Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории
Библиотека Фотографа
Описание: В коллекции представлены самые разные авторы. Рассматривается теория и практика фотосъёмки. Раскрываются секреты фотоискусства, которые мало зависят от цены на фотоаппарат. На примерах демонстрируется, как работают законы композиции и освещенности, как влияет на результат работы фотографа умение учитывать много разных факторов..
NN.CompArtStudio. Теория и практика фотографии.chm
NN. Форма и размер.pdf
Айсманн К.Дуган Ш. Грей Т. Цифровая фотография — самоучитель.pdf
Бродский И. Ритм в фотографии.doc
Бунимович Д. В помощь фотолюбителю.pdf
Волков В.Г. Цифровой фотоаппарат.pdf
Гаврилов Э.П. Основные авторские права фотографа.pdf
Геращенко Э. Фокусировка — всё просто и непросто.pdf
Гринберг А.Д. Цифровые изображения Глава Разрешение и разрешающая способность.pdf
Гусев А. Спутник фотолюбителя.pdf
да Винчи Л. ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСЦА.doc
Дейвид Д. Буш Цифровая фотография. Мастер-класс.pdf
Демерс О. Цифровое текстурирование и живопись.pdf
Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве.chm
Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве.pdf
Евдокомовъ Б.А. Фотографическiя забавы.djvu
Журавлева Кубышкина Мосина Шеклеин. 250 советов фотографу.pdf
Заика А.А. Фотографируем мобильным телефоном.pdf
Капуто Р. Вечерняя и ночная съемка.pdf
Кинг Д.А. Цифровая фотография для Чайников.pdf
Кораблев Д. Фотосъемка. Универсальный самоучитель.rtf
Кораблев Д. Фотосъемка Универсальный самоучитель.pdf
Кэрролл Л. Фотограф на выезде.txt
Лапин А. Фотография как. 2003. Учебное пособие.1/4.pdf
Лапин А. Фотография как. 2004.Изд. 2-е. перераб. и доп.pdf
Лапин А. Фотография как 2 гл. Возможность художества.pdf
Литвинов Н.Н. Я люблю цифровую фотографию.pdf
Ли Фрост. Современная фотография.pdf
Ли Фрост. Творческая фотография.pdf
Ли Фрост. Фотография Вопрос Ответ.pdf
Ли Фрост. Фото на продажу.pdf
Ли Фрост. Чёрно-Белая фотография.pdf
Лоскутов А. Фотографирование в театре.pdf
Луински Х. Магнус М. 2. Сеанс.pdf
Луински Х. Магнус М. 3. Разнообразие объектов.pdf
Луински Х. Магнус М. 4. Работа над стилем.pdf
Меледин А.Б. Журба Ю.И. Анцев В.Г. Фотосъёмка. Справочник фотографа.pdf
Милчев М. Выбор цифрового фотоаппарата.pdf
Митчел Э. Фотография.pdf
Михалкович О.И. Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии.pdf
Мураховский B. Симонович C. Секреты цифрового фото.pdf
Мураховский В. Симонович С. Большая книга цифровой фотографии.djvu
Надеждин Н.Я. Цифровая фотография Практическое руководство.pdf
Пожарская С. ФотоМастер.pdf
Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. Практическое руководство.pdf
Синтия Л. Даниел Пек. Цифровая фотография для начинающих.pdf
Фельдман Я.Д. Курский Л.Д. Техника и технология фотосъемки.pdf
Хеджкоу Д. Как делать фотографии Hi-класса.pdf
Хилтон Д. Фотографирование детей.chm Хулиганствующий Элементъ. О постановочной фотографии.pdf
Шадрин А. Френкель А. Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем.chm
Ядловский А.Н. Цифровое фото Полный курс.pdf
__________________________ _ _ _ _ _
Журнал Фотомастерская 2007 (55 mb) | Существует множество журналов, посвященных фотографии. В данном подразделе представлена подборка одного из таких журналов за прошедшие полгода…
=-=-=
DP_Masterskaya_01/06_2007.djvu
___________ _ _ _ _ _
Композиция (53,4 mb) | В ней обсуждаются не только технические, но и художественные аспекты фотографирования…
=-=-=
Kodak. Основы композиции в фотографии.pdf
NN. Конструкция и композиция.pdf
Баканов А. Точка съемки и композиция снимка.pdf
Варшавский И. Композиция в фотографии.pdf
Голубева О.Л. Основы композиции.pdf
Данилова Т. Цифровая фотография. Камера Композиция Кадр.pdf
Морозов С. Композиция в фоторепортаже.pdf
Пашис А. АСПЕКТЫ рационального анализа композиции. Целостность.pdf
Пашис А.В. Аспекты рационального анализа композиции.rtf
______ _ _ _ _ _
Макро (47,9 mb) | Данный подраздел посвященн съемке мира природы крупным планом — незнакомого мира, микрокосмоса, поражающего своей красотой и разнообразием, большая часть которого остается для нас незамеченной
=-=-=
Родин Ю. Гиперфокальное расстояние объектива и его практическое использование.pdf
Томпсон Р. МАКРОСЪЕМКА Практическое руководство для фотографов.pdf
Фриман М. Крупный план.djvu
___________________ _ _ _ _ _
Модели и фотографы (51,2 mb) | Как правильно вести себя на фотосъемках, как оценить свою внешность, скорректировать недостатки и раскрыть достоинства фигуры с помощью физических упражнений, как овладеть «языком тела» для изображения определенных чувств и эмоций. Как снимать и что снимать, какие позиции выбрать и какой ракурс будет наиболее удачным…
=-=-=
Гражуолис К. Азбука эротической фотографии.chm
Грей Д. Фотосъемка BEAUTY & GLAMOUR моделей.pdf
Клиновский В.И. Искусство позирования для моделей и фотографов.djvu
Кораблев Д. Самоучитель для моделей и фотографов.djvu
Фишер К. Фотография обнаженного тела.doc
Фишер К. Фотография обнаженного тела.pdf
_______________________________ _ _ _ _ _
Пейзаж портрет натюрморт панорама (77mb) | Мы хотим делать высококачественные снимки людей у себя дома и при этом минимально потратить усилий на разбирательство с разными тонкостями фотографического процесса, чтобы делать удачные портреты…
=-=-=
NN. Панорамная съемка – практические рекомендации.pdf
NN. Портрет — изображение определенного, конкретного человека или группы людей.pdf
Zucker M. Как сделать портрет Монте.pdf
Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета.pdf
Елисеева Н. Съемка портрета.pdf
Журавлева Кубышкина Мосина Шеклеин. Пейзаж, портрет, натюрморт.doc
Зелтсман Д. Классическое портретное фото.pdf
Иванов-Аллилуев С.К. Фотосъемка пейзажа.chm
Иванов-Аллилуев С.К. Фотосъемка пейзажа.pdf
Клейгорн М. Портретная фотография.pdf
Кузнецов Д. Художественная фотосъёмка горных пейзажей.pdf
Луински Х. Магнус М. 1. Основы портрета.pdf
Луински Х. Магнус М. 5. Современный фотопортрет.pdf
Палько О. Домашняя студия. Портреты и обработка, публикация.pdf
Уэйд Дж. Техника пейзажной фотографии.pdf
Хилтон Дж. Студийный портрет. Руководство по классическому портрету.pdf
Хулиганствующий Элементъ. Как повысить чёткость снимка при съёмке пейзажей.pdf
Хулиганствующий Элементъ. Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории.pdf
Хулиганствующий Элементъ. Одушевлённый пейзаж.pdf
Хулиганствующий Элементъ. Популярно про экспозицию при съёмке пейзажа.pdf
____________ _ _ _ _
Перспектива (67,6 mb) | Все о перспективе: виды перспектив, законы восприятия, зрительные иллюзии…
=-=-=
NN. Mezzanine. Blog Archive. Урок 2 — Линейная перспектива – прием передачи пространства на плоскости.mht
NN. Общая теория перспективы Раушенбаха глазами фотографа.pdf
Логинов А. Линейная перспектива.mht
Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие.pdf
Раушенбах Б.В. Пристрастие 1997.pdf
Раушенбах Б.В. Цитата из книги Пристрастие.pdf
Статья. Линейная перспектива – прием передачи пространства на плоскости.pdf
__________ _ _ _ _ _
Свет и цвет (59,2 mb) | О спектральном составе света, цветовой температуре, о искусственном освещении мощными студийными электронными вспышками и простыми приборами с лампами накаливания, о дневном освещения и освещении в глубоких сумерках…
=-=-=
NN. Освещение.pdf
NN. Поляризационные фильтры.pdf
NN. Свет и съемочная камера.pdf
Бочаров А.В. Использование Серой Карты КОДАК.pdf
Вазенмиллер Е.А. Поляризатор для фотографии.pdf
Гурлев Д.С. — Справочник по фотографии (светотехника и материалы).djv
Ермолаев П.Н. Цвет и свет.pdf
Железняков В. Цвет и контраст Технология и творческий выбор.pdf
Килпатрик Д. Свет и освещение (качество).pdf
Нелюбова М.В. Психология цвета.doc
Обухов Я.Л. СИМВОЛИКА ЦВЕТА.doc
СИМОНОВ А.Г. Фотографирование при искусственном освещении.pdf
Статья. AArdvark. Tinker tubes pers light syst.pdf
Хикс Р. Шульц Ф. Руководство по технике освещения.pdf
Хогарт Б. Игра света и тени для художников.pdf
Хулиганствующий Элементъ. Что такое цветовая температура и как бороться с её вредными проявлениями.pdf
__________________ _ _ _ _ _
Цифровая обработка (172 mb) | В данном подразделе собраны книги, посвященные цифровой обработке уже отснятого материала. Из всей информации по Photoshop-у представлено только несколько книг (поскольку придерживаюсь мнения, что настоящая фотография – это фотография сделанная в момент фотографирования, а не во время последующего редактирования)…
=-=-=
Adobe Systems Incorporated. 2003. Adobe Photoshop CS. Полезные советы от экспертов.pdf
Абрамов В. Корректирующие слои Photoshop.pdf
Абрамов В. Монокль средствами Photoshop.pdf
Айсманн К. Маски и композиция в фотошоп.pdf
Бабинцев В. Как подготовить фотографии к публикации в Интернете.pdf
Бондаренко С. В. Бондаренко М. Ю. Photoshop. Лучшие фильтры.pdf
Клецель А. Статьи на темы компьютерной графики и графического дизайна.pdf
Семенов К. Возможности которыми пользуются не все или в очередной раз про обработку в ФШ. Оптимизация.pdf
Сергеенко М. Повышение резкости фотографий.pdf
Скот К. Работа с каналами в Фотошоп.djvu
Солоницын Ю. Photoshop CS2 и цифровая фотография 1/3.fb2
Файнштейн В. Как подготовить фото к WEBу.pdf
Флеминг Б. Фотореализм — Профессиональные приемы работы.pdf
______________ _ _ _ _ _
Экспонометрия (8,7 mb)
=-=-=
Gont_Eastman Kodak Company_Правильная экспозиция.pdf
NN. Зонная теория Ансела Адамса и расчет экспозиции по нескольким точкам замера.pdf
NN. Матрица и проблемы экспозамера.pdf
NN. Основные правила измерения экспозиции.pdf
NN. Основы экспонометрии.pdf
Анцев В. Зонная система пpи экспониpовании.pdf
Гарус М. Зонная система экспонометрии.pdf
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- В ОБЪЕКТИВЕ (1059)
- вопрос-ответ (3)
- МИР СКАЗАЛ (802)
- прекрасное не моё (259)
- BEFORE I FORGET (669)
- НЕПОПРАВИМАЯ ПОЛЬЗА (328)
- скорая помощь (17)
- ЛИЦОМ К ЛИЦУ (223)
- ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК (161)
- закуски, салаты (34)
- выпечка, мучное (28)
- вторые блюда, горячее (28)
- десерт (9)
- консервация: соленья, варенья (5)
- первые блюда (4)
- СОКРОВИЩА (161)
- СТРОЧКИ (122)
- 575 (56)
- HANDMADE (99)
- ДЖЙОТИШ (89)
- планеты (20)
- лунный календарь (19)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ КАРТИНКИ (60)
- ТЕСТ (41)
- ЗАМЕТКИ (14)
- ДОМАШНИЙ КИНОЗАЛ (9)
- В ПУТИ (8)
—Цитатник
. В её работах я усматриваю астрологические познания, близкие джйотишу (на одной из картин, на .
Всегда мечтала брюки связать — руки не доходили. может, вдохновлюсь примером — и дойдут? )) С.
LP — Lost On You . Лаура Перголицци. *Я влюбилась в неё. :heart: :give_hear :good: 😀
. 🙂 Пекла хлеб на закваске, которую ставила сама. Ничего сложного. Только нужно подождать её соз.
Тема сексуальных отношений и духовных практик для Женщины. Часть четвёртая. «Размышлизмы». Наташа См.
—Метки
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Я — фотограф
Вышивка и кружева
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
съемка пейзажей
Суббота, 16 Мая 2009 г. 00:56 + в цитатник
может быть, раньше уже публиковала эту ссылку, но повторение — сами знаете кто кому ))
Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории
Все снимают пейзажи.
Это, пожалуй, самый распространённый жанр любительской художественной фотографии. Снимаем всё, что нам нравится: разнотравье полей, тишину леса, воздух долин, живописные берега рек и озёр; на даче, в походе, на отдыхе… Как хороша жизнь! Чего не скажешь о получившихся фотографиях: какие-то неинтересные, низ – чёрный, верх – белый. И ровно посередине дорога, идущая в никуда…. Вот и поговорим, почему так получается.
Фотография, с технической точки зрения, состоит из трёх условно-независимых составляющих: СВЕТА, ЦВЕТА и ФОРМЫ. Отметим сразу, что простого наличия этих трёх составляющих вовсе недостаточно, что бы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа. Однако, без их гармонии Ваша работа не может претендовать на успех. В данной статье автор хотел бы поделиться некоторыми сугубо практическими приёмами при работе с этими понятиями.
Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории
« Это тот разговор про свет,
который я очень хотел услышать
во время учебы ,
но не услышал, к сожалению.
пришлось самому
собирать для этого
материал…
на это ушло 20 лет..»
А. Носовский
Всех нас интересует кино. Мы любим смотреть кино и очень
хочется снимать его. Вспомните свой любимый фильм.
Какие кадры встают перед Вашими глазами?
Кадры, которые снял оператор.
Об этой профессии и пойдет речь в мастер-классе
по операторскому мастерству «Практическая теория света».
Обычно операторы в тени своей профессии, но если
присмотреться у многих есть свой почерк. Есть он и у
Александра Носовского. Его фильмы можно узнать
по потрясающе выверенной композиции и поставленному свету.
Этот семинар будет полезен не только операторам,
но и режиссерам. Даст крылья Вашей фантазии:
каким будет Ваше кино.
Мастер-класс рассчитан как на
профессиональных, так и начинающих
операторов, фотографов, режиссеров
и видеографов. ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
1.ВЫ УЗНАЕТЕ КАК СТАВИТЬ СВЕТ НА:
ВЕЩИ, НА ЛИЦА, НА АКТЁРСКИЕ СЦЕНЫ
2.КАК ОПТИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ИСТОЧНИКИ СВЕТА ОТ 1 И БОЛЕЕ
3.КАК НАЙТИ ЛУЧШИЙ ЭФФЕКТ СВЕТА
ДЛЯ АКТЁРА И АКТЁРСКОЙ МИЗАНСЦЕНЫ
4. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ ОПЫТ
ЖИВОПИСИ ОТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ДО НАШИХ ДНЕЙ
5. УЗНАЕТЕ КАК ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСТАНОВКА
СВЕТА В ФОТОГРАФИИ И КИНО
Природа естественных световых эффектов, искусственные
эффекты света на конкретных примерах заявленных
в репродукциях живописи, фотографиях, фрагментах кино.
Понятия о стиле освещения, традициях в истории
использования художественного света, история вопроса
СВЕТ В ЖИВОПИСИ
Ян ван Эйк Чета Арнольфини Первое изображение светотени
Леонардо да Винчи Сфумато, Воздушная перспектива
Вермеер Дельфтский Свет от окна
Питер де Хох Свет в интерьере
Жорж де Латур Свет от свечи
Редон Мистический свет
Кирико Световая графика
Эдвард Хоппер Свет 20-го столетия
СВЕТ В ФОТОГРАФИИ
Надар, Эвард Стейхен, Ансел Адамс, Питер Хорст, Йозеф Судек,
Картье Брессон, Гарри Калахан, Алекс Уэбб, Трент Парке
натурные световые эффекты ПОД СЕНЬЮ НЕБЕС (1990) оператор Витторио Стораро
свет в интерьере МОИ ЧЕРНИЧНЫЕ НОЧИ (2007) оператор Дариус Хонджи
свет в павильоне Сладкая жизнь (1960) оперАТОР Отелло Мартелли
Я Куба (1964) – оперАТОР Сергей Урусевский
Специфика использования эффектов света
в фотографии и кино
Свет и жанр съемки
Натюрморт, Портрет, Пейзаж, Репортаж
на натуре ( вопросы подсветки)
в интерьере (принципы использования естественной и искусственной подсветки)
в павильоне ( некоторые принципы из личного опыта)
свет «на актера»
свет «на сцену»
свет «универсальный»
костюмное кино — х/ф “Вино из одуванчиков”
военное кино — х/ф “Время собирать камни”
современное кино х/ф “Нулевой километр”
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
Типы источников освещения:
Приборы с линзой Френеля, приборы типа Парлайт, с оптической линзой типа Дедолайт
Софтбокс, Химера, Октодом, Кинофло, Лайтпанель и т.д…
Использование отражателей и фрострам
Поиск света
Количество источников света на площадке, принципы их взаимодействия
(схемы света: от одного прибора до сложных схем )
Принцип формирования списка света для съемки
Демонстрационная съемка предметов. Принципы постановки света.
в натюрморте, прикладной съемке, рекламном пэкшоте.
Принципы постановки света на портрет.
Практическая съемка в студийных условиях.
Грим, костюм как часть съемочного процесса
Главная задача поиск направления света на крупном плане
поиск эффекта света в кадре
работа с фоном
эксперименты с тональностью
создание светом глубины кадра и т.д.
Создание светового стиля
Одно лицо – пять разных эффектов света. Съемка фотомодели.
демонстрация возможностей разных эффектов света для создания портрета
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
СВЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ КАДРА
на примере живописи, фотографии и кино
(несколько постулатов из теории композиции)
Объемный свет и плоский
Тональная перспектива
Светлая, темная тональность кадра
Направление света и зависимость от этого композиции кадра
Манипуляции со светом
Световая интрига
( некоторые принципы практического применения)
Цвет в пленочном изображении и цифровом
Принцип цветовой тональности
Принцип цветового контраста
Свет, Цвет и натура
Свет, Цвет и интерьер, павильон
Свет, Цвет Погода и Время суток
Свет, Цвет и География
Особенности использования источников холодного света и источников теплого света
Цвет люминесцентного света. Неон. Художественное использование
Использование светофильтров для работы с цветом
СВЕТ И КОНТРАСТ
Натура.
Особенности съемки в условиях сильного и условиях слабого контраста света
(солнечный свет, съемка в горах, туман и т.д)
Павильон. Интерьер. Соотношение света и тени.
СВЕТ И ЭКСПОНОМЕТРИЯ
Элементарные принципы на классических примерах
Логика точечного замера света
Замер по освещенности
Экспонометрия освещения относительно пленочного
и относительно цифрового изображения…
Светосила, ее значение, использование в художественных целях
Фокусное расстояние и эффекты света
СВЕТ И ДВИЖЕНИЕ
Движение света внутри кадра
Свет при съемке в движении
Практические примеры съемки фото и кино в машине,
поезде, катере, самолете, дельтаплане…
Свет в фото и кинорекламе
Некоторые принципы и особенности постановки света в хромакейном павильоне
Рекламное, корпоративное кино
Свет в документальном жанре
Особенности съемки при естественных источниках освещения
Свет в телевизионном и художественном кино
Создание световой истории в павильоне.
От замысла фильма до показа. Подготовка. Съемка. Работа с мастером фильма.
Павильон со всеми подробностями. От проб света до цветокоррекции.
Слайдшоу на примере телевизионного фильма “Игра в бридж”, художественных фильмов
“Продается дача” и Вино из одуванчиков
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
Демонстрационная постановка света
на актерской сцене из 2х человек
(проекция с камеры на большой экран)
а. Поиск направления света и его рисунка на крупном плане и на актерской сцене.
б. некоторые принципы построения световых схем
в. поиск световой тональности изображения (контраст, глубина светотени)
г. поиск художественного эффекта света
д. поиск стиля света в изображении
е. создание световой атмосферы
Практическое применение экспонометра и колорметра на съемочной площадке
Примеры постановки света на статичных сценах
и на сценах с движением актеров
2-3 варианта схем освещения одной и той же сцены.
Показательная съемка профессиональной камерой актерских сцен.
Отсмотр и анализ отснятого материала на экране.
Чтиво для снимающих пейзажи и немного о личных приоритетах в фотографии
Мой виртуальный друг и успешный фотограф Евгений Тимашев (в ЖЖ — rezus ) в свободное от съемок и мастерклассов время пишет книги по пейзажной фотографии. Буквально пару дней назад, на ночь глядя, я решил полистать одну их них. В итоге зачитался, «проглотил» все три книги залпом и улегся спать ближе к рассвету. И сегодня хочу вкратце поделиться своими мыслями о прочитанном и увиденном (естественно, они обильно иллюстрированы). Кроме того, всех любителей пейзажной съемки, заинтересовавшихся книгами Евгения, ждет приятная персональная скидка.
Оговорюсь сразу, что речь идет не о бумажных книгах, а о так называемых электронных. По сути это обычный pdf-файл, который легко откроется на практически любом компьютере. Безусловно, держать в руках бумажную книгу гораздо приятнее, но увы. Таковы суровые экономические реалии. Будем радоваться тому, что содержание в данном случае существенно важнее формы.
Начал я с последней на сегодняшний день книги Евгения «Пейзаж в темной комнате. Практическое руководство по обработке пейзажных фотографий«. Привожу аннотацию от автора: «В этой небольшой книге я постарался максимально компактно описать свой процесс обработки пейзажных фотографий. В 99% случаев использую именно такой инструментарий, я покажу вам абсолютно весь свой арсенал. Я привел несколько очень эффективных и универсальных техник, работающих абсолютно для всех моих снимков. Тем не менее, в книге нет полностью готовых рецептов, как сделать любую фотографию лучше. Их не существует в принципе, потому что «лучше» для каждого кадра свое. «Лучше» — это то, что помогает фотографии достучаться до зрителя. Умение хорошо обрабатывать свои фотографии, безусловно, должно быть у каждого серьезного фотографа. Но само по себе, в отрыве от остального творческого процесса, оно не работает. Важна лишь осознанность при съемке, ваше собственное фотографическое видение. Именно оно помогает находить в природе удивительные вещи, проживать вместе с ними истории и рассказывать своими фотографиями об этом опыте.»
Буду откровенен, как человек с кое-каким фотографическим опытом, ничего нового для себя я в практической части этой книги не увидел. Более того, о чем-то я и сам писал когда-то у себя в блоге. В частности, о необходимости съемки в RAW, о яркостных масках и так далее. Однако, умом я понимаю, что для менее подготовленного читателя в книге могут найтись несколько крайне ценных практических советов. По тому же сведению трёх экспозиций в одну, например. Меня же куда более зацепили философские рассуждения автора о необходимости обработки фотографий. Даже можно кое-что законспектировать для веских ответов любителям «естественности».
Следующая книга, которую я стал читать, это «Осознанный пейзаж. Как создавать фотографии, в которых есть любовь«. Тоже для начала привожу информацию с сайта: «Эта книга получилась скорее философской, чем прикладной. В ней нет каких-то четких алгоритмов, пользуясь которыми можно делать хорошие фотографии. Как нет здесь и каких-то тайных знаний, секретов. Нет, потому что их не существует в принципе. Все, что нужно человеку для создания кадров, которые цепляют — это фотоаппарат, фантазия и интерес. Камера — это ваш инструмент. Фантазия — это то, что помогает вам разглядеть в привычном мире что-то гармоничное, почувствовать что-то необычное и поделиться всем этим со зрителем. А интерес — это тот локомотив, который дает вам ежедневную мотивацию заниматься фотографией, огромную веру в успех. Интерес дарит вам вдохновение, запрещает придумывать себе отговорки и искать причину собственных ошибок где-то на стороне«.
Это действительно довольно глубокая философская книга с рассуждениями автора о вдохновении, подражании, нарушении правил, «ловле света» и так далее. На последнем моменте особенно заострю внимание. Очень многие фотолюбители каждый раз неизменно сокрушаются о том, что со светом не повезло и вообще всё плохо. Евгений поднимает эту проблему и рекомендует. Впрочем, прочитаете сами.
И, наконец, третья книга «Пейзаж в кадре. Как создавать хорошие фотографии, не тратя деньги на оборудование«. Самая первая книга Евгений Тимашева, написанная в 2010 году. Аннотация: «Если вы спросите меня, какой самый распространенный вопрос из тех, что задают мне читатели блога, я без раздумий отвечу: «Какой камерой вы снимаете?». Я очень хорошо понимаю почему этот вопрос задается в первую очередь. Люди ищут причины собственных неудач, или не достаточных успехов в фотоделе, и потребительская модель в которой качество снимков напрямую зависит от стоимости фототехники, очень удобна для них. Ведь согласно ей, все что нужно — это накопить денег на дорогой фотоаппарат, и дело будет в шляпе. К счастью, никакой связи между деньгами, потраченными на фототехнику, и качеством фотографий нет. Все, что влияет на итоговый результат — это собственное фотографическое видение каждого человека. «Пейзаж в кадре» — небольшая книга о том, как научиться использовать это видение при съемке пейзажа, как отыскать эмоции, настроение и как передать их при помощи фотокамеры«.
Эдакий сборничек развернутых советов по пейзажной съемке. Тоже с удовольствием ознакомился, хотя некоторые вещи показались очевидными. Но опять, уровень подготовки и опыта, у всех различен и то, что кажется само собой разумеющимся для одного, может быть абсолютно в диковинку для другого.
Любую из этих электронных книг вы можете приобрести на сайте Клуба пейзажной фотографии с 20%-ной скидкой. Для этого, при оформлении заказа нужно ввести код купона «muph20» (без кавычек).
И в качестве вывода из прочитанного. Пожалуй, сам я далек от тру пейзажного фотографа. Я в жизни не смогу сидеть две недели на берегу даже самого прекрасного горного озера в ожидании самого фееричного света. Даже если свет будет идти за мной с отставанием на день-два, скорее всего, я уйду или уеду дальше. Для меня, как это я понял после прочтения этих книг, сами фотографии не являются первичной целью путешествия. Скорее всего, это приятный бонус, которые добавляет некоторой осмысленности перемещений и помогает в будущем разбудить более яркие воспоминания. Я не парюсь, если закат был так себе или я вообще на него опоздал. Да, если я нахожусь в красивом месте, я обязательно заведу будильник, чтобы снять рассвет, но, если он будет никаким, то я не буду считать поездку испорченной. Как говорил один мой знакомый «Главное — движение, а цель приложится!». Не будет света, больше проведу времени в общении с женой, дочкой или друзьями, а несколько карточек на память получатся так или иначе.
Кстати, а вот, кстати, давайте вместе расставим приоритеты.
Пейзаж в кадре
Все хотят идеально резкие кадры. Я знаю это, потому что разговариваю со своими студентами на мастер-классах. Вопросы обычно касаются трех вещей: техническое качество, поиск кадра и композиция, обработка. Подавляющее большинство вопросов о технических аспектах фотографии касаются именно получения резкого кадра.
Сегодня мы поговорим об этом очень подробно. Сначала я дам немного теории, а затем мы перейдем к практическим методикам: как добиться максимальной резкости на всех планах снимка.
Субъективность понятия “резкость”
Конечно целью всех настроек камеры, связанных с резкостью, является получение резкой картинки на всех планах кадра. Одновременно резким должен быть как передний план, так и объекты расположенные на бесконечном удалении от фотоаппарата. Так формулируется задача в большинстве случаев. Однако, прежде чем перейти к рассказу о практических методах фокусировки, используемых в пейзажной фотографии, я бы хотел обратить ваше внимание на одну очень важную штуку: понятие резкости субъективно. Например, мы берем камеру, фокусируемся на, скажем, камень и делаем снимок. При этом мы видим, что на итоговой фотографии возникает зона резкости, в которую попадает наш камень, некоторые объекты перед ним, и некоторые объекты за ним. Мы с уверенностью можем сказать, что наш камень является 100% резким. То же самое мы можем сказать и об объектах, которые находятся рядом с ним.
Однако, чем дальше от камня перемещается наш взгляд, тем все более сложной становится задача определения резкости объектов, встречающихся нам по пути. Что-то нам кажется однозначно резким, что-то – слегка размытым, но вроде бы резким, а что-то попадает в “серую зону”, когда точно сказать резок ли данный объект очень и очень сложно. То есть выходит, что на любой локации, при любых настройках камеры 100% резкими бывают лишь те объекты, которые попадают в плоскость фокусировки, а все остальное – дискуссионно. И мы просто должны заранее условиться, что для нас является допустимо резким, а что – уже нет. Таким образом, граница зоны резкости – всегда условна и зависит от того, какая детализация на итоговом кадре является для нас приемлемой.
Гиперфокальное расстояние
Теперь давайте разберем один несложный пример. Мы берем камеру и фокусируемся на бесконечность. Это может быть гора на заднем плане или непосредственно линия горизонта. На полученной фотографии все бесконечно удаленные от нас объекты будут однозначно резкими, а вот все, что находится ближе будет становиться все более и более не резким. То расстояние, начиная с которого резкость объектов перестает быть для нас приемлемой, называется гиперфокальным. Для каждого фокусного расстояния и для каждого значения диафрагмы гиперфокальное расстояние будет свое, и вычисляется оно по специальной формуле. Если мы знаем гиперфокальное расстояние для текущих значений диафрагмы и фокусного расстояния, мы можем получить максимально возможную глубину резкости для этих настроек. Для этого достаточно вручную сфокусироваться на гиперфокал, при этом в зону резкости будут попадать все объекты от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.
Кружок нерезкости
Возвращаясь к условности понятия резкости, нельзя не затронуть еще один важный параметр, который как раз и определяет ту границу, которая делит области кадра на резкие и не резкие. Называется он кружок нерезкости. Давайте представим, что каждый объект в кадре состоит из множества световых точек. В плоскости фокусировки каждая такая точка имеет минимальный размер, поэтому и весь объект кажется нам детализированным и резким. При этом, чем дальше объект удален от плоскости фокусировки, тем все больший и больший размер имеет каждая такая точка. То есть получается, что удаленные от плоскости фокусировки объекты состоят уже не из точек, а из пятнышек, и чем крупнее эти пятнышки, тем менее резким выглядит объект. Одно такое пятнышко и называется кружком нерезкости. И, для того, чтобы точно установить границы зоны резкости, мы должны условиться о максимально допустимом размере кружка нерезкости. Проще говоря, мы должны сказать: все объекты, состоящие из пятнышек размером X или меньше – резкие.
Какой же размер кружка нерезкости считается стандартным? Все современные производители фототехники используют значения 28 микрон. Именно по нему рассчитываются и наносятся на объективы специальные шкалы гиперфокальных расстояний, по которым можно ориентироваться при выборе правильной точки фокусировки (шкалы бывают только у объективов с фиксированным фокусным расстоянием, да и то не у всех). Однако этот стандарт, принятый в середине прошлого века, уже заметно устарел. Размер пикселя матрицы современной цифровой камеры равен 5-10 микрон, что в 3-6 раз меньше стандартного размера кружка нерезкости. Поэтому корректным размером должно быть число сопоставимое с размером пикселя вашей камеры (у Владимира Медведева есть полезная таблица с характеристиками камер). В целом же можно принять за стандарт 10 микрон для камер с кроп-фактором и 15 микрон для полнокадровых кадр с более крупным пикселем матрицы.
Фокусирование на широком угле по таблицам
Теперь давайте перейдем к практическим способам фокусировки. Первый способ подразумевает использование таблиц или калькуляторов гиперфокальных расстояний. Если в вашем распоряжении таблица, убедитесь, что она рассчитана для кружка нерезкости адекватных размеров: 10-15 микрон (размер кружка должен быть сопоставим с размером пикселя вашей камеры). В случае с калькулятором также убедитесь, что размеры этого параметра заданы правильно (не используйте калькуляторы, в которых нельзя вручную задать кружок нерезкости). Предполагаем, что ваш кадр уже выстроен, вы готовы снимать, осталось только найти точку фокусировки и выставить правильную диафрагму. Алгоритм работы с таблицей такой:
- Оцените примерную дистанцию до самых ближних объектов, которые попадают в кадр и должны быть резкими. Назовем это расстояние X.
- Найдите в таблице для вашего фокусного расстояния гиперфокал равный дистанции примерно вдвое больше X.
- Посмотрите какой диафрагме соответствует это гиперфокальное расстояние.
- Выставьте это значение диафрагмы на камере (можно для уверенности дополнительно прикрыть диафрагму еще на одну позицию).
- Вручную сфокусируйтесь на гиперфокальное расстояние.
- Сделайте кадр.
Фокусирование на широком угле: практический способ
Предыдущий способ дает максимальную точность, однако из-за необходимости использования таблиц или калькуляторов он слегка громоздок. Также препятствием может стать неточная или неполная шкала расстояний на объективе. Зачастую, в особенности на зум-объективах, отметки на шкале нанесены всего до 1-2 метров, после чего сразу располагается отметка бесконечности. То есть точно сфокусироваться вручную на расстояние более 2 метров не представляется возможным. Поэтому я хочу предложить вам другой способ, не требующий таблиц и не предполагающий ручное наведение на резкость. Если внимательно изучить таблицы гиперфокальных расстояний для основных фокусных расстояний, видно, что значения для закрытых диафрагм (f/11 – для кроп-камер и f/16 – для полнокадровых камер) лежат в пределах от 1 до 3 метров. Поэтому, если все время снимать на этих значениях диафрагмы, для выбора точки фокусировки достаточно просто оценить сцену на глаз. Если объекты переднего плана расположены на расстоянии от 1,5 метров от камеры, то достаточно просто сфокусироваться на них, используя автофокус. Если же объекты расположены ближе, то точку фокусировки можно расположить немного за ними, в пределах тех же 1,5 метров. В большинстве случаев такой способ работает, а в случае сомнений всегда можно оценить резкость переднего и заднего планов по экрану камеры и, в случае необходимости, скорректировать точку фокуса или еще прикрыть диафрагму (без лишней надобности значения меньше f/16 лучше не использовать из-за появления заметного эффекта дифракции, приводящего к существенной потере детализации кадра).
Фокусирование на телеобъектив
Два описанных выше способа имеет смысл применять при съемке на широкоугольный объектив. В случае пейзажной фотосъемки на телеобъектив, чаще всего все значимые элементы кадра расположены далеко от камеры. Поэтому в этом случае достаточно просто фокусироваться на бесконечность при помощи автофокуса. Для уверенности в качестве объекта фокусировки можно выбирать самый ближний из все элементов кадра.
Это мой метод. Я использую его много лет, и он отлично работает. Призываю вас не просто читать, а сразу же пробовать эти техники на практике.
Да, и не забудьте поделиться этой техникой со своими друзьями в соцсетях. Пусть у них тоже больше не будет проблем с резкостью. Нажимайте на социальные кнопочки под статьей. 🙂
Книги про фото
Эта тема просто обязана была появиться. Давайте выкладывать здесь ссылки на книги по фотографии.
Почин с меня. Надеюсь, кому то эта информация будет полезной.
Всвязи с частыми сбоями на сервере mylivepage чуть позже выложу книги на путевый файлообменник.
Почитайте Дыко «Основы композиции в фотографии» http://www.photoforum.ru/art/3.ru.html
Книги и статьи по современной и не очень фотографии (pdf) http://rumata.net/books/
особенно рекомендую книгу А. Г. Симонов — Фотографирование при искусственном освещении. Книга была выпущена в 1959 году, но до сих пор весьма актуальна. Теория света при съемке портрета, натюрморта, предметной съемки галогеновыми и импульсными источниками. Очень доступно изложенный материал, актуальные и до сих пор используемые в практике схемы освещения. Объем 56 страниц с черно-белыми иллюстрациями
Adobe Photoshop CS3 официальное руководство пользователя на Русском языке, 735 страниц в формате PDF прямо с сайта Adobe, забираем, 26 Mb. http://help.adobe.com/ru_RU/Photoshop/10.0/photoshop_cs3_help.pdf
Не совсем фотография, но очень близкая тема
250 советов фотографу. pdf
Robert Caputo, ‘Вечерняя и ночная съемка. pdf
Анцев В., ‘Зонная система пpи экспониpовании’.pdf
Бабинцев В., ‘Как подготовить фотографии к публикации в Интернете’.pdf
Баканов А., ‘Точка съемки и композиция снимка’.pdf
Билл Флеминг. Фотореализм — Профессиональные приемы работы. pdf
Вазенмиллер Е.А., ‘Поляризатор для фотографии’.pdf
Варшавский И., ‘Композиция кадра’.pdf
Гарус М., ‘Зонная система экспонометрии’.pdf
Геращенко Э., ‘Фокусировка — всё просто и непросто’.pdf
Гонт Л., ‘Экспозиция в фотографии’.pdf
Дж.Хилтон, ‘Студийный портрет. Руководство по классическому портрету’.pdf
Дмитрий Кузнецов, ‘Художественная фотосъёмка горных пейзажей’.pdf
Дыко Л.П., ‘Беседы о фотомастерстве’.pdf
Ерин А., ‘Форма и размер’.pdf
Ермолаев П. Н., ‘Фотосъёмка’.pdf
Ермолаев П. Н., ‘Цвет и Свет’.pdf
Железняков — Цвет и контраст. pdf
Зонная теория Ансела Адамса и расчет экспозиции по нескольким точкам замера. pdf
ИНСТРУКЦИЯ по эксплуатации импульсных ламп типов ИФП 15000 и ИФК2000.pdf
Как сделать портрет Монте. doc
Как сделать портрет Монте. pdf
Килпатрик Д., ‘Свет и освещение’.pdf
Клаус Фишер, ‘Фотография обнаженного тела’.pdf
Клецель Алексей-Статьи на темы компьютерной графики и графического дизайна. pdf
Конструкция и композиция. pdf
Лапин А.И., ‘Фотография как. ‘, части 1-2.pdf
Лапин А.И., ‘Фотография как. ‘, части 3-5.pdf
Лапин А.И., ‘Фотография как. ‘, части 6-9.pdf
Лапин А.И., ‘Фотография как. ‘, части 10-12.pdf
Лапин А.И., ‘Фотография как. ‘, часть 13.pdf
Ли Фрост, ‘Современная фотография’.pdf
Ли Фрост, ‘Творческая фотография идеи, сюжеты, техники съемки’.pdf
Ли Фрост, ‘Фотография — вопросы и ответы’.pdf
Ли Фрост, ‘Черно-белая фотография’.pdf
Линеиная перспектива — прием передачи пространства на плоскости. pdf
Лоскутов Александр, ‘Фотографирование в театре’.pdf
‘МАТРИЦА И ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОЗАМЕРА’.pdf
Митчел Э., ‘Фотография’.pdf
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИЗМЕРЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ. pdf
Основы экспонометрии. pdf
Палько О., ‘Домашняя студия. Портреты и обработка, публикация’.pdf
Панорамная съемка — практические рекомендации. pdf
Пашис А., ‘АСПЕКТЫ рационального анализа композиции. ‘.pdf
Пейзаж, портрет, натюрморт — практика любительских фотосъемок. doc
ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ. pdf
Портрет — изображение конкретного человека или группы людей. pdf
Престон-Мэфем К., ‘Фотографирование живой природы’.pdf
Раушенбах Б.В. ‘Общая теория перспективы Раушенбаха глазами фотографа’.pdf
Раушенбах Б.В. Цитата из книги ‘Пристрастие’.pdf
Роджер Хикс и Франсис Шульц, ‘НАТЮРМОРТ. РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИКЕ ОСВЕЩЕНИЯ’.pdf
Родин Юрий, ‘Гиперфокальное расстояние объектива (ГР) и его практическое использование’.pdf
‘СВЕТ и СЪЕМОЧНАЯ КАМЕРА’.pdf
Симонов А.Г., ‘Фотографирование при искусственном освещении’.pdf
Уэйд Дж., ‘Техника пейзажной фотографии’.pdf
ФЕЛЬДМАН Я.Д. КУРСКИЙ Л.Д., ‘Техника и технология фотосъёмки’.pdf
ХЭ. ‘Как повысить чёткость снимка при съёмке пейзажей’.pdf
ХЭ. ‘Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории’.pdf
ХЭ. ‘О постановочной фотографии’.pdf
ХЭ. ‘Одушевлённый пейзаж’.pdf
ХЭ. ‘Популярно про экспозицию при съёмке пейзажа’.pdf
ХЭ. ‘Что такое цветовая температура и как бороться с её вредными проявлениями’.pdf
Дыко беседы о фотомастерстве. chm
Grazuolis — Азбука эротической фотографии. chm
Hilton — Фотографирование детей. chm
Иванов-Алилуев — Фотосъемка пейзажа .chm
Теория и практика фотографии. chm
Джули Адер Кинг — Цифровая фотография для Чайников (4-е изд).pdf
Надеждин Н.Я. — Цифровая фотография. Практическое руководство. pdf
Синтия Л. Барон, Дэниел Пек — Цифровая фотография для начинающих. pdf
Стивен Гринберг — Самоучитель .Цифровая фотография (3-е изд).pdf
Я люблю цифровую фотографию. pdf
Фотошоп книги и статьи
Adobe Photoshop 7 Самоучитель — Александр Тайц, Александра Тайц. pdf
Adobe PhotoShop CS-Полезные советы от экспертов. pdf
Photoshop 7 Библия пользователя — Дик Мак-Клелланд. pdf
SAMS-Adobe Photoshop CS за 24 часа. pdf
Абрамов В., ‘Photoshop. Черно-белое из цветного. Обработка изображений в градациях серого. ‘.pdf
Абрамов В., ‘Корректирующие слои Photoshop’.pdf
Абрамов В., ‘Монокль средствами Photoshop’.pdf
Алексей Шадрин, Андрей Френкель, ‘Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем’.chm
Гурский Ю.А., Васильев А.В.,’Photoshop CS. Трюки и эффекты’.pdf
Келби Скотт — Хитрости и секреты работы в Photoshop CS.pdf
Оуэн Демерс, ‘Цифровое текстурирование и живопись’.pdf
Повышение резкости фотографий. pdf
Принг Роджер, ‘Энциклопедия шрифтовых эффектов в Photoshop’.pdf
Семенов К., ‘Возможности, которыми пользуются не все или в очередной раз про обработку в ФШ. Оптимизация работы. ‘.pdf
Файнштейн В., ‘Как подготовить фото к WEBу’.pdf
Маргулис Дэн — Photoshop 6 для профессионалов. pdf
CD Photoshop 6 для профессионалов 59mb
Маргулис Дэн — Photoshop для профессионалов. классическое руководство по цветокоррекции. pdf
CD Photoshop для профессионалов. классическое руководство по цветокоррекции 149mb
Кэтрин Айсманн, ‘Ретуширование и обработка изображений в Photoshop. 2-е издание. ‘.pdf
Кэтрин Айсманн, ‘Ретуширование и обработка изображений в Photoshop’.pdf
Кэтрин Айсман Images.rar 41mb
Кэтрин Айсман Actions.rar
Маргулис Дэн — Photoshop Lab Color. Загадка каньона . pdf
Маргулис Дэн — Photoshop Lab Color. Загадка каньона . CD 160mb arc
Некоторые методические аспекты работы над пейзажем
Статья просмотрена: 305 раз
Библиографическое описание:
Спирина М. В. Некоторые методические аспекты работы над пейзажем // Молодой ученый. 2009. №12. С. 406-408. URL https://moluch.ru/archive/12/995/ (дата обращения: 20.11.2019).
Во время обучения в высшей школе будущий педагог изобразительного искусства должен усвоить целый ряд методических положений, связанных изображением пейзажа. Также он должен изучить различные породы деревьев, рисунок ветвей, цветов и растений. Все это тесно связано с преподаванием в школе тематического и декоративного рисования.
Для некоторых студентов и будущих педагогов пейзаж является излюбленным жанром их творческой деятельности. Кроме того, изучая этот жанр изобразительного искусства, студенты углубляют свои знания в области перспективы, усваивают новые технические приемы работы различными материалами.
Изучая в теории и на практике основные положения пейзажного рисунка, нужно строго соблюдать методическую последовательность в построении изображения. Приступая к рисунку пейзажа, прежде всего, необходимо выбрать сюжет и построить композицию. Очень важно верно распределить акценты в изображении. Иногда художнику приходится ради композиционного единства и большей убедительности немного сдвинуть в сторону изображение какого-либо объекта, добавить или опустить некоторые детали и т. д. Главное в композиции выбрать нужную точку зрения и удачно расположить объекты.
Начинают, как правило, с небольших поисковых набросков. В них рисовальщик должен сосредоточить внимание на главном, выделить основную идею композиции, выполнить обобщенный рисунок, не прорабатывая отдельных деталей. Примером подобных набросков могут служить многие рисунки великих мастеров, например, композиционные зарисовки В.Серова. Мы видим только завязку композиционного решения, художник определяет наиболее удачную точку зрения, ищет линию горизонта, намечает очень обобщенно основные детали.
Решение такой задачи для начинающего рисовальщика представляет определенные сложности особенно, если в пейзаж вводится фигура человека. А. Дейнека писал: «При изображении фигуры в глубоком пространстве (скажем, на фоне архитектурного пейзажа) композиционные задачи, безусловно, усложнятся, так как появятся глубинные планы — начертательные и воздушные, поэтому труднее будет выявить главное, отбросить мелкие, ненужные детали. Здесь важно найти смысловое единство человека и окружающей среды. Рисуя двух людей, мы должны найти ясный пластический диалог — своего рода изобразительный рассказ о встрече этих персонажей»[1, С. 169].
Таким образом, как в учебном рисунке, так и в будущей самостоятельной работе мы будем решать композиционные задачи более сложные и трудные.
«В зависимости от характера рисунка, его целевого назначения используются те или иные средства выражения и правила композиции»[1, С. 170].
Нужно подчеркнуть, что для композиционного решения пейзажа особенно важно нахождение линии горизонта в картине, его расположение относительно зрителя.
Низкий горизонт помогает художнику подчеркнуть монументальность пейзажа. А с помощью высокого горизонта можно дать более широкую панораму пейзажа, полнее раскрыть местность. Примерами могут служить картины великих пейзажистов, таких как Саврасов, Юон и др.
Большая трудность при композиционном решении пейзажа состоит в том, чтобы дать верную характеристику изображаемой местности, чтобы все детали в пейзаже были хорошо скомпонованы между собой, помогали выразить общую идею.
Решая композицию рисунка пейзажа, нельзя выхватывать отдельные, куски, нужно показать самое характерное, типичное. Также нужно помнить и об эмоциональной выразительности рисунка, он должен ярко передавать впечатления, мысли и чувства художника.
Итак, после того как найдено удачное композиционное решение пейзажа в подготовительном наброске, можно приступать к рисунку.
Сначала намечают общую схему расположения предметов, характер форм и их пропорции, размеры. Намечают линии перспективного сокращения.
Чтобы убедительнее передать в рисунке глубину (пространство), нужно правильно установить горизонт. Уровень наших глаз является линией горизонта. Точки схода на линии горизонта помогают верно передать масштаб предметов. Масштаб предметов в перспективе определяют по находящемуся вблизи предмету, взятому за условную единицу, а затем по линиям схода к горизонту определяются все остальные объекты относительно первого. Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспективных сокращений. Перспективу в пейзаже нужно передавать средствами выразительного и живого рисунка.
Чтобы облегчить задачу начинающему рисовальщику можно разбить свой рисунок на два или три перспективных плана (передний, средний и задний). Сравнивая их между собой, будет легче определить масштабность предметов и в то же время решить тональную задачу рисунка.
Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы, которые должен усвоить каждый студент.
Основные законы достаточно известны:
1. Из-за влияния световоздушной среды четкость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает; чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчаты его очертания.
2. Сила тональных отношений, разница между светом и тенью на поверхности предметов, по мере удаления от зрителя ослабевает.
3. По мере удаления предмета от зрителя тональная насыщенность и яркость цвета ослабевает.
Леонардо да Винчи писал: «За пределами известного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они, в конце концов, обладают светлотою воздуха на горизонте. Это происходит от воздуха, который располагается между этими деревьями и глазом»[2, С. 325].Отступление от этого правила возможно при изображении моря. «Волнующееся море не имеет всеобщего цвета, но кто смотрит на него с земли, тот видит его темного цвета, и тем более темным, чем оно ближе к горизонту». Рисуя предметы на первом плане, можно нажимать инструментом (будь, то перо, или карандаш) на бумагу в полную силу; на втором плане предметы прорисовываются более мягко, а на дальнем изображаются легким прикосновением к бумаге. Этим художник добивается передачи воздушной перспективы.
Важным моментом в пейзаже является освещение. Необходимо обратить внимание на особенности собственных и падающих теней. При построении теней в перспективе прежде всего следует установить характер освещения. Это может быть искусственное освещение (от лампы) или естественное (от солнца). Если свет искусственный, то лучи от источника света распределятся от одной точки в разные стороны, образуя подобие конуса. Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере удаления от источника света увеличивается и искажается в зависимости от угла. Если свет естественный, то лучи принято считать параллельными друг другу, и от основания предмета тень будет увеличиваться только в длину по направлению лучей света.
Если тень от предмета падает на соседний предмет, то в рисунке надо учитывать не только ее силуэт, но и поверхность того предмета, на который она ложится.
Следует помнить, что моделируя форму предметов в пейзаже, студент должен прорисовывать их не с одинаковой силой, а в зависимости от удаленности и освещенности. Предметы первого плана прорисовываются более четко и детально. Предметы на втором плане рисуются более обобщенно. Леонардо да Винчи писал: «На далеких расстояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, а те, которые не являются основными, теряются вследствие своего уменьшения»[2, c.325].
Строя перспективу пейзажа, одновременно намечают «перспективу» теней. Начинающему рисовальщику нужно напоминать о том, что он должен держать общую тональность рисунка, хотя передний план представляет широкое поле для наиболее сильных тоновых контрастов. В связи с этим несколько слов о педагогических приемах. При объяснении закономерностей тональных отношений преподаватель должен не только рассказывать, но и показывать. Первое впечатление ученика, его ощущения, являются первой ступенью процесса познания, поэтому они могут создать неправильные представления о явлениях действительности и закрепиться в сознании.
Изучение жанра пейзажа невозможно без изучения рисунка деревьев, цветов и растений. Этот вид учебной работы будущему педагогу крайне необходим. К такой работе учителю нужно и соответственно подготовиться. Он должен знать, как располагаются ветви на деревьях, как они изгибаются, как на них растут листья. При объяснении учащимся характерных особенностей формы различных деревьев учителю следует напоминать о разнице в строении тех или иных видов растений. Также нужно предварительно тренироваться, делать зарисовки. Запомнить, что у березы от ствола ветки идут вверх, затем изгибаются вниз и разветвляются, переходя в тонкие стебли, которые свисают под тяжестью листьев. У плакучей березы эти крайние ветви более тонкие и длинные, у обыкновенной — они короче, более толстые и узловатые. У дуба ветки стремятся вверх, резко меняя свое направление, а листья располагаются группами на конце веток. Ветки ивы от ствола также тянутся вверх, на молодых кустарниках они так и остаются прямыми (верба), свисают только листья; а у большого дерева ветви под тяжестью листьев свисают вниз, образуя характерную струящуюся массу, из-за чего в народе ее и прозвали « ива плакучая ». У ели ветви также стремятся вверх, особенно хорошо это видно на вершине дерева (между тем многие рисуют елку с опущенными ветвями). У сосны ветви широко расходятся в стороны, а на концах резко поднимаются вверх, иглы располагаются пучками.
Чтобы хорошо изучить характерные особенности разных деревьев, необходимо тщательно прорисовать каждое из них. В старинных пособиях по рисованию пейзажа рисунку веток растений, цветов и различных пород деревьев отводился специальный раздел. Например, такие пособия, составленные в 1874 году В. В. Пукиревым и А. К. Саврасовым, даже сейчас будут интересны и полезны каждому рисовальщику.
Для зарисовки веток растений и деревьев, помимо привычных всем графитных карандашей, можно использовать самые различные материалы, например тушь и перо.
Работа над пейзажем и выполнение пленэрных зарисовок не только увлекательный, но и крайне необходимый для учителя изобразительного искусства вид деятельности, а применение на практике основных правил и пробы различных материалов обогащает и развивает творческое начало в каждом. Навыки, полученные в ходе работы графическими материалами с натуры, помогают повысить скорость выполнения работы, что благоприятно сказывается на педагогическом рисунке, а также развивают мышление, внимание и зрительную память.
- Дейнека А. А. Учитесь рисовать.— М.. 1961
- Книга о живописи Леонардо да Винчи— живописца и скульптора флорентийского. М., 1968