Шпрагалка по контровому свету
Что собой представляет контровый свет в фотографии и чем он отличается от других?
Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы знаете, что фотография означает светопись, и это, действительно, рисунок с помощью света. Освещение имеет невероятное значение. Умеете ли вы с ним работать? Знаете, какие варианты бывают? Если нет – моя статья вам пригодится.
Обо всем возможном освещении, конечно, рассказывать я сразу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, этот вид не настолько популярен, но также используется и может быть очень выразительным. Он специфичен, сложен и используется далеко не всегда. Выделен такой свет в особую категорию неслучайно, в фото он имеет свое предназначение.
Схема света
Будет логичнее немного рассказать вообще о типах освещения, а затем раскрыть термин “контровой свет”. Конечно, мы не затронем такие общие условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет). Но будем помнить о том, что световые лучи можно найти при любых обстоятельствах и будут они различны. Свет может располагаться под особым углом к объекту (или фотографу), в силу чего выделяют:
- Фронтальный, который стоит перед объектом и светит прямо на него.
- Боковой – соответственно, точно сбоку от объекта. Считается, одним из самых выигрышных. Пограничными являются скользящий вариант и диагональный (под углом в 45 градусов).
- Контровой. Располагается сзади модели и будто очерчивает ее контур. Подробнее о нем ниже.
Перечисленными видами все богатство световых решений не исчерпывается. Есть также рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и некоторые другие. Но это уже совсем другая история, а точнее – классификация, и относится по большому счету к “науке” различного плана схем света.
Правильные и вообще возможные комбинации источников особенно нужно знать тем, кто работает в закрытом помещении с несколькими приборами. Обычно это специальные фотостудии. В них вы сами автор и творец, но в то же время вся ответственность тоже на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.
Контровой свет: понятие, принцип и условия работы
Медленно, но верно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света весьма противоречивый, таит в себе немало опасностей. Чаще всего он достаточно сильный, отчего возникает вероятность бликов, пересветов и чрезмерного затемнения главного объекта.
Хотя если вам важно подчеркнуть лишь форму или силуэт, то предмет или человек вполне может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам советуют избегать ситуации, когда солнце или осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. фактически контровой свет).
Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. Но я не зря упомянул именно новичков, опытный фотолюбитель сможет любые условия обернуть в свою пользу и, к примеру, использовать дополнительный искусственный свет, набор отражателей для управления световым потоком.
Контровое освещение считается оптимальным вариантом, чтобы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некий ангельский или же, наоборот, драматичный образ, то есть фото в контровом свете.
Но оно может быть не единственным источником. В так называемом контровом моделировании свет сзади также присутствует, но не является доминирующим. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и привлекая к ним внимание.
Конечно, такие непростые схемы удобнее разбирать в студии. Там вы можете поэкспериментировать и разместить контровик точно позади человека, чуть сбоку или сверху. Помните, что при приближении его к модели, световой пучок уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.
Съемка в контровом свете
Пейзажисты любят использовать контражур. Даже нередко включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при такой задумке?
- Во-первых, солнце выигрышно смотрится, располагаясь по правилу золотого сечения.
- Во-вторых, яркий источник можно прикрыть другим объектом (деревом, зданием и пр.) и расставить акцент на исходящих от него лучах.
- В-третьих, чтобы справить с таким динамическим диапазоном, можно приобрести серые, поляризационные фильтры.
- В-четвертых, съемка в raw поможет вам. Такой формат не только позволит вытянуть слишком темные объекты и разобраться с массой бликов, но и создать высококлассные hdr фотографии.
- В-пятых, внимательно работайте с экспозамером. В зависимости от того, на чем вы сфокусируетесь – светлых, средних по тону элементах и тех, что ближе к черному, такие параметры и будут определять результат.
Подумайте, с каким снимком будет работать впоследствии легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, зато хорошо различим свет, или же наоборот? А может быть выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?
Хочу в конце сделать абзац, который обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно использовать не во всех случаях. Это могут быть следующие обстоятельства, например:
- Необходимо сделать объемное изображение со светотеневым рисунком. Естественно, заднее освещение никак не поможет в этом, так как вы получите, можно сказать, прямо противоположное фото: плоский объект и отсутствие деталей.
- С контровиком появляются выраженные границы форм, высокий контраст. Если хочется сделать нежный, мягкий снимок, то выберите иное освещение для фотосессии.
- Неяркий источник света. Здесь также я бы не советовал делать снимок, по крайней мере с целью выделения силуэта, потому что получиться может что-то невнятное, возникнет ощущение недоделанности: ни объема, ни контура.
- Высокое качество фото. Контровой свет дает такую интенсивность, что переэкспонирование возникнет практически 100 процентно. С этим можно бороться в фоторедакторах, но возможности не безграничны. В большинстве коммерческих съемок, где важно представить товар выгодно и отчетливо, лучше придерживаться классики фотографии.
Вот и все, что я хотел вам рассказать. Надеюсь у вас сложились общие представления о контровом свете? Прежде чем попрощаться с вами, хочу посоветовать вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (у кого НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (КЭНОН). Очень понятный и простой в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс детально объяснит, что собой представляет зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого NIKON.
До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются регулярно, и если вы подписаны на новости, то вам проще будет о них узнавать. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!
Учимся составлять классическую световую схему
Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом». Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы — «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!
Задачи студийного освещения — имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка). Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!
Рисующий источник света (Key Light).
Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.
Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?
Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное. Светотеневое освещение — это жесткий свет, который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.
Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм. Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.
Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?
Варианты установки света:
- Фронтальный
- Переднедиагональный
- Боковой
- Заднедиагональный
- Контровый
Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)
Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.
Какова мощность рисующего света относительно других приборов?
Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.
Заполняющий свет (Fill Light)
Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света — смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.
Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.
Фоновый свет (Back Light)
Единственная задача фонового света — отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) — например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.
Контровый свет, акцентирующий свет
Контровый или акцентирующий свет необходим для светового акцента, отделения от фона. Подчеркивания фактуры волос, одежды, отделения силуэта светом. Применяются светоформирующие насадки для получения точечного светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрип-боксы или лампы для формирования узкого регулируемого и протяженного светового пятна.
Контровый свет устанавливается за моделью, акцентирующей в заднедиагональной или реже в переднедиагональной боковой плоскости.
Фронтальное, боковое и контровое освещение
Фронтальное освещение
Во всех руководствах по фотографии говорится, что, снимая при солнечном свете, лучше располагаться так, чтобы солнце находилось позади фотографа, так, чтобы его лучи освещали передний план объекта. Это самые простые световые условия: сцена освещена более или менее равномерно, нет сильных контрастов.
Но фронтальное освещение делает кадр плоским, лишенным объема. А при портретной съемке такое освещение заставит вашу модель если не прищуриться, то все же чуть напрячь лицевые мышцы, и выражение лица ощутимо изменится — причем не в лучшую сторону. Зато такое освещение лучше всего подходит, чтобы подчеркнуть насыщенность цветов и создать общий приподнятый настрой.
Боковое освещение
Самые выгодные для фотографии условия освещения создаются, когда свет направлен чуть сбоку: так оно меньше слепит глаза и лучше подчеркивает рельеф объекта. Ведь на двумерной, плоской фотографии объемность предметов передается сочетанием света и теней. Значит, лучи света, освещающие ваш кадр, должны быть косыми. Следовательно, самым благоприятным освещением будет такое, когда солнце находится позади и сбоку камеры, в идеальном варианте — под углом 45°.
Свет, идущий сбоку, очень хорош для любого вида съемки и является «классическим» видом освещения для архитектурной, портретной и пейзажной съемок. Он выявляет профиль даже очень слабо выраженного рельефа, а боковые тени придают снимку выразительность. Но тени хорошему снимку вовсе не вредят. Напротив, они хорошо придают пространству и объектам объем, особенно если снимать утром или вечером. А боковое освещение сообщает снимку несколько напряженное настроение, но хорошо выявляет структуру и детали снимаемого объекта. Первые снимки начинающему фотографу лучше делать именно при боковом освещении. Но при съемке портрета в боковом освещении нужно быть очень внимательным: оно может привести к нежелательным результатам, подчеркнув недостатки формы лица и неровности кожи. К тому же часть лица может оказаться затемненной тенью от носа. Чтобы этого не произошло, фотографы ставят с противоположной стороны отражающий экран. Таким экраном может служить любая белая плоскость, даже простой лист бумаги.
Контровое освещение
Если солнце (или иной источник света) находятся позади фотографируемого вами объекта, он оказывается в тени. Как ни странно, тот же самый эффект получается, если ваш объект съемки расположен на фоне белой стены, которая «подсвечивает» объект сзади.
Свет, падающий в направлении зрителя (или фотографа), называют контровым светом, а съемку в контровом свете — съемкой в контражуре. Это очень эффектный вид освещения. Он резко увеличивает контраст и создает сильный рельеф из-за теней, которые направлены к зрителю.
Профессиональные фотографы иногда применяют подсветку объекта сзади маломощным источником света, так называемым контровым осветителем. Это делается для того, чтобы подчеркнуть некоторые характерные особенности — скажем, пушистость меха вальяжно разлегшейся кошки или пышность волос фотомодели. Такой прием называется съемкой в контровом свете, или в контражуре. Расположив свет сзади объекта, вы подчеркнете его силуэт и создадите спокойный настрой.
Очень красивый и интересный эффект получается, когда контровый свет проходит через прозрачные объекты. В этом случае такие объекты сами словно становятся источниками света и светятся очень красиво. Свет, падающий на прозрачные предметы сзади, фотографы называют «эффектом витража».
Контровой свет
Понятие «ключевой свет», которым принято обозначать световой поток, закладывающий основу рисунка и определяющий будущую общую светотональную структуру кадра, уже встречалось нам в начале этого раздела. Теперь мы видим на примерах, что такое ключевое значение может приобрести свет направленный, как на фото 56, или рассеянный, лежащий в основе изобразительного строя фото 60. Сейчас мы встретимся с изображением, где определяющим становится контровой свет, т. е. световой поток, направленный на модель сзади. Осветительный прибор установлен напротив объектива фотоаппарата, приставка «контр» — «против» в термине, обозначающем этот вид света, и говорит о месте установки прибора освещения.
Такой свет иногда называют также «контурным» — по результату его действия: на фото 61 видно, насколько четко очерчена светом контурная форма модели. Эта яркая линия стала основным световым элементом кадра, а контровой свет — ключевым в его решении.
Образовавшийся рисунок полон своеобразия: света в кадре занимают минимальные площади, модель обращена к аппарату своей теневой стороной. И теперь, еще и при минимальной освещенности фона, возникает общая низкая тональность кадра, он решается в темных тонах.
Высокие контрасты, образующиеся в этом случае, не позволяют вести съемку при действии одного только контрового света. Большие по площади теневые участки также нуждаются в дополнительной тональной разработке, иначе ограниченная фотографическая широта негативной пленки не в состоянии будет передать на снимке возникший на объекте высокий интервал яркостей. Появляется необходимость ввести в действие еще один источник света, и он в нашем случае устанавливается слева, навстречу повороту модели. Сразу же тень теряет свою монотонность, в ней образуются необходимые тональные переходы: на центральную часть лица свет падает по нормали, и здесь возникают более высокие яркости, чем справа — на щеке и шее, куда свет падает лишь по касательной. И пластическая форма модели при этом разрабатывается полнее: в жизни она имеет две главные характеристики — объем и контур, и теперь на снимке они намечены обе: контур очерчен яркой световой линией, объем — градацией тонов.
Третий осветительный прибор в этой схеме направлен на фон и слегка подсвечивает его в левой части кадра, перед лицом модели, где в связи с ее профильным поворотом образовалось свободное пространство.
Фото 61. В основе рисунка — контровой свет
В приведенных снимках обратите внимание на положение моделей по отношению к съемочному аппарату при использовании различных схем света. При использовании задне-бокового направления основного светового потока (см. фото 55) модель повернута в три четверти. Общий рассеянный свет (см. фото 59) дал хороший результат при повороте модели в фас, так как при этом элементарные площадки, складывающиеся в поверхность модели, имеют наибольшую разницу углов и, следовательно, обеспечивают наиболее богатую гамму тонов в отраженном моделью свете. При контровом свете выгодно установить модель в профиль, так как профильный поворот наиболее выразителен по линейным очертаниям.
Но в работе с контровым освещением есть свои сложности. Такой свет способен образовать на модели слишком высокие яркости, так как от освещаемой поверхности в сторону объектива он отражается под углом зеркального отражения или под близкими к нему углами. И тогда освещаемые участки неизбежно выходят в область передержек, не пропечатываются на снимке, теряют фактурность.
При этом разрушается и общее тональное решение кадра. Яркость контрового света должна быть точно отрегулирована, для чего обычно на осветительный прибор устанавливают марлевые сетки.
Необходимо также проследить, чтобы свет, направленный навстречу объективу, не попадал на его линзы, что приводит к паразитическим засветкам кадра, т. е. к элементарному техническому браку.
Фото 62. М. Салиев «Живая вода»
Контровой свет в качестве ключевого нередко используется и в натурных съемках. Так, в приведенном пейзажном снимке (фото 62) он, зеркально отражаясь от водной поверхности, прекрасно выявляет ее фактуру. В жанровой зарисовке (фото 63) контровой свет высветляет воздушную среду, глубину кадра, и на этом фоне четко рисуется фигура человека. Композиционным приемом и опять-таки контровым светом особо акцентируется передний план — рельсовый путь, важный смысловой компонент кадра.
Фото 63. Е. Епанчинцев «БАМ. Герой Социалистического Труда Иван Варшавский»
Итак, нам известны теперь основные виды света — направленный рисующий, рассеянный заполняющий и зеркально отражающий от освещаемой поверхности — контровой. Известны и их основные функции — рисующий закладывает основу светотеневого рисунка, выявляет объемы; заполняющий подсвечивает теневые участки и регулирует контрасты светотени; контровой очерчивает контуры фигур и предметов, вырабатывает рельефы, фактуры, воздушную среду.
Но здесь нельзя не упомянуть о так называемом моделирующем свете, который используется для тонкой доработки общего рисунка, сложившегося в результате действия трех названных видов света. Прибор моделирующего света — это легкий, подвижный прибор, способный создавать лишь небольшие, невысокие яркости. Каковы его функции? Он может, например, смягчить переход от света к тени, образуя на гипсовой модели или лице человека участок полутени, направленный на лицо портретируемого человека под углом, обеспечивающим угол зеркального отражения в сторону объектива, он может образовать блик во влажной поверхности глаз, если это нужно фотографу по его замыслу.
Обычно прибор, подсвечивающий глаза, направляют на лицо снизу. Как уже говорилось, сила света здесь невелика и общий рисунок светотени прибор моделирующего света не ломает. Но высокий коэффициент отражения влажной поверхности глаза обеспечивает получение яркого блика. Моделирующий свет помогает получить тональные переходы в тени, имитируя рефлекс, свет, отраженный поверхностями, окружающими снимаемый объект.
Студийная схема постановки света при классическом теневом полуобороте
Сначала о том, что такое классический теневой полуоборот,— это такое положение, при котором обращенная к нам сторона находится в тени, а удаленная хорошо освещена рисующим светом. Получается, что большая часть лица притемнена, а меньшая — хорошо освещена.
На рис.1 мы видим стандартный софтбокс 60х90, что расположен прямо над камерой. В таком случае падающих теней на лице этой очаровательной гипсовой головы (далее Модели), что так любезно согласилась нам позировать, увидеть не придется (см. схему 1). Голова обращена вправо, следовательно, и лампу мы должны двигать вправо, но насколько далеко заносить свет в контровую область и как высоко поднимать лампу? Отвечаю,— надо выдержать два условия, благодаря которым все само собой образуется: тень от носа должна смыкаться с собственной тенью щеки и должен оставаться световой треугольник, основанием зацепляющий глаз нашей очаровательной Модели.
При Рембрандтовской постановке света (ее так иногда называют), объемы лица проявляются в более живописной форме (рис. 2). Второй вариант постановки света в этом случае, — разместить лампу так, чтоб ее тень пряталась в носогубную складку, при этом требование к тому, что она должна смыкаться с тенью щеки можно не соблюдать, ибо складка сама по себе очень хорошо маскирует тень от носа. Но у гипсовых Моделей их нет… 🙂 .
Фото 1. Прямой свет от камеры
Фото 2. Боковое положение
Чтоб добиться смыкания тени носа с тенью щеки двигаем лампу и вперед—назад (фронтальнее—контровее), и вверх—вниз. При смене положения лампы и треугольник будет видоизменятся,— то вытягиваться, то сужаться, становится шире или короче… невозможно описать какую либо идеальную схему постановки света на все случаи, ибо все люди индивидуальны и не только формой головы, посадкой глаз, размером носа и губ, но и внутренний их мир отличается один от второго. Нельзя мерить всех одной меркой. Если вместо того, чтобы искать образ, работать с моделью, раскрывать внутренний мир, фотограф по полтора часа ищет положение источника света, можно быть абсолютно уверенным — удачного портрета не получится. Поэтому в начале обучения нужно потратить какое-то время просто на то, чтобы научиться мгновенно — за 3—5 минут ставить более или мене точный свет, в котором потом начинается поиск «тонких» эффектов. Вы должны видеть присущую конкретному человеку индивидуальность и, исходя из нее, быстро и профессионально настраивать свет для съемки.
Но мы говорили том, как разобраться с заполнением, а точнее, с контрастом света на голове Модели. Тут есть два пути: получать высококонтрастную, графичную картинку,— для этого с теневой стороны нужно поставить «негра» или «французский флаг» — матовый черный отражатель (фирменный или просто кусок черной блестящей ткани). Во многих случаях, правда, не нужен даже и отражатель — если вы работаете с одной лампой в студии, стены которой не белые или светло-серые, то необходимый контраст получится сам собой; уложить диапазон яркостей сюжета в классические 5 ступеней,— тогда использование отражателя просто обязательно. Но не забывайте, что работаем мы с одним источником света. В таком случае наиболее выгодно срабатывает передне—боковое положение отражателя — рис. 5. Ни снизу (рис. 3), ни сзади—сбоку (рис. 4) отражатель не создает заплонения. Правда, когда отражатель расположен совсем сзади, он дает неплохой свет на волосы — так называемый классический контровой свет, но красивое изображение можно получить лишь скомбинировав такой свет с белым передне—боковым отражателем. Попросту говоря сначала уложите сюжет в 5 ступеней при помощи передне—бокового отражателя, а только потом устанавливайте второй сбоку—сзади и ищите рисунок контрового света.
Фото 3. Отражатель снизу
Фото 4. Отражатель сбоку—сзади
Фото 5. Отражатель сбоку—спереди
Схема 3. Вид сверху
Схема 4. Вид сверху
Схема 5. Вид сверху
При съемке портрета по схеме теневого полуоборота возникает несколько проблем:
- Качество на порядок ухудшается, потому что свет от лампы попадает в объектив, не смотря на то, что источник света находится вне кадра, но прямой свет все же попадает на переднюю линзу объектива, пусть и под углом. Это приводит к ухудшению контраста, резкости и цветопередачи. Решить эту проблему проще всего с помощью бленды или шейдера. Хотя в профессиональной практике чаще просто ставят большую черную панель, которая заслоняет камеру от прямого света.
- Свет, под маленьким углом буквально скользя по поверхности лица человека, подчеркивает все неровности кожи, она начинает сильно блестеть и портрет, в общем, получается неаккуратным и неопрятным. Первый способ дает почти 100%-гарантию, что эта проблема не возинкнет — достаточно «собрать» лицо с помощью тонального крема или хорошей пудры. Это несложная операция, и ей имеет смысл научиться любому портретному фотографу — к сожалению, не всегда под рукой оказывается толковый визажист. Второй способ дает эффект лишь в половине случаев — можно использовать поляризационный фильтр. Но фильтр не срабатывает так же часто, как и срабатывает — поэтому лучше иметь в студии хотя бы элементарную пудреницу…
Старайтесь себе в удовольствие и получите отличный результат. Приятного времяпрепровождения.
Контровый свет
Начинающие фотографы часто думают, что контровый свет означает, что источник освещения, к примеру, солнце, расположен позади фотографа и сам свет падает прямо на объект фотосъемки. Но, в действительности, дела обстоят с точностью наоборот: контровый свет означает, что освещение находится позади объекта съемки и падает на его заднюю часть и, собственно, на фотографа. Из возможных вариантов освещения (фронтального, бокового и контрового), именно задний свет является для фотографов источником, как сюрпризов, так и разочарований.
Фотограф Олег Трушков
Одним из классических и, вместе с тем, сильных эффектов, достигаемых при помощи контрового света, является изображение в виде силуэта. Большинство фотографов любителей могут получить подобный снимок по удачной случайности. Сегодня же, несмотря на очевидную популярность силуэтов в фотографии, многим фотографам при их создании не удается получить корректную экспозицию. Чтобы избежать ошибок, можно порекомендовать направлять объектив фотокамеры на небо (если снимаете при солнечном свете) справа или слева от солнца, после чего вручную устанавливайте экспозицию либо жмите на затвор фотоаппарата, если вы работаете в автоматическом режиме.
При съемке освещенных сзади объектов, которые вы не хотите передавать в изображении, как силуэты, можно воспользоваться вспышкой для достижения корректной экспозиции, впрочем без вспышки получить ее гораздо проще. Как это сделать? Читаем далее =)
Пример съемки при контровом свете
Представим, что вы снимаете кота сидящего на заборе в парке на фоне заката солнца. В таком случае, настроив экспозицию по насыщенному заднему свету, вы получите силуэт кота. Но если вы хотите запечатлеть опознаваемый портрет, то нужно подойти к объекту и навести на него объектив так, чтобы мордочка кота заполняла пространство кадра, при этом ей не обязательно быть в фокусе, после чего настраивайте экспозицию по свету, который отражается от мордочки кота. Установите вручную диафрагму и выдержку, а в случае, если вы снимаете в автоматическом режиме, жмите кнопку фиксации экспозиции и отойдите на место съемки для того, чтобы сделать кадр. В итоге, вы будете иметь прекрасный портрет модели-кота с сияющей на солнце шерсткой.
Более всего контровый свет любят фотографы-пейзажисты. Они любят снимать объекты, светопроницаемые сами по себе: капельки росы, листья, паутину и пр., а так как задний свет всегда предполагает не менее двух вариантов экспонирования, то можно изобразить объект съемки, как силуэт на ярко освещенном фоне или экспонировать по свету, что падает на какой-нибудь прозрачный объект. Каждый из этих вариантов требует особого внимания и заботы фотографа, но, поверьте, результат того стоит.
Любите ли вы снимать при контровом свете?
Поделитесь своим опытом в комментариях!
Положение источников света при стандартной схеме освещения для студийных портретов
Продолжим разговор о постановке студийного света. Это тема была начата в статье Общие сведения о постановке студийного света для портретов, поэтому если не понимаете о чем пойдет речь ниже – прочтите первую статью из серии. 🙂
Итак, постановка света при студийной съемке должна стремится к наиболее точной имитации естественного дневного света. Так то оно так, но ведь естественный свет разный, да и задумка фотографа может быть далека от рассеянного «обычного» дневного света. Но все же давайте опираться на правило о естественности.
Первое, что нужно знать – света должно быть много. Не нужно стараться создать жанровый характерный портрет сразу и с использованием настольной лампы. Для начала нужно иметь как минимум одну вспышку и один отражатель. Чем больше вспышек – тем интереснее, но больше 4-х мало в какой схеме применяются.
Свет от вспышек должен быть мощный, но он не должен создавать пересветов, а для этого нужно использовать разные насадки на вспышки. Самые простые – это софтбокс или фотозонт.
Несмотря на то, что это орудие начинающего фотографа, но даже проффи не обходятся без этих нужных насадок. Для портретной съемки еще используют Beauty Dish (портретную тарелку). Она создает немного другой световой эффект на портретируемом.
Вспышки, которые светят на модель со стороны камеры ни в коем случае нельзя использовать без насадок (нужны зонты, тарелки и тд), это создаст пересветы, которые не исправить ни одной обработкой. Вспышки без насадок не рекомендуется использовать вообще, но если это вспышки, которые освещают фон, или являются контровым светом – такие вспышки можно использовать и без насадок. Но если серьезно подходить к делу, то даже для подсветки фона или волос нужны тубусы и шторки (как минимум).
Характер светового источника может быть Мягкий или Жесткий. Софтбокс создаст мягкий свет на лице модели, а портретная тарелка – более жесткий. В зависимости от типа портрета, от задумки, нужно использовать разные «характеры» света.
Жесткий свет создаст жесткие тени и проявит недостатки кожи модели, но зато такой свет построит красивый свето-теневой рисунок, проявит форму и объем. Чем меньше источник излучения света (насадка) – тем жёстче будет свет на модели. Белые поверхности насадок дают более мягкий свет, а серебристые – более жесткий (это же касается и отражателей). Так создается свето-теневой рисунок.
Мягкий свет нужен чаще, чем жесткий, потому что он может не только быть рисующим (основным источником света), но и заполняющим (второстепенным). Мягкий свет от софтбокса способен сгладить густые тени на лице модели, которые созданы жестким рисующим светом. Мягкий свет создает свето-тональный рисунок. Отличная фотошкола Киев про все это грамотно рассказывает и показывает на примерах.
Для фотографирования женщин, скорее нужно смотреть в сторону мягкого рисующего света, а для мужских портретов можно использовать жесткий. Женщина должна быть красива всегда и неровности кожи не будут этому способствовать, а жесткий свет сможет создать характерный портрет сильного мужчины.
Я все-равно очень люблю портретные тарелки. Во-первых, в паре с заполняющим светом они способны дать более качественный и интересный результат, а во-вторых — тарелки меньше по размерам и удобнее.
Про положение источников света.
Самая стандартная световая схема – это «сорокопятка». Потому что рисующий свет находится под углом в 45 градусов по отношению к модели, то же касается и моделирующего света. Эта схема позволяет добиться хорошего объема лица портретируемого.
Схема расстановки света «45 градусов»
На этой схеме позади модели стоит контровой свет, но я привык такой свет называть моделирующим. Как по мне, контровой – это тот свет, который находится прямо за спиной модели.
Как видно из схемы, нужно 4 осветительных прибора с одной портретной тарелкой, софтбоксом, тубусом и шторками (набор насадок, конечно, может изменятся, да и сама «сорокопятка» не требует положения вспышек 1 в 1 как на схеме).
Пример снимка со схемой 45гр.
- Рисующий свет создает главный свето-теневой (или свето-тональный) рисунок, объем и глубину. Куда светит рисующий излучатель – там и центр композиции (обычно это лицо :)). Глубина и резкость теней создается, в первую очередь, рисующим светом и он должен быть мощнее других источников света (где-то на четверть мощности).
Пример действия жесткого рисующего света (без заполняющего). Автор фото: И. Алексеев
- Заполняющий свет так же очень важен, потому что он сглаживает и смягчает тени и дефекты кожи. На схеме фотоаппарат находится между заполняющим светом и моделью, но это неправильно. Фотоаппарат и его владелец должны стоять или под источником света, или немного в стороне, чтобы не бросать тень на модель. Мощность заполняющего света должна быть меньше, чем у рисующего, чтобы не превратить лицо модели в 2D-плоскость. Убивать все тени заполняющим светом не нужно, но смягчать – да. Смягчение – это превращение черных теней в светло-серые пятнышки.
Действие мягкого света. Такой снимок получится, если мощность заполняющего света будет больше рисующего, или рисующий будет отключен. Автор фото: Oregu
- Моделирующий свет (на схеме — контровой) устанавливается под 45 градусов от спины модели по той же стороне, что и рисующий. Это важно. Если установить его на противоположной стороне от рисующего света – модулирующий убьёт все тени созданные key light. Модулирующий создает как бы абрис плеч и головы модели, так же подсвечивает волосы. Это отделяет модель от фона и на фото она выглядит более объемной.
- Про подсветку фона сказано в предыдущей статье. Благотворно влияет на объем в фотографии, но, если средств мало, можно обойтись без него. В этом плане модулирующий свет более важен.
Теперь о высоте источников света.
- Моделирующий и фоновый свет должны находится приблизительно на высоте головы модели. Можно на уровне плеч модели. Фоновый — можно опустить на пол и под углом освещать фон.
- С рисующим светом все намного сложнее. Высота этого источника света влияет на объем и форму лица, влияет на тени и проявления недостатков кожи. Если установить рисующий свет слишком низко (ниже или на уровне лица), то лицо будет слишком широким, синяки под глазами (хронический недосып) будет виден очень хорошо, лицо станет более плоским. Если поднять key light над моделью сантиметров на 30-60 – сразу станет все намного лучше. Портретная тарелка умеет оставлять красивые двойные блики в глазах модели и нужно следить чтобы высота тарелки не заставила исчезнуть эти блики. Не забывайте, центр композиции — это лицо, а значит оно должно быть освещено больше всего.
- Из-за большего размера излучателя света (читай софтбокса) с заполняющим светом несколько проще, но так же лучше поднять, чем опускать. Целитесь в грудь — не промахнетесь. Фотозонты можно поднять и направить немного вниз на модель.
Есть портреты, где человека хотят представить эдаким Дракулой – тогда рисующий свет ставят низко под лицом модели. Ну и в других художественных задумках не запрещается экспериментировать. Лучше знать про все эффекты заранее, чтобы во время съемки умело использовать все подручные инструменты для создания нужного эффекта.