Объем кадра в фотографии
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Формат кадра в фотографии
Мы помним, что композиция нужна для того, чтобы привлечь внимание зрителя к тому, что Вы хотите показать, именно она помогает реализовать задумку снимка. Когда выстраивать композицию — в момент съемки или же после этого в редакторе – решать Вам, поскольку оба варианта верны.
Если Вы снимаете как фоторепортёр, то Вам придется применять свои знания композиции в момент съемки, чтобы фотография лучше раскрывала тему и была максимально приближена к реальности. В данном случае важна и скорость публикации фото, так что будет мало времени на внесение изменений.
Но если Вы – фотолюбитель, и у вас достаточно времени для обработки фотографий, то можно несколько расслабиться. Позже Вы сможете спокойно подправить свои фотографии для того, чтобы они «заговорили» с наибольшей выразительностью. Иногда Вы находите в них то, что в момент съемки никогда бы не заметили и фотографии приобретают новое звучание.
Форматом кадра называют соотношение его сторон, высоты и ширины, кроме того, различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.
Иногда мы вынуждены выбирать формат фотографии перед печатью, потому что место, где будет выставлена или вклеена фотография имеет свои ограничения. Некоторые из распространенных форматов кадра:
- 1:1 квадрат или “один к одному”;
- 3:2 классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”;
- 2:3 вертикальная ориентация того же формата;
- 4:3 «классический», в таком формате делали стеклянные фотопластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры;
- 16:9 молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь используется и в фотографии.
Это далеко не все существующие форматы, но основные из них.
СОВЕТ: желательно кадрировать снимки не в произвольном формате, а в одном из выше описанных — людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров одинаковые.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА
Наиболее приемлем для человеческого глаза такой формат, как мы смотрим на мир: от одной стороны к другой. Этот формат нас расслабляет. Он часто используется для пейзажей или объектов, заключенных в большие пространства, где основной объект находится в конкретном времени и месте. Этот формат используется в панорамных фотографиях и в демонстрациях на цифровых устройствах, так как экраны обычно обладают именно горизонтальной формой. Горизонтальный формат 16:9 придает динамизм фотографии. Если объект фотографии снят в горизонтальном формате, глазам зрителей будет привычнее, если он будет расположен чуть дальше от центра, ближе к одной из сторон кадра (помним о правиле третей).
Фото: Николай Хорошков, Чехия, Южная Моравия
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА
Вертикальный формат более агрессивный и категоричный. Наше естественное горизонтальное зрение блокируется вертикальным объектом и обязывает «просканировать» фотографию сверху вниз (или наоборот), что заставляет уделить ему особое внимание. Этот формат часто используется для портретной съемки, позволяя нам анализировать все черты лица, но также его можно использовать для того, чтобы выделить значимость одного элемента по отношению к его окружению. Например, в изображенном в вертикальном формате водопаде мы можем оценить величину падения воды на фоне каменной стены.
Если объект фотографии снят в вертикальном формате, нашим глазам будет удобнее, если он сдвинут к нижней или к верхней стороне кадра; более подходящим размещением в этом случае можно считать расположение в нижней части, так как это создаёт ощущение стабильности.
Обратите внимание, одно и то же место можно сфотографировать как в горизонтальном, так и в вертикальном формате. Главное — правильно кадрировать.
Фото: Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити
Цитата автора: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»
КВАДРАТНЫЙ ФОРМАТ
В наши дни, благодаря Instagram интенсивно растет популярность этого формата. Лишь немногие камеры предлагают по-настоящему квадратный формат, но Вы можете всегда обрезать фотографию при обработке. Квадратный формат обладает нереальным, очень субъективным характером, который усиливает язык фотографа, он делает картинку более статичной и уравновешенной. Он позволяет создавать симметричные композиции, абстрактные мотивы с большей легкостью, чем другие форматы. Архитектура, портреты, цветы и натюрморты, абстрактные объекты, и даже некоторые ландшафты могут хорошо “лечь” на квадрат. Большинство объектов, которые хорошо себя чувствуют в квадратном формате хорошо смотрятся на черно-белых фотографиях. Неудивительно, что необычайно высокий процент квадратных снимков монохромен.
Фото Гилермо Де Ангелис (Guillermo De Angelis)
Взгляд зрителя двигается по кругу, а не со стороны в сторону (или сверху вниз). Квадратный формат в целом бросает вызов удачной композиции, но в тоже время предлагает очень интересные и даже свежие идеи по сравнению с уже привычными форматами.
- Очень удобен для некоторых симметричных предметов;
- Объект можно расположить в центре кадра, тогда его окружает меньше пространства, это помогает подчеркнуть его детали, а у снимка появляется глубина;
- В пейзажах уместно смотрится линия горизонта проходящая через центр (см. правила пейзажа);
- Диагональные линии, особенно под углом 45⁰ имеют очень сильное воздействие на зрителя в квадратном формате;
- Пытайтесь разместить их так, чтобы они проходили через углы изображения;
- Фон в виде перспективы для квадрата тоже больше подходит, чем для другого формата.
Фото Ирины Джуль
Ваша задача практиковаться и экспериментировать, воспитывать в себе чувство композиции до автоматизма!
Объем кадра в фотографии. Техника фотосъемки и композиционные приемы.
Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному.
Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным.
Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.
На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения).
Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов…. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.
Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости).
Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости – это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.
В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:
1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);
2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
3. от фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).
4. от линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).
В любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:
Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде.
Объем кадра в фотографии
Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии .
Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru
Елена СЧАСТЛИВАЯ
Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера — это плоская, одномерная картинка, а мир трехмерен и проблема передачи объема трехмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники решают эту проблему уже сотни лет. Но художники могут дорисовать все что угодно на свои творения, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть. Однако и у нас и у художников одинаковый набор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП.
В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко. Потому что мы, фотографы, именно берем увиденное и оставляем его отпечаток у себя на пленке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим. Давайте посмотрим каждый вид перспективы и увидим, как он влияет на снимок.
Тональная перспектива.
Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы — это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному. Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным. На нижеприведенной фотографии мы видим, как проявляется тональная перспектива в ее самом ярком виде, в утреннем тумане. Дальний план снимка стал более светлым, краски и объекты на нем менее насыщенны, очертания почти размылись, контраст на дальнем плане почти нулевой:
Масштабная перспектива.
Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.
На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения). Так же надо отметить, что широкоугольные объективы, благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещенности, но о резкости чуть позже.
В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В вышеприведенном снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объема, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства)
Линейная перспектива.
Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.
А как быть, например, в макро-сюжете или натюрморте?
В вышеприведенном снимке мы видим линейную перспективу, которую образовывает лист растения, а размытость добавляет глубину, объем снимку. Капля является главным объектом, потому что выделена резкостью и находится в точке зрительского внимания (в месте пересечения линий, который делят кадр на три равные части).
ГРИП
Размытость фона или части изображения — это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости). Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент — это глаза. Глубина резкости — это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.
В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:
1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);
2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
3. от фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта);
4. от линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бóльшая ГРИП).
Вышеприведенный снимок (с каплей на листьях растения) снят со следующими данными:
— диафрагма = 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);
— фокусное расстояние = 105 мм.;
ГРИП в данном случае = 5-10мм., расстояние от объектива до объекта было примерно 30-40см. При съемке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам. И на том же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему давайте посмотрим внутрь фотоаппарата и поймем, чем управляет диафрагма.
Диафрагма — это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутрь фотоаппарата. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы — это величина на которую выступают ее лепестки. При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости. При диафрагме 20,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а потому резкость будет значительной, при съемке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звездочки» при таком значении диафрагмы.
Если у Вас зеркальная камера (не важно цифровая или пленочная) или продвинутая мыльница (камера с несменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата. Вот именно этой информации и нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора. Размытость позволяет не только управлять объемом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении:
Размытый фон позволил выделить модель, сделать фон однородным, а снимок — объемным.
Давайте посмотрим как снят вышеприведенный снимок:
— диафрагма = 4,5;
— фокусное расстояние объектива = 150мм.;
— расстояние до модели было несколько метров, ГРИП = 15-25 см., фон размыт очень сильно (это была булыжная мостовая).
Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:
Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде. И только фотограф решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка, и именно его решения и называются бездарностью, талантом, художественным вкусом или безвкусицей, гениальностью или стилем.
2009 © Елена Счастливая
Эта статья была свёрстана Анной Беккель, любезно оказавшей безвозмездную помощь нашему Фотожурналу
[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/ps/es/es.html ]
Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации . Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301 , 1250 , 1252 , 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.
Качество и размер изображения
Современные камеры умеют снимать в разных форматах. Давайте разберёмся в них на примере фотоаппарата Nikon D850.
Эта камера делает снимки в форматах NEF (RAW), JPEG и TIFF, записывает видео в формате MOV длиной до 30 минут (про видеовозможности вы можете прочитать в статье). Но обо всём по порядку.
NEF (RAW)
Формат NEF (Nikon Electronic Format) является разновидностью RAW. Данные RAW с матрицы сохраняются без обработки. Баланс белого, контраст и многие другие настройки можно отрегулировать после съёмки. Я обычно применяю его, когда освещение сложное, смешанное.
Фотографии в формате NEF весят в разы больше JPEG. Но RAW-кадр невозможно испортить неумелой обработкой — он напрямую не редактируется и всегда остаётся в исходном виде. Это просто набор данных с матрицы, а не картинка. RAW позволяет редактировать многие параметры с минимальными потерями качества: например, исправлять баланс белого или искажения оптики, восстанавливать потерянные детали в светлых и тёмных областях.
Существует много RAW-конвертеров, чаще всего открывают эти файлы в Adobe Photoshop и Lightroom.
Сжатие NEF (RAW)
В RAW есть и избыточные для последующего использования данные, поэтому объём файла может быть большим. Камера предлагает несколько установок сжатия. Чтобы выбрать тип сжатия для NEF (RAW), зайдите в меню режимов фотосъёмки и найдите пункт «Запись изображ. NEF (RAW)».
Далее перейдите к пункту «Сжатие NEF (RAW)». Здесь есть три опции.
- Сжатие без потерь
В этом случае изображения NEF сжимаются при помощи обратимого алгоритма, уменьшая размер файла на 20–40% без вреда для качества. Это можно сравнить с архивированием: при постобработке все данные будут под рукой.
- Обычное сжатие
Изображения NEF сжимаются через необратимый алгоритм, уменьшая размер файла на 35–55%. Потери в качестве будут, но ими можно пренебречь в большинстве случаев. Разница с несжатым файлом может быть видна при сравнении детализации в тенях, но она незначительна.
При выборе этого пункта файлы NEF не сжимаются и содержат все данные, поэтому они весьма тяжёлые: например, объём RAW-снимка в Nikon D850 составляет около 55 МБ.
Глубина цвета NEF (RAW)
RAW-файлы могут хранить разное количество оттенков на цветовой канал на пиксель, что и называется глубиной цвета. Nikon D850 снимает как 12-битные RAW (4096 оттенков на канал: красный, зелёный и синий), так и 14-битные, которые обеспечивают 16384 варианта цвета на каждый цветовой канал. Настройки глубины цвета для NEF (RAW) находятся там же, где и сжатие файлов. Находим пункт «Глубина цвета NEF (RAW)» в меню режимов фотосъёмки и выбираем из двух опций.
Здесь NEF (RAW) записываются с глубиной цвета в 12 бит.
При 14-битном кодировании выделяются тонкие, неразличимые невооружённым глазом нюансы оттенков. Это позволяет более плавно растянуть изображение на нужный диапазон яркостей.
Что выбрать? Всё зависит от того, как вы снимаете и сколько информации обычно извлекаете из тёмных и светлых областей снимка. На светлые участки приходится больше значений, чем на тёмные.
Если в светах есть хоть какой-нибудь сигнал, вытащить из него детали не составит большого труда. Но в тенях при поднятии экспозиции в графическом редакторе появляются постеризация и шум. Например, если вы фотографируете портреты с хорошим освещением и редактируете их по минимуму, то 12-битный RAW вполне подойдёт. Но если вы снимаете пейзаж и необходимо как можно больше информации на всех участках снимка, то лучше снимать в 14-битном RAW со сжатием без потерь.
В интернете идут баталии на тему 12/14 бит, но отличить два одинаковых снимка с разной глубиной цвета будет трудно даже профессионалу. Выше две фотографии с разной глубиной цвета. На глаз разницу уловить невозможно, так как монитор и принтер её не воспроизведут.
Но всё-таки проведём эксперимент: поднимем значительно тени в фотографиях, сделанных с глубиной цвета 12 и 14 бит, и увеличим их. Шум в тенях проявляется на обоих снимках, и с уверенностью сказать, что разница явная, сложно. Хотя 14-битное изображение субъективно имеет больше оттенков в тенях. Этот извечный спор будет ещё не скоро разрешён, так что пока остаётся только экспериментировать. JPEG
Самый распространённый формат — JPEG (Joint Photographic Experts Group, то есть группа экспертов в области фотографии, разработавшая этот алгоритм кодирования). Он позволяет получать изображения хорошего качества при небольшом размере файла.
При сохранении фотографии в формате JPEG все стадии обработки выполняются самой камерой перед записью файла.
Но это не означает, что JPEG-изображение поправить невозможно. Если изначально кадр правильно проэкспонировать, то поменять баланс белого будет нетрудно. Я 80% съёмок провожу в этом формате и не испытываю трудностей в обработке файлов. Но если вы сделали совсем тёмный кадр с совершенно неправильным балансом белого, то поправить его очень сложно или же невозможно.
А вот наличие свободного места на жёстких дисках и картах памяти для меня большой плюс. Также преимущество JPEG в лёгкости работы. Снимок можно сразу же загрузить в соцсеть или тут же распечатать, не требуется дополнительная конвертация.
JPEG часто используется в репортаже, когда нет времени заниматься конвертацией RAW и снимок должен быть опубликован через 15 минут после события.
Итак, плюсы формата: малый размер файла, высокая совместимость со всеми устройствами (изображения можно просмотреть на любом компьютере, телевизоре, смартфоне и пр.), такие снимки легко загрузить в интернет. Из минусов — ограниченные возможности редактирования в графическом редакторе и необходимость сразу хорошо снимать «на чистовик».
TIFF (RGB)
TIFF (Tagged Image File Format) использует алгоритмы сжатия без потерь, а также может сохранять данные и без сжатия. Файлы формата TIFF по объёму значительно больше RAW. Так как сжатия не происходит вовсе, формат обеспечивает более высокое качество изображения и часто применяется для подготовки фотографий к печати большим форматом.
TIFF распознаётся любой программой, а RAW требует дополнительной обработки или конвертации, но содержит больше данных. Результатом конвертации может стать готовый к печати TIFF или JPEG. Съёмка сразу в TIFF тоже возможна, но по количеству сохранённой информации он ближе к JPEG, чем к RAW.
Все достоинства TIFF могут оценить только профессиональные фотографы и дизайнеры, подготавливающие изображения к печати в типографии. А вот для обычных пользователей он имеет несколько существенных недостатков. Основной — объём получаемого файла. TIFF-кадры долго записываются на карту памяти. Плюс такие снимки невозможно отправить обычной электронной почтой, придётся пользоваться файлообменником.
Размер изображения
Размер изображения измеряется в пикселях. Вот доступные варианты:
Этот параметр также настраивается через меню режимов фотосъёмки. Вообще размер устанавливается отдельно для JPEG/TIFF и для NEF (RAW). Второе особенно актуально для Nikon D850, если вы снимаете, например, репортаж: все 45,7 Мп камеры не нужны, можно снимать в уменьшенном RAW и успешно экономить место.
Также для установки размера фото можно использовать быстрые клавиши: зажав QUAL и прокручивая диск диафрагмы, вы получите на дополнительном монохромном дисплее буквы: L (большой), M (средний) и S (маленький).
Итоги
Выбор формата изображения зависит от ваших целей. Чаще всего свадьбы, репортажи снимают в RAW, так как зачастую ситуации непредсказуемы по свету.
При работе в команде часто могут потребоваться RAW-кадры, чтобы дизайнеры могли свободнее работать с вашим материалом.
Во время студийной съёмки вполне можно перейти в формат JPEG.
Практической необходимости снимать в TIFF нет, он не даёт существенных преимуществ по сравнению с RAW. Также имеет большой объём, что затрудняет работу с ним при передаче или хранении: TIFF в самом высоком качестве и разрешении занимает 133 МБ! Используется в основном только при определённом техническом задании.
Передача объема в фотографии с помощью освещения.
Роль освещения в передаче объема на фотоснимке велика. Свет в фотографии как кисть художника рисует изображение .
Создавая фотографию, фотограф решает в общем те же художественные задачи, что и художник-живописец. Перед тем и другим стоит задача отобразить объемный многоцветный мир на плоскости рисунка или фотоснимка.
Проблема отображения объемного пространства на самом деле серьезна, ибо от ее решения во многом зависит восприятие снимка зрителем.
Для отображения объемного пространства на плоскости снимка у фотографа, как и у художника есть схожие изобразительные приемы.
Среди них можно назвать такие, как линейная и тональная перспектива, о чем есть отдельные статьи. Эти приемы основываются на особенностях человеческого зрения и психологического восприятия действительности. Человеческий глаз, также как и объектив фотоаппарата видит мир через линзы, благодаря чему и возникает восприятие линейной перспективы. Тональная перспектива обусловлена наличием воздушного пространства между фотографом и снимаемым объектом.
На этом не ограничиваются средства передачи объема на фотоснимке.
Свет в фотографии и передача пространства, объема.
Важным средством передачи объема является освещение. От того как направлено на снимаемый объект освещение, во многом зависит восприятие этого объекта на снимке. Один и тот же пейзаж, портрет при разном освещении выглядят по-разному, порой неузнаваемо. Это надо всегда иметь в виду, когда делаешь снимок. Дорогие фотолюбители, прежде чем щелкнуть затвором, посмотрите, как направлен свет, какую точку съемки в связи с этим лучше выбрать.
По направлению падения на объект свет в фотографии условно можно подразделить на несколько видов освещения. Это такие виды, как фронтальное освещение, боковое, контровое и менее часто встречающиеся экзотические — резко сверху и резко снизу.
Фронтальное освещение.
Это освещение естественное, солнечное или создаваемое искусственно, например с помощью фотовспышки. Такой свет в фотографии, как следует из его обозначения, направлен на объект фронтально, т. е. прямо в лоб, когда солнце светит из-за спины фотографа или когда фотограф освещает объект фотовспышкой, которая направлена от фотографа прямо в лоб снимаемому.
Это один из самых невыгодных для передачи объема видов освещения. При этом все стороны снимаемого объекта освещаются примерно одинаково, разница между освещенной и теневой сторонами скрадывается. А светотеневой рисунок и есть отображение объема. Поэтому при фронтальном освещении объект выглядит почти плоским. Это, кстати один из недостатков при фотографировании портрета с помощью фотовспышки.
Вот для примера одна из фотографий, сделанная с фотовспышкой в помещении. Снимок сделан “мыльницей”, вспышка встроена в фотоаппарат.
Фронтальное освещение в фотографии используется, но не как основное, рисующее, а как дополнительное, для смягчения слишком резких теней.
Боковое освещение.
Такой свет в фотографии гораздо более эффектно выявляет объем, т. к. четко прорисовывает освещенные стороны объекта, отделяя их от теневых. Помните, как рисовали яблоко на уроке рисования в школе? Обязательно с одной стороны изображали световой блик, с другой — тень.
Боковое освещение, направленное несколько сверху — более естественно, т. к. соответствует естественному солнечному освещению.
Это освещение использовано на приведенном ниже снимке.
На снимке свет в фотографии падает на объект справа несколько сверху и очень хорошо выделяет объем шара, круговая лента также хорошо выделена светом, отделена от фона.
Такое освещение используется фотографами чаще всего, при этом иногда для подчеркивания эффекта это освещение бывает резко боковым (короткое освещение при съемке портрета).
На данном снимке акцент сделан на лице девушки, подчеркнуто выражение глаз, что ценится в портретной съемке. Более подробно освещение при съемке портрета рассмотрено здесь и здесь.
Контровое освещение.
Для начинающих фотографов представляет некоторую трудность в связи со своими особенностями. При таком освещении свет в фотографии направлен в спину снимаемому, прямо в объектив фотокамеры. Снимаемый объект на фоне ярко освещенного фона выглядит темным, иногда плохо прорабатываются детали в неосвещенной части, зато хорошо выделяются контуры объекта, а светящаяся окантовка иногда создает очень интересный изобразительный эффект. Кроме того при съемках на воздухе (как говорят художники — на пленере) теневая сторона неплохо подсвечивается рассеянным и отраженным от других объектов светом, чего бывает достаточно для проработки изображения в тенях. При искусственном освещении используется дополнительная подсветка.
На данном снимке прямое солнце прикрыто листвой деревьев, в то же время освещения достаточно для проработки деталей в тенях. Подчеркнуто пространство не только уходящим вглубь снимка тротуаром, но и меняющейся освещенностью от темной на переднем плане к светлой в глубине снимка.
Надо отметить, что при контровом освещении хорошо снимать воду. Поверхность воды искрится на солнце, что создает интересный эффект.
Световые блики на воде, светящиеся искры наиболее эффектно проявляются при контровом освещении.
Съемка при контровом освещении требует определенных навыков в определении экспозиции ( не по светам, а по теням), выборе точки съемки (иногда прикрываются от прямых солнечных лучей веткой дерева или другим объектом), использовании бленды, надетой на объектив для уменьшения возможных паразитных бликов.
И все же это очень эффектный в изобразительном отношении вид освещения.
Освещение резко сверху.
Такой свет в фотографии возникает в полдень, когда солнце находится высоко в зените. Невыгодное освещение, особенно при съемке людей. При этом тени короткие, возникают глубокие впадины под глазами, тени от носа и др. как на снимке, показанном ниже.
Но и в данном случае свет в фотографии использован как изобразительное средство. Он придает соответствующее настроение снимку.
Начинающим фотолюбителям можно дать совет меньше фотографировать в полдень на ярком солнце. Можно вполне неплохо снимать в тени, используя рассеянное в атмосфере и отраженное освещение.
Освещение резко снизу.
Этот вид освещения создает необычные световые эффекты. Иногда бывает интересным, например свет от костра. Иногда используется для шаржевого гротескного изображения, т. к. возникают необычные тени, изменяющие до неузнаваемости человека.
На данном снимке кошка подсвечена ярким светом снизу, фронтальное рассеянное освещение достаточно для проработки деталей в тени. Здесь направленный снизу свет подчеркнул форму мордочки кошки.
Ну вот такие бывают в отношении передачи объема виды освещения. В принципе фотограф-художник использует любой свет в фотографии, который соответствует его замыслу, только нужно всегда отдавать себе отчет, чего Вы хотите и представлять возможный результат. Опытный фотограф делает это автоматически, не задумываясь.
Дорогие друзья, если вас заинтересовал представленный материал, не сочтите за труд, поделитесь с друзьями в социальных сетях.
Объем кадра в фотографии
Объем кадра в фотографии. Техника фотосъемки и композиционные приемы
Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера – это плоская, одномерная картинка, а мир трехмерен и проблема передачи объема трехмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники решают эту проблему уже сотни лет. Но художники могут дорисовать все что угодно на свои творения, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть. Однако и у нас и у художников одинаковый набор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП .
В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко. Потому что мы, фотографы, именно берем увиденное и оставляем его отпечаток у себя на пленке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим. Давайте посмотрим каждый вид перспективы и увидим, как он влияет на снимок.
Тональная перспектива
Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному.
Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным.
На приведенной фотографии мы видим, как проявляется тональная перспектива в ее самом ярком виде, в утреннем тумане. Дальний план снимка стал более светлым, краски и объекты на нем менее насыщенны, очертания почти размылись, контраст на дальнем плане почти нулевой:
Масштабная перспектива
Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.
На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения).
Так же надо отметить, что широкоугольные объективы, благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещенности, но о резкости чуть позже.
В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В нижеприведенном снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объема, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства):
Линейная перспектива
Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов…. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.
А как быть, например, в макро-сюжете или натюрморте?
Перспектива в натюрморте
В вышеприведенном снимке мы видим линейную перспективу, которую образовывает лист растения, а размытость добавляет глубину, объем снимку. Капля является главным объектом, потому что выделена резкостью и находится в точке зрительского внимания (в месте пересечения линий, который делят кадр на три равные части).
ГРИП
Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости).
Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости – это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.
В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:
1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);
2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
3. от фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).
4. от линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).
Приведенный снимок (с каплей на листьях растения) снят со следующими данными:
— диафрагма = 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);
— фокусное расстояние = 105 мм.;
ГРИП в данном случае = 5-10мм., расстояние от объектива до объекта было примерно 30-40см.
При съемке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам.
И на том же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему давайте посмотрим внутрь фотоаппарата и поймем, чем управляет диафрагма.
Диафрагма – это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутрь фотоаппарата. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы – это величина на которую выступают ее лепестки.
При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости.
При диафрагме 20,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а потому резкость будет значительной, при съемке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звездочки» при таком значении диафрагмы.
Если у Вас зеркальная камера (не важно цифровая или пленочная) или продвинутая мыльница (камера с несменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата. Вот именно этой информации и нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора. Размытость позволяет не только управлять объемом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении:
Размытый фон позволил выделить модель, сделать фон однородным, а снимок – объемным.
Давайте посмотрим как снят приведенный снимок:
— диафрагма = 4,5;
— фокусное расстояние объектива = 150мм.;
— расстояние до модели было несколько метров, ГРИП = 15-25 см., фон размыт очень сильно (это была булыжная мостовая).
Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:
Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде. И только фотограф решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка, и именно его решения и называются бездарностью, талантом, художественным вкусом или безвкусицей, гениальностью или стилем.
Автор статьи: Елена Счастливая
Передний план в фотографии и как создать объем при его помощи
Что отличает фотографию неопытного начинающего от снимка опытного фотографа?
Объем и глубина. Многоплановость и контрасты.
Рассматривая фотографии начинающих во ВКонтакте, можно подметить, что проблемой многих снимков выступает отсутствие планов в кадре.
Начинающие снимают с резкостью по всему кадру или при плоском освещении, что приводит к отсутствию объема, глубины снимка и странному контрасту между элементами.
Но достаточно создать или подчеркнуть передний план, и проблемы будут решены.
Как создать передний план
Нужно зрительно оторвать элементы переднего плана от заднего и среднего.
Сделать это можно средствами композиции или созданием заднего фона через съемку на открытой диафрагме.
Да, господа и дамы.
Снимая с размытым фоном, вы отделяете объекты переднего и среднего плана от заднего фона, и при их близком размещении к переднему краю снимка, вы получаете полноценный передний план.
Не стоит опрометчиво полагать, что портрет с размытым фоном, это фотография с передним планом.
Но, если портретируемого сдвинуть на средний план, а на передний план поместить нечто обрамляющее, то снимок сразу приобретет глубину и объем.
А также приобретет передний план.
Этот композиционный прием широко используется и называется «рамка» или «обрамление».
Снимая изнутри комнаты, я получил полноценный передний план с обрамлением ключевого элемента.
Фотография смотрится объемно и интересно.
Была бы она объемной, если бы я встал в дверях и просто сфотографировал скульптуру?
Фотография бы лишилась переднего плана, превратившись в творчество туриста обыкновенного или начинающего фотографа.
Отделяем передний план от заднего
Из живописи известно, что объекты переднего плана должны обладать большим размером, нежели объекты среднего и заднего.
Это приводит к пониманию масштаба и масштабности.
Недостаточно просто оторвать модель от фона, снимая на открытой диафрагме.
Нужно добиться того, чтобы портретируемая модель соотносилась с объектами заднего и среднего плана своими размерами.
Художники измеряют визуальные пропорции, рисуя картины. Фотографы же пренебрегают этим.
Из живописи также известно:
- Что передний план выглядит темнее, чем средний и задний. Это придает объем и глубину перспективы картине
- Объекты, исчезающие вдали, выглядят более светлыми и более синими, чем те объекты, что расположены на переднем плане
- Насыщенность цвета убывает к заднему плану
- Четкость снимка также убывает к заднему плану
Эти правила описал еще Леонардо да Винчи в 15 веке.
- «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии…»
- «…не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы»
- «…а самые последние предметы, в нем (в воздухе) видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха»
Наставление хорошо просматривается в картине «Дева Мария с ребенком и Св. Анна».
Этот прием вы легко обнаружите и в «Тайной Вечере» и знаменитой «Джоконде».
К сожалению, большая часть «профессиональных» фотографов не соблюдает и не использует эти правила при обработке фотографий.
Но что произойдет, если их соблюсти и учесть при обработке снимка?
Маленький эксперимент или бессмертная классика
Этот снимок Кремля я сделал с Патриаршего моста у Храма Христа Спасителя.
С точки зрения фотографии, на снимке все правильно и хорошо. Но он слишком академический и ученический.
Линейная перспектива обеспечивает построение кадра. Приоткрытая диафрагма немного размывает задний фон в виде Кремля. Осевая линия дороги и автобусы задают направление в кадре.
Передний план как таковой отсутствует, если не считать за него часть дороги.
Можно ли улучшить этот снимок?
Для лучшего разграничения планов я воспользовался наставлениями Леонардо да Винчи.
В несколько корректирующих слоев в Фотошопе, я изменил:
- Убавил четкость снимка от переднего плана к заднему
- Сделал задный план более синим и светлым
- Насыщенность цвета убывает от переднего плана к заднему
- Затемнил передний план
Несмотря на небольшой размер фотографий, отчетливо видно, как хорошо отделились планы друг от друга. Обработанная фотография приобрела большую глубину и перспективу.
Обработка сделана достаточно грубо для большей явности изменений, и заняла не более 5 минут.
Работает ли этот способ?
Да, если на вашей фотографии есть изначальная глубина и перспектива.
Если вы снимаете с резкостью по всему кадру или пренебрегаете композицией, то этот способ обработки вам не поможет.