Негативное пространство в фотографии
MARIA ALTYNBAEVA
FOOD PHOTOGRAPHER
НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ФУД-ФОТОГРАФИИ
Давай сегодня поговорим про очень эффектный композиционный прием — негативное пространство в кадре.
Этот прием используется не так часто, но фотографии с ним смотрятся очень стильно!
Что такое негативное пространство?
Негативное пространство – это часть фотографии, пустая от снимаемых объектов. Это пустое пространство не рассредоточено по площади кадра, а сконцентрировано в одном месте.
По моим наблюдениям, эффект от негативного пространства ощущается, когда оно занимает не менее 1/3 кадра .
Фото @local_milk
Главный признак негативного пространства – однородность . Это значит, что в нем нет никаких предметов (крошки и т.п. могут быть), смены фактур или материалов, четко выраженных рисунков.
Несмотря на то что фон фактурный, он однородный. Подобные фото часто считают фото с негативным пространством. По моему мнению, это не так, потому что пустое пространство на данном снимке неоднородно (мы видим смену фактур). Фото https://foodiesfeed.com/awesome-food-photography-19-cake-porn/
Что дает использование негативного пространства?
1. Этот прием позволяет показать атмосферу вокруг снимаемых объектов. Пространство, окружающее блюдо, становится заметным. Его фактура, цвет, материал несут информацию и помогают рассказать зрителю историю.
Глядя на этот фактурный деревянный фон, сразу представляешь старый деревенский дом. Фото @whatforbreakfast
2. Глаза зрителя «отдыхают» на пустой области снимка. Это улучшает восприятие фотографии. Негативное пространство помогает избежать перегруженных фотографий.
3. Этот прием акцентирует внимание на главном объекте съемки, позволяет расставить смысловые акценты.
4. С помощью негативного пространства можно подчеркнуть маленький размер снимаемого объекта. Большая пустая область и маленький объект дают сильный контраст по размеру.
Фото @gkstories
Как сделать фотографию с негативным пространством?
1. При построении композиции нужно акцентировать внимание не на снимаемом объекте, а на пространстве вокруг него, его форме. Т.е. нужно думать, как лучше показать окружающее еду пространство. Это немного непривычно, потому что мы привыкли думать наоборот — строить кадр от главного объекта.
2. Акцент на пространстве вокруг объекта не означает, что можно менее тщательно оформлять блюдо. Еда должна быть красивой и аппетитной, а реквизит — грамотно подобранным с учетом стиля съемки.
Фото Kaitlyn Du Ross Walker
3. Желательно, чтобы негативное пространство было фактурным. Фактура делает даже пустое пространство интересным и заставляет зрителя дольше разглядывать снимок.
Фото @local_milk
4. Важно, чтобы блюдо гармонично вписывалось в это пространство по стилю и по цвету.
С негативным пространством можно строить как простые композиции, так и очень сложные с большим числом деталей.
Вот примеры простых, но не менее эффектных композиций.
Фото Kaitlyn Du Ross Walker Фото @whatforbreakfast Фото Kaitlyn Du Ross Walker
А вот сложные композиции.
Фото @local_milk Фото @local_milk Фото @thefreakytable Фото @vkrees
На мой взгляд, наиболее сложные композиции с негативным пространством — это те, где оно делит несколько групп объектов. В таких кадрах важно, чтобы композиция не потеряла целостность и группы объектов не выглядели случайными соседями.
Фото @local_milk
Большинство кадров в негативным пространством сняты под углами около 0° и 90°. Но этот прием можно использовать и при съемке с других углов. Смотрим примеры.
Мое фото сделано под углом около 30° Это фото сделано под углом около 45°. Фото @whatforbreakfast
Если у тебя сразу не получается сделать классный кадр с негативным пространством, не расстраивайся! Потренируйся, и все получится!
Негативное пространство в фотографии
Автор: Frank Gallagher
Перевод: Алексей Шаповал
Пространство – один из основных элементов искусства (наравне с линией, цветом, формой, текстурой и значением цвета). Грамотное использование негативного пространства позволяет добавить фотографии дополнительное измерение. В этой статье мы исследуем тему негативного пространства, узнаем, что оно из себя представляет и как его можно использовать.
Позитивное и негативное пространство
Если существует негативное пространство, значит должно быть и позитивное? Понимание второго позволяет нам осознать, как работает первое. Позитивным пространством обычно называют субъект фотографии: летящего орла, гору, цветок, человека. Это как экстраверт, который лезет на передний план, пытается привлечь внимание и кричит: «Посмотрите на меня! Посмотрите на меня!» Если ваш взгляд за что-то цепляется, это – основной элемент кадра.
Текстурированная серая стена обеспечивает негативное пространство, позволяющее дереву выделяться.
Негативное пространство – это интроверт, скромно пытающийся скрыться от внимания и смешаться с фоном. Он не требует внимания. Это может быть сугроб, сквозь который пробивается пучок зелени (субъект, он же позитивное пространство), небо, в котором летит орел, монотонная стена за человеком или песок вокруг камня. На снимке в начале статьи негативное пространство – это небо. Оно может оставаться незамеченным, но при этом играть важнейшую поддерживающую роль, изолируя субъект и привлекая к нему внимание, задавая настроение и предоставляя место для маневров.
«Негативное» не значит пустое. Никак нет! Небо, в котором летает орел, может быть облачным. Стена может быть цветной или иметь текстуру. Боке объектива при f/2.8 может создать нежное, мягкое и цветастое негативное пространство на фоне фотографии цветка крупным планом или макроснимка стрекозы.
Нельзя сказать, что позитивное пространство лучше негативного, оно просто другое. Трудно создать привлекательный снимок, имея только что-то одно, но, когда они вместе, создается потрясающий эффект. Не имея гармоничного сочетания позитивного и негативного пространства, в конце концов вы получите либо загроможденную и непонятную, либо пустую и одинокую фотографию.
Негативное пространство везде
Графические дизайнеры постоянно используют негативное пространство, чтобы ненавязчиво подчеркнуть свою задумку. Хорошим примером служит логотип FedEx. Фиолетовые и желтые буквы – позитивное пространство, яркие и цветастые. Они будто выпрыгивают с экрана или бумаги. Их легко заметить в любых условиях. Этот логотип лезет на передний план. Белый фон же выступает негативным пространством. Он помогает буквам быть заметнее. Но посмотрите внимательнее! Участок между буквами Е и х имеет форму стрелки, символизируя чувство движения и скорости. Негативное пространство заставляет буквы логотипа выделяться и задает энергичное, прогрессивное настроение.
Скульптура – это позитивное пространство, окруженное негативным. Последнее придает ей форму и объем. Мебель и аксессуары в комнате также выступают позитивным пространством на фоне негативного пространства стен и пола. Если интерьер продуман, они хорошо сочетаются, создавая ощущение гармонии. Как только вы начнете смотреть внимательнее, то заметите, что позитивное и негативное пространство окружает нас куда ни глянь!
Как же эффективно использовать всё это в фотографии?
Негативное пространство в виде песка обеспечивает контраст и интерес, подчеркивая камень, лежащий на нем.
Четыре способа применить негативное пространство
Темный фон делает тюльпан главным и заметным субъектом в кадре.
1. Изолировать субъект и привлечь к нему внимание
Самый распространенный способ использования негативного пространства – привлечение внимания к субъекту. Если орел запечатлен на фоне ясного неба, взгляд автоматически приковывается к нему. Белая стена за идущим человеком позволяет сфокусироваться на нем. При съемке портретов обычно делают так, чтобы фон изолировал субъект. Мелкая глубина резкости делает цветок на переднем плане живее.
В каждом случае негативное пространство фокусирует внимание на субъекте. Оно заставляет предмет словно выскакивать из кадра, оставаясь при этом незамеченным.
Негативное пространство обеспечивает свободу воображения. На что смотрит этот человек? Куда он идет? Охотится ли этот парящий орел? Что собирается делать этот бегущий волк? Что находится за тем цветком?
Негативное пространство, окруженное туманом, не только подчеркивает субъект, но также вызывает определенные эмоции.
2. Задать эмоцию или настроение
Зачастую негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы. Однако, используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.
В психологии есть целая отрасль, изучающая реакцию человека на определенные цвета. Теплые оттенки – красные, оранжевые, желтые – вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же – синий, зеленый, фиолетовый – заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
Таким образом, пешеход, идущий вдоль оранжевой стены, передает ощущение энергии не только за счет своей позы, но также благодаря цвету фона. Оранжевый зачастую ассоциируется с энергией, восхищением, энтузиазмом, возбуждением и теплотой.
Субъект, вокруг которого слишком много негативного пространства, будет выглядеть одиноким и изолированным, но, когда пространства слишком мало, это может вызвать ощущение клаустрофобии.
Почти монотонная стена делает минималистичную композицию намного привлекательнее.
3. Простота и минимализм
Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Представьте, что вы стоите посреди поля с пышными дикими цветами. Это сплошная каша, состоящая из контрастирующих цветов. Как получить хороший снимок в таких условиях?
Если поместить в кадре один цветок, создать мелкую глубину резкости и затенить фон, беспорядочный пейзаж сузится до одного конкретного субъекта.
Продуктовая фотография, при работе с которой предмет располагается на белом фоне – еще один пример минималистичного подхода, где использование негативного пространства упрощает композицию и привлекает внимание к вещи.
4. Пространство для текста
Если вы планируете продавать снимки на фотостоках, знайте, что наличие негативного пространства играет особенно важную роль для покупателей. Именно в нем они помещают свой рекламный текст, названия журналов и заголовки статей. Словам нужно свободное место. Так же, как отступы в тексте повышают читабельность, делая текст менее густым и более дружелюбным, пространство вокруг текстового блока на фотографии позволяет ему выглядеть свободным и привлекательным.
Вы слышали о трех мушкетерах. Три предостережения – это их менее авантюрные братья.
Статуя Мартина Лютера Кинга смотрит влево, поэтому там должно быть негативное пространство, чтобы его взгляд был направлен на что-то, а над головой нужно немного больше свободного места.
1. Достаточно ли пространства для маневров?
Наши глаза отлично умеют следовать заданному направлению. Если субъект куда-то смотрит или двигается, должно быть достаточно места, чтобы зритель мог представить это движение или взгляд.
Подумайте о человеке, едущем на велосипеде справа налево. Если он расположен в правой части кадра, есть достаточно пространства, а зритель может без труда представить движение велосипедиста. В противном случае получается так, что субъект расположен слишком близко к своей конечной точке в кадре и создается неприятное ощущение сдержанности. В кадре недостаточно места, чтобы можно было представить это движение.
Теперь давайте возьмем портрет в профиль, человек на котором смотрит влево. Нам нужно пространство, чтобы представить, на что направлен его взгляд. Поместите субъект слишком близко к левой грани и появится ощущение, что направление взгляда отсекается.
Камни и деревья не двигаются, но эффект при расположении большей части негативного пространства слева отличается от того, который создается при помещении его справа.
2. Как понять, что негативного пространства слишком много?
Если возникает ситуация, когда пространства недостаточно, может произойти и противоположное – его очень много или оно расположено неправильно. Никому не станет лучше, если за велосипедистом или моделью будет куча ненужного пространства. До тех пор, пока вы не пытаетесь придать субъекту маленький, одинокий и неважный вид, нужно ограничивать количество негативного пространства.
Есть жесткое практическое правило, которое гласит, что негативного пространства должно быть больше, чем позитивного. Насколько? Примерно в два раза. При превышении этого порога субъект начинает выглядеть неважным. Однако, придерживаясь правила, вы получите приятный глазу результат.
3. Не забываете ли вы о своей цели?
Обращая всё внимание на субъект, легко забыть о фоне и негативном пространстве, которое он содержит. Когда вы сфокусированы на том, чтобы запечатлеть двигающийся предмет, как, например, тот орел, уделяете ли вы внимание фону, чтобы потом не пришлось часами заштамповывать линии электропередач в Photoshop? Выделяется ли пасущийся буйвол на фоне белого снега или смешивается с лесом позади него?
Компонуя снимок, остановитесь и спросите себя: «Зачем я использую негативное пространство?» Нужно ли оно, чтобы задать контекст происходящего или вычеркнуть его из кадра? Хотите ли вы изолировать и подчеркнуть субъект или показать его незначительность? Создаете ли вы ощущение движения или окутываете субъект загадочной пеленой?
Вам нужно четко определиться с целями использования негативного пространства, если хотите использовать его в качестве поддерживающего элемента. Помимо Оскара, который получает звезда фильма, есть награда для актера второго плана. Фильм не был бы таким без второстепенных ролей и ваши снимки тоже не смогут повлиять на зрителя без поддержки негативного пространства.
Какой ваш любимый способ использования негативного пространства? Расскажите в комментариях!
Как использовать негативное пространство в портретной фотографии? в закладки 1
Когда дело касается портретной съемки, одним из наиболее распространенных советов является «заполнение кадра» объектом, который снимаете. В целом, это хорошее эмпирическое правило, которое может заметно улучшить фотографию. Однако, иногда правила следует нарушать. Изучите как правильно использовать негативное пространство в портретной фотографии, это может стать полезным в ваших навыках и несомненно сделает более разнообразной и ценной вашу портретную галерею.
Что такое негативное пространство?
Когда вы фотографируете людей, то объектом вашей съемки всегда являются люди (или человек). Негативное пространство изображения — это тоже объект. В него входит передний план, фон и визуальная «комната для дыхания» непосредственно вблизи объекта съемки.
И хотя может прозвучать довольно противоречиво, но если вы оставите свободным небольшой объем пространства вокруг вашего предмета съемки, это поможет привлечь внимание зрителя непосредственно к человеку в кадре.
Как оставить гармоничное негативное пространство?
Итак, каким образом вы убедитесь, что негативное пространство в кадре выглядит продуманным, а не так, будто его захватили случайно? Вот несколько советов, которые помогут вам начать комбинировать негативное пространство с портретной фотографией.
Думайте «в третях»
При работе с негативным пространством в портретной фотографии старайтесь, чтобы ваш объект занимал одну треть изображения, а негативное пространство занимало, соответственно, примерно две трети.
Следующее указание гарантирует, что ваш объект будет достаточно велик, чтобы его можно было увидеть, одновременно создавая соотношение, которое визуально было бы приятным для глаз. Вы также заметите, что использование такого соотношения в качестве общей структуры для ваших изображений позволяет реализовать правило третей в снимках с негативным пространством, и к тому же помогает убедиться в качестве композиции фотографии, а также ее эстетичности.
Лицом к пространству
Если вы решите использовать правило третей и составить композицию таким образом, чтобы объект находился не в центре, потратьте некоторое время на эксперименты с тем, куда будет направлено лицо вашего объекта. Будет ли изображение более сильным в случае, когда лицо объекта направлено в сторону к отрицательному пространству или же, наоборот, от него? Как правило, желательно выстраивать позу объекта таким образом, чтобы он смотрел в сторону негативного пространства. Это особенно важно, если человек, которого вы фотографируете, в момент съемки находится в движении – он идет, бежит или же занимается спортом.
Таким образом наш мозг способен представить себе объект, путешествующий через негативное пространство, что создает более убедительный и правдоподобный образ. Кроме того, направляя лицо объекта съемки так, чтобы он смотрел в сторону негативного пространства, вы создадите изображение, которое выглядит более откровенно.
Переместите в центр
Имейте в виду, что не все снимки с негативным пространством должны обязательно быть со смещением! Попробуйте перенести свой объект в центр кадра, одновременно оставляя много свободного пространства вокруг вашего образа. Эта техника похожа на идею белого пространства в графическом дизайне, она находит место даже в высококлассных магазинах одежды, где специально оставляется много места между одеждой на стойках.
Ограничивая пропорции изображения мы подчеркиваем важность объектов, которые присутствуют в кадре, тем самым увеличивая их воспринимаемую ценность в нашем мозгу.
Это не только о нейтральном
Снимки с негативным пространством не обязательно должны включать нейтральный задний план или боке, что размоет фон до неузнаваемости. Независимо от того, находитесь ли вы на любимом озере или в загородном доме своей семьи, снимки с негативным пространством могут быть отличным способом для тонкой передачи атмосферы местности.
Ищите такие задние планы, которые были бы относительно однородными по цвету и структуре, потому что тогда они будут вызывать одинаковое визуальное ощущение передышки и визуального «отдыха» вблизи объекта съемки, одновременно отображая и местоположение.
Почему негативное пространство имеет такое значение?
Теперь, когда вы знаете, как снимать портреты с негативным пространством, полезно также понять, почему такие фотографии вообще важны, а также, почему вам следует рассмотреть возможность включения, по крайней мере, нескольких в каждую фотосессию.
Акцент на масштабе
Использование негативного пространства в портретной фотографии может помочь подчеркнуть «размер» человека, которого вы фотографируете. Например, если вы фотографируете новорожденного и полностью заполняете каждый ваш кадр с ним, вы, возможно, упустите возможность передать то, насколько младенец маленький по сравнению со всем, что их окружает.
В данном случае путем включения различной степени негативного пространства в изображения, вы будете лучше вооружены, чтобы подчеркнуть размер новорожденного. Аналогичным образом, вы можете рассмотреть возможность использования снимков с негативным пространством, чтобы передать через фотографию то, насколько малы, например, невеста с женихом по сравнению с огромным пляжем, на котором они поженились.
Дайте своим клиентам возможность свободного кадрирования
Если какая-либо часть вашего бизнес-плана включает в себя предоставление цифровых изображений клиентам, имейте в виду, что многие из них захотят опубликовать полученные кадры в социальных сетях.
Многие из популярных социальных медиа-платформ не очень благоприятны для типичных портретов с заполнением кадра, вынуждая вашего клиента либо обрезать часть головы, либо убирать из кадра плечи, чтобы превратить прямоугольное фото в квадратное. В таком случае человек становится похожим буквально на плавучую голову, как показано в примере выше.
Аналогично, если клиент запрашивает определенное изображение, напечатанное на бумаге, изображения с негативным пространством позволяют вам выполнить это задание, не беспокоясь о том, что часть фотографии в дальнейшем может обрезаться. Включив негативное пространство в несколько изображений, вы будете предоставлять своим клиентам больше возможностей и меньше разочарований.
Предоставьте себе широкое поле для изменений
Исходный снимок с негативным пространством слева
Хотите представить свое изображение для обложки местного журнала? Многим редакторам нужны изображения с большим количеством негативного пространства для размещения в нем текста или заголовка. Может быть, вы хотите предложить дизайн рождественской (или какой-либо другой) открытки своим клиентам? Снимки с негативным пространством помогут сделать это проще и откроют широкое поле для творчества.
Негативное пространство в этом изображении позволяет помещать в нем текст
Стремясь использовать негативное пространство каждый раз, когда вы фотографируете людей, вы открываете для себя больше возможностей для использования своих фотографий.
Заключение
В двух словах: используя негативное пространство в портретной фотографии вы можете эффективнее привлекать внимание к своему объекту съемки. Это также может ненавязчиво показывать локации. Негативное пространство также помогает подчеркнуть движение и масштаб, внести разнообразие в изображения и обеспечит большую гибкость, причем как для фотографа, так и для заказчика фотосессии. Это отличная техника, которую можно сразу же реализовывать.
Что такое негативное пространство в фотографии. Как понимать этот термин и с успехом использовать в практике
Отрицательное (негативное) пространство – это свободная от изображения область вокруг объектов съемки. С его помощью можно более эффективно подчеркивать формы и размеры, расставлять смысловые акценты, а также даже самостоятельно формировать несколько составляющих в композиции кадра.
Отрицательное пространство иногда называют также белым пространством. Его концепцию используют в искусстве, дизайне, архитектуре и скульптуре в течение сотен лет. Негативное пространство в равной степени полезно использовать и для фотографирования, потому что из вероятного среднего фотоснимка можно получить выдающуюся фотографию.
by Erin L Wiebe
К сожалению, это понятие не многие фотографы улавливают и могут воплотить на практике. Давайте рассмотрим подробнее, что такое отрицательное пространство и как с успехом использовать свои знания по этому поводу, чтобы перевести фотоснимки на более высокий уровень и добиться интересных результатов.
Так как принято считать, что негативное пространство является областью, которая окружает основной объект съемки в вашем фото (главный предмет известен, как «позитивный в пространстве»), то получается, что само определение довольно абстрактное. Например, в снимке снизу позитивное пространство – это лист в заборчике, а желтый штакетник в этом изображении формирует отрицательное пространство.
Отрицательное пространство определяет и подчеркивает основной предмет на фотографии, формирует канву изображения – обеспечивает «передышку» для глаз, предотвращая сильную перегрузку и загромождение деталями, осуществляя своего рода проводку от зрителя к тем объектам и деталям, которые следует рассматривать, тому что является основным в снимке. При правильном использовании негативное пространство обеспечивает естественный баланс с положительным пространством в композиционной сцене. Получить такой баланс на практике довольно сложно, ведь само определение достаточно субъективное. Но эти навыки тренируются и со временем у вас будет получаться все лучше и лучше.
by Nathalie Rendu
Мозг человека полон предвзятых представлений о том, как выглядят объекты с точки зрения их размера, формы, цвета, текстуры, и так далее. К сожалению, эти предубеждения искажают то, как мы видим всю сцену целиком, именно это и приводит к тому, что фотографии, которые хорошо выглядят в нашем сознании на самом деле не так хороши. Ключ к преодолению проблемы кроется в том, чтобы игнорировать объекты, которые вы собираетесь снимать, а сосредоточиться на промежутках между и вокруг них. Это заставит вас уделять больше внимания композиции и поможет увидеть формы и размеры главного объекта съемки более точно.
Посмотрите внимательно на то, что вы хотите сфотографировать и постарайтесь сформировать кадр таким образом, чтобы положительное и негативное пространство были сбалансированы относительно один другого. Будьте щедры с количеством пустого пространства, которое следует оставить вокруг главного объекта съемки. Не думайте, что нужно втиснуть визуальную информацию в каждый квадратный дюйм кадра.
by Octavian Andrei
Освоение понятия, как следует использовать негативное пространство, требует времени. Мы так привыкли к фокусировки на главном объекте в сцене, что это может показаться странным относиться к нему почти машинально. Однако, если уделять внимание тому, что окружает главный объект съемки и более тщательно подходить к вопросу «воздуха в кадре», несомненно такая практика приведет к созданию более сильных композиций.
Видеоканал Фотогора
Негативное пространство в фотографии
Пространство – один из основных элементов искусства (наравне с линией, цветом, формой, текстурой и значением цвета). Грамотное использование негативного пространства позволяет добавить фотографии дополнительное измерение. В этой статье мы исследуем тему негативного пространства, узнаем, что оно из себя представляет и как его можно использовать.
Позитивное и негативное пространство
Если существует негативное пространство, значит должно быть и позитивное? Понимание второго позволяет нам осознать, как работает первое. Позитивным пространством обычно называют субъект фотографии: летящего орла, гору, цветок, человека. Это как экстраверт, который лезет на передний план, пытается привлечь внимание и кричит: «Посмотрите на меня! Посмотрите на меня!» Если ваш взгляд за что-то цепляется, это – основной элемент кадра.
Текстурированная серая стена обеспечивает негативное пространство, позволяющее дереву выделяться.
Негативное пространство – это интроверт, скромно пытающийся скрыться от внимания и смешаться с фоном. Он не требует внимания. Это может быть сугроб, сквозь который пробивается пучок зелени (субъект, он же позитивное пространство), небо, в котором летит орел, монотонная стена за человеком или песок вокруг камня. На снимке в начале статьи негативное пространство – это небо. Оно может оставаться незамеченным, но при этом играть важнейшую поддерживающую роль, изолируя субъект и привлекая к нему внимание, задавая настроение и предоставляя место для маневров.
«Негативное» не значит пустое. Никак нет! Небо, в котором летает орел, может быть облачным. Стена может быть цветной или иметь текстуру. Боке объектива при f/2.8 может создать нежное, мягкое и цветастое негативное пространство на фоне фотографии цветка крупным планом или макроснимка стрекозы.
Нельзя сказать, что позитивное пространство лучше негативного, оно просто другое. Трудно создать привлекательный снимок, имея только что-то одно, но, когда они вместе, создается потрясающий эффект. Не имея гармоничного сочетания позитивного и негативного пространства, в конце концов вы получите либо загроможденную и непонятную, либо пустую и одинокую фотографию.
Негативное пространство везде
Графические дизайнеры постоянно используют негативное пространство, чтобы ненавязчиво подчеркнуть свою задумку. Хорошим примером служит логотип FedEx. Фиолетовые и желтые буквы – позитивное пространство, яркие и цветастые. Они будто выпрыгивают с экрана или бумаги. Их легко заметить в любых условиях. Этот логотип лезет на передний план. Белый фон же выступает негативным пространством. Он помогает буквам быть заметнее. Но посмотрите внимательнее! Участок между буквами Е и х имеет форму стрелки, символизируя чувство движения и скорости. Негативное пространство заставляет буквы логотипа выделяться и задает энергичное, прогрессивное настроение.
Скульптура – это позитивное пространство, окруженное негативным. Последнее придает ей форму и объем. Мебель и аксессуары в комнате также выступают позитивным пространством на фоне негативного пространства стен и пола. Если интерьер продуман, они хорошо сочетаются, создавая ощущение гармонии. Как только вы начнете смотреть внимательнее, то заметите, что позитивное и негативное пространство окружает нас куда ни глянь!
Как же эффективно использовать всё это в фотографии?
Негативное пространство в виде песка обеспечивает контраст и интерес, подчеркивая камень, лежащий на нем.
Четыре способа применить негативное пространство
Темный фон делает тюльпан главным и заметным субъектом в кадре.
1. Изолировать субъект и привлечь к нему внимание
Самый распространенный способ использования негативного пространства – привлечение внимания к субъекту. Если орел запечатлен на фоне ясного неба, взгляд автоматически приковывается к нему. Белая стена за идущим человеком позволяет сфокусироваться на нем. При съемке портретов обычно делают так, чтобы фон изолировал субъект. Мелкая глубина резкости делает цветок на переднем плане живее.
В каждом случае негативное пространство фокусирует внимание на субъекте. Оно заставляет предмет словно выскакивать из кадра, оставаясь при этом незамеченным.
Негативное пространство обеспечивает свободу воображения. На что смотрит этот человек? Куда он идет? Охотится ли этот парящий орел? Что собирается делать этот бегущий волк? Что находится за тем цветком?
Негативное пространство, окруженное туманом, не только подчеркивает субъект, но также вызывает определенные эмоции.
2. Задать эмоцию или настроение
Зачастую негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы. Однако, используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.
В психологии есть целая отрасль, изучающая реакцию человека на определенные цвета. Теплые оттенки – красные, оранжевые, желтые – вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же – синий, зеленый, фиолетовый – заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
Таким образом, пешеход, идущий вдоль оранжевой стены, передает ощущение энергии не только за счет своей позы, но также благодаря цвету фона. Оранжевый зачастую ассоциируется с энергией, восхищением, энтузиазмом, возбуждением и теплотой.
Субъект, вокруг которого слишком много негативного пространства, будет выглядеть одиноким и изолированным, но, когда пространства слишком мало, это может вызвать ощущение клаустрофобии.
Почти монотонная стена делает минималистичную композицию намного привлекательнее.
3. Простота и минимализм
Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Представьте, что вы стоите посреди поля с пышными дикими цветами. Это сплошная каша, состоящая из контрастирующих цветов. Как получить хороший снимок в таких условиях?
Если поместить в кадре один цветок, создать мелкую глубину резкости и затенить фон, беспорядочный пейзаж сузится до одного конкретного субъекта.
Продуктовая фотография, при работе с которой предмет располагается на белом фоне – еще один пример минималистичного подхода, где использование негативного пространства упрощает композицию и привлекает внимание к вещи.
4. Пространство для текста
Если вы планируете продавать снимки на фотостоках, знайте, что наличие негативного пространства играет особенно важную роль для покупателей. Именно в нем они помещают свой рекламный текст, названия журналов и заголовки статей. Словам нужно свободное место. Так же, как отступы в тексте повышают читабельность, делая текст менее густым и более дружелюбным, пространство вокруг текстового блока на фотографии позволяет ему выглядеть свободным и привлекательным.
Три предостережения
Вы слышали о трех мушкетерах. Три предостережения – это их менее авантюрные братья.
Статуя Мартина Лютера Кинга смотрит влево, поэтому там должно быть негативное пространство, чтобы его взгляд был направлен на что-то, а над головой нужно немного больше свободного места.
1. Достаточно ли пространства для маневров?
Наши глаза отлично умеют следовать заданному направлению. Если субъект куда-то смотрит или двигается, должно быть достаточно места, чтобы зритель мог представить это движение или взгляд.
Подумайте о человеке, едущем на велосипеде справа налево. Если он расположен в правой части кадра, есть достаточно пространства, а зритель может без труда представить движение велосипедиста. В противном случае получается так, что субъект расположен слишком близко к своей конечной точке в кадре и создается неприятное ощущение сдержанности. В кадре недостаточно места, чтобы можно было представить это движение.
Теперь давайте возьмем портрет в профиль, человек на котором смотрит влево. Нам нужно пространство, чтобы представить, на что направлен его взгляд. Поместите субъект слишком близко к левой грани и появится ощущение, что направление взгляда отсекается.
Камни и деревья не двигаются, но эффект при расположении большей части негативного пространства слева отличается от того, который создается при помещении его справа.
2. Как понять, что негативного пространства слишком много?
Если возникает ситуация, когда пространства недостаточно, может произойти и противоположное – его очень много или оно расположено неправильно. Никому не станет лучше, если за велосипедистом или моделью будет куча ненужного пространства. До тех пор, пока вы не пытаетесь придать субъекту маленький, одинокий и неважный вид, нужно ограничивать количество негативного пространства.
Есть жесткое практическое правило, которое гласит, что негативного пространства должно быть больше, чем позитивного. Насколько? Примерно в два раза. При превышении этого порога субъект начинает выглядеть неважным. Однако, придерживаясь правила, вы получите приятный глазу результат.
3. Не забываете ли вы о своей цели?
Обращая всё внимание на субъект, легко забыть о фоне и негативном пространстве, которое он содержит. Когда вы сфокусированы на том, чтобы запечатлеть двигающийся предмет, как, например, тот орел, уделяете ли вы внимание фону, чтобы потом не пришлось часами заштамповывать линии электропередач в Photoshop? Выделяется ли пасущийся буйвол на фоне белого снега или смешивается с лесом позади него?
Компонуя снимок, остановитесь и спросите себя: «Зачем я использую негативное пространство?» Нужно ли оно, чтобы задать контекст происходящего или вычеркнуть его из кадра? Хотите ли вы изолировать и подчеркнуть субъект или показать его незначительность? Создаете ли вы ощущение движения или окутываете субъект загадочной пеленой?
Вам нужно четко определиться с целями использования негативного пространства, если хотите использовать его в качестве поддерживающего элемента. Помимо Оскара, который получает звезда фильма, есть награда для актера второго плана. Фильм не был бы таким без второстепенных ролей и ваши снимки тоже не смогут повлиять на зрителя без поддержки негативного пространства.
Какой ваш любимый способ использования негативного пространства? Расскажите в комментариях!
Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает
Нашел интересную информацию об одном из понятий композиции в кадре. Думаю, эта концепция поможет при создании интересной, цепляющей фотографии
Ведь что мы продаем? Не предмет — одежду, мыло, фотофоны — это много кто продает. Наши заказчики покупают не конкретные предметы, они совершают свой выбор, исходя из своих, внутренних причин (как любят сейчас говорить, закрыть свою боль). Мы все покупаем время, радость, здоровье, возможность отдохнуть или заработать.
Исходя из этого, наши фотографии должны предлагать именно это. То есть на фото должен быть объект съемки и должен быть так называемый посыл, эмоция которые мы хотим передать нашему покупателю.
Итак.
Внутри границ кадра изображение состоит из двух пространств, которые всегда взаимодействуют между собой. Это непосредственно объект съёмки и пространство, которое его окружает. И не просто окружает, это пространство формирует конечный образ, возникающий у нашего заказчика.
Если говорить научными терминами, то место, которое в кадре занимает объект съемки — это позитивное пространство. А пространство, которое его окружает — негативное пространство.
С этой точки зрения, хочу заметить, очень удобно компоновать кадр. Если у нас один объект (куколка, к примеру) или несколько объектов, которые слились (чашка с блюдцем), то и позитивное пространство у нас одно.
Если у нас два главных объекта (две куколки стоящие друг против друга, мыло ручной работы и масло для тела), позитивное пространство разделяется на несколько частей.
Все остальное вокруг — негативное пространство. И оно является полноценным участником кадра, так как его границы и определяют то, что вы снимаете. А также задает тон, историю или эмоцию в кадре. Природа не терпит пустоты. Кадр тоже.
Все помнят правила компоновки?
Не ставить объект съемки на край кадра, не разделять кадр вертикальной линией, не загромождать окружающее пространство множеством разрозненных предметов. Если посмотреть на эти ограничения с точки зрения негативного пространства, все становится гораздо проще — не нарушать целостность, не разрывать и не загромождать пространство. Соблюдаем баланс, господа!
Любой продающий (да и вообще любой) кадр начинается с сюжета, так как кроме воздуха для главного объекта, негатив дает нам некую историю. Мы видим место действия, обстоятельства, антураж, а значит и эмоцию или некую идею, которые он передает нашему заказчику. Только не забывайте, главный признак негативного пространства – некая однородность. Ровный фон без резких цветовых пятен; предметы могут быть, но они немного размыты, отдалены от объекта съемки и воспринимаются как некое единое целое.
Кстати, основные ошибки тоже можно увидеть, если рассмотреть кадр с этой точки зрения
1. Сливающиеся цвета фона и объекта. Белое на белом, черная кошка в темной комнате. ну вы поняли. Негативное пространство формирует границы позитивного пространства, а в этом случае границы размываются. Как и целостность основного объекта
2. Свалка. Здесь обратный эффект. В этом случае именно негативное пространство перетягивает на себя внимание, и опять же теряется целостность и баланс.
3. Развал композиции. Это когда негативное пространство содержит посторонние предметы, которые не связаны с общей идеей снимка. Особенно если эти объекты ярче, или крупнее, или более четко обозначены. То есть появляется новое, второе позитивное пространство, которое перетягивает на себя внимание и создает дисбаланс.
Теперь поговорим, как можно использовать негативное пространство.
1. Изолировать объект и привлечь к нему внимание. Размытый фон, однородный или контрастный фон — и негативное пространство заставляет объект выделиться, четко очерчивая границы. Глаза зрителя «отдыхают» на пустой области снимка. Это улучшает восприятие фотографии. Негативное пространство помогает избежать перегруженных фотографий.
2. Задать эмоцию или настроение. В зависимости от цвета, от наполненности (или загруженности) кадра у нас возникает конкретная эмоция. Используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности, приглушенные цвета дают ощущения спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы.
Если наполнить кадр определенными предметами, можно создать фото в стиле Прованс, винтаж, минимализм. Все зависит от идеи.
3. Простота. Используя настройки фотоаппарата можно при необходимости упростить общую композицию и выделить главный объект. Глубина резкости, освещение, измененный ракурс — все зависит от ситуации и главной идеи снимка.
Даже девушку в ярком платье можно выделить на фоне пестрого многотравья на лугу. К примеру, создать мелкую глубину резкости и затенить фон. Или духи на фоне ярких огней ночного города.
Сюда можно отнести минимализм — предмет на белом фон. Но минимализм может быть выражен и более интересно. Для того, чтобы задержать взгляд заказчика, желательно, чтобы негативное пространство было фактурным. Фактура делает даже пустое пространство интересным и заставляет дольше разглядывать снимок.
И в конце еще одно (тут немного!)
Есть правило — негативное пространство должно превышать позитивное примерно в два раза.
К примеру, предмет на фотофоне должен занимать не более 30% места от общей площади. Тогда можно снимать под разными ракурсами и обрезать лишнее без риска что вашему предмету станет тесно.
При правильном использовании негативное пространство обеспечивает естественный баланс с положительным пространством в композиционной сцене. Получить такой баланс на практике довольно сложно, ведь само определение достаточно субъективное.
Кстати, крутые блогеры предрекают, что в следующем году в тренде будет нестандартное негативное пространство. В первую очередь это съемки на природе. Поживем, посмотрим.
Автор последнего фото, на природе Александр Сляднев
Негативное пространство в дизайне: советы и практики
Мы часто думаем, что для нас плохо молчание, пустота или бесцветность. Мы принимаем их как должное, не думая, что они являются прочной основой контраста. Только тишина позволяет нам понять значение звука. Только негативное пространство позволяет нам чувствовать цвета ярче и глубже, когда они появляются на сцене. И только отсутствие воздуха позволяет нам понять, насколько он важен. Сегодня мы говорим о воздухе в дизайне. Давайте обсудим негативное пространство.
Что такое негативное пространство в дизайне?
В принципе, негативное пространство — или пустое пространство, как его часто называют, — это область макета, которая остается пустой. Это может быть область не только вокруг объектов, которые вы размещаете в макете, но и внутри них. Негативное пространство — не только определяет границы объектов, но и создает необходимые связи между ними в соответствии с принципами Гештальта и создает эффективную визуальную композицию. Благодаря этому пустое пространство является законным элементом дизайна, который оказывает большое влияние на восприятие пользовательского интерфейса.
«Негативное пространство похоже на холст: это фон, который объединяет элементы в дизайне, позволяя им выделяться», — говорит Мэдс Согаард из Interaction Design Foundation.
Негативное пространство в графическом дизайне часто встречается в логотипах, на иллюстрациях, плакатах и леттеринге, где оно становится активной частью визуальной презентации, делая ключевые объекты еще более выразительными. Например, в приведенной ниже иллюстрации блога мы можем видеть, как фоновый элемент (луна) играет роль контрастного отрицательного пространства, что делает космонавта более ярким и динамичным.
В дизайне пользовательских интерфейсов для веб-сайтов и мобильных приложений применение негативного пространства является значимым фактором высокого удобства использования и навигационной способности интерфейса. Негативное пространство вокруг элементов макета также называется макропространством, тогда как пространство внутри этих элементов — микропространством.
В чем разница между белым пространством и негативным?
Короткий ответ: никакой разницы. Эти понятия полностью взаимозаменяемы.
Почему это явление отражается в двух разных терминах? Легко ответить, если проследить происхождение. Термин «белое пространство» происходит из дизайна печати, с тех пор, когда страницы были в основном белыми, поэтому белое пространство было вокруг, между буквами и символами, а также вокруг иллюстраций. Сегодня, используемый в дизайне, этот термин не имеет ничего общего с белым цветом: все дело в пустом пространстве, а не в цвете. Термин «негативное пространство» происходит из фотографии: на фотоснимках, положительное пространство — это то, что привлекает внимание (объекты), и, соответственно, фон — негативное пространство.
Важно помнить, что негативное пространство в веб-дизайне не обязательно должно быть только белым — вы можете использовать любой цвет, текстуру, ровный узор или фоновое изображение.
Почему негативное пространство важно?
Представьте себе, что вы вошли в комнату, полностью заполненную различными предметами. Полки, коробки, сумки, груды книг и одежды, стол, забитый различными вещами. Сможете ли вы сконцентрироваться на таких условиях? Вам действительно нужны все эти вещи прямо сейчас? Сможете ли вы найти то, что вам нужно, и сколько времени потребуется? Это то же самое, что испытают пользователи, открывая страницы без свободного воздуха негативного пространства.
Как клиенты, так и некоторые дизайнеры могут захотеть разместить на одной странице или экране как можно больше элементов и функций, думая, что это будет полезно для потребителей. Но это ошибка: на самом деле пользователям не нужно все сразу. Более того, слишком много элементов без достаточного количества воздуха значительно повышают уровень отвлечения: перегруженные информацией и интерактивными элементами, и пользователям приходится прилагать усилия, чтобы найти то, что нужно. Как заметил Ааррон Уолтер: «Если все кричит, то ничего не слышно».
Среди преимуществ продуманного применения негативного пространства в дизайне мы могли бы упомянуть следующее:
- оно поддерживает чтение страницы;
- оно улучшает визуальную иерархию;
- оно поддерживает визуальную связь между элементами;
- оно обеспечивает достаточно воздуха на странице, чтобы она не чувствовалась загроможденной;
- оно фокусирует внимание пользователя на основных элементах и уменьшает уровень отвлеченности;
- оно добавляет стиль и элегантность на страницу.
Например, давайте посмотрим на целевую страницу Big City Guide. Здесь дизайнер применяет фоновое фото, и оно играет роль негативного пространства. Более того, элементы фотографии и надписи основного элемента взаимосвязаны: это делает отрицательное пространство активным элементом дизайна и придает странице единый гармонический вид.
Факторы, на которые влияет негативное пространство
Грамотное применение отрицательного пространства может оказать значительное влияние на следующие факторы пользовательского опыта.
Читаемость и удобочитаемость: если между элементами недостаточно места, они становятся трудночитаемыми и их восприятие требуют дополнительных усилий. Балансировка негативного пространства, особенно микропространства, решает эту проблему и делает процесс чтения более естественным. Таким образом, негативное пространство напрямую влияет на эффективность типографики на странице.
Брендинг: если вы рассмотрите какой-либо логотип, вы обнаружите, что дизайнеры определяют соответствующее количество негативного пространства вокруг него, чтобы он воспринимался правильно. Нарушение этих правил портит восприятие логотипа.
Исходя из этого, негативное пространство оказывает влияние на визуальное восприятие в таких аспектах, как:
- текстовое содержимое;
- графический контент;
- навигация;
- идентичность бренда.
Давайте рассмотрим несколько примеров. Вот главная страница The Big Landscape. Без каких-либо визуальных фреймов и таблиц, из-за сбалансированного использования негативного пространства дизайнер создает сильную визуальную иерархию и позволяет пользователю сканировать различные блоки контента за считанные секунды. Таким образом, дизайн выглядит организованным, но и легким и воздушным. Белый фон и компоновка делают его похожим на страницу журнала, которая гармонично информирует читателя о целях и характере этого сайта.
Другим примером является приложение Upper: здесь негативное пространство черное, что создает отличный контраст с основными элементами интерфейса. Для всего экрана используется только одна прямая линия. Тем не менее, все макеты выглядят организованными и хорошо читаемыми из-за достаточного количества воздуха и без отвлекающих факторов. Пространство также поддерживает стилистическую элегантность, чтобы способствовать эстетическому удовлетворению.
Проблемная зона
1. Сложная терминология. Когда вы говорите с клиентами, которые могут быть не знакомы с условиями дизайна, убедитесь, что вы доносите значение негативного пространства, прежде чем описывать дизайн-решения. Для не-дизайнера может быть сложно понять, почему «этот экран нуждается в большом количестве белого пространства».
2. Желание уменьшить негативное пространство, чтобы разместить больше элементов на странице или экране. Это происходит не только в дизайне интерфейсов: вы можете услышать, как дизайнер интерьера рекомендует сохранить некоторое пространство для клиента, который хочет 4 книжных шкафа в одной комнате вместо 2, или архитектор, объясняющий, почему существует необходимость в пустом пространстве вокруг здания.
3. Плохая приоритизация. Негативное пространство не является залогом успеха, если за интерфейсом не стоит продуманная информационная архитектура.