Очередные советы по зимней фотосъемке
Советы по зимней фотосъемке
Наступила зима. Кое-где уже давно, а где-то совсем недавно, например, как у нас в Санкт-Петербурге. Интересное время для съемки, тем более, что питерская погода переменчива,и снег в любой момент может растаять.
В этой статье я хочу дать несколько советов, чтобы вы лучше подготовились к съемке в зимних условиях.
1. Выберите заранее место съемки
Летом это не проблема – можно просто совершать приятную прогулку и делать фотоснимки в самых разных местах, где захотите. Зимой ситуация обстоит иначе. На улице может быть довольно холодно, и просто гулять в такую погоду довольно проблематично. Поэтому лучше выбирать места съемки заранее, а также не слишком затягивать съемку в одном месте. В первую очередь, потому что вы и ваши клиенты могут замерзнуть, и, кроме того, могут покраснеть носы и щеки, что не всегда красиво. Предусмотрите также возможность отогреться. Можно взять с собой термос с горячим чаем либо зайти в ближайший магазин или кафе, если съемка производится в городе. Если вы передвигаетесь с клиентами на автомобиле, позаботьтесь о том, чтобы в автомобиле сохранилось тепло, и вы могли отогреться, если замерзли.
2. Одевайтесь тепло
Для того чтобы сделать хорошие кадры, вам придется садиться или ложиться на снег. Поэтому позаботьтесь о своем здоровье – подберите для съемки достаточно теплую одежду: ботинки, теплую шапку, перчатки. Хорошим вариантом для рабочей одежды фотографа является зимний теплый комбинезон. Он имеет утепленные брюки, что позволит вам безбоязненно ложиться и садиться на снег и холодные предметы.
3. Попробуйте съемку в снегопад
Очень красивые и интересные кадры получаются в снегопад, когда нет сильного ветра, а снег падает крупными хлопьями. Используйте защитный фильтр и бленду для объектива.
4. Запасной аккумулятор
Емкость аккумуляторов значительно уменьшается при снижении температуры. Поэтому ваша зимняя фотосессия может оказаться довольно короткой. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется держать запасной аккумулятор во внутреннем кармане, чтобы он был теплым. Каждые 15-30 минут съемки, в зависимости от погоды меняйте аккумуляторы. Так вы сможете снимать достаточно долгое время.
5. Используйте компенсацию экспозиции
Так как окружающий фон в большинстве случаев будет светлым, экспонометрическая система фотоаппарата, в полном соответствии с заложенным в нее алгоритмом, приведет среднюю яркость изображения к 18% серому. Проще говоря, вы получите недодержанное изображение.
Поэтому, если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, сделайте несколько пробных кадров и установите компенсацию экспозиции таким образом, чтобы получить нормально экспонированное изображение. Обычно компенсация составляет от +1 до +2 ступеней.
6. Позаботьтесь о фотоаппарате
Прежде чем зайти куда-то погреться или выпить чашечку кофе, уберите фотоаппарат в специальную сумку или рюкзак и не доставайте его в теплом помещении. Не экономьте на таких аксессуарах. Если этого не сделать, на объективе может образоваться конденсат из-за разницы температур и абсолютной влажности воздуха (различие точек росы). Специальные фотосумки и рюкзаки сделаны из плотных амортизирующих, пористых материалов, поэтому будут работать как теплоизорующая среда. То есть, если вы убрали туда холодный фотоаппарат на улице, застегнули сумку, то за 10-15 мин, пока вы отогреваетесь, теплый воздух с повышенным содержанием влаги не сможет поступать в сумку.
Если вы все же забыли о такой предосторожности и гордо вошли в кафе с фотоаппаратом на шее, а затем обнаружили на передней линзе конденсат, не вздумайте вытирать ее чем-либо. Можете повредить очень тонкий слой просветляющего покрытия. Лучше подождать, пока влага испарится сама. Если есть возможность, перейдите в более прохладное помещение.
7. Снимайте зимние пейзажи
Зимой можно получить интересные пейзажные фотографии или снимки города. Воспользуйтесь этой возможностью. Особенно красиво получаются деревья в снегу.
В статье использованы фотографии Романа Царева и Евгения Мирошниченко.
Как фотографировать зимой: советы и хитрости
Снимайте в любую погоду, и получайте удовольствие не только от фотосъёмки, но и от осознания того, что большинство фотографов сидят по домам, боясь высунуть на улицу нос, и упускают возможность сделать интересные фотографии!
Зима вступила в свои права, поэтому пришло время вспомнить советы, касающиеся фотосъёмки зимой. Многие фотографы обеспокоены влиянием низких температур на их фотооборудование и предпочитают как можно меньше снимать на открытом воздухе в зимнее время. И это крайне неверный подход! Зимние фотосессии, как правило, позволяют получить яркие фотографии, стоящие того дискомфорта, который вы можете испытать во время их съёмки.
Съёмка зимой будет безопасной для вашего фотооборудования и не доставит вам дискомфорта, если вы будете следовать нескольким простым правилам.
Как фотографировать зимой: Не пытайтесь согреть камеру
Возможно, самая большая ошибка, которую вы можете совершить при съёмке на морозе – пытаться согреть камеру, держа её, например, за пазухой куртки. Эта ошибка может стоить вам немалых денег. Перепад температуры – когда вы достаете камеру из-под тёплой куртки или кофты на мороз – может привести к образованию внутри камеры конденсата. А, как вы знаете, для любой электроники конденсат – крайне вреден и опасен.
Если вам приходится снимать на морозе, лучше всего держать камеру в фотосумке или рюкзаке, а не в кармане одежды или за пазухой – так вы защитите камеру от перепадов температуры и снизите вероятность возникновения конденсата.
Следите за уровнем заряда аккумуляторов
При низких температурах срок службы аккумуляторов значительно сокращается. Важно контролировать уровень заряда батарей камеры и иметь с собой запасные аккумуляторы, особенно если вы собираетесь снимать в мороз. Нет ничего хуже, чем взять с собой наполовину разряженный аккумулятор, и в самый неподходящий момент остаться без возможности снимать. Так что, всегда берите с собой запасные заряженные батареи – лишнего веса они прибавят не слишком много, а вот нервы вам сберегут, это точно.
Не полагайтесь на ЖК-дисплей камеры
На морозе у ЖК-дисплеев могут возникнуть проблемы с точностью отображения изображений. Жидкие кристаллы, на которых основана технология ЖК-дисплеев, с понижением температуры становятся менее отзывчивыми. То есть для перерисовки изображения на экране ЖК-дисплея уходит больше времени, чем обычно, к тому же на морозе у ЖК-дисплеев могут возникнуть проблемы с точностью цветопередачи. Не забывайте об этом при съёмке зимой, и не слишком полагайтесь на ЖК-дисплей вашей камеры. Эта проблема наиболее актуальна для компактных и беззеркальных камер, у которых отсутствует оптический видоискатель.
Не старайтесь действовать нахрапом
В каждой камере есть множество механических компонентов, например, приводы диафрагмы, автофокуса, затвора зеркала и т.д. Если на морозе в вашей камере что-то перестает работать, не пытайтесь приложить силу, чтобы заставить это заработать. Ведь ваша настойчивость может привести к тому, что вы просто повредите или сломаете свой фотоаппарат. Просто сделайте паузу, и отправляйтесь в тёплое помещение – это лучший вариант «ремонта» камеры в таких ситуациях.
Как фотографировать зимой: Остерегайтесь изморози
Совет может показаться бредовым, но тот, кто снимал на морозе, может подтвердить, как раздражает изморозь на объективе или в видоискателе. Если у вас есть привычка очищать объектив или видоискатель, предварительно подышав на него, то постарайтесь удержаться от неё при съёмке зимой. На морозе влага от вашего дыхания моментально превратится в изморозь, избавиться от которой будет очень сложно.
Ещё один совет: во время снегопада держите камеру объективом вниз, иначе снежинки, тая на переднем элементе объектива, будут превращаться в изморозь.
Снимая зимой, изморозь на объективе можно и не заметить. Особенно, если вы снимаете замёрзшими пальцами, и глядя в видоискатель. Чаще всего, пагубное влияние изморози можно заметить только тогда, когда вы уже придёте домой и загрузите фото на компьютер.
Вот пример того, как может выглядеть фотография, если объектив покрыт изморозью.
Нагревайте камеру медленно
Занеся камеру с мороза в тепло, дайте ей нагреться в течение какого-то времени, прежде, чем включать её. Это необходимо для того, чтобы избежать возникновения конденсата в камере. Лучший способ безопасно согреть камеру после съёмки на морозе – оставить её в тёплом помещении на пару часов, не доставая из фоторюкзака или фотосумки. Так камера будет прогреваться медленнее, что снизит вероятность возникновения конденсата. Такой способ требует много времени, но он может уберечь вас от повреждения камеры.
Как фотографировать зимой: Учитесь снимать в перчатках
Снимать в перчатках, естественно, гораздо сложнее, чем без них. Основная проблема заключается в том, что многие элементы управления камеры, например, кнопки слишком малы. Поэтому попробуйте надевать две пары перчаток: одни тонкие, а вторые — более тёплые. На время съёмки вы можете снимать верхнюю пару перчаток, а, сделав снимок, или выставив необходимые настройки, снова надеть их.
Одевайтесь теплее
То, во что вы одеты, зимой также влияет на качество и продолжительность фотосъёмки. Если от холода у вас зуб на зуб не попадает, то ни о каком настроении и желании снимать не может быть и речи! Вы будете стараться как можно быстрее отснять фотографии, совершенно не думая о композиции, а затем отправиться домой, в тепло.
Так что, отправляясь на зимнюю фотосессию, оденьтесь как можно теплее.
Не переживайте за свою фототехнику
Этот совет может шокировать многих фотолюбителей. Тем не менее, он актуален. Многие любители фотографии постоянно задаются вопросом, как обезопасить фотооборудование во время съёмки. Но, друзья, фотосъёмка должна проходить весело и с энтузиазмом, а не в размышлениях о том, как бы случайно не повредить фотокамеру. Камера может сломаться даже в том случае, если вы будете трястись над ней и сдувать каждую пылинку. Современные камеры сделаны достаточно прочно и надёжно, так что не стоит бояться снимать на них, например, в снегопад или метель.
Снимайте в любую погоду, и получайте удовольствие не только от фотосъёмки, но и от осознания того, что большинство фотографов сидят по домам, боясь высунуть на улицу нос, и упускают возможность сделать интересные фотографии!
Если у вас есть собственные советы или хитрости для фотосъёмки зимой, поделитесь ими в комментариях ниже.
В качестве бонуса — видеосоветы, как фотографировать зимой:
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Мороз и солнце: советы по зимней спортивной съёмке от Роберта Максимова
Некоторые начинающие фотографы уверены, что подготовиться к спортивной съёмке в конце зимы намного сложнее, чем в любой другой сезон. Так ли это на самом деле, какие нюансы обязательно стоит учесть, если вы снимаете в это время года, и как не упустить «тот самый кадр»? Давайте обо всём и по порядку.
Подготовка к съёмке
Не важно, когда будет проходить съёмка – весной, летом, осенью или зимой – фотограф должен заранее к ней подготовиться. Особенно если речь идёт о таком динамичном жанре как спортивная фотография. Ещё до начала работы важно чётко понимать, что вы хотите сфотографировать. Без этого кадра просто не получится. Исходя из поставленной цели, подбирается и основной набор техники. Чаще всего это две камеры – основная и дополнительная – и три-четыре объектива к ним.
Лично я предпочитаю Nikon D5 – она отлично подходит для спортивной съёмки. А в качестве второй, дублирующей, использую беззеркальную Nikon Z6. Если говорить о «базовом арсенале» оптики, то это два телеобъектива с фокусными расстояниями в диапазоне 400-500 мм и 70-200 мм и конвертер. Я предпочитаю 1.4 – он увеличивает фокусное расстояние еще в 1,4 раза. Кроме того, с собой стоит взять объектив 24-70 мм или, например, 14-24 мм – в зависимости от вида и условий съемки.
Диафрагма – f/10;
Выдержка – 1/1250;
Фокусное расстояние – 230 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. (Нажмите на фото, чтобы его увеличить)
Обычно соревнования длятся от двух до пяти часов. Столько времени камеру с телеобъективом в руках удержать невозможно, поэтому любому спортивному фотографу просто необходим монопод. А также – качественная экипировка, в которой и кроется главное отличие съёмки в конце зимы от других времён года. Погода может быть особенно непредсказуема, и, если вы планируете выждать «тот самый кадр» – например, запечатлеть самый эмоциональный момент на финише, – то на стадионе придётся провести целый день, вне зависимости от температуры и условий.
Диафрагма – f/5.6;
Выдержка – 1/2000;
Фокусное расстояние – 400 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Аксиома для любого фотографа – нет плохой погоды, но есть плохая экипировка. Так, на одной из олимпиад во время соревнований по горным лыжам мы провели на выделенной нам позиции два с половиной часа – всё потому, что из-за сильного ветра старты скоростного спуска перенесли. Прождать столько времени на холоде невозможно, если не подготовиться к такому развитию событий заранее: поэтому профессиональные фотографы работают в термобелье и спортивной экипировке – она тёплая, но лёгкая, дышащая и не сковывает движение.
Важно, чтобы куртка была обязательно с капюшоном и мембраной типа GORE-TEX. Также не стоит пренебрегать очками: в это время года снег часто сочетается с ярким солнцем. А значит, есть риск заработать ожог сетчатки, который может вывести вас из строя минимум на неделю. Глаза для фотографа – это главное, как, собственно, и техника, на которую он снимает. И последней тоже нужна защита – от снега и дождя. Её брать с собой обязательно – вне зависимости от прогнозов погоды.
Диафрагма – f/6.3;
Выдержка – 1/1200;
Фокусное расстояние – 400 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.
Для горных лыж также обязательны альпинистские кошки: без них сегодня не пускают ни на Чемпионат мира, ни на Олимпийские игры, потому что есть риск падения на крутом склоне. И нередки случаи, когда фотографы падали, за что их удаляли с трассы.
Как снимать?
В плане съёмки, никаких поправок на время года нет – здесь всё зависит от конкретных условий, оптики и света. В профессиональной среде есть такое понятие – «работа в ноль». Это правильный замер экспозиции и правильная компоновка кадра. Важно, что замер производится в ту сторону, в какую будет проводиться съёмка.
От условий зависит и скорость съёмки: если свет яркий, то можно снимать с выдержкой 1/2000-1/3000. Когда человек один, диафрагму можно открыть – так вы отделите спортсмена от фона. А если бежит группа – диафрагму желательно сделать меньше (например, f/5.6, f/8), тогда глубина резкости будет больше и можно взять в кадр не только лидера, но и тех, кто его преследует.
Диафрагма – f/5.6;
Выдержка – 1/1600;
Фокусное расстояние – 550 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.
Ещё один нюанс подобных съёмок – зимой часто происходят ночные соревнования. И здесь экспозиция претерпевает коррекцию по фону. Если он очень яркий или слишком тёмный – профессиональные фотографы обычно меряют экспозицию по лицу. Например, коллеги. Также удобно использовать небольшие настройки так называемой функции «picture control» в камере. Они позволяют немного подкорректировать композицию по контрасту: если он сильный, то его можно сбить, или наоборот.
Главное – поймать момент
Как мы уже говорили, фотограф всегда должен знать, зачем он пришёл на соревнования и кого ему необходимо сфотографировать. На фигурном катании помогут протоколы – смотришь в них и знаешь, кто и за кем идёт. Также фигурное катание хорошо наличием разминки, на которой спортсмены прокатывают сложные элементы программы. Отсмотрев её, можно сориентироваться, в какой точке катка будет выполнена та или иная фигура, и готовиться к съёмке уже конкретного элемента. А вот на лыжных гонках или биатлоне при массовых стартах нужно знать «своего» спортсмена в лицо. Или хотя бы помнить его нагрудный номер, чтобы суметь найти среди остальных участников.
Диафрагма – f/4;
Выдержка – 1/1000;
Фокусное расстояние – 330 мм;
Камера – Nikon D4S;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.
Конечно, в любом виде спорта фотограф должен предварительно задумать кадр и пытаться его снять. На это у него будет всего одно мгновение. Именно поэтому мастеров фотографии можно приравнять не просто к своего рода спортсменам, а к снайперам, которые должны поймать один единственный миг – одну-две самые красивые фазы движения – и нажать на спуск. Они проходят мгновенно, и, если ты опоздал – второго шанса уже не будет.
Диафрагма – f/4;
Выдержка – 1/2000;
Фокусное расстояние – 280 мм;
Камера – Nikon D5;
Объектив – AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II.
Советы из личного опыта
Конец зимы – время частых изменений погоды. И если температура подвела, и вы, хорошо промёрзнув, решили погреться в пресс-центре или выпить там чашку кофе – не спешите. Это нужно делать очень аккуратно, ведь попадая в тёплое и влажное помещение, аппаратура покрывается конденсатом. Поэтому без протирочной салфетки на съёмках появляться нельзя – она обязательно должна быть в кармане любого фотографа.
Вторая опасность – попадая на улицу после тепла, образовавшийся на технике конденсат замерзает, и камера может остановиться. Однажды у меня замёрзли обе камеры, и спасла ситуацию лишь сухая финская баня – только там удалось отогреть аппаратуру и спасти съёмку. Поэтому совет для начинающих: лучше оставьте камеру на морозе под присмотром коллеги, а сами сбегайте попейте кофе или погрейтесь, но промерзшую камеру в тёплое и влажное помещение заносить не стоит.
Подводя итог: особых отличий съёмки в конце зимы – начале весны и в любое другое время года нет. Главное – в экипировке, чётком понимании, какой кадр вам нужен, а также подходе к самой съёмке. Фотограф обязан думать и уметь из любой ситуации выйти победителем, придумать что-то такое – невероятное – чтобы спасти себя и съёмку. Тогда и только тогда он сможет получить удовольствие от процесса и сделать по-настоящему достойные и удивительные кадры.
Как правильно фотографировать зимой
Когда земля покрывается снегом, наступает один из самых прекрасных, но и самых сложных фото-сезонов. Пока одни прячутся в студиях, фотографируясь на фоне пышных ёлок с золотистыми украшениями, другие спешат на улицу, чтобы сделать прекрасные кадры, на которых запечатлена настоящая морозная зима.
Но как мы уже отметили, для фотографии зима — непростой сезон, так что и готовиться и фотографировать нужно предельно внимательно. Мы вам расскажем, как именно нужно правильно снимать незабываемые кадры зимой!
Подготовка к съемке
Снимать на фоне снега какой-либо предмет или человека — это настоящий вызов, и подготовиться заранее к любому повороту событий удается не всегда. Погода, к примеру, всегда может устроить сюрпризы, поэтому подготовку всегда стоит начинать с тех ситуаций, с которыми вы совершенно точно столкнетесь.
— Освещение на рассвете, как правило, имеет теплый золотистый оттенок. А в сочетании с холодной синевой, присущей снегу, оно способно превратиться в уникальное изображение. Богатая палитра, в принципе, характерна и для зимних вечеров, но зато с утра, при доле везения, вам достанется еще и нетронутый шагами снег.
— Обязательно подготовьте теплые и непромокаемые вещи — вам придется немало времени провести на морозе, а организм довольно скоро начинает мерзнуть, особенно если вы снимаете на длинной выдержке, и приходится находиться в статичном положении. Если ваша камера оснащена тачскрином, то отлично помогут перчатки для смартфонов с проводящим материалом на кончиках пальцев. Их не нужно будет снимать, чтобы использовать дисплей, а руки останутся в тепле.
— Ну и конечно, нужно подготовить к съемке камеру: убедитесь, что батарея полностью заряжена, подготовьте для камеры специальную удобную сумку, которая способна выдерживать низкую температуру.
Небольшая и удобная, сумка GreenBean Guardian 03 для зеркальных камер, неспроста получила свое название. Она выполнена из прочных материалов, которые не боятся влаги и холода. Она обеспечит защиту от ударов и вместит в себя камеру, несколько объективов и аксессуары.
И очень важно, когда вы вернетесь и принесете камеру домой с мороза, дать ей постепенно согреться. Лучше всего в таком случае положить ее в максимально прохладное место, чтобы предотвратить появление в механизме конденсата.
Зимняя экспозиция
Автоматический режим, конечно, удобен, но в случае со съемками зимой, когда все вокруг покрыто снегом, этот вариант весьма и весьма неудобен. Снег совершенно точно запутает датчики камеры, приведя в итоге к недоэкспонированному результату, то есть с недостаточной выдержкой. Снег на фото будет выглядеть серым, и вытащить его натуральный цвет не удастся даже при пост обработке. В таком случае вам понадобится самостоятельно выставить настройки.
— Сначала, конечно вам нужно будет выбрать кадр и навести фокус. После чего, выберите самый яркий участок на снегу и увеличьте его при помощи зума. Дальше вам потребуется использовать кнопку компенсации экспозиции и выбрать значение, которое будет варьироваться между +2/3 и +1 2/3 EV, в зависимости от яркости снега. Считайте показатели и запомните настройки. После этого перейдите в ручной режим и выбирайте выдержку и значение диафрагмы. Увеличенная выдержка поможет обеспечить яркость снега, но не испортит внешний вид других объектов в кадре.
— Если к вам в кадр попадут объекты средних тонов, например крупные серые камни, здания и т.д., аналогичным образом снимите показания с них. Эти настройки помогут правильно отобразить снег, но вам придется указать негативную компенсацию, например -1/3EV. Это нужно сделать для того, чтобы снег не был пересвечен.
— Есть и еще один способ, и это гистограмма. По ней тоже можно корректировать экспозицию кадра. Для этого достаточно сделать тестовый снимок и проверить гистограмму. Если в середине значения слишком высоки, то нужно добавить чуть положительной компенсации, чтобы добавить яркости кадру. А если гистограмма либо справа, либо слева сильно снижается, наоборот нужно добавить негативную компенсацию, чтобы не пересвечивать самые яркие места.
Отражения
Разумеется, благодаря цвету и поверхности, снег — это довольно сильный отражатель. Но совсем не всегда нам нужны в кадре лишние блики. Но и этот случай можно исправить, точнее, предотвратить.
— Когда вы снимаете снег, обязательно нужно использовать бленду, иначе вы рискуете получить размытые фото, из-за того, что снег вызывает появление бликов и вспышек света, которые не так легко предугадать. В зависимости от вашего объектива, выбирайте и бленду. Например цельные бленды подходят для стандартных объективов, в то время, как с широкоугольным объективом нужно использовать бленду “с лепестками”.
— Та же самая причина должна быть достаточным основанием, чтобы даже не думать об использовании вспышки. Самый очевидный сценарий при съемке со вспышкой — передержка и как результат, пересвеченные участки на фото.
Идеи и их реализация
Все замыслы, которые у вас есть, нужно подготовить заранее. Гоняться за кадром на морозе — задача не из приятных. Поэтому обязательно продумайте все, что хотите отснять, и лучше всего, отправляйтесь заранее на место съемок, чтобы ознакомиться с ситуацией. Ну а что касается кадров — вот несколько неплохих замыслов:
— Если вы стремитесь снять мрачное фото, зима — отличное время. Крупные низкие облака и темные контрастные предметы и здания, утопающие в снегу могут выглядеть весьма драматично. Если вы не против поснимать в ч/б, то это самый что ни на есть подходящий момент. При правильном подходе, можно добиться как серебристого кадра, так и резкого, контрастного с яркими белыми и темными элементами.
— Если вы снимаете в цвете, то будьте внимательны. Здесь еще раз стоит отметить, что снег обладает сильной способностью отражать, так что необходимо следить за рефлексами. Яркие насыщенные цвета вероятнее всего дадут на снегу рефлекс.
— Ищите любопытные сочетания цветов и контрастные пары. Опять же, яркие элементы будут бросаться в глаза на белом фоне, и с правильной композицией это может дать отличный результат.
— Зимний свет имеет и еще одну интересную особенность. Зимой тени от предметов и людей выглядят длиннее. Как это может сказаться на фото? Очень просто и очень положительно. Мы часто упоминаем необходимость подвести зрителя к объекту в кадре. И такие тени — это отличная возможность. Они естественны, так что не придется добавлять лишние предметы в кадр, и ведут нас прямо к тому, что или кто их отбрасывает.
— Кстати, о лишних предметах, не перегружайте ими кадр. Используйте зум и отмечайте для себя детали. Гораздо эффектнее выглядит чистый фон и четкий объект, нежели много элементов, напичканных в общий кадр.
— Одно из правил, которые мы стремимся всегда упоминать, поскольку оно очень важно для всех фотографов, которые планируют заниматься делом профессионально. Всегда снимайте в формате RAW.
Этот формат обеспечивает наибольшие возможности пост редактирования и настроек. В нем вы сможете поправить экспозицию, некоторые типы пересвета, температуру снимка, грамотно перевести его в ч/б. JPEG никогда не даст вам подобных возможностей. Поэтому абсолютно всегда помните об удобстве RAW кадров.
Выдержка — всегда ваш друг
Несколько советов мы приберегли и для финального параграфа. А касаются они конечно, выдержки. Вы уже наверняка заметили, что мы неоднократно говорим о ее важности. Но при съемках снега она имеет почти ту же ценность, что и при ночных съемках.
— Итак, для начала, если вы хотите получить падающие снежинки, которые будут выглядеть как белоснежные полоски, используйте штатив и длинную выдержку. Это не новый прием, но оттого не менее эффектный.
Кстати, если вы ищете штатив, который отлично справится с работой на морозе, это Sirui T-2204X. Особое преимущество этого штатива — это легкий корпус из углепластика и устойчивые ножки. Он идеально подойдет для путешествий и съемок на улице и на природе.
— Если вы снимаете снежинки в условиях сильного ветра, или снимаете настоящую метель, то выдержку все же стоит выставить более короткую.
— В условиях штиля, или просто при небольшом ветре, вполне можно снимать на выдержке примерно 1/15 секунды.
— Так же, на рассвете и на закате, когда вы хотите поймать все тонкости и оттенки неба и их отражение в снежной глади, лучше всего использовать медленную выдержку.
Все остальное, пожалуй, опирается только на ваши идеи и вашу креативность. Не забывайте экспериментировать, делать кадры и наблюдать за результатами. И старайтесь не мерзнуть!
Пять советов по организации зимней фотосъемки
Если вы видели недавние фотографии рекордного снегопада в Буффало, штат Нью-Йорк, то вы, наверное, поняли, что зима уже на пороге, и она обещает быть крутой, нравится вам это или нет.
В то время как ваши ноги могут оставаться холодными в течение следующих четырех месяцев, ваше тело будет согревать сознание огромных предстоящих фотографических возможностей по зимней фотосъемке. Я пишу это, чтобы убедить вас уже сейчас готовиться к фотографированию надвигающихся снегопадов и метелей, и в полной мере воспользоваться этими уникальными зимними явлениями природы.
Вот несколько советов по планированию зимних фотографических экскурсий.
1. Запланируйте выход на съемку в разгар снежной метели
Многие фотографы выходят на съемку на следующее утро после пурги и снегопада, когда погода становится ясной, а снег лежит яркий и чистый. И в такой фотосъемке есть свои определенные и интересные фотографические возможности, однако, на мой взгляд, лучшие возможности для съемки возникают в самый разгар снежной метели, когда клубится снег, а небо серого цвета.
Если вы собираетесь снимать во время снежной пурги, будьте предельно осторожны. Убедитесь в своей безопасности, и не дайте непогоде никаких шансов застать вас врасплох, ввергнув в беду. Убедитесь, что у вас есть работающий и полностью заряженный мобильный телефон, подходящая для сезона одежда, а также все, что может понадобиться, если вы застрянете в снежных заносах на некоторое время. Такая прогулка будет намного веселее с друзьями, но всегда страхуйтесь, чтобы кто-то, кто не находится в данный момент с вами на экскурсии точно знал, куда вы пошли, и где находитесь.
Пара, гуляющая в снегопад в Центральном парке Нью-Йорка.
2. Заранее планируйте свой маршрут
Изучите свой маршрут заранее – вы всегда можете немного отклоняться от него, но это поможет создать общий план действий. Успешность съемки снежной метели заключается не в том, чтобы просто сфотографировать снег, а запечатлеть в кадре интересные места во время снегопада.
Создавайте свой индивидуальный маршрут по местности с сюжетами, которые, по вашему мнению, будут хорошо смотреться в снегу. Это может быть красивый дом, деревянный сарай, фонарный столб, главная городская улица, уютный парк, или живописные пейзажи. Кроме того, создание предварительного маршрута позволит вам поделиться им с кем-то, кто сможет вам помочь, если вы окажетесь в затруднительном положении.
3. Защитите свою фотокамеру
Лучшая всепогодная защита для фотокамеры – небольшой пластиковый пакет и липкая лента (скотч).
Цифровые фотокамеры достаточно герметичны, но не смотря на это, вы должны обращаться с ними аккуратно. В суровых и экстремальных погодных условиях вам, возможно, придется принять дополнительные меры предосторожности, но для фотосъемки в обычных зимних условиях вам необходимо предпринять всего несколько вещей.
Выберите объектив, с которым будете фотографировать на протяжении целого дня, и не снимайте его с фотокамеры. Некоторые фотографы могут не согласиться с этим, но снимая в зимних условиях, я лично не хочу рисковать попаданием влаги внутрь фотокамеры, поэтому я никогда не меняю объектив. Во всяком случае, можно взять с собой второй фотоаппарат с установленным на нем другим объективом, но в основном я беру свой 24-105 mm или 70-200 mm объектив и пользуюсь исключительно одним из них.
Я перепробовал очень много различных устройств, для защиты моей зеркальной фотокамеры Canon от дождя, но отказался ото всех. Все они были слишком громоздкими и неудобными, чтобы свободно пользоваться фотокамерой в суровых зимних условиях. И на сегодняшний день я не нашел ничего лучшего, чем система из простого пластикового пакета с проделанным в нем отверстием, и рулона липкой ленты (скотча), для крепления его к объективу или бленде фотокамеры. Я использую простые аптечные пластиковые пакеты. Захватите с собой несколько таких пакетов и рулон скотча, так как вам придется менять их несколько раз в течение дня. Эту защиту я использую также и для фотосъемки во время дождя.
Крыши зданий в Нижнем Ист-Сайде, Нью-Йорк. Вы же не хотите, чтобы этот снег попал в вашу фотокамеру во время смены объектива?
Захватите с собой также пару полотенец для рук и кусок ткани из микроволокна (микрофибры) для протирки фотоаппарата, и очистки передней части объектива от конденсата. Дополнительной защитой может стать и установленная на объектив бленда. Если идет легкий снежок, то я держу фотокамеру в открытом виде и часто пользуюсь небольшим зонтиком, при этом регулярно протирая ее от влаги. Когда снег становится сильнее, я использую пластиковый пакет, а в некоторых случаях применяю его в сочетании с зонтиком. В перерывах между съемкой я накрываю фотокамеру, и всегда держу фотоаппарат передней частью объектива вниз, чтобы сохранить его фронтальную линзу чистой от снега.
Также не забудьте взять с собой запасные аккумуляторные батареи, поскольку они работают хуже в холодную погоду.
Ну и наконец, будьте внимательны к внезапным изменениям температуры вашей фотокамеры. Это то, что действительно может повредить ваш дорогой девайс. Вы же не будете сразу заносить свой фотоаппарат в теплое помещение после съемки в пургу. Пусть фотокамера прогревается медленно в вашем автомобиле, гараже, или в более прохладном помещении вашего дома.
Перчатки North Face с внутренними дополнительными вставками. Они не такие теплые, как тяжелые служебные перчатки, поэтому не подходят для освоения Арктики, но они гораздо удобнее в эксплуатации при работе с фотокамерой.
4. Подготовьте одежду и оборудование заранее
Ощущаете актуальность темы? Подготовьте все необходимые вещи заранее, тогда в случае начала снегопада все, что вам нужно будет сделать, это одеться и выйти за дверь. Намного проще откладывать все на потом, и в конечном итоге решить остаться дома с чашкой горячего кофе. Подготовка и упаковка всего необходимого непосредственно перед съемкой, просто создает дополнительное препятствие для удержания вас от этой затеи. Я знаю это по своему личному опыту. Если все уже собрано и подготовлено, то единственное, что стоит между вами и выходом на съемку, это только вы сами.
Вы можете успокаивать себя мыслью о том, что скоро будет другой снегопад, но это никогда не гарантировано. Если погода подходящая (снежная), то вам нужно обязательно воспользоваться такой возможностью, пока она не закончилась. Такие условия могут выпасть один раз в жизни.
Используйте двухслойные тонкие перчатки. Перчатки – это большая проблема для фотографа. Теплые перчатки слишком громоздки для управления точными настройками фотокамеры, а тонкие не достаточно теплые в морозную погоду. Я использую тонкие внутренние перчатки в сочетании с прочной парой перчаток North Face. И хотя они не настолько теплые, как тяжелые служебные перчатки, их мобильность является большим преимуществом.
Нью-Йорк. Бруклинский мост в пургу, на закате.
5. Съемка солнечного заката в пургу
Часто самое неудобное время для фотосъемки приносит наилучшие результаты. Вы, вероятно, слышали о фотосъемке в «золотое время» (в золотые часы), или ночью, или во время метели, но реальная магия начинается, когда все эти события происходят одновременно. Спланируйте заранее, где именно вы хотите быть в «золотое время», и после заката солнца. Если вы будете в этом месте во время метели, то солнечный закат не будет виден сквозь туман, но вы сможете запечатлеть все волшебство окружающей обстановки, во время ее перехода в ночь.
Для фотосъемки в сумерках обязательно захватите с собой штатив. Свет сильной фотовспышки поможет в правильной фокусировке, так как фотокамере будет трудно корректно сфокусироваться на слабо освещенных сюжетах. Вы также можете использовать ручную фокусировку, чтобы выбрать желаемое фокусное расстояние.
Холодная весна в Нью-Йорке. Теплый свет заката хорошо контрастирует с голубым оттенком снежного покрова, добавляя в сюжет интересный аспект контрастного цвета.
В качестве бонуса несколько технических советов
Если вы снимаете не в ручном режиме, то весь этот белый снег постарается обмануть экспонометр вашей камеры, чтобы сделать конечное изображение более темным, чем оно есть на самом деле. Нередко неискушенные фотографы возвращаются домой после зимнего съемочного дня, и задаться вопросом, почему все фотографии выглядят такими серыми. Для устранения этого явления, и получения «белоснежных» снимков, увеличьте значение экспокоррекции (+/-), но будьте внимательны, чтобы полностью не потерять мелкие детали изображения.
С другой стороны, зимний пейзаж с серым снегом может иногда выглядеть фантастически, так что вам может и не захотеться делать снег слишком белым. В таких случаях вы должны проявить творческий подход, используя компенсацию экспозиции +/-, либо переключиться в ручной режим, чтобы достичь точного желаемого вида вашего конечного изображения. Но в любом случае это лучше делать в фотокамере, а не при пост-обработке фотоснимков.
Всегда проверяйте правильность выбранной вами точки фокусировки, и если вы снимаете цифровой фотокамерой, то старайтесь снять несколько кадров одной и той же сцены. Суровые зимние условия могут сделать фокусировку достаточно сложной, во время которой фотокамера может ошибочно взять «задний фокус». Убедитесь, что точка фокусировки заблокирована на области, которую вы хотите видеть на фотоснимке резкой, а не предметах позади нее.
Застрявшее в снегу такси на пятой авеню в Нью-Йорке.
Будьте предприимчивы. Ведь речь идет не просто о получении идеальных фотоснимков, речь идет также и о наслаждении процессом. Фотокамера является прекрасным инструментом, чтобы заставить вас выйти за дверь своего дома, и исследовать красивые, и незнакомые вам места, в то время как вы могли бы решить, оставаться дома. В любом случае фотоаппарат – это дар во всех отношениях.
Фото-Любитель
Пусть снимки будут всё лучше!
8 советов по зимней фотосъемке
На этот раз погода порадовала москвичей новогодними морозами. Вот и решил я припомнить рекомендации по зимней фотосъемке и кратко их записать. Как фотографировать зимой, чтобы получить хорошие кадры и при этом сберечь и себя, и свою технику?
1. Одевайтесь теплее
Как бы странно это ни выглядело, но именно это правило я ставлю на первое место. Чтобы сделать кадр, нужно останавливаться (а при съемке всякой живности — вообще замирать на некоторое время). Так что теплая, но не стесняющая движение куртка, свитер, зимняя обувь, шерстяные носки и т.д. — экипировка абсолютно необходимая.
2. Берегите руки
Кнопочки, качалки, колесики с уменьшением размеров камер становятся мельче и располагаются всё плотнее (Особенно хорошо я это заметил, когда стал пользоваться беззеркальной OM-D). Но пользоваться ими приходится и при зимней фотосъемке.
Так вот вариантов оказывается немного. Лучший — тонкие шерстяные перчатки (чтобы в них можно было управляться с кнопками) и большие теплые рукавицы (в которые можно сунуть руки, не снимая перчаток). В крайнем случае, если не слишком холодно, можно обойтись теми же теплыми рукавицами, но без перчаток — снял рукавицы, быстро отснял несколько кадров и снова руки в рукавицы.
И не слишком увлекаться съемкой!
И еще. Если пользуетесь штативом, не хватайтесь за его металлические детали без перчаток.
3. Храните аккумулятор в тепле
Известный факт: у литиевых аккумуляторов при охлаждении уменьшается заряд. Поэтому запасные аккумуляторы храним ближе к телу 😉 (Думаю, никто не сомневается, что запасные аккумуляторы должны быть с собой всегда, и особенно зимой)
4. Не грейте камеру
В отличии от аккумуляторов, камера должна всё время находиться при температуре окружающего воздуха. Если на время входите в тепло — убирайте камеру в фотосумку и застегивайте ее. При резких перепадах температуры на поверхностях — в том числе, внутри корпуса — конденсируется влага. Для электроники это может быть фатально.
5. Не дышите на линзы
Иначе запросто получите на них ледяную корку.
На самом деле, даже поднося видоискатель к глазу, стоит попытаться задержать дыхание. От выдыхаемого воздуха «глазок» может мгновенно запотеть. После этого снимать будете вслепую 😉
6. По возвращении домой.
. или вообще, войдя в теплое помещение, не спешите доставать камеру из сумки. Поставьте ее, и пусть температура постепенно сравняется с температурой в комнате. На это может потребоваться несколько часов. Терпите!
Дополнительно советую положить в фотосумку пакетик-другой влагопоглотителя (силикагеля). Такие пакетики сейчас часто используют при упаковке электроники и обуви.
7. Подумайте о настройках
Изменять настройки на морозе непросто. Так что стоит заранее выставить из таким образом, чтобы во время съемки менять требовалось как можно меньше. Я, например, выставляю автоматическое ISO — в OM-D эта функция работает очень неплохо. Режим, как обычно, A – приоритет диафрагмы.
Обязательно включаю «живую» гистограмму (и/или индикацию пересветов). При зимней фотосъемке нужно очень аккуратно подбирать экспокоррекцию. Иначе либо весь снег станет грязно-серым (это еще можно поправить, особенно, при съемке в RAW), либо большие участки станут полностью выжженными.
8. Используйте карту большого объема
Точнее говоря, на карте должно быть достаточно места, чтобы ее с запасом хватило на всю съемку (даже с учетом непредвиденных сюжетов 😉 ). Просто представьте, что значит поменять флеш-карту коченеющими от мороза пальцами!
Практические советы при съемке зимнего пейзажа
Продолжая разговор о специфике съемки пейзажа зимой, правильней всего будет рассказать вам о том, какие нюансы нужно учитывать непосредственно в процессе съемки, на какой свет и погоду лучше ориентироваться, какое время суток благоприятствует хорошим результатам и т.д.
(сс) Dan Logan
1. Правильный замер экспозиции.
Из-за того, что зимой почти все окружающее пространство покрыто снегом, в работу встроенного экспонометра нужно вносить коррективы. Если вы привыкли снимать в режиме «приоритет диафрагмы» или, не дай боже, в «авто» — коррекция экспозиции в плюс один-два стопа позволит избежать недоэкспонированных кадров.
(cc) Randi Hausken
Почему так происходит? Снег образует множество светлых поверхностей, которые к тому же неплохо отражают свет, и экспонометр практически в любом режиме будет производить замер по светлому объекту. Лучше всего в таких условиях снимать в ручном режиме и сверяться с показаниями гистограммы, не допуская провалов как по «светам», так и по «теням».
2. Баланс белого.
Если вы фотографируете не со вчерашнего дня, то скорее всего вы пользуетесь при съемке RAW-форматом. В этом случае проблемы с правильным балансом белого не должно возникнуть — даже если автоматика ошиблась в его определении, это можно исправить без потери качества в RAW-конвертере.
А вот у тех новичков, которые пользуются форматом Jpeg, могут возникнуть проблемы с корректным отображением цветов: на зимних фотографиях часто снег получается синеватым — из-за ошибок автоматики происходит завал в холодные тона.
(cc) Per Ola Wiberg
Выходом из положения может быть установка ББ по специальной серой карте. Также подойдет газетный лист, белый лист (мелованная супер-белая бумага не подойдет). Если ничего вышеперечисленного под рукой не окажется, выйти из положения все же можно — балансируясь по чистому снегу, правда, точность попадания в баланс белого может немного «подгулять».
3. Время суток
Бесспорно, лучшее время для съемки пейзажа в зимнее время — это «классические» рассветы и закаты, актуальные для всех времен года — когда солнце, находясь у линии горизонта, окрашивает небо в теплые тона и создает интересный рисунок окружения: объемный, с насыщенными свето-теневыми переходами.
(сс) Raymond Larose
Но это не значит, что днем фотографу нечего делать на локации — ведь даже в полдень зимнее солнце находится достаточно близко к линии горизонта.
Что касается ночной съемки пейзажа в эту пору — поверьте, это также стоит того, чтобы попробовать.
(cc) flik
Благодаря снежному покрову и ясной погоде даже лунного света может быть вполне достаточно для съемки совершенно невероятных, непривычных природных красот.
4. Небо
Несомненным козырем любой пейзажной фотографии будет наличие в кадре красиво выглядящего неба. Например, облака в небе — это красиво. Кучные облака, плывущие над равнинами или перистые облака над вершинами гор, само присутствие облаков на небе — уже подарок фотографу. И даже ясное, безоблачное небо, любых оттенков и насыщенности — хорошо для пейзажа. Немного иначе обстоит дело в облачную и пасмурную погоду, когда небо затягивает сплошной и непроглядной серой пеленой. Но даже в этом случае удача иногда улыбается особо терпеливым: бывает так, что в этой мрачной толще туч появляется брешь и лучик солнца, радостно пробиваясь сквозь нее, может очень удачно поставить акцент в кадре и стать композиционным центром снимка.
(cc) Christos Tsoumplekas
Главное — успеть среагировать, ведь длятся такие «подарки природы» обычно совсем недолго.
А в пасмурную погоду, при рассеянном, мягком освещении попробуйте сосредоточить внимание на форме и объеме: всевозможные неровности, изгибы рельефа и многоплановость сюжета будут вашими сюжетными вдохновителями.
5. Погодные явления
Пожалуй, порядка 90% пейзажных фотографий делается в хорошую, ясную погоду, в любой сезон. Объясняется это просто: когда воздух прозрачен и чист — есть хорошая видимость до самой линии горизонта, детализация изображения по всей площади кадра будет максимально высокой.
Однако, это совсем не означает, что надо отказывать себе в удовольствии запечатлевать окружающую красоту во время проявлений разнообразных погодных явлений. На мой взгляд, весьма эффектно выглядит туман, снег или метель.
(сс) Xabier Artola-Zubillaga
Ну что же, тему зимней пейзажной фотографии для начинающих я считаю раскрытой. Теперь вы знаете достаточно, чтобы не отсиживаться дома, а планировать вылазку на природу.
Конечно, процесс фотографирования зимнего пейзажа вовсе не прост, как в любом из направлений, здесь есть масса нюансов, о которых я обязательно расскажу в отдельном материале. Зато сопряжен процесс не только с трудностями, еще это весьма интересно.
В какой бы стране вы не сделали свой первый шаг в этом направлении, на каком бы континенте не находились — я уверен, что у вас получится сделать много интересных фотографий с видами нашей прекрасной планеты. Желаю удачи!
Автор: Кривенко Юрий, специально для funPhoto.ua
Предлагаем вашему вниманию следующие статьи из цикла статей о фотосъемке в зимний период: