Отражатели: ваше секретное оружие для потрясающих портретных фото
Как использовать отражатель для портретов с естественным освещением
Отраженный свет добавляет глубину и свежесть фотопортретам. Иногда можно использовать отраженный свет естественного происхождения, выискивая на пленэре светлые поверхности больших размеров, чтобы от них солнечный свет мягко отражался и падал на лицо человека. Самым же простым способом является использование специального приспособления — рефлектора. Важная задача состоит в том, чтобы научиться видеть свет, падающий на объект, а затем контролировать его силу и качество.
Дадим вам несколько советов, которые помогут правильно использовать отражатель.
Женщина сушит мотки конопляной нити, которые отражают свет на ее лицо
Естественно отраженный свет
При портретной съемке всегда необходимо оценить, как попадает отраженный свет на объект. Под прямым углом любая поверхность может отражать свет обратно. Это может быть свет, отражающийся от ближайшей стены или тротуара, открытой газеты или мотков пряжи (как на фото выше). В кадре женщина освещена со спины ярким солнечным светом, и этот свет падает на белые нитки и мягко отражается обратно на ее лицо.
Торговка рыбой на рынке свежих продуктов, освещенная отраженным светом от соседней белой стены
Естественно отраженный свет легче использовать, если вы сами располагаете объекты съемки так, как вам необходимо для построения композиции в кадре. Подходящее место, где солнце падает на большую светлую нейтральную поверхность, может дать вам отраженный свет для портретов.
Например, на этой фотографии свет отражается от белого здания, стоящего за спиной фотографа. А позади самой женщины расположен открытый вход в комнату без окон, который обеспечивает темный фон для ее освещенной фигуры.
Типы отражателей
Портрет крупным планом каянской девушки с традиционной раскраской лица
Складное устройство-отражатель — это полезный аксессуар в условиях отсутствия отраженного света естественного происхождения. Светоотражатели относительно недороги и бывают разных форм, размеров и цветов. Наиболее эффективными являются те, которые имеют несколько отражающих поверхностей.
Лайт-диски нескольких цветов представляют из себя сшитые чехлы из разного цвета ткани, которые надеваются на раму с рассеивающей панелью. Обычно в комплекте используется белая, серебристая, золотистая, черная ткани плюс сама рассеивающая панель из полупрозрачной ткани. Подобный комплект отражателей называется «5-в-1». Некоторые виды отражателей имеют более сложные отражающие поверхности. Чтобы научиться правильно использовать их и добиться нужного эффекта, понадобится некоторая практика, но это стопроцентно улучшает освещение при портретной съемке.
Женщина, помогающая фотографу во время фотосессии
Как использовать рефлектор
Лучше использовать отражатель с помощью ассистента, который будет держать его под правильным углом и направлением по отношению к объекту съемки. Неверный угол отражателя приведет к тому, что у вас будет слишком много или слишком мало света, попадающего на объект. Перед фотосессией желательно потренировать ассистента и показать эффект, который необходимо получить, чтобы он мог наиболее точно удерживать лайт-диск.
Также важен тщательный выбор отражающей поверхности для освещения, в котором вам приходится работать в данный момент. Если вы снимаете портреты на улице при полном солнечном свете, лучше всего использовать поверхность белого отражателя. Учтите также, что серебряные или золотые поверхности отражают слишком много света на ваш объект. Но не бойтесь экспериментировать, потому что это отличный способ учиться.
Женщина на черном фоне курит трубку
Использование отражателя при ярком солнечном свете
При ярком солнечном свете ассистент, который держит отражатель, должен быть осторожен, чтобы не попасть ярким отраженным светом в глаза объекта съемки. Попросите человека не смотреть прямо на отражатель.
Фото (На этой фотографии двух смеющихся женщин ассистент использовал отражатель среднего размера с золотой поверхностью. Женщины стояли в тени дерева, отражатель также был в тени, поэтому он не отражал самого яркого солнечного света.)
Золотая поверхность лайт-диска хорошо сочетается с желтоватыми оттенками кожи. При использовании сильной задней подсветки объекта отраженный свет заполняет тени, уменьшая весь тональный диапазон на фотографии. Отраженный свет сильнее на лицах женщин, и он более сбалансирован со светом на заднем плане. Также улучшает эту фотографию яркое солнце, отражающееся от светлой поверхности земли. Если бы ассистент стоял так, чтобы золотой отражатель был на ярком солнце, свет был бы слишком ярким и резким, ослеплял бы модели и создавал на них жесткие тени.
Отражение света для баланса с окружающим светом может уменьшить тени, при этом не устраняя их.
Использование отражателя в мягком свете
В пасмурные дни серебряный отражатель будет отражать чистый, мягкий свет на ваш объект. Постарайтесь расположить отражатель так, чтобы он уравновешивался окружающим светом, аккуратно заполняя тени на лице, но не устраняя их полностью.
Варьирование угла отражателя относительно источника света и вашего объекта будет влиять на количество света, попадающего на ваш объект. Вам не нужно всегда иметь отражатель, отбивающий максимальное количество света, поскольку это может выглядеть очень неестественно. Использование белой, а не серебряной поверхности в качестве отражателя, уменьшит количество отраженного света.
На фотографии солнце находится позади модели, использован верхний диффузор и отражатель слева от фотографа, и еще сама земля также отражает свет
Другие виды использования отражателей
Черные или белые поверхности очень больших отражателей могут создавать великолепный фон. Полупрозрачный рассеиватель (диффузор) можно использовать в качестве экрана, чтобы держать его над объектом для блокировки прямого солнечного света.
Солнечный свет также отражается от земли. В южных странах земля имеет светлый цвет и создает приятное отражение света. Но если приходится работать на траве, можно положить несколько больших листов белого пластика, чтобы избежать зеленого оттенка на лицах.
Тщательный баланс отраженного и рассеянного света
Заключение
Практикуясь с использованием отражателя, вы научитесь манипулировать нужным количеством света на объекте. В одних случаях сможете предпочесть жесткий свет, в других — мягкий. Учитесь видеть, как свет влияет на объект, учитесь управлять им, и это значительно улучшит вашу собственную технику портретной съемки.
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье
Отражатели: ваше секретное оружие для получения потрясающих портретов
В нижеприведенном руководстве фотограф Одед Вагенштайн дает советы о том, как сделать прекрасные портреты, используя отражатель. Данное руководство является переводом статьи, размещенной на сайте digital-photography-school.com .
Нет сомнения, что использование естественного света при съемке портретов позволяет получить наилучший результат.
Хотя иногда, как вы все, наверное, знаете, естественный свет оказывает не тот эффект, который бы вам хотелось получить. И здесь вступает в действие то, что я называю своим секретным оружием для съемки портретов вне студии.
Оно дешевое, его легко переносить и оно не тревожит фотографируемых мною людей, которые иногда могут быть немного пугливыми.
Это просто отражатель! Он отражает свет. Существует сотни различных типов отражателей, которые отличаются по размеру и цвету (белые, серебристые, позолоченные и т.д.). Отражатель обычно состоит из отражающего материала, натянутого поверх сгибаемого кольца, позволяющего его складывать и легко переносить.
На рынке так много различных типов отражателей, что я не могу описать их всех. В этом мини руководстве основное внимание будет уделено отражателю, который я использую для работы.
Диаметром он 30 сантиметров, а стоит меньше, чем билет в кинотеатр.
Иногда я использую другие отражатели большего размера (в основном при производстве кино), но этот 30 сантиметровый отражатель удовлетворяет моим потребностям, когда я фотографирую во время путешествий. Он совсем небольшой, что позволяет мне держать отражатель одной рукой и камеру другой.
Заполнить тени светом
Все мы любим делать фотографии на рассвете или на закате. Но когда вы имеете дело с резким полуденным светом, отражатель крайне необходим.
На изображении выше, снятом на западе Индии в племени Рабари для журнала National Geographic Traveler, наш объект съемки сидел в темном грязном жилище. Он был болен, и не было никакой возможности переместить его наружу. На левой стене жилища было маленькое окно (его можно увидеть светящимся на заднем фоне). Мой доверенный ассистент Хардик Пандая держал отражатель серебряного цвета под лицом этого человека, чтобы подсветить любую затемненную область его лица, как, например, область под глазами.
Фотография ниже была сделана на границе Афганистана и Таджикистана. Обратите внимание, что, хотя женщина стоит в тени, а задний фон яркий, она не получилась в виде черного силуэта и задний фон не засвечен. Я измерил свет от фона (при помощи точечного замера). В такой ситуации, без использования отражателя, женщина получилась бы на фотографии абсолютно черной (силуэт), но держа отражатель в своей левой руке, мне удалось осветить ее лицо.
Ниже вы можете увидеть 80 летнего Гето. Рыбака из маленькой общины морских цыган живущих в Тайланде. Это изображение довольно сложное в плане постановки света, так как здесь было задействовано три источника света. Прямо как в студии, моим главным источником света (ключевым светом) был свет от дверного проема (правая часть кадра). Свет был направлен под углом в 45 градусов, создавая драматический объем на лице Гето.
В своей левой руке я держал небольшой отражатель серебряного цвета, подсвечивая тени на его лице, а позади него было открытое окно, которое служило дополнительным источником света, подсвечивающим его прекрасные седые волосы (задний свет).
Иногда использование отражателя – это единственное правильное решение во время съемки при ярком солнечном свете, как вы можете увидеть на этом изображении.
Выбирайте правильный цвет
Большинство отражателей имеют несколько цветов. На этом изображении, сделанном в западной Индии для журнала National Geographic Traveler, я хотел сохранить золотисто-коричневый цвет, который был доминирующим в этой сцене. Поэтому я попросил Хардика держать отражатель его золотистой стороной, чтобы придать лицу женщины свечение золотистого цвета.
Выбирайте правильное расстояние
Важно помнить, что чем ближе источник света к фотографируемому объекту, тем свет будет сильнее и менее мягким. Таким образом, маленький отражатель легче держать в руках и переносить, но свет от него будет не таким мягким как от большого отражателя.
«Пойманный свет» — это притягивающий внимание блик в глазах фотографируемого человека, который заставляет зрителей смотреть прямо в них. Существует множество методов по созданию бликов в глазах человека. Например, можно использовать вспышку или фонарик. Но мы обсуждаем использование естественного света, поэтому для этой цели может послужить отражатель. Просто поместите его под лицом фотографируемого человека.
Самая лучшая техника, благодаря которой вы можете научиться использовать естественный свет, по моему мнению, это изучение работ других фотографов. Попробуйте угадать направление света, расположение и цвет отражателя, глядя на фотографии ниже.
Отражатели в портретной съемке
Один из наиболее простых и доступных инструментов портретного фотографа – это отражатель. Отражателем может служить лист бумаги, растянутая простыня, позаимствованная в гостинице (я никому ничего не советую.. но в КРАЙНЕМ случае – это неплохой выход) и тп. Наиболее простой способ добыть отражатель дешевый – это либо сделать его себе самостоятельно из кусков белого пенистого материала упаковочного, проклеив швы клейкой лентой, или купить “отражающий солнцезащитный экран” автомобильный, который водители используют на лобовом стекле в жаркие дни.
Из коммерческих отражателей очень популярны разные “складные” отражатели с пружинкой внутри (навроде тех что делает фирма Фалькон, однако мой опыт использования их продуктов был негативен – материал слишком легко собирает грязь и его очень сложно отчистить), очень хороши отражатели фирмы LastoLite , особенно треугольные – которые фотограф может держать во время съемки самостоятельно, без посторонней помощи, и наконец – потрясающе удобные отражатели фирмы California SunBounce. Если есть деньги и помощники таскать это все, то я бы советовал покупать последние. Эти звери – того стоят.
В чем же прелесть отражателей? Они позволяют перенаправлять свет, и это одна сторона вопроса. Второй момент – эти же отражатели, при использовании со ВСПЫШКОЙ, могут превратиться в портативный источник света с большой площадью, если вы “отражаете” в них вспышку. Еще одно, менее популярное использование отражателей – это блокирование света. Скажем, если вы снимаете портрет на ярком солнце и нет возможности сместиться в тень, то вы можете использовать отражатель (да и зонтики тоже) как портативный источник тени. Хотя, наиболее популярное использование отражателей, это , безусловно, заполнение теней и подсветка “теневой” стороны портрета, чтобы добавить деталей и прорисовать портреты лучше.
Обратите внимание, что есть несколько базовых “расцветок” – серебристые, белые, золотистые.. и… черные.
Если есть возможность – очень рекомендую иметь под рукой серебристые, белые и черные. Вопреки тому что думают многие – черные – отражают свет. Стандартное правило “90-10″ – белый отражает 90 процентов, поглощая 10, и черные – поглощают 90, но отражают 10. Черный может быть полезен при свадебных съемках или съемках хитрой одежды вроде латекса для подавления паразитных бликов.
Итак . вернемся к разговору о том “как применять”. Рассмотрим ситуацию со съемкой на улице.
Прежде всего – полезно переместить снимаемого человека в тень. Потом мы начинаем искать ближайшие лучи солнца снова, или используем вспышку вместо солнца, отражая ее с новой поверхности.
Самый простой и обычный способ – это когда вы ставите отражатель со стороны, чтобы поймать лучи солнца, и начинаете поворачивать отражатель так , чтобы свет падал на зоны интереса (заметьте – я не говорю о лице – ведь мы можем снимать , скажем, одежду, и тогда важнее подсветить именно одежду).
Одна из классических ошибок – попытка подсветить снизу “чтобы убрать эти тени под глазами”. Никогда так не делайте. Все чего вы добьетесь – это вид маньяка или монстра из времен немого кино про Франкенштейна. Лучше всего держать отражатель на уровне плеч или выше. Помните – наш отраженный свет всегда будет мягче источника. Если вы чувствуете, что свет все еще слишком жесток и у вас в руках один из складных отражателей с “пружинкой” – начните чуть выгибать отражатель. Это даст более широкий угол рассеивания и смягчит тени. Если нет возможности поизменять геометрию, то подвигайте отражатель чтобы лишь краешек отражаемого света падал на снимаемого человека (feathering так называемый). И есть, наконец, еще один способ – это держать под рукой либо белый отражатель, либо изначально пользоваться двусторонним – серебряно-белым. Белая сторона рассеивает свет очень сильно и дает мягкое отражение – но такой отражатель (или эту его сторону) надо бывает подносить к лицу достаточно близко и он может просто начать влазить в кадр.
Почему же стоит поднимать выше чем плечи и использовать отражатель с уровня лица или выше? Это же правило работает и в отношении студийного света, кстати. Штука в том, что мы с детства привыкаем видеть свет и тени, когда источники расположены выше нас (солнце, фонари, лампы и тп). Более хитрые тени смущают нас на уровне подсознания, поэтому, если нет цели именно смутить зрителей, лучше таки стараться соблюдать угол подобный “природному”. Сила традиций, знаете ли.
Отражатели: ваше секретное оружие для потрясающих портретных фото
Нет никаких сомнений в том, что использование естественного света в портретной фотографии может дать вам наилучшие результаты. Однако, естественный свет распространяется так, как захотелось солнцу и его может не оказаться там, где нам это нужно. И вот тут то, я обычно достаю мое “секретное оружие” для портретной фотографии на открытом воздухе.
Ну конечно, никакое оно не секретное . Это отражатель. Это недорогой инструмент, его легко переносить, так как он складывается в несколько раз, а также он довольно универсален.
И его принцип работы максимально прост! Он отражает свет. Существуют сотни различных типов отражателей, которые различаются по размерам и цветам (например, белый, серебристый, золотой и т. Д.). Отражатель обычно представляет собой отражающую ткань, натянутую на ленточное кольцо, позволяющее сгибать и легко переносить.
На рынке громадное количество отражателей, поэтому освещать их все нет смысла. В этом обзоре я затрону работу с отражателем который использую для своей работы. Его диаметр 30 см и стоит он как билет в кино
Я иногда использую другие более крупные отражатели (главным образом, для видеосъемки), но этот 30 сантиметровый отражатель, удовлетворяет большинство моих потребностей в фотографии в путешествиях. Главный его плюс, он достаточно мал, и я могу его держать в одной руке, а камеру в другой, т.е. мне даже не всегда нужен ассистент.
Используем отражатель для заполнения теней
Я люблю фотографировать на рассвете и закате, в это время можно обходится и без отражателя. Но когда речь идет о суровом полуденном свете, отражатель часто необходим.
Диафрагма f/2.8, выдержка 1/100 и ISO 200
В приведенной выше фотографии, сделанной в западноиндийском племени Рабари, для журнала National Geographic Traveler (израильское издание) наш объект съемки сидел в темной хижине. Он был болен; поэтому не было возможности вывести его на улицу. На левой стене дома было небольшое окно, свет о него красиво освещал фон. Мой ассистент держал серебистый отражатель под лицом лица, чтобы заполнить затененные области, такие как как под глазами.
Фотография ниже была сделана на границе Афганистана и Таджикистана. Обратите внимание, что женщина стоит в тени, а фон яркий, но женщина получилась не как черный силуэт. Она нормально проэкспонировлась, а фон не пересветился. Я замерил экспозицию по фону (используя точечный замер). В этой ситуации, без использования отражателя, объект съемки окажется полностью черным, то есть получиться только силуэт. Но с отражателем, который был у меня в левой руке, я смог осветить ее лицо.
Диафрагма f/8, Выдержка 1/250 и ISO 100
На фото ниже 80-ти летний Гето, он рыбак из небольшого сообщества морских цыган, живущих в Таиланде. Эта фотография немного сложнее с точки зрения освещения, потому что здесь есть три источника освещения. Как и в студии, основным источником света (ключевой свет) была дверь дома в правой стороне кадра. Свет падал под углом 45 градусов, создавая этот драматический объем на лице Гето.
В левой руке я держал маленький серебряный отражатель, заполняя тени на его лице, а за ним было открытое окно которое дало дополнительный контровый свет, который осветил его волосы сзади.
Диафрагма f/4, Выдержка 1/100 и ISO 320
Иногда отражатель — единственный способ чтобы фотографировать под жестким солнечным светом, как вы можете видеть на этой картинке.
Используйте правильный цвет отражателя
Большинство отражателей универсальны и имеют несколько цветов. На этой картине, сделанной в Западной Индии для журнала National Geographic Traveler (израильское издание), я хотел сохранить золотисто-коричневый цвет, который доминировал в этой сцене. Поэтому я попросил ассистента направить отражатель имеющий золотистую поверхность, придавая лицу женщины золотое свечение.
Диафрагма f/4.5, Выдержка 1/80 и ISO 100
Выбор правильного расстояния
Важно иметь в виду, что чем ближе источник света к объекту съемки, тем он сильнее и более жестко освещает объект. Таким образом, небольшой отражатель легче переносить и работать с ним; однако он будет давать не такой мягкий свет, как большой отражатель.
Искра света в глазах — это довольно популярная техника в портретной живописи, когда мы обращаем особое внимание на отражение глаз. Подобные отражения — это искра света в глазах вашего объекта съемки. Эта искра поможет вам привлечь внимание вашего зрителя к глазам вашего того, кого вы снимаете, делая их полными жизни и сверкающими. Существует множество способов создания добавить искру света в глазах модели. Например, можно использовать или фонарик. Однако, поскольку мы обсуждаем использование естественного света, отражатель может стать отличным инструментом для создания такого отблеска в глазах. Просто поместите рефлектор под лицо человека. Подробнее про эту технику вы можете прочитать здесь. Съемка портрета с «искрой жизни» в глазах
Ну а вот некоторые примеры:
Диафрагма f/3.5, Выдержка 1/640 и ISO 250
Диафрагма f/2.8, Выдержка 1/200 и ISO 100
Один из самых полезных методов, чтобы узнать, как работать с естественным светом, по моему мнению, является наблюдение за работами других фотографов. Попытайтесь угадать направление света, положение и цвет отражателя на изображениях ниже:
Диафрагма f/2.8, Выдержка 1/320 и ISO 3200
Диафрагма f/2.8, Выдержка 1/320 и ISO 3200
Диафрагма f/4.5, Выдержка 1/160 и ISO 100
Диафрагма f/3.5, Выдержка 1/320 и ISO 1000
Диафрагма f/2.8, Выдержка 1/15 и ISO 200
Диафрагма f/3.5, Выдержка 1/320 и ISO 160
Диафрагма f/2,5, Выдержка 1/1000 и ISO 250
Хотите научиться работать со светом, как студийным и естественным, так и смешанным. Видеокурс: «Домашняя мобильная фотостудия для новичка», не только даст незаменимые навыки работы со светом, но и научит делать портреты профессионального качества при помощи недорогих вспышек и отражателей. Чтобы ознакомиться с курсом кликните по картинке ниже
Как создавать качественные портреты с отражателем
Разумеется, цель хорошего фотографа — научиться работать с естественным светом, однако, это не всегда доступно при съемке на заказ, ведь нужно не только выбрать время, рискуя упустить золотые часы: иногда снимать приходится весь день и работать с тем освещением, которое имеется. В таких случаях все же хочется избежать дополнительной пост-обработки и получить качественное объемное фото с насыщенными цветами прямо из камеры.
Когда речь заходит о портретной съемке, не так просто добиться хорошего результата без помощи графических редакторов и ретуши. Именно для этого на помощь приходят отражатели. Отражатели бывают разных форм и размеров, и правильный выбор отражателя зависит, как правило, от того, что именно вы планируете снимать.
Например, уличная фотография или съемки в путешествиях, стоит задуматься о приобретении круглого отражателя диаметром примерно 50 сантиметров. Таким образом, его можно держать в одной руке, в то же время снимая второй. Кроме того, так не придется снимать исключительно дома или в студии.
С другой стороны, при свадебной съемке, удобнее всего использовать прямоугольный отражатель размером примерно 120×180 сантиметров. Таким образом, вы получите возможность равномерно осветить группу людей.
Как выбрать отражатель?
Чтобы начать работу с отражателем, сначала нужно выбрать правильную модель. Самый универсальный — это круглый отражатель 5 в 1 диаметром 100-110см. Этот диаметр подойдет как для одиночных, так и для групповых портретов. Однако, нужно учесть, что удержать отражатель такого размера непросто, поэтому при съемке может понадобиться ассистент или специальный держатель.
Как правило, отражатель 5в1 состоит из раскладного рассеивателя и чехла с белой, серебристой, золотистой и черной сторонами.
В самом начале съемки порой непросто понять, какой именно цвет лучше использовать. И, несмотря на то, что есть правила, регламентирующие наиболее подходящий цвет для каждого типа условий, на самом деле в этом можно смело опираться на собственные предпочтения и цели. Многие правила в фотографии весьма субъективны. Если хочется получить понимание того, какой из цветов даст нужный результат, можно попрактиковаться в условиях близких к тем, которые ожидают в процессе съемки.
Отражатель делает именно то, о чем говорит его название — он отражает свет. Поскольку в течение дня солнце движется и направление света меняется соответственно, можно для начала попробовать разместить отражатель прямо перед моделью, на уровне лица и немного загнуть углы (это может делать непосредственно модель). В этом случае, можно, к примеру, сгладить рефлексы от травы, если вы снимаете на улице. А слабый момент такого расположения в том, что освещается шея, которую не всегда и не любой модели стоит подсвечивать. Поэтому двигайте отражатель, чтобы найти самый удачный угол для вашей модели при имеющемся освещении.
Особенности отражателей
Белый отражатель добавляет нейтральный свет который, скрывает неровности кожи, тон и морщины. Чем ниже модель держит такой отражатель, тем более естественный будет свет. Свет получается холодноватый, такой получается и вся температура картинки. В этом случае стоит особенно опасаться пересвета.
Золотистый отражатель дает более теплый свет. При использовании золотистой стороны отражателя, стоит опасаться избыточной желтизны кадра и, как следствие кожи модели. Чтобы этого избежать, нужно стараться не располагать отражатель слишком близко к лицу. Некоторые опытные фотографы ограничивают использование золотистого отражателя до закатных портретов, подсвеченных сзади. Однако, с их помощью можно добиться теплых и не слишком контрастных кадров, атмосферы уюта.
Золотистый отражатель удачно подсвечивает бледные и, напротив, загорелые тона кожи. Не очень удачно он подсветит на розоватую кожу.
Серебристый отражатель повышает контраст кадра, особенно если расположить его примерно на уровне талии модели. Свет получается равномерный и, как и в случае с белым отражателем, хорошо скрывает недостатки кожи. Минус этого отражателя в том, что среди остальных он, пожалуй, самый сложный. Его нельзя использовать прямо, поскольку он ловит яркий свет и в буквальном смысле направляет его, так что важно не ослепить модель.
При этом, серебристый отражатель дает наиболее естественную цветовую палитру снимка. В результате его проще всего использовать с моделями, у которых достаточно опыта. В остальных случаях можно ограничиться белым.
Черный отражатель на самом деле вовсе не отражает. Он напротив, поглощает свет. Даже профессиональные фотографы используют его не очень часто, однако и у него есть свои удачные моменты. К примеру, Черный отражатель может создавать великолепные усиленные тени, что добавляет картинке драматичности и настроения.
При слишком ярком, прямом освещении, черный отражатель можно расположить так, чтобы он блокировал сильное освещение и создавал тени на лице модели, добавляя картинке объем.
Рассеиватель — самая популярная при портретной съемке сторона отражателя. При прямом свете или нецельном освещении (например, через листву дерева) он просто незаменим. Многие части лица при таком свете будут в тени, а остальные — чрезмерно освещены. Обычно в таком случае проще всего поставить модель так, чтобы свет находился за спиной, но если это невозможно, на помощь придет именно рассеиватель. Он блокирует нецельный свет и рассеивает его так, что тени получаются мягче, а пересвета на фото нет.
Отражатель — весьма необходимый предмет в арсенале фотографа-портретиста. Он может подчеркнуть преимущества модели, создать настроение кадра и характер персонажа.
Урок портретной фотосъемки
с использованием оборудования Profoto
Журнал «Российское фото» совместно с компанией «Сивма-Фототехника» продолжает публиковать серию статей, посвященных осветительному фото- и видеооборудованию производства знаменитой шведской компании Profoto.
Сегодня известный фотограф, президент Гильдии рекламных фотографов Дмитрий Мухин рассказывает, как создать портрет с использованием моноблоков Profoto D1 и светоформирующих насадок Profoto.
Однажды я готовил методические материалы для своего авторского курса «Искусство фотопортрета», который читаю в Профото-клубе. Примерно в то же время у нас появились шесть новеньких симпатичных моноблоков D1 Air. Они, только что вынутые из своих коробочек, красовались на штативах в нашей школе-студии. И хотя я более 10 лет являюсь верным поклонником генераторного света, мне было сложно пройти мимо. Не понимаю, как это произошло и что повлияло на меня, но в итоге световые схемы нашего методического пособия было решено обкатывать на моноблоках Profoto. Так и появился материал для этой статьи.
Для начала попробую сделать стандартный портрет. Для этого я использую портретную тарелку, установленную слева от модели (фото 1, схема 1). Покрытие внутренней поверхности портретной тарелки Profoto бывает двух типов: металлизированное и белое, для различных эффектов освещения.
В нашем случае белое покрытие дает мягкий свет, что как нельзя лучше подходит для фотосъемки женского лица. Для подсветки теневых участков я использую два отражателя: снизу перед моделью и справа. Отражатели убрали глубокие тени, на лице присутствует легкий теневой градиент, переход света от наиболее освещенной левой стороны лица к правой достаточно мягок. Тень от кончика носа поместилась в границах носогубной линии.
Чтобы немного выделить лицо, я применяю более крупное кадрирование. В целом получившийся портрет отвечает стандартным требованиям и получается весьма интересным даже с использованием самой простой схемы построения света.
Заменив в описанной схеме портретную тарелку на октобокс 150 см (фото 2, схема 2) и сдвинув его левее по отношению к модели, я получаю мягкий, обволакивающий свет. При этом один источник света выполнил функции и рисующего, и контрового – за счет своего большого размера.
Два предыдущих портрета я сделал с использованием одного прибора и двух отражателей, меняя в них только светоформирующие насадки. Фотоснимки получились приличными, но не характерными: при данном освещении сделать такие было бы довольно затруднительно.
Однако, лишь заменив большой октобокс на узкий стрип с сотами для полноты управления световым пучком (фото 3, схема 3), передвинув прибор в положение «прямо перед моделью» и чуть его приподняв, мы получаем совершенно иной рисунок. При верхнем прямом расположении источника света отражатель с правой стороны от модели стал совершенно лишним. Оставив отражатель только перед моделью (для смягчения теней под глазами и подбородком), я получаю женский портрет с налетом некоторого драматизма.
Если источник рисующего света может за счет своего размера и расположения выполнять также функции контрового, то рассматривать схему с двумя источниками нет никакого смысла, разве что использовать второй источник для создания светового пятна на фоне.
Взгляд на снимке тяжелый – видимо, наступила первая стадия усталости.
Для того, чтобы немного отвлечь модель от съемки, я веду с ней непринужденный разговор, а сам в это время устанавливаю в кадре второй и третий источники света.
Поскольку в нашем распоряжении оказалось достаточное для любой фотосъемки количество осветительных приборов, предлагаю сразу перейти к использованию трех источников света. Такое изобилие позволяет осуществить любые фантазии.
Подсветка плеч визуально отрывает модель от фона, создавая объем. Это очень важно для небольших студий, где модель вынуждена располагаться вплотную к фону.
В качестве рисующего света я использую портретную тарелку с сотами. Соты на тарелке нужны для того, чтобы полностью исключить попадание света куда-либо, кроме лица модели (фото 4, схема 4). Второй источник используется как контровой, я располагаю его справа над моделью и использую для подсветки волос и плеч.
Поскольку соты на портретной тарелке отсекают попадание света на фон, его нужно подсветить отдельным источником с установленным стандартным зум-рефлектором и сотами. Регулируя размер сот (5, 10 либо 15 градусов), а также расстояние от источника света до фона, можно сформировать пятно света нужного размера и формы, направляя его либо прямо за модель, либо левее взгляда портретируемого человека. В этом случае пятно света на фоне будет неотъемлемой частью композиции кадра. В предыдущих схемах я, конечно, пытался совместить в одном источнике и рисующий, и контровой свет. Но, если есть возможность использовать их по отдельности, портрет от этого только выиграет.
Изменим светоформирующую насадку на рисующем источнике света. Вместо портретной тарелки снова установим большой октобокс. Октобоксы Profoto имеют внутри конструкции приспособления для создания переотражений света. В результате по всей поверхности получается невероятно ровный свет (фото 5, схема 5). Рисующий свет я располагаю впереди, слева от модели; контровой остается на своем месте – для подсветки волос.
Особенностью использования большого источника в качестве рисующего света является возникающее ощущение мягкость.
Свет от октобокса попадает и на фон, поэтому фоновый источник ставим прямо за моделью и добавляем мощности. Это создает на фоне затухающее световое пятно и превращает ровный фон в некий градиент.
Мягкость присутствует во всем: в светотеневом рисунке на лице, в мягких бликах глаз и снижении контраста, – в результате меняется настроение портрета, у девушки появляется особая романтичность. Можно сделать портрет еще более загадочным.
Вместо фона я устанавливаю за моделью большой источник света, направленный прямо в кадр. Этим источником может быть октобокс, или, как в нашем случае, натянутая на рамном каркасе светорассеивающая матовая пленка, сквозь которую и светит прибор (фото 6, схема 6). Эта конструкция выполняет функции солнца в кадре. Модель его перекрывает, но те места, куда попадает свет от «солнца», засвечиваются настолько интенсивно, что некоторые детали пропадают. Лицо модели сужается, контровой свет добавляет волосам блеска: его и так вполне достаточно, но лишний блик усиливает впечатление. Направленная прямо от фотографа портретная тарелка четко прорабатывает глаза.
Анализируя результаты, нетрудно прийти к выводу, что приборы D1 компании Profoto идеально подходят для работы с портретом в фотостудии любого размера.
Приличный портрет несложно сделать даже с одним источником света. Наличие же в студии большего количества приборов только расширяет возможности фотографа. Фирменная система Air, с помощью которой приборы D1 Profoto управляются на расстоянии, позволяет регулировать мощность каждого конкретного источника с синхронизатора, установленного на камере, что невероятно удобно в работе.
Про фото PRO
О съёмке с отражателем.
Только в 1997 году, когда я, пожалуй в первые, наблюдал за работой рекламного фотографа на площадке, увидел, что помимо него и модели, на съемке присутствовал еще и ассистент, который подсвечивал модель отражателем. Был уже вечер, солнце находилось за спиной девушки и светило в объектив… Спросив разрешения, я тоже сделал пару снимков.
Распечатав изображение, очень гордился тем, что у меня без всяких приспособлений, на простой ФЭД-2 получился вполне себе хороший кадр, а помог в этом как раз лайт-диск.
Из всего многообразия аксессуаров отражатели и рассеиватели позволяют получить максимально качественное освещение в разных съемочных ситуациях, поэтому с уверенностью можно сказать, что когда речь идет о постановочной, портретной фотосъемке, они являются самыми эффективными, учитывая, что стоят от 30 до 100 долларов максимум. Огромный плюс в том, что при съемке с отражателем сразу видно, как меняется картинка и можно вносить изменения до того, как нажал на спуск затвора. На примере нескольких своих фотографий попробую рассказать о наиболее распространенных схемах работы с отражателями и рассеивателями.
1.Кокон света.
Когда солнце находится практически в зените или только начинает садиться, даже, если вы снимаете в лесу, интенсивность света в это время такова, что дабы избежать пересветов, отражатель нужно располагать на расстоянии 3-5, а иногда и 7 метров от модели. При такой схеме все окружающее модель пространство освещает солнце, которое светит в спину модели, поэтому спереди объект съемки нужно подсвечивать отражателем. В этом случае лайт-диск располагается выше уровня глаз модели и так, чтобы свет падал сверху вниз. Получается очень равномерное освещение, зачастую совсем без теней, либо с минимальными.
На объектив стоит надевать бленду и снимать, находясь в тени отражателя, а также стараться избегать того, чтобы в объектив попадали прямые солнечные лучи, которые приведут к потере контраста, хотя в некоторых случаях это можно использовать в качестве отдельного художественного приема.
2. Рисуем объём.
При схеме, когда отражатель располагается справа или слева от модели, одна сторона лица будет освещена больше, чем другая. За счет получившейся светотени создается дополнительный объем в фотографии. Подобный световой рисунок получают при освещении модели портретной тарелкой. Если в помещении много больших окон и дверных проемов, отражатель сможет выступать в качестве основного источника света.
3. Минимум недостатков.
Когда фотографу необходимо снимать в яркую солнечную погоду на открытом пространстве (это может быть пляж, поляна, городская площадь или улица), высока вероятность того, что из-за прямого жесткого света кожа модели будет иметь неприятный блеск, а под носом, подбородком и вместо глаз на изображении образуются провальные темные пятна. В общем, как раз все то, что при съемке портрета противопоказано.
Если взять отражатель 5 в 1, то в нем, помимо нескольких отражающих поверхностей и черного флага, есть еще и рассеивающая панель. Поместив рассеиватель непосредственно над моделью, перекрывая солнечные лучи, легко получить очень мягкое, рассеянное освещение, при котором тени будут приятными и выразительными, а сама фотография не будет выглядеть плоской. Такая схема будет комплиментарной для любого человека, вне зависимости от строения лица и особенностей кожи.
4. Интенсификация цвета.
Уже при постобработке многие фотографы увеличивают интенсивность цветопередачи или придают полученным изображениям какой-то определенный тон, чтобы передать нужное настроение, показать единство всей картинки или создаваемого образа. Иногда такая обработка выглядит удачно, иногда не очень.
При вечерней съемке, когда свет от солнца перестает быть насыщено-оранжевым и переходит в бледно-красный спектр, становясь не таким интенсивным, фотограф получает очень мягкую и практически пастельную картинку. Если еще за полчаса, час до вечерней зари фотографии буквально «звенели» яркостью, а отражателем нужно было пользоваться с осторожностью, потому что он просто ослеплял, то во время захода солнца лайт-диск следует располагать максимум в метре от модели и следить за тем, чтобы из-за близкого расстояния он не попадал в кадр.
Переходы от света к тени в вечернее время очень плавные, отражатель дает ту чуть заметную подсветку лица, которая уравновешивает яркость фигуры и окружающего пространства. Если снимать без него, получится картинка с нормально проработанным задним планом и серой, практически плоской фигурой или лицом модели на переднем. Как вариант – правильно экспонированную (но все такую же плоскую) фигуру человека на фоне выбитого в «молоко» окружающего пространства.
Отражатели отличаются друг от друга цветом поверхности. Универсальной можно считать расцветку елочкой серебристо-золотистого оттенка. Она дает не только интенсивный световой поток, но еще и создает очень правильный цветовой баланс. Кожа человека на снимке будет выглядеть более загорелой, но тем не менее естественной, и выгодно отличаться от той, которая была подвергнута компьютерной обработке. К особенностям работы с такой поверхностью можно отнести такой момент, что лайт-диск может давать очень интенсивный световой поток и слепить модель. Когда интенсивность солнечного света высока, лучше всего использовать матово-белый отражатель.
Оценить удобство работы со светоотражателем фотограф может на первой же съемке. Из дополнительного снаряжения можно порекомендовать купить легкую стойку и держатель. Даже если фотосессии всегда проходят с друзьями и кто-нибудь из них может помочь или вы можете позволить себе нанять ассистента, все равно удерживать лайт-диск под нужным углом не шелохнувшись несколько минут, ни тот, ни другой не сможет.
Лайт-диск может сослужить хорошую службу не только на природе. При съемке в помещении, будь то интерьерная или портретная фотосессия, при недостатке освещения рефлектор станет первым помощником для получения правильной экспозиции снимка.
Учитывая невысокую стоимость светоотражателей и жанр предпочтительной съемки (постановочная, портретная фотография), можно сказать, что отражатель, или лайт-диск – один из наиболее важных аксессуаров в арсенале фотографа, работа с которым с первого раза наглядно продемонстрирует, как нужно правильно управлять светом, сформирует навыки, которые однозначно пригодятся для дальнейшей работы со студийным светом.