Основы композиции. Правило третей
Правило третей как основа композиции
В любой фотосъёмке есть три важные составляющие. Это техническое вооружение фотографа, настройки параметров фотоаппарата и, самое главное, креативный подход к объекту съёмки. Если отбросить всю техническую составляющую, именно творческое решение фотографа может превратить кадр в шедевр фотоискусства. Существуют определённые правила, по которым выстраивается композиция кадра. Правило третей как основа композиции – будет нашей темой. Использовать это правило полезно для начинающих фотографов, но оно не является аксиомой, которой обязательно нужно следовать.
Что такое правило третей
Часто начинающие фотолюбители, просматривая уже готовые снимки, удивляются тому, что фотография совершенно не похожа на то, что они снимали. Самое интересное, что присутствовало в момент съёмки, получилось скрытым и совсем не выделяющимся. Фотография получилась безликой и невыразительной. Некоторые фотолюбители начинают обвинять во всём фотоаппарат, но он только инструмент в руках художника. При правильно выстроенной композиции, даже недорогим фотоаппаратом можно снять прекрасные кадры. Плохой снимок может получиться потому что было нарушено одно из правил композиции кадра или правило третей. Ещё древние математики доказали, что всё в окружающем мире построено по строгим математическим законам. Человек воспринимая окружающую обстановку через органы зрения подсознательно фиксирует своё внимание на строго определённых точках. Всё, что находится вне этих точек, воспринимается как малозначительное и второстепенное. Это правило в полной мере относится и к фотографии.
Построение кадра
Для того чтобы грамотно выстроить композицию будущей фотографии, можно воспользоваться обсуждаемым правилом. Эта система композиции представляет собой адаптированный для фотографии и упрощенный вариант золотого сечения, на котором базируется структура всех живых объектов. Этот закон, используемый в фотографии, выглядит следующим образом. Он позволяет определить и установить зрительные центры поля изображения. Иногда они могут называться точками силы или зонами притяжения. Всё поле зрения или кадр, который видит фотограф через видоискатель, следует разделить на девять частей, проведя две горизонтальных и две вертикальных линии.
Точки, образующие центральный прямоугольник стоят от границ кадра на 3/8 и 5/8. Именно на том, что располагается в этих четырёх точках, акцентируется внимание наблюдателя. Несколько меньшее значение придаётся самим прямым линиям, но и они играют в правиле третей важную роль. Поскольку правило третей в фотографии не обязательно должно соответствовать идеальному золотому сечению, то в упрощенном варианте, кадр делится на три равные части вдоль каждой из сторон. У большинства моделей фотоаппаратов такая сетка уже имеется в поле видоискателя. Некоторые модели позволяют включать или отключать сетку по необходимости. Для усиления эффекта восприятия и акцентирования внимания на определённые детали изображения, в фотографии могут использоваться следующие приёмы:
- Правило третей;
- Золотое сечение;
- Принцип диагоналей;
- Линия Хогарта;
- Спираль Карню.
В основе всех этих правил лежат попытки привести творческий процесс художника и его видение окружающего мира, к математическому моделированию. Но далеко не всегда поставленная цель может быть достигнута математическими методами.
Как использовать в фотосъёмке
Невозможно дать универсальный совет по композиции кадра. Здесь многое зависит от объектов съёмки, количества важных объектов, наличия второстепенных и совсем не нужных деталей. Используя правило третей в фотографии не следует перегружать кадр важными элементами. Лучше сделать несколько фотографий, в каждой из которых будет доминировать один интересный объект.
Портретная съемка
Снимая портрет нужно сначала выбрать масштаб изображения, а потом использовать правило третей. Если портрет головной, то глаза или хотя бы один глаз должен быть помещён в точку перекрестья линий. На втором месте по значимости обычно располагаются губы. Размещение этих элементов в зрительных центрах кадра позволяет усилить общее впечатление от портрета.
В поясном портрете присутствуют руки. В некоторых случаях они могут доминировать . Когда человек смотрит в объектив или вдаль выше головы фотографа, а руки скрещены на груди, то именно они должны находиться в зоне притяжения, в соответствии с правилом третей. Такая поза свидетельствует о силе и целеустремлённости, а положение рук, подчёркивает это. При ростовом портрете одного человека его не следует помещать в центр фотографии. Лучше снимать его, если он будет находиться в левой или правой трети снимка. Размещение человека в левой стороне предпочтительнее, так как чтение вырабатывает устойчивую привычку просматривать любое изображение слева направо. Группы людей лучше всего размещать на двух уровнях. Так снимали групповые портреты ещё в ХХ веке. Первый ряд или группа людей сидит, а следующая за ними стоит в полный рост. Тем самым они располагаются на двух горизонталях точно по правилу третей. Психология восприятия даёт фотографам ещё один важный совет. Самый главный или доминирующий объект следует помещать в правую нижнюю точку центрального прямоугольника.
Пейзажная съемка
При съёмке пейзажных фотографий важная функция отводится линии горизонта. Особенно важно если это прямая линия, как на морских пейзажах. В зависимости от того, где находятся интересные объекты, на море или на суше, следует выбирать место нахождения линии горизонта. В любом случае эта линия должна совпадать с одной из двух горизонталей по правилу третей. При этом фотография чётко делится на три части, из которых две части составляет суша и одна часть море или наоборот. Точно так же можно снимать поля пшеницы, равнину или пустынные барханы на фоне неба.
Иногда законы не действуют
Правило третей не является обязательным и когда этого требует композиция, его можно и нужно нарушать. Примером такого нарушения является снимок ровной водной поверхности, в которой зеркально отражается небо с облаками. Здесь нельзя использовать правило третей, так как можно потерять красоту и уникальность этого сюжета. В этом случае линия горизонта проходит ровно посередине фотографии, и небо и его отражение в воде получились абсолютно симметричными относительно горизонта. Когда снимать стало проще, а все фотографии получаются удачными, следует пойти на рискованный шаг. Нужно полностью забыть об этом правиле. Так советуют фотохудожники мирового уровня, чьи работы получают золотые медали на международных выставках.
Для начинающего фотографа правило третей нужная и полезная подсказка. Анализируя сделанные фотографии несложно убеждаться, что это правило действует. Фотографии, снятые по правилу третей с правильным размещением объектов, с учётом зрительных центров, горизонталей и точек пересечения, получаются намного эффективнее и лучше воспринимаются, чем работы выполненные наспех. Но не всегда законы работают и поэтому не должны выполняться беспрекословно. Бывает, что у фотографа всего одно мгновение, чтобы сделать уникальную фотографию и здесь на помощь приходит только интуиция и опыт. Нужно учиться видеть самостоятельно, так как механическое следование заданным шаблонам не позволит в редкий момент быстро принять единственно верное решение.
Основы композиции. Правило третей
Правило третей (rule of thirds) – это одно из ключевых правил композиции в фотосъемке. Правило третей позволяет более сильно передать естественное восприятие человеческого глаза на определенных частях изображения.
Что такое правило третей?
Правило третей – это воображаемая доска для игры в крестики-нолики, нарисованная поверх изображения, чтобы разделить его на девять равных квадратов. Четыре точки, в которых пересекаются эти линии, являются фокусными точками.
Как им воспользоваться?
Чтобы использовать правило третей, нужно представлять сетку на всех изображениях при формировании композиции в видоискателе. Если у вас фотоаппарат с автофокусировкой, вы можете использовать точки автофокусировки, которые помогут вам представить сетку. При использовании ЖК дисплея в качестве средства формирования композиции, вы можете сделать сетку из прозрачного материала и наклеить ее поверх дисплея. Другой способ – нарисовать сетку на видоискателе, хотя потом будет трудно ее удалить, поэтому лучше этого не делать. После некоторой практики вы с легкостью будете представлять сетку на изображении. Упрощает весь процесс наличие фотоаппарата со встроенной функцией отображения сетки в видоискателе или на дисплее. Многие современные цифровые фотоаппараты имеют эту функцию.
Имеет ли значение, какую точку использовать?
Точка, или линия, на которой вы располагаете свой объект, имеет значение. В то время как любые точки/линии придадут вашему объекту выразительности, эффект от некоторых будет сильнее, чем от других.
Когда на снимке присутствует один объект, лучше всего будет расположить его с левой стороны кадра. Исключение составляют культуры, в которых информация читается справа налево, в этих случаях большее впечатление произведет расположенный справа объект.
Когда объект на снимке не одинок, существует иерархия силы воздействия изображения. Объект на переднем плане естественным образом будет иметь большее воздействие, чем объект на заднем плане. Тем не менее, использование правила третей при размещении объектов может усилить, или уменьшить, это воздействие. Правая нижняя точка имеет наибольший эффект воздействия при наличии нескольких объектов, а левая верхняя – наименьший. Эта теория часто используется в фильмах для передачи эмоционального доминирования одного героя над другим. Размещение объекта на заднем плане справа, а объекта на переднем плане слева, собьет с толку глаз и приведет зрителя в замешательство по поводу доминирующего объекта. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.
Другое основное правило (хотя оно может не иметь силы в определенных обстоятельствах) заключается в том, что ваш объект должен быть помещен на линии, противоположной направлению взгляда вашего объекта. Например, портрет: если объект смотрит влево, нужно разместить его справа.
Как правило третей применяется в портретах?
Хотя хорошие портреты на самом деле просто кажутся центральным расположением тела, в них используется правило третей. В случае одиночных портретов глаза объекта располагаются вдоль верхней линейки третей линии. В портретах, на которых присутствует несколько объектов, их лица располагаются по линиям третей. Вот почему многорядное расположение обычно срабатывает лучше однорядного.
Основы композиции. Правило третей
Правило третей – это мощное композиционное средство, помогающее сделать фотографии более интересными и динамическими. Его по праву изучают одним из первых на всех уроках цифровой фотографии, потому что это ключ к пониманию того, как делать интересные, сбалансированные снимки.
В этом месте могу вас успокоить — пренебрежение данным правилом вовсе не означает, что фотография получится неинтересной. Тем не менее, одна мудрость гласит: чтобы нарушать правила, нужно сначала их изучить — только тогда из нарушения может получиться что-то стоящее.
Итак, приступим. Чтобы понять, что такое правило третей, мысленно разобьем изображение на трети по горизонтали и вертикали (см. рисунок), в результате получилось 9 фрагментов.
* Многие фотокамеры имеют функцию показа сетки третей, здесь проще, ничего мысленно представлять не надо.
Пересечения линий сетки образуют четыре точки. При компоновке кадра расположите в них самые интересные объекты, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Но не стоит забывать и о самих линиях, они нам тоже пригодятся. Данные линии пригодятся при съемке пейзажей. Правило третей очень полезно, когда речь идет об использовании строгих горизонталей или вертикалей. Размещение прямых линий в центре кадра делит изображение на две равные половины, придавая ему ощущение статичности и разрозненности. Отделение же линией одной из третей снимка придает ему гораздо большую гармоничность. Поместите линию так, чтобы самая важная часть сцены занимала основную часть изображения. Например, в моем случае важна скала и небо, поэтому я поместил горизонт на нижней воображаемой линии, а не на верхней.
В фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» — это одна из особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.
Некоторые фотографы интуитивно чувствуют «правило третей», другим требуется время и тренировки, чтобы превратить этот навык в рефлекс.
И ещё раз — помните, нарушая это правило, можно получить отличные снимки, поэтому как только вы научитесь с ним работать, начинайте экспериментировать.
И напоследок. Помните о «правиле третей», когда будете редактировать снимки. С помощью, например, Photoshop можно кадрировать и центрировать изображение, тем самым приводя его в соответствие с этим правилом. Начать можно со старых фотографий, чтобы потренироваться и посмотреть на результат. Например ниже представленное фото кадрировалось в Photoshop с применением правила третей. Лодка с людьми находится в точки пересечения линий и плюс к этому горизонт лежит ровно на верхней линии («убито 2 зайца»)
Оригинал |
Композиция по правилу третей | Деление на трети |
На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности — не делая при этом картинку излишне статичной — и ощущение комплексности — не перегружая при этом снимок.
Примеры правила третей
Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности — однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:
Оригинал | Правило третей |
Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото. Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.
Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно — это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным — это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.
Предметы вне центра выглядят ориентированно |
На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.
Улучшение сделанных снимков кадрированием
До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу — а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.
Оригинал (горизонт по центру) |
Кадрирование (горизонт сместился в верхнюю треть) |
В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения — усилив акцент на переднем плане и горах.
Ограничения
Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.
На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа — по сути создавая децентрированную композицию.
Нарушение правила третей
К этому моменту свободный духом и творческий художник, каковым вы наверняка являетесь, вероятно, почувствует себя несколько стеснённым кажущейся жёсткостью этого правила. Однако, все правила существуют для того, чтобы рано или поздно их нарушить — и это конкретное не является исключением. Настало время высвободить наш внутренний протест. Правило полезно там, где оно идёт на пользу.
Центральным принципом правила третей является то, что помещать предмет в центр снимка неидеально. Но что если вы хотите выразить симметрию предмета? Именно это делает пример слева.
Аналогично, существует много других ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей, чем применять его. Например, вы можете захотеть сделать предмет съёмки выглядящим более противостоящим. Или, скажем, нарушить баланс.
Важно спросить себя: что особенного в предмете съёмки, что я хочу в нём выделить? Какое настроение я хочу передать? Если правило третей помогает вам в достижении целей, используйте его. Если же нет, — не дайте ему помешать вашей композиции.
Художникам и фотографам: «Правило третей»
Правило третей – проверенный способ построения хорошей композиции, вне зависимости от вашего объекта. В чем же его польза?
Правило гласит: если вы разделите любую композицию на трети вертикальными и горизонтальными линиями, а затем поместите главные элементы вдоль этих линий или на их пересечении, изображение получится максимально интересным и динамичным.
Художники пользуются этим правилом в основном для пейзажей, но на самом деле оно классно работает и с натюрмортами, и с фигурами человека и даже с портретами.
Правило третей – это четкая инструкцию по расположению фокусных точек. Их помещение на пересечениях любых из 9-ти прямоугольников сделает композицию сбалансированной и привлекательной.
1. Истоки
Правило третей зародилось еще в полотнах времен Ренессанса. Теперь же оно больше известно как прием фотографов. На картине Валантена де Булонь видно, что лица главных героев располагаются вдоль верхней разделяющей линии, создавая динамику.
2. Пейзажи
Именно в их создании художники чаще всего прибегают к правилу третей. В картине Пьера-Анри де Валансьена горизонт совпадает с нижней линией, а массив гор заполняет левые секции. Центр дерева разместился на границе двух верхних правых секций. Прекрасно.
3. Асимметричные композиции
Создание таковых – главная цель правила третей. Если все элементы размещены симметрично, это навевает скуку. Если же они смещены по правилу третей, асимметрия начинает играть нам на руку!
4. Фокусные точки
Правило третей позволяет удачно разместить главные фокусные точки. Глаза и ухо на портрете расположились на верхней горизонтальной линии. Другие важные детали, например, участок теплого света – на пересечении линий.
5. Скольжение взгляда
Правило третей задает нужное скольжение взгляда по картине. На работе Питера Пауля Рубенса главный фокус – бык, расположенный на пересечении линий. Второстепенные фокусные элементы – тоже на пересечениях. Изображенное таким образом действо заставляет взгляд смотрящего скользить от одной фокусной точки с другой.
6. Натюрморт
Я сделал эту фотографию, разместив объекты по правилу третей: банан с его тенью расположились вдоль нижней линии, а падающий на манго свет – на верхнем правом пересечении. Композиция смотрится гармонично благодаря правилу третей.
7. Распределение света
Следующий шаг – создание рисунка. Сначала я сделал схематичные штрихи, чтобы грамотно разграничить световые области. Обратите внимание, левый и нижний ряды третей – средоточие темных тонов, а падающий свет на верхнем правом пересечении создает яркую фокусную точку.
8. Набросок
Я начал с наброска теней, сделав их насыщенными. Для большей асимметрии я специально чуть выпрямил тень от банана. Это сделает его «параллельнее» нижней разделяющей линии.
9. Добавим цвета
Я добавил больше цвета общим формам. Три верхние секции заполнил темный цвет, что будет как бы обрамлять световой центр. Еще я выпрямил линию поверхности стола с известной целью – «запараллелить» ее с верхней линией.
10. Финальные штрихи
Краски более светлых тонов и детальная прорисовка завершают натюрморт. Свет, падающий на стол, занимает 2/3 композиции. Для светового центра я густо нанес светлую краску, это четко обозначило главный фокусный центр.
11. Городской пейзаж
Следующий мой пример – городской пейзаж. Я слегка отступил от правила третей, применив его к вертикальной или портретной ориентации кадра. Посмотрите на исходное фото. Следуя правилу третей, мне придется менять композицию, размещая вертикальную конструкцию по правой линии, чтобы получить желаемую асимметрию.
12. Набросок
В наброске городского пейзажа я отодвинул центральный объект вправо, чтобы он совпадал с правой вертикальной линией. Другие же постройки я опустил к нижней горизонтальной линии.
13. Закраска главных объектов
Я заполнил темной краской крупные объекты и нанес краской тени. Этот шаг помог мне обозначить фокусные центры. Нижняя секция теперь полностью темная. А верхние 2/3 наброска пока смотрятся сиротливо.
14. Полутона и свет
Я добавил полутона и свет. Светлая часть рисунка стала цельной. Темная башня располагается по правой линии, остальная «темнота» сконцентрировалась в нижнем ряду секций. Цвет неба хорошо контрастирует с нижними третями.
15. Завершающие детали
В конце я добавил разных мелких деталей на темном фоне, используя контрастные краски. Это придало глубины и движения картине. Еще я сделал просветы в конструкции башни, параллельные разделительным линиям.
16. Трети в третях
Изображение демонстрирует универсальность правила третей. По точно такому же принципу можно подразделить на трети каждую из девяти секций. Посмотрите внимательно: все мелкие детали занимают свою подсекцию, создавая фокусные «подцентры».
17. Человек
Следующий пример – рисование человека акварелью. Самым первым и важным действием было расположение движения руки по верхней линии. Это задало динамику и асимметричность композиции. Лицо я поместил на правой линии, обозначив второстепенный фокусный центр.
18. Асимметричное равновесие
Теперь я добавил темные тона и светлые полутона. Нанеся допустимое количества цвета, я принялся смягчать края теней. Основное скопление темных деталей поместилось в левый ряд третей. Такое смещение главной фигуры дало сильную асимметрию. Это сбалансирует основной фокусный центр.
19. Обозначаем главные точки
Набросок иллюстрирует динамичное движение. И ключевыми точками становятся рука, кулак и согнутый локоть. Я нанес немного красного цвета вдоль вытянутой руки и на локоть и густо обозначил кулак зеленым, чтобы выделить эти фокусные точки. Нужная динамичность достигнута.
20. Последние штрихи
Для законченности рисунка я добавил еще цветов. Добавил еще красного, подчеркнув глаза бойца в тени. Это второстепенный фокусный центр. Взгляд смотрящего сперва упадет на кулак, а затем скользнет к глазам человека.
Статья детально рассказала, как художник может применить правило третей в своих работах. Хотя метод универсальный: им могут смело пользоваться все, кто имеет дело с визуальной композицией. Так что, будь вы художник или фотограф, пробуйте!