Психология общения на фотосъемке
Уроки фотографии и фотодело, как стать фотографом. Копирование и перепечатка материалов строго запрещены!
Уроки фотографии и как стать фотографом. Фотодело, бизнес, маркетинг, раскрутка, продвижение, поиск клиентов, реклама.
Как фотографу общаться с клиентами?
Общение с клиентами — один из основополагающих аспектов бизнеса, в том числе и фотобизнеса. Во многом от степени эффективности общения зависит и успех бизнеса. Как фотографу общаться с клиентами? Какие слова говорить? Какую интонацию поддерживать во время беседы? Как рассказывать о своих фото услугах? Отличается ли процесс общение с клиентами во время процесса продажи (т.е. заключения сделки) от общения в период непосредственной фотосъемки? Об этом пойдет разговор в этой статье.
Как фотографу общаться с клиентами?
Прежде всего, нужно понять: процесс общения имеет свои нюансы в зависимости от среды, в которой это происходит. Телефонный разговор, виртуальная переписка (Вконтакте, Вибере, ВотсАп, e-mail или др. соц. сетях) или личная встреча отражается на стиле, интенсивности и уровне информативности беседы. Телефонные звонки и виртуальная переписка носит более поверхностный характер в сравнении с личным живым общением, когда во время разговора задействованы все основные органы чувств, и можно мгновенно увидеть и понять реакцию клиентов на то или другое высказывание. По степени эмоционального воздействия «личная встреча» идет на первом месте, далее телефонный разговор и последнее место занимает виртуальная переписка.
Вне зависимости от среды общения фотографу желательно всегда поддерживать внутри себя положительное расположение духа и быть позитивно настроенным . Это прямым образом отразится на тембре и интонации голоса (во время беседы по телефону), на выражении лица (при личной встрече) и окажет влияние на выбор слов во время переписки.
Работа фотографом не только творческая, но и приятная, так как в основном связана с радостными событиями, поэтому большинство клиентов при общении ожидают увидеть и почувствовать открытость, вежливость, дружелюбие и профессиональный подход к делу.
И еще одна важная деталь: культивируйте и удерживайте в своем сознании уважительное отношение к клиенту. Внутреннее состояние напрямую находит отражение во внешнем облике.
Этикет общения с клиентами.
- Избегайте фамильярности. Уважение одно из главных условий для плодотворного общения. «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» и обращение на «Вы» значатся символами уважения в переписке и разговоре с клиентами.
- Будьте хорошим слушателем. Внимательно изучайте, слушайте все вопросы, исходящие от клиента, и давайте детальные ответы. Во время живого разговора не перебивайте и создавайте такие условия, чтобы больше говорил клиент.
- Держитесь уверенно. Ведите беседу смело и ясно. Клиент пришел к вам, чтобы получить профессиональные фотоуслуги, и после окончания беседы/переписки он должен остаться уверенным, что сделал правильный выбор . И именно вы тот самый лучший фотограф для его знакового события.
- Благодарность. При первом ответе на запрос от потенциального клиента после приветственных слов поблагодарите клиента за обращение к вам. Слово «Спасибо!» одно из самых эмоционально сильных слов с положительной энергетикой. Простая фраза: «Здравствуйте, /имя клиента/! Спасибо за ваше обращение.» создаст хорошую почву для плодотворного общения. А если вы получили запрос на фотосъемку свадьбы , то можно начать свою первую фразу следующим образом «Здравствуйте! Поздравляю вас с приближающимся радостным событием!»
- Имя — это все! Имя человека — самое приятное для него сочетание звуков в мире. Обращайтесь к клиенту по имени и обязательно запоминайте его сразу. Во время переписки его имя можно употребить несколько раз, это сделает сообщение более персонализированным.
- Не бросайте клиента! На следующий день после проведения съемки напишите клиенту сообщение. Скажите ему, что вам было приятно быть свидетелем их радостного торжества (если речь идет о свадьбе) или вам было приятно с ней/ним/ними познакомиться и сохранить волнующие моменты их жизни на фотографиях. Также в сообщении можно указать точные сроки готовности фотографий.
Это были главные тезисы ответа на вопрос: «Как фотографу общаться с клиентами». Впереди вас ожидают новые и познавательные статьи о маркетинге, продвижении и психологии фотобизнеса. Будьте в курсе новых статей, оформив подписку в правой колонке блога. И в подарок вы получите руководство по созданию образа вашего Идеального клиента.
2 комментария к « Как фотографу общаться с клиентами? »
Спасибо, Елена. Стараюсь читать больше об общении с клиентами. Согласна, что это надо уметь делать, а потому этому надо учиться.
Марина, и этому можно научится, у вас обязательно все получится! Удачи вам!
Психология общения на фотосъемке
Не секрет, что установить контакт на фотосъемке, порой достаточно сложно. Причем касается это и фотомодели и фотографа. А закомплексованность модели – не приводит к хорошим результатам, равно, как и зажатость фотографа, который не может объяснить, что он хочет.
Прямая противоположность вышеописанной ситуации – психологическая модель «всезнайки». Справедливо заметить – встречается тоже с двух сторон. Например, модель думает, что она четко знает свой выгодный ракурс, и принимает только его, или макияж, который ей «идет», наряд и т.д. Не менее «страшно» это проявление со стороны некомпетентного в чем-то фотографа, когда он не до конца понимая, пытается навязать свое т.с. виденье «натягивания чулок», например.
Разберем простые психологические аспекты и приемы, позволяющие добиваться нужного результата на фотосъемке, равно, как и снимать напряженную ситуацию в целом.
Но если напряжение уже возникло, нужно взять некий тайм-аут, вместо того, чтобы получить серию нелепых снимков. Попытаться прийти в себя, расслабиться, глубоко вздохнуть несколько раз, обдумать ситуацию и повторить. Опытный фотограф сразу заметит тревожное состояние модели, по характерным признакам (взволнованность, бледность, испарина и т.д.) и постарается его снять.
Лучше всего, если это ваша первая встреча, наладить психологический контакт до фотосъемки. В этом помогут простые психологические приемы:
- открытость поз (рук в том числе) при первой встрече,
- улыбайтесь (и желательно искренне, не затягивая улыбку на долгие минуты),
- найдите общую тему разговора и поговорите немного,
- узнайте имя модели, и называйте человека по имени,
- старайтесь без надобности не пересекать «интимную зону»
- обсудите фотосъемку
Наконец, наступил сам процесс фотосъемки. С момента изобретения первого фотоаппарата наработано очень много эффективных методик, как заставить модель улыбаться, вести себя естественно и как, в итоге получить замечательные фотографии. Не забывайте в процессе предварительной беседы, например, изучить модель с точки зрения эффективных ракурсов, выигрышных поз и использовать это в дальнейшем.
Вот лишь некоторые психологические приемы:
- Чайное настроение. Это достаточно длинный путь, но эффективный. Чтобы создать настроение доверия фотограф предварительно ведет долгие беседы, угощает модель чаем-кофе. Возможно, звучит музыка и всем этим создается общее доверительное настроение фотосъемки.
- Бокал вина. Не менее известный способ найти пути коммуникации – бокал вина перед съемкой. Но не больше, чтобы взгляд остался ясным, а кожа светлой.
- Два фотографа. Редко применяемый, но эффективный прием (больше репортерский). Один фотограф (якобы основной), лишь имитирует съемку, а второй (возможно даже издалека) снимает в промежутках, получая естественные или сфабрикованные (в зависимости от целей) кадры.
- «Клоун». Зачастую намеренно фотограф начинает дурачиться. (например показывает язык). Или подчеркивает что-то смешное во внешности. Располагая людей своим типажем и поведением. Заставляет улыбнуться естественно. Прием очень эффективен при съемке детей.
- Уединение. Иногда достаточно дать время побыть модели одной какое-то время в студии и она приходит в себя, привыкает к помещению, возвращается естественность поведения.
- Родная территория. Эффективнейший прием, но не всегда возможен. Съемка переносится на территорию знакомую модели (дом, просто на улице)
- Зеркало. Очень простой метод, заставить модель лучше позировать – дать ей видеть свое отражение.
- Пустые задачи. Иногда, чтобы отвлечь, достаточно убрать избыточное свободное время. Тем самым, мысли идут в другом направлении и просто нет времени у фотомодели думать о том, что что-то не так. Например попросить пришить пуговицу, подержать объектив, помочь заменить фон и т.д.
- Друг. Можно разрешить привести друга на фотосет. Но этот прием не четкий. Он может как раскрепостить, так и начисто заморозить модель.
- Конкурентка. Прием рассчитанный на женщин. Перед съемкой модели она наблюдает другой фотосет с другой моделью. Предполагается, что это вызовет у нее желание сделать лучше. И в процессе просмотра у модели уже нарабатываются некие свои приемы, а это экономит время.
- Дикция. Действенный метод быстро снять скованность. Берется, например, жвачка (больше для вида). И произносится какая-нибудь фраза не разборчиво, сквозь зубы. Модель напрягается, переспрашивает, забывая о себе и своей скованности. Этот метод эффективен и вместе с приемом «клоун».
- Птичка. Самый известный и старый прием – «сейчас вылетит птичка». К сожалению не действует, потому, что сейчас знают, что не вылетит. Даже «сыр» не действует. А вот «сейчас вылетит сыр» — уже лучше! Импровизируйте, вызывая улыбку смешной, необычной фразой. Эффективный прием для групповой съемки.
- Кричалки. Достаточно веселый метод при съемке молодежи. Спортивные кричалки – «Раз, два, три, Зенитушка дави!», «Нужен гол, нужен два, нужен кубок УЕФА. », «Я хочу иметь ребёнка от Володи Казачонка!» и все в этом роде. Идеально при съемке групповых портретов, но вполне подходит и для создания веселого настроения у некоторых моделей.
На этом, пожалуй и остановимся, поскольку тема эта достаточно емкая, но важно то, что направление, или если хотите «вектор», я считаю, уже задан.
Психология общения на фотосъемке
Люди одновременно доверчивы и скованны, особенно когда речь заходит за снимки. Как только человек видит объектив камеры, направленный на него, он тут же изображает из себя статую и напрягает все мышцы.
Даже на профессиональной фотосъемке установить контакт очень сложно. Причем это относится и к позирующему и к фотографу. Даже профессиональные модели сталкиваются с такой проблемой. Их работа это поиски способов раскрепостить себя. Закомплексованность модели не принесет хороших снимков, так же как и зажатость фотографа не сможет объяснить, что именно он хочет получить.
Существует и противоположная ситуация. Модель – «всезнайка», которая считает, что нужно принимать только такие позы и делать только такой макияж. И некомпетентный фотограф, который пытается навязать свое видение, не до конца понимая цель съемки.
Профессиональные снимки желают получить все. Чтобы прослеживался сюжет, подчеркивались достоинства, и можно было с гордостью показывать альбом гостям. Но возникает проблема с поиском хорошего фотографа, да еще и по ценам, которые не будут запрыгивать за облака. Вот люди и пытают интернет, вводя фразу типа фотосессия в Тюмени цены, в зависимости от региона проживания.
Рассмотрим основные психологические приемы и аспекты, которые позволят добиться оптимального результата в процессе фотосъемки, и снять напряженную ситуацию.
Не стоит делать снимки, когда напряженность уже возникло. Лучше сделать перерыв, чем получать кучу нелепых фотографий. Во время отдыха глубоко вдохните, расслабьтесь, обдумайте ситуации и начните заново работу. Фотограф с опытом сразу обратить внимание на скованное состояние модели по типичным признакам: бледность, взволнованность, испарина и т.д. Профессионал предпримет попытки снять их.
Если состоялась первая встреча с моделью, то лучше всего наладить психологический контакт до фотосъемки. Помогут в этом следующие психологические приемы:
— открытая поза при первой встрече;
— общая тема разговора и недолгая беседа;
— обращение к модели по имени;
— держаться на расстоянии до модели не менее 40 см;
Когда наступить сам процесс фотосъемки, то самое время применять методики, чтобы заставить модели улыбаться. Перечислим некоторые из них:
— Два фотографа. Применяется редко, в основном репортерами. Один фотограф делает вид что снимает, другой фотографирует в промежутках, может даже издалека. Так получаются естественные кадры.
— Клоун. Фотограф намеренно начинает дурачиться – корчить рожицы и показывать язык. Или же подчеркивая что-то смешное во внешности. Так он располагает к себе людей. Прием очень эффективен при фотосессии с участием детей.
— Зеркало. Метод простой, когда модель видит свое отражение в зеркале, то лучше позирует.
Приемов и техник существует много, но главное, это добиться доверительных отношений между фотографом и моделей. И не важно, профессиональная вы модель или просто желаете получить качественные фотографии, главное быть свободным в своих движениях. А уж ответственный фотограф постарается, чтобы, даже из золушки сделать королеву красоты.
Блог Бондарь Андрея
Записная книжка фотографа
Ошибки фотографа в общении с клиентами
Глупые дискуссии с умным видом.
Для заказчика, фотограф — исполнитель, автор (не всегда) и создатель визуального контента, произведения. Умение поддержать разговор — второстепенное, хотя и необходимое умение. Фотографам свойственно ошибаться, зазнаваться и просто — быть неопытными в общении: в интернет-переписке, на съемочной площадке, во время телефонных разговоров и т. д.
Ошибки фотографа в общении с клиентами
Темы, которые не стоит обсуждать
Универсального стиля общения нет, но есть темы, которые не стоит обсуждать с клиентом: хоть до, хоть после фотосъемки.
Личная жизнь: коллег и заказчиков
Фотограф и заказчик — не родственники, а временный трудовой союз. Разговоры о детях и женах лучше оставить в стороне, даже если речь о коллегах, или жизни клиента. Подобные беседы отвлекают, вынуждают заказчика хихикать (за спиной) и краснеть. Личная жизнь — тема, которая неуместна, а порой — оскорбительна. Избегайте ее.
Политические взгляды
Всегда держите свои политические взгляды при себе. Если они у вас правильные — тем более.
Политика — худшая тема для обсуждения. Нельзя озвучить точку зрения и не задеть чьи-то чувства, убеждения, жизненные ценности. А любое несогласие — потенциальный конфликт. Скрытый или явный — неважно, человек отстранится и больше не вернется.
Компетенция: фотографа, заказчиков, коллег и публичных деятелей
В любой профессии найдутся некомпетентные сотрудники. Говорить с клиентом на эту тему — недальновидное решение: послушают, из любопытства, и поймут — фотограф пытается подчеркнуть собственную компетентность на фоне чьей-то профессиональной слабости. Этого не любят, всегда и везде.
Присваивание чужих заслуг, хвастовство
Заказчик не ценит наплевательское отношение к коллегам, более того — он задумывается: а способен ли фотограф к самостоятельным достижениям? Выводы приходят разные, но все они влияют на принятие решения о сотрудничестве.
Говоря о себе, нельзя заигрываться, общество не любит хвастунов. У заказчика складывается впечатление, что фотограф редко чего-либо достигает, потому и гордость, пользы от корой нет: ни творчеству, ни беседе. Сдерживайте себя.
Заработок: собственный и коллег
Доходы интересны только ФНС. Иногда — семье.
Сбор информации о доходах коллег и упоминание этих цифр в диалоге с заказчиком — повод для сравнения, оценки фотографа и зависти.
Не говорите о финансах и вас увидят, пусть и немного, но в другом свете.
Негатив: отношение к профессии, трудности, поиски другой работы
Любые жалобы снижают позитивный настрой, но упреки и укоры собственной профессии — верный знак, что собеседник — нытик, негативная персона и просто человек, которому не стоит доверять проект.
Уходя — уходят. Есть предложение на руках? В добрый путь, никто слез не уронит. Иначе — верный способ стать персоной, на которою не будут тратить время. Скамейка запасных…
Прошлое: детство, отвязные годы
Не бывает жизни без глупостей. Главное оставить их в прошлом, а его не тревожить. Пускай молчит и не обличает. К тому же, рассказы о своем прошлом наводят клиента на мысль — а изменились ли вы?
Увы, но многие решают в худшую сторону, считая что люди не меняются и ждут от вас… Да к черту, разговаривайте по делу, а не припоминайте свои драки в школьных коридорах, лазы в катакомбы, угоны авто, дерганье борсеток и т. д.
Заметки на полях:
Разговоры о мироустройстве, идеалах — тонкая грань, двигаться по которой под силу только сильному оратору, эрудированному человеку. Фотографу достаточно придерживаться границ этики и норм поведения в обществе, а если заказчик озвучит свои убеждения, то наберитесь терпения и выслушайте, не перебивая. Затем вернитесь к рабочим моментам и забудьте про ответное действие, потому-что оно может стать началом конфликта.
Ошибки во время переговоров: по телефону, при личной встрече, в интернете
Мастерство общения с заказчиком — не только навыки ускользания от сложных тем, но и умение замечать ошибки:
Нарциссизм
Мешает. Всегда и во всем.
Диалог без цели
Ход встречи и разговор контролирует фотограф. Всегда.
Цель диалога — не заключение договора, а устранение двояких трактовок и утверждение регламента.
Диалоги без цели и просто беседы — пустая трата времени.
Увлечение монологами
Слушающий фотограф помогает клиенту высказаться: озвучить свои требования, пожелания и опасения. Болтун — напротив, подтолкнет заказчика к мыслям о нарциссизме фотографа и его профессиональной непригодности. Время идет, задача не ясна, проект не обозначен и т. д.
Молчаливость
Другая крайность. 🙂 Молчать нельзя: имя, опыт и знания обесценятся в глазах клиента, если фотограф игнорирует окружающих. По-неволе подумаешь, что человек и говорить не умеет, а значит: невостребован, раз не набрался опыта, или не поможет клиенту в решении проблемы.
Общение с посредниками
Вести диалог и заключать договор необходимо только с заказчиком: менеджеры и агенты — испорченный телефон, трата собственного времени. В таких ситуациях, лучше отказаться от сотрудничества: фанатики делегирования втягивают фотографа в свою игру, попутно докучая ему телефонными звонками, сопутствующими правками, длительными согласованиями и т. д.
Эмоциональная неустойчивость
Переменчивое настроение — агрессия, истерия, крик и слезы — не показатель талантливого человека, а демонстрация низкого уровня эмоционального интеллекта. Сидя за ретушью или вдали от посторонних глаз — пожалуйста, но при общении с людьми — табу!
Увлечение терминологией
Если фотографа трудно слушать, то его невозможно понять.
В общении с клиентом лучше избегать длинных формулировок и чрезмерного употребления терминологии. Речь должна быть простой и доступной для человека вне фотографии, нести в себе примеры из информационного поля клиента.
Неспособность ответить на вопросы заказчика
Наработки, шаблоны ответов и заготовки тем для обсуждения — хорошо, но плохо, если на этом заканчивается словесный опыт фотографа. Клиент может задать вопрос не в тему и что тогда?
Демонстрация нужды
Бонусы и демпинг помогают «зацепить» потенциального клиента. Но есть и другая проблема — не свой клиент, который приходит за скидкой; падение уважения к творчеству фотографа и его личности; сотрудничество на невыгодных, для фотографа, условиях. Нужно уметь говорить нет, отпускать клиента.
Путаница в именах
Если нет медицинских оснований, то это показатель отношения к работе, уважения к людям, личного и профессионального мнения о заказчике.
Демонстрация востребованности
Заигрывание с телефоном во время диалога с клиентом — ответ на все входящие звонки и смс, чтение электронной почты — не показатель востребованности фотографа, а простое невежество, показатель ниши мелких бытовых услуг…
Канцеляризмы и заезженные фразы
Ошибки в общении на съемочной площадке
Фотосъемка — не время, когда клиенту некуда деваться, а день, когда на фотографа смотрят со всех сторон: опыт фотосъемки и работы в команде, общение с заказчиком, героем в кадре и коллегами.
Оценка продолжается и, в общении главное не допускать:
- Разговоры: по телефону, средствами смс и электронной почты, мессенджеры.
- Беседы на отстраненные темы.
- Неуважительное, эмоциональное обращение к коллегам.
- Нарциссизм, гордость во взгляде на присутствующих.
- Хвастовство.
Не стоит увлекаться кофе, т. к. в эти минуты заказчик может почувствовать себя одиноким, в ситуации когда фотограф с командой «шушукается» о своем, или оскорбленным, в ситуации панибратства (бывает такая иллюзия, когда все идет по плану, растет понимание со стороны друг друга и допускаются вольности, но ничего не изменилось: фотограф — исполнитель).
p.s. думайте о своей речи, понимайте важность диалогов, учитесь на чужих ошибках.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Рекомендую к прочтению:
- Сделайте мне красиво, или о чем задуматься перед фотосъемкой В своей работе, фотограф не только осваивает профессиональные навыки, но и незаметно для себя, и большинства окружающих, взрослеет: не […]
- Как разговаривать с фотографом, когда недоволен количеством итоговых фотографий Недовольство количеством фотографий, со стороны заказчика, — давняя проблема, которую знает любой фотограф. Но как вести себя клиенту, […]
- Как фотографу воспринимать настроение социальных сетей Из писем к другу. Сообщения … А на твое предложение, почаще заглядывать в социальные сети (и быстрее отвечать на […]
Андрей Бондарь
Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.
Добавить комментарий Отменить ответ
О проекте
Основная тема блога — фотография и профессия фотографа, и прежде всего — вопросы творчества, продвижения, перспектив и вдохновения.
Делюсь личным опытом, рассказываю о наработках коллег. Пишу для заказчиков, даю ответы на распространенные вопросы.
Выбранный формат — записная книжка.
Новые публикации дважды в месяц, доступна подписка на обновления.
Психологические особенности общения с моделью
Как сделать так, чтобы ваша модель расслабилась? Этот вопрос волнует многих фотографов, не только тех, кто снимает в коммерческих целях, но и тех, кто делает фотографии друзей и родственников. Как добиться красивой, живой схожести, будто человек просто смотрит в зеркало?
Все будет зависеть от того, как фотограф и модель смогут повлиять друг на друга. Известно, что есть три типа взаимодействия: фотограф управляет моделью, модель диктует, что делать, модель и мастер сотрудничают. Первый вид взаимодействия позволяет получить интересные пластические снимки. Второй тип, где доминирует модель, позволят получить живой портрет, достаточно просто ловить удачные моменты. Третий вид взаимодействия позволяет получить искренние по настроению снимки, в основе которых лежит какая-то идея.
Пообщайтесь перед съемкой
Прежде чем начать съемку, не ленитесь поговорить с будущей моделью. Какова цель съемки? Что она хочет увидеть в результате? Ответьте заранее для себя на вопрос: чем модель будет заниматься в кадре? Желательно хотя бы в нескольких чертах набросать основную концепцию съемки.
Продумайте вместе и образ, и детали. Помните, порой от деталей зависит настроение, а значит и успех всей съемки.
Помните, что во время съемки фотографу зачастую приходится быть одновременно стилистом, модельером, грузчиком, уборщицей и массовиком-затейником.
Поинтересуйтесь, какую музыку предпочитает модель, попросите ее принести плеер с любимой музыкой или скачайте ее любимые композиции, это поможет ей расслабиться.
Если модель уже находится на месте съемки, воспользуйтесь так называемой «чайной церемонией». Предложите чаю или кофе, заведите легкий отвлеченный разговор о жизни, об увлечениях, расскажите анекдот, пошутите. Чтобы расположить к себе модель, сам фотограф должен быть расслаблен, спокоен и уверен в себе.
Создайте комфортные условия
Вашей модели должно быть удобно, максимально комфортно в условиях задуманной съемки. В закрытом помещении интересуйтесь время от времени, не холодно ли, не жарко ли ей. Если снимаете на улице в холодное время года, подумайте о термосе с горячим напитком.
Для быстрого расслабления модели можно попробовать ей попрыгать. Еще один способ быстро расслабиться — выпить бокал шампанского или вина, но не больше. Третий способ – «взять на измор», обычно в первый час съемки она чувствует себя немного скованно, а вот во второй час расслабляется. В третий час человек уже начинает уставать.
Общайтесь во время съемки
Продолжайте разговаривать с моделями уже во время съемки. Хвалите как детей, так и взрослых. Помогите с выбором позы, а когда находите удачный ракурс, обязательно похвалите ее. Порадуйтесь вслух удачному кадру.
Чередуйте серии, когда говорите: «…раз, два, три», «снимаю», «готово» к неожиданному спуску затвора. Вы сможете сравнить, как модель выглядит, когда она собранна и напряжена, готова к щелчку затвора, и – когда она расслабленная и не ожидает, что вы сделаете кадр.
Веселимся
Фотосессия должна быть интересной и по возможности веселой. Попросите модель поиграть, затем попробуйте призвать ее изобразить разные эмоции. Однако же старайтесь, чтобы эти эмоции не были статичными, иначе ваша модель может напоминать труп или статую. Ваша задача – добиться от нее, чтобы была живость, глаза горели, и создавалась иллюзия того, что это был один единственный кадр одного единственного мгновения.
Например, еще один вариант, который помогает модели расслабиться — вы можете предложить заниматься каким-либо своим делом и фотографировать ее «в процессе работы».
Не надо заставлять модель долго сидеть в одной позе, просить закрывать глаза и открывать их на счёт три, так как у многих людей от долгого смотрения в одну точку взгляд «умирает».
Помните, правильно поданные эмоции – залог успеха фотопортрета. Однако сами мысли и эмоции сфотографировать невозможно. Чаще всего переживаемая моделью эмоция не будет считываться на фотографии, а будет восприниматься зрителем как шарж или гротеск. Можно сфотографировать только физическое проявление мыслей и эмоций.
Говорите с моделью на одном языке
Очень важно, чтобы модель понимала краткие и четкие указания фотографа. Можно вкратце рассказать, какой снимок вы хотите получить. Используйте простые понятные термины. Желательно, чтобы она могла понимать любые указания, касающиеся той или иной позы во время фотосъемки. А вот как раз прическу или одежду лучше всего поправлять фотографу.
Делайте паузы
Давайте модели передышку. Передохните пару минут, поговорите, дайте отдышаться. После небольшой передышки онасможет вновь вернуться к позированию. Такая передышка может пойти на пользу, ведь когда снова принимается та же поза, в ней могут появится новая энергетика и оттенки.
Не дайте себя подавить
Бывают такие ситуации, когда модель пытается руководить процессом. И не всегда подобное руководство бывает грамотным: навязывается некрасивая поза, неудачный ракурс. Если цель – любой ценой угодить модели – сделайте несколько кадров, а потом позу или ракурс поменяете.
Фотограф должен знать что делает, и должен дать почувствовать это модели. Если у вас есть сомнения, старайтесь не показывать их. Воздержитесь от экспериментов в начале фотосессии. Сначала поставьте перед нею конкретную задачу, вовлеките ее в процесс, а затем уже можно приступать к экспериментам. Фотографу лучше всего демонстрировать самому интерес и вовлеченность в процесс. В некоторые моменты даже можно изобразить, что вы снимаете модель в откровенно плохой позе, чтобы не дать ей потерять интерес к съемке.
Полюбите модель
Когда вы видите модель впервые, постарайтесь сразу же отметить красивые и уникальные черты внешности и придумать, как снять их наиболее выигрышно.
Во время съемки постарайтесь прислушиваться к своим ощущениям и думать о том, что в данный момент она чувствует. Хороший фотограф должен быть отчасти эмпатом и чувствовать состояние своей модели.
В конце съемки
Похвалите модель, скажите, что она держалась, как профессионал. В конце съемки стоит сказать о том, что работать с нею вам было легко, что вы довольны результатами работы.
Благодарим за предоставленные иллюстрации Peter Nguyen, Ludek Ciganek, Мануэля Ореро Галана, Зольтана Кои, Марка Шагала, Тимура Ганиева, Галину Кочергину , Дмитрия Кузнецова, Морриса Фэймана, Евгению Семенову, а также участников группы Nikon Россия ВКонтакте Надежду Никитину.
Надеемся, что вы не откажитесь поделиться с нами вашими собственными идеями, как помочь модели расслабиться, — в комментариях. Если вы еще не добавили наш блог, вы можете сделать это с помощью ссылки.
Работа с моделью на фотосъемке: психология и специфика
Приветствую читателей и подписчиков моего блога. Меня зовут Ярослава Громова. Я фотограф, снимающий, в основном, в жанре «Портрет», поэтому взаимодействие с моделью является для меня ключевым фактором, от которого зависит успех съемки.
Итак, характер и специфика работы с моделью зависят прежде всего от того, КТО ваша модель: профессионал или любитель, каков ее пол, возраст и социальные установки.
МОДЕЛЬ ПРОФИ. Любой фотограф скажет, что работать с профессионалом всегда приятно, но все-таки нюансы и сложности присутствуют. Если Вы начинающий фотограф, то возможность поработать с моделью-профи – это то, что Вам нужно. Она легко может выдать массу красивых поз, знает свои ракурсы, даже может дать совет по постановке света, подбору аксессуаров или реквизита, подскажет интересные идеи для фотосессии. В то же время будет управлять Вами и ходом съемок. Не воспринимайте это негативно –это прежде всего опыт для Вас и возможность обзавестись отличным портфолио. Но не путайте пожалуйста девочек и мальчиков только что закончивших курсы позирования с настоящими фотомоделями. Профи-моделей, если Вы новичок, можете встретить на различных мастер-классах и воркшопах именитых фотографов, мероприятиях посвященных бьюти и фэшн индустрии, на тематических промо-уроках различных фотостудий и т.д. Пользуйтесь моментом, фотографируйте, получайте новые знания, но не забывайте держаться уверенно и не пасовать перед профи. Модель обязательно почувствует Вашу неувереннось и интерес к съемке (если Вы единственный фотограф на площадке) моментально угаснет.
У профессиональных фотографов отношения с профессиональными моделями значительно отличаются. Зачастую тот самый опыт, отработанные эмоции, позы и ракурсы модели-профи мешают профессиональному фотографу воплотить замысел. В этом случае нужно вывести отношения на формальный уровень: заранее оговорить концепцию съемки, обсудить все детали, возможно даже прописать их на бумаге, дать время вжиться в образ, привести примеры и тогда Вы получите желаемый результат уже с первых кадров. Помните, чем больше фотограф доминирует над ходом съемки, тем быстрее модель подчинится Вашему замыслу))). Что касается творчества, если не все, то многие фотографы мечтают обзавестись «собственной» моделью. В таком творческом тандеме фотограф и модель эмоционально связаны и даже без особых обсуждений и предварительной подготовки способны выдавать прекрасные идеи и образы.
МОДЕЛЬ ЛЮБИТЕЛЬ. Для многих фотографов непрофессиональные модели составляют основной пласт клиентов. Работа с непрофессиональной моделью — это всегда лотерея, особенно если съемка модели происходит в первый раз. Именно в этом случае Вам пригодятся познания в психологии. По моему мнению, поведение обычного человека (не модели-профи) в начале съемки определяется таким психологическим термином как «уровень потребности быть в центре внимания». У каждого человека этот уровень разный. Одни привыкли и стремятся к вниманию окружающих. В крайних случаях это стремление может выливаться в «капризы маленького ребенка» на съемочной площадке. Ведь именно дети привлекают к себе внимание поведением «бескомпромиссного критика» («мне это не нравится!», «не хочу!», «не буду!») или «всезнающего эксперта» («фотографируйте меня только снизу – так ноги кажутся длиннее», «мне этот свет не подходит» и т.п.). Других повышенное внимание к себе сковывает, обостряя массу внутренних комплексов и страхов («а что обо мне подумают?», «я наверно глупо выгляжу, я же не профи?», «я наверно совсем не умею позировать», «как я получусь на фото, наверно ужасно» и т.п.). Это всё, конечно, крайности, а реальное поведение людей балансирует между этими крайностями. Все, что будет происходить дальше во время съемки зависит во многом от Вас как от фотографа и профессионала. Ваша задача – создать комфортную психологическую среду для модели, как любят говорить коллеги-фотографы, дать модели «расслабиться». И для этого вовсе необязательно заставлять человека прыгать или пить шампанское. Достаточно дать модели ровно столько внимания, сколько ей требуется для комфортного самочувствия. Если Вы определили, что перед объективом человек требующий повышенного внимания, то попробуйте на первом этапе съемки прислушаться к его пожеланиям и дать возможность получить психологическую разрядку. Немного «выпустив пар» модель потихоньку начнет прислушиваться к Вашим пожеланиям и контроль над ходом съемки снова будет у Вас. Если под прицелом Вашей камеры оказался человек который боится, смущается или раздражается от повышенного внимания к себе, начните процесс съемки обсуждая ее ход с другим человеком на площадке (ассистентом, визажистом, стилистом – без разницы), при этом подробно высказывая свои пожелания и рекомендации (например, «хороший кадр, но я бы изменила…» позу, наклон головы, улыбнулась, посмотрела в сторону и т.д. ), при этом можно показать как это должно быть. Ваше внимание и рекомендации по съемке будут направлены как-бы в сторону, не вовлекая модель напрямую, но при этом человек будет слышать что от него хотят и постарается эти рекомендации выполнить. И тогда опять берите контроль в свои руки и начинайте взаимодействовать уже непосредственно с моделью.
Часто фотографы слышат от моделей фразу, что фотосессия это хорошая психотерапия для них. И это действительно так. Хороший фотограф всегда может сбалансировать «уровень потребности быть в центре внимания» у модели, подарить новые позитивные эмоции, вернуть уверенность в себе.
Искусство и бизнес фотографии
- Комментариев нет
- 13683
От со-основателя проекта Fotobiz Ласло Габани
На своих занятиях я постоянно вспоминаю автора книги “Психология Влияния” Роберта Чалдини, одного из отцов использования психологии в маркетинге и продажах. Книга очень полезная и важная, особенно для тех фотографов, кто не понимает, на чем основан современный маркетинг. Сегодня я начну знакомить вас с законами психологии по Чалдини, которые могут быть крайне полезны для фотографов.
Я сам познакомился с этой книгой в 2008 году и с тех пор она является моим настольным пособием
Понимаю, что для многих чтение книг по бизнесу и психологии не является приоритетным. Поэтому я специально для Вас сделал выжимки, или, если угодно, конспект. Но прежде чем начать, хочу попросить вас дать мне обещание, что вы будете использовать эти технику только во благо Ваших клиентов, и никак не иначе.
Взаимный обмен
В своей книге «Психология влияния» (Influence: The Psychology of Persuasion) Доктор Роберт Б. Чалдини (Dr. Robert B. Cialdini) определяет взаимный обмен как естественное желание отблагодарить человека, который сделал что-то для вас. Чувство признательности и благодарности возникает, когда окружающие ведут себя искренне и готовы помочь Вам.
Как это можно применить в Вашем фотомаркетинге
Сделайте клиенту подарок наперед, или окажите ему помощь в каком-то очень больном для него вопросе — так вы заслужите его лояльность, что приведет к долговременному сотрудничеству. Самое главное, Вы завоюете доверие с первого шага.
Подарок может не быть дорогим, а помощь сложной — подойдет все: от футболки с Вашим логотипом или эксклюзивной версии электронной книги с какими-то полезностями (по вопросам, в которых вы являетесь профессионалом), до фирменных «фото-обоев» для рабочего стола из ваших фотографий.
В качестве знака внимания подойдет даже написанная вашей рукой открытка. Радуйте клиентов такими небольшими подарками, и вы получите прочные отношения с аудиторией.
Я часто рекомендую использовать Ваши знания в той области, где вы являетесь профессионалом. Сделайте интервью, ответьте на 10 самых часто задаваемых вопросов, запишите несколько коротких видео и отдайте Вашим потенциальным клиентам. Вы получите внимание клиента. Но самое главное — доверие, благодаря которому клиент с энтузиазмом будет получать Ваши дальнейшие коммерческие предложения.
Обязательства
Чалдини утверждает: люди не любят нарушать обещания. Если человек дал слово пообедать с кем-то в кафе или подписаться на рассылку, то ему кажется, что он обязан сделать это. Связав себя обязательствами, мы подсознательно стремимся выполнить их.
Как Вы можете это использовать в Вашем фотомаркетинге.
Так вы можете снизить отток клиентов. Продолжайте радовать людей маленькими подарками (из пункта 1 и помните — чем сильнее обязательства, которые клиент будет чувствовать перед Вашим брендом, тем сложнее ему разорвать отношения.
Кроме того, подумайте о ценообразовании. Снижение цен или специальные предложения для новых посетителей — хороший способ конвертировать их в лиды или продажи. Получив новых клиентов, предложите им качественное обслуживание, отличный продукт и персонализированный контент.
Авторитет
Согласно Чалдини, авторитеты есть у большинства людей. Мы склонны разделять мнение профессионалов в определенной сфере лишь только потому, что эти люди, на наш взгляд, заслуживают доверия.
Как Вы можете это использовать в Вашем фотомаркетинге
Повысить авторитет своего контента довольно просто: достаточно размещать подробную информацию о Вас как авторе. Перечислите ваши профессиональные достижения у себя на ресурсе, рядом со статьями, электронными книгами, видеоуроками.
Это покажет, насколько Вы умны и профессиональны, что крайне полезно для установления интеллектуального лидерства в нише.
Не забывайте, что именно Вы — специалист, давно работающий в этой индустрии, а не клиент. Даже наличие опыта в съемке 10-20 свадеб, или 30 портретных съемок уже делает Вас супер-экспертом по сравнению с Вашим потенциальным клиентом.
Социальные доказательства
Большинство людей склонно ориентироваться на мнения друзей и знакомых. Если угодно, этот эффект можно назвать «стадным».
Если Вы давно в индустрии профессиональной фотографии, то Вы точно знаете, что рекомендации являются самым эффективным инструментов в продвижении. Объяснение очень простое. Клиенты доверяют рекомендациям своих друзей или знакомых именно потому, что они звучит от людей уже пользовавшихся Вашими услугами.
Как Вы можете это использовать в Вашем фотомаркетинге
Помните о принципе социального доказательства при продвижении Вашего блога или лендинга. Читатели или посетители намного увереннее выполняют целевое действие, когда видят число Ваших подписчиков в социальных сетях и количество людей, уже заполнивших форму.
Симпатия
Под симпатией Чалдини понимает нашу склонность взаимодействовать с людьми и компаниями, которые оказали на нас позитивное впечатление. При этом уровень интеллекта собеседника, или, скажем, степень социальной ответственности бренда чаще всего не имеют значения. Если вы почувствовали симпатию, то будете наслаждаться общением с человеком в любом случае.
Как Вы можете это использовать в Вашем фотомаркетинге
Имейте в виду: чтобы быть «симпатичным», не обязательно казаться «хорошим». Маркетинговая стратегия бренда может быть напористой и агрессивной — при условии, что это нравится Вашей целевой аудитории. Главное, чтобы у людей возникло чувство позитивной связи с брендом.
Нас очень часто обвиняют, что мы очень агрессивно высмеиваем тех, кто не пользуется нашими обучающими программами. Но как ни странно, большинство людей готовы смириться с такого рода насмешками, потому, что они понимают, что это ПРАВДА. Более того, они покупают обучение.