox Hotshoe 38х38cm». Закрепленный на универсальной стойке «журавль» Manfrotto 420B, он располагался спереди немного выше модели. На контровых источниках использовались софтбоксы «Lastolite Ezybox Hotshoe 76х76cm» с насадкой из набора «Lastolite Set of 3 Diffusers», направляющие световой поток только на модель. Для уменьшения теней, от расположенного сверху источника рисующего света использовался отражатель «Lastolite Diffusers with Gold/White&Sunfire/Silver cover» белого цвета.
Данными примерами мы хотели показать Вам как легко и быстро можно создать собственную домашнюю фотостудию, надеемся что нам это удалось.
Что нужно для того, чтобы оборудовать домашнюю фотостудию?
Обустройство простой домашней фотостудии может оказаться очень полезным делом для любого фотографа. Вне зависимости от того, являетесь ли вы профессиональным портретистом или дизайнером, которому нужна предметная съемка, домашняя студия даст вам возможность работать, а самое главное, учиться и экспериментировать. Давайте рассмотрим несколько основных моментов, необходимых для создания домашней фотостудии.
Комната.
Первым делом вам потребуется свободное пространство — чем больше тем лучше. Если есть возможность максимально освободить одну из комнат или хотя бы ее часть от мебели и других вещей — сделайте это.
В идеальном варианте было бы здорово полностью освободить комнату, перед тем как заполнить ее фотооборудованием. В реальной жизни это маловероятно, в доме много вещей и помимо фотостудии, так что придется смириться с теснотой.
В комнате вам потребуется жесткий контроль световых условий в любое время дня и ночи. Натуральное освещение конечно же может пригодиться, но предусмотрите возможность плотно закрыть окна, полностью блокировав любое натуральное освещение, которое может испортить световую картину.
Еще один момент, про который не стоит забывать — температура. Особенно если вы собираетесь работать постоянно и хранить оборудование в студии. Например, летом комната может нагреться сама по себе от солнца и работающего светового оборудования до весьма высоких температур, что не очень хорошо для фототехники. К тому же, потеющие от жары или дрожащие от холода модели, не самый лучший объект для съемки. Поэтому подумайте о поддержании оптимального климата и температуры в комнате.
И последнее о чем так же стоит подумать — это звукоизоляция. Если вы собираетесь снимать только фото, то вас это будет мало волновать, а вот если планируется и видео, то следует задуматься о том, насколько вам могут помешать посторонние звуки, например шум от оживленной дороги за окном. В этом случае вполне стоит задуматься о том, чтобы вложиться в некоторую звукоизоляцию.
Задник (задний фон).
Каждая хорошая студия имеет несколько задников, на фоне которых делаются снимки. Вам будет разумно отказаться от дорогих «профессиональных» задников,которые вы возможно видели в магазинах с оборудованием в пользу чего то более простого. Нужно что то с плотным, однородным цветом и незаметной текстурой.
Задники обычно делаются из разнообразных материалов, включая хлопок, холст, винил и просто гладкую бумагу. Самый простой и дешевый выбор для задника — простая бумага, особенно если найти ее в больших рулонах.
Но если вы хотите получить более профессиональную студию и добиться лучших результатов, стоит все же потратиться и подобрать недорогой материал для задника в фотомагазине или сшить его на заказ.
Тем не менее, для начала, для первых экспериментов вполне сгодиться и простая белая простыня, или рулон оберточной бумаги, при помощи которых вы сможете соорудить что то похожее на приведенном ниже фото.
Свет это самая сложная и дорогая часть студии. Выбор студийного света задача не простая и является предметом отдельного разговора.
Вкратце — есть два типа света. Постоянный и импульсный. Постоянный стоит дешевле, но выделяет очень много тепла в студии и не такой разносторонний как импульсный. С импульсным светом вы получите гораздо большую мощность, очень хорошее качество света и гораздо больше возможностей. Но и стоит он заметно дороже.
Для начала вы можете приобрести простой недорогой комплект студийного света. Но для хорошего результата, будте готовы раскошелится на приличную сумму в будущем. И как бы не хотелось сэкономить, но лучше сразу купить недорогой комплект импульсного света с двумя или тремя вспышками а не постоянный. Для небольшой домашней студии этого будет достаточно чтобы получить отличный результат в различных ситуациях, к тому же со временем вы сможете расширить комплект.
Зонтики и софтбоксы.
Смотря на различные комплекты освещения вы можете начать метаться между тем, что лучше для вашей студии — зонтик или софтбокс. Точного ответа к сожалению нет, так как и то и другое имеют свои плюсы и минусы. При этом оба выполняют свою задачу — смягчения света.
Зонты обычно дешевле и более универсальны. Часто они идут в комплекте с отражающей поверхностью, которая позволяет управлять световым потоком — вы можете использовать свет максимально путем отражения или ослабить, сняв отражатель и направляя свет прямо через материал зонта. Зонты распространяют свет на довольно большом пространстве и они хорошо работают в больших помещениях или при съемке группы людей. К тому же зонты более мобильны чем софт боксы, их быстрее собрать и установить.
Софтбоксы обычно чуть дороже, но они позволяют точнее управлять световым потоком, фокусируя и направляя его в нужную область, в отличии от зонта. Это гораздо лучшее для тех, то делает снимки одиночных предметов и имеет ограниченную сцену для съемки. К тому же софтбоксы дают гораздо меньше «паразитного» света, то есть отраженного от стен и т.п., который может помешать исполнить задуманное.
Большинство профессиональных фотографов работают одновременно и с зонтами и софтбоксами, для достижения лучшего результата. Но если ваш бюджет ограничен, то для начала зонтик будет отличным выбором.
Антураж и костюмы.
То о чем часто не думают, это множество безумных и на первый взгляд совершенно ненужных аксессуаров и прочего барахла. Создание портрета для большинства людей безумно скучный процесс, поэтому использование костюмов для переодевания и всего, что может превратить съемку в веселое и приятное времяпрепровождение и растормошить моделей может быть весьма актуально.
Так что будет полезно держать в студии всякую ерунду типа дурацких темных очков, париков, бижутерии игрушек и прочей ерунды, которая позволит «расшевелить» самых закомплексованных клиентов — от клерков до детей, вызвав улыбку, хорошее настроение и раскрепощенное состояние.
Главное — заставить человека расслабиться. Снимок человека с напряженным лицом «как на паспорт» всегда проиграет снимку сделанному в непринужденной атмосфере.
Фотопринадлежности.
Не стоит забывать и о специфическом и зачастую необходимом для студии оборудовании. Это может быть и холодильник и плазменный телевизор или ноутбук, но в первую очередь подумайте о самом необходимом. Например вам обязательно потребуется штатив а то и два. Вам могут потребоваться пульты или тросики для дистанционного управления камерой.
Если вы используете вспышки — задумайтесь о беспроводных контроллерах для них. Не забудьте о том, что весьма полезной может оказаться небольшая лестница стремянка, чтобы выбрать специфический ракурс или подвесить задник. А так же зеркало, для тех кто в последний момент перед съемкой решит проверить — как он выглядит.
И еще. Относитесь к тратам разумно и старайтесь осозновать свои цели. Иначе создание домашней студии может выдоить из вас массу денег, часть которых вы потратите на дорогие, но не нужные или редкоиспользуемые вещи. Поэтому всегда тщательно продумывайте — что будет полезно именно для вас, а что нет. Возможно для конкретно ваших целей подойдет и недорогой постоянный свет, поэтому нет нужны непременно вкладываться в импульсный и т.п.
Ну и главное. Не бойтесь учиться и экспериментировать — снимайте больше, пробуйте новые подходы и вы сами поймете, что вам нужно больше всего. Помните, домашняя студия это только первый шаг, чтобы «набить руку», понять основные принципы работы в студии. А затем вы или начнете усовершенстовать свою собственную студию или найдете подходящую профессиональную.
Как организовать домашнюю фотостудию
Нет необходимости тратить десятки тысяч на осветительное оборудование, для того чтобы создавать портреты профессионального качества. В данном руководстве мы покажем, как снимать действительно оригинальные портреты, достойные портфолио любого фотографа, со стандартным набором для домашней студии.
Вам не понадобятся изощрённые источники света и дорогое оборудование, чтобы создавать действенные световые эффекты для портретных фотографий. Простой набор из двух импульсных источников-моноблоков – прекрасное начало.
К счастью, такой набор доступен и относительно недорог. Даже если у вас его нет, или вы не планируете его приобретать, для практического применения данного руководства подойдёт внешняя вспышка и несколько основных аксессуаров.
Как только появятся нужные принадлежности, вы откроете для себя способы управления светом. Сможете кардинально улучшить технический уровень портрета, используя несколько простых инструментов, аксессуаров, советов и техник. Однако, стоит потратить время и поэкспериментировать с различными световыми схемами.
Подготовьте оборудование к творчеству
Существует куча насадок, с помощью которых можно управлять интенсивностью (прим. переводчика – и качеством) освещения: софтбоксы, зонтики, тубусы, шторки, портретные тарелки и т.д. Большинство наборов для начинающих комплектуются софтбоксом и зонтом.
Они прекрасно подходят для создания диффузного, рассеянного, мягкого, освещения, в то время, как тубусы, шторки и соты призваны создавать направленный световой поток.
Хороший способ научиться управлять светом – продумать световую схему. На первый взгляд это кажется непростым делом. Но это только кажется. Большинство моноблоков оборудованы источником моделирующего, пилотного, света – лампой постоянного излучения, которая может освещать сцену на протяжении всей съёмки, не влияя на экспозицию.
Моделирующий свет отлично помогает оценить, как свет от импульсного источника будет ложиться на снимаемый объект. Первым делом убедитесь, что пилотный свет включён.
Перемещайте моноблок относительно модели. Чем ближе источник света к снимаемому объекту, тем мягче освещение – переходы от бликов к полутеням и полутеням к теням длиннее, более плавно. И наоборот, чем дальше, тем оно жёстче, тени гуще и их края чётче.
Высота, на которой размещается источник относительно модели, также важна. В большинстве случаев, возможно, вы захотите установить моноблок выше снимаемого объекта. Но стоит поэкспериментировать и посмотреть, как на модель ложится свет, когда источник выше или ниже её головы. Также задумайтесь над углом наклона моноблока по отношению к модели: направление света «напротив» или «сверху-вниз» – обычно, наиболее приемлемые варианты.
Потренируйтесь
Классическая, «рембрандтовская», схема света, с которой стоит начать, получила своё название в честь Ре́мбрандта Ха́рменса ван Рейна, голландского художника 17 века. О том, что задействована именно эта схема свидетельствует световое пятно в форме треугольника на щеке модели. (прим. переводчика – одна сторона треугольника образована тенью от надбровной дуги, другая – тенью от носа, третья – тенью, расположенной вдоль неосвещённой половины лица от скулы до подбородка.) Рембрандт часто использовал такое освещение в своих портретах.
В идеале, вы должны добиться такого положения источника света относительно головы модели, чтобы тень от кончика стремилась к уголку рта.
Несмотря на то, что схема Рембрандта – хорошее начало, не останавливайтесь на достигнутом, не применяйте её постоянно. В другой съёмочной ситуации и с другой моделью более подходящим будет другое распределение бликов и теней.
Огромное преимущество цифровой техники заключается в том, что вы можете экспериментировать и, одновременно, следить за результатами тестов по экрану фотоаппарата. Прошли те времена, когда следовало с предельной аккуратностью рассчитывать каждый кадр и беречь дорогостоящую плёнку. Затем ждать, пока она вернётся из проявочной, чтобы в конце концов увидеть, к чему привели эксперименты.
Помимо установки подходящей световой схемы необходимо психологически расположить к себе модель. Поза, в которой модель выглядит наилучшим образом, эмоциональность и атмосфера общения… и, конечно, композиция, делающая снимок выразительным.
Подготовьте студию
Установите освещение
Установите основной (рисующий) источник света под углом в 45 градусов, образованным между линиями «модель-фотограф» и «модель-источник», и выше головы модели. Попробуйте перемещениями источника добиться светового треугольника на лице модели, на его половине, удалённой от источника. Тень от кончика носа касается уголка рта.
- Узнайте больше: Лучшие внешние вспышки на фотоаппарат для портретной фотографии. Сравнительный тест 6 моделей.
Подсветите волосы
Установите второй источник с тубусом позади модели – в позиции, противоположной рисующему источнику света относительно модели. Второй источник даёт направленный жёсткий свет на волосы модели. Наконец, используйте отражатель, чтобы подсветить тени на лице, с той стороны, где светом от рисующего источника образован световой треугольник.
Настройтесь
Включите ручной режим съёмки на фотоаппарате, ориентируясь по картинке на экране камеры и гистограмме, добейтесь нормальной экспозиции. Убедитесь, что выдержка, с которой вы снимаете, не короче выдержки синхронизации, которая обычно равна 1/250 секунды. (прим. переводчика – выдержка синхронизации для вашего фотоаппарата указана в инструкции, может быть равна также 1/200, 1/180 секунды и прочим значениям). Теперь всё готово для съёмки. Создайте комфортные условия для модели, чтобы она оставалась расслабленной, даже если вы, возможно, взволнованы перед предстоящим творчеством.
Как создать красивый блик в глазах модели?
Блик в глазах – результат отражения источника света от зеркальной поверхности глазного яблока, обычно, он белого цвета. Большинство серьёзных фотографов добиваются того, чтобы блик находился на своём месте, смотрелся привлекательно. И для этого есть основания.
Без блика глаза вашей модели могут выглядеть слегка безжизненными и плоскими. Форма блика полностью зависит от формы источника и от того, насколько далеко и высоко относительно лица модели он расположен.
Существует общее правило: блик в глазах модели должен располагаться подобно стрелке циферблата «на 10 часах» или «на 2 часах».
Советы для создания оригинальных портретов
Изучайте
В данной статье мы в основном акцентировали ваше внимание на технической стороне создания домашней студии. Но не забывайте о её художественной составляющей. Просматривайте журналы, ходите на выставки тех художников и фотографов, чьи работы вам нравятся, делайте письменные пометки обо всём, что может пригодиться для съёмок: манеры и стили съёмки, позы, цветовые сочетания, тоновые решения, текстуры.
Оформите заметки, что-то наподобие карт желаний (прим. переводчика – мудборд, как англ. «mood board»). Делайте их для того, чтобы выработать собственный стиль, создать принципы, опорные точки, своего стиля.
Растопите лёд
Предварительно общайтесь с моделью, а лучше пробуйте договариваться о встрече. Вне зависимости от того, планируется ли fashion-съёмка, семейный или деловой портрет, такой подход поможет установить доверительные отношения между вами и моделью, чтобы и вы, и модель чувствовали себя более уютно во время съёмки. Предложите совместно подготовиться к съёмке – создайте мудборд общими усилиями, что поможет вам учесть ожидания модели.
Об улыбке
Старайтесь не зацикливаться на стереотипах относительно того, каким должен быть хороший портрет. «Голливудская» улыбка не всегда основа лучшей фотографии. Более сдержанные, глубокие эмоции помогут создать более выразительные очаровывающие фотографии, к которым мы предлагаем вам стремиться.
Автор текста и фото: Ben Brain.
Комплект света для домашней фотостудии. Как выбрать студийное оборудование?
Если задать вопрос «Какой мне выбрать студийный комплект?» даже самому опытному фотографу, наверняка, подобное поставит его в тупик. Начнутся рассуждения, непонятные новичку: что, мол, нужны софтбоксы, моноблоков штуки четыре, радиосинхронизаторы, а там дальше необходимо смотреть, что фотографировать – от этого зависит, что покупать для использования. И вершиной рассуждений даже может стать то, что начинать, дескать, вообще лучше с одного осветителя. Имея в своем арсенале только один осветитель, начинающий быстро разберется, поймет и определится какое оборудование для фотостудии и какой ему свет нужно купить, и как вообще профессионалы обращаются со студийным светом.
©Alexander J.E. Bradley
А вот многолетний опыт продаж подсказывает, что требования новичков, желающих приобщиться к студийной съемке, более просты:
- небольшая, но достаточная мощность приборов;
- универсальность;
- невысокая цена.
Редко кто сразу скажет: «Я буду заниматься только предметной съемкой, а портреты мне не интересны». Неофит хочет попробовать все виды студийной съемки. Какой тогда выбирать комплект оборудования для фотостудии ? Что предпочесть – комплект импульсного света или постоянного? Главное – задать правильные вопросы. Так вот, главные вопросы, на которые необходимо себе ответить, звучат следующим образом:
- размер бюджета;
- какой у вас фотоаппарат;
- насколько вы умелый пользователь.
Имеющийся бюджет подскажет, какой нужно выбрать класс приборов, качество и количество аксессуаров. Фотоаппарат, и умение им пользоваться, помогает определить какой выбрать – постоянный или импульсный свет . Если владение фотографическими навыками можно достаточно быстро улучшить, то сменить фотокамеру при небольшом бюджете – чаще всего критично.
Давайте рассмотрим вопрос подробнее.
Если у вас компактный фотоаппарат, который «не умеет» снимать в ручном режиме и не имеет горячего башмака, то для съемки в студии вам подойдет только постоянный свет. Либо, прежде чем купить студийное оборудование , вам придется поменять фотоаппарат на зеркальный. Не ищите обходных путей, вы не согласуете импульсный свет со своей мыльницей. Это будет мучение!
Если вы пока не знаете что такое выдержка, диафрагма и ручной режим, вас вполне устраивает, что на фотоаппарате все можно сделать с помощью одной кнопки – вашим выбором, опять же, должен стать только постоянный свет.
Если энтузиазма фотографа хватает на изучение инструкции к зеркалке, то уже можно задуматься – а не приобрести ли комплект студийного света для фотостудии с импульсным источником?
И, безусловно, если вы опытный пользователь своего зеркального фотоаппарата, знаете, что такое экспозиция и слово «стоп» у вас вызывает не желание остановиться, а лишь вопрос «сколько стопов?», то для вас открыты все пути студийного дао!
Если вы не можете определиться с выбором, стоит связаться со специалистами магазина Фотогора, здесь вам дадут квалифицированную консультацию по телефону. А мы, команда блога Фотогора, обязательно продолжим делать обзоры, в которых вы сможете прочитать о разных студийных осветителях; сравнивать бренды, комплекты студийного света, чтобы фотографам было проще сделать правильный выбор. Следите за нашими обзорами здесь на сайте. А если вы зарегистрированы в социальных сетях, то подпишитесь на наши группы, чтобы оперативно получать самую свежую информацию.
Давайте рассмотрим основные свойства импульсного и постоянного света.
Сравнительная таблица различных источников.
Как сделать выбор?
На сегодняшний день выбор заключается в двух вещах.
Во-первых, цена/качество студийных осветителей. В принципе, как в любом производстве, и среди производителей студийного оборудования есть: оправданно известные бренды; популярные бренды; есть новые, малоизвестные, но качественные.
Во-вторых, немаловажным фактором является функциональность осветителей. С этой точки зрения есть также масса параметров, которые влияют на функциональность. Достаточно привести простейший пример. Самый известный параметр любого осветителя – регулировка мощности. Так вот даже она бывает не у всех приборов, а ведь это один из основных параметров, который помогает фотографу управлять светом. Будь то импульсный свет или постоянный. Наличие регулировки – несомненный плюс, но также необходимо обращать внимание на глубину регулировки. На простейших, любительских приборах, нередко можно увидеть значение 1/8 от полной мощности, современные профессиональные осветители имеют уже 1/128. И если 1/8 позволит управлять светом в пределах 4 диафрагм, то 1/128 до 8 диафрагм.
Вот поэтому, даже вроде бы мощный, но не имеющий регулировки источник света от известного производителя, может быть для работы в студии не намного интереснее строительного прожектора.
Григорий Васильев, фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»
Видеоканал Фотогора