Работаем с полуавтоматическими режимами фотоаппарата | Foto-kadr.ru

Работаем с полуавтоматическими режимами фотоаппарата

Работаем с полуавтоматическими режимами фотоаппарата

Диск переключения режимов — это основной способ доступа к различным вариантам настроек. При помощи диска переключаются автоматические, полуавтоматические и сюжетные режимы. Каждый режим заставляет камеру работать особым образом. Правильное применение данного механизма — это ключ к получению творческих, технически правильных и неординарных снимков.

Диск режимов присутствует не на всех камерах, но на подавляющем большинстве устройств он есть. Выглядит он на всех фотоаппаратах примерно одинаково.

Режимы на диске обозначаются абривеатурами и пиктограммами. Человек, который не знает, как эти значки расшифровываются, не сможет подобрать правильный режим, поэтому стоит познакомиться с основными режимами, которые чаще всего встречаются.

Автоматические режимы

Режим «Full Auto» или «Полностью автоматический» обозначается в виде значка «А» или надписи «auto». Он всегда выделяется цветом. Canon и Nikon использует зеленый цвет, а Pentax и Sony — синий.

Автоматический режим необходим для фотографов, которые не могут самостоятельно определить оптимальные настройки для конкретных условий съемки. Современная автоматика очень точно анализирует ситуацию и задает удачные параметры съемки, но это происходит не всегда. Часто автоматика делает совсем не то. что надо, а в сложных условиях освещения она вовсе может сделать неприемлемо ужасный снимок. Для того, чтобы быть наверняка уверенным в качестве получаемого результата, нужно учиться работать с фотоаппаратом и использовать ручные настройки.

К автоматическим режимам также относятся более узкоспециализированные режимы, такие как Портрет, Пейзаж, Закат, Море, Снег, Макро и т.д.

Данные режимы предназначены для съемки в определенных условиях. Выбирая один из режимов, вы уточняете фотоаппарату, какой именно снимок он должен сделать. К примеру, режим макро не дает оптике фокусироваться на дальних объектах, режим Закат или Море устанавливает оптимальные значения диафрагмы, выдержки и баланса белого именно для данных условий съемки.

Все автоматические режимы предназначены для новичков. Они сильно ограничивают творческий потенциал фотографа. В автоматических режимах баланс белого, значение диафрагмы, выдержки и ISO определяются камерой. Вы даже не сможете компенсировать экспозицию. В некоторых режимах можно лишь включать и отключать вспышку, но и эта функция чаще всего возлагается на автоматику. Если вы хотите самостоятельно заниматься творчеством, а не полагаться на автоматику, то стоит познакомиться с ручными творческими режимами.

Творческие, полуавтоматические режимы

Творческие режимы могут быть полностью ручными (М) и полуавтоматическими:

  • Простой программный режим (P)
  • Режим приоритета диафрагмы (Av)
  • Приоритет выдержки (Tv)
  • Ручной режим(M).

Каждый режим стоит рассмотреть в отдельности, так как они по-своему хороши и полезны.

Простой программный режим (P)

В обычном программном режиме есть возможность устанавливать ISO. При этом камера сама определит, какая выдержка и диафрагма нужна для создания хорошей фотографии. Также имеется возможность вносить экспокоррекцию, управлять балансом бело, а также режимом и мощностью встроенной вспышки. Во время работы с ISO можно поставить в настройках Auto ISO. Это возложит выбор и этого параметра на совесть камеры. Некоторые фотоаппараты позволяют устанавливать допустимый диапазон ISO, в котором камера будет работать.

Программный режим хорош тем, что подбирая автоматические настройки, камера позволяет вам контролировать многие параметры.

Приоритет диафрагмы (Av)

Управление диафрагмой позволяет получать качественно разные снимки. Для тех, кто не знает общих принципов влияния диафрагмы на фото, мы опишем их:

Широко открытая диафрагма позволяет получать снимки с малой глубиной резкости (ГРИП). Это чаще всего используется в портретной фотографии, когда нужно размыть задний и передний план. Есть и другие способы влияния на размытость фона, но это тема для отдельной статьи.

Маленькая диафрагма делает снимок четким и резким. Такие настройки чаще всего используются в пейзажной и архитектурной фотографии.

В большинстве ситуаций при съемке используется среднее значение диафрагмы. Использование таких настроек может привести к тому, что фон частично будет не в фокусе, но он не будет размыт до неузнаваемости. Возможно, без увеличения снимка до 100% вы даже не заметите, что фон слегка размыт. Так что же делает режим приоритета диафрагмы? В этом режиме вы можете манипулировать ISO и, конечно же, диафрагмой. Все остальные параметры камера выбирает самостоятельно.

Приоритет выдержки (Tv)

Режим приоритета выдержки нужно использовать тогда, когда для вас важна скорость срабатывания затвора, а все остальные параметры могут иметь стандартное значение, выводящее снимок на нормальную экспозицию. Управление скоростью затвора необходимо для того, чтобы избежать размытости из-за движения объектов в кадре или наоборот, чтобы подчеркнуть это движение, к примеру сделать снимок с проводкой.

Высокая скорость затвора (быстрое срабатывание) позволяет заморозить все объекты, находящиеся в кадре. Это часто используется в спортивной фотографии для передачи деталей из одного мгновения игры.

Низкая скорость затвора дает возможность передать направление движения объектов. Это осуществляется за счет размытия этих самых объектов. При длительной выдержке можно делать снимки с проводкой. Это когда вы двигаете камеру вслед за движущимся объектом. На снимке получается размытый фон и четкий объект, за которым вы следили. Также при помощи длительной выдержки можно делать творческие фотографии с размытым потоком людей, с размытым светом фар движущихся автомобилей или делать рисунки светом (фризлайт).

Оперируя средним уровнем выдержки можно получать обычные фотографии, которые не будут одержать размытия движения. На них всё будет в меру четким, и в меру размытым.

В режиме приоритета выдержки также можно управлять и ISO.

Заключение

Ручные программные режимы позволяют раскрыть ваш творческий потенциал. Вы можете творить, наслаждаясь результатом своей работы. полностью ручной режим чаще всего применяется профессионалами или в тех случаях, когда ни какой другой режим не позволяет вам выполнить задуманное, но такие случаи очень редкие.

Автоматические режимы нужны для людей, которые не хотят заниматься углубленным изучением фотографии, или только начинают осваивать это дело. Также программные режимы могут пригодиться если вам не так важно качество снимка, как его содержимое и времени на настройку камеры нет.

Основы работы с полуавтоматическими режимами

Это первая статья в серии статей посвященных работе с камерами EOS по книге Andrew S Gibson: Руководство для начинающих по использованию камер Canon EOS.

Диск режимов вашей камеры является основным способом управления режимами и экспозицией. Являясь основным способом работы с экспозицией, диск режимов, является ключом к творческой съемке и прекрасным фотографиям, таким, как изображено выше.

Если вы хотите создавать красивые изображения, то вам необходимо знать, как управлять настройками камеры. Все начинается с выбора режима камеры (не все камеры имеют Mode Dial, но большинство из них все-таки оснащены диском выбора режимов). Ниже представлен пример диска выбора режимов камеры EOS 650D. Такой вид диска стандартен для большинства зеркальных камер:

Как вы видите, на диске есть вариантов выбора режимов. Это может привести к путанице, особенно если вы новичок в фотографии. Если вы новичок в использовании зеркальных камер, то как вы узнаете какой из режимов использовать?

Автоматические режимы

Давайте начнем с режима «Full Auto», или «Полностью автоматический». Он изображен в виде зеленого значка А+ на диске установки режимов в EOS 650D (точный термин для полностью автоматического режима — Интеллектуальный режим). На камерах других производителей этот режим так же изображен в виде буквы А, и выделен цветом, правда цвет может отличаться, в зависимости от фирмы (Nikon использует зеленый, Pentax и Sony синий).
Полностью автоматический режим создан для тех, фотографов, которые не знают, как использовать свою камеру с наибольшей пользой, и не силен в управлении фотоаппаратом. Если вы держите зеркалку первый раз, то этот режим создан именно для вас. На первых порах этот режим будет для вас хорошей альтернативой, но работая только с ним, вы не раскроете весь потенциал своего фотоаппарата.

Есть и несколько других полностью автоматических режимов на диске установки режимов камеры EOS 650D (см. выше). Не все камеры обладают такими режимами (они отсутствуют на многих моделях камер, рассчитанных на полупрофессионалов или профессиональных фотографов). Такие режимы называются — Портрет, Пейзаж, Макро и т.д.
Эти режимы так же придутся по вкусу многим любителям фотосъемки, которые или не знают, как использовать более творческие режимы, или снимают в спешке и н хотят углубляться в тонкости настройки фотоаппарата. Например, вы снимаете портрет друга, проще всего будет прокрутить диск и установить его на режим «Портрет». Для такой съемки вам не нужно знать все о камере или, о том, как она работает.
Полностью автоматические режимы, при которых камера самостоятельно устанавливает все настройки, хорошо подходят для новичков, но они слишком ограничивают ваши возможности в создании творческих фотографий. Так, используя автоматические режимы в Canon EOS, например, вы не можете изменить баланс белого, режим автофокуса или работать в RAW-режиме. Кроме того, вы не сможете изменить значение диафрагменного числа камеры, скорость затвора и настройки ISO. Вы не сможете использовать даже компенсацию экспозиции. Вы ограничены теми настройками, которые установил фотоаппарат, и не можете изменить их. В полностью автоматическом режиме на камерах других производителей все происходит точно так же.

Творческие, полуавтоматические режимы

Творческие режимы гораздо интереснее автоматических! Это такие режимы как — Простой программный режим (P), Режим приоритета диафрагмы (Av на камерах Canon EOS), Приоритет выдержки (Tv на камерах Canon EOS) и Ручной режим(M).
И сейчас мы более подробно поговорим о каждом из них, так как использование именно программных режимов позволяет расширить границы своего творчества для каждого фотографа.
Если вы новичок в фотографии, ваша задача как творческого фотографа отойти от обычных автоматических режимов и начать использовать программные режимы, режим приоритета диафрагмы или приоритета выдержки.
Как только вы почувствуете себя комфортно, используя данные режимы, вы можете рассмотреть и постараться поработать в ручном режиме. Для этого есть ряд веских причин.
Давайте кратко рассмотрим преимущества программных (творческих) режимов, режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки:

Простой программный режим (P)

Многие фотолюбители часто забывают, об обычном программном режиме и его пользе. В чем именно заключается смысл работы данного режима? Работая в данном режиме, вы можете установить чувствительность ISO, а камера самостоятельно установить выдержку и диафрагму в соответствии с информацией из экспонометра.
Многие камеры теперь устанавливают на своих камерах режим Auto ISO. В режиме Auto ISO, камера также определяет и чувствительность ISO. В данном случае вы можете установить верхнюю (а иногда и нижнюю) границу диапазона ISO.
На первый взгляд, программный режим кажется почти таким же, как и Автоматический режим Full Auto. На самом деле, между ними есть решающее отличие. Вы сохраняете полный контроль над параметрами, такими как качество изображения (например, выбор RAW или JPEG), баланса белого и Picture Style. Вы можете использовать компенсацию экспозиции, чтобы переопределить настройки камеры по данному параметру. Кроме того, если значение диафрагменного числа или выдержки вам не подходят, вы можете использовать режим Shift (название этого режима соответствует только камерам Canon, проверьте руководство, если у вас есть фотоаппарата другой фирмы), чтобы изменить соотношение настроек для одного, или другого параметра.

Другими словами, в то время как камера находится в автоматическом режиме, вы сохраняете управление над её настройками. Это очень важно для творческой фотографии.
Это съемка, во время которой, вы можете частично управлять своим фотоаппаратом, не имея полного контроля над диафрагмой или выдержкой.

Работа в следующих двух режимах, о которых мы поговорим, позволить вам делать еще более оригинальные и художественные фотографии.

Приоритет диафрагмы (Av)

Я уверен, что многие читатели уже знают о важности и влиянии диафрагмы на фото. Для тех из вас, кто еще не убедился в этом, несколько слов о том как это работает. Есть три подхода к использованию диафрагмы:

1. Вы можете использовать широкую апертуру, для того, чтобы сделать снимок с малой глубиной резкости. Вы наверняка видели эти прекрасные портретные фотографии с красивым размытым фотоном, не так ли? Такого фона можно добиться благодаря широкой апертуре. Некоторые фотографы покупают новые объективы (которые обладают большей максимальной апертурой), предпочитая их ультразумам только для того, чтобы снимать фотографии с размытым фоном. Портрет, представленный выше, был создан с объективом 85-мм, с диафрагмой f1.8.

2. Вы можете использовать небольшую диафрагму, чтобы все изображение находилось в фокусе, было четким и резким по всей поверхности кадра. Это другой, совершенно противоположный подход, который часто используется ландшафтными фотографами, которые хотят, что бы весь пейзаж был четким. Изображение пейзажа, которое вы видите, было создано при значении диафрагмы равном f16.

3. Вы можете использовать среднее значение диафрагменного числа, которое находится между максимальным и минимальным значением диапазона. Использовать среднее значение, рекомендовано в большинстве съемочных ситуаций. В данном случае часть фона может быть не в фокусе. Такой подход оправдан в ситуациях, когда вы хотите, чтобы фон изображения просматривался и был узнаваем, но при этом, не был таким же четким, как и главный объект съемки. Фотография, показанная выше, является хорошим примером такой съемки, создана она была с апертурой F5.6.
Режим приоритета диафрагмы работает очень просто. Вы можете установить ISO и диафрагму, а камера устанавливает выдержку, необходимую для правильного определения экспозиции.

Приоритет выдержки (Tv)

Вы можете использовать приоритет выдержки тогда, когда хотите установить определенную скорость затвора. Это необходимо при съемке, когда важно правильно изобразить движение в кадре. Опять же, существует три подхода:

1. Установите высокую скорость затвора, чтобы заморозить движение. Так делают спортивные фотографы в своей работе. Им необходимо заморозить движение спортсменов во время прыжка, бега или езды. Для изображения, показанного в качестве примера, использовалась выдержка 1/2000 секунды.

2. Установите низкую скорость для затвора, чтобы размыть любое движение в пределах кадра. Для такой съемки, необходимо установить камеру на штатив, чтобы поддержать ее и сделать устойчивой. Сделав это, можете смело использовать творческие подходы в съемке с низкой скоростью, фотографируя, например морскую пену, или водопад. Держа камеру в руках, вы рискуете тем, что изображение будет полностью размытым. Для фотографии, которую вы видите, использовалась выдержка в 30 секунд, девушка стояла неподвижно, в то время как вокруг нее кипела жизнь.

3. Установить средний уровень выдержки, и тогда вы сможете работать при оптимальных условиях освещения, держа камеру в руках, не боясь, что снимок будет размытым. Это обычный подход, который применяют многие фотографы большую часть времени съемки. Съемка при разных значениях выдержки, это всегда весело и познавательно, так вы сможете создавать очень оригинальные фотоработы.
Приоритет выдержки работает очень просто. Вы можете установить ISO и скорость затвора, а камера установит диафрагму, необходимую для получения правильной экспозиции.

Заключение

Используя только творческие полуавтоматические режимы, вы можете рассчитывать на получение интересных творческих фотографий, это режимы: Программный режим, Режим приоритета диафрагмы и Режим приоритета выдержки (некоторые другие, такие как Ручной режим, будут полезны, тогда, когда вы полностью освоитесь со своей камерой). Об автоматических режимах лучше вообще забыть, они сдерживают ваш творческий потенциал, и не дают раскрыть все возможности вашего фотоаппарата.

Для лучшего понимания работы с камерами EOS вы можете изучить книгу Andrew S Gibson — Руководство для начинающих по использованию камер Canon EOS. Использование различных режимов, является одной из тем, углубленно обсуждаемых в данной книге.

Фоточайник

Фотографируем в полуавтоматических режимах

Вы только что купили свою первую зеркальную камеру и хотите научиться фотографировать как настоящий профессиональный фотограф? Тогда советуем вам забыть про автоматические режимы и обратить внимание на творческие полуавтоматические режимы, которые обозначаются на диске выбора режимов буквами Av (A), S (Tv) и P.

Каждый творческий режим имеет свое предназначение, а какое именно вы узнаете из данной статьи.

Это наиболее часто используемый режим. Переключив камеру в режим приоритета диафрагмы, вы сможете контролировать уровень размытия фона и степень освещенности изображения, а это немаловажно при портретной съемке и макросъемке.

Работать в режиме Av удобно как начинающему фотографу, так и профессионалу. А все потому, что данный режим позволяет экономить время на фотосъемку. Чтобы сфотографировать какой-либо объект вам не нужно тратить много времени на настройку камеры. Вам всего лишь нужно настроить диафрагму и ISO, а настройку параметров выдержки полностью предоставить камере. Тем и хороши полуавтоматические режимы, что они требуют ручных настроек только наполовину.

Вам необходимо сфотографировать человека так, чтобы только его фигура была четко прорисована на снимке, а все остальное бы уходило в зону нерезкости, т.е. было размыто. Что вам для этого нужно сделать? В первую очередь, конечно же, переключить камеру в режим Av и поставить минимальное число диафрагмы (от f1,2 до f5,6). Далее настройте уровень ISO, исходя из ситуации. Если вы фотографируете человека на улице, тогда уровень ISO должен быть не более 200 ед., а если в помещении — не менее 400 ед. При необходимости настройте баланс белого цвета, который в меню обычно обозначается WB. Значение выдержки автоматика камеры подбирает сама, ориентируясь на освещенность объекта съемки.

На все эти настройки у вас уйдет, по меньшей мере, полминуты. Именно поэтому многие опытные фотографа используют приоритет диафрагмы во время спортивной и репортажной съемки, когда времени на настройку камеры практически нет.

Приоритет выдержки S

Приоритет выдержки работает аналогично приоритету диафрагмы. Только в данном случае вы настраиваете параметры выдержки, а не диафрагмы, и тем самым регулируете скорость затвора камеры.

От скорости затвора зависит, какое количество света успеет попасть на матрицу камеры. Допустим, вы решили заморозить движение объекта. Для того, что объект в кадре не смазался, вам необходимо сделать так, что бы затвор камеры сработал как можно быстрее. Это значит, что вам нужно установить более короткое значение выдержки, примерно от 1/250 — 1/500 сек. В это время камера автоматически раскроет диафрагму до максимума для того, чтобы снимок получился нормально экспонированным, т.е. достаточно светлым.

Если же вы, наоборот, хотите показать динамику движения объекта, то установите более длинное значение выдержки, например, 1/30 или 1/20 сек. Камера, ориентируясь на общее освещение, тут же закроет диафрагму до среднего значения f16- f18 и больше.

Длинная выдержка в повседневной фотографии применяется не часто, но зато очень часто используется в художественной фотографии с замысловатым сюжетом. Так, например, благодаря выдержке всего в 1/3» сек., вы сможете сфотографировать движение звезд в ночном небе, движение воды в фонтане или сделать необычные фотографии в стиле «Световая кисть».

Полуавтоматический программный режим Р

Его еще называют «ленивый режимы» или «приоритет ISO». В данном режиме вы можете иметь полный контроль только над светочувствительностью ISO и балансом белого цвета WB. Выдержку и диафрагму камера подбирает сама, опираясь на показания внутреннего экспозамера. Вы можете лишь корректировать эти показания по ситуации. Например, если камера не точно определила освещение в помещении и изображение получилось слишком темным, то вам необходимо найти функцию коррекции экспозиции в меню камеры или соответствующий значок на корпусе «+/-» и увеличить экспозицию на 1-2 ступени.

Программный режим Р может использоваться только в повседневной портерной или же предметная фотосъемка . Для более динамичных сцен он не подходит.

Научиться фотографировать различные сюжеты в полуавтоматических режимах совсем не сложно. Главное — чаще тренироваться и использовать возможности данных режимов по максимуму.

Полуавтоматические режимы съемки P A S M

Большинство начинающих фотографов при съемке пользуются автоматическим режимом. Он не требует особых знаний фотодела и каких-то дополнительных настроек. Для тех, кто заинтересован в получении более качественных или необычных снимков, были созданы режимы фотоаппарата, которые потребуют вмешательства владельца.

Какие бывают режимы

Режимы съемки в фотоаппарате не ограничены автоматическими программами. Существует четыре полуавтоматических режима, которые открывают для фотографа большое количество настроек. Это позволяет менять время выдержки и размер диафрагмы. Каждый из них имеет свое назначение, но в целом можно отметить, что они призваны сделать правильную экспозицию, более оригинальное фото, исправить те огрехи, которые автоматика устранить не может.

Все полуавтоматические режимы можно включить переключением колесика. Называются они P,S,A,M и обычно отделены чертой от других функций:

  • P – «Programmed», программная съемка, которая в целом похож на автоматическую, но имеет более расширенные возможности;
  • A (Av) – «Aperture Priority», приоритет диафрагмы;
  • S (Tv) – «Shutter Priority», приоритет выдержки;
  • «M» — «Manual», ручная съемка.

Программная съемка

Режим «P» — это гибкий программный режим, который отличается от автоматического только тем, что дает пользователю возможность менять значение выдержки в достаточно ограниченных значениях. Выставление ее параметров осуществляется колесиком управления, при этом камера самостоятельно подстраивает значение диафрагмы под выбранное время выдержки.

Преимуществом такой съемки является то, что камера дает пользователю немного простора для творчества, но при этом сама исправляет многие ошибки. Есть здесь и минус — профессиональные фотографы отмечают, что при каждом новом выборе выдержки камера сбрасывает предыдущие параметры, и их нужно настраивать снова.

Данная функция подходит для большинства видов съемки, но чаще всего используется при переходе от автоматических режимов к полуавтоматическим. С ее помощью можно научиться понимать законы фотографии, и выработать навыки их использования.

Приоритет диафрагмы

Функция А или Av (в зависимости от бренда) позволяет работать с диафрагмой. Пользователь выставляет нужное значение диафрагмы, чтобы изменить глубину резкости. После этого камера меняет время выдержки. На первый взгляд, кажется, что режим не сильно отличается от предыдущего, но здесь есть один нюанс. Приоритет диафрагмы позволяет пользователю менять ее размер, но никак не влияет на время выдержки. Ввиду того, что шаг изменения у выдержки очень маленький, камера может подобрать идеальный вариант под любой размер диафрагмы. В предыдущем режиме при разном времени выдержки диафрагма может вообще никак не меняться, так как шаг у нее не настолько гибкий.

Использовать приоритет диафрагмы можно для любой съемки. Он полезен тем, что позволяет контролировать аберрации и виньетирование (артефакты на фото, возникающие из-за погрешностей при преломлении света на линзах). Помимо прочего диафрагма открывает большой простор для экспериментов с глубиной резкости. Режим незаменим при портретной съемке и для тех людей, которые любят экспериментировать с изображением.

Приоритет выдержки

Приоритет выдержки обозначается на диске режимов буквой S или Tv. Он имеет аналогию с двумя предыдущими, только в данном случае выставляется время выдержки. Отличие от программного режима в том, что на приоритете выдержки пользователю доступно большее количество ее значений. Минус заключается в том, что камера из-за ограниченности шага диафрагмы не всегда может выставить подходящий вариант. В таком случае на дисплее появится надпись High или Low.

Функция полезна для съемки с рук, а также для получения эффекта остановленного движения. Отлично подойдет для съемки спортивных мероприятий или объектов, которые быстро двигаются. В таком случае выставлять нужно короткую выдержку. Удобнее всего использовать приоритет выдержки с автоматическим выставлением светочувствительности.

Ручной режим

Ручной режим или мануальный дает пользователю возможность самостоятельно выбирать значение для выдержки и диафрагмы. Режим М на фотоаппарате также можно немного автоматизировать, но профессионалы предпочитают все настройки выставлять самостоятельно.

Применяется он при сложной съемке, когда камера не может в остальных режимах сама подобрать параметры для получения нужной экспозиции. При работе в ручном режиме хорошо помогает шкала экспозиции, которую можно увидеть в видоискателе. Мануальный способ съемки является самым творческим.

Функция зебра

Большинство начинающих фотографов никогда не слышали о функции зебра, но при этом она очень полезна и помогает на начальных этапах обучению фотографии.

Зебра – это функция, при которой камера отмечает черными и белыми полосами пересвеченные участки. Включив в настройках данную функцию, пользователь на экране может увидеть те фрагменты кадра, которые на фото у него получатся слишком светлыми или темными, и подстроить значение диафрагмы таким образом, чтобы они исчезли.

Если немного отвлечься от темы фотографий, то очевидно, что человеческий глаз является более совершенным устройством, чем камера. Соответственно, без использования данной функции пользователь видит картинку реальной, а вот фотоаппарат ее воспринимает иначе. И там, где глаз видит нормальное изображение, камера может увидеть пересвет или затемнение, соответственно, снимок получится не самым удачным. Функция зебра подсвечивает пользователям такие места и помогает их исправить.

Зебра пришла в фотографию из видеосъемки и в настоящий момент встречается очень редко, преимущественно в не зеркальных фотоаппаратах.

Заключение

Независимо от бренда производителя камер режимы, перечисленные выше, имеют одинаковый принцип работы. У Canon они получили название P,Av,Tv,M, у них Nikon P,A,S,M. Название ничего не меняет, и это лишь желание конкурирующих брендов отличаться друг от друга. Полуавтоматические режимы необходимо знать и уметь использовать любому фотографу, если он хочет выйти за пределы стандартного и скучного фото. Умение применять различные настройки в полуавтоматических режимах позволяют делать фото в сложных условиях экспозиции и там, где автоматика не справится.

Как правильно настроить фотоаппарат

Av,Tv,P-настройки фотоаппарата

Профессиональные фотографы практически никогда не используют автоматические режимы настройки фотоаппарата потому, что какими бы «умными» не казались автоматические рeжимы, они всё равно не «догадываются» о задумке фотографа, а в полном автомате невозможно контролировать самые важные настройки фотоаппарата.

Вполне вероятно, когда-нибудь изобретут фотоаппарат с искусственным интеллектом, который сможет соперничать с профессиональным фотографом, однако, даже в этом случае, настоящий фотограф никогда не будет пользоваться автоматическими pежимами, ибо это будет творчество интеллектуала-фотоаппарата, а не самовыражение фотографа.

Полуавтоматические режимы творческой зоны дают фотографу огромный простор для самовыражения и вместе с этим значительно облегчают работу фотографа.

Как фотографировать в режиме Р — Program

Режим съёмки P (Program — программа) — это первый режим творческой зоны. По своей сути режим Р является автоматическим рeжимом. Однако в этом pежиме фотосъёмки фотограф может выбрать нужную ему пару выдержка-диафрагма по своему усмотрению — сдвинуть выбранную фотоаппаратом программу в сторону более короткой выдержки и открытой диафрагмы или наоборот.

Работает режим P очень просто: после нажатия кнопки спуска затвора на 1/2 хода, встроенный экспонометр фотоаппарата измеряет освещённость объекта съёмки и устанавливает подходящие параметры съёмки автоматически, но фотограф может оперативно вмешаться в настройки выдержки и диафрагмы и быстро подобрать эквивалентную экспозиционную пару — для этого достаточно покрутить в ту или иную сторону колёсико настройки фотоаппарата или нажать несколько раз соответствующую кнопку (в зависимости от модели вашего фотоаппарата).

В режиме P, в отличие от полностью автоматического автоматического режима, фотограф также может изменить чувствительность матрицы фотоаппарата, изменить режим замера экспозиции и фокусировки, а так же сам решает нужно ли включать встроенную фотовспышку или производить съёмку без неё.

Программный режим настройки фотоаппарата Р не удобно использовать если вы хотите сделать серию снимков с открытой (или закрытой) диафрагмой или с какой-то определённой выдержкой, поскольку после того, как вы снимете один кадр, фото-камера автоматически установит свои настройки и вам снова придётся крутить колёсико или нажимать кнопки, чтобы выбрать нужную вам выдержку или диафрагму.

Программный режим съёмки Р позволяет начинающим фотографам очень просто работать с фотовспышкой (встроенной или внешней). Но, перед использованием фотовспышки проверьте, чтобы в вашей камере была установлена синхронизация по первой шторке затвора — в этом случае затвор камеры будет работать с постоянной выдержкой (примерно 1/60сек), а правильная экспозиция будет зависеть от настроек вспышки: в простейшем случае — вспышка в режиме AUTO — сама рассчитает требуемую мощность светового импульса.

Как фотографировать в режиме A (Av) — приоритет диафрагмы

Режим A (Av) (Aperture — диафрагма) очень любят профессиональные фотографы, поскольку в этом рeжимe очень просто контролировать глубину резкости. Режим A (Av) называется приоритетом диафрагмы потому, что в этом режме фотоаппарат отдаёт предпочтение выбранной фотографом диафрагме, а выдержка подбирается автоматически. При этом фотоаппарат, так же как и в любом автоматическом режиме использует показания встроенного экспонометра.

Если вы хотите получить снимки с размытым фотоном (обычно при портретной съёмке), или наоборот вам требуется закрыть диафрагму (пейзаж или групповой снимок) то режим приоритета диафрагмы будет самым оптимальным peжимом настройки фотоаппарата. При этом в режеиме приоритета диафрагмы, в отличие от программного режима P, вам не нужно будет «лихорадочно» :о) крутить колёсико фотоаппарата, для того, чтобы устанавливать нужную диафрагму перед каждым снимком — значение диафрагмы всегда будет таким каким его выбрал фотограф, пока он сам его не изменит (в некоторых камерах, это значение сохранится даже после выключения фотоаппарата)

Режим приоритета диафрагмы мало пригоден для съёмки подвижных объектов или съёмки при неярком освещении без штатива, когда велика вероятность получить смазанный кадр из-за чрезмерно длинной выдержки. В таких условиях съёмки режим приоритета диафрагмы может стать очень опасным для получения чёткого кадра! Но, к счастью у фотографа, есть ещё один режим творческой зоны.

Как фотографировать в режиме S (Т или Тv) — приоритет выдержки

Режим приоритета выдержки обозначается буквой T (Tv) от английского слова Time [тайм — время] или буквой S — Shutter [шáттер — затвор]. Вероятно, вы уже догадались, что в этом режиме преимущество отдаётся выдержке, отмеряемой затвором фотоаппарата (времени на которое открывается затвор вашего фотоаппарата).

Работает режим приоритета выдержки точно так же как и режим приоритета диафрагмы, с той лишь разницей что фотограф жёстко задаёт необходимую для фотосъёмки выдержку, а фотоаппарат подбирает требуемую для нормальной экспозиции диафрагму. Применять этот режим следует тогда, когда вы снимаете подвижный объект или хотите получить определённый динамический эффект. Так же, этот режим полезен при съёмке с рук без вспышки при недостаточном освещении — установите выдержку примерно равную фокусному расстоянию вашего объектива и вероятность шевелёнки уменьшится в разы!

ISO в режимах творческой зоны

Во всех режимах творческой зоны очень легко настроить выдержку и диафрагму. Однако, есть ещё один параметр, который влияет на правильную экспозицию — чувствительность матрицы или ISO. Поскольку высокие значения чувствительности матрицы могут привести к появлению цифровых шумов на ваших снимках, то общий принцип такой — чем ниже чувствительность матрицы тем лучше.

Чувствительность матрицы — это ваш «спасательный круг» в условиях недостатка света для нормальной экспозиции. Увеличивайте ISO только тогда, когда в видоискателе или на мониторе вашего фотоаппарата начинает мигать выдержка или диафрагма. Именно по этой причине чувствительность матрицы вынесена в отдельные настройки. В одних камерах, для изменения чувствительности матрицы достаточно нажать кнопку и покрутить колёсико настройки, в других нужно «покопаться» в меню.

Если при выборе параметров фотосъёмки в режимах творческой зоны в настройках фотоаппарата не мигает выбранное значение выдержки или диафрагмы, то об ISO можно не вспоминать. Кроме того, снимая в творческой зоне, независимо от выбранного режима, вы всегда можете позволить фотоаппарату, самому настроить нужное значение ISO — для этого достаточно просто установить ISO в AUTO и, в случае чего, фотоаппарат сам будет устанавливать более высокие значение ISO.

Почему профессиональные фотографы фотографируют в режиме М

Ручной режим фотосъёмки М (Manual — ручной) обычно используют очень опытные фотографы, однако не так уж часто, как об этом думают начинающие фотографы :о) потому что в ручном режиме фотосъёмки, фотографу самому приходится выбирать и выдержку и диафрагму, а на это нужно некоторое время. Однако, не стоит бояться ручного режима настройки фотоаппарата — он не так страшен и совсем не сложен, как кажется на первый взгляд. если следовать определённому порядку настройки экспозиции.

Ручной режим съемки

Этот режим позволяет фотографу полностью контролировать все настройки камеры, поэтому, чтобы использовать его максимально эффективно, нужно иметь базовые знания о том, что такое экспозиция и как взаимосвязаны в ней три параметра: выдержка, диафрагма и ISO. Ручной режим присутствует во всех зеркальных фотокамерах, камерах со сменной оптикой, просьюмерских фотоаппаратах, а также в некоторых продвинутых моделях компактных фотоаппаратов.

Каждый из этих параметров в ручном режиме можно регулировать независимо друг от друга. Ручной режим предоставляет максимальную гибкость в управлении камерой. Освоив работу с камерой в ручном режиме – можете считать себя почти профессиональным фотографом! Только не зацикливайтесь на этом режиме – нужно уметь грамотно использовать и полуавтоматические режимы, такие как приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, программный режим.

Когда же оправдано использование ручного режима? Тогда, когда полуавтоматические режимы могут давать ошибку или их использование может испортить фотографию. Приведу конкретные примеры:

Съемка в студии.

При съемке в студии использование режимов приоритета становится бесполезным, кроме того, это приведет к получению брака на фотографии. Почему? Потому что экспозиция при съемке в студии определяется импульсом вспышек, который имеет очень высокую мощность, по сравнению с окружающим освещением, но очень малую длительность. Следовательно, раз импульс очень короткий и мощный, а от окружающего естественного света нам необходимо избавиться, чтобы он не оказывал влияния на светотеневой рисунок, нужно использовать короткую выдержку. А количество света, попадающего на сенсор, регулируется в таком случае диафрагмой.

Получается следующий алгоритм действий – ставим выдержку, равную или чуть длиннее выдержки синхронизации. Обычно это 1/200 с. Камера при этом должна находиться в режиме М. Затем, делая пробные снимки, подбираем значение диафрагмы для оптимальной экспозиции.

Ночная съемка

Если вы снимаете город в так называемый «синий час», то автоматика камеры при замере экспозиции посчитает кадр слишком темным, то есть установит такие значения выдержки и диафрагмы, чтобы получить нормально экспонированный, с точки зрения зашитого в нее алгоритма, кадр.

Для вас же это неприемлемо, так как необходим именно темный кадр. Подбирать компенсацию экспозиции для полуавтоматических режимов – дело тоже хлопотное. В этом случае можно поступить следующим образом:

  • Переключаем камеру в режим приоритета диафрагмы
  • Выставляем нужную диафрагму, руководствуясь тем, на какой диафрагме объектив дает максимальную резкость, а также необходимой глубиной резкости.
  • Запоминаем значение выдержки, которое предложил фотоаппарат.
  • Переключаем камеру в ручной режим.
  • Выставляем такое же значение диафрагмы, а значение выдержки укорачиваем на 2-3 ступени (то есть в 4-8 раз)
  • Делаем пробный снимок. При необходимости корректируем значение выдержки

В результате, с минимальными затратами времени мы получим нужную экспозицию кадра

Съемка панорам

При съемке кадров для последующей склейки панорам очень важно, чтобы на всех кадрах была одинаковая экспозиция. Полуавтоматические режимы (приоритет выдержки и диафрагмы), обеспечить этого не могут. Следовательно, нужно пользоваться ручным режимом и снимать все кадры с одинаковыми настройками.

Творческая съемка

Если вы хотите сознательно получить передержанный или недодержанный кадр, то тут альтернативы ручному режиму нет. При съемке салютов и фейерверков также используется ручной режим. Есть также очень интересная техника студийной съемки, со смешанным освещением, когда одновременно используется постоянный и импульсный свет. Она позволяет получать фантастические эффекты без использования графических редакторов.

Объективы с ручной фокусировкой

Многие используют для съемки объективы с ручной фокусировкой. Если это не специально изготовленные для данной фирмы объективы, то фотоаппарат не может определить значение диафрагмы и считает, что объектив на камеру не установлен. В этом случае альтернативы ручному режиму вообще нет. Спрашивается, зачем использовать подобные объективы, не проще ли купить «родной» автофокусный?

Дело в том, что некоторые модели мануальных объективов (то есть с полностью ручным управлением) имеют превосходные оптические характеристики или очень интересный, пластичный рисунок боке. Поэтому их часто используют для художественной съемки, и даже для коммерческой, например, предметной.

Как фотографировать зеркалкой? Полуавтоматические режимы съемки

У вас появился зеркальный фотоаппарат или как его еще называют зеркалка? Что вы чувствуете — восторг от того, что теперь будете получать фото шедевры или смятение от обилия непонятных режимов и кнопочек? И в том, и в другом случае — это временно, потому что фотошедевры — дело наживное, а в фотоаппарате и его кнопочках мы сейчас разберемся.

Конечно, фотографировать зеркалкой можно и в авто режиме, чтобы привыкнуть к весу нового фотоаппарата, воочию убедиться в качестве фотографий, но рано или поздно авто режима вам окажется мало.

В предыдущих статьях вы познакомились с основами экспозиции и тремя китами фотографии — диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью и их особенностями, теперь же давайте применим полученные знания на практике!

Мы не будем сразу переходить к полностью ручному режиму, поскольку в нем много своих ньюансов, но чтобы вы уже сейчас начали получать более художественные снимки, давайте познакомимся с полуавтоматическими и художественными режимами съемки.

Как и на цифрокомпактах или мыльницах, на зеркалках есть базовые автоматические режимы съемки — портрет, пейзаж, макро, спорт и пр. Все, что вам необходимо сделать — это нажать на кнопку спуска. В действительности, фотоаппарат при этом будет жонглировать теми же тремя параметрами экспозици и, по тем же самым принципам, что и вы, когда начнете фотографировать в ручном режиме.

Следующий полукруг режимов (P, A (или Av), S (или Tv), M, A-Dep) — полуавтоматические, которыми могут пользоваться как начинающие фотографы, чтобы получить более эффектные кадры и не заморачиваться насчет настроек, так и опытные фотографы с целью экономии времени.

Итак, давайте пройдемся по порядку по основным полуавтоматическим режимам.

1. Наиболее простым режимом является режим P (от названия программная автоэкспозиция, иногда его также называют приоритетом ISO). Суть этого режима в том, что вы устанавливаете значение ISO, а фотоаппарат сам подбирает значения выдержки и диафрагмы так, чтобы получилась нормальная экспозиция кадра. Этот режим очень удобен для практики съемки с различными значениями ISO, а также для понимания того, как много значений экспопары — пары выдержки и диафрагмы — могут обеспечить получение одного и того же уровня экспозиции.

При этом вы можете менять значения экспопары, на фотоаппарате Canon 550D это делается одним движением ролика: например, если вам необходима более короткая выдержка, крутите ролик направо, сокращая выдержку, а фотоаппарат при этом призакроет диафрагму, чтобы сохранить экспозицию на том же уровне и позволить вам сфотографировать застывшее в воздухе яблоко, которое готовится вот-вот упасть на голову Ньютону

Поэкспериментируйте со съемкой в режиме Р, пропобуйте сфотографировать один и тот же объект с разным ISO, определите при каком значении ISO вашей камеры на фотографиях появится шум. Также обратите внимание на то, как изменяются значения выдержки и диафрагмы при изменении экспопары.

2. Следующий режим — это режим приоритета диафрагмы (A или Av)

Этот режим позволяет контролировать степень размытия фона на фотографии, т.е. здесь вы вручную задаете ISO и регулируете значение диафрагмы, а выдержку камера выставляет сама так, чтобы получить нормальный экспонированный кадр. В этом режиме вам необходимо просто определиться, нужен ли вам размытый фон или нет, и поставить соответствующее значение диафрагмы, все остальное за вас сделает фотоаппарат.

Рассмотрим этот режим на примере моего любимого яблочка с листочками для заметок На первом фото было установлено ISO и значение диафрагмы было изменено так, чтобы стало максимальным (в данном случае f/1.8) и мы в итоге получили красивое размытие по краям «яблочка». Несколько движений пальцем (прокручиваем ролик), диафрагма закрывается (f16) и мы получаем резкий кадр без размытостей. Обратите внимание, что f/1.8 с выдержкой в 1/1250 обеспечили тот же уровень экспозиции, что и f16 с выдержкой в 1/15.

При изменении значения диафрагмы обратите внимание на экран фотоаппарата, если вы попытаетесь установить слишком маленькое/большое значение диафрагмы и цифра, показывающая выдержку, начнет мигать — это будет означать, что при данном значении ISO и том значении диафрагмы, которое вы пытаетесь установить, камера не сможет обеспечить нормальную экспозицию. В таком случае измените ISO или значение диафрагмы. То же самое происходит и в режиме приоритета выдержки, о котором несколькими параграфами ниже

Если вы снимаете портрет, поставьте ISO и прокрутите ролик до значения самой открытой диафрагму, чтобы получить размытый фон, при этом выдержку камера отрегулирует. А если вы фотографируете пейзаж, закройте диафрагму, чтобы весь пейзаж оказался резким и в фокусе. Однако, если вы снимаете вечерний пейзаж или еще по каким-то причинам света мало, обратите внимание на значение выдержки — если она окажется слишком длинной, вам придется воспользоваться штативом или поставить фотоаппарат на какую-нибудь поверхность при съемке, чтобы избежать шевеленки.

Поиграйте и с этим режимом, он даст вам возможность исследовать, какой эффект дают различные значения диафрагмы, и вам при этом не придется задумываться об остальных параметрах.

3. Режим приоритета выдержкиS или Tv.

Аналогично предыдущим режимам, режим приоритета выдержки позволяет вам при заданном ISO контролировать только значение выдержки, оставив диафрагму на усмотрение фотоаппарата.

Так, например, на этих фотографиях ISO было неизменным и был поставлен режим съемки Tv, т.е. регулировалась только выдержка. На первом фото выдержка короткая — 1/2000, что позволило получить застывшие в воздухе капли воды, не задумываясь о значении диафрагмы. На втором фото несколькими оборотами ролика выдержка стала длиннее — 1/13, посмотрите насколько камера закрыла диафрагму (f/22), чтобы получить ту же нормальную экспозицию!

Для того, чтобы опробовать этот режим вам необязательно искать фонтан, вы можете просто выглянуть из окна и попробовать сфотографировать проезжающие машины (если они, конечно видны из вашего окна ) : поставьте короткую выдержку, чтобы получить четкую фотографию машины «остановленную» в кадре (если будете фотографировать солнечным днем, то можете поставить значение выдержки около 1/800, хотя все зависит от света в конкретной ситуайии). А теперь сделайте выдержку длиннее, поставьте фотоаппарат на подоконник и аккуратненько нажмите кнопку. Вы, скорее всего, получите художественный смаз, показывающий динамику уличного движения.

Поэкспериментируйте с фотографиями на короткой и длинной выдержке, при этом присмотритесь к тому, какие значения диафрагмы и ISO выставляет фотоаппарат — это поможет Вам лучше понять связь между ними.

4. И еще один режим — приоритет глубины резкости (A-DEP), который есть не на всех моделях. В этом режиме фотоаппарат устанавливает значения диафрагмы и выдержки так, чтобы все объекты, попавшие в автофокус, были бы в зоне резкости. Удобен, если вы пользуетесь полностью автоматическим режимои и постоянно получаете кадры не в фокусе, но стоит вам немного побаловаться ручными настройками или хотя бы полуавтоматическими режимами, к этому режиму вы уже точно не вернетесь

Попробуйте сделать фотографии в разных режимах и выкладывайте свои работы прямо здесь, будем рассматривать вместе!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]