Пейзажная фотосъемка, как планировать и готовиться к ней.
Как фотографировать пейзажи: 10 советов
В этом вся суть пейзажной съёмки – нужно искать и смотреть. Иногда будет попадаться всякая ерунда, но, в противном случае придётся снимать одну и ту же посредственность снова и снова.
Пейзаж – один из любимых жанров фотолюбителей и фотографов любого уровня профессионализма. Однако, при съёмке пейзажа не всегда всё идёт как по маслу.
Отправляясь снимать окружающий ландшафт не всегда просто угадать с местом. Бывает так, что находишь не просто место, а настоящую сокровищницу для пейзажной фотосъёмки, а иногда, наоборот, это просто нереально загаженная дыра. Например, недавно, отправившись на съёмку, я нашёл сцену, у которой, казалось бы, был потенциал: каменная башня на вершине холма – это же красиво!
Спорим, что вам это знакомо: выбираешь объект съёмки, приезжаешь к нему с высокими ожиданиями, но уже на месте слегка расстраиваешься. Так вышло и в этот раз. Я очень хотел, чтобы всё получилось с тех двух ракурсов, что я выбрал для съёмки:
Но ни один из них не получился достаточно хорошо, по крайней мере настолько хорошо, насколько мне хотелось бы. И тогда меня посетили 2 мысли. Во-первых, само место очень важно для хорошей пейзажной фотографии. А, во-вторых, почему бы мне не поделиться советами по съёмке пейзажей?
Советы для пейзажной фотографии: тщательно выбирайте место
Итак, совет номер один, звучит просто: место, место и ещё раз место. Выбор правильной локации – это самое важное в пейзажной съёмке, потому что это и есть ваш объект съёмки. Исследуйте, гуглите, изучайте, идите и ищите новые места для съёмки. Иногда будет попадаться полная ерунда, но продолжайте искать захватывающие места с интересными объектами для фокусировки. Возможно, вам придётся ходить до тех пор, пока ноги не начнут «отваливаться». Или долго колесить на велосипеде. Суть в том, что нужно не лениться и перемещать свою пятую точку из пункта А в пункт Б, чтобы найти тот самый вид, который станет наградой.
В этом вся суть пейзажной съёмки – нужно искать и смотреть. Иногда будет попадаться всякая ерунда, но, в противном случае придётся снимать одну и ту же посредственность снова и снова. Но при этом, сделаю оговорку, что не стоит бояться снимать какой-то объект больше одного раза, потому что любой объект можно снять уж точно более одного раза. Если возвращаться туда, где вы уже снимали, можно найти новый ракурс или в буквальном смысле увидеть всё по-новому. Например, сезонные различия однозначно оправдывают повторную съёмку в одном и том же месте.
Как снимать пейзаж: планируйте свою съёмку
Второй совет, возможно, так же очевиден, как и первый – старайтесь планировать свою съёмку. Не стоит приезжать на место за пару минут до заката, потому что вы просто не успеете установить штатив, настроить камеру и выбрать лучший ракурс. Поэтому старайтесь добираться к месту съёмки заранее. Иногда бывает нелишним прикинуть время на дорогу с запасом – жалко будет упустить момент для съёмки из-за пробки на дороге или спустившего колеса.
Планирование также заключается и в том, что вы должны понимать, при каком свете вы хотите снимать: золотой час, голубой час, сумерки. Большинство фотографов твердят о золотом часе, но можно сделать сногсшибательные снимки в голубой час или в сумерках.
Вы, возможно, слышали про золотой час, когда солнце зависло над горизонтом и его свет, проходя через бОльшую толщу атмосферы, придаёт приятный, красноватый цвет загара всему вокруг. А голубой час – это когда солнце на 4-8 градусов ушло за горизонт и всё в непрямом свете получает голубоватый оттенок. Собственно, поэтому он так и называется.
В завершении подготовки проверьте прогноз погоды на день планируемой съёмки. Не нужно въедливо изучать информацию различных метеосайтов, просто узнайте достаточно для того, чтобы быть уверенным в возможности снимать в выбранном месте в желаемое время.
Совет номер три: Планируйте
Нет, вы не ослышались, и я не повторяюсь, хотя вам может так показаться. Я постараюсь не говорить о том, что нужно правильно упаковывать свою фототехнику. Но, говоря о технике, я просто не могу не упомянуть о нескольких предметах, которые необходимо взять с собой на пейзажную съёмку.
Прежде всего, фильтры. Фильтры – это наше всё в пейзажной съёмке. Стандартные и переменные нейтрально-серые фильтры могут пригодиться в любое время для снижения интенсивности света на несколько стопов.
Вы можете спросить, зачем же перекрывать этот красивый золотой свет, заливающий всё вокруг? Затем, что некоторые объекты иногда лучше выглядят на длинных выдержках. Короткая выдержка отлично подходит для тестовых снимков, но они будут выглядеть слишком обычно. Как будто фото сделано на смартфон, а не на полноценную камеру:
Длинная же выдержка, напротив, даёт интересные цвета, а любые движения воды или неба становятся размытыми:
Используйте качественный штатив
Четвёртый совет будет от Капитана Очевидность: используйте качественный штатив. Никто не захочет иметь под рукой неустойчивый штатив, собираясь снимать на 30-секундной выдержке. Ведь, в противном случае фото может выйти смазанным и вам придётся снимать ещё один кадр с 30-тисекундной выдержкой на неустойчивом штативе.
Добудьте широкоугольный объектив
Вы, конечно, можете снимать пейзажи и на имеющийся у вас 50 или 35-мм объектив, но очень здорово иметь по-настоящему широкоугольный объектив для построения драматических линий.
Используйте ведущие линии
Выберите ведущую линию, и она приведёт вас хорошей фотографии. Нет, я серьёзно. Правильно выбранная ведущая линия играет очень важную роль в пейзажной фотографии. Такая линия очень хорошо направляет взгляд, она, словно палец, указывает зрителю, куда смотреть.
Например, на этом снимке линии направляют ваш взгляд к средневековой береговой сторожевой башне:
Тщательно выбирайте передний план
Иногда пейзажный снимок выглядит абсолютно невнятно, когда он снят на широкоугольный объектив, а на переднем плане – широченный кусок земли, на котором глазу не за что зацепиться. Вы можете сколько угодно говорить о том, что это художественный замысел, но ничего не изменится – на переднем плане как ничего не было, так ничего и не будет.
Размещение яркой точки на переднем плане может исправить ситуацию, но тогда фокус внимания зрителя будет сосредоточен именно на ней:
Хотя в обычном пейзаже часто можно найти что-то неяркое на переднем плане:
Прикрывайте диафрагму
Восьмой совет заключается в том, что в пейзажной фотографии вам следует использовать большую глубину резкости. Прикройте диафрагму – чем больше число f, тем меньше диафрагма – это отступление я делаю для новичков в фотографии. Но в то же время не нужно совершать ошибку и выбирать самое минимальное значение диафрагмы. Я и сам совершал подобную ошибку, когда только начинал снимать пейзажи. Дело в том, что на диафрагме, например, f/22 вы получите дифракцию и изображение получится размытым.
Для хороших результатов я бы порекомендовал использовать диафрагму не менее f/16.
Осваивайте новые технологии
Предпоследний совет: если хотите попробовать что-то новое – поднимитесь в небо. Если вам нужны захватывающие снимки, непохожие на тысячи других, используйте квадрокоптер. Это позволит вам снимать с ракурса, который пока ещё доступен немногим.
Десятый совет мог бы звучать так: используйте правила третей. Но я ненавижу это правило потому, что все про него говорят и относятся к нему, как к правилу, а не как к идее, чем оно и является. Правило третей позволит вам сделать хорошую фотографию, на которое приятно смотреть, но не позволяйте ему ограничивать ваше творчество.
Давайте перейдём к совету номер десять.
Как снимать пейзажи: Никогда не отступайте!
Этот совет может напоминать второсортный мотивационный призыв, но тем не менее он важен. Не сдавайтесь, не позволяйте погоде вас остановить – даже если пасмурно, всегда есть варианты для съёмки. Плохая погода и лужи на земле не всегда вам помогают – скорее даже наоборот – но вы не можете ими управлять. Поэтому примите их как данность и работайте с тем, что есть. Например, в пасмурную погоду можно снимать облака.
Итак, в пасмурную погоду снимайте чёрно-белые пейзажи. В условиях плохой освещённости – повышайте значение ISO, но повышайте его так, чтобы фото было выдержано, как надо. Даже если вам кажется, что съёмка не удаётся, всё равно сфотографируйте что-нибудь – результат может вас удивить.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Пейзажная фотосъемка, как планировать и готовиться к ней.
Самые лучшие фотографии редко получаются случайно. Да, я знаю, иногда интуиция приводит нас в нужное время с лучшим светом, и у вас есть все необходимое, чтобы сделать идеальный кадр. Но это случается крайне редко. Хорошие изображения, особенно пейзажи, почти всегда требуют некоторого планирования. Сезон, время суток, погода, ваше местоположение – все это нужно учитывать прежде, чем отправляетесь на съемку. Хотя это особенно касается многодневных путешествий, планирование может быть полезным даже для съемок в пределах вашей местности.
Осеннее утро на Аляске. Цветовая гамма позднего августа или раннего сентября; если хотите поймать такие осенние краски, то планируйте соответственно.
Сезонность
Однажды я получил запрос на индивидуальный мастер-класс от человека, который хотел пофотографировать северное сияние в горах северной Аляски. Это местность, которую я хорошо знаю и часто провожу там фото-туры, поэтому мне с нетерпением хотелось предоставить запрашиваемую информацию. Пока я не прочитал его последнее предложение; он планировал поездку на июль.
Занавес Авроры над шоссе Далтон и Бруксским хребтом в северной Аляске. Если вы хотите увидеть северное сияние, то лучше не планировать поезду летом.
На севере Аляски, глубоко севернее от Арктического круга, в середине лета солнце никогда не садится. Северное сияние же появляется только ночью. Вы понимаете проблему, да?
Хотя я смеюсь над этим сейчас, я должен отдать должное этому парню. Он связался со мной до того, как составил план поездки, и я имел возможность скорректировать ее прежде, чем он купил дорогие билеты на самолет и оказался разочарованным (и, вероятно, инфицированным комарами) путешествием в Арктику.
Я понимаю, что это впечатляющий пример. Но это не означает, что бесконечный дневной свет в течение арктического лета – это хорошо охраняемый секрет. Тем не менее, для каждого места, которое вы планируете посетить, есть понятия сезонности, которые вам следует узнать заранее.
Поздняя осень на Бруксском хребте северной Аляски подразумевает ранний сентябрь.
Изучение вашего места назначения
Проведите исследование. Большинство регионов мира имеют холодный, влажный или жаркий сезоны, и успех ваших фотосъемок может зависеть от сезона, который вы выберете. Подумайте о том, какие фотографии вы хотите получить, а затем узнайте, какое время года подойдет для этого. Сезонность довольно интуитивна для большинства фотографов. Обычно мы хорошо понимаем, как весна, лето, осень и зима сказываются на нашей фотографии.
Вернемся к моему примеру с северным сиянием. Да, если вы хотите снять северное сияние, то поездку следует совершать в то время года, когда там ночью становится темно. Но есть лучшее и худшее время – между сентябрем и апрелем. Приедете в середине января, и столкнетесь с ночными морозами до -40С; не совсем подходящая температура для съемки. В дополнение к более теплому времени весеннее и осеннее равноденствие совпадают с обычным пиком активности северного сияния. А весной вероятность облачного покрова меньше. Повторяю – проводите свое исследование!
Время суток
Боковой свет добавляет драмы горам вокруг Хейнс, Аляска.
Этот значимый фактор обычно упускается из вида. Большинство фотографов удовлетворяются часом или двумя на рассвете или закате. Свет низкий и приятный, бросая длинные тени по ландшафту. Но это время зависит от вашего местоположения.
Что такое время заката/рассвета? В зависимости от того, где вы находитесь и в какое время года, этот красивый свет может появляться позже или раньше (даже посреди ночи на Аляске в летнее время). Задолго до того, как вы отправитесь в путь, изучите это время и спланируйте соответственно. Простой поиск в Google обеспечит вас нужной информацией, как и многие устройства GPS и приложения в смартфонах.
Утренний туман поднимается над лесом и пастбищами острова Чилоэ, Чили.
Как свет будет ложится на ландшафт? Если вы хотите заснять горы с определенным светом (задний, боковой, фронтальный), тогда вам нужно знать не только время заката и рассвета, но также где расположено солнце относительно вашего объекта. Неоднократно я снимал вечером и обнаруживал, что объект находится в мягких, серых тенях, и я хотел, чтобы свет исходил с противоположной стороны.
Посмотрите на карты, найдите ваше местоположение, и помните как о времени года, так и о времени суток, поскольку оба фактора влияют на то, как ложится свет.
Погода
Плохая погода – это не всегда плохо. Во время зимней вьюги разрыв в облаках позволил пучку солнечного света попасть на горы на юго-востоке Аляске.
Это инструмент краткосрочного планирования, но может быть полезным за несколько дней до съемки. Честно говоря, я сомневался, включать ли этот пункт в статью, потому что прогнозы погоды иногда бывают ошибочны, и кроме того, пейзажные фотографии в плохую погоду могут быть удивительны. Обычно лучше просто в любом случае выйти на место и посмотреть, что получится.
Однако, узнав прогноз погоды, вы можете скорректировать свои ожидания или узнать о нежелательной погоде. Путешествия, которые я совершаю, чтобы снять северное сияние, отличный тому пример. Облака плохи для астрофотографии, но погода не одинакова на большой местности. Если в определенном месте облачно, то это вовсе не означает, что через час небо не прояснится. Уделяя внимание прогнозу погоды и условиям, вы можете планировать корректировку местоположения или изменить даты.
Изучение местности
Если это возможно, то никогда не будет лишним совершить прогулку или съездить на место съемки и поискать хорошие композиции до того, как наступит время красивого света. К сожалению, обстоятельства и жизнь в целом не всегда позволяют провести такую разведку. Но, к счастью, есть цифровое решение, которое может прийти на помощь: GoogleEarth. Используя GoogleEarth, вы можете посмотреть места, где хотели бы фотографировать, получить сведения о продолжительности поездки и (моя любимая часть) использовать функцию просмотра улиц, чтобы получить представление о том, как пейзаж будет выглядеть с уровня земли. Используя это, я нашел точные места и композиции для изображений, которые надеялся сделать.
Я отправился на необдуманную прогулку в грозу в национальном парке Денали, но в результате увидел самую яркую радугу, висящую над тундрой, простирающейся внизу.
Источники
Интернет полон информации и несколько правильно заданных поисков дадут вам практически исчерпывающую информацию. Но интернет никогда не сравнится с личным опытом. Обратитесь к фотографам, знакомым с местностью, которую вы хотите посетить. Социальные сети помогут вам в поиске фотографов, которые знают ваше место назначения. Оттуда не составит проблемы отправить несколько вопросов с помощью электронной почты или личного сообщения. Редкий случай, когда кто-то не хочет делиться с вами информацией, давать советы и указать правильное направление. Это отличный способ установить связь и даже завязать дружбу.
Заключение
Учтите все свои цели на местности, где планируете съемку, затем проведите исследование. Задавайте правильные вопросы знающим людям, и у вас будет гораздо больше шансов провести успешную фотосъемку. Кроме того, вы не почувствуете себя глупцом, когда отправитесь фотографировать северное сияние в середине арктического лета.
Советы по планированию пейзажной фотосъемки. Приложения и сервисы
Из-за обстоятельств, которые, как правило, находятся вне нашего контроля, не все поездки за пейзажной фотографией заканчиваются успехом. Но при небольшом планировании вы можете повысить вероятность продуктивной фотосессии на открытом воздухе. Мягкий утренний или поздний дневной свет, за которым гоняются все пейзажные фотографы, длится недолго, и будучи максимально подготовленным, вы сможете запечатлеть его, когда настанет подходящий момент.
1 Виртуальная разведка
Отличный способ определить, является ли местоположение фотогеничным — перейти на 500px.com и выполнить поиск вашего местоположения. Здесь вы также сможете увидеть, как другие фотографы снимают в этом месте, что позволит найти интересные идеи для построения композиции.
2 Предварительная визуализация
Хорошо не только ознакомиться с той местностью, где вы планируете фотографировать, но и осмотреть окрестности, возможно вы найдёте что-то интересное. Для этого можно воспользоваться сервисом Google Планета Земля. Это одно из самых крутых приложений, которые Google когда-либо создавал.
3 Свет
Свет может помочь создать невероятный снимок или испортить его, и понимание того, где, когда и что можно ожидать, позволит вам не тратить время впустую, а делать только хорошие снимки, максимально подготовившись к съёмке. Есть много приложений, которые вы можете использовать, чтобы предсказать свет. Одно из них — LightTrac. Оно очень простое и имеет удобный интерфейс, который покажет вам всё, что нужно знать, чтобы быть в нужном месте в нужное время.
4 Облака
Это относится к работе со светом. Если облака плотные, свет станет тусклым. Облака, которые отлично смотрятся во время восхода или заката солнца – это высокие облака. Можно использовать приложение под названием Clear Outside, чтобы определить прогнозируемую облачность для определенного местоположения в определенный день и время.
Нет ничего хуже, чем бегать по локации, пытаясь найти хорошую композицию, когда небо становится очень красивым, но с помощью небольшого планирования вы можете уменьшить вероятность того, что вы упустите идеальный момент.
Об авторе: Марк Денни — фотограф-пейзажист из Северной Каролины. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору.
Ещё больше интересных статей: Facebook, Вконтакте и Telegram
Как фотографировать пейзаж: выбор объектива и настройки фотоаппарата
На первый взгляд пейзажная фотография очень простой тип фотосъемки. Кажется, что достаточно лишь выйти с фотоаппаратом на улицу, выбрать достойный объект и нажать кнопку спуска затвора. Однако, увидев свои первые кадры, вы можете быть разочарованы. О том, на что следует обратить внимание при съемке пейзажа и как получить прекрасные снимки, вы узнаете ниже.
Объектив для съемки пейзажей
Начнем с того, что объективов, предназначенных исключительно для пейзажной съемки, не существует. Снимок, полученный длиннофокусным объективом, имеет меньше геометрических искажений, но, к сожалению, и меньший угол обзора. Короткофокусная (широкоугольная) оптика подойдет тогда, когда нужно получить больший угол обзора, глубину передачи перспективы или построить панорамное изображение. В то же время геометрические искажения перспективы, свойственные таким объективам, могут быть использованы как художественный эффект. Для съемки пейзажа можно приобрести широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например 14 или 18 мм. Альтернативным и более дешевым вариантом может стать приобретение зум-объектива (10–20 мм, 12–24 мм, 18–35 мм). В конце концов, можно использовать и китовый объектив (18–55 мм), который даст вам большую гибкость в выборе сюжета и станет отличным выбором для начинающего фотографа.
Следует отметить, что объективы, предназначенные для камер узкого формата, имеют шкалу фокусных расстояний в пересчете на угол зрения для стандартного, 35 мм, пленочного кадра. Поэтому для оценки угла обзора объектива для вашей цифровой камеры, необходимо учитывать ее кроп-фактор.
Светофильтры
Помимо объектива вам понадобятся светофильтры для съемки пейзажа. Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный и поляризационный фильтры.
Градиентный фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.
Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.
При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.
Композиция
Перед началом съемки необходимо вспомнить основные правила построения композиции. Постарайтесь не располагать линию горизонта точно посредине кадра. Желательно построить композицию таким образом, чтобы она находилась ближе к верхней или нижней трети кадра. Избегайте центральной компоновки объектов, на которых вы делаете акцент. Еще с античных времен были хорошо известны правила, по которым объект, располагающийся вблизи точки «золотого сечения», имеет наиболее гармоничное восприятие. Мысленно разделив кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, скомпонуйте ваш кадр так, чтобы акцентируемый объект оказался в районе одной из точек их пересечений. Если же таких объектов несколько, никогда не располагайте их на одной линии.
Снимая пейзаж, разделите кадр на три хорошо выраженных плана — передний, средний и задний. При таком построении композиции ваш снимок приобретет необходимый объем.
Следите за освещением. Самое благоприятное время для съемки — до 10 часов утра и после 17 часов вечера (осенью и зимой эти границы, естественно, сужаются). В это время освещение наиболее мягкое и ровное. Используйте поляризационный фильтр для экспонирования чистого, безоблачного неба. С его помощью вы можете добиться глубокого и мягкого градиента: от легких дымчатых, до глубоких, бархатных оттенков (Фото 1).
Используя градиентный фильтр, добейтесь уменьшения яркости пасмурного, бесцветного неба и проявления текстуры облаков. Это придаст вашему снимку дополнительный объем. При включении фрагментов голубого неба в разрыве облаков действие градиентного фильтра на них будет эквивалентно действию поляризационного фильтра (Фото 2).
Старайтесь не перегружать ваш кадр излишними деталями. Порой придать кадру объем может самая простая композиция. Например, на этом кадре (Фото 3) при помощи людей удалось добиться оживления композиции, а при помощи всего одной детали — камня на переднем плане, скомпонованного возле точки «золотого сечения», — добиться объема.
Смело экспериментируйте с экпозамером, особенно в сложных условиях освещения. В съемке пейзажей очень важна максимальная глубина резкости, поэтому при съемке с рук предпочтительнее выставлять диафрагму F8–11, а при наличии штатива можно уменьшить ее и до F22.
Панорамы
Наконец, попрактикуйтесь в съемке панорам. Здесь следует руководствоваться несколькими правилами. Все будущие кадры вашей панорамы должны иметь одинаковый масштаб снимаемого объекта, поэтому не фокусируйтесь ближе или дальше него. Значение диафрагмы нужно оставить постоянным. Кадры нужно делать с некоторым нахлестом друг на друга. Иначе из-за недостатка информации на краях кадров программа по сшивке панорам не сможет собрать итоговую картинку. Можно воспользоваться функцией бреккетинга вашей камеры, чтобы избежать ошибок в экспозиции.
В качестве примера (Фото 4) можно привести панораму, собранную из двух кадров при относительном отверстии F8 и фокусном расстоянии объектива 28 мм. Объектив при этом был сфокусирован на бесконечность, а выдержка на всех кадрах равнялась 1/125 секунды.
Секреты пейзажной съемки
Пейзажная фотография – невероятно красивый жанр фотосъемки. Однако снять живописный вид далеко не так просто, как может показаться. Сегодня мы делимся с вами интервью с мастером пейзажной фотографии и очень разносторонним человеком – Даниилом Коржоновым. По образованию он физик, по призванию – художник, по профессии – журналист, а по роду деятельности – путешественник. Даниил рассказал нам о своих любимых местах, о выигрышных композиционных приемах и многом другом, что может пригодиться тем, кто только начинает свой пусть в жанре пейзажной съемки.
— Даниил, когда вы видите красивый пейзаж, что вы испытываете?
— Конечно, чувство прекрасного! Иногда просто стоишь, балдеешь под миллиардом звёзд, а потом рождается идея эти чудеса людям показать, чтобы у них мотивация сдвинуться с места появилась. Млечного пути ведь в городе не видно…. Вряд ли мой подход к съёмке можно назвать «точным расчётом», скорее, мимолётным впечатлением, выхваченным из реальности.
— Расскажите, как вы выбираете места для съёмок?
— Смотрю галереи в интернете, читаю журналы. Что-то осталось с детства, как мечта – холмы Италии, «Дети капитана Гранта». Много можно назвать книг, картинок, которые сформировали моё отношение к миру. Люблю в первую очередь нашу страну, но и по миру поездить хочется.
Здесь может показаться, что всё уже снято-переснято, но нет – полно мест, где можно найти свой кадр. И есть места, куда хочется возвращаться снова и снова. Наверное, душа там что-то позабыла, или ей просто там хорошо: Байкал, Карелия, Лофотенские острова, Тоскана – мои любимые края.
— Среди ваших работ часто встречаются фотографии, сделанные на рассвете и на закате. Как максимально эффективно использовать этот короткий промежуток времени?
— Во-первых, желательно побывать в этих местах заранее, днём. Поискать композицию, представить, где свет будет. Или приходить намного раньше возможного утреннего фейерверка, чтобы второпях с волосами дыбом не бегать, а спокойно наслаждаться светом и про себя здесь и сейчас не забывать.
Второе – не стоять долго на одном месте. Метаться не нужно, но и один кадр не обязательно сотнями дублей делать. Учитесь снимать технически грамотно меньшим количеством кадров – цифра балует фотографа, но и драгоценное время может отнять. В дальней поездке иногда за всё время свет может быть только в одно утро, но и в таких условиях можно десяток кадров привезти с разного ракурса. Важно лишь знать места и не торопиться, а смотреть и наблюдать.
— Туман – одно из дополнений, которое можно получить при съёмке в раннее время суток. Подскажите, какие особенности съёмки в тумане необходимо учитывать начинающему фотографу?
— Если вы не один, то главное — не потеряться! А то будет как в славном детском мультике — перекличка ежика с лошадкой. А если серьёзно, то туман иногда отлично создаёт тональную перспективу и делает цвета очень нежными и мягкими. Главное — при обработке не потерять этот цвет: сейчас у многих модно «жарить» фотографии, чтобы они попадали в топы, набирали больше лайков.
Не хочется, чтобы пейзажная фотография вышла на уровень раскрасок и стоковых картинок. В ней должен быть бархат, богатство цветов и оттенков, которые проявляются только после длительного просмотра. Туман – как раз тот случай. Он неоднородный, с едва заметными переливами тонов. И лёгкая фактура шума будет лежать на нём как мазки кисти художника.
— Зачастую ваши работы очень тёплые и солнечные. Часто ли вы вручную настраиваете баланс белого или предпочитаете положиться на автоматический режим?
— В обычных случаях доверяю «автомату». При сложном свете (сумерки, ночь, разные источники света в помещении) ставлю нужную температуру ББ. Можно просто ставить соответствующий значок в меню баланса белого (тучки-солнышко-лампочка и т.п.). При съёмке панорам всегда ставлю конкретную температуру или пресет (значок).
— Какие композиционные приёмы практически всегда являются выигрышными? Давайте рассмотрим на примере поля, гор и моря?
— В пейзаже классика – это соотнесение большого и малого (человек в кадре с высокими горами или домик на фоне высокой суровой горы), ритмы (хорошо, когда есть переклички между планами), красивые ведущие линии между планами. Интересно, когда есть много гармоничных деталей: например, я люблю выбирать красивый передний план и зачастую уделяю ему даже больше внимания, чем среднему и заднему. Помните, что линии задают настроение. Суровый горный пейзаж в пасмурную погоду? Ищите острые линии, тяжёлые камни, делайте композицию более агрессивной.
А спокойный утренний пейзаж хочется лишить раздражающих деталей, поднять в воздух. При морской съёмке настроение лучше всего передавать также через линии волн.
— Какими объективами вы порекомендуете обзавестись фотографам, которые начинают задумываться о переходе на новый уровень в съёмке пейзажей?
— Меня часто выручает мой 14 мм NIKKOR. Это «дедушка» легендарного 14-24 мм. Да, многие фотографы переходят на Nikon исключительно ради этой линзы. Но есть и аналоги – например, недорогой неавтофокусный Samyang 14 мм под Nikon. А сам я 5 лет снимал панорамы на 17-50 Tamron с Nikon D80, добиваясь охвата, аналогичного 14 мм под ФФ.
Благодарим Даниила Коржонова за интервью, а вам предлагаем задавать свои вопросы Даниилу в комментариях. И не забывайте добавлять наш ЖЖ в друзья, ведь в впереди вас ждет множество интересных материалов.
Обратите внимание на другие наши статьи:
Планирование фотосессии. Повышаем эффективность фотосъёмки
Безусловно, фотография — это творчество. А как и всякое творчество, оно непредсказуемо. Как тут можно говорить о планировании, если всё определяется вдохновением, настроением, атмосферой на съёмочной площадке и т.д.
Отчасти это так. Но! Если Вы хотите выходить на высокий уровень фотографии, Вам просто необходимо научиться заранее планировать фотосессию во всех её подробностях. Конечно, половина из того, что Вы запланируете, может не реализоваться, но лучше уж запланировать больше, чем ничего не запланировать и ждать, когда придёт вдохновение и я сделаю шедевральный фотоснимок.
Как часто мы слышим от учеников, которые проводили свои фотосессии:
- вот если бы я заранее подумал о том-то или том-то,
- вот если бы я захватил с собой отражатель или дополнительную вспышку,
- эх, надо было взять с собой на фотосессию (на всякий случай) такой-то фильтр или штатив
- и т.д.
На самом деле, даже после хорошо подготовленной фотосессии могут возникать такие мысли. Но их будет гораздо меньше, если постараться планировать фотосессию заранее, а не полагаться на пришедшее вдруг озарение.
Итак, что же можно спланировать заранее.
Для начала, скажем (и на этом основан весь наш обучающий фотокурс для начинающих фотографов), что в основе должна быть какая-то чётко сформулированная идея (тема). Без этого, все дальнейшие действия будут хаотичными, не связанными друг с другом.
Итак, у Вас есть идея (например, мы хотим создать романтический образ девушки, прогуливающейся на природе с лошадью) .
Теперь поставим перед собой, как фотографом, серию задач по реализации данной идеи:
- найти модель,
- найти костюм для модели,
- найти лошадь,
- выбрать красивый парк, лес или поле,
- выбрать время суток, наиболее подходящее для фотосессии,
- подобрать необходимые объективы для фотосессии,
- заранее съездить на место будущей фотосессии для того, чтобы выбрать наилучшие ракурсы,
- подобрать необходимое дополнительное фото-оборудование (отражатели, штативы, светофильтры и т.д.),
- найти в интернете интересные примеры фотографий модели с лошадью,
- составить примерный план фотосъёмки.
Например, перед фотосессией с лошадью, которая была у нас этой осенью, мы выбрали лес, заранее съездили на место фотосъёмки. отобрали ряд понравившихся нам фото-примеров и составили вот такой план фотосъёмки:
- возле лошади на берегу озера,
- сидя на берегу озера,
- сидя на лошади на фоне озера.
- возле лошади (крупные планы),
- на лошади (общий план — побольше травы и цветов вокруг модели и лошади),
- фотография в 3 плана (нижний ракурс съёмки — в кадр попадает трава, находящаяся рядом с фотографом),
- проходка модели с лошадью на/от фотографа,
- в контровом свете солнца (получить светлые фотоснимки, получить радужные блики на фотографии).
На лесной тропинке:
- проходка модели с лошадью на/от фотографа,
- модель с лошадью идут от фотографа — разворачиваются на фотографа,
- в контровом свете солнца, пробивающегося сквозь листья деревьев.
- под веткой дерева в развороте на фотографа (создать эффект фрейминга — естественного обрамления),
- модель с лошадью сквозь листья деревьев.
- модель сидит на бревне, кормит лошадь,
- модель сидит на бревне в задумчивости, смотрит на уходящее солнце.
- проходка модели с лошадью вдоль ограды на/от фотографа,
- модель привязывает/отвязывает лошадь от ограды,
- модель кормит лошадь через ограду.
Такой план позволил нам не терять много времени на раздумья. Мы планомерно реализовывали один пункт за другим. Не всё получилось, но это точно лучше, чем полностью полагаться на фантазию и вдохновение.
Конечно, нет смысла держать листочек с этим планом перед глазами — если Вы его составили, то он уже есть в Вашей голове. А сам листочек с перечнем локаций и позиций Вы достаёте лишь иногда, чтобы случайно не забыть сделать тот или иной важный фотоснимок.
Вот что получилось на нашей фотосессии с лошадью.
Планирование фотосессии — Повышаем эффективность фотосъёмки
Советы по планированию пейзажной фотосъемки. Приложения и сервисы
Из-за обстоятельств, которые, как правило, находятся вне нашего контроля, не все поездки за пейзажной фотографией заканчиваются успехом. Но при небольшом планировании вы можете повысить вероятность продуктивной фотосессии на открытом воздухе. Мягкий утренний или поздний дневной свет, за которым гоняются все пейзажные фотографы, длится недолго, и будучи максимально подготовленным, вы сможете запечатлеть его, когда настанет подходящий момент.
1 Виртуальная разведка
Отличный способ определить, является ли местоположение фотогеничным — перейти на 500px.com и выполнить поиск вашего местоположения. Здесь вы также сможете увидеть, как другие фотографы снимают в этом месте, что позволит найти интересные идеи для построения композиции.
2 Предварительная визуализация
Хорошо не только ознакомиться с той местностью, где вы планируете фотографировать, но и осмотреть окрестности, возможно вы найдёте что-то интересное. Для этого можно воспользоваться сервисом Google Планета Земля. Это одно из самых крутых приложений, которые Google когда-либо создавал.
3 Свет
Свет может помочь создать невероятный снимок или испортить его, и понимание того, где, когда и что можно ожидать, позволит вам не тратить время впустую, а делать только хорошие снимки, максимально подготовившись к съёмке. Есть много приложений, которые вы можете использовать, чтобы предсказать свет. Одно из них — LightTrac. Оно очень простое и имеет удобный интерфейс, который покажет вам всё, что нужно знать, чтобы быть в нужном месте в нужное время.
4 Облака
Это относится к работе со светом. Если облака плотные, свет станет тусклым. Облака, которые отлично смотрятся во время восхода или заката солнца – это высокие облака. Можно использовать приложение под названием Clear Outside, чтобы определить прогнозируемую облачность для определенного местоположения в определенный день и время.
Нет ничего хуже, чем бегать по локации, пытаясь найти хорошую композицию, когда небо становится очень красивым, но с помощью небольшого планирования вы можете уменьшить вероятность того, что вы упустите идеальный момент.