Применение тилт-шифт оптики в предметной съемке
Особенности тилт-шифт объективов
Объективы Tilt/Shift – достаточно узкоспециализированная оптика, которая не часто используется любителями фотографии. Однако такие объективы расширяют творческие возможности и позволяют решать разнообразные специфические задачи. Тилт-шифт объективы интересны тем, что с их помощью можно преодолеть различные ограничения по глубине резкости и перспективе, добиваясь оригинальных, необычных эффектов при съемке.
Особенности тилт-шифт объективов
Главная отличительная черта объектива Tilt/Shift – это возможность наклонять/поворачивать и сдвигать оптическую схему относительно светочувствительного сенсора. Достигается это за счет того, что передняя группа линз остается подвижной. Именно она способна наклоняться на определенный угол относительно плоскости матрицы.
Canon TS-E 24mm f/3.5L II
Что это дает фотографу? Сдвиг и вращение позволяют изменять глубину резкости в нужной плоскости, управлять перспективой и корректировать геометрические искажения. Посредством Tilt/Shift объектива можно, например, получить ГРИП в одной части фотографируемой сцены очень маленькую, а в другой – близкую к бесконечности. Возможность сдвига обеспечивает сразу два варианта использования оптики – изменение перспективы и расширение угла обзора.
Исправить перспективные искажения и добиться некоторых необычных эффектов, которые получаются с помощью объектива Tilt/Shift сегодня, в принципе, можно и программными средствами. Но согласитесь, гораздо лучше и проще сразу снять все «правильно», чтобы не тратить кучу времени на последующую обработку. Несмотря на преимущества Tilt/Shift оптики, связанные, в первую очередь, с возможностью управления ГРИП, у нее есть и недостаток – достаточно высокая цена при том, что такой объектив вы, вряд ли, будете использовать в повседневной съемке.
Применение тилт-шифт объективов
Чтобы понять все плюсы и особенности объективов Tilt/Shift, лучше разобрать применение такой оптики на конкретных примерах. Остановимся более подробно на тех ситуациях, когда использование подобной оптики будет актуальным:
Прежде всего, такой объектив стоит использовать в архитектурной съемке. Дело в том, что при фотографировании какого-либо высокого строения обычным объективом, у вас имеется три варианта. Первый – просто направить оптику вверх и тогда, к сожалению, будут заметны искажения, связанные с усилением перспективы. В верхней части кадра вертикальные линии просто начнут «заваливаться». Причем такие искажения будут проявляться тем сильнее, чем выше сооружение и чем ближе к нему вы будете находиться. Второй вариант – попробовать сфотографировать здание сверху, наклонив оптику вниз. Но результаты тоже получатся далеко не самыми приятными. На снимке здание будет расширяться к верху, вертикальные линии будут сходиться внизу.
Наконец, последний вариант – это съемка, когда оптическая ось объектива располагается перпендикулярно зданию. В этом случае уже не будет заметно схождение вертикальных линий, однако захватить все здание в кадр будет проблематично. Конечно, можно сфотографировать здание, направив объектив фотоаппарата вверх, а затем исправить проявившиеся искажения в графическом редакторе. Но нужно понимать, что программные средства устраняют искажения путем растягивания кадра, что, естественно, снижает качество изображения и, вдобавок, здание на снимке получается немного вытянутым или сплющенным.
Здесь-то на помощь фотографу и приходит тилт-шифт объектив. С помощью сдвига можно управлять перспективой для выпрямления сходящихся вертикальных линий. Это позволяет сохранить на фотографиях высокие стены зданий строго вертикальными и избавиться, таким образом, от искажений и «заваливаний». Применение тилт-шифт объектива особенно актуально в тех ситуациях, когда вы не можете отдалиться от здания на удобную для съемки дистанцию.
Тилт-шифт объектив полезен и в пейзажной съемке – в тех случаях, когда вам требуется, чтобы и удаленные, и близлежащие объекты оказались в зоне резкости. С данной оптикой вы можете управлять ГРИП, захватив в глубину резкости и передний, и задний план одновременно.
Востребованы объективы Tilt/Shift при съемке панорам. Для этого камеру устанавливают на штатив и, пользуясь сдвигом оптической схемы, делают несколько кадров, из которых затем можно склеить панораму. Преимущество такого способа состоит в том, что вам не нужно прибегать к использованию панорамной головки, чтобы устранить ошибки параллакса на переднем плане. Сам процесс склейки также упрощается, поскольку не требуется исправлять перспективу.
Возможность управления ГРИП можно использовать при осуществлении предметной съемки. Ведь при съемке небольших предметов, вроде ювелирных украшений, фотограф нередко сталкивается с ситуацией, когда предмет (или его часть) просто не получается резким. Не помогает даже закрытие диафрагмы до предельных значений. Tilt/Shift объектив же позволяет управлять ГРИП путем наклона относительно плоскости фотографируемого объекта. Для получения резких фотоизображений предмета достаточно лишь сделать наклон оптики под нужным углом, чтобы получить оптимальную зону резкости.
Tilt/Shift объективы используются для создания необычных, забавных эффектов. В частности, для превращения больших по размеру объектов в миниатюрные фигурки. Многие из нас видели в Интернете потрясающие изображения архитектурных объектов и зданий, как будто снятых с высоты птичьего полета, и поэтому выглядящих на фотографиях маленькими домиками. Таким способом достигается иллюзия игрушечного мира. Этот эффект «миниатюры» или «игрушечности» можно получить за счет короткой и избирательной глубины резкости, используя все тот же тилт-шифт объектив.
Конечно, Tilt/Shift объектив – это не та оптика, которую вы будете использовать постоянно. Но если вы задумались о создании интересных, необычных творческих эффектов или столкнулись со специфической задачей, которую трудно решить стандартной оптикой, то наличие тилт-шифт объектива в вашем арсенале будет весьма кстати.
5 фактов о тилт-шифт объективах
Тилт-шифт объектив – как не крути, полезная штука. Взять хотя бы обожаемый многими эффект: большие по размеру снимаемые объекты изображаются крошечными фигурками. Во многие компактные фотоаппараты встроены программные фильтры, имитирующие такой эффект. Тем не менее, он создаётся с помощью тилт-шифт объектива. Ниже мы даём ответы на пять популярных вопросов, связанных с тилт-шифт объективом, чтобы вы могли узнать немного больше о его возможностях, перед тем, как его использовать.
Что из себя представляют тилт-шифт объективы?
Этот вид объективов часто называют корректирующими перспективу. Тилт-шифт объективы обладают возможностью наклонять, поворачивать (от англ. tilt), плоскость изображения под углом к плоскости светочувствительного слоя. А также сдвигать (от англ. shift) плоскость изображения вдоль плоскости светочувствительного слоя.
Как работает тилт-шифт объектив?
Конструкция объектива такова (что внешне выделяет его из множества «родственников»), что передняя часть подвижна. Она может наклоняться на заданный угол относительно плоскости сенсора. Как следствие, вы можете получить глубину резко изображаемого пространства в одной части снимаемой сцены крайне маленькой, в другой – близкой к бесконечности.
- Прим. переводчика – узнать больше о ГРИП Вы можете из статьи «Основы фотографии #3»
Возможность сдвига передней части объектива вдоль плоскости светочувствительного сенсора может пригодиться в архитектурной фотографии. Снимая здание с помощью обычного объектива, вы, скорее всего, столкнётесь с искажённым изображением прямых линии. Вертикали будут изгибаться и сходиться к центру кадра.
Изображение высоких сооружений с помощью обычного объектива может получиться искажённым.
Применение тилт-шифт объектива в съёмке архитектуры – это возможность на этапе съёмки скорректировать изображение перспективы. Вместо того, чтобы выполнять коррекцию на этапе обработки.
Кто производит тилт-шифт объективы?
Компания Canon предлагает 4 объектива TS-E (tilt-shift), которые «охватывают» диапазон фокусных расстояний от 17 до 90 мм. Компания Nikon выпускает 3 объектива (PS-E, perspective control – «контроль перспективы») с фокусными расстояниями в диапазоне от 24 до 85 мм.
«Родные» тилт-шифт объективы совместимы как с полнокадровыми фотоаппаратами, так и с камерами, где установлен сенсор формата APS-C.
- Прим. переводчика – подробнее о размерах современных светочувствительных сенсоров и связанных особенностях Вы можете узнать из статьи «Основы фотографии #4.5».
Когда целесообразно использовать тилт-шифт объектив?
Он пригодится в съёмке архитектуры. Позволит «сохранить» вертикальными высокие стены зданий, которые в съёмке с обычным объективом «норовят» изогнуться в дугу и склониться к центру кадра. Такое искажение проявляется тем сильнее, чем выше снимаемое здание и ближе к нему располагаетесь вы – фотограф.
В режиме наклона плоскости передней линзы под углом к плоскости светочувствительного сенсора, тилт-шифт объектив очень полезен в пейзажной фотографии. В сюжетах, где необходимо объекты, как удалённые, так и близлежащие по отношению к точке съёмки, изобразить в резкости одновременно.
Как присоединить тилт-шифт объектив к фотоаппарату? Есть ли особенности?
Такие объективы имеют типичное крепление. Присоединяются к фотоаппарату тем же способом, что и обычные объективы. На самом объективе установлены элементы, позволяющие управлять углом наклона относительно плоскости сенсора и величиной смещения относительно оптической оси объектива.
Автор статьи: J. Meyer
Что такое тилт шифт объектив и какова его сфера применения?
Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Скорей всего, вы, читатели, слышали о весьма удобном в функциональном смысле экране фотоаппарата, который способен выдвигаться и разворачиваться. А что вы скажете о двигающемся объективе? Заинтересовались? Что ж, приготовьтесь узнать, что такое тилт шифт объектив.
Основные положения
Давайте сначала разберемся в общих аспектах, а именно: что скрывается за термином tilt-shift и чем оптика с таким названием отличается от других.
Тилт-шифт означает поворот и сдвиг. Следовательно, объектив с такими характеристиками может совершать движение, наклонять свою переднюю часть. Благодаря тому, что меняется угол между плоскостью фотографии и плоскостью сенсора камеры, мы имеет большие возможности работы с перспективой, а также различной резкостью объектов снимка.
Различать оптику к фототехнике можно по разным критериям. Здесь и фирма-изготовитель, и фокусное расстояние, и светосила и пр., но tilt-shift объективы считаются совершенно особой категорией.
Их не так часто увидишь в работе у обычного фотографа, а новички и вовсе могут не знать о существовании такой вещи. Но функции у них поразительны и могут пригодиться во многих ситуациях, а именно:
При съемке архитектуры
Обычно, когда фотографируют здания (и вообще любые объекты с прямыми линиями), получается неприятный эффект их искажения. Дома будто кажутся падающими, так как их вертикальные стены начинают становиться дугообразными. Это распространенный случай, особенно при использовании широкоугольного объектива.
Если же в ваших руках оказался тилт-шифт объектив, то можете не беспокоиться о подобных дефектах: все архитектурные сооружения будут прямыми. Не во время постобработки, а на этапе съемки вы сможете отрегулировать наклон объектива так, чтобы корректно отобразить перспективу.
Для пейзажа
Помимо того, что здесь также передача ощущения глубины (перспектива) зависит только от вас, можно управлять и зоной четкости предметов, попадающих в кадр.
Для обычного объектива сделать резкими все части фото является сложным. Даже если мы значительно увеличим значение диафрагмы, задача полностью не решится – некоторые объекты при близком рассмотрении все равно будут казаться размытыми. К тому же, большое f породит новые проблемы.
Полезная информация
Можете не переживать о том, как работать с таким типом объектива. Крепится он к аппарату точно так же, как и остальные. Достаточно просто регулируется: все управление находится прямо на нем и сводится к его физическому наклону, повороту, вращению.
У кого мы можем найти такую оптику? Если вы считаете себя “никоновцем” или “кеноновцем”, трудностей по покупке не возникнет.
Canon, к примеру, располагает четырьмя вариантами объектива TS-E, они включают фокусные расстояния от 17 до 90 мм. Фирма Nikon может предложить три объектива PС-E с фокусными расстояниями 24-85 мм, а также PС объектив с фокусным расстоянием 19 мм.
К сожалению, оптика, именуемая tilt-shift, находится только на ручном управлении, включая настройки фокуса. Поэтому на автофокусировку не удастся положиться. Тщательная установка на объекте и зоркий глаз вам помогут.
Рекомендуется ставить фотокамеру на штатив, чтобы быть уверенным в максимальной резкости всех областей фото и, соответственно, большой ГРИП.
Умельцы даже предлагают фотолюбителям самостоятельно сделать шифт объектив. Например, предлагается для изготовления взять старенький гелиос, точнее его часть с линзами, резиновое крепление для рулевой рейки и байонетную крышку, в которой проделывается отверстие. И все это скрепляется прочными нитками и изолентой. Попробовать, конечно, можно, если вам не жаль имеющийся объектив и потраченного на эксперимент времени.
О результате уже можно будет судить, когда попробуйте сфотографировать что-то. На мой взгляд, конструкция не будет внушать доверие, и если заниматься фотографией серьезно и задействовать разного рода объективы, то вся техника должна быть качественной и надежной.
Цена на подобные “игрушки” для фотографов будет значительной. И если средства вам пока не позволяют купить тилт-шифт объектив, можно в определенной степени заменить его адаптером с соответствующими свойствами. Только нужно быть внимательными – шифт-адаптер подойдет не всем фотокамерам, а лишь тем, что имеют широкое поле изображения, то есть для полнокадровых фотоаппаратов.
Для более детального изучения фотоаппарата, технической и функциональной части, вам поможет отличный видеокурс. В нем собраны только нужные и важные видео уроки, которые помогут вам в вашем развитии в качестве фотографа.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фотоаппарат CANON.
Всем пока! Посещайте мой блог, подписывайтесь. Давайте вместе расширять свои знания по фотографии!
Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2
В первой части материала мы обсуждали проблемы достижения нужной ГРИП в предметной макросъемке и возможные пути решения (как работающие, так и не очень).
Сегодня мы поговорим об одном из самых «честных» способов увеличения ГРИП — о применении тилт-шифт оптики .
Этот метод далеко не универсален и работает только тогда когда нужно положить в ГРИП протяженную поверхность, стоящую под углом к камере.
Обычная оптика позволяет получать резкой лишь плоскость, параллельную матрице или пленке. Она вполне справляется со съемкой фронтальных ракурсов изделий, но оказывается бессильной, когда предмет снимается под углом:
Здесь и приходит на помощь оптика с подвижками .
Оптическая схема тилт-шифт объективов в принципе такая же, как и всей остальной фикс-фокальной оптики:
Но в тилт-шифтах имеется механизм (шарнир c верньерой), который позволяет наклонять оптическую ось относительно байонета камеры:
Для изменения направления наклона в такой оптике обычно передняя часть вращается еще и относительно байонета:
Также имеется и механизм сдвига (шифт), который полезен для исправления перспективных искажений, в том числе и в предметке, но сегодня в контексте управления ГРИП мы его рассматривать не будем.
Если посмотреть на классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E, который наиболее часто используется для предметки в системе Canon, можно заметить, что наклоняется он в довольно незначительных пределах — всего на 8 градусов в каждую сторону:
Каким же образом такой небольшой наклон помогает нам компенсировать углы наклона снимаемых изделий вплоть до 90 градусов?
Здесь в силу вступает правило Шаймпфлюга , которое наглядно показано на рисунке:
Таким образом, зависимость ГРИП от дистанции фокусировки (масштаба) и от диафрагмы работает и в системах с подвижками, за тем лишь исключением, что плоскость ГРИП здесь наклонна, а ширина не постоянна, а увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.
Несложно увидеть, что для компенсации наклона изделия в 45 градусов объектив достаточно наклонить всего на 8-10 градусов. Более точные значения выводятся из громоздких формул, о которых можно почитать в Википедии.
А вот здесь была весьма пространная дискуссия, в процессе которой пытались вывести набор единых формул.
Фотограф-практик же обычно обходится без вычислений, подбирая угол интуитивно и визуально.
Многие фотографы испытывают трудности с тилт-шифт оптикой, не понимая принципов ее работы.
Поэтому я создал сцену из миллиметровой бумаги и снял ее с разными наклонам и без, чтобы наглядно продемонстрировать работу тилт-шифт объектива.
Вот так выглядит объект, снятый на диафрагме f/2.8 без наклонов, с фокусировкой по ближнему к зрителю углу. Видно, что ГРИП составляет при этом не более 1 см:
Если наклонить оптическую ось объектива вниз, то плоскость фокусировки станет параллельна поверхности кубика, и вся верхняя грань окажется в резкости, тогда как ГРИП будет убывать вверх и вниз:
В общих чертах помимо правила Шаймпфлюга принцип наклонов можно сформулировать так:
Передняя линза объектива в своем наклоне должна как бы стремиться к наклону снимаемой поверхности.
При необходимости для этого объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг оси.
На этом кадре объектив сперва повернут на 90 градусов по часовой стрелке и затем наклонен против часовой стрелки, влево, следуя наклону боковой стенки кубика:
При изменении дистанции фокусировки плоскость ГРИП сдвигается вверх или вниз. Это наглядно продемонстрировано в анимации в шапке поста:
При работе с современными камерами, где есть режим live view, нет никакой необходимости математически рассчитывать наклоны, живая картинка с матрицы даже при двукратном увеличении покажет, как лежит плоскость ГРИП, остается только внести поправки, держа в голове описанный выше принцип.
Для наклонов тилт-шифт оптика должна обеспечивать покрытие значительной площади. Однако при сильных наклонах падение резкости к краю кадра, особенно на открытых диафрагмах, может оказаться довольно серьезным. Этот момент нужно учитывать и не наклонять объектив сверх необходимого, а также располагать изделие посередине кадра для достижения максимальной резкости.
Применение тилт-шифт оптики в предметной съемке
Некоторое время назад мы уже рассказывали о проблеме резкости в предметной съемке. Поговорили и о путях решения этой проблемы, с которой часто сталкиваются фотографы, снимающие сравнительно мелкие предметы. Эти пути решения были как хорошо работающими, так и не очень.
Сейчас же мы расскажем вам об одном из самых известных методе увеличения глубины резко изображаемого пространства – о съемке с применением тилт-шифт оптики.
Конечно, и этот метод нельзя назвать универсальным. Он применим лишь тогда, когда необходимо уместить в глубину резко изображаемого пространства достаточно протяженную поверхность, которая расположена под углом к камере. Обыкновенный объектив дает возможность добиться резкости только в плоскости, которая параллельна матрице (или плёнке, если мы снимаем на плёнку). Стандартная оптика допускает съемку фронтальных ракурсов объекта, но не позволяет сфотографировать его под углом. Вот тут нам и потребуется объектив с подвижками.
Оптическая схема тилт-шифт объективов ничем не отличается от схемы обычных объективов с фикс-фокальной системой Разница лишь в том, что тилт-шифты имеют механизм – шарнир с верньерой – с помощью которого можно наклонять оптическую ось объектива по отношению к байонету фотоаппарата. Так же в такой оптике обычно вращается и передняя часть. Это сделано для изменения направления наклона. Кроме всего прочего, в тилт-шифт объективах имеется механизм сдвига — шифт. С его помощью исправляются перспективные искажения, в том числе и при съемке небольших предметов. Но, так как сегодня у нас идет речь об управлении глубиной резкости, говорить об этом мы пока не будем.
Рассмотрим классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E. Именно его чаще всего используют в предметной съемке в системе Canon. Этот объектив позволяет давать наклон лишь в достаточно незначительных пределах – только 8 градусов в каждую сторону. Так как же такой маленький, казалось бы, наклон помогает компенсировать углы наклона предметов, которые мы фотографируем, вплоть до 90 градусов? Дело в том, что тут начинает работать правило Шаймпфлюга. Его работу хорошо иллюстрирует вот этот рисунок:
В системе, оптическая ось которой отклонена от вертикали, глубина резко изображаемого пространства представляет собой клин, который постепенно расширяется по мере удаления от фотокамеры.
Теперь становится понятным, что зависимость глубины резкости от масштаба (дистанции фокусировки) и от величины отверстия диафрагмы работает и в подвижных оптических системах, но за исключением того, что плоскость глубины резко изображаемого пространства тут наклонна, а ширина не имеет постоянного значения, она увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.
Тут легко увидеть, что для компенсации наклона объекта съемки в 45 градусов, объектив достаточно наклонить только лишь на 8-10 градусов. Если вам захочется более точно всё рассчитать – обратитесь к Википедии, там опубликованы достаточно громоздкие формула для таких вычислений. На практике реально, да и проще, обойтись без всей этой математики, а подобрать угол наклона визуально, путем проб, интуитивно.
Между прочим, некоторые фотографы не понимают принципов работы тилт-шифт объективов и поэтому боятся и не хотят работать с ними.
Объект, снятый с диафрагмой f/2.8 без наклонов. Фокусировка выполнена по ближнему углу. ГРИП в данном случае мала, около 1 см.
Наклон объектива сделает плоскость фокусировки паралельной объекту съемки, и вся поверхность куба окажется в фокусе.
Принципы наклонов объектива, помимо правила Шаймпфлюга, в общих чертах можно сформулировать примерно так: В своем наклоне передняя линза объектива должна как бы стремиться к наклону поверхности снимаемого объекта. Для этого, если возникает такая необходимость, объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг своей оси. Плоскость глубины резкости при изменении дистанции фокусировки сдвигается вверх или вниз.
В некоторых современных фотокамерах имеется режим live view. При съемке такими камерами отпадает необходимость рассчитывать наклоны математически. Ведь живая картинка с матрицы уже при двукратном увеличении позволит нам видеть, как лежит плоскость глубины резко изображаемого пространства, и фотографу останется лишь внести поправки, учитывая описанный выше принцип.
Изменение дистанции фокусировки приводит к смещению ГРИП.
При съемке с тилт-шифт оптикой нужно учитывать, что при сильных наклонах объектива может оказаться достаточно серьезным падение резкости по краям кадра, особенно при съемке на открытых диафрагмах. Поэтому не нужно наклонять объектив сверх меры, а объект съемки необходимо располагать в центре кадра. Это позволит достичь максимальной резкости.
Tilt/Shift объективы
Когда фотографирование из простого фиксирования моментов жизни перерастает в заработок, встает вопрос о приобретении профессионального оборудования. Особенно если поставлена перед собой специфическая задача, которую штатными фотообъективами просто не решить. Имеет смысл для себя уточнить, для чего необходимо дополнительное оборудование и специализированная оптика – для творческого самовыражения или для профессионального использования и зарабатывания денег.
В этой статье пойдет речь об объективах стоимостью от 1500 долларов и выше.
Учитывая качество линз, конструктивные возможности, которые получает фотограф, это приемлемая цена. При использовании в коммерческой съемке, такие объективы отрабатывают каждый вложенный в них доллар.
Если же вам просто нужно расширить рамки своего творчества, то обратите внимание на изготовленные на базе советских среднеформатников фирмой Arax 35мм, они стоят в три примерно раза дешевле японской оптики, однако это именно альтернатива – вы получите качество примерно равное стоимости. Такое приобретение оправдано, только чтобы разобраться в специфике таких объективов.
Народной альтернативой японской «сдвинутой» оптики и постсоветских девайсов является линейка объективов для творчества марки «LensBaby».
Это не полностью функциональные Tilt/Shift объективы, их сходство исчерпывается наклоном передней линзы по отношению к матрице. А цена начинается от 150 долларов.
Если же вы не настроены нести такие затраты, то остается только компьютерная обработка изображения в графическом редакторе. Но этому посвящена совсем другая статья, которую вы также найдете на нашем сайте.
Как мы уже писали в статье про дисторсию, такие объективы являются незаменимыми помощниками при съемке геометрических конструкций с четкими линиями, в первую очередь архитектурной и макетной съемке.
Т.е. в тех случаях, когда любые искажения геометрии объекта полностью неприемлемы. А с таким объективом достаточно выполнить сдвиг (Shift) на нужное расстояние оптической схемы относительно матрицы фотоаппарата. Результатом станет идеальная перспектива со строго параллельными линиями архитектурных объектов, без намека на «заваливания», виньетирование и дисторсии.
Принципиальное отличие фото сделанного таким объективом и просто обработанным в графическом редакторе – это сохранение детализации, которая неизбежно страдает при ретушировании и дальнейшей обработке. При широкоформатной съемке для рекламы и других коммерческих целях это неприемлемо, зачастую нужного эффекта можно достичь только именно таким объективом.
Вторым вариантом обязательного использования Tilt/Shift является съемка панорам. Установив на штатив камеру с таким объективом и используя только функцию сдвиг (Shift), можно получить три последовательных кадра и сшить их в панораму. При этому нет необходимости поворачивать камеру на штативе в горизонтальной плоскости.
Использование «рыбьего глаза» даже с возможностью охватить пространство на 270 градусов в данном случае неприемлемо, поскольку Tilt/Shift объективу не присуща дисторсия, которая обязательно возникнет при съемке панорамы сверхширокоугольным объективом.
Tilt/Shift объектив также обязателен к применению, если есть необходимость снять важный композиционный элемент по краям кадра или панорамы.
Со сдвигом (Shift) разобрались, теперь обратим внимание на управлении зоной резкости при помощи наклона (Tilt) объектива по отношения к плоскости объекта съемки. Это свойство объектива находит свое применение в макетной, предметной (ювелирные изделии и т.д.) съемке. Применение макросъемки в данном случае неоправданно из-за недостаточной глубины резкости. Например, когда снимают дорогое ювелирное изделие, важно добиться, чтобы весь предмет находился в зоне резкости. Только макро-объективом этого достичь затруднительно. Придется до предельных значений закрывать диафрагму, что даст дифракцию и неизбежное кадрирование фото либо увеличить дистанцию до объекта.
А при помощи Tilt/Shift объектива достаточно наклонить объектив под нужным углом и получить идеальную резкость объекта.
Каждый из нас любовался так называемым «фотоминиатюрами» — снятыми с высоты птичьего полета изображениями, с очень короткой и линейной глубиной резкости, которая проходит по всей площади кадра. Таким образом создается эффект «миниатюризации» или «игрушечности». Такой кадр можно получить сочетанием широкоугольника с Tilt/Shift объективом за счет поворота и наклона относительно фокальной плоскости.
Искусство создания эффекта тилт-шифт . Как правильно работать с камерой «сдвиг/наклон»
Почему фотография реальной панорамы может выглядеть так, словно нарисованная миниатюрная сцена из мультфильма? Хитроумное подделывание действительности? Практическая магия? Это умение обращаться с камерой и создавать так называемый эффект tilt-shift («сдвиг/наклон»).
Принцип подразумевает смещение оптической оси объектива относительно корпуса фотоаппарата – так чаще всего снимают высокие здания и объекты, корректируя перспективу. Многие бренды выпускают объективы, работая с которыми можно добиться подобного эффекта. Фотографы зачастую получают нечто подобное тилт-шифту, используя инструменты Photoshop. Последнее, конечно, проще всего, но многим хочется научиться делать городскую улицу похожей на Лего-Лэнд с помощью правильной работы с камерой. Как же происходит это волшебство? Есть несколько конкретных приемов – возьмите их на вооружение.
Снимайте из верхней и дальней точки
В большинстве уроков по фотографированию tilt-shift говорится, что снимать нужно из максимально дальней верхней точки, но не непосредственно над головой. Это правило актуально для всех фотографов. Не стоит делать снимок на том же уровне (по горизонтали и вертикали), что и расположение объекта – главным образом потому, что при прямом позиционировании не удастся выдержать достаточную глубину резкости.
Избегайте широкого угла
by krisztian lamos
Нужно понимать, с каким объектом приходится работать. К примеру, если результат аэрофотосъемки собора со шпилями может быть интересным, для плоской крыши торгового центра подобный прием использовать не рекомендуется. Различные руководства по фотографии «сдвиг/наклон» объясняют истинный смысл замысловатого термина. По сути – это прямое описание процесса, с помощью которого можно в корне изменить подход к изображению пейзажей, архитектуры, натюрмортов и макрообъектов.
Ориентируйтесь на простые сцены
Если вы обладаете некоторым опытом подобной фотосъемки, то знаете, что большинство сцен-миниатюр просты. Например, редко встречается плотно застроенный городской квартал в кадре, где планируется выстроить «модель» железной дороги.
При постобработке кадра для лучшего сохранения эффекта стоит повысить уровень основного насыщения до 30%, таким образом удастся добиться красивого выделения основных цветов композиции. Как правило, в миниатюрированных сценах оттенки довольно смелые и яркие – это заметно сразу. Уровень насыщенности кадра можно изменять с помощью инструмента «Кривые» (Curves) в том же Фотошопе, которые повысят контрастность в высокотоновых частях фото.
Следующая тонкость миниатюрной фотографии – люди на изображении должны выглядеть маленькими.
Если вы хотите попрактиковаться в создании фотоминиатюр, нужно позаботиться, чтобы люди, попадающие в кадр, выглядели крошечными. На моделях они всегда маленькие, недетализированные, и это придает общей сцене невсамделишный вид. Также добавление людей в сцену tilt-shift – способ дать возможность зрителям оценить реальный масштаб картины.
Работайте с резкостью и освещением
В фото «сдвиг/наклон» всегда есть центральный, или осевой элемент, который нужно выделить. Чтобы изображение не было слишком размытым, убедитесь, что в точке фокуса достаточно большая резкость. Правильное выставление параметров насыщенности может обогатить фото интересным эффектом – все реальные объекты станут больше похожи на красивые игрушки.
Освоив инструменты и трюки, попрактиковавшись, можно создавать захватывающие, завораживающие снимки с эффектом сдвига/наклона. Постарайтесь самостоятельно отработать советы, приведенные выше – и результат будет убедительным.
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье