Съемка при плохом освещении
Секреты удачной фотосъемки при слабом освещении
Оптимальное значение диафрагмы
Ночная съемка требует большой стабильности положения фотоаппарата. Слабое освещение требует большой выдержки, а чтобы при такой съемке снимки не получились смазанными, нужно использовать штатив.
Лучше всего для ночной съемки подойдет тяжелый штатив. Также будет не лишним тросик для спуска раствора. Он позволит еще больше уменьшить вибрации при съемке. Конечно же, можно обойтись и без дорогого оборудования. В качестве опоры может выступать любая плоскость, а для исключения тряски использовать таймер.
При ночной съемке нужно очень внимательно выбирать настройки. Важно установить подходящее значение диафрагмы, выдержки и ISO. Для различных ночных сюжетов будут необходимы новые настройки. В таблице приведены некоторые универсальные значения.
Сюжет
Выдержка
Значение диафрагмы
Чувствительность (ISO)
треки от света фар автомобилей
Концерт при осветительном оборудовании сцены
Пейзаж в лунном свете
Оптимальная выдержка для размытия движения
Днем автомобили чаще всего портят сцену. Ночью, на длинной выдержке можно запечатлеть только свет фар. Самих машин видно не будет. Красные и белые ленты вдоль дорог будут создавать очень красивые эффекты. Конкретного значения выдержки быть не может. Она зависит от скорости движения автомобилей, освещения вокруг вас и вдоль дороги, диафрагмы и ISO. Длинная выдержка создаст красивое размытие света от фар, но тут главное не получить пересвет.
Выдержка 1/8 секунды.
Выдержка 15 секунд.
Выдержка 30 секунд.
Обычно, камеры ограничивают длительность максимальной выдержки значением в 30 секунд. Режим «Bulb» позволит преодолеть это ограничение. Иногда, при съемке длительностью в несколько минут возникает необходимость уменьшить яркость. В таком случае придется использовать нейтральный (ND) фильтр.
Светочувствительность сенсора при ночной съемке
Старайтесь устанавливать наименьшую светочувствительность. Чаще всего это 100 ISO. Увеличивать ISO нужно только если другие параметры уже не позволяют сделать снимок светлее.
Фотокамеры с сенсорами маленького размера (чаще всего это не дорогие или старые зеркальные камеры) при повышении светочувствительности создают много помех в виде шума по всей плоскости изображения. Современные фотоаппараты с полнокадровыми матрицами позволяют использовать более высокие значения ISO без появления видимых артефактов, но всё равно не стоит полагаться на счастливый случай, так как в темноте детали вытягиваются только с появлением шумов. Лучше увеличивать детализацию снимка при помощи более длинной выдержки или светосильного объектива.
Когда стоит увеличивать ISO?
При съемке движущихся объектов или фотографируя с рук есть большая вероятность получения шевеленки и направленного размытия. Это связано с тем, что выдержка слишком длинная для данной сцены. Повышение светочувствительности сенсора позволит снизить выдержку. Таким образом, увеличив шум, мы уменьшаем смазанность и как итог, имеем резкий снимок, пусть и не идеального качества. Без увеличения ISO снимок бы вовсе не получился. Часто приходится идти на компромисс между снимком низкого качества и снимком ужасного качества. А как известно, из двух зол.
Прежде чем повышать ISO, стоит попробовать сделать снимок со вспышкой. Если это будет подходящим вариантом для вашей сцены. то на этом можно остановиться.
Природа цифрового шума
Все камеры создают помехи при съемке с высоким значением ISO. Степень шума зависит от качества и физического размера сенсора. Полнокадровые сенсоры с пикселями большого размера способны захватывать больше света естественным образом, без какого либо усиления. Это дает возможность получать снимки с низким уровнем шума. Если рассматривать кроп матрицы, то их разрешение такое же, как и у полнокадровых, а размер меньше. Значит размер каждого пикселя тоже меньше. Такие сенсоры больше подвержены электромагнитным помехам и менее восприимчивы к свету, что способствует проявлению шума.
Существуют и программные подавители шума, но они лишь незначительно устраняют последствия низкокачественной работы сенсоров.
Баланс белого
Неправильные оттенки
Освещение ночью отличается от естественного. Автоматика способна анализировать сцену и правильно настраивать баланс белого, что чем сложнее освещение, тем больше вероятность ошибки автоматики. Часто, на снимках появляется едва заметный оранжево-жёлтый оттенок. Его легко убрать в графическом редакторе, если вы фотографируете в RAW.
Если во время съемки правильно настроить баланс белого, то можно избежать нудной работы по коррекции всех снимков, полученных накануне при съемке с неправильной настройкой баланса белого. Во время ночной съемки сцену могут освещать источники света различного типа. Это создаст различные оттенки, которые на снимке будут отличаться от того, что вы будете видеть невооруженным глазом.
выравнять баланс белого по всем источникам практически невозможно. Есть одна хитрость. Вы просто можете перевести свой снимок в чёрно-белые тона.
Фотографировать лучше всего в цвете, а при обработке уже иметь гибкую настройку всех тонов на изображении.
Ручная настройка баланса белого
Все камеры имеют различные инструменты ручной настройки баланса белого, но общий принцип одинаков для всех.
- Найдите белый или серый предмет. Он должен занимать большую часть кадра и находиться в тех же условиях освещения, в которых вы планируете вести съемку.
- Выберете режим ручной настройки баланса белого и сделайте захват сцены. Камера проанализирует то, что попало в кадр (наш эталонный объект) и скорректирует освещение снимка таким образом, что наш объект получится белым или серым. Температура света, который создают осветительные приборы будет скомпенсирована.
- Также некоторые камеры позволяют вручную выбрать числовое значение температуры света, которая измеряется в Кельвинах.
Творческий подход к съемке со вспышкой
Для чего используют вспышку?
Вспышка в ночное время может только испортить фотографию. Она засвечивает объекты на переднем плане из-за чего задний план кажется еще темнее. Тени ложатся таким образом, что объекты выглядят плоскими. Вспышка может работать в режиме медленной синхронизации, когда на длинной выдержке она делает короткий импульс, чтобы подсветить объект. снимок получается с естественными цветами и с нормальной яркостью. Задний план при этом может получиться размытым.
Вспышка и отражатель
Лучше всего использовать вспышку с отражателем или рассеивателем. Это позволит сделать тени более мягкими, а свет будет падать не прямо на человека, а со стороны, что придаст объем объекту съемки.
Встроенная вспышка не может работать с отражением от стены или потолка, поэтому на неё крепят рассеиватели или пластиковые карты, которые отклоняют световой поток в сторону.
Использование режима медленной синхронизации
Режим медленной синхронизации позволяет просчитать выдержку для нормального экспонирования фона и настроить мощность вспышки таким образом, чтобы она нормально осветила объект на переднем плане.
Режим медленной синхронизации со вспышкой
Свет вспышки позволил четко прорисовать объект, который находится на переднем плане. Фон мог получиться размытым, если бы камера двигалась или на фоне было движение.
Как сделать качественное фото при плохом освещении
Чтобы получать яркие и сочные фотографии достойного технического качества при хорошем освещении фотографам чаще всего не требуется какого-то особого фотооборудования для работы. Даже не обязательно снимать профессиональной фотокамерой, можно обойтись любительским компактом, также для определенных целей подойдет и встроенная в телефон камера. Но что делать, если нужно фотографировать при недостаточном или очень слабом освещении? Чаще всего при таких условиях качество фотоснимков страдает в значительной степени. Почему такое происходит?
Свет является основополагающим элементом в фотографии, поэтому, когда на светочувствительный элемент матрицы фотоаппарата попадает недостаточное его количество, изображение получается низкого качества, размытое и с нечеткими границами. Естественное решение в данной ситуации будет – применение накамерной вспышки. Следует только учитывать, что использовать ее нужно с умом, так как в условиях со слабым освещением вспышка создает мощный интенсивный поток света, который может слишком сильно осветить снимаемые объекты, сделать их чрезмерно яркими, создаст жесткие тени и сделает фон неестественно темным. Подобное освещение уничтожит любую идею снимка, сделает его непригодным для демонстрации, да и любого иного применения, кроме того, чтобы выбросить в корзину с мусором.
Хорошим решением при съемке с плохим освещением будет использование выносной накамерной вспышки. Сейчас они выпускаются разными производителями, под все системы и предназначены для разного уровня подготовки фотографа. Выносная накамерная вспышка позволяет управлять светом, направлять поток в нужную сторону, например, вбок или в потолок, создавая таким образом мягкое рассеянное освещение, которое плавно окутает объект съемки и позволит получить снимок высокого технического качества.
Если нельзя использовать вспышку
Применение вспышки, несомненно, при определенных условиях позволяет улучшить качество фотоснимков, однако бывают ситуации, когда использовать вспышку запрещается. Например, многие картинные галереи и музеи не разрешают фотосъемку со вспышкой, на детских праздниках и мероприятиях использовать данный аксессуар нужно аккуратно. На некоторых спортивных соревнованиях нельзя даже шуметь, не то что пользоваться фотовспышкой. Например, когда проходит игра в шахматы, бильярд или даже покерный турнир, фотографам нельзя использовать фотовспышку, чтобы не мешать игрокам, не отвлекать внимание неожиданным ярким светом.
Во время покерного турнира игроки максимально сосредоточены на процессе и любой внешний шум, даже от срабатывания фотовспышки, может повлиять на итог встречи. Устроители подобных соревнований просят фотографировать в беззвучном режиме фотокамеры и не применять дополнительно никакого освещения, чтобы обеспечить игрокам максимально удобные условия.
При фотосъемке вечерних пейзажей вспышка практически бесполезна, за исключением случаев, когда вы намерены снимать тени или в контражуре. При многих условиях фотографы должны уметь настроить свое фотооборудование, чтобы получить качественные фотоснимки без дополнительного освещения.
Начинающие фотографы, как правило, не всегда знакомы с секретами мастерства, которые позволяют снимать в помещении или при плохом освещении на улице, используя подручные средства и технические возможности фотокамеры. На специализированных форумах профессионалы и опытные пользователи, как правило, делятся многими советами, также стоит проработать фотоуроки на тех фоторесурсах, которые специализируются по данному вопросу. Но давайте посмотрим на некоторые нюансы фотосъемки при плохом освещении и узнаем несколько приемов, которые помогут в сложной ситуации.
Как улучшить качество фотографий при плохом освещении
Самый простой вариант получения необходимого количества света на светочувствительный элемент – увеличение значения ISO. Различные фотокамеры имеют разное предельное значение, конечно же, фотограф может отталкиваться только от того, что доступно его фотоаппарату. Следует помнить, что при увеличении значений ISO появляется цветовой шум на изображении, от которого довольно сложно избавиться при постобработке снимка. Чем больше будет размер изображения, тем виднее будет цифровой шум из-за больших значений ISO. Именно поэтому одно из самых распространенных правил фотографии гласит, что следует использовать максимально низкие значения ISO при съемке.
В темных помещениях с приглушенным светом, таких как концертный зал, казино, бар или ночной клуб, безусловно, придется использовать практически максимальные значения ISO, что может отразиться на конечном результате. Избежать подобного поможет использование светосильных объективов, значение диафрагмы которых может равняться f/1,2–1,8. Чем больше можно открыть отверстие диафрагмы, тем меньше выдержка нужна для правильного экспонирования кадра.
Правильно подобранная экспопара позволяет получить фотографии отличного качества, с хорошо проработанным фоном, четкими объектами съемки, оптимальной глубиной резкости.
Какие еще существую способы улучшения фотографии
Чтобы фотографировать при слабом освещении можно использовать длинные выдержки, когда появляется возможность держать открытой диафрагму столько времени, чтобы на светочувствительный элемент попало достаточное количество света для правильной экспозиции. Важно понимать, что такой метод подходит в основном для статичной фотосъемки – пейзажей, городской архитектуры и т.п. Оптимальными значениями считаются выдержки в пределах от 1/60 секунды.
При длительных выдержках пригодится штатив или монопод. С его помощью предотвращается естественное дрожание камеры, не будет размытия изображения и можно подобрать наилучшие для проработки всего изображения значения экспозиции.
При съемке со штатива при недостаточном освещении и использовании длительных выдержек стоит пользоваться еще одним простым, но немаловажным аксессуаром – спусковым тросиком или таймером спуска затвора. Вы сможете избежать практически любых колебаний камеры, что приведет к улучшению технического качества фотографий. Бывает такое, что штатива нет под рукой, тогда камеру устанавливают на любую устойчивую поверхность, удаленный спуск затвора поможет в такой непростой ситуации справиться с поставленной задачей.
Чего не стоит делать при фотографировании в слабоосвещенных местах
При плохом освещении не стоит использовать зуммирование. При необходимости следует ближе подойти к объекту съемки. В сложных световых условиях чаще всего ручная настройка поможет получить правильную экспозицию. Например, в некоторых моделях фотоаппаратов Canon в автоматических режимах есть, так называемый, ночной режим фотографии. Пользоваться им стоит с осторожностью, так как фотокамера не имеет глаз, она просто вычислит самый светлый участок, что находится в видоискателе и по нему произведет экспонирование. Это значит, что в результате вы получите провалы в тенях и слишком светлое и яркое изображение на переднем плане.
И конечно же, напоследок хочется посоветовать делать несколько пробных снимков перед тем, как приступать к основной съемке. Экспериментируя с разными настройками, фотограф принимает решение о том, какую коррекцию следует использовать в той или иной ситуации. Чтобы понимать это – изучайте досконально возможности своей фотокамеры, прислушивайтесь к советам бывалых фотографов и как можно больше фотографируйте! Только такой комбинированный подход быстро приведет вас к видимым результатам и получению качественных фотоснимков.
Если вам понравилась наша статья, и материал оказался полезным, оставьте комментарий или сделайте репост, чтобы поделиться с друзьями интересными фактами из мира фотографий.
Видеоканал Фотогора
Как фотографировать без вспышки в условиях плохого освещения
Ни для кого не секрет, что для получения хорошей фотографии жизненно необходимо правильное освещение. Но фотографам часто приходится работать в условиях, когда света недостаточно, особенно это касается репортажных съемок (концерты, свадебные банкеты, детские утренники и проч.). Конечно, можно использовать вспышку, но не все так просто.
Направленный (вспышка на объект) или отраженный (от потолка или стены) свет от внешней вспышки можно использовать для получения качественных фотографий, при условии, что вы снимаете в небольшом помещении. Когда же дело доходит до съемки в больших залах, одной вспышкой не обойтись – свадебные фотографы для освещения на банкете используют от 2 до 4 источников света. На большом концерте вообще со вспышкой делать нечего – она бесполезна против профессионального освещения на сцене.
Еще одна проблема использования вспышки состоит в том, что свет от вспышки является искусственным и «убивает» атмосферу. Особенно это касается так называемой «вспышки в лоб».
Вспышка из положения «на камере», направленная под углом 90 градусом прямо на объект съемки, делает ваши фотографии плоскими. Особенно это заметно при использовании встроенной вспышки. Это происходит потому, что вспышка освещает только предмет, находящийся на переднем плане, и тем самым «убивает» глубину снимка. В итоге получается фотография с плоским светом и слишком темным фоном.
Другой побочный эффект вспышки – это отвлекающий импульс яркого света. И если взрослые люди не так бурно на него реагируют, то вот дети дошкольного возраста могут реагировать по-разному. Кто-то будет отвлекаться на свет вспышки во время важного выступления, кто-то будет бояться вас и вашу камеру, а кто-то пожалуется, что у него «болят глаза» от вашей вспышки.
И, наконец, в особо важных случаях вам вообще запретят использовать вспышку (в церквях, музеях, театрах и даже в некоторых ЗАГСах)
Что же делать, когда нет возможности использовать вспышку? Как получить хорошие фотографии в условиях низкой освещенности без использования вспышки? Итак, если вы оказались на концерте, баре или в другом плохо освещенном помещении, ваша основная задача при выставлении настроек – пропустить как можно больше света. При этом сразу можно начинать пробовать настройки экспозиции с выставленным ISO 400, не меньше.
Первым делом нужно максимально открыть диафрагму, т.е. выставить минимальное диафрагменное значение (f=3.5 — 1.8 или даже меньше, если используете более светосильный объектив).
Если фотографии все еще получаются темными, удлинняем выдержку. При этом удлинять выдержку вы сможете только до определенного значения, которое зависит от скорости движения в кадре (на недостаточно короткой выдержке получатся «смазы») и фокусного расстояния объектива (правило золотой выдержки). Я отталкиваюсь от оптимального значения выдержки 1/125 с, дальше можно удлинять вплоть до 1/30 с, но проверяйте полученный результат на предмет появления «смазов» и «шевеленки».
Если вы заметили, что стало заметно дрожание камеры («шевеленка»), то обратите внимание на то, в какой позе вы фотографируете, возможно у вас нарушено равновесие, и из-за этого камера дрожит в момент съемки.
Итак, диафрагма открыта до предела, длиннее выдержку выбирать рискованно, фотографии все равно получаются темными.
Последний шаг — выставляем повышенное значение ISO (от 800 вплоть до 6400, в зависимости от возможностей вашего фотоаппарата). Тем самым вы повысите чувствительность сенсоров камеры к свету, что позволит избежать недоэкспонированных кадров. Конечно, при очень высоком ISO вы неизбежно будете получать «шумные» фотографии.
Но если на максимально открытой диафрагме и предельном значении выдержки вам все равно приходится задирать ISO – деваться некуда. Лучше хоть как-то получить кадр, чем упустить момент съемки. Шумы на фотографиях можно убрать или уменьшить при последующей обработке в программах Lightroom, Photoshop, Noise Ninja или Neat Image.
Или, в конце концов, перевести фотографии в ч/б и свалить все на стилизацию и авторскую задумку.
Слева: с шумом. Справа: восстановленная
Повторим изложенный алгоритм подбора настроек экспозиции в условиях низкого освещения при съемке без вспышки.
Если вы снимаете в мануальном (ручном) режиме М:
- Открываем диафрагму до предела
- Удлиняем выдержку, насколько это позволяют условия съемки
- Повышаем ISO, пока не получим нормально освещенный кадр
- Снимаем в формате RAW, это облегчит вам жизнь при обработке фотографий
- Погашаем шумы при обработке фотографий
Если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы (Av или A):
- Открываем диафрагму до предела
- Повышаем ISO, пока не получим нормально освещенный кадр без «смазов» (значение выдержки примерно 1/60 с- 1/200 с)
- Снимаем в формате RAW, это облегчит вам жизнь при обработке фотографий
- Погашаем шумы при обработке фотографий
Если вы снимаете в режиме приоритета выдержки (Tv или S):
- Выставляем предельно длинную выдержку, при которой не будет «смазов» на фотографии
- Повышаем ISO, пока не получим нормально освещенный кадр
- Снимаем в формате RAW, это облегчит вам жизнь при обработке фотографий
- Погашаем шумы при обработке фотографий
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Видео
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Как правильно фотографировать в условиях плохой освещённости
Суббота, 30 Апреля 2016 г. 18:28 + в цитатник
Большинство фотографов считают, что низкое освещение – это плохое освещение и снимать в таких условиях нельзя. Цель этой статьи обсудить как правильно фотографировать в условиях плохой освещенности. Даже в этом случае можно делать отличные снимки.
Обратите внимание, что слабое освещение не относится только к ночной съемке. Условия плохого освещения могут возникать даже днем. Например, съемка водопадов при низком освещении позволяет делать фото с более длинной выдержкой, не позволяя при этом переэкспонировать белые участки воды (буруны), в результате на фотографии создается красивый эффект размытости. Я хочу ответить на некоторые основные вопросы, связанные с условиями низкой освещенности.
ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА РЯД ВОПРОСОВ ИЗ ОБЛАСТИ «КАК ПРАВИЛЬНО ФОТОГРАФИРОВАТЬ В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ОСВЕЩЁННОСТИ»?
Фотографии, сделанные с низким освещением, выглядят размытыми. Есть ли линзы, которые позволяют снимать без этой размытости?
Короткий ответ на этот вопрос – «да», «быстрые» и качественные линзы с большой диафрагмой, например f1.8, дадут вам боле качественный результат, чем обычные китовые линзы с диафрагмой f3.5 или f5.6. Но даже более качественные и дорогие линзы, при неправильных настройках, дадут вам такой же плохой результат. Эти линзы с широко открытой диафрагмой позволят вам снимать на более высоких скоростях выдержки. Линзы с бОльшими числами диафрагмы называются «быстрыми» потому, что не позволяют вам снимать с более высокой скоростью выдержки, поскольку через широко открытую диафрагму попадает больше света на сенсор камеры.
ПОДСКАЖИТЕ ИДЕАЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ КАМЕРЫ ДЛЯ СЪЁМКИ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ.
Ручной режим.
Съемка в ручном режиме позволяет вам подобрать идеальные настройки для съемки при тусклом освещении. Фактически у вас в руках три настройки с помощью которых вы можете получить больше света на ваш сенсор: выдержка, диафрагма и ISO. Все эти три параметра вместе называются треугольником экспозиции. И каждый из них может влиять на вашу фотографию как в позитивном так и негативном плане. Таким образом зная влияние треугольника экспозиции на результирующее фото вы можете добиться идеальной фотографии в вечернее, ночное время или при тусклом освещении. Экспонометр вашей камеры подскажет какие настройки лучше сделать в той или иной ситуации.
Выдержка.
Если вы проводите съемку с рук, то нужно пользоваться следующим правилом: умножайте фокусное расстояние вашей камеры на 1,5 – это и будет ваша выдержка которую необходимо установить при данной съемке. Например, если фокусное расстояние вашей камеры 50 мм., то выдержка должна составлять минимум 1/75 секунды. Конечно, если объект вашей съемки движется в кадре то выдержку нужно сделать ещё короче, например 1/100 или 1/125 секунды. Конечно выбирая более медленную выдержку вы позволите попасть на сенсорным большему количеству света, но при этом фотография может быть размытой.
Диафрагма.
В большинстве случаев, когда вы снимаете при тусклом освещении, старайтесь максимально открыть вашу диафрагму. Но если при этом достаточно света чтобы снимать с меньшими значениями диафрагмы, это позволит вам увеличить глубину резкости на фотографии. Нужно просто запомнить, что чем шире вы откроете диафрагму тем меньше глубина резкости на вашей фотографии.
Светочувствительность (ISO).
Чем выше значение светочувствительности тем больше света «запишет» ваша камера. Но есть и цена которого придётся заплатить за более высокие значения светочувствительности – это возникновение цифрового шума. Поэтому задача фотографа держать светочувствительность как можно ниже. И увеличивать её только после того, как вы максимально увеличили значение выдержки и диафрагмы.
Съёмка в RAW формате.
Мой вам совет – снимайте только в RAW формате. Это позволит вашей камере сохранить намного больше деталей в тенях чем при съемке в jpg.
КАК СНЯТЬ ДВИЖЕНИЕ ПРИ НИЗКОМ ОСВЕЩЕНИИ?
Очень советую вам также разобраться как читать гистограмму на вашем фотоаппарате. Понимание принципа работа гистограммы позволит избежать потери в тенях и засветов в светлых областях.
«Low Light Magic- Howard Ignatius is in the circle» by Jerry Kirkhart on CreativeCommons License
Съемка какой-либо активности при низком освещении может быть достаточно непростой задачей. Обычно я провожу съемку с максимально открытой диафрагмой. После того как я установил диафрагму, я устанавливаю выдержку на то значение, которое позволит мне «заморозить» движение. Конечно бывают ситуации, когда настройки только двух этих значений недостаточно. В таких случаях я поднимаю значение светочувствительности, пока не получу необходимую мне экспозицию. Если ваши настройки светочувствительности настолько высоки, что дают неприемлемый цифровой шум, у вас есть две опции: либо использовать вспышку или другой источник света, либо оставить все как есть и попробовать убрать цифровой шум в процессе пост обработки. Иногда вы окажетесь перед выбором: сделать снимок с ужасным цифровым шумом или не делать снимок совсем.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ТО ЦИФРОВОГО ШУМА В ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННОЙ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ?
Простой ответ на этот вопрос следующий: снимайте с наименьшими значениями светочувствительности. Идеальное решение – определите на практике наибольшее значение ISO, после которого ваша камера дает неприемлемый цифровой шум. Всегда проверяйте чтобы ваша экспозиция была выставлена корректно. Даже при низких значениях светочувствительности, если ваша фотография недоэкспонирована, в тёмных областях вы все равно получите некоторый шум.
КАК ПРОИЗВОДИТЬ ФОКУСИРОВКУ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ?
Размытые снимки могут получаться и из-за того, что ваша камера не может правильно сфокусироваться при столь низком освещении. В этом случае попробуйте посветить чем-нибудь на ваш объект съемки чтобы камера могла сфокусироваться. В противном случае вы можете использовать кольцо подстройки фокуса или сфокусироваться вручную.
КАК Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ПРИ НИЗКОМ ОСВЕЩЕНИИ?
Большинство профессионалов используют следующие четыре вещи:
- Треногу
- Снимают в RAW формате
- Снимают в ручном режиме
- Читают гистограмму
КАК ВЫСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ БАЛАНС БЕЛОГО ПРИ НИЗКОМ ОСВЕЩЕНИИ?
Идеальное решение это делать снимки в RAW формате, тогда настроить правильный баланс белого можно в процессе постобработки. Ну а если вы снимаете в jpg, тогда критически важно настроить баланс белого перед съемкой. Самое главное не использовать автоматический режим установки баланса белого, в условиях низкой освещенности камера может определить баланс белого абсолютно неправильно.
ЧТО ЖЕ МНЕ ВСЁ-ТАКИ ДЕЛАТЬ ПРИ СЪЁМКЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКОЙ ОСВЕЩЁННОСТИ : УВЕЛИЧИТЬ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СНИЗИТЬ ВЫДЕРЖКУ?
Если подвести итог вышесказанного, и вы снимаете с широко открытой диафрагмой, то в большинстве случаев сначала устанавливайте выдержку и только затем поднимаете значения светочувствительности. И помните, что поднимая светочувствительность, вы увеличиваете цифровой шум на фотографии. Большинство новых цифровых фотокамер прекрасно справляется с цифровым шумом на достаточно больших значениях светочувствительности.
ПОЧЕМУ Я ПОЛУЧАЮ НЕРЕЗКИЕ ФОТОГРАФИИ ДАЖЕ КОГДА СНИМАЮ С ТРЕНОГИ?
Запомните что в большинстве ситуаций при низком освещении вы снимаете с широко открытой диафрагмой, поэтому глубина резкости на фотографии достаточно маленькая. Убедитесь, что вы зафиксировали фокус именно на том объекте, который должен быть в фокусе. Также убедитесь что вы отключили стабилизацию изображения, потому что при съемке с треноги данная функция может давать размытость.
В условиях низкой освещенности ваш экран фотоаппарата может казаться достаточно ярким чем при обычных условиях. Уменьшите яркость вашего экрана, если в фотоаппарате есть такая функция, это позволит вам правильно оценивать экспозицию сделанной фотографии и правильно оценивать тёмные и светлые участки на фото.
ВЫВОДЫ.
Самое главное при вопросе «как правильно фотографировать в условиях плохой освещенности» – это полный контроль настроек вашей фотокамеры: нужно чётко понимать, что изменение какой-либо настройки дает определённый результат, а ключевое влияние на качество фотографий оказывает треугольник экспозиции – пользуйтесь им умело.
Как фотографировать при плохом освещении
Очень сложно сделать на смартфоне хороший снимок. Особенно, если вы фотографируете ночью или при слабой освещенности. Чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей и разочарованием.
Фотографии получаются либо слишком темными, либо слишком яркими, либо имеют какие-то другие изъяны. Одна из главных проблем в том, что при слабой освещенности камеры смартфонов имеют нездоровую тенденцию увеличивать выдержку для лучшего экспонирования снимков. Все это приводит к размытию изображения, так называемому motion blur.
Но не спешите сдаваться! Далее мы поделимся несколькими способами и хитростями, которые помогут делать качественные фотографии даже при слабой освещенности.
Включите ночной режим
В зависимости от модели и производителя смартфона, данный режим может носить разные названия. У одних это просто «Ночь», у других «Ночная съемка». Например, смартфоны OnePlus поддерживают специальную функцию Nightscape, которая включает HDR во время съемки при слабой освещенности.
Если у вашего телефона есть такой режим (проверить ее наличие можно через настройки камеры), то обязательно используйте его. В целом он работает аналогично HDR, делает несколько снимков с разными уровнями экспозиции, а затем объединяет и извлекает их них какие-то детали для создания более качественного итогового изображения.
Используйте искусственный свет
Вспышкой надо уметь пользоваться, правильно ее позиционировать и настраивать. Если этого не делать, то она будет только портить фотографии — создавать блики и снижать детализацию в тени. Тем не менее, вспышка есть практически на всех смартфонах, а значит это самый простой способ осветить снимок. Если вам нужно сделать фотографию ночью или при слабом освещении, то попробуйте ее включить.
Но есть и другие способы подсветить объект. Например, купить внешний искусственный источник света. Лучше всего использовать для этого портативную светодиодную панель. Как правило, они недорогие, но при этом сильно повышают итоговое качество снимка. Обратите внимание на Meike S150, которая имеет 150 светодиодов с регулируемой яркостью, внутреннюю батарею, индикатор питания и специальное крепление для телефона.
Искусственный свет дает при съемке огромную свободу. Обычно внешние вспышки поставляются в комплекте с рассеивателями, которые смягчают свет. Поэтому позволяют добиться разных результатов, в зависимости от целей съемки.
Настраивайте параметры вручную
В обычных условиях автоматический режим неплохо измеряет экспозицию, но при слабой освещенности он показывает себя уже не так хорошо. Камера просто не понимает, что именно вы хотите сфотографировать, поэтому начинает скакать от одного объекта к другому. Лучший способ улучшить качество снимка — просто выставить все настройки вручную.
Как правило, в ручном режиме можно настроить ISO (светочувствительность), диафрагму и выдержку. Это так называемый треугольник экспозиции. Сейчас мы не будем подробно его описывать, т.к. о нем вы можете почитать в других статьях.
Все, что нужно сделать в ручном режиме — это позволить камере правильно экспонировать изображение. Для этого можно увеличить ISO или скорость съемки. Поэтому самое сложное — найти здесь идеальный баланс, ведь изменение любого параметра имеет как плюсы, так и минусы. Например, повышение ISO может привести к появлению так называемого цифрового шума, а изменение других параметров вызвать размытие (motion blur).
Выдержку стоит увеличивать ровно настолько, насколько этого позволяет сам объект съемки. Если вы фотографируете что-то неподвижное, то достаточно будет нескольких секунд. Главное, убедитесь, что в этот момент смартфон неподвижен. В идеале стоит использовать штатив или воспользоваться подручными средствами (например, опереть смартфон на какую-нибудь поверхность). Если вы фотографируете подвижный объект, то ISO придется увеличить. В таком случае полностью избавиться от шума уже не получится.
Практически у всех смартфонов неизменная диафрагма объектива. Но есть и исключения. Например, некоторые флагманы от Samsung и Oppo. Поэтому при слабой освещенности достаточно установить максимально широкую диафрагму. Чем меньше значение F, тем шире диафрагма (тем крупнее отверстие объектива камеры и тем больше света проходит через него). То есть F/1.8 лучше, чем F/2.8 и при слабой освещенности стоит устанавливать F/1.8.
По возможности делайте снимки в формате RAW
RAW — это формат цифрового файла изображения, который содержит в себе несжатые и неотредактированные данные. По этой причине он имеет гораздо более высокий вес по сравнению с привычными JPG, JPEG и PNG. В последние годы все большее количество устройств предлагает доступ к RAW-файлам. Причем речь касается не только цифровых камер, но и смартфонов.
Если у вас есть возможность сохранять снимки в формате RAW, то воспользуйтесь ей. Как правило, такие фотографии отличаются лучшей детализацией и имеют более высокое качество. Кроме того, менять такие параметры, как баланс белого и цвета можно будет намного эффективнее.
Редактируйте готовые фотографии
Мало просто сделать фотографию, полученный снимок желательно отредактировать. Особенно, если изображение было сделано на смартфон, да еще и при слабой освещенности. Сделать это можно с помощью разного программного обеспечения, как на компьютере, так и на смартфоне.
Все программы имеют разные особенности. Поэтому какой-то единой инструкции просто не существует. Но мы можем порекомендовать вам отдельные моменты, на которые стоит обращать внимание при редактировании изображения.
Обязательно следите за настройками, которые управляют экспозицией, балансом белого и яркостью. Например, у приложения Snapseed все эти параметры находятся в разделе «Настройка изображения». Практически везде они меняются при помощи ползунков, а значит вы сразу сможете наблюдать полученный результат и устанавливать все значения на свой вкус. При желании вы можете увеличить яркость, сделать тени и блики более выразительными.
Большинство камер неправильно выставляют баланс белого при съемке в условиях плохой освещенности. Поэтому обязательно следите за этими параметрами.
Чаще всего для осветления снимка достаточно увеличить значение ISO. Но в таком случае появляется лишний цифровой шум. Кроме того, после редактирования может упасть и итоговое качество снимка, особенно, если вы работаете с JPEG-файлами. Большинство приложений умеют смягчать изображение и уменьшать таким образом шум. Как правило для этого используются фильтры «Шумоподавление» или другие, с похожим названием.
Как снимать без вспышки при слабом освещении
Получать яркие, четкие фотографии при хорошем естественном освещении может фотограф с любым уровнем подготовки, даже если он снимает на обычную «мыльницу». Совсем по-другому ситуация обстоит при съемке в условиях недостаточного или слабого освещения. Нужно ли лишний раз говорить о том, какую роль играет свет в фотографии. Некоторые начинающие любители фотографии искренне полагают, что залог качественных, резких снимков при слабом освещении – это использование продвинутой, более дорогостоящей камеры.
Однако как показывает практика, ни высокое разрешение матрицы фотоаппарата, ни встроенный стабилизатор изображения, ни многократный зум никак не помогают при необходимости получения качественных, четких фотографий в условиях низкой освещенности. То же самое касается и использования вспышки, которая зачастую не приносит желаемого результата. Сегодня пойдет речь о том, как же улучшить качество своих фотографий при съемке в условиях недостаточного освещения без вспышки.
Дворец каталонской музыки, ФР 52 мм, F3.5, ISO 800, 1/20 c
Почему при слабом освещении снимки получаются плохими?
Прежде чем подробно поговорить о том, какие способы улучшения качества фотоизображений существуют при съемке в условиях слабого света, нужно сказать самое главное – почему же в подобных ситуациях фотографии получаются такими не качественными и плохими? Действительно, зачастую при съемке на улице ночью или при свете тусклой лампочки в закрытом помещении фотографии выглядят смазанными и не четкими. Все дело в том, что свет играет определяющую и наиболее важную роль в фотографии. Если на светочувствительную матрицу Вашего фотоаппарата попадает недостаточно света, то, скорее всего, Вы получите снимки неудовлетворительного, плохого качества.
Что же делать в такой ситуации? Выход напрашивается сам собой – использование вспышки. Практически все современные цифровые фотоаппараты оснащены встроенной вспышкой, которая, казалось бы, как раз и предназначена для подобных ситуаций. Но, на самом деле, применение вспышки зачастую приводит к нежелательным и неприятным эффектам. Ведь вспышка при слабом освещении сцены – это как световой взрыв, который приводит к тому, что объекты, которые Вы хотите сфотографировать, будут освещены в кадре слишком ярко, жестко, и потому будут выглядеть неестественно.
Встроенная вспышка просто «уничтожает» всю идею снимка жесткими и глубокими тенями или, наоборот, засвеченными участками. Передний план может выйти на фотографии достаточно плоским, в то время как задний фон окажется недостаточно проработанным. При этом фотографии, сделанные при низкой освещенности без использования вспышки, выглядят куда более естественно и красиво. Разумеется, такого результата можно достичь только при правильном подходе к процессу съемки и наличии у фотографа соответствующих навыков.
Дворец каталонской музыки — сцена, ФР 52 мм, F4.5, ISO 800, 1/15 c
В некоторых случаях использование вспышки вообще нежелательно, поскольку вспышка может испортить естественное освещение сцены или испугать объект в кадре. Во многих музеях и галереях съемка со вспышкой запрещена, при этом в выставочных залах ситуация с освещением далеко не идеальная. А при фотографировании вечерних пейзажей вспышка вообще может оказать фотографу медвежью услугу. В этой связи приходиться задумываться над тем, как улучшить качество фотографий без использования вспышки, то есть другими средствами. И здесь существует только один вариант – поймать как можно больше световых потоков в оптическую схему камеры. Чем больше света окажется на поверхности светочувствительного сенсора, тем больше вероятность получения качественного, яркого кадра.
Улучшаем качество фотографий при съемке без вспышки
Современная цифровая фотография предлагает нам несколько способов, направленных на то, чтобы матрица камеры захватила как можно больше света:
— Настройки чувствительности ISO
Пожалуй, самый простой и логичный способ – поднять чувствительность ISO в настройках цифрового фотоаппарата. От этого параметра зависит, сколько света попадет на чувствительный сенсор. Значение ISO можно выжать до максимума, но проблема состоит в том, что высокая чувствительность, хотя и позволяет захватить больше светового потока, но одновременно увеличивает вероятность проявления шумов на фотографии. В этой связи рекомендуется не выкручивать сильно ISO, а поднять значение чувствительности до оптимального уровня для Вашей камеры. Это может быть, например, 400 или 800 единиц ISO при слабом освещении.
Вы, возможно, получите небольшой шум на снимках, но его легко можно будет удалить с помощью программных средств постобработки. Подъем ISO –оптимальное решение при фотографировании в темных закрытых помещениях или в концертном зале. Также корректировка настроек чувствительности будет целесообразной при съемке движущихся объектов в условиях слабого света.
Фонтан Треви, ФР 27 мм, F5.6, ISO 100, 2 c
— Оптика и диафрагма
Если Вы довольно часто снимаете в условиях низкой освещенности, то стоит приобрести хороший светосильный объектив. Оптика с диафрагмой f/1,4 – 1,8 позволит более качественно фотографировать при слабом свете. Открытие диафрагмы является одним из способов решения проблемы недостатка света в кадре. Желательно, если это позволяет фототехника, открыть диафрагму на максимум. Благодаря этому на чувствительный сенсор фотоаппарата попадет больше света, что обеспечит получение более качественных, светлых снимков.
Чем больше Вы открываете отверстие диафрагмы, тем меньшая выдержка потребуется для правильного экспонирования кадра. Лучше всего перейти в режим приоритета диафрагмы, чтобы иметь возможность вручную устанавливать подходящие значения. Например, f/2,8 или f/1,4. Открывая на максимум диафрагму, будьте осторожны, поскольку в этом случае повышается риск того, что яркие объекты в кадре окажутся слишком размытыми, а задний фон и слабо совещенные предметы останутся плохо проработанными. Так что здесь, как и в случае со светочувствительностью, также требуется найти наиболее правильное значение.
— Длинные выдержки и штатив
Еще один способ съемки в условиях слабого света – это использование длинных выдержек. Правда, этот вариант целесообразен исключительно при съемке неподвижных предметов или пейзажей в сумеречное время. Оптимальное значение выдержки определяется особенностями освещения сцены и обычно колеблется в районе от 1/60 до 10 секунд. При подборе выдержки стоит ориентироваться на средне освещенные предметы в кадре. Используя длинные выдержки, оставляйте настройки светочувствительности ISO на минимуме, чтобы исключить появление шумов.
Длинные выдержки, конечно, потребуют от Вас использования штатива. Это необходимо, чтобы избежать смазанности кадра вследствие малейших движений фотокамеры. Также рекомендуется обзавестись спусковым тросиком или воспользоваться таймером спуска затвора, чтобы исключить любые движения фотоаппарата. Если штатива под рукой не оказалось, то можно просто положить фотоаппарат на бордюр, перила или землю, плотно обхватив корпус камеры обеими руками. Главное – обеспечить максимальную неподвижность камера во время экспонирования кадра.
Выбрав один из вышеупомянутых способов. Вы сможете обеспечить попадание на матрицу достаточного количества света, чтобы фотография получилась приемлемого качества. Стоит упомянуть и о еще несколько практических советах, касающихся того, как снимать при слабом свете без вспышки.
Universita’ degli Studi di Roma La Sapienza, ФР 27 мм, F3.5, ISO 100, 4 c
Во-первых, старайтесь не использовать цифровой или оптический зум. Он уменьшает количество света, попадающего на матрицу, что негативным образом отражается на качестве фотоизображения. Особенно это касается цифрового зума. Если существует необходимость в приближении объекта, лучше подойти к нему ближе, нежели использовать зум.
Во-вторых, даже если на Вашем фотоаппарате присутствует так называемый «ночной режим» съемки, лучше отказаться от него и воспользоваться полуавтоматическими или ручным режимом. Это позволит Вам получить большую свободу творчества, достичь лучших результатов при съемке в условиях слабого света и одновременно досконально изучить возможности своей камеры. Если выставить ручные настройки правильно в соответствии с характеристиками освещения, то могут получиться действительно качественные и необычные результаты. Попробуйте вручную выставить выдержку и диафрагму, используйте точечный замер экспозиции, скорректируйте настройки ISO и баланса белого. Также в условиях низкой освещенности целесообразно снимать в RAW-формате для сохранения максимума деталей. Благодаря этому Вы получите больше возможностей для исправления мелких дефектов фотоизображения и корректировки результатов в графическом редакторе.
В-третьих, если Вы фотографируете при слабом свете, обязательно сначала сделайте несколько пробных снимков с разными настройками и в разных режимах, чтобы понять, как достичь более качественного фото. Также можно сделать кадр со встроенной вспышкой, чтобы сравнить его с фотографиями, полученными при помощи изменения ручных настроек (увеличения ISO, открытия диафрагмы или длинные выдержки). Сравнивать отдельные кадры можно прямо на ЖК-дисплее, воспользовавшись функцией масштабирования. Иногда фотография, снятая с использованием встроенной вспышки, может оказаться более приемлемой по качеству. Например, в тех случаях, когда задний фон для Вас не играет особой роли, важно лишь, чтобы объект съемки оказался хорошо освещен.
Итак, для того, чтобы получить более качественные изображения при слабом освещении без использования вспышки, Вам придется сделать так, чтобы как можно больше света попало на матрицу фотоаппарата. Для этого можно повысить чувствительность сенсора, максимально открыть диафрагму или использовать более длительные выдержки, установив камеру на штатив или надежную опору. Вы непременно улучшите качество своих фотографий при низкой освещенности, а отдельные мелкие дефекты изображения всегда можно убрать с помощью специализированного программного обеспечения.
Как фотографировать без вспышки?
Артем Кашканов, 2014
Сразу хочу предупредить, что в данной статье будет уделено внимание преимущественно любительской фотосъемке. «Старайтесь снимать только на минимально возможной чувствительности ISO» — это утверждение где только не встречается, начиная от интернет-форумов, заканчивая авторитетными печатными изданиями. Многие начинающие фотографы слепо следуют этому правилу, однако, это чаще приносит разочарование, нежели хорошие результаты. Все сложности съемки при плохой освещенности чаще всего упираются в чувствительность ISO.
Чувствительность ISO — это параметр, который определяет, насколько быстро фотоаппарат «схватывает» картинку. При малой чувствительности ISO требуется более длительная выдержка, но качество картинки при этом наилучшее. Снимать с рук без риска шевеленки на минимально возможной чувствительности ISO можно только при очень хорошем освещении, например, днем на улице. Возможность снимать на небольших ISO в помещении имеют обаладатели светосильных объективов. Однако, если вы являетесь «счастливым» обладателем китового объектива со светосилой 1:3.5-5.6, то при слабой освещенности перед вами встает вопрос — как лучше действовать? Обычно, варианта три:
Использовать минимальную чувствительность ISO и вспышку
Использовать штатив и продолжить съемку на минимальной чувствительности ISO (как правило, 100-200 единиц)
Снимать с рук без вспышки, повысив чувствительность ISO до такого значения, при котором выдержка позволит снимать без шевеленки. Условно примем ее за 1/60 секунды.
Рассмотрим плюсы и минусы этих трех вариантов:
Съемка со вспышкой
«Если мало света — снимаем со вспышкой!» — таким правилом руководствуется подавляющее большинство фотолюбителей. Если вспышка внешняя и при этом направлена не в лоб а, скажем, в потолк или в стену, результат, скорее всего, будет неплохой. Однако, внешняя вспышка есть далеко не у всех, поэтому вместо нее в подобных ситуациях используется вспышка встроенная. Про вред встроенной вспышки я уже многократно говорил — от нее получаются красные глаза, неприятные блики на лицах, резкие тени, могут искажаться цвета. Передний план получается существенно ярче заднего, из-за чего создается иллюзия «вклеености». Со вспышкой бесполезно фотографировать удаленные объекты — она до них просто не достанет.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что съемка со встроенной вспышкой — плохой вариант. Cовершенно безразлично, на какой аппарат мы снимаем — мыльницу, зеркалку, беззеркалку (даже полнокадровую!). Результат будет один и тот же — выхваченный из тьмы передний план на очень темном фоне. Использование вспышки категорически противопоказана при съемке сквозь стекло — например, в музее или зоопарке. Вместо изображения экспоната или зверя вы получите блик от вспышки в полкадра.
Использование штатива и съемка с длинной выдержкой
Этот вариант неплох, но имеет два серьезных ограничения. Во-первых, вам нужно иметь при себе штатив, что во многих случаях затруднительно — решительно невозможно его постоянно таскать с собой. Во-вторых, использование длинных выдержек ощутимо сужает тот диапазон сюжетов, которые вы можете запечатлеть. Движущиеся объекты, попадающие в кадр даже при полусекундной выдержке будут безнадежно размазаны. Если вы фотографируете портрет, то малейшее движение человека, например, переминание с ноги на ногу также способно испортить фотографию. Таким образом, делаем вывод, что использование штатива и длинной выдержки приемлемо лишь для съемки неподвижных объектов — пейзажа, архитектуры, памятников.
Повышение чувствительности ISO и съемка с рук
Возможно, кто-то брезгливо поморщится, если я скажу, что большинство современных фотоаппаратов позволяют делать любительские фотографии приемлемого качества вплоть до чувствительности ISO 6400. Под приемлемым в данном случае понимается качество, достаточное для наиболее типичного использования любительских фотографий — выложить в социальную сеть или распечатать форматом 10*15 см. Вот пример фотографии, сделанной недорогой беззеркалкой Olympus E-PM2 на ISO6400. Фотография уменьшена до размера 1600*1200 пикселей (exif сохранен) — этого достаточно, чтобы печатать 10*15 разрешением около 300dpi.
1/50 сек, f/3.9, ISO6400
Естественно, ни о какой коммерческой или художественной ценности таких фотографий речи не идет. Фотографии такого качества не примет ни один фотобанк — шумы заметны даже несмотря на значительное уменьшение размеров. Тем не менее, фотография «смотрится». Более того, распечатав этот снимок на фотобумаге вы с удивлением обнаружите, что шумов практически не заметно — они отчетливо видны только на мониторе при просмотре картинки в 100% масштабе.
Как настроить камеру для съемки без штатива и без вспышки при плохом освещении?
1. Выбрать формат RAW или RAW+Jpeg. При съемке в помещениях часто приходится иметь дело с нестандартным освещением — энергосберегающими лампами, имеющими такой спектр, что компенсировать искажение цветов, используя предустановки «пасмурно, солнечно, лампа. » не всегда возможно. Картинка уходит либо в желтизну, либо в зелень. Спасти цвет на таких фотографиях, сделанных в Jpeg, невозможно. Adobe Photoshop Lightroom при работе с RAW позволяет вернуть цветопередачу в нужное русло одним касанием пипеткой заведомо белого объекта. Если на фотографии будет существенный уровень шумов, Jpeg из-за сжатия окончательно убьет детализацию — шум и полезные детали пойдут «под одну гребенку». RAW в этом отношении предпочтительнее, поскольку Lightroom давит шумы намного лучше внутрикамерного «шумодава».
2. Чувствительность — Auto ISO. У большинства фотоаппаратов диапазон автоматического выбора чувствительности ISO настраивается. По умолчанию максимальный предел авто ISO стоит в районе 800-1600 единиц. Его вполне можно увеличить до ISO6400. Это позволит выбрать меньшее из двух зол — пусть фотография будет шумнее, зато без шевеленки. Шумы можно уменьшить программно, от шевеленки на фотографии избавиться нельзя.
3. Режим программной экспозиции или приоритета выдержки. При работе в режиме P со включенным авто-ISO фотоаппарат не позволяет выдержке быть длиннее 1/60 секунды. У некоторых аппаратов это значение можно поменять, например, задать 1/40 секунды. Если диафрагма полностью открыта, выдержка максимально возможная 1/60 секунды, а света все равно не хватает, фотоаппарат «добьет» недостающий уровень экспозиции увеличением ISO. Если же максимально допустимом ISO уровень экспозиции недостаточен, аппарат снова начинает увеличивать выдержку. То же самое можно проделать в режиме приоритета выдержки — принудительно задать выдержку 1/60 секунды, значение ISO аппарат подберет сам. Отличие от программной экспозиции лишь в том, что при недостаточном уровне экспозиции на максимально возможном ISO аппарат не будет увеличивать выдержку а просто сделает недоэкспонированный снимок. Почему не приоритет диафрагмы? Потому что диафрагмы в таких условиях просто «нет». Она полностью открыта и закрывать ее, то есть, сокращать светопропускание объектива не имеет никакого смысла. К тому же существует вероятность выставления фотоаппаратом слишком длинной выдержки при заниженном ISO, при которой съемка с рук становится невозможной. То же самое касается и ручного режима. Выдержку мы фиксируем, предположим, на 1/60 секунды. Диафрагма полностю открыта, например f/3.5 — шире ее открыть у китового объектива не получится. Но, в отличие от приоритета выдержки, в режиме М чаще всего отсутствует возможность автоматического подбора чувствительности ISO. Мы сами будем вынуждены каждый раз крутить колесико, выбирая чувствительность ISO для каждого отдельно взятого случая ориентируясь на шкалу экспонометра и пытаясь вывести уровень экспозиции на «ноль». То есть, мы вручную делаем ту работу, с которой в режимах P и TV(S) замечательно справляется «робот». При этом мы тратим на данную операцию гораздо больше времени время. Стоит ли?
Бонусы и «улучшалки»
Есть две вещи, способные улучшить результат съемки при слабом освещении.
1. Стабилизатор изображения (IS, VR, Steady Shot). Если на вашем объективе есть стабилизатор, это позволяет увеличить «безопасную выдержку» примерно в 2 раза. То есть, можно безбоязненно фотографировать с рук с выдержкой около 1/30 секунды. Однако, стабилизатор «работает» только при съемке статичных объектов. Он лишь фиксирует границы кадра на время экспозиции, но не в силах повлиять на движущиеся объекты. В итоге, при увеличении выдержки в 2 раза, движущиеся объекты успеют преодолеть в кадре в 2 раза большее расстояние, соответственно, «размажутся» в 2 раза сильнее.
2. Светосильный объектив. Для справки, недорогой фикс 50/1.8 при диафрагме f/1.8 пропускает почти в 4 раза больше света, чем китовый объектив на коротком конце и в 8 (. ) раз больше, чем на длинном конце. Это позволяет снизить чувствительность ISO, либо сократить выдержку в те же 4-8 раз. Расплачиваться за это придется сильным размытием заднего плана и «мягкостью» изображения, свойственной для свеосильной оптики на открытой диафрагме.
Не забывайте про направление света!
Если вы снимаете дома без вспышки, лучшими источниками освещения будут окна. Старайтесь, чтобы свет от окна падал чуть сбоку — это придаст фотографии дополнительный объем. Даже на непостановочных любительские фотографиях это будет очень кстати!
Уверен, что попробовав снимать со светосильным фиксом при естественном освещении вы забудете встроенную вспышку как страшный сон. На этом пока все. Удачных вам снимков! 🙂