Простые способы компоновки кадра
Простые способы компоновки кадра
Для того, чтобы не упустить удачный снимок, нужно научиться не только быстро обращаться с фотоаппаратом, но и заранее видеть и представлять будущий кадр. Фотограф должен быстро оценивать обстановку и решать, какая компоновка кадра будет наиболее удачна в конкретной ситуации. Чтобы научиться быстро компоновать кадр, нужно освоить принципы быстрой оценки обстановки.
Когда вы учитесь, вам приходится много думать о композиции, прорабатывать все детали, но со временем это всё будет выполняться автоматически. Эти действия перейдут в подсознание и вам больше не придется тратить на эту работу столько времени и сил. Всё будет получаться само собой, но для того, чтобы достигнуть такого результата, нужно упорно тренироваться.
Пример №1
Разберем ход мыслей фотографа при съемке цветов и уток.
- Цветы красивые. Они должны быть на переднем плане в фотографии. Если погода ветреная, то подойдет ежим приоритета выдержки.
- Если присесть, то на фоне окажутся утки. Их цвет кардинально отличается от расцветки цветов. Если сделать фон размытым, появятся интересные цветовые пятна.
- В воде плавает какой-то мусор. Он не должен попасть в кадр.
- Камера настроена, приседаем, зумируем, фокусируемся. и. Вот наш кадр:
- Темноватые цветы занимают половину снимка и находятся справа. Желтое пятно от утки очень яркое, но благодаря небольшому размеру оно не сильно отвлекает на себя внимание. Кадр получился сбалансирован.
- Кадр скомпонован по правилам золотого сечения. Фон размыт не сильно. Силуэт утки узнаваем.
Пример №2
- Здание выглядит мрачновато при солнце, которое спряталось за тучи. У стен интересная структура. С этим можно что-то сделать.
- Использоваться будут замысловатые изгибы стен, так как именно они привлекают внимание.
- Если присесть и снять стены с низкой точки, они будут на фоне неба. Это должно выглядеть не плохо.
Вот, что получилось:
- Изгиб стены справа и наклон стены слева ведут взгляд зрителя к центру кадра.
- Текстура обеих стен также ведет взгляд зрителя к центру. На фоне неба кирпич смотрится отлично.
- Нижняя левая часть образует точку входа, что соответствует правилу Золотого сечения.
- Правая стена своим изгибом также находится в точке золотого сечения.
Пример №3
- В глаза сразу бросается небо.
- Стекла создают зеркальную поверхность. Это можно использовать.
- Зеленая трава позволит создать рамку и придать снимку контрастность.
- Осталось подойти к зданию и найти наилучшую позицию для снимка.
И вот, что получилось:
- Отражение облаков заставило поработать с компенсацией экспозиции.
- Вертикальная стойка здания расположилась в правой трети кадра.
- В левой трети снимка много облаков, которые привлекают внимание.
- Отражение добавляет дополнительный акцент на облаках. Смотрится красиво.
Правила компоновки кадра
Умение правильно компоновать кадр является важной составляющей получения качественных и интересных снимков. Для этого необходимо осознать принципы линейного построения кадра и его деления на отдельные базовые элементы — фон, передний и задний план, композиционный центр. При проведении съемки очень важно точно определиться с тем, на что лучше навести свою камеру, чтобы снимок отражал великолепие всего вида и полностью оправдал Ваши ожидания.
Компоновку кадра можно назвать настоящим искусством, достичь успеха в котором можно только путем постоянного совершенствования и развития собственного природного чутья. Ведь «собирать» в кадре отдельные детали фотографу зачастую приходится экспромтом, то есть за считанное время непосредственно перед съемкой.
В отличие от фотокамеры, мы обладаем своеобразным умением видеть в соответствии с нашими чувствами и эмоциями, ощущать фактуру, цвета и форму окружающих нас объектов. Нашей же камере все это практически не доступно, поскольку она выдает лишь двухмерное изображение того, на что мы ее навели. Существует несколько основополагающих правил компоновки кадра, которые могут помочь в правильном отображении камерой заинтересовавшей нас сцены.
При компоновке кадра важно грамотно разместить композиционный центр, чтобы он наиболее выигрышно воспринимался для человеческого глаза. Так называемое «правило третей» гласит, что лучше всего располагать объект съемки в области от центра к его границам, которая притягивает внимание и создает чувство упорядоченности на фотографии.
Если мысленно разделить кадр на три равные части по вертикали и горизонтали, то точки пересечения этих воображаемых линий и образуют области, на которых человеческий глаз всегда акцентирует свое внимание независимо от формата или жанра фотоизображения. Таким образом, эти места могут располагаться на одном из четырех пересечений, образуемых вертикальными и горизонтальными линиями, причем две точки справа будут давать более сбалансированную композицию, чем точки слева. Это обусловлено тем, что человек более склонен смотреть на изображение слева направо.
Правило третей — это ключевое правило гармонии, которое дает возможность добиться композиционного баланса фотографии. От умения точно разместить композиционный центр в соответствии с правилом третей во многом зависит, насколько полученный снимок будет визуально сбалансирован и будет притягивать внимание зрителя.
При работе с фоном, который нередко несет в себе определенное настроение, стоит придерживаться правила контраста. В соответствии с этим простым правилом более светлый объект следует располагать на темном фоне, и наоборот. При этом использовать совершенно белый фон при съемке не рекомендуется, так же, как и применять обычные обои или пестрые ковры в качестве фона для студийной съемки.
Правильно скомпонованная фотография должна привлекать внимание зрителя за счет линий, а не только благодаря основному объекту. В качестве таких линий могут выступать не только реальные объекты, например, стены, забор или живописные изгороди, но и тени, горизонт, а также воображаемые линии, создаваемые из связанных между собой деталей изображения. Простые горизонтальные линии легко воспринимаются человеческим глазом и позволяют разбить весь кадр на отдельные сектора. Вертикальные же линии, в свою очередь, создают динамичную композицию, они выявляют направление движения и дают возможность зрителю посмотреть снизу вверх. Также можно использовать и диагональные линии, которые хорошо удерживают внимание зрителя и помогают в создании напряженных композиций.
Во многих случаях для повышения выразительности снимка лучше всего попробовать скомпоновать объекты съемки плотнее друг к другу и использовать все пространство кадра. Рекомендуется избегать пустого пространства или «воздуха» при компоновке кадра. При собирании отдельных деталей изображения в кадре следует руководствоваться важным правилом равновесия. Оно диктует, чтобы элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствовали друг другу по своему объему, размерам и цвету.
Например, если в левой части снимка стоит человек или располагается здание, то в правой части кадра должен быть также какой-либо объект, который бы смог уравновесить сюжет. Соответственно, также если фигура снимаемого располагается на переднем плане, то и на заднем плане кадра должно быть нечто привлекающее внимание зрителя. Передний план может играть значительную роль в композиционном решении.
Интенсивность и выразительность переднего плана снимка можно изменять при помощи объектива и точки съемки. В частности, использование широкоугольного объектива дает возможность включить в кадр детали, которые находятся прямо под ногами, и одновременно создать ощущение глубины пространства. В качестве акцентирующего переднего плана хорошо смотрятся дороги или реки, создающие четкие линии.
При осуществлении съемки ничто не мешает фотографу рассматривать интересующую его сцену или объект с разных точек, что нередко позволяет получить оригинальные и необычные изображения. Кроме того, не стоит забывать и о таком приеме, как поворот фотокамеры на 90° при съемке для того, чтобы получить снимок с книжной ориентацией, когда его длинная сторона оказывается вертикальной.
При компоновке кадра можно добиться иллюзии глубины пространства за счет использования объектива с малым фокусным расстоянием и включения в кадр объектов переднего плана. Освещение, создающее резкие насыщенные тени, также способствует усилению глубины иллюзии на снимке. Наоборот, равномерное освещение объекта, сводящее любые тени к минимуму, обеспечит ослабление иллюзии глубины кадра.
Все же не всегда следует придерживаться вышеуказанных правил компоновки кадра, поскольку иногда нарушение этих правил приводит к неожиданным и вполне удачным результатам. Каждый фотограф должен выработать свой собственный стиль компоновки изображений и каких-либо жестких правил здесь не существует. Залогом хорошей и интересной фотографии являются умения и природное чутье фотографа, вырабатываемые посредством постоянной практики.
Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)
Fotov >Фото видео форум
В этом подфоруме включена возможность просмотра тем в одностраничном варианте. Откройте любую тему и прочтите спецсообщение над темой. Нажмите на само спецсообщение над темой. Значки к темам обозначают: восклицательный знак — тема почищена от пропавших изображений, звездочка — в теме заполнены СЕО описания, значок с буквой F — в теме все изображения заменены вложениями.
• Также и я сегодня могу сказать: «Фотографируйте всё, что фотографируется». •
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:08
Автор — Глеб Уралов
Ещё учась на режиссёрском факультете ВГИКа, я заметил, что те правила монтажа, которыми нас усиленно пичкали, работают вовсе не всегда, если не сказать наоборот. Когда им слепо следовали, мы не видели в работе самого человека, как довольно часто «не видим» детей на фотографиях «детсадовских» фотографов. В конце концов я спросил у своего отца, тоже кинорежиссёра, каких правил придерживается он. Ответ был лаконичен и прост: «Монтирую всё, что монтируется».
Также и я сегодня могу сказать: «Фотографируйте всё, что фотографируется». А умение скомпоновать кадр и получить из него хорошую фотографию – это, по-моему, природное чутьё, которое можно развивать и совершенствовать.
Компоновка кадра. Советы от Глеба Уралова
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:09
Первый шаг к развитию композиционных навыков – осознать и принять ограничения, которые налагает камера по сравнению с человеческим глазом.
Мы фотографируем в соответствии с нашими чувствами и эмоциями – видим цвета, форму, фактуру, ощущаем тепло солнца, запах травы, пение птиц… Однако нашей камере это недоступно, как бы мы этого ни хотели. Она снимает только то, на что мы её навели, и выдаёт лишь двухмерное изображение того, что мы видели. Поэтому придётся много работать, прежде чем фотография начнёт оправдывать ваши ожидания.
Нельзя забывать и об ограниченности кадра. Камера, в отличие от нашего глаза, отображает только небольшой участок общей картины, без намёка на то, что происходит за его пределами. Поэтому очень важно умение точно решить, на что лучше навести камеру, чтобы снимок отражал великолепие всего вида.
Хоть я и не любитель правил, это вовсе не значит, что вы не должны их знать. А следовать им или нет – решайте сами.
Компоновка кадра. Советы от Глеба Уралова
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:09
Если вы внимательно посмотрите на фотографии мастеров, то увидите, что все они имеют область, которая притягивает внимание и создаёт чувство упорядоченности. Это так называемая фокальная точка. От вашего умения точно разместить её в рамке видоискателя и зависит, насколько снимок будет визуально сбалансирован.
Визуально разделим видоискатель фотоаппарата двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, чтобы получилась решётка – она поможет нам добиться композиционного баланса.
Фокальная точка может располагаться на одном из 4 пересечений, образуемых решёткой, причём две точки справа будут давать более сбалансированную композицию, чем точки слева. Дело в том, что мы более склонны смотреть на изображение слева направо, поэтому будет лучше расположить фокальную точку в той части изображения, на которую мы смотрим в конце, а не вначале. Таким образом, наш глаз остановится на ней только после того, как охватит всё изображение.
Стоит ли помещать фокальную точку в самый центр видоискателя? Попробуйте – и вы увидите, что начисто лишили композицию движения. Поэтому старайтесь избегать акцентирования внимания на центр кадра.
Сетку можно также использовать как подсказку, где поместить горизонт. Если фотоаппарат находится на уровне глаз, горизонт в центре видоискателя разделит снимок на две равные части – небо вверху, ландшафт внизу. Небольшой наклон фотоаппарата улучшит баланс – наклоните камеру вниз, чтобы выделить ландшафт и передний план, вверх – чтобы подчеркнуть интересное небо.
Одним словом, поместив горизонт на нижнюю линию сетки, вы подчеркнёте небо, на верхнюю – выделите ландшафт.
Также полезно применять правило третей, если в кадре есть рамка, например, просвет между деревьями или дыра в стене. Чтобы направить взгляд зрителя к удалённому пейзажу или фокальной точке, расположите «проём» рамки на расстоянии 1/3 от правого или левого края снимка. Вот мы и обсудили вкратце первое правило. Следовать ему или нет – решайте сами, практика вам в этом поможет.
Компоновка кадра. Советы от Глеба Уралова
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:10
Используем линии
Куда посмотрит зритель, рассматривая вашу работу, в полной мере зависит от вас. Направить его взгляд от переднего плана к заднему – один из основных приоритетов в композиции, и простейший способ добиться этого – использовать линии.
Необходимо учитывать их направление, потому что это сильно влияет на то, как зритель отнесётся к снимку и как сработает конкретная часть композиции.
— Горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и земным притяжением. Они статичны по своей природе и легко воспринимаются глазом. Очевидные примеры: стены, заборы, изгороди, можно также использовать тени. Чаще всего мы начинаем осмотр снизу и движемся вверх, так что горизонтальные линии разбивают изображение на сектора, которые можно осматривать по очереди.
— Гораздо более активные, чем горизонтальные линии – их вертикальные «коллеги». Они создают динамичную композицию и выявляют направление движения. Например, стволы деревьев в сосновом лесу, городские небоскрёбы. Если вы хотите добиться максимального эффекта – снимайте в вертикальном формате, чтобы направить взгляд снизу вверх.
— Диагональные линии очень ценны в смысле направления, так как вызывают ощущение расстояния и перспективы. В отличие от горизонтальных и вертикальных линий, они создают напряженные композиции, которые сразу привлекают взгляд и удерживают внимание.
— Наиболее сильные из всех – сходящиеся линии. Когда мы смотрим на рельсы, дорогу, вспаханное поле, уходящее вдаль, кажется, что обе линии в конечном итоге сходятся вместе. Это добавляет в композицию сильное ощущение глубины.
Я надеюсь, вы понимаете, что линиям вовсе не обязательно быть реальными. Можно эффективно работать и с воображаемыми линиями, которые создаются из связанных деталей изображения.
Компоновка кадра. Советы от Глеба Уралова
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:10
Значимость переднего плана
Один из самых важных элементов, которые можно использовать для создания динамичной композиции, – передний план. Интенсивность переднего плана можно регулировать при помощи объектива и точки съёмки.
Оптимальный выбор, на мой взгляд, – это широкоугольный объектив, поскольку он позволяет включать в кадр элементы, которые находятся прямо под ногами. Чем меньше фокусное расстояние, тем этот эффект более заметен, а при использовании «рыбьего глаза» нужно сильно постараться, чтобы и сами ноги не попали в кадр.
Вы, наверное, уже заметили, что широкоугольник вытягивает перспективу и элементы в центре кадра выглядят преувеличенными, в то время как остальное кажется стремящимся вдаль. Чем более низкую точку съёмки вы выберете, тем больше будет доминировать передний план – этот фактор больше других работает на создание ощущения глубины пространства.
Средний 28-мм-широкоугольник идеально подчёркивает передний план и не делает остальные детали изображения маленькими и удалёнными, что обычно происходит при использовании 24-мм-объективов.
При использовании сверхшироких объективов передний план может резко обрываться и смотреться пусто, так как всё остальное на снимке выглядит более далёким, чем есть в действительности. Главное достоинство широкоугольников в том, что они позволяют работать с большой глубиной резкости и держат в фокусе как самые близкие, так и самые удалённые точки. Например, 28-мм-объектив при диафрагме f/22 обеспечивает глубину резкости от 2 м до бесконечности.
В качестве акцентируемого переднего плана могут хорошо смотреться дороги, реки, изгороди, тропинки. Они дают почувствовать передний план и одновременно создают чёткие линии, которые ведут взгляд зрителя по изображению.
Но это лишь отдельный пример. На самом деле интересным передним планом может быть любой объект, расположенный близко к объективу – здесь всё зависит только от вашей фантазии.
Компоновка кадра. Советы от Глеба Уралова
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:11
Компактная композиция
В очередной раз просматривая свои работы, спросите себя, а много ли в них «воздуха». Если ответ положительный, советую задать себе вопрос, а мог ли я поплотнее скомпоновать кадр. Попробуйте компоновать объекты плотнее и использовать всё пространство кадра. Вы наверняка увидите, что не остались в проигрыше.
Перед тем как сделать снимок, спросите себя, а можно ли улучшить композицию, если подойти немного ближе. Бывает, что несколько шагов помогут значительно улучшить общий уровень ваших работ – например, усилить эффект репортажных снимков, ярче отразить личность в портрете, избежать пустого пространства в пейзажной съёмке и т. д.
Компоновка кадра. Советы от Глеба Уралова
Разместил berliner 18 фев 2013, 15:11
Не принимайте за аксиому, что фотоаппарат нужно держать на уровне глаз.
Попробуйте каждый раз снимать по-разному – например, с высоты можно больше увидеть и изменить соотношение предметов в кадре, а согнувшись или распластавшись на земле, взглянуть на мир глазами букашки. Мы не привыкли смотреть на мир с таких странных позиций, поэтому самые необычные снимки получаются из самых обычные вещей.
Некоторые фотографии производят очень сильное впечатление, в них есть нечто, что приковывает взгляд и удерживает внимание. Один из самых простых способов создать запоминающийся снимок – использовать различные объективы.
Чаще всего мы снимаем объективами от 28 до 200 мм, но, взяв однажды объектив шире или длиннее, вы не сможете отказаться от него в последующем. Поэтому я всегда кладу в кофр не только стандартный широкоугольник, но и «рыбий глаз». Описывать преимущества сверхширокоугольных объективов или телевиков не буду – их лучше понять на собственном опыте.
И, наконец, самое последнее. К сожалению, мне редко приходится видеть, чтобы фотографы располагали камеру вертикально, а не горизонтально. Мой совет: при съёмке не забывайте поворачивать камеру, и уверяю, композиция кадра от этого не проиграет.
Прочитав эту статью до конца и ознакомившись с основными правилами композиционного построения, не забудьте заглянуть в её начало, где я говорил об их использовании на практике.
Компоновка кадра
Нередко пейзаж приходится обрабатывать на компьютере – обрезать лишнее, кадрировать чтобы придать ему более привлекательный вид, что-то добавлять с помощью фотомонтажа и т. д.
Пейзаж, который сфотографирован вдумчиво, грамотно, не придется исправлять, вам будет проще напечатать снимок, вписываясь в формат стандартного отпечатка. Стоит затратить немного времени, чтобы скомпоновать кадр более удачно.
Обязательно уделяйте внимание кадрированию. На первый взгляд кадр, может выглядеть идеально, на самом же деле кадрирование может оказаться не совсем точным.
Постарайтесь внимательно выбрать границы кадра, удалив все лишнее и оставив лишь самое выразительное (рис. 7.1). Если никак не удается скомпоновать красивый кадр, смените точку съемки.
Рис. 7.1. Точно выставляйте границы кадра сразу при съемке
Не срезайте главные и интересные объекты – скалу, дерево, корабль и т. д., ничто не смотрится так плохо, как некрасиво урезанный главный объект.
При кадрировании не нужно оставлять слишком много пустого (явно ненужного) пространства, но и не увлекайтесь «чисткой» кадра – во всем нужно чувство меры. Вы можете сделать великолепные сюжеты, но на них не будет хватать чуточку моря, неба, пространства вокруг объекта. Также лучше оставить лишние пару миллиметров, которые уйдут под рамку, когда вы отпечатаете снимок и повесите его на стенку. Иногда это заметно, когда, например, макушка горы «срезается» рамкой.
При взгляде в видоискатель, особенно если у камеры он маленький, нетрудно потерять верхнюю или нижнюю часть картинки. Если видоискатель вашей камеры отображает кадр не полностью, обязательно учитывайте это при съемке.
Тщательно следите за горизонтом (рис. 7.2), не оставляйте выравнивание на потом, посмотрите полученный результат. Если нужно, переснимите кадр.
Рис. 7.2. Линия горизонта должна быть ровной
Кадр, разделенный на две половины линией горизонта или вертикальным объектом (например столбом или деревом), – не самое лучшее решение, он будет «разваливаться».
Удачная композиция, как известно, традиционно вписывается в правило третей. Главный объект размещается не в центре кадра, а в точке пересечения линий сетки золотого сечения, вытянутый объект можно расположить вдоль одной из линий (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Старайтесь делить кадр на три части
Любое правило можно нарушить, если действовать сознательно, зная, к чему это приведет, и какого результата вы этим добьетесь.
Если сцена имеет явно выраженную симметрию, подчеркните ее и поместите линию симметрии строго по центру кадра (рис. 7.4). Наиболее распространенные симметричные объекты – это отражения. Расположение линии горизонта по центру кадра даст отлично сбалансированную композицию (например, верхняя часть кадра заполнена горой, а нижняя – ее отражением).
Рис. 7.4. Симметричная композиция
Отражение в воде вы можете красиво снять, когда солнце расположено низко, – такое положение солнца позволит передать богатство оттенков и цветов. Также разнообразие форм и цветов может обеспечить дождливый день. Отражения в лужах – прекрасный выбор для пейзажной съемки.
Хорошо, когда объекты в кадре образовывают геометрические фигуры (вписываются в них): треугольник, круг, овал (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Геометрические фигуры, в которые вписываются объекты, помогают придать снимку гармонию
Старайтесь построить кадр так, чтобы в нем не было разрозненных и малопривлекательных объектов, будто случайно разбросанных по кадру. Такой прием оправдан лишь при заполнении переднего края.
Когда в кадре есть главный и довольно выразительный объект, он сразу непроизвольно притягивает взгляд (рис. 7.6). При этом эффект усиливается, и взгляд движется по кадру, если объект находится именно в точке пересечения линий сетки (правило «золотого сечения»).
Рис. 7.6. Постарайтесь не располагать главный объект в центре кадра
Эффектно смотрятся объекты на подходящем фоне, который подчеркивает их форму и цвет (рис. 7.7). Если фон неподходящий и скучный, вы можете избавиться от него, снимая объекты с близкого расстояния.
Рис. 7.7. Старайтесь подобрать удачный фон
Еще лучше, когда объект выделен светом: локальное освещение, граница света и тени, блик (рис. 7.8). Использование красивого светового рисунка, теней, делает снимок выигрышным, «живым».
Рис. 7.8. Световой акцент усиливает эффектность снимка
Если второстепенные детали и объекты освещены выразительно, старайтесь не располагать их по краям снимка, в этом случае они будут отвлекать внимание зрителя от главного объекта, нарушать цельность композиции.
Разумеется, не забывайте заполнять передний план, не оставляйте его пустым (рис. 7.9). Лишнее пространство – равномерная, ничем не заполненная (или заполненная некрасивыми элементами) плоскость – тоже ни к чему, сразу уберите все ненужное, чтобы потом не пришлось кадрировать, теряя детализацию, резкость, пропорции кадра.
Рис. 7.9. Заполненный передний план дает огромные преимущества и усиливает привлекательность снимка
Снимая пейзаж, обращайте внимание не только на общие виды, но и на фрагменты, отдельные участки сцены, ведь совсем не обязательно снимать общие планы в широкоугольном положении объектива. Внимательный взгляд может выделить интересную часть пейзажа, красивые и выразительные детали. Старайтесь не увлекаться при этом сильным зуммированием (рис. 7.10) – здесь нужно сохранить целостность фрагмента, иначе на снимке вы получите вырванный из общего плана фрагмент, лишенный смысла.
Рис. 7.10. Фрагмент, полученный зуммированием
В зависимости от сюжета и объекта, который вы снимаете, сразу определите правильное расположение камеры – горизонтальное или вертикальное (рис. 7.11, 7.12). Обрезать снимок в редакторе, чтобы сделать из горизонтального кадра вертикальный или наоборот, – не лучший выход.
Рис. 7.11. Вертикальная компоновка кадра
Рис. 7.12. Горизонтальная компоновка кадра
Очень хорошо смотрится диагональная композиция, когда сюжетно важные элементы кадра размещаются на снимке вдоль диагонали кадра. Диагональная композиция, направленная от левого нижнего угла к правому верхнему, создает ощущение равновесия, спокойствия (рис. 7.13). Композиция, построенная на диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, создает динамику.
Рис. 7.13. Диагональная композиция
Старайтесь избегать соблазна «украшательства». Если какой-либо (пусть даже очень красивый) объект явно не нужен в выбранном сюжете, не вписывается в него, не работает на подчеркивание авторского замысла, идеи – не включайте его. Снимите этот объект отдельно – так вы получите два интересных кадра, а не один неудачный.
Не перегружайте снимок – слишком много элементов также воспринимается не лучшим образом. Другая ошибка – одна часть кадра слишком перегружена, а другая – наоборот, не заполнена. Такой перевес не всегда оправдан, снимок может получиться неуравновешенным.
Итак, перечислим особенности наиболее выигрышной композиции: четкая, простая, лаконичная и понятная схема, в которой однозначно выделяется единственный смысловой центр, то есть главный объект, расположенный по правилам третей – «золотого сечения» (рис. 7.14).
Рис. 7.14. Компонуйте кадр в соответствии с правилом третей
Когда в кадре есть порядок, четкая геометрия, красивое построение, он отлично воспринимается.
Что такое монтаж видео? Сборка кадров или способ компоновки содержания?
Делаете первые шаги в видеосъемке? Радуетесь удачным кадрам и задумываетесь над тем, чтобы освоить монтаж видео? Уверен, вам кажется, что главное в этом процессе — это освоить видео редактор. Что ж, в YouTube легко можно найти всё. И ролики, которые знакомят неискушенного монтажера с функционалом простых и бесплатных программ. И видео уроки по крутым платным программам для редактирования видео. Но даже, если собрать все хорошие кадры в «кучу», возникает вопрос: как из горы «разноцветных стёклышек» создать осмысленную картинку — мозаику?
Вы уже пробовали монтировать видео методом «механического тыка»? Тогда наверняка хотели бы больше узнать про монтаж и его правила. Где же черпать знания? Всё там же, из книг и учебников по которым учились фавориты кино-теле- индустрии. Предлагаю познакомиться с ключевыми понятиями монтажа. Воспользуемся книгой А.Г. Соколова: «Монтаж. Телевидение, Кино, Видео».
Что такое монтаж видео? Копнем глубже
Вроде ответ очевидный — это сборка кинофильма или видео ролика из отдельных кадров. Ответ, как совершенно правильный, так и совершенно примитивный. Монтаж — это способ компоновки содержания и смысла произведения из отдельных фрагментов-кадров. В далеком 1917 году Леонид Кулешов провел ряд экспериментов. Которые впоследствии стали хрестоматийными объяснениями двух главных функций монтажа в кино.
Первый эксперимент — «географический»
Главный вывод которого — нужно уметь правильно организовать и направить действие актеров в соседних кадрах. Тогда в сознании зрителя сложится впечатление единого пространства. А действия героев в этом пространстве будут восприняты, как продолжающиеся непрерывно.
Второй эксперимент — знаменитый «эффект Кулешова»
Один и тот же кадр получает разную трактовку в зависимости от содержания следующего за ним кадра. Иными словами, от сопоставления двух кадров рождалось новое содержание, которого не было ни в первом, ни во втором.
Кулешов открыл своими экспериментами не «законы кино» и не «законы монтажа». Он показал всему миру, как работает человеческое сознание и происходит процесс восприятия. Как человек делает выводы по результатам получения и обработки зрительной информации.
Как наше сознание воспринимает и обрабатывает увиденное?
Когда человек получает информацию из окружающей среды, в том числе и с экранов, то ищет связи между отдельными её фрагментами. Сознание ищет объяснение увиденному, стремится понять смысл происходящего. Проще говоря, наше мышление целиком и полностью строится на методе сопоставления. Поэтому монтаж — это осуществление мыслительных операций нашего сознания. А кинематограф, за ним телевидение и цифровое видео просто используют особенности восприятия в художественных целях.
Наш мозг экономит место для сбора и хранения информации, и поэтому запоминает только характерные черты. Когда мы смотрим на объект, он отражается в нашем сознании не в полном виде, а «кусочками». В результате образ остается в нашей памяти в виде мозаичных элементов. А между ними оказываются достаточно большие пробелы . Оказывается для работы нашего сознания, воображения и творчества этого вполне достаточно.
Но и это еще не все. Вы замечали, что по походке мы безошибочно узнаем своих знакомых? А по действиям двух размахивающих руками мужчин мы понимаем, что они дерутся. По движению автомобиля, движущегося прямо на нас, мы догадываемся, что он может задавить. Наша память хранит неисчислимое количество статичных пластических образов и вариантов образа действия. Обычно они естественным путем сочетаются друг с другом. Создатели немых фильмов искусно умели строить свои рассказы с помощью этих знаний.
Как использовать особенности восприятия для любительского монтажа видео
Приход эры звукового кинематографа радикально изменил отношение к роли монтажа в кино. Одно время его начали полностью отрицать. Но прошло ещё несколько десятков лет, шагнули вперёд технологии, родилось новое Z — поколение. И вот мы уже говорим о клиповом мышлении современной молодёжи: фрагментарном, быстром, поверхностном. А если точнее не мышлении, а восприятии, которое диктует реакцию на быстро меняющиеся условия.
Даже люди постарше, которым сейчас за 40, признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Сейчас мы узнаем новости из социальных сетей а не из газет. Слушаем или смотрим короткими порциями полезную информацию в пробках и электричках, а не в специальных классах. Ускорение темпа жизни и возрастание потока информации требуют производить её отбор.
Поэтому клиповая подача информации сегодня везде. Её отличительные черты: яркая визуализация и ассоциативность, краткость и запоминаемость. Разумеется это касается кино и видео. Наверняка вы заметили тенденцию к сокращению длительности кадра и динамичности. В этих условиях монтаж видео становится насущной необходимостью. Пространные атмосферные видео рассказы ныне не в чести.
Хорошо это или плохо? Беспристрастно покажет время. Однако кино- и видеопродукция сегодня ориентирована на то, чтобы человек мыслил простыми картинками и короткометражками. Короткое любительское видео — это череда образов и минимальный текст титрами. Согласно статистике видео в социальных сетях пользователи предпочитают изображениям, хотя зачастую его смотрят без звука. Вот и делайте выводы что снимать, как монтировать, чтобы ваше видео легко и позитивно воспринималось.
7 самых важных композиционных приемов в кино
Почему нам, зрителям, одни фильмы нравятся, а просмотр других навевает тоску? У каждого есть свои любимчики – кинокартины, смотреть которые мы готовы в десятый раз подряд. Что влияет на нашу привязанность?
Каждый кадр в фильме играет большую роль. От того, насколько картинка на экране идеальна, зависит впечатление о фильме в целом. Профессионально снятое кино легко отличить от посредственного: если сделать стоп-кадр, то картинка будет похожа на произведение искусства, ну или на хорошую фотографию.
Как добиться такого эффекта? Все просто. Необходимо знать правила построения кадра. Над композицией (расположение объектов в кадре) работают много людей. Во главе стоит главный оператор, его мастерство – залог успеха для любого фильма.
Грамотный оператор знает секреты, которые помогают ему правильно выстроить интересную картинку.
А вы хотите узнать самые важные композиционные приемы? Тогда, поехали!
Правило третей
Пожалуй, наиболее используемый прием в кинематографе. Он простой, но в то же время работает на все 100%.
Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Мы сразу обращаем внимание на глаза героини, чего и добивался оператор.
Как «трети» работают на практике? Делим экран условно на три части по горизонтали и вертикали. Пересечения разделяющих линий и будут теми самыми областями, куда нужно располагать значимые объекты в кадре. Картинка выглядит динамично и привлекает внимание зрителей.
Кадр из фильма «Марсианин». Линия горизонта проходит по верхней трети, что делает поверхность Марса более выразительной.
В случае с горизонтом возможны два варианта его расположения: на первой трети (усилить внимание на земле) или второй (акцент на небо).
Фокус
Еще один часто встречающийся случай, когда оператор хочет выделить конкретный объект – он делает его в фокусе. Все, что вокруг, наоборот – размывается, тем самым делая упор на изображение в фокусе.
Свет
«Свет! Камера! Мотор!». На любой съемочной площадке свет – жизненно необходимый атрибут. Без него никак нельзя. Возможности света безграничны. Грамотно применяя их в кадре, легко добиться нужного эффекта.
Посмотрите, как мастерски подошел оператор фильма «Великий Гэтсби» к постановке кадра. Мы видим сразу два приема: фокус и свет, который подсвечивает лицо героя, тем самым направляя внимание зрителей в нужное место.
Оператору «Марсианина» блестяще удалось применить «фишку» со светом. На подсознательном уровне мы сразу обращаем свой взгляд на освещенное место, которое выделяется на общем затемненном фоне. Кроме того, глаза героини указывают нам куда смотреть.
Насыщенность
Как еще можно привлечь внимание? Сделать объект ярким, выделяющимся на фоне всего остального в кадре. Подсознательно мы реагируем на яркие, красочные цвета.
Симметрия
Грамотно применяя симметрию, можно добиться потрясающих результатов. Такое явление не встречается в природе, поэтому симметрия в кадре так притягательна для нашего взора. Однако с таким приемом следует быть осторожным. Слишком много подобных кадров отвлекают от повествования.
Диагональ и перспектива
Человек воспринимает шкалу времени особым образом: по левую сторону – прошлое, а справа – будущее. Следует помнить об этом, и выстраивать кадр по диагонали.
Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Лестница идеально показывает пример использования диагоналей в кадре.
Что такое перспектива? Для наглядности, представьте два параллельных рельса, которые сходятся в одной точке горизонта.
Наличие перспективы в кадре придает необходимые объем и глубину. Картинка смотрится гораздо интереснее.
Различные планы
Наверняка вы слышали о планах в кадре. Передний, средний и дальний. В зависимости от того, на что следует обратить внимание зрителей, используется каждый из них.
Существует еще один вариант, который совмещает в себе сразу несколько планов. Такая композиция смотрится гораздо интереснее, а картинка перестает быть плоской.
Вот вы и узнали о «фишках», которые делают наши любимые фильмы такими крутыми. Удивительный мир кинематографа еще чуточку приоткрыл свою завесу. Стало понятно, как режиссеры и операторы добиваются идеальной композиции в кадре.
А теперь, вперед смотреть любимые фильмы и считать приемчики! 🙂
5 базовых композиционных правил и как их нарушить
В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать
- 10 декабря 2017 14308
Популярное
Как это снято: «Девчата»
Как это снято: «Сонная Лощина»
«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах
«Дракула Брэма Стокера»: создание эффектов без компьютерной графики
Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет
Наверняка многие из нас считают, что полны творчества. Мы рискуем, пользуемся нашей свободой и нам наплевать на правила. Но вот незадача: в правилах нет ничего плохого. В кинематографе, например, правило третей или 180 градусов — это действующие стандарты, которые помогают овладеть киноязыком и разговаривать со зрителями как можно яснее и понятнее.
Но не стоит забывать: мы — творческие люди и очень любим нарушать правила. На канале Apurture появилось видео, которое объясняет, как это делать со вкусом.
«Композицию кадра можно выстроить множеством разных способов. В том, где именно будут располагаться те или иные объекты, важна каждая деталь.
Вот пять композиционных правил и способы их нарушить.
1. Кадрирование на уровне глаз
Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Фото: Orion Pictures
Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Фото: Orion Pictures
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг» (1997) / Фото: Miramax Films
Кадр из фильма «Догвилль» (2003) / Фото: Lions Gate Entertainment
Кадр из фильма «Криминально чтиво» (1994) / Фото: Miramax Films
Когда вы применяете это правило, зритель чувствует себя равным персонажу. Проще говоря, так вы говорите аудитории: «Этот человек — ваш друг». Именно этот ракурс операторы используют чаще всего.
Нарушить это правило вы можете несколькими способами. Первый — снимать с нижнего ракурса. Так персонаж будет возвышаться над зрителем, излучая свою силу. Вместе с контрастным low-key-освещением это поможет вам создать мощный образ злодея.
И, наоборот, вы можете поднять камеру и снимать персонажа сверху. Так он будет выглядеть уязвимым и слабым. Эти два приема можно комбинировать, дав аудитории понять, кто из героев главный в той или иной сцене.
Правило можно и вовсе уничтожить, показав происходящее с высоты птичьего полета. Так вы добьетесь эффекта полного отстранения от персонажей.
2. Персонаж слева и смотрит направо
Кадр из фильма «Король говорит!» (2010) / Фото: Momentum Pictures
Кадр из фильма «Отверженные» (2012) / Фото: Universal Pictures
Это правило позволяет показать, что герой смотрит на что-то за пределами кадра. Нарушить это правило можно, заставив персонажа смотреть в ту же сторону, на которой находится он сам. Так вы добьетесь ощущения, будто он находится в ловушке и не знает, что его ждет дальше. Для зрителя это может быть неприятно, так что постарайтесь не злоупотреблять подобным приемом и использовать его только, когда это действительно необходимо.
Том Хупер часто пользовался им в «Король говорит!» и «Отверженных», когда герои переживали самые сложные времена.
3. Правило третей
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Это самое простейшее из правил: представьте, что по кадру проходят две горизонтальные и две вертикальные линии, и расположите важные объекты на их пересечении. Это в теории должно сделать кадр более приятным эстетически.
Поскольку правило это настолько простое, вот целых два способа его нарушить.
Первый — расположить персонажа прямо по центру. Это особенно эффективно, когда все остальные объекты в кадре можно расположить симметрично. В зависимости от повествования это может либо успокоить, либо насторожить (кадрирование слишком идеально, что-то должно случиться).
Другой вариант — кадрировать согласно золотому сечению (также известному как числа Фибоначчи, золотая пропорция и т.д.). Это отдельная тема для разбора, поскольку эту закономерность можно найти в природе и во многих известных картинах. Если говорить проще, то в целом, вместо того, чтобы располагать объект съемки точно в правой или левой третях, нужно его поместить на часть, соответствующую 0.618 кадра. Да, значение очень точное, но пытаться точно ему соответствовать не надо.
Поскольку это соотношение прочно укоренилось в нашей природе, в результате получаются очень приятные глазу кадры.
4. Пространство над головой
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Выстраивая средний план, нужно оставить хотя бы немного пространства над головой персонажа. Для крупного можно немного «отрезать» голову сверху, но при этом целиком оставить его подбородок.
Чтобы нарушить это правило, можно взять сверхкрупный план лица человека, но так зритель окажется очень близко к герою и может почувствовать себя неуютно. Так что с этим нужно быть осторожнее.
Кроме того, если оставить персонажу слишком много воздуха сверху, можно добиться ощущения, что он маленький, уязвимый и подвержен влиянию внешних факторов. Чтобы подобный кадр выглядел хорошо, его нужно тщательнейшим образом спланировать, иначе вы можете показаться дилетантом, который не знает, как кадрировать изображение.
5. Правило 180 градусов
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Скриншот из видео
Это правило одновременно и простое, и сложное. Если персонажи смотрят друг на друга, то между ними проходит невидимая линия. На монтаже лучше ее не пересекать, чтобы зритель не потерялся в пространстве.
Данное правило можно нарушать, чтобы передать, к примеру, изменение в расстановке сил, течение времени или запутанность пространства. «Голодные игры» нарушили его, когда Китнис расстается со своей сестрой Примроуз. Особенно это эффективно благодаря напряжению в сцене: Примроуз не знает, увидит ли она когда-нибудь свою сестру.
Всегда нарушайте это правило сознательно и незаметно, иначе вы просто покажетесь зрителю новичком».