О матрицах простым языком, Гл. 1, Или опять про мегапиксели | Foto-kadr.ru

О матрицах простым языком, Гл. 1, Или опять про мегапиксели

Выбор фотоаппарата

О чем молчит реклама фотоаппаратов или вся правда о мегапикселях

Предположим, вы уже определились с количеством нужных вам мегапикселей и подобрали 3-5 подходящих моделей цифровых фотоаппаратов.

Какой размер матрицы у цифрового фотоаппарата? — это вопрос, на который 9 из 10 продавцов-консультантов фотомагазина отвечает что-то вроде: «12 мегапикселей». Это и так понятно, ведь на корпусе фотоаппарата красуется гордая надпись, сделанная очень большими буквами. Об этом кричат все рекламные компании фотокамер и производители фотоаппаратов. Извините, я похож на идиота, чтобы задавать такой очевидный вопрос?

На самом деле, меня всегда интересует физический размер матрицы – т.е. чему равны стороны матрицы в сантиметрах (или в дюймах). Вы с удивлением спросите, зачем это мне? Именно об этом никогда не говорят производители цифровых фотоаппаратов, когда рекламирует очередной супер-фотоаппарат. Об этом не знают и продавцы фотоаппаратов — они тоже смотрят и читают рекламу!

Зачем знать размер матрицы цифрового фотоаппарата?

Если совсем просто — большой пиксель матрицы обладает более высокой чувствительностью к свету. Но размер пикселя матрицы это как рaз тот параметр о котором никто ничего не говорит. Однако, при выборе фотоаппарата можно сравнить физический размер матрицы — обчно это диагональ прямоугольника матрицы — такие данные можно найти в инструкции к фотоаппарату.

Если у одного из двух выбранных вами фотоаппаратов количество мегапикселей такое же как у первого фотоаппарата, а диагональ матрицы бòльше, то и размер каждого пикселя тоже больше. Фотоаппарат с бòльшим размером матрицы=бòльшим размером пикселя, в условиях недостаточной освещённости будет фотографировать лучше. Боьшой размер пикселя (матрицы фотоаппарата) — это залог низких шумов и бòльшей свободы в выборе места съёмки. Если этот совет вам кажется слишком простым или малоубедительным, читайте дальше :о)

Выбирайте фотоаппарат не по количеству пикселей, а по их размеру

Размер матрицы – это эквивалент негатива плёночного фотоаппарата. Так называемая Full Frame [Фул-Фрэйм] матрица имеет размер очень близкий к кадру 35 миллиметровой фотоплёнки. Матрица в большинстве современных цифровых фотоаппаратов, намного меньше кадра 35мм фотоплёнки. Стандартный кадр на 35мм фотоплёнке имеет размер 24×36 миллиметров. Большинство современных цифровых фотоаппаратов-компактов до 7 мегапиксилей имеют матрицу размером 1/1.8» или 7.2×5.3мм, боллее 7 мегапсилей — ещё меньше: 1/1.8» (примерно 4×5мм)

Площадь матрицы компактного фотоаппарата в 25 раз меньше площади плёночного кадра, и в 9.5 раз меньше площади матрицы цифрового зеркального фотоаппарата. Матрица зеркального фотоаппарата начального и среднего уровня меньше 35мм плёночного кадра — в 1,5-2 раза (в таблице и на рисунке ниже выделено синим цветом.) Топовые зеркальные фотоаппараты обычно имеют полноразмерную матрицу [Full-Frame] .

Таблица размеров матриц цифровых фотоаппаратов:

Размер матрицы
по диагонали, дюймы
Соотношение
сторон матрицы
Ширина
матрицы, мм
Высота
матрицы, мм
1/3.6″ 3 : 4 4.0 3.0
1/3.2″ 3 : 4 4.5 3.4
1/3″ 3 : 4 4.8 3.6
1/2″ 3 : 4 6.4 4.8
2/3″ 3 : 4 8.8 6.6
1″ 3 : 4 12.8 9.6

Даже сейчас, когда и по телевизору, и в журналах, и в Интернете можно найти достаточно полную информацию о том, от чего зависит качество фотоснимков, производители продолжают завлекать покупателей количеством мегапикселей. Товар не должен залежаться на полках, ведь в ближайших планах – новые фотокамеры с новыми возможностями, где со знаменитых МЕГАПИКСЕЛЕЙ слетит корона, а на подиум выйдет та, чьи заслуги до сих пор оставались замеченными только профессионалами фотодела – МАТРИЦА! Но, обо всём вкратце и по порядку.

Далеко не все зависит от количества мегапикселей!

Мегапиксель – светочувствительный элемент матрицы. Он фиксирует биты цвета, создавая благодаря этому изображение. Но наличие большого количества мегапикселей в матрице (сенсоре), не означает, что фотоснимок будет качественным. Здесь всё просто: если физический размер сенсора не меняется, то для того, чтобы на него поместить больше мегапикселей (миллионов пикселей), нужно каждый пиксель уменьшить в размере. В свою очередь, уменьшится его светочувствительность, что повлечёт за собой появление шумов на снимке. И, наоборот, чем больше сенсор, тем больше площадь каждого светочувствительного элемента (пикселя). Значит, светочувствительность увеличивается, а качество изображения становится лучше – шум уменьшается, детальность и динамический диапазон увеличивается.

Количество мегапикселей (разрешение) влияет только на размер снимков при печати, но никак не на качество . Обычно, фотолюбители распечатывают снимки размером 10х15см, 13х18см или А4. Для таких размеров не нужно более 6 мегапикселей (Мп). Для просмотра снимков на экране вообще хватает 2-х Мп. Большее количество представляет интерес только для профессиональных фотографов. Причем, стоит заметить, что и фотокамеры у профессионалов оснащены гораздо большей по размеру матрицей, чем фотокамеры любителей. Вы легко можете сами определить максимальный размер фотографии (в сантиметрах), который можно распечатать без потери качества. Для этого нужно разрешение снимка поделить на 100. Например, снимок с разрешением 1600х1200 пикселей (2 Мп) можно распечатывать размером 16х12см. Кстати, увеличение мегапикселей аж в два раза, даёт только 20-ти процентное увеличение каждой стороны изображения, что очень мало.

На смену мегапикселям пришла полноразмерная матрица

Итак, мегапиксели не столь важны для качества фотосъёмки, как матрица. Об этом уже знают многие. К тому же, сами производители попали в тупик – занимаясь «гонкой пикселевооружения», они дошли до того предела, когда наращивать еще большее количество мегапикселей на матрице уже нет смысла. Остаётся увеличивать размер матрицы.

В профессиональных зеркальных фотокамерах матрица полноразмерная — является аналогом 35-мм фотоплёнки (36х24). В любительских и полупрофессиональных зеркалках матрица до сих пор была меньшего размера (это лишь часть полноразмерного сенсора). В компактных фотоаппаратах она была ещё меньше. Была — потому что производители, наконец, начали выпускать более доступные для фотолюбителей полноматричные фотоаппараты.

В 2012 году на выставке Photokina, которая проходит в два года лишь один раз, и бывает насыщена анонсами новой фототехники, крупнейшие производители анонсировали целый ряд полноматричных фотокамер, среди которых были не только профессиональные, но и бюджетные — Canon 6D, Nikon D600, Leica ME, Sony Alpha A99, Sony Cyber-shot RX1. Последняя произвела необычайный фурор, т.к. является первой в мире полнокадровой компактной фотокамерой. Думается, что остальные производители не останутся в стороне и вскоре вступят в новую битву – уже за размер сенсора.

Что такое мегапиксель и почему «много» еще не значит «хорошо»

Если вы разбираетесь в фотографии и немного в смартфонах, то мы вас поздравляем и для вас эта статья будет скорее напоминанием. Если же вы, как говорится, «чайник» в этом деле, то читайте дальше.

Что такое мегапиксель? Проще говоря, мегапиксель — это один миллион пикселей. Поэтому, если вы знаете разрешение изображения, вы можете рассчитать сколько в нем мегапикселей. У многих современных смартфонов разрешение экрана составляет 1080 на 1920 пикселей. Таким образом снимок достаточной четкости будет иметь 1920 х 1080 = 2.073.600 пикселей или 2 Мп. Так что для нормального видеообщения веб-камер на 2 Мп хватает с лихвой.

Принимая во внимание эту простую информацию, подумайте нужен ли вам смартфон с огромным количеством мегапикселей в камере? Пример выше показывает, что много мегапикселей не имеют никакого значения, если вам нужно просто постить фотографии в тот же Instagram или другие соцсети. Число мегапикселей, взятых отдельно от других характеристик камеры, не является гарантией получения фото высокого качества. На самом деле мегапиксели играют роль только в двух случаях.

1. Если вам нужно распечатать фотографию.

Как известно, печать фотографий значительно потеряла в популярности с пришествием цифровой фотографии. Большинство людей вполне довольны, загружая фото в интернет или сохраняя их цифровые копии на флешках и в облачных хранилищах. Про печать уже почти никто не задумывается. В случае, если вам все-таки нужно распечатать удачный снимок, то здесь и стоит задуматься о мегапикселях. Чем больше пикселей в исходном изображении, тем более четкое изображение получится на выхода не фотобумаге.

В этой таблице представлено каким будет качество распечатанных фото, исходя из соотношения количества мегапикселей камеры и размера фотографий.

Размер
9×13 10×15 13×18 15×20 20×30 30×40
0.3 Очень плохо Очень плохо Очень плохо Очень плохо Очень плохо Очень плохо
1.3 Хорошо Нормально Плохо Плохо Очень плохо Очень плохо
3.1 Отлично Отлично Хорошо Хорошо Плохо Очень плохо
4.0 Отлично Отлично Отлично Хорошо Нормально Очень плохо
5.0 Отлично Отлично Отлично Отлично Нормально Плохо
6.0 Отлично Отлично Отлично Отлично Хорошо Плохо
7.0 Отлично Отлично Отлично Отлично Хорошо Нормально
8.3 Отлично Отлично Отлично Отлично Хорошо Хорошо
10 Отлично Отлично Отлично Отлично Отлично Хорошо
13 Отлично Отлично Отлично Отлично Отлично Отлично
16 Отлично Отлично Отлично Отлично Отлично Отлично

Когда дело доходит до повседневных потребностей, например печати памятного фото, не требуется более 7 мегапикселей. Даже если размер распечатанной фотографии будет 30х40 см, то из-за относительно большого расстояния просмотра вы не заметите хоть каких-то недостатков. Вы же не будете вглядываться в глянец фотобумаги, правда? В рамочку и на стенку.

2. Если вам нужно обрезать фото

Все уже вроде бы выучили, что при фотографировании не стоит пользоваться цифровым зумом. В противном случае, какой бы качественной не была камера, а снимок красочным, неправильный зум сделает из него малоприятное зернистое нечто, оставив вас недовольным и камерой и вашим умением фотографировать. Другое, когда в вашей камере достаточное количество мегапикселей и вы спокойно можете обрезать уже готовое фото без каких-либо опасений по поводу потери качества.

К счастью, камеры в современных смартфонах уже по умолчанию щеголяют с 12 Мп и выше камерами. Хотя, даже при какой-нибудь 4 Мп камере, вы можете вдвое обрезать ваше фото и поставить на рабочий стол компьютера не боясь ухудшить качество. Правда состоит в том, что например, камера Yi M1 «всего-лишь» с 20 Мп сделает снимок в разы лучше, чем 41 Мп монстр с посредственными характеристиками.

Размер матрицы и что такое кроп фактор

Немного истории.

Совсем недавно были времена, когда в фотоаппаратах и видеокамерах использовали фотопленку, а не светочувствительную матрицу или сенсор. И большинство специалистов говорили, что по качеству никогда не сможет электронный чип заменить пленку. В те времена большинство фотографов использовали фотопленки с форматом кадра 36х24 мм. Стали появляться все больше фотоаппаратов и видеокамер с электронным сенсором внутри и постепенно они вытеснили пленочное оборудование и в любительской и в профессиональной сфере. Сначала такие сенсоры были больших размеров и с малым количеством мегапикселей. Потом количество мегапикселей стало стремительно увеличиваться. Размеры матриц при этом уменьшались. Дошло до того, что матрицы начали помещаться на спичечной головке и при этом иметь больше 10 мегапикселей. Понятно, что качество картинки при этом нельзя назвать удовлетворительным. Матрицы и оптика к ним стали настолько малыми по размеру, что их уже спокойно можно было ставить даже в мобильные телефоны. Мобильные телефоны стали конкурировать с любительскими видеокамерами и на сегодняшний момент практически вытеснили их с рынка. И только благодаря тому, что фотоаппараты имели большие по физическому размеру сенсоры и при этом они тоже могли снимать видео, они не только сохранились на рынке, но и заняли свое достойное место в профессиональном и любительском фото и видео деле.

Размеры сенсора.

Иногда приходится видеть в интернете картинки, на которых изображены сравнительные размеры разных матриц. Эти картинки никак не отражают настоящие физические размеры матриц и имеют только относительные размеры. Покупатели начинают думать, что они покупают камеру с большим сенсором, а на самом деле сенсор там стоит «микроскопических» размеров. И как бы ни старались производители, какие бы мощные процессоры они не «запихивали» в камеру, улучшить качество уже не получится. Неминуемо будут возникать шумы, хроматические аберрации, засветка соседних пикселей и другие явления, отрицательно влияющие на качество картинки. Например Panasonic в своих последних любительских видеокамерах ставил не одну, а сразу три матрицы, каждая из которых принимала свой цвет: красный, синий или зеленый. Потом картинки объединялась в одну, и на изображении не было заметно смещения по цвету. Но физические размеры матрицы в камере Panasonic TM900 всего 3х2 мм каждая, и качество все равно уступает качеству изображения с одноматричных камер, но с большим физическим размером сенсора.

Размеры матриц на картинке изображены с большим увеличением и не соответствуют их реальным размерам.

Видимо, чтобы окончательно запутать пользователей и чтобы они не понимали ситуацию, производители стали обозначать размеры светочувствительных сенсоров в дюймах. Только эти дюймы не имеют никакого отношения к настоящим дюймам, которыми измеряют длину. Например, ставшие сейчас популярными матрицы в 1″ — дюйм, применяемые на фотоаппаратах Nikon 1 и Sony RX 100 имеют физический размер примерно 13х9 мм. По диагонали такая матрица имеет 16,4 мм ( Sony Cybershot DSC — RX 100). Для справки: реальный один дюйм равен 2,54 сантиметра. Или есть такой «экзотический» размер сенсора — 1.5″ (18.7 х 14 mm) – ставится на камеры Canon G1X.

Реальные размеры наиболее популярных сенсоров представлены на следующей картинке:

Кроп фактор — Crop Factor

Для того, чтобы фотографам как можно более «безболезненно» перейти с пленки на цифровой сенсор, производители стали делать самый крупный сенсор такого же размера как и кадр фотопленки – 24х36 мм. Такой сенсор принято считать полнокадровым или фулл фрейм ( Full Frame ). Соответственно кроп фактор для него приравняли к единице. Кстати, из-за этого многие ошибочно считают, что раз кроп фактор равен «1», то такую матрицу нужно принимать за эталон качества.

Чем меньше матрица, тем выше будет кроп фактор. Измеряется он в относительных размерах матрицы к размеру 36х24мм. Таким образом, если мы возьмем следующий популярный размер матриц – примерно 25х16 мм , обозначаемый как APS — sensor ( APS — C , APS — H или DX ) , то кроп фактор для таких матриц будет примерно равен 1,5. Значит физический размер такой матрицы в полтора раза меньше полнокадрового. Сенсоры такого размера ставятся во многие зеркальные и беззеркальные камеры таких производителей как Canon , Nikon и Sony .

Panasonic и Olympus применяют в своих аппаратах сенсор обозначаемый как 4/3″. Физические размеры примерно – 17,3х13,0 мм. Кроп фактор равен 2.

Дальше идет уже упоминавшийся выше размер матрицы 1″ — кроп-фактор равен 2.7

Сенсор 2/3″ – кроп фактор = 4

1/1.8″ — кроп фактор примерно равен 5. Сейчас это редкий размер сенсора и тут важно его не перепутать с 1/8. (Сенсор размером 1/8″ — это размер просто «микроскопических» матриц, которые ставят на самые дешевые видеокамеры и в мобильные телефоны).

1/1.7″ ( примерно 7,5 х 5,5 мм ) = 4,6 crop factor (Canon S100, Olympus XZ-1, Panasonic LX-5)

1/2,3″ соответствует 6,17 x 4,55 мм (1/2,33″ — 6,1 x 4,6 мм) — кроп фактор примерно 6

1/3″ матрица — кроп фактор = 7.2

1/6″ – кроп фактор = 14,7

Важно заметить, что к размерам сенсора никаким образом не имеют отношения мегапиксели «втиснутые» в эту матрицу. Чем больше мегапикселей в матрице одинакового размера, тем значит меньше каждый отдельный светоприёмный пиксель. Высокое разрешение иногда достигается методом интерполяции – информацию с одного реального пикселя расписывают на несколько несуществующих и таким способом фиктивно увеличивают мегапиксели матрицы. На мой взгляд, последний способ является прямым обманом покупателей.

Пример: возьмем и сравним новый полноразмерный full frame сенсор Nikon D 800 с 36,3 мегапикселей и Sony NEX -5 N с APS — C сенсором (23,4×15,6 мм) с 16 мегапикселями . Получаем 16Х1,5 (кроп фактор) = 24 мегапикселя. Значит, если бы мы разместили точно такие же пиксели как в NEX -5 N на полноразмерном сенсоре, то они получились бы больше по своему размеру, чем у нового Nikon D 800. Слава Богу, последнее время производители одумались и «гонка мегапикселей» уже в прошлом.

Очень важно:

Если взять две камеры с объективами с одинаковым фокусным расстоянием и при этом с разными физическими размерами матриц, то мы получим изображение с разными фокусными расстояниями. Чтобы избежать путаницы, принято значение фокусного расстояния приводить к тому, какое оно было бы для полноразмерной матрицы, тоесть умножать его на кроп фактор данной конкретной матрицы.

Например, мы имеем аппарат с сенсором APS — C (кроп 1,5) и объектив 18-55 мм. Значит в реальности мы получим снимки как если бы мы снимали на полноматричную ( full frame ) камеру с объективом 24-82 мм. Получается, что при одинаковых объективах, наиболее широкоугольную картинку мы можем получить только с самой крупной по размеру матрицы.

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям в социальных сетях (кнопки ниже) — 268302

О матрицах простым языком, Гл. 1, Или опять про мегапиксели

Войти

О разрешении камер и мегапикселях

В определенных фотокругах давно идут ожесточенные споры, Canon vs Nikon. Кроме основных отличий, скинтонов еще бурно обсуждают разрешение матриц. Как известно, у камер Nikon как правило больше мегапикселей, чем у аналогичных по классу камер Canon. К тому же от модели к модели это соотношение меняется. Имея под руками результаты тестирования камер я не счел нужным их повторять, думаю, вполне можно доверять результатам тестирования известных источников. Я постарался объединить имеющиеся данные в одну таблицу, чтобы наглядно представить выводы. В таблице, во втрой и третий столбец занесены данные о разрешении камер в линиях по горизонтали и вертикали, по данным сайта dpreview, камеры отсортированы как раз по разрешающей способности в линиях. Одну линию можно представить в виде двух полос, одной белой и одной черной. Соответственно, чтобы одну линию отразить на матрице, на каждую линию нужно две строчки пикселей в идеале. Посчитаем для камеры 6Д: чтобы матрица «нарисовала» 2800 линий ей нужно 5600 пикселей по горизонтали, и 3733 по вертикали, так как соотношение сторон матрицы 3:2. Итого нарисовалось 20 мп, которые мы и видим в сенсоре этой камеры. То есть, чисто математически, всё работает правильно, и скорее всего разрешение матрицы этой камеры «честное». Посчитаем то же самое для Д800: 6400 * 4266 = 27,3 мп, хотя камера имеет целых 36 мегапикселей, причём 8,7 мп из них, по сути, не работают. А может быть их на матрице просто нет и процессор «досчитывает» информацию из соседних пикселей, а 36 мп лишь маркетинговый ход?
Но, математика математикой, а фотографируем мы не одной тушкой, а системой, в которую входит еще и объектив. Так вот, всегда слабым местом в плане разрешения считается оптика, как правило научно-технический прогресс в области конструирования матриц и электроники развивается более бурными темпами, чем в области оптики. Оптика, сейчас, увы, отстаёт по разрешению от матриц. Для сравнения разрешающей способности помодельно, я воспользовался данными сайта dxomark. Для тестирования разрешающей спокобности системы камера+ объектив, были взяты макро объективы традиционно обладающие наибольшей разрешающей способностью, для Canon EF 100 mm f/2.8L USM , а для NIKON AF-S VR Mikro-Nikkor 105 mm.
Данные тестирования связок с каждой конкретной камерой находятся в четвертом столбце, а в пятом столбце — отношение разрешения сенсора камера к фактическому разрешению связки камера + самый резкий объектив. Шестой столбец содержит краткое резюме, относительно целесообразности выбора размера матрицы производителем.

Начнём с самых мало-мегапиксельных камер. Например, 1DmkII, 1Ds и 5D (желтые поля) имеют практически близкое к единице отноние разрешения матрицы к разрешению всей связки. То есть матрица реализует полностью потенциал объектива, более того, возможно разрешения матрицы даже недостаточно. Но когда выпускали эти камеры, были другие времена, и скорее всего технологии производства не позволяли увеличить разрешение матрицы без ущерба в других параметрах (шумы, цвета).

Камеры D700, 1DmkIV, 5DmkII, 5DMkIII, 6D (зеленые поля) имеют соотношение уже порядка 1,2-1,3. То есть сенсор этих камер изготовлен с некоторым запасом по разрешению относительно оптики, скорее всего расчитывая на будущее совершенствование оптики. На мой взгляд, это оптимальное решение. Нет дефитцита разрешения сенсора, в то же время нет его переизбытка.

Камеры 7D, D600, D800, D800E (красные поля) имеют соотношение разрешений в пределах 1,5-1,7, что является явным перегибом производителей в гонке «за мегапикселями». На мой взгляд, ничего хорошего в этом на самом деле нет. Это возросшие шумы матрицы (особенно на низких значения ИСО, я ощутил снимая на 7D уже на значении 200 ISO весьма неприятный шум) , более высокая себестоимость изготовления матриц, необходимость более производительного процессора для обработки данных матрицы, и возможно больший нагрев матрицы. Хотелось бы более подробно остановиться на сравнении камер D800 и D800E. Как известно, для получения высокой детализации снимка в модели D800E пожертвовали антимуарным фильтром. Формально разрешение камеры D800E по данным dprview составило за счет этого 4000 линий против 3200 у D800 с фильтром . Но что же происходит с разрешение этих камер в связке с объективом? А ничего, в обоих вариантах 21 мп 🙂 Так что истерия по поводу массового отказа от антимуарных фильтров мягко говоря не оправдана.

Ну и напоследок, вспомним нашумевшую историю с сравнение в разрешении 5DmkII и D800, где некоторые опоненты с пеной у рта отстаивали свою точку зрения. 5DmkII с связке с макро дал 16 мп, а D800 — 21мп. Честно говоря, не совсем понятно в связи с чем вдруг возросла разрешающая способность системы. На Д600 с уже переизбыточным разрешением матрицы разрешающая способность связки была 16 мп, как у 5DmkII, и вдруг возросла до 21 мп только за счёт увеличения количества пикселей? Сдается мне, это тоже уже досчитанные процессором данные, исходя из информации соседних пикселей.

Всем удачи и хороших кадров, вэлком в коментарии! 🙂

Мегапиксели и размер матрицы фотоаппарата

Многие уже в курсе того, что нужно знать, выбирая цифровой фотоаппарат.

Сегодня поговорим о таком важном элементе, как матрица фотоаппарата и ее разрешении.

1. Мегапиксели

Реклама пестрит: мегапиксели! Почему-то убеждая покупателя, что чем больше этих самых мегапикселей, тем лучше снимает камера.

Наверное, стоит пояснить, что такое пиксель. Пиксель – это элемент изображения, который состоит из 5ти частей, несущих информацию: яркость красного, яркость зеленого и яркость синих цветов, а также координаты по вертикали и горизонтали.

Эти данные позволяют процессору камеры правильно определять положение точек на матрице и их цвета. Все вместе пиксели образую кадр. В Мегапикселях (миллион пикселей) измеряют размер фотографии или отсканированного снимка.

2. Размер матрицы фотоаппарата

Однако матрица камеры, на которую записывается информация, имеет определенные размеры. За стандарт матрицы цифрового фотоаппарата принят размер пленочного кадра 24х35мм. В зависимости от типа камеры матрицы могут быть меньше или равны этому формату.

Ниже вы можете увидеть соотношение физических размеров матрицы некоторых моделей цифровых фотоаппаратов к стандартному размеру пленки в 35 мм. У компактов размер матрицы принято указывать в виде формулы 1/х ” (где «х» может быть целым или дробным числом, например 1/1,7, 1/2,5 и т. п.), а у зеркальных камер указываются физические размеры матрицы в мм (например, 22,2×14,8 мм или 24х36 мм).

Компактные камеры:

  • Матрица размером 1 / 3.2″ – самые маленькие матрицы, соотношение сторон 4:3, физический размер 3.4 х 4.5 кв.мм;
  • Матрица размером 1 / 2.7″ , соотношение сторон 4:3, физический размер 4.0 х 5.4 кв.мм;

Хорошие компактные камеры и псевдозеркалки

  • Матрица размером 1 / 2,5″, соотношение сторон 4:3, то есть 4,3 х 5,8 кв.мм;
  • Матрица размером 1 / 1,8″ , соотношение сторон 4:3, геометрический размер 5,3 х 7,2 кв.мм;

Дорогие компактные камеры и компактных камерах со сменной оптикой

  • Матрица размером 2 / 3″ , соотношение сторон 4:3, физический размер 6,6 х 8,8 кв.мм ;
  • Матрица размером 4 / 3″ , физический размер 18 х 13,5 кв.мм, соотношение сторон 4:3;

Бюджетные и полупрофессиональные зеркальные камеры

  • DX, APS-C формат, соотношение сторон 3:2, размер около 24 х 18 кв.мм. Матрицы таких размеров соответствуют “полукадру” 35 мм кадра.

3. Как это все совмещается

Чем больше размер матрицы фотоаппарата, тем комфортнее чувствуют себя светочувствительные элементы – пиксели: расстояние между ними больше, перегреваются они меньше и, следовательно, лучше восприимчивость матрицы к свету. И тем качественнее получится снимок. Даже при одинаковом количестве пикселей качество фотографий с разных фотокамер может оказаться разным.

Что бы ни кричала реклама, число мегапикселей определяет лишь максимальный размер отпечатка, который можно получить с фотографии. И совсем уж мегапиксели не связаны с качеством изображения в отличие от размера матрицы цифровых фотоаппаратов. Ведь по факту даже разрешения 2 Мп достаточно, чтобы напечатать изображение хорошего качество размером 10*15. А 4Мп подойдут прекрасно для фотографии формата А4.

Поэтому гораздо более важно не количество пикселей, а их размер . Ведь если на маленькую матрицу запихнуть, скажем, 8Мп, то они будут очень маленькими. А чем меньше размер пикселя, тем выше уровень шума изображения. В компактных камерах и большинстве зеркалок нежелательные эффекты сглаживает встроенная программа шумоподавления, но эффект от нее — замыленность снимка.

Большое количество компактных любительских камер имеет разрешение матрицы фотоаппарата от 5 до 12 Мп, у зеркалки же этот диапазон составляет от 8 до 21 МП, при этом размер матрицы гораздо больше. В настройках камеры всегда можно выбрать разрешение снимка. Советую устанавливать этот параметр, ориентируясь на золотую середину, – такого разрешения вполне достаточно, чтобы получить четкую и красочную картинку.

Чтобы лучше объяснить соотношение количества пикселей и размера матрицы, приведу простой пример. Допустим, нужно посадить на грядке кусты клубники. Чем больше грядка, тем больше кустов можно посадить. Но если попытаться втиснуть на кусок земли 20 кв.м. 5 кустов, то в итоге вырастет сорняк.

Так и с пикселями: количество пикселей может быть одинаковым, но у «взрослой» камеры они будут на большей площади и смогут собрать больше света. А больше света — это, как правило, меньше шума и более широкий динамический диапазон.

Надеюсь, я все доступно объяснила. Удачи вам в выборе фотокамеры!

Гонка мегапикселей, или Преимущества и недостатки многомегапиксельных монстров

Многие начинающие фотолюбители при покупке фотокамеры зачастую обращают внимание на количество мегапикселей. Причём очень многие наивно полагают, что чем их больше, тем лучше. На самом деле это не так. В данном материале мы попробуем разобраться, решает ли количество мегапикселей.

Начнём с теории. А именно с определения “пиксель”. Ведь именно он является основой изображения. Пиксель – это та минимальная точка, благодаря которой формируется фотография. Простыми словами объяснить, что такое “пиксель”, можно проведя аналогию с тетрадкой в клеточку: заштриховывая различные клеточки разными цветами, формируется определённый узор. Таким же образом строится изображение в фотоаппарате, только количество клеточек на его матрице достигает миллионов. Ну, а как вы думали? Приставка “мега” используется неспроста, и именно она обозначает шесть дополнительных нолей после указания количества пикселей.

Теперь перейдём к тому, на что число мегапикселей влияет. А именно к разрешению снимка. Возьмём к примеру, фотокамеру Sony Alpha A6000, максимальное разрешение изображение которой может достигать значений 6000 х 4000. Это значит, что на матрице фотокамеры 6000 точек расположены в длину и 4000 точек – в высоту. Умножив 6000 на 4000, мы получим значение 24000000. Именно такое число пикселей расположено на сенсоре фотоаппарата, что соответствует 24 мегапикселям, указанным в технических характеристиках модели.

А сколько нам нужно для печати? Давайте посмотрим в табличке ниже:

Как часто вы печатаете фотографии в формате больше, нежели А4? Мы готовы предположить, что большинство из вас делает это очень редко либо не делает вовсе. Так зачем тогда нужны многомегапиксельные монстры? Чтобы это понять, нужно выделить их преимущества и недостатки.

Плюсы:

  • Отличная детализация кадра и широкий динамический диапазон. Каждый пиксель впитывает в себя информацию, что позволяет получить высокодетализированные снимки с точным балансом теней и света.
  • Широкие возможности в кадрировании. Вырезать десятую часть из 50-мегапиксельного снимка без потери качества? Да пожалуйста! Ведь даже для печати фотографии в формате А4 нам достаточно всего 4 мегапикселей.
  • Возможность широкоформатной печати фотоснимков. Ни для кого не секрет, что многомегапиксельные монстры особо привлекательны для рекламщиков. Благодаря высокой детализации кадра и его разрешению качество при печати изображений на больших полотнах будет превосходным.

Минусы:

  • Огромный размер файлов. К примеру, свеженькие 50-мегапиксельные модели от Canon (5DS и 5DS R) создают 60-мегабайтные RAW-файлы. Да что там говорить, их старший собрат, матрица которого состоит лишь из 36 мегапикселей, Nikon D800 продуцирует аж 70-мегабайтные RAW-файлы. Естественно, при таких размерах даже самые быстрые карты памяти будут писать серию кадров, существенно поднатужившись. А теперь представьте, сколько времени займёт обычное копирование материала с флешки на компьютер и последующая его обработка… Уж точно немало.
  • Шумы. “Как это связанно с мегапикселями?” – спросите вы. Напрямую. Чем больше количество мегапикселей, тем меньший размер имеет каждый из пикселей. Соответственно, он может поглотить меньше света и возникают шумы.
  • Попиксельная шевелёнка. Опять-таки она возникает из-за маленького размера пикселей. Угол, видимый каждому пикселю, уменьшается, и он становится более чувствительным к механическому движению камеры во время экспозиции.
  • Эффект дифракции. Он возникает, когда нам нужно сильно прикрыть диафрагму. Данный эффект проявляется при прохождении света через диафрагму. Лучи при этом незначительно расходятся в стороны и цепляют соседние пиксели, которые довольно плотно расположены. В итоге падает резкость и снижается общее качество изображения.
  • Попиксельная резкость. Для её получения необходимо использовать объективы, обладающие отличной разрешающей способностью. Догадайтесь, сколько они стоят? Некоторые могут переплюнуть по стоимости саму камеру. Использование обычных объективов не позволит получить высокий уровень попиксельной резкости. Соответственно, общее качество изображения может упасть.

Как видим, недостатков получилось даже больше, чем преимуществ. Особенно хотелось бы выделить огромные размеры изображений, как в мегабайтах, так и в их разрешении. Всё равно ведь для печати снимков или их публикации в Интернете вы их будете урезать до привычных небольших размеров. Так зачем вам тогда 50-мегапиксельная камера?

Да, такие монстры нужны профессионалам своего дела. Как было написано выше, без подобных камер не обойдутся рекламщики, а также те, кому очень важна детализация кадра и его разрешение – студийщики, пейзажисты, предметчики и т.п. А вот простому обывателю они, скорее всего, ни к чему.

Так зачем тогда 2015 год многими производителями объявлен годом гонки мегапикселей? Маркетинговый ход или что-то другое? Как думаете?

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]