Передаем эмоции посредством портрета
Съемка эмоциональных и одухотворенных портретов — советы и примеры
Во время портретной съемки фотограф захватывает сущность человека, историю его жизни, материальный статус, укладывая все это в рамки фотографии. Мы каждый день сталкиваемся с многочисленными лицами, но лишь в некоторых из них есть нечто настолько особенное, что они надолго остаются в нашей памяти. По каким-то причинам они глубоко запечатлеваются в нашем подсознании, и оно долго хранит в памяти лица конкретных людей.
Ключ к разгадке заключается в эмоциях. Они могут быть положительными или отрицательными, но они должны присутствовать на снимке, чтобы выйти за рамки физических атрибутов. В этом посте мы постараемся выделить несколько полезных советов по съемке эмоциональных портретов.
Каждое изображение связано с первоисточником, из которого было взято. Вы можете кликнуть на фото для ознакомления с другими работами фотографов.
Связь
Пообщайтесь с моделью, чтобы она привыкла к вашему присутствию, прежде чем вы направите на нее объектив. Контакт очень важен, когда речь идет о портретной фотографии. Без доверия и полного согласия со стороны объекта съемки очень сложно выявить истинный характер человека.
Вам не нужны заурядные портреты. Поэтому будьте вежливым и понятным, точным и позитивным. Заставьте модель поверить в собственную внутреннюю красоту, тогда вы сможете получить великолепные результаты. Хвалите за старания и, таким образом, вы облегчите себе задачу раскрыть душу модели.
Фото: Serge Gavrilov
Фото: Richard Wohlfart
Эмоция
Эмоция для портрета – это все. Она вызывает у зрителя интерес и удивление, позволяет прочувствовать портрет. Чтобы ее запечатлеть, вам потребуется немало терпения, практики и, возможно, чистое везение. Возьмите на себя роль режиссера, определитесь и запланируйте эмоции персонажа, чтобы создать нечто волшебное и получить замечательные результаты.
Но не забывайте об уважении к модели и о существовании неких границ, которые вытекают из того, кого мы снимаем и где ведем съемку. Эмоции – это жизненно важные элементы в любом портрете, поэтому разожгите их, определите, постарайтесь обнаружить или настаивайте на их проявлении от модели. Активно обсуждайте проявление эмоций с объектом съемки.
Фото: Wayne Mackeson
Фото: Юра Курносов
Свет и окружающая среда
Местность, освещение и окружающая среда играют определяющую роль в передаче характера и помогают придать портрету пресловутую одухотворенность. Вы можете представить резкий или яркий, или тусклый свет. Такие эстетические характеристики привлекают больше внимания к любому портрету и, тем самым, настаивают на продолжении истории.
Драматический свет разжигает любопытство. С его помощью мы целенаправленно добавляем образу глубину и интерес. Окружающая среда представляет собой пространство, которое может быть открытой лужайкой с чудесным пейзажем или тесной темной комнатой. Но обе эти крайности имеют свое значение, когда вы создаете проникновенный портрет. Они заставляют зрителя верить, вызывают интерес, восторг или слезы и, тем самым, помогают создавать одухотворенные эмоциональные шедевры.
Фото: Gurbir Grewal
Фото: Alain Laboile
Фото: Marcin Kaniewski
Тишина
Так же, как и некоторые истории, есть фотографии, которые никогда не заканчиваются, они продолжают преследовать нас своим великолепием. Чем больше вы будете на них смотреть, тем больше они будут выражать. Что-то есть в портретах, и они это старательно передают.
Тишина дает прекрасное состояние транса для управления собственным творчеством. Ведь фотография передает лишь четверть истории, а все остальное рисует наше собственное воображение из чистой тишины.
Вспыхнувшая эмоция добавит больше магии, живости и вечности портрету. Молчание может быть очень мощным. Оно таит потенциальную силу, чтобы преобразовывать фотографию в эмоциональный и художественный шедевр. Но как сфотографировать молчание? Почувствуйте транс и красоту в символах, восхищайтесь и сформулируйте ауру модели.
Почувствуйте потоки воздуха, и тишина медленно для вас откроется. Среди всего хаоса есть только вы, ваша модель и ваше безмолвное сердце. Теперь вы готовы создавать одухотворенные портреты, которые будут бережно храниться долгие времена.
Передаем эмоции посредством портрета
Корень в слове презентация — это “презент”, то есть подарок. Хорошая презентация и в самом деле может стать настоящим подарком для аудитории. А когда мы дарим подарок, мы в первую очередь выясняем, кому мы его дарим и лишь затем, что именно подойдет в качестве подарка для этого человека.
Один из эффективных способов понять, кто наша аудитория — это составить ее эмоциональный портрет, или, как его еще называют — карту эмпатии.
Что такое эмпатия? Дословно с греческого это слово переводится как сопереживание, т.е. способность почувствовать и понять эмоции другого человека. В отличие от антипатии, когда человек нам не нравится, или симпатии, когда человек нам нравится и мы ему симпатизируем, эмпатия позволяет осознавать эмоции другого человека не ассоциируясь с ними.
Прикладной способ проявить эмпатию — это составить эмоциональный портрет аудитории, то есть понять, почувствовать и зафиксировать, что по нашему мнению этот человек (или люди), для которого мы делаем презентацию:
- любит,
- о чем мечтает,
- что не успевает,
- от чего раздражается,
- что или кто его вдохновляет,
- чем гордится,
- что хочет узнать
- и к чему стремится.
Это только на первый взгляд кажется, что мы ничего из этого не знаем о нашей аудитории, но если дать себе несколько минут, то ответы сами начнут возникать у вас в голове, только успевай записывать.
Еще один нюанс, если аудитория однородная, тогда составляем один портрет. Если же аудитория разношерстная, например, вы презентуете для небольшой группы, в которую входят заместитель генерального директор, ИТ директор и главный бухгалтер, то вы составляете отдельный портрет на каждого. Потому что даже если взять такой вопрос как “что хочет узнать?”, то могу предположить, что:
- зам.генерального хочет узнать как стать генеральным;
- ИТ директор — о технический инновациях, которые используют в его отрасли конкуренты;
- А главбух, как все сделать по закону.
Вот, живой пример, когда на одной доске уместились целых четыре таких портрета:
Я очень рекомендую работать над эмоциональным портретом своей аудитории в группе. Позовите тех людей, которые тоже знакомы с вашей аудиторией, а если это возможно, позовите представителей самой аудитории: работа в группе всегда дает более полный образ.
Ну, а если вы готовитесь к презентации в одиночку, то можете проделать эту работу и самостоятельно.
Пошаговая инструкция «Как заполнять эмоциональный портрет аудитории»:
Шаг №1: В верхней части формы записать официальный статус аудитории. Например, «начальник службы безопасности» или «участник конференции молодых специалистов».
Шаг №2: Там же написать его имя и возраст. Например «Петр Анатольевич, 56» или «Илона, 22». Это позволит еще большее персонифицировать образ.
Шаг №3: В круге по центру нарисовать портрет этого человека. Тут у вас нет задачи создать шедевр, это может быть любой рисунок от профессиональной иллюстрации до «палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек». Цель этого шага буквально «через руку» помочь мозгу сфокусироваться на аудитории.
Шаг №4: Заполнить все поля «любит», «мечтает» и так далее.
После того как портрет готов, нам нужно проделать вторую часть этой работы, а именно выделить ключевые характеристики нашей аудитории, здесь используется принцип дивергентного и конвергентного мышления. Когда мы заполняем портрет — это генерация множества ответов, т.е. дивергентное мышление, а когда выделяем ключевые характеристики, т.е. выкристализовываем самое главное о человеке — это конвергентное мышление.
Если внимательно посмотреть, то из тех ответов, которые мы сами написали, можно уловить повторяющиеся вещи. Ну, например, что этот человек любит все новое, экстраверт и не любит, когда его погружают слишком глубоко в детали. Или наоборот, что это молчаливый перфекционист и консерватор, который хочет докопаться до самой сути.
Почему так важно выделить ключевые характеристики из эмоционального портрета аудитории, становится понятно из этого примера:
Информация верна и там, и там, но именно благодаря выделению ключевых характеристик своей аудитории на основании её эмоционального портрета мы можем подобрать такой визуальный язык в своей презентации, который поможет нам быть максимально понятными и убедительным.
Скачать бланк можно тут. Еще больше полезных ресурсов и ссылок на страничке «Бесплатно».
Заметка о том, как снимать портрет и добиться искренних живых эмоций.
Я считаю, что хороший портрет обязательно рассказывает историю или, как минимум, передает яркие эмоции. Если попросить человека посмотреть в камеру и улыбнуться, чаще всего вместо искренней тёплой улыбки получается натянутая маска.
Он просто складывает мышцы так, чтобы губы растянулись. Обычно этот портрет никому не интересен, кроме самого человека на снимке. А ведь хочется чего-то яркого, например, как портреты Ямана Ибрагима.
Вопрос “как” для меня всегда актуален. Я люблю снимать в этом жанре, и для того, чтобы добиться от человека выразительности – объясняю, что “складывание мышц” в гримасу имитирующую злость не включает все мимические мышцы, и зрителю хорошо видна наигранность.
А для того, чтобы фотография ожила, нужно прочувствовать эмоцию, реально её испытать. Тогда всё включится и сложится. Чтобы человек при фотографе начал искренне играть (если он не актер) нужно время на общение, на то чтобы он начал доверять фотографу, на то чтобы не стеснялся открыться.
Обычная картина, когда человек перед камерой – он просто стесняется быть искренним. А вдруг не получится, и он будет выглядеть глупо?!
Если человек не привыкший к сцене попадает за кулисы на радио или телевидение. его часто удивляет, то как люди, без стеснения бродят по коридорам, громко и выразительно разговаривая с невидимым собеседником, отрабатывая свой текст и дикторские навыки. И удивляет его, прежде всего то, что они не стесняются.
Иногда общение с тем, кого я фотографирую, начинается с преодоления сдержанной улыбки. Наверняка все фотографы знают, как некрасиво смотрится в кадре выражение: “Я улыбаюсь, но я скромная, поэтому я сдержу улыбку”. Я говорю об этом, человек меня слышит, смысл моих слов ему ясен, но в ближайшие пол часа улыбнуться мне искренне, открыто и до конца он не согласен.
Искренность, прямолинейность и образование психолога помогают мне манипулировать людьми, а так же добиваться на съемочной площадке эмоций. На это может уйти несколько встреч. Бывает, что и не получается вовсе, если человека интересует не столько хороший портрет, сколько факт наличия картинки.
Вчера я попал на короткий мастер-класс Янины Немой, который она устроила для “пионеров” старшего отряда Авроры. И увидел, как Яна за 15 минут “зажгла” то, что я стремлюсь увидеть в глазах человека, когда фотографирую его. Обычно я прошу человека включить эмоцию. Яна поступила по другому. Она предложила тем, кто пришел на МК поразмышлять о любви. Не выражать эмоцию мимикой, а говорить (не вслух), вести внутренний диалог или монолог. Лица преобразились.
Ниже пара репортажных фотографий того момента, о котором я рассказал.
Ну вот, с вами поделился наблюдением, теперь пойду отрабатывать навык на кошках…
Как распознать эмоции человека по его лицу: Тест для сотрудников финансовых компаний
Голландский банк ING на протяжении двух лет занимается реализацией программы, которая направлена на повышение «эмоционального интеллекта» сотрудников. Часто людям трудно сходу распознать эмоции собеседника, что может приводить к ухудшению качества коммуникаций с клиентами и коллегами.
Усилия дают результаты — как пишет Business Insider, несмотря на то, что в ING денежные премии ниже, чем в среднем по отрасли, согласно опросам, сотрудники, в среднем, более удовлетворены своей работой. Кроме того, выручка растет также быстрее, чем в среднем по отрасли, при этом 80% дополнительных доходов приходятся на текущих клиентов.
Программа повышения «эмоционального интеллекта» включает в себя множество различных аспектов. Важнее всего здесь научиться распознавать эмоции другого человека. Для того, чтобы это сделать, финансовая компания предлагает сотрудникам специальный тест. Он состоит из изображения человека и четырех вариантов ответа. Попробуем пройти его (после картинки идет спойлер с ответом, а затем его описание).
Какие эмоции испытывает человек на картинке?
«Люди часто путают презрение с отвращением. Но в последнем случае обычно приподнимается верхняя губа, а на носу появляется морщинка. Отвращение возникает по отношению к чему-то плохому, а не когда человек насмехается над чем-то или что-то подозревает».
«Люди часто путают отвращение с гневром. Но в последнем случае брови человека опускаются а губы сжимаются сильнее а верхнее веко глаза поднимается. В случае отвращения, напротив, рот открывается и появляется язык, как при тошноте».
«Здесь мы видим застенчивую, но кокетливую улыбку. Понять, что человек кокетничает, можно, если его или ее голова отворачивается в сторону, как бы сообщая “ты мне не интересен”, но одновременно сохраняется зрительный контакт. Это универсальный знак двойственности кокетства — человек одновременно избегает и провоцирует контакт с другим человеком».
«Когда мы чувствуем боль, лицевые мышцы сокращаются. В верхней части лица сокращаются мышцы вокруг глаза, вызывая эффект “зажмуривания”, также опускаются брови. В нижней части лица сжимаются и подаются вперед губы».
«Когда человек испытывает симпатию или сострадание к кому-то, мышца, сморщивающая бровь, приподнимает их, губы сжимаются, а голова чуть подается вперед — это знак вовлеченности».
«При искренней улыбке мышцы расслабляются. Человек выглядит открытым и расслабленным — в минуты радости мы хотим взаимодействовать с людьми, а не защищаться от них».
«Некоторые эксперты считают, что в моменты удивления у человека широко открываются глаза — неожиданная встреча с другом, которого давно не видел, внезапная награда — мы стараемся “впитать” как можно больше такой новой информации».
«Гордость связана со знаками превосходства. Уголки губ немного поднимаются, сигнализируя о том, что человек доволен. Но в отличие от собственно радости, голова отклоняется назад, а подборок задирается. Это классические знаки ощущения власти и превосходства — люди, посылающие их, чувствуют свою силу».
«Когда люди смущены, они наклоняют голову вбок и вниз, открывая шею. Смущенная улыбка также отличается от обычной: губы сжимаются вместе, это проявление сдержанности».
«Такие мышечные движения губ и вокруг глаз и бровей говорят о том, что человек агрессивен, реагирует на угрозу или расстроен. Исследователи полагают, что так происходит потом, что такие мышечные движения могут физически защитить лицо в ходе конфликта — к примеру, сведенные брови защищают глаза».
«Это классическая искренняя улыбка, которую еще называют улыбкой Дюшена — она выражает счастье».
«Выражение лица при испуге часто путают с удивлением. Но в последнем случае глаза человека открываются сильнее и губы не “разъезжаются” в стороны, как на этой фотографии. Напротив, рот открывается. Кроме того, момент испуга брови практически не двигаются, а в случае удивления они приподнимаются».
Как пишет Business Insider, финансовая организация, использующая этот тест, не осуществляет с его помощью оценку своих сотрудников. Он создан для того, чтобы заставить людей задуматься о важности эмоций и их распознавания. Это позволяет им лучше понимать других людей, к примеру клиентов — а уже это выливается в рост прибыльности бизнеса.
А сколько правильных ответов дали вы? Делитесь в комментариях и не забывайте подписываться на наш блог!
Эмоциональная фотография или фотография эмоций.
Для того, чтобы разобраться в этом не простом вопросе необходимо выяснить, а что же такое эмоция.
Эмоции – это психические всплески, возникающие в результате воздействия раздражителей физического мира на психофизиологическое состояние человека. Камень, брошенный в воду образует круги, таким образом, камень – это раздражитель внешнего мира, вода – психофизиологическое состояние человека, а круги на воде – это эмоции…
Если это так, то для зрителя внешним раздражителем, в узком смысле слова, является фотография, а значит сама по себе фотография является лишь неким медиатором эмоциональных струн зрителя и, в конечном итоге, звучание нашего инструмента под названием душа будет зависеть от натяжения и настройки этих струн. Таким образом, психическое состояние и утончённость мировосприятия зрителя лежат в основе любой эмоциональной фотографии. Но я хотел бы сегодня поговорить о том, что из себя представляет медиатор, т.е. сама фотография? Ведь что не говори, а медиатор должен как минимум иметь контакт со струнами.
Теоретик киноискусства Зигфрид Кракауэр очень точно определил четыре ноты к которым тяготеют фотографы и которые по их мнению должны вызывать определённые эмоции у зрителя:
1. Намерение автора воспроизвести физическую реальность в том нетронутом виде, в котором она существует помимо него.
2. Тяготение фотографов к неинсценированной действительности, подчёркивая случайное и неожиданное в своих работах.
3. Желание передавать ощущение незавершённости, бесконечности, возникающие от подчёркивания элементов случайного, которые на фотографии запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. И фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления законченности. Рамка фотокадра – лишь условные его границы, его содержание связано с содержанием остающегося за рамкой, его композиция говорит о чём-то невместимом – о физическом бытие
4. Склонность авторов передавать ощущение неопределённого содержания, смысловой неясности.
Тяготение зрителя к определённым нотам – это первые шаги к построению своего мира эмоционального восприятия фотографии…
Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Этот синтез может протекать как в пределах одной плоскости восприятия (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких плоскостей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия фотографий.
Следующим немаловажным элементом эмоционального восприятия является аккорд, а говоря фотографическим языком – это расстановка акцентов в кадре или композиционное построение сюжета. Именно эта компонента создаёт благозвучие в кадре и придаёт сюжету гармонию и равновесие…
Очень важным элементом в музыкальном произведении является сила звучания нот в аккорде. Переводя на язык фотографии – это расстановка цветовых и свето-теневых акцентов в кадре, которые дополняют сюжет общей гармонией и мелодичностью, подчёркивая главное в кадре, придавая ему объём…
Также хотелось бы остановится на таком элементе как ритм. Он как в музыке, так и в фотографии создаёт определённую атмосферу упорядоченности и структурности. А учитывая тот факт, что физическая сущность восприятия построена на достраивании воображением картин, имеющих неопределённое содержание и смысловую неясность в определённую логическую смысловую цепочку, то ритм играет в этом построении очень важную роль, особенно если сознание по каким-то причинам не может выполнить это построение самостоятельно…
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.
Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.
Исходя из вышеизложенного попытаемся разобраться какие раздражители при восприятии оставляют наиболее глубокий эмоциональный след в нашем сознании…
Этот раздражитель можно сравнить с напором воды, который с разной силой воздействует на зрителя. Чем больше информационный напор, тем сильнее его воздействие на сознание зрителя и как результат – встречная реакция от просмотра трансформируется в определённые эмоции.
Так какие же элементы этого раздражителя лично для меня очевидны:
1. Графичность, а именно когда свободный и условный графический язык позволяет выражать впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения. Всё многообразие жизни, ее многоцветность, многогранность переданы при помощи одноцветного снимка. Мы ценим в фотографической графике ее способность ловить поистине неуловимые мгновения жизни, закрепляя их в быстрых и очень характерных чертах, ее умение показать целое через изображение части, ее экспрессию и способность изобразительно выражать самое существо идеи.
2. Смысловая составляющая сюжета. С одной стороны, кадр должен быть информативным, т.е. рассказывать о каких-то событиях. В то же время фотография должна иметь настроение – вызывать вполне определённые чувства и эмоции у зрителя. Профессионального фотографа от фотографа-любителя отличает именно способность помнить об этих двух составляющих эмоционального кадра во время фотосъёмки. Фотограф-любитель, как правило, просто показывает, или изображает действие, а профессионал «рассказывает историю». Недостаток информации в кадре, как и её избыток может вызывать абсолютно одинаковый результат – отсутствие всяких эмоций у зрителя… Работа должна подталкивать человека к размышлению, к воображению, к поиску…
3. Цветовая гармония фотографии, которая включает в себя не только сочетаемость цветов, но и доминирование одних оттенков перед другими, придание цвету жёсткости или мягкости, создание чистоты и сочности красок… Это самый сложный элемент воздействия на наше подсознание и умение управлять цветом может придать работе не только художественность, но и очень яркие эмоциональные переживания…
Подводя итог, хочу сказать, что всё вышесказанное носит сугубо условный характер, потому что невозможно объяснить, к примеру, веру в Бога одним языком религии или философии, т.к. вера кроется гораздо глубже и тоньше, и находится где-то в трансцендентной области… Попытка объяснить эмоциональность фотографии языком технических жестов также безуспешна, потому что как я сказал выше, основой любой эмоциональной фотографии является в первую очередь психофизиологическое состояние зрителя, которое в зависимости от различных жизненных условий может меняться и, следовательно, одна и та же фотография в разное время просмотра может вызывать разные эмоции или не вызывать их вОвсе…
Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу, а именно какие фотографии (не из числа предложенных, а в целом. ) при просмотре вызывают у вас наиболее сильные эмоции? Что на ваш взгляд наиболее сильно воздействует на зрителя при просмотре фотографии?
Ниже я хочу представить фотографии моих друзей и коллег по fotokto , которые в большей или меньшей степени вызывают у меня определённые эмоции и мне хотелось бы поделиться своим эмоциональным миром с вами…)) Удачи вам и солнечного настроения. ))
Мой эмоциональный портрет
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Представлена методическая разработка в виде дидактической игры. В процессе данной игры дети учатся распознавать различные эмоции человека по выражению его лица; расширяют словарный запас названиями эмоций (радость, грусть, злость, удовольствие, раздражение, удивление, равнодушие, испуг и т.д.); учатся познавать свой эмоциональный мир; учатся общаться друг с другом: задавать уточняющие вопросы, интересоваться внутренним состоянием, распознавать эмоции собеседника. Послужит замечательной методической помощью воспитателям в проработке эмоционального аспекта деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_emotsionalnyy_portret.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра для подготовительной группы
«Мой эмоциональный портрет»
- научить детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица;
- расширить словарный запас детей названиями эмоций (радость, грусть, злость, удовольствие, раздражение, удивление, равнодушие, испуг и т.д.);
- создать условия для познания детьми своего собственного эмоционального мира;
- научить детей общаться друг с другом: задавать уточняющие вопросы, интересоваться внутренним состоянием, распознавать эмоции собеседника
Необходимый материал: карточки с изображениями лиц детей, выражающие различные эмоции, листы А4 для рисования (на каждом листе воспитателем написан список эмоций, с которыми будет производиться работа), цветные пастелевые карандаши (масляная пастель).
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну Эмоций. Посмотрите внимательно, на ваших столах я разложила карточки с изображениями лиц детей. Каждый из них испытывает какую-то эмоцию. Давайте вместе их внимательно рассмотрим. Воспитатель показывает карточку и задает вопросы детям:
— какую эмоцию отражает лицо ребенка?
— как вы это поняли?
— испытывали ли вы такую эмоцию когда-нибудь?
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы изучили с вами все основные эмоции. Теперь я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку. Послушаете?
В одном царстве-государстве жили-были очень добродушные и жизнерадостные люди, которые никогда ничего друг от друга не скрывали и рассказывали друг другу разные тайны. В этом царстве царила Доброта. Но однажды, как это часто бывает в сказках, злая колдунья решила все испортить. Она разбросала по земле семена Недоверия. Люди, по мере того как семена прорастали, все чаще стали задумываться над тем, что их могут предать, выдать их секреты, а то и вовсе высмеять. И стали скрывать друг от друга свои мечты, фантазии, эмоции…» (продолжение следует).
— Ребята, давайте и мы с вами сейчас закодируем наши эмоции, создадим свой собственный язык. На листе бумаги, который перед вами, написаны названия 5 эмоций. Я помогу вам их прочитать, и вы рядом – обозначьте их каким-то особым значком, так, чтобы никто не смог догадаться. Постарайтесь зашифровать так, как это никто не сделает. Это ведь только ваши эмоции и ваш внутренний мир.
— А теперь переверните листы и на обратной стороне давайте немного порисуем. Я предлагаю вам нарисовать Карту. Это будет только ваша карта. Возможно, это необитаемый остров в Тихом океане, а возможно лесная поляна, или поле пшеницы, или что-нибудь еще. Как вы сами захотите. Раскрасьте эту карту ровно так, как вам пожелается.
— А когда будете готовы, проставьте на своей карте значки эмоций, которые вы перед этим придумывали. Распределите по карте палитру своих закодированных эмоций. Просто, как захочется!
Для воспитателя сейчас – широкое поле изучения детей. По карте можно увидеть, какие в действительности эмоции в большей степени присущи ребенку. В данном случае механизмы работают неосознанно. Дети проставляют ровно те значки, к которым ощущают наибольшее притяжение. Можно дополнительно рассмотреть, где проставлены значки. Может быть, значок грусти вдруг окажется рядом с фигурой кого-то из родителей. Или, на карте будет прорисовано болото печали. А может, разноцветное, радужное озеро, символизирующее избыток эмоций на фоне благополучного семейного психологического климата. Все в руках воспитателя.
— Замечательно! Теперь перед вами не просто карта, а карта ваших собственных эмоций. Такие же точно карты с закодированными эмоциями создали и жители царства-государства, о котором я рассказывала вам в самом начале. Каждый стал жить только в своем собственно мире, в своей карте. И стали эти жители замкнутыми, поселилось в этом царстве Одиночество. Вроде бы и рядом все, а в то же время и одинокие, так как совсем перестали общаться друг с другом, только с самими собой. А понять коды друг друга как без общения? Практически невозможно… Семена Недоверия прорастали с необычайной скоростью. И, наверное, так и превратилось бы наше царство в царство Одиночества, если бы на помощь не поспешила добрая фея. Она мигом направила на государство Ветер Общения и стала наблюдать.
— Конечно, жители царства стали проявлять интерес к общению. Давайте и мы с вами сейчас немного друг с другом пообщаемся. Посмотрите на карту соседа и попробуйте у него узнать, а какие эмоции он испытывает. Может быть он радуется, а может, грустит? Или его кто-то обидел, и ему нужна помощь. Спросите его, проявите участие к его внутреннему миру.
Конечно, воспитатель должен помочь ребятам. Его задача – научить задавать вопросы, интересоваться состоянием другого человека, попробовать почувствовать его эмоции. Необходимо разбить детей на пары и поработать с каждой парой. Под руководством воспитателя дети обучатся важному элементу коммуникации – эмоциональной составляющей.
— Получается? А теперь, чтобы было еще легче, попробуйте с разрешения соседа заглянуть на обратную сторону листа, где он выписывал значение кодировки. Совпадает? То, что вы смогли узнать у него, и то, что увидели в расшифровке? У кого-то больше совпало, кому-то, может, без подсказки было трудно понять соседа. Что поделать, злые колдуньи часто проникают и в наш мир, и творят злые дела здесь… но, как вы догадались, в наш мир добрые феи тоже часто прилетают.
— Скажите, ребята, а сложно понимать эмоции другого человека? А если смотреть в расшифровку, легче? А если теснее общаться и доверять друг другу? Конечно, дети, каждый из нас носит в себе свой собственный мир, непохожий на других, уникальный, особенный, и важно уважать мир каждого, какие-то секреты важно сохранять вдали от всех. Но в то же время, без доверия друг к другу мы превращаемся в одиноких, непонятых людей.
— Давайте будем больше доверять друг другу!
В завершении можно поставить детей в круг и под музыку поводить Дружный Хоровод, что будет служить неким закреплением позитивного, нового эмоционального опыта.
Психологический портрет
Человеческая внешность — одна из наиболее болезненных тем. Вот и пробуем во всем этом разобраться. Генетическим путем переданные физиологические данные — это еще совсем не все. Здесь уже хозяйничают наши чувства и эмоции. Они-то и придают внешности очарования или наоборот. И все это вместе и формирует наш образ.
Чувства — вещь внутренняя. Эмоции — сугубо природный, естественный инструмент для выражения чувств. Представьте, что у нас нет внешних проявлений. Что внешне, мы подобны роботам и бесстрастным голосом произносим — я чувствую к тебе некое такое чувство…или — как я счастлив, что встретил тебя. И так оно и есть — очень много проблем у людей от того, что они не умеют выразить свои чувства или считают, что это лишнее и прочее.
В свое время Кэррол Е. Изард дифференцировал все это и выделил фундаментальные эмоции, из соединения которых получается гораздо более широкий спектр — комплексные эмоциональные состояния.
Типичные выражения лица говорящие об эмоциональном состоянии человека:
Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные.
Радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены.
Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму.
Отвращение : брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает.
Презрение: брови приподняты, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника.
Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх.
Гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями.
Cкорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Об искренности и открытости говорит симметрия в мимике. И чем сильнее разница между тем, что человек чувствует и тем что он хочет выразить, тем более отличаются мимикой правая и левая стороны его лица.
Губы людей обладают особой выразительностью. Если человек чрезмерно шевелит губами, закусывает губы, вытягивает в трубочку — это говорит о переживаниях и беспокойстве.
Искривленный в одну сторону рот возможно говорит о насмешке и скептическом отношении
Улыбка на лице говорит о дружелюбии или о потребности в дружеском отношении и одобрении.
Кривая улыбка — признак контролируемой нервозности, напряжения.