Штатив в фотосъемке
Использование штатива в фотосъемке
В самых разных направлениях фотографии использование штатива помогает добиваться отличного результата благодаря точному контролю над процессом съемки, хорошей стабилизации камеры и некоторым дополнительным возможностям, не доступным при съемке с рук.
Из данной статьи вы узнаете о том, зачем и как использовать штатив, чтобы упростить процесс съемки и добиться лучшего результата.
Многие начинающие фотографы предпочитают не использовать штатив, считая, что это неудобный, тяжелый инструмент, который затрудняет передвижение и ограничивает творческие возможности. Это не совсем так. Поначалу штатив действительно может казаться вам неповоротливой штукой, замедляющей процесс съемки. Однако со временем вы привыкните обращаться с ним достаточно изящно и быстро настраивать нужное положение камеры. С этого момента штатив перестанет быть для вас «третьей ногой», превратившись в незаменимый инструмент в самых разных направлениях фотосъемки.
Пейзажная и архитектурная фотография
Отправляясь на съемку пейзажей или архитектуры, обязательно берите с собой штатив. Данные направления в фотографии не требуют спешки, даже наоборот терпение не редко помогает получить особенно хорошие снимки. Например, снимая пейзаж, часто приходится ждать удачного освещения.
Если вы будете держать камеру с крупным телеобъективом в руках, пока солнце не покажется из-за облаков или пока на городской улице люди не выйдут из кадра, когда наступит долгожданный момент, ваши руки будут достаточно сильно дрожать от усталости, что снизит четкость изображения.
Вместо того чтобы превращать съемку в тренировку на выносливость, рискуя испортить ценные снимки, возьмите штатив — он позволит вам сконцентрировать внимание на условиях: выбрать хороший ракурс и композицию, по возможности выставить настройки и приготовиться к тому, чтобы сделать заветный кадр.
Некоторые известные фотографы-пейзажисты, поставив фотоаппарат на штатив, часами ждут идеальных условий, чтобы получить по-настоящему превосходный снимок.
Есть еще одно важное преимущество использования штатива, также связанное с условиями. Иногда погода, особенно при съемке в горах, может быть весьма неблагоприятной. Неутихающие порывы ветра делают съемку с рук практически невозможной. В такие моменты поможет штатив, большинство из которых оборудовано крюком, на него можно повесть фотосумку с объективами, или специальной емкостью, которую можно наполнить, например, камнями для утяжеления.
Также существует несколько специфичных направлений, для которых использование штатива вообще является обязательным условием, это: ночная съемка, панорамная и HDR (широкий динамический диапазон) фотография.
Во время ночной съемки количество света очень ограничено, поэтому приходится значительно увеличивать выдержку, достаточно часто — до нескольких минут, а при съемке с рук на выдержке длиннее, чем 1/15, уже начинает проявляться потеря четкости. Также в ночной съемке штатив помогает добиваться красивых эффектов, таких как на этом снимке:
Во время панорамной и HDR (широкий динамический диапазон) съемки делается несколько снимков, которые впоследствии превращаются в одно изображение. Для того чтобы упростить сведение и повысить качество итоговой фотографии, обязательно используйте штатив.
Хорошая, удобная головка штатива и наличие встроенного уровня (инструмент для проверки угла наклона) позволят вам получить полный контроль над процессом. Важно отметить, что штативы с шаровой головкой плохо подходят для панорамной съемки — они не позволяют точно регулировать смещение и допускают одновременное изменение наклона камеры по горизонтали и вертикали, что может привести к пропуску участка.
Предметная фотография и макросъемка
Предметная фотография не терпит спешки даже в большей степени, чем пейзажная. Качество достигается за счет точности настройки и аккуратности. Преимущество предметной фотографии – практически полная независимость от условий, в том числе от освещения благодаря искусственным источникам света. Если света достаточно для использования короткой выдержки, зачем же нужен штатив? Однако он действительно нужен.
Штатив дает вам важнейшее преимущество во время предметной (и макро) съемки – он освобождает руки, позволяя полностью погрузиться в процесс и экспериментировать, не отвлекаясь на камеру. К тому же, если речь идет о съемке насекомых, штатив поможет не спугнуть объект или, например, не стоять самому в опасной близости к муравейнику.
В макросъемке помимо стандартных используются специальные штативы с рельсовой головкой, позволяющей производить высокоточное наведение на резкость, а также макромеха (которые, по сути, являются сложным штативом) для особенно сильного увеличения.
Съемка людей
Портретная фотография, пожалуй, наиболее далека от использования штатива. Съемка происходит достаточно динамично, иногда, даже импульсивно. Удачным может оказаться мимолетный взгляд или случайная поза модели, поэтому для фотографа так важно не выпускать камеру из рук, чтобы сильнее ощущать контакт и не пропустить ценные кадры.
Тем не менее, портретному фотографу желательно иметь штатив среди своих фото аксессуаров. При съемке в условиях плохого освещения штатив может быть весьма полезен. Конечно, в отличие от пейзажной фотографии, во время съемки портретов существуют некоторые ограничения.
Нельзя просто поставить выдержку в несколько десятков секунд, потому что вместе с правильной экспозицией вы получите приведение вместо модели. Однако наличие штатива позволит вам с большей уверенностью использовать предельно низкие для портретной съемки выдержки (1/15, 1/8), благодаря тому, что не будет тряски от рук.
Также некоторые фотографы считают, что штатив способствует развитию мастерства, потому что он дисциплинирует: заставляет лучше продумывать ракурс и композицию, учит держать процесс под контролем, а не превращать портретную съемку в случайность. Это особенно важно, если речь идет о коммерческой съемке.
Если говорить о репортажной съемке, то очень удобным может быть использование монопода (штатив с одной опорой). Этот вид штатива позволяет снизить тряску, и при этом он достаточно компактен, легок. Монопод позволяет быстро изменять ракурс съемки и уменьшить нагрузку на руки, что особенно важно при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.
Альтернатива штативу в фотосъемке
Штатив хорошее подспорье для фотографа, но при его отсутствии можно также получить четкие и интересные кадры. Какая альтернатива штативу в фотосъемке существует, чем хороши монопод и электронный стабилизатор, как правильно настроить фотоаппарат, какие приемы помогают избегать смазанных кадров.
Приспособления, заменяющие штатив
Ниже мы перечислим чем можно заменить штатив.
Монопод
Если при фотосъемке штатива нет, или фотограф не взял его, но под рукой есть монопод, можно использовать его для фиксирования фотоаппарата. Такая альтернатива классической треноге имеет ряд преимуществ.
Чем моноподы лучше обычных штативов:
Вес обычного штатива – 1-15 килограммов. Некоторые модели моноподов весят всего 600-800 граммов. Это особенно чувствуется в дальних поездках и путешествиях. Когда с собой приходится носить тяжелый фотоаппарат с оптикой, лишние килограммы фотоштатива становятся настоящим испытанием. При этом треногу не всегда удобно устанавливать на различные поверхности. В таком случае монопод, в качестве альтернативы штативу, действительно выручает.
Фотоштатив не только тяжелый, но и достаточно громоздкий. Каждый раз его нужно собирать и настраивать под конкретные условия фотосъемки. На это приходится тратить время и силы.
На что обратить внимание при выборе
Важно в первую очередь решить, для чего будет использоваться этот аксессуар. Исходя из этого можно выбрать подходящую модель. Так не стоит забывать, что самые легкие моноподы предназначены для легких фокамер. От этого зависит безопасность фотоаппарата и возможность достигнуть желаемого результата. Узнать, на какой максимальный вес рассчитано устройство можно из его технических характеристик.
Способен ли монопод стать равноценной заменой
Несмотря на свое удобство, такая альтернатива не способна полностью заменить фотоштатив. Например, он незаменим при фотосъемке на длиннофокусную оптику или при долгой студийной работе. Только крепкий штатив выдержит тяжелый фотоаппарат, полностью исключит смазывание при настройке максимально длинной выдержки. Если фотокамера весит больше 5 килограммов, лучше предпочесть классическую треногу. Так дорогая техника точно не разобьется при падении с опоры.
Зато монопод незаменим при необходимости быстро и часто перемещаться, работать в стесненных условиях, где штатив некуда установить. Даже фотокорреспонденты и фотографы, снимающие соревнования, часто отдают предпочтение моноподам. Таким образом, он может стать достойной альтернативой классическому фотоштативу, но не может полностью его заменить.
Электронный стабилизатор
Если приходится осуществлять фотосъемку с рук, необходимо установить выдержку, равную 1/фокусное расстояние. Это предел. Установив более длинную выдержку, фотограф наверняка получит шевеленку. Однако электронный стабилизатор меняет ситуацию. Например, если фотосъемка осуществляется на фокусном расстоянии 200 мм, можно устанавливать выдержку до 1/60 (вместо 1/200 при отсутствии стабилизатора).
Таким устройством сейчас оснащены многие фотоаппараты и объективы. Причем не только профессиональные, но и любительские. Куда будет вмонтирован стабилизатор, зависит от производителя оборудования. Pentax, Olympus, Sony монтируют его прямо в матрицу фотокамеры. Canon и Nikon – в оптику. Первый вариант хорош дешевизной и универсальностью, второй – качеством и надежностью.
Узнать, есть ли в объективе или фотоаппарате такое устройство можно по специальной маркировке. У Canon оно обозначается IS (Image Stabilization), у Nikon – VR (Vibration Reduction), у Tamron – VC (Vibration Compensation). При этом суть действия у них одинаковая.
Электронный стабилизатор – хорошая альтернатива фотоштативу, и порой он просто незаменим. Особенно это касается фотосъемки на объективы с длиннофокусным расстоянием. Без электронного стабилизатора пришлось бы пользоваться штативом или осуществлять фотосъемку только при идеальном освещении будущего кадра.
При работе с портретным или широкоугольным объективом вполне можно обойтись без стабилизации изображения. Кадры и так получатся четкими.
Как включить электронный стабилизатор
Для моделей фотоаппаратов, в которые вмонтировано это устройство, понадобится включить кнопку на фотокамере или найти соответствующую строку в меню. Если стабилизатором оснащена оптика, необходимо перевести специальный рычаг в позицию включено. В мыльницах есть выбор включить или включить при фотосъемке. Второй вариант поможет сэкономить емкость батареи.
Если в работе используется штатив или другая опора, электронный стабилизатор рекомендуется отключать. Как ни странно, в таких условиях он может спровоцировать смазанность фотографии.
Стабилизатор – всего лишь альтернатива фотоштативу, а не спасение в любой ситуации. Он помогает избежать смазанности при фотографировании статичных сцен. Если объекты быстро перемещаются, важно корректно настроить фотоаппарат, а не надеяться на стабилизатор. Лучше всегда делать серию кадров, чтобы наверняка было из чего выбрать.
Советы по настройкам фотоаппарата при отсутствии средств стабилизации
Если нет возможности использовать штатив, особенно важно правильно настроить фотоаппарат.
В этой ситуации главное корректно установить выдержку. Чем она короче, тем больше шансов получить резкую картинку. Как уже говорилось выше, при отсутствии электронного стабилизатора изображения, максимальная выдержка равна 1/фокусное расстояние. Если есть время, лучше поэкспериментировать с настройками, чтобы фото получилось достаточно четким и хорошо освещенным.
Также можно увеличить светочувствительность (ISO). При этом важно следить за количеством цифрового шума. Оно не должно зашкаливать, иначе фотография будет выглядеть некачественной.
В некоторых ситуациях может выручить внешняя вспышка. Она замораживает движение и помогает снимать динамические сцены.
Что еще можно предпринять при отсутствии штатива
Тренога не всегда может оказаться с собой в нужное время. Помимо вышеперечисленных альтернатив фотоштативу, есть еще несколько способов избежать смазанности при работе с фотоаппаратом.
- Крепко держать фотокамеру. Фотографу необходимо принять устойчивую позу, прижать к себе локти с фотоаппаратом и зафиксировать его.
- Хорошо, если рядом найдется точка опоры. Можно опереться о дерево, стену, другой подходящий объект. Так будет проще избежать шевеленки.
- Выбрать удобную позу, чтобы фотоаппарат лишний раз не двигался. Можно присесть, лечь, встать на колени.
- Воспользоваться подходящей опорой для фотокамеры. Подойдет любой ровный, неподвижный и желательно чистый объект. Например, скамейка, пенек, стул. Положив на него фотоаппарат, можно добиться лучшего результата, чем при фотосъемке с рук. Также в этой ситуации можно использовать автоспуск. Так удастся избежать дополнительного движения камеры при нажатии на кнопку спуска.
- Придерживать фотоаппарат и объектив. Это касается работы с крупной и тяжелой оптикой.
- Контролировать дыхание. Можно сделать глубокий вдох перед нажатием на спусковую кнопку или наоборот полностью выдохнуть.
Даже при работе без штатива можно снимать фотографии на длинной выдержке и в условиях плохого освещения. Хорошая альтернатива штативу – монопод. В ряде случаев он даже выигрывает у более тяжелой и громоздкой треноги. Также избежать смазанности помогут корректные настройки фотоаппарата, поиск подручной опоры, правильное положение самого фотографа и электронный стабилизатор.
Штативы для больших фотоаппаратов
Если минимальный вес камеры может быть удивительно небольшим, то максимальный вполне может перевалить за 5 килограмм. Ничего удивительного в этом нет, вместе с объективом и вспышкой вес камеры действительно сильно увеличивается. Удержать такое тяжелое устройство в руках, конечно, можно, но лучше воспользоваться штативом. Мы подобрали несколько качественных штативов, которые рассчитаны на вес камеры от 3 кг, чтобы вы всегда были уверены в том, что штатив послужит надежной опорой и не подведет вас во время съемок.
Этот штатив от компании Manfrotto выдерживает вес до 4 кг. Выполнен он из специального алюминиевого сплава, который предназначен одновременно для достижения прочности, и небольшого веса самого штатива. Сам же Manfrotto весит 1.87 кг. Устойчивость этому штативу обеспечивают три складные телескопические ноги с тремя секциями и центральная штанга. Благодаря им же, в сложенном состоянии высота Manfrotto составляет 55.5см, а в рабочем с центральной штангой 44 см. Таким образом и транспортировка, и хранение штатива осуществляются невероятно просто.
Плюс, ножки штатива имеют 2 уровня наклона.
Есть у Manfrotto MK290LTA3-3W Light и еще одно преимущество: штатив оснащен полным комплектом необходимых аксессуаров. Это и сменная площадка, и голова с возможностью замены.
Наконечники ножек Manfrotto выполнены с учетом устойчивости на любой поверхности, чтобы ни ветер, ни песок не были им страшны. Удобный, компактный и выносливый — это три характеристики, которыми можно с уверенностью описать этот штатив.
Компания Sirui давно привлекла внимание фотографов своей линейкой товаров, в особенности, штативов. Особенный интерес многих вызывает модель Sirui T-025X как сочетание легкого и крайне выносливого штатива. Вес, который способен выдержать Sirui достигает 6 килограммов, сам же он при этом весит всего 0.7кг. В этом особую роль сыграл материал — прочный углепластик, который обеспечивает легкость.
В сложенном состоянии этот штатив также невелик, его длина равна 53.5кг. Иными словами, если вы ищете средство на все случаи жизни, да еще и идеальное в транспортировке, то Sirui T-025X вас не разочарует.
Максимальная рабочая высота составляет 130.5 см. Это обеспечивает ему легкость, однако, для высоких фотографов этот штатив все-таки станет не самым лучшим выбором. Тем не менее, если вас устраивает его высота, то он достоин внимания. В комплект входит штативная головка C-10KS с возможностью замены и сменная площадка. Штативные ножки состоят из пяти секций, что и помогает достичь такого компактного размера. При этом, все крепления надежны и выполнены из материалов высочайшего качества. Впрочем, чего еще ожидать от Sirui?
Еще один образец качественного штатива от Sirui, это Sirui ET-2004+E-20. Данный штатив выдерживает нагрузку в 12 килограммов и относится к числу профессиональных аксессуаров. Разумеется, в комплект входит съемная штативная голова E-20. Весит этот штатив 1.6 кг, некоторым он может показаться довольно тяжелым, но в данном случае это полностью окупается его устойчивостью и конечно, выносливостью. Корпус выполнен из авиационного алюминиевого сплава, что гарантирует долговечность штатива.
Устойчивость обеспечивают три ножки с четырьмя секциями каждая. Прочные крепления фиксируют любую нужную вам высоту. Кстати, максимальная рабочая высота с центральной штангой составляет 145см, но, используя обе штанги из комплекта можно увеличить ее до 175 см. В сложенном виде длина штатива составляет 50 см, что по сравнению со многими аналогами является качественным преимуществом. Помимо штативной головы, в комплект входят сменная площадка и уровень. А для удобной транспортировки предназначен специальный чехол. Sirui ET-2004+E-20 — это качественный и профессиональный штатив. Он подойдет даже для самой тяжелой аппаратуры, потому использовать его можно как в студии, так и на выездных съемках. В любую погоду он останется устойчивым и справится со своими задачами.
Штатив от Kingjoy из алюминиевого сплава предназначен для устройств весом до 10 килограммов. Он невероятно функционален и удобен, что для фотографа немаловажно. Одна из особенностей этой модели штатива — это отсоединяемая штанга, которую можно использовать в качестве монопода. Каждая ножка штатива имеет три секции и прочные крепления. При этом, максимальная рабочая высота составляет 135см, минимальная — 47см. Все это весьма впечатляет, поскольку в сложенном виде длина этого штатива всего 37см. Это делает его крайне компактным и удобным для транспортировки. Сам же штатив весит 1.2кг, поскольку корпус выполнен из алюминиевого сплава.
Этот штатив от Kingjoy относится к числу бюджетных устройств, потому подойдет как для любителей, так и для профессионалов. Благодаря своей конструкции и прочным материалам, он выдерживает суровые погодные условия, обеспечивая стабилизацию изображения при выездных съемках, независимо от вашего расположения. Он уверенно стоит на ровной, наклонной или скользкой поверхности.
Даже крупной технике иногда необходим легкий и небольшой штатив. Gizomos GXG-215P, возможно и не подойдет для совсем крупных камер со вспышкой, батарейным блоком и телеобъективом, но камеру средней тяжести он выдержит и справится со своими задачами на отлично. Допустимый вес для этого аксессуара — это 4 килограмма. Но пожалуй, самая впечатляющая его характеристика — это необычайно легкий вес. Штатив Gizomos GXG-215P весит всего 750г, а в сложенном виде его длина составляет 25 см. Такой штатив можно запросто брать с собой в любые поездки, на уличные съемки и в студию. Он идеально подходит для видеоблоггеров и позволяет снимать как на фотокамеру, так и на смартфон. Корпус выполнен из прочного алюминиевого сплава, а в комплект входит штативная головка. Что особенно удобно, минимальная рабочая высота Gizomos GXG-215P это 26 см, то есть вы сможете снимать с любой поверхности. Ну а если вы предпочитаете поставить штатив на пол — это тоже не проблема, мало того, что рабочая высота достигает 166см, так еще и прорезиненные ножки предотвращают скольжение устройства по гладкой поверхности.
Вернемся к штативам из углепластика, ведь этот материал заслуживает внимания. Он отлично выдерживает даже самые суровые погодные условия и особенно хорош для съемок во время дождей или в холод. А штатив, о котором мы расскажем — это Cullmann Concept One 628C. Он способен выдерживать нагрузку до 7 килограммов и в силу соотношения цены и своих характеристик является одним из лучших вариантов для профессионалов. В комплект не входит ни штативная голова, ни сменная площадка, но эти аксессуары вполне можно приобрести отдельно. Ножки штатива имеют по 4 секции, таким образом обеспечивается рабочая высота в 145см. Благодаря центральной штанге вы можете без труда увеличить высоту до 175см. Минимальная же высота составляет всего 17см. Это весьма удобно для различных типов съемок так что, если вы любите экспериментировать с жанрами, то Cullmann Concept One для этого идеально подойдет. В сложенном состоянии штатив уменьшается до 48см, а весит он 1,5кг. По цене он относится к категории профессиональной техники, однако вместе со штативом от Cullmann вы получите гарантию долгой и уверенной службы.
Последний штатив идеально подходит для любителей съемок на природе. Недаром он называется Green Line, ведь весь корпус имеет приятный зеленый цвет. Falcon Eyes Green Line выдерживает нагрузку до 10 килограммов.
Сам же штатив весит 1.47кг, за счет алюминиевого корпуса и центральной штанги. Последняя позволяет повысить максимальную рабочую высоту до 155см. Минимальная же составляет 22.5см. Штатив имеет три ножки с прорезиненными наконечниками, которые вполне можно менять, если вы собираетесь снимать на льду или на песчаной поверхности. Тем не менее, и оригинальные ножки отлично справляются с задачей на выездных съемках. Каждая ножка имеет по 4 секции с удобными креплениями. В комлект же, помимо самого штатива и центральной штанги входит сменная площадка. В конструкцию Falcon Eyes Green Line включена штативная головка, которая не подлежит замене. Это обязательно стоит учитывать при приобретении штатива. Ну а в сложенном состоянии Falcon Eyes Green Line имеет довольно компактную длину — 43см.
Использование штатива в предметной съемке
Предметная фотография по-своему сложный жанр. В нём много нюансов различных приёмов и стилей съёмки. Создать качественное фото в предметке, как и в любом другом жанре, невозможно без специальных инструментов. Первостепенную важность, конечно же, имеет камера и объектив.
Для работы понадобится хороший фотоаппарат любительского или профессионального класса. Мыльницей тоже можно сделать хорошее фото, но исключительно для себя или для друзей. Для коммерческой работы компакты не подойдут. Необходимо устройство как минимум с 1-дюймовой или MFT-матрицей. В идеале надо использовать APS-C или полнокадровую камеру.
Оптика не менее важна, чем камера. Объектив должен иметь возможность фотографировать предметы крупным планом. При работе с особо мелкими объектами, такими как украшения, аксессуары или мелкая электроника, понадобится специальный макрообъектив или хотя бы макрокольца. Если вы не хотите сразу тратить много денег на специальное оборудование для макросъёмки, прочтите нашу статью: «Бюджетные решения для макросъёмки».
После подготовки камеры и оптики для крупных планов предметной фотографии, нужно подумать о штативе, потому что без него ничего хорошего не получится. Выбрать штатив для фотоаппарата не сложно. Выбор зависит от конкретных задач, а в предметной фотографии они специфические. Вам нужно иметь возможность размещать камеру не только перед предметным столом, но и над ним, а сделать это можно только при помощи поворотной штанги. С этим определились. Отбрасываем все штативы без поворотной штанги. При этом вы сможете использовать такую модель для любой другой съёмки, так что он достаточно универсален.
Далее при выборе штатива нужно обратить внимание на головку. Их бывает множество видов в зависимости от назначения и ценовой категории. Тут уж нужно выбирать исходя из бюджета, выделенного на организацию предметной съёмки. Шаровая голова вряд ли будет удобнее обычной, так как во время изменения ракурса не нужно будет выполнять наклоны влево и вправо. Как правило, предметы снимают с соблюдением горизонтального положения камеры. Голову берём обычную, но достаточно прочную, чтобы она выдержала вашу камеру с большой оптикой и удобно управлялась.
Также штатив для камеры должен быть достаточно тяжёлым. Это придаст ему устойчивости. При создании нескольких снимков с различной экспозицией и работе с макрорельсами. Выбирайте максимально прочный и тяжёлый штатив.
Раз уж мы упомянули макрорельсы, то вкратце рассмотрим, что это такое. При съёмке мелких объектов фокусироваться приходится на очень близком расстоянии. Из-за этого глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) становится очень маленькой и весь объект не может оказаться в фокусе. Камера фокусируется только на небольшой его части. Чтобы расширить зону резкости делают несколько кадров с фокусировкой на различных частях, а потом объединяют снимки в графическом редакторе. Казалось бы, можно просто слегка смещать фокус вращая кольцо фокусировки, но при этом изменяется перспектива и полученные кадры плохо стыкуются, создавая артефакты и нерезкие зоны. Поэтому смещать положение фокусировочной группы в объективе нельзя. Нужно смещать саму камеру. И тут на помощь приходят макрорельсы. Они оборудованы специальными рукоятками, вращение которых позволяет сместить камеру на миллиметры. Макрорельсы по сути являются одним из типов голов или дополнением к головке для штатива.
Также в предметной фотографии играет большую роль освещение. Можно обойтись светом из окна и отражателями, но это приемлемо если вы снимаете натюрморт или что-то в этом стиле. При работе с мелкими объектами будет удобно снимать в лайткубе, но универсальным решением является использование вспышек. Как минимум одна внешняя вспышка и отражатель позволят создать приемлемое освещение для сцены, но вспышку следует крепить не на камеру. Схему освещения могут быть различными и тут также поможет штатив. Для вспышки не обязательно использовать специальные стойки. Вспышка совершенно неподвижна во время съёмки и будет стоять так, как вы её установите.
Существуют варианты штативов с крюком между ног. На него можно повесить свой рюкзак или любой утяжелитель, который добавит устойчивости вашей установке.
Имея всё необходимое нужно организовать пространство для съёмки. Определитесь с фоном. Если нужен только объект съёмки на нейтральном фоне, используйте плотную белую бумагу формата А1 или специальные фоны для фотосъёмки. Постройте схему освещения. Пробуйте разные варианты, даже самое неординарно решение может оказаться идеальным именно для вашего объекта съёмки. Закрепите камеру на штативе и выберите ракурс, работая наклоном головки и штанги штатива. Определитесь с тем, насколько должен быть крупный план. Если вы выполняете работу для заказчика, то следует уточнить этот нюанс у него. Вы должны чётко знать, как именно фотографировать. Попросите показать примеры фотографий, на которые вы будите ровняться. Так будет проще найти общий язык.
Если вам нужно сделать фотографии объекта с разных сторон, постарайтесь использовать поворотный стол. Так вы сэкономите много времени. Вам не придётся выполнять фокусировку после каждого поворота. Снимки получатся более качественными и стабильными, что будет свидетельствовать о профессиональном подходе.
В заключении отметим, что, если вы хотите заняться предметной фотографией, покупайте как можно более качественное оборудование в рамках своего бюджета. Это утверждение актуально для всех жанров, но в предметке вы особенно зависите от устойчивости штатива и его функциональности. Вы можете использовать естественный свет или свет от ламп накаливания, исключив вспышку, можете сделать макрообъектив из любой своей оптики, но фотографировать мелкие объекты и получать наилучшую резкость снимая с рук не получится, поэтому штатив и головка играют большую роль в этом жанре.
Съемка со штатива
Съемка со штатива
По возможности старайтесь обеспечивать камере неподвижность, например, используйте штатив. Для компактных камер можно приобрести мини-штатив или струбцину. Штатив — очень хорошая и полезная принадлежность для увлеченного фотографа. Он позволяет избавиться от «шевеленки», а также улучшает резкость снимка (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Съемка со штатива позволит избежать «шевеленки»
Съемка со штативом дисциплинирует фотографа и заставляет более продуманно выбирать и компоновать кадры. Кроме того, штатив незаменим при панорамной съемке. Когда будете устанавливать камеру на штатив, воспользуйтесь возможностью автоспуска. Установите таймер автоспуска на нужное время (обычно — 2 или 10 с, в зависимости от модели камеры возможна регулировка длительности). Автоспуск избавит кадр от «шевеленки». Если вы снимаете в условиях, когда штатив применить невозможно — постоянно приходится перемещаться, штатив может мешать окружающим, — на помощь придет монопод. Он удобен тем, что не занимает много места, никому не мешает и его несложно мгновенно переставить на другое место. Но по своей устойчивости монопод не заменит штатив. Каждый человек, взявший в руки фотокамеру, наверняка слышал, что существуют такие термины, как выдержка и диафрагма. Правда, в самом начале фотопрактики далеко не все владельцы «цифровиков» стараются выяснить, для чего вообще все это нужно. Гораздо проще довериться кнопке Авто, и «шедевр» готов. Что-то приемлемое, безусловно, на снимке получится (при современных возможностях цифровых фотокамер), однако вы получите гораздо более гибкий контроль над процессом съемки и намного лучший результат, если будете четко понимать и разберетесь с ключевыми терминами фотографии — выдержкой и диафрагмой. Автоматика, конечно, штука удобная, но не всегда надежная и предсказуемая.
Похожие главы из других книг
Съемка в горах
Съемка в горах Съемка в горах – наверное, самый увлекательный вид съемки, здесь вы можете сделать захватывающие кадры (рис. 7.39). Съемка на свежем воздухе, не испорченном автомобильными выхлопами, для неподготовленного городского жителя может оказаться непростой задачей.
Ночная съемка
Ночная съемка С наступлением темноты возможности фотографа расширяются. Несмотря на нехватку света и многие сложности, ночная съемка очень интересна. Все вокруг меняется – меняется и подход к делу.Главное – исключить «шевеленку», обеспечив такие съемочные параметры и
Съемка натюрморта
Съемка натюрморта Для съемки нужно подготовить поверхность – основу, на которой вы будете выстраивать натюрморт. Поверхность должна быть устойчивой и надежной, чтобы случайно все не «полетело». Подойдет буквально все: от импровизированного до специального каркасного
Съемка интерьера
Съемка интерьера При съемке интерьера главное – не спешить. Интерьер должен быть гармоничным, аккуратным, без лишних деталей и (по возможности) привлекательным (рис. 9.1). Элементы должны сочетаться, взаимно дополнять друг друга. Не старайтесь охватить сразу все – кадр
Съемка в музеях
Съемка в музеях Фотосъемка в музеях – очень увлекательное занятие: вы унесете с собой все впечатления и сможете наслаждаться произведениями мастеров дома за компьютером, а еще лучше – распечатав снимки (рис. 9.2). Рис. 9.2. Съемка в музееНередко в музеях запрещают
Съемка на выставках
Съемка на выставках Основная проблема съемки на выставках – это посетители, которые будто специально стараются протиснуться между вашим объективом и экспонатами. Часто в кадр попадает чья-то рука, голова и т. д. Кроме того, в самый ответственный момент, когда вы
Съемка дыма
Съемка дыма В качестве источника дыма вы можете использовать сигары и сигареты, разные виды благовоний. Причем характер дыма будет отличаться в зависимости от источника – они будут неодинаково «дымить», плотность дыма также будет разной, поэтому, подбирая разные
4.7.3. Съемка видеоролика
4.7.3. Съемка видеоролика Для съемки видеоролика необходимо перейти в соответствующий режим, нажав на кнопку: Обратите внимание, значок фотоаппарата сменится на значок кинокамеры: По которому следует щелкнуть мышью для запуска съемки видеоролика. После отсчета таймером
Инструмент Съемка
Инструмент Съемка Инструмент Съемка (см. табл. П3.3) используется для создания снимка части или всего экрана. При работе с данным инструментом можно использовать одну из трех предлагаемых возможностей съемки (рис. 3.21). При первом использовании съемки следует поставить
Предметная съемка
Предметная съемка Можно с уверенностью сказать, что данный вид фотографий составляет большую часть практически любого микростокового каталога любого фотобанка (вероятно, потому, что фрукты-овощи и книги немного более сговорчивы в процессе съемки, хотя кто знает).
Съемка и обработка
Съемка и обработка Isolated (изоляция, изолят) – фотография объекта съемки на абсолютно белом фоне; непосредственно белый фон.Time for print, TFP – любимая схема работы фотографа и модели, при которой используется принцип взаимной выгоды без оплаты услуг (модель получает снимки
5.7. Съемка движения
5.7. Съемка движения Движение, остановленное на фотокадре, может выглядеть интересно и эффектно. Основное правило съемки быстро движущихся объектов – короткая выдержка (1/125 или даже 1/250 секунды).• Чтобы установить минимальную выдержку из возможных в данной ситуации, можно
5.9. Фотографа без штатива не бывает
5.9. Фотографа без штатива не бывает Секреткачества многих снимков в том, что они сделаны со штатива. Это несложное устройство лучше всего избавляет от эффекта «смазывания» изображения на фотографии. В цифровых камерах, как правило, имеется резьба под штатив.Современные
6.1. Съемка пейзажа
6.1. Съемка пейзажа О съемке пейзажа профессионал может говорить бесконечно. Эта тема поистине неисчерпаема! Но мы ограничимся лишь самыми практическими
6.2. Съемка людей
6.2. Съемка людей Съемка портрета – задача сложная. Идеальный портрет показывает естественный облик человека в его характерных проявлениях. В отличие от прочих сюжетов, портреты получаются лучше, если снимать их в фотостудии с использованием специального
6.3. Съемка животных
6.3. Съемка животных Готовясь к съемке животных, запаситесь терпением. Это ваш главный инструмент, снимаете ли вы домашнего любимца, ведете ли съемку в зоопарке или занимаетесь фотоохотой на природе.Что интересует зрителя, разглядывающего фотографии животных? Что мы хотим
MARIA ALTYNBAEVA
FOOD PHOTOGRAPHER
КАК ВЫБРАТЬ ШТАТИВ ДЛЯ ФУД-ФОТОГРАФИИ?
Штатив входит в набор оборудования большинства фуд-фотографов. Он помогает делать максимально четкие снимки при любом освещении, дает дополнительные возможности при съемке и часто упрощает работу. Но новичку бывает сложно понять все плюсы работы со штативом и выбрать подходящую для себя модель. Поэтому сегодня поговорим о том, зачем нужен штатив и на что стоит обратить внимание при его покупке.
Штатив — это тренога с площадкой для крепления камеры. Штатив состоит из ног, штативной головки и центральной штанги. Ноги штатива обычно состоят из нескольких секций и могут раскладываться. В бюджетных штативах часто бывают распорки.
Зачем фуд-фотографу нужен штатив?
1. Штатив позволяет делать максимально резкие снимки. Он особенно необходим для съемки на длинных выдержках. Это крайне актуально в осенне-зимний период для тех, кто снимает с естественным светом. Света становится мало, поэтому на камере приходится выставлять длинные выдержки (например, 1/80 и длиннее). Если на таких выдержках снимать с рук, то камера успеет почувствовать даже легкое движение тела фотографа, и снимок получится нечетким.
Этот снимок был сделан в очень пасмурную погоду со штатива. Диафрагма f/2.2, ISO 1000, выдержка 1/30 с. При такой выдержке снять качественную фотографию «с рук» нельзя.
Совет: при съемке со штатива лучше установить камеру в режим срабатывания затвора с задержкой 2-10с или пользоваться пультом дистанционного управления. От нажатия на кнопку пальцем камера получает вибрацию, и снимок будет менее четким. За 2-10с вибрация проходит, а при использовании пульта дистанционного управления ее вообще нет.
2. Штатив позволяет сохранить неизменным угол и масштаб съемки. Это нужно, если ты выстраиваешь сложную многопредметную композицию. Очень удобно дорабатывать композицию, когда положение камеры неизменно относительно съемочного стола. Также статичность камеры необходима при съемке серии блюд или продуктов в одинаковой композиции.
3. При съемке с естественным светом, когда камера стоит на штативе, очень удобно строить кадр через режим Live View. Ты увидишь свой будущий снимок на дисплее фотоаппарата и сможешь внести коррективы в композицию и настройки камеры, не делая лишних кадров.
4. Штатив позволяет снять кадр с движением, даже если у тебя нет ассистента. Для этого нужно установить камеру на штатив, построить композицию, настроить задержку срабатывания затвора или взять пульт дистанционного управления камерой. После этого можно сделать последний штрих (например, полить блюдо соусом или взять тарелку в свои же руки). Фотоаппарат сделает кадр либо по истечении времени на таймере, либо по команде пульта.
Кадр был сделан с использованием штатива, на камере была установлена задержка срабатывания затвора 10с. Сама снимаю, сама лью мед.
Как выбрать штатив?
В магазинах продается очень много штативов, и определиться с покупкой бывает нелегко. Поэтому я составила перечень характеристик, на которые стоит обратить внимание при выборе штатива.
- Максимальная нагрузка штатива.
Каждый штатив создан, чтобы выдерживать определенный вес. В технических характеристиках штатива обязательно указывается этот параметр. Нужно, чтобы штатив без проблем выдерживал вес фотоаппарата с объективом. Поэтому перед покупкой узнайте вес своего оборудования и выбирайте штатив под этот вес (лучше с запасом).
- Минимальная и максимальная рабочая высота штатива.
Подумайте, с какой высоты вы чаще всего фотографируете, и выбирайте подходящий штатив. Обычно для фуд-фотографа достаточно максимальной высоты 150-170 см.
- Возможность устанавливать центральную штангу штатива горизонтально.
Эта опция нужна для съемки сверху. Такая возможность встречается у недешевых моделей, но она очень важна для съемки еды.
- Штативная головка.
Это часть штатива, к которой крепится фотоаппарат. У любительских и полупрофессиональных штативов она входит в комплект. Для профессиональных продается отдельно. Основные типы головок — 3D и шаровая. У меня штатив с 3D-головкой. С ней очень удобно работать.
К штативной головке есть три требования. Первое: нужно, чтобы она позволяла быстро поменять положение камеры с горизонтального на вертикальное и наоборот. Второе: штативная головка должна крепко фиксировать фотоаппарат под разными углами. Третье: штативная головка должна быть со съемной крепежной площадкой, чтобы камеру можно было быстро снять со штатива.
При покупке штатива возьми в магазин свою камеру и обязательно проверь эти требования.
Тяжелые штативы более устойчивы. Но если вы планируете носить штатив на съемки, выбирайте не слишком тяжелый вариант.
- Количество секций (колен) на ножках штатива.
Чем больше секций, тем компактнее будет штатив в сложенном состоянии. Поэтому оптимально 3-4 секции.
- Наличие резиновых наконечников на ножках.
Резиновые наконечники на ножках нужны, чтобы штатив не скользил на полу: паркете, ламинате, плитке и т.п.
Я выбрала штатив Manfrotto 290 Dual Kit with 3D Head (MK290DUA3-3W) и своей покупкой очень довольна.
Штатив — это оборудование, которое используется фуд-фотографом достаточно часто. Поэтому, если ты уверен(а), что будешь заниматься фуд-фотографией серьезно, выбирай качественный надежный штатив. Конечно, он стоит недешево, но такое вложение себя оправдает.
Статья была написана для журнала Photo Foodie Magazine, Лето 2016
Хочешь сразу узнавать о новых статьях? Давай дружить в Instagram !
Как фотографировать со штатива
Штатив— это такая штука на трех ногах, на которую при желании и необходимости можно поставить фотоаппарат. Этот аксессуар пользуется достаточной популярностью среди профессиональных фотографов в силу своей простоты, относительной дешевизны и эффективности. Применять его, в принципе, можно практически в любой ситуации. А вот нужно ли? Давайте разбираться.
Что такое штатив
Вообще, штативом называется устройство для удержания фотокамеры в неподвижном состоянии при использовании длинных выдержек.
И совсем не обязательно у штатива должно быть 3 ноги. Порой у него одна нога, и тогда он называется монопод. Штука не слишком эффективная, хотя и места занимает меньше, чем классическая тренога. Останавливаться на моноподе отдельно не будем в силу его низкой эффективности и малой распространенности.
Штатив состоит из 3х ног и крепления для фотокамеры.
Крепления могут быть сделаны в совершенно разных видах. Главная цель- обеспечить не только закрепление фотоаппарата, но и возможность его поворота в вертикальной плоскости.
На картинке внизу- шаровая голова. Один из самых надежных и простых способов обеспечить поворот камеры, закрепленной на штативе.
Когда нужен штатив
В теории фотокамеру нужно ставить на штатив, если выдержка становится больше, чем 1/фокусное расстояние объектива.
Например, вы снимаете на объектив 50мм. Если выдержка составляет 1/50 секунды- можно снимать с рук. Если 1/40, 1/30 и более- то фотокамеру нужно поставить на штатив.
На практике все намного интересней.
Во- первых есть стабилизатор изображения, который позволит избежать применения шатива во многих случаях. Например, при фотосъемке в сумерках.
Во- вторых, на светосильных объективах с рук можно снимать и ночью.
Этот снимок сделан на объектив 50мм 1.8 ночью без штатива. Хотя в теории такое невозможно.
По сути, штатив- средство борьбы со смазом изображения.
Штатив абсолютно необходим лишь в 1 случае- при фотосъемке звезд. Так как тут выдержки составляют более 1 секунды. Неподвижно удержать фотокамеру на таких выдержках невозможно. Без штатива вы получите полностью смазанный кадр. А со штатива- резкий.
Правило съемки со штатива
Оно всего одно- сперва определить ракурс, а уже потом ставить фотоаппарат на штатив. Не наоборот. Иначе Вы приспосабливаете себя под штатив, а не штатив под себя.
С уважение, Виктор Седов.
Школа фотографии BestNewArt
© 2009-2015 «БестНьюАрт» — www.bestnewart.ru
Школа современной фотографии: курсы фотографии, детская школа фотографии, индивидуальное обучение, фототуры, хобби и досуг, уроки обработки фото.
Контакты
школа в ЦАО: 1-й Гончарный переулок, д.7