Режимы настройки экспозиции, ГРИП, резкость
Режимы настройки экспозиции, ГРИП, резкость
1. Режимы экспозиции
Какие существуют режимы настроек экспозиции.
M – ручная настройка выдержки и диафрагмы.
A (Av) – фотографу предоставляется возможность самостоятельно установить значение диафрагмы, а выдержку камера подбирает самостоятельно. Для памятки: большое значение диафрагмы размывает фон и увеличивает расстояние для съемки со вспышкой, при том, как малое значение диафрагмы увеличивает глубину резкости.
S (Tv) – камера автоматически подбирает значение диафрагмы. а фотограф настраивает выдержку. Для памятки: маленькие выдержки позволяют делать снимки с застывшим движением, а длинные наоборот, позволяют размыть его.
P – камера автоматически устанавливает значения выдержки и диафрагмы, а фотографу доступны прочие настройки (баланс белого, ISO, режим экспозамера и прочие).
2. ГРИП — глубина резкости или глубина резко изображаемого пространства. Это расстояние между ближайшей и дальней границами того пространства, которое измеряется вдоль оптической оси, находясь в пределах которого снимаемый объект находится в фокусе. Максимальное ГРИП позволяет добиться большей четкости, как на переднем, так и на заднем плане. Это чаще применяется в репортажной съемке. Съемка портретов обычно требует малого значения ГРИПП для размытия фона.
3. Резкость — это четкость границ между участками снимка с разным уровнем плотности почернения.
4. Матрица или светочувствительная матрица — специальная аналоговая либо цифро-аналоговая микросхема, которая состоит из элементов чувствительных к свету — фотодиодов.
Назначением матрицы является преобразование спроецированного на неё оптического изображения в сигнал, приемлемый для сохранения полученных данных.
5. Матрица. Физический размер.
Размер матрицы определяется по диагонали и измеряется в долях дюйма, к примеру: 4/3″, 1/1,8″. Традиция такого измерения пошла от замеров диаметра передающих телевизионных трубок. Значение размера часто называют дюймы видикона.
Больший размер матрицы дает большее соотношение сигнал-шум при установленной чувствительности.
Законами геометрической оптики задана зависимость ГРИП от размера матрицы. Для эксперимента сделаем три снимка тремя фотоаппаратами, матрицы которых имеют различный физический размер одинаковую сцену с одного ракурса и с одинаковым значением диафрагмы. Рассматривание полученных файлов на компьютере покажет, что ГРИП на фотоаппарате с наименьшей матрицей, будет наибольший (большое количество предметов в кадре будет запечатлено с большой резкостью). Фотоаппарат с самой большой матрицей продемонстрирует наименьшую ГРИП (те предметы, которые находятся вне зоны резкости будут размыты).
Фотоблог 365
1 января 2017 г.
3 простых способа повлиять на глубину резкости
Если ваша цель сделать на фотографии размытый фон или получить резкость от края до края, то нужно уметь управлять глубиной резко изображаемого пространства.
Альфонсо С. показал при простых пути для управления глубиной резкости.
Как известно, изменение диафрагмы самый простой способ повлиять на степень размытия и размеры зоны резкости в фотографии. Однако есть и другие способы.
Чтобы быть точным, есть три основных способа, с помощью которых можно повлиять на глубину резко изображаемого пространства. Зная их можно более легко контролировать глубину резкости и делать снимки с меньшим количеством ненужной суеты.
1. Изменение диафрагмы
Наиболее известный способ контроля степени размытия в кадре, это изменений диафрагмы. Чем более широко открыта диафрагма, тем больше света попадает в камеру во время экспозиции кадра.
Увеличенный поток света делает процесс более легким, можно установить более короткую выдержку, когда доступно много света. Чем больше отверстие диафрагмы, тем изображение будет менее четким по оси Z в трехмерном пространстве. То есть более размытым сзади и спереди.
Вот почему когда установлено большое значение диафрагмы в зоне резкости будет очень маленькая область.
Если закрывать диафрагму (уменьшать размер отверстия), то глубина резкости будет увеличиваться, делая все большую область кадра резкой. Это происходит из-за того, что более маленькое отверстие диафрагмы пропускает меньше света, создавая тем самым более четкое изображение.
Например при диафрагме f/16 резкость будет практически одинаковая от переднего до заднего плана. Такой подход идеально подходит для широкоугольной фотографии или, например, для пейзажей, когда целью снимка является полная четкость всего кадра.
Если начать менять диафрагму при разных фокусных расстояниях, то можно заметить кое-что странное.
Например значения до f/5.6 не дадут слишком размытого фона при использовании широкоугольного объектива. А с телеобъективом 200mm даже с f/16 не получится сделать максимально резкими все объекты в кадре.
Это означает, что есть второй способ повлиять на глубину резкости.
2. Изменение фокусного расстояния
Когда пользуешься объективом со средними значением фокусного расстояния (около 50 миллиметров), то значение диафрагмы будет оказывать умеренное влияние на глубину резкости.
Если же брать объективы с большим диапазоном различий в фокусных расстояниях, то можно обнаружить, что изменение диафрагмы влияет на размытие в меньшей степени.
Если использовать длиннофокусный телеобъектив, то даже самое маленькое значение диафрагмы не позволит сделать резкими одновременно передний и задний план. И наоборот, сильный широкоугольник, какой-нибудь «рыбий глаз» сделает практически недостижимым получение малой глубины резкости.
Причиной этого является оптика. Телеобъектив «сжимает» внутри кадра всё что попадает в поле зрения. Это само по себе создает малую глубину резкости.
Широкоугольные объектив напротив создают более широкую глубину резкости, увеличивая видимость объекта в пределах оси Z.
В действительности, объектив не влияет на само изображение, просто он показывает определенный угол из всего доступного пространства, и чем этот угол меньше, тем более близкими в нем кажутся объекты расположенные на разном расстоянии. То есть более дальние объекты «увеличиваются» намного сильнее, чем более близкие, из-за компенсации этого увеличения изображение становится более размытым, если не фокусироваться специально на него.
Эти оптические эффекты работают из-за взаимодействия между объектами благодаря расстоянию по оси Z. Любое изменение в расстоянии по этой оси будет влиять на глубину резкости.
Это приводит нас к третьему способу повлиять на глубину резкости.
3. Изменение дистанции между объектами и камерой
Поместите человека на расстоянии полуметра от стены. Попробуйте создать небольшую глубину резкости, чтобы он был в фокусе, а стена размыта. Вероятно, это окажется весьма сложным.
Конечно, можно использовать длиннофокусный объектив и снимать с расстояния в метр с большим увеличением. Получается, что очень сильное увеличение и съемка с очень близкого расстояния будет единственным эффективным способом сделать размытие фона. Однако в этом случае получается по-настоящему крупный план, в котором будет, например, одно ухо.
Можно будет использовать чрезвычайно большую диафрагму f/1.8, но резкость будет очень сильно падать, и четким окажется только глаз человека, а нос и уши будут сильно размыты.
Чтобы всего этого избежать, нужно переместить человека подальше от стены. В полутора-двух метрах от нее все изменится.
Расстояние от человека до стены по оси Z будет существенно увеличено. Это дополнительное пространство намного проще поможет создать размытый фон без чрезмерно крупного плана или крайне сильного размытия деталей объекта съемки.
Вы можете изменить расстояние по оси Z:
- перемещая объекты ближе или дальше от фона к переднему плану:
- перемещая камеру ближе или дальше от объекта.
В зависимости от того, какое фокусное расстояние у объектива, можно увеличивать или уменьшать масштаб объектов в кадре, чтобы оказывать влияние на глубину резкости.
Три разных способа, которые работают вместе
Все три способа влияют на глубину резкости по одной схеме, они воздействуют на восприятие оси Z. Вместо того, чтобы воспринимать каждый из этих способов по отдельности, думайте как они работают вместе.
Часто при использовании телеобъектива для получения более узкой глубины резко изображаемого пространства, вам также придется менять дистанцию между объектами.
Всегда думайте о последствиях влияния размера диафрагмы на изображение. Очень легко забыть, что большая диафрагма создает очень маленькую глубину резкости. Скорее всего, предспросмотр на небольшом экране камеры не покажет с достаточной очевидностью полученный результат. Только когда уже слишком поздно, при просмотре на большом экране, станет понятно, что не все объекты оказались в зоне резкости.
Вот почему рекомендуется всегда делать несколько снимков с разным значением диафрагмы, когда вы нашли идеальный кадр. Это добавит уверенности и обезопасит вас, если первоначальный выбор диафрагмы окажется не слишком подходящим.
Настройка камеры Xiaomi — улучшаем качество фото
Многие пользователи Xiaomi жалуются на то, что фотографии и видео недостаточно хорошего качества. Но надо просто тщательнее поработать с настройками и настроить их под себя.
В большинстве случаев достаточно просто скачать приложение Google Camera, разработанное специально для Google Pixel и Nexus. Качество фото станет лучше в разы.
Настройка качества фотографий
Первое, с чего стоит начать, это выставить качество камеры на максимум, зайдя в приложения и нажав кнопку «Камера».
Настройку качества фотографий осуществляют следующим образом:
- Качество фото выбираем «высокое». Сжатие снимка при сохранении, будет уменьшено, детали фото будут более качественными.
- Формат кадра выбирают по желанию. 4:3 — стандартный размер применяет матрицу полностью для создания кадра. Широкоформатный кадр 16:9 исключает нижнюю и верхнюю части матрицы, и соответственно уменьшается размер фото. Они идеально подходят под разрешение смартфонов и занимают меньше места.
- Уровень резкости выставляют «низкий» или «самый низкий», так как с этими параметрами у снимков будет естественное и хорошее качество.
- Уровень контрастности — «нормальный».
- Режим экспозиции — «усредненный». Он равномерно распределяет яркость по экрану.
- Четкость и насыщенность — соответственно высокая и средняя.
Выбранные настройки улучшают качество получаемых снимков. Но в разных моментах параметры иногда придется изменять. Например, использование вспышки крайне необходимо в темное время суток, но при ярком солнце она не нужна.
Параметры настроек
Настройка камеры на смартфонах Xiaomi несложная, но важно сделать все правильно. Неплохо будет ознакомиться с базовыми элементами профессиональной съемки, чтобы получать качественные фото и видео.
Апертура
Апертурная диафрагма или отверстие, через которое проходит свет к датчику. Она одна из важнейших показателей камеры. От диафрагмы зависит качество снимков, при слабом освещении. Принцип работы похож на работу зрачка при изменении освещения.
Чем окно апертуры шире, тем больше сфокусируется света, что важно для хорошего снимка.
Значение апертуры выражается f/Х, показатели могут быть следующими: f/16, f/8, f/4, f/2. Разобраться здесь просто: чем меньше число, стоящее после дроби f/, тем больше диафрагма и шире отверстие объектива. Это значит, что камера светочувствительная и захватывает много света.
Появляется возможность улучшить съемку — при слабом освещении делать качественные фотографии.
Производители смартфонов предлагают модели со сдвоенной основной камерой разных диафрагм. Один кадр получается на двух разных камерах, и сопоставляется. В результате снимок становится четче и контрастней.
Выдержка
Выдержка – задержка при срабатывании затвора, представляет собой одну из трех элементов экспозиции и дает любителям фотографировать много дополнительных возможностей.
Это небольшой отрывок времени, за который поток света попадает на матрицу, буквально доли секунд.
- уменьшение выдержки затвора применяют, когда в кадре идет движение и необходимо добавлять четкости и резкости в деталях, убирают размытость;
- увеличение времени на обычную съемку, дает большее количество светового потока камере, увеличивается экспозиция, и снимки становятся качественней.
Так как выдержка представляет собой определенный интервал времени, то и определяют ее в единицах времени – секундах, долях секунд. Изменение этого показателя полностью зависит от степени освещения на месте съемки.
Режим экспозиции
Термином экспозиция обозначают два важных момента – насколько светлой или темной окажется фотография. Она зависит от выдержки и значений диафрагмы. Экспозиция в фото это соединение скорости срабатывания затвора, степени закрытости линз объектива диафрагмой и уровня
Светосилу регулируют цифровым методом, это когда некоторые участки в матрице меняются в зависимости от избираемой экспозиции.
Настройка камеры может регулироваться самостоятельно пользователем, путем установки в системе экспозиции.
Баланс белого
Эта функция нужна для управления искажений баланса в цветах, возникающих при различных источниках освещения:
- дневном солнечном свете, или в пасмурную погоду;
- искусственном освещении, от лампы накаливания, галогенной, или люминесцентной;
- вечернем естественном свете, или ночью, ранним утром.
При разном освещении цвета искажаются, а для настройки естественных показателей, проще всего ориентироваться на белый цвет. Таким образом, баланс белого цвета является эталоном для настройки. По нему настраивают камеру для верного отображения цветовой гаммы при съемке.
Обычно, по умолчанию в смартфоне выставлен режим «авто», но в зависимости от места и времени, нужно самому регулировать баланс белого. Необходимость улучшить картинку, будет легко заметна в кадре, когда белые объекты будут в другом цвете, например, желтом.
Разрешение камеры
Разбираясь подробно как улучшить камеру, требуется правильно отрегулировать разрешение камеры.
Чем больше разрешение на камере, тем лучше по качеству будут снимки и видео. Улучшить параметры легко, достаточно выставить размеры кадров:
- полный формат — при соотношении сторон 4:3, получается максимальное разрешение;
- усеченный формат со сторонами 16:9 — разрешение меньше, т.к. обрезано сверху и с низу.
Регулировать параметры разрешения следует:
- если нужно получить детализацию отдельных фрагментов фото;
- если есть желание просмотреть фотографии и видео 16:9 на широкоформатном ТВ.
Фокусировка
Она отвечает за:
- перемену расстояния до объекта съемки;
- изменение контраста и четкости.
Фокусировка всегда по умолчанию активная, отключить ее нельзя. Возможно, только выбрать режим – непрерывный или по касанию, и тем самым, улучшить качество съемки.
Непрерывная фокусировка может оказаться недостаточной при работе с движущимися объектами, особенно, если они темные на темном фоне.
Автоматике будет сложно сфокусироваться. В данном случае выбирают второй режим. Камеру redmi наводят на объект, производят касание пальцем дисплея. Затем совершают съемку, не отрывая пальца от экрана.
Одной из трех основных настроек камеры является светочувствительность — ISO. Она регулирует и управляет яркостью, затемняет или осветляет фотографии. По мере роста ISO, снимок будет становиться ярче. Диапазон этого показателя большой — от 100 и до 3000 и более единиц. Чем выше показатель, тем больше яркость снимка.
Если в солнечный день будет установлено максимум ISO, то фото будет неудачным – размытым. Снимок приобретет засвеченный вид. А в неясную погоду или в вечернее время суток, увеличив данный показатель, можно добиться нужной концентрации света и получить качественный снимок.
Рекомендуется увеличивать ISO только в те моменты, когда невозможно осветлить фотографию с помощью диафрагмы или выдержки. Производители предлагают придерживаться низких показателей ISO.
Чем больше света в момент совершения снимка вокруг, тем меньше надо выставлять единиц ISO в настройках и наоборот.
Стабилизация изображения
Об этом нюансе хорошо известно профессионалам, а обычные люди не всегда в курсе. Часто при съемке фото и видео у человека могут дрожать руки, совершенно незаметно, даже для него самого. Но чувствительная аппаратура это улавливает. Также и снимаемые объекты находятся в непрерывном движении. В результате вместо снимков получается мусор.
В этом случае крайне необходим стабилизатор камеры, чтобы:
- сделать устойчивой камеру;
- уменьшить изменения оптической оси;
- стабилизировать все в комплексе.
За счет включенной функции гасятся резкие колебания, и уменьшается количество нечетких снимков.
Это приложение должно быть в смартфоне, хотя может быть неактивным. Необходимо его включить.
- Оптической, работающей за счет компенсирующей линзы.
- Цифровой, здесь улучшение изображения получают за счет свободных пикселей матрицы.
Настройка качества видео
Качество видео зависит от разрешения, в котором оно будет записано. Для настройки зайдите в «Режимы», затем «Открыть настройки», далее сделайте следующие шаги:
- В функции «Качество видео» выбирают один из предложенных вариантов. Самым приемлемым из них считается Full HD. Хотя для замедленного режима подойдет и HD. Пользователь должен помнить, что высокое качество съемки увеличивает объем (битрейт) занимаемого файла видео на мобильном телефоне.
- В «Режиме фокусировки» выбирают «Прикосновение» — он также оптимальный. Можно выбрать режим непрерывной фокусировки – CAF.
Придерживайтесь проверенных советов от профессионалов:
- для просмотра на ТВ, ноутбуке, компьютере, снимайте видео в горизонтальном положении;
- держите смартфон ровно и двумя руками, чтобы вибрация и дрожание были минимальны, хорошая стабилизации значительно повышает качество видео;
- камеру передвигайте мягко, не дергая резко от одного объекта к другому;
- при плохом освещении попросите кого-нибудь подсветить объект съемки фонариком или дополнительной вспышкой.
Форматы фото- и видео-съемки
В настройках разных моделей этот параметр прописывается по-разному, к примеру, как один из вариантов — «качество».
Современные модели смартфонов обладают двумя и более камерами, что позволяет использовать множество форматов съемки. Наиболее популярен «Портретный режим» с эффектом «боке» – который позволяет сделать размытие заднего фона.
Выбирать режим по личному предпочтению, или исходя из особенностей съемки. Для видео рекомендуется — Full HD, т.к. в 4K обычно запись с низкой частотой кадров.
Высокое разрешение при съемке, дает максимальную четкость картинки, особенно если просматривать снятое на широком экране, и чем больше размер экрана, тем большее разрешение потребуется для съемки.
Экспозиция. Режимы замера эскпозиции
О том, с чего надо начать, чтобы правильно научиться профессионально фотографировать зеркалкой, мы начали говорить в более раней статье.
И так, экспозиция — это количество света, которое попадает на светочувствительную плоскость. Количество света — как протекающая жидкость через горлышко бутылки, на нее влияет диаметр горлышка и время. Разница потока воды от экспозиции в том, что скорость света — константа, что делает жизнь легче. Измерение количества света для вычисления нужной экспозиции связано и с параметрами фотокамеры. Но не это важно. Количество света, идущего от области съемки и попадающего через оптику камеры на матрицу, зависит от уровня общей освещенности, свойств снимаемого объекта и может изменяться в очень широком диапазоне. Это связано с тем , что для получения требуемого изображения на фотоносителе он должен получить определенное количество света (для каждого значения чувствительности ISO, плюс-минус некоторое отклонение).
РЕЖИМЫ ЗАМЕРА ЭКСПОЗИЦИИ
В этой статье пойдет речь о настройке экспозиции цифрового зеркального фотоаппарата. О том, как работают режимы замера экспозиции фотоаппарата: матричный, центрально-взвешенный, частичный и точечный.
Как вы, наверное, уже знаете, фотоаппарат сам узнает, какую экспозицию выставлять. Разумеется, мы говорим об автоматических и полуавтоматических режимах. Скажу больше, и в ручном режиме он тоже знает об этом!
В фотоаппарат для этой цели встроили специальный прибор, который и меряет экспозицию. Замеры проводятся, как вы догадываетесь, по свету, который попадает в фотоаппарат через объектив. Я даже сразу скажу вам, как он называется. Это экспонометр. Простыми словами: он замеряет насколько светло перед объективом. (Об экспозиции мы говорили раньше).
Как он замеряет? У экспонометра есть свое понимание того, что значит «достаточная освещенность». В полуавтоматических и автоматических режимах он устанавливает выдержку и диафрагму такими, чтобы получившееся количество света удовлетворяло его «чувство прекрасного». То есть равнялось тому, которое он считает идеальным.
В отличие от человеческого «чувства прекрасного», «чувство прекрасного» фотоаппарата вполне можно измерять. Когда все в порядке, датчик экспонометра показывает 0. Если становится темнее — значение уходит в отрицательные области (-1, -2…). Если же становится слишком светло, то, соответственно, в положительные (+1, +2, +3).
Когда вы снимаете в ручном режиме (М), вы сами настраиваете выдержку и диафрагму. При этом фотоаппарат (в видоискателе или на экране) продолжает навязывать вам свое мнение. То есть, вы всегда можете увидеть измеренную фотоаппаратом освещенность и на основе нее уже в ручном режиме выставить выдержку и диафрагму и получить нужную вам экспозицию (совсем не обязательно с первого раза).
Описанный выше метод съемки в ручном режиме можно назвать классическим. Сегодня же большинство высокотехничных молодых фотографов предпочитают фотографировать способом «try&buy». Основное условия для этого — чтобы было время настраивать фотоаппарат. Они делают тестовый кадр, смотрят на полученный результат на экране фотоаппарата и уже на основе увиденного делают соответствующие выводы. Например, если слишком светло, то уменьшают выдержку (к примеру, если она была 1/400 секунды, делают 1/800). Если слишком темно, то увеличивают ее (к примеру, если выдержка была 1 секунда, делают 2 секунды).
Получается, что когда вы снимаете в полуавтоматических или автоматических режимах вы зависите только от фотоаппарата? Конечно же, нет. Мы можем повлиять на «чувство прекрасного» цифрового фотоаппарата двумя способами.
Первый самый простой и очевидный способ.
Просто делать получающиеся фотографии или чуть темнее, или чуть светлее. То есть, например, вы сделали кадр и увидели, что фотографии вышли немного пересвеченными. Снимать в ручном режиме у вас нет ни времени, ни желания. Вы просто понижаете экспозицию, и получаемые фотографии будут уже темнее.
Второй способ заключается в том, что вы явно указываете фотоаппарату, где измерять освещенность. Для этого существует такой инструмент как режим замера экспозиции. Мы рассмотрим четыре самых распространенных режима. Принципиальное их отличие друг от друга заключается в размере площади, где будет происходить замер.
1. Матричный (оценочный) замер.
Замер происходит по всей площади кадра.
Ненужные простому человеку тонкости: при замере кадр делится на некое количество зон. Все зоны оценивают свое значение экспозиции (темно/светло) и потом отправляют эти данные в некий «центр управления полетами» в фотоаппарате. А уже «центр» на основе полученных данных принимает решение и устанавливает оптимальную экспозицию.
Часто используемый режим хорош для пейзажей, например. Получается «ровный замер». Не подойдет для тех случаев, когда важная часть фотографии освещена хуже, чем остальной кадр, поскольку и на снимке эта часть получится намного темнее.
Матричный замер, приоритет диафрагмы с F 4.5.
2. Центрально-взвешенный замер.
Замер происходит по всей площади кадра, но основную роль при выборе экспозиции играют 60-и процентов центральной площади кадра. В большинстве случаев именно они являются самыми важными. Самый часто используемый режим.
3. Частичный замер.
Замер происходит с учетом только 9-и процентов площади кадра (в центре, разумеется).
Полезен при съемке против света, ну или в других случаях, если фон намного ярче самого объекта съемки.
4. Точечный замер.
Замер происходит с учетом 3-х процентов площади кадра (тоже в центре). Точечный и частичный экспозамеры подойдут, когда объект плохо освещен. Наводите зону замера на темный объект и делает кадр. На снимке это объект получится уже нормальным.
Точечный замер, приоритет диафрагмы с F 4.5.
Рекомендую пользоваться в основном центрально-взвешенным замером, к другим прибегая лишь по необходимости.
Полезный совет.
Всегда снимайте чуть темнее, чем надо, если вы собираетесь обрабатывать фотографии в формате RAW. Недосвеченные (недоэкспонированные снимки) в графических редакторах при работе с RAW превращаются во вполне хорошие кадры (если это не квадрат Малевича, конечно). А вот пересвеченные — уже нет. Дело в том, что в более темных местах все равно сохраняется информация о разнице освещения, о фактическом цвете, который имеет место быть у снимаемого объекта (в разумных пределах конечно). В пересвеченных же, слишком светлых снимках — нет.
С приходом цифровых фотоаппаратов эта зависимость экспозицииприобрела треугольных характер, создав таким образом треугольник экспозиции.
Подпишитесь на E-mail рассылку
Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!
Режимы настройки экспозиции, ГРИП, резкость
Войти
Октябрь 24, 2011
olympus_life | 01:29 pm — Фотошкола: режимы экспозиции Друзья! Мы продолжаем нашу рубрику «Фотошкола», в которой знакомим вас с азами работы с камерой. Сегодня мы бы хотели рассказать вам о режимах экспозиции. |
1. Режимы экспозиции
Режимы настройки экспозиции
M – выдержка и диафрагма устанавливаются вручную
A – фотограф устанавливает диафрагму, а фотокамера подбирает значение выдержки (большая диафрагма размывает фон, повышает расстояние съемки со вспышкой, а малая диафрагма увеличивает глубину резкости)
S – фотограф устанавливает выдержку, а фотокамера подбирает значение диафрагмы (короткие выдержки «замораживают» движение, а длинные – позволяют «размазать» его)
P – фотокамера автоматически устанавливает выдержку и диафрагму для лучшей экспозиции
2. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко).
3. Резкость – четкость границы между соседними участками изображения с различной плотностью почернения. При репортажной съемке, то есть съемке событий, имеет смысл добиваться максимальной ГРИП, чтобы на снимке было видно больше деталей. При съемке портретов и в художественной фотографии, наоборот, иногда стараются уменьшить ГРИП, чтобы выделить человека или объект из фона.
4. Ма́трица или светочувстви́тельная ма́трица — специализированная аналоговая или цифро-аналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов — фотодиодов
Предназначена для преобразования спроецированного на неё оптического изображения в аналоговый электрический сигнал или в поток цифровых данных
5. Физический размер матрицы.
Размер матрицы измеряется по диагонали, в долях дюйма (4/3″, 2/3″, 1/1,8″, 1/2,2″). Данная традиция измерения происходит от диаметра передающих телевизионных трубок и часто называется «дюймы видикона».
Чем больше физический размер матрицы, тем больше получаемое соотношение сигнал-шум при заданной чувствительности, или тем выше чувствительность при заданном сотношении сигнал-шум.
Законы геометрической оптики задают зависимость ГРИП от физического размера матрицы. Сфотографируем тремя фотоаппаратами с разным физическим размером матрицы одну и ту же сцену с одним и тем же углом зрения и одним и тем же значением диафрагмы на объективах. После чего станем рассматривать результат (файл на компьютере, ) в одинаковых условиях. ГРИП на снимке, сделанном фотоаппаратом с наименьшей матрицей, будет наибольшей (больше предметов в кадре будет показано резко), а фотоаппарат с наибольшей матрицей покажет наименьшую ГРИП (предметы не в зоне резкости будут сильнее размыты).
Внимание! Комменты в журнале скрыты в связи с проведением викторины!
Уроки фотографии для начинающих. Творческие режимы съемки
Творческие режимы
Если ранее упомянутые сюжетные режимы сделаны, чтобы новички в фотографии не ломали себе голову и просто использовали режимы, в зависимости от ситуации, то творческие режимы уже для тех, кто не согласен с полученными снимками и что-то хотел бы улучшить. И тут уже предоставляется выбор. Итак, творческие режимы как правило помечаются буквами и их может быть 4-5 вариантов:
Программный режим (P)
По своим характеристикам можно его назвать режимом, приближенным к Avto. Тут тоже фотокамера сама выбирает размер диафрагмы, выдержку, с одним отличием от авторежима — вы можете регулировать некоторые параметры. Это настройка баланса белого, цвета, чувствительности, способ фокусировки. На самом деле, если вы захотите поэкспериментировать с настройкой параметров, нет смысла в этом режиме.
Приоритет диафрагмы (A или Av). Глубина резкости
Это очень полезный режим для изменения глубины резкости изображения. Что такое глубина резкости? Если посмотреть на фотографию, можно выделить некоторую область, где предметы будут наиболее резкими. При некотором удалении уже заметна размытость. Так вот, расстояние, в пределах которого предметы будут наиболее резкими и есть — глубина резкости. По другому называется глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Изменение ГРИП осуществляется путем управления диафрагмой. Пределы, до которых можно изменять число диафрагмы, зависят от возможностей объектива. Конечно, чем лучше объектив (как правило это влияет и не стоимость), тем больше и шире возможности управления диафрагмой.
Итак, если вы решили поэкспериментировать с режимом приоритета диафрагмы, необходимо вручную выставить размер, экспозиция в данном случае будет рассчитана автоматически. Расчет экспозиции не проблема для цифровой камеры при любых значениях диафрагмы.
Что касается компактных цифровых камер, то, конечно, тут диапазон значений диафрагмы не так велик, обычно это F2.8-F8, в некоторых встречается до F11. Это не дает всех преимуществ управления глубиной резкости, но, для новичков в фотографии, вполне достаточно. Если вы владеете компактной камерой, с малой площадью матрицы, для начала может существенно помочь знание типовых значений диафрагмы на длинном и коротком фокусе объектива. А дальше, с практикой, вы научитесь сами контролировать глубину резкости.
И, напоследок, правила, которые помогут начинающим фотографам справится с режимом приоритета диафрагмы:
— Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости. Если вы измените фокусное расстояние примерно вдвое, произойдет изменение глубины резкости примерно в 4 раза.
— Зона наиболее приемлемой резкости за объективом, находящемся в фокусе, больше, чем перед ним.
— С увеличением расстояния до снимаемого объекта, тем больше глубина резкости. Изменение дистанции влияет на глубину резкости так же, как изменение фокусного расстояния.
— Чем меньше значение диафрагмы, тем больше глубина резкости.
Подведя итоги можно сказать, что режим приоритета диафрагмы можно использовать в съемке портретов (подчеркнуть) детали и размыть задний фон, макро съемка (когда есть желание проработать максимум деталей) и пейзажная съемка (чтобы) выделить одни элементы и приглушить другие.
Статьи
Урок 4. Режим приоритета диафрагмы (режим AV в Canon). Как выставить диафрагму.
Кроме глубины резкости, диафрагма имеет непосредственное влияние на экспозицию, т.е. на количество света, которое требуется пропустить в фотоаппарат для правильного освещения на снимке, а значит необходимо это учитывать при установке того или иного значения диафрагмы.
На прошлом уроке мы узнали, что управляя диафрагмой можно управлять глубиной резкости и выделять объекты путем размытия фона. Теперь пришло время научиться использовать эту возможность не забывая про влияние размера «дырки» на количество поступающего света в фотоаппарат.
Для того, чтобы научиться управлять диафрагмой и при этом снимок имел правильную экспозицию нужно вспомнить, что экспозиция определяется как сочетание выдержки и диафрагмы. Если вы хотите задать диафрагму вручную, мы имеем уравнение с одним неизвестным — выдержкой, ведь диафрагму фотограф задал вручную, а количество света определилось экспонометром. Фотоаппарат сам может посчитать, исходя из освещенности объекта и установленной фотографом диафрагмы, какую выдержку поставить, чтобы снимок был правильно освещен. Именно для этого используется специальный режим в фотоаппарате: Приоритет диафрагмы. В Canon режим приоритет диафрагмы обозначается буквами AV.
Съемка с приоритетом диафрагмы
Допустим, у вас стоит задача сделать одиночный портрет, а для этого стоит уменьшить глубину резкости (размыть задний фон). Мы устанавливаем режим приоритета диафрагмы и задаем на аппарате диафрагменное число f на минимальное значение.
Наведем фотоаппарат на один объект и сделаем снимок: фотоаппарат определил освещенность объекта и выставил соответствующую выдержку в пару к установленной диафрагме.
Сфотографировав объект, который освещен сильнее или хуже, можно увидеть, что диафрагма осталась на том же значении, которое задано фотографом, а вот выдержка поменялась.
Если нужно сфотографировать группу людей, то диафрагму стоит намного «зажать», т.е. увеличить число f. Как следствие увеличится глубина резкости и лица людей будут резкими даже находясь на разном расстоянии от фотографа. Фотографу, увлекающемуся съемкой пейзажей, нужно задавать максимальную глубину резкости (максимальный ГРИП), для этого число f установите на значение 8.0-9.0 (при этом значении достигается лучшая резкость по всей площади фотографии).
Что такое «шевеленка»
Замечательный инструмент этот режим приоритета диафрагмы, но начинающего фотографа поджидают подводные камни. Например, Вы фотографируете пейзаж и, руководствуясь моими рекомендациями, установили диафрагменное число f=8.0 в режиме приоритета диафрагмы. Если это яркий день, то съемка пройдет успешно, кадр будет правильно экспонирован и вы получите резкое изображение пейзажа. Но стоит фотографу проделать такое в сумерках (или других условиях малой освещенности), он получит нерезкое смазанное изображение.
Дело в выдержке: автоматика поняла, что света мало, а диафрагму увеличить нельзя для большего количества света (она ведь задана фотографом) – остается один путь: увеличить выдержку. Если в яркий солнечный день выдержка составляла 1/500с, то в сумраке она увеличилась до 1/30с. С момента открытия шторки до ее закрытия проходит слишком много времени и на снимке фиксируется микро движение фотоаппарата. Дрожание рук — это первая причина «шевеленки» — так называется этот эффект. Используя режим «приоритет диафрагмы» не забывайте следить за выдержкой. Увеличивайте диафрагму (уменьшая число f на фотоаппарате) если выдержка становится длиннее 1/60.
Если условия освещения постоянно меняются и часто оказывается недостаточно света, это оборачивается для фотографа «шевеленкой». Тогда выдержка выходит на первый план.
Подведем итоги:
Режим приоритета диафрагмы — полуавтоматический режим определения экспозиции: диафрагма задается фотографом, а выдержка определяется автоматически в зависимости от количества имеющегося освещения. Не забывайте, что выдержка может стать слишком длинной и это приведет к «шевеленке», если количество света ограничено!
На следующем Уроке №5 я расскажу, что такое выдержка фотоаппарата и как убрать шевеленку, управляя выдержкой.
Если Вы начали обучение с этой статьи, я советую почитать основы цифровой фотографии для начинающих — это базовые знания, необходимые каждому желающему научиться красиво фотографировать зеркальным фотоаппаратом.
Подписавшись на новостную рассылку Вы не только не пропустите новых выпусков Школы цифровой фотографии, но и получите дополнительные бонусы!