Приемы композиции для создания творческих фотографий
Приемы композиции для создания творческих фотографий
Первое, чему должен научиться любой художник, — это тому, как следует располагать объекты на холсте для достижения максимального эффекта. Посмотрите на картины великих мастеров, и вы увидите, что из раза в раз повторяются одни и те же приемы. Такой подход справедлив и для фотографов, за исключением того, что последние «рисуют светом». Если вы усвоите эти ключевые правила, то сможете выстраивать интересные композиции и располагать элементы фотографии максимально эффективно. И само собой, если вы будете знать традиционные подходы к композиции, то сможете использовать свой творческий потенциал для того, чтобы избежать банальных ракурсов.
Свежая перспектива
При создании композиции снимка очень важно использовать необычные углы съемки. Интересные диагонали и пересекающиеся линии усиливают привлекательность снимков, в отличие от строго вертикальных и горизонтальных линий, которые делают фотографии плоскими и неинтересными. Для придания вашим фотографиям дополнительной высоты и глубины стоит поискать необычную перспективу. А эксперименты с объективами, искажающими изображения, могут дать еще более интересные результаты. Предлагаем вашему вниманию 10 советов о том, как выжать максимум из приемов композиции, чтобы сделать потрясающие снимки.
Меняйте угол съемки
Фотографии будут смотреться интереснее, если вы поменяете угол съемки. Этот снимок привлекает внимание, потому что не только сделан с чрезвычайно малого угла, но и объектив камеры был повернут таким образом, что получилась уходящая в высь по диагонали перспектива. Такая техника съемки очень эффективна. Если вы фотографируете пейзажи, то вряд ли сможете часто смотреть на них сверху вниз, так что попробуйте прилечь на землю и направить объектив вверх. Экспериментируя с различными объективами, такими, как «рыбий глаз» или широкоугольник, и снимая из разных положений, например, лежа на земле, вы сможете получить необычные снимки.
Делайте «рамки»
Заключение снимка в «рамку» — это простая техника композиции, которую можно применить в совершенно разных случаях. Она не дает взгляду зрителя покинуть пределы кадра и концентрирует внимание на главном объекте. Здесь мы использовали пролом в развалинах и выбрали для съемки такую позицию, которая позволила запечатлеть замок, расположенный на заднем фоне. Окна, проемы дверей, арочные проходы или что-либо похожее может быть также использовано для образования «рамки» снимка. Однако будьте аккуратны с экспозицией, так как «рамка» будет выглядеть более темной, чем сам объект съемки. Используйте функцию экспокоррекции камеры, чтобы правильно выставить баланс. В том случае, если вы пользуетесь автоматической экспозицией, очень удобно нажать на спуск наполовину, направив объектив на самый яркий источник света, — в результате вы погрузите края кадра в полную темноту и добьетесь нужного эффекта.
На горизонте
Старайтесь, чтобы линия горизонта была именно горизонтальной, и располагайте ее выше или ниже середины снимка, но не точно посередине. В этом снимке мы применили несколько правил выстраивания композиции. Инструмент Rotate (Вращение) позволил нам выровнять пейзаж, а инструмент Crop (Вырезать) избавил от ненужного орнамента по краям.
Правило третей
До сих пор очень широко применяется правило третей, когда кадр делится на девять равных частей при помощи двух вертикальных и двух горизонтальных линий. Четыре самые «сильные» точки на снимке находятся именно в местах пересечения линий, и любой предмет, помещенный в эти точки, будет представлен в выигрышном свете. Множество самых разных фотографий, сделанных с различных углов, в той или иной степени следуют этому правилу, и все, как фотографы, так и художники, регулярно его используют. Следование этому правилу позволит вам избежать многих ошибок.
Формы и очертания
Ищите привлекательные формы и фактуры и выстраивайте композицию снимка: «отталкиваясь» от них, обычно отлично срабатывают округлые и гладкие формы в сельской местности и тяжелые и угловатые в городских районах. Тяжелые угловатые формы способны привлечь взгляд зрителя, так же как высокий контраст и силуэты. Чтобы «очертить» кадр, ищите интересные детали на переднем плане, но убедитесь, что камера фокусируется на всем сюжете и экспонирует его как единое целое, а не фокусируется на чересчур темной или светлой «рамке», что может привести к недодерживанию или передерживанию остальной части снимка.
Глаза в глаза
Старайтесь так выстраивать композицию снимка, чтобы глаза зрителя не покидали его пределы. Использование кривых линий, S-образных форм и треугольников поможет вам добиться этого эффекта. На снимке вверху взгляд зрителя путешествует по «треугольнику»: от лица к компьютеру и обратно к лицу, задерживая внимание зрителя на соответствующих частях снимка. Объекты и люди обычно выглядят лучше, если на снимке их нечетное число.
Экспериментируйте с редактированием
Если у вас не получилось найти интересный угол съемки, вы можете поэкспериментировать с композицией на стадии редактирования снимка. Как видно на иллюстрации снизу, скучный снимок ряда пляжных домиков был «оживлен» с помощью Photoshopа. Вырезав половину изображения посредством инструмента Marquee (Лассо), скопировав, повернув на 180 градусов и повторно вставив его, мы добились эффекта зеркального отражения.
Следите за порядком
Остерегайтесь лезущих в кадр посторонних объектов, таких, как просто классический фонарный столб, торчащий как бы из головы модели. Самое лучшее — постараться избежать подобного еще на этапе съемки, но если сделать этого не получилось, инструмент Clone (Клонировать) вашего фоторедактора отлично справится с такой неприятностью. Следите за светлыми участками, убедитесь, что яркие объекты не находятся прямо на краю кадра, а задний фон не слишком оживленный, иначе он будет отвлекать от главного объекта съемки.
Держите объект в фокусе
Ваш основной объект съемки должен всегда находиться в фокусе и выглядеть четким. Вы должны следить, чтобы в фокусе находился только нужный участок ландшафта, осторожно меняя глубину фокуса. Снимайте всегда на чистом и незагруженном лишними предметами фоне, что не позволит глазу блуждать по фотографии. Старайтесь оставлять место перед объектом съемки, если по снимку можно сделать вывод, что это место нужно ему, чтобы переместиться вперед (например, если вы фотографируете машину в движении). Не забывайте также, что при съемке в режиме телеобъектива изображения «сжимаются», а при широкоугольной съемке на снимке появляется очевидно большая глубина. В большинстве случаев предпочтительно располагать объекты на снимке слева направо, потому что именно так мы читаем, то есть та же машина должна двигаться слева направо. Если в действительности все было иначе, картинку всегда можно инвертировать — естественно, если на боку машины нет надписей или цифр!
Нарушаем правила
Как известно, правила придуманы для того, чтобы их нарушать. Если мы сделали снимок, который нарушает некоторые или даже все правила, и нам это нравится, то остальное неважно. Так что вначале ознакомьтесь с общепринятыми правилами, а потом придумайте свои собственные.
Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии
Обсудив в предыдущих публикациях важные технические особенности получения качественных фотографий, сегодня мы перейдем к творческой составляющей — композиционному построению кадра. Под композицией в фотографии принято понимать такое взаимное расположение предметов, объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает у зрителя ощущение гармонии.
Под композицией в фотографии понимается такое взаимное расположение объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает ощущение гармонии
Конечно, вкусы у всех разные, но существуют некие общие закономерности, учитывая которые, можно делать снимки, симпатичные большинству людей. Но и здесь, как в любом правиле, возможны исключения, когда нарушение главных композиционных приемов не мешает, а наоборот — помогает создать необычные, запоминающиеся фотографии.
Начинающие фотографы нередко размещают основной сюжетный центр в середине кадра
Основные фотографические приемы для создания гармоничного снимка основываются на понятии золотого сечения, существующего в искусстве. Применительно к фотографии, в упрощенном виде оно сводится к так называемому «правилу третей»: кадр зрительно делится прямыми линиями по вертикали и по горизонтали на три равных части.
При построении композиции, для лучшего восприятия снимка основной сюжетный центр обычно рекомендуют размещать не в центре кадра, как это нередко делают начинающие фотографы, а со сдвигом, помещая его в одну из четырех точек пересечения этих линий.
Это не догма, но в большинстве случаев правило третей действительно работает. На дисплеях или фокусировочных экранах разных камер часто специально отображаются вертикальные и горизонтальные линии сетки для более удобной компоновки кадра. Существуют и более сложные схемы композиционных построений, к примеру, на основе сетки динамической симметрии, но это уже темы для профессионалов.
Правило третей позволяет правильно выстроить композицию кадра
Безусловно, каждый волен фотографировать, как ему хочется, но поверьте, снимок будет выглядеть куда менее динамичным и привлекательным, если главный объект, например садовая скульптура или цветочная клумба, окажется расположенным прямо по центру кадра. Аналогичная ситуация складывается, когда снимок делится линией горизонта или какой-нибудь другой линией или полосой в кадре ровно пополам. Чаще всего какая-то часть снимка, верхняя или нижняя, бывает более интересной, и именно ей стоит уделять больше внимания при заполнении кадра.
Спешка — враг фотографа. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора камеры, возьмите за правило сделать небольшую паузу. Постарайтесь представить, что вы хотите увидеть на сделанном снимке. Будет ли понятна его основная идея, удачно ли передано настроение, верно ли построен кадр с точки зрения композиции, где находится его сюжетный центр, достаточно ли контрастен снимок. Хотите сделать фотографию более выразительной — используйте прием вводящих линий, которые направляют внимание зрителя от краев снимка к его сюжетно важной части. Эту роль может сыграть садовая дорожка, ведущая к красивой беседке, или травинка, расположенная на переднем плане и указывающая на яркий цветок, размещенный в «точке золотого сечения».
Вводящая линия (в нашем случае — ветка) помогает сфокусировать внимание на распускающейся почке
При построении композиции в кадре хорошо работают правила перспективы, которая, как известно, может быть линейная и тональная. Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности снимка с помощью сходящихся на горизонте линий: аллейных посадок, контуров строений, протяженных миксбордеров.
Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности
Тональная перспектива подчеркивает глубину кадра в тех случаях, когда его задний план оказывается светлый, имеет холод- новатые оттенки, а передний, напротив, более темный.
Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план, на котором теряется основной объект, например, цветок на фоне переплетения ветвей.
Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план
Умелое управление глубиной резкости объектива, главным образом с помощью варьирования значения диафрагмы, позволяет при необходимости размывать задний план, сохраняя на его фоне объект съемки максимально резким.
Грамотное управление глубиной резкости позволяет размыть задний план снимка и выделить сюжет
И еще — постарайтесь, чтобы на снимке было несколько планов, захватите листву ближайшего кустарника или траву, чтобы с их помощью создать подобие рамки внутри кадра.
Рамку для кадра можно «сочинить» по ходу съемки из «подручного материала»
Учитывая все это при формировании пейзажной композиции, вы получите привлекательные и интересные снимки.
Лучшие композиционные приемы в фотографии
Композиция в фотографии – вещь абсолютно относительная и индивидуальная. Некоторые люди ее легко чувствуют и создают шедевры, а у некоторых уходят годы на изучение и все равно не получается. Часто у таких людей опускаются руки, и они останавливаются на половине пути. Эта статья именно для тех, кто хочет обучиться правилам композиции, а потом знать, как их нарушать.
1. Правило третей
Это самый простой и понятный способ понять азы композиционной техники. Почему? Вы мысленно делите кадр на 9 равных частей (три по горизонтали и три по вертикали) и располагаете композиционно важные элементы на пересечении этих линий.
2. Центральное кадрирование
Это правило диаметрально противоположно правилу третей. Есть такие вещи, которым очень к лицу центральное кадрирование, особенно если вы хотите подчеркнуть симметрию объекта съемки.
В этом случае фотограф подчеркнул симметрию моста
А в некоторых случаях можно использовать оба этих приема: в этом случае центр кадра делится линией горизонта по середине, а дерево расположено в одной из третей.
3. Передний план и глубина снимка
Фотография сама по себе 2D объект, поэтому каждый фотограф пытается добавить что-то на передний план, чтобы получить глубину в снимке. Это могут быть как и очевидные вещи, которые уже есть в кадре, так и специально всунутая веточка или цветок перед объективом.
Камни на переднем плане подводят к объекту съемки – водопад
4. Создание рамок без рамок
Это прием больше подходит для пейзажной и городской съемки. Благодаря нахождению таких рамок вы также создаете глубину в снимке.
5. Ведущие линии
Ведущие или активные линии помогают направить взгляд зрителя к объекту съемки и скорее его показать. Трубы, перила или линии тротуарной плитки, все что угодно поможет вам создать эти линии.
6. Динамика в кадре
Хороший снимок – тот, на котором взгляд задерживается больше 30 секунд, поэтому важно придать снимку динамику и заставить взгляд зрителя бегать из угла в угол, вертикально и горизонтально.
7. Паттерны и текстуры
На сайте уже была информация об этом приеме. Он достаточно легок и прост, и вы можете потратить пару минут на чтение этой статьи.
8. Правило нечетности
Это достаточно спорное правило, которое требует располагать нечетное количество композиционно важных элементов. Именно поэтому его не всегда удается применить.
9. Заполнить рамку кадра
Заполнить кадр полностью объектом съемки, оставляя очень мало места, либо не оставляя его вообще, может быть эффективным приемом в некоторых ситуациях. Например, это поможет вам сфокусировать зрителя на объекте и позволит рассмотреть черты лица и архитектурные элементы максимально близко.
10. Оставлять негативное пространство
Еще одно правило-антоним. Необязательно, чтобы объект занимал всю область снимка, наоборот можно оставить много негативного пространства, чтобы подчеркнуть размеры объекта.
11. Измените угол зрения
Человек привык смотреть на предметы с высоты своего роста, редко поднимает голову и опускает ее. Плюс вы всегда можете показать типичные предметы с нетипичного угла зрения!
Интересно, а какими правилами пользуетесь вы?
Блог фриланс дизайнера
Уроки Xara Xtreme, Indesign, Photoshop, создание сайтов
Главная → Дизайн → Творческие приёмы в фотографии
Творческие приёмы в фотографии
Чтобы фотография стала шедевром, мало просто снять интересный пейзаж или яркий момент. Существует несколько творческих приёмов, которые делают снимок запоминающимся.
В наше время фотография — это самый демократичный и доступный вид искусства. Фотография прочно вошла в нашу жизнь и стала её неотъемлемой частью. У каждого из нас есть фотоаппарат. Кто-то пользуется «мыльницей», а кто-то владеет зеркальной фотокамерой, кто-то снимает на плёнку, а кто-то отдает предпочтение новым цифровым технологиям. На что бы вы ни снимали, какой камерой вы бы ни пользовались, вы погружаетесь в мир фотографии, который открывает нам миллион возможностей, преображений, волшебства. Жанры фотографии позволяют почувствовать себя художником, выразить себя в искусстве, открыться миру.
Фотографическая красота заключается не только в красоте пейзажа или объекта съёмки, но и в творческом подходе фотографа.
Силуэт в фотографии
Cилуэт — очень интересный и распространенный приём в фотографии. Его очень часто применяют в съёмке пейзажа, портрета, натюрморта. Для того чтобы сделать снимок силуэта, необходимо осуществить замер экспозиции по светлому участку кадра и прибавить несколько ступеней по светам. Нам очень повезло, что мы обладаем цифровыми камерами и можем моментально оценить результат. Ну а для тех, кто всё ещё отдаёт предпочтение классике, следует руководствоваться данными экспонометра или делать несколько снимков с различными параметрами (один снимок точно выйдет).
Ньюфаундленд. Рыбацкая деревня. Фото: Дарья Шлыкова
На этом снимке вы видите силуэт лодки. В данном случае замер экспозиции сделан по солнечному отражению воды. Таким образом проработана фактура воды, а лодка осталась в силуэте.
Съёмка с длинной выдержкой
Съёмка с длинной выдержкой очень интересна тем, что нам представляется возможность рисования светом. Этот приём часто используется во время ночной съёмки. Простор для творчества здесь неограничен! Всего лишь необходим штатив и камера с возможностью съёмки с длинной выдержкой более 1/15 сек. Выбираем сюжет с интересным световым движением или движением в природе, например, водопад или ручей — помещаем камеру на штатив, выставляем экспозицию с длинной выдержкой — и готово.
НИС «Академик Иоффе». Выход в открытое море. Фото: Дарья Шлыкова
На минимальной чувствительности ISO 100 и максимальной выдержке 30 секунд был сделан этот снимок. А для того, чтобы в кадре было охвачено больше пространства, использован объектив «рыбий глаз».
Перспектива в кадре
Перспектива в кадре бывает разной — линейной, тональной и воздушной. Но сущность перспектив одна и та же — способность передать объём тел и их расположение в пространстве. На мой взгляд, это незаменимый приём для тех, кто часто путешествует, когда у вас есть невероятная возможность охватить красоту природы и культурные, а также и архитектурные особенности разных стран. Особенности перспектив лучше всего рассмотреть на примерах.
Линейная перспектива:
Фото: Дарья Шлыкова
Вид перспективы, который очень часто применяют фотографы для съёмки архитектуры. Смысл её заключается в схождении предметов, удаляющихся вглубь кадра, в одной точке.
Тональная перспектива:
Фото: Ярослав Никитин
Тональная перспектива заключается в изменении цвета, тона и контрастных особенностей объекта съёмки в сторону уменьшения. Такой снимок очень легко получить во время утреннего тумана.
Воздушная перспектива:
Коктебель. Гора Климентьева. Фото: Дарья Шлыкова
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. Так, например, появился на свет этот снимок с горы Климентьева. Коктебель славится своими голубыми вершинами, которые вы видите на этом снимке.
Игра света и тени
Игра света и тени — основа основ фотографии. С помощью света и теней мы можем передать объём какого-либо фотографируемого объекта. Если вы снимаете пейзаж, то наиболее красивое и «объёмное» освещение бывает утром или вечером, когда солнце находится низко и светотеневой рисунок в это время более выразителен.
Фото из серии «Корабль науки Академик Йоффе». Фото: Дарья Шлыкова
Отражение
Вода, стекло и зеркало обладают удивительным свойством отражения. Пейзаж с отражением ландшафта в воде всегда будет смотреться более интересным. Фотографировать такой пейзаж одно удовольствие, поскольку природа уже подготовила кадр, нам нужно только нажать на кнопку спуска затвора.
Фото: Ярослав Никитин. «Антарктида»
Конечно, для такой съёмки погодные условия должны соответствовать требованиям фотографа, солнечная погода не помешает. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на заинтересовавшем вас отражении, необходимо руководствоваться правилами композиции. Например, на фотографии «Антарктида» мы видим, что основную часть кадра занимает водное пространство и нос корабля, за счёт чего кадр получился выразительным.
Мультиэкспозиция
При такой съёмке мы никогда не знаем, что получится в итоге, за всё отвечает его величество Случай. Но не все плёночные камеры имеют возможность повторно снимать один и тот же кадр — некоторые фотоаппараты автоматически перематывают пленку. Поэтому, если вы хотите освоить мультиэкспозицию, следует использовать камеры с ручной перемоткой плёнки. Но и зеркальные цифровые камеры позволяют снимать в режиме мультиэкспозиции, например, у некоторых камер Nikon имеется такая функция.
Ярослав Никитин. Снимок сделан на плёночный фотоаппарат Nikon.
Фотосъёмка «с проводкой»
Фотосъёмка «с проводкой» позволяет делать очень выразительные снимки движения. Смысл этого приёма заключается в фиксировании движущегося объекта, и при этом задний план или фон оказывается размыт, точнее, смазан. Для осуществления съёмки «с проводкой» необходимо увеличить значение выдержки до 1/30 (значение выдержки зависит от движущегося объекта, например, чтобы зафиксировать машину в движении, достаточно 1/60 сек.), при этом диафрагму следует прикрыть до f/22. Надо учитывать, что все значения зависят от условий съёмки, если вы снимаете в солнечную погоду, то значения будут максимальными. Снимать следует в режиме «слежения» за объектом, тогда у вам все получится.
Фото: Дарья Шлыкова. «Купальские обряды»
Сколько фотографов — столько и приёмов фотосъёмки. У каждого фотографа имеется свой, неповторимый взгляд. Мы рассмотрели некоторые вариации приёмов в фотографии, но это не значит, что снимать можно только основываясь на этих способах съёмки. Творите, ищите себя в фотографии! Поиск — это прекрасно! Печатайте свои снимки — дарите их друзьям!