Основы работы со светофильтрами
Урок фотографии. Правильное использование светофильтров
Сегодня многие говорят о том, что светофильтры — это вчерашний день фотографии и они канут в лету точно так же, как и пленочные фотоаппараты. Такое мнение имеет право на существование. Особенно с учетом того, что любой эффект можно реализовать с помощью компьютерной обработки фотографии.
Тем не менее, полного отказа от светофильтров вряд ли стоит ожидать. Во многих случаях они являются самым надежным и удобным инструментом для работы. При этом трансформировались их функции: с их помощью готовят рабочие материалы, которые становятся основой будущих фотошедевров.
Поскольку перспектива у светофильтров есть, сегодняшнюю статью посвятим рассказу о них, их разновидностях и свойствах.
Перед тем, как начать детальное знакомство с современными светофильтрами, нужно «рассортировать» имеющийся «арсенал»: устаревшие модели должны «уйти со сцены».
Считаем, что вы должны знать их «в лицо». В противном случае в магазине продавец расхвалит вам «новинки» и продаст такие вещи, которые в последнее десятилетие ему никак не удавалось реализовать. Ему нужно продать товар и он «толкнет» его тому, кто в особенностях светофильтров совершенно не смыслит.
Цветные светофильтры и фильтры, меняющие цветовую температуру
Работая в формате RAW, можно изменить цвет, цветовую температуру, удалить шумы и увеличить резкость, обработать фотографию и конвертировать изображение в любой другой формат. Именно поэтому покупать цветные стекла вряд ли стоит. Особенно с учетом того, что заплатить за них нужно во много раз больше, чем они стоят на самом деле.
Эффектные светофильтры
Звездочка, лучи, размытие (блюр). С появлением Photoshop эти мегакрутые светоэффекты полностью утратили свою актуальность.
Названные версии «сложим в архив». Больше внимания уделим тем светофильтрам, которые сохранили свою актуальность до сегодняшних дней и будут интересны пользователям в XXI веке.
Ультрафиолетовый светофильтр (UV)
Главное предназначение такого светофильтра — свести на нет воздействие ультрафиолетовых лучей. Если съемки ведутся в то время, когда солнечная активность находится на пике, то использование UV фильтров позволит уменьшить влияние ультрафиолетовых лучей. Это скажется на самих снимках — краски обретут естественность и станут более реалистичными. И, в итоге, более красивыми.
Но в высокогорной местности или на берегу океана, там, где особенно высокая солнечная активность, съемки ведутся не так часто. И потому в повседневной жизни UV фильтр используют совсем для других целей — он защищает объектив от механических повреждений. Хотя в обычных условиях фильтр никак не сказывается на конечном качестве картинки, бывают случаи (например, при падении фотокамеры), когда он в прямом смысле слова «спасает» объектив. Фильтр испортится, но купить его намного проще, чем объектив.
Важно и то, что в повседневной эксплуатации UV фильтр защитит объектив от царапин и загрязнений.
Подводя итог сказанному, дадим совет: покупая дорогую оптику, выделите нужную сумму и приобретите также UV фильтр. Он сослужит вам хорошую службу.
Поляризационные светофильтры
Наверное, вы не раз восторгались фотоснимками, сделанными в тропиках. Там небо бирюзово-синее, да и океанская синева выглядит сказочно. Загадки нет — объектив фотокамеры «дополняли» поляризационным светофильтром.
Во время съемок такой светофильтр (иногда его называют «поляриком») удаляет с блестящих неметаллических поверхностей переотражения и блики. Именно поэтому небесная синева отличается такой насыщенностью красок — светофильтр убрал переотраженные небом солнечные лучи.
Та же картина и со снимками воды: очищенная от бликов поверхность воды выглядит намного лучше, ярче, красивее, сочнее.
Такой светофильтр используют во время съемок витрин и окон. К примеру, нужно сфотографировать человека, который сидит в зале кафе и с фотографом его разделяет стекло. Если фотографировать обычной фотокамерой, то стекло станет своеобразным «зеркалом» и снимок заполнится отражениями. Использование светофильтра-полярика позволит получить практически идеальный кадр.
Вы скажете, что во время обработки фотоснимка воде и небу можно придать нужную тональность. Можно, но такая возможность есть не всегда. При этом использование полярика позволяет получить лучшую картинку. Дело в том, что красивым кадр получился изначально. Красивую основу доработать легче и проще, чем бликующий кадр.
Незаменимы поляризационные светофильтры и в создании репортажных фотографий. Если, к примеру, на мероприятии вы сделаете 500-600 фотоснимков. На их обработку вам понадобится довольно много времени. Если выполнять снимки с поляриком, то для получения пакета отличных фотографий вам придется затратить минимум времени — хорошими они получались уже во время съемки.
Использование светофильтров
в фотографии
Как улучшить свои снимки, сэкономить кучу времени на постобработке и буквально выжать максимум из своего объектива?
Узнайте на специализированном курсе инструктора Нью-Йоркского Института фотографии
Курс будет снят с продаж через:
Успели оформить заказ, но не оплатили?
Вы всё ещё можете купить курс!
Напишите нам, либо следуйте инструкциям
в письме о заказе.
Как выжать максимум из объектива
с помощью применения светофильтров?
У многих фотографов первое знакомство со светофильтрами происходит при покупке фотоаппарата. Продавец-консультант советует приобрести защитное стекло, чтобы оградить хрупкую, дорогую линзу объектива от дождя, пыли или случайных царапин.
Но знаете ли вы, что кроме защитных существуют фильтры, которые позволяют творить с вашими фотографиями настоящие чудеса, без фотошопа, ещё до того, как вы нажмёте на пусковую кнопку?
Взгляните на эти две фотографии. Первая сделана без использования каких-либо фильтров, а для съёмки второй применялось поляризующее стекло. Оба снимка прямо из камеры. Без обработки.
А вот пример применения фильтра нейтральной плотности, который позволил удлинить выдержку и добиться эффекта шелковистости воды в солнечный день.
На мой взгляд, впечатляющая разница. Да, её можно было добиться в Photoshop, но зачем тратить время, если можно получить сразу из камеры.
Ещё несколько примеров:
Существует большое количество разнообразных фильтров, которые позволяют добиваться различных эффектов
Фильтры могут быть защитные, ультафиолетовые, нейтрально серые, поляризационные и эффектные. К последним можно отнести и градиентные, и звёздные, и цветные, и смягчающие.
Надо также иметь ввиду, что фильтры делятся на две принципиально разные категории по системе крепления к объективу. Есть классические стеклянные фильтры в круглой оправе, которые накручиваются на переднюю часть объектива. А ещё есть система квадратных пластиковых фильтров фирмы Kokin, которые крепятся с помощью адаптеров.
Как разобраться во всём этом многообразии, улучшить свои снимки, сэкономить кучу времени на пост-обработке и буквально выжать максимум из своего объектива? Об этом я расскажу на своём практическом курсе по применению светофильтров в фотографии.
Всего один шаг, чтобы кардинально улучшить ваши снимки
5 практических уроков. Исчерпывающая информация по теме.
Общая продолжительность — более часа.
Успели оформить заказ, но не оплатили?
Вы всё ещё можете купить курс!
Напишите нам, либо следуйте инструкциям
в письме о заказе.
Посмотрите бесплатно обучающий урок по использованию светофильтров от Владимира Сковородникова
Кто автор курса
«Использование светофильтров в фотографии»?
Владимир Сковородников
Коммерческий фотограф, инструктор Нью-Йоркского института фотографии
Успели оформить заказ, но не оплатили?
Вы всё ещё можете купить курс!
Напишите нам, либо следуйте инструкциям
в письме о заказе.
Ответы на часто задаваемые вопросы:
1. Вопросы по курсу:
Сколько места занимает курс?
Курс состоит из одного архива. Вес архива около 2.5 GB.
Я смогу скачать курс только 1 раз и в определенный период времени?
Нет. Скачивать вы можете несколько раз, сохранить себе на компьютер и пересматривать в любое время.
Если вы потеряете курс, и ссылки для скачивания перестанут работать,
напишите письмо на [email protected], мы пришлём вам новые.
Нужно ли скачивать все архивы курса сразу, чтобы приступить к изучению?
Нет. Вы можете скачать первый архив и сразу приступить к изучению материала.
Вам не нужно дожидаться, пока скачаются остальные части.
У меня МасОS, я смогу посмотреть курс?
Да, конечно. В письме будут ссылки для скачивания версии курса специально для MacOS.
У меня iPhone / iPad / Andro >
Да, конечно. Для этого вам нужно распаковать файлы курса и переместить их на ваше мобильное устройство.
Не могу найти ответ на свой вопрос, что делать?
Напишите письмо по адресу [email protected].
2. Решение технических проблем:
Архив с курсом повреждён. Не могу его открыть или скачать. Что делать?
Мы настоятельно рекомендуем вам скачивать архивы курса с помощью специальных менеджеров закачки,
а не через браузер.
Браузеры не поддерживают докачку, коррекцию ошибок и многопотоковое скачивание.
В случае возникновения проблем на линии, браузер сохранит архив как есть, скачает с ошибками или зависнет.
Это главная и самая распространённая причина, почему некоторые наши клиенты не могут извлечь файлы курса из архивов или скачать архив.
Это основания причина ошибки CRC, «Неожиданный конец архива» и т.п.
Для Windows мы рекомендуем «Download Master» или другой аналог.
Для MacOS мы рекомендуем «Folx GO» или другой аналог.
Если после скачивания архивов с помощью менеджера закачки возникнут какие-то проблемы, то:
1. Установите другую программу-архиватор для извлечения файлов из архивов:
Для Windows мы рекомендуем скачать и установить архиватор «7-zip».
Для MacOS мы рекомендуем скачать и установить архиватор «The Unarchiver».
В Windows после установки запустите программу и перетащите в её окно любой архив курса. Вы должны увидеть список файлов внутри. Выделите их и перетащите в любую папку на рабочем столе. Затем приступайте к изучению курса.
В MacOS после запуска программы «The Unarchiver» вам нужно установить галочки напротив «ZIP» и «RAR». После этого программа будет назначена для открытия данных типов архивов. Кликните дважды на любой архив. Вы должны увидеть список файлов внутри. Выделите их и перетащите в любую папку на рабочем столе. Затем приступайте к изучению курса.
2. Убедитесь, что у вас на диске достаточно места. Желательно не менее 30 GB:
В процессе извлечения файлов архиватор может создать временные файлы,
которые могут занять сопоставимый с курсом размер.
3. Отключите антивирусное программное обеспечение:
Архивы не содержат каких-либо программ (только видео, JPG, PDF-файлы и пресеты), но мы не исключаем вероятность
ложного срабатывания или повреждения архивов в процессе сканирования.
4. Добавьте ссылки в менеджер закачки вручную:
Некоторые почтовые клиенты модифицируют ссылки в письмах, для того чтобы собирать статистику переходов.
Также ссылки могут быть повреждены из-за пересылки письма с одного почтового ящика на другой.
Если такая ссылка автоматически будет перехвачена менеджером закачки, вы не скачаете ничего, кроме сообщения об ошибке. Поэтому выделите ссылку мышкой и скопируйте из письма в менеджер закачки вручную.
При копировании убедитесь, что вы не захватываете лишнее форматирование.
Например: пробелы, переносы строк, знаки табуляции и препинания.
5. Если ничего не помогает, попробуйте скачать курс с другого компьютера:
Желательно, чтобы другой компьютер выходил в интернет через другого провайдера.
Это позволит исключить из списка причин как неполадки с вашим компьютером, так и проблемы на стороне поставщика интернет-доступа.
Видеофайлы не читаются моими проигрывателями. Что предпринять?
Установите VLC media player. Он распространяется бесплатно и доступен как для Windows, так и для MacOS.
Скачать его можно здесь: http://www.videolan.org/vlc/.
Звук отстаёт от видео. Что делать?
Проблема в вашем видеоплеере или кодеках.
Установите VLC media player. Скачать его можно здесь: http://www.videolan.org/vlc/
Как закачать курс на iPhone/iPad?
Чтобы закачать курс на iPad, вам нужно скачать курс на станционарный компьютер,
извлечь все файлы курса из архивов в отдельную папку на рабочем столе.
Затем вам нужно подключить iPad к компьютеру и переместить эти файлы на iPad с помощью программы iTunes.
Руководство по использованию фильтров #2
Для профессионалов, фильтры являются необходимыми инструментами, которые можно применить к каждому кадру. В прошлом, до эры цифровых технологий, фильтры использовались как один из основных творческих инструментов, а с развитием цифровой фотографии, случилось так, что пост-обработка стала доминировать в вопросе творческой манипуляции.
На самом деле, фильтры все так же популярны, как и раньше, потому что они предоставляют фотографу возможность для творчества еще в процессе съемки, что не всегда может быть эффективно воспроизведено во время последующей обработки.
Когда вы используете фильтры, вы управляете интенсивностью и цветом света для достижения эффекта на вашем финальном изображении и в дальнейшем записи снимка с этим добавочным эффектом. Помните, что его нельзя убрать впоследствии, так что важно понимать, какие фильтры наилучшим образом подходят для работы, которую вы выполняете, и как вы можете использовать их эффективно.
Квадратный или круглый?
Существует два стандартных формата фильтров. Круглые фильтры накручиваются или прикрепляются на переднюю линзу объектива и являются чрезвычайно практичными и компактными. Они выпускаются в широком диапазоне размеров, чтобы соответствовать множеству вариантов существующих объективов. Как мы упоминали в первой части, проверьте размеры перед покупкой!
Второй тип выпускается в виде стеклянных пластин квадратной или продолговатой формы, которые вставляются в адаптер, накручивающийся на переднюю часть вашего объектива. Эта система обеспечивает вам большую гибкость, поскольку при использовании градиентных фильтров вы можете настроить высоту стекла относительно объектива и, следовательно, использовать так много или мало градиента на фильтре, как вы пожелаете. Эти адаптеры также можно вращать, что хорошо для поляризационных фильтров.
Квадратная система, например от Cokin, также более экономична в случае использования фильтров на объективах с различным диаметром. Если у вас есть объективы с резьбовым креплением 52мм и 72мм, вы можете просто приобрести адаптеры для обоих размеров и использовать одинаковые фильтры и держатели фильтров.
UV фильтры
Наиболее распространенный тип фильтра – UV фильтр, который выглядит как обычное стекло, но на самом деле отсекает определенное количество ультрафиолетового света, проходящего через объектив, т.к. этот свет может вызвать помутнение при воздействии на пленку или сенсор камеры.
Фильтр пропускает свет видимого спектра, но блокирует ультрафиолетовое излучение. Однако многие фотографы используют UV фильтр в основном для защиты объектива, потому что он обычно не уменьшает количество света, проходящего через объектив, а УФ-фильтрация не является резким и заметным эффектом. Он также может быть полезен для защиты объектива во время работы на песчаных или пыльных локациях.
Один из немногих негативных эффектов, возникающих при использовании UV фильтра, это то, что некоторые более дешевые варианты имеют не совершенно плоскую поверхность, что может исказить изображения и стать причиной нежелательных отражений.
Больше о нейтрально-серых фильтрах
Мы уже упоминали их ранее, но хотелось бы поговорить больше об их использовании и паре специальных видов ND фильтров здесь.
Допустим, если вы захотели запечатлеть панораму города и увеличили выдержку, чтобы сделать акцент на свете, вы можете использовать ND фильтр для блокировки избытка света, чтобы уменьшить выдержку до приемлемой длины.
Они также полезны, когда вы хотите провести длительное экспонирование в дневное время. Даже на ISO 100 и f/22, экспозиция в яркий день может все еше требовать выдержки 1/60. Если вам нужно провести 3-секундное экспонирование, чтобы показать размытие от движения или даже больше того, чтобы сделать все подвижные объекты невидимыми, вам понадобится ND фильтр.
Также очень важно отметить, что существуют разные уровни ND фильтров в зависимости от их «оптической плотности», которая определяет, как много света вы хотите заблокировать. Существует большое разнообразие вариантов, которые вы можете приобрести. Наиболее распространенные ND2, ND4 и ND8, которые срабатывают как 0.3, 0.6 и 0.9 в зависимости от оптической плотности фильтра или 1, 2 и 3 шага в зависимости от уменьшения диафрагменного числа.
Градиентные нейтрально-серые фильтры
Градиентные нейтрально-серые фильтры прозрачные с одного края, а потом постепенно затеняются до наивысшей плотности на противоположном конце. Фактически, одна сторона фильтра темнее, чем другая.
Это может быть использовано, например, в ситуации, когда необходимые настройки экспозиции для яркого неба сильно отличаются от тех, что требуются для переднего плана. Конец с наибольшей плотностью фильтра может заблокировать свет от неба, в то время как прозрачная часть позволит свету в области переднего плана проходить свободно.
Нейтрально-серые фильтры переменной плотности
Мы упоминали ранее, что ND фильтры бывают с разной плотностью. Очевидно, что покупка одного фильтра, который может менять плотности, будет более удобной. Хорошо, вам повезло. Они, естественно, дорогие, но все же существует несколько брендов нейтрально-серых фильтров с переменной плотностью, оснащенных кольцом для регулировки плотности.
Цветные фильтры
Они обычно используются фотографами, снимающими на черно-белую пленку, для настройки контраста в кадре, например, зеленый фильтр используется для пейзажей, затемняя небо, но усиливая сочность любой зелени в кадре. Желтый фильтр обеспечивает повышение контраста, а красный дает даже более яркий эффект контрастности.
Использование этих фильтров в цветной фотографии просто изменит окраску изображения, но они могут применяться также для коррекции баланса белого. Особенно это свойство полезно при съемке на слайдовую пленку.
Диффузные фильтры
Диффузный фильтр создан для придания снимку ощущения мягкости и нечеткости, кадр, таким образом, становится похож на картинку из сна. Он также снижает контраст в изображении. Этот эффект был очень популярен для портретной фотографии в 60-х – 80х, но реже применяется сейчас. Вы можете даже купить фильтр, в котором по центру нет эффекта диффузии, так что эта область будет четкой.
Фильтр Skylight
Фильтры Skylight часто используются по аналогии с UV фильтрами, т.е. для защиты объектива, поскольку они не обеспечивают каких-то ярких оптических эффектов, хотя при использовании на открытом воздухе они уменьшают голубой оттенок, который иногда может появиться при съемке в ясный день под открытым небом. Они также уменьшают отражения, влияющие на тон кожи.
Согревающие фильтры
Согревающие фильтры («warm up») усилят ваш кадр, делая оттенки более теплыми (смотрите пример ниже). Они немного изменяют цветовую температуру, что может быть полезно при работе с определенными источниками света. Они также применяются для добавления оттенка коже, и, как и ND фильтры, доступны в различных форматах. Обычно это фильтры, окрашенные в оранжевый цвет.
Флуоресцентные фильтры
Флуоресцентные фильтры полезны для компенсации и коррекции света от флуоресцентных ламп, путем уменьшения зеленых/желтых оттенков, хотя это также может быть компенсировано путем настройки баланса белого. Как и согревающие фильтры, они обычно цветные и созданы для цветовой коррекции.
Скорость
Фильтры для создания эффекта скорости обеспечивают очень специфический эффект, добавляя полосы света, будто размытие происходит из-за движения. Они были довольно бесполезными, когда их изобрели, да и остались такими сейчас, но от этого с ними не становится менее весело играться.
Если эти статьи не пробудили в вас интерес к использованию фильтров, мы и не знаем, что сможет. Фильтры были вокруг нас в течение долгих лет. Понимание фильтров не только дает вам представление о том, как люди делали те или иные вещи, когда цифровая пост-обработка была недоступна, но также обеспечит более глубокое осознание принципов работы света. Мы надеемся, вам понравились эти статьи. И, если мы не учли какие-то полезные моменты относительно фильтров, дополните нас, разместив комментарий!
Работаем с цветными светофильтрами при черно-белой съемке
После того как вы поймете каким образом разные цветные фильтры влияют на черно-белую фотографию, вы сможете их использовать для создания фотографий, выражающих ваше собственное творческое видение сюжета. В черно-белой фотографии это намного важнее, чем в цветной. Так как вам приходиться отступать от передачи реальности, убирая цвет с изображения.
Применение наиболее распространенных цветных фильтров для черно-белой съемки.
Большинство фотографов занимающиеся черно-белой фотографией имеют в своем арсенале три-четыре различных светофильтра. Так они могут подбирать необходимый фильтр в нужной ситуации. Самые распространенные светофильтры — желтый, оранжевый и красный, их действие в чем-то схоже. Самый слабый эффект дает желтый фильтр, а красный, наоборот, — самый сильный. Оранжевый находится где-то между ними.
Использование цветных светофильтров в той или иной ситуации будет зависеть от вашего личного выбора. Специалисты в ландшафтной фотографии часто снимают с оранжевым фильтром, чтобы сделать небо драматичнее, особенно при съемках в плохую пасмурную погоду. А так как он, наравне с голубым притемняет еще и зеленый цвет, то общий контраст снимка заметно повысится. В результате светлые тона не будут такими плоскими, как обычно бывают на снимках, сделанных при такой погоде.
Применение цветных фильтров для черно-белой съемки в солнечную погоду.
В солнечную погоду, когда естественная контрастность света и так достаточно высока, можно ограничиться просто желтым фильтром, который поможет вам добиться более сильного эффекта в этих условиях. Если же вы хотите еще больше повысить контрастность изображения, то вам будет необходим красный или оранжевый фильтр. Но будьте осторожны, особенно при использовании красного фильтра. Наряду с более сильным затемнением неба, он также существенно притемняет зеленые цвета, вода с отраженным в ней небом в этом случае становится просто черной. Тени тоже станут темнее, так как они освещаются светом, отраженным от неба. Так вы можете получить слишком темную фотографию. Возможно, именно такое изображение вам и нужно. Но, скорее всего, вы ожидаете увидеть что-то совсем другое.
Один из способов решить проблему — поместить на передний план какой-нибудь интересный предмет, который не притемняется красным фильтром. В таком случае этот светлый предмет будет выделяться на темно-зеленом фоне. В идеале это может быть что-то красного цвета — клумба с красными маками, так как красные маки будут осветлены фильтром.
В начале процесс принятия решения о выборе фильтра может показаться вам сложным, если у вас есть какие-то сомнения, то сделайте снимок с тем светофильтром, который, по вашему мнению, даст максимальный результат, а потом попробуйте сделать еще кадр с более слабым фильтром, для страховки. Так же иногда стоит сделать и снимок без фильтра. При печати с негатива вы сможете сравнить полученный вариант с фильтром и без него.
Еще не надо думать, что вам обязательно нужен какой-то светофильтр при черно-белой съемке. Более 75% черно-белых снимков сделаны без них, а характер и настроение фотографии можно поменять на стадии печати, используя разные фильтры для изменения контрастности или просто недодерживая снимок при печати фотографии.
Основы работы со светофильтрами
Съемка со светофильтрами. Изобразить небо на снимке при современном состоянии фотографической техники большой сложности не представляет. Но речь идет не о любом изображении пейзажа и других объектов съемки. Необходимо найти способы и приемы, помогающие фотографу получить художественное, живописное фотоизображение.
В этом смысле немало возможностей дают светофильтры, позволяющие менять на снимке тональность неба и степень четкости рисунка облаков. С помощью светофильтров мы можем трансформировать тональный рисунок и сделать его таким, каким хотим видеть в фотокартине.
Принцип работы светофильтров основан на избирательном пропускании лучей света различной цветности. Светофильтр одни лучи пропускает беспрепятственно, другие частично задерживает, ослабляя их действие на светочувствительный слой, третьи – задерживает полностью. Степень ослабления световых лучей зависит как от цветности этих лучей, так и от самого светофильтра
Применение желтых, оранжевых, красных светофильтров позволяет разделить тональность неба и облаков. Светофильтр задерживает синие лучи, и небо на снимке темнеет, а на тональность облаков (если они белые) не влияет – они по-прежнему остаются яркими. Так изменяется контраст изображения, и весь рисунок становится более отчетливым. Его четкость и общее притемнение тональности снимка возрастают с увеличением плотности светофильтра.
Эти перемены, внесенные светофильтром в тональность снимка, отчетливо видны на фото 105 а, б, в, снятых последовательно – без светофильтра и со светофильтрами ЖС-17 и ОС-12.
Съемка велась на закате при контровом направлении солнечного света. При работе на пленке «Фото-65» потребовались выдержки: 1/50 с при диафрагме 5,6; 1/30 с при диафрагме 4; 1/30 с при диафрагме 2,8.
Теперь автору этой серии работ остается только выбрать то тональное решение, которое он считает наилучшим для данного снимка. Думается, что он мог бы остановиться на фото 105 б, где отлично передан рисунок облаков, но еще сохраняется светлота и характер освещения этого времени дня. Применение более плотного светофильтра приводит к излишнему притемнению общей тональности снимка и самих облаков, отчего изображение перестает соответствовать нашим привычным представлениям о закате.
Съемка без светофильтра дает недостаточную проработку рисунка облаков и их тональности (см. фото 105 в).
Фото 106 показывает стремление фотографа не только передать рисунок облаков с помощью светофильтра.
Яркость неба кажется ему слишком высокой, и он старается при компоновке кадра перекрыть участок неба деревьями слева, темной листвой справа. Конечно, это одна из возможностей исключить из кадра слишком яркие тона. Но в таком случае в снимок вводятся дополнительные детали. Иногда может быть хорошее совпадение: и небо будет перекрыто и композиция кадра уточнена. Но фото 106 оказалось явно перегруженным деталями, лаконичность композиции исчезла. Трудно улучшить этот снимок: если убрать из кадра ветку на первом плане, композиция становится неуравновешенной, а центральная вертикальная линия – граница крон деревьев – приобретает излишнюю активность. Снимок вообще не очень хорош по композиционному рисунку. Удачнее этот прием был использован при построении фото 101.
ПОРЯДОК РАБОТЫ СО СВЕТОФИЛЬТРАМИ Линейка №1
Тип светофильтра-КУ λ=300-1000нм
ВИД,
Доп. Источник
Монохромное изображение выделяемого спектра ИК-люминесценции от λ0до
Монохромное изображение выделяемого ИК спектра от λ0 до λ=1000нм
Продолжение таблицы Б. 1
УФ254, УФ365, импульсный УФ
Цветное изображение выделяемого спектра УФ-люминесценции от λ0до
Цветное изображение выделяемой части спектра от λ0 до λ =1000нм
Линейка №2
Позиция указателя | Освещение | Получаемое изображение |
0 | ВИД | Цветное изображение при |
Тип светофильтра- | освещении светом с | |
КУ λ=300-1000нм | λ =400-600нм | |
УФ254, УФ365 | Цветное изображение спек- | |
тра УФ-люминесценции с λ=380-1000нм | ||
ШС, КСП, П | Цветное изображение, соот- | |
ветственно, в отраженном, | ||
косопадающем и проходя- | ||
щем свете с широким спек- | ||
тром λ=400-1000нм | ||
Доп. источник | Цветное изображение в | |
спектре включенных режи- | ||
мов освещения | ||
1 | ВИД | Цветное изображение в |
Тип светофильтра- | спектре λ =400-600нм | |
СЗС-23 | УФ254, УФ365 | Цветное изображение спек- |
λ =400-600нм | тра УФ-люминесценции с | |
λ =400-600нм | ||
ШС,КСП,П | Получение правильной цве- | |
топередачи в режимах ШС, | ||
КСП,П |
Продолжение таблицы Б.2
УФ254, УФ365, импульсный УФ
Цветное изображение спектра УФ-люминесценции от λ0
Цветное изображение выделяемой части спектра от λ0
Цветное изображение выделяемой части спектра от λ0
Примечание — В черно-белой системе «Радуга-2-2» во всех режимах работы получаемое изображение — монохромное.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ОТДЕЛЬНОМУ ЗАКАЗУ
Обозначение изделия | Наименование изделия | Назначение |
Монитор черно-белый * | Для непосредственного визуального контроля черно-белого изображения | |
Монитор цветной * | Для непосредственного визуального контроля цветного изображения | |
УШ2.059.311 | Коммутатор видеосигналов КВС-36 | Для подключения дополнительных устройств |
УШ2.056.209 УШ2.056.209-03 | Камера телевизионная передающая КТП-171 (КТП-171-3) | Для исследования цветных изображений объектов с помощью стандартных микроскопов типа МБС-1, МБС-2, МБС-9, МБС-10, МБИ-15-2, БИОЛАМ, МПС-2, БИОЛАМ-И, МСПЭ-1, ЛОМАМ |
УШ2.056.209-01 УШ2.056.209-02 | Камера телевизионная передающая КТП-171-1 (КТП-171-2) | Для исследования черно-белых изображений объектов с помощью стандартных микроскопов типа МБС-1, МБС-2, МБС-9, МБС-10, МБИ-15-2, БИОЛАМ, МПС-2, БИОЛАМ-И, МСПЭ-1, ЛОМАМ |
УШ2.056.241 | Видеомышь-Ц | Для увеличения цветного изображения до 40х |
УШ2.056.284 | Видеомышь ВМ-2 | Для пофрагментного с 40-кратным увеличением анализа документов в различных участках спектра прямо- и косо-падающего света видимого диапазона |
УШ3.060.009ПО | Программное обеспечение VideoMix | Для совмещения изображений на экране дисплея ПЭВМ при криминалистических исследованиях |