Шпаргалка по гистограмме в фотографии
Гистограмма: что такое и как пользоваться
Наличие у цифрового фотоаппарата жидкокристаллического экрана во многом облегчило жизнь современного фотографа. Возможность сразу же посмотреть отснятый кадр и при необходимости сделать дубль — одно из самых удобных отличий «цифры». К сожалению, экран не позволяет верно оценить качество полученного изображения. Более точным инструментом для контроля экспозиции снимка является гистограмма, функция отображения которой имеется в большинстве цифровых фотоаппаратов.
Гистограмма представляет собой график распределения тонов в изображении. По горизонтали отложены градации яркости: крайняя левая точка соответствует черному цвету, крайняя правая — белому. По вертикали отображается количество пикселей соответствующей яркости. Оценив по гистограмме количество светов и теней в полученном изображении, можно определить, правильно ли выбрана экспозиция, и при необходимости внести поправки.
Рассмотрим на конкретных примерах как пользоваться гистограммой.
Как читать гистограмму фотографии: разбираем примеры
Фото 1
Видно, что снимок не имеет участков, в которых потеряны детали. Гистограмма подтверждает это: достаточно ровный, без резких всплесков график имеет вид относительно ровного «холма», который протянулся от левого края нижней оси до правого. Такой тип гистограммы означает как наличие ярких и темных областей на снимке, так и широкого спектра полутонов. Эта фотография не требует коррекции. Что произойдет, если мы скорректируем параметры экспозиции? Гистограмма будет уходить вправо или влево, иллюстрируя то, что на снимке потеряны либо светлые, либо темные тона.
Фото 2
Гистограмма этого снимка тоже занимает всю координатную сетку, однако график отличается от предыдущего. На снимке имеется малое количество полутонов. Пики, относящиеся к темным и светлым областям, и провал между ними характеризуют снимок как контрастный. Но, поскольку график дает лишь количественное распределение тонов, никак не отображая распределение пикселей на фотографии, определить контрастность снимка с помощью гистограммы достаточно сложно. Разумеется, как и в предыдущем случае, изменения в экспозиции ухудшат фотографию.
Рассмотрим эту фотографию. На снимке нет очень ярких или очень темных областей. Диапазон яркостей такого кадра достаточно мал, и гистограмма будет иметь вид сжатого по горизонтали «холма», который значительно не доходит до краев поля графика. Подобная гистограмма характерна для слабоконтрастных снимков. Такой вид диаграммы не означает, что на снимке будут области с потерянными деталями, ведь матрица фотоаппарата в этом случае способна запечатлеть весь диапазон яркостей. Однако следует внимательно отнестись к тому, в какой части графика будет находиться гистограмма. Для объектов, слабо отражающих свет (к примеру, черная одежда, глубокие тени), гистограмма должна быть смещена ближе к левому краю координатной сетки, для средне-серых (типичный пример: листва, трава) — располагаться в районе центра и, наконец, для объектов с хорошей отражающей способностью (например, белое платье невесты) гистограмма должна тяготеть к правому краю.
Если график находится в неправильной части поля, следует внести экспокоррективы. Для смещения гистограммы влево поправки должны быть отрицательными, а для смещения вправо — положительными. Коррекцию рекомендуется делать, изменяя значение выдержки, поскольку при диафрагмировании объектива произойдет изменение глубины резко изображаемого пространства.
Разновидностью данного типа гистограммы является узкий «холм», частично ушедший за пределы координатной сетки в темную или светлую область. При введении соответствующих поправок гистограмма примет надлежащий вид, целиком уместившись на поле графика.
Фото 4
Давайте посмотрим на гистограмму этого снимка. График не сходит на нет у краев поля — он выходит за пределы координатной сетки. Такая ситуация возникает в том случае, когда диапазон яркостей снимаемого объекта больше диапазона, воспринимаемого матрицей фотоаппарата. Это самый неприятный случай. Придется выбирать, потерять детали в тенях или в свете. Одним из способов решения такой проблемы является создание снимков с широким динамическим диапазоном (HDR). Для этого необходимо сделать несколько снимков, различающихся только экспозицией. Затем с помощью специального программного обеспечения (Photoshop последних версий позволяет это сделать) кадры объединяются в один снимок, не имеющий провалов в тенях и свете.
Следует помнить, что внесение поправок в экспозицию возможно всегда, но не всегда обязательно — это зависит от художественного замысла фотографа. Кроме того, заметим, что дальнейшую коррекцию, например контраста, в Photoshop проще проводить у фотографий, гистограмма которых относится к первому типу. Разумеется, отредактировать можно любой снимок, однако первый вариант гистограммы позволит изменять вид графика с меньшими усилиями.
В заключение стоит отметить тот факт, что не существует «правильной» гистограммы. Все зависит от изображаемого объекта. Гистограмма лишь инструмент, позволяющий в процессе съемки избавиться от ошибок в экспозиции либо свести их к минимуму, не более. Так, например, у фотографии Анселя Адамса Moon and Half Dome гистограмма смещена в область темных тонов, что никак не отражается на уровне фотографии. Один и тот же тип гистограммы может быть как у плохого снимка, так и у гениального.
И еще раз о том, как пользоваться гистограммами для выставления экспозиции
фото by Mardy Suong Photography
Гистограммы в режиме реального времени – одна из наиболее полезных функций цифровых камер, и она есть в большинстве современных моделей. Также инструментарий доступен в практически любом ПО для обработки снимков. Однако, гистограмма – одна из настроек, которую чаще всего оставляют на усмотрение авторежима, так как многие (даже опытные) фотографы просто не знают, как ею пользоваться. Осваивая новые навыки и постоянно появляющиеся технологии, мы повышаем мастерство и, в конечном итоге, собственную ценность. Поэтому стоит осветить вопросы использования гистограммы. Для начала давайте повторим, что из себя представляет гистограмма.
Графическое изображение на экране, выраженное в виде пиков и спусков, показывает степень яркости и ее изменения, которые есть на вашем фото – в диапазоне от черного цвета (0%) до белого (100%). Гистограмма – точный и четкий «путеводитель» по экспозиции. Она отражает параметры диапазона F и уровни яркости, присутствующие на изображении. Вам стоит выработать привычку просматривать гистограмму каждый раз, когда делаете снимок, и тогда будет гораздо проще корректировать экспозицию. Вот, например, типичная гистограмма – с ярко выраженными перепадами частей.
Классическая гистограмма на Nikon D7100
На картинке видно, что в окне отображения информации о снимке есть часть с данными о гистограмме. Ее можно включить или отключить в большинстве камер, представленных на рынке.
Что отражается в гистограмме по осям X и Y
Гистограмма – это двухмерное отображение тонального диапазона снимка, он указан на оси Х. Ось Y информирует о количестве пикселей. С левой стороны находятся более темные тона, по центру – средние, а справа – светлые. На рисунке, представленном выше, большинство пикселей находятся в средней зоне. Это означает, что фото равномерно, в нем практически нет пере- или недодержек (крайних левых и правых значений). Это оптимальные параметры для большинства снимков, но иногда нужно работать в высоком или низком ключе.
Используя гистограмму, можно создавать любые фотографии, в том числе нетипичные или идеально сбалансированные. Ниже вы можете увидеть несколько примеров, на которых хорошо заметна разница.
На рисунке три разные гистограммы. В первом примере ни одна из деталей снимка не теряется, нет лишних теней или засветки. Наиболее высокие значения находятся близко к центру графика, кривая красиво понижается к краям – наподобие колокола. График отображает снимок с большим количеством ярких фрагментов из среднего тонового диапазона.
Второй пример – гистограмма с распределением по всему диапазону. Пик по правому краю показывает, что на снимке есть очень яркие белые детали, на которых все подробности смазаны. Третья гистограмма отображает кадр в очень темных тонах, максимально светлых участков практически нет. На снимке очень мало полностью черного и вообще нет стопроцентно белого цвета.
Что же из вышеназванного правильно? Это вопрос с подвохом. Дело в том, что гистограмма – не более, чем отражение тонового диапазона, зафиксированного сенсорами камеры. Она не может «рассказать», правильно вы сделали фото или нет. На снимке ночного города будет много черных фрагментов и ярких, белых огней – и в этом нет ничего плохого. То же относится к портрету на чисто белом фоне.
Теперь давайте посмотрим, как гистограмма соотносится с реальным миром.
Различные тона на одной фотографии: 1 – тени, 2 – средние значения, 3 – высокие
Точно также гистограммы можно использовать для получения высоко- или низкоконтрастных изображений (с пере- и недодержками).
Вот фото в высоком и низком ключе и их гистограммы
Фото в высоком ключе – частый прием при съемке объектов, где не нужны детали на заднем плане. Прием используют, если необходимо подчеркнуть сам предмет. В низком же ключе часто делают портреты, на которых хочется выделить контрастность, особенности модели. В целом, конечно, использование гистограммы не сделает вас автоматически большим профессионалом, чем есть на самом деле. Однако, без всякого сомнения, научит понимать основы изображения, станет полезным инструментом, с которым вы сможете совершенствовать результаты.
Не все фотографы находят время, чтобы просмотреть гистограмму после каждого снимка, но стоит делать это хотя бы во время постобработки изображений. Навык работы с ней расширит ваши возможности и поможет продвинуться дальше на пути мастерства.
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье
Как правильно научиться читать гистограмму и получать качественный фотографии?
Приветствую вас, уважаемый читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. Очень много вопросов, задают мне по поводу гистограммы. Для чего она нужна? Стоит ли на нее обращать внимание? Что она из себя представляет? Как ее понимать? Исходя из часто задаваемых вопрос, я решил написать более подробную статью, которая ответит на все ваши вопросы, а именно, о том, как читать гистограмму фотографии и что это, вообще, такое.
Гистограмма – что это?
Если говорить научным языком, это график, показывающий распределение элементов изображения с разным уровнем яркости. По горизонтали он отображает яркость, со значениями от 0 до 100, где 0 – абсолютно чёрный, а 100 – белый. По вертикали же отображается количество пикселей, яркость которых соответствует определённому показателю.
Проще говоря, гистограмма показывает, каким образом содержимое снимка было распределено по шкале яркости. Значения 0 и 100 для горизонтальной шкалы были выбраны как процент белого в абсолютно чёрном свете. Вообще, они могут быть абсолютно любыми, но процентное соотношение принято считать стандартным.
Правильно читать гистограмму совсем не сложно: как с любыми графиками и книгами, делается это слева направо. Именно в этом направлении наблюдается повышение яркости. Но одного лишь умения читать гистограмму недостаточно, нужно научиться её понимать. Именно для этого я и пишу о ней.
Понимание гистограммы: недосветы и пересветы
Как описано выше, гистограмма показывает, насколько большое количество пикселей освещено на определённом уровне яркости. Это позволяет точно определить количество пересвеченных и недосвеченных точек на снимке.
Как же это сделать? Всё очень просто: на идеальном снимке шкала яркости должна выглядеть как парабола, ветви которой направлены вниз. Конечно, добиться этого очень сложно, но нужно стараться получить максимально похожий на неё результат. Почему? Давайте разбираться.
Если график будет касаться правого или левого края, то это будет означать потерю деталей на фотографии. «Прилипание» графика к левой стороне символизирует появление полностью чёрных участков. Иначе говоря, снимок будет изобиловать тенями, но, чаще всего, их можно вытянуть в любом графическом редакторе. Если же шкала будет возвышаться справа, то можете быть уверены – это пересвет.
«Вылечить» такие фотографии почти всегда можно. В случае теней, процент таких «оживлений» сильно выше, чем с засветами. Поднять яркость тёмных участков можно в любом графическом редакторе. Но следует помнить, что ночные снимки не должны быть светлыми, а значит, их гистограмма должна расположиться ближе к левой части.
Наилучшего результата, кстати, получиться добиться, снимая в RAW. Этот формат позволяет сохранить больше информации о кадре, что потом может помочь при восстановлении даже пересвеченного снимка.
Если же у вас не будет возможности редактировать снимки после работы, особенно это касается слишком ярких снимков, то лучше сразу просматривать гистограмму фотографии. Большинство фотоаппаратов сейчас позволяют сделать это без особых затруднений.
Смотря на график, вы можете увидеть ранее описанную картину: прилипшие к краю «столбы».
Если вы снимаете в автоматическом режиме, то коррекция не затруднит вас абсолютно: достаточно будет увеличить либо уменьшить значение шкалы экспокоррекции, примерно на 0,5-1, в положительную или отрицательную сторону, в зависимости от случая. При работе в режиме M такой «фокус» не сработает, нужно будет изменять параметры выдержки, диафрагмы и светочувствительности (ISO).
Когда следует применять гистограмму?
Конечно же, этим вопросом задаются все, когда читают подобного рода статьи. Вообще, существует три основных случая, когда фотографы обращаются к графику яркости:
Ночью, как правило, очень сложно определить, насколько яркой и контрастной получилась фотография, особенно на экране фотокамеры. При работе в предметной съёмке камера может словить нежелательный блик, что повлечёт за собой потерю информации по свету. Особенно полезна гистограмма здесь при съёмке на белом фоне: она может показать, что является или не является бликом.
Если же говорить о студийной съёмке, то здесь на шкалу яркости смотрят для выбора наиболее оптимального уровня освещения. Особенно актуален такой приём при условии отсутствия экспонометра. Не всегда же хочется работать наугад, верно?
Конечно же, случаев применения может быть сильно больше, но эти три встречаются максимально часто. Некоторые фотографы используют гистограмму во время работы в пейзажной съёмке, другие же практикуют просмотр графика во время портрета. Каждый должен решать сам, когда нужно посмотреть немного точнее, чем это сделал бы новичок.
Практические примеры
В качестве первого примера выступит фотография из кафе, сделанная поздно вечером. На первый взгляд кажется, что всё нормально, но, если посмотреть на гистограмму, то замечается достаточно сильная потеря в тенях, так как график сильно возвышается слева.
Кроме того, здесь показан случай обрезки гистограммы по теням. На фото выделены такие фрагменты. Тот факт, что график обрезан в левой его части говорит о том, что этот участок фотографии потерян безвозвратно и восстановить его будет невозможно, даже если снимок сделан в формате RAW.
Второй пример – полная противоположность первого. Здесь виден явный засвет вверху кадра, что подтверждает график. Помимо этого, на шкале наблюдается обрезка графика в правой части, что говорит об очень сильном пересвете. Здесь вердикт такой же, как и в первом случае: верхний участок фотографии невозможно восстановить.
Третий пример вышел довольно интересным. На первый взгляд кажется, что всё здесь хорошо и не нужно редактировать снимок. Но, присмотревшись повнимательнее, можно понять, что присутствуют небольшие участки пересвета. Если верить гистограмме, то восстановить их можно при помощи любого редактора.
Следующий пример показывает, что делают графические редакторы, чтобы увеличить контрастность снимков. Как можно заметить, редактор просто растягивает график, добавляя к нему тёмные и светлые участки, где это нужно.
Общий вывод
Что касается гистограммы, присматриваться и обращать на нее внимание, просто необходимо. Она во многих случаях, просто убережет вас от дефектных фотографий, и поможет получить качественный результат. Но стоит помнить, что бывают ситуации, когда вы намеренно создаете особый эффект на фотографии, и при просмотре графика, он показывает либо снимок сильно темный, либо светлый. Поэтому, в таких случаях, на график можно не обращать внимание.
Мой вас совет. Начинайте следить и присматриваться к гистограмме при каждой съемке. Это поможет вам, в будущем чувствовать, какой получатся фотография, при тех или иных условиях. И самое главное, больше практикуйтесь!
Ну как, надеюсь, я вас заинтриговал, что гистограмма очень полезная вещь, и понимание ее, намного улучшит ваши фотографии. А еще не мало важным является правильная постобработка. В статье я не раз упоминал про графические редакторы. Исходя из этого, не могу я вас оставить, без результата. И хочу вам посоветовать, очень простой, понятный и один из лучших видео курсов « Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа ». Поверьте, та информация, которая находится в нем, в несколько раз улучшит качество ваших фотографий.
« Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа »
А еще вашему вниманию мои любимые курсы для новичков, которые очень себя зарекомендовали:
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев фотоаппарата NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев фотоаппарата CANON.
Итак, это все важные советы, которыми я знаю сам и хотел поделиться с вами. Всем описанным выше я пользуюсь сам. Надеюсь, теперь вы тоже будете использовать полученные в этой статье знания. Советую рассказать о статье друзьям, наверняка, им будет интересна данная тема.
Также советую подписаться на мой блог, это позволит вам не пропустить новые интересные статьи о фотографии, а также предстоящие конкурсы. Спасибо за то, что читаете мой блог!
Экспозиция и гистограмма
Даже у меня, опытного фотографа, иногда возникают проблемы с экспозицией. Глядя на изображение на дисплее фотоаппарата, я не могу сказать с абсолютной точностью, правильно ли была выставлена экспозиция. Единственный способ определить это наверняка – посмотреть на гистограмму. Этот вопрос мы рассмотрим чуть позже, а пока поговорим об основах экспозиции.
У большинства фотокамер в настройках можно установить яркость экрана. Выбрав ручную настройку и установив яркость на максимум, вы можете сами себя ввести в заблуждение, так как фотографии на экране будут казаться ярче, чем они есть на самом деле, и вы будете думать, что экспозиция выставлена верно, когда на самом деле это не так.
Яркость экрана будет более точно отображать яркость изображения, если в настройках вы выберите Авто.
Экспозамер в вашей камере
Так что же такое экспозиция и почему ваша камера может устанавливать ее неправильно? Во-первых, нужно узнать как вообще работает система замера экспозиции, об этом в нижеизложенных трех пунктах:
- Независимо от того на какую камеру вы снимаете и каким методом замера экспозиции вы пользуетесь, датчик экспозамера внутри вашего фотоаппарата измеряет свет, отраженный от объекта съемки.
- Ваша камера приводит свет, отражаемый от объекта съемки, к нейтральному серому тону (также известному как 18% серый).
- Если свет, отраженный от объекта, не соответствует нейтральному серому, то камера определит экспозицию неправильно. Тогда вам следует внести изменения в настройки камеры.
Что же сбивает процесс замера экспозиции? По сути, камера настроена таким образом, что воспринимает объекты с отражающей способностью в 18%, т.е. отражающие 18% попадающего на них света, соответственно более светлые или более темные участки изображения приводят к неправильному замеру экспозиции.
Все предметы полностью черные или белые сбивают замер экспозиции. То же самое происходит и когда преобладают светлые или темные тона. Белые или светлые объекты в кадре приведут к недоэкспозиции, а черные или темные, наоборот, к переэкспозиции.
Сможете ли вы, основываясь на только что прочитанном, определить, какая из фотографий этого белого цветка была снята с настройками экспозиции по умолчанию? Если вы скажете, что левая, то будете правы.
Здесь экспозиция была определена неверно даже в условиях использования оценочного замера (он является одним из самых эффективных). Дело в том, что камера запрограммирована таким образом, что воспринимает всё в нейтрально сером тоне, соответственно и цветок она отображает не белым, а серым.
Фотография справа была правильно проэкспонирована, для этого мне пришлось самому изменять настройки камеры.
Использование гистограммы
В то время, когда я только начал заниматься фотографией, были пленочные фотоаппараты, и единственным способом проверить верно ли была выставлена экспозиция – это посмотреть на негатив пленки или уже на проявленный снимок. Определять экспозицию нужно было крайне точно, изменение экспозиции в 1/3 ступени приводило к разительным различиям изображений.
Когда я снимал на пленку, у меня был выбор между фотопленкой Kodachrome, проявка которой в среднем занимала чуть больше недели и E6, на которую уходило три, четыре дня. В любом случае приходилось ждать довольно долго, чтобы таки узнать правильно ли была определена экспозиция или нет.
Сегодня все что нужно, чтобы установить экспозицию верно – это взглянуть на гистограмму.
Прочтите руководство пользователя к вашему фотоаппарату и выясните, как вывести на экран гистограмму при просмотре изображений. Если в вашей камере можно отображать гистограмму яркости и гистограмму цвета, то выбирайте первую.
Гистограмма яркости покажет вам две очень важные вещи:
- Является ли фотография недоэкспонированной или переэкспонированной.
- Сколько светлых, темных и средних тонов на фотографии.
слева направо: самые темные тона, темные тона, средние тона, светлые тона, самые светлые тона
Гистограмма яркости представляет собой столбчатый график с 256 столбцами, расположенными вплотную друг к другу. Нижняя ось показывает диапазон из 256 тонов от чисто черного (левая граница) до чисто белого (правая граница). Ось слева показывает число пикселей, отвечающих за эти тона. Чем выше на гистограмме столбец, тем больше пикселей данного тона содержит изображение.
Изображение сверху показывает, как разные части гистограммы взаимодействуют с изображением. Я специально сделал фотографию чёрно-белой, потому что именно так видит картинку экспонометр фотоаппарата. Для экспозиции важна яркость, а не цвет.
У каждой фотографии есть гистограмма. В идеале, гистограмма должна вписаться в диапазон графика. Она должна брать свое начало у основания нижней оси, но не должна выезжать за боковые границы.
Я намеренно переэкспонировал эту фотографию, чтобы показать, как это отразится на гистограмме. В правой части графика столбцы получились обрезанными, что как раз и свидетельствует о переэкспозиции. Соответственно экспозицию следует уменьшить.
Здесь гистограмма показывает область, которая была переэкспонирована. Изображение явно пересвечено, так как столбцы в правой части графика не вписались в его диапазон. Возможно, мне удастся вытянуть какие-то детали в этой засвеченной области в результате пост-обработки, если фотография была сделана в формате Raw, но лучше изначально выставлять экспозицию правильно.
На этом графике мы видим, что изображение было недоэкспонировано. Гистограмма выехала за левую границу графика, указывая на то, что фотография была недоэкспонирована, результатом является потеря деталей в теневой зоне. Соответственно экспозицию следует увеличить.
Давайте посмотрим на гистограммы к фотографиям белого цветка, которые я показывал вам ранее:
На своей камере для этого снимка я установил режим оценочного замера экспозиции, самый широко используемый режим. Но тем не менее фотография вышла недоэкспонированной. Это подтверждает гистограмма, сместившаяся в левую сторону и оставив большой промежуток между столбцами гистограммы и правой границей.
Для этой фотографии я воспользовался экспокоррекцией, чтобы увеличить экспозицию на две ступени. Гистограмма сдвинулась вправо и почти соприкасается с правой границей, значит, экспозиция выставлена правильно.
О чем нам говорит гистограмма к этому изображению? Вы наверно решите, что фотография была недоэкспонирована, глядя на высокие столбцы в левой части графика, но это не так, с экспозицией здесь все в порядке. На самой фотографии много темных тонов в области гор, неба, а пики гистограммы лишь это подтверждают.
Экспокоррекция (компенсация экспозиции)
Итак, теперь вы знаете, как по гистограмме определить правильно ли выставлена экспозиция. Но что же делать, если это не так.
Если вы используете автоматический режим замера экспозиции, то проще всего прибегнуть к экспокоррекции.
Если вы фотографируете освещенный предмет, а изображение получается недоэкспонированным, то увеличьте экспозицию на одну-две ступени. После этого сделайте тестовое фото и посмотрите правильная ли теперь гистограмма.
Этот метод приемлем и для переэкспонированных кадров, только экспозицию вы, соответственно, не увеличиваете, а наоборот уменьшаете на одну-две ступени, пока гистограмма не будет корректна.
После подобных манипуляций не забудьте привести значение экспозиции обратно к нулю, в противном случае последующие фотографии могут быть испорчены.
Творческое задание
Эти упражнения помогут вам опробовать теорию на практике:
Упражнение первое
Пролистайте фотографии, сохраненные на вашей карте памяти, посмотрите на гистограмму яркости к каждой из них. Соответствуют ли тона изображения пикам гистограммы? Показывают ли гистограммы недоэкспозицию или переэкспозицию изображений?
Упражнение второе
Сделайте снимок любого белого предмета, это может быть белый лист бумаги, кружка, белая стена, человек, одетый в белое, в общем, все, что угодно. Не имеет значения, какой режим экспозиции вы используете.
Посмотрите на этот снимок на экране вашей камеры. Белые тона на фотографии отображаются белыми или серыми? Теперь взгляните на гистограмму. Есть ли пробел между гистограммой и правой границей графика? Измените режим измерения экспозиции. Есть ли какая-нибудь разница? После этого используйте экспокоррекцию, чтобы увеличить экспозицию. На сколько ступеней вам пришлось увеличить экспозицию, чтобы прийти к нужному результату?
Теперь повторите это упражнение, но только с объектом черного цвета. Какого цвета ваш предмет на снимке, черного или серого? Есть ли пробел между гистограммой и левой границей графика? На сколько ступеней вам пришлось уменьшить экспозицию, чтобы привести ее к правильному виду?
Проделайте эти упражнения в условиях прямого солнечного света и в тени. Разница в результатах может вас удивить.
Заключение
После прочтения статьи и выполнения этих упражнений у вас должно сложиться четкое понятие о взаимоотношении экспозиции и гистограммы. Вы должны уметь определять, правильно ли выставлена экспозиция, нужно ли использовать экспокоррекцию и если да, то, на сколько ступеней уменьшать или увеличивать экспозицию.
Гистограмма: что, зачем и как?
Зачем?
Фотография – это прежде всего свет. Понимание поведения света – залог успеха фотографа.
Главная задача гистограммы – как и у экспонометра – дать представление о снимаемой сцене. Однако экспонометр – существо молчаливое. Он только предлагает экспопару — в соответствии со своим пониманием картинки. Гистограмма много «разговорчивее». Она рассказывает о том, как содержимое снимка распределено по шкале яркости от полностью черного до полностью белого. А это – нагляднейший пример полученной экспозиции и распределения света на фотографии.
Что?
Чтобы понимать, о чем говорит гистограмма, нужно помнить, что она представляет из себя график. Вернемся к тому, чему нас учили в школе, и представим график, по горизонтальной оси которого расположен свет от полностью черного — «0» — в крайнем левом положении, до полностью белого — «255» — справа. (0 и 256 соответствуют полностью черному и полностью белому на принятой 256-оттеночной шкале). Поэтому, около «0» не записывается никаких деталей (нет информации), кроме черноты. Яркость постепенно повышается к правой стороне, пока не достигнет значения 255 – полностью белого, где тоже не фиксируется никаких деталей.
Распределение пикселей по яркости на гистограмме происходит по горизонтальной, от черного (слева) до белого (справа) оси.
Но информация только о распределения яркости немного нам скажет. Фотографу важно понимать, какова общая тональность снимка, а значит, какое количество пикселей от общего относится к тому или иному оттенку яркости. К примеру, снимок зимнего заснеженного пейзажа будет в большинстве своем белым, процент изображения с темными значениями будет очень незначительным. Для передачи информации о количестве данных – пикселей, соответствующих градации горизонтальной оси, применяется вертикальная ось. Площадь снимка, занятая определенной яркостью «откладывается» по вертикальной оси гистограммы. Гистограмма рассказывает нам о двух сторонах изображения: яркости и площади изображения, на которой записана информация с этой яркостью.
Как?
Посмотрите на гистограмму сделанной фотографии – отвечает ли она вашему замыслу? Правильно ли экспонирован снимок?
Кроме того, гистограмма предоставляет информацию о потере информации. И пленка в пленочном фотоаппарате, и матрица в цифровом фиксируют интенсивность света. Возможности и пленки, и матрицы ограничены: они способны фиксировать свет только в определенном диапазоне интенсивности. Если света недостаточно для фиксации, получится чернота. Если света слишком много – все будет белым. Диапазон между этими двумя пороговыми значениями называют Динамическим диапазоном. Когда Вы снимаете сцену, в которой интенсивность света превосходит Динамический диапазон, Вы отсечете одну или обе стороны. Это легко можно увидеть на гистограмме полученного изображения.
Поэтому, первое, на что стоит обратить внимание на гистограмме – правый и левый край графика. График, с большим количеством информации вплотную прилегающей к правой или левой стороне гистограммы говорит о потере деталей (информации) в тенях или в светах соответственно.
Рассмотрим фотографию, сделанную в кафе, и ее гистограмму. Видно, что на гистограмме обрезан левый край – потеряна информация в тенях.
На фотографии выделены полностью черные области, информация в которых потеряна и никакая обработка в графических редакторах не позволит «вытянуть» ее.
Фотография паровоза является примером противоположного случая: гистограмма обрезана справа и информация потеряна в светах.
Обрез гистограммы по верхнему краю не так однозначен: если тональное распределение снимка таково, что на отдельные «яркости» падает большое количество информации, то на гистограмме пик этой яркости показывается обрезанным – иначе – если пытаться «вместить» весь пик — просто не будет видна остальная информация. Поэтому чаще всего обрез по верхнему краю говорит лишь о том, что количество информации одной яркости превышает возможный к показу на экране гистограммы, а обрезанный пик –показатель того, что один тон занимает серьезную часть снимка, но информация в нем присутствует.
Гистограмма — чрезвычайно удобный инструмент, однако она лишь предоставляет информацию, а не дает рецептов. Нет однозначно неправильной/правильной гистограммы (читай — экспозиции) — все зависит от замысла и цели фотографирующего. А гистограмма помогает соотнести полученный результат с требующимся и показать, какие поправки внести, если они потребуются.
Как научиться читать и понимать гистограмму
Когда цифровая эра добралась до фотографии, она принесла с собой множество преимуществ для фотографов: создание огромного количества фотографий без увеличения стоимости, как в случае с пленкой. Мы можем видеть сделанный кадр сразу после съемки, мы можем изменять ISO после каждого кадра, в пленочной фотографии для этого нужно было поменять пленку. Но одним из самых важных преимуществ цифровой фотографии является то, что поначалу пугает многих начинающих фотографов и это гистограмма.
Но нет причин избегать ее — на самом деле гистограмму довольно легко использовать, но как только вы поймете, как она работает. Гистограмма — это просто графическое представление тонального диапазона вашей фотографии, которое поможет вам оценить экспозицию.
В эру пленочной фотографии нам приходилось ждать пока мы проявим пленку, чтобы точно знать, получилось ли у нас хорошая фотография или нет. Теперь, используя гистограмму, эта информация у вас под рукой.
Как прочитать гистограмму?
Это легко: На горизонтальной оси графика гистограммы отображается яркость оттенков на фотографии. За самые темные оттенки отвечает ее левая часть, за самые светлые правая часть, а за оттенки средней яркости или как их иначе называют полутона отвечает центральная часть. На вертикальной оси отображается сколько пикселей такой яркости есть на фотографии, чем выше пик на графике, тем больше пикселей
Самое важное, что нужно знать о гистограмме это то что если пик прикоснулся к правому краю графика, то у нас проблема с фотографией. Это большая часть вашего изображения пересвечена или даже полностью белая, без каких-либо деталей в светлых участках. И самая большая проблема заключается в том, что область, которая пересвечена, не содержит данных вообще, поэтому вы не сможете ничего сделать даже при пост-обработке и даже если вы снимали в формате RAW. Это применимо только в том случае, если пик касается края графика. Если это пик перед краем, все в порядке.
Если пик касается левого края, это означает, что часть вашего изображения полностью черная. Вы можете использовать компенсацию экспозиции в плюс, чтобы скорректировать свой следующий снимок. Но если вы сейчас заняты ночной съемкой, например, звездного неба, то это вполне “здоровая” гистограмма для такого случая.
Нет такой вещи, как идеальная гистограмма. Это просто графическое представление тонального диапазона в вашем изображении. Вы должны, как художник, решать, что делать с этой информацией. Наличие большого количества темных или светлых участков (при условии, что нет пересветов и недосветов) не обязательно плохо.
Давайте рассмотрим некоторые примеры того, как будут выглядеть гистограммы для разных типов фотографий.
Примеры гистограмм
Сцена, снятая в “высоком ключе”
Когда вы снимаете в высоком ключе, то снимок будет иметь много светлых тонов, и мало средних и темных тонов. Когда вы хотите сфотографировать сцену в высоком ключе, ваша гистограмма должна быть смещена вправо — но чтобы пик графика не касался правого края. Если вы хотели сделать снимок в высоком ключе, но ваша гистограмма показывает много оттенков в середине графика, ваши светлые тона на снимке, вероятно, будут выглядеть более серыми, чем вы хотели бы.
Пеликаны в Салтонском море, Калифорния
Сцена в высоком ключе
Гистограмма для изображения выше показывает преобладание светлых тонов
Сцена в низком ключе
Сцена в низком ключе – это темна сцена, которую вы получаете при фотосъемке ночью. В этом случае ваша график гистограммы будет смещен влево. Так же у вас может быть пик у левого края, который указывает на наличие самых темных областей
Подобная сцена будет иметь график смещенный к левой стороне.
Гистограмма для фотографии выше показывает темную сцену.
Высококонтрастная сцена
Высококонтрастная сцена — это та, где много очень темных и очень ярких тонов, и, возможно, не так много средних тонов. В этом случае на вашей гистограмме будут подъемы слева и справа, а посередине будет либо провал, либо ровный график.
Высококонтрастная сцена. Экстремальные светлые и экстремальные темные тона и совсем немного средних тонов.
Гистограмма высококонтрастной сцены выше.
Низкоконтрастная сцена
Низкоконтрастная сцена (в тональном плане) имеет средних тонов, и довольно мало светлых тонов. Гистограмма такого снимка будет иметь форму колокола. Обратите внимание, в тональном плане это низкоконтрастная сцена, а в цветовом высоконтратснаяJ
Опять же, вам как художнику решать, что делать с этой информацией, использовать ее или нет. Это просто еще один инструмент в вашем арсенале, чтобы помочь вам превратить свое художественное видение в отличные снимки.
Если вы не довольны гистограммой снимка, то используйте компенсацию экспозиции. С ее помощью вы сможете скорректировать экспозицию, сделав изображение темнее или светлее. Или вы можете повлиять на освещенность сцены другим способом, используя вспышку, отражатель или рассеиватель. Выбор за вами.
Понимание цветовой гистограммы
Вы, наверное, заметили в приведенных выше примерах, что гистограмма не только отображает яркость в оттенках серого, но также показывает цвета. Да, можно пересветить или недосветить цвет! Случается, что есть какой-то цвет, который выходит очень ярким на фото, и иногда этот цвет может быть настолько насыщенным, что вы теряете в нем детали. Обычно это происходит с красными цветами, например.
Как бороться с этим? Самый простой способ, это слегка обесцветить именно этот цвет при пост-обработке, чтобы вернуть часть деталей в лепестках цветка. Гистограмма выше показывает увеличение красных тонов в зоне светлых тонов.
Когда использовать гистограмму
Непосредственно во время съемки вы можете использовать гистограмму в сочетании с режимом Live View (при работе с зеркальной камерой), чтобы увидеть ее, прежде чем сделать снимок (или просто включить отображение гистограммы на ЖК экране, если у вас беззеркальная камера). Вы также можете посмотреть гистограмму после тога как сделали снимок. В любом случае, важно, чтобы вы использовали гистограмму, чтобы проконтролировать правильность выставленной экспозиции, пока вы находитесь на съемке “в полях”. Таким образом, у вас будет возможность переснять кадр пока вы находитесь на нужной локации.
Не стоит полагаться только лишь на визуальный осмотр снятой фотографии на ЖК экране камеры, чтобы оценить правильность экспозиции, включите гистограмму. Это нужно делать потому, что яркость вашего ЖК-дисплея не имеет ничего общего с яркостью вашего фотоснимка.
Гистограмма также доступна вам при последующей обработке фотографий в любом графическом редакторе. Используйте ее, чтобы увидеть, какие настройки необходимо подкорректировать, чтобы не получить слишком яркие или слишком темные области на снимке при обработке.
Надеюсь, это даст вам лучшее представление о том, как использовать этот удобный инструмент. Если у вас есть вопросы о гистограмме, пишите их в комментариях.
Гистограмма в фотографии на примерах
В каждом зеркальном фотоаппарате есть гистограмма — график, на котором изображается распределения света (тонов) в кадре. Фотографы любители не раз случайно попадали на этот график, но немного полюбовавшись на него, напрочь забывали о его существовании. А совершенно напрасно.
На многих фотокамерах гистограмма способна располагаться поверх снимка, что еще больше облегчает использование этого вида подсказки.
Монохромная гистограмма
Существует два вида гистограмм, это монохромный график либо цветной график, который показывает гистограмму для каждого канала изображения: для зеленого, красного и синего. Чаще всего мы встречаемся с монохромной.
Гистограмма для каждого канала
Для чего нужна гистограмма кадра
Для чего же она нужна, и как читать гистограмму? Благодаря данному графику мы можем безошибочно определить, темный кадр или пересвечен.
Прежде всего, надо освоить три важных параметра. Света–это наиболее светлые участки, и располагаются на графике справа. Второй параметр – это тени, соответственно – самые темные, на графике – слева. Ну и полутона — это нейтрально- серые цвета, которые находятся по центру гистограммы. Только здесь надо понимать, что речь идет не о цветах, а о их яркости, поэтому к примеру, оранжевый цвет относится к полутонам.
В некоторых графических редакторах, таких как «лайтрум» или «фотошоп», мы можем поправить экспозицию за счет гистограммы.
Изображение до коррекции гистограммы
Если мы откроем график в одной из этих программ, то увидим три ползунка, которые и отвечают за коррекцию трех основных параметров яркости. Двигая вправо черный ползунок, находящийся в левом нижнем углу, можно заметить, что тени на изображении становятся темнее. При движении светлого ползунка влево, картинка светлеет.
Изображение после коррекции гистограммы
А вот если сдвигать оба треугольника навстречу друг другу, мы получим более контрастную фотографию. Центральную стрелочку мы сдвигаем, если хотим проработать полутона.
кадр недоэкспонирован
Гистограмма на самом фотоаппарате не позволяет так кардинально изменить изображение, но сообщает о недостатках снимка. Когда вы производите фотосъемку при полуденном, ярком солнце, очень сложно рассмотреть на снимке количество пересветов или теней. Здесь просто необходима гистограмма, находящаяся в настройках фотокамеры. Если график на гистограмме смещен влево, то это означает, что кадр недоэкспонированный, нам поможет поправка экспозиции или увеличение длины выдержки.
кадр переэкспонирован
Аналогично, если смещение происходит вправо, то снимок пересвечен. Стоит поправить экспозицию, уменьшить выдержку или чуть прикрыть диафрагму.
Хорошая экспозиция кадра
В идеальном состоянии гистограмма должна выглядеть так, что столбики должны постепенно увеличиваться к центру гистограммы, и также плавно уменьшаться. В таких снимках не произойдет потери света и потери яркости и не будет преобладание темных участков.
Хорошая экспозиция кадра
Но идеальных графиков практически не бывает. Очень многое зависит от задачи и цели фотографа, что именно он хочет получить в итоге на изображении. Стоит лишь запомнить одно правило, что излишне темный кадр очень просто исправить, а вот «пересвеченное» изображение придется долго дорабатывать.