Пейзаж. Композиция и свет в пейзаже.
Рисунок, живопись и композиция пейзажа.
Чтобы рисовать пейзажи потребуется научиться, не просто рисовать, но и точно чувствовать передаваемую на рисунке тему, компоновать, а также развить колористические навыки, практиковаться в живописи. Пейзаж должен быть гармоничным, целостным, четко передавать то или другое состояние природы. Давайте подробнее разберемся в необходимых для художника-пейзажиста правилах и методах.
РИСУНОК.
Рисунок – изображение, зафиксированное на плоскости, с помощью графики. Он является основой для всех видов изобразительного искусства. Без рисунка сложнее работать над художественным произведением.
К рисункам пейзажей многие известные художники относились очень трепетно, ведь передавать на рисунке неповторимое разнообразие природы это так увлекательно и интересно. В создании своих шедевров им помогали: развитое объемно-пространственное видение, знание перспективы и характера строения деревьев и других растений, камней, гор и прочих природных объектов.
Создание рисунков с натуры поможет Вам в изучении закономерностей форм окружающей нас природы. Начинающему пейзажисту нужно приучить себя систематически рисовать на природе, придумывать пейзажные композиции на основании своих наблюдений, делать наброски. Можно рисовать разными материалами: карандашом, тушью, сангиной, черной акварелью, сепией. Следует носить с собой альбом или хотя бы блокнот и зарисовывать в него все, что привлечет ваше внимание. Например: интересные изгибы ручейка или тропинки, необычная форма дерева, груда камней. Помните о пропорции и масштабе.
Когда интересная композиция найдена – приступайте к рисованию, не торопитесь, сначала хорошенько обдумайте все детали рисунка, найдите соотношение высоты и ширины каждого элемента. Если на рисунке обнаружатся ошибки – лучше исправить их сразу, потом Вы можете увлечься рисованием и забыть о них. Прорабатывайте рисунок дальше, вводя тона и таким образом, придавая предметам объем. Не стоит сильно увлекаться просто темным тоном. Рисуйте тона постепенно, сравнивая все тени между собой. Какие-то из них, в любом случае, будут светлей или темней. Также внимательно отнеситесь к свету, определите, где на рисунке будет самое светлое место и где будет темней всего. Чем разнообразнее тона и полутона – тем живописнее получится рисунок. Напоследок еще раз проверьте все размеры предметов, правильно ли они вписаны в пространство. Первым таким рисункам уделяйте примерно 6-8 часов, разбивая это время на 3-4 сеанса. Постепенно переходите к более сложным рисункам, ставьте перед собой конкретные задачи. Например: изучить строение ивы, кленового листка или сосновой ветки. В таких случаях нужно будет сосредоточиться именно на строении, а тона рисовать не обязательно. Рисуйте иногда на ватмане, длительные, детальные, сложные рисунки, с большим количеством тонов. Например: корабль в штормовом море, закат в горах, рассвет в сельской местности. Такие рисунки станут для вас, как бы, контрольными работами. Чем больше Вы будете рисовать, тем лучше у вас будет получаться.
ЖИВОПИСЬ.
Живопись – разновидность изобразительного искусства, когда передача зрительных образов на какую-нибудь поверхность, происходит при помощи нанесения на нее красок.
Смотря на картины художников-мастеров живописи, можно очень вдохновиться и получить массу впечатлений и непередаваемых эмоций, можно долго восхищаться их полнотой и реалистичностью переданных состояний природы. В чем же их секрет? Их секрет в искусно подобранной, интересной, гармоничной композиции, в их выразительности, легкости, мастерстве рисунка, живости цвета.
Чтобы начинающему художнику научиться рисовать живопись, нужно будет поупорствовать в практике и изучить особенности живой природы. Следует обязательно периодически выезжать на этюды. Также стоит приобрести нужные для этого вещи, такие как: грунтованный картон, холсты в подрамниках, складные мольберт, зонт и стульчик, этюдник, акриловые или масляные краски, кисти.
Когда едете на природу, если имеете достаточно свободного времени, не торопитесь сразу начинать рисовать, потратьте 1-2 дня на изучение местности, осмотритесь, выберите самый волнующий Вас мотив, обратите внимание, что утром, днем и вечером все выглядит по-разному. Погуляйте с альбомом, сделайте ряд коротких этюдов. Это поможет отыскать правильное отношение дальнего и ближнего плана, отношение земли и неба, разных оттенков зеленого. Сравнивайте этюды между собой. Они не должны быть одинаковыми или слишком похожими. Если Вам удастся отобразить разницу видимой природы в разную погоду и разное время дня – значит, Вы справились с задачей, смогли передать цветовые отношения. Важно также правильно выбрать общий тон этюда, он тоже будет зависеть от погоды и времени суток. После коротких этюдов, когда Вы распишетесь, переходите к более длительным. Рисуйте в разных форматах (в горизонтальном и вертикальном), берите разную высоту горизонта (для этого достаточно просто присесть). Посмотрите на выбранный мотив с разных точек зрения, походите вокруг, подходите ближе и отходите дальше, чтобы выбрать идеальное расстояние, ведь мотив может казаться интересней при ближайшем рассмотрении или наоборот издалека. Рисуйте в разную погоду, но помните, что состояние солнечного дня меняется очень быстро и рисовать больше чем 1,5 – 2 часа не стоит, а пасмурный день можно рисовать дольше — 2-3 часа.
Когда пейзаж скомпонован, не лишним будет сделать краткосрочный этюд. Приступая к работе, в течение 1-го или 2-ух сеансов прорисуйте мотив, далее подмалевывайте, не стараясь взять точные цвета, внимательно отнеситесь к темным местам и теням. Потом не торопясь, сравнивая отношения цветов и тона, вводите цвета более точно. С большой осторожностью относитесь к внесению белого цвета в краски смешанные для рисования теней и темных мест, тут главное не переборщить. Пока не разберетесь со всеми цветами и тонами, не рисуйте много деталей. От сеанса к сеансу, все время сравнивая отношения цветов, вносите детали. В зависимости от сложности пейзажа, для его написания может понадобиться разное количество времени от 1 дня до нескольких месяцев, а может и больше.
Развивайте в себе колористическое видение – умение сочетать краски правдиво, жизненно, гармонично, а оттенки делать многообразными и слаженными. Разрабатывайте зрительную память, не рисуйте только с натуры, рисуйте также по памяти, ведь не всегда есть время выбраться на этюд. Наблюдайте за тем что Вас окружает более активно и творчески, вглядывайтесь в то, на что раньше вообще не обращали внимания.
КОМПОЗИЦИЯ.
Композиция – составление целостного образа из отдельных его частей.
В изобразительном искусстве умение компоновать означает расположить объекты таким об разом, чтобы они передавали определенное впечатление, обстановку события. Например, композиция может быть динамической, статической, подавляющей, гармоничной или любой другой, в зависимости от того, что она должна передавать.
Выразив на полотне свою идею в композиционном строе, с предельной ясностью – Вы можете дать возможность людям, увидевшим вашу картину хотя бы один раз, сразу поверить в ее неподдельную правдивость. У известных художников есть такие картины, что, кажется, просто преступлением убрать или прибавить что-то, нарушив этим композицию этих картин.
Для того чтобы задумать удачную композицию, нужно иметь много впечатлений от увиденного и ряд образов, которые если объединить в одно целое, должны ясно отобразить то, что Вы задумали нарисовать. Явление, передаваемое на холсте, должно быть вам хорошо знакомо и изучено вами заранее, в достаточной мере. Композиции на картинах бывают четкими и ярко выраженными, но бывают и такие, которые вообще не заметны на первый взгляд, но это еще не значит, что композиция отсутствует, она может быть настолько простой и убедительной, что просто не будет сразу ощущаться.
Итак, как же правильно скомпоновать пейзаж? Каких-то особых схем, которые сработают наверняка – нет. Законов композиции существует огромное множество. Они становятся понятными только на собственном творческом опыте. Не лишним будет изучить композиционные решения лучших произведений мирового искусства, не для копирования готовых идей, а для рассмотрения примеров разнообразности композиций. В работе над композицией пейзажа большую роль играют: воображение, достаточно ли времени вы уделяете рисованию с натуры, делаете ли правильные выводы. В общем, если Вы любите природу и хотите научиться отображать ее правильно в своих композициях, нужно: отнестись к делу с упорством, посвящать как можно больше своего времени выездам на природу, писать этюды, делать наброски, напрягать зрительную память и воображение, компоновать пейзажные мотивы, которые больше всего Вам интересны. Нужно ставить перед собой определенные задачи и обязательно доводить дело до конца, чтобы неудачей не отбить у себя охоту к рисованию. Не расстраивайтесь если что-то не получается, пробуйте снова. Не уничтожайте даже самые неудачные свои работы, они потом могут пригодиться вам для сравнения, чтобы отследить причину своих ошибок и пути их исправления впоследствии приобретения большего опыта. Почитайте литературу о художниках, их советы, походите по музеям, внимательно рассматривайте понравившиеся Вам картины, дружите с другими художниками-любителями, а если есть возможность то и с художниками-профессионалами, с ними Вы сможете посоветоваться, поработать вместе на природе. Полезно также будет посетить занятия художественных студий, различные мастер-классы по рисованию.
Удачи Вам и побольше вдохновения в вашем творческом поиске.
Композиция пейзажа
Пейзаж-жанр изо иск-ва, предметом котор яв-ся изображ-е природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж-традиц жанр станковой жив-и и графики. В зависимости от хар-ра пейзажн мотива можно выделить сельский, городской ( городск архитектурный-ведута), индустриальный пейзаж. Особ обл составляет изображ-е морской стихии — марина.Пейзаж может носить исторический,героический,фантастический, лирический, эпический хар-р. Н-р, пейзаж И.Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому худ-к передает объемн форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Его картины «Март» и «Золотая осень», высшая точка в развитии русс лирического пейзажа.БлагодаряИ.Шишкину,сумевшему создать на св полотнах обобщен эпический образ рус природы, русск пейзаж поднялся до уровня содержательного и демократического иск-ва («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на его картинах порождают мысли о величии и мощи рус природы.
Часто пейзаж служит фоном в живопис, графичес, скульптурных (рельефы, медали) произвед-ях др жанров. Худож-к не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажн мотив, но и передает св отношение к природе, одухотворяет ее, создает художествен образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Чел-к начал изображать природу в далек времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в иск-ве Др Египта и Др Греции. В средн века пейзажн мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах.
Как самостоят жанр пейзаж окончатель сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Еще в XVIв. худож-и обратились к изучению натуры (П.Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной жив-и наблюдался в XVII—XVIII вв. (П.Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я.Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Фр). Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрн живописи (К.Коро во Фр, А.А.Иванов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов в России) продолжили импрессионисты (Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар во Фр, К.Коровин, И.Грабарь в Рос), открывшие нов возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Крупн мастера конц XIX-XX в. (П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог, А.Матисс во Фр, А.Куинджи, Н.Рерих, Н.Крымов в Рос, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоционал, ассоциативные качества пейзажн живоп-и. Традиции рус пейзажа обогатили А.Рылов, К.Юон, А.Остроумова-Лебедева, А.Куприн, П.Кончаловский и др.
Особ развитие получил пейзаж в иск-ве Востока. Как самостоят жанр он появился в Китае еще в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композ-ю обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеч фигурки и символичес мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностыо, декоративными мотивами, более активной ролью чел-а в природе (К.Хокусай).
Жанр пейзажа не токо выражает
бесконечн многообразие и красоту природы в разное вр года, в различ климатических условиях, при солнечн и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. У кажд худож-а св любим цветов сочетания, приемы, индивидуаль отношение к цвету.И.Левитана можно наз-ть певцом русской природы. Замечат рус пейзажистами были Ф.Васильев, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин и др.Морские пейзажи «марины» самостоятель жанр(И.Айвазовский)
ИЗО-выразитель ср-ва и приемы в композ пейзажа:
Глав в пейзаже-правильно решить композ-ю, выбрать наилуч точку зрения.Иногда худ-ку приходится ради композицион единства и более убедительной характеристики местности немного сдвинуть в сторону, н-р, изображение какого-нибудь дерева, добавить или опустить некоторые детали и т.д. оч полезно бывает вначале делать небольшие подготовитель наброски, не прорисовывая пока отдельные детали.
Больш роль в выразительности пейзажа играет горизонт. Высокая точка зрения дает возможность показать природу широкой панорамой, как н-р «Лесные дали» И. И. Шишкина, «Сказ об Урале» В. В. Мешкова. Низкий горизонт подчеркивает монументальность и архитектоничность форм переднего плана. Вертикальные предметы передн плана (могуч деревья, башни, фигуры людей) четко и выразительно вырисовываются в свободном воздушном пространстве неба. В целях выявления композиционн центра и больш выразительности целесообразно отбрасывать несуществен подробности.
Композиц центр хорошо выделяется и обращает на себя внимание зрителя, если его окружает легкое по тону и цвету пространство, не задерживающее взгляд. Здесь используется прием изоляции.
Свет, цвет и тон хорошо выявляют композ центр.
При необходимости второстепенные детали композ-и изображаются затененными, не бросающимися в глаза, а глав высвечиваются цветом и тоном.
Используя в работе над пейзажем различные средства выразительности: масштабность, контраст, сюжетно-композиц центр,-нужно помнить, что они не должны нарушать цельности пространства произведения, жизненной правдивости и соразмерности.
Особ значение в эстетич выразительности пейзажа имеет цвет и колорит. Нельзя передать, н-р, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние-светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах поздней осени и ранней зимы преобладают серые тона. Весна, лето и ранняя осень характеризуются насыщенными и яркими цветами.
В живописи важно передать предельно точные цвето-тоновые отношения освещен и затемнен поверхностей. В целях соблюдения цельности пейзажа-картины и достижения большей выразительности рекомендуется не изображать на краях полотна предметов крупных и контрастных по цвету и тону. Это будет отвлекать внимание зрителя от композиционного центра и мешать
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Композиция пейзажа и как ее выбрать
Композиция пейзажа играет огромную роль при съемке. Даже простое смещение фотокамеры на один-два метра в сторону может сильно улучшить снимок, а может безнадежно его испортить.
Неудачно подобранная композиция пейзажа сразу бросается в глаза, хотя не сразу понятно, что именно в ней не нравится. Хорошую композицию зритель воспринимает как должное, и лишь задумывается, почему ему доставляет удовольствие смотреть на снимок.
Зритель обращает внимание на то, как построен кадр, т. е. как расположены на снимке отдельные предметы, старается выделить между ними связи, как чередуются тени и свет, словом, пытается понять причину того, почему возникает эстетическое удовольствие при рассматривании снимка.
Существует несколько точек зрения на построение композиции пейзажа. С одной стороны, композиция неразрывно связана с художественной стороной фотографии, а значит, строгих правил здесь быть не должно.
И действительно, композиция ближе к области эстетики, и нельзя отрицать, что глаз художника совместно с чувством пропорций является главенствующим. Наряду с этим есть определенные правила композиции, и их нужно изучать наравне с технической частью фотографии. Освоив эти правила и научившись их применять, фотограф способен делать снимки очень хорошего качества.
Стоит также понимать, что они сами по себе не дают ни каких гарантий успеха. Вполне естественно, что соблюдение композиционных законов позволяет очень удачно построить кадр. Но стоит добавить к этому немного выдумки и художественного вкуса, как результат будет в разы лучше.
Однако, любое правило композиции можно и нарушить, и случается так, что снимок от этого только выигрывает! Мы не призываем становиться нарушителями композиционных правил, а только указываем, что в некоторых случаях полезны исключения в разумных пределах.
Таким образом, подходить к применению законов построения кадра следует творчески, в каждом отдельно взятом случае следует четко представлять себе как повлияет на снимок отступление от того или иного правила композиции пейзажа в фотографии.
Видоискатель и композиция пейзажа
Каждый начинающий фотограф сталкивался с таким явлением, что полученный пейзажный снимок оказывался отдаленно похожим на сюжет съемки. Объекты, которые в видоискателе выглядели вполне нормальных размеров и казалось бы гармонично вписывались в рамки, на снимке превращались в маленькие пятна, одиноко раскиданные на фоне больших пространств пейзажа.
Пугаться такого явления не стоит. Это означает только одно – вы еще не умеете правильно смотреть на окружающий мир через видоискатель.
Для исправления ситуации поможет следующее упражнение: рассмотрите какой-либо предмет, который выделяется на фоне того сюжета, который вы хотите сфотографировать.
Вы его четко увидите, так как наше сознание имеет особенность выборочной концентрации. Теперь не отводя взгляда от этого предмета, постарайтесь расширить свое видение и рассмотрите другие предметы в поле зрения.
Вы, с большой долей вероятности, увидите еще большее число объектов, чем первоначально!
Аналогичное явление происходит когда начинающий фотограф смотрит в видоискатель. Он концентрирует свое внимание на основном объекте и не замечает остальных, но стоит только более внимательно присмотреться, как становиться ясно, что в кадре присутствуют второстепенные объекты, которые занимают большую его часть, доминируя над «основным» объектом.
Таким образом, прежде чем спускать затвор, нужно постараться увидеть все то, что находится в рамках видоискателя. Если не получается сразу охватить все поле кадра, то не спешите, спокойно обойдите взглядом по углам кадра не меняя положение фотокамеры.
Конечно, начинающему фотографу на первых порах будет сложно представить, как будет выглядеть на снимке тот или иной пейзаж. Поэтому рекомендуется уделять больше времени на компоновку кадра перед съемкой и внимательно рассматривать его поле, стараясь мысленно увидеть будущий снимок, а затем сравнивать то, что снято с тем, что удалось увидеть.
Есть второй способ – использовать особую картонную рамку, о котором я уже рассказывал раньше. Рекомендую с ним тоже ознакомиться. Возможно, он покажется проще в использовании.
Этим, конечно же, информация о композиции пейзажа не исчерпывается. В следующих статьях поговорим о других правилах и законах, зная и применяя которые фотограф будет делать потрясающие воображение снимки.
Четыре правила композиции для пейзажной съемки
Я никогда не был особым поклонником «строгих правил» или «руководящих принципов» в фотографии, но думаю, что эти правила стоит знать и держать в подсознании для того, чтобы в процессе съемки не задумываться над тем, следовать правилам или нарушать их.
Вот они — четыре правила для пейзажной фотографии, которые станут полезны для тех, кто только начинает снимать. Пусть эти правила будут для вас не руководством, а только отправной точкой.
1. Диагонали
Photo by Feuillu
Использование диагональных линий может быть очень эффективным способом влияния на восприятие. «Линии» не должны быть фактическими линиями — они могут быть символичными, например, изгиб дороги, макушки деревьев, которые стоят в ряд, забор или извилина реки, а также любая другая линия в изображении. Больший эффект снимку придают несколько сходящихся линий из разных частей кадра в одной точке.
2. Геометрические фигуры
Photo by Mattijn
Располагая ключевые объекты пейзажа в воображаемых углах известных геометрических фигур, можно создать гармоничную композицию. Пожалуй, самый распространенный и самый простой способ — использование «треугольника», когда в кадре три объекта находятся как бы в трех вершинах и между ними можно провести линии, которые составят невидимый треугольник.
Использование правила геометрических фигур по аналогии с диагоналями, о которых говорилось выше, поможет получить баланс в кадре, если будет применяться с умом и некоторой находчивостью.
3. Правило третей
Photo by james_wicks
Правило третей встречается чаще, чем любое другое во всех видах фотографии и является одним из основополагающих правил композиции, которым учат студентов на курсах. И хотя следование ему, порой, является несколько избитым клише, применение правила третей в пейзажах остается очень эффективным методом воздействия на зрителя. Помните только, что и нарушение правил может придать фотографии драматический и интересный эффект. Расположите на мысленном экране основные достопримечательности пейзажа в точках пересечения третей, и вы таким образом акцентируете внимание на ключевых моментах изображения.
4. Обрамление изображения
Photo by Leviathor
Все предыдущие правила касались по большей части оформления переднего плана в пейзажной фотографии. Для придания интереса снимку можно использовать наработку «обрамления изображения», когда в снимок включаются нависающие ветви деревьев или арка моста в качестве «рамки» для пейзажа. Такой подход, пожалуй, является самым распространенным способом у пейзажников для получения глубины снимка.
Правила существуют, чтобы их нарушать?
Безусловно, знание правил фотографии важно для получения качественных картинок. Но знать их, уметь использовать и иногда нарушать — это то в совокупности, что делает фотографа талантливым. Существует масса наработанных методик, которые нужно изучать, использовать без смущения, не бояться, что это может убить творческий потенциал, который у вас имеется. Чтобы подвести итог, хочу привести слова Эдварда Уэстона, которые считаю правильными и нужными для запоминания всем, кто увлекся фотографией и делает первые шаги в своем творчестве: «Думать о правилах композиции перед тем как сделать фотографию — все равно, что думать о законах гравитации, перед тем как отправиться на прогулку».
Автор Darren Rowse в переводе С.Заводова
Видеоканал Фотогора
Ушаков Михаил
Композиция в пейзажной фотографии
Основная задача фотографии привлечь к себе внимание. Для этого необходимо правильно выстроить её содержание. Оно должно быть систематизировано так, чтобы внимание зрителя сразу привлекалось к главному сюжету снимка.
Как выстроить композицию в пейзажной фотографии
Это базовая основа фотографии, которую начинающий фотограф обязательно должен знать. Пониманием того, как зритель видит изображение, занимались многие учёные. При помощи специальных методик они наблюдали за движениями человеческого глаза, демонстрируя зрителю разные изображения. В ходе эксперимента были установлены некоторые факты и закономерности, привлекающие внимание в первую очередь:
- Фрагменты с множеством деталей
- Граница света и тени
- Образы людей
- Символы, знаки, надписи
- Яркие цветовые пятна
Кроме этого выяснилось, что взгляд зрителя имеет линейную направленность. Взгляд способен отслеживать не только очевидную геометрию, но и не явно выраженное линейное построение. Именно на линейном построении основывается пейзажная фотография. Конечно, нельзя быть уверенным на 100%, что фотография будет рассматриваться по этим законам, можно только предполагать.
Хочу ещё раз напомнить, прежде чем выстраивать композицию и применять то или иное правило построения, нужно понимать – что вы делаете. Кто будет смотреть вашу фотографию, что вы хотите показать зрителю?
Линейное построение
Линии — это самые главные элементы в композиции, которые контролируют взгляд зрителя. Геометрическое расположение элементов позволяет фотографу правильно расставить смысловые акценты в изображении.
- Линии, располагающиеся по горизонту, придают фотографии ощущение статичности и покоя. К примеру, пейзаж с заходящим солнцем по линии горизонта – это статичное изображение.
- Расположение линий по вертикали, создают чувство ритма. Они могут подчеркнуть ощущение масштабности и высоты. Рассмотрите фотографию аллеи с высокими деревьями. Если расположить вертикальные линии по границам кадра, они будут удерживать внимание зрителя на плоскости изображения.
- Если расположить линии по диагонали, это придаст фотографии ощущение динамичности, и это очень эффективный способ создать перспективу изображения. Наглядный пример – уходящий берег моря, расположенный по диагонали, это один из классических примеров построения композиции.
- Линии, уходящие вдаль изображения, очень хорошо могут передать объём и перспективу пейзажной фотографии.
Как использовать ритм
Каждый профессиональный фотограф умеет использовать ритмичное построение композиции, это помогает ему упорядочить изображение, что придаёт фотографии ещё больше выразительности. Сознание человека постоянно пытается найти логику и всё разместить по порядку. Поэтому ритмично организованное пространство кажется зрителю более гармоничным.
Ритм в пейзаже подчёркивает упорядоченность сюжета фотографии, возникает ощущения непрерывающегося алгоритма стабильности. На пейзажной фотографии ритм могут формировать деревья, облака, горная гряда, набегающие волны, дома вдоль дороги.
Ритмичный фотопейзаж часто кажется статичным, но если в кадре есть деталь или сюжет, который нарушает общий ритм, то снимок становится динамичным. Деталь или событие, которое нарушает спокойствие взгляда, сразу привлекает к себе внимание зрителя.
Граница кадра
При построении композиции нужно помнить, что граница кадра тоже имеет важное значение для зрительного восприятия. На границах кадра можно разместить ключевые элементы, которые могут сделать фотографию более выразительной. Если на краю кадра разместить какие-то детали, например листья от кроны деревьев, то они будут удерживать взгляд зрителя в границе изображения.
В то же время фотография приобретёт законченный вид благодаря такому обрамлению. Если разместить объект в нижнем левом углу, он послужит отправной точкой композиции. В этом месте начинается линия золотого сечения.
Передний, средний, задний план
Правильное наполнение переднего плана композиции позволит получить эффект присутствия. При фотосъемке пейзажа желательно найти такую деталь, которую можно было бы разместить на переднем плане изображения. Это добавит информативности изображению и уравновесит композицию. Следует помнить о разделении переднего плана, среднего и заднего. Планы на фотографии можно разделить:
- По цвету
- По плотности
- По глубине резкости
Передний, средний и задние планы, не должны смешиваться в единое целое на плоскости изображения.
Геометрия
Использование геометрических форм ещё один приём, который нужно применять при создании композиции. Фотографии, созданные при учёте геометрических форм, воспринимаются более оригинально и интересно. Они так же могут создать чувство ритма в композиции, их чередование должно быть нечётным. Этот приём позволяет задать гармоничное пространство изображения.
Отражение
Использование отражения довольно распространённый приём при фотосъемке природы. Можно получить более интересный снимок, наполнив его отражением озера, реки или просто лужи. Отражение уравновешивает композицию и делает её симметричной. Если нечем заполнить передний план, ищите отражение. Чтобы снимок имел объём, на переднем плане отображения нужно разместить детали, например ствол дерева, фрагмент камышей.
Правило третей
Когда не знаете, как выстроить композицию, применяйте правило третей. Это очень простой и эффективный способ, его смысл в том что, если разметить изображение на равные прямоугольники и разместить важные сюжеты в местах пересечения линий, то снимок будет изначально правильно уравновешен.
Образуется линия золотого сечения, о которой все так много говорят. Но если содержание снимка не интересно, правильная композиция его не спасёт. Правильная композиция как мозаика, которая упорядочивает содержание фотографии и репортажной тоже. Прежде чем взять в руки фотоаппарат и нажать на спуск подумайте, о чём вы хотите рассказать зрителю этой фотографией. Оцените окружающее пространство и представьте, как вы хотите его упорядочить, сделать завершённым и привлекательным пейзаж.
Похожие записи:
One Comment
Спасибо за очень полезную статью про композицию в пейзажной фотографии — планирую ночную поездку на зрелищный пейзаж, будет предостаточно времени, чтобы поэкспериментировать с композицией и режимами фотосъёмки.
Композиция — основа пейзажной фотографии
Для создания красивого пейзажного кадра важно освоить основы композиции в фотографии . Это поможет подготовиться и продумать съемку, а затем проанализировать полученные кадры на соответствие правилам. Основных правил для создания хорошей композиции в фотографии всего семь — это закон третей, правило золотого сечения, многоплановость, использование диагоналей, равновесие и применение геометрии. С их помощью можно запросто сделать простые добротные кадры для публикации на сайте.
Для простоты понимания основ композиции сначала представим себе кадр, который разделен на девять равных частей двумя вертикальными и двумя горизонтальными параллельными линиями, равноудаленными друг от друга. Это поможет освоить правила композиции в фотографии . Для наглядности можно зарисовать такие линии на бумаге. В современных фотоаппаратах при съемке можно включить отображение таких линий.
Основным композиционным законом является так называемый закон третей. Чтобы его применить, при съемке пейзажной фотографии нужно с помощью воображения или настроек фотоаппарата разделить кадр двумя горизонтальными линиями и разместить линию горизонта на пересечении нижней или верхней трети кадра в зависимости о того, небо или землю требуется выделить. Из этого правила возможны исключения, если требуется выделить симметричность, например, между водой и небом.
Вторым правилом, которому следует следовать, является правило золотого сечения, с помощью которого проводится размещение главного объекта композиции. Центром композиции может стать дом, корабль, дерево или, например, красивое облако. Не старайтесь поместить такой объект в центр фотографии. Центр такого объекта следует разместить на одном из пересечений вертикальных и горизонтальных линий. Если объект один, целесообразно разместить его центр на пересечении левой вертикали и нижней горизонтали. Если объектов несколько, то основной из них обычно размещают на пересечении правой вертикали и нижней горизонтали. В том случае, если объектов два, старайтесь выбрать место съемки так, чтобы один из них казался больше другого. Существует также правило золотого сечения для диагоналей и спиралей.
Хорошая композиция в фотографии также предполагает создание нескольких планов, как минимум трех, каждый из которых должен быть заполнен. Для пейзажа центром композиции обычно выступает горизонт. На переднем плане могут быть деревья и цветы, именно поэтому очень выгодно проводить съемку «снизу». Помочь создать несколько планов может широкоугольный объектив. Такой подход можно назвать правилом многоплановости.
Четвертым правилом для пейзажной фотографии можно назвать создание диагоналей. Такой диагональю может стать череда гор или линия холма. Диагонали придадут снимку динамику и сделают его более интересным. При необходимости для создания диагонали можно повернуть камеру. Идеальной диагональю считается диагональ под сорок пять градусов к горизонтали.
Правило равновесия в изображении говорит о том, чтобы объекты на снимке уравновешивали друг друга. Правило это применяется с учетом человеческого восприятия. Например, яркий цветок на пейзажной фотографии может уравновесить большие темные горы. Невыполнение данного правила создает в кадре напряженность, что также может быть использовано для создания нужной атмосферы на пейзажной фотографии .
Зачастую авторы пейзажных фотографий используют геометрию. На фотографии можно увидеть прямоугольный дом, внушающий чувство стабильности, круг с композицией в центре, квадрат и другие фигуры. Такие фигуры объединяют кадр и акцентируют внимание зрителя: для квадрата и треугольника это их углы, а для круга — центр. Геометрические фигуры быстрее фиксируются взглядом и лучше запоминаются.
Нельзя пренебрегать светом на пейзажной фотографии . Красивое естественное освещение, которого возможно придется подождать, станет заключительным моментом для создания задуманного кадра. Особенно удается съемка пейзажа на контрасте, например после дождя, когда пыль осела и погода проясняется. Также обратите внимание на свет в момент рассвета или заката. Боковой свет и глубокие тени делают объекты выразительными. В солнечный день оживить пейзажную фотографию помогут красивые облака или водяная гладь. Отметим, что на начальном этапе не стоит гнаться за эффектами и снимать против солнца.
Пространственные планы в пейзаже. Живопись маслом.
В живописи разных жанров — натюрморте, пейзаже, портрете — композиция состоит из разных планов. Даже если это простой портрет — все равно, изображение будет складываться, как минимум, из двух планов — фон и фигура человека. Но если говорить о пространственных планах в пейзаже, то надо сказать, что от них зависит очень многое, ведь пейзаж это прежде всего пространство. Даже если это лесная чаща, в ней тоже будут видны разные планы — стволы деревьев впереди, позади, вдалеке и т. д. Поэтому в этом уроке живописи обсудим то, какими средствами можно передать пространственные планы в пейзаже. Я буду писать березки на берегу озера. Техника исполнения — маслянная живопись. На примере этой работы Вы можете проследить какими приемами пользуются художники, чтобы передать пространство. Итак начнем.
1. Разбивка на планы.
Делим изображаемый вид на условные планы: первый, второй, третий… например деревья впереди — это первый план. Поляна дальше — второй. Полоса леса у горизонта — третий, и т. д. Количество пространственных планов может быть произвольным. Однако, слишком много их делать не стоит.
2. Линейная перспектива.
В согласии с законами линейной перспективы, все объекты по мере удаления уменьшаются в размерах. Это означает, что стволы берез на первом плане будут крупнее, чем стволы таких же березок, но на втором плане. На третьем плане все множество деревьев сливается в одну полосу леса: происходит обобщение отдельных деревьев в единую массу леса.
Отдельные листья деревьев первого плана заметны больше, чем листва на втором плане. На деревьях, расположенных впереди можно даже прописать отдельные листочки. Но такой детализацией не следует увлекаться, так как визуально все листья объединяются в группы, даже на первом плане. Но вдалеке такое обобщение будет проявляться сильнее и чем дальше тем больше. Поэтому зелень берез второго плана я смело обобщаю и пишу посредством пятен.
3. Воздушная перспектива.
По мере удаления от зрителя, объекты пейзажа не только уменьшаются в размере, но и становятся менее четкими, менее контрастными. Это называется воздушной перспективой. Между зрителем и удаленным предметом находится воздушная масса. Она меняет внешний вид объекта. Силуэты становятся как бы более мутными. На расстоянии 30 метров это заметно не сильно. Но на расстоянии 3-5 километров данный эффект погружает объекты в воздух настолько сильно, что они могут исчезать как в тумане. Воздушная перспектива делает темные силуэты чуть светлее, а светлые силуэты чуть темнее. Данную закономерность лучше запомнить, так как в работе над пейзажами с этим приходится постоянно сталкиваться. Ну и, конечно, в различную погоду это явление проявляется по-разному. В ясный солнечный день и в сырое пасмурное время — вид будет разным. Но воздушная перспектива будет заметна в обоих случаях, просто с разной силой.
Кроме физических законов природы вышеупомянутый эффект нужен еще из художественных соображений. Чтобы приблизить предметы, их делают более контрастными, насыщенными по цвету, более четкими. Чтобы «провалить» силуэты назад, чтобы сделать их менее заметными, художники убирают четкость контуров, контрастность силуэтов, насыщенность цвета уменьшают. Например, зелень травы, по мере удаления к горизонту, будет менее «сочной». Силуэты деревьев менее контрастными, а их контуры более размытыми и нечеткими.
4. Технические приемы масляной живописи в передаче линейной и воздушной перспективы.
Это очень интересная тема. Для того, чтобы создавать иллюзию реальности, в том числе иллюзию пространства, художники используют самые разные способы. Здесь нет штампов, ведь, каждый автор интуитивно может придумать свою технику исполнения. Поэтому тут лучше избегать штампов. Но некоторые технические решения стали настолько распространенными, что обрели статус традиционных.
- Например, для того, чтобы приблизить ствол березы на первом плане, я пишу крупными пастозными мазками краски. Такая «грубость» исполнения делает поверхность коры более материальной, «осязаемой». Создается ощущение, что мы видим предмет подробно, как будто он вблизи, прямо перед нами. Это иллюзия. И именно при помощи иллюзии в живописи создается эффект реальности. Для такой манеры письма можно пользоваться мастихином. С его помощью красочный слой становится рельефным, а это дополнительно придает материальность изображаемой поверхности. Рельефность краски можно получить и при помощи кисти, главное, чтобы краска была пастозная и в достаточно большом количестве.
- Чтобы предметы второго плана «уходили вдаль» мы их обобщаем. А следовательно, манера письма будет более гладкой, даже, может быть более размытой. Т. е. вдалеке мы можем избегать подробностей и красочный слой будет более сглаженным и менее рельефным. Этого можно достичь, растирая кистью красочную массу и меньше используя укладывание краски четкими мазками.
- Третий технический прием касается прозрачности и непрозрачности красочного слоя. Дело в том, что при добавлении белил в цвет, он становится, так сказать, «разбеленным», т. е. цвет теряет насыщенность и приобретает «дымчатость». А поскольку воздушная перспектива — это и есть погружение силуэта в дымчатость воздуха, то использование белил в красочных смесях приветствуется. Иными словами — на первом плане лучше сочетать полупрозрачные слои краски с пастозными, а на самом дальнем плане лучше больше использовать непрозрачные слои с добавлением белил.
- Четвертый прием касается проработки деталей и обобщения. Об этом я писал выше. Но как технически написать детали первого плана, а объекты дальних планов обобщать? Во первых, используя разные размеры кистей. Большой кистью удобно писать широко и обобщать. А маленькими кисточками удобнее прописывать мелкие детали. Во вторых, можно сочетать работу ребром плоской кисти и ее плоскостью. В первом случае мазки становятся «острыми» и четкими, и ими можно писать подробности первых планов. Во втором случае широкая плоскость кисти позволяет укладывать краску «широко и смело», а также обобщать при помощи растирания краски. Т. е. кисть может как бы «скользить» по красочному слою, растирая и обобщая ненужные контуры. В третьих, можно использовать кончик мастихина или его ребро, чтобы писать мелкие детали остро и четко. Плоскость же лезвия мастихина напротив, укладывает краску широко. Также ею можно обобщать, смазывать и растирать. Поэтому виртуозно вращая мастихин, художники достигают очень интересных эффектов. Например, чередуя четкие, острые линии с широкими и размытыми пятнами.
5. Применение теории на практике. Поэтапный ход работы над холстом «Березки на берегу озера».
В данном примере Вы можете наглядно увидеть как реализовать вышеописанную теорию на практике. Данная работа не должна восприниматься как шаблон. У каждого художника своя манера, свои творческие решения. Наконец, в каждом правиле есть исключения. Поэтому те закономерности, которые описаны в данной статье нужно с мудростью учитывать в своей работе, опираясь на интуицию, творческую идею, понимание сути.
1) Итак, как обычно, делаю легкий приблизительный рисунок будущего пейзажа кистью.
2) Прокладываю подмалевок полупрозрачными красками.
3) Ввожу белила и пастозную краску в дальний план. Как говорилось выше, дальний план нужно погрузить в дымку воздушной массы. Белила в красочной смеси помогают в этом. Тональность полосы леса вдалеке будет светлее деревьев вблизи.
4) Начинаю работать мастихином.
5) Первый план прорабатывается фактурно. Красочный слой рельефный. Этим подчеркиваются неровности земли и травы, поэтому поверхность становится материальной.
6) Стволы деревьев разнятся в тоне. Какие-то будут светлее, выходя вперед на солнечный свет. Какие-то будут темнее, уходя в тень. Этим мы создаем как бы тоннель из деревьев. Образуется пространство внутри леса.
7) Пишем мелкие детали. Чем ближе объекты, тем они будут прописаны более детально. Также они будут выглядеть четче и контрастнее.
8) Доводим живопись до законченного состояния.