Принцип работы телеконвертера
Телеконвертеры
Телеконвертером или экстендером называется небольшое оптическое устройство, устанавливаемое между фотокамерой и объективом с целью увеличения фокусного расстояния объектива. Эффект изменения фокусного расстояния достигается за счёт увеличения центральной части изображения, проецируемого объективом на матрицу фотоаппарата, что приводит к уменьшению угла изображения.
К телеконвертерам прибегают преимущественно по причине скупости (ну, или, если хотите, разумной бережливости), а именно в тех случаях, когда фотографу захотелось воспользоваться объективом более длинным, чем те, что у него имеются в наличии, но при этом покупка нового объектива с нужным фокусным расстоянием кажется ему экономически не вполне оправданной. Компактный и относительно недорогой телеконвертер может помочь не только снизить финансовые затраты, но и уменьшить объём единовременно носимого фотооборудования. К сожалению, использование экстендеров чревато рядом не самых приятных компромиссов.
Недостатки телеконвертеров
Главным и наиболее очевидным отрицательным эффектом является падение светосилы объектива пропорционально квадрату кратности телеконвертера. Так, двукратный телеконвертер, увеличивая фокусное расстояние объектива вдвое, уменьшает количество света, попадающего на матрицу, вчетверо, т.е. на 2 EV. Что это означает на практике?
Во-первых, ухудшение работы автофокуса. Чем темнее объектив, тем хуже автофокус справляется со своими обязанностями. В большинстве современных камер датчики автофокуса рассчитаны на работу с объективами со светосилой не ниже f/5,6. Некоторые модели сохраняют возможность автоматической фокусировки вплоть до f/8, правда, работать при этом будут только датчики, расположенные в самом центре кадра. Очевидно, что если мы возьмём объектив с исходной светосилой f/5,6 и добавим к нему 2- кратный телеконвертер, то итоговая светосила упадёт до f/11, полностью парализуя автофокус. Нетрудно сделать вывод, что для сохранения работоспособности автофокуса при использовании телеконвертеров следует отдавать предпочтение объективам с изначально высокой светосилой, а также отказаться от экстендеров с избыточной кратностью.
Во-вторых, уменьшение относительного отверстия может потребовать пропорционального увеличения выдержки, что, в свою очередь, часто ведёт к смазыванию изображения. Это особенно актуально при съёмке с рук, поскольку увеличение фокусного расстояния требует от нас уменьшения выдержки для предотвращения шевелёнки, а мы, напротив, вынуждены выдержку увеличивать вследствие падения светосилы. Приходится либо поднимать ISO, либо снимать с недодержкой.
Но даже если оставить в стороне негативные эффекты, связанные с уменьшением светосилы, использование телеконвертеров всё равно будет сопряжено с ухудшением качества изображения. Объектив представляет собой достаточно сложную, тщательно сбалансированную оптическую систему, к которой попросту невозможно добавить несколько дополнительных линз, не оказав при этом влияния на итоговую картинку. Падение резкости и контраста всегда будет иметь место, вопрос лишь в том, насколько оно будет заметным. При использовании телеконвертеров с невысокой кратностью (1,4x) вместе со светосильными длиннофокусными фиксами качество изображения почти не пострадает. Если же взять трёхкратный экстендер и установить его на ординарный зум, то деградация изображения будет очевидна.
Кроме того, телеконвертер, привносит в систему дополнительный механический люфт, который хоть и невелик, но может сказаться на точности фокусировки, а это значит, что после установки телеконвертера следует в обязательном порядке пройти процедуру тонкой настройки автофокуса.
Также я советую вам избегать телеконвертеров сторонних производителей и предпочесть им телеконвертеры той же марки, что и ваши объективы. Nikon или Canon знают особенности своей оптики и учитывают их при разработке экстендеров. Сторонние производители никогда не смогут учесть всех нюансов и добиться вполне согласованной работы телеконвертера и объектива.
С какими объективами можно использовать телеконвертеры?
Единственная категория объективов, использование телеконвертеров вместе с которой является полностью оправданным, – это супертелеобъективы, т.е. относительно светосильные длиннофокусные фиксы, вроде 300mm f/2.8 или 500mm f/4. Во-первых, такие объективы неприлично дороги и редкий фотограф может позволить себе набор экзотических телевиков, в то время как телеконвертеры позволяют варьировать фокусное расстояние без больших финансовых затрат. Во-вторых, в силу особенностей конструкции супертелеобъективы переносят сотрудничество с телеконвертерами с наименьшими последствиями для качества изображения.
Использование телеконвертеров в связке с длиннофокусными зумами (70-200mm f/2.8, 200-400mm f/4) также допустимо, но с некоторой осторожностью.
Что же касается нормальных и уж тем более широкоугольных объективов (как зумов, так и фиксов), то здесь о телеконвертерах лучше и не помышлять. Причин тому несколько.
Во-первых, задний элемент нормального или широкоугольного объектива обычно расположен очень близко к хвостовику байонета. В то же время передний элемент телеконвертера часто выступает за пределы его корпуса. В результате линзы объектива и экстендера могут попросту столкнуться друг с другом. К счастью, хорошие телеконвертеры обычно устроены так, чтобы установить на них неподходящий объектив было физически невозможно. Если же вы всё-таки захотите это сделать, то вам придётся предварительно разобрать телеконвертер и сточить надфилем один из лепестков байонета.
Во-вторых, оптическая схема телеконвертеров рассчитана на использование их исключительно в сочетании с телеобъективами, и потому результаты экспериментов с короткофокусными объективами будут, мягко говоря, неоптимальными.
В-третьих, вы почти всегда получаете характеристики, которые можно было бы получить, просто взяв один из уже существующих объективов. Например, добавив 1,4x конвертер к объективу 16-35 мм f/4 (предположим, что вам удалось обойти защиту от дурака), вы получите нелепый 22,4-49 мм f/5,6. Зачем?! Разве в данном диапазоне недостаточно недорогих объективов с отличной оптикой?
К телеконвертерам обращаются тогда, когда другого выхода нет, или когда этот выход сопряжён с чрезмерными затратами. Во всех остальных случаях лучше обходиться без телеконвертеров.
Различные телеконвертеры и изменение параметров объектива
Рассмотрим подробнее некоторые типы телеконвертеров.
Единственный представитель – Nikon TC800-1.25E ED поставляется вместе с объективом AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR и с прочими объективами несовместим. Увеличивает фокусное расстояние в 1,25 раза, уменьшает светосилу на 2/3 ступени. Таким образом, объектив 800 мм f/5,6 превращается в 1000 мм f/7,1.
Наиболее практичный тип телеконвертеров. Представители: Nikon TC-14E III, Canon Extender EF 1.4x II, а также встроенный телеконвертер в объективе Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4X. Увеличивает фокусное расстояние в 1,4 раза, уменьшает светосилу на 1 ступень. Например, 200 мм f/2 превращается в 280 мм f/2,8.
Nikon TC-17E. Увеличивает фокусное расстояние в 1,7 раза, уменьшает светосилу на 1,5 ступени. Например, 200 мм f/2 превращается в 340 мм f/3,3.
Представители: Nikon TC-20E III, Canon Extender EF 2x III. Увеличивает фокусное расстояние в 2 раза, уменьшает светосилу на 2 ступени. Например, 200 мм f/2 превращается в 400 мм f/4.
Я вам настоятельно не рекомендую прибегать к телеконвертерам с кратностью больше 2, тем более что подобные телеконвертеры встречаются в настоящее время крайне редко, да и то лишь у сторонних производителей.
Чтобы вам не пришлось делать расчёт для каждого объектива, я составил небольшую таблицу, отражающую изменение фокусного расстояния и светосилы объективов при использовании телеконвертеров с кратностью 1,4x, 1,7x и 2x.
Исходные параметры объектива
С использованием телеконвертера
1,4x
1,7x
2x
70-200 мм f/2,8
70-200 мм f/4
80-400 мм f/4,5-5,6
100-400 мм f/4,5-5,6
200-400 мм f/4
200-500 мм f/5.6
200 мм f/2
200 мм f/2,8
300 мм f/2,8
300 мм f/4
400 мм f/2,8
400 мм f/4
400 мм f/5,6
500 мм f/4
600 мм f/4
800 мм f/5,6
Конвертер TC800-1.25E уникален, а потому в таблице нет столбца 1,25x. Прочерки означают, что данная комбинация либо вовсе не встречается в природе, либо её использование лишено практического смысла. В частности, это касается тех случаев, когда итоговая светосила оказывается ниже f/8. В сущности, даже f/8 это маргинальная величина, при которой автофокус будет работать лишь на некоторых камерах, да и то не лучшим образом. Я бы советовал вам не ронять светосилу ниже f/5,6.
Телеконвертеры или кадрирование?
С учётом совершенно безумного количества мегапикселей в современных фотокамерах простая обрезка изображения выглядит вполне разумной альтернативой применению телеконвертеров. Кадрирование в отличие от телеконвертера не влияет ни на резкость, ни на светосилу объектива. Единственный минус в том, что вы получите изображение с меньшим разрешением, чем если бы взяли телеконвертер, однако и оставшегося после обрезки разрешения обычно бывает более чем достаточно. В самом деле, если мы возьмём кадр разрешением, скажем, в 36 Мп и увеличим середину в 1,5 раза, у нас всё ещё останется 15 Мп, а это, поверьте, очень много.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Как работает телеконвертер. Обзор телеконвертера Soligor AF PRO 1.4x
Телеконвертер — это специальное устройство, которое помогает увеличить фокусное расстояние объектива.
Телеконвертер — статья от Радоживы
На самом деле, фокусное расстояние объектива — это физическая величина и ее увеличить просто нельзя. Но в связи с тем, что объектив с конвертором ведет себя уж совсем по другому, удобно говорить, что телеконвертор изменяет фокусное расстояние объектива.
Для чего нужен телеконвертер?
Ответ очень простой — для увеличения фокусного расстояния объектива. Например, у Вас есть теле объектив 55-200мм, и позарез нужно более сильное приближение. Выхода два — либо купить новый объектив, либо купить конвертер. С телеконвертером с кратностью 2х можно добиться фокусного расстояния в 400мм с этим же объективом. Это очень удобно. Телеконвертер можно использовать с любым объективом. Если у Вас несколько объективов, то можно увеличивать фокусное расстояние любого из них.
Как работает телеконвертер?
Телеконвертер фактически увеличивает изображение с центра картинки (с центра объектива). При этом получается видимое увеличение фокусного расстояния. Телеконвертер устанавливается между камерой и объективом. Обычно, я устанавливаю телеконвертер на объектив, а затем получившуюся связку устанавливаю на камеру. С одной стороны телеконвертер имеет точно такой разъем байонета, как и камера. С другой стороны имеет точно такой разъем крепления, как у объектива.
Разница в фокусном расстоянии в 1.4 раза. Место с которого снимали — одно и то же.
Кратность увеличения
Телеконвертеры в основном характеризуются кратностью увеличения. Например, самые распространенные телеконвертеры имеют кратность 1.4Х, 2Х, 3Х. Это означает, что при использовании объектива с конвертером фокусное расстояние такой связки увеличиться в 1.4 или 2 или 3 раза, в зависимости от телеконвертера.
Пример использования
Если я использую телеконвертер с кратностью 1.4х и с объективом 50-200мм, то в результате получится объектив с фокусным расстоянием 70-280мм. А если использовать конвертер 2Х с объективом 70-300мм, то получится объектив 140-600мм. А 600мм уже действительно впечатляет.
Внимание, учитывайте, что увеличивая фокусное расстояние, вы тем самым уменьшаете значение относительного отверстия. Если увеличение телеконвертера составляет 2х, то кроме увеличения фокусного расстояния объектива в два раза, точно так увеличится диафрагменное число в 2 раза. И внимание, подвох в том, что разница в свтосиле изменится не в 2 раза, а на 2 стопа — то есть в 4 раза.
Потому, телеконвертер с кратностью в 1.4х уменьшает светосилу в 2 раза (экспозиция при прочих равных падает на 1 стоп). Телеконвертер с кратностью в 2Х уменьшает светосилу в 4 раза (экспозиция при прочих равных падает на 2 стопа). А телеконвертер в 3Х уменьшает светосилу в 9 раз (экспозиция уменьшается на 3 с лишним стопа). Получается, что с телеконвертером с мощностю в 3х, фокусное расстояние увеличивается в 3 раза, но светосила падает в 9 раз. Падение светосилы равно квадрату кратности телеконвертера, например, с кратсностью 1.7Х светосила уменьшиться в 1.7*1.7=2,89 раза (фактически в 3 раза, ибо 1.7 примерно соответствует квадратному корню из 3). Такие тонкие хитрости можно редко где встретить, потому внимательно отнеситесь к потере светосилы при покупке телеконвертора.
Поясню более детально. Нам захотелось снимать луну, потому мы взяли телеконвертер кратностью 2х и поцепили его на объектив 300мм F5.6, после чего объектив превратился в 600мм F11.2. Если бы мы снимали луну на 300мм F5.6 и на каком-то одном значении ИСО, с пусть имели бы выдержку 1/80с. Снимая ту же луну на 600мм F11.2, мы получим выдержку 1/20с. Разница в выдержке составляет 4 раза, а разница в фокусном расстоянии — 2 раза. А для большого фокусного расстояния это очень критично и без штатива нам не обойтись. Про важность выдержки при больших фокусных расстояниях можете прочитать в статье как фотографировать с рук.
Вид объектива с установленным телеконвертером
Типы телеконвертеров
Конвертеры для фотоаппаратов бывают в основном двух видов — с поддержкой автофокусировки и без поддержки авто фокусировки. Оба типа можно одинаково хорошо использовать для получения фотографий. Единственное, конвертеры без поддержки авто фокусировки не позволят получить автоматическую фокусировку с Вашим объективом. У Nikon есть еще один тип конвертеров, которые поддерживают общения камеры с объективом, но для объективов с автофокусом но без мотора фокусировки — не могут обеспечить авто фокусировку. Также, хорошие телеконвертеры записывают в EXIF данные снимка увеличенное значение фокусного расстояния и диафрагмы, потому камера понимает, что диафрагма довольно маленькая при использовании телеконвертера, а фокусное расстояние большое.
Еще нюансы
Есть конвертеры, которые устанавливаются спереди объектива в качестве насадки. Чаще всего, такие конвертеры делают более широкий угол обзора. Часто используются на видеокамерах. Конвертеры могут устанавливаться на объектив последовательно и можно добиться просто супер огромного увеличения фокусного расстояния. Также, многие фотоаппараты не могут нормально наводится на резкость с диафрагмами ниже 5.6 — про это почитайте в спецификации вашего фотоаппарата. Например, Nikon D4 может фокусироваться на диафрагмах вплоть до 8.0
Полезные советы
Хороший телеконвертер стоит довольно дорого, потому, что он может изменить фокусные расстояния всех ваших объективов. Иногда лучше сразу купить хороший телеобъектив, нежели дешевый телеобъектив и дешевый телеконвертер. Обычно телеконвертер усиливает недостатки объективов, особенно внимательно нужно смотреть на усиление аберраций и падения резкости. Также, телеконвертер может изменить настройки баланса белого — изменить цветовую гамму, которую дает объектив. Но, в то же время, телеконвертер может избавить картинку с объектива от излишней дисторсии.
На сколько сильно телеконвертер влияет на качество фотографии посмотрим на реальном примере телеконвертера
Обзор телеконвертера Soligor AF PRO tele-converter AFd 1.4x N/AFd
Обзор телеконвертера Soligor AF PRO tele-converter AFd 1.4x
Давайте теперь ознакомимся с работой телеконвертара на практике, и заодно сделаем для себя несколько выводов про качество моего Soligor 1.4X AF/D APO. Данный телеконвертер показал хорошее качество картинки при работе с разными объективами.
Два тестовых снимка на Soligor tele-converter 1.4x
Ниже приведены кропы (вырезки) частей снимка в пропорциях 1 к 1, чтобы можно было судить о резкости и ХА.
Кропы снимков для теста теле-конвертера
Тест проводился со штатива, наводка резкость через Live View, делалось несколько пробных снимков и выбирались лучшие для достижения максимально объективного вывода. Съемка делалась с помощью пульта ML-L3. Как видим, резкость пострадала. Также, учитывайте, что при изменении фокусного расстояния — изменяется композиция кадра и замер экспозиции будет другой, потому автоматика может показать уменьшение выдержки не ровно в 2 раза, а больше или меньше.
Достоинством данного телеконвертера является тот факт, что с помощью него будут фокусироваться почти все объективы без встроенного мотора фокусировки AF, так и все объективы со встроенным мотором AF-S. Я без проблем использовал данный телеконвертор с безмоторным объективом Nikon 50mm F1.8D AF. На скорость фокусировки телеконвертер практически не влияет, точно так же как и на правильную наводку на резкость. Телеконвертер также передает через рычажок прыгалки диафрагмы нужное значение от фотоаппарата. Конвертер очень легко становится и снимается с объектива и камеры, хорошо собран, маленький и увесистый.
Недостатком этого телеконвертера является не возможность умножения фокусного расстояния и диафрагмы на 1.4 для передачи их в камеру, потому камера видит, что на ней просто установлен родной объектив без какого-либо конвертера. Также,линзы отдают слегка желтым цветом, это искажает родную цветопередачу объектива.
Выводы
Телеконвертер — очень полезный инструмент для фотографа, которому нужны большие фокусные расстояния. Нужно помнить, кроме увеличения фокусного расстояния любого объектива, телеконвертер уменьшает светосилу объектива. Телеконвертер Soligor 1.4X AFD APO (с этого обзора) позволяет автоматически фокусироваться на любой объектив AF и AF-S от Nikon и имеет хорошую работоспособность.
Есть вопрос — задавайте в комментариях. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
Телеконвертер
Описанные в предыдущей статье переходные кольца, соединенные проводами, позволяют управлять объективом вне зависимости от того, где он установлен. Таким образом, мы теперь легко можем устанавливать насадки не только перед, но и за объективом. Первое, что приходит в голову, это использовать линзу Барлоу для изменения фокусного расстояния объектива. Отрицательная линза, располагаемая за объективом телескопа, вошла в историю по имени предложившего данную конструкцию в 1828 г. Питера Барлоу (Peter Barlow, 1776 1862). Роль Барлоу в физике и математике весьма значительна. Им были проведены исследования по магнетизму, девиации компасов, создан униполярный двигатель, математические таблицы основных функций (квадраты, обратные числа, корни и т.д.). Насколько значительным оказался именно его вклад в оптику, сказать однозначно трудно, поскольку комбинация из положительной и отрицательной линзы была известна еще за 200 лет до этого, в 1610 году некие голландцы создали зрительную трубу, узнав о существовании которой, ее повторил Галилей. И по имени которого она и вошла в историю. В трубе Галилея точки фокуса положительной и отрицательной линз совпадают. Афокальные насадки, устанавливаемые для изменения фокусного расстояния системы перед объективом, имеют оптическую схему именно трубы Галилея. В оптической системе Барлоу отрицательная линза может перемещаться. Можно сказать, что если взять трубу Галилея, сдвинуть окуляр и поставить получившуюся конструкцию вместо объектива в трубу Кеплера (в трактате «Диоптрики» (1611) Кеплер описал изобретённый им телескоп), то получится телескоп с переменным увеличением, т.е. для того, чтобы изменить фокусное расстояние, нам не надо изготовлять новую линзу с другой кривизной поверхности, а можно просто переместить компоненты относительно друг друга. В детстве у меня был оптический конструктор, состоявший из набора пластмассовых линз, который позволял легко создать трубу Кеплера, Галилея, микроскоп и многое другое. При этом прилагаемые оправы практически не позволяли ошибиться, и необходимая конструкция получалась абсолютно бездумно. Но самое интересное — в этом конструкторе был макет оптической скамьи, который позволял разместить линзы в произвольном порядке. Весьма вероятно, что за 200 лет, прошедших со времени труб Кеплера и Галилея до оптической системы Барлоу, кто-нибудь уже перетасовал имеющиеся у него линзы и опробовал подобную конструкцию. Но в историю она вошла как линза Барлоу, и датой ее создания считается 1828 год.
Не очевидно, что именно эта конструкция стала прямым предком фотообъективов с переменным фокусным расстоянием. Но их конструкторы безусловно знали, что, перемещая отрицательную линзу в телескопе, мы можем изменять его эффективное фокусное расстояние. Подробно расчет оптической схемы с использованием линзы Барлоу изложен в книге Сикорук Л.Л. «Телескопы для любителей астрономии», а именно в Главе 3.4. Замечу, что большинство современных объективов уже содержат в своей конструкции отрицательную линзу, которая используется для изменения фокусного расстояния системы. В телевиках это стремление к компактности, а в широкоугольниках, построенных по схеме обратного телеобъектива, это связано с необходимостью обеспечить большой рабочий отрезок. Подробнее об этом я десять лет назад писал в статье Зачем столько линз в объективе.
Кратко проиллюстрирую теорию:
В фотографии линза Барлоу известна под названием телеконвертера. Перемещение линзы ограничено в зеркальных камерах рабочим отрезком аппарата, и обычно не удается за счет перемещения одного оптического блока получить несколько телеконвертеров с разной кратностью увеличения фокусного расстояния. Тем более, что обычно для уменьшения аберраций используется не одиночная отрицательная линза, а комбинация из нескольких. Идея размещения этой линзы внутри удлинительного кольца для макросъемки тоже хорошо известна. Так, например, устроен МС двукратный конвертер К-6В. Фокусное расстояние примерно 113 мм. Это значение я вычислил, исходя из толщины удлинительного кольца, равной 56,5 мм. На вышеприведенной схеме эта толщина соответствует разности S-S0=S0, поскольку кратность M=S/S0=2 и M=f2/(S0+f2), где f2 — фокусное расстояние линзы Барлоу, которое является отрицательной величиной, так как линза вогнутая.
Однако если вынуть оптический блок из этого телеконвертера, то его не удастся установить между объективами Canon EOS и аппаратом, поскольку данная конструкция рассчитана на больший рабочий отрезок среднеформатных камер. Для 2-х кратного телеконвертера его фокусное расстояние должно быть больше рабочего отрезка и и меньше двух рабочих отрезков, в противном случае мы либо упремся в оправу объектива, либо корпус аппарата. А вот оптический блок от телеконвертера для практически любой 35 зеркальной камеры для наших целей подойдет. Телеконвертеры ТК-2 с резьбой М42 были выпущены в значительном количестве и продолжают выпускаться.
Именно его вначале я и планировал использовать как основу для своей конструкции. Однако визит в комиссионку показал,что более доступным по цене вариантом оказался KIRON MC7 2x TELECONVERTER FOR OLYMPUS/OM производства, сами понимаете, Япония. Расчетное фокусное расстояние -82 мм. Оправа представляла собой удлинительное кольцо длиной 41 мм с двумя байонетами ОМ и толкателем диафрагмы, к сожалению, закрепленным на оптическим блоке, а не а оправе кольца, т.е. после извлечения оптического блока использовать оправу как удлинительное кольцо с толкателем уже было нельзя.
Однако поскольку аппаратов Olympus у меня нет, а механический толкатель в системе Canon заменяют провода, оправу с которыми я описал в предыдущей статье, осталось только сделать промежуточное кольцо с резьбой М42, внутрь него ввинтить оптический блок, а на него, в свою очередь, навинтить два переходных кольца, соединенных проводом.
Поскольку телеконвертер увеличивает фокусное расстояние, то я сразу озаботился креплением к штативу, сделав Г-образную опору. В результате я получил телеконвертер, который может быть использован с объективами Canon EOS, в основном, при ручной фокусировке и с электрическим управлением диафрагмой.
Толщина получившегося конвертера S-S0=40 мм, это дает нам кратность M=1,97, что подтверждается сравнением размеров на сделанных фотографиях. Поскольку диаметр диафрагмы остался неизменным, а фокусное расстояние удвоилось, то относительное значение тоже изменилось в два раза. Поскольку диафрагменные числа отличаются на корень квадратный, то при установке конвертера мы теряем две ступени, и объектив с относительным отверстием 1/2,8 превращается в объектив с относительным отверстием 1/5,6.
Без конвертера | С конвертером |
Вышеприведенные снимки сделаны в JPEG, и с конвертером хорошо заметны хроматические аберрации. Если взять файл в сыром формате и конвертировать его в программе UFRaw, алгоритм AHD с использованием библиотеки LensFun для коррекции хроматических аберраций, то ситуация заметно улучшится. Принцип работы телеконвертераТелеконвертером называется устройство, которое предназначено для увеличения фокусного расстояния объектива. На самом деле, фокусное расстояние объектива нельзя изменить, так как это физическая величина, которая варьируется в пределах, которые заложил разработчик объектива. Телеконвертер изменяет принцип работы объектива, поэтому удобно говорить, что он изменяет именно фокусное расстояние. Предназначение телеконвертера?К примеру, если у вас есть объектив с максимальным фокусным расстоянием 200мм, а вам позарез нужно приближение больше, то тут два варианта: купить новый объектив или поставить на старый телеконвертер. Телеконвертер может увеличить фокусное расстояние в два раза, а установить его можно на любой объектив. Принцип работы телеконвертераТелеконвертер увеличивает центральную часть изображения, за счет чего достигается увеличение фокусного расстояния. Устанавливается он между камерой и объективом. Сам конвертер имеет крепления, которые позволяют его без проблем присоединять к объективу и камере. УвеличениеЧаще всего телеконверторы дают кратность увеличения 1.4Х, 2Х, 3Х. Это обозначает, что фокусное расстояние будет увеличено во столько раз, на сколько кратный конвертер. ИспользованиеЕсли использовать телеконвертер 1,4х с объективом 50-200 мм, то получится, что объектив будет иметь фокусное расстояние 70-280мм. Нужно обратить внимание на то, что при увеличении фокусного расстояния будет уменьшаться размер отверстия. Светосила, таким образом, светосила уменьшается в несколько раз.
Компенсировать потерю светосилы можно лишь увеличением выдержки. Таким образом, снимая с телеконвертером 2х мы получаем приближение в 2 раза, а потерю светосилы в 4. Значит выдержку нужно увеличивать в 4 раза, чтобы выйти на нормальную экспозицию. Для объективов с большим фокусным расстоянием это критично. Приходится использовать штатив и некоторые хитрости для спуска кнопки затвора, чтобы избежать малейших шевелений. Типы телеконвертеровТелеконвертеры делятся на два типа. Одни поддерживают автофокусировку, а другие нет. Всё просто. Ваш объектив либо получит возможность автофокусировки при его использовании с телеконвертером, либо нет. Существуют конвертеры, которые нужно одевать на переднюю часть объектива. Они обычно предназначены для расширения угла обзора. Также можно одевать последовательно несколько телеконвертеров, получая невероятно большое фокусное расстояние. СоветыХорошие телеконвертеры стоят не малых денег, но они позволяют использовать автофокус объектива. Чаще всего, лучше купить дорогой телеобъектив, чем дешевый объектив и дешевый конвертер. Все телеконвертеры усиливают недостатки объективов. Они негативно влияют на резкость и на аберрации. Но при этом телеконвертер может избавить объектив от дисторсии. Обзор работы телеконвертера Soligor AF PRO tele-converter AFd 1.4x N/AFdТеперь, чтобы понять, что к чему, рассмотрим работу телеконвертера на реальном примере. Далее можно увидеть кропы кадров. Резкость ухудшилась не слишком сильно. Данный телеконвертер не способен сообщить камере о том, что на ней установлен не только объектив, поэтому камера работает так, как будто телеконвертера на ней нет. Линзы конвертера слегка желтят. Это изменяет стандартную цветопередачу. ТелеконвертерWikipedia open wikipedia design. Телеконве́ртер, Телеэксте́ндер (Теленегативная приставка) — дополнительная оптическая система, устанавливаемая между корпусом фотоаппарата, кинокамеры или видеокамеры, и съёмочным объективом для увеличения его фокусного расстояния [1] . На телевидении телеконвертером называют афокальную теленасадку, устанавливаемую перед объективом, а линзы аналогичного назначения, расположенные за ним — экстендером. Некоторые вариообъективы профессиональных видеокамер оснащаются встроенным экстендером, который установлен в специальном приливе задней части оправы и вводится в световой поток переключателем [2] . СодержаниеПринцип действия [ править | править код ]К примеру, 2-кратный телеконвертер увеличивает центральный участок изображения 12×18 мм до размера 24×36 мм. Таким образом, применение этого телеконвертера дает эффект использования объектива с вдвое большим фокусным расстоянием. Отрицательной стороной использования телеконвертеров является снижение геометрической светосилы объектива и соответствующее уменьшение его относительных отверстий на всех значениях диафрагмы. Численно относительное отверстие уменьшается кратно квадрату телеувеличения конвертера. На практике это означает, что использование 1,4 × конвертера уменьшает относительное отверстие вдвое, а значение экспозиции (exposure value, EV) соответственно на 1 ступень, 2 × — соответственно, на 2 ступени. Ещё одной отрицательной стороной телеконвертера является его способность увеличивать аберрации самого объектива. При прочих равных, телеобъектив даёт лучшее качество изображения, чем более короткофокусный объектив с телеконвертером. В репортёрской практике телеконвертер позволяет сократить носимый запас оптики, используя один и тот же объектив для съёмки с разной крупностью. Это особенно актуально для тяжёлых телеобъективов: например объектив 300 f/2,8 с телеконвертером 2 × приобретает параметры 600 f/5,6, позволяя варьировать светосилу и крупность плана в зависимости от ситуации. Два объектива с такой светосилой и фокусными расстояниями весят значительно больше, чем один более «короткий» в сочетании с компактным конвертером. Выигрыш может быть получен даже в случае замены более мощного телеобъектива сочетанием менее длиннофокусного с телеконвертером, поскольку масса и габариты светосильной профессиональной оптики растут пропорционально фокусному расстоянию. Всё это в равной степени относится к фиксам и зум-объективам: в последнем случае легче носить один длиннофокусный трансфокатор, чем два. Телеобъективы потребительского класса значительно легче и компактнее, а их стоимость сопоставима со стоимостью конвертера. Максимальная светосила не превышает f/4,5—5,6 и при использовании телеконвертера уходит в область значений, при которых фазовый автофокус, особенно любительских фотоаппаратов, становится неработоспособным. Кроме того, большинство конвертеров рассчитаны на профессиональную оптику и часто несовместимы с более дешёвой. Поэтому, среди фотолюбителей конвертеры распространены в меньшей степени. Наиболее распространены телеконвертеры с кратностью 1,4 × и 2 × , реже встречаются 3-кратные. Неоднозначный взгляд на телеконвертерыКаждого фотографа рано или поздно посещают мысли о приобретении объектива с большим фокусным расстоянием, чем у него есть на данный момент. И, так как каждому человеку свойственно желание иметь лучшее, в скором времени, даже имея 70-200-мм объектив, вы захотите добавить к своему арсеналу 500 или даже 600 миллиметровый. Если вы ищете доступный вариант увеличения фокусного расстояния объектива, то стоит внимательнее присмотреться к таким оптическим насадкам, как телеконвертеры. Они не только дешевле, но значительно легче и компактнее многих громоздких и тяжёлых объективов. Главное их преимущество состоит в том, что они увеличивают возможности объективов, которые уже имеются у вас в наличии. Тем не менее, и им присущи некоторые недостатки. Как правило, использование телеконвертера означает потерю резкости, особенно по краям изображения, снижение светосилы объектива и размытие от даже незначительного дрожания камеры. Общие сведенияТелеконвертер, или как его часто называют экстендер, это оптическая насадка, которая устанавливается между объективом и корпусом камеры и используется для увеличения фокусного расстояния объектива. Чаще всего встречается два вида конвертеров, с кратностью 1.4х и кратностью 2х. Из-за внешней схожести телеконвертеры очень часто путают с удлинительными кольцами. В отличие от первых, удлинительные кольца полые и не содержат внутри никакой оптики. Их единственное назначение – увеличивать расстояние между самой камерой и объективом. Кольца в основном используют для более близкой фокусировки при макросъёмке.
Каковы плюсы?Вполне очевидно, что самым большим плюсом в использовании телеконвертера является сам факт его способности увеличивать фокусное расстояние в 1,4 раза, 2 или даже в 3 раза. Применяя 1.4x-кратный конвертер вместе с 200 мм объективом, вы получаете новый максимальный показатель в 280 мм. Это на 40% больше, чем у вас было до этого. А 400-мм объектив с 2x-кратным телеконвертером даст вам 800 мм фокусного расстояния. Чтобы получить это число, нужно умножить фокусное расстояние объектива на коэффициент увеличения телеконвертера (400 × 2 = 800). Увеличение фокусного расстояния позволяет делать такие снимки, которые иначе были бы невозможны по причине слишком большого расстояния до объекта съёмки. Так, фотографы, снимающие дикую природу, получают невероятные фото животных в их естественной среде обитания, только находясь на приличном удалении от них. Многие птицы и звери слишком пугливы или опасны, сфотографировать их с близкого расстояния часто не представляется возможным. Но, увеличивая фокусное расстояние, фотоохотник может отдалиться от пугливого объекта на приличную дистанцию и при этом не потерять в увеличении. Спортивным же фотографам это дает возможность запечатлеть во всех подробностях невероятный момент победы, даже если они находятся на другой стороне стадиона или стоят в стороне на безопасной дистанции.
Путешествие это определенно тот случай, когда телеконвертер будет как нельзя кстати. Если вы будете таскать с собой ещё один объектив, который может быть достаточно длинным и громоздким, то это не только доставит вам массу неудобств, но и в какой-то мере может ограничить ваши движения при съёмке. А лёгкий и компактный телеконвертер идеально подходит для быстрого перемещения из одного места в другое, не создавая при этом ощущения перегруженности оборудованием.
Ещё одним плюсом является то, что покупка телеконвертера потребует гораздо меньших инвестиций по сравнению с расходами на приобретение ещё одного длиннофокусного объектива. Телеконвертер является незаменимой вещью, особенно, если дело доходит до съёмки движущихся предметов, спортивных событий или фотоохоты, в общем, когда нет никакой возможности физически подобраться ближе к объекту съёмки. Иногда наличие или отсутствие телеконвертера в значительной мере может повлиять на то, сможете ли вы снять удивительный кадр или нет. Если для вас вопрос резкости не так важен, как сам факт получения того или иного снимка, то несомненно телеконвертер это идеальный и вполне доступный способ увеличения фокусного расстояния вашей камеры.
Каковы минусы?Любой телеконвертер, вне зависимости от его цены, будет оказывать определённое влияние на качество снимков. Увеличивая изображение, он способен не только усилить эффект всех ваших ошибок, но также подчеркнуть оптические аберрации применяемого объектива. Первым недостатком использования телеконвертера является то, что он ограничивает количество света, попадающего в камеру. Это означает, что 1,4х-кратный конвертер уменьшает светосилу на одну ступень, а при использовании 2x-кратного телеконвертера происходит падение светосилы на две ступени. Это может наложить некоторые ограничения при ведении фотосъёмки в условиях низкой освещённости. Если света недостаточно, то следует использовать штатив и, вероятно, более медленную скорость затвора. Тем не менее, если света будет достаточно, например, в солнечный день, то, скорее всего, вы не ощутите никаких ограничений. Поскольку максимальная диафрагма объектива будет изменяться, вам нужно подобрать телеконвертер, который подходил бы для данного объектива. Например, лучше использовать 1.4x-кратный телеконвертер вместе с объективами f/4, а 2х-кратный телеконвертер с объективами f/2.8. Всякий раз, при увеличении фокусного расстояния, вы будете получать ещё большее дрожание камеры. Но используя штатив и увеличив скорость затвора, имея при этом хорошее освещение и устойчивое положение, вполне реально добиться относительно чёткого изображения. Кроме того, чтобы полностью исключить любое дрожание камеры, установленной на штатив, необходимо выключить стабилизатор на объективе. Также следует отметить, что телеконвертеры влияют еще и на работу автофокуса. На некоторых фотокамерах автофокус вовсе может не работать и придётся наводиться на объект вручную. Если даже вы никогда не пользовались ручной настройкой, то немного попрактиковавшись, вы быстро освоите это нехитрое дело. Ручная фокусировка позволяет лучше контролировать ход съёмки, и, как правило, в итоге вы получите именно те снимки, которые желаете. В зависимости от объектива
Каждый объектив будет по-разному «реагировать» на партнерство с телеконвертером. Качество изображения будет отличаться в зависимости от того, что вы используете: супер-телефото объектив, среднедиапазонный зум или широкоугольный объектив. С длиннофокусным объективом вы сможете достичь самого высокого качества изображения − особенно, если это телеобъектив премьер. Например, если вы установите 1.4x-кратный телеконвертер на 500мм объектив, то он вряд ли повлияет на качество снимков, в то время как, при добавлении того же телеконвертера к 100-400мм объективу, вы сможете получить только изображения среднего качества. Что касается объективов типа 24-70 f/2.8 зум, то телеконвертер, скорее всего, негативно повлияет на итоговую картинку. Если ваш объектив высокого качества, то и телеконвертер должен ему соответствовать. В противном же случае потеря качества изображения вам гарантирована. Мой совет: не экономьте на телеконвертере! В конце концов, даже самый лучший телеконвертер намного дешевле, чем супер-телефото объектив. При выборе телеконвертера обязательно стоит проверить совместимость телеконвертера с объективом, так как не вся оптика будет работать в паре. Обычно каждая фирма-производитель указывает в перечне совместимых только модели своих объективов. На снимке ниже приведен хороший пример того, какого качества можно добиться, используя телеконвертер с супер-телефото объективом.
Снимок ниже был выполнен с использованием 100 мм макро объектива и 2х-кратного телеконвертера. Хотя и присутствует небольшая потеря резкости, но, в принципе, с телеконвертером вполне реально добиться потрясающих изображений.
Тестирование экстендер 1.4xВзглянув на следующие фотографии, вы увидите разницу между снимками, выполненными с использованием экстендера и без него. Эти фотографии были сделаны камерой Canon 5D MkII с объективом Canon EF f/2.8 70-200мм. При съёмке использовался 1.4x-кратный экстендер Canon EF. значения ISO для всех изображений составляют 1000. 70-200мм при 200мм, f/3.5
70-200мм при 200мм с 1.4x-кратным экстендером (280мм),
|