Съемка портрета крупным планом
Портрет крупным планом (студия)
С технической стороны съемка портрета крупным планом относится к наиболее простым видам студийной съемки. Чего не сказать о творческой стороне – нужно выбрать такой ракурс и свет, найти такой наклон и поворот головы чтобы скрыть недостатки лица и при этом создать настроение и сделать интересный, выразительный снимок. В кадре только лицо модели и нейтральный фон.
Освещение.
Обычно используется классическая схема освещения с тремя источниками света. Рисующий свет устанавливается в полутора метрах от модели, заполняющий создается софтбоксом или зонтиком (его размещают близко к камере), контровой свет располагают сзади над головой модели и чуть сбоку, чтобы можно было подчеркнуть фактуру волос. Мощность подбирается так, чтобы заполняющий свет был слабее рисующего. Тогда рисующий свет создаст тени, заполняющий свет осветлит и проработает их и слегка подсветит фон, контровой свет добавит объема и блики на волосах. Если не соблюдать это условие, то заполняющий свет перебьет рисующий и на лице появится по две тени. На какой высоте размещать рисующий свет зависит от формы лица модели и от выбранного ракурса.
Ракурс.
Начнем опять же с классики – с классического полуоборота. При таком ракурсе кончик носа проецируется на середину щеки, отлично передается объем лица. Это оптимальный ракурс в большинстве случаев – на то он и классика. Поворот в сторону от камеры так, что кончик носа проецируется на край щеки — это критический полуоборот и подходит такой ракурс не всем. Лицо зрительно сужается, удлиняется нос. Съемка в профиль тоже подходит не для каждого лица, но если правильно выставить свет, то можно получить интересный результат. Широкое лицо или нос с горбинкой можно визуально скрыть, если голову чуть повернуть – тогда пропадет симметрия, появится объем и эти недостатки будут не так заметны.
Выбор точки съемки.
Классическая съемка портрета крупным планом — камера расположена на уровне глаз модели. В остальном – нужно экспериментировать, в каждом случае определяться на месте, потому рекомендации можно дать лишь общего характера. Верхняя точка съемки, при которой камера располагается выше головы модели, выбирается если у модели вытянутое лицо, массивная нижняя часть лица, курносый нос. С нижней точки съемки (камера ниже лица модели) снимают людей с небольшим подбородком, крупным носом, широким лицом.
Композиция кадра.
В основном правила простые – если взгляд модели направлен в сторону, оставляйте больше пространства перед лицом и выстраивайте композицию так, чтобы глаза оказались в верхней трети кадра. При классическом правом полуобороте должно создаваться ощущение, что взгляд направлен в будущее, если голова модели повернута влево – назад, в прошлое.
И напоследок. Примите к сведению, что при съемке портрета крупным планом будут видны все погрешности макияжа и прически модели, блеск на лице, состояние кожи и уделите этим вещам должное внимание.
Первую съемку смело считайте пробной, и если вы получите один – два хороших портрета – не расстраивайтесь – для начала это норма. Изучите результаты, проделайте работу над ошибками и поснимайте ту же модель повторно – вы увидите, что результат будет намного лучше.
Студийная фотография
www.fotopositiv.ru
Крупный план
Фотографирование лица, или головной портрет, является традиционным для портретной съемки и наиболее легким технически (с точки зрения освещения, например). На головном портрете присутствует лицо модели, иногда в кадр попадают и некоторые детали фона (хотя для такого вида портрета обычно выбирается однотонный фон, который бы не отвлекал бы от лица модели и не создавал бы лишнюю нагрузку). Порой фотографы снимают и крупный план, то есть лишь часть лица. Это весьма выразительный изобразительный прием, так как в таком снимке делается сильный акцент лишь на фрагмент лица, например, глаза, губы, нос и так далее.
Классической считается съемка головного портрета, когда фотокамера расположена на уровне глаз модели, то есть в этом случае получается прямой контакт с человеком (фотография приобретает оттенок интимности, близости). Но это совершенно не значит, что нельзя экспериментировать. Порой смена точки съемки способна сделать снимок более интересным, динамичным и выразительным, а также показать человека с лучшей стороны, скрыв некоторые недостатки (например, слишком низкий лоб, крупный нос и так далее).
Например, когда у модели слишком маленькие глаза, их стоит снимать с как можно близкого расстояния и немного сверху. При этом нужно учесть, что при расположении фотокамеры выше объекта съемки взгляд модели становится более женственным, а выражение лица — беззащитным. Нос с горбинкой можно скрыть, снимая модель строго в анфас, а большой нос — расположением камеры чуть ниже лица модели (модель может еще немного откинуть голову). Модель с вытянутым лицом принято снимать сверху, а с широким — снизу.
Так как при съемке портрета крупным планом изобразительная нагрузка на каждый элемент возрастает, то повышенное внимание нужно уделять на такие детали, как макияж, прическа (у мужчин, например, на небритость), так как все это будет хорошо заметным на снимке.
Как уже было отмечено выше, съемка портретов крупным планом относится к разряду наиболее простых в техническом смысле, так как, как правило, не требует большого количества источников света. Для съемки головного портрета наиболее распространенной схемой освещения является схема с тремя источниками света: рисующим светом (который устанавливается приблизительно в полутора метрах от модели), заполняющим светом (созданным, например, «голым прибором», направленным в светлую стену студии напротив модели), а также контровым светом (который можно установить над головой модели, чуть сзади). Соотношение энергии импульсов рисующего и заполняющего света должно быть подобрано таким образом, чтобы источник заполняющего света давал экспозицию на два канала ниже рисующего. Заполняющий свет в этом случае поможет проработать тени (осветлить их), созданные рисующим светом. Контровой свет поможет отделить голову модели от фона и получить проработку фактуры волос, не нарушая общей спокойной тональности портрета. Плюс ко всему, заполняющий свет немного осветит и фон (поэтому нет необходимости в дополнительном источнике освещения для него).
Теперь еще несколько слов о возможной композиции кадра. Для портретной съемки крупным планом хороши все ракурсы: профиль, три четверти (полуанфас) и анфас. Здесь стоит придерживаться нескольких несложных правил. Например, если взгляд человека направлен немного в сторону, то стоит оставить побольше пространства перед его лицом. В идеале подобная композиция строится так, чтобы глаза модели оказались в верхней трети кадра. Если снимается ракурс три четверти (полуанфас), то здесь нужно помнить, что лицо, повернутое чуть вправо создает ощущение взгляда вперед, в будущее, а влево, — соответственно, назад, в прошлое. То есть, композиция кадра должна продумываться в соответствии с творческой задачей, поставленной перед фотографом.
Автор: Галетич Юлия
Дата публикации: 09.04.2009
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Крупный план в портретной фотографии
Во время одной из портретных фотосессий мне сказали, что я фотографирую только лицо крупным планом. «Крупный план в портретной фотографии — это мой любимый метод», — ответил я.
«Но люди больше любят фотографии во весь рост», — возразили мне. Это дало мне повод подумать о том, как я фотографирую людей и какой мой фирменный стиль в фотографии.
Сам портрет в большинстве случаев предполагает фотографию лица крупным планом или фигуру человека до пояса. Конечно, это не канон. Можно делать портреты человека и во весь рост.
Крупный план в портретной фотографии и я
Лично я всегда хотел и фотографировал портреты крупным планом, акцентируя внимание на лице. Помню, еще в школе, когда дядя дал мне пленочный «Зенит», я думал, что все делают фотографии других людей во весь рост. Часто на таких фото большую часть занимал задний план. Я сказал себе, что нужно фотографировать только лицо. И фотографировал.
Тогда я еще не знал всех приемов и инструментов фотографии, но понимал, что портрет должен показывать в первую очередь лицо человека.
Почему лицо?
Портрет – это изображение человека, передача его личности и индивидуальности с помощью живописи или фотографии. Так как главный предмет портрета – человек, то лицо становится главной отправной точкой при фотографировании фотопортрета. Лицо по понятным причинам, главное в нашей индивидуальности.
Поэтому, логично, что в портретной фотографии нужно акцентировать внимание на лицо, выносить его на передний план, выделять и укрупнять. В лице других людей нас в первую очередь притягивают глаза. Мы так устроены, что при разглядывании людей и их изображений в первую очередь обращаем внимание на глаза. Поэтому глаза являются точкой фокусировки в большинстве фотопортретов.
Этим я хочу сказать, что внимание к лицу на изображениях и в реальной жизни обусловлено у людей чисто физиологически. Можно предположить, что это один из основных способов для человека отличить другого человека и понять, что он из себя представляет.
Как я уже писал в отдельной записи «Как наши гены воспринимают красоту», в мозгу человека есть отдельные участки, которые непосредственно отвечают за распознавание лиц, а также за оценку увиденного лица. Если, например, у человек поврежден один из таких участков, то он не сможет запоминать лица других людей, и даже свое, или не сможет сказать, красивое лицо или нет.
Исключения из правил
Иногда для полной передачи личности человека на фотографии нужен портрет в полный рост. Например, если человек ростом более 220 см. Или у него другие уникальные физические данные, при котором только лицо не сможет рассказать всю историю человека.
Иногда человека фотографируют в среде его работы и проживания. Такой портрет на английском языке называет Environmental portrait – портрет в окружающей обстановке.
Например, если фотографировать художника или скульптора, то было бы логично сделать пару общих планов этих людей в их мастерских, за мольбертом или куском глины во весь рост, до пояса и т. д.
В общем, портреты могут быть самыми различными, а не только крупным планом.
Что дает нам крупный план в портретной фотографии
Крупный план в фотографии дает нам возможность посмотреть на человека так, как мы никогда не увидим его в реальной жизни. Вряд ли вы будете находится в 10 см от лица другого человека в реальной жизни. А с помощью фотографии – будете.
Фотографии в полный рост делают все, а вот фотографии лица крупным планом – единицы. Этому мешает отсутствие нужной фототехники, а также навыков.
Если снимать человека на обычный смартфон крупным планом, из-за свойств объектива телефона лицо будет искажено. Потому что на всех смартфонах установлены широкоугольные объективы.
Исключение составляет только последний и самый дорогой «айфон». У него есть две фотокамеры, одна из которых с фокусным расстоянием 50 мм. Но каждый профессиональный фотограф вам скажет, что 50 мм хоть и можно использовать для портретов, но лучше использовать объективы 85 мм и больше. Таково уж свойство оптики.
Поэтому, фотопортреты крупным планом, в своем роде, также уникальны.
Пример реальной портретной фотосессии
В этот раз я фотографировал свою одноклассницу Таню, портрет которой я фотографировал еще в школе, очень давно на подаренный мне «Зенит». Школьные годы – это всегда немного печали и радости одновременно.
Для фотографирования я использовал объектив с фокусным расстоянием 85 мм, который принято считать классическим портретным объективом. Маленькая глубина резкости, прекрасное размытие и нежные цвета – вы видите все это в портрете Тани.
10 частых ошибок при съемке портрета
Большинство фотографов думают, что портрет – это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.
В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.
Ошибка №1. Съемка широкоугольным объективом.
Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.
Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.
Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.
Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 – 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.
Не забывайте, что на камерах формата APS – C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 – 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.
Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.
Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.
Ошибка №2. Нерезкие глаза.
Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.
Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.
Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.
Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.
Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение в режиме Live View. Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.
Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.
Ошибка №3. Слишком большая глубина резкости.
Съемка портрета на закрытой диафрагме – это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.
Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.
Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.
Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.
Ошибка №4. Торчащие из головы предметы.
Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.
Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.
Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.
В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.
Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.
Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.
Ошибка №6. Неверный выбор высоты съемки.
Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.
С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.
И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.
Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.
Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.
Ошибка №7. Резкие тени
В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.
Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.
Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.
Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.
Ошибка №8. Эффект красных глаз
Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.
Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.
Ошибка №9. Слишком много деталей.
Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.
Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.
Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).
Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.
Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.
С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.
Ошибка №10. Слишком далеко.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов – снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.
В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.
Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.
Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.
10 советов для создания женского портрета
Фотография — это, в первую очередь, практика. Тем более она необходима при съёмке женских портретов. Умение сразу схватить характер, суть, взгляд, подчеркнуть настроение и перенести это на снимок нарабатывается только опытом. И, самое главное, женский портрет — огромное поле для самовыражения фотографа как художника. Ведь через призму женской природы можно рассказать о слабости и силе, о мире и войне, о любви и боли.
Совет 1: Берите свою камеру и начинайте снимать. Любой фотоаппарат готов помочь вам при съёмке портретов: с кроп-матрицей и полнокадровый, беззеркальный и зеркальный. Начинайте фотографировать, не оправдывайте своё бездействие отсутствием какого-то особого объектива для съёмки портретов. Подойдёт любая линза, особенно, если вы начинающий фотограф.
С опытом придёт понимание, какая оптика вам ближе и удобнее, какие её функции для вас необходимы. Я снимаю на Nikon D700 и Nikon D800, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. И все три объектива — отличные спутники в портретной съёмке. Новичку в фотографии достаточно одного объектива для съёмки портретов. Так, для полнокадрового фотоаппарата подойдут Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G или Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G. По мере вашего профессионального и творческого роста можно будет приобрести топовый объектив с фиксированным фокусным расстоянием, например, Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G или AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED. Если вы хотите что-то более универсальное, чтобы меньше перемещаться по съёмочной площадке, рассмотрите варианты зум-объективов. Например, Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. С этим объективом вы сможете не только создавать портреты, но и снимать репортажи.
Совет 2: Портреты бывают разные. Ростовые, поясные, исключительно лицо крупным планом. При съёмке только лица, портретов по грудь и поясных лучше всего располагайтесь и снимайте на уровне глаз модели. Снимая портрет в полный рост, присядьте. Это классические варианты съёмки, при которых вы подчеркнёте
Совет 3: Не бойтесь открывать диафрагму. Это даёт существенное преимущество при съёмке портрета. Вы отделяете фон, делая акцент именно на человеке. Причём, чем дальше от фона находится модель, тем сильнее будет размытие при открытой диафрагме. Открывайте диафрагму, исходя из возможностей вашего объектива. Если у вас AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G или AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G, то смело можно открывать до 1.8–1.4, главное, не промахнитесь с фокусом.
Совет 4: Фокусируйте камеру на глазах модели. Глаза — важнейшая составляющая фотопортрета, так как именно они выражают эмоциональное состояние модели. Чтобы автофокус вас не подвёл, используйте ручную фокусировку на глазах. Если оба глаза не попадают в фокус, например, когда модель вполоборота к камере, то фокусируйтесь на ближайшем. А чтобы не было смазанного изображения, помните, что для съёмки человека лучше держать выдержку не короче 1/200, 1/250.
Совет 5: Снимайте в RAW. При обработке фотографий в любой из программ это даст больше возможностей не только в творческом плане, но и для коррекции ошибок. Очень часто, благодаря RAW, можно «спасти» кадр, например, вытянуть его из пересвета или поправить баланс белого.
Совет 6: Делайте несколько кадров. Особенно, когда вы снимаете эмоциональный портрет. Включайте серийную съёмку и делайте 2–3 кадра, чтобы точно поймать момент. При этом не нужно бездумно «стрелять» большой серией, используя высокую скорость съёмки. Оставьте эту функцию для репортажа. В портрете же достаточно нескольких кадров, ведь по итогу нужен всего один, но сильный. Просматривая материал на компьютере, вы сможете выделить то самое изображение, которое удалось, а остальные спокойно удалите. А вот если вы упустите нужный момент в процессе, выжидая, будет обидно.
Совет 7: Разговаривайте с моделью. Настраивайте модель на то состояние, которое вы в итоге хотите получить в кадре. Помогите человеку погрузиться в нужные эмоции. Для этого задавайте наводящие вопросы, предлагайте обстоятельства, в которых могла бы оказаться ваша модель, расскажите ей подходящую историю или, наоборот, попросите её рассказать вам что-то, приближенное к ожидаемому настроению снимка.
Совет 8: Чёрно-белые фото. Бывает, что фото в цвете не цепляет, кажется избыточным. Попробуйте перевести его в чёрно-белое и посмотрите. Цвет перестаёт отвлекать и всё внимание переходит на сюжет, лицо, эмоции. Некоторые фотографии рождаются заново благодаря такому простому действию.
Совет 9: Внимание! Детали! В портрете важно всё. Образ можно дополнить лишь одним элементом (например, головной убор или ювелирное украшение) — и родится история. Но можно элементарно испортить портрет из-за неправильного макияжа модели, который не соответствует общему образу. Чтобы не было сюрпризов на самой съёмке, договоритесь заранее о том, как будет одета модель, какие аксессуары она возьмёт, какой будет макияж и лак на ногтях, ведь мелочей не существует!
Совет 10: Экспериментируйте. Есть правила композиции, правила съёмки в определённое время суток и прочее. Конечно, правила надо знать и понимать. Но чтобы родился именно ваш шедевр, именно ваш особенный снимок, надо пробовать нарушать правила, делать иначе. За гранью правил всегда есть нечто, добавляющее фотографии шарм, особую атмосферу. Творчество безгранично. Будучи начинающим фотографом, нащупывайте свой стиль и свою дорогу. Не ограничивайте себя, экспериментируйте и много-много фотографируйте!
Как правильно кадрировать при съёмке портретов
Один из самых распространенных жанров фотосъемки – это, безусловно, портрет. И чтобы получить идеальный снимок, нужно всего 2 вещи: фантазия и композиция. И если первому научиться практически невозможно, то композицию в портрете стоит соблюдать.
Безусловно, главное в портрете – это глаза человека, поэтому старайтесь, чтобы глаза всегда были в фокусе. Затем человек обращает внимание на эмоцию, изображенную на фото, после этого рассматривает, как сложены руки, как наклонена голова, и остальные, казалось бы, мелочи. Но на самом деле, положение рук, пальцев, ног очень важны, ведь если неправильно кадрировать и отсечь руку, то нам будет казаться, что у модели ее действительно нет. Итак, как правильно кадрировать, чтобы избежать грубых ошибок?
На снимке – пространство от середины лба до середины шеи. Кадрирования портрета крупным планом – это самая сложная работа для фотографа, ведь нужно передать эмоции человека, прочувствовать его. Перед тем, как делать такие фото, стоит пообщаться с моделью, “раскрыть” ее для себя. Сложность еще заключается в том, что при такой крупной съемке видно все дефекты кожи, и об не стоит забывать. И самое важное – глаза всегда должны быть в фокусе.
Голова и плечи:
На снимке – голова и участок чуть ниже ключиц. В таком снимке не стоит обрезать макушку модели, поэтому стоит дать немного пространства вверху. И еще один момент – съемку стоит проводить на уровне глаз человека.
Голова и грудь:
На снимке – голова и тело по линии, которая проходит чуть ниже груди. Портрет с таким кадрированием не смотрится уже так интимно, как первые два, но все равно не стоит забывать про то, что глаза должны находиться в зоне идеальной резкости. Если в такой план вводить кисти рук, то внимание к ним удваивается, поэтому обрезать кисти ни в коем случае нельзя.
Поясной портрет:
Самый распространенный вид снимков, главный совет: не стоит обрезать по линии таза. Если человек обрезан границами кадра по этой линии, то такой его вид не всегда приятен. А так же не забывайте про руки, их тоже не следует обрезать по локоть.
Портрет чуть выше (ниже) колен:
Если в кадр вводить ноги человека, то это придает фотографии динамику, но тогда обрезать нужно либо чуть выше колен, либо чуть ниже. Проще говоря, любую конечность нельзя отсекать по суставу, иначе будет казаться, что у человека она ампутирована. Также в таком снимке стоит продумывать тщательно позу, положение рук, наклон головы. Снимки такого плана стоит делать с уровня подбородка модели.
Портрет в полный рост
В таком формате фотографии характер портретируемого можно показать уже достаточно полно. Зритель уже реально может почувствовать, чем живет человек, изображенный на этом портрете. Может даже догадаться о его профессии, привычках, манерах поведения. Но нужно учитывать и то, что далеко не каждый человек может раскрыться в своих позах, жестах, мимике. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.
Как снять портрет выставочного уровня
1. Выберите объектив
Для съёмок портрета крупным планом (в кадре только лицо или голова) лучше всего подойдут объективы с фокусным расстоянием 70–135 мм. Но помните, если в камерах с неполной матрицей используется объектив для полнокадровой матрицы, эти расстояния нужно разделить на величину кроп-фактора. Широкоугольные объективы не годятся, так как создают значительные перспективные искажения.
Для съёмки погрудного портрета хорош объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для съёмки людей в полный рост и групп подойдут объективы 35 мм и даже 24 мм. В портретной съёмке можно использовать как зум-объективы, так и объективы с фиксированным фокусным расстоянием. На вопрос, что лучше, однозначного ответа дать невозможно. Сила зумов в универсальности, преимущество фикс-оптики – резкость, хорошие светосила и цветопередача, компактность.
2. Используйте режимное время для съёмки на улице
Лучший свет для создания портрета – естественный. Идеальным для такой съёмки (мягким и рассеянным) он бывает утром (за полчаса до восхода солнца и в течение двух часов после) и вечером (за два часа до захода солнца и в течение 30–40 минут после захода). Это так называемое режимное время.
Наихудшим временем для портретной съёмки являются часы, когда солнце находится в зените, и на небе нет облаков. В это время свет жёсткий, он создаёт на лице человека некрасивые тени (под глазами, носом, в носогубных складках) и заставляет модель щуриться.
Снимать портреты можно и в пасмурный или облачный день. Облака являются отличным рассеивателем, и свет, пробиваясь сквозь них, будет равномерно освещать лицо модели.
3. Найдите тень
Если всё-таки обстоятельства вынуждают вас снимать в часы, когда солнце стоит высоко над горизонтом, не тушуйтесь. Осмотритесь кругом и найдите тень, где объект съёмки будет равномерно освещён. Такое место может быть под каким-то навесом или в глубине леса. А вот в тени дерева с редкой листвой фотографировать не стоит, так как в этом случае солнечный свет создаст на лице фотомодели световые пятна.
4. Снимайте при контровом освещении
А если тени поблизости нет, например, вы в поле или пустыне? Большинство любителей ставят модель таким образом, что солнце светит ей прямо в лицо. Хуже освещения трудно придумать. В этом случае нужно развернуть модель ровно на 180 градусов, чтобы солнце было у неё за головой. В результате можно получить очень красивые и романтичные фотографии.
Встречный свет мягко ложится на контур модели и тем самым создаёт волшебный светящийся ореол, отлично подсвечивает её волосы и плечи. Чтобы блики от солнца не попали в объектив, наденьте на него бленду. Но лицо человека при этом может получиться слишком тёмным. Поэтому воспользуйтесь вспышкой, уменьшив её яркость. Можно также поставить на вспышку рассеиватель.
5. Используйте рассеиватель
Другой приём, позволяющий сделать хороший портрет при высоком солнце, заключается в использовании рассеивателя, который нужно установить над головой модели, защитив её лицо от солнечного света. Рассеиватель может быть небольшим – 50 см. Но в этом случае не обойтись без помощника, который должен держать его. Но зато вы получите прекрасный мягкий свет.
6. Снимайте модель крупно
Выразительность и психологичность портрету придаёт крупный план. Кроме того, он позволяет избавиться от случайных, выпадающих из общей композиции кадра предметов и невыразительного заднего фона (беспорядок в комнате, обшарпанный подъезд, замусоренный неухоженный двор), отвлекающих от модели.
7. Размывайте задний фон
Акцентировать внимание на модели и отделить её от фона помогает размытие заднего фона. Нужно помнить, что рисунок размытия (боке) зависит от фокусного расстояния и диафрагмы объектива. Чем больше фокусное расстояние и больше открыта диафрагма (чем меньше число f), тем сильнее боке.
Степень размытия также можно усилить, если уменьшить расстояние от камеры до объекта съёмки и увеличить расстояние между моделью и фоном.
Иногда фон может быть достаточно интересным и дополнять портрет, в этом случае можно и даже нужно поставить модель ближе к заднему плану.
8. Правильно располагайте камеру
Если снимаете плечевой портрет, держите камеру на уровне головы человека. При съёмке в полный рост – на уровне пояса модели. Съёмка снизу визуально удлиняет ноги, съёмка сверху укорачивает человека. Удачный ракурс съёмки также позволяет избавиться от невыразительного фона. Например, фотографируя с верхней точки (с лестницы, скамейки, дерева) вы можете убрать из кадра провода, дорожные знаки, посторонних людей и другие отвлекающие объекты. А снимая снизу, можно сделать портрет на фоне листьев деревьев или неба.
9. Отделяйте модель от фона
Визуально отделить фотографируемого человека от фона можно несколькими способами. Направленным светом (человек в тени, фон освещён и наоборот) и контровым светом (свет, падающий на модель сзади).
Глубиной резкости – человек в резкости, фон мягко размыт. Цветом – например, девушка в ярко-жёлтом платье на фоне зелёной листвы и голубого неба будет всегда выгодно выделяться. Эти приёмы можно и нужно комбинировать.
10. Кадрируйте так, чтобы глаза модели находились в верхней трети кадра
И ближе к условной линии, отмечающей эту треть. Это важно, тем самым мы уберём лишнее пространство над головой модели. Фокус наводите на глаза модели.
11. Подчеркните цвет глаз модели с помощью фона
Подберите такой цвет фона, который будет эффектно сочетаться с цветом глаз модели. Дерево или песок хорошо подчёркивают коричневые глаза, а голубые и зелёные глаза сочетаются с голубым небом и зеленью природы.
12. Снимайте модель в движении
При съёмке модели по пояс или в полный рост попросите модель подвигаться. Она может танцевать, прыгать, идти. Движение придаёт снимку динамичность и выразительность.
13. Общайтесь с моделью
Доброе слово и кошке приятно. Поэтому в процессе съёмки демонстрируйте модели свой позитивный настрой. Пара одобрительных фраз и демонстрация на экране камеры нескольких удачных снимков только придадут человеку уверенности. Если у вас возникли технические проблемы и требуется сделать паузу в фотосессии, не молчите и, тем более, не проявляйте нервозность, лучше объясните модели причину перерыва.
14. Используйте в помещении естественный свет
При съёмке в помещении лучше всего использовать опять же естественный свет, который льётся из окна. Модель нужно расположить сбоку от окна или на оконном подоконнике. При необходимости образовавшиеся тени можно подсветить отражателем. При этом отражатель надо установить напротив теневой стороны модели. Если свет из окна слишком яркий, у вас всегда есть возможность использовать занавески или жалюзи, чтобы частично рассеять его.
Фото: Владимир Савельев
Желаем успеха всем участникам фотоконкурса!