Пейзажная фотография с водоемами. 5 советов по фотосъемке
Пейзажная фотография с водоемами. 5 советов по фотосъемке
Вода – это очень красивый объект для фотосъемки. Она может быть драматичной, как водопад, предсказуемой, как фонтан, бескрайней, как океан или просто извилистой увлекательной рекой. Независимо от источника, вода может быть интересным объектом ваших изображений или элементом композиции. Если вы очарованы фотографиями воды, вот несколько советов, которые помогут вам улучшить ваши пейзажные фотографии с водоемами.
1. Учитесь передать движение
Во-первых, подумайте о том, что вы хотите передать, и как добавить эту характеристику в снимок. Это может быть так же просто, как выбрать правильную выдержку. Короткая выдержка замораживает движение и хорошо работает для огромных волн, чтобы показать активность океана. Иногда при использовании короткой выдержки ваша камера будет сообщать вам о недостаточном количестве света – здесь вам придет на помощь настройка ISO. При использовании выдержки 1/500 и короче время является ключевым для эффектных снимков.
На противоположной стороне короткой выдержки находятся длинные экспозиции. Если вы хотите показать более величественное движение или получить этот шелковистый эффект, то увеличение выдержки даст вам то, что надо. Несколько ключевых моментов; ориентируйтесь на экспозицию между 0.5 и 10 секунд, и это означает, что камера должна быть абсолютно недвижима (штатив обязателен, также при возможности используйте пульт дистанционного спуска затвора). Сумерки и рассвет отлично подходят для длинных экспозиций, но не стоит ограничивать себя этим временем суток, если у вас есть фильтр нейтральной плотности (обсудим это далее в этой статье).
Совет-бонус: чем ближе вы находитесь к воде, тем более заметным будет эффект размытия движущейся воды.
2. Зеркало, зеркало
Вода – это природное зеркало. Найдите отражение и проанализируйте его. Оно украшает изображение или отвлекает? Если отвлекает, то переместитесь немного, чтобы устранить отражение, где это возможно, или вернитесь на место съемки, когда солнце изменит угол. Поляризационный фильтр поможет немного уменьшить отражение и даст вам красивый контраст (покрутите фильтр и посмотрите, что можно сделать).
Отражения можно также добавлять в изображения, и часто используются те, где вода спокойна и неподвижна. Рябь на воде тоже может быть интересна, привнося текстуру. Есть и абстрактные отражения, которые прекрасно смотрятся на движущейся воде, например, огни городского пейзажа.
С отражениями вы можете составить симметричную композицию или нет, это зависит от вашего замысла. Вы даже можете фотографировать только отражение, а не сам объект; возможности бесконечны.
3. Фильтруйте свет
Использование поляризатора уже упоминалось выше, но о нем стоит поговорить подробнее, так как это очень полезный инструмент для съемки воды. Помимо удаления отражения (где оно нежелательно), поляризатор очень полезен для удаления бликов. Устраняя блики, он помогает выявить цветные детали воды и то, что лежит ниже поверхности.
Фильтры нейтральной плотности полезны для создания длинных экспозиций в течение дня, так как дают вам лучший контроль над экспозицией. Они делают это путем блокирования/ограничения света, попадающего на сенсор камеры, что позволяет вам использовать большую диафрагму в течение более длительного времени.
Примечание: фильтры нейтральной плотности не влияют на цвет вашей фотографии, так же, как и поляризационный фильтр.
4 . Недоэкспонируйте, фотографируя воду
Идеальная экспозиция в камере – это ваша цель. Но при съемке воды большое количество бликов может сделать ее белой, и потом очень трудно восстановить детали на больших участках. Если вода является ключевым объектом вашей фотографии, то лучше недоэкспонировать на 1/3 или 1/2 шага.
Совет-бонус: Съемка водопадов в пасмурную погоду — это то, что рекомендуют многие фотографы-пейзажисты. На самой воде нет прямого солнечного света.
5. Намочите ноги
Если вы можете безопасно войти в воду со своим штативом, то такую перспективу стоит попробовать. Используйте дополнительные меры предосторожности, находясь на скользких камнях. Убедитесь, что ваше оборудование застраховано, и теперь вы готовы попробовать что-то новое.
Если этот вариант не для вас, то используйте зум объектив для некоторых деталей крупным планом. Потраченное время стоит того, чтобы поэкспериментировать с необычными углами.
Заключение
Вода – это на самом деле удивительный объект с множеством возможностей запечатлеть ее. Так почему бы не попробовать?
Пейзажная фотография: 5 способов, о которых вы вряд ли задумывались
Когда вы думаете о таком классическом понятии как пейзажная фотография, вероятнее всего, вы представляете себе высокие горы или спокойные морские пейзажи. Но что вы будете делать, если эти места недоступны … или может быть, вы просто хотите сфотографировать что-то другое?
В этой статье, Nikon3100.ru предлагает пять простых способов, которыми вы сможете воспользоваться, чтобы получить что-то новое и креативное.
Если вы воспользуетесь любым из нижеперечисленных советов, не забудьте поделиться вашей фотографией с нами, на нашей стене в Вконтакте!
1. Снимайте местные пейзажи
Есть много очень хороших причин, чтобы начать фотографировать местные пейзажи, а не тратить время на путешествия и испытывать удачу, получив в конце практические тоже самое, что было у вас под носом.
Мы все должны отдыхать от фотографических «норм», и в этом нет ничего плохого. Но вознаградит ли это вас великими образами, о которых вы мечтали?
Фото-поездки вдаль от дома — это отличный способ для подзарядки “творческих батарей” и вы сможете получить бесценный опыт, но в области фотографии, это означает, что вы играете в очень азартную игру.
Без знания местности и в зависимости от неблагоприятных погодных условий вы можете вернуться домой с пустыми руками.
В то время как, концентрируясь на вашем родном месте, вы получаете гораздо больше шансов оказаться в нужном месте в нужное время и, следовательно, спекулируя лучшими условиями.
Главный совет
Многие фотографии показываю то, какие глубокие знания в пейзаже вы хотите показать.
Это гораздо легче будет сделать в родной местности, чем вдали от дома. Вы будете иметь лучшее представление о том, когда цветут цветы и деревья, какой угол солнца в течение всего года и какое лучшее время дня для посещения того или иного места.
2. Рассказывают ли ваши фотографии историю?
Хорошая пейзажная фотография немного напоминает хорошую историю. Она нуждается в начале, середине и конце.
Ландшафт должен состоять из трех компонентов — передний план, золотая середина и фона. Это правило может помочь вам сделать ваши изображения более эффектными.
Конечно, не все изображения попадают под этот упрощенный вид композиции, но в большинстве случаев, вы не проиграете, если будете следовать этому правилу. Это также очень хороший способ, «построить» свои фотографии в направлении спереди назад.
Построив свои изображения данным методом, вы инстинктивно начнете “сочинять” свои фотографии. Конечным результатом будет фотография, на которой объект переднего плана тесно связан с фоном.
Один из способов сделать — это придать сильный акцент переднему плану, а затем скомпоновать снимок. Таким образом, глаз переходит на что-то интересное в середине фотографии и на ее фон.
С другой стороны, самым важным объектом картины может быть фон, и в этом случае передний план должен вызывать долю интереса, но не должен сбивать внимание с себя.
Главный совет
Такой подход к композиции, как правило, работает лучше при использовании широкоугольного объектива. Это делается для того, чтобы достаточно хорошо отобразить передний план фотографии, а также ее фон.
Только будьте осторожны, чтобы не фотографировать слишком широким углом. Изменив перспективу, вы очень сильно снизите значимость фоновых объектов.
3. Используйте боковое освещение, чтобы придать глубину изображениям
Использование бокового освещения, добавит ощущений глубины вашим пейзажным изображениям. Этот способ является одним из лучших для создания теней и выявления формы объектов.
Новичкам в фотографии мы часто говорим, чтобы они фотографировали с солнцем, которое светит за их плечом. Но когда дело доходит до пейзажной фотографии — это не лучшее решение.
Проблема в том, что переднее освещение делает пейзаж очень плоским и двумерным. В этом случае, тени появляются позади объекта и следовательно, они скрыты от камеры.
Если вы просто переставите камеру таким образом, чтобы солнечный свет падал сбоку, то создадите все условия к появлению объемного пейзажа.
Теперь тени падают по всему кадру, они помогают выявить форму объектов в пределах пейзажа и помогают создать иллюзию глубины в конечной фотографии.
Главный совет
Чем ниже будет положение солнца на небе, тем больше будет теней. Следовательно, получиться раскрыть больше особенностей вашего пейзажа.
Как правило, лучшее время, для съемки пейзажей, когда ваша собственная тень длиннее вашего роста, т.е. постарайтесь избежать полуденного солнца и фотографировать рано утром или в конце дня.
Об этом времени, которое называется «Золотой час» в фотографии, вы можете прочитать более подробно на нашем сайте.
4. Дайте погоде шанс
Голубое и чистое небо хорошо подойдет для принятия солнечных ванн. Но если вы хотите придать вашему пейзажу некую драму, то мы вам советуем не лениться и отправляться снимать во время дождя.
Погода часто является решающим фактором, когда дело доходит до пейзажной фотографии и пока синие небеса приятные и умиротворенные, они не будут будоражить мир.
Нет, драма, вот, что вам нужно. Большие, задумчивые небеса, полные намерений или пронзительные лучи солнечного света, сияющие сквозь дождевые облака.
Чтобы запечатлеть такие захватывающие моменты, вы должны быть готовы к многочисленным неудачам, а также быть готовыми к отличной возможности хорошенько промокнуть.
Солнце может взойти только на несколько мгновений, так что вы должны быть во всеоружии, с необходимыми настройками вашей камеры и готовыми к съемке.
Очень часто требуется подолгу ждать и вы можете быть вознаграждены только в единичных случаях.
Зато эти моменты никогда больше не повторятся, и только вы будете обладать этим волшебным снимком.
Главный совет
Умение читать облака поможет вам спланировать свои фотографии. Посмотрите на чистое небо на западном горизонте, солнце иногда выбирается из-за облаков на минутку — другую до заката.
Ветреные или ливневые дни также очень хороши для переходного света, в это время облака движутся постоянно, позволяя солнечному свету просачиваться через узкие зазоры.
5. Исключите небо
Хорошее небо может играть большую роль в пейзажной фотографии, но если небо не представляет никакого интереса, то не стесняйтесь его вырезать.
Небольшое, безоблачное, голубое небо более-менее приемлемо, но если оно равномерное, бледно-серого цвета, как правило, лучшим вариантом будет полностью его исключить.
Вам просто нужно заново оценить свои возможности. Лесные интерьеры, водопады и прибрежные сцены, все они действительно хорошо выглядят в пасмурную погоду. В большинстве случаев, намного лучшие результаты получаются при съемке в мягком свете, чем при ярком солнечном.
Это происходит из-за того, что при работе в пасмурную погоду, уровень контрастности значительно ниже. Он позволяет сохранить в подробностях, как темные, так и светлые участки изображения.
Главный совет
Используйте все преимущества съемки в пасмурную погоду. Установите длинную выдержку, чтобы запечатлеть движущуюся воду в качестве творческого размытия.
Вы получите насыщенные цвета путем установки поляризационного фильтра, который уберет поверхностные блики с воды и листвы.
Поляризатор также снизит свет, достигающего датчика. Это означает, что вы сможете снимать на более длительных значениях экспозиций.
Красота родной природы. Река в кадре: советы по съёмке возле водоёма
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
У русского человека пребывание у реки ассоциируется только с приятными эмоциями: отдых, рыбалка, каникулы в деревне у бабушки. То, что вызывает и у автора, и у зрителя положительные чувства, то, что всегда приятно фотографировать. В этой статье мы дадим несколько советов о том, как организовать пейзажную фотосъёмку на берегу водоёма. Особое внимание мы уделим особенностям природы средней полосы России.
Времена года
Река — это целая экосистема, живущая по своим правилам, а не просто поток воды. Как и вся природа, она просыпается весной и готовится засыпать осенью. В каждое время года по берегам водоёма, да и на нём самом вы можете увидеть разные растения и цветы. Если вы хотите сделать кадры с молодой сочной травой и цветами по берегам, то лучше всего фотографировать в июне. Уровень воды тоже колеблется в зависимости от времени года. Весной случается половодье, в которое тоже можно сделать интересные снимки. После половодья вода ещё долго остаётся мутноватой. Осенью она становится прозрачнее, но несёт в себе всё больше опавшей листвы.
Осенний кадр. Видны следы от плывущих листьев. Они получились благодаря съёмке на длинной выдержке.
Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor
Поздней осенью и ранней весной природа, пожалуй, наименее «фотогенична»: пасмурные деньки, опавшая листва и отсутствие растительности не вдохновляют к съёмке. Впрочем, даже в это время можно сделать интересные кадры, например, во время туманов или выпадения инея или изморози.
Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor
Что касается горных рек и ручьёв, то их жизненный цикл немного отличается. Они особенно полноводны весной, во время таяния снега на вершинах гор. Летом же они могут измельчать или вовсе исчезнуть до следующего лета или сильного дождя. То же касается и многих водопадов.
Бурный поток горной реки, снятый весной
Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor
Погода и время
Чтобы кадр с рекой получился выразительным, необходимо подобрать подходящую для съёмки погоду и время суток. От времени суток будет зависеть освещение в кадре. Логичным выбором станет съёмка в режимное время — на рассвете или на закате. Особенно интересно фотографировать утром: в это время над водоёмами часто бывает дымка или туман, которые смогут украсить ваш кадр.
Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor
Если река протекает в лесистой местности, то фотограф не так сильно зависит от погоды и ясного неба: можно получить красивые кадры и в пасмурную погоду, сосредоточив внимание на самой реке и деревьях рядом.
Думаем над компоновкой кадра
Разумеется, достойные кадры получатся лишь тогда, когда фотограф хорошо продумает сюжет и компоновку снимка. Для начала стоит найти интересное место. Правильно выбранные время года и время суток позволят максимально выразительно его показать.
Если вы сфотографируете просто гладь воды, кадр вряд ли будет интересным. Включите в кадр задний план с деревьями, небом или какими-то постройками. Ищите и передний план. Им могут стать красивые цветы или травы, камни, деревья на берегу. Присмотритесь к формам вокруг: красивый изгиб берега, причудливо изогнутое дерево могут хорошо смотреться в кадре.
Фототехника
Какая фототехника будет необходима для съёмки пейзажа на берегу реки? Вариантов может быть много, но мы предложим классический — зеркальная фотокамера, широкоугольный объектив и штатив. Разберёмся подробнее.
Зеркальный фотоаппарат, даже самый доступный (например, Nikon D3300 или Nikon D5500), за счёт крупной матрицы даст великолепное качество изображения, а наличие ручного режима съёмки с регулировкой всех параметров позволит полностью проявить ваш творческий потенциал. Например, очень важно будет корректно настроить значения диафрагмы и выдержки, но об этом чуть позже.
Широкоугольный объектив позволит показать в кадре не только отдельные детали пейзажа, но и всю панораму местности. Он особенно удобен при съёмке в ограниченных пространствах, коими зачастую являются берега малых рек. К тому же, за счёт ярко выраженной передачи перспективы широкоугольный объектив может «раскрыть» пространство, сделав его больше в кадре, чем оно есть на самом деле.
Не лишним будет наличие влагозащиты у камеры и объектива. Разумеется, от падения в воду она не спасёт. Зато не придётся беспокоиться об обильной утренней росе на фотоаппарате или при съёмках в густом тумане. Влагозащитный корпус имеют все фотокамеры Nikon начиная с модели Nikon D7200. Её же имеют многие широкоугольные объективы (к примеру, Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor или Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor).
Штатив потребуется при съёмке на длинных выдержках, при скудном освещении. Это незаменимый спутник фотографа-пейзажиста. Штатив позволяет делать резкие кадры даже на длинных выдержках, которые не редки при съёмке в режимное время.
Экипировка фотографа
Когда речь заходит о съёмке на водоёме, сразу стоит упомянуть о защите не только фототехники, но и самого фотографа от влаги. От этого зависит и ваш комфорт, и ваше здоровье. Обязательной частью экипировки фотографа будут резиновые сапоги. Они помогут не промочить ноги, гуляя по берегу во влажной траве, их не жалко запачкать грязью. Они же позволят зайти при необходимости в воду. Если того требуют условия съёмки, вполне можно применять рыболовный забродный костюм, позволяющий заходить в воду по пояс. Если съёмка ведётся утром в высокой мокрой траве, то, прогулявшись в ней, вы рискуете промочить одежду по пояс. От росы и высокой травы отлично защитят непромокаемые брюки, сшитые из обычной клеёнчатой материи: их тоже проще всего найти в магазинах рыболовного снаряжения. Более технологичные и дорогие мембранные брюки («дышащие», но не промокающие) можно найти в магазинах туристического снаряжения — они комфортнее, но более капризны в эксплуатации.
Фотограф в брюках из непромокаемой ткани и резиновых сапогах
О параметрах съёмки
Говоря о съёмке водоёмов, прежде всего стоит упомянуть о выдержке. Вода — движущийся, динамичный объект. А значит, по-разному передать её в кадре поможет правильный выбор выдержек. Часто вода на реке покрыта небольшой рябью, отчего в кадре она смотрится не очень красивой. Сгладить рябь на воде помогут выдержки длиной в несколько секунд. Именно для фотографирования на столь длинных выдержках потребуется штатив.
Если вы снимаете бурный горный поток, длинная выдержка позволит размыть воду в движении, придав ей динамики. Однако чересчур длинными выдержками при съёмке горных ручьёв увлекаться не стоит: вместо динамично размывшихся струй воды на выдержке секунд эдак в 30 можно получить просто какую-то однородную белёсую субстанцию. Иной зритель может и не понять, что это у вас вода на фотографии так получилась.
Как и при любой пейзажной съёмке, нам важно подобрать значение диафрагмы, при котором весь наш сюжет вмещается в глубину резкости. Обычно используют закрытые диафрагмы, к примеру, F10, F14, F16.
Про параметр ISO достаточно сказать лишь то, что завышать без необходимости его не нужно. Для получения кадров идеального качества без цифрового шума лучше всего использовать минимальное значение светочувствительности.
Съемка морских пейзажей: 7 советов
Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака, камки, пляжи, а также местная флора и фауна. Когда вы фотографируете морские пейзажи, нужно учитывать, что волны постоянно находятся в движении, и соответствующим образом корректировать параметры камеры – это особенно важно по отношению к выдержке.
Опробуйте эти 7 советов в следующий раз, когда пойдете на пляж с камерой.
1. Учитывайте объекты на переднем плане
Несмотря на то, что основным субъектом фотографии будет водная гладь, стоит обращать внимание на различные детали на переднем плане: камни, растения, скалы, лужи воды или даже люди, если вы хотите включить их в кадр.
Грамотная работа с передним планом приведет к более привлекательной композиции. Вместо того, чтобы просто делать скучные фотографии моря, вы получите динамический снимок, прибегнув к таким техникам, как обрамление, правило третей, баланс, ритм и т.д.
2. Поиграйте с выдержкой
Подбор выдержки при съемке морских пейзажей может быть непростой задачей. Главное помнить одну вещь – до тех пор, пока ваша фотография корректно выдержана, не существует абсолютно верных или ошибочных параметров.
В зависимости от того, что вы хотите показать, можно использовать более длинную выдержку, сделав поверхность воды и небо абсолютно гладкими или, наоборот, установить очень короткую выдержку и продемонстрировать застывшие движения волн. Например, выдержка в 0.5 секунд сделает волны более мягкими, а 30-секундная полностью сгладит воду.
Лучше всего будет, если вы поэкспериментируете и сделаете несколько снимков с кардинально разными параметрами. Потом это позволит тщательно сравнить фотографии и повысит шансы на то, что среди них найдутся те, которые будут достойны дальнейшей обработки. Подобный совет может звучать очевидным, но многие об этом забывают, слишком сильно зацикливаясь на определенных параметрах съемки или ракурсах.
3. Установите максимальную глубину резкости
Глубина резкости является одним из самых важных факторов при съемке. Сама по себе глубина резкости – это приемлемо резкий участок фотографии, который воспринимается как находящийся в фокусе. В любом виде пейзажной фотографии мы обычно стремимся к максимальной глубине резкости, чтобы все содержимое кадра было четким.
Когда дело доходит до пейзажной съемки, большинство объективов проявляют себя лучше всего при значениях диафрагмы f/8 – f/13, поэтому их можно считать хорошей отправной точкой. При более узкой диафрагме (больших f-числах), фон может смягчиться. Для съемки морских пейзажей можно использовать и широкую диафрагму, если нужно сфокусироваться на различных деталях, таких как камни, растения или волны.
4. Сократите расстояние до объекта
Вместо того, чтобы фотографировать происходящее целиком, внесите небольшое разнообразие в свои снимки и попробуйте более близкие ракурсы – результат может вам очень понравиться!
Например, с близкого ракурса можно фотографировать волны – иногда такие снимки получаются достаточно абстрактными. Также можно фотографировать различные морские растения и ракушки. При съемке обращайте внимание на цвет, поскольку он может как стать ключевым элементом композиции, так и разрушить её.
5. Используйте фильтры нейтральной плотности
Если хотите поэкспериментировать с длинной выдержкой, полезным аксессуаром будет ND-фильтр. Это не самая критичная вещь при съемке, но в некоторых ситуациях он предоставляет новые возможности для творчества. Принцип этих фильтров заключается в том, что они просто блокируют часть света, попадающего на сенсор камеры, тем самым позволяя устанавливать гораздо более длинную выдержку.
Если у вас нет фильтра нейтральной плотности, можно использовать выдержку вплоть до 1 секунды (сочетая низкий ISO и узкую диафрагму). Однако, любая выдержка, которая будет длиннее, скорее всего приведет к передержке фотографии и в таком случае понадобится ND-фильтр.
6. Используйте штатив
Когда дело доходит до съемки морских пейзажей, устойчивый штатив – это необходимость.
Поскольку фотографирование впечатляющих пейзажей зачастую требует длинной выдержки, нельзя полагаться на съемку с рук. Максимальная длина выдержки без штатива для камеры варьируется между 1/80 и 1/50 с. Это означает, что получить фотографии с идеально гладкой поверхностью воды можно только со штативом.
7. Попробуйте что-то необычное
Если вы хотите, чтобы ваши морские пейзажи были чем-то большим, чем просто приятными глазу успокаивающими картинками, придется вложить усилия в эксперименты с перспективой, цветами и освещением.
Морские пейзажи можно фотографировать при помощи дронов – такие снимки получаются очень необычными, особенно когда в кадре присутствует неровная береговая линия с разнообразными каменистыми образованиями. Также можно попробовать ночную съемку и воспользоваться преимуществом, которое появляется, когда в кадре есть звездное небо, создающее в сочетании с морем удивительный эффект.
Если в вашем сердце пылает настоящая жажда приключений и храбрость, попробуйте запечатлеть море во время шторма! Только позаботьтесь о защите себя и оборудования от непогоды – понадобится как минимум водонепроницаемая куртка и большой пластиковый пакет на змейке.
Автор: Jasenka Grujin
Комментарии: 2
Владимир Метлицкий 21 Августа 2019 — 22:06:09
Касательно п.3 Необходимо упомянуть, что это справедливо только для ФФ и для высококлассной оптики, и то f13-это не отправнвя точка, а конечная-дальше снижение резкости. У каждого объектива свое максимальное значение диафрагмы, после которого все только хуже по нарастающей. У кроп-матриц значение диафрагмы, чтобы все было в резкости, не превышает 7.1
AlexKancur 28 Августа 2019 — 08:53:39
Откуда Вы взяли, что у кроп-матриц значение диафрагмы не должно превышать F/7.1 чтобы все было в резкости? большее число диафрагмы всегда увеличивает резкость на любой камере. Я снимал на Canon EOS 600 D объективом — Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III при значении f/22 и падение резкости не наблюдал, напротив, она увеличилась. К тому же, у Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III хорошая резкость появляется только в районе F/8.
25 советов для съёмки идеальных пейзажных фотографий
Рекомендации и примеры от пейзажного фотографа из Румынии + видео с подробными пояснениями.
Хотя на первый взгляд ландшафтная фотография может показаться очень простой, на самом деле это куда больше чем “навел камеру — щелкнул затвором”. Цель ландшафтной фотографии — передать внутреннее состояние, выразить что-то большее, а не просто показать ландшафт перед собой.
Мы видим реальность каждый день. Именно поэтому, на мой взгляд, пейзажная фотография не должна просто ее воспроизводить. Объекты не должны находиться перед зрителем или занимать все фото: композиция должна вести взгляд к конечному пункту снимка — точке интереса, вашему объекту.
Как и у любой другой формы искусства, у пейзажной фотографии есть свои правила. На то, чтобы овладеть светом, композицией, выбором объекта для съемки, постобработкой, требуется много времени, а окончательные результаты будут разниться от человека к человеку.
Существует множество видео с советами и идеями на эту тему, но главное: все это не имеет значения, если вы не выйдите и не начнете фотографировать как можно больше и каждый день, чтобы понять, что работает, а что — нет.
Это — 25 советов и идей для пейзажных фотографий. Надеюсь, они вам пригодятся (подробности о каждом из них — в видео):
1. Снимайте один и тот же объект на рассвете и закате. Разный свет, разные углы, совершенно разные результаты.
2. Низкий угол съемки значительно изменяет перспективу, создавая более интересный кадр… картинку, которую вы видите не каждый день.
3. Если на рассвете туманно, снимайте против света, чтобы туман подсветился лучами солнца.
4. Силуэты лучше всего получаются перед рассветом, при безоблачном небе.
Это простая идея, как создать что-то интересное в неинтересный момент. Все, что вам потребуется — интересная форма.
5. Темные области направляют взгляд к светлым.
6. Длинные выдержки помогут больше рассказать о погоде: ветре, температуре, движении облаков.
7. Если на небе темные облака, это не означает, что нужно остаться дома.
Свет в прорехах между облаками, сквозь облака — красивый момент, стоящий того, чтобы его запечатлеть.
8. Яркое пятно цвета в печальном сером пейзаже может произвести сильное впечатление на зрителя.
9. Обращайте внимание на задний план, когда хотите выделить объект, особенно при съемке в лесу.
10. Туманные дни зимой могут показаться скучными.
Но найдите одинокое дерево и поместите его в центр, чтобы сделать акцент на объекте. Отрицательное пространство будет передавать ощущение большой пустоты и того, как малО дерево на его фоне.
11. Отражения — это всегда красиво.
Земля же — не всегда, и отражения могут помочь избавиться от нежелательных элементов.
12. Двигайте камерой при нажатии затвора.
Лучше всего это работает, когда объект четко отделен от фона.
13. Контраст способен очень помочь в отделении объекта от фона.
Небольшой белый цветок на зеленых листьях, чуть выделенный светом, может создать простое, но красивое фото.
14. Панорамы — замечательный способ передать масштабы пейзажа в лесу.
15. Облачное небо на закате может не предложить ничего…
…или подарить практически чудо, когда всего на секунду сквозь тучи пробьются солнечные лучи.
16. Иногда небо может стать зеркалом пейзажа — когда облака повторяют линии объектов на земле.
17. Туманное утро — замечательное время, особенно если в какой-то момент солнце прорывается сквозь туман.
Выберите позицию для съемки так, чтобы ваш объект находился в тумане, между вами и солнцем.
18. Свет в конце лесной тропы, когда все остальное в темноте, может создать прекрасный снимок.
19. Лучший момент для съемки водопадов — начало весны, когда в горах тает снег.
20. Фотографируйте деревья, которые выглядят необычно… особенно старые деревья.
21. Величину пейзажу могут передать горы на заднем плане, за домами — используйте длиннофокусный объектив для съемки.
22. При съемке в городских условиях ищите сложные динамические линии. Кроме того, несколько вертикальных планов придадут снимку объемность.
23. Отделите освещенную область от окружения с помощью длиннофокусного объектива — и получите великолепное фото.
24. При съемке думайте о других перспективах — это может дать уникальный взгляд на простой объект.
25. Не забывайте видеть детали.
Иногда большой пейзаж может отвлечь ваше внимание от более мелких элементов. Текстуры — великолепная вещь, они могут смотреться практически как абстрактное искусство.
Подробный разбор всех примеров — в этом видео:
Надеюсь, советы вам понравились и показались полезными. Продолжайте снимать — это единственный способ стать лучше как фотограф!
Об авторе: Тома Бончу — фотограф из Румынии, специализирующийся на пейзажной и тревел-фотографии. Другие его работы — на его сайте и страницах в YouTube, Instagram и Facebook.
Редакция сайта может не разделять мнение автора и не несёт ответственности за авторские материалы.
Пейзаж в кадре
Сегодня я продолжаю рубрику коротких советов о пейзажной фотосъемке. Если какой-то из них вас вдохновит или откроет глаза – смело делитесь этой статьей у себя в соцсетях.
Совет: продумывайте связь между разными планами фотографии для увеличения глубины и объема. Твитнуть Например, на этой фотографии наш взгляд первым делом попадает на интересной формы куст, растущий из камня (контраст), затем, следуя форме куста, движется вправо, плавно переходя на скалы заднего плана. Продолжая движение по дуге каньона, взгляд снова попадает на передний план и возвращается к кусту. За счет хорошей связи между планами нам хочется рассматривать эту фотографию дольше многих других.
— США, парк Дед Хорс Поинт, Nikon D90, 12мм, f/14, 0.6 секунды, iso100
Совет: не увлекайтесь широкоугольными видами, снимайте детали. Твитнуть Эта фотография сделана с классической точки парка Йосимити с грандиозным видом на горную долину. Она отличается от всех тех снимков, которые обычно делаются с этой позиции. При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.
— США, Калифорния, национальный парк Йосимити, Nikon D90, 80мм, f/8, 1 секунда, iso100
Совет: обращайте внимание на то, как меняется цвет снега, льда, воды и тумана на рассвете/закате. Твитнуть Все эти поверхности и явления хорошо отражают свет и охотно принимают на себя цвета окружающего освещения. Обратите внимание, какими яркими красками загорелся на этой фотографии лед, на который попадают лучи низкого закатного солнца. Особенно хорошо это видно на контрасте с гораздо менее ярким льдом синего цвета, находящимся в тени и освещенным только отраженным светом.
— Россия, Байкал, Nikon D800, 16мм, f/22, 1/10, iso100
Совет: снимайте простые и минималистические фотографии. Твитнуть Чем проще ваш кадр, тем больше он сможет сказать. Ассоциаций для этой фотографии можно придумать великое множество: инаковость, надежда, исключительность и т.д. Для того, чтобы воспринять идею нужны доли секунды. Для того, чтобы передать ее не нужно ничего кроме освещенного дерева и всего остального леса в тени. Так фотография становится красноречивой.
— Украина, Карпаты, Nikon D90, 200мм, f/8, 1/100, iso100
Совет: включайте солнце в кадре. Твитнуть Ловите самый волшебный момент, когда солнце только появляется из-за горизонта на рассвете, либо вот-вот закатится за него на закате. В этот момент яркость солнца не такая большая, как днем, поэтому внутри кадра не возникает слишком большого контраста. Чтобы сделать лучи солнца большими и выразительными, снимайте на закрытых диафрагмах от 16 до 22. Чем сильнее закроете диафрагму, тем выразительнее будут лучи. Ясным днем лучи получаются большими, если же солнце светит через облако или дымку, лучи могут и вовсе не прорисоваться.
— Россия, природный парк Ергаки, Nikon D90, 12мм, f/16, 0.77 секунды, iso100
Какой из этих советов будет максимально полезным для вас? Расскажите в комментариях.
5 советов по пейзажной фотосъемке
Как снимать впечатляющие пейзажные кадры? Короткого ответа на этот вопрос не существует. Нужно долго разбираться, вникать в правильную систему. Но иногда хочется быстрого результата. Просто, чтобы не скиснуть, вдохновиться. Для этих целей существуют советы. Можно смело брать любой из них в качестве идеи, и идти пробовать.
Сегодня публикую пять лучших, на мой взгляд, советов, которыми я как-то делился у себя в Фейсбуке.
Совет: для того, чтобы внутри плоской фотографии создать эффект глубины и пространства, используйте принцип многоплановости. Чем больше планов будет в вашем кадре, тем более объемным он будет выглядеть. Планы должны быть хорошо визуально разделены. Например на этой фотографии это сделано светом: освещенный план чередуется с теневым, за счет этого каждый план читается отчетливо.
— Карпаты, Украина, Nikon D90, 50мм, f/11, 1/40, iso100
Совет: используйте в своих фотографиях контрасты. Например здесь есть сразу два контраста: визуальный и смысловой. Визуальный — это зеленая трава, отлично контрастирующая с черным вулканическим песком. Смысловой — живые растения контрастируют с безжизненным пространством, казалось бы не приспособленным к любой жизни. Контрасты делают фотографию интересней и глубже.
— Камчатка, Россия, Nikon D90, 18мм, f/13, 1/2 секунды, iso100.
Совет: для создания масштаба в кадре используйте объекты с понятными зрителю размерами. Например в этом примере такую роль выполняет грузовое судно. Только оно позволяет нам ощутить реальные размеры этого необычного облака над морем. Без маленькой фигурки корабля фотография была бы гораздо менее впечатляющей.
— Крым, вид с г. Ай-Петри, Nikon D80, 50мм, f/10, 1/200, iso100
Совет: используйте выразительные передние планы на широкоугольных кадрах. Выбирайте необычные и интересные детали и показывайте их подробно и акцентированно. Это сразу затягивает зрителя в ваш кадр, а также однозначно указывает на то, о чем ваша фотография.
— Исландия, Nikon D800, 16мм, f/16, 1/16, iso100
Совет: человеческое сознание охотно додумывает то, что происходит за границами кадра, использую видимые объекты внутри рамки кадра. В этом примере три из четырех границ фотографии проходят по облакам, создавая иллюзию того, что вокруг снимка существует огромное пустое пространство, а скалы висят в воздухе. Если бы внутрь кадра попал любой объект, дающий малейший намек на то, что за пределами снимка есть что-то еще, иллюзия тут же разрушилась бы.
— Крым, Ай-Петри, Nikon D80, 116мм, f/6.3, 1/200, iso250
Ну как, открыли что-то новое для себя? Вдохновились? Если да, у меня есть продолжение. Вторая порция советов находится на «Пейзаже в кадре»:
«Пейзаж в кадре» — проект для тех, кто хочет научиться создавать впечатляющие пейзажные кадры. Снимки, которые передают красоту и заставляют других людей сказать «фантастика!» или «невероятно!». Фотографии, от которых долго не хочется отрываться. Нравится идея?