Самое важное о светофильтрах
Cветофильтры в современной фотографии
Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и сегодня — светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы. Теперь он выполняет иную функцию — с помощью светофильтра можно создать тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.
И сегодня мы поговорим именно об этом — о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.
Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.
И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.
Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру
Формат RAW дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.
Эффектные светофильтры.
Звездочки. Лучики. «Блюр». Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.
Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.
Ультрафиолетовый светофильтр (UV)
Основная задача этого светофильтра — не допустить проникновение ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние ультрафиолета на картинку особенно высоко) — UV фильтр действительно сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.
Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная функция UV фильтра в другом — UV фильтр отлично подходит для защиты вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый светофильтр, нежели новый объектив.
Что немаловажно — пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику — обязательно покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.
Поляризационные светофильтры
Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических островов, где небо по настоящему синее, а океан — красивого сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием поляризационного светофильтра.
Фотограф — Василий Гуреев
Главная функция «полярика» — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на фотографиях получается таким синим — полярик убрал солнечный свет переотраженный небом.
Фотограф — Василий Гуреев
Тоже самое с водой — убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.
Фотограф — Василий Гуреев
Еще один способ применения полярика — устранение отражений в ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека, сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в стекле окна магазина. Используйте полярик — и вы получите тот кадр, который хотите.
Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но, во-первых — это возможно не во всех случаях, а во-вторых — используя полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке, ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр — отличную основу для последующей обработки.
В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав 300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую обработку того же неба. А с поляриком — вы сразу получите кадры, где общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные фотографии.
Нейтрально-серые фильтры (ND)
Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно — это становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?
Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?
Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде — застынет. Не будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке — 1/2 секунды и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND фильтр. Единственная функция ND фильтра — сокращать количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.
Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим, NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам выдержку.
Градиентные фильтры
По сути — градиентный фильтр это просто стекло, одна половина которого прозрачная, а другая — окрашенная. Градиентные фильтры бывают двух типов — нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает внимания.
Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и обычный ND — не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.
Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре — поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.
Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным. И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр — одна половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле), а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы получили?
Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.
Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и эффективнее — просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр, который вам нужен.
В магазине
Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:
— Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм «полтиник» одеть не получиться — он просто будет слишком велик.
— Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии. Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших фотографиях.
— Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии — лишь набор букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат — вы переплатите приличную сумму просто за известную марку.
— Есть несколько компаний, которые производят действительно качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:
Rodenstock
Компания Optische Werke G. Rodenstock уже более 100 лет занимается производством фото-оптики, а светофильтры Rodenstock по праву считаются одними из лучших в мире. Профессиональные фотографы по всему миру доверяют фильтрам Rodenstock и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Если вам нужен действительно качественный светофильтр — обратите внимание на фильтры Rodenstock.
Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна серия фильтров HOYA PRO1 Digital — светофильтры созданные специально для цифровых камер.
Schneider B+W
Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное внимание прочности оправ своих светофильтров.
TIFFEN
Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.
Как мы видим, светофильтры — неотъемлемая часть съемочного процесса в современной фотографии. Успех фотографа сегодня — это технические знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И светофильтры — это именно то, что поможет вам создать фотографию, которую вы сможете максимально эффективно обработать.
Светофильтры: типы, выбор и использование
За последнее десятилетие светофильтры успели не раз похоронить, мол, зачем они нужны в эпоху цифровой фотографии, когда любой эффект можно воспроизвести во время обработки. Некоторые виды светофильтров действительно фактически умерли, однако другие и сегодня живее всех живых — продажи не падают, а полки магазинов ломятся от выбора. И это логично. Во-первых, светофильтры позволяют получать отличные кадры сразу — без трудоемкой и времязатратной обработки, а во-вторых, даже великому и ужасному фотошопу не под силу имитировать «работу» всех светофильтров.
Виды светофильтров
Их существует достаточно много, и далеко не все оказывают воздействие на получаемые фотографии. Самый простой светофильтр — защитный. Это обыкновенное стекло, которое никак (ну, или практически никак) не влияет на проходящий через него свет. Цель защитного светофильтра не создание художественного эффекта, а защита объектива от механических повреждений. Пыль, царапины, брызги воды — все это очень негативно сказывается на работоспособности оптики, да и от попадания в стекло камней и веток никто не застрахован. В случае форс-мажора гораздо дешевле купить защитный светофильтр за 500 рублей, чем новый объектив за несколько десятков тысяч. Использование защитных фильтров очень простое — прикрутил и забыл.
Однако сегодня защитные светофильтры не очень популярны, вместо них активно используются ультрафиолетовые фильтры. Основное предназначение последних — не допускать проникновения ультрафиолетовых лучей. Это актуально в гористой местности и на берегу океана в яркий солнечный день. Но в реальности потребность в защите от ультрафиолета настолько мала, что ею можно пренебречь. В остальном УФ-фильтры не оказывают влияния на фотографию, поэтому могут использоваться для постоянной носки в качестве защитных, благо цена их невелика.
Нейтрально-серые (ND) фильтры тоже не оказывают глобального влияния на фото, но имеют важную функцию: они задерживают часть света, который через объектив попадает на матрицу или пленку. Это требуется в некоторых съемочных ситуациях. Например, для съемок портретов в яркий солнечный день. Для того чтобы фон был размытым, нужно максимально открыть диафрагму. Чтобы не было пересветов, придется укорачивать выдержку, но это можно делать лишь до определенных пределов. Сделать выдержку короче нельзя по техническим ограничениям, а закрыть диафрагму — из художественных соображений. В таком случае и помогут нейтрально-серые фильтры, которые поглотят часть света.
Такой снимок без нейтрально-серого фильтра сделать очень сложно
Другой яркий пример их использования — имитирование движения воды. Для подобных фотографий нужно использовать штатив и длинную выдержку, что опять-таки проблематично в яркий солнечный день, потому что диафрагму тоже можно закрыть только до определенных пределов. Нейтрально-серые фильтры незаменимы для пейзажных и отчасти портретных фотографов, а главное — фотошоп заменить их не может. Не придумано еще компьютерных средств для борьбы с радикальными пересветами и выбеленными областями.
Цветные светофильтры — одни из тех, которые в цифровую эпоху постепенно вымирают как класс. Этот тип светофильтров позволяет тонировать фотографию оттенками определенно цвета, что имитируется в фотошопе или raw-конвертере нажатием одной кнопки. Нельзя цветные светофильтры использовать и в качестве защитных — если, конечно, вы не хотите на всех своих фотографиях наблюдать один и тот же оттенок. В общем, сегодня цветные фотофильтры покупают только те, кто продолжает снимать на пленку.
У всех градиентных светофильтров есть общая черта — они оказывают воздействие не на весь кадр, а только на его часть. Воздействие это может быть разным — или как у нейтрально-серых фильтров, или как у цветных. Градиентные фильтры используются для съемки пейзажей и позволяют решать проблему нехватки динамического диапазона камеры. Небо очень яркое, земля — гораздо темнее, и возможности матрицы камеры не хватает на то, чтобы снять в нормальной экспозиции и то и другое. Приходится либо «выбелять» небо, либо затемнять землю. Градиентный фильтр позволяет избавиться от такой проблемы. В принципе,ее также нетрудно решить, используя технологию HDR (сделав несколько снимков с разной экспозицией и собрав единый файл на компьютере с помощью специальных программ) или банально вытянув тени из raw-файла, однако многие фотографы продолжают снимать по старинке — с фильтром.
Наконец, поляризационные светофильтры. Это самые популярные, используемые и дорогие фильтры. Эффекты, которые дает «полярик», невозможно повторить на компьютере, притом они существенно улучшают фотографию. Вообще, функция фильтров этого типа — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях, но это дает фотографам множество творческих возможностей. Чаще всего поляризационные фильтры используются для съемок пейзажей, когда в кадр попадает небо или вода. «Полярик» убирает переотраженный солнечный свет, поэтому цвета получаются очень насыщенными и красивыми.
Пример работы «полярика»
Поляризационные фильтры можно использовать и в других ситуациях. Приведем два интересных примера. «Полярик» помогает, когда нужно кого-нибудь сфотографировать через стекло или в витрине. Фильтр спасет от ненужных отражений. Очень интересно с ним фотографировать и объекты, освещенные жидкокристаллическим монитором. Свет таких мониторов фильтр поглощает, остается только сам объект.
Поляризационный фильтр, наверное, самый творческий из всех. Описать все случаи его применения просто невозможно. Однако стоит учитывать, что «полярик» задерживает часть света, поэтому при его использовании нужно корректировать экспозицию.
Крепление светофильтров
Все светофильтры крепятся с помощью резьбы на оправе объектива, однако возможны два варианта. Большинство светофильтров выпускаются с оправой и могут прикручиваться непосредственно к объективу. Такие светофильтры обязательно круглой формы. Другая часть фильтров вставляется в специальный держатель, который уже, в свою очередь, прикручивается к объективу. Фильтры, рассчитанные на работу с держателем, поставляются без оправы и могут быть самых разных форм (обычно все-таки квадратные или прямоугольные).
Какой тип крепления выбрать — вопрос личного предпочтения каждого фотографа. Оба достаточно удобны в использовании, но имеют свои нюансы. Со светофильтрами в оправе аппарат смотрится компактнее, тогда как держатель делает конструкцию несколько громоздкой. С другой стороны, менять светофильтры в держателе гораздо быстрее и удобнее, чем каждый раз откручивать и прикручивать, тем более что для этого приходится снимать бленду. «Одиночные» светофильтры чаще всего продаются с оправой, держатель используется в «коробочных» вариантах из нескольких фильтров. Последние почему-то особенно любят китайские производители.
Квадратный светофильтр в держателе
Какой бы тип светофильтра ни использовался, важно, чтобы диаметр его оправы (или держателя) совпадал с диаметром объектива. Они выпускаются разные, но диаметры обычно стандартизированы — 52 мм, 58 мм, 65 мм, 77 мм.
Производители и цены
На цену светофильтров влияет множество факторов. Во-первых, конечно, тип. Самые дешевые — защитные (от 300 рублей), самые дорогие — поляризационные (от 1000 рублей), остальные находятся между этими пределами. Во-вторых, размер — чем фильтр больше, тем дороже. В-третьих, бренд. Фильтры производятся в Китае и Японии. Первые, понятно, дешевле, вторые — качественнее. Экономить на светофильтрах смысла нет: во-первых, они стоят не очень дорого, во-вторых, морально не устаревают — хорошим светофильтром можно пользоваться и 5, и 10 лет, если, конечно, его не повредить механически. В то же время некачественные, кустарные светофильтры могут не только не давать ожидаемого эффекта, но и портить снимок, снижая резкость или внося искажения.
Среди производителей светофильтров можно обратить внимание на следующие компании.
Rodenstock. Известен продукцией для профессиональных фотографов. Фильтры Rodenstock дорогие, но безупречны по оптическим показателям.
Schneider B+W. Еще один «элитный» производитель. Фильтры B+W славятся не только оптикой, но и прочной оправой, рассчитанной на частое и длительное использование.
HOYA. Самый популярный производитель фильтров, чья продукция очень хороша по соотношению цены и качества. Имеет очень обширную линейку моделей — на любой вкус. Особенный интерес представляет серия фильтров PRO1 Digital — светофильтры, созданные специально для цифровых камер.
Kenko, Marumi. Две японские компании с продукцией примерно в одном ценовом диапазоне. Пользуются большой популярностью из-за приемлемых цен.
Какие светофильтры вам необходимы?
В пленочные времена светофильтры часто рассматривались как одни из основных инструментов в распоряжении фотографа. В наши дни благодаря Фотошопу и использованию сторонних плагинов необходимость светофильтров в глазах многих людей выглядит сомнительной. Это, конечно, не соответствует истине.
Светофильтры также актуальны сегодня, как и в период становления фотографии. Обработка изображения до того как оно попадет на матрицу фотокамеры всегда будет самым лучшим вариантом с точки зрения качества снимков. Сегодня мы познакомимся с базовыми фильтрами, которые следует иметь в первую очередь.
Какие выбрать фильтры: квадратные или круглые?
Фильтры можно разделить на два лагеря: традиционные круглые фильтры, которые вкручиваются в передней части объектива и квадратные, которые вставляются в держатель перед объективом. У каждых есть свои преимущества и недостатки.
Круглые как правило дешевле, вы можете оставить их на объективе и использовать в качестве дополнительной защиты, как например ультрафиолетовые фильтры. Недостаток в том, что вам потребуются фильтры нескольких диаметров если ваши объективы имеют разную резьбу для фильтров, однако это можно частично исправить используя понижающие кольца. Они позволяют вам например поставить 77мм фильтр на 72мм резьбу. Другой недостаток в том, что их довольно долго менять и они могут застревать на объективе если вы сорвете резьбу.
Квадратные фильтры, выпускаемые например фирмами Lee и Cokin, могут быть более гибкими. Вы можете быстро убирать и добавлять фильтры, поворачивать градиентные фильтры в соответствии с горизонтом и поскольку вам нужен адаптер для каждого объектива, то понадобится всего один комплект самих фильтров. Однако стоимость квадратных фильтров высока, так что вам может потребоваться время чтобы собрать нужный вам комплект.
Последнее, что надо сказать прежде чем перейти к типам фильтров – как и с другим фотооборудованием, вы получите то, за что заплатили.
Дешевый круглый фильтр может оказаться сделан из менее качественного стекла и его кольцо может быть из некачественного металла, который погнется или останется на резьбе объектива. Дешевые квадратные фильтры обычно делают из пластмассы и они легко царапаются.
Какие типы фильтров следует купить?
Ультрафиолетовый фильтр (UV или Skylight) – в пленочные времена был необходим из-за высокой чувствительности пленки к ультрафиолетовому излучению. Цифровые матрицы гораздо менее уязвимы для ультрафиолета, однако эти фильтры нашли еще одно важное применение – для защиты объектива. Как и любые фильтры они могут незначительно ухудшать изображение, так что выбор за вами – использовать их или нет.
Поляризационные фильтры – если есть фильтр, который нельзя сымитировать в Фотошопе – то это поляризатор. Поляризаторы используются для уменьшения бликов и отражений от поверхностей и усиления голубизны неба. Они позволяют вам посмотреть под воду, убрать отражения в окне и часто используются для уменьшения отражений от листвы. Круглый поляризационный фильтр имеет два кольца, неподвижное, которым он крепится на объектив и вращающееся спереди, которое позволяет выровнять фильтр для удаления отраженного света. У дешевых фильтров часто вращающееся кольцо – слабое место.
Нейтрально-серые фильтры (ND) – еще один тип, трудно заменяемый Фотошопом. Основная функция – уменьшение количества света, проникающего в объектив. Это особенно полезно, например, при съёмке портрета на улице, когда вам нужно уменьшить выдержку для синхронизации со вспышкой. Другой классический пример – пейзажная фотография, где использование нейтрально-серых фильтров позволяет фотографу использовать длинные выдержки, создающие такие красивые снимки с текущей водой. ND-фильтры различаются по количеству уменьшаемого ими света, так ND2 пропустит 50% света, или иначе говоря, уменьшит освещение на 1 стоп. ND4 пропустит только 25% света, уменьшая освещение на 2 стопа и так далее.
Градиентные фильтры больше подходят для квадратных систем. Они уменьшают освещенность выбранной области снимка за счет постепенного затемнения фильтра. Они бывают нейтральными, представляя на краю нейтрально-серый фильтр, а бывают и цветные. Градиентные светофильтры обычно используются в пейзажной фотографии для уменьшения освещенности неба при сохранении освещенности переднего плана.
Помимо этого, существует еще целый ряд других светофильтров, делающих снимок теплее или холоднее, эффектные фильтры, например лучевые и инфракрасные. Многие из них могут быть так или иначе сымитированы в Фотошопе.
Фильтры являются полезным дополнением к оборудованию фотографа, особенно обсуждаемые выше. Если даже вы не будете использовать ультрафиолетовые светофильтры – то присмотритесь к покупке поляризаторов в первую очередь. Они дают наиболее заметный эффект, который непросто повторить программной обработкой.
Автор: Jason Row ( Джейсон Роу) – британский фотограф-путешественник, живущий сейчас на Украине. Вы можете познакомиться с его творчеством на «Одесских файлах» . Он также ведет блог, описывающий его приключения иностранца в бывшем Советском Союзе.
Мифы о фильтрах
На правах рекламы
Давайте поговорим о качестве фильтров, которые мы ставим себе на объективы. Есть ли разница между дорогим и дешевым фильтром, в чем эта разница, чем отличаются оправы, зачем нужен фильтр на недорогой объектив, в чем разница между дорогими фильтрами, какая фирма лучше, что такое просветление. Слишком много вопросов, с которыми сталкиваются даже опытные фотографы и не могут найти ответов.
Предлагаю рассмотреть эту тему с точки зрения разрушения форумных легенд и сказаний:
Миф №1 — «Дорогой фильтр производится из специального дорогого сорта стекла, поэтому он ничего не искажает и не влият на четкость картинки»
Во-первых, все фильтры произведены примерно из одной и той же марки стекла. Вопрос в том, как они изготовлены — нарезаны из пластины, полученной в прокате (как вареники стаканом) или нарезаны из цилиндрической заготовки и отшлифованы до идеальной чистоты поверхности. В первом случае, на прокатном листе возможно появление свилей и других дефектов (неравномерность массы стекла и большие допуски по перепаду толщины будущего фильтра), второй вариант более дорог в производстве, но и результат будет максимально качественным. Но сейчас даже дешевые китайские фильтры делаются достаточно качественно, так что этот вопрос снимается.
Во-вторых, оптическое качество современного фильтра будет зависеть исключительно от качества его просветления. И самое важное понимать, что нанесение просветляющих слоев на фильтр гораздо дороже, чем себестоимость изготовления самой стекляшки. Сейчас часто говорят о многослойном просветлении, но никто не знает, что это такое. Почему на фильтре может быть 14 или даже 21 слой покрытия и какие они — никто не знает. Тем не менее все просто. Просветляющих покрытий, то есть покрытий, отвечающих за коэффициент светопропускания каждого из семи цветов, входящих в спектральный состав луча белого света, может быть не больше четырнадцти: семь с одной стороны и семь с другой стороны фильтра (возможно, я не совсем научным языком пишу, но думаю, что так будет понятней). Кто не верит, пусть вспомнит сколько цветов в радуге — природное явление, связанное с процессом преломления лучей дневного света в каплях воды. Но на этом количество покрытий, наносимых на поверхность фильтра, не заканчивается. Есть целый набор дополнительных слоев — повышающих прочность фильтра, увеличивающих стойкость наносимых покрытий, придающих водоотталкивающие свойства поверхности фильтра, препятствующих появлению царапин и преждевременному истиранию покрытий. Выглядит это, даже с одной стороны фильтра, примерно так:
Стоит хотя бы одно из покрытий нанести с браком (пятнышко, частичное отсутствие покрытия), и фильтр уходит в брак. Наносятся эти покрытия в специальной вакуумной установке с использованием разности зарядов поверхности стекол и молекул самого покрытия — так достигается максимальная равномерность будущих слоев. На фоне всей этой химии процесс создания самого стекла для фильтра уже не выглядит столь дорогим.
Миф №2. «Между двумя фильтрами с одинаковым качеством просветления нет никакой разницы, отличие цены в два раза — это жадность продавцов, накручивающих прибыль в два-три раза»
Это неправда, хотя я и не стремлюсь блюсти интересы продавцов. Все дело в исполнении оправы фильтров. С одной стороны, мы не железкой снимаем, и для нас важнее стекло, но не стоит забывать, что от правильности изготовления оправы фильтра зависит:
— сможем ли мы открутить фильтр при перепаде температур (зимой, например);
— отвернется ли разбитый защитный фильтр самостоятельно или придетсяидти в сервис, где его будут срывать со сбитой резьбы;
— какой высоты будет оправа, появится ли виньетирование во время съемки на ваш любимый сверхширокоугольный объектив при установке поляризационного фильтра поверх защитного;
— как часто надо будет сдувать с передней линзы вашего объектива пыль, попадающую под защитный фильтр;
— закусит ли, закиснет ли поляризационный фильтр, накрученный поверх защитного, или нет;
— насколько сильный удар выдержит стекло защитного фильтра.
Итак, начнем со способов крепления фильтров в оправу:
Завальцовка — используется в самых недорогих фильтрах и возможна только тогда, когда материал оправы сделан из легкого сплава (предположительно силумин). Из минусов, как правило, низкие прочностные характеристики фильтра — стекло зажимается с торцов (закатывается) в оправу и создается внутреннее напряжение (для стекла самое опасное давление или удар с торца), иногда достаточно легкого щелчка ногтем, чтобы фильтр треснул и рассыпался, то есть сомнительная защита. Из плюсов — низкая себестоимость, оправа делается из одной детали и фильтр монтируется в одну операцию, следовательно, низкая розничная цена.
Установка на запорное кольцо — нужно изготовить уже две детали (саму оправу со специальной проточкой и распорное стальное колечко для фиксации стекла). Плюсы: средняя цена, стекло фильтра не зажато и поэтому хорошо держит удар. Минусы: оправа высоковата (для канавки под распорное кольцо нужно дополнительное место), под фильтр из-за «дышащей» конструкции со временем попадет пыль.
Установка стекла под резьбовое кольцо — достаточно легко обнаружить, с одной из сторон фильтра будет видны две проточки или отверстия в колечке, прижимающем фильтр. Изготавливаются две детали: сама оправа фильтра с нарезанной тончайшей резьбой (материалы оправы обычно алюминиевый сплав или латунь — в мягком силуминовом сплаве такую мелкую резьбу не нарезать) и прижимное кольцо с ответной резьбой. Стекло плотно зажимается, но уже не с торцов, а по плоскости и перестает пропускать пыль, оставаясь по-прежнему прочным. Минусы очевидны: дорого, высокая оправа — так как надо нарезать хотя бы пару витков резьбы для крепления прижимного кольца.
Термопосадка или прессовка фиксирующего стекло кольца — очень круто, очень тонко и очень дорого. Плюсы: нет резьбы и канавки под распорное кольцо, а значит, минимальная толщина, нет пыли под фильтром (все герметично), нет лишних нагрузок на стекло. Минус — это цена. Надо изготовить две детали из дорогих сплавов, оправу нагреть, а запорное кольцо охладить (высокие энергозатраты) и, уложив стекло в оправу, вставить охлажденное запорное кольцо (оно расширится при нагреве и зафиксирует стекло). Либо изготовить запорное кольцо с очень точным допуском (дорогое оборудование) и запрессовать его в оправу, фиксируя стекло с определенным усилием.
Теперь применяемые материалы для оправ фильтров:
Легкий сплав (силумин) — дешев, но подходит только для завальцовки стекла в оправу, часто закисает в резьбе объектива, совсем не держит удар и при деформации сходит с резьбы объектива (закусывает), снять такой фильтр можно только в мастерской, и то есть шанс повредить оправу объектива.
Латунь — тяжелый материал, прекрасно подходящий для изготовления любого вида оправ, дорог и прекрасно держит удар (упругий), не закисает в резьбе объектива, не деформируется при перепаде температур. Наверное, самое удачное решение, обычно применяется в самых дорогих оправах.
Алюминий — удачное решение по цене (средняя ценовая категория), слегка уступает по характеристикам латуни, в основном в вопросах расширения и усадки при перепаде температур.
А теперь делаем вывод, что самый лучший фильтр – это фильтр с максимальным числом покрытий с обеих сторон, выполненный по технологии запрессовки или термоусадки фиксирующего стекло кольца, да еще и сделанный из латунного сплава. Даже обычный UV фильтр, отвечающий этим требованиям с оправой на 62 мм будет стоить не меньше 2000 рублей. И это совершено нормально. Конечно, есть варианты по цене в зависимости от пафосности бренда самого фильтра, но тут всегда есть вполне достойные варианты. Конечно, можно сразу купить Zeiss, переплатив за имя почти 50%, но если не спешить и не махать шашкой сгоряча, то есть совершенно нормальные, ничем не уступающие по качеству Zeiss фильтры под маркой B&W.
Миф №3. «На мой дешевый объектив нет смысла покупать фильтр, если что, я просто куплю такой же объектив за 3000руб.»
Купишь, обязательно купишь и даже дешевле. но потом. Когда вернешься домой и не привезешь из своей поездки ни одного снимка, потому как снимать было нечем.
Лучше разбить фильтр и, скрутив его, продолжить снимать, чем пожалеть 700-800 рублей на недорогой фильтр и в результате расколотить или оцарапать переднюю линзу объектива. Для эксперимента — опробуйте купить 18-55 для Canon, Nikon или Sony где-нибудь в Турции или в Испании. Это вам не Москва, где на каждом углу фотомагазин профессиональной техники.
Миф №4. «Фильтр портит качество изображения на дорогих объективах»
Что тут сказать. Фильтр за 300-1000 рублей, поставленный на дорогой объектив, действительно испортит картинку. А фильтр за 3000-8000 рублей по качеству не уступит передней линзе вашего замечательного объектива. Просто смотрите, что ставите, и тогда будет вам счастье.
Ну и, конечно, покупать надо в нормальных местах, а то есть мастера, продающие фильтры Canon за 197 рублей на любой диаметр. Кстати, Nikon действительно делает и поляризационные и UV фильтры на любые оправы, а вот Canon не производит фильтров (за исключением уникальных с нестандартной или очень большой резьбой и только для отдельных моделей своих объективов) и фильтр Canon UV 58 мм абсолютно точно на 1000000% подделка.
А вы знаете, какие бывают светофильтры на объектив и для чего они нужны?
Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Если вы являетесь счастливым обладателем зеркального фотоаппарата и используете его не только для домашней фотосъемки, то рано или поздно вы задумаетесь над покупкой как новых объективов, так и светофильтров.
Для чего нужны светофильтры на объектив и чем отличается конкретный экземпляр? С вами мы сегодня об этом и поговорим.
Немного ликбеза
Светофильтр – это оптическое устройство, прямое назначение которого – подавление нежелательных эффектов или же наоборот их приобретение.
Другими слова, светофильтр – это насадка на линзу объектива, используемая для корректировки яркости, контрастности, насыщенности цветов, непосредственно, во время съемки. Обычно их еще называют просто фильтром.
Чтобы наверняка знать, какой фильтр подходит вашему объективу, необходимо запомнить единственный параметр – его диаметр. Он всегда указывается на объективе, либо на его защитной крышки.
Основные виды фильтров
Для зеркального фотоаппарата существует восемь основных видов фильтров, отличающихся друг от друга не только назначением, а именно:
- Защитные, как вы поняли из названия, оберегают линзу от нежелательных механических повреждений.
Пылинки и излишняя влага очень быстро усугубляют качество оптики, поэтому установка защитного фильтра важна сразу же после покупки.
Данный вид никак не влияет на качество итоговых снимков, потому как по своему строению – это обычное стекло, чуть лучше оконного.
- Ультрафиолетовые — являются самыми распространенными среди любителей и профессионалов. Если верить громким словам продавцов, то данный вид защищает матрицу устройства от UV волн. На деле подтвердить или опровергнуть эту информацию не возможно.
- Скайлайт — имеют бледно-розовый оттенок, из-за чего снимки приобретают теплые тона, я считаю, что их покупка нецелесообразна, данного результата можно добиться за считанные секунды при обработке фото.
- Поляризационные — применяются в основном во время пейзажной съемки.
Они полностью ликвидируют ненужные блики на отражающих поверхностях, таких как вода или стекло.
Помимо этого, данный фильтр делает снимки более контрастными, особенно это заметно во время фотографирования неба, цвет становиться более глубоким и интересным. Более подробнее можно ознакомится в моей статье – что такое поляризационный фильтр.
- Нейтральные — чем-то схожи с солнцезащитными очками, только могут иметь переменную плотность затемнения.
Используются, когда возникает необходимость затенить кадр или какую-то его часть, не внося при этом никаких цветовых изменений. Обозначается как ND.
Отлично справляются со своей задачей во время фотосъемки на длинной выдержке движущихся объектов, таких как вода, облака, машины с включенными фарами, люди.
Используя данный фильтр можно избавиться от прохожих людей, для этого нужно экспонировать фото в течение двух минут. Этой возможностью частенько пользуются фотографы, снимающие архитектуру в местах, кишащих туристами.
- Градиентные — создают разноцветное наложение на снимок, меняющее естественные оттенки.
- Инфракрасные — используются для художественной фотосъемки, они фиксируют возможность объектов не излучать, а наоборот поглощать инфракрасные волны.
На деле, элементы, поглощающие ИК волны, на фото будут выглядеть более темными, а, например, зелень деревьев, отражающая лучи наоборот станет по-зимнему белой. Этот эффект чем-то напоминает негативный кадр.
- Флуоресцентный — балансирует свет, излучаемый лампами дневного света, до уровня ламп накаливания. Обозначаются как FLD.
Фильтры для создания различных эффектов на фото
- Диффузные — создают приятную размытость предметов, в результате чего фото получается похожим на вырезку из сна.
- Лучевые, как правило, используются для стилизации фото под картинку. С их помощью получаются звездные блики вокруг светящегося объекта, например уличного фонаря или различных светодиодов. При этом величина и яркость «звездочки» зависит от размера источника света.
- Туманные — понижают контрастность кадра, создавая белесую дымку.
- Цветные и многоцветные — меняют цвет всего снимка, либо его отдельной части.
- Радужные — создают эффект радуги вокруг источников света.
Как вы поняли, светофильтров существует огромное множество, они отличаются друг от друга строением, назначением, ценой. Кстати, что касается последней, она напрямую зависит от диаметра объектива, чем он больше, тем выше цена.
Также на стоимость влияет марка, родные насадки от производителей Canon и Nikon стоят довольно дорого, но не являются лучше многих аналогов.
Поэтому подойдите к долгожданному приобретению с умом, не тратя финансы. Ориентируйтесь на отзывы покупателей по той или иной модели, а также проводите мониторинг цен в разных магазинах.
Можно с легкостью найти, что-нибудь на Aliexpress, например, тот же самый — Поляризационный фильтр . Обязательно читайте отзывы, по ним уже можно делать выводы, покупать или нет. А много чего там покупаю, например, очень хорошим оказался карандаш для чистки объективов и тряпочка из микрофибры .
Если вы заинтересовались светофильтрами, значит вы уже не просто человек, который ставит режим на авто, и без каких-либо знаний фотоискусства, нажимает на кнопку спуск. Вы хотите чего-то большего. Хотите научиться фотографировать как профи. Именно поэтому, рекомендую вам, обязательно ознакомиться с видео курсом ниже. Это реально хороший курс, который даст вам хороший пенек в ваших начинаниях в качестве фотографа. Все в ваших руках!
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фотоаппарат CANON.
Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления блога и будьте в курсе всех нюансов фотосъемки. Делитесь статьей в социальных сетях.
Самое важное о светофильтрах
Плазменный фильтр
Получил свое название из-за создаваемого в нем плазменного разряда. Плазменный разряд – ни что иное, как коронный разряд на электродах фильтра, создаваемый за счет подачи на электроды высокого напряжения (порядка 5кВ). То есть плазменный фильтр, по сути, является ионизатором воздуха в миниатюре, со всеми вытекающими… Полученные в результате разряда отрицательные ионы (анионы) вступают в реакцию с положительно заряженными молекулами веществ, в том числе микроорганизмами, спорами грибков и плесени, аллергенами, веществами, создающими неприятные запахи. Попадая в электрическое поле плазменного фильтра, вода, содержащаяся в виде водяных паров в воздухе, расщепляется на молекулы кислорода и водорода, причем часть молекул кислорода соединяются, образуя небольшое количество озона. Однако, в силу небольших размеров, эффективность плазменного фильтра мала. В связи с этим фактом многие специалисты в области кондиционирования считают плазменные фильтры всего лишь рекламным трюком производителей кондиционеров.
Антибактериальные фильтры
Удаление болезнетворных бактерий и вирусов из воздуха – не менее важная задача для кондиционера, чем удаление пыли. Обезвреживание бактерий производится различными способами. Самый распространенный из них – разрушение белковой оболочки, приводящее к гибели бактерии или вируса или нарушение функций оболочки. Второй способ – воздействие на бактерии и вирусы отрицательно заряженными ионами. При этом способе, в результате взаимодействия анионов с клетками бактерий образуются нерастворимые соединения, которые тяжелее воздуха и не могут более находиться во взвешенном состоянии. В результате реакции бактерии и вирусы погибают. Антибактериальный фильтр вставляется в специальный пластмассовый корпус и устанавливается за пылеулавливающим фильтром.
Катехиновый фильтр содержит натуральное вещество “катехин”, извлекаемое из листьев зеленого чая. Издавна катехин использовался в медицине для борьбы с вредоносными микроорганизмами. Молекулы катехина создают тонкий слой вокруг белковой оболочки микроорганизма, не позволяющий ему прикрепиться к клетке и заразить ее. Производители катехиновых фильтров утверждают, что в результате фильтрации погибает до 98% микроорганизмов, попадающих в фильтр.
Энзимный фильтр содержит на фильтрующей поверхности энзимы (ферменты) – белковые молекулы, ускоряющие химические процессы живых организмов. При химическом взаимодействии белка энзима с белковой оболочкой микроорганизма получается другое органическое вещество, которое не может выполнять функции оболочки бактерии. После такой реакции микроорганизм погибает. Так как энзимы вступают в реакцию с другими веществами, с образованием нового вещества, их количество со временем уменьшается и фильтр подлежит замене.
Фотокаталитический фильтр (цеолитный) создает ультрафиолетовое излучение, под воздействием которого при катализации процесса оксидом титана органические вещества (в том числе бактерии и вирусы) разлагаются на неорганические (воду и углекислый газ). Если учитывать, что многие запахи имеют органическую природу, они также нейтрализуются фотокаталитическим фильтром. Эффективен для удаления запаха табачного дыма, некоторых токсичных газов, аммиака. Основная отличительная особенность такого фильтра в том, что он только разлагает молекулы вредных веществ, не накапливая их на своей поверхности, а потому не требует периодической замены. Единственный минус – в силу усложненной конструкции фотокаталитический фильтр почти не применяется в кондиционерах. На данный момент такие фильтры используют только в кондиционерах Daikin модели Ururu Surara и воздухоочистителях.
Фильтр Васаби. Поверхность обработана веществом, содержащимся в составе японского хрена васаби – аллилизотиоцианатом. Это вещество имеет отличные антибактериальные и противораковые свойства.
Основной недостаток антибактериальных фильтров заключается в том, что ими уничтожаются не только болезнетворные микроорганизмы, но и полезные и даже необходимые для здоровья человека бактерии.
Дезодорирующие фильтры
Дезодорирующие фильтры служат для удаления из воздуха неприятных запахов, к примеру, табачного дыма, запахов приготовления пищи, “убежавшего” молока или кофе, запахов парфюмерии, косметики и многих других. Все подобные фильтры работают, благодаря адсорбенту, содержащемуся в их структуре. В качестве адсорбента в фильтрах кондиционеров обычно применяют активированный уголь или цеолит. Эти пористые материалы способны притягивать молекулы веществ (адсорбат), как бы приклеивая их к своей поверхности. Активированный уголь и цеолит за счет пористости имеют очень большую площадь поверхности. Это дает возможность адсорбировать на поверхности адсорбат (молекулы запахов) массой до 50% массы адсорбента. После этого угольный фильтр становится бесполезным и подлежит замене. Более того, после загрязнения поверхности фильтра, уголь начинает разлагаться, выбрасывая в воздух углеродистые соединения. Срок службы угольного дезодорирующего фильтра зависит от объема выделяемых в помещении запахов и, обычно, не превышает полугода. Другое дело – цеолитные фильтры. После загрязнения поверхности цеолитного фильтра его материал не разлагается, а некоторые виды таких фильтров могут быть отмыты в теплой воде и применены вновь. Поглощающая способность у цеолитных фильтров ниже, чем у угольных.
Дезодорирующие фильтры кондиционеров не являются 100%-й защитой от запахов. Они занимают очень маленькую площадь проходного сечения кондиционера и не в состоянии отфильтровать весь объем воздуха, проходящего через внутренний блок кондиционера. Кроме того, не все вещества могут быть адсорбированы. Например, молекулы угарного газа или диоксида азота проходят сквозь фильтр, особо не задерживаясь.
Антиоксидантный фильтр
Антиоксиданты (антиокислители) – вещества, замедляющие процессы окисления. Все процессы в живых организмах протекают благодаря окислительно-восстановительным реакциям. При этом клетки, участвующие в протекании этих реакций, изнашиваются и, в конечном итоге, отмирают. При замедлении окислительных процессов срок жизнедеятельности клеток продляется. Производитель антиоксидантных фильтров (компания Митсубиси Электрик) заявляет, что данные фильтры способны замедлить процесс старения живых организмов, потребляющих воздух, обработанный ими. Большинство окислительных процессов происходит под воздействием свободных радикалов. Поверхность антиоксидантного фильтра обработана веществом группы флавоноидов, являющихся природными антиоксидантами. По мнению специалистов вышеупомянутой организации, флавоноиды способны снизить воздействие свободных радикалов на клетки и замедлить их старение, однако многочисленные исследования подтверждают несостоятельность подобной гипотезы (Stanner SA, Hughes J, Kelly CN, Buttriss J (2004). «A review of the epidemiological evidence for the ‘antioxidant hypothesis’». Public Health Nutr 7 (3): 407–22.; Shenkin A (2006). «The key role of micronutrients». Clin Nutr 25 (1): 1–13.). И все же антиоксиданты имеют большое значение для здоровья человека. Они являются ингибиторами при окислении веществ кислородом воздуха, благодаря чему широко используются в пищевой промышленности (пектин, лимонная и аскорбиновая кислоты). Некоторые из них имеют антимикробное действие.
Некоторые производители, рекламирующие плазменные фильтры и ионизаторы, заявляют, что их приборы в процессе работы выделяют озон. Это чистая правда, но на самом деле, увеличение концентрации озона во вдыхаемом человеком воздухе сильно влияет на окислительные процессы в организме. Озон является более сильным окислителем, нежели кислород, а потому более быстро “состаривает” живые клетки. При этом, являясь мощным окислителем, озон уничтожает бактерии и вирусы в воздухе, а также разрушает множество органических соединений. Низкая концентрация озона в воздухе полезна для здоровья человека, а высокая приводит к аллергическим реакциям, головной боли, рези в глазах, повышеннной усталости, обострению легочных заболеваний и даже появлению злокачественных образований. Большое количество озона выделяет копировальная техника. Не смотря на применение озоноуловителей, часть его все же проникает в помещение. Исходя из этого, в офисах с копировальным оборудованием вообще противопоказано применение ионизаторов и плазменных фильтров.
Сетчатый фильтр-пылеуловитель
Стандартный тип фильтра, имеющегося во внутреннем блоке любой сплит-системы – сетчатый фильтр-пылеуловитель. Из названия понятно его назначение – задержка частиц пыли, пуха и прочего мелкого мусора, находящегося в воздухе помещения. Этот фильтр очень важен, так как он улавливает мелкие частицы мусора, втягиваемые вентилятором блока через воздухозаборную решетку, предотвращая загрязнение теплообменника, вентилятора и дренажной системы внутреннего блока. Такой фильтр состоит из одной и более сеток, расположенных за лицевой панелью внутреннего блока под воздухозаборными решетками. В зависимости от запыленности помещения и интенсивности работы кондиционера фильтр-пылеуловитель необходимо регулярно промывать теплой водой для удаления с него осажденного на сетке мусора. Если этого не делать, количество воздуха проходящего через фильтр, будет постепенно уменьшаться, снижая производительность, а грязь начнет проникать внутрь кондиционера.
Светофильтры как они есть
Оптическое приспособление, предназначенное для выделения какой либо из частей спектра, без изменения направления световых лучей, называется светофильтром. Они используются как в фотоделе, так и в кинематографе, позволяя подчас добиваться различных, иногда очень неожиданных художественных эффектов.
Обычный светофильтр — это, по сути, просто кусок специального стекла, заключённого в специальную оправу. Обычно крепятся непосредственно на сам объектив, при помощи резьбового соединения. Существуют также и т. н. адаптеры объектива, позволяющие устанавливать светофильтры на камеры, изначально для этого не предназначенные. Также адаптеры используются для светофильтров нестандартной формы, некоторые из них позволяют использовать одновременно несколько светофильтров или приспосабливать их под объективы иного диаметра (переходное кольцо).
Ещё относительно недавно фотографы использовали светофильтры значительно активнее, нежели сегодня. С развитием и повсеместным распространением цифровой фотографии отпала необходимость в использовании различных художественных фильтров, некоторые их типы вообще перестали применяться. Дело в том, что всегда есть возможность провести коррекцию снимка позднее, в каком-либо графическом редакторе, гарантированно получив при этом предсказуемый результат.
Но никакие цифровые возможности не привели к окончательному вымиранию фильтров. По крайней мере, несколько их типов точно никуда не денутся. Их то мы и рассмотрим ниже.
Ультрафиолетовые фильтры (UV — UltraViolet). Предназначены для отсеивания ультрафиолетового излучения, получая в результате более насыщенное и приятное для взгляда изображение. Такие фильтры бесполезны в помещении, но могут пригодиться при съёмке на ярко освещённом пляже или в горах. Поскольку UV-фильтры не оказывают никакого влияния на видимый спектр, фотографы нередко применяют их для защиты объектива от грязи, царапин, пыли, различных механических повреждений. Этакая прозрачная защитная крышка — в случае чего страдает фильтр, а не дорогостоящий объектив.
Защитные фильтры. Как сразу же становится понятно из названия, такие фильтры предназначены исключительно для защиты объектива. Какого-либо воздействия на снимок они не оказывают. Как уже отмечалось выше, для такой роли подходит и ультрафиолетовый фильтр.
IR-светофильтры (инфракрасный). Способны пропускать лишь инфракрасное излучение, но не лучи видимого спектра. Предназначены для получения очень необычных эффектов, используются при научных исследованиях. Подходят не для всех типов камер.
Для чёрно-белых фотографий. Предназначены для улучшения качества ч/б снимков. Благодаря такому фильтру можно избежать сливания объектов контрастирующих друг с другом по причине разных цветов.
Поляризационные фильтры. Позволяют избавиться от различных бликов и отражений на неметаллических объектах. Особенно полезны при фотографировании объектов, расположенных за стеклом (например, за витриной). В некоторых случаях возможно также и получение различных художественных эффектов.
Макрофильтры. Благодаря им появляется возможность ещё ближе поднести объектив к снимаемому объекту. Являются фактически увеличительными линзами и позволяют уменьшить фокусное расстояние.
Смягчающие светофильтры могут быть полезны при съёмке портретов или натюрмортов. Благодаря им удаётся добиться некоторого размытия изображения, что используется для получения интересных художественных эффектов.
ND-светофильтры (нейтральные светофильтры). Предназначены для снижения светового потока, без изменения его спектрального состава. Фактически использование такого фильтра позволяет снизить чувствительность матрицы. Степень этого снижения зависит от конкретного фильтра.
Градиентные светофильтры. Особенностью таких фильтров является то, что половина их окрашена, в то время как другая оставлена прозрачной. Используются обычно для получения художественных эффектов или при пейзажной съёмке, позволяя несколько снизить свет от неба.
Список этот далеко не полный. Так, существуют лучевые фильтры, цветобалансирующие, цветоусиливающие, туманные, радужные, цветовые (окрашивающие) и т. п. Вот только актуальность их постепенно снижается. Многие их них имеет смысл использовать только с плёночными камерами. Так, баланс цвета может быть отрегулирован средствами самой цифровой камеры, а при помощи Photoshop несложно добиться того же эффекта, что получается при использовании радужных или лучевых фильтров (важно, что результат будет не случайный, а именно тот, какой вам и нужен).
Что нужно учитывать при покупке светофильтров
Прежде всего, не следует покупать дешёвые фильтры от малоизвестных производителей. Они недолговечны, их нужно будет слишком часто менять. Да и на качество снимка они могут оказать не самое лучшее воздействие. Однако и гнаться исключительно за брендом также не имеет смысла. Дело в том, что некоторые из производителей фототехники сами не занимаются выпуском фильтров, поручая это сторонним производителям. Зато наценка за бренд может быть в итоге очень даже немаленькой. Смело можно посоветовать продукцию таких компаний, как Carl Zeiss, Hoya, Rodenstock, Schneider, Schneider B+W или Tiffen.
Важно, чтобы диаметр светофильтра соответствовал вашему объективу, иначе для установки придётся использовать переходные кольца, найти которые можно далеко не всегда. Диаметры светофильтров колеблются в широких пределах — от 27 до 82 мм.
В продаже можно найти светофильтры, отличающиеся дополнительными особенностями. Такими, как многослойное просветление для повышения светопропускания или влагозащищённость, не позволяющая каплям воды задерживаться или оставлять после себя дорожки, которые могут испортить снимок. С одной стороны, наличие этих дополнений очень полезно. С другой же, может оказать значительное влияние на стоимость фильтра.
И как минимум, нужно приобрести по одному ультрафиолетовому или защитному светофильтру на каждый из ваших объективов. Этим вы лишний раз обезопасите вашу «оптику», продлите её жизнь. Да и вообще, пусть это станет правилом — покупка объектива означает также и покупку защитного светофильтра.
Уход за фильтрами
Хотя фильтр и может выступать в качестве защиты для объектива, сам по себе он достаточно хрупок и нежен, требует к себе определённого отношения. Так, хранить светофильтры нужно с специально предназначенных для этого коробочках — тех самым, в которых их и продают. Не следует просто оставлять фильтр открытым, прямо на поверхности стола, поскольку потом потребуется очищать его от пыли. Если же коробочка была утеряна, то в продаже можно найти специальные «кошельки», предназначенные для хранения такой оптики.
Для чистки светофильтров лучше всего использовать специально предназначенные для этого приспособления и «химию». Не следует протирать их спиртом, влажными салфетками или тряпочками для чистки очков. И уж точно в процессе чистки не следует применять силу, поскольку велик риск повреждения просветляющего покрытия или даже самого фильтра. Для чистки можно использовать также и специально предназначенные для этого ткани. Все нужные аксессуары можно найти в любом фотомагазине.
Для очищения фильтра от пыли можно воспользоваться мягкой кисточкой или палочкой для чистки ушей. Неплохих результатов можно достичь, используя струю воздуха из баллончика со сжатым воздухом или крупной груши.
В крайнем случае, при очень сильном загрязнении можно обратиться в сервис-центр, специализирующийся на ремонте фототехники.