Снимаем пейзаж в черно-белом цвете
15 советов для создания качественных черно-белых фотографий
Один из самых загадочных видов фотографии — черно белое фото. В руках умелого фотографа даже самый обычный кадр, переведенный в монохромный формат, может стать шедевром. Этот прием используется в различных целях — стремление подчеркнуть характер персонажа, создание необходимой атмосферы, построение сюжета, стремление избавиться от чрезмерного количества цветов — у каждого свои мотивы. Одно неизменно, черно-белое фото может захватить внимание зрителя, если создать его со знанием всех тонкостей и деталей. Именно поэтому мы выбрали 15 важных советов, которые помогут каждому начинающему фотографу научиться работать с монохромным кадром.
-
Смотрите Черно-Белое кино
Перед тем, как начинать снимать в черно-белом формате, нужно немного привыкнуть и освоиться в специфике цветов и построения кадра. И нет лучшего способа, чем воспользоваться нетленной классикой. Шедевры кинематографа такие, как “Касабланка”, не только помогут вам приятно провести время, но и дадут массу великолепных идей. Не стесняйтесь и обращаться за помощью к состоявшимся фотографам, вдохновиться можно лучшими черно-белыми кадрами известных артистов.
Снимайте в формате RAW
Когда мы снимаем фото, любое фото, оно не всегда выходит таким, каким хотелось бы нам. Обычно, это становится заметно только дома, при просмотре отснятых кадров на большом экране. Пусть изменить ничего уже нельзя, всегда можно что-нибудь исправить. Формат RAW (или “сырой” в переводе) позволяет внести массу корректировок при пост-обработке. Подправить экспозицию, контрастность, и т.д. Поэтому, несмотря на то, что Raw-фотографии занимают больше места на карте памяти, это — наиболее подходящий формат, в котором стоит снимать всегда.
Смотрите черно-белым взглядом
Как бы малопонятно это ни звучало, именно так и нужно смотреть перед тем, как сделать кадр. Для того, чтобы цвета не отвлекали от сюжета, вовсе не обязательно бежать изобретать новые очки. Достаточно всего лишь обратить внимание на линии, тени и формы. Именно они строят композицию, а на ней, в свою очередь, держится весь черно-белый снимок.
Обращайте внимание на шумы
Еще недавно условия низкой освещенности требовали вспышек, дополнительных источников освещения и вообще всячески усложняли фотографу жизнь. Современные же камеры обладают невероятными способностями даже при небольшом количестве света. Кроме того, не стоит забывать, что под рукой у нас всегда имеется масса программ, способных снизить количество шума на фото. И тем не менее, привычка побеждает рациональность, и фотографы не обращают внимания на шумы. Однако, настоящий мастер должен учитывать все детали, в том числе и надоедливые точки.
Следите за контрастом
На вкус и цвет товарищей, быть может, и нет, однако самые выдающиеся фотографии, снятые в черно-белом формате, как правило, включают как почти цельно-белые области, так и почти цельно-черные. Увеличив контраст, можно добавить кадру глубину, скрыть лишние, отвлекающие внимание детали и подчеркнуть наиболее важные элементы. Поэтому всегда стоит покрутить настройки (или бегунки при пост-обработке), чтобы сравнить более контрастный и менее контрастный кадр. Результат может вас удивить.
Ищите больше градиентов серого
Помимо черного и белого, в кадре присутствуют миллионы промежуточных цветов, и все они несомненно влияют на восприятие итоговой картинки. Для того, чтобы фото не казалось однообразным и скучным, выбирать для черно-белых съемок стоит те объекты, в которых имеется достаточно промежуточных оттенков. Если объект уже выбран, добавить их можно при помощи теней, отражателей и дополнительного света. В итоге вам удастся обогатить изображение и сделать его интереснее для зрителя.
Как мы уже знаем из множественных предшествующих материалов, поляризационный фильтр убирает лишние блики и отражения при съемке воды или крон деревьев. Они могут отвлекать и на цветном фото, но когда речь идет о черно-белом, они могут полностью аннулировать идею и смысл кадра. Поэтому поляризационный фильтр особенно важен для монохромного стиля. С его помощью вам удастся сохранить композицию и не перенасыщать кадр лишними деталями.
Не забывайте про текстуры
У текстур в черно-белой съемке есть и плюсы и минусы. Один из плюсов в том, что если они не подсвечены примитивно прямо, их контрастность и детальность добавит привлекательности изображению. Кроме того, их можно использовать для того, чтобы подчеркнуть главный объект или модель.
Обратная сторона текстур опять же, в отвлечении внимания — если неграмотно использовать их, они могут рассеивать внимание зрителя. Например, ими не стоит пытаться заполнить негативное пространство. Поэтому во время съемок всегда следите за тем, где текстуры помогут улучшить кадр, а где рискуют разрушить его.
К черно-белым съемкам, как правило, относят три больших термина — ч/б (черно-белый), монохром и градации серого. Итак, “монохром” означает цвет, размещенный на нейтральном фоне, потому черно-белые фото (как правило, объект находится на белом или черном фоне) являются типом (самым распространенным) монохромной фотографии. А вот градации серого (грейскейл) — это всего лишь способ отображения черно-белых изображений на компьютере, возможности которого, по сравнению с глазом, ограничены.
Если присмотреться, в природе нас нередко окружают естественные узоры, на которые мы редко обращаем внимание. Тем не менее, пришло время открыть глаза: если отвлечься от обилия цветов, мы сможем заметить эти самые узоры, и именно они часто способны наделить фотографию смыслом или даже создать изображение. Как только вы приучите себя обращать на них внимание, вы начнете замечать их везде — в расположении машин на парковках, в обуви стоящих в очереди людей, в висящей в магазине одежде и так далее. Нас окружает масса интересных идей.
Черно-белые фото и длинная выдержка
Длинная выдержка используется в различных видах съемки, как правило, природе или городских пейзажах. Однако, иногда именно цвета нарушают целостность картинки. В таком случае, прежде чем отказываться от снимка, можно попытать счастье в черно-белом формате. Опыт показывает, что многие функции и эффекты, характерные для фото на длинной выдержке, очень удачно комбинируются с ч/б так что рекомендуем поэкспериментировать.
Черно-белый кадр не панацея от плохого освещения, но может иногда выручить
Бывает так, что условия становятся против вас и природное освещение, с которым никак не справиться, дает не лучший результат. Можно (и нужно) использовать фильтры, вспышки, отражатели и все, что есть у вас в арсенале, но иногда достаточно просто убрать цвета, таким образом, скрыв недостатки. Это срабатывает далеко не всегда, но например, если речь идет о кадре, который не так легко поймать (к примеру, дикое животное), стоит попробовать ч/б.
Иногда, мы снимаем кадры, в которых просто мало цвета. Особенно часто такое случается зимой — заброшенный почерневший дом, на фоне чистого снега, сзади сухие деревья — знакомая картина? Как правило, на этапе пост-обработке, при виде таких кадров, рука произвольно тянется к Ч/Б, но если дать волю импульсу и перевести фото в черно-белый формат, результат чаще всего разочаровывает. Так вот, если фото и без того практически бесцветно, в цветном режиме оно будет выглядеть лучше, чем в черно-белом.
Иногда даже удивительно то, как редко фото-сообщество уделяет внимание черно-белым HDR фотографиям. Все мы привыкли к тому, как эффектно выглядят снимки, сделанные в HDR, как они немного преувеличены, драматизированы и даже объемны. И все это без сомнения идеально подходит для черно-белой фотографии. Потому, упускать такую возможность определенно не стоит — все то, чего мы хотим добиться от ч/б станет еще ярче при использовании HDR.
Работайте с панелью HSL при пост-обработке
Вероятнее всего, этот совет — наиболее важен и касается он не самого процесса съемки или подготовки к ней, а пост-обработки. Когда у вас в руках готовое фото, абсолютно обязательно корректировать цвета, используя HSL панель в вашем редакторе изображений. Ориентироваться в этом нужно на многие детали и моменты, но что определенно ясно, так это то, что иногда можно добиться гораздо лучшего результата, если воспользоваться этим маленьким секретом.
Как делать хорошие черно-белые фотографии. 3 простых шага по созданию
Вы когда-нибудь интересовались, как создавать красивые черно-белые фотографии? Что же, есть хорошая и плохая новость. Прежде всего, съемка в черно-белом – это все же фотография. А это означает, что если изображение неудачное, то никакое черно-белое волшебство его не спасет, это факт. Но хорошая новость в том, что соблюдая некоторые правила в создании черно-белых снимков, вы получите большой объем контроля при постобработке. Вот три из них, которые могут вам пригодиться.
№1 Изначально сделайте правильные настройки
Давайте приступим. Есть только одно требование для создания черно-белых фотографий – формат raw. Если не можете снимать в raw, снимайте JPG в цвете. Иронично, я знаю, но позже я объясню зачем.
Это не железное правило, но лучше, если потерять детали в тенях, чем в светах. Имеется ввиду, что лучше недоэкспонировать, чем переэкспонировать, так как это сильно повредит черно-белой фотографии. Но это конечно же остается на ваше усмотрение и намерение. Если хотите переэкспонировать по определенной причине, то сделайте это! В зависимости от изображения, как показано ниже, возможно вы захотите, чтобы света были пересвечены.
Большинство современных камер могут снимать в чистом RAW и отображать снимок на экране в черно-белом. Если в вашей камере это возможно, то воспользуйтесь этим! Таким образом, во время съемки ваше изображение будет ближе к конечному результату, который вы задумали.
№2 Две вещи, которые нужно искать
Черно-белые снимки, как правило, рассматриваются в последнюю очередь. Если изображение не выглядит хорошо, конвертируйте в черно-белое и получайте хороший кадр. Но это не работает таким образом. Если изображение выглядит хорошо в черно-белом варианте, то значит, все необходимые элементы были в нем изначально. В любом случае, намеренные черно-белые фотографии всегда будут превосходить те, которые были сделаны таковыми в качестве запасного варианта.
Когда вы снимаете черно-белую фотографию, то есть две вещи, которые следует искать, контраст и формы.
Контраст в свете и цвете
Ищите контраст в светах (светлый против темного), а также контраст в цвете (снова ирония!). Еще раз, эти правила не являются обязательными. Но если вы только начинаете, то лучше сначала понять правила, а потом их нарушать.
Давайте посмотрим на графики:
На цветовом круге оттенки, которые находятся близко друг к другу, будут иметь тенденцию выглядеть плоско (как два оранжевых оттенка выше). А цвета, находящиеся далеко друг от друга, как противоположные стороны круга, будут выглядеть более контрастно (синий и оранжевый).
Ищите формы
В черно-белой фотографии предметы сводятся только к своей сути, так как нет цвета, отвлекающего внимание от формы. Это означает, что композиция должна быть сильной, так как элементы фото становятся более очевидными. Черно-белая фотография уже не кажется такой простой, не так ли? Давайте посмотрим на другой пример, используя цвета вверху.
Синий кролик выделяется больше, чем темно оранжевый благодаря цветовому контрасту.
В Lightroom
Вот где черно-белая фотография действительно оживает. Сначала я объясню, почему рекомендую снимать в цвете (или raw). Дело в том, что снимая сразу в черно-белом, вы получите множество оттенков серого, которые захватывает камера. Но если вы снимаете изначально в цвете, то у вас будет гораздо больше возможностей работы с оттенками при постобработке. Смотрите ниже:
Одна полоска цвета создает три разные полоски черно-белого (серые оттенки). Черно-белые оттенки, которые вы получаете, податливы. Посмотрите, как красное пятно дает вам три разных оттенка серого.
Снимая в цвете, вы можете сказать «красный цвет становится очень темным, а синий очень светлым». Можете сделать наоборот и сказать «синий становится очень темным, а красный очень светлым». Теперь вы понимаете, почему так важно снимать в цвете? Вы теряете эти параметры при съемке в черно-белом.
Панель B&W в Lightroom
Хорошая новость в том, что вы можете работать прямо на изображении. Видите тот странный круг в верхнем левом углу? Если вы нажмете на него и наведете курсор на любую часть изображения, щелкните мышкой и потяните вверх, вниз, влево или вправо, это автоматически возьмет образец цвета и позволит редактировать черно-белый микс оттуда. Вы увидите, как перемещаются соответствующие слайдеры, и все подобные цвета (оттенки) в вашем изображении будут настроены.
Изображение слева прямо из камеры в формате RAW. Справа – все, что я сделал, это затемнил синие оттенки с помощью синего слайдера.
После того, как вы закончите черно-белое превращение, подкрутите четкость и контрастность. Опять же, это не сделает изображение волшебным образом прекрасным, но если композиция правильная, то вы должны получить хороший результат. Вот финальное изображение:
Заключение
Как видите, хорошие черно-белые фотографии основаны на тех же правилах, которые делают фотографию хорошей. Но в остальном этот особый черно-белый аспект заключается в понимании того, как цвет трансформируется в монохром. Хорошее упражнение – преобразовать цветные изображения и поэкспериментировать с конверсиями, чтобы лучше понять, как это работает. Будьте собой, сосредоточьтесь и продолжайте снимать.
Снимаем пейзаж в черно-белом цвете
Войти
Магия черно-белого мира. Съёмка черно-белых фотографий на цифровую камеру.
Черно-белая фотография не только не потеряла свою популярность, но и является мощным художественным приёмом, позволяющим получить результаты, недоступные цветной фотографии.
1. Цвет или черно-белый?
Прежде чем переводить снимок в черно-белый, есть смысл задуматься над необходимостью этого действия. Перевод в черно-белый может убить очарование картинки, если оно заключается именно в цвете или сделать снимок интереснее, если цвет забивает красоту тональных переходов.
Когда мы убираем цвет, на снимке остаются лишь тональные переходы одного цвета (серого). Если снимок становится гармоничнее после перевода его в ЧБ, стоит делать его монохромным, если нет — ему лучше оставаться цветным. Вот пример снимка, который в цвете смотрится лучше, чем в чёрно-белом варианте:
Как правило, снимки, которые вы привозите из путешествий и которые должны передавать колорит страны, в которой вы побывали, не стоит делать черно-белыми.
Но иногда цвет мешает, цветовые пятна не гармонируют друг с другом, фотография выглядит слишком пестро. В этом случае может быть есть смысл сделать снимок монохромным. Во всяком случае не торопитесь удалять пестрые снимки. Вполне может быть, они выиграют, если станут черно-белыми.
Монохромная фотография заставляет концентрироваться на главном, дает возможность показать линии и форму, игру света и тени, структуру и ритм.
Если вы собираетесь снимать монохромные снимки, обращайте внимание на объекты с тоновым, а не с цветовым контрастом. Обратите внимание на яркость объектов, т.к. монохромная фотография — это противопоставление света и тени. Снимая предмет — смотрите не на его цвет, а на текстуру, форму, линии, тон.
Если вы снимаете на цифровую камеру, снимайте в цвете и обязательно следите за экспозицией. Экспозицию нужно установить очень точно, так, чтобы на снимке были плавные тональные переходы и он не был слишком светлым или темным (если только вы не снимаете в низком или высоком ключе).
На каждом ЧБ снимке должен быть чистый черный и чистый белый цвет, а также присутствовать большой диапазон серых тонов, с НЕ одинаковым уровнем яркости. Некоторые тона будут темнее, а другие ярче. Но серые тона не должны преобладать, иначе снимок будет выглядеть плоским. Важно также, чтобы большая часть серых тонов не ушла в белый. Правильно выставленная экспозиция сделает снимок уникальным.
Изучите инструкцию к вашей камере и систему экспозамера. От этого будет зависеть результат, который вы получите.
Обратите внимание на то, что используя матричный экспозамер, вы в черно-белом варианте не получите объемный и динамичный кадр, так как он дает равномерную экспозицию. Если же вы установите центрально-взвешенный экспозамер, контраст и яркость снимка увеличатся, а точечный экспозамер даст снимкам резкие переходы от света к тени. При съемке силуэтов нужно измерять экспозицию по светлым участкам кадра, иначе кадр будет слишком светлым и неконтрастным.
3. Съемка в RAW и JPEG
Монохронные снимки стоит снимать в RAW формате, так как в RAW файле сохраняется гораздо больше информации, чем в JPEG. Если же вы экономите место на карте или у вас есть другие причины снимать в JPEG, делайте цветной кадр. Не стоит делать монохромные снимки на камеру, т.к. цветной кадр в свою очередь несет больше информации, чем чб.
Если фотография шумная, это будет еще более заметно в ЧБ варианте. Поэтому старайтесь снимать с максимально низкими значениями ИСО. Если вы захотите добавить эффект пленки, вы сможете это сделать позже, в пост-обработке.
5. Техническое оборудование
Для съемки ЧБ фотографий не нужно иметь какое-то особенное оборудование. ЧБ можно снимать и компактом и зеркалкой начального уровня. С зеркальной камерой вы сможете лучше регулировать результат. Всегда полезно иметь штатив и пульт дистанционного управления. Вопрос использования фильтров очень спорный. В целом можно использовать поляризационный и нейтральные, а также ультрафиолетовый фильтры. Они могут усиливать контраст изображения. Поляризационный фильтр будет придавать небу большую плотность и позволит усилить или убрать блики. Но, если вы используете фильтры, важно учитывать одно правило — эффект воздействия фильтра не должен преобладать над содержанием снимка. Огромное количество фильтров вы найдете и в графических редакторах.
Здесь все тоже самое, как и в цветной фотографии. В разное время дня вы получите различное освещение и световой рисунок. Один и тот же сюжет будет в разное время суток восприниматься и выглядеть по разному.
Композиция в ЧБ фотографии еще более важна, чем в цветной. Казалось бы, достаточно сделать хорошую цветную фотографию и дело сделано. Но все не так просто. Если неправильно построить кадр или неправильно выбрать сюжет, снимок может не получиться, так как предметы на снимке
будут сливаться друг с другом. Это связано с тем, что в цветном изображении присутствует цветовой и яркостный контраст, а в черно-белом изображении остается только контраст яркостей.
Вот посмотрите пример:
В цветном варианте вы видите контраст между квадратами, а в ЧБ варианте они сливаются друг с другом. Интересно, что контрастные цвета на ЧБ снимке будут выглядеть почти одинаково. Зеленый и красный, например — контрастные цвета, а на черно белой фотографии они почти сольются друг с другом.
На снимке предметы и объекты могут слиться в одну серую массу и даже, подняв контраст, вы не спасете изображение.
Т.е. первое, что важно — это выбор правильного сюжета и правильная расстановка объектов в кадре.
Все классические композиционные правила действуют и здесь. Не забывайте о переднем плане, правиле третей, перспективе. Наличие диагональных линий позволит увеличить напряжения фотографии. Ищите ритмы. Когда на фотографии отсутствует цвет, что-то другое должно привлекать внимание зрителя. Наблюдайте за формами, они важная часть черно-белого мира. Создайте контраст и конфликт в кадре. Используйте противопоставление, например, светов и теней.
Ищите текстуры, узоры, интересные графических формы, не забывая про лаконизм. Не перегружайте снимок лишними предметами и деталями. Экспериментируйте, меняя ракурс и угол съемки.
Самое главное — научиться видеть мир в черно-белом цвете.
Прилагаем несколько примеров снимков для вашего вдохновения. В следующих статьях мы расскажем вам, как правильно перевести цветное изображение в черно-белое в графическом редакторе.
Как сделать красивые черно-белые фотографии: правила съемки и обработки
Цветная фотография существует уже более 80 лет, но черно-белая фотография не только не теряет своей популярности, но и наоборот приобретает все больше и больше поклонников. Чем же объяснить этот феномен?
Красивая фотография чаще всего привлекает внимание благодаря интересному освещению, богатому тональному диапазону, необычным формам, узорам или текстурам. И именно на черно-белой фотографии, когда цвет не является отвлекающим фактором, мы можем наблюдать искусство в его чистой форме. В этой статье я хочу дать вам несколько советов о том, как можно получить красивую черно-белую фотографию.
Подготовка к съемке
Сложность черно-белой фотографии в том, что вам не удастся спрятаться за яркими цветами. Вашими изобразительными средствами будут освещение, очертания, текстуры и тональный диапазон. Представив фотографируемый объект в черном-белом цвете, обратите внимание на то:
- Как свет ложится на объекты съемки
- Какие формы и очертания попадают в кадр
- Какие тени и полутени дадут богатый тональный диапазон
- Действительно, ли эта фотография будет красивее в черно-белом варианте
Чаще всего снимки с большим контрастом и богатой текстурой смотрятся лучше всего в черно-белом варианте. С помощью перевода снимка в ч/б вы можете придать своей фотографии иное настроение: например, портреты в ч/б более драматичны.
Съемка
В настоящее время большинство цифровых фотоаппаратов может фотографировать сразу в черно-белом режиме. Я, однако, не рекомендую использовать это свойство, так как в результате у вас не будет выбора: оставить фотографию в цвете или же перевести в ч/б. В целом же, к черно-белой съемке применимы те же универсальные правила фотографии. Вам необходимо выбрать удачную композицию снимка, используя правило третей, и верную экспозицию. Я также рекомендую фотографировать в формате RAW, что существенно облегчит вам последующую обработку фотографии. При наличии большого количества блестящих, бликующих предметов я бы порекомендовала использовать поляризационный светофильтр (поляризатор). Он устраняет нежелательные блики, а также уменьшает яркость с одновременным повышение насыщенности неба или воды.
Обработка
Все виды обработки фотографии в таких редакторах как Фотошоп, можно разделить на деструктивные и недеструктивные. Первые, как это следует из названия, изменяют, разрушают пиксели, и из-за этого их сложно корректировать. Один из примеров это прямое преобразование в «Greyscale». Я рекомендую использовать все же недеструктивные методы, которые позволяют вносить в обработку коррективы до тех пор, пока вы не добьетесь нужной глубины теней и тона. Самый простой способ – это использовать Hue/Saturation/Luminosity(Цвет/Насыщенность/Яркость) вкладку в Фотошопе.
- Выберите RAW-файл, который вы собрались преобразовывать, и откройте его. Файл должен открыться в диалоговом окне RAW импорта в Фотошопе.
- Выберите HSL/Greyscale вкладку, расположенную справа.
- Отметьте галочкой «convert to grayscale».
Программа покажет вам восемь цветовых шкал. Изменяя положение бегунка вы увидите как эти изменения влияют на цвета фотографии. Например, шкала желтого цвета при изменении будет делать серый оттенок цвета, который изначально был желтым, темнее или светлее.
Небольшие советы для черно-белого портрета: Увеличение красной шкалы дает светлую, гладкую кожу. Веснушки можно сделать более заметными, если увеличить процентное содержание зеленой шкалы. Увеличение синей шкалы делает кожу темнее.
Существует еще много способов преобразования цветной фотографии в черно-белую, о которых я непременно расскажу вам в следующих статьях. А пока, откройте для себя мир черно-белой фотографии, не бойтесь быть креативными и делитесь в комментариях своими черно-белыми снимками.
Когда снимать в цвете, пастельных тонах или чёрно-белом?
В этой статье я поделюсь с вами простой, но очень эффективной методикой, которой я пользуюсь,…
В этой статье я поделюсь с вами простой, но очень эффективной методикой, которой я пользуюсь, когда задаюсь вопросом о выборе цвета на фотографии. Как среди любителей, так и среди признанных мэтров фотографии есть те, кто предпочитает использовать в своих работах то или иное колористическое решение. Например, Джимми Нельсон снимает в пастельных тонах, Себастьян Сальдаго — исключительно чёрно-белые фотографии, а Стив МакКарри — наоборот, ярый приверженец цветной съёмки. Каждый из вариантов цветового решения снимка имеет свои плюсы и свою эстетику, так почему бы не использовать их для создания более эффектных фотографий?
Подход к чёрно-белой съёмке у каждого может быть сугубо индивидуальным. Одни предпочитают снимать в цвете, а затем при помощи Lightroom преобразовывать фотографию в чёрно-белое изображение или изображение в пастельных тонах. Другие придерживаются фотосъёмки чёрно-белых изображений, что называется «сразу из камеры» без последующей постобработки. И в том и в другом способе есть свои преимущества. Но в этой статье я буду рассматривать цветную фотосъёмку с последующим преобразованием фотографий в чёрно-белые или пастельные тона посредством графического редактора.
Итак, как же сделать выбор: какой будет ваша фотография — цветной, в пастельных тонах или чёрно-белой? Это довольно просто. Достаточно ответить на три несложных вопроса:
- Помогает ли цвет раскрыть или дополнить историю, которую вы хотите рассказать своей фотографией?
- Помогает ли цвет выделить ключевые элементы снимка (или отделить одни элементы от других)?
- Цвет отвлекает зрителя, мешает сосредоточиться на ключевых элементах и вносит дисгармонию?
Делайте фотографию цветной, если на первый вопрос вы ответили «Да»
Фотографию ниже можно было бы сделать чёрно-белой, но тогда она не смогла бы передать зрителю то, что хотел показать автор. Розовое одеяние этих монахов в Мьянме — единственное в своём роде во всём буддийском мире. В этом случае цвет содержит полезную культурную информацию, необходимую для раскрытия образа или истории, рассказываемой фотографией. Именно поэтому её следует оставить «как есть» то есть в цвете. Переведя эту фотографию в чёрно-белый цвет, мы потеряем существенную часть информации, содержащейся в изображении, и получим лишь кадр с тремя маленькими буддийскими послушниками.
Следующая фотография была сделана в «Голубом городе» в Шавене, Марокко. Одного взгляда, брошенного на снимок, будет достаточно, чтобы понять, где он был сделан из-за уникального цвета стен и восточного колорита. В этом случае фотография также будет более эффектной и информативной в полноцветном варианте.
Делайте фотографию цветной, если на второй вопрос вы ответили «Да»
Взгляните на цветную фотографию ниже, а затем на её чёрно-белую версию:
Фигура человека на чёрно-белом варианте фотографии практически сливается с фоном, что усложняет восприятие изображения. В этом и аналогичных случаях цвет служит инструментом для выделения объектов съёмки, отделения их друг от друга или фона. Поэтому эту фотографию целесообразно делать полноцветной.
Делайте фотографию чёрно-белой, если на первый и второй вопросы вы ответили
«Нет»
Если изображение само по себе способно донести зрителю то, что хотел бы донести фотограф (как, например, на фото, которое вы видите выше), оно не нуждается в цвете. Я считаю большой удачей, когда чёрно-белая фотография получается законченной и информативной. Но, как мы видели из примеров, рассмотренных ранее в статье, иногда чёрно-белая фотография может быть неэффектной и неэстетичной.
С фотографией ниже ситуация аналогичная. Добавление цвета изображению не делает ничего для улучшения его эстетичности или информативности. Также нет необходимости отделять при помощи цвета верблюда от фона.
А вот ещё один пример:
В оригинальной (цветной) версии снимка пёстрый фон, образованный разноцветной одеждой людей, сильно отвлекает взгляд зрителя от лица девочки. Поэтому эта фотография лучше всего смотрится в чёрно-белом варианте.
Конвертируйте фотографию в изображение в пастельных тонах, если на третий вопрос вы ответили «Нет»
Взгляните на полноцветную фотографию ниже:
Яркие пятна одежды и сувениров отвлекают взгляд и делают изображение достаточно пёстрым. Что делать? Давайте попробуем конвертировать его в чёрно-белый вариант и оценить полученный результат:
Проблема, кажется, решена — в глазах уже не рябит, но теперь все элементы изображения сливаются (особенно на переднем плане), что тоже не очень хорошо для фотографии. Значит, чёрно-белый режим этому кадру также не подходит. Давайте попробуем при помощи графического редактора уменьшить насыщенность цветов:
На мой взгляд, этот вариант цветового решения даёт самый лучший результат. Пастельные тона позволяют выделять объекты съёмки от фона, при этом не слишком отвлекая взгляд зрителя и не делая фотографию пёстрой.
В следующей статье я рассмотрю тему цветовой градации и съёмки в чёрно-белом режиме. Следите за обновлениями!
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Для меня фотография — страсть всей моей жизни. Я всегда в поиске самых интересных тем, новостей и направлений в фотографии, и стремлюсь поделиться ими с вами, наши читатели. Буду рад видеть вас в моём Instagram: @spp_alex_spp
Черно белая магия. Несколько небольших советов и много примеров.
Эта статья, больше о примерах хороших черно белых фотографий, чем о технике съемки и обработке. Но и советы, пусть простенькие могут оказаться весьма полезными.
Снимайте в RAW, цвете и с низким ISO
Для черно белой фотографии съемка в RAW не менее важна чем для цветной, а возможно даже более. Связано это все с тем же количеством информации сохраненной в RAW файле, по сравнению с JPEG и важностью ее для последующей обработки. Если же вы по каким либо причинам можете делать кадр только в JPEG — делайте полноцветный. Не выбирайте режим ЧБ внутри камеры. Изначально цветное фото в JPEG сохранит в себе больше информации для последующей обработки, чем черно белый JPEG. К тому же, если предполагаете что кадр в конечном итоге будет переведен в черно белый — используйте наименьшее из возможных ISO. Шум от высоких значений ISO на черно белой фотографии будет особенно заметен, хотя иногда это наоборот создаст эффект пленочной зернистости и будет на руку. Но эффект можно добавить потом, а удалить шум уже сложнее.
Что важно для черно белой фотографии?
Обычно, выразительность черно белого снимка достигается наоборот через высокий контраст светов и теней. Например это может быть единственный точечный источник света в студии. Но не смотря на это многие фотографы предпочитают делать черно белые снимки тогда, когда сцена малоконтрастна. Основой черно белого фото служит сочетание светлого и темного в кадре. Поэтому хороший черно белый снимок можно сделать и тогда, когда свет для «цветного» фотографа не интересен и скучен.
Другой важдый момент, о котором следует помнить это формы и текстуры. В цветной фотографии цвет и тональные переходы привлекают больше внимания, оттягивая его от формы, рельефа и текстуры объекта съемки. В ЧБ это наоборот выходит на первый план. Если вы снимаете джинсовую ткань, то в цветной фотографии вы первым делом обратите внимание на их цвет, а в черно белой на передний план выйдет структура джинсовой ткани, отдельно торчащие ниточки на разрывах, складка на ткани и т.п.
Небольшой совет для черно белых пейзажей — обращайте больше внимания на небо. Чем более фактурное небо (красивые облака и т.п ) тем более привлекательным будет снимок. Черно белый пейзаж с однотонным невыразительным небом как правило скучен, если нет ярко выраженного акцента на чем то другом.
Учитесь видеть мир в черно белом свете.
Если вы хотите сделать ЧБ снимок, обратите внимание прежде всего на то, что для него важно. Снимая цветок — смотрите не на его цвет, а на текстуру и форму лепестков. Снимая портрет — не на цвет волос и лица, а на морщины и волосы и т.п. Это требует хорошего воображения. Но есть и технический секрет. Переведите камеру в режим RAW и съемку черно белой фотографии. Когда вы сделаете кадр, то на дисплее камеры вы увидите черно белое превью. Но сам raw файл при этом «цветной». То есть загрузив свой кадр в RAW конвертор, вы сможете конвертировать его как в ЧБ, так и в цветной снимок.
Ну и на последок, для вдохновения, подборка черно белых снимков от Smashing Magazine
Рустам Хаджибаев: как снимать черно-белые фото
С черно-белой гаммы началась история фотографии. Но и теперь, спустя долгое время после того как камеры «научились» передавать цвета, монохромный снимок никуда не делся. Черно-белые кадры часто получаются более стильными, выразительными, интимными… Рустам Хаджибаев, амбассадор Nikon и свободный фотограф с 15-летним стажем, специализирующийся на свадьбах, love story и романических путешествиях, делится советами и рассказывает, что нужно для идеальной монохромной фотографии.
Если речь идет о цифровой съемке, то практически всегда мы делаем фотографию в цвете и только после переводим ее в черно-белый. Однако еще до того как спустить затвор, нужно иметь в голове представление, какой снимок получится на выходе – цветной или монохромный.
В первом случае одним из главных «игроков» в кадре будет именно цвет, ведь зритель в первую очередь обращает внимание именно на цветовые акценты. Лишив снимок этого, мы обнажаем его суть, избегаем отвлекающих деталей.
Когда вы смотрите на цветной портрет, то первым делом обращаете внимание на цвет глаз, кожи, одежды. На черно-белой же фотографии сразу получается считать мысль, которая прячется в глазах модели и которую закладывает фотограф в свою работу. Поэтому такие снимки кажутся нам более откровенными и личными.
В черно-белой фотографии ведущая роль переходит к свету и рисунку, который он создает.
Я работаю с естественным светом или уличным освещением. Чаще всего использую контровый свет – он позволяет добиться яркой и эффектной контрастной картинки. Неплохие снимки получаются и с переднебоковым светом.
Но из любого правила есть исключения, особенно, когда речь идет о фотографии. Иногда случается и так, что идеального результата можно добиться при фронтальном свете. Возьмем, например, причудливый теневой рисунок, который оставляют ветви деревьев на светлой стене. Запечатлеть этот рисунок на фотографии получится, только если солнце находится за спиной фотографа.
Еще одно вполне допустимое «нарушение» правил из учебников по фотографии – работа под зенитным солнцем. Такой свет – яркий, направленный ровно сверху, отлично работает на городских съемках. Солнце заливает улицы, обеспечивает красивые отражения в стеклах витрин, создает удивительную игру света – все это можно и нужно использовать.
Графика
Иногда главную роль играет графика. Когда видите четкий и интересный контрастный рисунок, смело делайте черно-белую фотографию. Это поможет даже случаях, когда нет направленного света.
Фактура поверхностей – тоже часть графики. Например, грубая ткань или ветхая рельефная стена – в цвете они, скорее всего, получатся плоскими и неинтересными, а на монохромном снимке преобразятся.
Спецэффекты
Изобразительности помогают добиться дым или туман. Они обеспечат объем, добавят изображению глубины. Легкая взвесь в воздухе подчеркивает тональную перспективу: предметы, расположенные вдалеке, словно растворяются в воздухе. Хорошо, когда тональная перспектива и линейная работают одновременно.
Когда воздух идеально прозрачен, на снимке его нет, он никак не «работает». А если пространство задымляется, оно преображается моментально. Свет и тени становятся мягкими, идеальными для любой фотографии и в том числе портретной.
В работе я часто использую дымовые шашки. Они необходимы, например, для съемки в лесу в яркий солнечный день, когда свет жесткий.
Завораживает рисунок из четких длинных теней и ярких световых столбов, который образуют солнечные лучи, проникая сквозь листья и ветви деревьев. И проявляется этот рисунок именно благодаря дыму – обычный солнечный лес превращается в таинственное и прекрасное пространство.
Рустам Хаджибаев – фотограф, снимающий все, что касается взаимоотношений двух любящих людей: свадьбы, свадебные путешествия и love story. Самое важное для него в работе – непосредственное общение с людьми и возможность видеть их реакцию на то, что он делает.
Первой камерой Рустама был маленький пленочный аппарат «Смена-8М», потом был зеркальный «Зенит». Затем, по словам Рустама, он начал «бредить камерами», долгие годы мечтал купить Nikon F2. Так, история Рустама и Nikon длится уже 30 лет. Сегодня фотограф является амбассадором Nikon в России.
Учиться фотографии Рустам начал самостоятельно в детстве, записался в фотографический кружок в Дом Пионеров. Руководитель кружка научил мальчика азам фотографии и тому, что Рустам теперь считает самым главным для фотографа – пониманию того, как работает свет.
Важным шагом на пути к свадебной фотографии для Рустама было преодоление стеснительности. Это была чудовищная борьба с собой, фотограф долго шел к тому, чтобы сломать этот барьер и научиться общаться с людьми.
Рустам не участвует в конкурсах свадебный фотографии, так как убежден, что это лишь способ найти новых клиентов. Он заказчиков не ищет, так как его клиенты «происходят от клиентов предыдущих».
Источником вдохновения для Рустама являются путешествия и искусство, и особенно кино. «Я уверен, что любое кино – свадебное. В любом жанре присутствуют отношения мужчины и женщины», — говорит Рустам.