Руководство по фотосъемке молний, или как снять молнию
Как снимать молнию: полезные советы
Молния – потрясающий субъект для съемки. Ослепительная. Непредсказуемая. Впечатляющая. Я фотографирую «длинные руки Зевса» уже более двадцати лет и все еще люблю это делать. Начинав с пленок и негативов, со временем я переключился на зеркалку. Есть множество способов получить креативный снимок грозового неба.
Шторм может появится в любое время года, даже зимой. По сути, холодные штормы становятся причиной молний и зимней грозы. Не стоит останавливаться только из-за низкой температуры – бросьте природе вызов!
Чтобы помочь вам, я собрал свои лучшие советы для съемки молний, начиная от понимания процесса работы с разными видами грозы и заканчивая нужным оборудованием.
Молния, перетекающая из одного облака в другое. Восточный Вайоминг.
Виды молний
По моему опыту в фотосъемке можно классифицировать молнию по четырем параметрам: тип, интенсивность, узор, цвет.
Линейные(облако-земля), облако-облако, внутриоблачные – это три типа, которые я чаще всего встречал. Молния «облако-земля» обрушивается сверху и ударяет в какой-то предмет под ней. Тип «облако-облако» передвигается по небу и обычно никуда не ударяет. Внутриоблачные молнии, очевидно, случаются в пределах одного облака и обычно можно увидеть только вспышку света, создаваемую ими. Во время некоторых штормов гроза может ударять несколько раз в секунду.
Тип грозы может помочь определить объектив, который нужно использовать. Если я вижу линейные молнии, беру NIKKOR 24-70mm f/2.8G, чтобы запечатлеть пейзажный снимок. Если надо мной случается по несколько вспышек «облако-облако», вероятнее всего мне понадобится NIKKOR 14mm f/2.8D ED, направленный вверх перпендикулярно небу. Если во время шторма начинаются внутриоблачные вспышки, не представляющие особого интереса, я воспользуюсь NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, нацелив камеру на облако.
Молния типа «облако-облако» блуждает по ночному небу.
Интенсивность
Эта характеристика особенно важна при съемке. Правильное определение степени яркости разряда поможет мне задать правильную экспозицию, начиная с ISO и заканчивая выдержкой. По мере приближения шторма я обычно пару минут его изучаю, а только потом делаю снимок. Как часто бьет молния? Какой разряд самый яркий – четвертый или пятый? Съемка с зеркалкой позволит моментально оценить каждый снимок на экране камеры и подкорректировать настройки, чтобы получить желаемый результат.
Одна из моих любимых ситуаций для съемки – когда есть одинокая, очень чистая линейная молния. Я люблю абсолютную простоту. Как по мне, этот тип лучше всего работает, если нужно создать снимок с высокой художественной ценностью.
Линейная молния, ударившая в сельскую местность на закате.
Молния может быть разного цвета. Самый распространенный – белый, но может встречаться также красный, желтый, зеленый и даже синий или пурпурный. Оттенок обычно зависит от газов, химикатов и примесей в атмосфере, а также от текущей температуры разряда. Яркие белые молнии встречаются чаще всего. Оранжевыми или красноватыми они могут стать при большой концентрации пыли или загрязненности воздуха. Градины могут придать молниям пурпурный и даже синий оттенок. Натриевые лампы городского освещения также могут повлиять на цвет, сделав его синевато-зеленым.
Молния, терзающая огненно-красное небо во время сильной закатной грозы. Необычный цвет получился из-за частиц пыли в воздухе. Сухие условия и сильные ветры стали причиной такого феномена.
Лучшее время для съемки
Очевидно, что нам потребуется гроза, однако, не все грозы происходят ночью. Я люблю снимать в разное время суток. Многие снимают молнию после наступления темноты, но как на счет того, чтобы сделать это в дневное время, на закате или даже в сумерках? Это позволит получить кадр с интересным цветом и стилем.
Молния блуждает по небу и ударяет в землю.
Оборудование
Я рекомендую начинать с зеркалки. Купите камеру с наилучшим шумоподавлением из возможных. Nikon D810 и D3S – две моих любимицы. Туго с деньгами или только пробуете себя в сфере съемки? Выбирайте D3400.
Купите самый быстрый объектив, который только можете себе позволить.
Примечание переводчика – «скоростью» объектива обозначают максимальный диаметр апертурного отверстия (или минимальное f-число). Объективы с большей максимальной апертурой называют «быстрыми» из-за того, что они могут достигать той же экспозиции с более короткой (быстрой) выдержкой. В русской терминологии также употребляется слово «светосила».
NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II – три моих любимых варианта для съемки молний. Однако, используемый объектив – дело каждого. Хотите ли вы воспользоваться зумом, чтобы получить снимок одного отдельного разряда, или предпочтете широкоугольный объектив и запечатлеете блуждающие по небу молнии? Чем быстрее объектив (1.4, 1.8 или 2.8), тем лучше он подходит для съемки в условиях плохого освещения. Однако, я успешно снимал грозы и с более медленными объективами – 4.5 и 5.6.
Вложите деньги в устойчивый штатив, крепеж на стекло автомобиля (например, Vortex Car Window Mount – прим. переводчика) и внешнюю кнопку спуска затвора, такую как Nikon MC-36 Multi-Function Remote Cord или Nikon ML-3 Compact Modulite Remote. Установите приложение с прогнозом погоды, уведомлением о штормах и вероятном количестве разрядов молнии. На телефоне я использую Wx Alert USA и Radar Scope, а на ПК – WeatherTAP.
Бесценное преимущество съемки с зеркалкой – можно сразу оценить результат на LCD экране, а затем подкорректировать настройки и получить необходимый результат. Переход к зеркальной камере серьезно увеличил количество моих удачных снимков.
Разряд молнии на закате во время грозы возле города Леммон, Южная Дакота 27 июня 2001 года.
С какими настройками лучше начинать
Во время съемки молний я обычно перевожу камеру в режим ручной экспозиции: активирую 3D Color Matrix Metering и устанавливаю автоматический баланс белого. Не важно, использую ли я кнопку спуска затвора на кабеле или пульт, я обычно устанавливаю выдержку от руки, апертуру f/5.6, ISO 400 и ручной фокус.
Как только случается вспышка молнии, я закрываю затвор. Просмотрев первые несколько снимков, я начинаю вносить коррекции. Если вспышка ярче, чем нужно, а снимок вышел засвеченным, я устанавливаю ISO на 320 или 250. Если молния вышла тусклой и снимок недостаточно экспонирован, ISO нужно повысить до 640 или 800.
Мой секрет для получения резких снимков – держать затвор открытым как можно меньше времени, только если вы не планируете запечатлеть несколько разрядов. Чем быстрее затвор закроется, тем резче выглядит молния. Один инструмент, который помогает мне достигнуть нужного результата — Lightning Trigger, подключаемый к 10-контактному разъему камеры. С ним затвор открывается только когда бьет молния. Однако, вам все еще нужно контролировать ISO, выдержку, апертуру и баланс белого. Моя стартовая точка для большинства ситуаций – режим Приоритет апертуры и 1/4 секунды, ISO 250, баланс белого – авто.
Линейная молния в сверхъячейке во время сумерек.
Безопасность фотографа и оборудования
Молния – один из самых опасных природных феноменов. Лично я пару раз был близок к тому, чтобы преждевременно закончить свою карьеру фотографа. Одно очевидное правило, о котором стоит помнить – если вы слышите грозу, может ударить молния.
Если рядом слишком много линейных молний, я остаюсь внутри своей машины с жестким верхом и использую крепеж для стекла или быстро устанавливаю камеру на штатив, управляя из машины при помощи внешней кнопки спуска затвора.
Перед тем, как отправляться навстречу опасности, прочитайте советы Национальной метеорологической службы.
Если не уверены, что делать, всегда склоняйтесь к тому, чтобы быть в безопасности. Чем больше вы узнаете об этой теме, тем безопаснее и успешнее будет съемка.
Еще несколько хороших советов
Всегда отключайте автофокус. При съемке молний предпочтительнее фокусироваться вручную. Установка объектива на бесконечный фокус тоже не всегда выдаст резкий снимок. Найдите отдаленный источник света и сфокусируйтесь на нем. В таком случае вы получите отличные резкие молнии. Если такого источника нет, пускай ваш друг или помощник отойдет на 30 метров от камеры с фонариком в руках, и вы сфокусируетесь на его свете.
Попробуйте снимать молнию, которая бьет перед облаками или вдали от сильного дождя. Вода (и в особенности осадки) может сделать снимок менее резким, даже если камера сфокусирована правильно.
Всегда бережно компонуйте снимок. Попробуйте сделать так, чтобы в кадре было как можно меньше отвлекающих элементов, например, линий электропередач, машин и самолетов.
Снимок сделанный с терпением и хорошими навыками, включая правильную экспозицию будет иметь поразительное влияние. Люди будут смотреть на вашу работу и говорить: «Вау!»
[Руководство] Как сфотографировать молнию
Приветсвую вас, Mi-фаны!
Только вернулся со встречи с китайским руководоством Xiaomi, который проходил у нас в Петербурге на Владимирском проспекте, д.7 Пока ехал, то все время думал «Какой бы еще фото-урок дать Mi-фанам». Идея пришла оттуда откуда ее не ждал. Лето у нас в городе выдалось ужасным, холодным и дождливым. А что достаточно часто сопровождают дожди? ГРОЗЫ! И я решил прописать несколько советов как можно сфотографировать молнию, а точнее попытаться это сделать. Читаем, изучаем и кто хочет, то пусть прислушивается. 1. Заходим в настройки нашей камеры и в «Удержание клавиши съемки» выбираем «Серийная съемка». |
Screenshot_2017-08-23-18-02-17-611_com.andro >(81.88 KB, Downloads: 36)
2017-08-23 18:07:06 Upload
2. Выберите грозу и место съемки. Выбор «правильной» грозы очень важен. Выбирайте грозу с частыми и медленными молниями. Быстрые молнии снимать сложнее. Съемка грозы ночью или вечером проще, чем съемка молний днем. Выберите безопасное место для съемки. Помните, что гроза очень опасна и потенциально смертельна. По мнению специалистов, открытые места, с которых вы слышите гром и видите молнию, всегда опасны. Прочные здания или автомобиль безопаснее. Не обязательно открывать окна, снимать можно и через стекло.
3. Используйте штатив. Использование штатива или другой устойчивой подставки — необходимое условие для съемки на длинных выдержках, которые необходимы при съемке молний. И так ваш смартфон будет более устойчивым пока вы будете зажимать клавишу серийной съемки.
4. Делаем множество снимков. Только заметив мерцание молнии сразу же зажимайте затвор и пусть каммера фотографиует. Прошла, ждем следующую вспышку и так пока не кончится гроза или пока вы не устанете. Учтите быстро это все не будет, по эотму стоит запастись терпением.
5. Самое ужасное. Выбор фотографий. На камере будут сотни, а то и тысячи снимков. И их надо будет все просмотреть, отобрать и выбрать несколько нужных. У меня было около 700 снимков из которых я выбрал 5-6 штук. Ниже они представлены на ваш суд. Никакой обработки, никакого фотошопа.
9d8e41b0-b214-4746-ae97-c37d1cd843c2.jpg (4.75 MB, Downloads: 32)
2017-08-23 18:03:23 Upload
45ddba05-76f3-461a-92be-91e37722d158.jpg (4.5 MB, Downloads: 32)
2017-08-23 18:04:42 Upload
743e35f3-2b9a-4337-9d74-38f411846151.jpg (3.86 MB, Downloads: 32)
Как снимать молнии: советы по фотографированию стихии.
Автор: shterbets, 07 Апр 2011 в 21:04
Здравствуйте, уважаемые читатели блога свадебного фотографа. Сегодня хочу рассказать вам как фотографировать молнии, что для этого нужно знать и к чему стоит быть готовым. Пожалуй, каждого человека завораживает мощь, ужас и красота бушующей природной стихии. Наверняка всякий, у кого имеется фотоаппарат, пытался запечатлеть грозу, пусть и не в начале мая, но опыт возможно был. У меня же появилось желание поделиться секретами из своего личного опыта по фотоохоте на молнии.
Природа всегда поражала нас своей непредсказуемостью и безудержной, завораживающей силой во всех своих проявлениях. При этом она всегда остается непревзойденным творцом самых ярких и самых фантастических полотен, среди которых одно их первых мест занимает пронизанное неповторимым свечением и вспышками молний грозовое небо. За такими снимками многие мастера фотографии готовы отправиться в любую точку мира, невзирая на все сложности съемки и связанный с ней риск. В Соединенных Штатах, к примеру, есть клубы любителей охоты за торнадо. Но нам с вами не обязательно куда-то мчаться, чтобы ощутить и сфотографировать как небосклон словно трескается, ломается в такие моменты. Благо на просторах нашей родины в средней широте летом это явление не такое уж и редкое, если сравнивать, например, со снегопадом в Египте.
Если вы креативный фотограф, то рано или поздно неукротимая стихия займет свое место в вашем творчестве. Вы захотите испытать свое мастерство, свои силы и тогда перед вами обязательно встанет вопрос: «Как передать все величие грозы, успев поймать в объектив своей камеры самые эффектные разряды, мощь которых измеряется тысячами ампер?»
Здесь я хотел бы поделиться с вами своими знаниями, дать ряд подсказок, позволяющих, исключая лишние ошибки, провести съемку грозового неба. Но тему разобью на два блока: в первом поясню все, что касается непосредственно критериев/техники съемочного процесса; во втором расскажу об условиях и безопасности мероприятия.
1. Позаботьтесь об опоре.
Обязательно возьмите с собой штатив. Не имея устойчивой поверхности для проведения съемки, вы не сможете получить качественных снимков.
2.Устанавливайте длинные выдержки.
Скорости человеческой реакции часто бывает недостаточно для того, чтобы поймать в фотообъектив сверкнувшую молнию и успеть нажать на спуск до того, как она исчезнет. По этой причине я рекомендую при такой съемке работать с длинными выдержками порядка от 1-30 секунд.
3. Работа с диафрагмой.
Как снимать молнии? Вот тут с первого дубля не угадаешь, какую выставлять. Постарайтесь избегать диафрагмы f:16 и f:22, нацеленные на самую дальнюю резкость. При фотосъемке для начала откройте диафрагму 2,8, чтобы осветить пейзаж (понять уровень освещенности). Затем закройте до значения f:8 (или f:11 – оптимальные варианты, испробовано на практике!) и ждите 1-2 разрядов приближающейся грозы. Если зловещие отблески интенсивно освещают местность ярко-розовыми и ярко-зелеными красками — это высоко-атмосферная гроза, и вам необходимо сориентировать камеру в противоположную сторону.
4. Захватывайте линию горизонта.
Для того чтобы снимок получился эффектным, необходимо верно выбрать ракурс. В данном случае наиболее удачной будет точка обзора, позволяющая захватить в кадр линию горизонта (достаточно совершенно небольшого участка) при том, что доминирующая часть пространства будет отведена бушующему небу. Однако, и этот постулат можно нарушить!
5. Включайте дополнительные элементы.
Ваши снимки должны быть не только четкими, но и интересными, для этого продумывайте заранее композицию — придайте изображению глубину, создайте перспективу, вводя в кадр дополнительные элементы, например, силуэт дерева, здание и пр.
6. Откажитесь от автофокусировки.
Съемка грозового неба: вам придется работать в условиях недостаточной освещенности, а в этом случае предпочтительнее использовать ручной режим фокусировки. Работая в автоматическом режиме при таком уровне освещенности, камера будет постоянно находиться в поиске объекта, подходящего для наведения фокуса, и в необходимый момент может не справиться с поставленной задачей.
Как правило, при такой съемке для того чтобы глубина резкости была максимальной апертура выставляется на минимум. Но, если возможности вашей фотокамеры позволяют, попробуйте поэкспериментировать — «поиграйте» с апертурой, поработайте с диафрагмой и выдержками. Откройте диафрагму полностью, установив при этом интервал срабатывания затвора всего на несколько секунд. При этом не забывайте, что ваша главная цель получить четкое изображение молнии, а для этого вам необходимо поймать ее в фокус.
8. Используйте фокус наложения.
Представьте насколько яркими и захватывающими будут кадры, на которых одновременно запечатлено несколько молний. Имея современную цифровую зеркальную фотокамеру, вы вполне можете сделать такие снимки, для этого оказавшись в эпицентре бушующей природы и ловя в объектив вспыхивающее молниями небо, вам необходимо использовать эффект наложения одного изображения на другое.
9. Дистанционное управление.
Желательно иметь в наличии тросик дистанционного управления или пульт дистанционного управления. Эти инструменты позволят управлять спуском затвора фотокамеры на расстоянии, чтобы вы сами не касались непосредственно аппарата. Тем самым вы избежите не нужных вибраций, поскольку при длительных выдержках не допустимо шевеление фотокамеры при нажатии кнопки спуска затвора. Поэтому для получения четкого изображения тросик/пульт просто не заменим. Кроме того, если конструкцией объектива предусмотрена функция стабилизации изображения, то включите ее, что также не станет лишним для получения высококачественных фотографий.
Фотосъемка молний: правила выживания.
А теперь действительно о главном в данной задаче по съемке. Помните: попытки снимать бушующую стихию опасны для жизни!
Первую свою грозу я фотографировал с балкона, что в значительной степени уберегало меня и аппаратуру от нежелательного воздействия окружающей среды. Но зачастую перед фотографом встает вопрос о «прекрасном», когда есть желание не просто получить фотографии из окна/с балкона, а стремиться к более совершенным снимкам. И тут уже нет резона как говорится «сидеть у моря и ждать непогоды», пока гроза сама не окажется неподалеку, а камера под рукой. Возникает энергетический импульс — действовать! Искать ее самому, охотится за ней! Вот в этом случае вопрос о безопасности не является риторическим, потому как место действия – не известно, обстоятельства – не управляемая природная сила. Это означает, что при явной угрозе жизни, надо не утешать себя «еще чуть-чуть и убегаю», а собирать аппаратуру (если есть время) и искать укрытие.
Будьте готовы к дождю и ветру. Одежда должна быть непромокаемая, комфортная, теплая, обувь высокая. Аппаратура защищена либо местным ландшафтом, либо искусственно создайте условия. Штатив должен быть тяжелым или с утяжелителем (порой на основной штанге есть крюк, используйте его, чтобы подцепить груз), если он карбоновый/алюминиевый, поскольку порывы ветра могут сорвать треногу вместе с камерой и разбить ее. Лучше всего снимать на профессиональные топовые модели фотокамер, конструкция которых позволяет защитить их от попадания влаги и маленьких частиц внутрь. Объективы обязательно с фильтром: защитным или иным для съемки. Не предпринимайте попытки фотографировать с открытого участка местности, если только молнии не сверкают где-то вдалеке. Поскольку в противном случае вы – мишень для удара. Сила тока внутри канала молнии вполне достигает значения в 200000 А. Всегда анализируйте ситуацию и постарайтесь угадать, как будет развиваться грозовой процесс.
Запаситесь терпением. Если вы хотите запечатлеть грозовое небо, рассекаемое вспышками молний, то учтите, что ключом к успеху станет терпение, навыки и удача. Вы уже позаботились о своей безопасности, подготовили аппаратуру, проверили настройки и надежно укрылись от возможных порывов ветра и дождя. После вам остается только ждать, а когда разразится гроза начать вести непрерывную съемку, делая столько снимков (оптимальна серия по 5-6 кадров).
Практика фотографирования молний незабываема! Воспользуйтесь приведенными выше подсказками и вы, наверняка, добьетесь желаемого результата.
Смотрите слайд-шоу из серии фотографий надвигающейся грозы.
Про Фото
Обзоры и тесты, просто о сложном
Как фотографировать молнию
Когда-то я уже упоминал несколько слов о том как фотографировать молнию в своей статье про ночную съемку, подвернулся ещё один случай поснимать великолепное явление природы на побережье индийского океана, решил уделить этому вопросу отдельную статью, раскрыть всё от и до.
Естественно, молнию нам удается наблюдать не каждый день. Молнию ночью, на полуотрытом от облаков небе, при свете луны и подавно днем с огнем не сыщешь. Но тем не менее, удача иногда улыбается нам и мы оказываемся в нужном месте в нужное время, в этот момент мы должны быть на 110% готовы, т.к. следующего случая можно ждать очень долго.
Первым делом, если вам повезло, оцените “территорию” на которой сверкают молнии, чаще всего это один определенный участок, вот он то нам и нужен. Фотографировать лучше на широкий угол, нет смысла от телевика, т.к. на 200мм вы будете искать молнию на небесных просторах, как иголку в стоге сена.
Однозначно нам нужен упор, это не обязательно должен быть штатив, можно присобачить камеру куда угодно, главное чтобы она надежно стояла и не шевелилась, если не лень, можно даже её придерживать/прижимать, только не переусердствуйте. Теперь придерживаемся двух способов.
Способ #1 (периодичность между молниями 30сек и больше):
- переходим в режим М (ручной режим), выставляем выдержку на значение BULB
- значение диафрагменного числа в пределах f/7-f/11
- ISO минимальное или около того, ISO100-400
- если есть пульт задача облегчается, если нет, нажимаем на кнопку стараемся не двигать камеру (это возможно), ждем 1-2 минуты отпускаем, смотрим что поймали и делаем все заново
У вас должно получиться много четких молний и смазаные по краям облака, т.к. в отличии от вас они движутся.
Способ #2 (молнии сверкают одна за другой):
- идем в режим S (приоритет выдержки), ставим нашу выдержку на значение 5-15 сек (в зависимости от интенсивности молний, иногда и до 30 секунд нужно поднимать)
- если вы фотографируете с выдержкой 5-15 сек, ISO скорее всего вам придется поднять до 1600-3200 в противном случае рискуете получить чёрное небо, смотрите по ситуации
- фотографируем с периодичностью вашей выдержки, при этом не забываем смотреть что получается, возможно нужно будет что-то подправить, то ли выдержку, то ли ISO
- на некоторых фотиках, к примеру D750, есть функция непрерывной съемки, так что можно настроить все и пойти покурить, пока ваш фотик будет ловить молнии – очень удобно
В результате вы получите одну две молнии в кадре и не смазанные облака/звезды.
Если вы внимательно читали, то наверняка уже догадались каким способом какая фотография была сделана. И помните, фотографирование молнии довольно не стандартно, поэтому не исключено что у вас будет свой подход к делу, лучше чем у меня, я же описал наиболее удобные способы.
Любителям делать видео с фотографий посвящается:
Да ниспошлет вам Зевс гром и молнию!
Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.
Фотосъемка грозы
В нашей сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о грозе. А точнее даже не о самой грозе, а о том, как ее фотографировать. Ведь наш сайт – о фотографии!
Гроза — это удивительное, красивое, но, в то же время и достаточно грозное явление природы. Но фотографировать это буйство стихии не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для такой съемки вам даже не потребуется никакой специальной сложной аппаратуры, никаких дополнительных источников света. Из всех фотографических аксессуаров вам будет нужны разве что штатив, да какой-нибудь защитный чехол для фотокамеры.
Расположение фотографа и его безопасность
Первым делом нужно определиться с композицией будущего снимка. Для того, чтобы показать на фотографии масштаб бушующей стихии, рекомендуем включить в кадр несколько зданий или деревьев, каких-нибудь других крупных объектов. Хорошо, если какой-то объект будет на переднем плане вашего снимка. Ну, например ветка дерева или что-то тому подобное. Такая деталь очень украсит фотографию.
Как мы уже сказали, да это и без того известно, гроза — это очень опасное явление природы. Поэтому при съемке грозы нужно быть очень и очень осторожным, держаться как можно дальше код опасности. Фотографии, которые вы видите на этой страничке, сделаны из окна обыкновенной городской квартиры. Гроза бушевала довольно далеко этого места, где находился фотограф. Естественно, в такой ситуации он был в безопасности. Если же гроза проходит довольно близко от вас, от окна лучше будет всё-таки отойти подальше. Были случаи, когда молния ударяла в людей, стоящих в грозу у окон высоких многоэтажных домов.
Если же вы решили фотографировать грозу находясь на улице, то не забывайте про общепринятые правила собственной безопасности в таких условиях. Ни в коем случае не подходите к одиноко стоящему дереву и не выходите на большие открытые пространства, например, в поле или на широкую городскую площадь. Если есть такая возможность, фотографируйте из автомобиля. Некоторые опытные фотографы, специализирующиеся на подобного рода съемках, любят фотографировать грозу из под специально устроенного навеса. В таком случае и фотограф бывает защищен от стихии, и фотокамера не пострадает от обычно сопровождающих грозу ливней.
Перед тем, как отправиться на съемку грозы, рекомендуем поинтересоваться прогнозом погоды. И вообще этот вопрос нужно держать на постоянном контроле, так как гроза может сопровождаться бурями, смерчами, ураганами и прочими еще более опасными для человека явлениями природы. Быть в курсе изменений погодных условий вам поможет мобильный телефон, в котором установлена специальная программа, информирующая вас об изменении погоды.
Оборудование, которое вам потребуется
Первым делом нужно сказать о штативе. Без штатива хороший снимок грозы сделать практически невозможно. Штатив должен быть надежным и устойчивым. Хорошо, если у вас есть пульт дистанционного управления фотоаппаратом. Он необходим для того, чтобы полностью исключить вибрацию фотокамеры при съемке. Но, тем не менее, и без подобного пульта вполне возможно обойтись, тем более что стоят они довольно недешево. Просто поставьте фотокамеру на таймер, или, как еще называют эту функцию, автоспуск. Эта функция позволяет спускать затвор через несколько секунд после того, как вы нажмете на спусковую кнопку фотоаппарата.
Защита фотокамеры
О том, что грозу обычно сопровождает дождь и даже ливень, напоминать нет никакой необходимости. Стало быть, совсем нелишне будет позаботиться о защите вашей фотокамеры от влаги. В продаже сегодня можно найти множество средств защиты фотоаппаратов от дождя. Но мы хотим порекомендовать вам защитный чехол Kata E-702 PL, который подходит практически к любому фотоаппарату.
Настройка фотоаппарата
Значение ISO при фотографировании грозы излишне завышать нет никакой необходимости. Зачем нам цифровой шум? Снимать-то вы все равно будете на длинных выдержках и со штатива или другого упора (кстати, если у вас нет штатива, фотокамеру можно просто поставить на подоконник). Например, при выдержке 15 секунд и диафрагме 10 или 11 вполне приемлемым значением ISO будет 320 единиц. Для того, чтобы фонари уличного освещения, фары автомобилей и другие точечные источники света дали на снимке эффект звезд, отверстие диафрагмы можно еще немного уменьшить.
Молния сама по себе является очень мощным источником света, так что увеличивать значение ISO, как мы уже сказали, не имеет никакого смысла.
Какой вам потребуется объектив
Для того, чтобы сфотографировать грозу, так же как и для съемки пейзажа, очень хорошо подходят широкоугольные объективы. Такие объективы позволяют захватить в границы кадра достаточно большое пространство, что нам, собственно, и нужно для того, чтобы показать грозу в её полной красе. В качестве примера таких объективов хорошего качества можно привести 14-24 Nikon или 16-35 Canon.
Несколько полезных советов
Разряды молнии очень коротки, они длятся всего лишь доли секунды. Как только вы увидели молнию в какой-нибудь стороне неба, ставьте аппарат на штатив и направляйте его именно в эту сторону. Скорее всего, что следующий удар молнии будет именно там. Продумайте композицию, включите в кадр всё, что вам хочется, и начинайте фотографировать. Фотографируйте непрерывно, не дожидаясь очередного разряда. Все равно вы его не поймаете. А при съемке на длинных выдержках молния сама собой «сфотографируется», оставит свое изображение на светоприемнике вашего фотоаппарата. В некоторых случаях в одном кадре может оказаться сразу несколько молний – ведь в течение 15-20 секунд может произойти до десятка разрядов! При фотографировании грозы и молний главное условие успеха – это терпение фотографа.
Попробуйте поснимать ближайшую грозу! Уверяем вас, вы получите от этого процесса истинное удовольствие. Всё у вас должно получиться. Тем более, что уже май, совсем скоро лето – пора гроз. Успехов вам!
Как снимать молнии? Часть 1
20 июня 2004 года. Молния рассекает огненно-красное небо во время сильной грозы на закате в западном Канзасе. Необычный цвет был вызван частицами пыли в воздухе, которые часто появляются в условиях засухи и сильных ветров.
«Прежде чем начать отвечать на вопросы, я хочу заострить внимание ваших читателей на одном важном моменте: молния — это одно из самых опасных природных явлений. Лично у меня было несколько опасных ситуаций. Вы должны навсегда запомнить: если вы слышите гром, в вас может попасть молния. Вы можете снизить риск, снимая из автомобиля, из окна дома, или же установить штатив вне помещения и воспользоваться пультом удаленного управления. В любом случае, прежде чем начать снимать молнии, найдите и внимательно ознакомьтесь с правилами поведения в грозу.
16 июня 2005 года. Молнии-«гусеницы» сверкают в ночном небе над северо-центральной Оклахомой. Nikon D2X, 1.4 сек, f/5.6. ISO 250, AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED, штатив, пульт дистанционного управления Nikon MC-20, аппаратура установлена на пассажирском сидении движущегося автомобиля.
— К какому результату вы стремитесь, снимая грозу?
— Прежде всего, моя задача — сделать фото с молниями настолько ярким, насколько это только возможно. При выборе кадра это помогает сосредоточиться на предмете съёмки, а также придумывать творческие ходы, например, снимать в разное время дня, при различной температуре, поработать с цветом, — попробовать поймать красный закат или сиреневые сумерки.
Фотографии молнии, снятые с тщательной подготовкой, в том числе, при использовании правильной экспозиции, скорее всего, будут производить сильное впечатление. Люди будут смотреть на вашу фотографию и говорить: «Ничего себе, где вы такое нашли?». Когда дело доходит до молний, существует огромное количество вариантов творческой, необычной съёмки. Что за объектив вы используете? Вы сосредоточили внимание на одной молнии, или используете широкоугольный объектив для съёмки всей картины целиком?
14 июня 2009 года. Молния освещает грозовые облака изнутри. Гроза проходит рядом с Энтони, штата Канзас. Nikon D3X, 1/2 сек, f.2.8, 640 ISO, объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, штатив, вспышка с кабелем удаленного управления.
— Какие ваши любимые объективы?
— Я использую несколько разных объективов. Мой фаворит — AF-S NIKKOR 24-70 мм f/2.8G ED, но иногда я использую длиннофокусный объектив, например, AF-S NIKKOR 70-200 мм f/2.8G ED VR II для увеличения картинки и создания того, что я называю «снимок из иллюминатора самолёта». Ещё один мой любимчик — AF-S NIKKOR 14-24 мм f/2.8G ED. Как научится фотографировать молнии? Есть много фотографов, которые специализируются на этом, а также специальные сайты, посвящённые съёмкам молний, с советами и конкретными примерами. Иногда я пишу об этом статьи для журналов и газет. Я также дал несколько советов по съёмке молний для книги «Ночная съёмка и фотографирование при низкой освещённости», написанной Джилл Уотерман.
Вспышка молнии «облако-земля» при грозе в восточном Колорадо. Nikon D3S, 1/60, f/5, ISO 250, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED f/2.8, штатив, вспышка с кабелем удаленного управления.
— Можно ли подразделить молнии на типы?
— По моему опыту, есть четыре сильно отличающихся способа классифицировать молнии: тип, интенсивность (или температура), рисунок (или форма) и цвет.
ТИП: Облако-земля, облако-облако (иногда называемые гусеницами), и молнии внутри облака. Вот три типа, которые возникают чаще всего.
ИНТЕНСИВНОСТЬ (или температура): Интенсивность молнии особенно важна для фотографии. Чем ярче молния, тем проще её снять. Главное — установить соответствующие настройки, от экспозиции до ISO. Прежде чем начать снимать грозу, я изучаю её в течение нескольких минут. Как часто сверкает молния? Выходят ли наиболее яркими каждая четвертая или пятая молния? Хочу ли я настроить экспозицию для получения более яркого снимка? Помните, что молнии не бывают одинаковыми, так что придётся воспользоваться теми параметрами, которые вы настроите заранее.
СХЕМА (или форма): Один из моих любимых целей в съёмках молний – фотография одной единственной, очень яркой молнии, от облака до земли. Мне нравится суровая простота подобной молнии. При попытке создать прекрасный художественный образ, это работает лучше всего, на мой взгляд. Но снимки сразу нескольких молний, их зигзагов, или молний, разветвляющихся в самых разных направлениях, также очень популярны среди моих клиентов. Иногда удаётся заснять молнию, ударяющую в небо из телебашни. Этот эффект известен как обратная молния.
5 июня 2004 года. Молния бьет в землю в сильную грозу на закате возле Медицин Лодж в штате Канзас. В эту грозу также выпадал град размером с мячи для бейсбола. Штатив, пульт дистанционного управления Nikon MC-20.
ЦВЕТ: Молнии могут быть различного цвета. Наиболее распространённый цвет – белый, но молнии могут быть также красными, жёлтыми, зелёными, синими или даже фиолетовыми. Оттенок обычно зависит от состава воздуха, химических веществ и примесей в атмосфере, а также от температуры молнии. Оранжевые или красные могут сверкать, если в воздухе содержится большая концентрация пыли или загрязнений. Град может окрасить молнию в пурпурный цвет, а иногда даже в синий. Городское освещение также может влиять на цвет молнии, придав ей голубовато-зелёный оттенок. Разнообразие цветов, конечно, добавляет интереса к съёмке.
Время съёмки молний также может повлиять на её цвет. Это то, что я особенно люблю в данном процессе. Я снимаю их так давно, что теперь уже при взгляде на небо, могу рассказать, чего следует ожидать.
7 июня 1995 года. Молнии «облако-земля» и «облако-облако» сверкают одновременно во время сильнейшей грозы над Южным и Центральным Канзасом. Nikon N90, 1,5 сек, f/4.8, ISO 400, Fuji Provia 100, штатив, пульт дистанционного управления Nikon MC-20.
А вы снимаете молнии? Если да, делитесь результатами в комментариях.
Как снять молнию: особенности съемки
При наблюдении ночной грозы всегда захватывает дух. Раскаты грома, сначала первые робкие вспышки, а затем мощный столб электричества раскалывает небо надвое. А задумывались ли вы над тем, как сделать качественный снимок молнии? Какие нюансы следует помнить при съемке молний? Какие должны быть настройки вашей камеры для этого режима съемки?
Природная стихия всегда вызывала в человеке определенный трепет и уважение. Мощь и сила грозы как раз относится именно к этим явлениями. Но как максимально точно запечатлеть вспышку молнии на фотографии? Ведь молнии появляются время от времени и простое срабатывание затвора вам здесь не поможет.
Фиксация
В первую очередь позаботьтесь о надежной фиксации камеры. Будет ли это штатив или вы выберете другой вид фиксации, решать вам. Но помните, что вы будете работать со сверхдлинными выдержками, и любое смещение камеры может привести к потере драгоценного кадра. А следующую молнию вы в этот раз уже можете не дождаться.
Выдержка
Для съемки молний вы будете использовать сверхдлинные выдержки, около 30 секунд. Если вам повезло и в течение этого времени сверкнет молния, то она четко прорисуется в кадре, а в остальное время выступят силуэты ночной пейзажа. Часто бывает, что за время выдержки в кадре могут появиться несколько молний, что лишь усилит эффект грозы. Работа со столь длинными выдержками подразумевает использование пульта дистанционного управления, который поможет вам избежать ненужных смещений камеры, которые может вызвать ручной спуск затвора.
Диафрагма
Что касается уровня диафрагмы, который необходимо использовать при съемке молний, то здесь вам предстоит попрактиковаться самостоятельно. Однако как максимальные, так и минимальные диафрагмы вам вряд ли подойдут. Потому следует пользоваться средними значениями f/8-f/11, которые также нужно проверить на практике.
Светочувствительность
Уровень светочувствительности завышать не стоит, несмотря на то, что за окном ночь или дождь. Во время вспышки молнии матрица получит достаточно света для качественной экспозиции, потому следует остановиться на значениях ISO 100-200.
Также стоит помнить о том, что дополнительные интересные элементы в кадре лишь оживят вашу композицию. Часто в кадр вводят дополнительные источники света, например городские огни. От использования автофокусировки желательно отказаться, так камера будет постоянно искать объект фокусировки и в момент вспышки попросту не успеет справиться со своей задачей. Потому используйте ручной режим.
Формат съемки
Снимать желательно в формате RAW, поскольку в ночной съемке проблематично оптимально выставить нужный баланс белого и экспозицию. Зато потом к вашим услугам различные RAW-конвертеры и редакторы.
Техническая сторона съемки молний приобрела более осмысленный вид. Но как быть с практической стороной съемки?
Позиция для съемки грозы
Безусловно, можно вести съемку из окна или с балкона квартиры. Это является наиболее безопасным способом съемки молний. Но наиболее яркие и сочные снимки вы получите при съемке «в поле». В этом случае вам нужно позаботиться о надежной защите аппаратуры, непромокаемой одежде и надежном штативе, который не поддастся порыву ветра. Однако стоит помнить и о правилах безопасности при работе в грозу. Нахождение на открытой местности во время приближении грозы чревато тем, что молния может выбрать именно вас в качестве мишени. Потому даже если вы наблюдаете лишь вспышки вдалеке, постарайтесь переместиться в более надежную позицию.
Съемка грозы является довольно кропотливым занятием, которое требует от фотографа выдержки и удачи. Ведь молнии появляются на небе с неравномерными промежутками, а потому запаситесь терпением.